Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оркестровая песня в русской музыке XIX — начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поясним структуру работы. В расположении материала мы в основном руководствовались хронологическим принципом. Однако вначале было необходимо осветить главные проблемы жанра оркестровой песни (первая глава), по необходимости опираясь не только на материал русской музыки, но и зарубежной. Затем во второй главе речь идет о периоде, в котором оркестровая песня существовала не как целостный жанр… Читать ещё >

Содержание

  • I. ОРКЕСТРОВАЯ ПЕСНЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА
  • 1. Понятие
  • 2. Оркестровая песня и развитие концертной практики
  • 3. Особенности развития оркестровой песни в России
  • 4. Из истории восприятия оркестровой песни
  • 5. Оркестровая песня как самостоятельный жанр. Его поэтические и музыкальные особенности
  • II. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
  • 1. Обзор
  • 2. Баллада
  • 3. «Русская песня»
  • 4. Элегия и лирический романс для голоса с оркестром. А. Алябьев
  • 5. От оркестровой «русской песни» к самостоятельной вокально-оркестровой миниатюре (М. Мусоргский. «Где ты, звездочка?»)
  • III. 50−60-е ГОДЫ XIX ВЕКА. ПЕРВЫЕ ВЕРШИНЫ
  • 1. Обзор
  • 2. А. Рубинштейн. Двенадцать песен на слова Мирза Шафи
  • 3. М. Балакирев. «Грузинская песня»
  • IV. НЕАВТОРСКИЕ ОРКЕСТРОВКИ
  • 1. Первая половина XIX века. Оркестровки М. Глинки
  • 2. Вторая половина XIX века — рубеж Х1Х-ХХ веков
  • Мастера и их ученики
  • 3. М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов
  • 4. Вокальные миниатюры М. П. Мусоргского в неавторских инструментовках
  • V. ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА. РАСЦВЕТ ЖАНРА
  • 1. Обзор
  • 2. Баллада и родственные жанры
  • 3. Ц. Кюи. Шесть песен западных славян. Балладный цикл
  • 4. Некоторые жанровые разновидности оркестровой песни рубежа Х1Х-ХХ веков
  • 5. Лирические миниатюры для голоса с оркестром в творчестве
  • II. Чайковского, С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева и А. Глазунова
  • 6. А. Аренский. «Воспоминание». Лирический цикл
  • 7. И. Стравинский. «Фавн и пастушка», «Три стихотворения из японской лирики». Оркестр и инструментальный ансамбль

Оркестровая песня в русской музыке XIX — начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Песня для голоса с оркестром (оркестровая песня) — этот жанр ассоциируется, прежде всего, с музыкой западноевропейских композиторов. Современный концертный репертуар и аудиозаписи неизменно представляют слушателям ряд произведений Густава Малера и Рихарда Штрауса, отдельные сочинения Гектора Берлиоза, Гуго Вольфа, Эдварда Элгара. Их опусы приучили нас относиться к оркестровой песне не просто как одной из многочисленных версий произведения, сделанных в практических целях (разного рода переложения и обработки были чрезвычайно распространены на протяжении XIX — начала XX века), но как особой области композиторского творчества, предполагающей решение специальных, сознательно поставленных перед собой композитором художественных задач.

Было ли нечто подобное в России? Можно ли говорить о существовании оркестровой песни в русской музыке? И, если да, в чем ее специфика? В имеющейся литературе ответов на такие вопросы нет. Это побудило нас к поискам, результаты которых превзошли наши ожидания. Знакомясь с каталогами библиотек и архивов, списками сочинений русских композиторов и торговыми каталогами издательств, мы обнаружили значительное количество песен для голоса с оркестром (результаты этих поисков отражены в таблице, которая помещена в Приложении), и уже их число говорит о том, что игнорировать это явление нельзя.

Многое из обнаруженного не оставляло сомнений в том, что речь должна идти о специфическом жанре с его богатыми возможностями, а не о случайных фактах приспособления камерной вокальной музыки к иным, внешне заданным условиям исполнения.

Выяснились сразу и трудности. Большинство сочинений не переиздавалось, а первые издания стали библиографической редкостью. Их тиражи, по всей видимости, были очень небольшими. Скорее всего это объясняется тем, что для любителей и знатоков музыки, собирающих партитуры, оркестровая песня уступала по значению крупным симфоническим и театральным произведениям, так что главными покупателями этих изданий были малочисленные концертные организации, желавшие включить ту или иную оркестровую песню в свои программы. Даже Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, обладающая самым крупным фондом дореволюционных нотных изданий, не располагает всем нотным материалом. Некоторые издания доступны лишь в музеях в личных архивах музыкантов. Так, печатная партитура «Грузинской песни» М. А. Балакирева, которую многие исследователи считали утраченной (несмотря на факт издания), нашлась в библиотеке Центрального государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и рассмотрена в настоящей работе.

Значительное количество партитур вообще никогда не издавались и сохранилось только в виде рукописных источников. Обращение к ним позволило, например, более подробно, чем это имело место в научной литературе, описать оркестровые баллады А. Н. Верстовского. Соотношение выявленных сочинений и тех, с которыми мы действительно смогли познакомиться, нетрудно представить, сравнив таблицу из Приложения со списком использованных нотных изданий и рукописных источников. И все же круг доступных сочинений, составивших материал исследования, оказался широким и, как нам представляется, достаточным для того, чтобы изучить развитие оркестровой песни в русской музыке на протяжении XIX и в начале XX века, охарактеризовать наиболее заметные явления в этой области композиторского творчества. В этом и заключалась цель настоящей работы.

Для достижения названной цели требовалось решить следующие задачи: собрать нотный материал, в том числе труднодоступный, атрибутировать и систематизировать еговыделить характерные черты, объединяющие произведения разного времени и разных авторов и позволяющие относить их к одному жанру, обладающему своими особыми закономерностямивыявить разновидности жанра оркестровой песнипоставить оркестровую песню в контекст смежных явлений, прежде всего камерно-вокальной музыкипроследить связи оркестровой песни с общими тенденциями развития русской музыкальной культуры, с эволюцией концертной жизни, с деятельностью выдающихся исполнителейпонять логику развития оркестровой песни, выделить главные вехи в ее истории и показать характерные образцы, относящиеся к разным периодамв общем плане определить особенности развития жанра в России в сравнении с западноевропейскими странами.

В существующей литературе о русской музыке песням для голоса с оркестром уделено крайне мало внимания1. Если не считать предисловий и исследований, сопровождающих публикации соответствующих нотных текстов2, оркестровые версии.

1 Добавим, что кроме сочинений И. Ф. Стравинского нам не известна ни одна звукозапись какого-либо из подробно рассматриваемых в работе произведений.

2 Например, предисловие Л. А. Баренбойма к изданию: Рубинштейн А. Г. Двенадцать песен на слова Мирза Шафи (в переводе Ф. Боденштедта) — комментарии И. Я. Вершининой к изданию: Стравинский.

И. Ф. Вокальная музыка. В 4-х вып.- исследование А. И. Климовицкого в книге: Игорь Стравинский. 5 обычно лишь упоминаются в дополнение к фортепианным, которые заведомо рассматриваются как основные. Иначе обстоит дело лишь там, где речь идет о произведениях, не предполагавших существования редакций для фортепиано3. Невнимание к оркестровой песне как отдельной области композиторского творчества особенно бросается в глаза, когда речь идет о музыкальных жанрах. Так, в трехтомной «Истории современной отечественной музыки» (М., 1995;2001), где соблюден жанровый принцип подачи материала, упоминания о песнях для голоса с оркестром приходится искать в главах под названием «Камерная вокальная музыка».

В зарубежной музыковедческой литературе дело часто обстоит подобным образом. В больших энциклопедических статьях о существовании песен с оркестром лишь кратко говорится в статьях «Lied», «Song», которые посвящены песне в ее традиционном камерном варианте4. С другой стороны, в немецкой и англоязычной литературе имеются работы, специально посвященные проблемам жанра оркестровой песни в целом и фактически впервые привлекшие внимание к этому предметуони возникли в середине 1970 -х годов (Danuser 1976, Kravitt 1976). Причину сравнительно позднего появления подобных работ можно видеть в том, что проблемы жанра оркестровой песни мало обсуждались самими композиторами и критиками соответствующего времени. Фактически лишь статья австрийского композитора и дирижера Зигмунда фон Хаузэггера «Об оркестровой песне» (Hausegger 1912) является свидетельством тех дискуссий, следы которых разрозненно представлены в критике конца XIX — начала XX века, то есть периода расцвета жанра. Таким образом, постановка вопросов, связанных с оркестровой песней, не вошла в традиции мысли о музыке (в отличие от проблем оперы, симфонических жанров, камерно-вокальной музыки и проч., эстетические дискуссии вокруг которых давно составляют своего рода комментарий к композиторской практике). После упомянутых работ Г. Данузера и Э. Крэйвитта и под их влиянием появились исследования, посвященные более или менее частным аспектам жанра, преимущественно на материале австро-немецкой и французской музыки конца XIX — начала XX веков5. И,.

Инструментовки: «Песнь о блохе» М. Мусоргского, «Песнь о блохе» Л. Бетховена. См. список использованных нотных изданий и литературы.

3 В работе А. И. Кандинского (1960) «Грузинская песня» Балакирева рассматривается как часть симфонического творчества композитора, хотя автор и вынужден, полагая, что партитура не сохранилась, опираться на фортепианное переложение М. П. Мусоргского, снабженное указаниями инструментов.

4 См.: Jost Р. Lied // Musik in Geschichte und Gegenwart. 2. Ausg. Bd. 5. Kassel u. a., 1996. S. 12 591 328- SamsE. а. o. Lied // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. London, 2001. Vol. 14. P. 662−681- Chew G. а. o. Song // Ibid. Vol. 23. P. 704−716.

5 См.: Bracht H-J. Nietzsches Theorie der Lyrik und das Orchesterlied: Asthetische und analytische Studien zu Orchesterliedern von Richard Strauss, Gustav Mahler und Arnold Schonberg. Kassel, 1993; Fauser A. Der Orchestergesang in Frankreich zwischen 1870 und 1920. Laaber, 1994; Kahnt C. Musik und Jugendstil. Untersuchungen zu den Orchesterliedern der Jahrhundertwende // Musik zur Jahrhundertwende / Hrsg. von W. Keil. Hildesheim, 1995. S. 98−122. конечно, наблюдения над оркестровыми песнями Малера, Р. Штрауса, А. Шёнберга можно найти в многочисленных посвященных этим композиторам работам, в том числе отечественных авторов (например, в статье Д. Р. Петрова «Из истории оркестровой песни. Арнольд Шёнберг. Опус 8», см. Петров 2002).

Опыт изучения оркестровой песни на материале зарубежной музыки помогает нам в определении основных проблем, которые ставит этот жанр, но не избавляет от ощущения, что перед нами лежит еще совсем не тронутая область творчества русских композиторов.

Конечно, настоящая работа не могла охватить всего, что требовалось бы для воссоздания полной картины развития и бытования жанра. Так, мы ограничили материал хронологически. Начав с истоков оркестровой песни, мы заканчиваем началом XX века — кульминационным периодом ее развития. Затем границы жанра как целостного явления размываются (об этом кратко сказано в Заключении). Ограничили мы себя и в выборе произведений, которым посвящены отдельные очерки. Если по отношению к ранним этапам истории оркестровой песни этот выбор преимущественно зависел от наличия и доступности материала, в связи с оркестровой песней рубежа XIX — начала XX веков нам пришлось выбрать немногие явления, которые в совокупности дают представление о разнообразии оркестровой песни в этот период. Также мы отказались от подробного рассмотрения смежных явлений — оперы и музыки к театральным спектаклям, в которых можно встретить номера и фрагменты, обнаруживающие сходство с оркестровой песней. Они упоминаются лишь постольку, поскольку помогают высветить особенности исторического развития оркестровой песни. Незатронутой осталась и важная тема восприятия в России оркестровых песен западноевропейских композиторов.

Поясним структуру работы. В расположении материала мы в основном руководствовались хронологическим принципом. Однако вначале было необходимо осветить главные проблемы жанра оркестровой песни (первая глава), по необходимости опираясь не только на материал русской музыки, но и зарубежной. Затем во второй главе речь идет о периоде, в котором оркестровая песня существовала не как целостный жанр, а в виде отдельных, прямо не связанных друг с другом явлений — баллада, «русская песня» и (встречавшийся тогда лишь в исключительных случаях) лирический романс для голоса с оркестром. Хотя основной материал этой главы относится к первой половине XIX века, заканчивается она рассмотрением более позднего образца — песни Мусоргского, которую можно понять как своего рода модуляцию из жанровых традиций «русской песни» в оркестровую песню как лирическую миниатюру, где использование оркестра связано не с существующими традициями, а с индивидуальностью замысла. Третья глава посвящена оркестровой песне середины XIX векаподробно рассмотрены два произведения 7.

А. Рубинштейна и М. Балакирева, также соответствующие новому этапу в развитии жанра. Далее нам пришлось несколько нарушить хронологический принцип, чтобы обратиться к неавторским обработкам, которые создавались на протяжении всей истории оркестровой песни (четвертая глава). Использованный материал позволил, в частности, поставить вопрос о различном отношении к оркестровой песне петербургских и московских композиторов. Наконец, в пятой главе речь идет о самом богатом в истории оркестровой песни периоде. Подробнее мы остановились на произведениях, в которых, с одной стороны, выявлена общая тенденция того времени (в частности, создание циклических композиций), но, с другой, проявились разные подходы к жанру, его возможности в воплощении различной тематики. Заканчивается глава рассмотрением двух сочинений Стравинского, одно из которых еще имеет отношение к широко распространенному на рубеже веков типу композиции (вокально-оркестровая сюита), тогда как другое показывает перерождение оркестровой песни в иного рода явления, о которых, в частности, говорится далее в Заключении.

ОРКЕСТРОВАЯ ПЕСНЯ. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА.

1. Понятие.

Выражение «оркестровая песня», вынесенное в заглавие настоящей работы, встречается в русской музыковедческой литературе, как и вообще в языке наших музыковедов не часто. Можно задаться вопросом: оправдано ли это наименование, ведь для соответствующего явления существует более понятное обозначение тесня для голоса с оркестром"? Однако точно так же, как мы говорим «фортепианный квартет», «скрипичная соната», не имея в виду сочинения для четырех фортепиано или скрипки соло, а желая лишь подчеркнуть главную особенность исполнительского состава, мы говорим и об оркестровой песне, подчеркивая тем самым ее отличие от песни в обычном смысле слова, то есть от камерного жанра, предполагающего в качестве нормы использование фортепиано6. Под «песней» же мы здесь имеем в виду всю совокупность разновидностей вокальной лирики (собственно песня, романс, лирическая миниатюра), а также балладу, то есть используем это слово как собирательное понятие.

В то же время было бы ошибкой считать выражение «оркестровая песня» лишь служебным, лишь удобной в речи заменой «песни для голоса и фортепиано». Дело в том, что оно больше, чем последнее, акцентирует внимание на особых качествах этого явления, принципиально отличающие его от камерной вокальной музыки.

В отличие от иных жанров вокально-симфонической музыки оркестровая песня возникала как спутник камерно-вокальной музыки. В истории этого явления обнаруживается динамика, связанная с усилением его самостоятельностии в то же время оркестровая песня лишь в редких случаях обретала полную независимость от песни камерной. Вряд ли можно спутать оркестровую песню с сольной кантатой, где и на протяжении XIX века сохранялось в качестве родовой черты нехарактерное для камерно-вокальной музыки и оркестровой песни сочетание номеров или разделов, различных по принципам формообразования и по характеру вокальной партии (речитативной, ариозной.

•7 или кантиленной). Вне контекста, который образует история романтической песни, существование оркестровой песни вряд ли можно себе представить. Это легко пояснить на следующем примере.

6 Кроме того, в больших работах об оркестровой песне это выражение, разумеется, удобнее, чем слова «песня для голоса с оркестром». Недаром в немецкоязычной литературе, где об оркестровой песне написано гораздо больше, чем у нас, выражения «ОгсЬ^егНес!» или «ОгсЬе51е^еза1^» давно стали привычными.

7 Сольная кантата, концертная ария — жанры, нехарактерные для русской музыки XIX века, так что в практическом плане проблема различения их и песни с оркестром почти не возникает.

Еще во времена Великой французской революции в Западной Европе были широко распространены массовые революционные песни, которые могли исполняться в том числе одним голосом в сопровождении оркестра. А еще в 1788 году (в связи с другими историческими событиями) В. А. Моцарт написал песню «Ich mochte wohl der Keiser sein» («Быть бы мне императором») (KV 539) с подзаголовком «Ein deutsches Kriegslied fur Ba? und Orchester» («Немецкая военная песня для баса и оркестра»). Подобные произведения будут распространены и в отечественной музыке советского периода. Ярко выраженная прикладная направленность делает безразличным исполнительский состав: неважно, будет ли исполнена такая песня голосом с фортепиано, голосом с оркестром или большим хором с оркестром, будут ли ее петь профессиональные певцы, или патриотически-настроенная масса людей, или те и другие вместе — ее смысловое наполнение от этого не изменится. Поэтому вряд ли можно ее назвать оркестровой песней. Об этом жанре имеет смысл говорить тогда, когда использованные исполнительские средства являются необходимыми компонентами художественного целого.

Довольно часто могут встретиться и другие случаи, в которых характер и детали сопровождения вряд ли являлись незаменимыми компонентами художественного целого. Таково, например, использование популярных песен в ранних русских операх. Подобные факты, однако, также необходимо учитывать, поскольку в них складывалась практика оркестровых переложений, продолженная затем в истории оркестровой песни.

Но когда вообще возникает представление о том, что в песне голос и сопровождение составляют неразделимое музыкальное единство? Пожалуй, только с возникновением романтической песни и ее возвышением. Именно в ней инструментальное сопровождение приобрело значение важнейшего средства выражения лирического чувства. Это сделало возможным сознательное использование темброво-фактурных возможностей оркестра, которое привело к появлению жанра оркестровой песни.

Исторически сложилось так, что песни, которые создавались в XIX и начале XX века для голоса с оркестром, всегда соседствовали с их же вокально-фортепианными версиями. Композиторы, авторы оркестровых песен, как правило, подразумевали возможность исполнять их и с фортепианным сопровождением, поскольку в фортепианных версиях сочинения могли получить значительно большее распространение. Нотные издания, предназначенные в том числе для домашнего музицирования, пользовались неизмеримо более высоким спросом, чем партитурыкроме того, оркестровый вариант сам по себе вовсе не отменяет художественной ценности фортепианного.

В истории той или иной оркестровой песни соотношение фортепианной и оркестровой версий бывало различным. Классифицируем варианты этого соотношения: а) оркестровка чужого сочиненияб) оркестровка своего сочинения, сделанная после фортепианной версиив) песня, созданная либо задуманная одновременно в оркестровой и фортепианной версияхг) песня, написанная для голоса с оркестромфортепианная версия — ее переложение (авторское или неавторское).

Следует ли из этого, что предметом исследования об оркестровой песне должны стать только те сочинения, которые были изначально созданы в этом качестве (см. выше пункты «в» и «г»)? С одной стороны, они, конечно, в наибольшей степени свидетельствуют о самостоятельности жанра, в то время как позднейшие оркестровки («а», «б») нередко рассматривались их авторами и публикой лишь как приспособление уже написанной музыки к конкретным условиям исполнения. С другой стороны, можно привести множество веских аргументов в пользу того, чтобы не ограничивать понятие оркестровой песни лишь оригинальными сочинениями. Во-первых, сведений по истории создания того или иного сочинения часто недостаточно, чтобы с уверенностью утверждать приоритет той или иной версии. Во-вторых, позднейшие оркестровки ранее написанных сочинений (своих или чужих) сплошь и рядом сопровождались решением особых художественных задач, невозможных и не предполагавшихся в оригинальной фортепианной версии. Композитор сознательно привносит в произведение что-то новое, выбирая то или иное сочетание оркестровых тембров, дописывая новые голоса или даже фрагменты формы (это можно наблюдать, например, в оркестровках Н. А. Римского-Корсакова). В этих случаях особые возможности жанра оркестровой песни могут выступать не менее очевидно, чем в оригинальных сочинениях. В-третьих, хронологическое «запаздывание» оркестровой версии еще не исключает возможности того, что композитор уже при создании песни для голоса с фортепиано мог предслышать ее тембровое воплощение в оркестре (такие примеры есть, скажем, у М. А. Балакирева).

Но, пожалуй, главной причиной, заставляющей включать в поле зрения не только оригинальные сочинения, но и позднейшие инструментовки, состоит в том, что связь оркестровой песни с песней камерной является вовсе не случайной. Оркестровая песня заимствовала достижения камерно-вокальной лирики, развивалась на основе того же круга поэтических источников, что и романтическая песня вообще, хотя и обнаруживала свои особые предпочтения. Следовательно, оркестровая песня предполагала воплощение иными средствами той тематики, того круга образов, тех музыкально-поэтических форм, какие были свойственны камерно-вокальной музыке.

Эта связь, повторим, крайне существенна для понимания того, что такое оркестровая песня, и часто помогает атрибутировать то или иное сочинение именно так.

1. Аренский: «. Люблю музыку и желаю сделать для нее то, что могу.» (Письма А. С. Аренского) / Публ. и комм. П. Белого // Альманах. Вып. 2. — М., 2003. — С. 181−214.

2. Арнольд: Арнольд Ю. К. Воспоминания. Вып. 1−3. — М.: Типография Э. Месснера и Ю. Романа, 1892 (1,2), 1893 (3). — 169, 253, 204 с.

3. Асафьев 1987: Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунабаева.Л.: Музыка, 1987. — 248 с.

4. Асафьев 5: Асафьев Б. В. Избранные труды. В 5-ти тт. Том 5. Избранные работы о советской музыке. «Музыкальная форма как процесс». Библиография и нотография.М.: АН СССР, 1957. — 388 с.

5. Балакирев — Стасов 1: Балакирев М. А. и Стасов В. В. Переписка. Т. 1. / Ред.-сост., вступ. ст., комм. А. С. Ляпуновой. — М.: Музыка, 1970. — 487 с.

6. Балакирев — Стасов 2: Балакирев М. А. и Стасов В. В. Переписка. Т. 2. / Ред.-сост., вступ. ст., комм. А. С. Ляпуновой. — М.: Музыка, 1971. — 422 с.

7. Балакирев 1956: М. А. Балакирев: Переписка с Н. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым / Ред., предисл. и комм. В. А. Киселева. — М.:Музгиз, 1956. — 104 с.

8. Балакирев 1961: Милий Алексеевич Балакирев: Исследования и статьи / Под ред. Э. Л. Фрид. — Л.: Музгиз, 1961. — 445 с.

9. Балакирев 1962: Милий Алексеевич Балакирев: Воспоминания и письма. — Л.: Музгиз, 1962, —479 с.

10. Балакирев 1967: Милий Алексеевич Балакирев: Летопись жизни и творчества. — Л.: Музгиз, 1967. —599 с.

11. Баренбойм 1: Баренбойм Л, А. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2-х тт., т. 1. — Л.: Музгиз, 1957. —455 с.

12. Баренбойм 2: Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2-х тт., т.2. — Л.: Музгиз, 1962. — 492 с.

13. Берлиоз Мемуары: Берлиоз, Г. Мемуары / Пер. О. К. Слезкиной, Вступ. ст.А. А. Хохловкиной, Ред. пер. и прим. В. Н. Александровой и Е. Ф. Бронфин. — М.: Музгиз, 1961. —916 с.

14. Бородин 1958: Бородин А. П.. О музыке и музыкантах (из писем). — М.: Музгиз, 1958. —356 с.

15. Бородин: Бородин А. П. Письма. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. Вып. 1−4. / Ред., комм, и прим. С. А. Дианина.— М.: Музгиз, 1927;1950. — 420, 315, 454,479 с.

16. Вагнер 1: Вагнер Р. Моя жизнь. В 2-х тт. Т. 1. — М.: Издательство ACT, 2003. — 560 с.

17. Василенко: С. Н. Василенко. Нотографический справочник. / Сост. Г. К. Иванов. — М.: Советский композитор, 1973. — 168 с.

18. Васина-Гроссман 1956: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. —М.: АН СССР, 1956, — 351 с.

19. Васина-Гроссман 1966: Васина-Гроссман В. А. Романтическая песня XIX века. — М.: Музыка, 1966. — 405 с.

20. Викторова: Викторова Н. Седьмая симфония, А Локшина на стихи японских поэтов: Дипл. раб. — М.: МГК, 1975. — 82 с.

21. Витоль: Витоль И. В. Творчество / А. К. Лядов. Сб. ст. —Пг.: Изд. Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, 1916. — С. 135−173.

22. Воинова: Воинова И. В. К исследованию жанра оркестровых песен (на примере «Kindertotenlieder» Г. Малера и «Altenberglieder» А. Берга) / Дипл. работа. — М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1975. — 95 с.

23. Геллис: Геллис Т. В. Поэзия и музыка в вокально-симфонических произведениях Александра Локшина: Автореф. канд. дисс. — М: Российский институт искусствознания, 1999. — 16 с.

24. Глазунов 1: Глазунов А. К. Музыкальное наследие. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Т. 1 / Редколлегия: Ю. В. Келдыш, А. В. Оссовский, Э. Э. Язовицкая, О. Янковский (отв. ред.). — Л.: Музгиз, 1959. — 556 с.

25. Глазунов 1958: А. К. Глазунов. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. / Сост., вступ. ст. и примеч. М. А. Ганиной. — М.: Музгиз, 1958. — 550 с.

26. Глазунов 2: Глазунов А. К. Музыкальное наследие. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Т. 2 / Редколлегия: Ю. В. Келдыш, А. В. Оссовский, Э. Э. Язовицкая, М. О. Янковский (отв. ред.). — Л.: Музгиз, 1960. — 570 с.

27. Глазунов — Балакирев: А. К. Глазунов и М. А. Балакирев. Переписка // Музыкальное наследство. Т. IV. — М. Музыка, 1976. — С. 84−137.

28. Глинка 1: Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 1. / Подгот. А. С. Ляпунова. — М.: Музыка, 1973. — 483 с.

29. Глинка 1895: Глинка М. И. Заметки об инструментовке. С примечаниями А. Н. Серова. — СПб.: Тип. Н. Финдейзена, 1895. — 30 с.

30. Глинка 1958: М. И. Глинка. Сб. ст. / Под ред. Е. Гордеевой. — М.: Музгиз, 1958. — 817 с.

31. Глинка 2 А: Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2 А. / Подгот. А. С. Ляпунова и А. С. Розанов. — М.: Музыка, 1975. — 415 с.

32. Глинка 2 Б: Глинка М. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 2 Б. / Подгот. А. С. Розанов. — М.: Музыка, 1977. — 397 с.

33. Глумов: Глумов А. Н., Доброхотов Б. В. Александр Плещеев // Музыкальное наследство. Т. IV. — М., 1976. — С. 28−72.

34. Гнесин: Ф. Гнесин. Статьи, воспоминания, материалы, М., 1961.

35. Гордина 1: Гордина Е. И. Югославия (Сербия. Хорватия. Словения). Машинопись.

36. Гречанинов: Гречанинов А. Т. Моя жизнь. — СПб.: Петербургское Пушкинское общество, Певческая капелла Санкт-Петербурга, 2009. — 240 с.

37. Губайдулина: Холопова В. София Губайдулина: Путеводитель по произведениям. — М.: Композитор, 2001. — 56 с.

38. Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. — М.: Музыка, 1965.

39. Дараган П. М. Воспоминания первого камер-пажа великой княгини Александры Феодоровны. 1817−1819 // Русская старина, 1875. Т. 12. № 4. — С. 769−796- Т. 13. № 5. — С. 1−49.

40. Держановский: Держановский В. А. К. Глазунов 1882−1922. — М.: Музгиз, 1922. — 19 с.

41. Доброхотов: Доброхотов Б. В. А. А. Алябьев. Творческий путь. — М.: Музыка, 1966. —319 с.

42. Долгушина: Долгушина М. Г. У истоков русского романса: Камерно-вокальная культура Александровской эпохи. — Вологда: Книжное наследие, 2004. — 378 с.

43. Домбаев: Домбаев Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах / Под ред. Г. Бернандта. — М.: Музгиз, 1958. — 636 с.

44. Друскин: Друскин М. С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Изд. 3-е.Л.: Советский композитор, 1982. — 208 с.

45. Европейская музыка XIX века: Европейская музыка XIX века. Кн. 1. Польша. Венгрия // Ред.-сост. К. В. Зенкин и Е. М. Царева. — М.: Издательство «Композитор», 2008. — 528 с.

46. Жуковский 1: Зарубежная поэзия в переводах В. А. Жуковского. Том 1 / Сост. А. А. Гугнин. — М.: Радуга, 1985. — 608 с.

47. Запорожец: Запорожец Н. А. К. Лядов. Жизнь и творчество. — М.: Музгиз, 1954. — 213 с.

48. ИРМ 2: История русской музыки. В 10-ти тт. Том II. XVIII век. Часть первая. / Авторы тома Ю. В. Келдыш и О. Е. Левашева. — М.: Музыка, 1984. — 336 с.

49. ИРМ 3: История русской музыки. В 10-ти тт. Том III. XVIII век. Часть вторая. / Авторы тома Б. В. Доброхотов, Ю. В. Келдыш, А. В. Лебедева, Е. М. Левашев, О. Е. Левашева, А. В. Полехин, А. М. Соколова. — М.: Музыка, 1985. — 424 с.

50. ИРМ 4: История русской музыки. В 10-ти тт. Том IV. 1800−1825. / Авторы тома Л. М. Бутир, Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, О. Е. Левашева, Л. А. Орлова, А. М. Соколова. — М.: Музыка, 1986. — 416 с.

51. ИРМ 5: История русской музыки. В 10-ти тт. Том V. 1826−1850. / Авторы тома Ю. В. Келдыш, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, О. Е. Левашева, Н. А. Листова, А. М. Соколова. — М.: Музыка, 1988. — 520 с.

52. ИРМ 6: История русской музыки. В 10-ти тт. Том VI. 50−60-е годы XIX века. / Авторы тома Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашев, В. Н. Романова. — М.: Музыка, 1989. — 384 с.

53. ИРМ 7: История русской музыки. В 10-ти тт. Том VII. 70−80-е годы XIX века. Часть первая. / Авторы тома Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, М. Д. Сабинина. — М.: Музыка, 1994. — 479 с.

54. ИРМ 2009: История русской музыки: учебник. В 3-х вып. Вып. II. Кн. 1. Кандинский А., Петров Д., Степанова И. / Под общ. ред. Е. Сорокиной и Ю. Розановой. — М.: Музыка, 2009. — 440 с.

55. Кандинский 1960: Кандинский А. И. Симфонические произведения М. А. Балакирева.М.: Музгиз, 1960. — 144 с.

56. Карманный музыкальный словарь: Карманный музыкальный словарь (терминология Гарраса). 5-е изд., пересмотренное и дополненное кн. В. Ф. Одоевским. — М.: Юргенсон, 1882. — 125 с.

57. Коломийцев 1971: Коломийцев В. П. Статьи и письма / сост. и примеч.Е. В. Томашевская. Вступ, ст. и общ. ред. Ю. А. Кремлева. — Л.: Музыка, 1971. — 224 с.

58. Комаров 2007: Комаров А. В. Восстановление произведений П. И. Чайковского в истории русской музыкальной текстологии. Автореф. канд. дисс. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. — 36 с.

59. Комаров 2005: Комаров А. В. А. К. Глазунов и творческое наследиеП. И. Чайковского // Мифы и миры Александра Глазунова. Сб. науч. ст. // Сост. 3. М. Гуссейнова, Э. А. Фатыхова. — СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. — С. 114−136.

60. Кремер: Кремер А. Г. Вокальные циклы Шостаковича. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005.

61. Кузнецов: Кузнецов В. Камерно-вокальное творчество Кюи // Стилевые особенности русской музыки XIX—XX вв.еков. — Ленинград, 1983. — С. 58−73.

62. Кюи 1952: Кюи Ц. А. Избранные статьи / Сост., вступ. ст. и прим. И. Л. Гусина. — Л.: Музгиз, 1952, —701 с.

63. Кюи: Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. — СПб.: Финдейзен, 1896. — 207 с.

64. Кюрегян: Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII—XX вв.еков. — М.: ТЦ «Сфера», 1998. —344 с.

65. Левашева: Левашева О. Е. Песни Козловского // Русско-польские музыкальные связи: Статьи и материалы — М.: АН СССР, 1963. — С. 48−82.

66. Левенсон: Левенсон О. Л. В концертном зале (музыкальные фельетоны). — М.: Типо-лит. Скворцова, 1880. — 380 с.

67. Локшин: А. Л. Локшин — композитор и педагог. М.: Композитор, 2006. — 144 с.

68. Лядов 2005: Лядов Анатолий Константинович. — СПб.: Композитор, 2005. — 168 с.

69. Ляпунова: Ляпунова А. С. Творческое наследие М. А. Балакирева: Каталог произведений. В 3-х вып. — Л.: Гос. Публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, i960, —198,164,312 с.

70. Малер 1964: Малер: Густав Малер. Письма. Воспоминания / Сост. И. Барсова. М.: Музыка, 1964. 635 с.

71. Малер 2006: Густав Малер. Письма / Под общ. ред. И. А. Барсовой. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006. — 896 с.

72. Марковац: Марковац П. О наших народных песнях // Из прошлого югославской музыки. Сб. ст. югославских музыковедов. Изд. 1. / Сост., общ. ред., вступ. ст. и прим. И. М. Ямпольского. — М.: Музыка, 1970. — С. 77−106.

73. Мирза Шафи: Мирза Шафи Вазех. Сечилмиш ше’рлэр. — Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1964. — 200 с.

74. Мусоргский 1981: Мусоргский М. П. Письма. — М.: Музыка, 1981. — 360 с.

75. Наследие Мусоргского: Наследие М. П. Мусоргского: Сборник материалов: К выпуску Полного академического собрания сочинений М. П. Мусоргского в тридцати двух томах. / Сост. и общ. ред. Е. Левашева. — М.: Музыка, 1989. — 256 с.

76. Ознобишин 2001: Ознобишин Д. П. Стихотворения. Проза. В 2 кн. Кн. 1. — М.: «Наука», 2001. — 570 с. — (Литературные памятники).

77. Огаркова 2004: Огаркова Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора XVIII -18- начала XIX века.19 веков. — СПб.: Д. Буланин, 2004. — 345 с.

78. Одоевский 1956: Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. — М.: Музгиз, 1956. — 723 с.

79. Отечественные записки № 43: С. Н. Из Гатчины. От 10 октября 1823 года // Отечественные записки. Ч. 16. № 43, Ноябрь. — СПб.: Типография Плавилыцикова, 1823, — С. 311−316.

80. Отечественные записки № 44: С. Н. Второе письмо из Гатчины. // Отечественные записки. Ч. 16. № 44, Декабрь. — СПб.: Типография Плавилыцикова, 1823. — С. 447 454.

81. Пекелис 1940: Пекелис М. С. Музыкальная культура в России первой половины XIX века // История русской музыки / под ред. проф. М. С. Пекелиса. Т. 1. — М.-Л.: Музгиз, 1940. — 456 с.

82. Пекелис 1951: Пекелис М. С. Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке. М.-Л.: Музгиз, 1951. — 211 с.

83. Пекелис 1954: Пекелис М. С. Неизвестная партитура Глинки: Советская музыка 1954 № 9. — С. 67−69.

84. Петров 2002: Петров Д. Р. Из истории оркестровой песни. Арнольд Шёнберг. Опус 8 // Арнольд Шенберг: вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научной конференции. — М., 2002. — С. 56−71.

85. ПРМ1: Русская вокальная лирика XVIII века. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 1. / Сост., публ. и комм. О. Левашевой. —М.: «Музыка», 1972.

86. Раппопорт: Раппопорт Л. Взаимодействие жанров в западноевропейской оратории и кантате XX века // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Сост. Л.Раппопорт. Общ. ред. А. Сохора, Ю.Холопова. —М.: Музыка, 1971. — С. 310−348.

87. Римский-Корсаков 1: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 5 / Подгот. А. С. Ляпуновой. — М.: Музгиз, 1955. —400 с.

88. Римский-Корсаков 3: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 3 / Подгот. А. Н. Дмитриевым. — М.: Музгиз, 1959. — 805 с.

89. Римский-Корсаков 5: Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 5 / Подгот. А. Н. Дмитриевым. — М.: Музгиз, 1963. —592 с.

90. РМГ 1905 № 40: L. Библиография. А. Аренский. Романсы. // Русская музыкальная газета. 1905 № 40. Стлб. 966.

91. Рогаль-Левицкий 4: Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 4. — М.: Музгиз, 1956.316 с.

92. Розанов 2007: Розанов А. С. Музыкальный Павловск. История концертной жизни. — СПб.: Композитор, 2007. — 168 с.

93. Рубинштейн 1: Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В 3-х тт. Том I. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи / Сост., текстолог, подготовка, коммент. и вступ. ст. Л. А. Баренбойма. — М.: Музыка, 1983. — 216 с.

94. Рубинштейн 2: Литературное наследие. В 3-х тт. Т. 2. Письма. 1850−1871. — М., 1984, —220 с.

95. Савенко 2001: Савенко С. И. Мир Стравинского. — М., 2001. — 170 с.

96. Сафонов: Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / Сост. Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. — М.: Белый берег, 2009. — 768 с.

97. Серов: Серов А. Н. Статьи о музыке. Вып. 1−6. / Сост., ред. и комм.Вл. Протопопова. — М.: Музыка, 1984;1990. — 414, 352, 352,412,444, 347, 343 с.

98. Сквирская: Сквирская Т. «Где ты звездочка?». О первой партитуре М. П. Мусоргского / Музыкальная академия, 2009, № 1. — С. 160−162.

99. СМ 1958 № 4: А. В. Нотографические заметки. / Советская музыка 1958 № 4. — С. 155−156.

100. Смирнов: Смирнов В. В. Творческое формирование И. Ф. Стравинского. — Л.: Музыка, 1970. — 152 с.

101. Смирнова 1997: Смирнова Г. В. «Персидские песни» Рубинштейна (исполнительский комментарий) // Антон Рубинштейн: Сб. ст. — Петрозаводск, 1997. — С. 36−44.о".

102. Соболева: Соболева А. А. Алексей Николаевич Верстовский: Библиогр. указ. — Тамбов, 1999. —355 с.

103. Советская музыка 1983: Орджоникидзе Г. На пути интернационализации музыкальной культуры // Советская музыка. 1983, № 10. — С. 6−16.

104. Стасов: Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 1−5. / Комм. Вл. Протопопова. — М.: Музыка, 1974;1980. — 433,438, 355, 399, 420, 271 с.

105. Стравинский 1: Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Т. 1. (1882−1912). — М.: ИО «Композитор», 1997. — 552 с.

106. Стравинский: Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни / Пер. с фр.JI. В. Яковлевой-Шапориной. Предисл., комм., текстолог, ред. И. Я. Вершининой. Ред. О. В. Фраенова — М.: Композитор, 2005. — 464 с.

107. Таранов: Таранов Г. Курс чтения партитур / Ред. Дм. Рогаль-Левицкого. — М.-Л.: Искусство, 1939. — 360 с.

108. Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского: Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского // Ред.-сост. П. Вайдман, Л. Корабельникова, В. Рубцова. — М.: Музыка, 2003. — 992 с.

109. Финдейзен 1894: Финдейзен Н. Ф. Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. Кюи. — М.: Оттиск из журнала «Артист», 1894, —25 с.

110. Финдейзен 1905: Финдейзен Н. Ф. Русская художественная песня (романс). Исторический очерк ее развития. — М.-Лейпциг: Юргенсон, 1905. — 77 с.

111. Хвоина 1994: Хвоина О. Б. Камерно-вокальные жанры в России пушкинской поры: К проблеме романтизма в русской музыке: канд. дисс. — М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1994. — 229 с.

112. Хвоина 2010: Хвоина О. Б. Русская музыкальная культура первой половины XIX века. Романс // Русская музыкальная литература: Учеб. пособ. для муз. училищ. Вып. 1 / Под ред. Е. М. Царевой. — М.: Музыка, 2010. — С. 143−199.

113. Холопов — Ценова: Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов: Монография. — М.: Композитор, 1993. — 293 с.

114. Холопова 1999: Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учеб. пособие. — СПб.: Мздательство «Лань», 1999. — 496 с.

115. Холопова: Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. В 2-х чч. Ч. 2. Содержание музыкального произведения. — М., 1991. — 122 с.

116. Царева: Царева Е. М. Жанр музыкальный // Музыкальная энциклопедия в 6-ти тт. Т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Стлб. 383−388.

117. Цуккерман: Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. — М.: Музыка, 1964. — 160 с.

118. Чайковский — Танеев: П. И. Чайковский, С. И. Танеев. Письма. / Сост. и ред. В. А. Жданов. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — 558 с.

119. Чайковский 12: Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т. 12 / Подгот. А. В. Музылевой и С. С. Муравич. — М.: Музыка, 1970. — 595 с.

120. Шаляпин 1: Федор Иванович Шаляпин. В 3-х тт. Том 1. Литературное наследство. Письма. — М.: Искусство, 1976. — 760 с.

121. Шаляпин 2: Федор Иванович Шаляпин. В 3-х тт. Том 2. Воспоминания о Шаляпине. — М.: Искусство, 1977. — 600 с.

122. Шаляпин 3: Федор Иванович Шаляпин. В 3-х тт. Том 2. Статьи и высказывания. Приложения. — М.: Искусство, 1979. — 392 с.

123. Шапорин: Юрий Александрович Шапорин: Литературное наследие, статьи, письма. Статьи о творчестве Ю. А. Шапорина. Воспоминания современников. / Ред.-сост., вступ. ст. и комм. Е. Грошевой. — М.: Советский композитор, 1989. — 434 с.

124. Шевченко: Шевченко Т. Г. «Кобзарь». Стихотворения и поэмы. Пер. с укр. / Вст. ст. М. Рыльского. Прим. И. Айзенштока. — М.: Художественная литература, 1972. — 656.

125. Шелли: Шелли П. Б. Полное собрание сочинений в переводе К. Д. Бальмонта. В 3-х тт. Т. 1. —СПб., 1903, —502 с.

126. Штейнпресс: Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. — М.: Музгиз, 1956. — 404 с.

127. Энгель: Энгелъ Ю. Д. Глазами современника: Избранные стать о русской музыке. 1898−1918 / Ред.-сост. И. Кунин. — М.: Сов. Композитор, 1971. — 523 с.

128. Ямпольский: Ямполъский И. М. Музыка Югославии. — М.: Музгиз, 1958. — 136 с.

129. Ястребцев 1. Ястребцев В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания (1886−1908). / Под ред. А. В. Оссовского. — Л.: Музгиз, 1959. — 525 с.

130. Ястребцев 2: Ястребцев В. Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания (1886−1908). / Под ред. А. В. Оссовского. — Л.: Музгиз, 1960. — 632 с.

131. Hausegger: Hausegger, Siegmund von. Uber den Orchestergesang (1912) // Hausegger, Siegmund von. Betrachtungen zur Kunst: Gesammelte Aufsatze. Leipzig, 1920. — (Die Musik). —S. 205−214.

132. Kravitt 1965: Kravitt E. F. The Lied in 19th-century Life // Journal of the American Musicological Society. Vol. XVIII (1965). No. 2. — PP. 207−218.

133. Kravitt 1976: Kravitt E. F. The Orchestral Lied. An inquiry into its style and unexpected flowering around 1900 // Music Review. Vol. 37 (1976). No. 3. PP. 209−226.

134. Schwab: Schwab, Heinrich W. Konzert. Offentliche Musikdarbietung vom 17. bis 19. Jahrhundert. — Leipzig, 1971. — (Musikgeschichte in Bilden. Bd. IV/2). —228 S.

135. Taruskin 1993: Taruskin R. «A little star» I I Taruskin R. Mussorgsky. Eight essays and epilogue. — Pringston: Pringston University press, 1993. — S. 38−70.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой