Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль. В их решении особое значение имеет… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. 1. Технологическое образование школьников в контексте их предпрофильной подготовки
    • 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки развития творческих способностей учащихся в технологическом образовании
    • 1. 3. Теоретическая модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
    • 2. 1. Реализация дидактической системы в пространстве творческой деятельности учащихся
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях деятельность системы общего среднего образования основана на таких важнейших задачах, как формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, качеств творческой личности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

В процессе социально-политических и экономических изменений в стране, где возникает спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, возрастают требования к подготовленности школьников к жизни и к труду. Выпускник общеобразовательной школы, согласно целевым ориентирам, должен обладать не просто определенной суммой знаний, но и, прежде всего, владеть способами действия этими знаниями.

В условиях обновления российского общества, становления рыночных отношений, появления новых форм собственности, развития предпринимательства, обновления содержания и системы отечественного образования существенно возрастают требования к качеству обучения учащихся. В решении данной задачи неразрывно соединяются интересы государства, общества и каждого человека.

Правительством Российской Федерации были одобрены Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, задающие ориентиры государственной образовательной политики. Основные проектные действия по их реализации определены в соответствующем комплексе мер и в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». При этом образование было названо национальным приоритетом развития государства. Инициатива Правительства Российской Федерации была подкреплена реальными шагами и ресурсами. Тем самым была отмечена важная роль образования в развитии нашего общества.

Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся в системе профильного обучения охватывая, в том числе и технологический профиль. В их решении особое значение имеет трудовое обучение и воспитание, реализуемое на уроках развивающейся образовательной области «Технология», которая трансформировала опыт работы отечественной и зарубежной школы. Данная область в современных условиях характеризуется блоч-но-модульной структурой построения, дифференцированным, вариативным подходом к реализации содержания технологической подготовки школьников, использованием в обучении метода проектов. Программа предоставляет ¦ широкие возможности педагогическим коллективам качественно перестроить трудовое обучение, по-новому подойти к организации образовательного процесса, созданию условий по овладению обучающимися системой умственных и практических действий человека — производителя материальных ценностей в условиях рыночной экономики. Однако существующая программа содержит определенные недостатки, которые прежде всего заключаются в отсутствии в общеобразовательных школах адекватного современным требованиям дидактического оснащения и неподготовленности учителей технологии для проведения уроков по новым актуальным темам, связанных в частности с организацией предпринимательства.

Образовательная программа «Технология» знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Однако, учитывая современные требования к выпускникам школ, она требует определенной доработки.

Включение образовательной области «Технология» в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы призвано выполнять следующие функции:

— экономическую — помочь России войти в число высокоразвитых индустриальных государств мира;

— демократизации общества — помочь гражданам не чувствовать себя зависимым от развивающейся технологии;

— социальную — обеспечить формирование творчески мыслящих, активных молодых людей.

В соответствии с этими функциями социум требует переводить преподавание «Технологии» в русло реализации инновационной стратегии образования.

Традиционный урок, где учитель лишь сообщает, передаёт знания, формирует знания, умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учениками, и затем дает оценку репродукции, не обладает достаточным потенциалом для того, чтобы выпускники школ имели эмоционально ценностные, мыслительные и поведенческие ориентиры при решении возникающих перед ними проблем, правильно вели себя в необычной ситуации и чтобы были конкурентоспособными в новых социально-экономических условиях.

Отдельной задачей образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению, выбору профиля обучения и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.

В контексте решения этой задачи новая образовательная область направлена на развитие творческих способностей и качеств личности учащихся в процессе обучения технологии, поскольку только творческая личность способна определить индивидуальную траекторию реализации жизненных планов. Для этого целесообразно прогнозирование развития сферы человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций.

Развитие творческих качеств личности выпускника современной общеобразовательной школы, позволяющих развить задатки и реализовать заложенные природой способности и склонности, становится в настоящее время важным и актуальным направлением педагогической деятельности и является одной из приоритетных задач не только системы образования, но и психолого-педагогической науки.

Практика показывает, что в настоящее время происходят изменения по отношению к различным аспектам совершенствования образовательного процесса, однако теоретическая неосвещенность ряда важнейших вопросов, связанных с данной проблемой приводит к снижению эффективности развития творческих способностей личности учащихся.

Анализ проблемы позволяет нам выделить ряд причин, препятствующих адекватному творческому развитию школьников:

— малая степень эффективности используемых традиционных форм организации учебной деятельности учащихся;

— использование методов обучения, направленных, в основном, на развитие воспроизводящей деятельности учащихся;

— низкий уровень познавательной активности учащихся в традиционной системе обучения;

— недооценка имеющегося жизненного опыта школьников, их познавательной и практической потребности;

— отсутствие в общеобразовательных школах разработанных дидактических систем, способствующие развитию творческих способностей учащихся;

— неадекватный уровень подготовки учителя технологии, что обусловливает проявление названных выше причин;

— не соответствующая современным образовательным требованиям материальная база учебных мастерских.

Наиболее полное представление по нашей проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований задач и формирования творческих способностей и творческого мышления.

Сущность современной творческой деятельности и её связь с развитием общечеловеческой культуры, а также психолого-педагогические особенности творческой деятельности рассматривались в работах Б. Г. Ананьева, P.M. Асадуллина, JT.C. Выготского, А. С. Гаязова, В. В. Давыдова, К. К. Платонова, Я. А. Пономарёва, А. З. Рахимова, В. А. Сластенина, Б. М. Теплова, Д. И. Фельдштейна, Э. Ш. Хамитова, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона, Ф. Г. Ялалова и других. В указанных работах рассмотрены вопросы психолого-педагогической теории творчества, развития мышления и способностей в младшем подростковом возрасте.

Вопросы развития творчества учащихся в образовательной области «Технология» рассматривались в различных аспектах рядом авторов, в частности, А. А. Карачевым, О. А. Кожиной, Г. И. Кругликовым, Ю.Л. Хотунце-вым.

Проблеме влияния различных видов трудовой деятельности на формирование творческих способностей учащихся были посвящены работы В. И. Андреева, В. Ф. Асмуса и других.

В трудах Ф. Ф. Абазова, А. Ф. Амирова, П. Р. Атутова, К. Ш. Ахиярова, В. В. Лихолетова, В. Л. Савиных, В. Д. Симоненко, Р. З. Тагариева, Ю. Ф. Тимофеевой, Н. А. Томина, Г. А. Федотовой, С. Н. Чистяковой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с изучением других школьных предметов.

Анализ ряда исследований, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности (J1.K. Веретенникова, В. Г. Рындак, Н.Д. Ряхов-ских) позволил сделать вывод о том, что данная проблема рассматривается в различных сферах образования, но при этом недостаточно исследованы вопросы, касающиеся развития творческих способностей учащихся в процессе изучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы. Отсюда и возникает необходимость разработки различных аспектов проблемы конструирования дидактических систем развития творческих способностей школьников.

Теоретический анализ состояния проблемы и собственный опыт практической педагогической работы позволили нам выявить противоречия между потребностью общества в творческих, инициативных работниках и современным неудовлетворительным состоянием подготовки выпускников школ к осуществлению творческой деятельности. Данное противоречие сводится к тому, что заинтересованность учеников в получении знаний и умений технологического характера с последующим использованием их в самостоятельной творческой работе не сочетается со слабой общенаучной подготовкой учителей технологии к реализации поставленных перед ними задачс непониманием необходимости организации всего учебного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной области «Технология». Такое положение свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, её недостаточной разработанности, что и позволило определить тему исследования: «Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии» (на примере образовательной области «Технология»).

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить дидактическую систему, обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Объект исследования — творческая учебно-познавательная и трудовая деятельность школьников в процессе обучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в рамках сконструированной дидактической системы будет успешным, если:

— технологическая подготовка учащихся среднего звена общеобразовательной школы будет осуществляться в контексте их предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности;

— учебный процесс организован поэтапно с учётом условий объектно-субъектного преобразования личности и закономерностей развития творческих способностей;

— разработана модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, содержащая в своей структуре теоретические методы и практические формы обучения технологии;

— выявлены и обоснованы педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. При этом одним из главных педагогических условий функционирования дидактической системы будет самостоятельная работа учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

— изучить особенности технологического образования в условиях предпрофильной подготовки современных школьников;

— на основе анализа научной литературы по проблеме исследования с целью определения психолого-педагогических закономерностей творческого развития учащихся выявить сущность и содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» в контексте технологической подготовки школьников;

— разработать модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы;

— выявить и обосновать педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся и экспериментально проверить эффективность педагогических условий функционирования данной системы;

— разработать критерии и показатели развития творческих способностей учащихся;

— опираясь на результаты исследования, предложить научно-методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология».

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личностиконцепции деятельности, развития, мышления, изложенные в научных работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Дж. Гилфорда, Л.В. Зан-кова, В. В. Краевского, А. Н. Леонтьева, Н. Д. Никандрова, А. З. Рахимова, В. Д. Шадриковаразработки личностно-ориентированного подхода А. З. Рахимова, В. В. Серикова, В. А. Сухомлинского, И. С. Якиманской и др.- труды об ин-тегративном подходе к процессу технологического образования, отражающие развитие его на основе объединительных тенденций П. Р. Атутова, Г. И. Крутикова, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, Н. А. Томина, С. Н. Чистяковой и др.- работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В. И. Андреева, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина П.И., Пидкасистого, B. J1. Савиныхконцептуальные положения в области компе-тентностного подхода в технологическом образовании Ф. Ф. Абазова, А. Ф. Амирова, К. Ш. Ахиярова, Р. З. Тагариеваосновные положения о проектном подходе в образовательных системах (Дж. Дьюи, Н. В. Матяш, В.Д. Симонен-ко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Для реализации условий и возможностей дифференциации и индивидуализации в процессе технологической подготовки учащихся мы руководствовались основными положениями «Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы».(2002) и Концепции технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004;2010 гг.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опытабеседанаблюдениеанкетированиепедагогический экспериментметоды математической статистики.

Этапы исследования. На первом этапе (2004;2006гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ проблемы развития креативных (творческих) способностей учащихся в теории и практике воспитания творческого отношения учащихся среднего звена общеобразовательной школы к усвоению трудовых знаний и умений. В процессе теоретического осмысления проблемы изучалась специфика профильного обучения школьников, определялись объект, предмет, цель и задача исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработана программа экспериментальной работы. Уточнялось понятийное поле исследования. Определялась теоретико-методологическая база исследования. Разрабатывалась модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Обосновывались педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006;2007гг.) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей школьников. В рамках реализации дидактической системы развития творческих способностей проводился формирующий эксперимент, который сопровождался исходными, промежуточными и итоговыми контрольными срезами, последующим анализом, обобщением и систематизацией полученных результатов. Выявлялись и разрабатывались критерии и показатели развития творческих способностей учащихся. Экспериментально проверялась эффективность механизма реализации педагогических условий функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся.

На третьем этапе (2007;2009гг.) проводился итоговый эксперимент. По результатам исследования были разработаны методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся. Публиковались учебно-методические материалы, распространялся наработанный опыт среди учителей, принявших участие в исследовании по нашей проблеме. Проводилась апробация разработанных и опубликованных методических рекомендаций. Осуществлялось литературное оформление работы.

Экспериментальной базой исследования явились школы МОУ СОШ №№ 1, 3, 4, 7, 9, 10 г. Бирска, Малосухоязовская, Силантьевская, Су-словская МОУ СОШ Бирского района, МОУ СОШ № 1 и № 2 с. Чекмагуш, Имянлекулевская, Старобашировская и Новобалтачевская МОУ СОШ Чек-магушевского района, МОУ СОШ № 1 и № 2 с. Мишкино, Чебыковская и Ак-булатовская МОУ СОШ Мишкинского района, МОУ СОШ № 1 и гимназия № 2 с. Бураево Республики Башкортостан. Некоторые положения работы апробировались в средних общеобразовательных школах №№ 1,12, 44, 117 г. Самары.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработана и экспериментально апробирована модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии, которая позволяет определять цели и задачи каждого этапа технологического образования, подбор оптимальных педагогических условий для достижения как определенных целей каждого этапа, так и общей цели исследования проблемы;

— научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии, которыми выступают организация самостоятельной учебной работы учащихся на основе развития познавательных возможностей обучающихся, реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы, внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология», включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования;

— разработан критериальный аппарат, позволяющий замерять динамику развития творческих способностей и включающий критериальные показатели и характеристики уровней сформированное&tradeтворческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности технологического образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы в условиях их предпрофильной подготовкиуточнено понятие «творческие способности учащихся» в контексте технологического образованияуглублены теоретические представления о путях совершенствования технологической подготовки учащихся в рамках специально разработанной дидактической системысистематизировано научное представление и расширена теоретическая база проблемы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные технология реализации дидактической системы и методические рекомендации по использованию метода проектов обеспечивают развитие творческих способностей школьников в процессе обучения технологии. На основе материалов исследования выработаны и внедрены в практику рекомендации по использованию дидактического обеспечения уроков технологии:

— методические рекомендации к выполнению проектов по технологии;

— методические рекомендации по изучению раздела «Художественная обработка древесины»;

— внедрение модульной технологии в изучение раздела «Семейная экономика» в 8 классе;

— включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

Достоверность и обоснованность результатов и научных выводов исследования обеспечиваются использованием методически обоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологии, методики преподавания технологии, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследованиясоблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работысопоставлением результатов теоретического и экспериментального исследования практической деятельности школ в процессе обучения технологииапробацией результатов исследованиявнедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Важнейшим показателем развития творческих способностей школьника является умение овладевать способами, приемами, правилами выполнения интеллектуальных и практических действий, а закономерностями творческого развития выступают объектно-субъектные преобразования личности, что можно считать основной задачей технологического образования школьников и актуализирует проблему предпрофильной их подготовки с целью выявления у них склонностей и способностей.

2) Модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет рассматривать процесс технологического образования школьников как систему, выстроенную на принципах проблематизации, диалогизации, индивидуализации, реализации проектного обучения, предполагающую наличие диагностического инструментария критериальных показателей уровня развития творческих способностей учащихся.

3) Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей школьников, представляют собой комплекс, содержащий:

— организацию самостоятельной учебной работы учащихся на основе развития познавательных возможностей обучающихся;

— реализацию проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы;

— внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология»;

— включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Образование на рубеже веков» (Уфа, 2007) — на международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского (Уфа, 2008) — на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А. С. Макаренко (Москва-Уфа, 2008) — на кафедрах педагогики и общетехнических дисциплин Бирской государственной социально-педагогической академиина заседаниях НМЦ БГПУ им. М. Акмуллына педагогических советах, методических объединениях и семинарах в экспериментальных школах;

Результаты исследования и разработки дидактической системы внедрялись в практику обучения МОУ СОШ №№ 1, 3, 4, 7, 9, 10 г. Бирска, МОУ СОШ сел Малосухоязово, Суслово, Силантьево Бирского района, МОУ СОШ № 1 и № 2 с. Чекмагуш, МОУ СОШ сел Имянлекулево, Старобаширово и Новобалтачево Чекмагушевского района, МОУ СОШ № 1, и № 2 с. Мишки-но, МОУ СОШ сел Чебыково и Акбулатово Мишкинского района, МОУ СОШ № 1 и гимназии № 2 с. Бураево Республики Башкортостан в виде дидактического материала, уроков в нетрадиционной форме, методических пособий, а также апробировались в виде статей в журналах, докладов на конференциях, открытых уроков для учителей Бирского района и г. Бирска. Основные положения диссертации получили отражение в открытых публикациях по теме исследования в научном журнале «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и научно-практическом издании «Сибирский педагогический журнал», в сборниках научных трудов, в журналах и в методических рекомендациях (Пермь, 2007; Уфа, 2007, 2008; Бирск, 2008).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (223 наименования), 5 приложений. Текст диссертации содержит 11 таблиц, 13 рисунков. Общий объем работы — 194 страницы.

6. Результаты исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» изложены в научно-методических рекомендациях для школьных учителей.

Заключение

.

Современные социально-экономические преобразования в стране предъявляют повышенные требования к технологической подготовке школьников. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в педагогической науке и практике в настоящее время является весьма актуальной.

Имеющиеся противоречия между потребностями личности в творческих способностях и отсутствием целенаправленной педагогической разработки данного вопроса дали основания для исследования данной проблемы применительно к общеобразовательным школам.

Анализ психолого-педагогической литературы о развитии творческих способностей помог нам определить принципиальную позицию, определяющую исследовательский подход к нашей проблеме. Так основные принципы нашей позиции сводятся к следующему: развитие творческих способностей — длительный и сложный процесс, который тесно связан со всеми психическими функциями и качествами личности, происходит глубоко индивидуально и наиболее интенсивно в подростковом возрасте. Творческая способность характеризуется умением широко пользоваться способами действия, гибко изменять их в соответствии с ситуацией и отказаться от шаблонов. Необходимый уровень развития творческих способностей учащихся возможен при создании благоприятных средовых условий, в частности, педагогических.

Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы позволили нам сделать вывод о том, что на эффективность развития творческих способностей учащихся, особенно 5−7 классов, влияют такие условия, как мотивация учащихся, методы обучения, содержание курса.

На основе теоретического анализа нашей проблемы разработана и предложена теоретическая модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Разработанная нами модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ обеспечивает эффективный переход учащихся на более высокий уровень творчества.

Модель включает все компоненты, которые необходимы для функционирования дидактической системы, и построена па основе взаимосвязи положения теории и практики в процессе обучения школьников технологии.

Исходя из анализа современных общественных условий и педагогической действительности, был теоретически обоснован педагогический подход к развитию творческих способностей в процессе обучения в образовательной области «Технология». Данный подход позволил нам выявить комплекс педагогических условий, влияющий на развитие творческих способностей. В связи с этим в соответствии с исследуемой проблемой нами разработаны педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся.

По результатам нашего исследования можно утверждать, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей в процессе выполнения задания по методу проекта. Мышление подростка в данный период жизни более критично, последовательно, абстрактно. В этом возрасте появляется потребность в создании чего-либо оригинального, необычногостремление к самостоятельности.

Подавляющее большинство учащихся среднего звена общеобразовательной школы не реализуют себя в творческой деятельности, не имеют потребности в новых знаниях, стремятся избежать встречающихся трудностей.

С целью определения эффективности функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся проведен педагогический эксперимент. В процессе эксперимента нами разработаны критерии и показатели развития творческих способностей.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что учет индивидуальных особенностей школьников при наличии технологических знаний и умений и определенного уровня проективных навыков способствует повышению уровня творческих способностей. способностей учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ обеспечивает эффективный переход учащихся на более высокий уровень творчества.

Модель включает все компоненты, которые необходимы для функционирования дидактической системы, и построена на основе взаимосвязи положения теории и практики в процессе обучения школьников технологии.

Исходя из анализа современных общественных условий и педагогической действительности, был теоретически обоснован педагогический подход к развитию творческих способностей в процессе обучения в образовательной области «Технология». Данный подход позволил нам выявить комплекс педагогических условий, влияющий на развитие творческих способностей. В связи с этим в соответствии с исследуемой проблемой нами разработаны педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся.

По результатам нашего исследования можно утверждать, что подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей в процессе выполнения задания по методу проекта. Мышление подростка в данный период жизни более критично, последовательно, абстрактно. В этом возрасте появляется потребность в создании чего-либо оригинального, необычногостремление к самостоятельности.

Подавляющее большинство учащихся среднего звена общеобразовательной школы не реализуют себя в творческой деятельности, не имеют потребности в новых знаниях, стремятся избежать встречающихся трудностей.

С целью определения эффективности функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся проведен педагогический эксперимент. В процессе эксперимента нами разработаны критерии и показатели развития творческих способностей.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о том, что учет индивидуальных особенностей школьников при наличии технологических знаний и умений и определенного уровня проективных навыков способствует повышению уровня творческих способностей.

Проведенные опытно-экспериментальные работы полностью подтвердили гипотезу об эффективности разработанных нами педагогических условий для функционирования дидактической системы развития творческих способное 1ей учащихся в процессе обучения технологии.

В настоящей теоретико-экспериментальной работе о проявлении творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы подтвердила правомерность выдвинутой научной гипотезы, реализована цель и решены поставленные исследовательские задачи. Все вышесказанное позволило вынести основные положения завершенной диссертации на защиту.

Разработанные по результатам опытного эксперимента научно-методические рекомендации для учителей технологии общеобразовательных школ внедрены в образовательный процесс и способствуют развитию 1вор-ческих способностей учащихся.

Настоящее диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. В перспективе необходим дальнейший научный поиск путей, методов, приемов повышения уровня развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, дальнейшая разработка дидактической системы по другим основным разделам образовательной области «Технология».

До сих пор в отечественной и мировой педагогической науке не имеется однозначного подхода к определению понятий «творчество», в целом, и «творческая способность», в частности. Существующие методики исследования и диагностирования творчества требуют совершенствования. В связи с этим исследуемый научный вопрос требует дальнейшей разработки, как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать выводы:

1. В ходе исследования было изучено состояние технологического образования в условиях предпрофильной подготовки учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Расширены теоретические представления о необходимости применения предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности, от которой зависит осознанный и ответственный выбор будущей профессии.

2. Уточнение понятия «творческие способности учащихся» позволило сформировать модельные представления о технологически значимых личностных качествах школьников и с их учетом реализовать индивидуализацию обучения с целью развития творческих способностей.

3. Разработанная модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет определять цели, задачи каждого этапа технологического образования, подбирать оптимальные педагогические условия для достижения цели.

4. Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Педагогическими условиями выступают организация самостоятельной учебной работы учащихся, реализация проектного метода в образовательном процессе, внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология», включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

5. Разработанные критерии творческо-позиционного, творческо-целевого, творческо-деятельностного развития способностей обучающихся позволили установить положительную динамику в изменении уровней проявления технологической креативности учащихся 5−9 классов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф.Ф. Теория и практика трудовой подготовки сельских школьников в обновляющихся социально-экономических условиях Текст.: дис. .докт. пед. наук / Ф. Ф. Абазов. Уфа, 2001. — 340 с.
  2. Авторизованная педагогика Текст. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1999. -184 с.
  3. , В.Е. Педагогические проблемы технического творчества молодежи Текст. / В. Е. Алексеев Ташкент: Фан, 1980. — 152 с.
  4. Амиров, А. Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики Текст. / А. Ф. Амиров. М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998. — 192 с.
  5. , А.Ф. Общая и социальная психология Текст: учеб. Пособие / А. Ф. Амиров. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО БГМУ, 2007. — 238 е.
  6. , А.Ф. Основы педагогики Текст.: учеб. Пособие / А. Ф. Амиров. М.: ВУНМЦ МЗ, 2003. — 182 с.
  7. , JT.A. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Л. А. Амирова. Уфа, 2009. — 409 с.
  8. Амонашвили, LLI.A. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования" Текст. / Ш. А. Амонашвили, В. И. Загвязинский // Педагогика. 2000. -№ 2. — С. 11−16.
  9. , Б.Г. Избранные психологические труды: т.2 Текст. / В. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 280 с.
  10. , Б.Г. О соотношении способностей и одаренности Текст. / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей. М., 1962. — 439 с.
  11. , Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии) Текст. / Б. Г. Ананьев // Избр. нсихол. труды: в 2-х т. / под. ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.2. — С. 10−25.
  12. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. /Б.Г. Ананьев. 3е изд. СПб.:Питер, 2002. — 288 с.
  13. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. -230 с.
  14. , В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
  15. , И.П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития Текст. / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 3. — С. 409−419.
  16. Аристотель. Сочинения Текст.: в 4 т. Т. 1 / Аристотель. — М., 1976. -277 с.
  17. , P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности Текст.: автореф. дис.. д-ра пед наук / P.M. Асадуллин. Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 2000. — 35 с.
  18. , P.M. Новые ориентиры развития профессионального образования Текст.: монография / P.M. Асадуллин, Л. И. Васильев, В. Г. Иванов. Уфа: Вагант, 2008. — 132 с.
  19. , В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. Текст.: сб. статей / В. Ф. Асмус М.: Искусство, 1968.- 654 с.
  20. , Н.Б. Эстетика Текст. / Н. Б. Астахов. М.: Моск. рабочий, 1971.-439 с.
  21. , П.Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы Текст.: избр. труды в 2-х т. / П. Р. Атутов. М., 2001. — / Т. 1 — 357 с. Т.2 — 366 е./
  22. , П.Р. Технология как предметная область трудовой подготовки школьников Текст. / П. Р. Атутов // Технология подготовки учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы доклада на научно-практической конференции. Брянск: БГПИ, 1994. — С. 4−6.
  23. , В.Г. Человек, компьютер, творчество Текст. / В. Г. Афанасьев // Сов. педагогика. 1991. -№ 5. — С. 50−56.
  24. , К.Ш. Сельская школа должна воспитывать сельского труженика Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. — 28 с.
  25. , К.Ш. Технологическая подготовка школьников Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. — 236 с.
  26. , К.Ш. Теория и практика технологической подготовки школьников Текст. / К. Ш. Ахияров. Уфа: Гилем, 2008. — 314 с.
  27. , К.Ш. Профильное обучение в школе социальный заказ общества Текст.: монография / К. Ш. Ахияров. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2009.- 156 с.
  28. , К.Ш. Школа. Труд. Рынок Текст.: монография / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Уфа: БГПУ, АН РБ., 2001. — 382 с.
  29. , З.А. Стратегия развития российского образования Текст. / З. А. Багишаев. -М.: Наука, 2003.-310 с.
  30. , А.Р. Творчество социального взаимодействия как источник жизненных смыслов индивидуального развития Текст. / А. Р. Баташев // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2008. — № 1. — С. 18−28.
  31. Бенин, B. JL Истина и культура философского мышления Текст.: монография / B. J1. Бенин, B.C. Хазиев. 2-е изд. перераб. и доп. Уфа: Ва-гант, 2008.- 176 с.
  32. , В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст. / В. П. Беспалько. — М., 1973. С. 52−69.
  33. , В.П. Программированное обучение: дидактические основы Текст. / В. П. Беспалько. М.: Высш. школа, 1970. — 300 с.
  34. , А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личноси Текст.: дис. канд пед. наук / А. Блахут Киев, 1984.-189 с.
  35. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст.: учеб. пособие / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.-318 с.
  36. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1976 Т.24 Собаки-Струпа. 1976. 608 с.
  37. , С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе Текст.: пособие для руководителей и учителей сельских школ / С. Г. Броневщук. -М.: АРКТИ, 2000. 135 с.
  38. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во «институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
  39. Введение в психодиагностику Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: Изд. центр Академия, 1998. 192 с.
  40. , JI.bC. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / JI.K. Веретенникова. Казань, 1997. — 26 с.
  41. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Текст.: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
  42. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / под ред. Д. Б. Эльконина и др. — М.: Просвещение, 1969. 140 с.
  43. , М. Возвращение к себе. Психология. Символ. Культура Текст. / М. Воловикова, А. Трофимов. М.: РАО. Ин-т психологии, 1995.-191 с.
  44. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст.: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. 3-е изд.
  45. М.:Просвещение, 1991. 92 с.
  46. , A.JI. Духовно-творческий потенциал художника Текст.: дис. .д-ра филос. наук / A.JT. Гайжутис. Вильнюс, 1984. — 365 с.
  47. , Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку Текст. / Т. В. Галкина // Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.-С. 149−159.
  48. , П.Я. К психологии творческого мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 80−84.
  49. , А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования Текст.: монография / А. С. Гаязов, С.Б. Баязи-тов, А. Ф. Амиров. Уфа, 2000. — 197 с.
  50. , А.С. Семь проблем современного образования Текст. / А. С. Гаязов. Уфа: Вагант, 2008. — 246 с.
  51. , Р. Предпрофильная подготовка — составляющая успешной социализации Текст. / Р. Гера // Народное образование. 2008. — № 2. — С. 216−221.
  52. , Ю.З. Умственно одаренный ребенок: психология, диагностика, педагогика Текст. / Ю. З. Гильбух. Киев: РОВО, Укрвузполиграф, 1992. — 84 с.
  53. , Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Р. А. Гильман. -Магнитогорск, 2001. 44 с.
  54. , И.П. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности Текст. / И. П. Гладилина // Воспитание школьников.-2008.-№ 9.-С. 14−17.
  55. , Е.П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг Текст. / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 1. — С. 376−382.
  56. , А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием Текст. / А. Б. Горстко. М.: Знание, 1991. — 157 с.
  57. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперимент.-психологич. исследования Текст.: учеб. пособие для с гуд. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 283 с.
  58. , В.Н. Психология творчества Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. 2005. — № 5. — С. 101−109.
  59. , Дж. Демократия и образование Текст.: пер. с англ. / Джон Дьюи.- М.: Педагогика Пресс, 2000. — 384 с.
  60. Ермолаева-Томина, Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности Текст. / Л.Б. Ермолаева-Томина / под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1991. — С. 22−31.
  61. , Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной • деятельности учащихся Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / Л. В. Жарова. JI.: ЛГПИ, 1986.- 140 с.
  62. , Е.Д. Организация самостоятельной работы студентов Текст.: учеб. пособие / Е. Д. Жукова. Уфа: Изд-во БГГ1У, 2007. — 163 с.
  63. , В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов Текст.: монография / В. М. Жучков. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 2001. — 246 с.
  64. , В.И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  65. , В.И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. М., 1980.-87 с.
  66. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: ИНФРА -М., 2000.-52 с.
  67. Закон Республики Башкортостан об образовании Текст. / [Секретариат Гос. Собрания Курултая РБ]. — Уфа: [Мир печати], 2007. — 60 с.
  68. , А .Я. Философское мышление и художественное творчество Текст. / А .Я. Зись М.: Искусство, 1987. — 252 с.
  69. , Ф.А. Предпрофильное и профильное образование Текст.: основные подходы / Ф. А. Зуева. Челябинск- ВЗГЛЯД, 2006. — 196 с.
  70. , Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие Текст. / Р. Я. Имаметдинов // Одаренный ребенок. 2006. — № 6. — С. 99−101.
  71. , В.М. Технологическое образование в век высоких технологий Текст. / В. М. Казакевич // Школа и производство. 2001. — № 1. -С. 2−5.
  72. , И. Сочинения: В 6 т. Текст. / Иммануил Кант М.: Мысль, 1964. -Т.З — 799 с.
  73. , А.А. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж. Дьюи Текст. / А. А. Карачев, Р. Е. Каплин // Школа и производство. 2008. — № 2. -С. 3−7.
  74. , Н.Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников Текст. / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 4. — С. 297−307.
  75. , В.К. Творческие основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе Текст.: дис. д-ра пед. наук / В. К. Кириллов. М., 1990. — 419 с.
  76. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М. — Ростов — н/Д: Изд. центр «Март», 2005. -448 с.
  77. , Я.К. Практикум по теории вероятностей и математической статистике Текст.: учеб. пособие для техникумов / Я. К. Колде. М.:1. Высш. шк., 1991.- 157 с.
  78. , Д.В. О психологии творчества Текст. / Д. В. Колесов, Е. Н. Соколов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 6 — С. 43−53.
  79. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст.: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радиановой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  80. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. — 24 с.
  81. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст. // Вестник образования. 2002. — № 4. — С. 5−37.
  82. Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004−2010 гг. Текст. / науч. рук. чл-корр. РАО К. Ш. Ахияров. Уфа, 2004. — 61 с.
  83. , Н.В. Теория и практика трудовой школы в России (19 171 932) Текст. / Н. В. Котряков. Киров, 1993. — 234 с.
  84. , В.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. ! пособие для вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. 393 с.
  85. Краткий психологический словарь Текст. / сост. А.Л.Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-505 с.
  86. , Г. И. Вовлечение в творчество путь к успеху в обучении технологии Текст. / Г. И. Кругликов // Школа и производство. — 2002. -№ 3. — С. 10−11.
  87. , Н.К. Психология математических способностей школьников Текст. / Н. К. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  88. , B.C. Психология Текст.: учебник / В. С. Кузин: под ред. Б. Ф. Ланова: 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1982. — 256 с.
  89. , М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования Текст. / М. М. Левина. Минск: Академия последипломного образования, 1998. — 344 с.
  90. , З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / З. С. Левчук. -Минск, 1991.- 178 с.
  91. , А.Н. Биологическое и социальное в психике человека Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопр. психологии. 1960. — № 6. — С. 18.
  92. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: учеб. пособие для студ. Вузов / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл: Академия, 2005. -352 с.
  93. , А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  94. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  95. , И. Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64 с.
  96. , В.В. Теория и технология интенсификации творчества в профессиональном образовании Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. В. Лихолетов Челябинск, 2002. — 432 с.
  97. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. 147 с.
  98. Лук, А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей Текст.: Научно аналитич. обзор / А. Н. Лук — М.: ИНИОН, 1979.-37 с.
  99. , А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование Текст. / А. Н. Майоров. СПб.: Образование и культура, 1996. — 304 с.
  100. , А. Условия творческого труда Текст. / А. Матейко М.: Мир, 1970.-303 с.
  101. , A.M. Загадки одаренности Текст.: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993. — 128 с.
  102. , A.M. Концепция творческой одаренности Текст. / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  103. ЮЗ.Матяш, П. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования Текст. / Н. В. Матяш // Педагогика. 2000. — № 4.-С. 38−41.
  104. , Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема Текст. / Н. В. Матяш, В. В. Фещенко // Школа и производство. 2007. — № 7. — С. 3−9.
  105. , М.И. Проблемное обучение Текст.: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  106. , М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов — 2-е изд. -М.: Педагогика, 1985.- 181 с.
  107. Методы проблемного обучения Текст. / авт. сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. — Минск: Красико-Принт, 2007. — 128 с.
  108. Метод проектов в технологическом образовании школьников Текст.: пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И.А. Са-сова: под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана-Графф, 2003. — 296 с.
  109. , А.В. Информатика Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер- под ред. Е. К. Хеннера. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2004. — 848 с.
  110. Модульное обучение Текст. / сост. Г. Е. Буслюк, А. А. Колечёнок. -Минск: Красико-Принт, 2007. 176 с.
  111. , С.И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ Текст. /
  112. С.И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 3. — С. 339−345.
  113. , А.В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения Текст. / А. В. Найденова // Школа и производство. 2007. — № 3. — С. 14−17.
  114. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст. / Н. Д. Никандров. М.: Педобщество России, 2000. -304 с.
  115. , Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности Текст. / Н. Д. Никандров // Вестник университета Российской академии образования. 2006. — № 4(34). — С. 8−25.
  116. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под ред. Н. О. Шведовой. 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  117. Организация самостоятельной работы студентов Текст.: методическое пособие для преподавателей и студентов социально-гуманитарного факультета / сост. Е. Д. Жукова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 68 с.
  118. Основные понятия технологического образования Текст.: учебно-методическое пособие для студентов вузов / автор сост.: Соловьянюк В. Г. — Изд. 2-е, доп. — Бирск: Бирск. гос. соц. — пед. акад., 2007. — 115 с.
  119. , А.В. Методика индивидуализации технологической подготовки учащихся 5−7 классов на основе учета личностных свойств Текст.: дис.. канд. пед. наук/ А. В. Пахомов. — Курск, 1999. 191 с.
  120. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе Текст. / отв. ред. В .Я. Пилиповский. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 95 с.
  121. Педагогическая энциклопедия: В 4 т.т. Текст. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», -т.4. С-Я, — 1968. -912 столбцов.
  122. Петрова, J1.E. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения Текст. / JT.E. Петрова // Сибирский педагогический журнал. 2008. — № 1. — С. 337 344.
  123. , А. Человеческие качества Текст. / Аурелио Печчеи: пер. с англ. 2-е изд. -М.: Прогресс, 1985. -312 с.
  124. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. /П.И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  125. , Г. В. Компетентностный подход в технологическом образовании Текст. / Г. В. Пичугина // Школа и производство. 2006. — № 1. -С. 10−15.
  126. , К.К. Вопросы психологии труда Текст. / К. К. Платонов. -М.: Медицина, 1970.-264 с.
  127. Подготовка учителя технологии к уроку Текст.: учебно-методическое пособие / автор-сост.: В. Г. Соловьянюк. Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2007.- 139 с.
  128. , И.П. Педагогика. Новый курс Текст.: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  129. , В.А. Трудовая подготовка школьников в зеркале педагогической науки (к 50-летию Российской академии наук) Текст. / В. А. Поляков, В. М. Казакевич // Школа и производство. —1994. № 2. — С. 2−7.
  130. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  131. , Я.А. Психология творчества: перспективы развития Текст. / Я. А. Пономарев // Психологический журнал. 1994. — Т. 15 -№ 6. — С.38.50.
  132. , Я.А. Фазы творческого процесса Текст. / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 3−26.
  133. Профильное образование Текст. / авт. сост. Э. Г. Бобышева. — Минск: Красико-Принт, 2008. — 171 с.
  134. Профильное обучение Текст.: Норматив, правов. документы / ред. -сост. Т. В. Цветкова. М.: Сфера, 2006. — 94 с.
  135. Профильное обучение: состояние, поиск, перспективы Текст.: Книга для учителя / науч. ред. Ю. И. Дик, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова. М.: Новая школа, 2005. — 184 с.
  136. Профильное обучение в школе Текст.: вопросы организации и содержания: в помощь рук. и учителям школ / сост. С. Г. Броневщук. М.: Витязь — М, 2004. — 207 с.
  137. , Н.С. Психология элитарности Текст. / Н. С. Пряжников. -М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 505 с.
  138. Психология и педагогика Текст.: для студ. Вузов / отв. ред. В.М. Ни-колаепко. М.: ИНФРА — М, Новосибирск: НГАЭиУ 1999. — 175 с.
  139. Психология одаренности детей и подростков Текст. / под ред. Н.С.
  140. Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 416 с.
  141. Психология Текст.: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  142. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Текст. / под ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 544 с.
  143. , П.И. Компьютерная поддержка уроков технического труда Текст. / П. И. Пфлюг // Школа и производство. 2007. — № 7. — С. 29−32.
  144. Развитие и диагностика способностей Текст. / отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 181 с.
  145. , А.З. Педагогическая технология творческого развития Текст.: метод, пособие по развивающему обучению / А. З. Рахимов. -Уфа: Изд-во «Творчество», 2003. — 142 с.
  146. , А.З. Психодидактика творчества Текст.: учеб. пособие / А. З. Рахимов. 2-е изд., доп. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — 286 с.
  147. , А.З. Творческое мышление Текст.: Психологическая теория и технология творческого развития / А. З. Рахимов. — Уфа: Изд-во «Творчество», 2005. — 224 с.
  148. , А. Интерес, творчество, состязательность Текст. / А. Робо-това, С. Берестовицкая // Народное образование. 2008. — № 1. — С. 183 190.
  149. , В. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на уроке Текст. / В. Рогозина // Воспитание школьников. 2007. — № 4. — С. 28−30.
  150. , В.М. Природа и эволюция мышления Текст. / В. М. Розин // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2009. — № 2(58). — С. 12−25.
  151. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — Т.2 — М — Я -1999.-672 с.
  152. Рубинштейн, C. J1. О мышлении и путях его исследования Текст. / C. J1. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  153. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии Текст. / C. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  154. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / C.JT. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 336 с.
  155. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) Текст.: Монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  156. , В.Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) Текст. / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. — М.: Педагогический вестник, 1998 116 с.
  157. , В.Г. Школа в условиях обновления Текст. / В. Г. Рындак. М.- Ин-т ПТиМИ, 1993 — 167 с.
  158. , Н.Д. Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя Текст.: дис. .канд. пед. наук / Н. Д. Ряховских. Оренбург, 1998. — 199 с.
  159. , А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства Текст. / А. И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
  160. Сборник нормативных документов. Технология Текст. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2006.-120 с.
  161. , Г. К. Педагогические технологии авторских школ Текст. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с.
  162. , Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.
  163. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст. / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
  164. , В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления А.В. Брушлинского Текст. / В. В. Селиванов // Психологический журнал. 2008. — № 2. — С. 29−39.
  165. , О.И. Интеграционное образовательное пространство и творче- • екая активность учащихся Текст. / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 4. — С. 307−315.
  166. , JI.H. Содержание предпрофильной подготовки школьников Текст. / Л.II. Серебренников // Народное образование. — 2005. -№ 7.-С. 127−132.
  167. , Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы Текст. / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. — 2006. — № 4. С. 2−5.
  168. , В.В. Компетентноетный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе Текст. /В.В. Сериков // Известия Волгоградского гос. пед. университета. 2003. — № 1. — С. 712.
  169. , В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  170. , В.Д. Технологическое образование школьников Текст.: теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Рятивых, Н. В. Матяш / под ред. В. Д. Симоненко. Брянск- Изд-во БГПУ, НМД «Технология», 1999. — 230 с.
  171. , В.Д. Технологическое образование школьников: реалии и перспективы развития Текст. / В. Д. Симоненко // Нар. образование. -2004.-№ 8.-С. 102−105.
  172. , В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. 2008. -№ 1. — С. 49−75.
  173. Словарь по социальной педагогике Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. — сост. JI.B. Мардахаев. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
  174. Совершенствование подготовки учителей технологии на пороге XXI века Текст.: материалы Московской городской науч.-практ. конф. —-М., 2000.- 124 с.
  175. Социальная педагогика Текст.: монография / под ред. В. Г. Бочаровой. < М.: ВЛАДОС, 2004 — 368 с.
  176. , А.Г. О творческой силе человеческого разума Текст. / А .Г. Спиркин // Наука и творчество. М., 1979. — С. 30−42.
  177. Способности и склонности: Комплексные исследования Текст. / под ред. Э.А. Голубевой- Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  178. , Е.Б. Мыслительные установки творческой личности в культурной динамике Текст. / Е. Б. Старовойтенко // Мир психологии: Научно-методический журнал. 2009. — № 1(57). — С. 260−271.
  179. , Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Р. Стернберг, Е. Григоренко М.: Мол. гвардия, 1997.1. С. 111−126.
  180. , Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л.Д. Столярен-ко. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: ФЕНИКС, 2003. — 544 с.
  181. , В.А. Избранные произведения: 5 т. Текст. / В.А. Су-хомлинский. Киев: Рад-шк., 1979−1980. — Т. 1 — 1979. — 1979. — 644 е.- Т.2. — 1979. — 718 е.- Т.З. — 1980. — 780 с.
  182. , Р.З. Технологическое образование сельских школьников Текст.: монография / Р. З. Тагариев. М.: Рос. Акад. естествознания, 2002.-320 с.
  183. , Р.З. Технологическое образование школьников Текст. / Р. З. Тагариев, P.P. Гильванов. Уфа: Гилем, 2007. — 188 с.
  184. , Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.1 Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  185. Ф.Ш. Теоретическая педагогика Текст.: учеб. пособие / Ф. Ш. Терегулов. Уфа: Восточный университет, 2004. — 332 с.
  186. Технологическая подготовка школьников: опыт, проблемы Текст.: ученическим производственным бригадам Республики Башкортостан -50 лет / К. Ш. Ахияров, С. Е. Матушкин, А. Ф. Амиров, Ф. Ф. Абазов, Р. З. Тагариев Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ., 2006. — 60 с.
  187. Технологическое образование школьников. Избранные вопросы Текст.: учебно-методическое пособие. Часть первая / Автор-составитель: В. Г. Соловьянюк. Бирск: Бирск. Гос. соц.-пед. акад., 2008.- 128 с.
  188. Технология 5−11 классы Текст.: проектная деятельность учащихся / авт. сост. Л. Н. Морозова, Н. Т. Кравченко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2007. — 204 с.
  189. , Ю.Ф. Системно-модульный подход в формировании творческой личности учителя технологии Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Ю. Ф. Тимофеева. Ижевск, 2000. — 455 с.
  190. Толстой, J1.H. Что такое искусство? Текст. / Л. Н. Толстой. М.: Современник, 1985. — 592 с.
  191. , Н.А. Профессиональное самоопределение школьников: теория, практика, исследование Текст. / Н. А. Томин. — Челябинск: Челябинский гос. пед. университет, 2001. — 324 с.
  192. , А.В. Теория и практика развивающего обучения Текст.: учеб. пособие / А. В. Усова. — Челябинск: ЧГПУ, 1996. — 38 с.
  193. Ученик в обновляющейся школе Текст.: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  194. , Г. А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме как педагогическая проблема Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / Г. А. Федотова. Великий Новгород, 2004. — 333 с.
  195. , Д.И. Человек в современном мире, тенденции и потенциальные возможности развития Текст. / Д. И. Фельдштейн // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии-образования. — 2008. — № 3(51). — С. 3−11.
  196. Философская энциклопедия Текст. Т.5 М., «Советская энциклопедия», 1970.-740 с.
  197. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. — 719 с.
  198. Философский энциклопедический словарь Текст. / ред.: С.С. Аверин-цев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
  199. , П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем Текст. / П. А. Флоренский // Соч. в 4-х т. М.: Мысль. 1996. -Т.2.-С. 647−681.
  200. Формы и методы воспитания у школьников творческого отношения к труду Текст.: методическое пособие / П. Н. Андриянов. и др. М.: АПН СССР, 1986.-97 с.
  201. , Л.М. Психологический справочник учителя Текст. / Л.М.
  202. , И.Ю. Кулагина. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с.
  203. , М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? Текст. / М. А. Холодная // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 121 128.
  204. , Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» Текст. / Ю. Л. Хотунцев, О. А Кожина М.: ИОСО РАО, 1999. — 44 с.
  205. , Ю.Л. Технологическое образование молодёжи Текст. / Ю. Л. Хотунцев // Мир образования образование в мире. — 2005. — № 1.- С. 20−29.
  206. , А.В. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / А. В. Хуторской СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  207. , И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе Текст. / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987.- 152 с.
  208. , С.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению Текст. / С. Н. Чистякова, Н.Ф. Ро-дичев // Нар. образование. 2006. — № 9. — С. 152−156.
  209. , В.Д. Введение в психологию Текст.: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 160 с.
  210. , В.Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии Текст. / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. 2007. — № 1. — С.60−68.
  211. , А. Эволюция физики Текст.: сборник / Альберт Эйнштейн. М.: Устойчивый мир, 2001. — 264 с.
  212. , Ю.И. Социально-педагогический анализ правонарушений в условиях радикальных преобразований в обществе Текст. / Ю. И. Юричка // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. -М., 1996.-С. 63−75.
  213. , И.С. Личностно ориентированное обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1997. — 104 с.
  214. , П.М. Технические способности и их изучение у учащихся Текст. / П. М. Якобсон // Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение, 1964. — 216 с.
  215. Guilford, Y.P. The nature of human intelligence Text. / Y.P. Guilford. -New York: Mc Gaw Hill, 1967. — 164 p.
  216. Rodgers, K. Psychology of emotion Text. /К. Rodgers. Tests, 1984
  217. Torrance, E.P. Guiding creative talend Englewood Cliffs, W.T. Prentice -Hool? Text. / E.P. Torrance, 1964
  218. Valachova, D. Umenie vo vytvarnej vychove v materskej skole Text. / D. Valachova // Predskolska vych ova/ Bratislava, 2005/ - Roc. 59, № 6. — S. 5−8.
Заполнить форму текущей работой