Китайское искусство на современном международном художественном рынке
Если говорить о теоретических изысканиях в области экономики и искусства, то за рубежом уже в 60−70-е годы 20 века появились работы, посвященные экономическим аспектам художественной деятельности, например «The Economics of Arts» (1976), «The Economics of Performing Arts» (1979). Что касается Китая, то наши ученые впервые заговорили о необходимости создания теории экономики искусства лишь… Читать ещё >
Содержание
- Введение.С.З
- Часть I. ИСТОРИЯ КИТАЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА. С
- Глава 1. Традиционый китайский художественный рынок. С
- Глава 2. Рынок произведений искусств Китая с конца периода Цин (конец XIX в.) по настоящее время. С
- Часть II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА ПОСЛЕ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (с 1978 года).С
- Глава 1. Художественная галерея. С
- Глава 2. Художественная ярмарка и биеннале. С
- Глава 3. Сфера аукционных продаж Китая. С
- Часть III. ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА НА СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ РЫНКЕ с 1978 по настоящее время).С
- Глава 1. Китайское искусство традиционного стиля. С
- Глава 2. Развитие масляной живописи и ценовая динамика ее рынка. С
- Глава 3. Интернационализация китайского рынка произведений искусства и подъем международного современного искусства. С
- Глава 4. Рынок китайского антиквариата в декоративно-прикладном искусстве. С
Китайское искусство на современном международном художественном рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Цель исследования.
Экономическая реформа в КНР — стоящая перед Китаем задача, к которой приковано внимание всего мира — преодолела путь в почти 30 лет. Эти 30 лет были отмечены блестящими успехами.
Процесс развития китайского рынка произведений искусства, связи между современными рынками произведений искусства Китая и других стран, становление и развитие основных структур рынка произведений искусства, представленность произведений китайского искусства на рынке современного искусства — таковы вопросы, ответы на которые стремится дать это исследование.
2. Предмет исследования и степень исследованности темы.
Изучаются процесс развития рынка произведений традиционного искусства в Китае, процесс развития системы рынка современного искусства, а также художественные феномены, возникающие на рынке искусства.
На протяжении последних нескольких лет исследования в области коммерческой культуры и искусства постепенно превращаются в одно из направлений в рамках изучения истории искусства. Увидели свет некоторые новые подходы и методы исследования, изложение истории изобразительных искусств стало гораздо более разнообразным. В современных исторических исследованиях важным направлением стало исследование экономического аспекта истории развития китайского искусства, включая структуры, спонсирующие традиционное искусство в Китае, коллекционеров, механизмы коммерческого обращения предметов искусства и т. д.
Работа состоит из трех частей. Первая часть посвящена истории развития рынка искусств в Китае. В период династии Тан (618−907 г. н. э) рынок произведений традиционного искусства в Китае расцвел. Спрос на картины и каллиграфические работы достиг невиданных ранее высот, что привело к появлению профессиональных торговцев живописью. В период династии Сун (960−1270 г. н. э) рынок искусства был также масштабным, сформировались достаточно разветвленные рыночные структуры, в качестве посредников на рынке выступали профессиональные перекупщики картин. «Спрос на рынке создавали императорский дом, чиновничество и монастыри, часть продукции отправлялась на экспорт». 1].
В эпоху династий Мин (1368−1644 г. н. э) и Цин (1644−1911г. н. э) рынок картин, и каллиграфии вступил в период своего расцвета. Рынки предметов искусства концентрировались в экономических центрах. Начиная с позднего периода династии Цин феодальные механизмы рыночной экономики древнего Китая заменяются на капиталистические. Во всех сферах общества происходят колоссальные перемены, что влечет за собой сдвиги в эстетических вкусах и системе ценностей художников и их аудитории, а это в свою очередь дает толчок переменам в китайской живописи новой и новейшей эпохи.
Во второй части, главным образом, рассказывается о периоде после начала проведения политики реформ и открытости (с 1978 г.), когда одновременно с реформами и развитием китайской экономики институционально развивался рынок произведений искусства, постоянно появлялись новые художественные направления. Развитие галерей, выставок и аукционов стало важным структурным элементом рынка современного искусства Китая.
В третьей части говорится о ситуации с произведениями китайского искусства на современном глобальном художественном рынке, даётся подробный анализ соответствия между эстетической ценностью произведений как традиционного, так и современного китайского искусства и существующей конъюнктурой на современном международном художественном рынке.
3. Методы и задачи исследования.
Основным методом исследования является раскрытие процесса развития рынка произведений китайского искусства на основе объективных исторических фактов и художественного анализа. В отношении художественных галерей, выставок и аукционов также используется метод исторического описания. Что касается представленных на рынке произведений китайского искусства, используются методы формально-стилистического описания, биографического описания, анализа социокультурного и экономического контекста возникновения и функционирования произведений искусства.
В диссертации описаны пути развития рынка произведений искусства в Китае, рыночные структуры, такие как галерея, выставки произведений искусства и аукционы, а также ситуация в различных видах искусства, представленных на рынке. В данном исследовании поставлена цель в наиболее полной мере ознакомить читателя с теоретическими наработками в области рынка китайского искусства. Кроме анализа различных аспектов развития современного китайского искусства, в работе была изложена история традиционного искусства Китая. В работе отражены изменения, происходящие на рынке произведений китайского искусства по мере выхода международного художественного рынка на новый уровень развития.
4. Теоретическая основа и степень разработанности проблемы.
Работу по анализу рынка китайского искусства можно разделить на несколько частей: первая часть — это теория рынка искусств. Вторая часть работы развертывает анализ практики рынка искусств. Третья часть — изложение некоторых результатов работы художественного рынка. Также имеется числовые показатели" взятые из печатных, в том числе, периодических изданий по рынку предметов искусства.
Если говорить о теоретических изысканиях в области экономики и искусства, то за рубежом уже в 60−70-е годы 20 века появились работы, посвященные экономическим аспектам художественной деятельности, например «The Economics of Arts» (1976), «The Economics of Performing Arts» (1979). Что касается Китая, то наши ученые впервые заговорили о необходимости создания теории экономики искусства лишь в начале 80-х годов 20 века. Однако вплоть до начала 21 века появилось едва ли более десятка статей, где в заголовок было вынесено словосочетание «экономика искусства», а работ, в которых с теоретических позиций по-настоящему поднимались бы вопросы взаимосвязи между искусством и экономикой, было и того меньше. Даже сейчас, по прошествии 20 лет с тех пор как у нас впервые заговорили об этой теме, количество исследований внутри страны, посвященных рынку искусства, по-прежнему весьма ограничено. Причин, по которым экономический взгляд на ценность художественных произведений не пользуется особой популярностью, несколько. Они кроются и в особенностях исторического развития Китая, и в текущей действительности, и в непроработанности теоретических подходов. Поскольку китайцы обычно считают, что между «искусством» и «экономикой» не существует никакой связи, им сложно представить возможную взаимообусловленность этих понятий и явлений.
Если проводить сравнение исследовательских работ в области экономики искусства, то их можно условно разделить на две части в зависимости от того, что в них ставится во главу угла. Во-первых, экономику рассматривают в контексте категорий искусства, беря за основу историю развития культуры. Так, к примеру, в опубликованной в 2006 году работе Ли Сянминя «История китайской индустрии культуры» рыночные отношения и история культуры рассматриваются во взаимосвязи. В Предисловии этой книги пишется: «Индустрия культуры, как понятие и концепция, является, с одной стороны, порождением промышленной революции, а с другой — заимствованием из-за рубежа, классическим «заморским товаром». Эта книга представляет собой всестороннее исследование по вопросам развития китайского рынка произведений искусства. Описывая процесс развития в Китае рынка традиционных художественных произведений, автор останавливается на таких вопросах как возникновение обмена произведениями искусства, поддержка художественного творчества и др. Необходимо упомянуть, что автор книги доктор Ли Сянминь еще в 1985 году выдвинул и разработал теорию «духовной экономики», став создателем истории экономики искусства и экономики духа. Он является одним из первых отечественных исследователей индустрии культуры.
Во втором типе исследовательских работ, напротив, экономика искусства помещается в контекст экономических категорий. В них рассматриваются теоретические аспекты функционирования рынка художественных ценностей и проводятся исследования по структуре рынка произведений искусства. К таким работам относятся, например, изданная в 1983 году книга Ли Шуляна «Введение в экономику искусства» и вышедшая в свет в 2004 году книга Гу Чжаогуя «Основы экономики искусства». Эти работы направлены, главным образом, на исследование функционирования рынка искусства в условиях системы китайского социализма. Эта тема рассматривается под двумя углами — с точки зрения анализа производительных сил и анализа производственных отношений. Приняв за логическое начало исследований понятие «художественный товар», включая в него и рынок литературных товаров, авторы проводят системный анализ и исследование вопросов производства художественных ценностей, в том числе целей и источников такого производства, а также производственных сил и производственных отношений в художественной сфере. Особый акцент при этом сделан на творческом производстве художественных товаров, их товарообороте и сбыте. Благодаря такому подходу, логически просматривается исторический процесс воспроизводства художественных ценностей, в развитии раскрывается становление производственных сил и производственных отношений в этой сфере в условиях социалистических рыночных отношений, их основополагающие факторы, специфические особенности и законодательная база, с экономической точки зрения проводится всесторонний анализ и дается убедительное толкование всему процессу развития художественного производства, показываются его смысл — создание духовного богатства в условиях материальной практической деятельности, и его сущность — «овладение вещественным миром методами художественного творчества».
В этом же ряду следует упомянуть вышедшую в 2005 году книгу Ли Ванькана, посвященную общему обзору художественного рынка, где, в частности, говорится: «Несмотря на то, что в стране отмечается всплеск инвестиций в производство художественных товаров и деятельности по их оценке и коллекционированию, в исследованиях по этим вопросам существует немало пробелов из-за того, что они зачастую направлены на сиюминутный рыночный результат. В данной книге творчески рассматриваются вопросы, касающиеся поставщиков и потребителей художественных товаров, стоимости произведений искусства, коллекционирования и инвестирования в художественные ценности, организации картинных галерей, проведения художественных выставок, работы маклеров в области искусства, маркетинговой стратегии продвижения художественных товаров на рынке и др. В целом в книге даются оригинальный анализ и всестороннее обобщение особенностей китайского рынка художественных произведений.
В изданной в 2003 году работе Бо Чжиляна «Отчет о китайском рынке художественных произведений» подчеркивается, что процессы функциональных видоизменений, происходящие в настоящее время на рынке индустрии культуры Китая, а также выявившаяся в ходе экономического процесса неустойчивость законодательной базы в этой сфере, выдвигают перед исследовательским сообществом, занимающимся научно-теоретическим и рыночно-прикладным изучением экономики искусства, множество новых вопросов и создают пространство для инноваций. «Отчет о китайском рынке художественных произведений» объективно и всестороннее обозначает эти новые содержательные моменты. Кроме того, на текущий момент он является наиболее законченным и всеобъемлющим исследовательским отчетом о состоянии китайского художественного рынка.
Среди работ по истории изобразительного искусства также наличествуют труды, в которых просматривается новый исследовательский подход. Так, к примеру, в «Истории современного китайского изобразительного искусства. Новейшая история», написанной Ли Чжуцзинем и Вань Цинли, отдельная глава посвящена китайскому рынку художественных ценностей, где выпукло показано его текущее состояние.
Хотя теоретические исследования по экономике и искусству еще в значительной степени находятся на этапе поиска и среди них нет по-настоящему авторитетных трудов, однако в этих авторских изысканиях есть немало полезных исследований и наблюдений.
В книге «Практический курс по инвестиционной стратегии и аукционным торгам произведениями искусства», изданной Чжу Цзюньбо, который более 30 лет занимается издательской и коммерческой деятельностью в сфере искусства, являясь одним из наиболее известных специалистов в своей области, подробно раскрываются такие вопросы как оценка стоимости произведений искусства, проблема их классификации, предложение и сбыт художественных ценностей, рынок художественных произведений и посреднические услуги, рыночные котировки произведений искусства, а также дается подробный обзор внутреннего и зарубежного художественного рынка. Эта книга отличается большим своеобразием и спецификой. «В большинстве книг, посвященных инвестициям в художественные ценности, основной акцент ставится на том, как определить подлинность того или иного произведения искусства. Однако в данной работе упор сделан на управлении инвестициями и на том, каким образом осуществлять сделки через аукционы». («Практический курс по инвестиционной стратегии и аукционным торгам произведениями искусства», «Введение»). В этой работе даны детальное описание и анализ всех сегментов китайского рынка произведений искусства.
Следует также упомянуть книгу Е Цзы «Рынок произведений искусства китайской живописи и каллиграфии». В этой книге всестороннее описывается история инвестиций и коллекционирования произведений искусства этого направления как в древнем Китае, так и в новое и новейшее время, а также дается достаточно серьезный системный и перспективный обзор коллекций и собраний китайского живописного искусства и акварели.
В 2007 году автор Си My опубликовал книгу «Основные тенденции развития рынка китайской живописи», в которой содержится огромное количество исследовательских материалов по теме рынка живописи в Китае. Это издание, будучи отредактированным в Центре исследований рынка при Ассоциации галерей китайской живописи, представляет собой специализированный системный исследовательский труд в области изучения рынка произведений китайской живописи, определяющий основные тенденции коллекционного дела и имеющий важное теоретическое и практическое значения для развития рынка живописи в Китае. В этой книге в нестрого исторической последовательности в качестве основной темы исследуется процесс зарождения рынка китайской живописи на протяжении последних 20 лет, раскрывается его сложный и пестрый характер. В ней впервые системно и всестороннее комментируется весь комплекс вопросов функционирования этого рынка, с теоретических и практических позиций изучаются основные факторы его развития и трансформации, а также на основе широкого и подробнейшего документального материала и статистических показателей анализируются его основные тенденции, направления и переменные (факторы) становления. Эта книга стала наиболее значительным специализированным трудом по научной оценке китайского рынка произведений живописного искусства, появившихся в стране с начала 80-х годов прошлого века, когда в Китае начала осуществляться политика реформ и открытости. Как информативно-справочный материал она имеет огромную ценность для понимания современного состояния и перспектив развития рынка китайской живописи. Кроме того, сложно переоценить ее значение с точки зрения выработки инвесторами краткосрочной и долгосрочной стратегии своего поведения на рынке, осуществления оценки стоимости (произведений искусства) и выбора объектов для инвестиций. В книге также затрагивается проблематика научной оценки (критики) произведений современных китайских живописцев.
В изданной в 2004 году книге Тай Чуньжуна «Аукционы произведений искусства» всестороннее и подробно освещаются вопросы функционирования, законодательного обеспечения и исторического развития аукционной отрасли. Это одна из немногих работ в современном Китае, в которых детально рассматривается работа этой отрасли. В 2001 году в свет вышла составленная председателем организационного комитета Шанхайской художественной выставки Фан Цюаньлинем книга «Рынок произведений искусства и художественные выставки». Эта работа содержит историческую ретроспективу и опыт проведения художественных выставок за рубежом. Она включает также рассмотрение ряда вопросов рынка произведений искусства, не относящихся к сфере художественных выставок, в том числе вопросов организации картинных галерей, проведения аукционных торгов, оценки художественных произведений, освещения художественной жизни в СМИ, проведения Интернет-аукционов и др., делая по ним ряд полезных замечаний и наблюдений. Большинство авторов статей, вошедших в эту книгу, имеют многолетний опыт работы на рынке произведений искусства, являются журналистами профильных печатных и электронных изданий или организаторами художественной деятельности. В своих статьях они доносят до читателя разнообразную информацию о современном рынке художественных произведений, включая сведения о новой структуре китайского рынка произведений искусств, способах вмешательства в его работу и др. Все это дает достаточно правдивое (реальное) теоретическое основание для определения путей дальнейшего развития выставочной деятельности и рынка произведений искусств.
Ежегодный обзор индустрии культуры Китая" начал выпускаться по инициативе Научно-исследовательского института индустрии культуры при Пекинском университете под общим руководством Министерства культуры КНР на базе данных о развитии и инновациях в области отечественной индустрии культуры. В его составлении участвуют многие известные ученые и сотрудники научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений целого ряда стран мира, а также предприниматели. «Ежегодный обзор индустрии культуры Китая» является авторитетным отечественным исследовательским изданием по вопросам индустрии культуры. В нем всесторонне рассматриваются состояние и тенденции развития китайской индустрии культуры, исследуется и анализируется (государственная) политика в этой области.
Выпускается также журнал «Художественное достояние», составляемый Научно-исследовательским центром анализа рынка художественных произведений при Центральном институте изобразительных искусств, и ряд других изданий.
Под редакцией Да Юньхэ вышел «Справочник по аукционам произведений китайской живописи и каллиграфии», состоящий из 20 брошюр. Пятая брошюра, озаглавленная «Справочник по аукционам антикварных изданий и рукописей», включает около тысячи имен китайских художников и каллиграфов и содержит внушительную информацию по аукционным торгам внутри Китая, в том числе сведения по более чем 30 наиболее известным отечественным и зарубежным аукционным фирмам, давая всестороннее описание развития аукционного рынка китайской живописи и каллиграфии на протяжении последних 20 лет. Особое внимание в нем уделено особенностям рыночного обращения антикварных книг и произведений китайской живописи и каллиграфии, относящихся к концу Цинского периода — первому этапу Китайской Республики. Содержащаяся в справочнике богатая и подробная информация помогает инвесторам и коллекционерам китайской живописи и каллиграфии отчетливо уяснить ситуацию в области аукционных торгов этими произведениями искусства. Справочник содержит большой объем справочных данных, информации и иллюстративного материала, взятых из ежегодных аукционных каталогов, предоставляет любителям искусства полноценную эстетическую и художественную оценочную информацию по произведениям каллиграфии и живописи, открывает широкие возможности для роста инвестиционной активности в области произведений искусства.
Изданный в 2006 году Ван Ифэем и Го Сяофаном «Краткий обзор ситуации на рынке произведений художников и каллиграфов Цинской эпохи» делает упор на описании складывающейся в последние годы ситуации на рынке продаж и аукционных торгов произведений художников и каллиграфов эпохи Цин. «Живопись Цинской эпохи является не только желательным экспонатом собраний всех современных художественных музеев, но и объектом пристального внимания нынешнего аукционного рынка». («Предисловие») Сведение воедино всей последней рыночной информации об этих произведениях искусства способствует появлению у коллекционеров ясного представления о ситуации на рынке живописи и каллиграфии Цинской эпохи.
В том же 2006 году вышел в свет «Каталог аукционных торгов произведениями китайского искусства в 1996;2005 гг.», представляющий собой иллюстрированный каталог разветвленного содержания. За счет наличия данных за последние 10 лет по нему можно проследить произошедшее за этот период повышение рыночной стоимости по отдельным категориям коллекционных объектов, а также некоторые тенденции аукционных торгов. Таким образом, этот справочник дает коллекционерам возможность определить направление движения цен по выбранным объектам коллекционирования, являясь источником необходимой справочной информации.
Кроме того, в последние годы появился ряд специальных периодических изданий по рынку произведений искусства обзорного характера, к примеру, начавший издаваться в 1994 году журнал «Искусство Востока», издание которого было возобновлено в 2001 году. Серия изданий в рамках нового «Искусства Востока» включает «Искусство Востока. Мастера», «Искусство Востока. Классика», «Искусство Востока. Экономика и финансы», а также «Искусство Востока. Каллиграфия». Журнал «Искусство Востока. Экономика и финансы» является первым отечественным специализированным периодическим изданием, посвященным крепнущему день ото дня китайскому рынку произведений искусства. Объединив научный потенциал Научно-исследовательского центра анализа рынка художественных произведений при Центральном институте изобразительных искусств и авторитет специалистов художественных музеев в области искусства и аукционных торгов, данное издание с финансово-экономической точки зрения анализирует тенденции развития рынка произведений искусства, сообщает о наиболее важных и конструктивных событиях и явлениях в области коллекционирования и инвестиций в художественные ценности, с новых позиций рассматривает художественный рынок.
Журнал «Коллекционирование», начавший издаваться в 1993 году, является первым и наиболее массовым по объему тиража периодическим печатным изданием в Китае, посвященным вопросам коллекционирования художественных ценностей и произведений искусства. Он сочетает в себе информативно-новостную часть и эстетический анализ.
Основным содержанием журнала «Дом сокровищ», выходящего раз в два месяца в Центральном издательстве «Искусство», является научная и познавательная тематика, а также злободневные вопросы в области культуры и искусства. Важным объектом его публикаций и исследований является китайский рынок культурных и художественных ценностей. В журнале освещаются новости этого рынка, пропагандируются знания в области коллекционирования и эстетического анализа, рассказывается о зарубежном искусстве и художественной жизни.
Журнал «Художественный рынок» является периодическим печатным изданием Министерства культуры Китайской Народной Республики, посвященным рынку художественных произведений. Это крупнейшее специализированное периодическое печатное издание, обращенное непосредственно к инвесторам и коллекционерам произведений искусства. В журнале находит всестороннее отражение ситуация на отечественном и зарубежном рынке художественных ценностей, анализируются рыночные тенденции, определяется подлинность произведений искусства, оценивается стоимость антикварных вещей, оказывается содействие художникам в выходе на рынок.
Журнал «Коллекционер» представляет собой одно из наиболее авторитетных в кругах китайских коллекционеров специализированное печатное издание, в котором рассказывается о различных произведениях искусства и коллекционных экспонатах.
Тайваньский журнал «Художник» является старейшим в современной истории острова специализированным художественным журналом. Он начал издаваться в 1975 году. В журнале есть раздел, посвященный анализу рынка произведений искусств.
Однако печатающиеся в нем статьи и материалы представляют определенную сложность с точки зрения их упорядочения и анализа.
Все эти (вышеозначенные) работы созданы трудом их авторов на протяжении нескольких десятков лет. Они представляют собой объективные исследования, написанные на основе практического опыта их создателей.
5. Новизна исследования.
Исследования в области экономических аспектов искусства в зависимости от акцентов, расставленных в работах, исходят из двух основных представлений. В рамках первого экономическую науку помещают в искусствоведческий контекст, делая упор на развитии истории культуры. Эта линия прослеживается в изданной в 2006 г. «Истории культурной отрасли Китая» г-на Ли Сяньминя, представляющей собой сплав исследований рынка и истории культуры, единственный труд китайского автора, в полной мере охватывающий развитие рынка предметов искусства в Китае. Второй подход предполагает внедрение экономики искусства в общеэкономический контекст, при этом исследуются экономические теории рынка искусства и процесс создания структур рынка произведений искусства. В качестве примера таких работ можно привести «Общую теорию экономики искусства» г-на Ли Шуляна, изданную в 1983 г. и «Основы теории экономики искусства» г-на Гу Чжаогуя, вышедшую в свет в 2004 г.
В то же время в работах, посвященных истории изобразительного искусства также появились новые направления исследования. К примеру основная идея, которая проводится в изданной Пань Яочаном в 2004 г. «Истории изобразительного искусства Китая в новую и новейшую эпоху» -«рассматривая в первую очередь живопись, а также другие виды искусства, принимая во внимание историческую эволюцию связанных с китайским искусством в новую и новейшую эпоху факторов, такие как механизмы спонсорства, образование и механизмы популяризации искусства, дать объяснение исторической эволюции китайского изобразительного искусства в новую и новейшую эпоху, а также процессам на рынке предметов искусства, художественного образования, организаций художников и популяризации искусства». 2].
В книге Ли Чжу Цзиня и Вань Цинли «История современного изобразительного искусства Китая. Новая эпоха» отдельно говорится о рынке предметов искусства Китая, выделяется роль рынка искусств.
6. Актуальность исследования, его теоретическое и практическое значение.
Экономика не является определяющим фактором для искусства, однако связи между искусством и экономикой насчитывают долгую историю. Эти отношения не получили должного внимания, но на самом деле искусство и экономику связывают тысячи нитей, что привело к появлению новой научной дисциплины — истории экономики искусства. «История экономики искусства изучает механизмы взаимного влияния между экономикой и искусством, процессы их взаимодействия, результаты и возникающие закономерности. Это и часть культурологических исследований и новая область истории современного искусства». 3] Изучение процессов развития рынка китайского искусства в известной степени может помочь отыскать ответ на вопрос о том, как развивались и эволюционировали искусство и экономические механизмы в таком древнем государстве с феодальной экономикой, как Китай.
Данное исследование позволяет лучше понять китайское искусство с точки зрения разнообразных аспектов, сопутствующих самой главной составляющей искусства, — эстетической. Основное внимание в диссертации уделено рассмотрению путей распространения традиционного и современного китайского искусства благодаря функционированию международного художественного рынка.
В ситуации ныне активно развивающегося культурного обмена между странами с его очевидной экономической стороной данное исследование может оказаться особенно полезном для искусствоведов, 11 здесь и сейчас" включенных в создание единого культурного пространства.
Часть I. История китайского художественного рынка.
Заключение
.
В начале 80-х годов 20 века по мере реализации политики реформ и открытости в Китае начал зарождаться современный рынок художественных ценностей и произведений искусства, который, однако, до сих пор все еще находится на начальном этапе развития. Сфера китайского рынка произведений искусства затрагивает такие вопросы, как организация художественных выставок и аукционов, деятельность картинных галерей, оборот произведений декоративно-прикладного искусства, международный обмен художественными ценностями, экспертиза произведений искусства, законодательство в сфере искусства и художественных выставок, художественная критика, различные механизмы управления обращением произведениями искусства и т. п.
Произведения искусства не относятся к явлениям, которые предназначены для удовлетворения повседневных потребностей людей. Система спроса на них, равно как и их свойства и атрибуты сильно дифференцированы. Если говорить о создателях художественных ценностей, то ранее они, как и общество в целом, полагали, что побудительная причина любого художественного творчества и конечное назначение произведения не связаны с рыночными отношениями, что истинное творчество не предназначено для выхода на рынок. Система рыночного ценообразования также не стимулировала художников к выходу на рынок, что в свою очередь препятствовало экономической поддержке искусства и выработке критериев его оценки. Возникновение художественного рынка позволяет произведениям искусства получить непосредственный доступ к публике, а формируемая рынком конкретная цена на то или иное произведение выражает его текущую стоимость, позволяющую в денежном выражении оценить труд художника, что дает мощный экономический стимул для художественного творчества.
Произведения искусства не только выполняют задачу накопления и передачи из поколения в поколение культурного наследия, но и исподволь оказывают влияние на мировоззрение людей, абсорбируют лучшие мировые культурные достижения. Однако при этом важно, чтобы при их создании был индивидуальный творческий подход, чтобы они не утрачивали личностного созидательного начала, не теряли присущие каждому народу культурные особенности и традиции.
Ситуация в настоящее время такова, что производителей (художественных произведений) слишком много, а полноценный потребительский спрос внутри страны, как с точки зрения сознания и мышления, так и с точки зрения экономических возможностей населения, еще не сформировался.
Китайские художественные галереи, если их можно так назвать, существуют преимущественно в форме картинных лавок, тогда как настоящие галереи произведений искусства в их истинном значении все еще находятся в зачаточном состоянии (на этапе поиска). Нормальный художественный рынок в большинстве случаев как раз формируется посредством создания системы картинных (художественных) галерей. Поскольку каждая галерея располагает «своими» коллекционерами и художниками, она обслуживает коллекционеров, интересующихся определенным направлением искусства и произведениями определенного стиля и жанра, то есть имеет свою специфику и занимает свою нишу (на рынке). Художественный рынок, будучи сферой обращения дорогих вещей (предметов роскоши), не нуждается в картинных лавках, а те, в свою очередь, являясь сегментом рынка товаров повседневного спроса, не могут существовать на рынке дорогих вещей. В настоящее время на рынке существуют художественные лавки и магазины, которые обслуживают самых разнообразных потребителей и реализуют продукцию, имеющую отношение к искусству. Однако продаваемые в них товары не могут считаться произведениями искусства, а представляют собой промышленную продукцию художественного направления.
Художники, создающие произведения, предназначенные для обращения на художественном рынке, могут быть профессионалами, а могут быть любителями. Коллекционерами могут быть как частные лица, так и художественные музеи, музеи изобразительных искусств и т. п. Художественный рынок является своего рода мостом между художниками и коллекционерами, играя роль связующего звена. Его функция заключается в посредничестве и не в чем ином.
В обычной ситуации коллекционер приобретает произведение искусства для себя и, как правило, — за исключением особых случаев — не планирует выставлять его (в дальнейшем) на рынок. Он собирает художественные ценности для удовлетворения своих духовных потребностей в области искусства. Коллекционер, представленный каким-либо учреждением, приобретает произведения искусства для удовлетворения художественных или научных потребностей. Он является конечным потребителем, а не посредником в потреблении, и не ставит своей целью извлечение прибыли. У коллекционера и посредника кардинально различаются побудительные мотивы приобретения произведений искусства и результаты такого приобретения. Только из коллекционеров, не руководствующихся целью получения прибыли, можно воспитать истинных коллекционеров для художественного рынка. Настоящий, нормально функционирующий рынок произведений искусства может сложиться лишь при наличии всех четырех сегментов — и коллекционеров, и художников, и произведений, и художественных галерей, которые в совокупности образуют цельную, логически взаимообусловленную систему.
В настоящее время в Китае нет недостатка ни в художниках, создающих произведения современного искусства, ни в самих таких произведениях. Однако у нас нет достаточного количества коллекционеров современного искусства. Сейчас все коллекционеры современного китайского искусства в основном находятся на Западе. Конечно, существуют китайцы, которые приобретают произведения современного искусства, однако они не являются конечными приобретателями, а рассматривают такие приобретения как товар, который в дальнейшем — после его повышения в цене — можно будет выгодно перепродать. Наши соотечественники, совершающие в настоящее время сделки по купле-продаже художественных произведений, в основной своей массе являются не коллекционерами искусства, а инвесторами, вкладывающими средства с целью извлечения прибыли. Конечно, среди китайских приобретателей есть те, кто не рассматривает приобретение художественных ценностей в качестве выгодных инвестиционных вложений. Однако целью покупки ими произведений искусства также не является и удовлетворение духовных потребностей. Поэтому такие приобретатели не способствуют формированию в стране нормального рынка художественных произведений.
В Китае большинство сделок по купле-продаже произведений искусства совершается через аукционы, что обусловлено как рядом объективных внутренних факторов, так и внешними причинами. Однако далеко не все наличествующие произведения искусства должны выставляться на аукционные торги. В принципе аукционы предназначены лишь для продажи незначительного количества художественных произведений, как правило, специфической направленности. Аукционы могут оказывать влияние на состояние художественного рынка, но лишь как фактор, способствующий развитию художественных галерей. Рынок же формируется тремя сторонами — художниками, коллекционерами и художественными галереями.
Сейчас в Китае отсутствуют специализированные местные художественные галереи и коллекционеры. Совершающиеся в стране сделки по купле-продаже произведений современного искусства являются заслугой самих художников и представляют собой сегмент международного рынка современного искусства. Такие сделки нельзя рассматривать как свидетельство наличия полноценного собственно китайского художественного рынка.
В Китае может сформироваться свой собственный рынок произведений современного искусства. Современное искусство является частью культуры, результатом развития искусства от прошлого к настоящему. Как китайская культура отличается от культуры других народов, так и наше национальное искусство отлично от искусства других стран. Однако это отнюдь не означает, что китайцы не могут воспринять проблематику современного искусства. В Китае достаточно художников, представляющих самые разнообразные школы и направления, и нет недостатка в произведениях искусства самых различных по форме и содержанию, включая и современное искусство. Когда в Китае появятся и встанут на ноги собственные художественные галереи и коллекционеры современного искусства, в стране сформируется и национальный рынок современного искусства.
Работа написана на достаточно разрозненном материале, составление системной картины рынка современного искусства было достаточно непростой задачей. Возможность создать совершенно объективную картину международного художественного рынка китайского искусства следует признать ограниченной. На это есть ряд причин: малочисленное количество работ о рынке произведений искусства в Китае, стремительный рост тенденций интернационализации рынка современного искусства, усиление взаимозависимости темпов изменений на рынке от экономического развития. В процессе написания работы непрерывное изменение внутренних факторов, оказывающих влияние на рынок, приводило к необходимости внесения изменений в содержание работы и методы исследования. В условиях полноценной конкуренции на рынке в силу специфики ценности произведений искусства, а также волатильности рынка, анализ новейших событий на нем сталкивается с серьезными трудностями, иногда сделать правильные выводы крайне сложно. В конце концов работа посвящена событиям, которые происходят в настоящее время, и описывает динамичный, бурно развивающийся процесс формирования международного художественного рынка.
Список литературы
- «Антиквары». («Шоуцан») Пекин, 1995 — 2006гг.
- Бай Чжилян. Исследование китайских предметов искусства. Пекин, 2003 г.3. «Восточное искусство. Финансы». («Дунфанишу. Цайцзин») — Пекин, 1995−2007ГГ.
- Ван Ифэй, Гуо Сяофан. Искусство Шанхайской стиля на рынке.- Наньчан, 2005 г.
- Ван Ифэй, Гуо Сяофан. Произведении мастеров династии Цин на художественном рынке. Наньчан, 2006 г.
- Ван Чжицзюнь. Хуа шань лунь цзянь — Китайская живопись нового и новейшего времени, вопросы инвестирования и коллекционирования. -Пекин, 2007 г.
- Ван Мин. Жун баоЧжай. Чэнду, 2002 г.
- Вань Цинли. Художники и история искусства. — Ханчжоу, 1997 г.
- Гао Минлу. История искусства Китая: 1985−1986. — Шанхай, 1991 г.
- Гу Чжаогуй. Основная теория культурной отрасли. Пекин, 2005 г.
- Гао Пен. Исследование методов и особенностей художественного рынка середины и позднего периода династии Мин. Пекин, 2005 г.
- Да Юньхэ. Информации китайских каллиграфии и живописи на рынке.- Сямэнь, 2006 г.
- Дин Цзяньхуа. Тактика инвестирования и коллекции картин китайских мастеров. Пекин, 2003 г.
- David Hesmondhalgh. Культурная отрасль. Перевод Ляо Пэйцзюнь.- Тайбэй, 2006 г.
- Е Чжуфу. Люличан. — Пекин, 2007 г.
- Е Цзы. Определение древних живописи Китая. -Шанхай, 2005 г.
- Е Цзы. Определение современных каллиграфии и живописи Китая. -Шанхай, 2006 г.
- Е Цзы. Рынок искусства каллиграфии и живописи Китая. Шанхай, 2006 г.19. «Жун баоЧжай». Пекин, 1999−2007гг.
- Жэнь Гуансюань. История русского искусства. Пекин, 2000 г.
- Лан Шаоцзюнь. Художественное обозрение. Кайфэн, 2001 г.
- Ли Ванкан. Общая теория рынка искусств, Шанхай, 2005 г.
- Ли Сянминь, Ван Чэнь. Культурная отрасль: культура перемен. -Пекин, 2005 г.
- Ли Туо. Китайское современное искусство. Гонконг, 1994 г.
- Ли Шучжун, Сборник теорий преподавателей Нанкинского Университета Исскуствоведения. Нанькин, 2000 г.
- Ли Чжуцзинь, Ван Циньли. История китайской современной живописи. Шанхай, 2004 г.
- Ло Гун. Мировой художественный рынок. Пекин, 1995 г.
- Ли Сянминь. История культурной отрасли Китая. Чанша, 2006 г.
- Ли Юньлэй. Фу Лэй рассазывает о искусстве. Пекин, 2002 г.
- Люй Пэн, И Дань. История китайского современного искусства. -Чанша, 1992 г.
- Люй Пэн, И Дан. История китайского современного искусства — 19 901 999. -Чанша, 1992 г.
- Люй Синь. Сто лет китайской масляной живописи. — Тайбэй, 2002 г.39. «Музей». («Мэйшугуан») —Пекин, 1995−2007 гг.40. «Мир искусств». («Ишушицзе») — Пекин, 2003−2007 гг.41. «Маслянаяживопись». («Юхуа») -Пекин, 2001 -2007гг.
- Ни Хецин. Потребление культуры и искусства в данном времени. Пекин, 1998 г.
- Определение китайской современной масляной живописи. Чанша, 2007 г.
- Поль А.Коэн. Обнаружить историю в Китае. Пекин, 1989 г.
- Первая годовая выставка китайского современного искусства. — Пекин, 2006 г.
- Си Цзинчжи. История русского искусства. — Тяньцзин, 1999 г.
- Современное китайское искусство. Сянган (Гонконг), 1986 г.
- Си My. Тенденции рынка китайской живописи. Наньчан, 2007 г.
- Сунн Мун, Чжан Цзань. История экономики культуры. Пекин, 2004 г.50. «Сфера коллекционирования». («Шоуцанцзе») -Пекин, 2003−2007гг.
- Тэн Шоуяо. Искусство и социология. Нанькин, 2006 г.
- У Цзясюань, Фан Мэйцзюнь, Вэнь Жотин. Коллекции произведений китайского современного искусства на аукционном рынке. Тайбэй, 2006 г.
- Фан Цюаньлинь. Искусство завоевывает рынок новое исследование художественного рынка современного искусства. — Пекин, 1997 г.
- Фан Цюаньлинь. Художественная галерея и художественная ярмарка. -Шанхай, 2001 г.
- Фу Лэй. Фу Лэй рассазывает о искусстве. — Чанша, 2002 г.
- Фань Ганьпин. Аукцион. Шанхай, 2002 г.
- Хе Чин. Тактик искусства. Гуйлин, 2005 г.
- Хе Хун. Искусство современной каллиграфии и живописи на рынке. -Наньчан, 2006 г.
- Цзян Инхэ. Зарубежная живопись и порт Гуанчжоу в эпоху Цин.- Пекин, 2007 г.
- Цю Юнбо, Ma Е. Анализ международного рынка произведений искусств. Шэньян, 1996 г.
- Цзян Ланыпэн, Се Шэну. Доклад о развитии культурной сферы Китая. -Пекин, 2003 г.
- Цзян Ланыпэн, Се Шэну. Доклад о развитии культурной сферы Китая.- Пекин, 2004 г.
- Цзян Ланыпэн, Се Шэну. Доклад о развитии сферы культуры Китая.- Пекин, 2005 г.
- Цзян Ланыпэн, Се Шэну. Доклад о развитии культурной сферы Китая.- Пекин, 2006 г.
- Цзян Ланыпэн, Се Шэну. Доклад о развитии культурной сферы Китая.- Пекин, 2007 г.
- Цай цзяцин. Культурная отрасль. Пекин, 2007 г.
- Цинь Чунжун. Аукционные магазины произведений искусств.- Шанхай, 2005 г.
- Чэнь Лбйшэн. История искусства Китая: 1949 1966. — Пекин, 2000 г.
- Чжан Шаося, Ли Сяошань. История искусства современного Китая. — Нанькин, 1986 г.
- Чжэн Чжун. Шанхайский коллекционер. — Шанхай, 2003 г.
- Чжэн Шулян. Анализ художественного рынка. Тайбэй, 2002 г.
- Чэнь Юни. Художественный рынок и изменения художественного стиля Шанхая (1843 1948). — Ханчжо, 2005 г.
- Чжан Лаймин. Является ли искусство товаром в период экономической реформы. -Пекин, 1994 г.
- Чанхун. Культурное содействие и коллекционирование в период конца династии Мин и начала династии Цин. Ханчжо, 2005 г.
- Чан Юе. Культура китайской рыночной экономики. Шэнян, 1994 г.
- Чан Дунмей. Возникновение искусств в сфере культуры. Пекин, 2004 г.
- Чжан Лаймин. Экономика искусства. Пекин, 2002 г.
- Чэнь Даньцин. Собрание регрессов. Гуйлинь, 2005 г.
- Чао Цзань, Юй Цзаньган. Сборник управления и владения предметами искусства. — Пекин, 2006 г.
- Чжу Цзюньбо. Аукционы предметов искусства и тактика инвестирования. Шанхай, 2006 г.
- Чэнь Даньцин. Продолжение собрания регрессов. Гуйлинь, 2007 г.
- Шунь Исянь. Искусство и экономика. Нанысин, 2002 г.
- Юй Цзяньхуа. История китайской живописи. Пекин. 1998 г.
- Янь Годун. Концепция китайской культуры. Тяньцзин, 2004 г.
- А.Тихонов. Рынок и антиквариат: русское искусство на Западе. 1985−2005.1. Москва, 2005 г.
- Т.Е.Шехтер. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб,. 2004 г.
- DAR. Русское искусство. Москва, 2007 г. На английском языке:
- Julia F. Andrews. Painters and Politics in the People’s Republic of China: 1949- 1979. Berkeley, 1994r.
- Michael Sullian. Chinese Art in the twentieth Century. London, 1992r.1. Иллюстрации
- Ду Цзинь. Гунчжунту. Шелк. Мин. Шанхай. Шанхайский музей3)* Д * Ь * ** «ij» л * f «* «<.11 iw*"1*** v s t i * т Wfcjlt? rti is*?}?* Й? r? * *
- T -.10 Jit' t «li* i vft. rt * 11. IIII I!!! l1. Сянь Юйшу
- Песня каменного барабана Бумага, тушь, 34.7*497.6cm Продажа: USD 5.586.458 Пекин, 2004 г.
- Ван Мэн Цинсичуйдяоту Продажа: USD 1.696.000 Ыью-Йорк, Christie’s. 2005 г. 1. Ван Цзянь
- Фанчжаомэнфушаньшуй, 1669 г. Продажа: HKD 6.840.000 Гонконг Christie’s. 2005 г.1. Лан Шилин1. Цюлиньциюнлуту121×64.7cm
- Продажа: USD 2.599.372 Гонконг Christie’s, 2005 г.
- Чэн Шифа Бяньцзайцзежи Продажа: RMB 2.530.000 Пекин.1. Чжан Дацяня
- Поцайчжухэпинфэн, 1975 г 168×369cm
- Продажа: USD 2.591.681 Гонконг Sotheby’s, 2002 г. В1. Фу Баоши
- Маошаньсюнчжи, 1965 г 106.5×276.5cm Продажа: USD 2.527.207 Пекин, 2004 г.1. П)
- Пань Тяныпоу Иншишанхуату Продажа: RMB 11.715.0001. Пекин.
- Лу Яньшао Ушанцинсинь, 1982 г 190*485ст1. Продажа: USD 2.394.1961. Пекин, 2004 г.
- Хуан Чжоу Фэйсюеинчунь Продпжа: RMB 7.150.000. Пекин
- Ли Кэжан Яньцзянсичжаоту Продажа: RMB 15.400.0001. Пекин.15)
- У Гуаньчжун Рай попугаев, 1988 г. 145*310cm
- Продажа: USD 3.657.800. Пекин, 2005 г.1. Лю Сяодун
- Новые эмигранты Шанся, 2004 г. Масло, холст. ЗООх 1000 cm Продажа: USD 2.660.218 2006г.1. Сюй Бэйхун
- Портрет барышни ЧжэньНи, 1939 г. Масло, холст. 136×98ст. Продажа: USD 2.660.218 2005 г. 1. Чан Юй
- Цветы в жёлтой вазе, 1940 г. 89×123cm Продажа: USD 2.699.860 Гонконг Christie’s, 2006 г.
- Чжао Уцзи June-Octobre, 1985 г. Масло, холст. 280×1000cm
- Продажа: USD 2.312.262 Гонконг Christie’s, 2005 г.
- Чжу Дэцюнь Хунюйчунь Байюньше Масло, холст. 130×195cm
- Продажа: USD 3.317.147 Гонконг Christie’s, 2006 г.20)
- Чэнь Ифэй Сюнья И Юнь Продажа: HKD 1.375.000 Гонконг, 1991 г.1. Цай Гоцян
- План № 2 для человечества Продажа: HKD 4.376.000 Гонконг Christie’s, 23)
- Чжан Сяоган Тяньанмэнь, 1993 г. Масло, холст. 150×188.5cm Продажа: USD 2.312.262 Гонконг Christie’s, 2006 г.1. Цин (Цянь Лун)
- Яньчжихундичжадаоцзи нвэньфэнцай хувэнышн Высота- 37.5cm Продажа: USD 5.319.534 Гонконг Sotheby’s, 2004 г.1. Цин (Юн Чжэн)
- Фэньцайфутаофушоувэньганьланьпин Высота: 40 cm
- Продажа: USD 5.319.227 Гонконг Sotheby’s, 2002 г.
- Юйшуанисицюйцаобэнь Продажа: RMB 5.500.000 Пекин.
- Кай юй Жуй длина: 133 cm Продажа: USD 2.660.218. 2006 г.1. Цин (Цянь Лун)
- Хетя ньюайюйхуохуан ьшуанлунэршоувэньвань 31.7cm
- Продажа: USD 2.477.318 Гонконг Christie’s, 2004 г. i/