Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо»
Значительный вклад в изучение Пещного действа внесли церковные археографы. Они обратились к истокам чина, а также предпринимали попытки описать чин в литургическом контексте. К. Никольский (93), вслед за изложением чинопоследования, приводит параллельное описание чина по Новгородскому Чиновнику и московским Чинам церковным. Наиболее обстоятельное рассмотрение Пещного действа содержится… Читать ещё >
Содержание
- Часть I.
- Гимнография Пещного’действа в рукописных источниках
- ГЛАВА 1. Знаменные рукописи, содержащие росные стихи
- 1. Особенности цикла росных стихов
- Количество стихов и состав цикла
- Самоназвание и местоположение стихов в рукописях
- Особенности первого стиха «На поле молебене.»
- 2. Музыкально-семиографический анализ росных стихов
- Музыкально-семиографический анализ разновидностей первого стиха «На поле молебене.»
- Музыкально-семиографический анализ основных стихов силлабомелизмтической структуры (2−9)
- Музыкально-семиографический анализ дополнительных стихов (За, 8а, 9 а, б, и
- Музыкально-семиографический анализ десятого стиха «Халдеискыме пламенеме.»
- ГЛАВА 2. Рукописи, содержащие демественные песнопения
- Пещного действа
- 1. Обзор рукописей демественной части Пещного действа
- 2. Музыкально-семиографический анализ рукописей основной части Пещного действа
- Часть II.
- Методы реконструкции Пещного действа
- ГЛАВА 3. Воссоздание чинопоследования Пещного действа
- ГЛАВА 4. Принципы реконструкции росных стихов
- 1. Реконструкция мелизматического напева (стих «На поле молебене.»)
- 2. Реконструкция силлабо-мелизматического напева (основные стихи 2−9)
- 3. Реконструкция беспометных стихов (дополнительные стихи)
- 4. Гипотетическая реконструкция (стих «Халдеискыме пламенеме.»)
- ГЛАВА 5. Принципы реконструкции демественных песнопений
- Пещного действа
- 1. Редактирование нотолинейной рукописи
- 2. Реконструкция на основе сопоставления нотолинейного и демественных списков
- 3. Реконструкция демественных фрагментов, не имеющих нотолинейного аналога.'
Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Древнерусская певческая культура привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Каждое новое обращение к традиции, отражённой в рукописяхэто приобщение к воистину неисчерпаемому источнику мудрости и духовной красоты. И чем больше мы изучаем наше церковно-певческое наследие, открывая новые перспективы, тем больше вопросов встаёт перед нами.
В богослужебной традиции Древней Руси существовали особые чины, которые ныне вышли из церковной практики — это были действа Нового летаСтрашного суда, Шествия на осляти и Пещное действо. Пещное действо занимает особое место в культуре Древней Руси, являясь уникальным чином богослужения XVI — 1-й половины XVII столетий. Действо основано на библейской истории, изложенной в третьей главе Книги пророка Даниила. Здесь повествуется о чудесном спасении из горящей печи трёх отроков, вверженных туда по приказанию царя Навуходоносора потому, что они отказались поклониться золотому идолу. Но Бог послал ангела, который угасил пламя в печи, после чего отроки воспели благодарственную песнь Богу. Навуходоносор, поразившись свершившемуся чуду, повелел отрокам выйти из печи. Удостоверившись, что они остались невредимы и даже одежды их не были затронуты огнём, царь прославил истинного Бога.
При первом рассмотрении чин Пещного действа поражает своеобразием и яркостью, он предстаёт как таинственная частичка русской старины. Описание чина как своеобразного явления русского богослужения было издано Н. Новиковым в серии «Российская вивлиофика» в 1774 году {94). Помещённый там текст представляет собой описание Действа из Новгородского Софийского Чиновника.
Древнерусский чин Пещного действа уже более чем столетие настойчиво привлекает к себе внимание музыкантов-исполнителей, композиторов, художников: это и картина Н. Рериха «Пещное действо» (1905 г.), и произведение А. Кастальского (Пещное действо. Для хора и баса соло. Старинный церковный обряд", 1909 г.), и своеобразное претворение Действа в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный» (4.2. 1958 г.). К Действу обращаются также исследователи в различных областях знаний: литургики и церковные археологи, историки русской литературы и театра, и, конечно же, древнерусской музыки.
В конце XIX столетия чин Пещного действа хорошо известен специалистам по русской литературе и театру, истории, литургике и церковной археологии. Во многие исторические труды включён краткий обзор чина, где приводятся диалоги, описываются драматические события и указывается на наличие «священных песней» и «статей», которые поют отроки или дьяки. При таком подходе на первом плане оказывался драматический компонент чина, что давало повод рассматривать Действо как начало русского театра. В таком ключе интерпретировали Действо филологи А. Веселовский {19), П. Морозов (88), П. Пекарский (99).
Значительный вклад в изучение Пещного действа внесли церковные археографы. Они обратились к истокам чина, а также предпринимали попытки описать чин в литургическом контексте. К. Никольский (93), вслед за изложением чинопоследования, приводит параллельное описание чина по Новгородскому Чиновнику и московским Чинам церковным. Наиболее обстоятельное рассмотрение Пещного действа содержится в историческом очерке А. Дмитриевского (30), который рассматривает Действо на фоне взаимодействия Византии и Руси, а также смены Студийского устава на Иерусалимский, более строгий. Историографами также проводят изыскания свидетельств о времени и географии бытования Действа по расходным книгам. Историки привлекают ещё один исторический документ — свидетельство Игнатия Смольнянина, посетившего Византию на рубеже XVI—XV вв.еков, которому чин «о трёх отроках в печи» уже был известен. Поэтому А. Дмитриевский высказывает предположение о существовании Действа на Руси в конце XIV века.
В работах К. Никольского и А. Дмитриевского на основе Чиновников изложен порядок Действа. Чиновники, в силу своего предназначения, не полностью и не равномерно отражают различные аспекты Пещного действа. В.
Новгородском Чиновнике наиболее подробно изложена драматическая часть, а также указаны основные моменты богослужебного последования. В печатной книге Чины церковные описание сосредотачено на богослужебной части. Как мы видим, источниковедческая база исследований Действа представлена в основном Чиновниками и расходными книгами, поэтому певческая часть обозначена не настолько, чтобы составить представление о её значимости, масштабах и драматургических особенностях. Наиболее полное впечатление о гимнографии Действа можно составить только по певческим рукописям, которые также являются важным историческим свидетельством проведения Действа.
В музыкально-исторических исследованиях Пещное действо также рассматривалось с точки зрения чинопоследования (В. Металлов (82), Н. Финдейзен (140), Ю. Келдыш (53), М. Велимирович (155)). Это связано с тем, что о гимнографии Пещного действа известно немного. Весьма показательны следующие мнения: полного певческого чина Пещного действа не сохранилось ни в крюках, ни в нотах (В. Металлов), полной партитуры, содержащей все песнопения Действа, по-видимому, не существовало (Ю. Келдыш), музыкальное содержание Пещного действа представляет загадку (С. Кравченко). Исследование собственно песнопений Действа ограничивается статьями В. Металлова и С. Кравченко. В первую очередь, внимание обращается на цикл росных стихов1, демественные песнопения чина практически не рассматривались.
В музыкальной археологии упоминания о Пещном действе мы встречаем у В. Металлова (85). Он указывает на три рукописи, содержащие росные стихи: ф. 304№№ 410, 414 (РГБ) и Чуд. 60 (ГИМ). Про первую рукопись он сообщает, что в ней 8 стихов (первый, не котированный, он не считает), также исследователь указывает инципиты 15 стихов2, содержащихся во второй рукописи. Металлов.
1 Росными стихами или росниками называется цикл песнопений, записанных знаменной нотацией и исполнявшийся священниками в начале чина Пещного действа. Название происходит от слова «роса» и связано с содержанием текста (ангел сошёл в печь и оросил пламень). Росные стихи могут содержаться в Ирмологии, подавляющее большинство списков записаны беспометной нотацией.
2 Далее в тексте мы обнаруживаем неточность. После перечисления инципитов 15 стихов, автор дважды говорит о 14 стихах, хотя их на самом деле 15, как он и указал ранее. упоминает о песнопении «На реках Вавилонских», которое содержится в рукописи № 414 и поётся «красным пением» по статьям.
Наряду с подробным описанием византийских рукописей, содержащих чин «ауюсу фоируоа» («святая печь»), он также обращается к проблеме влияния европейских мистерий на русское Действо.
Единственная статья, посвященная гимнографии Пещного действа, принадлежит С. Кравченко {65). В ней исследователь вводит в научный оборот 7 новых списков росных стихов и несколько рукописей демественных песнопений, таким образом, выявляется существование двух стилистических пластов гимнографии Действа. Статья содержит ряд наблюдений, касающихся исторического развития росников и краткое музыкально-семиографическое рассмотрение рукописей.
Практическим продолжением исканий С. Кравченко стала расшифровка росных стихов, выполненная А. Кручининой и прозвучавшая в исполнении ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» (2001). При этом демественные рукописи Действа не были использованы.
Мы видим, что Пещное действо вызывает устойчивый интерес в музыковедении, однако обращение к рукописям Действа находится только на начальной стадии. Назрела необходимость в дальнейшем выявлении певческих источников Действа. Особенного внимания требуют демественные рукописи, которые нуждаются в историко-стилевом освещении и разработке специальных методик реконструкции. Возможно также, что изучение певческих сборников позволит уточнить время бытования Пещного действа.
Наблюдается явная диспропорция между известностью Пещного действа как культурного явления и весьма ограниченными данными о его гимнографии, которые не позволяют подробно представить чинопоследование. В музыковедении не существует специального исследования, посвященного гимнографии Пещного действа. Видимо, это объясняется узким кругом источников, а также принадлежностью подавляющего большинства рукописей к беспометному этапу древнерусской нотации. Сложилась ситуация, при которой краткий круг сведений о Действе повторяется в течение более ста лет — такие описания чинопоследования стали хрестоматийными и заняли своё место в учебниках по истории русской музыки и театра, в то время как певческий компонент чина остался практически неизученным.
Этим несоответствием, а также высокими художественными достоинствами музыкального материала и определяется актуальность данного исследования.
Подобное состояние изученности музыкального содержания Пещного действа определило главную цель работы — разностороннее изучение и реконструкция гимнографии Пещного действа в историческом развитии музыкально-стилистических вариантов и в контексте чинопоследования. Поставленная цель определила задачи работы:
1. Выявление и систематизация рукописей, содержащих песнопения Пещного действа.
2. Всестороннее исследование цикла росных стихов, выявление этапов развития и редакций как цикла в целом, так и его частей, в том числе: проведение анализа композиции цикла на основе формульной структуры (попевочной, лицевой, фитной), а также музыкально-семиографического анализа. Изложение исторического развития цикла росных стихов по данным изучения рукописных источников.
3. Рассмотрение демественных списков Пещного действа с точки зрения полноты содержащихся в них певческих версий чина. Текстологический обзор рукописей Действа. Проведение музыкально-семиографического, а также структурного анализа песнопений.
4. Разработка методов реконструкции росных стихов и демественных песнопений Действа.
5. Выявление различных уровней драматургической организации гимнографии Действа: средств реализации музыкальной драматургии во взаимосвязи с литургическим контекстом и драматическим элементом.
6. Проведение сравнительного анализа текстов песнопений из Чиновника и певческих рукописей, а также их сравнение с библейским первоисточником.
7. Воссоздание чинопоследования Пещного действа на основе Чиновников и певческих рукописей. '.
8. Публикация полной версии текста песнопений Пещного действа3.
9- Максимально полная реконструкция певческой составляющей Пещного действа для введения в научный обиход и концертную практику. •.
Объектом исследования являются* росные стихи и демественные песнопенияПещного действа, содержащиеся: в певческих рукописях. .Мы сосредотачиваемся на специфических песнопениях, имеющих место только в этом чине и: составляющих его основу. Песнопениякоторые" сопутствуют чину, включённому в службу Всенощного бдения (такие как «Аллилуйя Радилова», «На реках Вавилонских», «Многолетие»), мы не рассматриваем. Избранный объект изучается, в контексте чинопоследования Пещного? действа, во взаимосвязи с литургической основой? и: драматическим элементом.
Исследование ориентировано на многостороннее рассмотрение гимнографического компонента Пещного действа. Предметом исследования стали тексто-музыкальные особенности гимнографии Пещногодейства в её. историческом развитии. ¦>.
В качестве материала исследования избраны ¦ певческие: рукописи, содержащие песнопения Пещного действа:.
— 26 списков росных стихов, включённые: в наиболее полные Ирмологии и певческие сборники XVI — XVII веков.
— Демественные песнопения Действа, относящиеся к XVI первой четверти XVIII столетий, находящиеся на отдельных листах и в различных певческих сборниках, средикоторых: два. Демественника Государевых певчих дьяков.
В диссертации были использованы и другие книги, имеющие отношение к чину в целом:
3 В нашей работе мы. используем название чина «Пещное действо» в. узком смысле, понимая под ним не всю службу Всенощной и Литургии, а только ту часть, в которой звучат особые песнопения, присущие Действу. .
— Книга пророка Даниила, III глава которой является основой большинства текстов Пещного действа.
— Чиновники, и, в первую очередь, два наиболее полных описания Действа, содержащиеся в рукописном Чиновнике Новгородского Софийского собора (по научному изданию А. Голубцова) и в печатных Чинах церковных (Москва).
— Прологи XV—XVI вв.еков, содержащие поучения в день Пещного действа.
Хронологические рамки материала исследования определяются временем фиксации в певческих рукописях песнопений Пещного действа: начало XVI — первая четверть XVIII века.
В качестве методологической базы исследования используются методы общего и музыкального источниковедения и текстологии. Выработан комплексный подход на основе историко-стилистического, структурно-типологического и музыкально-семиографического анализа. При распределении списков росных стихов по типам цикла использовался метод классификации. Воссоздание чинопоследования основано на комплексной методике с использованием структурного, формульного и сравнительного анализа в контексте изложения чинопоследования.
В результате сложилась следующая структура работы: в первой части, состоящей из двух глав содержится источниковедческое описание рукописей, содержащих росные стихи (1-я глава) и демественные песнопения (2-я глава). Во второй части представлено воссоздание чинопоследования Действа (3-я глава) и описаны методы реконструкции песнопений чина: росных стихов (4-я глава) и демественных песнопений (5-я глава).
Часть I.
Гимнография Пещного действа в рукописных источниках.
Гимнографический материал Пещного действа представляет собой два самостоятельных певческих пласта — знаменные (росные стихи) и демественные песнопения. Каждый из этих пластов имеет свою стилистику, содержится в различных типах певческих сборников и в разное время фиксируется в рукописях. Это и определяет структуру первой части исследования: глава 1 посвящена росным стихам, а глава 2 — демественным песнопениям.
Заключение
.
Певческие рукописи Пещного действа являются важнейшим материалом не только для реконструкции гимнографии, но и для воссоздания чинопоследования.
Был существенно расширен круг гимнографических источников Действа. Впервые представлен полный текст чина, проанализировано происхождение текстов и проведено сравнение версий между собой, а также с текстами, содержащимися в Чиновниках и с библейским первоисточником.
Обращение к певческим рукописям Действа привело к существенному пересмотру мнения об этом чине. Если раньше Действо представлялось небольшой красочной драматической интермедией в службе, то теперь оно предстаёт монументальной (длящейся порядка двух часов), стилистически разнообразной и драматургически развитой певческой композицией.
Певческая сторона Действа вобрала в себя и монодическую культуру столпового роспева, доходя до времени появления степенных помет, и изысканную культуру многоголосного демественного пения. В мелодике песнопений отразилась также и стилистика большого знаменного роспева. Гимнография Действа — это сложное явление, уходящее корнями в устное творчество, имеющее разную степень подробности записи в рукописях и представляющее собой различные хронологические пласты. С течением времени к певческому циклу добавлялись новые песнопения, заново распевались уже существующие. Поэтому в гимнографии Действа находят отражение различное отношение к процессу создания песнопений — от строго канонического роспева в росных стихах до несомненного проявления индивидуального начала в мелизматических демественных песнопениях. В репертуаре демественного многоголосия трудно найти песнопения столь же искусные и развитые, как в этом чине. Как известно, демественное многоголосие не имело широкого распространения и существовало в крупных городах в среде профессиональных певчих. Большая часть демественных рукописей Пещного действа связана с наследием государевых певчих дьяков. Думается, что именно благодаря их творчеству Пещное действо получило музыкальную завершённость.
В исследовании проведён разносторонний анализ песнопений Пещного действа: музыкально-семиографический, на основе которого выявлены наиболее близкие друг другу списки, проведено дифференцированное деление рукописей внутри определённых этапов, структурный анализ, с помощью которого были выявлены принципы организации и особенности строения песнопений Действа. Выяснилось, что певческая часть Действа обладает своими внутренними закономерностями на уровне цикла росников и цикла демественных песнопений.
Расширение источниковедческой базы позволило воссоздать историю развития цикла росных стихов, выявлены этапы его существования, редакции цикла и отдельных стихов. Изменения в цикле росных стихов отражают историю развития чина — его расцвет во второй половине XVI века и ослабление интереса к нему в середине XVII, а также основные тенденции развития древнерусской музыкальной культуры — появление большого знаменного роспева, введение практики помет. Выявление типологических групп росников позволяет уточнить время возникновения рукописи.
Методы музыкально-семиографического и структурного анализа цикла росных стихов (выявление редакций, наиболее близких друг другу списков, проведение дифференцированного деления рукописей внутри определённых этапов) могут быть применены при рассмотрении других знаменных циклов.
Обратившись к певческим рукописям, мы можем наблюдать, как гимнография Пещного действа, созданная разными поколениями роспевщиков, постепенно вырастает в сложную и стройную композицию. Демественная часть Пещного действа — это уникальный пример крупного певческого цикла раннего русского многоголосия, организованного с учётом смены исполнительского состава и фактуры музыкальной ткани. В нём представлены различные композиционные структуры, в одних из которых преобладает свободное развитие, а в других — повторность. Песнопения, возникавшие в одно время, содержат сходные композиционные приёмы, а нередко имеют общие музыкальные фрагменты, что придаёт особую цельность певческой составляющей Действа.
Изучение рукописей Действа позволяет скорректировать временные рамки его существования. В расходных книгах отражены факты совершения Действа между 1548-м и 1645-м годами. Певческие рукописи содержат песнопения Действа с начала XVI века. Поскольку цикл росных стихов с самого начала предстаёт в рукописях в уже сложившейся форме, можно утверждать, что песнопения какое-то время бытовали в устной традиции. Об этом же свидетельствует попытка зафиксировать демественные песнопения в рукописи начала XVI столетия. В свою очередь, несомненное существование устного этапа в гимнографии Действа позволяет сделать вывод о существовании этого чина в богослужебной практике XV столетия. Таким образом, певческие рукописи" отчасти подтверждают версию А. Дмитриевского о бытовании Действа на рубеже XIV—XV вв.еков. Интересно также, что песнопения Пещного действа появляются в рукописях во второй половине XVII и даже в первой четверти XVIII столетий, то есть в то время, когда нет сведений о постановке Действа. Видимо, запись этих песнопений представляется как своеобразная память о ярком чине, как стремление сохранить и передать следующим поколениям песнопения в надежде на их восстановление. Вероятно, эстетическая значимость песнопений, а не практическое применение, вызвала к жизни эти записи.
Проведенная реконструкция чинопоследования Пещного действа и его песнопений может послужить основой для дальнейшей научной работы, педагогической деятельности и концертной практики.
Разработаны методы реконструкции песнопений, относящихся к условно читаемому периоду записи. Подобная методика восстановления предполагает изыскание рукописей и уточнение их датировки, работу с текстовыми версиями и поиск первоисточников текста, создание комплексного описания, содержащего полный текст чина (произносимый и пропеваемый), музыковедческое описание песнопений (структурный анализ, выявление музыкальной драматургии), текстологическую работу с рукописями (семиографический и формульный анализ) и реконструкцию песнопений. Данная методика может применяться при воссоздании сложных разножанровых циклов, других богослужебных чинов и служб. Думается, что методы реконструкции чинопоследования и гимнографии, применённые к Пещному действу, могут быть расширены и на остальные чиныШествия на осляти, Страшного суда, Умовения ног.
Певческие рукописи Действа ставят ряд вопросов, ответы на которые находятся за рамками данной работы. Изучение происхождения и истории рукописей, содержащих росные стихи, позволят рассмотреть региональные особенности цикла росников. Возможно, циклы из 9-и и 15-и стихов существовали параллельно, влияя друг на друга.
Демественные рукописи Действа представляют большой интерес для изучения демественной нотации. Особое употребление степенных помет, встречающееся в песнопениях Действа, не рассматривалось в научной литературе.
В гимнографии Пещного действа, зафиксированной в рукописях в течение более двух столетий, отражается развитие древнерусского церковно-певческого искусства. Этот чин, сформировавшийся на русской почве на пересечении влияний византийского богослужения и европейской литургической драмы, существует в широком культурном контексте и представляет собой яркое и самобытное явление русской культуры.
Список литературы
- РГБ ф.87 № 37, ирм., XII-XIII
- РГБ ф.304 № 410, сб. певч., 89−90 об., нач. XVI (1511−1521)
- РГБ ф.304 № 412 сб. певч., 419−422, нач. XVI
- ГИМ Усп.55, сб. певч., 372−373об., нач. XVI
- РГБ ф. 304 № 416 сб. певч., 408−408 об, 410об.-412, XVI
- РГБ ф. 304 № 417 сб. певч., 420об.-422, XVI
- РГБ 113 № 255, сб. певч., 85−86 об., I пол. XVI
- ГИМ Епарх. 171, сб. певч., 337об.-339об., XVI (20−30 гг.)
- ГИМ Епарх.207, сб. певч., 123−126, 1четв. XVI
- РНБ КБ681/938, сб. певч., 112−113, кон. XVI-нач. XVII
- ГИМ Чудовск.60, сб. певч., 38−38об., сер. XVI
- РНБ Соф. 184, сб. певч., 168−169об, XVI
- РНБ КБ652/909, сб. певч., 238об.-240об., сер. XVI (1558)
- ГИМ Син.певч. 1162, сб. певч., 101−104, XVI
- РГБ ф.304 № 414, сб. певч., 77−80, 2-я пол. XVI (до 1563)
- РГБ ф. 304 № 415, сб. певч., 65−67, XVI (1574 (76)
- РНБ QI 898, сб. певч., 67−69, XVI (1573)
- РНБ КБ586/843, сб. певч., 38об.-39об., к. XVI-h.XVII
- ГИМ Единоверч. 37, сб. певч., 1−9, 2-я пол. XVI (70-е)
- РНБ Пог.380, сб. певч., 69−70об., нач. XVII (1602)
- РНБ Сол.277/296, сб. певч., 228−234, до сер. XVII
- ГИМ СП 970, сб. певч., 126об.- 130об, 1580
- МДАиС 231 874, сб. певч., 138−241об., XVII
- ГИМ Син.певч. 99, сб. певч., 522об.-524, XVII (1613−45)
- РГАДА ф.188 № 1659, записи разл. песноп., 1−6об., 2-я четв. XVII
- БАН Тек.пост.280, сб. певч., 392об.-394об., XVII (1640-е)
- РНБ КБ638/895, сб. певч., 227об.-230, 2-я пол. XVII1. Демественные песнопения:
- ГИМ Усп.55, 394−397об., нач. XVI
- РГБ ф. 304 № 720, (1469 г., лл. 149−150) РГБ ф. 304 № 721 (1528 г., лл. 169−170) РГБ ф.37 № 193 (XVI в, лл.73−77 об.) Чиновники:
- Чиновник Новгородского Софийского собора, 1-я четв. XVII.
- Чины церковные. Москва, ок. 1630.
- Андреев M.JI. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (Х-ХШвв.) М., 1989. 212 е., 21 ил.
- Артамонова Ю.В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI—XVIII вв.еков. Автореф. дисс.. канд. иск. М., 1998. 21с.
- Бегунова (Пожидаева) Г. А. О терминологии демественного пения // Традиции русской музыки XVII—XIX вв.еков. / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 38. М., 1978. С. 38−46.
- Безуглова И.Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве распевщиков XVII века (Опекаловский роспев). Автореф. дисс. канд. иск. Л., 1982. 18 с.
- Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой панихиды. Вып. 1. М., 2005. 80 с.
- Богомолова М.В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой панихиды. Вып. 2. М., 2005. 304 с.
- Богомолова М.В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1983. 18 с.
- Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 304 с.
- Ю.Бражников М. В. Многоголосие знаменных партитур (частичнаяпубликация, подготовлена А. Н. Кручининой, А.С. Белоненко) // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С.7−61.
- Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII—XVIII вв.. Л.-М., 1949. С. 70−81.
- Бражников М.В. Русская певческая палеография. СПб., 2002. 296 е., 32 ил.
- Бражников М.В. Русские певческие рукописи и русская палеография // ТОДРЛ. Т.7. Л, 1949. С. 129−454.
- Н.Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. 120с.
- Вагнер Г. К. Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. 255 с.
- Василик М.В. О специфике ладообразования в песнопениях знаменного роспева // Певческое наследие Древней Руси (История, теория, эстетика) СПб., 2002. С. 164−184.
- Вернадский Г. В. Русская история. Учебник. М., 2001. 544 с.
- Веселовский А.Н. Старинный театр в Европе. Исторические очерки, М., 1870. 410 с.
- Владышевская Т.Ф. Музыкальная эстетика Древней Руси // Musica antiqua VII. Bydgoszcz, 1988. Vol. 1. ActaMusicol. С. 1047−1060.
- Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. В 2-х тт. Сергиев посад, 1998. 592 и 638 с.
- Голубинский Е.Е. История русской церкви Т. I (2 половина, гл. V богослужение, отдел второй, самое богослужение). М., 1881. 445 с.
- Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. 293с.
- Голубцов А.П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. LIV, 312.
- Григорьев Е.А. Пособие по изучению церковного знаменного пения. Рига, 1992. 143 с.
- Григорьев Е.А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001.318 с.
- Гусейнова З.М. «Путные тайны» Азбуки Христофора // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Л., 1990. С. 51−71.
- Гусейнова З.М. Извещение Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995. 217с.
- Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, Т. 1. Ч. 1. Типика. Киев, 1895. 912 с.
- Дмитриевский А.А. Чин Пещного действа. Историко-археологический этюд // отдельный оттиск из журнала «Византийский временник», т.1, Вып. 3 и 4. СПб., 1895.48 с.
- Дробленкова Н.Ф. Сказание о Вавилоне Минейной редакции и «опыт свода» А.Н. Веселовского // ТОДРЛ. Т. 49. 1996. С. 261−269.
- Ефимова И.В. Источниковедение древнерусского церковно-певческого искусства, Красноярск 2000, 142с.
- Ефимова И.В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII начала XVIII века: Автореф. дисс.. канд. иск. Л., 1984. 24 с.
- Ефимова И.В. Русское строчное многоголосие второй половины XVII — начала XVIII века. (К проблеме дешифровки) // Русская хоровая музыка XVI—XVIII вв.еков / ГМПИ им. Гнесиных Вып. 83. М., 1986. С. 82−99.
- Забелин И.Е. Домашний быт русский царей в XVI-XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М., 1990. 415 с.
- Зб.Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. I. М., 1884. С. 53−60.37.3аболотная Н.В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI—XIV вв.еков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001. 252 с.
- Захарьина Н.Б. Русские певческие книги: Типология, пути эволюции. Дисс.. док. иск. М., 2007. 354 с. 39.3верева С. Г. Александр Кастальский: Идеи, творчество, судьба. М., 1999. 240 е., 9 ил.
- Иларий, иером., Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято Троицкой Сергиевой Лавры. Ч. 2 // ЧОИДР. Вып. 4. М, 1878.
- Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Московской Духовной Академии // ЧОИДР. Вып. 2. М., 1899.
- История Древнего мира. М., 1956. 695 с.
- История западноевропейского театра. Т. 1. М., 1956. 745 с.
- Казанцева М.Г. Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в. // Гимнология. Вып. 1. Кн. 2. М., 2000. С. 263−273.
- Калашников Л.Ф. Азбука демественного пения. Киев, 1911. 32 с.
- Калашников Л.Ф. Азбука знаменного пения. М., 1915. 40 с.
- Калиниченко Н.Н. О малом распеве // Русская хоровая музыка XVI—XVII вв.еков / Вып. 83. М., 1986. С. 46−57.
- Карастоянов Б.П. К вопросу расшифровки крюковых певческих рукописей знаменного распева. // Musica Antiqua, IV Acta schientifica, Bydgoszcz, 1975. С. 487−503.
- Карастоянов Б.П. О таблицах мелодических формул знаменного роспева. // Musica Antiqua, VIII. Vol.1. Acta Musicol. Bydgoszcz, 1988. C.489−516.
- Келдыш Ю.В. История русской музыки. Т.1. М., 1948. С. 75−76.
- Келдыш Ю.В. Религиозные действа // История русской музыки. Т I. М., 1983. С. 152−160.
- Келдыш Ю.В. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века // Теоретические наблюдения над историей русской музыки. М., 1978. С. 174−199.
- Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Д., 1991. 483 с.
- Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу. М., 2002. 208 с.
- Кондрашкова JI.B. Русское демественное многоголосие как гласовая система пения // Искусство Древней Руси и Византии. Музей имени Андрея Рублева. Итоги исследований 2002 г. М., 2003. С. 74−77.
- Кондрашкова JI.B. Феномен русского демественного многоголосия // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 125−134.
- Конотоп А.В. Значение нотолинейных рукописей для понимания строчного пения // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 173−180.
- Конотоп А.В. Значение нтолинейных рукописей для понимания древнерусского строчного пения // Музыкальная академия. 1995. № 5.
- Конотоп А.В. О некоторых принципах прочтения нотолинейных рукописей XVI—XVII вв.еков // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. С. 200−224.
- Конотоп А.В. Русское строчное многоголосие XV—XVII вв.еков. Текстология. Стиль. Культурный контекст. М., 2005. 352 с.
- Корний Л.Ф. Некоторые связи украинской школьной драмы с культовой гимнографией // Рукописна та книжкова спадщина Украши. Вып. 2. 1994. С. 74−84.
- Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII в. СПб. 1860. 215 с.
- Кравченко С.П. «Пещное действо» Новые открытия // Musica Antiqua Europae Orientalis. Vol. 5 № 2. Bydgoszcz, 1987. C. 1−12.
- Кравченко С.П. Словарь фит певческой книги «Праздники» (начертания фит, разводы, нотолинейные транскрипции, комментарии) // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. JL, 1987. С. 157−194.
- Красносельцев Н.Ф. О пещном действе, замечания и поправки к статье М.Савинова // отдельный оттиск из «Русского филологического вестника». Варшава, 1891. 6 с.
- Кручинина А.Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XV середины XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. JL, 1979. С. 148 159.
- Кручинина А.Н. К проблеме текстологического изучения древнерусского монодийного цикла // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. JL, 1987. С. 47−77.
- Кручинина А.Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (История, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 46−150.
- Куприянов И.К. Отрывки из раскольничьих книг Софийского дома за 1548 год // Известия Императорского Археологического общества. II. 1861. Стб. 32−54.
- Левашев Е.М. Проблемы редактирования, реставрации и реконструкции музыкальных произведений на материале творчества русских композиторов XVII—XX вв.еков. Автореф. дисс.. докт. иск. М., 1994.
- Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Т.1. Вып. 1. М., 1938. 360 с.
- Лозовая И.Е. О принципах формообразования средневековой европейской монодии: византийская, григорианская и древнерусская певческая культуры // Из истории форм и жанров вокальной музыки. Сб. науч. тр. М., 1982. С.3−21.
- Лозовая И.Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика. М., 1994. С.79−90.
- Лозовая И.Е. Самобытные черты знаменного распева: Автореф. дисс.. канд. иск. Киев, 1987. 24 с.
- Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994. 240 с.
- Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000. 224 с.
- Металлов В.М. Азбука крюкового пения. М. 1899.
- Металлов В.М. На память о пещном действе // Светильник. 1914. № 4. С.1−6.
- Металлов В.М. О пещном действе // Московская церковная старина. IV. 1904.
- Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1899. 92 с.
- Металлов В.М. Русская семиография. М., 1912. 118 с.
- Мещерина Е.Г. Духовно-эстетические основания музыкального искусства Средневековой Руси. Автореф. дисс. док. филос. наук: М., 2001. 60 с.
- Молева Н.М. Кафтаны для халдеев // «Знание-сила», 1970. № 9. С. 36−38.
- Морозов П.О. Очерки из истории русской драмы XVII-XVIII столетий. СПб., 1888. 389 с.
- Настольная книга священнослужителя. Т.2. М., 1978. С. 394−396.
- Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII начала XVIII в.: Автореф. дис.. канд. иск. М., 1977. 29 с.
- Николаев Борис, протоиерей, Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения, М., 1995. 300с.
- Никольский К.Т. О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885.
- Новиков Н.И. Чин бываемого в неделю перед Рождеством Христовым, святых отец так называемого Пещнаго действа, или воспоминание бывших в пещи трёх отрок, Анания, Азария и Мисаила // Древняя Российская вивлиофика. Ч. V, СПб., 1774. С. 1−37.
- Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера., Свердловск, 1991. 236 с.
- Парфентьев Н.П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI—XVII вв.еков: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. 445 с.
- Парфентьева Н.В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI—XVII вв.. на примере произведений выдающихся распевщиков. Автореф. дисс. док. иск. М., 1998. 39 с.
- Певческие азбуки древней Руси. Публикация, перевод, предисловие и комментарии Д. С. Шабалина. Кемерово, 1991. 277 с.
- Пекарский П.П. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия. СПб., 1862. 578 с.
- Пентковский A.M. Об особенностях некоторых подходов к реформированию богослужения // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия М., 2000. С. 331−332.
- Пентковский A.M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. 432 с.
- Пожидаева Г. А. Принципы пространного (мелизматического) роспева в русской гимнографии XV—XVII вв. // Гимнология. Вып.1. кн.1. М., 2000. С. 328−347.
- Пожидаева Г. А. Виды демественного многоголосия. // Русская хоровая музыка XVI—XVIII вв.еков / ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 83. М., 1986. С. 5881.
- Пожидаева Г. А. Демественное «ключевое» знамя и его современное прочтение. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2001. № 1. С. 6689.
- Пожидаева Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV -XIX веков. Автореф. дисс.. канд. иск. Л., 1982. 21 с.
- Пожидаева Г. А. Древлеправославные традиции в раннем русском многоголосии // Вестник РГНФ. М., 2000 № 3. С. 257−270.
- Пожидаева Г. А. Принципы мелизматического распева в русской монодии XI—XVII вв.еков. Дисс.. док. искусст. М., 2002. 495 с.
- Полевой П.Н. История русской словестности с древнейших времён до наших дней. В 3 т. Т. I. СПб., 1903. 320 с.
- Попов А.Ю. Техника композиции древнерусских роспевщиков (На примере Ирмология конца XVII в.) // Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 281−290.
- Проблемы музыкальной текстологии // Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 45. М., 2003. 184 с.
- Разумовский Д.В. Материалы для археологического словаря // Древности: Труды Московского археологического общества. Вып. 2. СПб., 1870. С. 8−9.
- Разумовский Д.В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. М., 1863. 110 с.
- Разумовский Д.В. Патриаршие певчие диаки и подиаки и государевы певчие диаки. М., 1895. 93 с.
- Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М.- 1869. 380 с.
- Рамазанова Н.В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI—XVII вв.еков. СПб., 2004. 468 с.
- Рамазанова Н.В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла: (На примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору): Автореф. дисс.. канд. иск. JL, 1987. 27 с.
- Рамазанова Н.В. Об иерархии жанров в древнерусской службе // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Поэтика древнерусского певческого искусства. СПб., 1992. С. 150−160.
- Роллан Р. Опера до оперы // Собрание музыкально-исторических сочинений в 9 тт., Т. 4. Музыканты прошлых дней. М., 1938. С. 29−72.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа Кн. 1. М., 1989. 397 с.
- Семёнов А.И. Новгородский Софийский собор исторический памятник XI века. Новгород, 1958. 57 с.
- Серёгина Н.С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного роспева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Д., 1979. С. 173−180.
- Серёгина Н.С. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. JL, 1975. С. 65−77.
- Серёгина Н.С. О некоторых принципах организации знаменного распева//Проблемы музыкальной науки. Вып.4. М., 1979. С. 164−185.
- Симеон Полоцкий Месяцеслов, СПб., 1882. 36 с.
- Симеон Полоцкий О Навуходоносоре царе, о теле злате и о трёх отроцех, в пещи не сожженных // Избр. соч. M.-JL, 1953. С. 191−202.
- Смоленский С.В., О древнерусских певческих нотациях. СПб., 1901. 120 с.
- Снегирёв И.М. Памятники московской древности. М., 1842−1845. 523 е., 44 ил.
- Соловьёв П. И. Описание Новгородского Софийского собора, императорское русское археологическое общество, 1858. 244 с.
- Софронова JI.A. Поэтика славянского театра XVII—XVIII вв.еков М., 1981.263 с.
- Спицын А.А. Пещное действо и халдейская пещь // Записки Императорского Русского Археологического общества. Вып. 12. СПб., 1901. С. 95−131.
- Строев П.М. Выходы Государей Царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича (1632−1682). М., 1884.
- Театр и театральность в культуре Возрождения. М., 2005. 208 е., 50 ил.
- Тевосян А.Т. Средневековая монодия и пятилинейная нотация: расшифровка или перевод? // Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992. С. 54−57.
- Успенский Н.Д. Проблема методологии обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. М., 1969. С. 467 505.
- Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. 623 с.
- Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века. T.l. М., 1929.
- Фролов С.В. К проблеме звуковысотности беспометной знаменной нотации // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. JL, 1979. С. 124−147.
- Фролов С.В. «Большой» роспев Фёдора Крестьянина на текст праздничной стихиры (Опыт музыкльно-тексто логического исследования) // ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981. С. 295−307.
- Фролов С.В. Из истории демественного роспева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 99−108.
- Фролов С.В. Эволюция древнерусского певческого искусства и его расцвет в XVI веке. Автореф. дисс.. канд. иск. Л., 1980. 21 с.
- Холопов Ю.Н. «Странные бемоли» в связи с модальными функциями в русской монодии // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Сб. тр. ЛОЛГК и ГМПИ им. Гнесиных. Л., 1987. С.106−128.
- Чиновник Нижегородского Преображенского собора. С предисловием и указателем А. П. Голубцова. Из чтений Императорского общества истории и древностей российских. 1905. XIV, 68 с.
- Чиновник Новгородского Софийского собора. Предисловие и указатель сост. А. П. Голубцов. М., 1899. XX, 271 с.
- Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова М., 1908. LIV, 312 с.
- Шабалин Д.С. О дешифровке «единогласостепенных знамён» и реконструкции звуковой системы строки // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. ЛОЛГК, ГМПИ. Л., 1987. С. 49−72.
- Шавохина Е.Е. Знаменное многоголосие в его связях с общими закономерностями развития полифонии. Автореф. дисс.. канд. иск. Л., 1987. 20 с.
- Шиндин Б.А. Проблема происхождения демественного роспева в отечественном музыкознании // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. JL, 1979. С. 109−123.
- Шиндин Б.А. Демественный роспев. Нотация, попевки, принципы композиции: Автореф. дисс.. канд. иск. JL, 1980. 16 с.
- Шиндин Б. А. Ефимова И.В. Демественный роспев. Монодия и многоголосие. Новосибирск, 1991. 255 с.
- Walker White A. The Artifice of Eternuty: a Study of Liturgical and Theatrical practices in Byzantium. College park, 2006. 320 p.
- Velimirovic M. Liturgical Drama in Byzantium and Russia // Dumbarton Oaks Papers, № 16, Washington, D. C., 1962. P. 351−385.
- Young K. The Drama of the Medieval Church. Vol. I. Oxford, 1933. XXII, 708 p.183