История музейного дела во Франции, XIU-XIX вв
Таким образом, «культура музеев» во Франции формировалась на всем протяжении XVIII века, а Великая Французская революция явилась толчком для создания во Франции первой в Европе сети специализированных музеев. Уже в последнее десятилетие XVIII века оформляются первые художественные, исторические и естественнонаучные музеи. В самом начале XIX века, в 1801 году, создается сеть провинциальных музеев… Читать ещё >
Содержание
- Актуальность темы. В конце XX века перед музееведами всехн стоит проблема осмысления феномена музея в современном мире. Именно от ее решения зависит развитие всех сторон деятельности музея в будущем
Не случайно, что одна из последних Генеральных конференций. Международного Совета музеев (ИКОМ), была посвящена теме «Музеи: переосмысление границ?» (1). Естественно, что подобный вопрос не может быть решен без учета всей истории развития музейного дела. Как отметил в одном из своих выступлений президент ассоциации хранителей музеев Франции Ф, Жессю, «думать о музее сегодня — это размышлять о его истории и об Истории человечества» (2), поскольку развитие музея напрямую зависит от изменений, происходящих в окружающем его обществе.
Научная дисциплина, занимающаяся изучением истории музейного дела, до сих пор находится в стадии становления. Лишь в нашем столетии было осознано, что без изучения и дальнейшего осмысления истории музеев невозможно на высоком профессиональном уровне решать многие вопросы теории, практики, и даже методики музейного дела. Тем: более очевидной нам представляется необходимость знакомства с историей музейного дела в странах, имеющих как богатую историю, так и интересную современную практику развития музеев. История зарубежного, в том числе французского, музейного дела, которой посвящено данное исследование, до сих пор остается для отечественных специалистов практически неизвестной. Поэтому нал" представляется довольно своевременным исследование, основанное на соотнесении истории формирования музейного дела во Франции с историей страны в целом и историей культуры в частности. Франция нами выбрана потому, что именно здесь достаточно рано была сформирована одна из первых в Европе сеть основных профильных групп музеев, ставшая примером для музейного строительства во многих странах, в том числе и в
России. При этом французские музеи столкнулись с проблемами взаимодействия музея и общества, которые затем решались и российскими музеями.
Хронологические рамки изучаемой темы — конец XIV — вторая половина XIX века — позволяют осветить длительный домузейный этап развития французских коллекций с момента появления первых королевских и княжеских (с XIV века), а затем и частных собраний (с XV- XVI веков), их формирование в эпоху Ренессанса (в XVI веке) и дальнейший расцвет в XVII- XVIII веках, охарактеризовать зарождение музейности в рамках, традиционных коллекций, появление первых публичных музеев разных профильных групп, а также оформление сети музеев в масштабах страны вплоть до создания в 1870-х годах централизованной организационной структуры, существующей до сих пор. Именно с 1870-х годов деятельность музеев во Франции начинает регламентироваться законодательно, в масштабах страны начинают решаться вопросы приобретения предметов и подготовки музейных кадров (3).
В истории музейного дела во Франции в указанных временных рамках мы выделяем два основных периода его развития — домузейный и музейный. Им соответствуют главы диссертационного исследования. Границей между ними мы считаем — достаточно условно — 1789 год, начало Великой Французской революции, которая послужила толчком к формированию во Франции музейной сети.
Степень научной разработанности проблемы. При написании диссертации была изучена довольно обширная
литература как по истории музейного дела во Франции, так и по истории, культурологии, истории философии, истории искусства, археологии. Все привлеченные к исследованию труды можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, это исторические исследования общенаучного характера («История Франции», «История Европы» и др), позволившие вписать основные события развития музейного дела во Франции в общий исторический контекст (4).
Большую помощь в определении соотношения феномена музея и общества, в котором он существует, оказало знакомство с развитием философской и исторической мысли в разные периоды истории Франции (5), современные культурологические труды (Ж.- П. Бабелон, А. Шастель) (6). Они позволили охарактеризовать многие стороны жизни французского общества, оказывавшие в разное время влияние на формирование как самой идеи музея, так и отдельных частных и публичных коллекций. Некоторые из этих работ дают характеристику явлений, напрямую связанных с развитием сети французских музеев. Это вопросы охраны памятников (П. Леон, А. Фермижье) (7), организации ученых обществ (Фр. Берсэ, Л. Лагранж) (8), управления искусствами в целом и музеями в частности (Г. Моннье) (9).
В особую группу выделим исследования, посвященные домузейному периоду во Франции — истории коллекций и их создателей. Их основной чертой, за исключением работ Э. Боннаффэ (10) и К. Помяна (И), является описательный характер.
Самой обширной группой исследований является
литература, посвященная страницам истории отдельных музеев, а также музеям целых регионов. Число материалов по данной теме постоянно растет. Прежде всего, необходимо отдельно выделить работы Ж. Базена, посвященные исследованию истории художественных музеев во Франции и других европейских странах (12). Кроме того, издаются труды, посвященные истории музеев отдельных городов, прежде всего Парижа (H.H. Калитина, Р. Конь^гН13), некоторых провинций (П. Ангран) (14), отдельным музеям (15). Многие из этих материалов опубликованы в журналах «Revue de l’art», «Revue de l’art ancien et moderne», «L'oeil», «Revue du Louvre et des musees de France», «Gazette des beaux- arts», результаты исследований последних лет становятся известны благодаря многочисленным семинарам и коллоквиумам, организуемым во Франции в 1980—1990-ые годы.
Литература этой группы имеет для нас особое значение с точки зрения содержащегося в ней фактического материала. К тому же, современные авторы (Э. Поммье, Ш. Жоржель) все чаще, особенно в последние, 1990-ые годы, отходят от описательности, свойственной этой литературе в предыдущие периоды, и вовлекают в круг своих научных интересов все новые материалы, что позволяет им не отрывать историю музеев от развития культуры и общества в целом. Как уже было отмечено, число этих исследований огромно и практически не поддается полному изучению. В связи с этим был необходим их предварительный отбор. При этом мы пользовались специализированными отечественными («История музейного дела. Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы») (16) и иностранными («Музеологическая библиография», издаваемая Центром документации при Национальном Совете музеев Франции) (17) библиографическими изданиями. Это, на наш взгляд, помогло избежать случайности и фрагментарности в выборе литературы. К изучению мы привлекали лишь работы, посвященные особо значимым для логики нашего исследования коллекциям и музеям.
К этой же группе исследований тесно примыкает еще одна -немногочисленные работы об отдельных личностях, сыгравших видную роль в истории музейного дела (18). Для более полной характеристики музейных деятелей Франции использовались издания справочного характера — словари и энциклопедии, дающие возможность расширить наши знания биографического материала (19).
И, наконец, в отдельную группу исследований выделим работы, посвященные дискуссионным проблемам музейного дела — времени появления музеев во Франции (Ш. Жоржель, К. Помян) (20), периоду формирования определенных групп музеев (Э. Поммье) (21) и развитию отдельных функций музеев (Д. Пуло) (22). Их авторы, нередко высказывая полярные точки зрения на одни и те же проблемы, заставляют по-новому взглянуть на многие страницы истории музейного дела во Франции, казавшиеся несколько десятилетий назад бесспорными.
Таким образом, обзор литературы показывает, что проблемы формирования первых коллекций, постепенного приобретения ими музейных черт, создания и развития во Франции сети специализированных профильных музеев вплоть до законодательного регламентирования работы музеев в 1870—1890-х годах, до сих пор не были рассмотрены в широком историко-культурном контексте. Довольно полное освещение в зарубежной исследовательской литературе получили лишь отдельные страницы истории музейного дела во Франции, не связанные в единый процесс. Основная часть изученной нами литературы требует объективного научного обобщения.
Характеристика источниковой базы исследования составлена с учетом классификации письменных источников, разработанной Л. Н. Пушкаревым, условно подразделяющей все источники на делопроизводственные (документальные) и повествовательные (23).
Первой группой делопроизводственных источников являются статистические материалы. Они дают представление о количестве коллекций и музеев в отдельных городах Франции и в стране в целом в разные эпохи (24), что позволяет рассматривать эти вопросы в динамике.
Во вторую группу делопроизводственных источников входят актовые материалы, государственные акты и постановления, касающиеся музейного строительства во Франции. Нами были изучены документы, относящиеся к эпохе Великой Французской революции, когда в стране зарождались система специализированных музеев и охрана памятников (25).
Третью группу делопроизводственных источников составляют канцелярские материалы, в первую очередь деловая переписка известных деятелей музейного дела Франции (26). Особый интерес этих источников заключается в том, что вопросами создания музеев в стране занимались высшие должностные лица государства, роль которых в музейном строительстве практически неизвестна, поскольку изучена гораздо меньше, чем другие стороны их деятельности.
Значительно более разнообразный характер по сравнению с делопроизводственными имеют повествовательные источники, которые зачастую носят и исследовательский характер.
Прежде всего, это публикации музейных сотрудников и лиц, по роду службы занимавшихся вопросами управления государственной сети музеев, в том числе директоров изящных искусств Ш. Блана (27)и Ф. Де Шеневьера (28) в издававшейся с 1859 года «Gazette des beaux-arts». Были исследованы материалы этого журнала за 1859 — 1870-ые годы. Большое значение источники ¿той группы имеют для характеристики состояния музеев провинции в 1850 — 1870-ые годы, поскольку современная французская исследовательская
литература в основном посвящена проблемам зарождения и становления провинциальных музеев в конце XVIII- начале XIX века.
Важной группой повествовательных источников являются также каталоги коллекций и музеев (29). Они содержат ценный материал о составе коллекций и этапах их формирования. Особо значимыми для решения этого круга проблем являются каталоги исторических, естественнонаучных и провинциальных музеев, о которых в исследовательской литературе зачастую существуют лишь отрывочные сведения, связанные с самыми яркими страницами их существования. Источники этой группы также дают возможность более подробно охарактеризовать деятельность тех людей, которые были причастны к созданию и развитию французских музеев. В первую очередь это относится к каталогам крупнейших французских музеев XIX века — музея Французских памятников, музея Терм и отеля Клюни, Музеума естественной истории, художественного музея в Лувре, известных провинциальных музеев городов Дижон, Нант, Авиньон, а также каталогам коллекций П.- Ж. Мариэтта, П. Кроза, Н. Фуке и др.
И, наконец, последней группой используемых повествовательных источников являются записки и воспоминания современников (30). Так, сборник воспоминаний о Лувре (31), собравший высказывания о крупнейшем художественном музее страны с момента его открытия в 1793 году до настоящего времени. Особенно значимы эти воспоминания для изучения первоначального периода деятельности музея в конце XVIII — начале XIX. века, поскольку они расширяют представления о построении его экспозиции в то время и о тех людях, которые могли посещать тогда музей. Эти данные позволяют сформулировать новаторство деятельности Лувра в тот период по у
-х.сравнению с предшествующей эпохой. Кроме того, эти воспоминания дают возможность сравнить восприятие музея французами и иностранцами, видевшими и другие европейские музеи.
Объектом исследования является музей во Франции как социально-культурный феномен.
Предмет исследования — изучение генезиса и эволюции музея во Франции.
Цель: Выявление характерных черт становления и эволюции института музея во Франции в историко-культурном контексте. Из цели вытекают следующие задачи:
— выявить основные факторы, оказывавшие влияние на развитие музейного дела во Франции-
— проследить формирование самого понятия «музей» во Франции-
— исследовать историю музейного дела во Франции в указанных хронологических рамках, соотнести ее с развитием культуры в целом-
— раскрыть характерные черты формирования музейного дела во Франции на разных его этапах.
Методологическая основа исследования. Рассмотрение процесса зарождения и развития музейного дела во Франции основывается на положениях отечественной и зарубежной культурологии (С.Н. Иконникова,
В.А. Щученко, А. Шастель, А. Мартэн), рассматривающей отдельные явления и феномены в широком историко-культурном контексте, пытаясь найти, понять и объяснить главные пружины и закономерности, которым подчиняется их развитие.
Осознание и изучение истории музейного дела как части культурного наследия человечества привело к необходимости обратиться к ее пониманию в современной теории музееведения. В связи с этим принципиальное значение имела концепция таких исследователей, как 3. Странский и А. Г’регорова, которые определяют музееведение как научную дисциплину, предметом которой является познание специфического отношения человека к действительности, объективирующегося через различные музейные исторические формы (32). Согласно взглядам этих авторов, один из компонентов структуры музееведения, генетический аспект, охватывает историю понимания музейности (33) и предполагает изучение ее институционированной формы — самого музея и его функций (34).
Методы исследования. При анализе процесса становления института музея и рассмотрении вопросов изменения тематики кабинетов применяется историко-генетический метод, направленный на анализ развития исторических явлений.
Историко-тилолощческий метод^ упорядочивающий, совокупность объектов по качественно определенным группам на основе их существенных признаков, позволил разделить историю музейного дела во Франции на периоды, дать характеристику определенных этапов развития коллекций и отдельных групп музеев.
Историко-сравнительный метод исследования, раскрывающий сходство черт в различных явлениях, использован для сравнения развития музейного дела во Франции и в других европейских странах.
Научная новизна диссертационного исследования определяется:
— введением в оборот большого количества иностранных (франко- и англоязычных) источников, ранее не привлекавшихся к изучению в нашей стране.
— возможностью по-новому оценить биографии многих известных французских политических деятелей и деятелей культуры, причастных к музейному строительству.
— введением истории музейного дела во Франции в контекст развития французского общества в XIV- XIX веках.
— оценкой влияния различных политических, социальных и культурных факторов на процесс генезиса и становления музея во Франции,
— выявлением этапов формирования главных музейных функций: документирования и образовательно-воспитательной во Франции.
— исследованием на конкретном материале вопросов теории музееведения и определением истоков многих музейных проблем, существующих до настоящего времени.
— приумножением знаний о музейном деле во Франции, что представляется особенно актуальным в связи с ранним оформлением именно в этой стране некоторых профильных групп музеев (естественнонаучных, исторических) и влиянием организационной структуры французских музеев на развитие музейного дела в других европейских странах.
Практическое значение исследования определяется подробным освещением формирования самого понятия «музей» и функций музея на материале Франции.
В связи с этим данная работа предназначена историкам музейного дела, занимающимся изучением не только зарубежного, но и отечественного музееведения, поскольку именно во Франции зародились некоторые специфические формы взаимоотношения общества и музея: влияние идеологического фактора на содержание музейной работы, вмешательство государства в комплектование коллекций музея, централизованное
11 управление музеями, свойственные и для России. Материалы диссертационного исследования могут служить основой при написании очерков французской истории и культуры, а также при составлении обобщающих исследований по истории музейного дела в Европе.
Материалы данной работы могут быть использованы для подготовки спецкурса для студентов специальности «музееведение» «История музейного дела во Франции», а также включаться в курсы по истории Франции и истории культуры.
Кроме того, диссертация, поднимающая вопросы эволюции деятельности музея в связи с новыми требованиями, предъявляемыми к музею обществом, обращена к музееведам — практикам, ведущим поиск новых форм и решений работы музея сегодня.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав и заключения. Справочный аппарат включает примечания, библиографический
список и ряд
приложений: именной указатель, содержащий сведения о коллекционерах и музейных деятелях Франции, хронологические таблицы по истории Франции, развитию музея в Лувре в 1793- 1870-х годах (изменение его названия и подчиненности), диаграмму, характеризующую динамику роста числа музеев во Франции в конце XVIII — XIX веке и иллюстративный графический материал.
История музейного дела во Франции, XIU-XIX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Рассмотрев историю возникновения и развития коллекций и музеев во Франции на протяжении нескольких столетийс XIV века до второй половины XIX века-, мы пришли к следующим выводам.
Коллекционерство во Франции зарождается параллельно с аналогичными процессами в других европейских странах и быстро, уже к началу XVI века,' становится заметным феноменом в жизни французского общества.
Собирание коллекций превращается в явление, охватывающее буквально все слои населения. Принадлежность к элите не означает обязательного наличия коллекции, но сама коллекция позволяет даже незнатному человеку быть принятым в круг избранных- «любителей», как их называли во Франции.
Своего особого расцвета в предмузейный период коллекционерство достигает в XVIXVIII веках, когда для коллекций появляется даже особое названиекабинет. Состав кабинетов определялся не только степенью богатства и образованности их владельцев, но и общими тенденциями в развитии этого явления во Франции и в Европе.
Первоначально кабинеты полностью отвечали ренессансной идее о возможности имитации природы и ее познания на основе специально созданного микромира. Состав кабинетов исчерпыват состав вселенной, здесь должны были быть сосредоточены предметы, характеризующие все процессы, происходящие в мире.
Уровень развития науки не всегда позволял составлять коллекции на действительно научной основе. Однако XVII векпервый век науки в современном значении этого понятия — привнес существенные изменения как в знания человека о мире, так и в представление этого мира в кабинетах.
В конце XVIIXVIII веках коллекции становятся более специализированными по профилю, все чаще в них входят дисциплины естественнонаучного цикла. Этот процесс изменения тематики кабинетов по-своему отразила и знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел" — понятию «кабинет» в ней отведено лишь несколько строк, тогда как кабинету натуральной истории посвящена обширная статья, подробно описывающая состав такого кабинета.
В XVIII веке происходят и сдвиги другого характера — в рамках отдельных коллекций начинают формироваться многие музейные черты. Прежде всего, мы имеем в виду оформление принципа доступности коллекций для публики, основанного на идеях эпохи Просвещения. Эти представления предполагают образовательное назначение коллекций образцовых произведений для художников (в качестве моделей для подражания) и для любителей (в качестве объектов изучения). Именно поэтому в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» создание музея связывалось с открытием королевского собрания, в которое входили признанные шедевры европейского искусства. Открытыми для посетителей в XVIII столетии становятся многие коллекции. Это собрания при академиях и школах рисунка, частные кабинеты, королевский кабинет, открытый для посещений в Люксембургском дворце в 1750—1779 годах. Однако — и это одна из особенностей развития музейного дела во Франции — музей на основе королевского кабинета так и не был открыт вплоть до эпохи Великой Французской революции, хотя в: XVIII веке по всей Европе шел активный процесс создания музеев на основе королевских и княжеских коллекций.
Формирование музейных черт в рамках кабинетов в этот период выражается и в постановке вопросов значимости предметов как исторических источников. Именно к XVIII веку относятся первые попытки увековечивания местной древней и новой истории в собраниях Арля, Дижона, Тулузы. Впервые решаются вопросы реставрации памятников прошлого и вырабатываются методы организации экспозиции.
Таким образом, «культура музеев» во Франции формировалась на всем протяжении XVIII века, а Великая Французская революция явилась толчком для создания во Франции первой в Европе сети специализированных музеев. Уже в последнее десятилетие XVIII века оформляются первые художественные, исторические и естественнонаучные музеи. В самом начале XIX века, в 1801 году, создается сеть провинциальных музеев, выделяемых в отдельную группу в связи со спецификой процессов, происходящих во французской провинции и комплексным характером их коллекций.
И если для предшествующих периодов истории Франции мы можем говорить о постоянном внимании, которое уделяла королевская власть коллекция^ и развитию искусств в целом, то музейный этап, начинающийся в конце XVIII века, лишь усиливает эти тенденции. Государство активно влияет на жизнь французских музеев (не случайно, что управляются они почти постоянно министерством внутренних дел страны), и в этом нам видится основная особенность развития института музея во Франции. Иногда это внимание центральной власти усиливается личным интересом, проявляемым к развитию музеев руководителем государства. Эта тенденция прослеживается особенно в годы правления Наполеона I, ЛуиФилиппа и Наполеона III. При этом нередко даже в XIX веке остается неразличимой грань между коллекцией публичного государственного музея и личной коллекцией монарха в его резиденции. Так, например, в 1810 году торжества, связанные с бракосочетанием французского императора Наполеона I и австрийской принцессы Марии-Луизы, проходили в Большой галерее Лувра. На весь период праздника доступ в художественный музей, существовавший к тому времени в Лувре, был закрыт. При Луи-Филиппе коллекции, приобретавшиеся самим монархом, были открыты для посещений публики. Кроме того, Луи-Филипп лично принимал участие в формировании концепции другого музея, исторического музея в Версале. Император сам.
177 утверждал тематику произведений, которые должны были занять место в экспозиции этого музея.
Централизация и иерархичность в управлении французскими музеями окончательно оформились лишь в годы III Республики, когда деятельность музеев, нередко зависящая ранее от конкретной ситуаций в стране, начинает регламентироваться законодательно.
1. Вольтер Метафизический трактат // Вольтер Философские сочинения.-М.:Наука, 1989.-С.227−274.
2. Лабрюйер де Ж. Характеры, или нравы нынешнего века.-М.-Л, 1964.-414с.
3. Blanc Ch. Le cabinet de M. Thiers // Gazette des beaux-arts.- 1862. V.12. P.. 289−320.
4. Le Roux de Lincy La curiosite. Les artistes et les beauxarts a Paris, sous Louis XIV. Extraits du Livre Commode ou Tresor des Almanachs du faux Abraham du Pradel // Gazette des beauxarts.-1859. V.1.-P.221−231.
5. Boissier G. Le musee de SaintGermain // Revue des deuxmonde.-1881.-V.46.-P.721−749.
6. CantarelBesson Y. La naissance du musee du Louvre. La politique museologique sous la Revolution d’apres les archives des musees nationaux: 2 v.-P.:Ed. Par la Reunion des musees nat., 1981.1. V. l- 308 p. V.2- 298p.
7. Chennevieres Ph. Les musees de province // Gazette des beauxarts.-1865.-V.18.-P. 118−131.
8. Chevillot C. Liste des musees construits au XIX siecle // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecleP.: Musee d’Orsay, 1994.-P. 136−137.
9. Correspondance de l’abbe Terray. et de m. D’Angiviller, directeur general des batiments du Roi avec le premier peintre du Roi J.-B.-M. Pierre // Nouvelles archives de l’art francais.-3-eme serie.-1906.-T.XXI.-368p.
10. Costa D. Nantes: Musee Th. Dobree. Art merovingien.-P., 1964. 160p.
11. Courajod L. Eugene Piot et les objets d’art legues au musee du Louvre // Gazette des beauxarts.-1890.-V.3.-P.395−425.
12. Coypel A. Discours prononces dans les conferences de l’Academie Royale de peinture et de sculpture.-P., 1721.-190p.
13. Deleuze J. Histoire et description du Museum Royal d’histoire naturelle: 2v.-P., 1823.
14. V. l: 1823.-330p. V.2:1823.-720 p.
15. Dessins francais du XVIII siecle. Amis et contemporains de P.- J. Mariette. XXXVIII-e exposition du cabinet des dessins, Musee du Louvre: Catalogue /. Et. par L. Duclaux. -P.Musee du Louvre, 1967—106p.
16. Dictionnaire de Paris.-P.: Libr. Larousse, 1964.-592p.
17. Diderot D. Sur l’art et les artistes / Textes reunis et presentes par J. Seznec.-P.: Hermann, 1967 .-220p.
18. Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers: 17v. / Mis en ordre et publie par M. Diderot et. M. d’Alambert.1. P.:Briasson, 1754−1765.
19. Enlart C., Roussel J. Catalogue general du musee de sculpture comparee au palais Trocadero.-P., 1910.-296p.
20. Evelyn J. The diary of John Evelyn / With a prefactory note by W.E. Russell.-London-New-York, 1907.-406p.
21. Galichon E. De la Creation d’un nouveau musee // Gazette des beauxarts.-1862. V.13.-P.223−227.
22. Georgel P. Le musee des beauxarts de Dijon: Album.-Dijon Musee des beauxarts, 1985.-256p.
23. Gersaint E. F. Catalogue raisonne des diverses curiosites du cabinet de feu M. Quentin de Lorangere.-P., 1743.-296p.
24. Gonze L. Musee de Lille./ Gazette des beauxarts.1872. V.6.-P. 109−119,481 -497−1873.-V.7.-P.313−319- V.8.-P.62−68−1874.-V.9.-P.138−155, 241−251.
25. Guigard J. Nouvel armoriai du bibliophile. Guide de l’amateur des livres armories :2 v.-P.:Randeau, 1890.-V.I.- 392p. V.2. 496p.
26. Houssaye H. Les musees de province // Nouvelle revue des deux mondes.-1880.-V.38.-P.546−565.
27. Jacquemart A. Collection Sauvageot // Gazette des beauxarts.-1862.-V.13,-P.43−54, 228−240.
28. Jacquemart A. Les bronzes chinois au palais de l’industrie // Gazette des beauxarts.-1873.-V.8.-P.281−303,446−469.1874.-V.9.-P.53−71.
29. Lagrange L. Des societes des amis des arts en France. Leur origine, leur etat actuel, leur avenir // Gazette des beauxarts.-1861.-V.9.-P.291−301,V.10.-P.29−47,158−168, 227−242.
30. Lagrange L. Musees de province. Le musee de Marseille // Gazette des beaux-arts.-1859. V.4.-P.17−27, 65−77.
31. Lagrange L. Des expositions provinciales d’objets d’art et de curiosites // Gazette des beauxarts.-1859. V.2.-P.93−109.
32. Lenoir A. Description historique et chronologique des monuments et sculptures, reunis au musee des monuments francais.-P., 1803.-316p.
33. MazeSencier A. Le livre des collectionneurs.-P.:Libr.Renouard, 1885.-878p.
34. Mognetti E., Loye G. Avignon: Petit Guide du musee du Petit Palais. -Avignon, s.a.-34p.
35. Musee de Cluny: Guide.-P., 1986.-140p.
36. Museum d’histoire naturelle. Serres chaudes, galerie de mineralogie etc./ Par Ch. Rohault fils.-P., 1837.-102p.
37. Un nouveau visage: Musees de France: Album.-P.: Min. de la cuit., 1988.-162p.
38. Notice des statues, bustes et basreliefs de la galerie des antiques du Musee, ouverte pour la premiere fois le 18 brumaire an 9.-P., l 814.-180p.
39. Ronchaud L. Musee Napoleon III. Collection Campana // Gazette des beaux-arts.-1862 -V.12.-P.489−5021. V.13.-P.5−21,159−173.
40. SaintCyr de Rayssac Les beauxarts a l’exposition lyonnaise // Gazette des beauxarts.-1872 -V.6.-P.330−349.
41. Sommerard Ed. Musee des Thermes et de l’Hotel de Cluny. Catalogue et. description des objets d’art de l’antiquite, du Moyen Age et de la Renaissance, exposes au musee.-P., r883.-P.682~.
42. Vachon M. Le musee de la sculpture comparee au Trocadero // Gazette des beauxarts.-1880. V.21.-P.87−90.
43. Visiteurs du Louvre: Florilege par J.Galard.-P., 1993.-208p.1.
ЛИТЕРАТУРА
.
44. Базен Ж. История истории искусства. От Вазари до наших дней.-М.'.Культура, 1995.-526с.
45. Барг М. Эпохи и идеи. Становление историзмаМ., 1987.-350 с.
46. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения / Пер. с англ. Н. А. Белоусовой. -М.: Ис кусство, 1973. -153.
47. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIIIXV века: Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. В 2 т. Т.2.-М.:Искусство, 1977.-244с.
48. Глиссан Э. Философия искусства барокко // Курьер ЮНЕСКО.-1987. N 10.-С.18.
49. Грегорова А. К основным проблемам музееведения // Музееведение. Музеи мира: Сб.научн.тр. / НИИ культурыРед. Е. Е Кузьмина.-М., 1991.-С.27−38.
50. Жаммо Д. Эффективность малых музеев //Museum.-1984. № 141.-С.25−29.
51. Иконникова С. Н. Методологические аспекты теории культуры как науки // Методология и методы исследования культуры: Сб.научн.трудов.Вып, 89.-Л.: ЛГИКД984.-С.З-17.
52. История Европы: Науч.изд.: в 8 т. / Рос.Акад.наукред. Ю. Р. Ульянов.I1. М.: Наука, 1988.
53. Т.2: Средневековая история.-1992.-816с.
54. Т. З: От Средневековья к Новому времени.-1993.-656с.
55. Т.4: Европа Нового времени.-1994.-512с.
56. История музейного дела. Библиографический указатель отечественной и зарубежной литературы. -М., 1980. 136с.
57. История Франции / Под ред. А. З. Манфреда и др.: в 3 т.-М.Наука, 1972.1. Т. I.-360с. Т.2.-664с.
58. Капитана H.H. Музеи Парижа / 1-е изд.-Л.-М., 1967.-224с.-(Города и музеи мира).
59. Капитана H.H. Великая Французская революция и создание национальных художественных музеев во Франции (1789−1799) // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.2. История. Языкознание. Литературоведение.-1992.-Вып.2(9).-С. 15−21.
60. Кузнецов А. Особенности законодательства и организации охраны памятников архитектуры во Франции и Италии // По зарубежным музеям: Сб.ст. / Сост. и ред. A.C. Королева и П.И.ГалкинаМ., 1965.-С.134−168.
61. ЛевинсонЛессинг В. Ф. Первое путешествие Петра I за границу // Культура и искусство Петровского времени.-Л., 1977.-С.5−36.
62. Линдтвейт Т. История музеев науки и техники в Европе // Информационный бюллетень ИКОМ.-1991. № 3.-С.88−89.
63. Линник И. В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин.-Л. :Искусство, 1980.-144с.
64. Люблинская А. Д. Государство эпохи Возрождения в Западной Европе // Типология и периодизация культуры Возрождения / Под ред. В. И. Рутенбурга.-М. :НаукаД 978.-С.7−15.
65. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пос. / Под ред. К. Г. Левыкина, В.Хербста.-М.:Высш.шк.Д988.-432с.
66. Неверов О. Я. Памятники античного искусства в России Петровского времени // Культура и искусство Петровского времени.-Л.Д977.-С.37−53.
67. Перю Л., Жаммо Д. Постоянные экспозиции в провинциальных музеях естествознания //Museum.-1987. № 154.-С.54−58.
68. Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. / Под ред. В. И. Рутенбурга.-Л.:Наука, 1982.-218с.
69. Пищулин Ю. XVI Генеральная конференция ИКОМ // Мир музея.-1993.-№ 2.-С. 62−64.
70. Пушкарев Л. Классификация русских письменных источников по отечественной истории.-М.: НаукаД975.-282 с.
71. Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран // Музейное дело и охрана памятников: Обзорная информация. -М.: Гос. биб-ка СССР им. В. И. Ленина.-Вып. 1 .-40с.
72. Реизов Б. Французская романтическая историография. (1815- 1830).-ЛГУД956.-536с.
73. Саверкина И. В. Неизвестная коллекция петровского времени. Нумизматическое собрание А. Д. Меншикова // Памятники культуры. Новые открытия.-М.Д988.-С.343−350.
74. Саверкина И. В. Описи имущества частных лиц как источники по истории русской культуры первой четверти XVIII века.-СПб., 1995.-18с.
75. Странский 3. К основным проблемам музееведения // Музееведение. Музеи мира: Сб.научн.тр. / НИИ культурыРед. Е. Е Кузьмина.-М.Д991.-С.826.
76. Федоров А. Г. и др. История искусства зарубежных стран XVIIXVIII веков: Учеб. пос./ А. Г. Федоров, Н. В. Шафранская, В.И. РаздольскаяПод ред. В. И. Раздольской.-М.:Изобразител.искусство, 1988.-200с.
77. Фролов А. И. Частные коллекции дворянских усадеб (вторая половина XIXначало XX века) // Русская усадьба. Сб. Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ).-1996, № 2 (18).-С.69−78.
78. Хадсон К. Музеи влияния // Советский музей.-1992.-№ 2—С.14−2Г.
79. Хадсон К. Музеи влияния //Мир музея.-1993. № 4.-С. 19−23, 51−53.
80. Штейн А. Л. и др. История французской литературы: Учеб.пос. / А. Л. Штейн, М. Н. Черневич, М. А. Яхонтова.-2-e изд.-М.Просвещение, 1988.-336с.
81. Щученк’о В. А. История философии в контексте истории культуры: Учеб. пос.-СПб.: СПбГИК, 1993.-78с.
82. Alexander Е. P. Museums in motion. An Introduction to the History and Functions of Museums.-Nashville, 1979.-308p.
83. Angrand P. Histoire des musees de province au XIX siecle. SudOuest.-P., 1985.-136p.
84. Angrand P. L’etat mecene, periode autoritaire du Second Empire // Gazette des beauxarts.-1968.-V.71.-N 1192−1193.-P.303−345.
85. Arnauldet T. Amateurs francais. Lafont de Saint-Yenne // Gazette des beaux-arts.-1859.-V.4.-P.45−51.
86. Babelon J.-P. Le Louvre. Demeure des rois, temple des arts // Les lieux de memoire.II.La nation: 3v.- P., 1986.-V.3:La gloire. Les mots.- P. 169−216.
87. Babelon J.- P., Chastel A. La notion de patrimoine // Revue de Fart.-1980.-N49.-P.5−32.
88. Bann St. The clothing of Clio. A study of the representation of history in 19-th century Britain and France.- Cambridge: Cambridge University Press, 1986.-196p.
89. Bazin G. Le temps des musees.-P.:Desoer, 1967.-300p.
90. Becq A. Expositions, peintres et critiquesvers l’image de l’artiste //Dix-huitieme siecle.-1982.-N 14.-P.131−149.
91. Bedel Ch. Les cabinets de chimie // L’enseignement des sciences en France au XVIII siecle.-P., 1964.-P.647−652.
92. Beguin S., Constans C. Hommage a Louis La Caze // La Revue du Louvre et des musees de France.-1969. N 2.-P.115−132.
93. Beguin S., Constans C. Le docteur La Caze et sa collection // L’Oeil.-1969. N 172.-P.2−9,50.
94. Berce Fr. Arcisse de Caumont et les societes savantes // Les lieux de Memoire. II. La Nation: 3 v.- P., 1986.-V.2 :Le Territoire. L’Etat. Le Patrimoine.- P.533−568.
95. Bibliographie museologique: Nouveaux documents entres dans la base Musees: 4v. -P. :Direct. des musees de France, 1994;1995.
96. Bonnaffe E. Recherches sur les collections des Richelieu.-P., 1883.-160p.
97. Bonnaffe E. Les amateurs de l’ancienne France. Le surintendant Fouquet.-P.-L., 1882.-104p.
98. Bonnaffe E. Dictionnaire des amateurs francais au XVII siecle.-P., 1884.-354p.
99. Bonnaffe E. Physiologie du curieux // Gazette des beaux-arts.-1880.-V.21.-P.489−498, v.22.-P.26−40.
100. Bonnaffe E.Paradoxes. Les collectionneurs // Gazette des beaux-arts.-1872.-V.6.-P.21−27.
101. Boubli L. Les collections parisiennes de peintures de Richelieu // Richelieu et le monde d’esprit:Materiaux de l’Exposition.-P.:Impr.nat., 1985.-P. 103−113.
102. Boyer F. Les responsabilites de Napoleon dans le transfert a Paris des oeuvres d’art de l’etranger // Revue d’Histoire moderne et contemporaine.-1964.-T.XL-P.241−262.
103. BrescBautier G. Memoires du Louvre.-P. .Gallimard, 1989.-208p.
104. Bruand J. Un grand collectionneur, marchand et graveur du XVIII siecle Gabriel Huquier (1695−1772) // Gazette des beaux-arts.-1950.-juil-sept.-P.99-l 14.
105. Cabanne P. Le roman des grands collectionneurs.-P., 1961.-3I2p.
106. Champeax A. Les relations du duc Jean de Berry avec l’art italien //Gazette des beauxarts.-1888. V.38.-p.409−415.
107. Chapu Ph. Le musee national des monuments francais // Revue de l’art.-1980.-N 49. P.40−41.
108. Chastel A. Reflets et regards.-P., 1992.-272p.
109. Chastel A. La notion de patrimoine // Les lieux de memoire.II.La Nation: 3v.-P., 1986. V.2. :Le territoire. L’Etat. Le Patrimoine.- P.405−450.
110. CogniatR., Hillairet J. Les musees d’art de Paris.- P., 1967.-288 p.
111. Les collectionneurs de l’ancienne France. Notes d’un amateur // Gazette des beaux-arts.-1869.-V.1.-P.254−268, 316−330.
112. Coq D. Les incunables: textes anciens, textes nouveax // Histoire de l’edition francaise.-P., 1993.-P.177−194.
113. Cornevin R. Dominique Vivant Denon // Academie des sciences d’outre-mer. Hommes et destins.-P., 1975.-P.615−616.
114. Corroyer Ed. Viollet-le-Duc // Gazette des beaux-arts.-1879.-V.20.-P.409−415.
115. Courajod L. L’influence du musee des monuments francais sur le developpement de l’art et des etudes historiques pendant la premiere moitie du XIX siecle //Revue historique.-1886.-V.30.-P.107-l 18.
116. Courajod L. La collection Revoil du musee du Louvre // Bulletin monumental.-1886.-V.52.-P. 143−174, 257−286.
117. Dacier E. La curiosite au XVIII siecle. Choiseul collectionneur // Gazette des beaux-arts.-1849.-juil-sept-P.47−74.
118. Dacier E. Les premiers amateurs de Watteau en France // Revue de l’art ancien et moderne.-1921.-V.40. P.115−130.
119. Dainville F. Les amateurs de globes // Gazette des beaux-arts.-1968.-V.71, № 1188.-P.51−64.
120. Dantes A. Tables biographiques et bibliographiques des sciences, des lettres et des arts, indiquant les oeuvres principales des hommes les plus connus en tous pays et a toutes epoques.-P.: Delaroque freres, 1866.-646p.
121. Deloche B. Logique et contradictions du musee //Quels musees, pour quelles fins, aujourd’hui: Seminaire de l’Ecole du Louvre.-P.: La documentation francaise, 1983.-P.33−47.
122. Desprez L. Les grands collectionneurs // Gazette des beaux-arts.-1873.-V.8.-P.177- 184.
123. Dezailier d’Argenville A.-N. Vies des fameux architectes depuis la Renaissance' des arts, avec la description de leurs ouvrages: 2t.-P.:Chez Debure l’aine, 1787.1. T. 1.-494p. T.2.-424p.
124. The Dictionary of art: in 34 v. / Ed. by J. Turner.-N.-Y.:Grove, 1996.
125. Dictionnaire de biographie francaise: 17 v. / Sous la direct, de Roman d’Amat.-P., 1933;1989.
126. The Directory of World Museums / Ed. by K. Hudson and A. Nicholls.-N.-Y.: Columbia University Press, 1975.-864p.
127. Duplessis G. Michel de Marolles, abbe de Villeloin, amateur d’estampes // Gazette des beaux-arts.-1869.-V.l-P.523−532 .
128. ErlandeBrandenbourg A. L’erudition livresque de Bernard de Montfaucon // Revue de l’art.-1980.-N49.-P.34−35.
129. ErlandeBrandenbourg A. Une initiative mal recompensee de Roger de Gaignieres // Revue de l’Art.-1980.-.sr 49.-P.33−34.
130. Fabianski M. Ce que le musee du Louvre n’etait pas en 1793. De certains musees pourvus d’une rotonde a coupole, lieux de debats erudits // Les musees de l’Europe a la veille de 1' ouverture du Louvre: Actes du colloque organise par le.
131. Service culturel du musee du Louvre a l’occasion de la commemoration du bicentenaire de l’ouverture du Louvre.-P., 1995.-P.127−156.
132. Fermigier A. Merimee et l’Inspection des monuments historiques // Les lieux de memoire. II. La Nation: 3v.-P., 1986.-V. 2. Le Territoire, L’Etat. Le Patrimoine.-P.593−612.
133. Forlais J. La physique experimentale // L’enseignement des sciences en France au XVIII siecle.-P., 1964.-P.637−639.
134. Foucart B. Le musee du XIX siecle: temple, palais, basilique // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecleP.: Musee d’Orsay, 1994.-P.122−135.
135. Foucart B. Viollet-le-Duc et la restauration // Les lieux de memoire. II. La Nation: 3v.- P., 1986.-V.2.Le Territoire. L’Etat. Le Patrimoine.- P.613−650.
136. Francastel P. Girardon.-P.: Ed. d'etudes et de documents, 1928.-170p.
137. Freches J. Les musees de France. Notes et etudes documentaires. Gestion et mise en valeur d’un patrimoine.-P.: La documentation francaise, 1977.-200p.
138. Gaehtgens T.W.Le musee historique de Versailles //Les lieux de memoire.II. La Nation: 3v. -P., 1986.-V. 3. La gloire. Les mots.- P. 143−168.
139. Gaehtgens T.W. Versailles, de la residence royal au musee historique.-Antwerpen, 1984.-408p.
140. Georgel Ch. Le musee et les musees, un projet pour le XIX siecle // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecle.-P.: Musee d’Orsay, 1994.-P.15−18.
141. Georgel Ch. L’Etat et «ses» musees de provinces ou comment «concilier la liberte d’initiative des villes et les devoires de L’Etat» // Le mouvement sociale.-1992.-N 160.-P.65−77.
142. Georgel Ch. Premiers museums, premiers hommes: la formation initiale des collections // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecle.-P.Musee d’Orsay, 1994.-P. 19−35.
143. GranAymerich E., GranAymerich J. La collection Campana dans les musees de province et la politique archeologique francaise //L' Anticomanie. La collection d’antiquites aux XVIII et XIX siecles: Civilisations et Societes.-P., 1992.-N 86.-P.123−132.
144. Guenot H. Musees et lycees parisieps (1880−1830) // Dix-huitieme siecle.-1986.-N 18.-P.249−267.
145. Haskell F. Introduction // Anticomanie. La collection d’antiquites aux XVIII et XIX siecles: Civilisations et Societes. .-P., 1992.-P.ll-13.
146. Hudson K. Museums of Influence.-Cambridge Univ. Press, 1987.-220p.
147. Kanawaty M. Vers une politique d' acquisitions: Drovetti, Durand, Sait et encore Drovetti // Revue du Louvre et des musees de France.-1990. N 4.-P.267 271.
148. Lacouture J. Champollion. Une vie de lumieres.-P., 1989.-534p.
149. Lamy M. Seroux d’Agincourt et son influence sur les collectionneurs, critiques et artistes francais // Revue de l’art ancien et moderne .-1921.-V.39 (1).-P. 169−181 — V.40 (2).-P.182−190.
150. Ladonne Q. Les «sculptures comparees» du palais Trocadero //• La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecle.-P.:Musee d' Orsay, 1994.-P.100−104.
151. Laissus Y. Les cabinets d’histoire naturelle // L’enseignement des sciences en France au XVIII siecle.-P., 1964.-P.659−670.
152. Leniaud J.-M. L' utopie francaise: essai sur le patrimoine.- Menges, 1992.-182p.
153. Leon P. La vie des monuments francais. Destruction. Restauration.-P., 1951.-590p.
154. Levi H. Richelieu collectionneur // Richelieu et la culture: Actes du Colloque intern. en Sorbonne / Sous la dir. de R. Mousnier.- P.:Ed. du CNRS, 1987.-P. 175 184.
155. Loyrette H. Seroux d’Agincourt et les origines de l’histoire de l’art medieval //Revue de l’art.-1980, N48.-P.40−56.
156. Malraux A. Le musee imaginaire.-P., 1965.-256p.
157. Malraux A. Le probleme fondamental du Musee // La Revue des Arts.-1954.-N 4.-P.3−12.
158. Marot P. L’abbe Gregoire et le vendalisme revolutionnaire //Revue de l’art.-1980. N 49.-P.36−39.
159. Martin H.-J. La vie intellectuelle au temps de Richelieu // Richelieu et le monde d’esprit: Materiaux de l’Exposition.-P.:Impr.nat., 1985.-P.183−192.
160. Monnier G. L’art et ses institutions en France. De la Revolution a nos jours.-P., 1995.-464p.
161. Montembault M. Les collections de sculpture antique du cardinal de Richelieu // Richelieu et le monde d’esprit: Materiaux de l’Exposition.-P.:Impr.nat., 1985.-P.169−175.
162. Nouvelle biographie generale depuis les temps les plus recules jusqu’a nos jours, avec les renseignements bibliographiques et l’indication des sources a consulter: 46 v. / Sous la direct, de L.Hoefer.-P., 1855−1873.
163. Perez M.-F. La collection numismatique du marquis de Calviere // L’Anticomanie. La collection d’antiquites aux XVIII et XIX siecles: Civilisations et Societes.-P., 1992.-P.31−38.
164. Pomian Kr. Collectionneurs, amateurs et curieux. Paris, Venise: XVIXVIII siecle.-P., 1987. 367p.
165. Pomian K. Les deux poles de la curiosite antiquaire // L' Anticomanie. La collection d’antiquites aux XVIII et XIX siecles: Civilisations et Societes.-P., 1992. N 86.-P.59−68.
166. Pomian Kr. Musees francais, musees europeens // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecle.- P: Musee d’Orsay, 1994. P.351−364.
167. Pomian Kr. Kolekcycnerstur i filezofia // Archirum historu folezofii i mysei spaleirney.-1975.-t.l.-S.23−86.
168. Pomian Kr. Francs et Gaulois // Les lieux de memoire.HI.Les Frances. 1. Conflits et partages. -P., 1993. -P.41 -105.
169. Pommier E. La Revolution francaise et les musees de France. Quelques expositions exemplaires // Revue du Louvre et des musees de France.-1989. № 1 .-P.6−10.
170. Pommier E. Naissance des musees de province // Les lieux de memoire.II.La Nation: 3v.- P., 1986.-V.2.Le territoire. L’Etat. Le patrimoine.- P.451−495.
171. Pommier E. Preface./ Les musees de l’Europe a la veille de 1' ouverture du Louvre: Actes du colloque organise par le Service culturel du musee du Louvre a l’occasion de la commemoration du bicentenaire de l’ouverture du Louvre.-P., 1995.-P.13−31.
172. Pommier E. La creation des musees de province: Les ratures de l’arrete de l’an IX // La revue du Louvre et des musees de France.-1989. N 5−6.-P.328−335.
173. Pommier E. Winckelmann et la vision de l’Antiquite classique dans la France des Lumieres et de la Revolution //Revue de l’art.-1989.-N 83.-P.9−20.
174. Poulot D. A. Lenoir et les musees des monuments francais // Les lieux de memoire.II.La Nation :3v.- P., 1986.-V.2.Le Territoire. L'Etat.Le Patrimoine.-P.497−531.
175. Poulot D. L’invention de la bonne volonte culturelle: l’image du musee au XIX siecle //Mouvement social.-1985.-N 131.-P.35−64.
176. Poulot D. La visite au musee: un loisir edifiant au XIX siecle // Gazette des beauxarts.-1983, — V.1372−1373.-P.187−195.
177. Rlieims M. Musees de France.-P., 1979.-332p.
178. Rionnet F. Un instrument de propagande artistique: l’atelier de moulage du Louvre // Revue de l’art.-1994.-.№ 104.-P.49−50.
179. Robichon F. Le panorama, spectacle de l’histoire // Mouvement social.-1985.-№ 131.-P.65−86.
180. Roux C. Un premier exemple d’architecture museale en France: la gloire de Mineralogie du Jardin des Plantes a Paris // La jeunesse des musees. Les musees de France au XIX siecle.- P: Musee d’Orsay, 1994. P.181−185.
181. Schloder J. Richelieu mecene au chateau de Richelieu // Richelieu et le monde d' esprit: Materiaux de 1'Exposition.-P. :Impr .nat., 1985.-P. 115−127.
182. Sollers Ph. Le cavalier du Louvre.-P., 1995.-294p.
183. Souchal Fr. La collection du sculpteur Girardon. D’apres son inventaire apres deces //Gazette des beauxarts.-1973.-juil-aout.-P.l-31.
184. Starobinski J. 1789. Les emblemes de la raison.-P., 1979.-230p.
185. Stein H'. La collection des velins de Museum d’histoire naturelle // Gazette des beauxarts.-1890.-V.3.-p.290−306.
186. Stuffmann M. Les tableaux de la collection de Pierre Crozat. Historique et destinee d’un ensemble celebre, etablis en partant d’un inventaire apres deces inedit // Gazette des beaux-arts.-1968, juillet-sept.-P-i 1−51.
187. Theis L. Guizot et les institutions de memoire // Les lieux de memoire. II. La Nation :3v.- P., 1986.-V.2.Le territoire. L’Etat. Le patrimoine.- P.569−592.
188. Thuillier J. De l’amateur a l’homme d’Etat // Richelieu et le monde d’esprit: Materiaux de l’Exposition.-P.:Impr.nat., 1985.-P.39−53.
189. Weigert R.-A. Les collections artistiques de Mazarin // Mazarin. Homme d’Etat et collectionneur: Exposition organise pour le 3-eme centenaire de sa mort.-P., 1961.-P. 143−159.
190. Wildenstein G. Le gout pour la peinture dans la bourgeoisie parisienne entre 1550 et 1610 // Gazette des beaux-arts.-1951. juil.-dec.-P. 11−64.
191. Wildenstein G. Le gout pour la peinture dans le cercle de la bourgeoisie parisienne. Autour de 1700 // Gazette des beaux-arts.-1956. sept.-P. 113−138.
192. Wildenstein G. Un amateur de Boucher et de Fragonard. J.-O. Bergeret // Gazette des beauxarts.-1961.-juil.-aout.-P.39−84 229.
193. Wyatt A. Marques et monogrammes de quelques amateurs celebres // Gazette des beaux-arts.-1859.-V.4.-P.239−242.
194. Ziegler Ch. Le musee egiptien de Champollion // Revue du Louvre et des musees de France.-1990. N 4.-P.264−266.
195. Динамика роста музеев во Франциизо.