Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Для современного общества характерен новый взгляд на образование, который видоизменяет функциональную роль системы образования и придает ей характер интегративного социального института. Процессы глобализации всех сфер общественной жизни делают реализацию задачи непрерывного образования населения жизненной необходимостью. Федеральная целевая программа развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Дистанционное образование в системе современного высшего профессионального образования
    • 1. 1. Дистанционное образование как вид образовательных услуг современной высшей школы
    • 1. 2. Отношение жителей региона к использованию дистанционных образовательных услуг
    • 1. 3. Качество и доступность дистанционного образования
  • Глава II. Дистанционные образовательные услуги высшей школы как фактор формирования «человеческого потенциала» региона
    • 2. 1. Возможности дистанционного образования в формировании «человеческого потенциала» региона
    • 2. 2. Дистанционные образовательные услуги в инновационном развитии «человеческого потенциала» региона
  • Глава III. Социальные механизмы совершенствования дистанционных образовательных услуг вузов Республики Башкортостан
    • 3. 1. Взаимодействие участников образовательного процесса как предпосылка повышения качества и социальной доступности дистанционных образовательных услуг
    • 3. 2. Пути совершенствования дистанционных образовательных услуг в регионе

Дистанционное образование в системе высшего профессионального образования региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для современного общества характерен новый взгляд на образование, который видоизменяет функциональную роль системы образования и придает ей характер интегративного социального института. Процессы глобализации всех сфер общественной жизни делают реализацию задачи непрерывного образования населения жизненной необходимостью. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 гг. предусматривает «внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых образовательных моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий"1. К инновационным образовательным технологиям относится дистанционное обучение. Современные дистанционные образовательные технологии (ДОТ) открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования3.

1 Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы. Принята Правительством 3 сентября 2005 г. Распоряжение № 1340-р / Сайт Федерального агентства по образованию. — Режим доступа: http://www.ed.gov.ru.

2 Дистанционное обучение — это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. См. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6. о.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. См. Федеральный закон от 10.01.2003 № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ (принят ГД ФС РФ 25.12.2002)».

Дистанционное образование (ДО)1 способно удовлетворить потребности в образовании, наращивать человеческий капитал представителей всех социальных групп и слоев. Но особую значимость оно приобретает для жителей удаленных от вузовских центров населенных пунктов, для тех, кто в силу различных обстоятельств (материнство, инвалидность, безработица, занятость на работе, большой перерыв между предыдущим образованием и др.) не может получить образование по традиционной технологии. В Республике Башкортостан вузы концентрируются в Уфе, частично — в других городах. Жители малых городов, поселков и сел оказываются в худших условиях при получении профессионального образования.

Демографический кризис привел к сокращению количества студентов и усилению конкуренции за каждого абитуриента. Московские вузы продвигают образовательные услуги в регион, что заставляет региональные вузы пересматривать технологии обучения, находить возможности для качественного и недорогого обучения. В настоящее время в Республике Башкортостан дистанционные образовательные технологии применяют 12 вузов, 15 филиалов, организуется более 40 курсов.

В условиях формирования системы непрерывного образования и повышения квалификации, дистанционное обучение становится оптимальной формой опережающего обучения и профессиональной переподготовки. В последнее время наблюдается отток молодежи Республики Башкортостан (РБ) в другие регионы для получения образования (особенно в 2009 году в связи с единым государственным экзаменом (ЕГЭ)) и, как следствие, отток рабочей силы. В целях создания условий для реализации потенциала молодёжи, предоставления равных возможностей молодым гражданам в.

1 Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. См. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России: утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6. области образования, требуется формирование системы получения качественного и доступного образования.

Глобализация информационного пространства, в том числе рост возможностей обмена знаниями во всемирной компьютерной сети Интернет не преуменьшает значение регионализации образовательного процесса, поскольку подготовка кадров сопряжена с потребностями регионального рынка труда.

Развитие дистанционного образования требует специального научного исследования двух ключевых, взаимосвязанных проблем профессионального образования — его социальной доступности и качества.

В данной диссертационной работе автор акцентировал внимание на анализе этих социальных проблем, исследуя образовательные услуги, развивающиеся на основе дистанционных технологий в вузах Республики Башкортостан.

Степень разработанности научной проблемы. В конце XIX — первой половине XX века классиками социологии образования была разработана целостная концепция характера и механизма функционирования института образования (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи, К. Мангейм, Т. Парсонс) направленная на достижение социального мира и благоденствия между различными общественными классами.

В связи с увеличением роли научно-технического прогресса, с 60-х годов XX века обозначился новый этап социологических исследований в сфере высшего образования. Внимание таких ученых, как Г. Беккер, Г. Бовен,.

1 Дюргейм, Э. Социология образования [Текст]: пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Э. ДюргеймНауч. ред. B.C. Собкин, В. Я. Нечаев. — М.: ИНТОР, 1996. — 80 е.- Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений — состязательностьэкономические амбиции [Текст] / К. МангеймПер. с англ. Е.Я. ДодинаОтв. ред. JI.B. Скворцов. М.: ИНИ-ОН РАН, 2000. 162 с.- Вебер М. Избр. Произведения [Текст] / С. 736−770. Дьюи Д. Демократия и образование [Текст]: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.

Дж. Коулмен, Д. Минцер1 направлено на проблемы создания качественно новой рабочей силы в рамках теории «человеческого капитала». Социальное неравенство в получении образования они объясняют разными объемами инвестиций семей и индивидов в «человеческий капитал», которые соответственно обусловлены неравными возможностями социальных групп.

Социология образования еще с 60-х годов прошлого века является одной из ведущих отраслей отечественной социологии. Вопросы общего и профессионального образования молодежи стали преимущественно предметом социологических исследований (социализации, профессиональных ори-ентаций учащейся и рабочей молодежи).

Институциональные и социальные аспекты, неравенства в получении образования, характер влияния объективных и субъективных факторов, обусловливающих жизненные шансы и возможности в получении образования, отражены в публикациях исследователей Н. М. Байкова, Ю. В. Березутского, В. И. Бондаренко, М. Н. Крыжановской, Ю. И. Оноприенко, JI.A. Поповой.

В работах российских социологов Е. М. Авраамовой, A.A. Баранова, Н. В. Гончаровой, Л. Д. Гудкова, М. А. Другова, Б. В. Дубина, Н. Г. Ивановой, Д. Л. Константиновского, А. Г. Левинсона, A.C. Леоновой, Е. Л. Лукьяновой,.

1 Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал) / США: экономика, политика, идеология [Текст] / 1993. № 2−3- Беккер Гэри С. Избранные труды по экономической теории. Человеческое поведение. Экономический подход: пер. с англ. М.: ГУВШЭ, 2003; Mincer, J. Schooling: Experience and Earnings. N.Y., 1974; Bowen, H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978; Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий / Общественные науки и современность [Текст] / 2001. № 3. С. 122−139.

E.JL Омельченко, M.H. Руткевич, Я. М. Рощиной, О. И. Стучевской и др. основанных на результатах эмпирических исследований, акцентируется внимание на анализе различий между социальными группами в возможностях получения высшего образования с учетом его качества, осмысления социальных, экономических и институциональных изменений.

Большой вклад в исследование проблем образования внесли российские социологи В. Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, А. П. Владиславлев, Ю. Г. Волков, В. И. Жуков, Т. И. Заславская, Г. Е. Зборовский, Ф. Г. Зиятдинова, В. Н. Иванов, О. Н. Козлова, Д. Л. Константиновский, Л. Н. Коган, В. А. Мансуров, В. Г. Немировский, В. Я. Нечаев, Г. В. Осипов, В. Д. Попов, М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина, Р. В. Рывкина, А. Согомонов, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Турченко, З. И. Файнбург, Ф. Р. Филиппов, В. И. Чупров, В. Н. Шубкин, В.Н. Ярская-Смирнова и др.

Такие ученые, как A.A. Андреев, A.A. Анисимов, В. Н. Барсуков, Я. А. Ваграменко, В. В. Вержбицкий, H.A. Гаврилов, С. Г. Григорьев, A.B. Густырь, Л. П. Давыдова, В. Г. Еврейнов, Ж. Н. Зайцева, В. А. Каймин, Э. В. Кинелев, Д. Э. Колосов, Ю. Г. Круглов, И. А. Липский, В. И. Овсянников, Е. С. Полат,.

1 Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960;х годов к 2000;му) [Текст] / Под ред. д.ф.н. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал.- Константиновский, Д. JI. Образование и социальная дифференциация / Д. JI. Константиновский // Социология образования. — М.: Изд-во СГУ, — 2009. — № 7. С Л1−24. УРС, 1999. 320 сРуткевич М. Н. Изменение социальной роли общеобразовательной роли в России / Социологические исследования. 1996. № 12. С. 58−70- РощинаЯ.М., Другое М. А. Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России / Проблемы доступности высшего образования. Отв. ред. СВ. Шишкин. НИСП. М.: Сигналь, 2003. С. 11−39- Авра-мова Е. М. Доступность высшего образования и перспективы позитивной социальной динамики [Текст] / Доступность высшего образования в РоссииОтв. ред. СВ. Шишкин. М.: НИСП, 2004. С. 145−180- Баранов А. П., Иванова Н. Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан / Социологические исследования.2003. № 6. С. 72−78- Рощина Я. М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? / Проблемы доступности высшего образования [Текст] / Отв. ред. СВ. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: Сигналь, 2003. С. 107−109- Омельченко Е. Л., Гончарова Н. В., Лукьянова Е. Л. Доступность высшего образования для социально уязвимых групп / Проблемы доступности высшего образования. Отв. ред. СВ. Шишкин. НИСП. М.: Сигналь, 2003. С. 11−38- Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты / Б. В. Дубин, Л. Д. Гудков, А. Г. Левинсон и др. // Доступность высшего образования в РоссииОтв. ред. СВ. Шишкин. НИСРП. М., 2004. С 24−71.

A.A. Поляков, Ю. Б. Рубин, T.B. Рябушенко, В. И. Солдаткин, Н. В. Сюлькова, Л. Г. Титарев, В. П. Тихомиров, А. Н. Тихонов, A.B. Хорошилов, С.А. Щенни-ков, В. В. Ярных и др., внесли вклад в разработку методики и методологии дистанционного обучения.

Следует отметить, что существенный вклад в социологию образования внесли ученые Республики Башкортостан. Так, вопросы образования исследовались H.A. Аитовым1 и его школой в связи с изучением проблем подготовки квалифицированных кадров и с постановкой вопроса о «лишнем образовании». В.Д. Поповым2 вопросы образования рассматривались в рамках о деятельностного подхода, Е. Ю. Бикметовым — в рамках коммуникативного подхода. Тенденции развития сервиса образовательных услуг в значительной мере исследованы Е.В. Биндиченко4.

Развитие научно-образовательных комплексов, интеграция науки и образования, интеллектуально-образовательный потенциал республики, роль образования в процессе профессионализации, гуманитаризации и гуманизации образования, национальные аспекты в учебно-образовательной деятельности, социальные перемещения молодежи являются объектом исследований.

1 Аитов, H.A. Социология образования [Текст]: Учеб. пособие / H.A. Аитов // — Ал-маты, 2000. — 160с-. Аитов, H.A. Социальные аспекты получения образования в СССР [Текст] / H.A. Аитов // Социальные исследования. — Вып. 2. — М.: Наука. — 1968. С.187−196.

Попов В. Д. Общество, образование, личность [Текст] / В. Д. Попов. Саратов: СГУ, 1981. С. 198.

3 Бикметов, Е. Ю. Образование как сфера общения [Текст] / Е. Ю. Бикметов. — Уфа: Изд-во БАГСУ, 1998. — 108 е.- Бикметов, Е. Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления [Текст] / Е. Ю. Бикметов. -М.: РАГС, 2003. 101 с.

Биндиченко, Е. В. Состав и структура сферы услуг // Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свириденко: В 4 т. М., 2000.

Антошкина В.Н., Файзуллина Ф. С., Голикова В. Д., Гилязитдинова Дж. М., Дорожкина Ю. Н., Егорышева C.B., Кабаковича Г. А., Леготина Э. В. и др.

Исследуемая в диссертационной работе проблема находится на стыке различных наук — социологии, педагогики, психологии, экономики, информатики. Каждая из них имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Социологическая наука в последние годы стала уделять достойное внимание проблемам и перспективам информатизации общества. Большое количество научных публикаций отражают проблемы использования Интернет-технологий в образовании.

Однако дальнейшее развитие технологий дистанционного обучения нуждается в анализе социальных характеристик потребителей дистанционного образования, отношений социальных групп к этому феномену, социальной эффективности подобной формы обучения. Возникают вопросы, связанные с формированием «человеческого капитала», социальной мобильностью, изменением социальной структуры.

Проблема исследования. В системе современного высшего профессионального образования отчетливо проявляются несоответствия между огромным потенциалом дистанционного образования и низкой его востребованностьювозможностями повышения качества образования за счет информационных технологий и наличным уровнем образования, в целом не соответствующего требованиям инновационного развития обществавозможно.

1 Антошкин, В. Н. Социальное единство и совместимость в сфере образования [Текст] / В. Н. Антошкин. Уфа, 1997. — 142 е.- Леготин Э. В. Образование и человеческий потенциал [Текст] / Под общей редакцией P.M. Валиахметова P.M., Бурхановой, Д. М. Азаматова и [др.] // Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан за 2008 год. — С. 173−179. Гилязитдинов Дж.М. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий [Текст] / Дж.М. Гилязитдинов, К. Ж. Давлетова, Ю. Н. Дорожкин. -Уфа: Уфимский Юридический институт МВД РФ, — 2001. — 211 е.- Егорышев, C.B. Наука, образование и общество в современной России [Текст] / C.B. Егорышев // Современный образовательный процесс: непрерывность, доступность, качество: Материалы Российской научно-практической конференции, март-апрель 2004 г. — Уфа: Восточный университет, 2004. — С. 21−24. Кабакович, Г. А. Применение в учебном процессе вуза инновационных методов и технологий) [Текст] / Г. А. Кабакович // Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 4 декабря 2009 г. — Уфа: БашГУ, 2009. стями дистанционного образования оперативно реагировать на требования рынка труда и инертностью внедрения данной услуги в вузахгеографической доступностью, потенциалом охвата населения дистанционным образованием и незначительной долей пользователей этой услуги.

Причинами данных коллизий являются не только экономические, материально-технические возможности вузов и населения региона, но и социально-психологические потребности и установки субъектов образовательного процесса. Так, недостаточный уровень востребованности качественного профессионального образования в современном российском обществе, обусловленный неудовлетворительными темпами развития экономики, естественно, влияет на заинтересованность абитуриентов, студентов, их родителей, работодателей, самих вузов в качестве образовательных услуг и стремлении части обучающихся получить диплом при минимальных интеллектуальных и финансовых затратах.

Гипотеза исследования. Низкая степень внедрения дистанционного образования в вузах региона обусловлена фактами социальной реальности, вызывающими негативное, настороженное или выжидательное отношение к данным видам услуг со стороны потребителей. Среди них можно назвать доминирование коммерческого интереса в отдельных вузах над необходимостью внедрения инновационных форм обучениянеразвитость информационной инфраструктуры городов, сельских населенных пунктовузкий ассортимент предлагаемых образовательных программ (в основном — экономические, гуманитарные, социальные) — слабый контроль за качеством знанийраспространение представлений в обществе о дистанционном обучении как «легком» способе получения документа об образовании.

Повышение качества и расширение социальной доступности дистанционного образования предполагают, следовательно, совершенствование методического и технического обеспечения учебного процесса и формирования общей заинтересованности в решении этих социальных проблем всеми участниками образовательного процесса.

Выдвинутая гипотеза исследования проверялась теоретическими и эмпирическими методами.

Актуальность указанных проблем и их недостаточная разработанность определили выбор объекта, предмета, цели и задачи диссертационной работы.

Объектом исследования является образовательный процесс, реализуемый вузами (на примере Республики Башкортостан).

Предмет исследования — социальные аспекты внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образовательных услуг вузов и их роль в развитии «человеческого потенциала» региона.

Цель диссертационного исследования — анализ сложившейся практики использования дистанционных образовательных технологий вузами региона, определение на этой основе социальных проблем внедрения дистанционных технологий в современное образовательное пространство и путей их решения.

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить теоретико-методологические подходы к исследованию дистанционного образования в условиях высшей школы;

2. Определить место, особенность и роль дистанционного образования в системе образования региона;

3. Исследовать факторы отношения населения к дистанционному образованию;

4. Изучить потенциал дистанционного образования в подготовке кадров для инновационного развития региона;

5. Определить социальные механизмы обеспечения качества дистанционного образования в вузах;

6. Выявить возможности расширения социальной доступности данной образовательной технологии.

Теоретико-методологическая база исследования. В работе использовались теоретические положения и выводы, которые содержатся в трудах отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, педагогики, экономики и информатизации образования.

Диссертант, при исследовании проблемы, руководствовался следую щими подходами: системный подход дал возможность рассмотреть дистанционное обучение как некую целостность в многообразии его внутренних и внешних связейсравнительно-исторический подход способствовал анализу дистанционного обучения как исторически и динамически развивающегося явления и одновременно процессакомплексный подход позволил определить совокупность факторов, обусловливающих качество дистанционного образования.

Эмпирической основой исследования являются:

1. Результаты анализа нормативно-правовых документов о дистанционном образовании и дистанционном обучении: Федеральные законы, Постановления Правительстваприказы Министерства образования РФ, Федерального агентства по образованию РФ, инструктивные письма.

2. Материалы государственной статистики по России и Республике Башкортостан. Разделы: региональная образовательная статистика, статистика информатизации образования, социально-экономические показатели, ме ждународные сопоставления.

3. Информация, размещенная в сети Интернет об образовательной деятельности 112 вузов России, использующих дистанционные образовательные технологии в учебном процессе.

4. Результаты авторского исследования (опрос жителей региона). В разведывательном исследовании, целями которого являлись обозначение основных проблем, выдвижение гипотез и постановка задач для основного исследования, в 2007;2008 гг. был проведен онлайн-опрос жителей регионапользователей Интернет (1290 респондентов, проживающих в городах и сельской местности, имеющих различные занятия, от безработных до руководителей предприятий (организаций), по возрасту от 20 до 50 лет, уровню образования — от среднего до первого высшего, и др.).

5. Данные экспертных опросов. В 2008 году диссертантом был проведен опрос руководителей подразделений ИКТ 10 ведущих вузов РБ. В январе-феврале 2009 года проводился опрос преподавателей уфимских вузов, использующих дистанционные образовательные технологии.

6. Данные опроса студентов. В мае 2007 года автором проводился анкетный опрос студентов-заочников Уфимской государственной академии экономики и сервиса (ГОУ ВПО УГАЭС) головного вуза и подразделений в городах Бирск, Салават, Октябрьский, Нефтекамск, Учалы. Генеральная совокупность — 2750 чел., выборочная совокупность — 1500 чел. Квотная выборка осуществлялась по возрасту и специальности.

7. Данные опроса предпринимателей. В 2007 году в рамках реализации программы поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан исследовательским коллективом УГАЭС при участии диссертанта проведено исследование востребованности специалистов для субъектов малого предпринимательства РБ. Было опрошено 500 руководителей малых предприятий и 80 экспертов по квотной выборке (по видам экономической деятельности). В качестве экспертов выступили руководители ассоциаций предпринимателей РБ, представители муниципальных органов власти. В опросе были заданы вопросы и по использованию информационных технологий и дистанционного обучения.

8. В октябре 2008 г. при участи диссертанта проведено исследование по разработке мероприятий и механизмов, направленных на формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан на 2009;2012 годы (опрос предпринимателей (1000 респондентов) по систематической выборке, для изучения возможности их дальнейшего обучения с использованием технологий ДО).

9. Вторичный анализ данных о дистанционном образовании российских и зарубежных исследований, материалы специализированных сайтов1, а также рекрутинговых агентств за 2000;2009 годы.

Обработка информации выполнялась с помощью пакетов прикладных программ Statistika, Excel.

Научная новизна диссертационного исследования. Элементы научной новизны заключаются в следующем:

1. Впервые дано определение «дистанционные образовательные услуги», которые понимаются как социально организованный вид сервиса образовательных учреждений, предназначенный для различных категорий населения, в виде полностью или частично опосредованного взаимодействия обучающегося и обучаемого.

2. Раскрыто противоречивое отношение субъектов образовательного процесса к внедрению дистанционных технологий в вузах регионадана положительная оценка их возможностей в повышении качества и расширении социальной доступности образования. Однако, как показала практика, в силу ряда социальных и экономических причин, они остаются востребованными не в полной мере.

3. Определено, что дистанционное образование в вузах способно эффективно формировать «человеческий капитал» индивидов, имеющих социальные и индивидуальные ограничения для получения образования (инвалиды, жители отдаленных районов, малообеспеченным) по традиционным технологиям, но и обеспечивать развитие инновационного «человеческого потенциала» всего региона.

1 Федеральный портал Министерства образования и науки РФ, Федеральный портал «Российское образование», сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения, сайт Госкомстата Республики Башкортостан, информационный портал «Дистанционное обучение», сайт «Все о высшем образовании», сайт «Статистика российского образования», образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент», специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании, Российский портал «Открытое образование», портал «Дистанционное обучение» и др.

4. Обоснована идея о том, что повышение качества и расширение социальной доступности образовательных программ вузов требуют создания новой модели взаимодействия основных участников образовательного процесса, предполагающей взаимный контроль и сотрудничество для повышения социальной эффективности дистанционного образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Дистанционное образование предоставляет широкий спектр услуг высшей школы по основным и дополнительным программам и формам обучения для различных слоев населения в условиях инновационного развития региона. Следовательно, обладает существенным социальным потенциалом. В связи с этим стратегической целью дистанционного образования становится предоставление возможности получения качественного образования любого уровня на месте проживания или профессиональной деятельности различным социальным группам и слоям, независимо от условий жизни и работы в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

2. Дистанционное образование позволяет совмещать место работы и учебы, экономить время обучения за счет эффективного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эффективность дистанционного образования с точки зрения качества знаний и его востребованности на рынке, большинством обучающихся оценивается не ниже, чем традиционный образовательный процесс. Широкое внедрение дистанционного образования позволит расширить доступ к образованию различным слоям населения, в том числе не обладающим необходимыми финансовыми и иными ресурсами для получения традиционного образования.

3. Обладая такими достоинствами, как гибкость, модульность, параллельность, широкий охват, рентабельность, технологичность, выход к мировым информационным ресурсам и др., при соответствующей научно-методической организации, дистанционное обучение обеспечит высокий уровень знаний и тем самым займет выгодную позицию на рынке образовательных услуг.

4. Дистанционное обучение способно стать эффективным средством обеспечения опережающего профессионального образования, являющегося по своей природе инновационным, придать стимул развитию региона и формировать его интеллектуальный потенциал.

5. Односторонние усилия участников образовательного процесса — государства, вуза, работодателей и обучающихся — по повышению качества и социальной доступности образования не способны обеспечить желаемого результата. В современных условиях необходим синергетический эффект от взаимодействия участников образовательного процесса, на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Создание такого механизма взаимодействия отодвинет на второй план вопрос о преимуществах и недостатках новых и традиционных образовательных технологий. На первом план будет вопрос об интеграции возможностей всех образовательных технологий.

6. В условиях реформы высшей школы особое значение приобретает государственное регулирование образовательного процесса, направленное на повышение качества и расширения социальной доступности дистанционного образования в вузах. Предметом этого регулирования должны стать: отдельное бюджетное финансирование дистанционного образования для инвалидовльготы при платном обучении для жителей отдаленных населенных пунктовобучение с использованием ДОТ безработных за счет служб занятостисоздание сети пунктов коллективного доступа к образовательным ресурсам вузов в каждом городе и районном центре.

Теоретическая значимость исследования. Изучение социальных аспектов внедрения дистанционного образования позволяет определить основные тенденции развития современной высшей школы в регионе, возможности инновационного развития вузов и региона.

Практическая значимость исследования. Полученные в результате научного исследования выводы и методические рекомендации могут быть использованы при разработке и внедрении дистанционного образования в вузах региона, при разработке и реализации социально-ориентированных региональных программ по снижению уровня безработицы и регулированию рынка труда, по поддержке малого и среднего предпринимательства, молодежи, женщин, инвалидов, по развитию сел и малых городов.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и выводы диссертации были изложены на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: на III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва, 2008), на ежегодных международных конференциях «Информационные технологии в образовании» (Москва, 2000 — 2006), на VI международной научно-технической конференции «Инновации и перспективы сервиса» (Уфа, 2009), на ежегодных всероссийских научно-методических конференциях «Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития» (Уфа, 2006, 2007, 2009), на всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономический и духовно-культурный потенциал малых городов» (Бирск, 2008), на региональной научно-практической конференции «Развитие предпринимательства в малых городах и поселениях» (Бирск, 2006), на межвузовской научно-методической конференции «Концепции и технологии дистанционного обучения» (Уфа, 1999) и др.

По теме диссертации опубликованы 18 статей общим объемом 5,8 печ. л., в том числе — одна статья в журнале ВАК РФ для издания результатов кандидатских диссертационных исследований по социологии (Вестник Башкирского государственного университета. — 2009. — Т. 14, № 3.).

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса, ГОУ ВПО Уфимский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М. И. Шолохова и ГОУ СПО Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники. Автор принимал участие во внедрении дистанционного обучения в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) ВПО Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по 3 главе.

Сегодня актуальной задачей становится не столько пропаганда дистанционного образования, сколько устранение негативных факторов, сопутствующих этому типу образования. Наш анализ дистанционных образовательных услуг в вузах позволяет выделить две основные взаимосвязанные социальные проблемы — повышение качества и обеспечение социальной доступности этих услуг. Решение одной из них предполагает решение и второй проблемы. Повышение качества дистанционного образования позволит устранить дискредитирующие факторы, среди которых на первом месте находится «легкодоступность» высшего образования — возможность при помощи дистанционных образовательных услуг за относительно умеренную плату получить диплом о высшем образовании, не прилагая при этом особых интеллектуальных усилий. В отличие от «легкодоступности», социальная доступность предполагает выравнивание социальных шансов получения высшего образования соответствующего качества.

Однако качественное образование всегда было и останется объектом социальной конкуренции, поскольку именно такое образование, наряду с другими факторами, предоставляет хорошие первоначальные возможности для индивидов. Всегда будет острая не только интеллектуальная, но и социальная конкуренция за места в престижных вузах на престижные специальности и направления подготовки. С точки зрения социологии важно изучение заинтересованности основных участников образовательного процесса — вузов, студентов, абитуриентов и их родителей, работодателей, государственных органов — в повышении качества образования. Наиболее заинтересованными в повышении качества образования участниками образовательного процесса должны быть сами студенты и абитуриенты, но не все студенты заинтересованы в этом, поскольку трудоустройство в нашем обществе во многом зависит от социальных связей.

Высокий процент родителей, ориентирующихся на высшее образование для детей, ставит под вопрос благополучность кампании по возрождению начального и среднего профессионального образования, призванных обеспечить экономику квалифицированными рабочими и младшим техническим персоналом.

Исследования, в целях прогноза развития высшего образования показывают, что самым важным при выборе образовательной стратегии родителей является профессия. Второе и третье места делят ответы «доступность поступления» и «репутация вуза», и уже за ними следует вариант ответа «размер оплаты обучения». Выбор профессии абитуриентами и их родителями связан не только с ожидаемым уровнем качества образования, но и ее престижностью, востребованностью на рынке труда. Только Государственный контроль за качеством образования не сможет решить все проблемы. Учебные заведения должны разрабатывать и реализовывать направления своего развития до появления спроса на них со стороны рынка труда и, тем более, рынка абитуриентов. Это означает, что необходимо ориентироваться на приоритеты потребителей образовательных услуг, которые прогнозируются через несколько лет.

Основным социальным механизмом повышения качества дистанционных образовательных услуг является интеграция заинтересованных участников образовательного процесса. Такая интеграция возможна только тогда, когда станет очевидным извлечение не односторонней, а взаимной выгоды — и вузов, и потребителей услуг, и работодателей, и государства. Для этого необходимы устойчивые коммуникации между участниками образовательного процесса. Готовых предложений повышения качества дистанционного образования не существует, поскольку это многогранная проблема, требующая постоянного решения.

Доступность высшего образования зависит от ассортимента образовательных услуг, предлагаемых вузами. Поэтому в государственной поддержке нуждается дистанционное образование по тем специальностям и направлениям подготовки, которые не являются сегодня престижными в глазах абитуриентов и их родителей, но необходимы для инновационного развития экономики.

Необходима целенаправленная работа по формированию положительного имиджа вузов, обеспечивающих качественное дистанционное образование и вносящих заметный вклад в инновационное развитие страны, в расширение доступа к образованию талантливых детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов, городов и сел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В начале нашего исследования мы ставили перед собой цель — проанализировать сложившуюся практику использования дистанционных образовательных технологий вузами региона, определение на этой основе социальных проблем внедрения дистанционных технологий в современное образовательное пространство и путей их решения.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Дистанционное обучение является новой технологией организации образовательного процесса, которое основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия обучающих и обучаемых (преподавателей и студентов) с помощью информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым объемом учебного материала.

Современные дистанционные образовательные технологии открывают реальные перспективы для повышения качества знаний и оперативности образовательного процесса, для решения различных социальных проблем, связанных с функционированием института образования. Дистанционные образовательные услуги способны удовлетворить потребности в образовании, наращивать человеческий потенциал представителей всех социальных групп и слоев. Но особую значимость они приобретают для жителей удаленных от вузовских центров населенных пунктов, тех, кто в силу различных обстоятельств не может получить образование по традиционной технологии.

Развитие и интенсивное использование новых информационных технологий не является самоцелью, а лишь средством удовлетворения потребностей населения в новых формах и содержании образования.

Развитие региональной образовательной системы должно происходить с учетом местных социально-экономических условий, на основе государственных требований, национальной доктрины и стратегии развития образования.

Социальная проблема доступности образовательных услуг некоторым социальным категориям граждан сопряжена и с уровнем их жизни. Уровень компьютеризации населения разных районов РБ существенно различается. В этих условиях необходимы пункты коллективного пользования компьютерами и Интернет-услугами на базе местных библиотек, учебных заведений и др.

Развитие сегмента сети Интернет в регионе нуждается в подготовке большого количества педагогов, способных в полной мере использовать ее потенциал. Проведение широкомасштабного обучения преподавателей образовательных заведений является первоочередным заданием для распространения новых технологий.

Необходимо развивать в дальнейшем соответствующую профессиональную переподготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров, так как это один из самых эффективных способов масштабно решить задачу подготовки кадров для инновационной деятельности в регионе, а значит, повышения качества и доступности образования.

Широкое внедрение дистанционного образования в регионе повысит конкурентоспособность ДОУ и, тем самым, существенно повлияет на ценовую конъюнктуру рынка образовательных услуг. Конкуренцию этим услугам может составить широкое внедрение дистанционного обучения, цены на которое будут существенно ниже цен на услуги традиционного обучения.

Полученные результаты:

1. Определены теоретико-методологические подходы исследования дистанционных образовательных услуг в условиях высшей школы. Системный подход дал возможность рассмотреть дистанционное обучение как некую целостность в многообразии его внутренних и внешних связейсоциокультурный подход позволил раскрыть структуру дистанционного обучения, выявив основные элементы, образующие его и обусловливающие выполнение социальных функцийсравнительно-исторический подход способствовал анализу дистанционного обучения как исторически и динамически развивающегося явления и одновременно процессакомплексный подход позволил изучить дистанционное обучение, как процесс с разных сторон и выявить факторы, обуславливающие качество и доступность дистанционного образования.

2. Определено место, особенность н роль дистанционного обучения в системе образования регионадистанционное обучение является новой технологией в системе образования, которая основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия обучающих и обучаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих обучаемых необходимым объемом изучаемого учебного материала. Суть обучения состоит в том, что оно подразумевает двусторонний процесс, т. е. оказание образовательных услуг невозможно без личного вовлечения обучаемого и его заинтересованности.

3. Исследованы факторы отношения населения к дистанционным образовательным услугам. По результатам опросов описано состояние образовательных потребностей различных социальных групп и категорий населения региона. Дистанционное обучение является привлекательным для респондентов преимущественно с точки зрения совмещения работы и учебы (63%), удобность во времени и месте учебы (36%), возможности учиться одновременно в двух вузах (10%) или на двух специальностях (9%). Для 1/3 респондентов (34,5%) дистанционное обучение является привлекательным с точки зрения эффективного использования информационно-коммуникационных технологий. Привлекательность дистанционного обучения обусловлена не только проблемами предоставления работодателями оплачиваемого отпуска на сессию. Хотя 39% респондентов не склонны к такой точке зрения. 21% респондентов считают, что как традиционное, так и дистанционное обучение одинаково востребованы рынком труда. То, что дистанционное обучение является более привлекательным с точки зрения оптимального использования времени, более широкого географического охвата образовательными услугами, условий, предоставляемых для лиц с ограниченными физическими возможностями, более полного доступа к информационным ресурсам, является по существу бесспорным. Однако дискуссионным является вопрос о качестве дистанционных образовательных услуг.

4. Изучен потенциал дистанционных образовательных услуг в подготовке кадров для инновационного развития региона. В Республике Башкортостан был принят закон об инновационной деятельности. Основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии или специальности. Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда республики и осуществляется с учетом анализа и прогнозов социально-экономического развития республики. Оно может также проводиться под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями.

Ситуация с дистанционными образовательными услугами вузов является весьма противоречивой и неоднозначной. Дистанционное обучение потенциально может обеспечить высокий уровень качества знаний, особенно в тех случаях, когда оно сочетается с традиционными технологиями. Оно приобретает особую значимость для развития человеческого потенциала отдаленных от вузовских центров регионов и районов, для формирования человеческого капитала тех, кто в силу различных причин не может в полной мере воспользоваться традиционными образовательными услугами вузов. Дистанционное обучение может быстрее реагировать на новые требования рынка труда, быть более восприимчивым для трансляции новых знаний. В силу большего географического охвата и более низкой себестоимости дистанционные образовательные услуги могут быть социально доступными.

5. Определены социальные механизмы обеспечения качества дистанционных образовательных услуг вузов. Качество образования, обеспечиваемое с помощью дистанционных технологий, должно быть и доступным. При этом необходимо регулировать рыночные механизмы образовательных услуг, действующих по принципу соответствия цены и качества (более высокая цена образовательных услуг более высокого уровня качества и более низкая цена для низкого уровня качества). При свободном рыночном регулировании цен на дистанционные образовательные услуги для малообеспеченных слоев населения будут предложены услуги низкого качества, тем самым будет ограничен доступ к качественному образованию. Анализ дистанционных образовательных услуг в вузах позволяет выделить две основные взаимосвязанные социальные проблемы — повышение качества и обеспечение социальной доступности этих услуг. Решение одной из них предполагает решение и второй проблемы.

Повышение качества дистанционного образования позволит устранить дискредитирующие факторы, среди которых на первом месте находится «легкодоступность» высшего образования — возможность при помощи дистанционных образовательных услуг за относительно умеренную плату получить диплом о высшем образовании, не прилагая при этом особых интеллектуальных усилий. В отличие от «легкодоступности» высшего образования, социальная доступность предполагает выравнивание социальных условий получения высшего образования соответствующего качества.

Одним из основных путей решения проблемы качества дистанционного образования является интеграция усилий всех заинтересованных сторон (производителей услуг и их потребителей). Это возможно на основе широкого общественного диалога. Необходимо публичное обсуждение проблем дистанционного образования не только на страницах научных журналов, на научных мероприятиях, но и в средствах массовой информации.

Поскольку качество высшего образования зависит во многом не только от стараний обучающихся, но и от вуза, от формы обучения, от факультета и конкретной кафедры, то даже одинаковая стоимость образовательных услуг предполагает разный уровень инвестиций в человеческий капитал.

Пока в обществе будет сохраняться спрос на некачественные образовательные услуги, а качество образования не станет главным критерием успешного трудоустройства и профессионального роста специалиста, усилия, предпринимаемые в одностороннем порядке участниками образовательного процесса, не дадут должного эффекта.

6. Выявлены возмоэ/сности расширения социальной доступности дистанционных образовательных услуг. Односторонние усилия участников образовательного процесса — государства, вуза, работодателей или обучающихся не способны обеспечить желаемого результата. В современных условиях необходим синергетический эффект от взаимодействия участников образовательного процесса, основанного на извлечении взаимной выгоды путем формирования каналов взаимопонимания, доверия и сотрудничества между ними. Создание механизма такого взаимодействия отодвинет на второй план вопрос о преимуществах и недостатках новых и традиционных образовательных технологий и выдвинет на первый план вопрос об интеграции возможностей всех образовательных технологий.

В Республике Башкортостан необходимо развивать и техническую площадку дистанционного образования. В ближайшее время необходимо создание такого рынка ДОУ в регионе, который был бы способен соответствовать запросам различных групп и слоям населения (с различными доходами и образом жизни). Это значит, что необходимо развивать принципиально новый вид образовательных услуг — предоставление учебных мест для отдельных индивидов в любое время, по месту пребывания, в необходимом для конкретного индивида объеме, создавая при этом предпосылки для развития профессиональной карьеры на рабочих местах.

В ряде районов республики нет ни одного филиала вузов. Создание таких филиалов, при существующих требованиях к материально-техническому, учебно-методическому, кадровому и информационному обеспечению учебного процесса в таких районах невозможно. Поэтому вполне целесообразно развитие сети региональных пунктов дистанционного обучения под юрисдикцией муниципальных органов власти, их соответствующее техническое обеспечение, особенно для северных, северо-восточных, зауральских районов республики. Благодаря таким пунктам жители могут сэкономить деньги на услуги провайдеров. Такие пункты будут соединять в себе функции электронной библиотеки и учебно-консультационного центра.

Даны прогнозные оценки тенденций развития образовательных потребностей различных социальных групп региона, изменения структуры спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования, роста оснащенности городского и сельского населения персональными компьютерами, доступности Интернет для всего населения региона.

Значимость работы.

Изучение спроса на дистанционные образовательные услуги позволило получить полную систематизированную информацию о фактическом состоянии образовательных потребностей различных социальных слоев Республики Башкортостан, об уровне заинтересованности населения в реализации свойств дистанционного образования в системе образования региона, о готовности различных социальных групп региона к ДО. Полученные данные необходимы для принятия стратегических решений по вопросам развития качественных дистанционных образовательных услуг в регионе, доступности для широких слоев населения.

Внедрение ДО в условиях информатизации общества позволит решить множество проблем, связанных с осуществлением образования или самообразования различных социальных категорий граждан, а использование возможностей сети Интернет открывает новые перспективы совершенствования образовательной системы региона.

Таким образом, можно говорить о том, что сегодня на республиканском уровне реализуются государственные программы создания единой системы дистанционного обучения. Внедрение в учебный процесс новых обучающих технологий позволяет решать принципиально новые задачи и способствует обеспечению широкого доступа населения республики к качественному образованию.

Система ДО в Республике Башкортостан в состоянии способствовать решению многих актуальных проблем социально-экономического развития реального сектора экономики региона. Однако для этого необходимо создать благоприятные условия, обеспечивающие укрепление и развитие перспективных форм подготовки и переподготовки специалистов, а также повышения качества их профессионального уровня.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия рассматриваемой проблемы. Технологии дистанционного обучения являются не самоцелью, они рассматриваются в качестве сильного и продуктивного средства решения социальных проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской федерации Текст.: [принят Гос. Думой ФС РФ 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 4.4]: офиц. текст по состоянию на 08 нояб. 2008 г. [Электронный ресурс] / Сайт СПС «Гарант» http:// www.garant.ru.
  2. Российская Федерация. Законы. Об участии в международном информационном обмене: федер. закон.: [от 04.07.96 № 85-ФЗ (с изменениями на 30 июня 2003 года) ]: [Электронный ресурс] / Федеральный портал «РОСПАТЕНТ». http://www.fips.ru/npdoc/law/INFO.HTM.
  3. Российская Федерация. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства.: [от 04 сентяб. 2000 г. № 751]: [Электронный ресурс] / Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru.
  4. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Инструктивное письмо «О дистанционном обучении в среднем и высшем профессиональном образовании» Текст. от 03 июля 1998 г. № 41 / Бюллетень Минобразования РФ. 1998. — № 9. — С. 20.
  5. , С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С. В. Агапонов и др. // Серия «Мастер решений». СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 336 с.
  6. , С.В. Выбор платформы для дистанционного обучения: проблемы и решения Текст. / С. В. Агапонов // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. — № 1. — С. 48−54.
  7. , Н.А. Высшее техническое образование в условиях НТР: материалы о Школе Текст. / Н. А. Аитов, Т. Н. Александров, P.P. Мавлютов // М.: Высшая школа. — 1983. — 256 с.
  8. , Н.А. Социология образования Текст.: Учеб. пособие / Н. А. Аитов //-Алматы, 2000.- 160с.
  9. , Н.А. Социальные аспекты получения образования в СССР Текст. / Н. А. Аитов // Социальные исследования. Вып. 2. — М.: Наука. — 1968. С.187−196.
  10. , Н.В. Некоторые теоретические подходы к исследованию образования Текст. / Н. В. Аластыров // Герценовские чтения 2001: Актуальные проблемы политологии, права и социологии. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 26−29.
  11. , И.Ю. Поведение потребителей Текст. / И. Ю. Алехина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 726 с.
  12. , И.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева и [др.]- Под ред. З. И. Васильевой. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  13. , A.A. Введение в дистанционное обучение Электронный ресурс. / A.A. Андреев // Дистанционное образование: Материалы IV Международ, конф. по дистанционному образованию. 8−13 нояб. 2004 г. Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/broshur/broshur.htm.
  14. , A.A. Интернет в системе непрерывного образования Текст. / A.A. Андреев // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 12. -С.5−7.
  15. , A.A. Дидактические основы дистанционного обучения Текст. / A.A. Андреев. М., 1999. — С. 13−14.
  16. , A.A. К вопросу об определении понятия «Дистанционное обучение» Текст. / A.A. Андреев // Открытое образование. 1998. -№ 4.
  17. , A.A. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация Текст. / A.A. Андреев, В. И. Солдаткин. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.- 196 с.
  18. , A.A. Основы открытого образования Текст. / A.A. Андреев и [др.]- Отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002. — Т. 1. — 676 с.
  19. , И.И. Толкот Парсонс основатель функционализма, создатель теории социальной системы Текст. / И. И. Антонович // Современная американская социология- Под. ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 63−77.
  20. , В.Н. Развитие российского общества: социальные законы и социальная модернизация Текст. / В. Н. Антошкин. Уфа: БГПУ, 2007. 152с.
  21. , В.Н. Информационно-коммуникативные технологии управления Текст. / В. Н. Антошкин, Г. Г. Муфтиев- Рос. гос. торгово-экон. ун-т.-М., 2004.-153 с.
  22. , В.Н. Социальное единство и совместимость в сфереобразования Текст. / В. Н. Антошкин. Уфа, 1997. 142 с.
  23. , А. П. Иванова Н.Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан Текст. / А. П. Баранов, Н. Г. Иванова // Социологические исследования. — 2003. № 6. С.72−78.
  24. , П.И. Роль дистанционного обучения в создании образовательного пространства Текст. / П. И. Барахсанова, A.C. Маркова, A.A. Григорьева // Информатика и образование. 2000. — № 9. — С.38−39.
  25. Г. Человеческий капитал (главы из книги. Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал) / США: экономика, политика, идеология. 1993.-№ 2−3.
  26. , Е. Ю. Образование как сфера общения Текст. / Е. Ю. Бикметов. Уфа: Изд-во БАГСУ, 1998. — 108 с.
  27. , Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления Текст. / Е. Ю. Бикметов. -М.:РАГС, 2003.-101 с.
  28. , И.Х. Дистанционное обучение Текст.: Учеб. пособие / И. Х. Бикмухаметов. Уфа: Уфимская гос. академия экономики и сервиса, 2006. — 136 с.
  29. , Д.Ю. Основные факторы при определении степени удовлетворенности студентов курсами дистанционного обучения на базе Интернета Текст. / Д. Ю. Боллиджер // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 10. — С. 7−8.
  30. , О.В. Использование учебных телеконференций в обучении студентов Текст. / О. В. Бурносова // Дистанционное образование. 2000. -№ 6. — С. 45−49.
  31. , Ф.Б. Образование и человеческий потенциал Текст. / Ф. Б. Бурханова, Э. В. Леготин и [др.] // Доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан за 2008 год. С.173−179.
  32. , Н.Д. Развитие информационных технологий в образовании Текст. / Н. Д. Быковицкая // Дистанционное и виртуальное обучение. 2000. — № 9. — С. 11−13.
  33. , Я.А. Развитие образовательных телекоммуникаций в России / Я. А. Ваграменко, С. Д. Каракозов // Социально-экономические проблемы образования в Западносибирском регионе России: Междунар. конф. по программе ЮНЕСКО. Барнаул, 1995.
  34. , Т.А. Западные технологии профессионального обучения безработных граждан на российском рынке образовательных услуг Текст. / Т. А. Василькова // Профессиональное образование. 1996. -№ 4156. С. 6.
  35. М. Избранные произведения: Пер с нем. / М. Вебер. М.: Прогресс, -1990.-С. 736−770.
  36. , В.В. Мониторинг спроса на образовательные услуги в системе открытого образования Текст. / В. В. Вержбицкий, Ю. Ю. Власова // Образование в информационную эпоху: Мат. Междунар. конф., июнь 2001 г. -М.: Изд-во МЭСИ, 2001.-С. 132−135.
  37. , Т. Менеджмент качества О ДО: на пути к созданию системы Текст. / Т. Воронина // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С. 2127.
  38. Воронов, М. В. Дистанционные образовательные технологии и перераспределение функций профессорско-преподавательского состава
  39. Текст. / М. В. Воронов, Г. И. Письменский. // Социология образования. — 2009.-№ 5.-С. 40−49.
  40. , H.A. Схема оплаты труда преподавателя за разработку и внедрение в практику курсов ДО Электронный ресурс. / H.A. Гаврилов. -Пермь, 2003 г.
  41. Режим доступа: ttp://poipkro.pemi.ru/elbib/rabotsotr/statDO/oplata%20kdo.htm.
  42. , В.В. Оценка эффективности системы дистанционного обучения Текст. / В. В. Грачев, A.C. Минзов // Дистанционное образование. 1999. -№ 3.
  43. , М.В. Социально-экономические аспекты применения новых дистанционно-образовательных технологий в высшем образовании России Текст.: Автореферат дис.. канд. экон. наук / М. В. Герасименко. — М&bdquo- 2005.
  44. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  45. Дж.М. Молодежь Башкортостана на рубеже тысячелетий Текст. / Дж.М. Гилязитдинов, К. Ж. Давлетова, Ю. Н. Дорожкин. Уфа: Уфимский Юридический институт МВД РФ, — 2001. — 211 с.
  46. , Е.И. Организация дистанционного обучения в вузе: теория и практика / Е. И. Горбунова, И. Г. Краевский, C.JI. Горбачев- Под ред. проф. Лобачева С. Л. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007.
  47. , В. Цель ДО увеличение интеллектуального капитала Текст. /
  48. B. Голубкин // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 11.1. C.9−11.
  49. Де Пьетро, О. Новейшие технологии для распределения содержания, поиска и обмена информацией в дистанционных обучающих системах Текст. / О. Де Пьеро // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. -№ 9.-С. 11−12.
  50. , И.Ф. Методы социологического исследования Текст. / И. Ф. Девятко. 2-е изд., исп. — М.: Университет, 2002. — 296 с.
  51. , Б.Ю. Системы дистанционного обучения в российском образовательном пространстве Текст. / Б. Ю. Деревяшко // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. — № 5. — С. 52−56.
  52. Дистанционное обучение Текст.: Учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 1998.- 192 с.
  53. , Д.А. Об особенностях и проблемах применения информационных технологий в учебном процессе Текст. / Д. А. Донской // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 12. — С. 14−15.
  54. , М.А. Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России Текст. / М. А. Дугов // Проблемы доступности высшего образования. / Отв. ред. СВ. Шишкин. НИСП. М.: Сигналь, -2003. С. 11−39.
  55. , С.А. Интернет-технологии и дистанционное образование Текст. / С. А. Дятлов, A.B. Толстопятенко // Информационное общество. — 2000. — Вып. 5.-С. 29−37.
  56. Д. Демократия и образование Текст.: пер. с англ. -М.: Педагогика-Пресс,-2000.-384 с.
  57. , Э. Социология образования Текст.: пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Э. Дюргейм- Науч. ред. B.C. Собкин, В .Я. Нечаев. -М.: ИНТОР, 1996. 80 с.
  58. , А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования Текст. / А. П. Егоршин // Дистанционное образование. 1998. -№ 1.-С. 20−23.
  59. , А.П. Емкость рынка и качество дистанционных образовательных услуг Текст. / А. П. Егоршин, В. А. Кручинин // Дистанционное образование. 2000. — № 2.
  60. , А.П. Пути развития дистанционного высшего образования Текст. / А. П. Егоршин, В. А. Кручинин // Научные труды МИМ ЛИНК / Междунар. ин-т менеджмента ЛИНК. 2005. — Вып. 1. — С. 27−40.
  61. , А.П. Перспективы развития образования России в XXI веке Текст. / А. П. Егоршин // Право и образование. — 2000. — № 5. — С. 31−41.
  62. , А.Ж. Дистанционные системы образования / А. Ж. Жафяров. — Новосибирск, 1995. 18 с.
  63. , Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис Текст.: Учеб. пособие / Т. П. Зайченко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 167 с.
  64. , Г. Е. Социология образования Текст.: Учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  65. , Ф. Г. Социальные проблемы образования Текст.: Ф. Г. Зиятдинова. -М.: Рос. гуманит. ун-т, 1999. -282 с.
  66. , Г. JI. Проблемы от века к веку: функциональная неграмотность Текст. / Г. Л. Ильин // Университетская книга. 2000. — № 2. С. 18−25.
  67. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе Текст.: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования / Под общ. ред. A.M. Семибратова. М.: АПК и ПРО, 2004. — 200 с.
  68. , A.B. Организация дистанционного обучения в условиях интеграции вузов Текст. / A.B. Кобзев // Высшее образование сегодня. — 2005. -№ 3.- С. 24−29.
  69. , Е.А. Интернет-технологии Текст. / Е. А. Колганов // Учебное пособие. Уфа, 2007. — С. 136.
  70. , Е.А. Многоцелевые возможности компьютерной сети Интернет Текст. / Е. А. Колганов // Методическое обеспечение учебного процесса: Материалы учеб.-метод. сборов, 16 сентября 1997 г. Уфа, УЮИ МВД РФ, 1997.-С. 61−64.
  71. , Е.А. Современные компьютерные технологии в учебном процессе Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. тр. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. -9 с.
  72. , Е.А. Подготовка учебных материалов для дистанционного обучения Текст. / Е. А. Колганов // Концепции и технологии дистанционного обучения: Материалы межвуз. науч.-метод. конф., 14 апреля 1999 г. Уфа: ВЭГУ, 1999.-С. 22−24.
  73. , Е.А. Компьютерный курс как соединение разнородных современных форм дистанционного обучения Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. тр. Уфа: ВЭГУ, 2002. — 160 с.
  74. , Е.А. Студенту должно быть удобно учиться Электронный ресурс. / Эл. журнал «Вопросы Интернет-образования». — № 8 М., 2002. -Режим доступа: http://rcio.pnzgu.ru/vio/08/cdsite/Articles/artl24.htm
  75. , Е.А. Концептуально-программный подход при реализации современных образовательных технологий в вузе Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. трудов. Уфа: ВЭГУ, 2004.
  76. , Е.А. Особенности подготовки студентов в современных условиях с использованием новых информационных технологий Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. трудов. Уфа: ВЭГУ, 2003.
  77. , Е.А. Реализация новых подходов в обучении Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. трудов, 8 сентября 2005 г. — Уфа: ВЭГУ, 2005. С. 6.
  78. , Е.А. Подготовка кадров для сферы малого предпринимательства Текст. / Е. А. Колганов, И. Х. Бикмухаметов // Развитие предпринимательства в малых городах: Материалы Регион, науч.-практ. конф. Бирск., 2006 г. — Уфа, УГАЭС, 2006. С. 89−94.
  79. , Е.А. Качество дистанционного обучения Текст. / Е. А. Колганов // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской науч.-метод. конф., 11 декабря 2007 г. Уфа: УГАЭС, 2007. — 175 с.
  80. , Е.А. К вопросу об обучении предпринимателей Текст. / Е. А. Колганов // Сб. науч. тр., Бирск, 2008 г. Уфа: УГАЭС, 2008. — С. 50−55.
  81. , Е.А. Дистанционные образовательные услуги: потребности населения Текст. / Е. А. Колганов / Уральские социологи в общероссийском пространстве. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ им. Первого президента России Б. Н. Ельцина, 2008. — С. 87−88.
  82. , Е.А. Мониторинг и прогнозирование спроса на дистанционные образовательные услуги в регионе Текст. / Е. А. Колганов // Вестник БашГУ. 2009. — № 3. — С. 915−917.
  83. , K.K. Информатизация образования: новые приоритеты Текст. / К. К. Колин // Aima mater (Вестник высшей школы) — № 2. — 2002. — С. 16−23.
  84. , Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / Под ред. д.ф.н. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал. УРС, -1999.-320 с.
  85. , Д.Л. Образование и социальная дифференциация Текст. / Д. Л. Константиновский // Социология образования М.: Изд-во СГУ, № 7. — 2009. С. 11−24.
  86. Краткий словарь по социологии Текст. / Авт.-сост. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М., 2001.
  87. , Г. И. Управление вузом. Экономические методы и технологии Текст. / Г. И. Лазарев, Г. И. Мальцева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. -292 с.
  88. , Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли Текст.: Учеб. пособие / Д. И. Латышина. — М.: Гардарики, 2000. 603 с.
  89. , В.И. Дистанционное обучение? Текст. / В. И. Левин // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 12. — С. 28−31.
  90. , М.А. Образование в условиях рынка: концепция учебного заведения Текст. / М. А. Лукашенко. М.: Высш. шк.- КноРус, 2002. — С. 186−187.
  91. , И.М. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии Текст. / И. М. Макаров и [др.]- под общ. ред.
  92. B.Г. Кинелева. -М.: Наука, 1999. 191 с.
  93. , Г. Г. Жизнеспособность системы дистанционного образования в образовательном пространстве вуза Текст. / Г. Г. Михайлов, Е. Ф. Федорова // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2003. — № 5. С. 29−30.
  94. , М.В. Теория и практика ДО Текст.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. В. Моисеева, Е.С. Полат- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. — 416 с.
  95. , Т.С. Средства обучения. Технология создания и использования Текст. / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. М.: УРАО, 1998. — 203 с.
  96. Найму шин, А. И. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства Текст. / Учебное пособие. / А. И. Наймушин, A.A. Наймушин. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. 92 с.
  97. , Н.В. В дистанционном обучении заложен огромный потенциал Текст. / Н. В. Никитин // Высшее образование сегодня. 2005. — № 3.1. C. 18−23.
  98. , B.C. Дистанция и конкуренция (к социологическому анализу дистанционных образовательных технологий) Текст. / B.C. Новиков // Социология образования. М.: Изд-во СГУ, — 2009. — № 11.
  99. , A.B. Классификация информационных систем и их применение в сфере автоматизации дистанционного обучения Текст. / A.B. Носуленко // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2005. — № 2. -С. 32−35.
  100. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. Изд-во: Оникс, 2009. -1360 с.
  101. , Л.Б. Сравнительный анализ затрат на оплату труда преподавателей и сотрудников традиционных и дистанционных вузов Текст. / Л. Б. Осиленкер // Экономика образования. 2005. — № 6. — С. 50−60.
  102. , Г. В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов. 4-е изд., доп. — М.: КомКнига. — 2006. — 480 с.
  103. Основные показатели образования и культуры в Республике Башкортостан: статистический сборник — Уфа: Башкортостан, 2009. 108 с.
  104. , А.П. Цена образования Текст. / А. П. Панкрухин. — Alma Mater. 1997. — № 5. — С. 24−29.
  105. , А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учебное пособие для вузов Текст. / А. Е. Петров, Е. С. Полат, М. В. Моисеева. М.: Академия, 2008. — 400 с.
  106. , Г. И. Дистанционные образовательные технологии и перераспределение функций профессорско-преподавательского состава Текст. / М. В. Воронов, Г. И. Письменский. // Социология образования. -М.: Изд-во СГУ, 2009. № 5. — С. 40−49.
  107. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат и [др.]- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  108. , Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения Текст. / Е. С. Полат // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. — № 10. — С. 43−44.
  109. , Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты Текст. / Е. С. Полат // Информатика и образование. -1996. -№ 3.
  110. , Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2006.
  111. , Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения Электронный ресурс. / Е. С. Полат // Вопросы Интернет-образования. -№ 19.-2002.
  112. Режим доступа: http://vio.fio.ru/viol9/cdsite/Articles/artl21 .htm.
  113. , Е.С. Проблемы организации системы дистанционного обучения в Российской Федерации Электронный ресурс. / Е. С. Полат // Вопросы Интернет образования. май. — 2004. Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio20/cdsite/Articles/artl20.htm.
  114. , Е.С. Дистанционное обучение Текст. / М. В Моисеева и [др.]. — М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  115. , Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2008. 365 с.
  116. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения Текст. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004. — 416 с.
  117. , М. Дистанционное образование в мире и в России Электронный ресурс. / М. Попова // Интерактивная Бизнес Школа. 2004. — Режим доступа: http://www.inter-mba.ru/MBA/at42.html.
  118. Прогноз развития высшего образования в России: 2009−2011 гг. Текст. / Под ред. Т. Л. Клячко М.: МАКС Пресс, 2009. 404 с.
  119. , В.В. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы // В. В. Радаев и др. М.: Макс Пресс, 2008. 112 с.
  120. Рахматуллина, 3. На пути к конкурентоспособному образованию: осн. задачи системы образования в свете реализации Послания Президента Респ.
  121. Башкортостан Текст. / 3. Рахматуллина // Бельские просторы. 2006. — № 7. -С. 155−162.
  122. , И.В. Современные информационные технологии в образовании Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  123. , И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) Текст. / И. В. Роберт М.: ИИО РАО, 2007. — 288 с.
  124. Я.М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? Текст. / Я. М. Рощина // Проблемы доступности высшего образования. Отв. ред. СВ. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: Сигналь, -2003. — С. 107−109.
  125. , М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной роли в России Текст. / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. 1996. -№ 12.-С. 58−70
  126. , К.А. Маркетинг образовательных услуг региона Текст. / К. А. Сагинов // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 5. 126 с.
  127. , В. Дополнительное образование: идеи и решения Текст. /
  128. B. Сенашенко// Высшее образование в России. — № 5. — 2000.
  129. , И.А. Корпоративный e-Learning: сначала оффлайн, затем онлайн Текст. / И. А. Скальский // eLearningWorld. — март-апрель 2004. —1. C.29−33.
  130. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика Текст. / Под ред. С. А. Довгого. -М.: Эко-Трендз, 2003. 320 с.
  131. , Н.Д. Внедрение дистанционного образования в высшей школе Текст. / Н. Д. Сорокина // Социология образования. — М.: Изд-во СГУ 2009. -№ 5.-С. 51−60.
  132. Состояние, потребности и перспективы развития дистанционного образования в России и за рубежом Текст. / Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. М.: Альфа МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2001. — С.5−55.
  133. , В.И. Открытое дистанционное обучение: реализация права на образование Текст. / В. И. Солдаткин // Развитие новых технологий в системе образования РФ: Материалы I Междунар. науч.-практ. конф., 29 января 2003 г. М., 2003.
  134. , В.А. Фрактальный принцип разработки электронных учебных пособий Текст. / В. А. Стародубцев // Открытое образование. -2003. № 5.-С. 48−53.
  135. , Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: Учеб. пособие / Е. Е. Степанова, Н. В. Хмелевская. М.: Форум, 2002.-154 с.
  136. , В.А. ИТ-образование. Концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации Текст. / В. А. Сухомлин. М.: Горячая линия — Телеком, 2005. — 176 с.
  137. , Н. В. Дистанционное обучение — форма или технология? Текст. / Н. В. Сюлькова // Дистанционное и виртуальное обучение. 2005. -№ 8.-С. 52−55.
  138. , И. Содействие развитию открытого образования посредством партнерства в ИКТ-проектах Текст. / И. Тавгень // Информационные ресурсы России. 2005. — № 4. — С. 35−37.
  139. , Е. Электронное обучение в РФ Текст. / Е. Терашатова // Экономика и образование сегодня. 2005. — № 5. — 88 с.
  140. , В.П. Дистанционное образование в России Текст. / В. П. Тихомиров // Дистанционное образование. -1996. — № 1. — С. 3−8.
  141. , В.П. Открытое образование — стратегия XXI века для России Текст. / Под общ. ред. В. М. Филиппова и В. П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.-356 с.
  142. , А.Н. Управление современным образованием — социальные и экономические аспекты Текст. / А. Н. Тихонов и [др.]- Под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Вита-Пресс, 1998. С. 181−182.
  143. , С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии Текст. / С. А. Христочевский // Информатика и образование. -2000.-№ 2.
  144. , А.Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития Текст. / А. Г. Шабанов // Инновации в образовании. М.: Изд-во 2009. — № 10.
  145. , Ф.И. Социология массовой коммуникации Текст. / Учеб. пособие: В 2-х ч. — Х/1 Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков, А. А Родионов. М.: Социальные отношения, 2002. — 262 с.
  146. , Н.М. Технические средства дистанционного обучения Текст. / Н. М. Шахмаев. М.: Знание, 2000. — 276 е.
  147. , С.А. Дистанционная образовательная сеть Текст. / С. А. Щенников // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 8−12.
  148. , С.А. Модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах Текст. /
  149. С.А. Щенников / Система обеспечения качества в дистанционном образовании: сб. тр. науч. конф., МИМ ЛИНК. Вып. 1. М., 2000. — С. 3−7.
  150. , С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс Текст. / С. А. Щенников, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2006. -591 с.
  151. , С.А. Открытое дистанционное образование и современная экономика Текст. / С. А. Щенников // Высшее образование в России. — 2005. № 7. — С. 30−34.
  152. Энциклопедический социологический словарь Текст. / Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Вече, 2005. 940 с.
Заполнить форму текущей работой