Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Колористика как основа формообразования в архитектуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в учебной, методической, научноисследовательской и издательской формах, проектной, творческой деятельности, в том числе, в проведении практических курсов дисциплин: «Архитектурная колористика» для специальности «Архитектура» — «Цветоведение» — для специальности «Дизайн» (2000;2009гг.). Основные положения диссертации экспериментально… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА — НАУКА О ЦВЕТЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
    • 1. 1. Научное цветоведение — совокупность наук, изучающих природу цвета
    • 1. 2. Цвет в архитектуре города и культурно — историческое наследие
    • 1. 3. Системы цветовых сочетаний объектов архитектуры, ее субъективный и объективный аспект в искусстве
    • 1. 4. Особенности формирования цвета и формы в архитектуре. Характер развития цветовой культуры
  • ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦВЕТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В АРХИТЕКТУРЕ И ИСКУССТВЕ, ИХ ОСОБЕННОСТИ В АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЯХ (на примерах работ мастеров XX века)
    • 2. 1. Принцип природного цветового контекста в формировании объектов городского пространства
    • 2. 2. Принцип развития цветового потенциала исторического наследия, его интерпретация в современных условиях XX века
    • 2. 3. Принцип взаимодействия системы цветовых сочетаний в архитектуре города: «цвет- предмет- пространство- знак — образ» и её функционально -пространственные характеристики
    • 2. 4. Творческая индивидуальность мастеров архитектуры и искусства XX века, их роль в развитии архитектурной колористики
  • ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОЛОРИСТИКЕ И ИХ РАЗВИТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
    • 3. 1. Развитие чувства колоризма в образном познании и образном мышлении архитектора
    • 3. 2. Освоение принципов цветового пластического формообразования архитектуры мастеров XX века
    • 3. 3. Колористика и новые технологии в архитектурно- художественной практике
    • 3. 4. Комплексный подход цветового моделирования — научное видение в формировании целостного цветового бассейна архитектурного ландшафта

Колористика как основа формообразования в архитектуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Только вследствие незнания того, как природа объединяет цвета, колорит в живописи остаётся для всех времён загадкой «.

В. Хогарт (Хогарт В. Анализ красоты. M.-JL,.

1958, с.218).

В словах английского мастера живописи В. Хогарта как нельзя лучше отражается развитие реалистического подхода и вера во всеобъемлющее значение естественнонаучных знаний. Однако, знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Изучение природных форм и цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее использовать возможности цвета. Цвет всегда связан с предметом. Понятие колорита многогранно и связано с вопросами оптики, физиологии ощущения, оно включает цветокультурные представления общества, экологии, медицины, кибернетики, архитектуры, градостроительства, объединяет знания цветовой гармонии, цветовых предпочтений, цветового языка, формирует представление о пространственном выражении, эстетическом и духовном содержании архитектуры или произведения изобразительного искусства.

Архитектурно-художественная и градостроительная деятельность нуждается во всестороннем использовании цвета — носителя смысловой, эмоциональной и эстетической информации, знания особенностей его восприятия в пространстве, формообразующего действия, семантики, его роли в создании художественного образа архитектурного произведения, района, города. Проектирование колористики города целесообразно включать в общую систему художественного и архитектурно-градостроительного проектирования и рассматривать с точки зрения этой системы как целостное объемно-пространственное и цветовое проектирование, как целостное архитектурно-художественное произведение.

Комплекс цветовых проблем вызывает реальную необходимость координации изучения различных сторон феномена цвета, требует осознания цветовой проблематики, выходящей за рамки многих отраслей знания и сфер деятельности. Роль цвета в нашей жизни многообразна, цвет входит в структуру мышления, является компонентом объемно-пространственного окружения, частью материальной и духовной культуры.

Каждый отдельный цвет имеет силу воздействия и определённый характер воздействия на человека: физиологический, психологический (эмоциональный), символический (информативный), эстетический, экологический (формообразующий — в архитектурнокомпозиционном решении). Роль цвета в нашей жизни огромна. Цвет — это мощный инструмент воздействия, один из мощнейших факторов, влияющих на психику, настроение, самочувствие (здоровье), зрительное восприятие размеров помещения. Цвет — самый простой и действующий способ изменить восприятие пространства, позволяет корректировать состояние человека. Информативность цвета необходимый и неотъемлемый фактор жизнедеятельности человечества. В цветовом образе накапливается нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, что позволяет цвету являться единым для всего человечества простым языком, на котором сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас. Учитывая все выше перечисленные факторы и преимущества (положительные стороны) цвета, человек с древних времён активно применял их в различных отраслях своей жизнедеятельности. Люди, как существа разумные, способны воспринимать цветовую информацию, чувствовать её, они способны сами воспроизводить цвет и, даже, пытаются им управлять, манипулировать им: в живописи, архитектуре, дизайне, в промышленности для контроля за различными процессами, в педагогике для усвоения знаний, в медицине для диагностики и предупреждения некоторых заболеваний и других областях жизнедеятельности человечества.

Цветовое решение среды обитания, которую мы для себя создаём, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, на функционирование процессов жизнедеятельности людей. Возросшая интенсивность применения цвета в жизни современного человека, количественный рост искусственных цветоносителей, усиливающаяся тяга к повышению цветности окружающей среды, явное предпочтение цветному нежели не цветному среди потребителей — это факты позволяющие выделить особенности, характерные для сложившегося в области цвета положения на современном этапе нашего общества.

Актуальность проблемы и значимость темы исследования. Проблема формирования системы цветовых отношений приобретает все большую актуальность в XXI веке в связи с появлением большого количества зданий и объектов городов уникальных по функциональному назначению с использованием современных новых технологий, применением новых конструкций и строительных материалов, имеющих новые смысловые и философское содержание, не привычные для восприятия образы формы в городском пространстве и применение принципов их системы цветовых сочетаний, появление и развитие в архитектурной практике направления «хай-тек» и его разновидностей. Цвет в архитектуре города стремительно завоевывает важные позиции. Специалистами отмечается устойчивая тенденция проявления данного процесса в архитектурной практике, продиктованная временем. Колористика городского пространства становится разнообразной по форме, масштабам освоения, имеет технологически различное назначение. В этой связи необходимы научные методические дополнения и уточнения по вопросам организации целостного цветового бассейна предметного пространства города.

Для решения проблемы необходим комплексный подход с глубоким анализом рассмотрения принципов цветовой организации архитектурных ансамблей, отдельных зданий и всего накопленного арсенала архитектурно-художественного наследия предыдущих поколений. Цвет и форма объектов городского пространства организуют ансамблевое восприятие или разрушают его. Цвет имеет важное значение в ориентации человека в пространстве, формировании благоприятного психологического комфорта, передаче функционального содержания, эмоционально — эстетического эффекта и привнесении неповторимости архитектурно — художественного образа в духовную и культурную часть жизни общества. Всё это определяет актуальность заявленной темы.

Состояние вопроса. Колористика как наука сравнительно новая область научных знаний, новые понятия, теоретическая база изучения которого только формируются. Многоаспектность понятия цвета, колорита, колористики систематически становятся объектом исследования в общей теории архитектуры и градостроительства, в архитектуроведении и искусствознании, в области точных наук, гуманитарных знаний, прикладных наук. Содержанию архитектурного знания в разной мере посвящали труды многие отечественные ученые в области теории физики: С. Вавилов, Г. И. Ашкенази, В. В. Шаронов, Н. И. Крюковский, Г. Н. Фадеев, К. Л. Леонтьев, зарубежные ученые: И. Ньютон (основоположник науки оцвете), И. Гёте, В. Оствальд, Р. Ивенс, М. Минарт, Б. М. Гале, В. Келер, В.Лукхардт. Развитие знаний в области колориметрии привнесли: В. И. Кравец, М. И. Кривошеев и А. К. Кустарев, Г. Н. Юстова, И. В. Пенова, М. М. Гуревич, Д. Джадд, Г. Вышецки, Е. Б. Рабкин. В области цвета в архитектурной композиции'. И. Араухо, В. А. Коссаковский и В. А. Чистова, Л. И. Кириллова, В. Ф. Кринский, И. В. Ламцов, М. А. Туркус, А. В. Степанов, А. А. Тиц, Е. В. Воробьева, А.Кучмар. В общих вопросах теории архитектуры. М. Дерибере, А. В. Ефимов, Е. С. Пономарева, И. А. Пронина, Т. С. Семенова, А. В. Иконников, Ле Корбюзье, А. Э. Гутнов, А. Г. Раппапорт и Г. Ю. Сомов, Л. Бертоланфи, Р. Леду, Е. Цайдлер, И.Фридман. В общих вопросах теории градостроительства: В. Т. Шимко, А. В. Рябушин, Л. Б. Мостовая, М. К. Бранч, Л. И. Павлова, Н. Н. Баранов, В. Островский, П. Холл, К. Линч, Б. Симпсон, И. Г. Лежава, И. М. Смоляр. В прикладном цветоведении: Л. Ф. Артюшин, Ж. Агостон, А. С. Зайцев, Н. Е. Трегуб, А. Владимиров и Н. Осипов, Н. М. Гусев, Л. Н. Миронова, С. Алексеев, Г. Цойгнер, Н. Н. Волков, В. А. Зернов. На изучение общекультурного значения природной среды и информативности языка архитектуры ориентировали: А. Иконников, Д.Лихачев. Идеи «психо эстетических ресурсов природной среды», «визуальной доступности», характеризующиеся структурным подходом выдвигались группой исследователей: Л. Тверским, Ф. Мансуровой, Г. Мокеевым, В. Стерлиговым, М. Кудрявцевым, Кострикиным., В.Крогиусом. В теории цветового зрения и психологии восприятия цвета — С. Кравков, Ж. Филласье, Г. Фрилинг и К. Ауэр, Р. Арнхейм, Б. Ломова, К. Малевич, Е.Агранович. В прикладном цветоведении, в искусствоведческой литературе — В. Р. Аронов, Ш. Д. Аскаров, Б. Р. Виппер. В. В. Кандинский, А. Матисс, К.С.Петров-Водкин, П. Пикассо, Т. М. Степанская, В. А. Фаворский. Конструктивно составленное понятие «колористика» были рассмотрены Платоном, а на основе данных ассистента К. Г. Юнга было сформулировано современное понятие «архитектурная колористика». Важно отметить, что в настоящее время отсутствует комплексный взгляд на проблемы колористики как основы формообразования в архитектуре, особо это касается последней трети XX века, в связи с появлением новых по форме и цветовому содержанию зданий и архитектурных комплексов в городском пространстве. Все сложнее воспринимаются авторские творческие концепции и принципы использования цвета в архитектурном сооружении. Данное исследование является попыткой рассмотреть колористику как основу формообразования в архитектуре на основе комплексного подхода с применением общих и специальных методов научного исследования, что позволит в определенной мере восполнить этот пробел.

Гипотеза исследования вырастает из многообразного фактического материала разных областей знания о цвете и формообразовании, накопленного предыдущими поколениями, мастерами архитектуры и искусства XX века. Научная и творческая деятельность мастеров архитектуры и искусства XX века во многом определяет содержание и результаты комплексного цветового подхода в формировании целостного архитектурно-художественного предметного городского пространства и дающие представление единого цветового бассейна природного архитектурного ландшафта. Результаты исследования структурируют сферу архитектурной колористики, развивают ее как науку о цвете, дают методологический инструментарий для дальнейших исследований специалистам разных сфер творческой деятельности и практического применения цветового моделирования формы.

Цель исследования: выявить особенности и определить закономерности развития современных тенденций формообразующего действия цвета в архитектуре города на основе изучения методологических принципов формирования системы цветовых сочетаний.

Задачи исследования:

— рассмотреть методологические основы современной архитектурной колористики как совокупности знаний различных наук;

— показать особенности взаимодействия цвета и формы в современной архитектуре города;

— раскрыть и систематизировать морфологию принципов построения системы цветовых сочетаний в архитектуре и искусстве на основе анализа творческих работ мастеров архитектуры и искусства XX века;

— определить роль достижений цветового наследия мастеров XX века в развитии колористики и формообразовании, его значение в организации жизнеспособности архитектурного стиля и в профессиональной практике;

— выявить актуальные тенденции архитектурного формообразования, их особенности во взаимосвязи с колоритом объекта и характером проявления в практике.

Объектом исследования является современная колористика, ее формообразующие свойства в архитектуре.

Предметом исследования являются особенности формирования в архитектуре и искусстве системы цветовых сочетаний, авторские принципы разработки теории о цвете и архитектурной форме, воплощенные в архитектурной практике XX века.

Методологические основы и методы исследования. Методологические основы решения архитектурно — художественных задач архитектурной колористики рассматриваются на основе системного подхода к познанию объекта исследования. Комплексный подход позволяет делать научные выводы на основе исследования цветового потенциала наследия мастеров XX века, а также способствует раскрытию морфологии принципов формирования системы цветовых сочетаний в объектах городского пространства, что принадлежит прикладной сфере научной деятельности. Методика исследования базируется на современных общенаучных методах: комплексного подхода к изучению природы цвета как совокупности предмета и явления в различных областях наук, а также к выявлению морфологии принципов формообразования и системы цветовых сочетаний в архитектуре и искусстве по произведениям мастеров XX века. Средового подхода — к исследованию архитектурнокомпозиционных задач и колористического анализа принципов природного цветового контекста, и цветового потенциала исторического наследия. Используются частные научные методы: анализ литературных источников для выявления современных тенденций формообразования и архитектурной колористики городского пространствасистемно — структурный метод для определения принципов формирования системы цветовых сочетаний в объектах городского пространства на примерах творческих работ мастеров архитектуры и искусства XX векаграфическая визуализация архитектурных, художественных, цветовых моделей и произведенийсравнительный анализ с истем цветовых сочетаний социальнокультурных знаний и их отдельных компонентов в отечественной и зарубежной архитектуреизучение библиографий по архитектуре, искусству, философии, цветоведению, психологиианализ материалов научных монографий, авторефератов и диссертаций, статей, творческих эссе мастеров архитектуры и искусства, с точки зрения содержащихся в них концепций, принципов, понятийнотерминологических формулировок. Используется метод авторского копирования цветовоспроизведения, цифровой фотофиксации произведений архитектуры и искусства мастеров XX века. Полученные результаты диссертационного исследования систематизируется в табличные формы, представляющие особую методическую ценность для исследователей и проектировщиков.

Границы исследования определяются объектом и предметом исследования. Хронологические: период в архитектуре и искусстве XX века. Временные границы условно определяются периодом эпохи «современной архитектуры и искусства» (в ряде случаев от середины XIX века и начала XXI века). Тематические: в работе исследуется отечественная и зарубежная архитектура города с точки зрения знания цвета и полихромии формы. Внимание сосредоточено на выявлении принципов формообразования и системы цветовых сочетаний на основе природного цветового контекста, цветового потенциала исторического наследия, композиционно — пространственных факторов, философских, эстетических, физических, психологических и знаковых основ. Научные: концепции, теории, схемы, модели, заимствованные из других отраслей знания, рассматриваются в аспекте исследования и возможного приложения их к формообразованию, композиционно — пространственному моделированию и системе цветовых сочетаний, физиологии и психологии восприятия цвета, математического и макетного моделирования объектов архитектуры.

Источниковая база исследования: опубликованные в специальной литературе, альбомах и каталогах, изобразительные материалы — архитектурная графика, цифровые фотографии, макетыархивные документы фондов Научнотехнических библиотек Восточно — Казахстанского государственного технического университета имени Д. Серикбаева, Национальной, государственной научной библиотеки им. А. С. Пушкина в городе Усть-Каменогорскеэпистолярные источники, материалы творческих конкурсов. Особую роль играли материальные источники: архитектурные ансамбли, памятники архитектуры, малые архитектурные формы таких городов как Астана, Алматы, Усть-Каменогорска, Павлодарапривлекались материалы натурной визуализации архитектурных объектов.

Научная новизна диссертации заключается:

— впервые на основе принципа интеграции наук, изучающих природу цвета и его формообразующие свойства, осуществлено комплексное исследование о формообразующих свойствах колористикивпервые на основе графо — аналитического, колористического, философского, композиционно — эстетического, социально — культурного подходов выявлены и систематизированы новаторские средства формообразования и художественной выразительности синтеза искусств в архитектурных объектах мастеров XX века;

— проведен углубленный комплексный анализ графических средств и системы цветовых сочетаний архитектурных и художественных произведений мастеров архитектуры и искусства XX века с целью выявления функций цвета в архитектурной форме, сопоставления их в различных стилях и направлениях современной архитектуры;

— определены актуальные тенденции архитектурной колористики ее значимости в формообразовании архитектурного пространства, проявившейся в эпоху стремительного развития новых технологий в архитектуре, искусстве, на основе различных областей знания, архитектурнохудожественной практики, образования;

— уточнены и дополнены материалы о роли и влиянии творческой индивидуальности мастеров архитектуры и искусства, в развитии архитектурной колористики и формообразования архитектурного пространства в период активной информатизации и внедрения современных технологий. Дополнены рекомендации эффективного освоения формы и цветового научного видения мастеров в комплексе проблем, развивающихся в профессиональной архитектурной и художественной практиках и образовании, которые и оказывают существенное влияние на достижение социальных, культурных, эстетических, экономических результатов, способствуют дальнейшему развитию науки в целом и отдельных ее направлений;

— представлена методика цветового моделирования формы архитектуры, влияние цветовой компоненты на форму, которая систематизирована на основе творчества мастеров архитектуры и искусства, а также опыта известных архитектурнохудожественных школ XX века.

На защиту выносятся:

— структура исследования теоретических основ элементов пространства и цвета, включающая форму как материальный предмет, форма — с одержание, форма — функция, форма — язык, форма — знак, форма — акцент, формавосприятие, форма — мышление, форма — стиль: физические и духовночувственные характеристики, проявляющаяся с помощью цвета в творчестве мастеров XX века;

— принципы использования цвета как основы формообразования в архитектуре города, разработанные мастерами архитектуры и искусства XX века, к которым относятся историко — культурный контекст цветового формообразования, природный, бионический контекст, художественно — эстетический, функционально — утилитарный контексты, образно — смысловой, потенциал их развития в профессиональной практике;

— цвето-графические матрицы как метод взаимодействия элементов пространства — цветоносителей на основе творческих принципов мастеров XX века и модели функционального использования принципов архитектурной колористики в современной архитектуре города для разработки инструментария приемов современного архитектурно — художественного проектирования архитектуры городаметодологические приемы архитектурной полихромии культурно-исторического наследия в контексте развития цветовой культуры, творческая индивидуальность мастеров архитектуры и искусства XX века, их образное мышление и средства цветопередачи для освоения принципов пластического формообразования, для изучения цветовой организации архитектурно-цветовой модели;

— схемы основных теоретических принципов цветового пластического формообразования (различная насыщенность цветовых поверхностей, прием пропорционирования цвета, разделение цветовых поверхностей графическим контуром и др.);

— анал итические цветовые модели формообразования в условиях развития новых технологий в архитектуре и искусстве (применение элементов масштабов восприятия, прием графической перспективы, детализация плоскости и др.) — разработка профессионального инструментария формообразования пространства на основе цветового моделирования целостного цветового бассейна архитектурного ландшафта города для профессионалов практиков.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержательно обоснованы и сформулированы особенности цветовой компоненты в системе представлений комплекса задач научного цветоведенияархитектурной колористики как совокупности наук, изучающих природу цвета. Раскрываются новые грани творческого процесса мастеров архитектуры и искусства XX века, определяющие субъективный и объективный характер творчества. Дополнены и уточнены сведения о современных тенденциях в архитектурной колористике и формообразовании, способствующие развитию науки в целом и отдельных ее направлений. Разработана основа для дальнейших теоретических изысканий в заявленной теме.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы для составления новых и корректировки имеющихся учебных типовых и рабочих программ специальностей «Архитектура», «Градостроительство», «Дизайн в архитектуре», «Искусствоведение», а также составления государственных стандартов образования для данных специальностей. Архитектурно-художественное образование приобретает новые стратегические ориентиры для совершенствования подготовки архитекторов в вопросах формирования системы цветовых сочетаний в объектах архитектурного пространства. Материалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для учебных курсов по цветоведению, композиции, живописи, теории архитектуры, теории искусствоведения, современной архитектуре, современному дизайну, современным проблемам художественного проектирования, иное применение в учебно-педагогической деятельности вузов и школ соответствующего профиля. Прикладной характер результатов исследования необходим в качестве методологического инструментария профессионалу практику архитектурных департаментов при администрации городов и населенных пунктов. Проектная практика имеет возможность задать ориентиры для совершенствования архитектурной подготовки профессионалов, владеющих колористикой в вопросах комплексного архитектурнохудожественного проектирования, формирования объемно — пространственной композиции, определения и быстрого реагирования на общие тенденции цветовых предпочтений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в учебной, методической, научноисследовательской и издательской формах, проектной, творческой деятельности, в том числе, в проведении практических курсов дисциплин: «Архитектурная колористика» для специальности «Архитектура" — «Цветоведение» — для специальности «Дизайн» (2000;2009гг.). Основные положения диссертации экспериментально проверены в курсовом и дипломном проектировании, в заданиях на курсовое и дипломное проектирование и в осуществленных с их помощью работах студентов, под руководством автора, которые отражены в актах внедрения научного исследования в учебный процесс. Основные научные результаты доложены автором на международных, республиканских, межвузовских конференциях, творческих конкурсах в ближнем и дальнем зарубежье, подтвержденных Дипломами Академии наук, МАСА, МАПАШ, научных семинарах. Материалы диссертационного исследования собраны, в том числе в ходе учебы в аспирантуре АлтГИИК, научных стажировок в научном учебно-производственном центре «Бизнес-инкубатор» Восточно — Казахстанского государственного технического университета, в дизайн-бюро Центра Строительных Материалов фирмы «Кундыз» и «Аквариум» в г. Усть.

Каменогорске, подтверждены проектными, дизайнерскими авторскими работами общим числом более 20. Основные научные положения диссертации изложены в 17 опубликованных научных трудах общим объемом 6,75 п.л., в том числе, публикации в Казахстане, России, Болгарии, Нидерландах, отражены в ряде осуществленных и построенных объектов в г. Усть-Каменогорске.

Структура и объем диссертации

: Диссертация включает: введение, три главы (12 параграфов), заключение, список сокращений, библиографический список, иллюстрации (графоаналитические схемы, цветовые модели, графические матрицы), список иллюстраций, приложения. Общий объем работы 232 страницы.

Выводы по третьей главе.

На основе отечественного и зарубежного опыта, проанализировав проблемы формирования колористики современного города, были выявлены и систематизированы основные тенденции, определены и рекомендованы основные принципы формирования цветового архитектурного пространства в культурном развитии города. Установлен факт зависимости факторов, влияющих на цветовой образ города, от его культурного развития, определен подход к формированию городской полихромии, в основе которого лежат цветовой бассейн природного окружения, функционально-пространственная структура города, историческое культурное многоцветие и предпочтения жителей, особенности которых обусловлены закономерностями культурной эволюции общества в целом. Систематизированные основные направления развития и формирования цветового архитектурного пространства в культурно развитии города, выступают в качестве рекомендаций по организации городской среды средствами цветового моделирования.

Выявленные основные тенденции характеризуют закономерности развития современного города, акцентируют внимание на основных проблемах организации и регулирования его колористической среды, указывают на необходимость ее гармонизации и упорядочения. Принципы формирования цветового архитектурного пространства в культурном развитии города, представляют собой необходимые основополагающие, руководящие основы в архитектурно-градостроительной, дизайнерской деятельности.

В процессе исследования были проанализированы современные методики архитектурной композиции (Казань ГАХА), где интерес представляет расширенный анализ и систематизация графо-аналитического исследования формообразования и цвета в архитектуре. Не менее интересной представлена методика ведущих специалистов Московского архитектурного института, где широко освещены вопросы цветового композиционного моделирования поверхности, объема и пространственной среды.

Завершающим этапом дипломной работы можно считать средства и приемы цветовой композиционной модели всей художественно-проектной деятельности мастеров XX в., к ним относятся:

Для цветового формообразования поверхности:

1. Равная насыщенность цветовых поверхностей.

2. Графический контур, разделяющий цветовые поверхности.

3. Применение единого композиционного и цветового модуля.

4. Использование приема пропорционирования цвета.

5. Наложение разных систем цветовых плоскостей и графической сетки одновременно.

6. Использование одновременно всех цветовых поверхностей.

7. Тиражирование графической формы и цветовых поверхностей.

8. Прямоугольная конфигурация цветовых ограничений.

9. Использование приемов суперграфики «ленточная сдвижка цветовой композиции».

Ю.Наложение разномасштабных композиционных членений. 11. Сочетание наклонных графических членений цветовых поверхностей навстречу друг к другу с пересечением.

12."Обратная перспектива" графического изображения цветовой картины.

13.Использование приема белых прожилок (графического контура) между цветовыми поверхностями.

14.Из трех элементов цветовая плоскость, линия, точка — применяется только плоскость или плоскость и линия, или плоскость и точка.

Для цвета как основы формообразования объема:

1. Цветовой «верх» и «низ» композиции.

2. Геометрический цветовой объем соответствует законам «веса», «легкости», «тяжести».

3. Использование близких цветовых сочетаний одного и того же цвета.

4. Применение приема графической перспективы.

5. Цветовая модель на основе ведущего цвета (или двух ведущих).

6. Цвет подчеркивает значимость элементов объема.

7. Присутствие цветового акцента в композиции.

8. Цвет несет функцию формы.

Колористика как основа формообразования предметно-пространственной среды:

1. Применение графических и цветовых перспективных приемов изображения.

2. Использование цвето-графической структуры с перспективным изображением.

3. Использование цветового и графического убывающего или нарастающего ритма.

4. Применение цветовых растяжек в сторону выбеливания или затемнения.

5. Использование цвето-графических контуров с убывающей или нарастающей толщиной.

6. Использование приема первого и дальних цветовых планов.

7. Увеличение графической и цветовой детализации первого плана.

8. Графическое обобщение и снятие цветового контраста дальнего плана.

9. Насыщенность цвета убывает с удалением цветовых поверхностей в пространстве.

10. Одновременное тиражирование геометрической формы в ритмической убывающей или возрастающей закономерности.

11. Применение элементов масштаба восприятия, только цветовая точка.

12. Последовательное изменение (переход) от одного цвета в другой.

На основе исследования предлагается рассмотреть структуру композиционной художественно-пластической и объемно-пространственной цветовой модели, ее основные характеристики.

1. Цветовая композиционная модель поверхности:

Детализирует плоскость.

Определяет характер членения элементов формы, фактуры.

Устанавливает пропорционирование картины.

Гармонизирует цвета поверхности.

2. Цветовая композиционная модель объема:

Отражает содержание самого объекта.

Детализирует и конкретизирует геометрические параметры формы и ее элементов.

Осуществляет поиск масштаба здания.

Определяет поиск конфигурации частей формы.

Устанавливает членение, пропорционирование.

Раскрывает средства выявления формы.

3. Цветовая композиционная модель пространства:

Раскрывает содержание композиции пространства, ее форму.

Устанавливает взаимосвязь элементов.

Определяет вид композиции.

Дает основные точки восприятия, их высоту.

Определяет место расположения в пространстве.

Раскрывает основные подходы к объектам. Модель решает задачи цветового композиционного поиска размещения объектов как в проектируемой, так и в существующей среде. Роль цвета в нашей жизни огромна. Цвет-это мощный инструмент воздействия, один из мощнейших факторов, влияющих на психику, настроение, самочувствие (здоровье), зрительное восприятие размеров помещения. Цвет — самый простой и действующий способ изменить восприятие пространства, позволяет корректировать состояние человека. Информативность цвета необходимый и неотъемлемый фактор жизнедеятельности человечества. В цветовом образе накапливается нечто вроде суммы свойств различных предметов и совокупность цветов, что позволяет цвету являться единым для всего человечества простым языком, на котором сам того не подозревая, говорит и думает каждый из нас. Учитывая все выше перечисленные факторы и преимущества (положительные стороны) цвета, человек с древних времён активно применял их в различных отраслях своей жизнедеятельности. Люди, существа настолько разумные, что способны воспринимать цветовую информацию, чувствовать её, более того они способны сами воспроизводить цвет и даже пытаются им управлять, манипулировать и компоноватьв живописиархитектуредизайнев промышленности для контроля за различными процессамив педагогике для усвоения знанийв медицине для диагностики и предупреждения некоторых заболеваний и других областях жизнедеятельности человечества!

Необходимо и целесообразно формирование гармоничной колористической среды жилого пространства человека. Цвет всегда играл решающую роль в архитектурном пространстве нашего жилища. Правильное цветовое решение функциональных зон пространства имеет чрезвычайно важное значение, так как придаёт законченный вид восприятия. Под влиянием неудачной цветовой композиции даже хорошо обставленная во всех отношениях окружающее пространство может выглядеть не приветливой, в то время, как умелый подбор и сочетание цветов скрадывают некоторые недостатки среды, создают уют, улучшают настроение.

Под воздействием того или иного цвета, у нас может возникнуть чувство радости или печали, обостряться или рассеиваться наше внимание, повышаться или снижаться наша работоспособность и т. д. Под воздействием цвета один и тот же предмет может производить впечатление лёгкого или тяжёлого, тёплого или холодного. Цвет может (и это особенно важно для городского пространства) изменять наше впечатление о величине этого пространства, которое может показаться нам более просторным или тесным-правильным подбором цвета можно «раздвинуть» или «сузить» поверхности фасадов,"опустить" или «поднять» его акцентные части. От выбора цветового решения зависит, будет ли ваш город уютным и комфортным или наоборот «холодным» и раздражающим.

В итоге, цветовое решение среды, обитания, которую мы для себя создаём, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, на наше счастье. Цветовой климат городского пространства отражает личность и приоритеты культурного общества, его вкусы и пристрастия, склад ума, характер, темперамент.

Люди, зная определённые функции цвета и приёмы использования данных функций, могут создавать гармоничное цветовое решение, и своё окружение для удовлетворения своих материальных и духовных благ (частично) и формировать благоприятное воздействие и психофизиологические переживания. Невозможно отрицать желание каждого человека в том, чтобы его окружающая архитектурная среда отвечала самым современным требованиям: была уютной, комфортной и, в то же время, соответствовала его вкусам и взглядам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении сформулированы основные выводы и подведены итоги исследования.

1. Проведен анализ и установлен факт зависимости факторов, формирующих колористику города, от закономерностей его культурного развития, на примере анализа эволюции исторической полихромии города.

— Выявлена степень влияния основных закономерностей культурного развития городского пространства определенных периодов на факторы, формирующие его цветовое архитектурное пространство.

— Проведен анализ соотношения и изменения полихромии цветовых масс природного ландшафта и цветовых масс искусственных цветоносителей городского архитектурного пространства в процессе культурного развития городского пространства.

2. Установлены причинно-следственные связи между культурным развитием города и его колористикой. Выявлены основные тенденции формирования цветового архитектурного пространства.

3. Систематизированы основные направления развития колористики города и принципы формирования цветового архитектурного пространства в развитии города, представленные в качестве рекомендаций средствами цветового моделирования.

В заключительной главе исследования выявляются и систематизируются основные тенденции, определяются основные принципы формирования цветового архитектурного пространства в развитии архитектурной колористики города.

Основным результатом исследования явилась разработка методики цветовой организации архитектурно-композиционной модели, ее основных характеристик, средств и приемов цветовых композиций в системе структуры. В соответствии с поставленными задачами соискатель считает возможным сделать следующие выводы:

1. На основе совокупности знаний различных теоретических и прикладных наук рассмотрены и исследованы методологические основы архитектурной колористики, ее значимости во множестве сфер деятельности человека. Отражение достижений этих знаний архитектурной колористики как науки и на дальнейшее развитие цветовой культуры в целом.

2. Одним из основных результатов исследования являются особенности взаимодействия цвета и формы в современной архитектуре города, которые проявились в информативности цвета и формы, их взаимосвязи, содержательности, и функциональной выраженности. Автор дает подробные цветографические иллюстрации по основным стилевым направлениям и по работам мастеров архитектуры и искусства XX века.

3. На основе исследования творческих работ мастеров архитектуры и искусства XX века, показаны и систематизированы принципы построения системы цветовых сочетаний в объектах архитектуры и искусства. Представлены модели сопоставления принципов системы цветовых сочетаний работ мастеров XX века, ее элементов.

4 Определена роль достижений цветового наследия мастеров архитектуры и искусства XX века в развитии колористики как науки и в неразрывной взаимосвязи архитектурной формы и цвета. Установлена преемственность основных принципиальных положений формообразования и цвета. 5. Выявлены современные актуальные тенденции архитектурного формообразования к которым относятся: восприятие и развитие колоризмачувственной стороны человека, формирование на этой основе образного мышления архитектораОсвоение принципов цветового пластического формообразования архитектуры мастеров XX векановое видение цвета и процесса формообразования в современных архитектурных комплексах и их образном выражении на основе комплексного подхода цветового моделирования в формировании целостного цветового бассейна природного и искусственного ландшафта.

Автор полагает, что своим исследованием он не исчерпал все аспекты заявленной темы, тем более, что быстрое обновление творческих и инженерно-технических технологий в современных условиях требует постоянного внимания к проблемам колористики в контексте архитектурного формообразования, что связано с дальнейшим исследованием проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. чудес современной архитектуры./ Под ред. Потатуевой Н. В. М.: ЗАО «БММ», 2006.-с. 240.
  2. С. Категория «система» в диалектическом материализме — М., 1974.
  3. Г. Г. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.- М.: Мир, 1982.
  4. И.А. Цвет культура — цветовая культура. — Техническая эстетика, 1981, № 9.- с.26−28.
  5. О. Психология архитектурного проектирования. —М.:Стройиздаг, 1996. 208 с.
  6. С.С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952.
  7. С.С. Элементарный курс цветоведения.- М.: Огиз, 1937.
  8. С.С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.: Госстройиздат, 1934.
  9. С.С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов.- M.-JL: Изд-во ГОНТИ, 1938.
  10. М.М. Этюды цветов М.Врубеля. (1886−1887). //Советское искусствознание-77 № 2. М., 1978.
  11. JI. Б. Десять книг о зодчестве. — М.: ИАА, 1935 — 1937. — Т.
  12. Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1936.
  13. Альберти Леон Батиста. — М.: Наука, 1977.
  14. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М., 1981.
  15. Андрей Константинович Буров. М., 1980.
  16. И. Архитектурная композиция. -М., 1982.
  17. Р. Динамика архитектурных форм. —М.: Стройиздат, 1984.—192 с.
  18. Р. Искусство и визуальное восприятие. —М.: Прогресс, 1971.—392 с.
  19. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие: Пер. с англ. В. Н. Самохина.- М.: Прогресс, 1974.
  20. Архитектура и эмоциональный мир. — М., 1985.
  21. Архитектурная форма и научно-технический прогресс. М., 1975.
  22. Архитектурное прогнозирование//Архитектура и градостроительство. 1990. № 1. Прил. 2 Тенденции и направления в современной зарубежной архитектуре.
  23. Ш. Д., Зайнутдинова М. А., Салиханов Р. Х. и др. Рекомендации по градостроительной колористике. Ташкент- УзНИИПградостроительства, 1983.
  24. Г. И. Цвет в природе и технике. Изд. 4. — М.: Энергоатамиздат, 1983.-96с.
  25. Е., Григорьев Э., Сомов Г. Проблема взаимодействия творческих коллективов в архитектуре // Архитектура СССР, 1984, № 5.
  26. Е., Сомов Г. Вопросы теории формообразования в архитектуре // Архитектура СССР, 1976, № 8.
  27. Л., Войков Ю. Жить в гармонии с природой. // Строительство: Новые технологии, Новое оборудование/ Под ред. Фомина И. А. -М.: Просвещение. № 3(51) 2008.-е 57−61
  28. М. Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. М.: Наука, 1979.
  29. М. Г. Метод работы зодчего. Из опыта советской архитектуры 1917— 1957 гг.—М.: Стройиздат, 1981. — 216 с.
  30. М.Г. Архитектура и город.- М.: Наука, 1979.
  31. М.Г. Архитектура и человек. М.: Наука, 1979, с. 158−159.
  32. М.Г. Город . Структура и композиция. М.: Наука, 1986.
  33. , Б.Г. Методика архитектурного проектирования /Б.Г.Бархин. М.: Стройиздат, 1993.—437с.
  34. Е.Я. Семантическая философия искусства. — М., 1973.
  35. Бассегода Ноннель X. Антонио Гауди./Под ред. B.JI. Глазычева. М.: Сройиздат, 1986.-208 с.
  36. Беббит Эдвин Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. -Киев: София, 1996.
  37. Г. П., Переверзев Л. Б. Сценарное моделирование как метод //Техническая эстетика. 1988. № 7.
  38. А. Эстетика и современность. -М., 1976.
  39. Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. -М.: Стройиздат, 1977.
  40. В.П., Гоинки В. А. Цвет в архитектуре городов Крайнего Севера. -Л.- Стройиздат, 1982.
  41. В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мыслительного диалога. — М.: Политиздат, 1975. — 339 с.
  42. Б. В. Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках.- М.: Наука, 1973.
  43. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.
  44. О.Я. Золотое сечение в природе и искусстве. // Техническая эстетика/ Под ред. Кузмичева Л.А.- № 1, 1992.- с 10−12.
  45. В.П. О композиции цвета в архитектуре городов Сибири (Новосибирск, Барнаул, Ангарск). Автореферат канд. дисс. Новосибирск, 1962, -с. 17−149.
  46. А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения.- М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935.
  47. У. Мир света. Мир звука. М.: Наука, 1967.
  48. А.В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства, т. I, II, М.: Стройиздат, 1979.5053.
Заполнить форму текущей работой