Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции
Наряду с чисто теоретическими исследованиями в университетских кругах интерес к григорианской науке (в том числе и к проблемам модальности) растет и в среде исполнителей-практиков. Если в прежнее время научная и исполнительская компетентность часто бывали разведены, то в наши дни успешно реализуют свою научно-практическую деятельность такие различные по целям, задачам и научным методам… Читать ещё >
Содержание
- 1. Актуальность изучения модальности григорианского хорала и обзор научной литературы
- 2. Актуальность изучения францисканской традиции и обзор научной литературы
- 3. Цель работы
- 4. Задачи и структура работы
- 5. Предмет исследования
- 6. Материал исследования
- Список сокращений
- Иллюстрации
- Глава I. Основные категории модальной системы григорианского хорала к истории вопроса)
- 1. 1. Определение модуса
- 1. 2. Григорианские модусы
- 1. 2. 1. Первоначальные сведения
- 1. 2. 2. Модальная эволюция
- 1. 3. Архаичные модусы
- 1. 3. 1. Архаичный модус ДО, или С
- 1. 3. 2. Архаичный модус РЕ, или D
- 1. 3. 3. Архаичный модус МИ, или Е
- 1. 4. Модусы октоиха
- 1. 4. 1. Первый модус
- 1. 4. 2. Второй модус
- 1. 4. 3. Третий модус
- 1. 4. 4. Четвертый модус
- 1. 4. 5. Пятый модус
- 1. 4. 6. Шестой модус
- 1. 4. 7. Седьмой модус
- 1. 4. 8. Восьмой модус
- 1. 5. Модусы простые и расширенные, полные и неполные
- 1. 6. Модальная транспозиция
- 1. 7. Модальная центонизация
- 1. 8. Модальная модуляция
- Глава II. Модальная организация песнопений францисканского проприя мессы
- 2. 1. Полный перечень песнопений францисканского проприя мессы с их модальной атрибуцией
- 2. 1. 1. Интроиты
- 2. 1. 2. Градуалы
- 2. 1. 3. Стихи аллилуй
- 2. 1. 4. Трактусы
- 2. 1. 5. Оффертории
- 2. 1. 6. Коммунио
- 2. 2. Роль отдельных модусов в репертуаре
- 2. 2. 1. Количество песнопений отдельных жанров в разных модусах
- 2. 2. 2. Отдельные модусы в хоральном репертуаре в целом
- 2. 2. 3. Соответствие модусов определенным жанрам
- 2. 3. Модальная организация репертуара литургических периодов и санкторала
- 2. 3. 1. Литургический календарь
- 2. 3. 2. Интроиты
- 2. 3. 3. Градуалы
- 2. 3. 4. Аллилуйи
- 2. 3. 5. Трактусы
- 2. 3. 6. Оффертории
- 2. 3. 7. Коммунио
- 2. 1. Полный перечень песнопений францисканского проприя мессы с их модальной атрибуцией
Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Актуальность изучения модальности григорианского хорала и обзор научной литературы.
Григорианский хорал — одна из величайших монодийных культур прошлого, сыгравшая огромную историческую роль в развитии музыкального искусства Западной и Центральной Европы. Этот вид литургического пения, возникший в УШ-Х веках на территории нынешней Франции и получивший распространение в других странах, находится у истоков европейской профессиональной музыки. В рамках григорианской монодии складывались многие основополагающие для музыкального искусства принципы: способы озвучивания слова, система нотации, жанров, форм, звуковысотной организации. На основе григорианского хорала развивалось раннее многоголосие. Живая традиция григорианского пения не иссякла до наших дней и продолжает питать современное композиторское творчество.
Высокая художественная и историческая ценность григорианского хорала обусловила интерес к нему огромного числа исследователей. Отдельно изучаются формы, жанры, способы письменной фиксации, репертуар, древние рукописные музыкально-литургические источники и т. д.
Одной из наименее изученных областей является его модальная (от слова «модус» — «лад"1) организация.
Исследование модальной системы григорианского хорала сопровождается рядом трудностей, вполне объяснимых с точки зрения истории и культуры:
Модусы исторически изменчивы, как любое живое явление, поэтому зависимы от исторического контекста.
Функционирование модусов в разных пластах хорала — исторических, географических и жанровых — определило внутренние отличия конкретных проявлений одного лада.
Григорианский хорал неоднороден в разных региональных и орденских традициях. О соотношении понятий «лад» и «модус» см. главу 1 «Основные категории модальной системы григорианского хорала (к истории вопроса)».
Во время сложения григорианских модусов не существовало музыкальной нотации, а первые системы нотной фиксации не позволяли судить о точной высоте музыкальных звуков. Когда же наконец появилась запись на линиях, она, обозначив точные высотные позиции отдельных звуков (что хорошо), нивелировала отношение к отдельным ладовым ступеням, к их иерархии.
Изначальный устный способ передачи и отсутствие нотной записи в первых певческих источниках чрезвычайно затрудняют изучение истории модальности.
Григорианский хорал и средневековая литургическая монодия, как показывают рукописные источники, бытовал во множестве вариантов. Их сопоставление, как правило, не решает вопроса о преимуществах одних вариантов перед другими. Как при этом можно судить о том, что существенно в данном модусе данного песнопения, а что — нет?
Имеются расхождения между данными средневековых музыкальных трактатов и хоральными певческими книгами, таким образом, между теорией и практикой.
Одни и те же песнопения получают различное модальное определение в разных певческих литургических источниках, поэтому остро встает вопрос о модальных критериях.
Несмотря на ряд крупных научных достижений в изучении григорианского хорала, модальная проблематика, будучи исключительно важной, еще весьма далека от своей исчерпанности. А между тем исследование модальности дает ключ к пониманию многих важных сторон григорианского пения. Модальная система григорианского хорала представляет собой музыкальное выражение духовной сущности божественного Откровения и ответного стремления человека к Богу. Поэтому, изучая модальность, мы постигаем особенности средневекового мышления и мировоззрения в целом, вступаем в соприкосновение с духовным миром огромного исторического периода, когда закладывались основы всей европейской культуры.
Наука о григорианском хорале складывалась у самых истоков современного Л музыковедения. И уже первые работы о григорианском хорале так или иначе касались вопросов модальности.
Начало современной григорианике положила публикация в 1774 году работы Мартина Герберта (Martin Gerbert, бенедиктинец из монастыря St. Blasien в Швейцарии) — по истории церковной музыки, в опоре на источники (тексты церковных писателей, постановления синодов и соборов и т. д.)3. Этот же автор основал серию изданий текстов.
2 Обзор григорианики от зарождения до наших дней дан в работе Михала Сичарка, см.: Siciarek Michal. Sk^d przychodzimy, dok^d zmierzamy. Osobisty zarys historii i obecnej kondycji choralu gregorianskiego // Canor. — 2003, —№ 26. —S. 21−28.
3 Gerbert M. De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praesens tempus. — St. Blasien, 1774. музыкальных трактатов IX—XV вв.еков4. Направление Герберта — издание и исследование источников — было продолжено Эдмоном де Куссмакером (Edmond de Coussemaker)5.
К базисным исследованиям рубежа XIX—XX вв.еков принадлежат работы университетских ученых Франсуа-Огюста Геварта (Francois-Auguste Gevaert)6, Амеде.
7 8.
Гастоуэ (Amedee Gastoue), Вальтера Говарда Фрера (Walter Howard Frere), Петера Вагнера (Peter Wagner)9.
Крупнейший научный центр был сформирован в бенедиктинском аббатстве Св. Петра в Солеме (Франция)10. Импульс к изучению хорала был дан не музыкантом, но крупным литургистом — первым аббатом Солема домом11 Проспером Геранже (dorn Prosper Gueranger). Целью солемцев было воссоздание первоначального облика хорала по древним источникам 12. Огромная исследовательская работа под руководством дома Жозефа Потье (dorn Joseph Pothier) и дома Андре Мокеро (dom Andre Mocquerau), начатая.
13 в 1830 годах, привела к изданию в конце XIX столетия новых хорально-певческих книг. Эти книги стали основой ватиканских хоральных изданий 14, предпринятых папской комиссией15 под руководством дома Потье. В 1889 году в Солеме была основана серия факсимильных публикаций древнейших музыкально-литургических памятников «Paleographie Musicale"16. В Солеме же были развернуты исследования григорианского ритма. По отношению к нему существовали два разных конфронтируюгцих между собой подхода, представителями которых были, с одной стороны, дом Жозеф Потье (сторонник свободного словесного ритма), с другой — дом Андре Мокеро (основатель так.
4 Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. — St. Blasien, 1784/R- 31 931.
5 Coussemaker C.-E.-H. de. Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: 4 vol. — Paris, 1864, 1867, 1869, 1876- Graz, 1908;Milano, 1931; Hildesheim, 1962.
6 Gevaert F. A. La melopee antique dans le chant de l’eglise latine. — Ghent, 1895- 1896/Ridem. Les origines du chant liturgique de l’eglise latine. — Ghent, 1890.
7 Gastoue Amedee. Les origines du chant romain. Le graduel gregorien. — Paris, 1907.
8 Frere Howard. Antiphonale Sarisburiense: A Reproduction in Facsimile of a Manuscript of the Thirteenth Century. — London, 1901;1924.
9 Wagner P. Einfuhrung in die gregorianischen Melodien. Tll. Einsprang und Entwicklung der liturgischen Gesangformen bis zum Ausgange des Mittelalters. — Leipzig, 1911; T1 2. Neumenkunde. Paleographie des liturgischen Gesanges. — Leipzig, 1912; T1 3. Gregorianische Formenlehre. — Leipzig, 1921.
10 Аббатство было восстановлено, после разрушения его в ходе религиозных войн Реформации, в 1833 году. Музыкально-литургическая деятельность солемских ученых от основания до наших дней освещена в очерке Жана Клера: Claire J. (Fr.) Un secolo di lavoro a Solesmes // Studi gregoriani / Pubblicazione annuale diretta da Nino Albarosa. Anno XVI / Traduzione dal francese di Nino Albarosa. — 2000. — P. 7−51.
11 Дом (dom, сокращенно от лат. dominus — господин) — во Франции почетное духовное звание. В Италии и Испании в том же значении употребляется слово don.
12 См.: Combe P. Histoire de la restauration du chant gregorien d’apres des documents inedits. — Solesmes, 1969.
13 Их полный перечень дан в специальном разделе библиографического списка.
14 См. их перечень в специальном разделе библиографического списка.
15 Созданию комиссии предшествовало получение одобрения от папы Пия X (motu proprio Inter sollicitudines от 22 ноября 1903 года) работы солемцев и проведение в 1904 году в Риме Григорианского конгресса.
16 Paleographie Musicale. — Solesmes, 1889-. называемого «солемского метода»). Исследования нотации в древних рукописях привели к становлению особого направления григорианики — григорианской семиологии, основателем которой является дом Эжен Карден (dom Eugene Cardine)18.
Наконец, в Солеме были предприняты фундаментальные исследования григорианской модальности, и важнейшие открытия в этой области принадлежат Жану Клеру (Jean Claire) 19. Результатам Жана Клера предшествовали работы дома Ж. Э. Дерокетта (dorn J. H. Desroquettes) в 1923 году20 и Анри Потирона (Henry Potiron)21. Жан Клер дал совершенно новый взгляд на григорианскую модальность, осветив проблему ее эволюции22, и практически все дальнейшие исследования модальности так или иначе соотносятся с концепцией Жана Клера.
Таким образом, начало современного этапа изучения григорианской модальности приходится на 20-е годы XX века, в 60−70-е годы достигая кульминации. Возможно, современные работы о григорианской модальности послужат отправной точкой для новых открытий в области григорианской модальности.
Григорианская модальность изучается в двух главных направлениях:
1) Исследования модальности посредством анализа, в том числе и сравнительного анализа, хорального репертуара. Кроме упомянутых работ Жана Клера назовем, в.
23 качестве наиболее значимых, труды Ж. Урлье (J. Hourlier), Жака Шайе (Jacques Chailley)24, Мари-Ноэль Колетт (Marie-Noel Colette)25.
2) Изучение модальности по средневековым музыкальным трактатам.
17 Ср.: Pothier J. (Dom). Les melodies gregoriennes d’apres la tradition. — Tournai, 1880- Mocquereau Andre. Le nombre musical gregorien ou rythmique gregorienne. Theorie et pratique. Vol. I. — RomaTournai: Societe de Saint Jean l’evangeliste Desclee & Cie, 1908 — Vol. II. — RomaTournai, 1927. Третий подход к проблеме григорианского ритма представлен в работах так называемых мензуралистов (среди солемцев их нет), см. следующие работы: Jammers Е. Gregorianischer Rhytmus, was ist das? // Archiv fur Musikwissenschaft. — 1974. — № 4. — S. 290−311- Volberts J. Rhytmic Proportions in early medieval ecclesiastical chant. — Leiden, 1958; Wagner P. Einfuhrung in die gregorianischen Melodien. T12. Neumenkunde. Paleographie des liturgischen Gesanges.
18 Основополагающая работа Э. Кардена: Cardine Е. (Dom). Semiologie gregorienne. — Roma, 1968. Об Эжене Кардене см.: Claire Jean (Fr.) Dom Eugene Cardine // Studi gregoriani / Pubblicazione annuale diretta da Nino Albarosa. Anno XIV. — 1998. — P. 5−35.
19 См. в библиографическом списке работы Жана Клера 1962;1963 годов, а также документальное подтверждение его открытий в работе 1975 года.
20 Desroquettes J. H. (Dom). Modalita gregoriana: pro manoscritto: ad uso degli alunni del Pontiflcio istituto di musica sacra, Roma. — Roma, 1923.
21 Potiron H. La composition des modes gregoriens. — Tournai, 1953.
22 Его концепция модальной эволюции и предыстория ее вызревания изложены Е. Пикуликомсм.: PikulikJ. Ksztaltowanie sic systemu octoechos w Europie Zachodniej // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Сост. Т. Баранова. — М., 1989. — С. 118−126.
23 Hourlier J. Entretiens sur la spiritualite du chant gregorienne. — Solesmes, 1985.
24 Chailley Jacques. Essai sur les structures melodiques // Revue de Musicologie. XLIV decembre 1959. — P. 146 148- idem. Formation et transformations du langage musical. — Paris, 1958; L’imbroglio des modes. — Leduc, Paris, 1960.
25 Colette Marie-Noel. L’invention musicale dans le Haut Moyen age: ponctuation et transposition II Analyse musicale. 18. Ier trimestre janvier. 1990. P. 7−17- eadem. Modus, tropus, tonus: tropes d’introits et theories modales //Etudes Gregoriennes. — 1997. — Vol. XXV. — P. 63−96.
В отечественном музыкознании первое направление представлено работами В. Карцовника 26 и И. Лебедевой 27, второе — Н. Ефимовой 28, Л. Дьячковой 29, Р. Поспеловой30 и Ю. Пушкиной31.
Так, В. Карцовник затрагивает проблемы средневековой модальности в работах о григорианской гимнографии и ранней невменной нотации, базируясь на древних певческих рукописях. И. Лебедева обосновала формульную структуру западноевропейской монодии на примере анализа аллилуй второго модуса, используя в качестве исследовательской базы современные музыкальные каталоги.
На основе ранних латинских музыкально-теоретических трактатов, тонариев и нотографических источников Н. Ефимова исследовала начальный этап (УШ-Х века) учения о западной модальности, связанный с систематизацией певческого репертуара по заимствованной из Византии схеме октоихаособое внимание уделено изучению интонационных формул антифонной псалмодии. Р. Поспелова рассмотрела категории и терминологию григорианской модальной системы в русле изучения трактатов Г. Аретинского, Псевдо-Одо, Й. Тинкториса и других музыкальных теоретиков.
26 Карцовник В. Г. О невменной нотации раннего Средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. науч. тр. / ЛГИТМИКОтв. ред. A. JI. Порфирьева. — JL, 1986. — С. 21—41- он же. Гимнографические элементы средневекового хорала (опыт жанровой типологии): Дис. канд. искусствоведения. — Л., 1988; он же. Hymnologica I. Тропы входных антифонов в истории западноевропейского средневекового хорала // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. — Л&bdquo- 1988. — С. 24−50.
27 Лебедева И. Г. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья (по поводу концепции Jleo Трейтлера) // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. — Л.,.
1988. — С. 11−23- она же. Принципы мелодической организации западноевропейской средневековой монодии: Дис. канд. искусствоведения. — Л., 1988; она же. Проблема формульности в средневековом хорале // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Сост. Т. Баранова. — М., 1989. — С. 148−155.
28 Ефимова Н. И. Музыкально-теоретические проблемы западноевропейской монодии (по материалам трактатов раннего средневековья): Дис. канд. искусствоведения. — М., 1988; она же. О ладовых интонационных формулах западноевропейской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов Средневековья) // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории. — М., 1987. — С. 39−56- она же. Ранние тонарии и их роль в развитии западноевропейской монодии // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Сост. Т. Баранова. — М.,.
1989. — С. 156−169- она же. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII X столетий. К проблеме эволюции модальной системы Средневековья: Дис. доктора искусствоведения / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 1999; она же. Раннехристианское пение в Западной Европе VII 1-Х столетий. — М., 2004; Tonus-tropus-modus: латинская экзегеза или поиск пути обоснования модальных октав в каролингскую эпоху // Laudamus. — М., 1992. —С. 207−215.
29 Дьячкова Л. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики. — М., 1992.
30 Поспелова Р. Л. Терминология ладовой теории в трактатах И. Тинкториса (Материал к некоторым темам курса музыкально-теоретических систем) // Актуальные проблемы музыкальной педагогики и исполнительства: Межвуз. сб. / Редкол.: Г. Я. Низовский (отв. ред.) и др. — Владивосток: Изд-во Дальневосточн. ун-та, 1984. — С. 143−155- она же. Реформа нотации Гвидо Аретинского: Пролог к Антифонарию // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): Сб. науч. тр. / Московская гос. консерваторияред.-сост. В. С. Ценова. — М., 2003. — С. 48−56- она же. Ладовое учение в трактате «Диалог о музыке» // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения / Ред.-сост. Н. И. Тарасевич, сост. Т. Ф. Генова. — М., 2006. — С. 16−45.
31 Пушкина Ю. В. Ладовая мутация в западном хорале XI века (неизвестные страницы теории) // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения / Ред.-сост. Н. И. Тарасевич, сост. Т. Ф. Генова. — М., 2006. — С. 46−70.
Ю. Пушкина раскрыла проблему ладовой мутации в средневековом хорале, поставленную в теоретическом источнике XI века.
Совершаются попытки объединения обоих подходов в изучении григорианской модальности, такого рода работой является докторская диссертация Юзефа Счибора (Josef Seibor)33.
Среди изданий типа компендиумов или учебников по григорианскому хоралу имеются такие, в которых разделы о модальности могли бы представлять собой самостоятельные исследования. В прежние годы, еще до открытий Жана Клера, знания о модальной организации григорианского хорала были обобщены в книге Вилли Апеля (Willi Apel). Из более поздних работ фундаментальностью проработки этой проблемы л с отличается исследование Альбера-Жака Бескона (Albert-Jacques Bescond). В учебнике Дэвида Хайли (David Hiley) 36 содержится история средневековых концепций григорианской модальности.
Превосходный синтез современных представлений о модальности григорианского.
07 хорала дан в книге дома Даниэля Сольнье (dorn Daniel Saulnier) .
Помимо изучения собственно григорианской модальности, разрабатываются и другие аспекты ее исследования:
Сопоставления хорала и византийской церковной музыки. Основатель этого направления — Эгон Веллеш (Egon Wellesz). Ему принадлежат многочисленные труды о связях хоральных репертуаров Италии в первом тысячелетии от P. X. с византийским репертуаром .
Научное направление Э. Веллеша было расширено И. Лозовой, которая включила в поле сравнительного рассмотрения древнерусскую, григорианскую и.
39 византиискую певческие культуры .
32 В структуре научной аттестации Польши, как и России, имеются две ученые степени: doktor, что соответствует российскому кандидату наук, и doktor habilitowany, что соответствует доктору наук. Докторская диссертация называется habilitaeja, или praca habilitacyjna.
33 Seibor Josef. Geneza struktur modalnych w swietle traktatow Musica Enchiriadis i Commemoratio brevis: Praca habilitacyjna / RW KUL. — Lublin, 1990.
34 Apel W. Gregorian Chant. — Bloomington, 1958; 31 966. См. также реферат этой книги, составленный Т. Кюрегян: Апель В. Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) // Григорианский хорал / Сост. Т. Кюрегян, Ю. Москва. — М., 1998. — С. 8−37.
35 Bescond Albert-Jacques. Le chant gregorien. — Paris, 1972.
36 Hiley D. Western Pia inchant. -Oxford: Clarendon Press, 1993.
37 Saulnier D. (Dom). Les modes gregoriens. — Solesmes (France), 1997. Переиздание этой работы на итальянском языке: Saulnier D. (Dom). I modi gregoriani / Traduzione dal francese di Stefania Vitale. — Solesmes (France), 2000.
38 Назовем одну работу: Wellesz Egon. Eastern Elements in Western Chant. — Boston, 1947.
39 Лозовая И. E. Самобытные черты знаменного распева: Дис. кандидата искусствоведения / Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. — М., 1987; она же. О принципах формообразования в средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческие культуры //.
Сравнительные исследования хорала и еврейской синагогальной музыки. Вдохновителем этого направления стал Абрахам Идельсон (Abraham Idelsohn)40. Работа в этом направлении была продолжена Эриком Вернером (Eric Werner)41.
Изучение модальности, мелодики и функции хорала в параллели с исследованиями классических музыкальных культур Азии. Начало такого рода исследованиям положил музыковед и индолог Ален Даньелу (Alain Danielou) 42. Литургическое пение рассматривается в единстве традиций разных религий.
Сходные, хотя и намного более широкие, задачи, далеко выходящие за рамки интереса к модальности, ставит Марсель Перес (Marcel Peres) и руководимый им «Передвижной центр по изучению традиций старинной музыки» (CIRMA): исследование старинной музыки Западной Европы в междисциплинарном и межкультурном ключе, в единстве изучения разных европейских хоральных традиций, с одной стороны, и в связи с различными традициями Востока43.
Так как григорианский хорал — явление комплексное, его модальность невозможно изучать изолированно от смежной проблематики, которую представляют в первую очередь исследования ритма и нотации (см. вышеупомянутые работы), а также история отдельных жанров и форм.
Григорианская модальность является материализованным выражением эстетических установок, находящих первоначальное воплощение в структурной организации мелодики. Вот уже много десятилетий неизменной популярностью пользуется монументальный труд Паоло Ферретти (Paolo Ferretti)44. В аспекте изучения вопросов сочинения, запоминания и трансмиссии хорала в устной традиции рассматривает формульную организацию мелодики григорианского хорала Лео Трейтлер (Leo Treitler)45.
Богослужебная функция григорианского пения и неразрывное единство музыки и слова диктует рассмотрение модальности в литургическом контексте. Помимо работ собственно по литургике следует выделить особое музыковедческое направление,.
Из истории форм и жанров вокальной музыки: Сб. науч. тр. / Московская консерваторияРедкол. Т. Цытович (отв. ред.) и др. — М., 1982. — С. 3−21.
40 Idelsohn Abraham. Parallelen zwischen gregorianischen und hebraisch-otientalischen Gesangsweisen // Zeitschrift fiir Musikwissenschaft IV. 1921;1922.
41 Werner Eric. The Sacred Bridge. — New York, 1959.
42 Danielou Alain. Traditions Musicales // Jucunda Laudatio. — Venezia, 1965.
43 В мае 2005 года Марсель Перес выступил с докладом на международной научной конференции «Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции. Восток — Русь — Запад», проведенной в Московской консерватории. (См. библиографический список.).
44 Ferretti Р. (OSB). Estetica gregoriana ossia tratto delle forme musicali del canto gregoriano. — Roma, 1934.
45 Treitler L. Homer and Gregory: The Transmission of Epic Poetry and Plainchant // The Musical Quarterly. — Vol. LX. — № 3. — 1974. — July. — P. 333−372- idem. Oral, Written and Literate Process in the Transmission of Medieval Music // Speculum. — Vol. 56. — № 3. — Cambridge, 1981. — P. 471191. основанное Джеймсом Мак-Кинноном (James McKinnon)46, — изучение становления хорального репертуара в первом тысячелетии от P. X. во взаимосвязи с формированием корпуса литургических текстов на разные периоды церковного года.
Наряду с чисто теоретическими исследованиями в университетских кругах интерес к григорианской науке (в том числе и к проблемам модальности) растет и в среде исполнителей-практиков. Если в прежнее время научная и исполнительская компетентность часто бывали разведены, то в наши дни успешно реализуют свою научно-практическую деятельность такие различные по целям, задачам и научным методам коллективы, как ансамбль «Organum», включенный в структуру «Передвижного центра по изучению традиций старинной музыки» (CIRMA), руководимого Марселем Пересом, григорианский женский хор «Mediae aetatis sodalicium» под управлением Нино Альбарозы (Nino Albarosa) — известного ученого, представителя григорианской семиологии, ученика Эжена Кардена, профессора университета г. Удине и Папского университета духовной музыки в Риме47- женский хор «In dulci jubilo» под управлением Альберто Турко (Alberto Turco), профессора Амвросианского Папского колледжа духовной музыки в Милане, Богословского института Св. Зенона в Вероне и Папского университета духовной музыки в Римемужской хор «Cantori gregoriani», управляемый Фульвио Рампи (Fulvio Rampi), штатным органистом церкви Св. Аббондио в Кремоне, капельмейстером Кафедрального собора Кремоны, заведующим кафедрой ранней полифонии в консерватории «Джузеппе Верди» в Турине, кафедрой григорианского пения в Папском институте духовной музыки в Милане, и многие другие. Единство теории и практики дает весьма ощутимые результаты, ведь исполнители постепенно накапливают огромный репертуарный багаж, который осмысляется ими в аспектах, часто весьма далеких от способов постижения хорала кабинетными учеными.
Итак, модальность григорианского хорала исследуется в науке еще с конца XVIII века, в разных ракурсах и в соотнесении со смежной проблематикой. К настоящему времени накоплен богатый фактический и концептуальный материал. Но перед исследователями и по сей день стоит множество проблем, которые далеки от своего разрешения. Сами открытия порождают все новые и новые вопросы, ждущие компетентного освещения.
46 McKinnon James. Music in Early Christian Literature. — Cambridge, 1987.
47 В сентябре 2003 года Нино Альбароза выступил в Московской консерватории с циклом лекций о григорианском хорале, в том числе и о модальности.