Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Христоцентричная модель творческого развития личности: На примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом контексте особый интерес для исследования представляет личность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877−1961) — русского интеллигента, духовное становление которого происходило на рубеже XIX—XX вв.еков. Жизненный путь Войно-Ясенецкого как священника, ученого и хирурга является образцом уникального синтеза религиозного и научно-практического опыта, в котором нашли воплощение ценности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и анализа культурного ренессанса
    • 1. 1. Культурный ренессанс в России: многообразие интерпретаций
    • 1. 2. Модели развития русской интеллигенции
  • Глава 2. Христоцентричная модель и ее реализация в творческой деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого
    • 2. 1. Характеристики христоцентричной модели в трудах В. Ф. Войно-Ясенецкого)
    • 2. 2. Христоцентричная модель как основа синтеза религиозной и научной деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого

Христоцентричная модель творческого развития личности: На примере творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена спецификой культурной жизни, которая сложилась в нашей стране на протяжении последних десятилетий. Исторический опыт формирования ценностных ориентиров, значимый сам по себе, оказывается особенно востребованным в настоящее время: бережная и осмысленная реставрация отечественной духовной традиции является необходимым условием для национальной самоидентификации России в европейском культурном пространстве.

Проблема формирования культурных идеалов, способствующих сохранению целостности личности и общества, получила один из возможных способов решения на рубеже XIX—XX вв.еков в виде так называемой хри-стоцентричной модели. Не потеряла она своей жизненной остроты и в настоящее время, настоятельно требующее формирования нового эталонного образа личности. Сложность внедрения христоцентричной модели заключается в том, что она представляет собой (и не только на данный момент) образец элитарной культуры, являясь результатом осознанного выбора системы духовных ценностей. Тем не менее, именно эта модель относится к числу немногих, действительно обеспечивающих необходимую целостность личности, реализующей себя в процессе культуротворчества.

Утверждению ценностей христоцентричной модели развития личности в новых исторических условиях может способствовать обращение к аналогичному опыту России рубежа XIX—XX вв.еков, получившему название культурного ренессанса. Автор термина «культурный ренессанс» Н. А. Бердяев относил к существенным характеристикам последнего религиозную направленность поиска духовных основ, осуществляемого русской интеллигенцией того времени преимущественно в сфере Восточного христианства. Значимость последнего определяется его ведущей ролью в формировании таких основополагающих для русской культуры духовных идеалов как милосердие, любовь к ближнему, соборность, добротолюбие, аскетизм, подвижничество. Соответствием этим ключевым ценностям культуры, с древнейших времен образующим духовную основу формирования человеческой личности в русском социуме, определяются границы духовной компетенции и ответственности интеллигенции как «нравственного барометра общества», как носительницы определенной культуро-творческой миссии.

Таким образом, представляется целесообразным анализ духовных истоков «культурного ренессанса» и адекватных способов воплощения идеалов в жизнь через призму творческой деятельности выдающихся представителей русской интеллигенции «серебряного века».

В этом контексте особый интерес для исследования представляет личность Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (1877−1961) — русского интеллигента, духовное становление которого происходило на рубеже XIX—XX вв.еков. Жизненный путь Войно-Ясенецкого как священника, ученого и хирурга является образцом уникального синтеза религиозного и научно-практического опыта, в котором нашли воплощение ценности русского культурного ренессанса рубежного времени. Анализ смысловых структур, ставших базисом жизненной позиции В.Ф. Войно-Ясенецкого дает возможность предметно говорить о способах и методах объективации духовных ценностей культурного ренессанса, сконцентрированных в хри-стоцентричной модели развития личности. Творческое наследие Войно-Ясенецкого обладает несомненной культурологической значимостью, особенно в процессе социализации и инкультурации современной молодежи, так как представляет собой зримый пример нравственного подвига, манифестирующий искомые способы воплощения в жизнь духовных идеалов русского народа, актуальные и на современном этапе развития отечественной культуры.

Исследование ориентированного на христоцентричную модель процесса культуротворчества как одного из возможных путей развития конструктивного потенциала интеллигенции в сложных исторических условиях представляется перспективным и значимым в контексте проблемного поля современной культурологии.

Степень изученности проблемы.

Острота дискуссии о нравственных исканиях русской интеллигенции рубежа XIX—XX вв.еков и, в частности, о христоцентричном пути развития культуры нашла отражение в работах философов Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, И. О. Лосского,.

B.И. Несмелова, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, Г. П. Флоровского,.

C.Л. Франка, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Шмелева и др. На современном этапе эта проблема была затронута в исследованиях С. С. Хоружего, охарактеризовавшего древнюю восточно-христианскую традицию как основу «христоцентричной модели», крайне актуальной в контексте культурологической парадигматики «серебряного века».

Тема культурфилософских и религиозно-нравственных исканий русской интеллигенции XIX—XX вв.еков, превалирует в работах современных философов и культурологов Д. М. Буланина, И. В. Евланниковой, М. А. Меня, С. А. Нижникова, Е. Ю. Положенковой, А. В. Посадского, историков О. А. Платонова, С. В. Перевезенцева и многих других.

Культуре рубежа XIX—XX вв.еков уделено огромное внимание во множестве специальных отраслевых исследований. Большой спектр проблем рассмотрен в трудах М. В. Алпатова, А. А. Аронова, М. М. Бахтина, А. Н. Бенуа, Н. А. Бердяева, Б. Р. Виппера, И. Э. Грабаря, С. С. Дмитриева, Л. Н. Евменовой, И. В. Кондакова, Д. С. Лихачева, Г. Г. Поспелова, Л.А. Ра-пацкой, Д. В. Сарабьянова. Все эти исследования посвящены различным историко-культурным проблемам рубежа XIX—XX вв.еков. В частности, А. А. Аронов, И. В. Кондаков, Л. А. Рапацкая, С. С. Хоружий раскрывают характерные особенности культурного ренессанса в его феноменологическом аспекте. В аксиологическом аспекте русский ренессанс предстает в теоретических исследованиях культурологической направленности, принадлежащих таким отечественным ученым, как П. С. Гуревич, Н. Я. Данилевский, Б. С. Ерасов, Л. С. Зорилова, Л. Г. Ионин, Л. П. Каган, М. С. Каган, Л. П. Карсавин, В. М. Кларин, В. О Ключевский, В. А. Ковригина, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, Д. В. Пивоваров, В. А. Ремизов, В. М. Розин,.

A.Я. Флиер. В работах этих ученых подробно рассматриваются проблемы формирования традиций, ценностей, идеалов и их носителей. В русле аксиологической проблематики раскрывают проблему духовных ориентиров русской интеллигенции социологи О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов,.

B.А. Ядов.

Однако следует отметить, что непосредственно исследований хри-стоцентричной модели жизни интеллигенции, основанных на единстве методологического подхода к изучению творческого наследия деятелей культуры «серебряного века», в научной литературе практически не существует.

При изучении особенностей христоцентрично ориентированного индивидуального культуротворчества (на примере жизни и творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого, не получивших до настоящего времени должного освещения в философской и культурологической литературе), автором данной диссертации была взята за основу разработка проблематики, связанной с культурой личности и духовными идеалами, представленная в работах И. В. Безгиновой, Л. С. Зориловой, В. А. Ремизова. К сожалению, целостные исследования литературно-философского наследия этого выдающегося представителя российской интеллигенции отсутствуют. В большинстве научных работ, как правило, раскрывается какая-либо одна из сторон деятельности священника-хирурга, при этом религиозная и светская ее компоненты оказываются изолированными друг от друга. Так, в.

Большой медицинской энциклопедии" (1958 г.), В.Ф. Войно-Ясенецкий представлен только как профессор хирург. Только медицинский аспект его деятельности освещен в статьях С. Т. Варшавского и И. Д. Змойро, B. JL Околова, B.C. Полякова, опубликованных в специализированных журналах.

Религиозной стороне деятельности посвящены работы протодиакона Василия Марущака, протоиерея Геннадия Фаста. Авторы других публикаций — И. Винокурова (1995), Т. Грекова (1986), JI. Евменова (2003),.

A. Каган (1988), П. Кассирский (1989) — концентрируют свое внимание лишь на уникальных биографических данных.

Важным документом для исследования является автобиография Войно-Ясенецкого, записанная с его слов секретарем Е. П. Лейкфельд, а также документальные свидетельства современников, собранные и литературно обработанные журналистом М. А. Поповским. Хотя на наш взгляд, художественная обработка биографических фактов и комментарии М. А. Поповского создают субъективный образ Войно-Ясенецкого, который не всегда согласуется с фактами. Наиболее полное исследование биографии Войно-Ясенецкого принадлежит В. А. Лисичкину, опубликовавшему архивные документы о репрессиях против архиепископа, а также фило-софско-богословские труды, проповеди, переписку Войно-Ясенецкого.

B.А. Лисичкину принадлежит заслуга в установлении и публикации многих неизвестных фактов биографии Войно-Ясенецкого.

Многие исследователи отмечают уникальность синтеза научно-практической и религиозной деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. Тем не менее, среди перечисленных нами источников не обнаружено таких, которые были бы специально посвящены анализу богословских (проповеднических) и философских работ В.Ф. Войно-Ясенецкого в контексте христо-центричной модели развития творческой личности культурного ренессанса рубежа XIX—XX вв.

Объект исследования — христоцентричная модель развития творческой личности в контексте культурного ренессанса рубежа XIX—XX вв.еков.

Предмет исследования — реализация христоцентричной модели развития творческой личности на примере жизненного пути В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Цель данного диссертационного исследования — обоснование особой действенной роли христоцентричного развития творческой личности, а, следовательно, выявление и уточнение характеристик христоцентричной модели развития. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

• Рассмотреть теоретико-методологический фундамент моделей развития отечественной интеллигенции, сложившихся на рубеже XIX—XX вв.еков.

• Уточнить мотивацию обостренного интереса к христоцентричной модели развития в период культурного ренессанса рубежа XIX—XX вв.еков.

• Систематизировать и проанализировать основные характеристики христоцентричной модели развития творческой личности.

• Выделить характерные черты христоцентричной модели в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого.

• Исследовать жизненный путь В.Ф. Войно-Ясенецкого в единстве его духовной, научной и практической составляющих как попытку непосредственной реализации христоцентричной модели.

Теоретико-методологические основы исследования.

Фундаментальной дефиницией, определившей методологические основы исследования, стало определение культуры как «идеалообразующей стороны жизни людей», принадлежащее Д.В. Пивоварову1, согласно философской концепции которого «идеал концентрирует в себе сущность единородных ему рядовых предметов». В соответствии с данной дефиницией в диссертации выстраивается методологическая база анализа христоцен-^ тричной модели культуротворческого процесса. Сам процесс творческого !! становления личности рассматривается в аспекте культурных идеалов, указывающих пути и средства осуществления духовных ценностей. Для определения субъектов идеалообразования привлечена теория А. Я. Флиера о культурогенезе.

Методологически определяющим для данной диссертации послужил системный подход, опирающийся на теоретико-культурологические исследования А. А. Аронова, П. С. Гуревича, И. В. Кондакова, Д. В. Пивоварова, В. А. Ремизова, В. М. Розина, А. Я. Флиера, В. И. Холодного, С. С. Хоружего, • а также философские концепции русских мыслителей рубежа XIX—XX вв.еков Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского. i.

Методы исследования.

В исследовании применен метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение. Кроме того, были использованы системно-структурный, сравнительно-исторический, историко-генетическии методы, метод анализа социокультурных процессов. Автор обращается к компаративистскому подходу и культурологиче скому анализу, контент-анализу научной литературы и социально-философской традиции.

1 ПивоваровД.В., Медведев А. В. История и философия религии. Екатеринбург: Полиграфист, 2000. С. 15.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

• христоцентричная модель развития творческой личности постулируется как оптимальная модель процесса духовного формирования представителей культурной элиты;

• проанализирован теоретико-методологический фундамент христоцентричной модели, доминантой которого выступает антропологическое учение восточной Церкви, актуализируемое в принципиально новых социально-экономических условиях;

• исследованы мировоззренческие основания творчества В.Ф. Войно-Ясенецкого как основа реализации христоцентричной модели, позволившей синтезировать научную и религиозную практику;

• выделены способы объективации христоцентричной модели на основе анализа деятельности Войно-Ясенецкого;

• введено новое понятие «сердечная хирургия» как обозначение сущности творческой деятельности Войно-Ясенецкого, определяемой его христоцентричной мировоззренческой позицией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен культурного ренессанса «серебряного века» во многом характеризуется ярко выраженной религиозной доминантой духовных исканий, выражением которой явилось переосмысление древней восточно-христианской духовной традиции, и особенно — ее антропологической концепции.

2. Одним из итогов духовных исканий русской интеллигенции стала христоцентричная модель творческого развития личности, базирующаяся на этических принципах христианской культуры. Эта модель позволяет обосновать и сформировать условия, необходимые для соединения научной и религиозной деятельности в структуру «цельного знания» (B.C. Соловьев).

3. Примером успешной реализации христоцентричной модели развития может служить жизненный путь Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, в творчестве которого отразились «механизмы» этой реализации, обеспечивающие разрешение противоречий между религиозной и научной формами познания в форме «цельного знания», идея которого восходит к исихастской концепции «сердца» как органа высшего познания.

4. Антропологическая концепция Войно-Ясенецкого, положенная в основу христоцентричной модели творческого развития личности, носит ярко выраженный культурологический характер, так как зиждется на идее трихотомической целостности человеческой личности, отличительная особенность которой заключается в идее бессмертия духа, в то время как традиционная дихотомическая концепция ограничивается бессмертием души.

5. Христоцентричная модель творческого развития личности, согласно которой инструментом высшего познания и центром духовной жизни является «сердце» может иметь большое значение в современной культурной ситуации кризиса духовно-нравственных ценностей. Теоретическая значимость полученных результатов Материалы диссертации, положения и выводы, сформулированные в ней, дополняют научную картину культурной жизни российского общества в России конца XIX — начала XX веков. В исследовании заложена основа для дальнейшей культурологической концепции христоцентричной культуры в ее актуально-историческом аспекте, а также для последующего, углубленного изучения творческого наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого. Практическая значимость полученных результатов Материалы диссертации могут быть использованы в педагогической практике при подготовке и чтении курсов лекций и спецкурсов по культурологии, истории отечественной философии, философии русской культуры.

XIX-XX веков, истории отечественной культуры в образовательных учреждениях, а также по основам православной культуры и основам профессиональной этики. Научные результаты могут быть привлечены в качестве базиса при разработке программ по воспитанию молодежи, ориентированных на духовно-нравственные идеалы.

Апробация исследования.

Основные положения работы раскрыты в научных публикациях автора. Отдельные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Культурология и художественная культура» (Красноярск, 2000) — «Проблемы экономики и менеджмента» (Красноярск, 2004) — «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2004) — «Стратегия социально-экономического развития города Красноярска до 2010 г.» (Красноярск, 2004) — «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2005) — а также на «Шестых Рождественских образовательных чтениях в Красноярске» (Красноярск, 2005). Выводы и результаты работы нашли отражение в лекционных курсах автора «Культурология», «История отечественной культуры», читаемых в Красноярском государственном университете, Восточно-сибирском институте туризма, Красноярской архитектурно-строительной академии.

Структура и объем диссертации

определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе два параграфа), заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе рассмотрена христоцентричная модель творческого развития личности, актуализированная в творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого (1877−1961) — архиепископа, профессора-хирурга, виднейшего деятеля культуры России, имя которого получило мировую известность. Проведенное исследование раскрывает перспективы, включающие не только междисциплинарное изучение философско-богословского наследия В.Ф. Войно-Ясенецкого, но и важность дальнейшей разработки проблем взаимодействия науки и религии, «цельного знания», «цельной жизни», «сердечного познания» с опорой на исследование жизненного и творческого пути многих представителей русской интеллигенции, а также исследование затрагивает проблему элитарности культуры, предъявляемым требованиям к ее представителям. В результате проведенного исследования сделаны нижеизложенные выводы.

На рубеже XIX—XX вв.еков в России сложились благоприятные условия, способствующие максимальному проявлению творческого потенциала интеллигенции, который был реализован в создании различных идеологических учений, впоследствии изменивших судьбу России. В условиях экономического подъема, благодаря поддержке меценатов, стало возможным осуществление различных проектов в области культуротворчества.

В качестве одной из объективно значимых тенденций культурного развития выделена христианская концепция, которая определила актуализацию исконно русских традиций, интерес общества к национальной культуреосуществление русского духовного ренессанса, как на уровне философского осмысления, так и на уровне практической реализации церковьюактивный интерес общества к литературе, публицистике и особенно к поэтическому творчествуа также множество открытий и шедевров, созданных русской научной и художественной интеллигенцией, значимость которых не потеряла своей актуальности и до нашего времени. Благодаря активной творческой деятельности «пропагандистов культуры», возрос интерес к русской культуре, к «русской античности» не только в России, но и за рубежом. Представители творческой элиты обратились к духовным ценностям, при этом многие стремились к возрождению традиций православия, рассматривая конфессиональное вероисповедание как возможность обретения смысложизненных целей, осуществление живого духовного опыта в философски и творчески осмысленных формах.

Анализ спектра идеологических направлений, а также деятельности наиболее ярких субъектов процесса культуротворчества, позволил выделить противоположные концепции дальнейшего развития России, представленные в качестве моделей, в частности марксистскую идеологию, идеалы научно-технического прогресса и христианскую традицию. Единый процесс культуротворчества, включающий противоположные идеологические направления, обозначен понятием «серебряный век» и представляет одно из существующих значений «культурного ренессанса», как характеристики культурного подъема в стране. В то же время, понятие «культурный ренессанс», рассмотренное в значении возрождения и творческого переосмысления древних восточно-христианских традиций в новых социально-экономических условиях характеризует одну из граней идеалообразующего процесса в России, в частности И. А. Ильин уточняет бердяевский термин «русский культурный ренессанс» таким определением эпохи как «духовный ренессанс».

В предлагаемой нами концепции, понятие «культурный ренессанс» рассматривается как одна из граней культурогенеза эпохи, актуализируемая в сообществе интеллигенции. Понятие «культурный ренессанс», правомерно рассматривать в значении возрождения религиозных духовных традиций, что позволяет выделить ценностную модель развития интеллигенции, в которой реконструируется восточно-христианская традиция, полагаемая в основу эталонов культуротворчества.

Культурный ренессанс" проявился, прежде всего, в поиске русской интеллигенцией целостного мировоззрения, или аксиологической целостности, раскрываемой в понятиях «Добро», «Красота», «Истина», «Любовь», «Правда». Духовные ценности, раскрываемые идеологами русского «культурного ренессанса», могут быть поняты в контексте христоцентричного пути развития личности как целостного пути, который рассматривался представителями православного направления. Таким образом, «христо-центричность» определяет аксиологическую целостность, предлагаемую одним из течений русского ренессанса, идеи которого были сконцентрированы, прежде всего, в русле продолжения и развития древнерусской христианской культуры, базирующейся на ценностях любви, милосердия, аскетизма, духовной красоты, религиозно-молитвенного богообщения, в том числе посредством искусства, проявляемых и раскрываемых в мистическом соборном единении в живой церкви Христовой. При этом особенность ренессансной эпохи проявляется в способе осуществления смысло-жизненного выбора, который состоял, прежде всего, в универсальном самораскрытии и приобретении духовного опыта посредством творческой самореализации в религии, философии, искусстве, научной, практической деятельности. Непосредственное влияние ценностей православной культуры сказалось на формировании интеллигенции как «нравственного барометра общества».

Общепринятое значение «культурного ренессанса» в качестве синонима «серебряного века» позволяет рассмотреть возможности моделирования идеалообразующих систем для выделения центров культуротворческо-го процесса эпохи. Методологической основой дифференциации концепций выступает теория Д. В. Пивоварова, в которой выделены три грани религии, попеременно выступающих на первое место: космоцентрическая, социоцентрическая и эгоцентрическая. Таким образом, «культурный ренессанс», понимаемый как возрождение духовных традиций ограничен только космоцентрической религиозностью, что позволяет рассуждать о существовании христоцентричной модели развития личности.

В рамках «культурного ренессанса» христоцентричная модель была предложена новыми «пророками» эпохи и послужила основой для индивидуальной эволюции многих интеллигентов рубежа XIX—XX вв.еков. Особенность христоцентричной модели состоит в том, что она реализуется в индивидуальном процессе культуротворчества, направленного к главной цели по пути ко Христу — к обожению, понимаемому как духовный рост, раскрытие сущности которого интеллигенция пыталась найти посредством обращения к древним восточно-христианским текстам, к патристикеучениям святых отцов церкви, путем обоснования богословских идей научными концепциями.

Органичной формой осуществления христоцентричного пути развития выступает синтез религиозной и научно-практической (художественной, творческой) деятельностияркий пример тому — жизнь и творчество Войно-Ясенецкого.

В.Ф. Войно-Ясенецкий является типичным представителем круга интеллигенции рубежа XIX—XX вв.еков, идеологов и творцов «культурного ренессанса», воспитанных в православной традиции и воплотивших религиозные идеи в своей жизнедеятельности. В творчестве Войно-Ясенецкого отразились такие характерные черты, как религиозно-философский способ осмысления жизниэстетическая одаренность, проявляемая в поиске художественных способов самовыраженияинтерес к истории и культуре Россиипатриотизмуниверсализмсоциальная активность, выраженная в той или иной созидательной культуротворческой форме.

Жизненный путь Войно-Ясенецкого представляет собой путь подвижничества и служения, что было определено целостным принятием им системы православных ценностей, возрождаемых на рубеже XIX—XX вв.еков. Утвердившись в своей мировоззренческой позиции, Войно-Ясенецкий воплотил как в научно-практической деятельности, в философско-религиозном творчестве, так и жизненной практике «духовные» прозрения.

Анализ литературных сочинений Войно-Ясенецкого показывает своеобразие решения философских проблем, актуальных для многих современников мыслителя. Наиболее значимой темой для него становятся проблема синтеза рационального и иррационального познания, возможность которого он видит в «сердечном познании», при этом рассуждения Войно-Ясенецкого непосредственно опираются на традиции исихазма из древневосточной христианской патристики, что свидетельствует об актуализации в его творчестве ренессансной идеи возрождения «неопатристиче-ского синтеза».

Христоцентричная модель творческого развития личности рассматривается Войно-Ясенецким в антропологическом контексте. Он трактует принципы трихотомического строения человека, утверждая познание не умом (как частью души), а духом. Закономерно в связи с этим, что процесс становления личности или идеалообразующий процесс культуротворчества трактуется им, прежде всего, с позиции духовного развития, где центральное значение выполняет «сердце» понимаемое как орган высшего познания, принимающий энергии.

Тексты Войно-Ясенецкого носят апологетический характер, поскольку использование научной и богословской аргументации направлено на осуществление единой цели — защиту христианских ценностей и, прежде всего, религиозной сущности культуры, воплощенной в идее «христоцентричного развития». Философия Войно-Ясенецкого отражает специфику размышлений творцов религиозного «культурного ренессанса», демонстрирует путь духовного развития в обретении подлинного общения с Абсолютом, в стремлении к «цельной жизни» посредством «сердечного восприятия» мира, в своих литературно-философских работах автор разрешает противоречие между религиозной и научной формами познания, предлагая способ «цельного знания». При этом в качестве основного «инструмента» высшего познания выступает сердце в религиозно-философском значении этого понятия.

Обращение к идее «цельного знания», «сердечного познания» наиболее точно отражает сущность духовных исканий, сконцентрированных в христоцентричной модели развития личности эпохи культурного ренессанса рубежа XIX—XX вв.еков.

Христоцентричная модель творческого развития личности обосновывает возможность синтеза научной и религиозной деятельности, поскольку выстраивает духовные ориентиры идеалообразующего процесса. Базовыми ориентирами процесса идеалообразования выступают христианские сакральные тексты, внесенные в культуру «пророками», «героями» и осмысленные «собором» церкви. В качестве таковых ориентиров выступают традиции древневосточной патристики, раскрывающие смысл евангельского текста.

Идеалы христианской религиозной культуры, творчески переосмысленные деятелями «культурного ренессанса» послужили основными ориентирами для культуротворческой деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого. Так, выбор профессии врача был обоснован христианскими идеалами милосердия, аскетизма, альтруизма, а принятие религиозного сана связано с необходимостью защиты базовых ценностей православия в ситуации смены идеологической культурообразующей парадигмы.

Индивидуальный подход к человеку как к целостному духовно-душевно-телесному существу был определен христианской антропологической концепцией. Христианские ценности детерминировали специфику проведения научных исследований, непрекращающихся вплоть до последнего периода врачебной деятельности, поскольку научный поиск был предопределен идеей «нищеты духовной», приводящей человека к необходимости постоянного самосовершенствования, при этом полнота познания осуществлялась благодаря научному и религиозному опыту в целом.

Христианские идеалы, в частности, выраженные в заповеди о «кротких» обосновывают научно-практический универсализм Войно-Ясенецкого, проявленный в многопрофильной специализации хирурга, формирование которого происходило под влиянием различных внешних ситуаций, в том числе не прекращалось во время ссылок. Научное исследование на тему «Регионарная анестезия» стало возможным под влиянием ценности милосердия, христианской заповеди об утешении «плачущих».

Христоцентричная позиция, раскрываемая в хирургической и проповеднической практике, проявилась в методике создания и чтения проповедей, которая может быть названа «сердечной хирургией» согласующейся с традициями исихазма. Тексты строятся подобно этапам хирургического врачевания. Существенную роль в оформлении проповеди играет мастерское владение словом, образной речью, интонационной декламацией, что свидетельствует о ренессансном творческом подходе эстетического познания мира.

Христианские заповеди о поиске и защиты «правды» определили как религиозную деятельность Войно-Ясенецкого, направленную против установлений неканонической «Живой Церкви», так и научную деятельность, сориентированную на поиск новых технологий и защиту их ценности для медицинской практики.

Свидетельством «героического» формирования идеалов христоцен-тричной модели является добровольное принятие гонений за свое вероисповедание, а также отказ от публичной научной деятельности в ситуации ограничения вероисповедания.

Религиозная и научно-практическая деятельность Войно-Ясенецкого была подчинена высшему смыслу, данному в слове евангельских заповедей. Это позволяет говорить о духовной сущности религиозной и медицинской научно-практической деятельности Войно-Ясенецкого, детерминированной христоцентричной моделью развития личности.

В творческой культурообразующей деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого христоцентричная модель осуществилась посредством совмещения религиозной и научно-практической деятельности. При этом признание его заслуг, в качестве идеалообразующих для культуры, подтверждается как светскими, так и церковными наградами, более того церковь отметила эталонный духовный путь Войно-Ясенецкого фактом канонизации архиепископа и причисления его к лику святых.

Архиепископ, профессор-хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий представляет собой уникальный образец формирования целостной личности. Все ключевые события жизни Войно-Ясенецкого детерминированы религиозными ценностями. Анализ философской, научно-практической и религиозной деятельности вычленяет достаточно условные грани личности, находящиеся в целостном единстве, но именно религиозное служение объясняет многие его поступки и определяет ценность духовного наследия. В философских размышлениях ученый исследовал возможность синтеза религиозного и научного познания, т. е. творчески реализовал идею «культурного ренессанса», в практической деятельности он осуществил это познание и раскрыл его возможности для людей, посредством своих проповедей. Приняв священство, Войно-Ясенецкий на практике осуществил духовные ценности творцов «культурного ренессанса», предложенные в поиске соборного всеединства, и, будучи и священником, и врачом, он сохранил и реализовал эти ценности.

Таким образом, христоцентричная модель творческого развития личности в России рубежа XIX—XX вв.еков представляет собой социокультурное единство православной христианской религии, пронизывающей все сферы общественного бытия, а именно науку, философию, искусство, педагогическую деятельность, общественную практику. Эта ценностная модель воплотилась в жизни и творчестве В.Ф. Войно-Ясенецкого. Единство религиозной, научной и практической врачебной деятельности Войно-Ясенецкого есть оптимальный способ реализацией «христоцентричного пути». Жизненный подвиг архиепископа Луки — профессора хирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого — образец в осуществлении главной ценности человека, которая заключается в его цельности и единстве внутренней и внешней природы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Л. Ценность // Социология: Энциклопедия. Минск: Книжный Дом, 2003. — С. 1216.
  2. С.С. Попытки объясниться. Беседы о культуре / С.С. Аве-ринцев. М.: Правда, 1988. — 47 с.
  3. Акафист Святителю Луке, архиепископу Крымскому, с кратким житием. М.: Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2002.-31 с.
  4. В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990. -154 с.
  5. М.В. Немеркнущее наследие: кн. для учителя / сост. С. П. Истратова. М.: Просвещение, 1990. — 303 с.
  6. Г. У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С.И. Танеева / Г. У. Аминова. Красноярск: КрасГУ, 2005. — 170 с.
  7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века / сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  8. Р.Г. Природа морали / Р. Г. Апресян // Философские науки. -1991.- № 12.- 53−64 с.
  9. А.А. Вклад России в мировую культуру: биографический энциклопедический словарь /А.А. Аронов- Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: Профиздат, 2002. — 447 с.
  10. Ю.Аронов А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX—XX вв.ек: учеб. пособие для уч-ся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных вузов /А.А. Аронов. М.: АЗЪ, 1998. — 360 с.
  11. П.Аронов А. А. История культуры: узловые вопросы (IX первая половина XIX веков): учеб. — метод, пособие / А. А. Аронов. — М.: МГУКИ, 1996. Ч. 1−52 с.
  12. Архиепископ Иоанн (Шаховской). К истории русской интеллигенции (Революция Толстого) / Иоанн (Шаховской). М.: Лепта-Пресс, 2003. -544 с.
  13. Архиепископ Иоанн (Шаховской). Избранное: собр. соч.: в 2 т. / Иоанн (Шаховской). Можайск: Братство во имя Святого князя Александра Невского, 1999.-T.I-396C.
  14. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Хирург- архиепископ (Лука Войно-Ясенецкий) // О тайне человеческой жизни / Иоанн (Шаховской). М: ЛОДЬЯ, 2003. — С. 33−37.
  15. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила моя в немощи совершается: проповеди / В.Ф. Войно-Ясенецкий. М: Профиздат, 1996. — 416 с.
  16. М.С. Наука: власть и общество / М. С. Бастракова, Н. Е. Павлова // Очерки русской культуры XIX века: в 6 т.- М.: Изд-во МГУ, 2000. Т 2. — С. 327−394.
  17. М.М. Проблема поэтики Достоевского / М. М. Бахтин.- Изд.4-е. -М.: Советская Россия, 1979.-320 с.
  18. А.Н. История русской живописи в XIX в. / А.Н. Бенуа- Сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. М.: Республика, 1999. — 448 с.
  19. А.Н. Русская школа живописи / А. Н. Бенуа. М.: Арт — Родник, 1997.-336 с.
  20. А. Два источника морали и религии / А. Бергсон- пер. с фр., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. М.: Канон+, 1994. — 384 с.
  21. А. Творческая эволюция. Материя и память /А. Бергсон- пер. с фр. -Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
  22. Н.А. Самопознание: опыт филос. автобиогр. / сост. А.В. Ва-димова, М.: Книга, 1991.-446 с. 23 .Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев. М.: Канон+, 1998.-400 с.
  23. Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев- // Избр. труды / Акад. пед. и социальных наук, Московский психолого-социальный ин-т. М.: Флинта, 1999. — 312 с.
  24. Н.А. Духовные основы русской революции. Опыты 1917−1918 / Н. А. Бердяев. СПб.: РХГИ, 1999. — 432 с.
  25. Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н.А. Бердяев- Сост. и ком. В. В. Сапова. М.: Канон+, 1999. — 464 с.
  26. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство: Лига, 1994. Т.1.-541 с.
  27. Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1995.-382 с.
  28. Блюм Антоний (митрополит Сурожский). Духовность и духовничество (к тысячелетию крещения Руси) // Сб. материалов междунар. науч. конф. «Богословие и духовность». Москва, 11−18 мая 1987. — С.87−93.
  29. В.А. Нравственное воспитание (философско-этическая основа) / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990. — 143 с.
  30. М.Н. Самосознание искусства самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века / М. Н. Бойко. -М.: Наука, 1997.- 189 с.
  31. С. (Протоиерей) Христианство и еврейский вопрос / С. Булгаков. Париж: YMCA-PRESS, 1991. — 171 с.
  32. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. -М.: Республика, 1994.-415 с.
  33. С.Н. Сочинения: в 2-х т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. -Т.1.-603 с.
  34. С.Н. Сочинения: в 2-х т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1993. -Т.2. — 752 с.
  35. С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1999.-Т.1.-335 с.
  36. С.Н. Труды по социологии и теологии: в 2-х тт. / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1997. — Т.2 — 825 с.
  37. С.Н. Философия имени / С. Н. Булгаков. СПб: Наука, 1999.-447с.
  38. С.Н. Христианский социализм / вст. ст., сост. В. Н. Акулинина. Новосибирск: Наука (Сиб.отд-ние), 1991. — 347 с.
  39. С. (Протоиерей). Православие: Очерки учения православной церкви / С. Булгаков. Париж, 1989. — 405 с.
  40. С.Т. Вопросы урологии в трудах В.Ф. Войно-Ясенецкого / С. Т. Варшавский, И. Д. Змойро // Урология и нефрология. 1989. — № 5.- С. 66−68.
  41. Введение в культурологию: учеб. пособие: в 3-х ч. / под. ред. В. А. Сапрыкина. М.: Изд-во МГИЭМ (ТУ), — 1995. Ч.1.- 210 с.
  42. Вехи: pro et contra /сост., вступ. ст. и примеч. В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 1998.-856 с.
  43. Вехи: Интеллигенция в России: сб. статей. 1909−1910 / сост., коммент. Н. Казаковой- предисл. В. Шелохаева. М.: Мол. гвардия, 1991. — 462 с.
  44. И. Целитель тела и души: о хирурге и священнослужителе В.Ф. Войно-Ясенецком/ И. Винокурова // Медиц. газ. 1995. — 24 ноября. -С. 16.
  45. Войно-Ясенецкий // Большая медицинская энциклопедия: в 36-ти т. / под. ред. А. Н. Бакулева. М.: Гос. изд-во мед. лит., 1958. — Т.5.- С. 988 989.
  46. Войно-Ясенецкий В. Ф. Очерки гнойной хирургии. Изд. 3-е / В.Ф. Войно-Ясенецкий-М.: Медгиз, 1956. 631 с.
  47. А.Н. На пути к Богу. Философский трактат / А. Н. Волков. М.: ЛИА «ДОК», 1994.- 88 с.
  48. Принятие творца современной наукой / В. Н. Волченко // Сознание и физическая реальность: в 2 т. М.: 1997. — Т.1. С.1−7.
  49. Всеобщая история искусств: в 6 т.- М.: Искусство, 1966. Т. 6. — 848 с.
  50. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИВО, 1995 — 352 с.
  51. .П. Этика преображенного Эроса / вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  52. Э.Л. Православно-теистические социальные утопии XIX века / Э. Л. Гайдадым //Философские науки. 1991. — № 12. — С.65−78.
  53. В. Когда встречаются вера и знание / В. Ганичев // Чудеса и приключения. 1998. — № 10. — С. 6−10.
  54. И.И. Что такое этика, культура, религия / И. И. Гарин. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2002. — 848 с.
  55. Н. Проблема духовного бытия / Н. Гартман // Культурология XX век. -М.: Наука, 1995.- С. 608−647.
  56. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1998. — 1072 с.
  57. .И. Толкование Библии: репринтное издание (СПб., -1913) / Б. И. Гладков. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. 768 с.
  58. К. Художественный образ и его историческая жизнь / К.Горанов. М.: Прогресс, 1970. — 217 с.
  59. Н.Э. Моя жизнь: Автомонография. Этюды о художниках / сост., вступ. ст. и коммент. В. М. Володарского. М.: Республика, 2001. -495 с.
  60. Т. Два служения доктора Войно-Ясенецкого: О жизни и деятельности хирурга-архиепископа В.Ф. Войно-Ясенецкого. (1877 1961) / Т. Грекова // Наука и религия. — 1986. — № 8. — С. 12−19.
  61. П.Н. Александр I Павлович / П. Н. Грюнберг, В. А. Федоров // Православная энциклопедия: в 24-х т. / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия. М.: Православная энциклопедия, 2000.-Т. 1-С. 509−512.
  62. А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич.- М: Искусство, 1984. 350 с.
  63. П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект -Пресс, 1994.-317 с.
  64. А.А. Этика / А. А. Гуссейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2002.-472 с.
  65. В. Толковый словарь русского языка / В. Даль. М.: ЭКСМО -Пресс, 2002. — 639 с.
  66. Дамаскин Иоанн Точное изложение православной веры / Иоанн Дама-скин. М.: Братство святителя Алексия- - Ростов-на-Дону: Приазовский край, 1992. — 446 с.
  67. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991.-573 с.
  68. Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера / полный пер. с рукописей Ч. Дарвина, вступит, ст. и коммент. проф. С. Л. Соболя. -М.: АН СССР, 1957.-251 с.
  69. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М.: Полит, лит., 1967. — 351
  70. О.Г. Моральная философия / О. Г. Дробницкий. Избр. труды / сост. Р. Г. Апресян, — М.: Гардарики, 2002. 523 с.
  71. Духовность России: Традиции и современное состояние: Материалы первых чтений факультета истории русской культуры 24 декабря 1992.-СПб: Государственная академия культуры, 1994. 62 с.
  72. JI.H. Смысл жизни как духовная ценность в русской культуре / JT.H. Евменова // Духовно-исторические чтения: тез. докл. межвуз. на-уч.-практ. конф. Красноярск: КрасГАСА, 1999. — С. 7−9.
  73. JI.H. Памяти Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, святителя Луки / Л. Н. Евменова // Духовно-исторические чтения: тез. докл. межвуз. науч.- практ. конф. Красноярск: КрасГАСА, 2001. С. 179−181.
  74. .С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. М.: Аспект -Пресс, 2000.-591 с.
  75. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника: репринтное издание/ П. А. Смирнов. Калуга: Синтагма, — 1997. — 436 с.
  76. В.И. Интеллектуальная визуализация сущности / В. И. Жуковский, Д.В. Пивоваров- Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 1999. — 223 с.
  77. В.И. Формула гармонии / В. И. Жуковский. Красноярск: БОНУС, 2001.-206 с.
  78. Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России / Л. Г. Захарова / Вопросы истории. 1989. — № 10. — С. 4−21.81.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  79. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. Свято-Владимирское Братство. — М.: 1993−224 с.
  80. В.В. (протоиерей). Вера и знание // Православие в жизни: сб. статей / под. ред. проф. С. Верховского. Клин- 2002. — С. 20−51.84.3еньковский В. В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньковский. Л.: Эго, 1991.-Т.2, ч.1.-256с.
  81. Иерей Виктор (Теплицкий). Нравственность как основа развития личности / В. Теплицкий // Сб. материалов пятых рождественских чтений в Красноярске. Красноярск, 2004. — С. 100−105.
  82. И.А. О призвании врача// Полн. собр. соч. в 10-ти т. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1996. — Т.З. — С. 474−483.
  83. И.А. Родина и мы. Статьи / И.А. Ильин- сост., вступ. ст. и ком-мент. Ю. Т. Лисицы. Смоленск: Посох, 1995. — С. 512.
  84. И.А. Аксиомы религиозного опыта // Собр. соч. / И.А. Ильин- сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2002. Т. 1. — 608 с.
  85. И.А. Аксиомы религиозного опыта // Собр. соч. / И.А. Ильин- сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 2003. — Т.2. — 608 с.
  86. И.А. Собрание сочинений: в Ют. / сост. Ю. Т. Лисица. М.: Русская книга, 1996. Т. 1. -400 с.
  87. Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 2000. — 431 с.
  88. А. Душа и совесть: о В.Ф. Войно-Ясенецком / А. Каган //Медиц. газ.- 1988.- 8 июля.
  89. М.С. Культура Философия — Искусство / М. С. Каган. — М.: Знание, 1988.-63 с.
  90. И. Критика чистого разума / И. Кант. Симферополь: Реноме, 1998.-528 с.
  91. О.А. Миф разумный / О.А. Карлова- Красноярск: Изд-во Крас. гос. ун-та, 2001. — 208 с.
  92. А.С. Культурология /А.С. Кармин. СПб.: Лань, 2001. — 832 с.
  93. Л.П. Путь православия / Л.П. Карсавин- сост. и вст. ст. П. О. Николова. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2003. — 557 с.
  94. П.А. Воспоминания о профессоре В.Ф. Войно-Ясенецком: К биографии анатома и хирурга, религиозного деятеля русской Православной Церкви 1877 -1961 / П. А. Кассирский // Наука и жизнь.- 1989.- № 5.-С. 76−89.
  95. Е.И. Идеи духовного возрождения в градостроительстве России XIX-начала XX веков / Е. И. Кириченко // Художественные модели мироздания: в 2-х кн. М.: Наука, 1999. Кн.1. — С. 251−259.
  96. В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX—XX вв.. / В. М. Кларин, В. М. Петров. М.: Орехово-Зуевская типография, 1996. — 124 с.
  97. В.О. Сочинения в 9-ти т. Материалы разных лет / В.О. Ключевский- под. ред. В. Л. Янина. М.: Мысль, 1990. — Т. 9. — 525 с.
  98. A.M. Способ духовного производства в структуре общества. Идеи, размышления, гипотезы / A.M. Ковалев. М.: МГУ, 2001. — 387 с.
  99. П.И. Психиатрические эскизы из истории: в 2-х т. / П. И. Ковалевский.-М.: Терра, 1995.- Т.1.-543 с.
  100. В.А. Здравоохранение /В.А. Ковригина //Очерки русской культуры XIX века: в 6-ти т. М.: Изд-во МГУ, 2000. — Т 2. — С.395−470.
  101. JI.H. Человек и его судьба / Л. П. Коган. М.: Мысль, 1988. -283 с.
  102. М., Акафист / М. Козлов, А. Н. Стрижнев // Православная энциклопедия: в 24-х т. / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия.- М.: Православная энциклопедия, 2000. Т. 1. С. 371−381
  103. И.В. Культура России. 4.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории / И. В. Кондаков. М.: Университет, 2000. — 360 с.
  104. И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. пособие/ И. В. Кондаков. М.: Аспект-Пресс, 1997. — 687 с.
  105. И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории / И. В. Кондаков. М.: Университет, 1999. — 360 с.
  106. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема / В. И. Ксенофонтов//Философские науки 1991. — № 12. — С. 41−52.
  107. Культура как целостное явление: Проблемы и методология изучения: Сб. науч. трудов. Л.: Ленингр. гос. ин-т культуры, 1983. — 151 с.
  108. Культурология XX век. Антология /пер., сост. С .Я. Левит. М.: Юристъ, 1995.-703 с.
  109. Культурология. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. -Т.1. -447 с.
  110. Культурология. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. -Т.2.-447 с.
  111. Кураев Андрей (Диакон). «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления / А. Кураев. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — 64 с.
  112. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие / Д. А. Леонтьев // Вопр. филос. 1996. — № 4. — С. 35−44.
  113. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. — 17 с.
  114. К.Н. Как надо понимать сближение с народом? / К. Н. Леонтьев. М.: Мир книги, 1991. — 16 с.
  115. В.А. Крестный путь Святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ / В. В. Лисичкин. М.: Феникс, 2001.- 447 с.
  116. Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999.- 192 с.
  117. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 1991. — 408 с.
  118. М. О воспитании и образовании: Сб. АПН СССР / М. Ломоносов. -М.: Педагогика, 1991. 339 с.
  119. А.Ф. Дерзание духа /А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1988. -366 с.
  120. В.Н. По образу и подобию / В. Н. Лосский. М.: Свято-Владимирское Братство, 1995. — 200 с.
  121. Н.О. Ценность и Бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н. О. Лосский. Харьков: Фолио- М.: ACT, 2000. — 864 с.
  122. А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма /А.И. Мазаев, Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания. М.: Наука, 1992.-324 с.
  123. В. Воин Ясенецкий /В. Майстренко // «АиФ на Енисее». 1998.-№ 36. — С.4.
  124. Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е. В. Марева. М.: Академический Проект, 2003. — 400 с.
  125. В. (Протодиакон). Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого) / В. Марущак. Симферополь: Изд. отдел Симферопольской и Крымской епархии, 2000. — 224 с.
  126. Мистическое богословие. Киев: Изд-е христианской благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», 1991. — 392 с.
  127. Мудрость духовная в изречениях отцов Церкви / Сост. И. Новожилов. М.: Лепта-Пресс, 2004. — 288 с.
  128. М.В. Тайна России. Историософия XX века / М. В. Назаров // Альманах «Русская идея», 1999. Вып.6 — 756 с.
  129. Наука и ценности: сб. статей / Отв. ред. д-р филос. наук А.Н. Кочер-гин / Сб. статей. Новосибирск: Наука, 1987. — 242 с.
  130. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века / М. Г. Неклюдова. М., 1991. — 395 с.
  131. С.А. Метафизика веры в русской философии / С.А. Ниж-ников. М.: РУДН, 2001, — 355 с.
  132. А.И. История русской философии Х-ХХ веков /А.И. Новиков. СПб.: Лань, 1998. — 320 с.
  133. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. — 528 с.
  134. А.И. Православное понимание смысла жизни /А.И. Осипов. -Киев, 2001. -239с.
  135. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности /предисл. д-ра биол. наук, проф. О. П. Молчановой. М: Учпедгиз, 1950. — 258 с.
  136. А.А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И.Г. Яко-венко. М.: Языки русской культуры, 1998. — 375 с.
  137. С.В. Смысл русской истории / С. В. Перевезенцев. -М.: Вече, 2004.-496 с.
  138. Д.А. История и философия религии: учеб. пособие /Д.А. Пивоваров, А. В. Медведев. Екатеринбург: Полиграфист, 2000. — 408 с.
  139. Д.В. Вера и знание в религии и науке / Д. В. Пивоваров. -Екатеринбург, 1994. 99 с.
  140. О.А. Терновый венец России / О. А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. — 816 с.
  141. С.Ф. Лекции по русской истории: в 2-х ч. / С. Ф. Платонов.- М.: ВЛАДОС, 1994. Ч. 2. — 336 с.
  142. М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга / М. Поповский // Октябрь. 1990. — № 2. — С. 3−101.
  143. М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга / М. Поповский // Октябрь. 1990. — № 3. — С. 66−137.
  144. М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга / М. Поповский // Октябрь. 1990. — № 4. — С. 29−140.
  145. Г. Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России. М.: Наука, 1999. — 128 с.
  146. Д. В. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. В. Поспе-ловский. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2003.- 655 с.
  147. Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР / Д. В. Поспеловский. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 1998. — 408 с.
  148. Д. В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский. М.: Республика, 1995. — 511 с.
  149. Проповеди архиепископа Луки 1952- 1954 гг. Симферополь: Симферопольская и Крымская епархия, 2004. — 260 с.
  150. Проповеди архиепископа Луки. Симферополь: Симферопольская и Крымская епархия, 2003. — 327 с.
  151. Проповеди архиепископа Луки. Т. IV. Симферополь: Симферопольская и Крымская епархия, 2004. 188 с.
  152. В. К. Серебряный век. Очерки к изучению: учеб. пособие / В. К. Размахнина. Красноярск: КГПИ, 1993. — 190 с.
  153. JI.А. Искусство «серебряного века» / Л. А. Рапацкая. М.: Просвещение, Владос, 1996. — 192 с.
  154. . История западной философии и ее связи с политическими условиями от античности до наших дней: в 2-х т. Т.2, кн. 3: Историография философии: четыре жанра / Б. Рассел. Новосибирск: НГУ, 1994.-394 с.
  155. В.В. Опавшие листья / В. В. Розанов. М.: ACT, 2001.-591 с.
  156. В.М. Культурология / В. В. Розин. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1999.-344 с.
  157. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.: Наука, 1991.-654 с.
  158. Русская идея / сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992.-496 с.
  159. Русская художественная культура конца XIX начала XX в. Кн.2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. — М.: Наука, 1969. — 402 с.
  160. Русское православие: вехи истории / науч. ред., глава авт. кол., авт. вступ. ст. и послесл. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
  161. А.А. Социальные ценности и нормы /А.А. Ручка. Киев: Нау-кова Думка, 1976.- 152 с.
  162. Ю.А. Богохранимая страна наша Российская. Государство и общество в России на рубеже XIX XX веков / Ю. А. Рябов. — СПб.: САТИС ДЕРЖАВА, 2004. — 462с.
  163. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова Л.: Наука (Ленингр. отд-ние), 1979. 264 с.
  164. Д.В. Русская живопись конца 1900-х годов начала 1910-х годов. Очерки /Д.В. Сарабьянов. — М.: Искусство, 1971. — 143 с.
  165. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм / гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. О. Степанов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003. — 928 с.
  166. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русское государство / гл. ред., сост. О. А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2002. — 944 с.
  167. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русское мировоззрение / гл. ред., сост. О. А. Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2003. — 1008 с.
  168. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело / В.Ф. Войно-Ясенецкий. -М.-Клин: Сибирская благозвонница, 2003. 127с.
  169. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Днесь Слово воплощается / В.Ф. Войно-Ясенецкий. М.: Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. — 48 с.
  170. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Евангельское злато. Беседы на Евангелие /В.Ф. Войно-Ясенецкий.- М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2004. 336 с.
  171. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Наука и религия / В.Ф. Войно-Ясенецкий. М.: Феникс, 2001. — 320 с.
  172. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Принесем Тебе любовь нашу»: Беседы в дни Великого поста / В.Ф. Войно-Ясенецкий. -М.: Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2003. -256 с.
  173. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание.»: автобиография / с прим. Е. Воршевского. М.: Приход храма Святого Духа сошествия, 2003. — 208 с.
  174. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Проповеди: Господня Пасха / В.Ф. Войно-Ясенецкий. М.: Сестричество во имя Святителя Игнатия Ставропольского, 2004. — 160 с.
  175. Святитель Филарет (Дроздов). Избранные творения. Акафист /сост. и вступ. ст. А. И. Яковлева. М.: Паломник, 2003. — 319 с.
  176. Святоотеческая хрестоматия. М.: Круг чтения, 2001. — 688 с.
  177. П. Флоренский. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. М.: Изобразительное искусство, 1996. — 335 с.
  178. Серебряный век в России: Избр. страницы. М.: Радикс, 1993. — 340 с.
  179. Серебряный век: мемуары /сост. Т. Дубенская-Джалилова- предисл. Н. Богомолова. М: Известия, 1990 — 670 с.
  180. И. В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие / И. В. Силуянова. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.-319 с.
  181. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского. М.: Сретенский монастырь, 2001. — 479 с.
  182. Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия /Л.В.Скворцов. М.: Политиздат, 1989.- 317 с.
  183. Современный философский словарь / под. ред. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998.-1064 с.
  184. Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Л.: Наука (Ле-нингр. отд-ние), 1972. — 228 с.
  185. B.C. Философские начала цельного знания / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т.2 — С. 139−288.
  186. B.C. Духовные основы жизни / B.C. Соловьев. М.: Жизнь с Богом, 1982.- 144 с.
  187. B.C. Жизненный смысл христианства // Философские науки. 1991. -№ 3, — С. 51−64.
  188. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1988. — Т.1. — С. 47- 548.
  189. А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. М.: Гардари-ки, 2000.-816 с.
  190. JI.H. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение / JI.H. Столович. М: Знание, 1983. — 64 с.
  191. Н.А. Православие и культура / 2-е изд., испр и доп. / Н. А. Струве. М.: Русский путь, 2000. — 632 с.
  192. В.Ю. Физика веры / В. Ю. Тихоплав, Т. С. Тихоплав. СПб.: Весь, 2002.-246 с.
  193. Л.Н. Полн. собр. соч.: в 100 т. /Л.Н. Толстой. М.: Терра, 1992.-Т. 23 -583 с.
  194. Е. Смысл жизни / Е. Трубецкой. М.: ACT, 2003. — 396 с.
  195. С.Е. Минувшее / С. Е. Трубецкой. М.: ДЭМ, 1991.-328 с.
  196. С.Н. Сочинения / сост., ред. и вст. статья П. П. Гайденко. -М.: Мысль, 1994.-816 с.
  197. В.П. О ценностях жизни и культуры /В.П. Тугаринов. -Л .: Изд-во ЛГУ, 1960.- 156 с.
  198. М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. -М.: Прогресс, 1986. 573 с.
  199. Фаст Геннадий (Протоиерей). Енисейск православный: очерк / Г. Фаст. Енисейск: Енисейский Благовест, 1994. — 220 с.
  200. Феномен человека: дух, душа, духовность, сб. науч. материалов круглого стола / под ред. К. Т. Гизатова, Р. Л. Исхакова, Г. П. Меньчико-ва, Г. С. Муханова. Казань: По городам и весям, 2001. — 114 с.
  201. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Лань, 1998. -448 с.
  202. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв.: антология /сост., общ. ред и предисл. Н. К. Гаврюшина. — М.: Прогресс и культура, 1993.- 400 с.
  203. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. — 260 с.
  204. А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000.- 469 с.
  205. П.А. Сочинения: В 4-х т. Т. З: У водоразделов мысли / Священник Павел Флоренский- сост. Игумен Андроник (А.С. Труба-чев). М.: Мысль, 1999. — 623 с.
  206. П.А. Столп и утверждение истины.- М.: Правда, 1990.491 с.
  207. Г. (Протоиерей). Пути русского богословия / Г. Фло-ровский. Вильнюс: Вильтис, 1991. — 600 с.
  208. С. Культура и религия // Философские науки. 1991. — № 7. -С. 68−82.
  209. C.JI. Предмет знания. Душа человека / C.JI. Франк. Мн.: Харвест, — М.: ACT, 2000. — 992 с.
  210. C.JI. Смысл жизни /С.Л. Франк // Вопросы философии. 1990. -№ 6. -С. 69−131.
  211. Хирург в сане архиепископа: (О В.Ф. Войно-Ясенецком: материалы) /подготовил А. Папырин // Мед. газ. 1998. — 12 авг. — С. 12.
  212. В. И. Хомяков А.С. и современность: зарождение и перспектива соборной феноменологии / В. И. Холодный. М.: Академический проект, 2004. — 528 с.
  213. А.С. Сочинения: в 2-х т. / ред. Е.Б. Харитонова- примеч. В. А. Кошелева и др.- М.: Медиум, 1994. Т.2. — 476 с.
  214. С.С. Опыты из русской духовной традиции /С.С. Хору-жий. М.: Парад, 2005. — 448 с.
  215. С.С. О старом и новом / С. С. Хоружий. СПб.: Алетейя, 2000.-477 с.
  216. Художественные модели мироздания: в 2-х кн. М.: Наука, 1999. -Кн.2. -366 с.
  217. У.С. Взаимодополнение научного и религиозного познания // Бытие культуры: сакральное и светское // Философия религии. Екатеринбург, 1994. Вып. 4. — С. 19−29.
  218. Н.И. Европеизм как категория национального сознания // Очерки русской культуры XIX века: в 6 т. М.: Изд-во МГУ, 2000. — Т 4. -С. 453−470.
  219. Н.З. Культура и ценность / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
  220. Н.С. Истина как смысл человеческой деятельности / Н. С. Чернякова. СПб.: ОФСЕТ, 1993.- 176 с.
  221. Д. Крепость Святого Луки // Деловой вторник. 2000. — 15 февраля — С. 4.
  222. В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство // Осмысление духовной целостности: сб. статей /отв. ред. А. В. Медведев. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1992. Вып.З. — С. 4−26.
  223. П.Д. Философские произведения / П. Д. Юркевич. М.: Правда, 1990.-670 с.
Заполнить форму текущей работой