Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурная самоидентификация студенчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новизна исследования автор рассматривает сущность и соотношение основополагающих понятий:. «идентификация», «самоидентификация», «социальная идентификация», «культурная самоидентификация». Данные категории до сих пор в таком соотношении не рассматривалисьв работе впервые дается определение культурной самоидентификации как особого вида идентификацииуказанные теоретические положения применяются при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы идентификации в истории общественной мысли
    • 1. Краткий экскурс в историю осмысления идентификации
    • 2. Культурная самоидентификация в системе культурологических категорий
  • Глава II. Идентификационная группа как элемент структуры общества
    • 1. Социальная идентификация в соотношении с социальной структурой и социальной стратификацией
    • 2. Студенчество как идентификационная группа
  • Глава III. Постсоветское студенчество в зеркале самоидентификации

Культурная самоидентификация студенчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в России на рубеже тысячелетий быстрые и значительные перемены все чаще называют всеобъемлющей революционной реформацией, суть которой — в разрушении государственного социализма, определявшего главные черты российского общества на протяжении большей части XX века, и замене его иными формами жизнеустройства. Перемены обусловили ломку устоявшихся социокультурных идентификаций. Сегодня происходит сдвиг от ясности социальных идентификаций советского типа к неустойчивым, амбивалентным, лишенным вектора социального прогресса идентификациям «постмодернистского» типа. Наше время характеризуют как время утраты целого ряда идеалов и авторитетов, время культурной фрагментарности, как время разрушения социальных границ, коренного изменения общественной структуры и социальной стратификации. Проблемы идентификации и самоидентификации особенно злободневны для нынешнего общества переходного периода, ведь адекватное осознание человеком собственного места в системе новых общественных отношений определит деятельностную и ценностную направленность личности, поможет не утратить собственное «Я» в сложных условиях перемен.

Формирование нового «Я» связано, прежде всего, со становлением нового поколения — носителя иных ценностей и представлений.

Поэтому особенно важны те общественные события, явления культурной и духовной жизни, которые обусловливают формирование новой социокультурной идентичности молодого поколения, и прежде всего лучшей и образованнейшей его части — студенчества, которое определяет будущее интеллектуального потенциала страны.

Достойный уровень профессионального, умственного и духовного развития студенчества — не только показатель его собственной социальной дееспособности и компетентности, но и симптом динамичности общества, его стабильности, потенциала инноваций.

Поэтому весьма актуально сегодня обращение к изучению проблем идентификации и самоидентификации студенчества — самой перспективной части молодежи, определяющей завтра России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема, находящаяся в центре диссертационного исследования, обусловлена противоречием между важностью и злободневностью изучения современного студенчества и его культурной самоидентификации и недостаточной научной разработанностью этой тематики.

Значительное количество работ, как будет сказано ниже, посвящено юнологии. В меньшей мере изучено студенчество как специфическая социокультурная группа и практически нет работ по социальной и культурной самоидентификации студенчества.

Среди литературы, имеющей отношение к осмыслению нами проблемы культурной самоидентификации студенчества, находятся работы социальной, культурологической, психологической направленности. Наш аспект исследования — характеристика студенчества как специфической социокультурной и идентификационной группыпредполагал обращение к источникам, содержание которых сосредоточено в различных областях гуманитарного знания, а также привлечение объемного эмпирического материала.

Изначально исследования собственно идентификационных процессов были прерогативой психологии. Роль идентификации в развитии индивида определялась З. Фрейдом с позиций психоаналитической теории.

Дальнейшая разработка проблемы идентификации как механизма развития личности протекла в русле многочисленных направлений фрейдизма (Г.Гюнтер) и неофрейдизма (Э.Эриксон).

Позднее вопросы самоиденгификации личности опосредованно решаются Э. Фроммом, реализуясь в экзистенциальных категориях свободы и необходимости.

Из работ последних лет, посвященных проблемам социальной идентификации, заслуживают внимания исследования ученых Института социологии РАН под руководством В. А. Ядова (Т.С.Барановой, Е. Н. Даниловой, Т. З. Козловой, С. Г. Кпимовой, Ю. Л. Качановой, Н. А. Шматко и др.).

Проблемы идентификации личности и механизмов идентичности оказываются также в сфере научных интересов П. С. Гуревича, Л. Г. Ионина, Ю. Г. Карпухина и др.

Молодежь как самый интеллектуально динамичный слой наиболее интересна для изучения механизма самоидентификации человека. Определение места молодежи и ее части, студенчества, в соцальной структуре общества, развитие проблематики социальной и культурной стратификации в индустриальном обществе связаны с работами зарубежных философов и социологов Б. Барбера, М. Вебера, Т. Парсонса, К. Поппера, П. Сорокина, У. Уорнера и др., а также затрагивались отечественными исследователями Б. Ерасовым, Л. Коганом и др.

Ценный эмпирический материал по проблемам молодежи в целом мы почерпнули в исследованиях ведущих социологов страны: Ю. Р. Вишневского, М. Е. Добрускина, Г. Е. Зборовского, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, И. С. Кона, И. М. Ильинского, А. А. Козлова, Т. Н. Кухтевича, В. Т. Лисовского, А. В. Меренкова, Б. С. Павлова, В. Т. Попова, Л. Я. Рубиной, М. Н. Руткевича, В. И. Чупрова, В. Т. Шапко, В. Н. Шубкина и др.

В контексте собственно студенческой проблематики нас в наибольшей степени интересовали труды ученых Уральского региона, так как именно уральское студенчество стало объектом нашего исследования.

Значительные прикладные исследования, посвященные проблемам студенчества, проведены Ю. Р. Вишневским, Л. Н. Коганом, Л. Я. Рубиной, 5.

М.Н.Руткевичем и др.

Среди ученых, непосредственно занимающихся проблемами всестороннего изучения социально-демографических особенностей молодежи и студентов, формирования их духовного облика, запросов и интересов, следует назвать С. Н. Айрапетову, Ю. Р. Вишневского, А. В. Дмитриева, В. И. Добрынина, С. Н. Иконникову, Л. Н. Когана, Ю. С. Колесникова, В. Т. Лисовского, Б. Г. Рубина, Л. Я. Рубину, А. Н. Семашко.

Значительное количество авторов посвящает свои статьи проблеме гуманизации образования: Т. И. Афасижев, В. Н. Леонтьева, В. К. Петров и др.

Очень важна и широко представлена в монографиях и статьях проблема эстетической культуры студенчества: работы Ю. Р. Вишневского, С. Н. Иконниковой, Л. Н. Когана, А. Н. Семашко, Э. Н. Фаустовой и др.

Проблемы гражданственности, сопоставления жизненных установок универсантов разных поколений рассмотрены в работе А. А. Козлова и Т. Г. Поспеловой.

Уральскими социологами проведен также анализ политической культуры молодежи и студенчества.

Теме влияния религии на становление духовной и нравственной ориентации студенчества посвящены статьи П. А. Кулакова и др.

Анализ социально-психологического и нравственного самочувствия современного студенчества дан коллективом исследователей, возглавляемых В. И. Добрыниным.

Характеристика студенчества как социальной группы дается также в работах Б. Г. Ананьева, Г. П. Давидюка, С. Н. Иконниковой, Т. В. Ищенко, Ю. С. Колесникова, П. Ф. Кравчука, М. И. Новинской, A.C. Власенко и др.

На сегодняшний день работ, посвященных проблемам социальной и культурной самоидентификации студенчества, насколько нам известно, не имеется. Это обусловило выбор темы нашего исследования.

Объектом нашего исследования является студенчество как единая специфическая социокультурная и идентификационная группа.

В предметную область исследования входит рассмотрение феноменов социальной и культурной идентификации • и самоидентификации, а также представления студенчества о себе: своем месте в социальной структуре, своих профессиональных качествах, аксиологических, духовных и нравственных потребностях, т. е. то, что и составляет культурную самоидентификацию студентов.

Цель исследования — выявить основные самоидентификационные представления студенчества и наметить возможные пути управления процессами образования и воспитания студентов.

Задачи, делающие возможным достижение цели:

• выяснение сущности понятий «идентичность», «идентификация» и «самоидентификация», «культурная самоидентификация»;

• определение и разграничение понятий «социальная структура» и «социальная стратификация» применительно к студенчеству;

• определение места и роли студенчества в социальной структуре и социальной стратификации;

• характеристика студенчества как особой социальной и идентификационной группы.

• выявление специфических социально-демографических, культурных, аксиологических, психологических и нравственных характеристик студенчества через изучение мнения самих студентов посредством проведения анкетного опроса.

Теоретико-методологическая база исследования. Проблема идентификации и самоидентификации — одна из ключевых в понимании процесса самопознания, самоопределения человека в мире. От ее решения, от методологии подхода к этому решению зависит концептуальной угол зрения на весь строй внутреннего, душевно-духовного бытия человека, в каком бы направлении при этом ни двигалась мысль исследователя. Ясно, что идентифицирующей процедуре подлежит отношение человека уникума) к миру (универсуму), что движение идентификации 7 осуществляется в обе стороны в виде встречного взаимодействия взаимно идентифицирующих сторон. Ясно также, что операция отождествления (идентификации) предполагает установление единства в многообразии и многообразия в единстве.

Полюс индивидуального человека имеет в себе некоторый нередуцируемый к многообразию предметности мира момент. Именно этот момент и позволяет индивидуальному человеку выходить за любую предметность и объединять (идентифицировать) качественно специфические предметности в единство мира. В истории философии это переживаемое человеком единство универсума, служащее «концептуальной машиной» идентификации представало в разных категориальных обличиях, как «субстрат», «апейрон», «Логос», «единица», «бытие», «стихии», «любовь и ненависть», «атомы и пустота», «добродетель», «идея», «благо», «форма форм», 'Единое", «Бог», «материя», «субстанция», «чувство», «разум», «Я», «абсолютное тождество», «абсолютная идея», «воля к жизни», «воля к мощи (власти)», «жизнь», «экзистенция», «дух» и т. д.

Обращаясь к анализу самойдентификационных процессов вообще и применительно к современному студенчеству, в диссертационной работе автор опирается на труды отечественных и зарубежных авторов в области философии, социальной психологии, теории и социологии культуры.

Методологические принципы социальной и культурной антропологии (С.Н.Артановский, В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э. В. Соколов, Г. В.Драч) реализуются автором при разработке общетеоретических вопросов культуры.

Системный подход к анализу культуры как целостной системы в рамках деятельностной концепции (Н.С.Злобин, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, З. И. Файнбург и др.) использовался нами при определении культуры как социальной технологии, с одной стороны, и некоей системы составляющих ее «блоков» — с другой .

Также важно для понимания сущности самоидентификационных процессов определение культуры Л. Н. Коганом как меры и способа формирования и развития сущностных сил человека.

Обращение к теоретико-методологической базе социальной психологии было важным для автора при определении ключевых понятий диссертационного исследования: «идентификация» и самоидентификация" (З.Фрейд, Г. Гюнтер, Э. Фромм, а также Ю. А. Лебедев, А. В. Петровский, Л.В.Филиппова), «идентичность» (Э.Эриксон). Кроме того, при освоении проблемы механизмов идентификации автор опирался на концепции теорий взаимодействия, в частности на концепцию символического интеракционизма (Г.Блумер, Дж. Болдуин, У. Джеймса, Дж.Г.Мид, М. Кун, Ч. Х. Кули и др.).

Методологическим основанием выделения студенчества как особой идентификационной группы явилась реализация основных концептуальных идей социологии культуры и личности Б. С. Ерасова, Л. Н. Когана, З. И. Файнбурга, В. С. Цукермана и др.- социологии и возрастной культурологии В. Р. Вишневского, И. С. Кона, Л. Я. Рубинойсоциальной и культурной стратификации М. Вебера, Т. Парсонса, К. Поппера, П. Сорокина и др.

При проведении социологического опроса автор опирался на методологию культурологических исследований Э. А. Орловой. Логика проведенного анкетного опроса предполагала обращение к основам аксиологического подхода изучения культуры (Е.Боголюбова, Д. Леонтьев, Н. Чавчавадзе, а также Р. Бенедикт, В. Виндельбанд, К. Клакхон, Г. Риккерт и др.), поскольку в работе речь идет о самоопределении студентов в мире культурных ценностей, которые наряду с нормами, образцами, идеалами являются компонентами регулятивно-нормативной системы студенчества как идентификационного образования. Место ценностей в пространстве внутренней культуры личности (Л.В.Выготский, О.Г.Дробницкий) определяется на примере постсоветского студенчества.

Новизна исследования автор рассматривает сущность и соотношение основополагающих понятий:. «идентификация», «самоидентификация», «социальная идентификация», «культурная самоидентификация». Данные категории до сих пор в таком соотношении не рассматривалисьв работе впервые дается определение культурной самоидентификации как особого вида идентификацииуказанные теоретические положения применяются при анализе конкретной социально-стратификационной группы — студенчества, т. е. впервые представлена не дескриптивная, а самоидентификационная картина постсоветского студенчества. Такого рода материала в научных исследованиях, на наш взгляд, не былов работе студенчество представляется не только как элемент социальной структуры, но и социальной стратификации, причем автор разграничивает эти понятияавтором впервые дается определение идентификационной группыстуденчество рассматривается как идентификационная группа в единстве социальных и культурных чертработа опирается на конкретные факты проведенного автором социологического исследования. Его обоснование, методико-методологические принципы, процедуры и инструментарий будут представлены в третьей главе и в приложенииисследование и анализ самоидентификации студенчества осуществлялись применительно к вузам Уральского регионапредпринята попытка одновременного самоидентификационного исследования студенчества полярных профилей — гуманитарного и технического.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации, основные положения и выводы проясняют самоидентификационную ю характеристику студенчества. Демонстрируя представление студентов о самих себе, данная работа позволяет преодолеть многие сложившиеся стереотипы оценки социальных, культурных, нравственных, личностных свойств студентов.

Это поможет обосновать новые подходы в работе со студенчеством в сферах образования и воспитания.

Выводы исследования могут быть направлены на оптимизацию учебной и организационный работы со студентами, на повышение общественной роли студентов, их социального статуса и культурного уровня.

Материалы диссертации могут быть использованы для написания учебных пособий, планов для вузов и вузовских подразделений, а также используются автором при подготовке и проведении учебных занятий по культурологии.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры теории и социологии культуры Челябинской государственной академии культуры и искусств, кафедры социологии и культурологии Южно-Уральского государственного университета.

Автор выступал с сообщениями на X Социологических чтениях (Екатеринбург, 1996 г.), научно-теоретических конференциях ЮУрГУ и ЧГИИКа (Челябинск, 1997;99 г. г.).

По теме диссертации было издано 5 публикаций.

Заключение

.

Материалы диссертации, ее основные положения и выводы, а также проведенное в рамках работы социологическое исследование проясняют самоидентификационную характеристику студенчества и, демонстрируя представление студентов о самих себе, позволяют преодолеть многие сложившиеся стереотипы оценки социальных, культурных, нравственных, личностных свойств студентов.

Для характеристики студенчества как идентификационной группы, т. е. особой социальной группы, отличающейся по своему статусу в социальной иерархии общества, мы обращались к исследованию сущности социальной структуры и к теории социальной стратификации, соотнося ее со стратификацией культурной.

Основная роль студенчества — воспроизводство интеллигенции, подготовка профессиональных кадров для разных отраслей промышленности, сфер интеллектуального труда, политики, бизнеса. Студенчество — профессиональная основа постиндустриального общества информационных систем и высоких технологий. В силу возраста и знаний — это наиболее динамичная, мобильная группа, которая легче всего адаптируется к изменениям, выступает сторонником преобразований, реформ, трансформации общества.

Культурная стратификация означает наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценностными ориентациями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях культурной практики, престижем в рамках того или иного социума.

Основанием для культурной стратификации являются культурные нормы как стандарт культурной деятельности, регулирующей поведение людей. Именно культурная норма свидетельствует о принадлежности к какой-либо социокультурной группе.

Нами представлена идентификационная характеристика студенчества как части крупного демографического образованиямолодежи, основными социальными характеристиками которой являются: возраст, переходность социального статуса, подчиненность, несамостоятельность.

Эти черты присущи и студенчеству. Кроме того, сущностными свойствами, по которым можно судить о целостности студенчества как социальной общности, являются:

• подготовка к выполнению социальных ролей интеллигенции;

• пополнение интеллектуального потенциала страны;

• характер труда (это учебный труд, цель которого — овладение знаниями и профессией);

• специфически организованная учебная деятельность;

• достаточно высокий культурный и интеллектуальный уровень;

• детерминированные возрастом психологические характеристики: стремление к максимальной самореализации, идеализация, эмоциональная восприимчивость, открытость к инновациям и др.

Таким образом, студенчество — в нашем пониманииидентификационная группа, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, определяемой общим видением мира, общими ценностями и идеями в едином культурном поле.

Осознавая проблему самоидентификации как проблему самоопределения личности в контексте культуры, можно толковать культурную самоидентификацию как механизм интеграции индивидов в общность в едином социокультуном пространстве, основой которого являются интериоризированные (внутренне принятые) в процессе освоения мира человеком взгляды, нормы, ценности и интересы.

Анализ проведенного анкетного опроса позволяет сделать ряд выводов: автор до определенной степени совершил просчет, возлагая на студенчество непосильную на сегодняшний день задачу: дать объективную самоидентификационную характеристику. Современное студенчество не готово к развернутой самооценке и самоидентификационному определению. Это автор может объяснить рядом факторов: во-первых, потому, что в нетрадиционном социуме с его измененной зыбкой социальной структурой (каковым вполне можно назвать постсоветское общество) самоидентификация сложна в принципе.

Во-вторых, эта задача сложна методологически: ее решение вероятно, должно стать прерогативой исследователя, а не исследуемого.

В-третьих, представления студентов о самих себе незрелы, не систематизированы, в большей степени эмоциональны, чем рациональны.

Методика самоидентификационной характеристики нова и, безусловно, интересна. Она требует дальнейшей разработки и совершенствования, и наше исследование — этап в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпретативную социологию. — СПб.: Алетейя, 2000.-266с.
  2. Актуальные проблемы в XX веке. М.: Знание, 1993. — 327 с.
  3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. 560 с.
  4. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа., 1998. — 400 с.
  5. Т. И. Тхакушинов А.К. Гуманизация образования // Социологические исследования. 1995. -№ 5. — С. 72−77.
  6. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманитарный институт, 1998. — 241 с.
  7. БердяеевН.А. Самопознание: Сочинения. -М .: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1998. 624 с. (Антология мысли).
  8. H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Труды / Ред. сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. — М.: Моск. психолого-социал. ин-т, Флинта, 1999.-311с.
  9. Л.В., Ковалев A.M. Россия на пороге XXI века: Философско-социологическое исследование. М.: Изд-во МГУ, 1998. -304 с.
  10. Ю.Бутенко И. М. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. 2000. — № 1. — С. 40−43.
  11. В поиске социальной парадигмы («круглый стол») // Социологические исследования. 1995. — № 10. — С.63−69.
  12. Н.Д., Винокуров С. Б. и др. Социальный мир молодежи. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. -208с.
  13. В.Г., Мазеин В. О., Мартыненко Н. И. Отношение студенческой молодежи к религии // Социологические исследования. 2000. — № 1. — С. 4550.
  14. М. Избранное: Кризис европейской культуры СПб.: Университет, культ., 1999. -565с.
  15. Ю.Р. Молодежь и культурные стереотипы // Молодежь России: историко-социологический аспект. Челябинск, 1991.
  16. Ю.Р. Подлинное и мнимое единство культуры. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  17. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90х годов // Социологические исследования. -1997.-№ 10. С.56−69
  18. A.C. Некоторые вопросы воспитания советского студенчества на современном этапе. Учен. зап. Моск. обл. ин-та им. Крупской, Т.36,вып.4. -М.: Знание, 86 с.
  19. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 1999. -520с.
  20. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. М.: Наука, 1978. — 272 с.
  21. Высшая школа в зеркале общественного мнения. М.: Мысль, 1989. — 223 с.
  22. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 4. М.: АН СССР, Институт философии, 1959. -440с.
  23. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. / Отв. ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль. -469с.
  24. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4хт. Т.1/ Под ред. М. Лифшица. М.: Искуство, 1968.-312с.
  25. М. Б. Художественный мир российского сдуденчества (Социологическое исследование). СПб.: Изд-во Политекст, 1998. — 194 с.
  26. Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. — № 9. — С. 60−63.
  27. Гуманитаризация высшего образования в общественном мнении студентов. -М.: НИИВО, 1992.-36 с.
  28. Г. П., Добровский B.C. Проблемы «массовой культуры» и «массовых коммуникаций». М.: «Наука и техника», 1972. — 201 с.
  29. А.Н. Молодежь кризисных лет: Иллюзии и новые надежды. Минск: Харвей, 1999. — 320с.
  30. Р. Избранные произведения. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. -656с.
  31. М.Е. Студент кто он? // Социологические исследования. — 1994. -№ 8.-С. 35−39.
  32. В.И. и др. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции. -М., 1995. 45 с. (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация /НИИВО. Вып.1)
  33. Добрынин В. И Студенчество 90-х: новые тенденции и старые тенденции М., 1994. — 41с. (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО- Вып. 1.)
  34. А.Н. Краткий курс теоретической социологии: Учебное пособие. -Минск: Тетра Система, 1999. 125 с.
  35. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях: По материалам социологического исследования. М., 1995. — 40с. — (Система воспитания в высшей школе: Обзор, информ. — Вып.1).
  36. Зб.Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализма и социально-культурной интеграции. СПб.: ИГУП, 1996. — 350 с.
  37. Т.И. Социальная структура современного российского общества. // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 84−87.
  38. В.В., Осинский И. И. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности. Улан-Уде: Изд-во Бурятского ун-та, 1997. — 119 с.
  39. Г. Е. Образ жизни классов и социальных групп советского общества: сходство и различие. М.: Знание, 1987. — 62 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный коммунизм» — № 6).
  40. Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. -240 с. 41.3иятдинова Ф. Социальные проблемы образования. М.: Изд-во РГГУ, 1999. -288с.
  41. В.А. Эволюция высшей школы Российской империи. М.: МАТИ-РГТУ «ЛАСМЕС», 1998. — 283 с.
  42. А.Ф. Русская культура: своеобразие или привычная своеобычность // Социологические исследования. 1995. — № 11. с. 71−74.
  43. О.П. Возраст: особенности нравственной жизни. М.: Знание, 1987. — 62 с.
  44. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Сб. статей / Под ред. М. Олкотг, В. Тишкова, А. Малашенко. М.: Московский Центр Карнеги, 1997. -488 с.
  45. С.Н. Социология молодежи и проблемы комплексного воспитания.: Уч. пособие. Л.: ЛИК 1988. — 76с.
  46. С.Н. Социология о молодежи: (Проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. — 32с.
  47. И.М. и др. Молодежь планеты. Глобальная ситуация в 90-х г. г., тенденции и перспективы. М: Голос, 1999. -269с.
  48. Л.Г. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. -1995. -№ 4. -С.3−16
  49. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Пособие для вузов. М.: Логос, 2000. -432с.
  50. A.A., Овсянников A.A., Стрелков Д. Г. Новое поколение: надежды, цели, идеалы- М., 1992, 80с. (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО- Вып. № 6)
  51. Т.В. Место студенчества в социальной структуре советского общества // Молодежь как общественная группа. М .: Знание, 1972.
  52. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Издательство ЛГУ, 1991.-383 с.
  53. КантИ. Сочинения: В 6 т. Т. 4. 4.2 / Ред. В. Ф. Асмус М.: Мысль, 1965. -478с.
  54. И. Сочинения: В 6 т. Т.6 / Ред. Т. И. Ойзерман М.: Мысль, 1996. — 743с.
  55. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 21−23.
  56. О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования. 1998, № 12 — С.58−63.
  57. С. Изменение ценностных оснований идентификации // Социологические исследования. 1995. — № 1 — С. 62−65.
  58. Г. В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. -№ 7 с .142−145.
  59. А.И. Кризис системы образования // Социологические исследования -1994.-№ 3. -С. 79−85.
  60. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. -351с.
  61. T.B. Российское студенчество в условиях переходного периода// Социологические исследования. 1995. — № 1. — С.142−145.
  62. JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, 1981. -63 с.
  63. JI.H. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Знание, 1981 -63с. — (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Научный коммунизм» — № 4).
  64. JI.H. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы / Под ред. В. А. Дмитриенко. Томск.: Изд-во. Томского политехнического университета, 1986. — 165 с.
  65. JI.H. Молодежь и политика / Коган JI.H., Попов В. Г., Генин Л. В., Долганов А. Е. Екатеринбург: УрГУ, 1994 — 70с.
  66. JI.H. Образование как общественная потребность // Проблема социологического изучения потребности в образовании. М.: Знание, 1981. -40с.
  67. JI.H. Природа и культура: Уч. пособие. Екатеринбург: УГТУ, 1995. -27с.
  68. JI.H. Социология культуры: Уч. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1992. -120 с.
  69. Л.Н. Теория культуры: Уч. Пособие. Екатеринбург: УрГУ. — 1993. -160с.
  70. Л.Н., Вишневский Ю. Очерки теории социалистической культуры. -Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1972. 169 с.
  71. Л.Н., Кириллова М. М. Диалогичность духовной культуры // Духовность и культура. Алгоритмы культуры: Матер. Всеросс. конференции. -Екатеринбург, 1988. 302 с.
  72. М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. — 34 с.
  73. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с.
  74. М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии культуры. Л.: Знание, 1980. — С. 80 — 86
  75. М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство (Диалог). — М.: Знание, 1988.-64 с.
  76. A.A. Поспелова Т. Г. Студенты и преподаватели российских университетов: динамика поколений. М.: Знание, 1995. — 45с.
  77. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат., 1984 -165с.
  78. Кон И. С. Открытие «Я». М .: Политиздат, 1978. — 367 с.
  79. Э.В. Трактат об ощущениях/Под ред. Е. П. Ситковского. М.: Соцэкгиз, 1935−288с.
  80. Г. А. Гричаникова И. А. Гуманизация высшего образования как фактор формирования нравственной культуры студентов. Белгород: БелГТАСМ, 1998. — 52 с.
  81. Критика буржуазных теорий молодежи / Общ.ред. Б. К. Лисина. М.: Прогресс, 1982.-335 с.
  82. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 33−40.
  83. Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практ. пособие. М.: Ось-89, 1998. — 208 с.
  84. П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. 1995.-№ 12.-С. 53−58.
  85. Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1. -СПб.: Университетская книга- 1998. -447с.
  86. Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. -СПб.: Университетская книга-1998. -447с.
  87. Культурология XX века: антология, философия и социология культуры / РАН. ИНИОН. Лаб. теориии и истории культуры. М.: ИНИОН, 1994. — 251 с. (Лики культуры)
  88. .П. Куда идет Россия? М.: Прометей, 1994. 240с.
  89. Т.Н. Ценностные установки студенческой молодежи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитании воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич, В. М. Прокопенко. М., 1992, — С.5−18
  90. A.C., Гербенко В. И. Формирование ценностных ориентаций молодежи. Л.: Знание, 1990. — 15 с.
  91. С.А., Чернышева Т. Е. Будущие российские инженеры: кто они? // Социологические исследования. -1996. -№ 8, — С.72−75.
  92. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования. 1995. — № 1 — С. 50−53.
  93. В.Н. Физики и лирики сегодня // Социологические исследования. -1995.-№ 9.-С.146−148.
  94. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. -М.: Высшая школа, 1990. 304 с.
  95. В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента. М.: Высшая шк., 1986.
  96. В.Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1974.-184с.
  97. Личность. Культура. Общество. Научно теоретический журнал. Т. П. Вып. 2(3) М&bdquo- 2000.-316с.
  98. Д. Избранные философские произведения.: В 2-х т. Т. 1/ Под ред. И. С. Нарского. М.: Соцэкгиз, 1960.-734с.
  99. А.Ф. Личность и абсолют / Общ. ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999.-719с.
  100. А.Ф. Самое само. М.: ЭКСМО -Пресс, 1999. -1022с. (Антропология мысли).
  101. Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. — 479 с.
  102. Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. З: Механизмы культуры. -Таллин: Александра, 1993. 494 с.
  103. П.Н., Скорик А. П. Поведенческая типология студенческой группы// Социологические исследования. 1995. — № 7. — С. 109−115
  104. Т. Роль русской культуры в нравственности воспитания современной молодежи. М.: Знание, 1988. — 40 с.
  105. З.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -270 с.
  106. Маслоу А-Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. -478с.
  107. Методология и методы исследования культуры. Науч. Ред. С. Н. Иконникова. Л.: ЛГИК, 1984. — 168 с.
  108. Мид М. Культура и мир детства: Избр. Произведения / Отв. ред. И. С. Кон. -М.: Наука, 1988. -429с.
  109. Молодежная субкультура. Коллективная монография / Науч. ред. H.A. Победа. Одесса: Астропринт, 1999. -284с.
  110. Молодежь 97: надежды и разочарования / НИЦ при Ин-те молодежи- центр социологических исследований МГУ — М., 1997. — 338 с.
  111. Молодежь будущее России. Тезисы докладов X Уральских социологических чтений. В 2ч. Ч. 1−2. — Екатеринбург: Уральский институт молодежи, 1996.
  112. Молодежь и демократизация советского общества: социологический анализ. -Минск: Навука i тэхшка, 1980. 131 с.
  113. Молодежь и культура проблемы досуга, художественного творчества, становление личности / Под ред. Э. В. Быковой М.:НИИК, 1985. — с.
  114. Молодежь и культура: Сборник статей под. ред. Иконниковой С. Н. Л.: ЛГИК, 1977, — 157 с.
  115. Молодежь и образование: Сборник статей под ред. С. Н. Иконниковой, В. Лисовского, М.: Молодая Гвардия, 1972. — 431 с.
  116. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И. М. Ильинского. М.: Голос, 1999. -332с.
  117. Молодежь России и рынок. Екатеринбург-Челябинск: Изд. Урал, политехи, ин-т, 1991. 151 с.
  118. Молодежь России на рубеже 90-х годов: Сб. ст. /Под ред. М. М. Малышевой -М.:ИС, 1992.- 139 с.
  119. Молодежь России: социальный статус / Под общ. ред. Осипова Г. В. Отв. ред. Чупров В. И. Вып. 1−6. Институт социально-политических исследований РАН. Институт молодежи. М., 1992.
  120. Молодежь Среднего Урала. / Сб. аннотированных отчетов по результатам социологических исследований 1990−95г.г. / Под ред. Вишневского Ю. Р. и др., Екатеринбург: Уральский институт молодежи, 1996.-95с.
  121. Молодежь, образование, рынок: Сборник научных трудов под редакцией Зуева В. М. М.: НИИВО, 1992. — 108 с.
  122. А. Социодинамика культуры. / Под ред. Б. В. Бирюкова. М.: «Прогресс», 1973. — С. 5−22.
  123. Наркомания: ситуация, тенденции и проблемы / Под ред. М. Е. Позняковой. -М.: ИС РАН, 1999 88с.
  124. Л.И. Этика студента. Минск: Университетское, 1988. — 133 с.
  125. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992−200с.
  126. Новое поколение: надежды, цели, идеалы. М.:НИИВО, 1992. — 79 с.
  127. Образ жизни современного студента / Под ред. В. Лисовского. Л.:3нание, 1981.- 154 с.
  128. Образование в конце XX века / Материалы «круглого стола"// Вопросы философии. 1992. — № 9.-С. 110−118
  129. Общество высшая школа — молодежь / Под ред. Добрынина. — М.:3нание, 1995.- 184 с.
  130. Очерки социальной антропологии. СПб: Петрополис, -1995. 154 с.
  131. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. — 269с.
  132. В.К. Прикладное гуманитарное образование // Социологические исследования. 1995. -№ 12. С. 55−59.
  133. В.К. Прикладное гуманитарное образование // Социологические исследования. 1994. -№ 12. — С. 97−101.
  134. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М., Мысль 1982
  135. И.И. Общество открытых классов: Очерки о моделях социальной структуры / Отв. ред. А. О. Боронев. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. РАН. 1999. -175с.
  136. С. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. — 575 с.
  137. Проблемы духовной культуры: Сборник статей под ред. Ю.Р. Вишневского- Свердловск: Свердл. пед. ин-т., 1974. 102 с.
  138. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевекого.- М.: Политиздат, 1990. 494с.
  139. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.
  140. Развитие социальных качеств личности специалиста-интеллигента в процессе обучения в вузе. М.:НИИВО, 1991. — 44 с.
  141. Развитие творческой активности студентов в учебно-исследовательской и социально-политической деятельности. -М.:НИИВШ, 1990. 183 с.
  142. A.B. Быт и культура городской молодежи. Минск: Наука и техника, 1989.-125 с.
  143. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. -М.: Наука, 1993. 188 с.
  144. Д.М. Высшее техническое образование в условиях перехода к рыночным отношениям // Молодежь, образование, рынок / Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1992. — С. 35−38.
  145. Л.Я. Образовательный путь поколения // Социальные проблемыобразования. Свердловск, 1991. — 120 с.
  146. Л. Я. Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 222с.
  147. Л.Я. Советское студенчество: Социологический очерк М.: Мысль, 1981.-207 с.
  148. Л.Я. Социальные проблемы образования. Свердловск: СГПИ, 1991. -121 с.
  149. М.Н. Методологические проблемы изучения социальной структуры. Свердловск: УрГУ, 1972.-36с.
  150. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы // Социологические исследования. 1994. — С. 60−65.
  151. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 222 с.
  152. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. Ядова В. А. М., Знание, 1979 -86с.
  153. А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: Вища школа, 1977. 159 с.
  154. Семашко АгН. Художественные потребности и их разновидности у молодежи. Киев: Вища шк, 1977. — 159с.
  155. А.Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования / Социально-эстетические исследования. Автореферат канд. дисс. Днепропетровск, 1969. -20 с.
  156. И.М. Социология молодежи// Социологические исследования. -1993. № 3. — С.130−132
  157. Современная западная социология. Словарь./ Сост. Давыдов Ю. Н. и др. -М.: Политиздат., 1990. 432 с.
  158. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Кухтевич Т. Н., Прокопенко В. М. М.: Изд. МГУ, 1992. — 122с.
  159. B.C. Спор о справедливости. М.: ЭКСМО Пресс- Харьков: Фолио, 1999. -863с. (Антология мысли).
  160. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль. 1992- 275с.
  161. Социальная идентификация личности. Вып.1./ Отв. ред. В. А. Ядов. -М.: Институт социологии РАН, 1994.-167с.
  162. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика изменения социальной идентичности: Инф. материалы / Отв. ред. Н. А. Шматко -М.: Институт социологии РАН, 1992. -70с.
  163. Социальная психология / Под ред. A.B. Петровского М.: Просвещение, 1987.-222 с.
  164. Социальная психология и философия. Сборник научных трудов /Под ред. Б. Д. Прыгина. Л.: ЛГПИ, 1973. — 243 с.
  165. Социальная психология личности /Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова -M.: Наука, 1979. 344 с.
  166. Социально-демографический портрет студента М.: Мысль, 1986. — 94 с. -(Попул. демография).
  167. Социальное расслоение и социальная мобильность -М.: Наука, 1999., -191с.
  168. Социальные проблемы образа жизни студенческой молодежи: Сб.науч.ст. / каз.пед. ин-т им. Абая. Алма-Ата: КазПИ, 1988. — 76 с.
  169. Социологический словарь / Сост. А. Н. Елсуков и др. Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
  170. Студенты и преподаватели российских университетов: динамика поколений. -М.:НИИВО, 1995.-41с.
  171. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции. М.:НИИВО, 1993 — 66 с.
  172. И.А. Ценность. Ценностные ориентиры. Ценностное производство. Вопросы теории и методологии. М.: Союз, 1999. -184с.
  173. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 481 с.
  174. .С. Социальная культурология.: Пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1996. — 591 с.
  175. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. М., 1995. — 40с.(Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО — Вып. 1.)
  176. Э.Н. Эстетическая культура студента как будущего представителя интеллигенции // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич. М.: Знание, 1992. — 122с.
  177. Федорина М. Б. Социальная психология М.: МГУ, 1983. 232 с.
  178. JI. Избранные философские произведения: В 2-х т./ Общ. ред. М. М. Григорьяна. Т.1. М.: Госполитиздат. 676с.
  179. Философская энциклопедия в 5-и т. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  180. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа СПб.: Алетейя, 1999. -251с.
  181. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и ОНО. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1999. -252с.
  182. П., Пиаже Ж. Эксперементальная психология М., Госполитиздат, 1965. -288с.
  183. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с. — (Мыслители XX века)
  184. Художественная жизнь современного общества. Субкультуры и этносы в художественной жизни /Отв. ред. И. Б. Соколов. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996.-235 с.
  185. Л., Зинглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. (Серия «Мастера психологии»),
  186. А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. М.: Издательство ЦТР МГП ВОС, 1994. — 312 с.
  187. Ценностная и социальная идентичность российской гуманитарной интеллигенции. Тез. Всерос. теоретико-методологической конференции. / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: РГГК, 2000. -160с.
  188. Ценностные ориентации будущих специалистов // Социология молодежи: Учеб. / Ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996, — 170с.
  189. Ценностный мир современного студенчества (Социальный портрет явления) / Козлов A.A., Лисовский В. Т. М., — 1992. — 40 с. (Система воспитания в Высшей школе: Обзор, информ./ НИИВО- Вып. № 4.)
  190. Ценностный мир современного студенчества М.:НИИВО, 1992. 40 с.
  191. B.C., Соковиков С. С. Актуальные проблемы развития культуры. Челябинск: Г. Т.И.К., 1990. 74с.
  192. В.И. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М.: Рос.Ан.ит-т социально полит, исслед., 1993. — 96 с.
  193. В.И. Формирование ценностных ориентаций советского студенчества-М., 1978
  194. В.И., Зубов Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. -116с.
  195. В.Т. Конкретно-социологические исследования политической культуры молодежи Урала социологами Q970−1980) // Молодежь России: Историко-социологический аспект. Челябинск, 1991. — 127 с.
  196. Ф. Э. Харчева В.Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. -304 с.
  197. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. -М.: Юристъ, 1997. -291с.
  198. Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб.: Наука, 1993. — 340 с.
  199. Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М.: Мысль, 1996. — 420 с.
  200. Эстетическое воспитание студентов в высшей технической школе. Обзорная информация. М.:НИИВШ, 1983. — 35 с.
  201. Юм Д. Сочинения: В 2-х т. Т.1. М.:Мысль 1965. 847с.
  202. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществеве // Социологический журнал, 1994, № 1 С.37−51.
  203. В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет, Книжный дом «Университет», 1998 — 596 с.
  204. Brody, Nathan. Personality. Research and theory. New York — London, Acad, press, 1972. — 364 c.
  205. Guttner G. Identification als cozial-psychologisches Verhalten. Halle, 1972.-189 c.
  206. Jitson, Stanley K. Insights into human behavior. Л. K. Jitch. 2nd ed. Boston, Holbrook press, 1974 XVI 528 c.
Заполнить форму текущей работой