Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смысл существования искусства как общественного явления состоит в том, чтобы делать общественным достоянием, то есть передавать от одного поколения к другому, накапливаемый духовный опыт освоения действительности в практической жизнедеятельности. Искусство функционирует как специфический канал связи, по которому происходит обмен мыслями, чувствами, стремлениями людей, осуществляется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека
    • 1. 1. Понятие сущностных сил человека в социальной философии
    • 1. 2. Деятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека
    • 1. 3. Художественно-эстетическая деятельность как универсальная форма проявления сущностных сил человека
    • 1. 4. Резьба по дереву как синтез предметно — практической и духовно-теоретической деятельности
  • Глава 2. Резьба по дереву как социально обусловленный синтез предметного и духовного труда
    • 2. 1. Возникновение и развитие резьбы по дереву как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности
    • 2. 2. Особенности предметно-практических начал в резьбе по дереву
    • 2. 3. Особенности художественно-образных начал в резьбе по дереву
    • 2. 4. Особенности проявления эмоционально-оценочных начал в резьбе по дереву

Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Жизнь каждого народа во всех ее проявлениях на протяжении всей истории развития наиболее ярко отражается в его искусстве.

В понятие «народное искусство» входят все формы искусства обычного трудового люда: его музыка, танцы, устное поэтическое творчество, лубочные картинки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектурывсе они служат людям в их повседневной жизни, домашнем быту и трудовой жизнедеятельности.

Созданные народом сказки, песни, танцы, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры раскрывают специфические Ф особенности жизни каждого народа, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре.

Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий в которых он ф живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов.

Искусство трудового люда, отражавшее его повседневную жизнь и идеалы, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства. Выдающиеся мастера всех видов искусства всегда исходили в своем творчестве из основ народного искусства.

Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстетическим требованиям, выражали демократическую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ. Именно поэтому произведения народных мастеров, созданные для себя, отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.

В работах, выполнявшихся на заказ практически для всех слоев общества, находили отражение вкусы заказчиков. Однако ограниченные рамками социального заказа, народные мастера вносили свое отношение к теме и ее выражению.

Все сказанное выше особенно ярко выразилось в творениях декоративно-прикладного искусства и в деревянной архитектуре, имеющих жизненно важное практическое значение. Они служат человеку в своем утилитарном назначении и одновременно художественно оформляют его жилище, домашний быт и всю жизнедеятельность в целом. Поэтому никогда не иссякает интерес к проблеме художественного и эстетического самовыражения человека в самых многочисленных формах художественного творчества масс, к каковой, безусловно, в первую очередь относится художественно-прикладной труд, связанный с использованием дерева и его обработкой, в том числе художественной резьбой по дереву.

Существуют различные подходы к решению данной проблемы, но органического соединения теории и практики, мировоззрения и творчества, особенно в сфере декоративно-прикладного искусства, не найдено.

Все подходы существуют обособленно. Не найден механизм развертывания сущностных сил человека. Недостаточно ясно выглядит переход от утилитарной деятельности к духовной деятельности и особенно к искусству. Нет ясного выражения появления из материальной ценности ценности духовной. Не просматривается связь развития сущностных сил человека в его трудовой жизнедеятельности.

Диссертационное исследование представляет собой поиск моста между эстетическим сознанием и эстетическим творчеством как высшей формой духовного развития людей и материального производства. Это своего рода попытка поиска теории соединения материальной и духовной жизни общества.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по следующим направлениям:

При разработке проблемы категории «сущность человека» использованы исследования: К. Абишева, С. С. Батенина, Г. С. Батищева, Л. П. Балуевой, Б. Г. Григорьяна, А. Г. Мысливченко, В. Е. Давидовича, В. П. Иванова, 3. М. Какабадзе, В. Е. Кемерова, Н. М. Бережного, X. Ф. Сабирова, Г. С. Малыгина, М. С. Кагана, А. А. Брегадзе, В. М. Власовой, И. В. Ватина, П. С. Гуревича и других.

При определении понятия и содержания сущностных сил человека и их классификации, до сих пор носящих дискуссионный характер, мы использовали работы К. Маркса «Об искусстве"[1967], «Сочинения» [1975]- X. Ф. Сабирова «О разработке марксистской концепции сущности и сущностных сил человека» [1974]- Е. А. Железова «Искусство как сущностная сила человека» [1978], «Сущностные силы. К вопросу об актуализации понятия» [1987], «Сущностные силы человека» [1989], Н. И. Шаталовой «Сущностные силы человека. По работам К. Маркса» [1979], Л. Н. Когана «Социальные силы» [1981], В. К. Шановского «Диалектика сущностных сил человека» [1985], Ю. А. Гальских «Человек и его сущностные силы» [1995]- диссертационные исследования А. Г. Волченко «Формирование и развитие сущностных сил нового человека в условия социалистического образа жизни» [1980], О. Л. Краевой «Потребности и способности как сущностные силы человека» [1990].

Проблема опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека освещена в работах Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969] и других.

Проблема сущностных сил и социальной активности анализируется в работах Г. С. Ануфриева «Социальная активность» [1974] и других.

В определении сознания и мышления как сущностных сил человека использовались работы А. Г. Мысливченко «Проблема человека». [1969] и других исследователей.

Касаясь вопроса раскрытия сущностных сил человека в условиях отчуждения труда, мы использовали исследования И. Ф. Баланина «Индивид и личность в обществе отчуждения» [1969], В. Е. Горозии «Отчужденный мир и проблема социализации» [2001] и других.

В раскрытии понятия «деятельность» человека мы опирались на научные исследования этой проблемы в трудах: Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969], Л. П. Буевой «Проблема деятельности личности в марксистской и буржуазной социологии» [1972], «Человек: деятельность и общение» [1978], М. С. Кагана «Человеческая деятельность» [1974], М. С. Кветного «Человеческая деятельность: сущность, структура, типы» [1974], А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» [1977], В. Н. Сагатовского «Деятельность как философская категория» [1978] и многих других научных трудах.

В анализе проблемы определения потребностей человека использованы трудыП. К. Анохина, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Здравомыслова, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. В. Маргулиса, Б. М. Теплова, Е. И. Степанова, В. С. Могуна, Е. Г. Куделина, Л. А. Зеленова, И. А. Джидарьяна, И. М. Чудинова, П. В. Симонова, Г. Я. Нестеренко, Д. А. Кикнадзе, Ю. Н. Козырева,.

О. Л. Краевой, Н. Н. Михайлова, А. И. Самсина, А. В. Мялкина, В. А. Ядова, А. А. Овсянникова, П. Н. Ореховича, И. П. Щипанова и других.

В решении проблемы определения человеческих способностей были использованы труды: С. Л. Рубинштейна, А. Л. Леонтьева, Т. И. Артемьевой, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, Д. А. Кикнадзе, Б. М. Мочалова, К. К. Платонова, О. Л. Краевой, В. Н. Мясищева, И. Г. Щипанова П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Талызиной и многих других.

В исследовании художественной деятельности и искусства были использованы труды: М. С. Кагана, Л. Н. Столовича, С. X. Раппопорта, М. Ф. Овсянникова, Ю. Б. Борева, А. Натева, С. С. Гольдентрихта, А. Ф. Лосева,.

A. И. Бурова, Л. С. Выготского, А. Ф. Еремеева, Ю. М. Лотмана, В. В. Ванслова, А. Н. Илиади и многих других.

В определениях декоративно-прикладного искусства и резьбы по дереву мы опирались на трудыН. Чаева, Л. В. Даля, И. И. Голышева, А. В. Луначарского, А. Н. Бенуа, И. Е. Забелина, В. В. Суслова, А. М. Горностаева,.

B. М. Василенко, В. В. Стасова, А. А. Бобринского, Н. Н. Соболева, Е. С. Двойниковой, А. К. Чекалова, О. В. Кругловой, А. С. Хворостова, Н. И. Каплан, С. К. Жегаловой, Т. М. Разиной, В. С. Воронова, А. И. Скворцова, Л. А. Александровой, Б. А. Рыбакова, М. А. Ильина и многих других.

Источниковой базой исследования являются многочисленные предметы домашнего обихода, орудия художественно-прикладных видов труда и многие другие изделия из дерева, ставшие экспонатами художественных и краеведческих музеев, их художественных и этнографических отделов, а так же признанные образцы деревянного зодчества и многочисленные, пока еще не зафиксированные домовые строения и предметы, встречающиеся повсеместно в городах и особенно сельских поселениях сибирского региона, в том числе возникшие и в наши дни из-под резца современных мастеров и умельцев.

Объект исследования: резьба по дереву как преобразовательная деятельность.

Предмет исследования: эстетический способ выражения сущностных сил человека в процессах и результатах резьбы по дереву как древнейший и универсальный деятельностно-преобразовательный способ трудовой жизни человека.

Цель диссертационного исследования: показать в конкретном древнейшем виде искусства — декоративно-прикладном искусстве, в его разновидности — резьбе по дереву, универсальность эстетического способа самовыражения сущностных сил человека.

Для достижения общей цели исследования решались следующие задачи:

1 .Провести анализ понятия «сущностные силы» человека в социальной философии.

2.Рассмотреть феномен сущностных сил человека, используя деятельностный подход в методологии их познания.

3.Доказать, что художественная форма деятельности является универсальным способом проявления сущностных сил человека.

4.Показать, что резьба по дереву является синтезом предметно-практической и духовной деятельности человека.

5.Выявить особенности предметнопрактических, эмоционально-оценочных, художественнообразных начал в резьбе по дереву.

6.Доказать, что процесс возникновения и развития резьбы по дереву является опредмеченной историей развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составили:

• на общефилософском уровне: диалектико-материалистический взгляд на возникновение эстетического отношения человека к окружающей действительности и самовыражения личности;

• на общенаучном уровне: применение методов восхождения от абстрактного к конкретному и моделирования;

• на конкретно-научном уровне: использование системно-функционального подхода к анализу декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных задач были использованы образцы применения проблемно-логического, системного, структурно-функционального анализа в обществоведческих, культурологических, искусствоведческих и эстетических подходах к анализу социальных явлений. На защиту выносятся следующие положения:

1. Резьба по дереву как художественно-эстетическая форма деятельности является универсальной формой проявления сущностных сил человека.

2. Резьба по дереву является результатом синтеза предметно-практической и духовно-теоретической деятельности человека.

3. Процесс возникновения и развития резьбы по дереву выступает как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

4. Древесина сыграла важнейшую роль в становлении и развитии человека, его сущностных сил и эстетических свойств и качеств.

5. Степень развития способов обработки древесины, в том числе и художественной, выступает определенным показателем уровня духовного освоения мира национально-этническими группами и человечеством в целом.

Научная новизна исследования:

1.Выявлена роль древесины в развитии человека как проявление его сущностных сил в преобразовательной деятельности.

2.Произведен анализ эстетического способа выражения сущностных сил человека в конкретном роде искусства.

3.Произведен анализ резьбы по дереву как рода декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии искусства.

4.Проведен искусствоведческий анализ резьбы по дереву на основе современных образцов резных изделий. Выявлены основные тенденции и пути развития данного рода искусства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры и аспирантских семинарах кафедры философии Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался на международных, всероссийских и региональных конференциях и в периодических изданиях.

Результаты диссертационного исследования включены в курс учебных дисциплин: «Художественная обработка древесины» и «Основы декоративно-прикладного искусства» Бийского педагогического колледжа по специальностям 50 503 Технология и 50 603 Изобразительное искусство и черчение. На основе их изучения студентами создаются изделия, обладающие свойствами декоративно-прикладного искусства, некоторые из них представлены в приложении к диссертации. Работы студентов, выполненные под руководством диссертанта, регулярно участвуют в городских и региональных выставках, последняя из которых проходит в ГХМАК г. Барнаул (Ноябрь 2005).

Результаты диссертационного исследования используются студентами при написании курсовых и итоговых квалификационных работ и выполнении творческих проектов.

Структура диссертации соответствует логике поставленных и решаемых в ней задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, используемой литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Смысл существования искусства как общественного явления состоит в том, чтобы делать общественным достоянием, то есть передавать от одного поколения к другому, накапливаемый духовный опыт освоения действительности в практической жизнедеятельности. Искусство функционирует как специфический канал связи, по которому происходит обмен мыслями, чувствами, стремлениями людей, осуществляется обобществление индивидуальной духовной жизни. В художественно-эстетической деятельности человек не только особым образом утверждает себя, но и созерцает себя, свою жизнедеятельность, свою сущность, воспроизводя ее всесторонним образом, универсально.

В труде человек овеществляет себя практически, в искусстве — духовно, художественно — эстетически. Эти формы «удвоения» человеком самого себя, своей человеческой сущности имеют социально-историческую обусловленность. Каждая форма удвоения предметна, и предметность выступает не только в богатстве предметного мира, создаваемого человеком, но и в богатстве родовой сущности человека, как предмета самоутверждения, предметного самоутверждения его сущностных сил.

Декоративно-прикладное искусство и резьба по дереву в частности представляют собой органический синтез предметного и духовного труда, формировавшегося на протяжении всей истории человечества. В каждый созданный резной предмет человек вкладывает не только свои физические и умственные усилия, но и свою многогранную социальную сущность, выступающую в качестве социальной полезности и общественной ценности. В резьбе по дереву овеществление этой общественной ценности есть смысл художественно-эстетической деятельности, где предметность, материальность есть средство закрепления общественно значимого, общественно интересного. Именно это общественно значимое, проявляющееся целостно в структуре художественного образа, осознанное в художественном мышлении, и представляет собой то удивительное зеркало, в котором человек созерцает себя как целостный человек, воспроизводя свою родовую сущность духовно и практически.

Объективные законы художественного развития и эстетическая субъективность формируется внутри целостного исторического процесса становления художественно-эстетических сущностных сил человека, и их противоречивое единство обусловлено тем, что и эстетическое сознание индивида, и художественное сознание общества являются отражением общественного бытия как реального процесса жизни людей.

Сущностные силы человека, находя в художественно-эстетической деятельности свое универсальное деятельностное выражение, проявляются во всей своей полноте и многообразии.

Потребности человека, выступая в качестве пускового механизма самореализации и развития сущностных сил человека, отражают предметную положенность человека, всегда объективно-субъективны и требуют своего удовлетворения.

Целеполагание выступает в качестве наивысшего уровня побудительно-мотивационных сущностных сил человека, непосредственно предшествует деятельности, детерминируется конкретными условиями жизни человека, его потребностями (объективный фактор), и сами выступают внутренними побудителями деятельности (субъективный фактор) человека.

Потребности, интересы, целеполагание, являясь основой убеждений, мотивов, идеалов, составляя побудительно-мотивационные сущностные силы человека, определяют степень деятельностной активности и жизненную позицию личности, находя свое удовлетворение посредством потенциальных сущностных сил человека, представляющих собой совокупность физических и духовных сил, качеств, свойств и умений, задатков, выражающих собой меру освоения человеком собственной родовой сущности, опредмеченных отношений.

Способности человека обеспечивают функционирование и саморегуляцию организма, взаимодействие человека с внешним миром и проявляются в различных формах (общение, потребление, чувства, воля, разум и прочее).

Отличительной особенностью человека является отсутствие самостоятельных чисто биологических, психических, социальных способностей, в процессе их изучения можно выделить только какой-либо аспект. В любой способности биологическое, психическое, социальное выступает в своем неразрывном единстве.

Исследования проблемы становления способностей человека вот уже несколько десятилетий являются актуальными для многих наук и, прежде всего, наук психолого-педагогического цикла, в процессе развития которых была установлена природная и социальная обусловленность способностей. Выявлено формирование задатков к психической деятельности в процессе антропогенеза по каналам генетической наследственности, а затем путем реализации задатков в процессе индивидуального развития человека и становление на их основе способностей. Исследования показали, что в процесс удовлетворения возникшей потребности включается не одна какая-либо способность, а сразу все, в большей или меньшей степени, так как потенциальные сущностные силы человека находятся между собой в неразрывной диалектической зависимости и составляют единую сущностную способность человека к воспроизводству и сохранению своей жизни.

Важной составляющей сущностных сил человека выступает его деятельность, которая является способом удовлетворения побудительно-мотивационных и средством объективации потенциальных сущностных сил.

Мы твердо убеждены в том, что «не хлебом единым жив человек», но и «одним искусством сыт не будешь». В то же время художественно-эстетическая деятельность, являясь «образной моделью человеческой жизнедеятельности», охватывая все сферы человеческого бытия, позволяет особым образом удовлетворять основные человеческие потребности, реализовывать и совершенствовать все человеческие способности, выступать как универсальная форма проявления сущностных сил человека.

Резьба по дереву как форма художественно-эстетической деятельности носила чисто утилитарный характер и, постепенно приобретая духовно-теоретическую окраску, стала представлять собой органическое единство предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.

Резьба по дереву как род искусства имеет свои географические и национально-этнические особенности, но в то же время можно выделить целый ряд общих свойств:

• наличие связи между художественной формой и технологическими свойствами, способами обработки древесины;

• соблюдение единства художественно-выразительной формы и практического назначение предмета;

• единство материальной и художественной пользы с духовными потребностями людей, которые создают и для которых создаются резные предметы;

• соотношение формы резного изделия с другими предметами, интерьером, назначением, духовными потребностями и эстетическими предпочтениями;

• раскрытие художественного образа резных изделий на внешнем (практическом) уровне (конструкция и форма предмета, материал и способы обработки, выразительные средства и принцип построения орнамента), и на внутреннем уровне, выражающем духовно-содержательную сторону предмета;

• тесная связь отдельного резного элемента с ансамблем в целом, позволяющая создавать суммарный художественный образ, определяющийся архитектурным решением здания или ансамбля;

• материальность, вещественность декоративной формы (в отличие от других видов искусства), целью которой выступает органическое слияние с материальной средой (окружающей архитектурой, ландшафтом местности, интерьером помещения);

• особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов (за исключением резных панно), направляющий построение художественной формы в соответствии с функциональным назначением, архитектурной средой, пространственным окружением, условиями восприятия и так далее;

• стилизация в резьбе по дереву выступает как главное выразительное средство в создании художественного образа.

Следует отметить особую роль древесины. в процессе развития и становления человека. В этой связи древесина выступала в качестве стартовой площадки, на которой человек учился быть человеком. В древесине человек отрабатывал умения и навыки, необходимые впоследствии для освоения новых материалов. Именно в древесине человек учился выражать свои мысли и чувства, создавая тем самым предпосылки к зарождению искусства.

В исследовании прослеживается тенденция взаимосвязи степени развития резьбы по дереву и социального уровня развития этноса. В то же время отмечено несовпадение темпов развития профессионального и народного искусства резьбы по дереву.

В диссертации проведен искусствоведческий анализ некоторых современных резных работ, выявлены некоторые отличительные особенности современного резного искусства.

Главный вывод состоит в том, что история резьбы по дереву как одного из наиболее древних родов искусства представляется как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

Проведенное исследование не является всеохватывающим и исчерпывающим. Еще остается определенный круг вопросов, требующих своего разрешения и конкретизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. А. Деревянное зодчество Руси. Деревянные крепости.
  2. Жилищное строительство / Л. А. Александрова: Рис. автора. М.: Белый город, 2003. — 47.: ил. — (История России).
  3. , Б. Г. Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1968.-339 с.
  4. , Ю. А. Русская народная роспись по дереву: Новые находки.
  5. Систематизация. Современное состояние/ Ю. А. Арбат. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 199 е.: ил.
  6. , Т. И. Методологический аспект проблемы способностей/
  7. Т. И. Артемьева. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  8. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забелышанский, Г. Б.
  9. , А. Г. Раппопорт, Г. Ю. Сомов. М.: Стройиздат, 1985. -208 с. с ил.
  10. , А. Ф. Домовая резьба: Справочник. учеб. пособие/
  11. А. Ф. Афанасьев. М.: Культура и традиции, 2000. — 540 е.: ил.
  12. , В. Г. Системность и общество/ В. Г. Афанасьев. М.:1. Политиздат, 1980.- 368 с.
  13. , М. Н. Эстетические потребности человека/ М. Н. Афасижев.
  14. М.: Знание, 1979. 63 е.: 16 см. — (Новое в жизни, науке, технике). Сер. «Эстетика»: № 8.
  15. , Г. А. Категория «производительные силы» в теоретическомнаследии Карла Маркса / Г. А. Багатурия // Вопросы философии. -1981.-№ 9.-С. 27- 42.
  16. , С. С. Человек в его истории/ С. С. Батенин. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1976.-287 с.
  17. , Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип/
  18. Г. С. Батенин// Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969. -С. 73- 144.
  19. , Д. Философия деятельности./ Д. Бекхерст// Вопросыфилософии. 1996. — № 5. — С. 72 — 79.
  20. , В. И. Лад/ В. И. Белов. М.: Молодая гвардия, 1982. — 186 с.
  21. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества/ Н. А. Бердяев/
  22. . Ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова. М.: Правда, 1989. — 607 е., 1 л. портр. — (История отеч. филос. мысли).- (Прил. к журн. «Вопр. филос».)
  23. , Н. А. Мое философское миросозерцание. О русской философии/
  24. Н. А. Свердловск, 1991. — 485 с.
  25. , Н. А. О назначении человека/ Н. А. Бердяев. М.: ЗАО Изд-во
  26. ЭКСМО Пресс, 1993. — 437 с.
  27. , Н. А. Самопознание: Сочинения/ Н. А. Бердяев. М.: ЗАО Издво ЭКСМО Пресс, Харьков- Изд. «Фолио», 1997. — 624 с. (Серия «Антология мысли»).
  28. , Н. М. Проблемы человека в трудах К. Маркса/ Н. М.
  29. Бережной. -М.: Высш. шк., 1981. 112 с.
  30. Бережной. К проблеме комплексного изучения человека/ Н. М. Бережной.
  31. Философские науки. 1991, — № 3. — С. 17−30.
  32. , В. С. Самостоянье человека: «Предметная деятельность вконцепции Маркса и самодетерминация индивида"/ В. С. Библер.- Кемерово: «Алеф» гуманитарный центр, 1993. 94 с.
  33. , М. Я. Гомология как наука о материальной жизни человека втретьем тысячелетии: Монография/ М. Я. Бобров. 2-е изд., доп. и испр. — Барнаул: Изд-во АГУ, 1999. — 218 с.
  34. , М. Я. Законы развития общества/ М. Я. Бобров. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990. 182 с.
  35. , М. Я. Структурно-функциональный анализ системыобщественного производства в «Капитале» К. Маркса. (В помощь лектору)/ М. Я. Бобров. Бийск: НИЦ БПГИ, 1999. — 106 с.
  36. , Н. С. Декоративная резьба и художественное выпиливание подереву/ Н. С. Большаков. М.: КОИЗ, 1955.
  37. , Ю. Б. Эстетика/ Ю. Б. Борев. -4-е изд. доп. М.: Политиздат, 1988.-495, 1. е., 8. л. ил.-
  38. , Ю. Б. Эстетика. В 2-х томах/ Ю. Б. Борев. 5-е изд., допол.
  39. Смоленск: Русич, 1997. 576 с. ил. Т. 2 — 640 с. ил.
  40. , В. С. Социально-философская антропология/ В. С. Борулин.1. М.: 1994.-С. 86.
  41. , А. А. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира/
  42. А. А. Брегадзе // Сб. статей. Выпуск I. Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001.-С. 22−31.
  43. , М. Проблема человека/ М. Бубер // Философские науки. 1992.3. С. 65- 82.
  44. , Л. П. Проблема деятельности личности в марксисткой ибуржуазной социологии/ Л. П. Буева// Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. С. 32−63.
  45. , Л. П. Человек: деятельность и общение/ Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  46. , М. А. Деятельность и структура философского знания/ М. А.
  47. Булатов. Киев: Наукова думка, 1976. — 258 с.
  48. , И. Современная народная деревянная скульптура/ И. Булгак//
  49. Художник. 1989. — № 3. — С. 25 — 29.
  50. , Ю. С. История Алтая в документах и материалах. Конец XVIIначало XX века/ Ю. С. Булыгин, Т. М. Винникова. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1991. — 352 с.
  51. , В. Г. Домовая резьба/ В. Г. Буриков, Н. В. Власов. М.: Нива
  52. России, 1992. 352 е.: ил. — (Биб-ка сельского умельца).
  53. , А. И. Об архитектуре/ А. И. Буров. М.: Искусство, 1960. — 162 с.
  54. , А. И. Эстетическая сущность искусства/ А. И. Буров. М.: Мысль, 1956.-246 с.
  55. , О. В. Красота: Природа, сущность формы/ О. В. Буткевич. 2-еизд. Л.: Художник РСФСР, 1983.-438 с.
  56. , В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства/
  57. В. В. Ванслов. М.: Искусство, 1963. — 286 с.
  58. , В. В. О станковом искусстве и его судьбе/ В. В. Ванслов. М.1. Мысль, 1972.-167 с.
  59. , В. М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление: Iв. до нашей эры XIII в. нашей эры/ В. М. Василенко. — М.: Искусство, 1977. — 464 е.: ил., цв. ил.- 19 см.
  60. , В. М. Социально- философский анализ сущности человека висторическом контексте: Автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09. 00. 11. / В. М. Власова- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. -44 с.
  61. , А. Г. Формирование и развитие сущностных сил новогочеловека в условиях социалистического образа Афтореф. дис.. канд. филос. наук: 09. 00. 11. / И. П. Щипанов- Минский гос. ун-т. имени А. М. Горького. Минск, 1980. — 23 с.
  62. Вопросы эстетики. Сборник № 3/ Акад. Наук СССР. Ин-т истории иискусств. М.: Искусство, 1960. — 476 с.
  63. , В. Крестьянское искусство/ В. С. Воронов. М.:
  64. Государственное издание, 1924. 140 с.
  65. , Ю. А. Человек и его сущностные силы/ Ю. А. Гальских.
  66. Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 1995. 224 с.
  67. , Г. Энциклопедия философских наук. / В 3 т. Т. 1 Наука логики/ Г.
  68. B. Ф. Гегель.- Вступ. статья Е. Ситковского. М.: Мысль, 1974. -452 е.- 1 л. портр.
  69. , Б. В. Русский север/ Б. В. Гнедовский. М.: Советская
  70. Россия, 1972. 427 с. с ил.
  71. , П. П. История искусств с древнейших времен/ П. П. Гнедич.
  72. М.: Летопись М, 2000. — 479 е.- ил.
  73. , Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т 1./ Т. Гоббс. М., 1969.
  74. С. С. О природе эстетического творчества, изд. 2-е /
  75. C. С. Гольдентрихт М.: Изд-во Московского ун-та, 1977 — 248 с.
  76. , С.С., Гельперин, М. П. Специфика эстетическогосознания. Учебное пособие/ С. С. Гольдентрихт, М. П. Гельперин -М.: Высшая школа, 1974. 254 с.
  77. , К. Художественный образ и его историческая жизнь/ К.
  78. Горанов. М.: Искусство, 1959. — 187 с.
  79. , Н. И., Царегородцев, Г. И. Биологическая и социальнаядетерминация способностей (Методологический аспект)/ Н. И. Губанов, Г. И. Царегородцев// Философские науки. 1998. — № 2. -С. 23−35.
  80. , П. П. Становление марксисткой концепции человека. Опытметодологического анализа П. П. Гуйван. Томск, 1984. — 122 с.
  81. , Н. Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий.
  82. История архитектуры/ Н. Ф. Гуляницкий, Е. С. Дубовский. М.: Искусство, 1962. — 396 с. с ил.
  83. , П. С. Философская антропология: Учебн. пособие/ П. С.
  84. Гуревич. М.: Вестник, 1997. — 448 с. — (серия ишууегеа).
  85. , А. А. Что же мы такое?/ А. А. Гусейнов // Человек. 2001.2.-С. 5- 19.
  86. , Л. Окна с затейливой резьбой: Кн. для учащихся старшихклассов/ Л. Данилова. М.: Просвещение, 1986. — 207 е., ил.
  87. , Е. С., Лямин, И. В. Художественные работы по дереву.
  88. Учеб. пособие для учебных заведений проф-техн. образования/ Е. С. Двойникова, Е. С. Лямин, М.: Высшая школа, 1972. — 248 с. с ил.
  89. , М. В. Мотивы человеческой деятельности: характер, содержание, функции / М. В. Демин // Философия и общество. 1999. — № 3. -С. 110−116.
  90. Дерево в архитектуре и скульптуре славян: Сб. ст.: Пер. с фр. / Науч. ред.
  91. Г. Н. Бочаров. М.: Сов. художник, 1987.-271.: ил.- 26 см.
  92. Деятельность: теория, методология, проблемы: Сборник/ Сост.
  93. И. Т. Касавин.- М.: Политиздат, 1990. 365, 1. С.- 17 см.- (Над чем работают, о чем спорят философы).
  94. , Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей/
  95. Г. Г. Дилигинский. // Вопросы философии, 1976. № 9. — С. 30 — 43.
  96. , А. П. Памятники архитектуры Барнаула/ А. П. Долнаков, Т. М.
  97. Степанская. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. — 160 с.
  98. , Э. Архитектура Томска/ Э. Дрейзин. Томск: Кн. изд- во, 1963.-76 с.
  99. , Ю. Л., Хасанов, М. X. Система, структура, функции/ Ю. Л.
  100. , М. X. Хасанов. // Философские науки. 1978. — № 5. — С. 23 -32.
  101. , А. Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки/ А. Ф.
  102. Еремеев. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 е., ил.
  103. , Г. Л. Творческая природа искусства/ Г. Л. Ермаш. М.:1. Искусство, 1977. -320 с.
  104. , С. К. Русская деревянная резьба XIX в. Украшениекрестьянских изб Верхнего Поволжья/ С. К. Жегалова. М.: Совет. Россия, 1957. — 62 е.: илл. (Труды Гос. исторического музея. Памятники культуры. В. 27).
  105. , Е. А. Сущностные силы человека: Философскомировоззренческий анализ/ Е. А. Железов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. 164 1. е.- 20 см.
  106. , С. П. В древнем центре Сибири/ С. П. Заварахин. М.:1. Искусство, 1987.- 191 с.
  107. , Б. П., Солнечные узоры: Деревянное народное зодчество
  108. Подмосковья/ Б. П. Зайцев, П. П. Пинчуков. М.: Московский рабочий, 1978. — 144 е., 2 л. ил.
  109. , М. Русское народное искусство/ М. Ильин. М.: Мол. гвардия, 1959.-70 с.
  110. , М. Прикоснувшись к дереву резцом/ М. Ильяев. М.: Лукоморье, 2000.-176.: ил.
  111. , М. С. И вновь о сущности человека/ М. С. Каган // Отчуждениечеловека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I/ Под ред. Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина, В. В. Парцвания. -СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. С. 48- 67.
  112. , М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб/ М. С. Каган. Л.: Изд-во Ленигр. ун-та, 1971. -766 с.
  113. , М. С. Морфология искусства/ М. С. Каган. Л.: Искусство, 1972.267 с.
  114. , М. С. Философия культуры/ М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  115. , М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа/ М. С.
  116. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  117. , В. П. Алтай Гималаи: геокосмический аспект/ В. П.
  118. Казначеев.// Алтай космос — микрокосм. Алтай. — Барнаул. Алт. кн. изд-во, 1995. — 276 с.
  119. , И. Сочинения. В 6-ти т- Т.5/ И. Кант. М. Политиздат, 1966. — 237с.
  120. , Н. И. Очерки по народному искусству Алтая/ Н. И. Каплан. М.:
  121. Госместпромиздат, 1961. 95 с. + ил.
  122. , Р. С. Человек и его жизнедеятельность/ Р. С. Карпинская.
  123. М.: Знание, 1988. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия" — 4).
  124. , Э. Избранное. Опыт о человеке./ Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. 784 с. — (Логика культуры).
  125. , М. С. Человеческая деятельность: Сущность, структура, типы
  126. Социолог, аспект.)/ М. С. Кветной. Саратов: изд-во ун-та, 1974.223 с.
  127. , Д. А. Потребность. Поведение. Воспитание/ Д. А. Кикнадзе.1. М.: Мысль, 1968.- 148 с.
  128. Киященко, Н.И.,. Искусство и духовный мир человека/ Н. И. Киященко,
  129. Л. Н. Лейзеров. М.: Знание, 1983. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 5).
  130. , Б. А. Новгородские древности. Резное дерево/ Б. А. Клочин. М.:
  131. Наука», 1971. 63 с. с ил.- 26 л. ил. (АН СССР. Ин-т археологии источников. Под общ. ред. академ. Б. А. Рыбакова. (Выпуск) Е 155).
  132. , Л. Н. Социальные силы/ Л. Н. Коган. // Философские науки.1981.- № 6. -С. 37 -42.
  133. , Н. П. Русское деревянное соборное зодчество/ Н. П. Крадин.
  134. М.: Искусство, 1988 190 с.
  135. О. Л. Потребности и способности как сущностные силы человека:
  136. Афтореф. дис.. учен. степ. канд. филос. наук: 09. 00. 11. / О .Л. Краева- Горьковск. орд. Трудов. Краен. Знам. гос. ун-т. Горький, 1990.-28 с.
  137. , О. Л. Социально философский анализ потенциала человека:
  138. Автореф. дис.. учен. степ, д-ра филос. наук: 09. 00. 11/ О. Л.
  139. Краева- Нижегород. гос. ун-т. им. Н. И. Лобачевского. Н.-Новг., 1999.-46 с.
  140. , О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву: Изсобраний Загорского государственного историко-художественного музея заповедника/ О. В. Круглова. — М.: Изобразительное искусство, 1974.- 240 с.
  141. , Д. Ю. и др. Искусство и творческая деятельность/ Д. Ю.
  142. , Л. Т. Левчук, В. И. Мазепа, В. А. Малахов, Т. А. Полякова, Е. П. Шудря, Н. А. Яранцева. Киев: Наукова думка, 1979.-209 с.
  143. , Ж. Сочинения/ Ж. Ламетри- Общ. ред., предисл. и примеч. В.
  144. М. Богуславского. М.: Мысль, 1978. — 551 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие.).
  145. , Ю. А. Древнерусское искусство 10−17 веков. Пособие дляучителя/ Ю. А. Лебедева. М.: Учпедгиз, 1962. — 239 с.
  146. , Л. Узоры времени: о декоративно- прикладном искусстве Г.
  147. Алтая./ Л. Леоньева // Барнаул. 1998. — № 3 — С. 146- 151.
  148. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев.- 2-еизд. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  149. , А. Н. Мотивы/ А. Н. Леонтьев// Большая советскаяэнциклопедия. В 30 т. Т. 17. Моршин Никиш.- Гл. ред А. М. Прохоров. Изд. 3-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — С. 61- 62.
  150. , А. Н. Проблемы развития психики/ А. Н. Леонтьев. 2-е изд., доп.-М.: Мысль, 1965.-572 с.
  151. , Г. Русь деревянная Александра Бутылицина о резьбе подереву./Г. Лихоткин//Нева. 1993.- № 12. — С. 311 — 316.
  152. , Л. А. Основы мастерства резчика по дереву/ Л. А. Логачева.
  153. М.: Изд-во «Народное творчество», 2000. 136 е.: ил.
  154. , Ю. Резной декор крестьянских изб/ Ю. Максимов// Юныйтехник, 1993. № 10. — С. 42 — 43.
  155. , Я. В. Древне русское деревянное зодчество/ Я. В. Мальков//
  156. Деревообраб. пром. сть. — 1996, — № 6 — С. 25 — 29.
  157. , А. В. Категория деятельности человека/ А. В. Маргулис//
  158. Философские науки. 1975. — № 2. — С. 42 — 48.
  159. , Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры/ Э. С.
  160. Маркарьян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. — 146 с.
  161. , К. Энгельс, Ф. Сочинения. В 50 т.Т. 42. изд. 2-е./ К. Маркс, Ф.
  162. , К. Энгельс, Ф. Сочинения. В 50 т.Т. 40. изд. 2-е./ К. Маркс, Ф.
  163. , К. Энгельс, Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1./ К. Маркс,
  164. Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1986.- 635 с.
  165. , К., Энгельс, Ф. Об искусстве. В 2-х т. Т. 1./ К. Маркс, Ф. Энгельс.- М.: Искусство, 1967. 584 с.
  166. , Т. А. Мозаика и резьба по дереву/ Т. А. Матвеева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1989. — 141, 1. е.: ил.- 22 см.
  167. , А. А. О человеческих потребностях/ А. А. Миголатьев//
  168. Социально- политический журнал. 1998. — № 6. — С. 45 — 56.
  169. , А. В. «Свое» и «чужое» в искусстве прошлого/ А. В.
  170. Михайлов// Декоративное искусство СССР. 1972. — № 6. -С. 30 -36.
  171. , А. История декоративно-прикладного искусства от древнейшихвремен до наших дней/ А. Моран.: Пер. с фр./ С прил. статьи Ж. Гассис-Талабо о дизайне. М.: Искусство, 1980. — 577 е., ил. 24 л. ил.
  172. , У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма/
  173. У. Морис. М.: Искусство, 1973. — 347 с.
  174. , Б. М. Общественные потребности и социалистическоевоспроизводство/ Б. М. Мочалов. М.: Знание, 1970. — 48 с.
  175. , А. В. Способности и потребности личности: Диалектикаформирования/ А. В. Мялкин. М.: Мысль, 1983. — 260 с.
  176. Народное декоративное искусство СССР. M-JL: Гос. изд. «Искусство», 1949.-162 с.
  177. Народные художественные промыслы и современная культура. Сб- ктрудов. М.: 1980. — 199 с. (Научно- иссл. ин-т худож. пром-ти).
  178. Народные художественные промыслы: история, технология, производства: Методические рекомендации (Сост. А. П. Корниенко). Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. — 14 с.
  179. Николов, Любен. Структура человеческой деятельности. /Под общ. ред. ис предисл. Л. П. Буевой. М.: Прогресс, 1984. — 176 с.
  180. Новейший философский словарь. 2-е изд., переработ, и дополн, — М.:
  181. Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. 1280 с. — (Мир энциклопедии).
  182. Образцовые фасады, высочайшее утверждение для обывательских вгородах домов. СПб., 1840. Тетр. 1. Листов 12, фасадов 22.
  183. , Е. В. Идеал и деятельность/ Е. В. Овсичнюк. Киев: Вищашк., 1981. 184 с.
  184. , В. Русское деревянное зодчество/ В. Ополовников.- М.:1. Искусство, 1983. 286 с.
  185. , В. В. Человек, мир, мировоззрение/ В. В. Орлов. М.: Мол. гвардия, 1985.- 220 с.
  186. Памятники сибирской истории XVIII века. СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса1882.- 187с.
  187. , Г. Мастера сибирских школ/ Г. Перегладов// Декоративноеискусство СССР. 1985. — № 3. — С. 40 — 47.
  188. , Б. Э. Народное искусство в Сибири (Вопросы собирания иизучения)/ Б. Э. Петри. Иркутск, 1928. — 29 с.
  189. , К. К. Проблемы способностей/ К. К. Платонов.- М.: Наука, 1972.-312 с.
  190. , О. А. Русский труд/ О. А. Платонов. М.: Современник, 1991.-335 с.
  191. Понятие деятельности в философской науке. (Сборник).- Томск. Изд-во
  192. Томского ун-та, 1978. -224 с.
  193. , Г. Н. Эстетическое и художественное/ Г. Н. Поспелов. —1. М.:1965.- С. 336−337.
  194. Г. И. О предмете искусства (Искусство как форма духовнойдеятельности)/ Г. И. Прибытков// Вопросы исторического материализма и научного атеизма./Барнаульский гос. пед. ун-т. — Барнаул, 1972. С. 188 — 249.
  195. , Г. И. Меркнущий свет просвещения и надвигающиеся тенидуховенства: Публицистические заметки педагога- атеиста/ Г. И. Прибытков. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2002. -100 с.
  196. , Г. И. О различии объективации и материализации прихудожественном отражении/ Г. И. Прибытков// Художественный образ: Сборник статей. / Уральск. Орд. Труд. Краен. Знам. Гос. унт им. А. М. Горького. Свердловск, 1970. — С. 51 — 60.
  197. , Г. И. О роли художественных материалов в развитииизобразительного искусства/ Г. И. Прибытков// Эстетику в жизнь: В помощь изучающим марксистко-ленинскую эстетику/
  198. Уральск. Орд. Труд. Краен. Знам. Гос. ун-т им. А. М. Горького. -Свердловск, 1965.-С. 18−27.
  199. , Г. И. Творческий метод, стиль в искусстве и общественнойжизни/ Г. И. Прибытков// Ученые, записки: выпуск 6. Серия филологическая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1963. — С. 3 — 22
  200. , Т. М. О профессионализме народного искусства/ Т. М. Разина.
  201. М.: Советский художник, 1985. 192 с.
  202. , Т. М. Русское народное творчество/ Т. М. Разина. М.:
  203. Изобразит, искусство, 1970. 255 с.
  204. , С. X. Зодчество древней Руси/ С. X. Раппопорт. JL: Наука, 1986.-159 с.
  205. , С. X. От художника к зрителю. Как построено и какфункционирует произведение искусства/ С. X. Раппопорт. М.: Советский художник, 1978. — 237 с.
  206. , В. Г. Сибирь. Сибирь. / Фотоил. Б. Дмитриева- Худож. А.
  207. Быков. М.: Мол. гвардия, 1991. — 304 е., ил. — (Отечество: Старое. Новое. Вечное).
  208. Резьба по дереву. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Легкая индустрия, 1966.- 107 с. с ил. 22 см.
  209. , А. М. Красная книга ремесел/ А. М. Родионов. Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1990. 318, 1. е.: ил.- 22 см.
  210. , А. М. Чистодеревщики. Заметки и размышления о деревяннойдомовой резьбе Алтая/ А. М. Родионов. Барнаул.: Алт. кн. изд-во, 1981. — 144 с. с ил.
  211. , А. Розы без шипов. Деревянное зодчество Алтая./ А.
  212. Родионов. // Молодежь Алтая. 1974, 13 дек. — С. 3 — 6.
  213. , С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщейвзаимосвязи явлений материального мира/ С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН, СССР, 1957. — 328 с.
  214. , С. JI. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. 2-еизд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  215. , Л. М. Традиционное изобразительное искусство русскихкрестьян Сибири/ Л. М. Русакова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 176 с. +Прил. (96 е.).
  216. Русское искусство. M — Л.: Искусство, 1938. — 192 с.
  217. Русское народное искусство в собрании Гос. Русского музея. Л.:
  218. Художник РСФСР, 1984. 294 с.
  219. , Б. А. Русское прикладное искусство X XIII веков/ Б. А.
  220. Рыбаков. Л.: Аврора, 1970. — 128 с.
  221. , В. В. Энерго информационный образ человека как проблема/
  222. В. В. Рыков. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. — 127 с.
  223. , В. Ф. Искусство как общественная потребность/ В. Ф. Рябов. Л.:
  224. Художник РСФСР, 1977. 204 с.
  225. , X. Ф. О разработке марксисткой концепции сущности исущностных сил человека/ X. Ф. Сабиров. В кн: Вопросы социального развития личности.- Казань: Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1974. вып. 130.
  226. , Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья/ Л. М.
  227. Сабурова. Л.: Художник РСФСР, 1967. — 111 с. рис. 17.
  228. , В. Н. Деятельность как философская категория/ В. Н.
  229. Сагатовский // Философские науки. 1978 .- № 2. — С. 47 — 54.
  230. , А. Б. Избранные труды/ А. Б. Салтыков. М.: Мысль, 1962.487с.
  231. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и
  232. Дальнего Востока: Кн. Для учителя. /Сост. Т. Б. Митлянская. М.: Просвещение, 1983. — 256 е., ил. 40 л.
  233. , М. Мы славяне!: Популярная энциклопедия/ М. Семенова.
  234. СПб.: Азбука, 1998.-560 с.
  235. , А. И. Русская народная пропильная резьба/ А. И. Скворцов.
  236. Л.: Художник РСФСР, 1984. 234 е., ил.
  237. , И. Ф. Проблемы человека в марксистко-ленинскойфилософии и эстетике/ И. Ф. Смольянинов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-208 с.
  238. , Н. Н. Русская народная резьба по дереву/ Н. Н. Соболев. М.:
  239. Сварог и К, 2000. 480 с. + 9 с. ил.
  240. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры кконцепции (становление виталисткой социологической парадигмы). Под ред. С. И. Григорьева, Л. Д. Деминой. М.: Издательский дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2000. — 242 с.
  241. , М. С. Художественная роспись по дереву: Технологиянародных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. С. Соколова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 304 с, 16 с. ил: ил.
  242. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву.
  243. М.: Искусство, 1987. 262 с.
  244. , А. Г. Философия: Учебник/А. Г. Спиркин. 2-е изд. — М.:1. Гардарики, 2002. 736 с.
  245. , Н. Е. Резьбы очарование/ Н. Е. Степанов. Л.: Лениздат, 1991.- 110 е.: ил.
  246. , Т. М. Архитектура Алтая XVIII начала XX в. в.:
  247. Монография/ Т. М. Степанская.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1994- 182.: ил.
  248. , Т. М. Памятники градостроительства и архитектуры
  249. Алтайского края/ Т. М. Степанская.: Каталог / Алт. краев, краеведческая ассоциация/. Барнаул, 1990.- 61 е.: ил.
  250. , Л. Н. Жизнь творчество — человек: Функции худож.
  251. Деятельности/ Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1985. — 415с. -(Над чем работают, о чем спорят философы).
  252. , Jl. H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение/ Л. Н. Столович. М.: Знание, 1983. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика», № 1).
  253. , Б. М. Изучение основных свойств нервной системы и ихзначение для психологии индивидуальных различий/ Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын. // Вопросы психологии. 1963. — № 5 — С. 38 — 47.
  254. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий/ Б. М. Теплов. (Избр.работы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  255. , А. Д. Постижение истории/ А. Д. Тойнби. М., 1991. — 254 с.
  256. , П. И. Народные художественные промыслы: Учебник дляпрофессиональных учебных заведений/ П. И. Уткин, Н. С. Королева. М.: Высшая школа, 1992. — 159 с.
  257. , В. Н. Философия и методология науки: Курс лекций длямагистров и аспирантов/ В. Н. Филиппов, К. Г. Колтаков. В 2-х книгах. Книга 2. Мировоззренческие основы философии и методологии науки. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2003.-382 с.
  258. Философский энциклопедический словарь. /Гл. редакция: Ильичев Л. Ф. и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 468 с.
  259. , Б. История архитектуры/ Б. Флетчер. СПб., 1913. — 286 с.
  260. , В. П. Социальная деятельность как система/ В. П. Фофанов.
  261. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1981. 304 с.
  262. , Э. Душа человекаУЭ. Фромм/ Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич.- М.:
  263. ACT ЛТД, 1998. — 664 с. — (Классики зарубежной психологии).
  264. , А. С. Древесные узоры/ А. С. Хворостов. М.: Советская1. Россия, 1976.- 176 с.
  265. , А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву: Пособие дляучителей/ А. С. Хворостов. М.: Просвещение, 1977. — 144 с. ил.- 7 л. цв. ил.
  266. , А. С. Декоративно прикладное искусство в школе: Пособиедля учителей/ А. С. Хворостов. М.: Просвещение, 1981.- 175 е., ил., 16 л. вкл.
  267. Хозяйство и быт западносибирского крестьянства XVII начала XX в.1. М.: Наука, 1979.- 248 с.
  268. , А. К. Ответ на анкету/ А. К. Чекалов // Декоративное искусство
  269. СССР. 1965. — № 12. — стр.7 — 10.
  270. , А. К. Народные истоки промышленного искусства/ А. К.
  271. Чекалов. // Декоративное искусство СССР. 1965. — № 3. — С. 33 -38.
  272. , В. Деревянное кружево Сибир/ В. Черепанов.// Панорама, 1984. М.: Мол. гвард. 1985, С. 111- 119.
  273. , А. Н. История художественной обработки изделий издревесины: Учебник для сред. проф. -техн. училищ/ А. Н. Черепахина. М.: Высш. школа, 1982. — 192 е., с ил. -(Профтехобразование).
  274. , Н. Г. Сочинения. В 2-х т. Т. 2./ Н. Г. Чернышевский- АН
  275. СССР, Ин-т философии/Сост. и авт. примеч. Л. В. Поляков- Ред. И. К. Пантин М.: Мысль, 1987. — 685. 2. е., 1. л. портр.
  276. , Н. Деревянная резьба Тюмени/ Н. Шайхтдинова.
  277. Свердловск.: Средне Уральское кн. изд-во, 1984. — 147 с. ил.
  278. , В. К. Диалектика сущностных сил человека: (Опыткомплексного подхода) /Под. ред. И. В. Бычко. Киев: Вища школа, 1987. — 171 с.
  279. , Н. И. Сущностные силы человека. По работам К. Маркса/ Н. И.
  280. Шаталова.// Исследования культурной деятельности и культурного уровня населения городов Урала. Свердловск, 1979. С. 27−42.
  281. , В. С. Деятельность как философская категория/ В. С. Швырев//
  282. Вопросы философии. 1985. — № 2.
  283. , Е. В. Искусство и духовный мир человека/ Е. В. Шевцов. М.:
  284. Знание, 1984.- 63 е.: 17 см.- (Новое в жизни, науке, технике. «Философия».- № 11).
  285. , О. Н. Очерки материальной культуры русских крестьян
  286. Западной Сибири/ О. Н. Шеленина. Новосибирск: Наука, 1992 -249 с.
  287. , М. Человек и история/ М. Шелер// Человек: образ и сущность.
  288. М.: Знание, 1991.-С. 133 160.
  289. , А. Деревянные кружева/ А. Шепелев // Сельская новь. 1985.12. С.38−41.
  290. , А. Деревянные кружева/ А. Шепелев // Сельская новь. 1985.7.-С.39−42.
  291. , А. Деревянные кружева/ А. Шепелев// Сельская новь. 1985.10. С. 35 — 38.
  292. , В. Ф. У истоков искусства/ В. Ф Шерстобитов. М.:1. Искусство, 1971.-200 с.
  293. , Б. И. О декоративно прикладном искусстве/ Б. И. Шрагин. —1. М.: Знание. 1963.-47 с.
  294. И. Кант. Мысли об истинной оценке живых сил.www. http:// philosophy.ru/ library/Kant/sily.html.
  295. М. К. Мамардашвили Наука и ценности бесконечное и конечное.www.http://philosophy.ru/library/mmk/nauka.html.
  296. Ansbacher Н. L. The structure of individual psychology/ H. L. Ansbacher//
  297. Scientific Psychology/ Ed. В. B. Wolman. New York- London, 1965, p. 340−364.
  298. Bertocci P. A. Foundations of personalistic psychology/ P. A. Bertocci//
  299. Scientific Psychology/ Ed. В. B. Wolman. New York- London, 1965, p. 293−315.
  300. Cofer C. N., Aplley M. N. Motivation: Theory and Research. Third printing/
  301. C. N. Cofer, M. N. Aplley. New York, 1966. — 958 p.
  302. Herzberg, Frederick. Work and the nature of Man/ Frederick Herzberg.1.ndon- Grosby Lockwood Staples, 1974. 203 p.
  303. Marcuse H. One Dimensional Man. Studies in the Ideology of Advanced1. dustrial Societi/ H. Marcuse. Boston: Beacon Pres, 1964. -260 p.
Заполнить форму текущей работой