Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пространственно-временные инверсии утопии в художественной культуре конца XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что феномен утопии и утопического сознания в современной культуре анализируется на материале одного из самых популярных и специфических для современности видов искусства — кинематографа. Наряду с такими формами массовой коммуникации как телевидение и Интернет, кинематограф играет важную роль в процессе визуализации культуры конца XX в. Кино… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Смыслополагание утопического сознания
    • 1. 1. Проблема дефиниции утопии в аспекте синхронии и диахронии
    • 1. 2. «Полифоничность» корреляционных связей утопического сознаниям.&bdquo
    • 1. 3. Структурно-функциональные особенности утопии
  • Глава II. Инвариантность утопического хронотопа в современной художественной культуре
    • 2. 1. Пространство-время как сущностные концепты модели утопии
    • 2. 2. Проблема взаимопроникновения научной фантастики, художественной литературы и киноутопии
    • 2. 3. Современная кинофантастика: инверсии утопии

Пространственно-временные инверсии утопии в художественной культуре конца XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное человеческое сообщество претерпевает кризис, суть которого — в кардинальной трансформации духовного мира, сопровождающийся множеством деструктивных, центробежных тенденций. Создаются благоприятные условия для пробуждения утопических надежд на простое и радикальное обновление всех социальных сгруктур, разрешение сложных противоречий в общественном сознании. Философский анализ утопии и утопического сознания в культуре является своеобразной попыткой осознать традиционные идеологические системы через комплекс ценностей, возникающих в начале третьего тысячелетия. Постоянное возвращение к утопическому творчеству свидетельствует о том, что оно является неотъемлемой частью человеческой природы, отвечает на познавательные и эмоциональные потребности человека, может проявляться во всех сферах его деятельности — в науке, политике, искусстве. В связи с этим обращение к исследованию специфики утопического сознания и его различных проявлений является актуальным и своевременным.

Исследование утопии в рамках философских, культурологических, социологических и политологических концепций всегда было одним из основных средств анализа социальной реальности и выработки обществом адекватного отношения к окружающей его действительности, а также правил действия в ней. Возникло направление гуманитарных исследований — утопиология, что свидетельствует о постоянном интересе к проблеме утопического сознания. Таким образом, вопрос о взаимосвязи утопических проектов и духовного потенциала общества поставлен самой действительностью. Настоящая работа направлена на постижение сущности феномена утопии, инверсии утопического пространства-времени в современной культуре, выявление связи между кризисной ситуацией в обществе и популяризацией утопической тематики в киноискусстве.

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что феномен утопии и утопического сознания в современной культуре анализируется на материале одного из самых популярных и специфических для современности видов искусства — кинематографа. Наряду с такими формами массовой коммуникации как телевидение и Интернет, кинематограф играет важную роль в процессе визуализации культуры конца XX в. Кино с большей наглядностью, чем какое-либо другое искусство, отражает и выражает духовную жизнь людей, образ и сущность социального бытия. Киноискусство способно создать посредством визуализации мир утопии, имеющий особое значение для человеческой психики в период кризиса (например, катарсис). Диссертант сосредотачивает свое внимание на анализе полнометражных игровых кинокартин конца XX в., которые отвечают критериям отображения утопического сознания в киноискусстве. В отдельных случаях привлекаются более ранние кинопроизведения. Несомненно, художественная ценность выбранных для анализа фильмов неодинакова, однако основное внимание автор уделял произведениям, наиболее ярко представляющим, по его мнению, феномен утопии и имеющим определенную значимость для развития художественной культуры конца XX в.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер темы диссертации, включающей не только культурологические, но и философские, социологические, психологические, политологические вопросы, потребовал освоения широкого круга источников. Логика данного исследования имеет два смысловых центра, исходя из которых всю литературу можно разделить на два блока: во-первых, работы, посвященные анализу феномена утопии в культурево-вторых, исследования, раскрывающие специфику киноискусства в контексте утопического дискурса.

Потребность в изучении утопии и утопического сознания в рамках отечественной культуры обусловлена как имманентными причинами, связанными с особенностями развития современной гуманитаристики, так и той культурной ситуацией, которая характерна для современной России.

На протяжении столетий между философами велась дискуссия относительно сущности утопии и принципов ее формирования, также обсуждались способы практической реализации утопических проектов. Следует отметить, что данный феномен как в отечественной, так и в зарубежной литературе рассматривается в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, социально-философском и других аспектах и раскрывается далеко не однозначно.

Первая попытка научного осмысления феномена утопии и утопического сознания была осуществлена в работах зарубежных исследователей рубежа ХГХ-ХХ вв. А. Кирхенгейма, А. Свентоховского и А. Фойгта. Значимость данных работ заключается в том, что в них осмысление утопии представлялось в исторической ретроспективе.

Существенный вклад в разработку феномена утопии внесли Э. А. Араб-Оглы, Э. Я. Баталов, С. П. Батракова, А. И. Володин, С. С. Кирвель, А. И. Кли-банов, И. Н. Неманов, С. С. Сизов, В. А. Чаликова, В. П. Шестаков и др. Проблемы русской утопической мысли неоднократно поднимались в трудах И. В. Бестужева-Лады, Р. А. Гальцевой, В. А. Малинина, П. Я. Мирошниченко, Г. М. Пономаревой, Н. И. Учайкиной, К. В. Чистова и др.

Значительный объем материалов, посвященных изучению утопии, в настоящее время также дали переводы и публикации работ крупнейших зарубежных исследователей М. Вебера, К. Мангейма, У. Морриса, Л. Мэмфорда, О. Тоффлера, П. Тейяра де Шардена, Е. ПТацкого, Э. Блоха и др.

В работах, направленных на исследование феномена утопии и утопического сознания, на настоящий момент можно выделить несколько подходов.

Культурологический подход позволяет рассмотреть утопию как социокультурную модель в контексте других артефактов культуры, является действенным и при анализе утопического сознания. Данный подход способствует выявлению корреляции утопии с мифологическим, художественным, религиозным типами сознания (работы Ф. Аинсы, А. Морсона, А. Петруччани и В. Д. Бакулова, И. В. Беспаловой, И. Ю. Иванюшиной, Б. А. Ланина, Л. А. Мясникова, Т. С. Паниотовой, Г. М. Пономаревой, Н. И. Учайкиной, В. А. Чалико-вой, В. П. Шестакова и др.).

В рамках философско-социологического подхода утопия рассматривается как выражение критики существующей идеологии и социологии знания (А. Свентоховский, А. Фойгт и Т. А. Акиндинова, М. К. Арипов, А. В. Барба-сов, Э. Я, Баталов, А. Валицкий, Б. А. Ланин, О. Н. Николенко, В. В. Святлов-ский, Г. Д. Сысоев, Г. В. Флоровский, И. В. Фролова, В. П. Шестаков, С. А. Шишулькин, С. А. Экштут и др.).

Историко-генетический подход сочетается с культурологическим, исследует генезис и историческую эволюцию утопии, акцентирует специфику конкретно-исторической ментальности (труды Н. Н. Арсентьевой, А. Н. Воробьевой, В. П. Волгина, В. А. Гуторова, В. А. Дунаевского, Б. Ф. Егорова, И. А. Марава-ля, В. И. Мильдона, О. Н. Николаенко, Т. С. Стяжкиной и др.).

Психоаналитический подход представлен двумя типами исследовательских методик: 1) по фрейдистскому типу утопия в целом и утопическое сознание, в частности, исследуется через призму «бессознательного», заложенного в человеческой природе (работы Д. Блейча, Б. Кука, Ю. Хабермаса, Г. С. Батыгина, и др.) — 2) по юнгианскому типу утопия рассматривается как секулярное проявление «сакральных архетипов» (М. Элиаде), нашедших отражение в структуре художественного текста (исследования Э. Ноймана, К. Юнга, Ю. Л. Латыниной, Н. Д. Пахсарьян, О. М. Фрейденберг и др.).

Классический литературоведческий анализ характеризуется осмыслением поэтики утопии в аспекте жанрового своеобразия, художественного метода, проблематики и авторской концепции произведений. В рамках этого подхода представляется целесообразным выделить три направления. Во-первых, изучение утопии и ее разновидностей как жанров фантастики — социальной или научной (работы Л. Геллера, Е. П. Брандис, А. Ф. Бритикова, Ю. И. Кагарлицкого, В. А. Ревич, В. П. Шестакова и др.). Во-вторых, экстраполяция утопической модели мира на современную ему кризисную действительность (Э. Я. Баталов,.

Р. А. Гальцева, M. H. Золотоносов, Вл. И. Новиков, И. Б. Роднянская и др.). В-третьих, взаимоотношение утопии и антиутопии, заключающееся в анализе поэтики антиутопии в сравнении с утопией (работы Н. Н. Арсентьевой, О. В. Быстровой, А. Н. Воробьевой, Д. Е. Казанчиева, А. Ф. Любимовой, Н. Г. Медведевой, О. Н. Николаенко, О. А. Павловой, А. А. Файзрахмановой, Л. М. Юрьевой и др.).

Значительный блок литературы, содержащий материалы, осмысленные при подготовке диссертации, посвящен киноискусству. Авторская концепция базировалась на фундаментальных трудах Р. Арнхейма, Е. Вейцмана, С. А. Бабушкина, И. В. Вайсфельда, Л. С. Выготского, П. С. Гуревича, А. Д. Трахтенберга,.

A. В. Федорова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, В. Б. Шкловского, С. М. Эйзенштейна и др. Специфику и место кинематографа в культуре рассматривали А. Базен, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, С. Жижек, П. Тейяр де Шарден, М. Фуко и Ю. М. Лотман, М. В. Ямпольский и др.

Большой интерес представляет сборник «Фантастическое кино. Эпизод первый», посвященный фантастике и фантастическому как кинематографическому явлению и состоящий из переводных статей зарубежных (англоязычных) авторов (С. Быокатман, Ф. Джеймисон, Б. Кит Грант, Б. Крид, Б. Лэндон,.

B. Собчак, К. Фридман, В. Шетли, Т. Эльзесер и др.). Также в сборник вошли работы российских философов, социологов, культурологов (О. В. Аронсон, Т. Ю. Дашкова, С. Н. Зешшн, В. А. Подорога, Б. Е. Степанов, Н. А. Хренов и др.).

Труды отечественных (М. М. Бахтин, Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, А. А. Гагаев, М. В. Логинова и др.) и зарубежных (Н. А. Носов, Ф. де Соссюр, Э. Тоффлер, A. Ore Хавзен-Леве и др.) философов, эстетиков, культурологов и исследователей современной культуры и искусства способствовали определению общетеоретических научно-исследовательских установок автора.

Таким образом, проблема утопии в современном научном мире достаточно разработана, но исследователи, говоря об этом феномене, чаще рассматривают утопию как литературный жанр или социологическую модель, редко затрагивая его культурологический аспект. Степень разработанности проблемы киноискусства также является значительной, но научное поле, касающееся киноутопии как сегмента утопического дискурса и культурфилософской проблемы, отсутствует и в западной, и в отечественной науке.

В основе научной гипотезы исследования лежит предположение, что феномен утопии имеет большое распространение в современной культуре, но к концу XX в. претерпевает ряд пространственно-временных инверсий и получает распространение в кинематографе как виде искусства, наиболее органичном для компенсации физической реальности через воплощение в нем архетипов «коллективного бессознательного» питающих и продуцирующих утопическое сознание. Данные причины обусловили выбор объекта и предмета работы, перечень задач, которые решаются в настоящем диссертационном исследовании.

Объектом диссертационного исследования является феномен утопии, рассматриваемый в качестве самостоятельной культурфилософской проблемы. Предметом исследования выступает инверсия утопического пространства-времени в художественной культуре конца XX в.

Цель исследования — раскрыть содержание и специфику бытия утопии и ее инвариантов в художественной культуре конца XX в. Реализация данной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) выявить особенности определения утопии в аспекте синхронии и диахронии;

2) исследовать корреляционные связи утопического сознания;

3) определить структурно-функциональные особенности утопии;

4) проанализировать инверсии хронотопа утопического сознания;

5) обосновать существование инвариантов утопии, характерных для художественной культуры конца XX в.

Теоретико-методологическая основа исследования. Утопическому сознанию свойственна системность, способствующая интеграции исследовательского материала, накопленного различными науками. Анализ утопии позволяет выявить воздействие на ее генезис и функционирование религиозных, философских, социологических, нравственных доминант, архетипов и мифов массового сознания. В методологическом плане исследование феномена утопии и утопического сознания в современной науке следует проводить в рамках комплексного подхода, синтезирующего культурологические, литературоведческие, социологические, когнитивные методики анализа. Указанный подход позволит наиболее полно рассмотреть феномен утопии как целостной системы и дополнить его онтологическими и гносеологическими исследованиями в культурфи-лософском русле.

В качестве центральных методов исследования выступают:

— интегративный, позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

— сравнительно-исторический, способствующий выявлению динамики исторического развития утопического мышления в аспекте синхронии и диахронии;

— аналитический, применяющийся для обоснования понятия «утопия», а также определения роли категорий «пространство» и «время» в современном утопическом сознании. Данный метод используется при выявлении инвариантов модели утопии в современном кинематографе;

— компаративный, помогающий изучению особенностей объектов исследования на основе сопоставления их характеристик;

— историко-типологический и культурно-типологический, подразумевающие теоретические обобщения, связанные с выделением сущностных уникальных и типических признаков модели утопии;

— интерпретации, дающий возможность понимания феномена киноутопии в культуре конца XX в.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено изучению проблем, связанных с определением места, роли и функционирования утопии, а также ее инвариантов в киноискусстве конца XX в. В ходе их разработки были получены следующие принципиально новые результаты:

— рассмотрена сущность утопии в аспекте синхронии и диахронии;

— показаны особенности корреляции утопии не только по отношению к мифу и художественному сознанию, но и к актуальным для современной культуры феноменам виртуальности, кинофантастики;

— обосновано положение о специфике трансформации утопического хронотопа;

— предложена авторская типология утопии, критерием которой является специфика ее воплощения в реальной действительности;

— выявлены культурфилософские и мировоззренческие основы существования инвариантов утопии в киноискусстве конца XX в., обоснованы выполняемые ими функции в современном общественном сознании, а также проанализированы архетипы «коллективного бессознательного», проявившиеся в искусстве кино.

Комплексное исследование позволило сформулировать ряд основных положений диссертация, выносимых на защиту:

1. Формирование утопий есть закономерная ступень в развитии культуры. Обоснована сущность феномена утопии в аспекте синхронии (построение теоретической модели, определение взаимосвязи терминов «утопия», «утопический», «утопизм» и «утопическое мышление») и в аспекте диахронии (выявление инвариантов утопии, характерных для конца XX в.).

2. Принцип «полифонического» существования утопического сознания состоит в том, что утопия, являясь неотъемлемым элементом культуры, имеет корреляционные связи со многими формами общественного сознания (мифологическим, религиозным, художественным, политическим и др.) и генетически восходит к архетипам «коллективного бессознательного», которые служат исходным материалом для построения утопических проектов развития человечества. В кинематографе конца XX в. имеют место инварианты негативной утопии, причиной популяризации которых, по мнению автора, являются: во-первых, актуальность кризисной ситуации обществаво-вторых, взаимодействие с виртуальностью и кинофантастикой.

3. Проблема типологии утопий в гуманитаристике решается в зависимости от конкретных целей и субъективных предпочтений исследователя. Особенно популярны в период кризисной ситуации такие типы утопий, в которых происходит экзистенциальное бегство от неустраивающей реальности. Основываясь на специфике воплощения в действительности, диссертант предлагает типологию утопий, включающую утопии-проекты (существуют только в виде теоретических проектов, получивших отражение в науке, литературе и политике) и утопии-проекции (существуют как визуальное и предметное «осуществление» утопии не в будущем, а теперь, немедленно). Им присущи общие функции (компенсаторная, критическая, моделирующая, когнитивная, познавательная и др.), широко представленные в современном киноискусстве в жанре кинофантастики.

4. Термин «хронотоп», введенный в качестве дефиниции для утопии, акцентирует особенности ее инверсии в современной художественной культуре. Эволюция утопии в общем виде представляет движение от пространственной утопии к временной, или так называемой ухронии (и-сЬгопоз). В XX веке процесс трансформации утопии идет по линии психологизации, преобладающей моделью становится эупсихия (еу-рвусЪе), основа которой заключается в боязни потерять личность. Она локализуется на уровне человеческого сознания и предельно субъективируется в период кризисной ситуацией в духовной культуре.

5. Существование инвариантов утопии в киноискусстве конца XX в. обосновано функциями, выполняемыми им в современном общественном сознании, в частности, компенсаторной, которая проявляется в экзистенциальном бегстве человека от угнетающей и неустраивающей реальности. Диссертант подчеркивает, что в результате трансформации пространства-времени утопии на первый план выходит ее негативный инвариант. Автор выявляет признаки антиутопии: а) характерные (пространственная изолированность, вневременностъ, всеобщая регламентация, урбанизм) — б) специфические (неидеальное обществоформа критики направлена одновременно против чрезмерных ожиданий и чудовищных проявлений социальностисчастье недостижимоприсутствие единоличной власти, для свободы личности нет меставсеобщая унификациямир дан через чувства одного обитателя).

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что оно призвано восполнить пробел, который существует в философском осмыслении специфики киноутопий. Результаты исследования позволяют расширить представления об утопическом сознании, о способах его актуализации в современной культуре и закладывают основы его культурфилософского рассмотрения на материале киноискусства. В диссертации обосновано понимание утопии как социокультурного феномена. Полученные при этом результаты могут использоваться при создании концепций утопического, при распознавании утопического элемента и прогнозировании социокультурно значимых реакций на них в тех или иных политических инициативах и реформах. Результаты данной работы актуальны при изучении инвариантов утопии, встречающихся в жанре кинофантастики. Материалы диссертации получили подтверждение в выступлениях и научных сообщениях автора, а также широко использовались при разработке вузовских курсов по истории философии, культурологии, теории и истории культуры и киноискусства, при подготовке спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области культурологии, а также в работе методологических семинаров вуза.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы исследования изложены автором в публикациях и выступлениях на международных конференциях: XXIII финно-угорская студенческая конференция «ШиБСО-2007» (Саранск, 2007), IV философско-кулыурологический симпозиум «Человек в мире культуры: вызовы современности» (Рязань, 2007) — всероссийских: XIX конференция студентов, аспирантов, докторантов «Майские чтения» (Пермь, 2007), научно-практическая конференция «Эффективные модели и методы государственного и муниципального управления» (Саранск, 2007), научная конференция «Искусство в современном мире» (Саранск, 2007), научно-практическая конференция «Саранские философские чтения» (Саранск, 2006.

2008) — внутривузовских: материалы аспирантского семинара «DISCURSUS» (2006;2008), конференция молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Огаревские чтения и др. Фундаментальные положения работы отражены в статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах: «Вестник МГУКИ» (Москва, 2008) и «Вестник Томского государственного университета» (Томск, 2009).

Структура и объем исследования Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа изложена на 175 страницах и состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 239 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования феномена утопии установлено, что в нем отражается качественное и структурное состояние общественной жизни. В диссертации подчеркивается, что утопическое сознание необычайно устойчиво. Пожалуй, во все эпохи человеческой истории молото указать на те или иные идеи, сопутствующие нашему пониманию утопии. Она, как правило, существует вне реального развития и вопреки ему являет попытку изменить течение времени, прервать его ход и совершить прыжок в будущее. Даже тогда, когда утопия не содержит никакой практической программы, она заряжена желанием изменить существующее положение вещей. Утопию, в широком смысле слова, можно определить как произвольную конструкцию идеала, будь то мыслительная конструкция, художественный образ или практический эксперимент.

Утопия появляется в определенные исторические моменты, а именно тогда, когда отдельные люди и целые группы общества со всей остротой осознают «неестественность» существующих отношений, а также необходимость сознательно выбрать образ жизни. Среди тех, кто решительно отвергает возможность продолжать жить по-старому, и рекрутируются утописты. Особые исторические моменты, благоприятствующие их появлению, не единственные, когда возникают утопии. Это моменты, когда утопическое мышление распространяется широко, проникая с периферии общества в центр идеологических исканий и споров. Господствующий порядок перестает быть чем-то самоочевидным не только для групп, особенно в нем обездоленных, но и для тех, которые еще недавно считали его «естественным» и «вечным». Такие ситуации называют обычно кризисными. Именно они, по-видимому, всего богаче утопиями и утопистами.

Таким образом, утопии молото считать, с одной стороны, симптомами кризиса данной общественной организации, а с другой — признаками того, что в ней самой имеются силы, способные выйти за ее рамки, хотя они еще не осознают, как это может произойти.

Сложившаяся кризисная ситуация влечет за собой необходимость переосмысления многих феноменов социокультурного бытия и сознания, в том числе и утопии. Заметим, что в отечественной философской литературе до сих пор существует стереотип преимущественно негативного восприятия утопии как вымысла, иллюзии, оторванной от реальности мечты, чреватой опасными деформациями в случае ее практического воплощения. Именно поэтому мы стремились рассмотреть ее не только в аспекте сущего, но и в аспекте должного, исходя из утверждения ее ценностной действительности. Во избежание однозначных ее оценок мы реконструировали логику развития утопии, учитывая ее способы воплощения в современной культуре.

В утопическом сознании присутствует два начала: рациональное и иррациональное. Рациональное начало связано с обдуманным замыслом, иррациональное — с эмоциональными образами, оказывающими непосредственное влияние на чувства людей и тем сильнее захватывающими их. Не случайно утопия имеет широкое распространение в массах. Человек в кризисные эпохи стремится к иллюзиям, утешению, ощущению надежности, что в полной мере находит в утопии.

В результате исследования утопического сознания на материале зарубежного киноискусства мы установили, что для этого типа общественного сознания характерно предельное противопоставление мира должного миру сущего. Такая форма теоретизирования исторически была обусловлена кризисным состоянием общества, в котором все социальные противоречия обострились до предела. Миру зла, насилия, порока и нищеты утописты противопоставляют идеальный мир, качественно иной социальный порядок.

Также можно сделать вывод о том, что к концу XX в. изначальные противоречия утопического сознания до крайности обострились, потому что современная утопия все меньше и меньше способна уводить в неведомый мир завтрашнего блаженства, она полнится трагическими вопросами сегодняшнего дня. В результате пространственно-временных трансформаций в современный культуре утопия продолжает свое существование, но не как проект идеального локуса, а в форме негативной утопии, в которой наблюдается постепенное перемещение акцента с социального целого на индивида, с родового человека — на личность, с моралина психологию.

В современной науке остается открытым вопрос о вкладе утопической мысли в развитие знаний об обществе. Во-первых, в утопических системах содержатся подтверждения того, что такое общество, каким оно подвержено изменениям, чем эти изменения вызываются, на какие группы делится общество, какую роль играет в нем, например, разделение труда и т. д. Во-вторых, даже тогда, когда на подобные вопросы прямо не отвечают, какие-то ответы в утопиях все же содержатся. Так, например, идее ликвидации государства или частной собственности сопутствовали те или иные мнения о роли и социальных последствиях этих установлений. Наконец, в-третьих, теоретические предпосылки можно обнаружить также в различных, чрезвычайно детальных предположениях утопистов относительно желательного устройства общества. Перспективным представляется более подробное исследование проблемы взаимопроникновения виртуального и утопического миров в современной культуре. Не совсем полно, разработано направление современных художественных утопии (живопись, архитектура и музыка). Также представляется интересным разработка феномена проникновения соцреализма в киноискусство данного периода.

Признавая общественную роль утопий необходимо занимать дистанцированное отношение к ней. Как отмечает Е. ТТТацкий в своей работе «Утопия и традиция» проявляет пренебрежение к множеству детальных проектов хорошо организованного общества, которыми изобилует история человеческой мысли. Он не придает особенного значения этим проектамнередко от серьезного до смешного в них только шаг, ведь они пытаются предвидеть то, чего предвидеть нельзя. Настоящая трудность заключается не в том, чтобы выдумать множество подробностей будущего общества, но в том, чтобы найти путь, ведущий к нему, а также решиться вступить на этот путь.

В экзистенциальном плане важность утопии состоит в том, что ей свойственны две мечты: мечта о том, чтобы начать свою общественную жизнь сначала, порвав со всем, что было и есть, а также мечта о счастье, которое даст ему без борьбы существующая действительность. Нам кажется, что мы можем достигнуть каких-то мирских небес, прикоснуться к какому-то абсолюту, к справедливости, свободе, равенству, братству или чему-то еще.

Подводя итоги диссертационной работы, можно утверждать, что утопия как особая форма человеческого мышления, сознания и жизнедеятельности будет присутствовать в культуре всегда. Также и социокультурные утопии, как выражение стремления к совершенному обществу, будут постоянно возрождаться в кризисные эпохи его развития в новых формах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. 3. Основной закон человечества. Новая утопия / Р. З. Абдулин. Уфа: Уфимский полиграфический комбинат, 2006. — 316 с.
  2. , Ф. Реконструкция утопии / Ф. Аинса. М.: Наследие, 1999. — 207с.
  3. , Т. А. Новые грани старых иллюзий: Проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетической и художественной мысли XIX — XX веков / Т. А. Акиндинова, JI. А. Бердюгина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 255 с.
  4. Актуальные проблемы зарубежного кино: сб. науч. тр. / НИИ теории и истории кино. — М.: Ин-т теории и истории кино, 1979. 168 с.
  5. , М. Ф. Ложные маяки и вечные истины: Пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль / М. Ф. Антонов. М.: Современник, 1991.-301 с.
  6. , М. К. Социальная утопия как течение общественно философской мысли в Средней Азии / М. К. Арипов. — Ташкент: Фан, 1989. — 107 с.
  7. Аристотель. Сочинения: В 4 т. / Аристотель. -М.: Мысль, 1984. Т.4. 830 с.
  8. , Р. Кино как искусство / Р. Арнхейм. М.: Изд. иностр. лит., 1960. -206с.
  9. , Р. Мнимый марксизм / Р. Арон- пер. с фр. М.: Прогресс, 1993. — 382 с.
  10. , С. А. Пространство и время в киноискусстве / С. А. Бабушкин. -Курск: КГПУ, 1995. 64 с.
  11. , В. Д. Социокультурные метаморфозы утопизма / В. Д. Бакулов. -Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-ту, 2003. — 350с.
  12. , В. Д. Утопизм как превращенная форма выражения социального идеала / В. Д. Бакулов // Вестник РФО. 2002. — № 4. — С.130−134.
  13. , А. В. Утопия и теоретическое исследование будущего / А. В. Барбасов // Философские науки. — 1990. № 4. — С. 23−31.
  14. , Р. Сад, Фурье, Лойола / Р. Барт- пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2007. — 256 с.
  15. , Э. Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах /Э. Я. Баталов. -М.: Политиздат, 1989. -317 с.
  16. , Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э. Я. Баталов. -М.: Наука, 1982. 336 с.
  17. , Э. Я. Философия бунта (Критика идеологии левого радикализма) / Э. Я. Баталов. -М.: Политиздат, 1973. 223 с.
  18. , Л. М. Ренессанс и утопия / Л. М. Баткин // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. — С. 12−15.
  19. , С. П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX в. / С. П. Батракова. М.: Наука, 1990. — 300 с.
  20. , Г. С. Метаморфозы утопического сознания / Г. С. Батыгин // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: Политиздат, 1992. — С. 263 — 292.
  21. , Н. А. Судьба России. Самосознание / Н. А. Бердяев. Ростов на Дону: Феникс, 1994. — 544 с.
  22. , Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуры. М.: Наука, 1990. — С. 43−271.
  23. , Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / АН СССР, Науч. совет по проблемам культуры. Репринт, воспроизведение. -М.: Наука, 1990.-220 с.
  24. , Н. А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы / Н. А. Бердяев. М.: Феникс: ХДС-пресс, 1991. — 81с.
  25. , И. Стремление к идеалу / И. Берлин // Вопросы философии. 2000. -№ 5. — С. 51—62.
  26. , И. В. Традиция и утопия в художественной культуре постмодернизма : автореф. дис.канд. филос. н. / И. В. Беспалова- Нижегород. гос. пед. ун-т. Н. Новгород, 2007. — 26 с.
  27. Бестужев-Лада, И. В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. -М.: Алгоритм, 2003. 444 с.
  28. Бестужев-Лада, И. В. Разговор о будущем / И. В. Бестужев-Лада. М.: Прогресс, 1988. — 279 с.
  29. Бестужев-Лада, И. В. Мир нашего завтра / И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1986. — 269 с.
  30. Бестужев-Лада, И. В. Возникновение науки о будущем / И. В. Бестужев-Лада // Будущее человеческого общества. М., 1971. — С. 56−97.
  31. , Э. Принципы надежды / Э. Блох // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991, С.49−53.
  32. , Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. м!: Добро-свет, 2000 387 с.
  33. , Е. Вахта Арамиса / Е. Брандис, В. Дмитриевский. Л.: Лениздат, 1967.-360 с.
  34. , А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман / А. Ф. Бритиков. Л.: Наука, 1970. — 448 с.
  35. , Ф. М. Всеобщий мир: утопия или реальность / Ф. М. Бурлацкий. -М.: Изд-во агентства печати «Новости», 1982. 158 с.
  36. , Е. Я. Культура и жанр : методологические проблемы жанрообра-зования и жанрового синтеза / Е. Я. Бурлина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. -167 с.
  37. , Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон- пер. с англ. 3. Е. Александровой. М.: Изд-во АН СССР, 1962.-238 с.
  38. , И. В. Кино как вид искусства / И. В. Вайсфельд. М.: Знание, 1983. -144 с.
  39. , А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России / А. Валицкий // Вопросы философии. -1998. -№ 8. -С.68−85.
  40. , Н. Цивилизация киборгов: миф или реальность? / Н. Васильева // Нева. 1996. — № 9. — С.180−188.
  41. , Дж. Прозрачное общество / Дж. Ватгимо- пер. с ит. Дм. Новикова. М.: Логос, 2003. -128 с.
  42. , Е. М. Очерки философии кино / Е. М. Вейцман. М.: Иск-во, 1978.-232 с.
  43. , М. Избранные произведения / М. Вебер- пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  44. , В. П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX века / В. П. Волгин. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  45. , В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца ХУШ века / В. П. Волгин. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  46. , В. П. История социалистических идей / В. П. Волгин. М. — Л.: ГИЗ, 1928.-4.1.-299 с.
  47. , А. И. Утопия и история: Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма / А. И. Володин. М.: Политиздат, 1976. — 271 с.
  48. , А. Н. Русская антиутопия XX века в ближних и дальних контекстах / А. Н. Воробьева. Самара: Из-во Самарского науч. центра РАН, 2006. -268 с.
  49. , Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. — Саранск: Красный Октябрь. 2006. — 228 с.
  50. , Л. С. Психология искусства / сост. М. Г. Ярошевский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 480 с.
  51. , А. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен / А. А. Гагаев. -М.: Флинта, Наука, 2002. 184 с.
  52. , Т. В. Новый код НЛП, или Великий канцлер желает познакомиться! / Т. В. Гагин, С. С. Уколов. М.: Психотерапия, 2007. — 248 с.
  53. , В. В. Наука или утопия?: Опыт исследования социальных учений последователей Р. Оуэна в Англии 20−40-х годов XIX в / В. В. Галкин. М.: Мысль, 1981. — 191 с.
  54. , Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века / Р. А. Гальцева- РАН, ИНИОН. М.: Наука, 1992. — 204 с.
  55. , Р. Поиски человека / Р. Гальцева, И. Рознянская // Новый мир. -1988. № 12. — С.50−56.
  56. , М. Я. Утопия у власти / М. Я. Геллер, А. М. Некрич. М.: МИК, 2000. — 856 с.
  57. , О. А. Интернет: реализм и утопия / А. Голыппсо // Радио- Радио о связи. -2003. -№ 12. С. 65−66.
  58. , Б. Утопия у власти / Б. Гройс. М.: Знак, 1993. — 373 с.
  59. , П. С. Идеал, утопия и критическая рефлексия / П. С. Гуревич // Вопросы философии. 1997. -№ 12. — С.139−141.
  60. , П. С. Мифология наших дней / П. С. Гуревич // Свободная мысль. 1992. -№ 11. -С.43−53.
  61. , В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории / В. А. Гуторов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 288 с.
  62. , И. X. Латинско-русский словарь- 6-е изд. стереотип. / И. X. Дворецкий. М.: КомКнига, 2005 — 280 с.
  63. , Ж. Различие и повторение / Центр.-Европейск. ун-т. СПб.: Петрополис, 1998.-384 с.
  64. , В. А. Западноевропейский утопический социализм в работах советских историков / В. А. Дунаевский, Г. С. Кучеренко. -М: Наука, 1981.—328 с.
  65. , Б. Ф. Российские утопии: исторический путеводитель / Б. Ф. Егоров. СПб.: Искусство-СПб, 2007. — 414 с.
  66. , Б. Ф. Русские утопии XIX века / Б. Ф. Егоров // Звезда. 1996. -№ 12. — С.175−190.
  67. , М. Кино в современном обществе: Функции воздействие — востребованность / М. Жабский, К. Тарасов, Ю. Фохт-Бабушкин. — М.: Белый берег, 2000.-376 с.
  68. , С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек. М.: Художественный журнал, 1999. — 242 с.
  69. , Е. И. Мы: роман- Рассказы / Е. И. Замятин. -М: Наука, 1964. 556с.
  70. , А. Крушение утопии / А. Зверев // Иностр. лит. 1988. — № 11. -С. 40−43.
  71. , А. Когда пробьет последний час природы / А. Зверев // Вопр. лит. -1989.-№ 11.-С. 27−46.
  72. , Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г. Г. Зейналов. М.: Прометей, 1999. — 200 с.
  73. , А. А. Русская трагедия: Гибель утопии / А. А. Зиновьев. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003. — 508 е.
  74. , М. Какотопия / М. Золотоносов // Октябрь. 1990. — № 7. -С. 192−198.
  75. , А. А. Эмигрировавшие в Интернет / А. А. Зубрилин, Р. И. Александрова. Человек. — 2002. — № 4. — С. 131−137.
  76. , Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. / Д. В. Иванов. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 218 с.
  77. , А. А. В поисках счастья: Общественно политические воззрения арабо-ислам. философов средневековья / А. А. Игнатенко. — М.: Мысль, 1989.-255 с.
  78. Идеал, утопия и критическая рефлексия / под ред. В. А. Лекторского. — М.: РОССПЭН, 1996.-302 с.
  79. , И. А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX — начало XX вв.) / И. А. Исаев. М.: Наука, 1991. — 266 с.
  80. Искусство: художественная реальность и утопия. Киев: Наук, думка, 1992.-215 с.
  81. , Э. Путешествие в Икарию / Э. Кабе- пер. с фр. под ред. Э. Л. Гуревича. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — 648с.
  82. , Ю. И. Вглядываясь в грядущее / Ю. И. Кагарлицкий. М.: Книга, 1989. — 348 с.
  83. , Ю. И. Что такое фантастика? / Ю. И. Кагарлицкий. М.: Худож. лит., 1974. — 349 с.
  84. , И. Критика чистого разума / И. Кант- пер. с нем. Н. О. Лосского. М.: Наука, 1999. — 655 с.
  85. , Ч. С. Образы будущего: утопия и антиутопия в современном мире / Ч. С. Кирвель. Гродно: 1994. — 86 с.
  86. , Ч. С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические функции / Ч. С. Кирвель. Минск: Университетское, 1989. — 192 с.
  87. , А. Вечная утопия. История политико-экономических романов / А. Кирхенгейм. СПб.: Ф. Павленко, 1902. — 320 с.
  88. Китайские социальные утопии: сб. ст. / отв. ред. Л. П. Делюсин, Л. Н. Ворох. М.: Наука, 1987. — 308с.
  89. , А. И. Народная социальная утопия в России / А. И. Клибанов. -М.: Наука, 1977.-335 с.
  90. , Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. -М.: Вече 2000: АСТ, 2003. 512 с.
  91. , В. В. XXI век в зеркале футурологии / В.В. Косолапов, А. Н. Гончаренко. -М.: Мысль, 1987. 238 с.
  92. , А. Ф. От утопии к науке: Из истории революционной мысли в России / А. Ф. Костин. М.: Мысль, 1984. — 155 с.
  93. , А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко. М.: Акад. проект, 2000. — 671 с.
  94. Кракауэр, 3. Природа фильма / 3. Кракауэр. М.: Искусство, 1974. — 427с.
  95. , О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия» / О.Ф. Кудрявцев- отв. ред. А. Э. Штекли. М.: Наука, 1991. — 287 с.
  96. , К. Т. Утопический социализм один из теоретических источников марксизма / К. Т. Кузнецов. — М.: Высш. школа, 1966. — 120 с.
  97. Кук, Б. Тошнота и утопия / Б. Кук // Человек. 2001. — № 2. — С.61−72.
  98. , М. Утопия и революция / М. Ласки // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. — С.170−209.
  99. , Ю. В ожидании Золотого века. От сказки к антиутопии / Ю. Латынина // Октябрь. 1989. — № 6. — С. 177−187. •
  100. Лем, С. Избранное / С. Лем- пер. с польск. О. А. Салнит. Л.: Лениздат, 1981.-670 с.
  101. , М. В. Выразительность молчания как проблема эстетической онтологии / М. В. Логинова. Саранск: Изд-во Морд, ун-та. — 2003, 168 с.
  102. , А. Ф. Платон- Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мол. гвардия, 2000. — 392 с.
  103. , Ю. M. Об искусстве / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство — СПБ, 2005. — 704 с.
  104. ПЗ.Малинин, В. А. История русского утопического социализма / В. А. Мали-нин. М.: Высш. школа, 1977. — 240 с.
  105. , М. К. Сознание как философская проблема / М. К. Мамар-дашвили // Вопросы философии.- 1990. № 10. — С. 3−18.
  106. , М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. M: Логос, 2004. — 238 с.
  107. Пб.Мамчур, Е. А. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции // Философские науки. 2007. — № 7. — С.308.
  108. Мангейм, К Идеология и утопия / К. Мангейм- пер. с нем. П. С. Гуревича. -М.: ИНИОН, 1992. С. 194−260. Ч. 2. — 155 е., 4.1. -245 с.
  109. , К. Диагноз нашего времени: Очерки военного времени, написанные социологом / К, Мангейм. М.: ИНИОН, 1992. — 254 с.
  110. , Н. Виртуальная реальность в искусстве и эстетике / Н. Мань-ковская // Кино: методология исследования: сб. науч. работ. М.: ВГИК, 2001. С. 7−16.
  111. , X. А. Утопия и реформизм / X. А. Маравалль // Утопия и утопическое мышление. -М.: Прогресс, 1991. С. 210 -232.
  112. , О. А. Утопия: сущность и место в культуре / О. А. Матвейчев // Антропология культуры. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. — С. 47−68.
  113. Мах, Э. Познание и заблуждение: Опыты по психологии исследования / Э. Мах. М., 1909.-492 с.
  114. , Л. С. Год 2440 / Л. С. Мерсье. Л.: Наука, 1977 — 240с.
  115. , В. И. История и утопия как типы сознания / В. И. Мильдон // Вопросы философии. 2006. — № 1. — С. 15−24.
  116. , П. Я. Возникновение утопического социализма в России / П. Я. Мирошниченко. Киев- Донецк: Випцца школа, 1976. — 143 с.
  117. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / под ред. И. В. Мелик-Гайказян. М.: Научный мир, 2005. — 256 с.
  118. Мор, Т. Утопия / Т. Мор- пер. с лат. Ю. М. Каган. М.: Наука, 1978. -415 с.
  119. , Г. Границы жанра / Г. Морсон // Утопия или утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / сост. В. А. Чаликова. М.: Прогресс, 1991. -С. 233−251.
  120. , А. Л. Английская утопия / А. Л. Мортон- пер. с англ. О. В. Волкова. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 278 с.
  121. , У. Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия / У. Моррис- пер. с англ. H.H. Соколовой. М.: Гослитиздат, 1962. — 312 с.
  122. , А. Ю. Большой словарь иностранных слов / А. Ю. Москвин. М.: Полюс, 2002. — 816 с. i
  123. , Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991.-463 с.
  124. , Н. С. Идеал проблема выбора, или воля к разуму / Н. С. Муд-рагей // Вопросы философии. — 1995. — № 9. — С. 43−53.
  125. , Ф., Мэнюэль Фр. Утопическое мышление в западном мире / Ф. Мэнюэль, Фр. Мэнюэль // Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991.-С. 21−48.
  126. , Л. А. Общий язык в утопии / Л. А. Мясников // Человек. 1999. — № 4. — С. 158−166.
  127. , И. Н. Социальный утопизм и его отношение к истории домарксистской философии / И. Н. Неманов // Проблемы методологии историко-философского исследования. -М.: Мысль, 1974. Вып. 2. — С.58−79.
  128. , О. Н. Современная русская антиутопия: традиции и новаторство / О. Н. Николаенко. Полтава: ООО Фирма «Техсервис», 2006.-211 с.
  129. , В. Возвращение к здравому смыслу : Субъективные заметки читателя антиутопий / В. Новиков // Знамя. 1989. — № 7. — С. 214−220.
  130. , Э. Искусство и время / Э. Нойманн // Психоанализ и искусство. -М.: Кей-Ьоок, 1996. 532 с.
  131. , Н. А. Виртуальная психология /НА Носов. -М: АГРАФ, 2000.-432 с. 144.0 дивный новый мир: Английская антиутопия. Романы: сборник: пер. с англ. / сост., авт. предисл. А. П. Шишкин. М.: Прогресс, 1990. — 640 с.
  132. , Т. Марксизм и утопизм / Т. Ойзерман // Свободная мысль. -1998. — № 1. — С.66−79.
  133. Онтология социального будущего / авт.-сост. А. Г. Некита, С. А. Маленко. -Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. 323 с.
  134. , Т. С. Рождение утопии: латиноамериканский контекст / Т. С. Паниотова // Вопросы философии. 2005. — № 10. — С. 68−77.
  135. , Т. С. Утопия в пространстве диалога культур / Т. С. Паниотова.- Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2004. 304 с.
  136. Платон Государство / Платон. М.: Наука, 2005. — 570 с.
  137. , А. П. Чевенгур : роман / А. П. Платонов. М.: Сов. Россия, 1989.-380 с.
  138. , Г. М. Русский утопизм: история и перспективы / Г. М. Пономарева. -М.: Прометей, 1994. 224 с.
  139. , В. Перекресток утопий: (у истоков советской фантастики) / В. Ревич // Орион. 1985. — С. 309−348.
  140. Ренуэль, A. JL Западноевропейский утопический социализм / A. JI. Рену-эль. М.: Мысль, 1963.-124 с.
  141. , В. М. Виртуальные реальности: природа и область применения / В. М. Розин // Социально-политический журнал, 1997. — № 6. — С. 183−199.
  142. , В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.- 384 с.
  143. , А. История утопий / А. Свентоховский- пер. с пол. Е. Загорский. -М.: Типогр. В. М. Саблина, 1910. -427с.
  144. , В. В. Каталог утопий / В. В. Святловский. М. — Пг.: Печатный двор, 1923. — 99 с.
  145. , А. М. Язык революционной эпохи / А. М. Селищев. М.: Работник просвещения, 1928. — 248с.
  146. , С. С. Утопия и общественное сознание: Философско социологический анализ / С. С. Сизов. — JI.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 120 с.
  147. , И. И. Виртуальный человек в пространстве-времени театра / И. И. Силантьева // Философские науки. 2007. — № 8. — С. 98−106.
  148. , Ж. Введение в изучение современного хозяйства / Ж. Сорель. — М.: Изд-во Иванова В. И., 1908. 260 с.
  149. , Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Логос, 1977. — 478 с.
  150. Социокультурные утопии XX века: Реф. сб. / АН СССР ИНИОН. -М., 1983. Вып. П.-291 с.
  151. , Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
  152. , В. С. Философия и образы будущего / В. С. Степин // Вопросы философии. 1994. — № 6. — С. 10−21.
  153. , Т. С. Актуальность утопии / Т. С. Стяжкина // Философские науки.-2006.-№ 4.-С. 149−155.
  154. , Г. Д. Утопия и миф: общее и особенное / Г. Д. Сысоев // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Воронеж, 1996. Вып. 5. -С. 62−64.
  155. , Э. Шок будущего / Э. Тоффлер- пер. с англ. Е. Руднева. М.: ACT, 2003.-557 с.
  156. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер- пер. с англ. -М.: ACT, 2004.-781 с.
  157. , А. Д. Интернет как пространство утопии / А. Д. Трахтенберг // Свободная мысль. 2007. — № 6. — С.121−127.
  158. Утопия и антиутопия XX века. М.: Прогресс, 1990. — 639 с.
  159. Утопия и утопическое в славянском мире / под ред. Л. А. Софроновой. М.: Степаненко, 2002. — 199 с.
  160. Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж. лит.: пер. с разн. яз. / сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1991. — 405с.
  161. Утопический роман XVT-XVTI вв. М.: Худож. лит., 1971. — 496 с.
  162. , Н. И. Утопическое сознание как социокультурный феномен в русской историософии : дис.. д-ра филос. наук / Н. И. Учайкина. Саранск, 2002.-334 с.
  163. , Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. -М.: Мысль, 1982. 368 с.
  164. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001. — 719 с.
  165. , Г. В. Метафизические предпосылки утопизма / Г. В. Флоров-ский // Вопросы философии. 1990. — № 10. — С. 78−98.
  166. , А. Социальные утопии / А. Фойгт- пер. В. Владимирова. СПб.: издание и типография С. М. Проппера. — 1907. — 544 с.
  167. , С. JI. Ересь утопизма / С. Л. Франк // Квинтессенция: Философский альманах, 1991. М.: Политиздат, 1992. — С. 378 — 395.
  168. , О. М. Утопия / О. М. Фрейденберг // Вопросы философии. -1990.-№ 5-С. 148−167.
  169. , И. В. Утопия: сущность и развитие: Опыт социально-философской концептуализации: автореф. дис. .д-ра. фил. наук / И. В. Фролова- Башкир, гос. ун-т. Уфа, 2005. — 39 с.
  170. , И. В. Оправдание утопии: опыт социально-философской реконструкции / И. В. Фролова. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 268 с.
  171. , М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук / М. Фуко- пер. с фр. -М.: Прогресс, 1977. 488 с.
  172. Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. T. I: Теория культуры / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. — 432 с.
  173. Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. П: Историческая культурология культуры / отв. ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. — 360с.
  174. , Ю. Социальная проекция Фрейда и утопия общества: Юрген X. о научном вкладе психоанализа / Ю. Хабермас // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. — № 2. — С.88−90.
  175. Хавзен-Леве, Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / A. Ore Хавзен-Леве- пер. с нем. С. А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001. — 672 с.
  176. , О. О дивный новый мир: роман / О. Хаксли- пер. с англ. О. Сороки. СПб.: Азбука — классика, 2006. — 252 с.
  177. Р. Первая утопия европейского гуманизма: «Декамерон» / Р. Хлодовский // Вопросы искусствознания. 1996. -№ 7 (1). — С. 306−318.
  178. , Н. А. Кино. Реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. СПб.: Алетейя, 2006. — 572 с.
  179. , Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. М.: Едиториан УРСС, 2002. — 446 с.
  180. , Н. А. Социальная психология искусства: переходная эпоха / Н. А. Хренов. М.: Альфа-М, 2005. — 624 с.
  181. , Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы / Т. В. Цивьян. -М.: КомКнига, 2005. 280 с.
  182. , К. Э. Утописты. Живая вселенная / К. Э. Циолковский // Вопросы философии. 1992. -№ 6. — С. 132−158.
  183. , В. А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии / В. А. Чали-кова // Современные буржуазные теории общественного развития. М.: Наука, 1984.-С. 74−125.
  184. , В. А. Утопия и культура: Эссе разных лет / В. А. Чаликова. М. :ИНИОН, 1992.-229 с.
  185. , В. А. Утопия и свобода: Эссе разных лет / В. А. Чаликова. М.: Весть, 1994. — 180 с.
  186. , В. А. Эти пять лет.: Избр. публицистика / В. А. Чаликова. М. :ИНИОН, 1992.-283 с.
  187. , Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме: в 2 ч. / Ю. Г. Чернышов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.-2 ч.
  188. , E.JI. Метаморфозы утопического сознания (от утопии к утопизму) / Е. JI. Черткова // Вопросы философии. 2001. — № 7. — С.47−58.
  189. , Е. Утопия как тип сознания / Е. Черткова // Общественные науки и современность. 1993. — № 3. — С.71−81.
  190. Четыре вариации утопии «Золотого века» / Социокультурные утопии XX века. М.: ИНИОН, 1988. — С. 16 — 36.
  191. , К. В. Русская народная утопия / К. В. Чистов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 538 с.
  192. , Е. Утопия и традиция: пер. с польск. / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990.-456 с.
  193. , В. С. К проблеме специфики социального познания / В. С. Швы-рев // Вопросы философии. 1972. — № 3. — С. 127−129.
  194. , В. П. Понятие утопии и современные концепции утопического / В. П. Шестаков // Вопросы философии. 1972. — № 8. — С.151 — 158.
  195. , В. П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры / В. П. Шестаков. М.: ВЛАДОС, 1995. — 208 с.
  196. , И. С. Утопия и социальный идеал / И. С. Шестакова. Бийск: Изд-во Алтайского гос. технического ун-та, 2007. — 88 с.
  197. , С. А. Социальная утопия: опыт онто-гносеологического анализа / С. А. Шишулышн. — Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2006. -118 с.
  198. , В. Б. Энергия заблуждения : Книга о сюжете / В. Б. Шкловский. -М.: Сов. писатель, 1981. 351 с.
  199. , А. Э. «Город Солнца»: утопия и наука / А. Э. Штекли. М.: Наука, 1978. — 367 с.
  200. , С. М. Психологические вопросы искусства / под ред. Е. А. Басина. М.: Смысл, 2002. — 335 с.
  201. , С. А. Сослагательное наклонение в истории: воплощение несбывшегося. Опыт историософского осмысления / С. А. Экштут // Вопросы философии. 2000. — № 8. — С. 79−80.
  202. , М. Аспекты мифа / М. Элиаде- пер. с фр. В. П. Большакова. М.: Акад. проект, 2000. — 224 с.
  203. , М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. М.: Ладомир, 2000. -416 с.
  204. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. — 304с.
  205. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. -М.: ACT, 2006. 761 с.
  206. Юнг, К. Г. Современность и будущее / К. Г. Юнг. Минск: Университетское, 1992. — 60 с.
  207. , М. В. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф / М. В. Ямпольский. М.: РИК «Культура», 1993. — 456 с.
  208. Янч, Э. Прогнозирование научно-технического процесса / Э. Янч- пер. с англ. под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1974. — 592 с.
  209. , К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  210. Bleich, P. Utopia: The psychology of a cultural fantasy / P. Bleich. Ann. Arbor., 1984. -154 p.
  211. Eliade, M. Myth and Reality / M. Eliade. D., 1964. — 356 c.
  212. Kateb, G. Utopian and its enemies / G. Kateb. N. Y., 1972. — 283 p.
  213. Mumford, L. The story of Utopias / L. Mumford. N.Y.: Viking, 1926. — 386 p.
  214. Utopia and Utopian Thought. Cambridge, 1966. 457 p.
Заполнить форму текущей работой