Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миф о минотавре в культурном контексте XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Леви-Брюль в своих работах о первобытном мышлении, которое он называл дологическим, как и Дюркгейм опирался на социальную психологию. Коллективные мифологические представления, по его мнению, являются предметом веры, а не рассуждений. Если современный европеец дифференцирует сверхъестественное и естественное, то первобытный человек воспринимает мир единым. Дологический характер мифологического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Миф о Минотавре в культурно-историческом контексте
  • §-1Культурные и исторические истоки мифа о Минотавре
    • 2. Миф о Минотавре и основные его интерпретации от античности до современности
    • 3. Лабиринт как часть мифа о Минотавре. Роль лабиринта в других культурах и исторических эпохах
  • Глава II. Миф о Минотавре в литературе и визуальных искусствах XX века
    • 1. Миф о Минотавре в контексте философских и культурологических теорий и художественных течений конца XIX — начала XX веков, влияние этих теорий и течений на современное искусство
      • 1. 1. Миф о Минотавре в восприятии авторов Серебряного века, представителей авангарда и модернизма
      • 1. 2. Интерпретация мифа о Минотавре в свете аналитической психологии: психоанализ и теория архетипов
  • §-1.3Миф о Минотавре в эстетике сюрреализма
    • 1. 4. Интерпретация образа Минотавра Пабло Пикассо
    • 1. 5. Миф о Минотавре в творчестве Майкла Эртона
    • 2. Минотавр как отрицательный герой
    • 3. Минотавр как положительный герой
    • 4. Минотавр как жертва и изгой
    • 5. Минотавр как портрет современного человека

Миф о минотавре в культурном контексте XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мифы лежат в основе культуры любого народа. Мифология с древнейших времен проникает во все сферы человеческой жизни, но наиболее заметно ее влияние проявляется в литературе и искусстве. Каждая эпоха в истории культуры характеризуется определенным осознанием соотношения литературы, искусства и мифологии. На протяжении веков отношение к мифологии, ее понимание и восприятие изменялось, но мифы не потеряли своей актуальности и в современной культуре. В конце XIX — начале XX веков происходит «возрождение», новое возвращение к мифологии, особенно активно ремифологизация начинается в первые десятилетия XX века. Этот процесс обусловлен возникшим на рубеже XIX — XX веков кризисом исторического сознания, причинами которого во многом стали социальные и политические изменения в обществе, научные открытия и технический прогресс. Старые понятия, регулировавшие общественную и личную жизнь человека, переосмысливаются, остро встает вопрос о самоопределении индивида, его роли в истории и обществе, о неких незыблемых началах в человеке. Для осмысления этих «вечных» вопросов привлекается миф. Он позволяет выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки, в нем воплощаются основные черты человеческого мышления и социального поведения.

В XX веке «миф стал одним из центральных понятий социологии и теории культуры» (Е.М. Мелетинский), происходит сближение мифа с идеологией, психологией и искусством. Мифология становится предметом изучения, прежде всего, этнологии, возникают различные теории мифа, выходящие за пределы науки и оказывавшие влияние на литературу и изобразительное искусство.

Одним из первых вопрос о роли и месте мифов в культуре рассматривал основоположник функциональной школы в этнологии Б. Малиновский1. Исследования Малиновского показывают, что в архаических обществах миф выполняет практические функции, поддерживая традиции и непрерывность культуры. Миф кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определенные правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления. Малиновский оценивает миф со стороны его прагматической функции как инструмент разрешения критических проблем, относящихся к благополучию индивида в обществе, и как орудие поддержания гармонии с экономическими и социальными факторами. Он указывает, что миф — это не просто рассказанная история или повествование, имеющее аллегорическое, символическое и другие значения, это некая действительность, влияющая на судьбу мира и людей. В этом же направлении работали такие ученые, 3 как М. Элиаде" и Д. Фрэзер .

У истоков новых мифологических теорий стоят также представители французской социологической школы Э. Дюркгейм4 и Л. Леви-Брюль5. Дюркгейм внес в изучение мифов социологический аспект, он ищет новый подход к возникновению ранних форм религии и ритуала, рассматривая их как неразрывно связанные с мифологией. Религию он противопоставляет.

1 Малиновский, Б. Научная теория культуры, пер. II. В. Утехин, 2-е изд. исир. М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005/ Malinowski В. The Scientific Theory of Culture, 1944; Малиновский, Б. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. М.: РОССПЭН, 2004; Малиновский, Б. Магия. Наука. Религия. Серия: Astrum Sapientiae, М.: Рефл-бук, 1998.

2 Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. Инвест-ППП, 1995; Элиаде М. Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. СПб., Алетеня, 1998. Серия: Миф, религия, культураЭлиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. Киев, Рефл-бук, Валкер, 1996; Eliade М. Cosmos and History: The Myth of the Eternal Return. Princeton: Princeton University Press, 1954; Eliade M. Myth and Reality. New York: Harper and Row, 1963; Eliade M. Myth, Dreams and Misteries. New York — London, 1960; Eliade M. Rites and Symbols of Initiation. New York, 1965; Myth and Symbols. Studies in Honor of Mircea Eliade, ed. by I.M. Kitagawa and Ch.H. Long. Chicago-London, 1969.

3 Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980/ Frazer J.G. The Golden Bough. London, 1923.

4 Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

5 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937 магии и фактически отождествляет с коллективными представлениями о реальности. В поисках элементарных форм религии и мифологии Дюркгейм обращается к тотемизму. Тотемическая мифология, с его точки зрения, моделирует родовую организацию и сама служит ее поддержанию. Исследования Дюркгейма предваряют концепцию французского этнолога Л. Леви-Брюля.

Леви-Брюль в своих работах о первобытном мышлении, которое он называл дологическим, как и Дюркгейм опирался на социальную психологию. Коллективные мифологические представления, по его мнению, являются предметом веры, а не рассуждений. Если современный европеец дифференцирует сверхъестественное и естественное, то первобытный человек воспринимает мир единым. Дологический характер мифологического мышления проявляется и в отсутствии логического закона «исключенного третьего»: объекты могут являться и самими собой, и одновременно чем-то еще. В коллективных представлениях ассоциациями управляет партиципация, то есть сопричастие. Возникает мистическое сопричастие между тотемической группой и страной света, между страной света и цветами, ветрами, мифическими животными, лесами, реками и т. д. Пространство в мифологии неоднородно, направления имеют различные качества и свойствавремя может течь по-разному в разных местах. Леви-Брюль показал, как функционирует мифологическое мышление, как оно обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками. Концентрируясь на мистической партиципации, он не уделяет внимания интеллектуальному смыслу этого мышления и его познавательным результатам. Делая акцент на чувственном восприятии и коллективных представлениях, как на основе мифологического мышления, он недооценил значения-его своеобразной логики.

Символическая теория мифа, разработанная немецким философом Э. Кассирером1, была направлена как раз на интеллектуальное понимание мифологического мышления. Кассирер рассматривает духовную деятельность человека, и в первую очередь, мифотворчество как древнейший вид этой деятельности, как «символическую». Мифология для него является, наряду с языком и искусством, автономной символической формой культуры. Она предстает как замкнутая символическая система, объединенная и характером функционирования, и способом моделирования окружающего мира. Символизм мифа предполагает, что каждый его элемент является знаком, поэтому мифологическое сознание есть нечто вроде кода, символы которого есть ключ. Кассирер рассматривал духовную деятельность человека и мифотворчество, в качестве древнейшего вида этой деятельности, как состоящие из символов. Символизм мифа восходит, по мнению Кассирера, к тому, что конкретно-чувственное мышление, то есть мифологическое мышление, может обобщать, только становясь знаком, символомконкретные предметы могут становится знаком других предметов или явлений, т. е. их символически заменять. Кассирер выявил некоторые фундаментальные структуры мифологического мышления и природы мифического символизма. Он сумел оценить интуитивное эмоциональное начало в мифе и вместе с тем рационально проанализировать его как форму творческого осознания и понимания реальности. Специфику мифологического мышления Кассирер видит в неразличении реального и.

1 Кассирер 3. Познание и действительность. СПб, 1912; Кассирер Э. Рассуждение о человеке: Попытка создания философии человеч. культуры / Пер. на груз. Л. Рамишвили. Тбилиси: Ганатлеба, 1983; Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции / Пер. с нем. Б. Столпнера, П. Юшкевича. СПб.: Алетсйя, 1996; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998; Кассирер Э. Избранное: Индивид н космос / Пер. А. Н. Малинкина. М., СПб.: Университетская книга, 2000; Кассирер Э. Философия символических, форм: В 3 тт. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М., СПб.: Университетская книга, 2002; Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры 11 Постижение культуры. Ежегодник, вып. 7, М., 1998; Свасьян К. А. Философия культуры Э. Кассирера (Истоки, своеобразие, критика) // Вопросы философии, 1984, № 9, С. 95−103. идеального, вещи и образа, тела и свойства, в силу чего сходство преобразуется в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс имеет характер материальной метафоры. Отношения не синтезируются, а отождествляются, часть функционально тождественна целому. Космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции сакрального (священного, мифически релевантного, концентрированного, с особым глубоким магическим отпечатком) и профанного (эмпирического, текущего). От этого зависят мифологические представления о пространстве, времени, числах. Идея конструирования символического мира в мифологии, выдвинутая Кассирером, очень глубока, но, однако, она не предполагает постановки вопроса о соотношении конструирования мира с самой действительностью.

В работах немецкого психолога В. Вундта1 в связи с генезисом мифов особо подчеркивалась роль аффективных состояний и сновидений, а также ассоциативных цепочек. Аффективные состояния и сны как продукты фантазии, родственные мифам, занимают еще большее место у У представителей психоаналитической школы, Зигмунда Фрейда" и его последователей. Для Фрейда речь идет главным образом о вытесненных в подсознание сексуальных комплексах, прежде всего о так называемом «эдиповом комплексе». Мифы рассматриваются фрейдистами как откровенное выражение этой психологической ситуации.

Огромное значение для теории мифа в XX веке имела теория К. Г. Юнга3, также относящаяся к аналитической психологии. В отличии от.

1 Вундт В. Миф и религия. СПб., 1913; IVundt W. Volkerpsychologie, Bd 4−6. Mythus und Religion, 3 Aufl., Leipzig, 1920—1923; См. также Ланге H.H. Теория В. Вундта о начале мифа. Одесса, 1912.

2 См., например: Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.-П., 1922; Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923; Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990 3.

Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994; Юнг К. Г. Архетип н символ. М.: Наука, 1991; Юнг К. Г. О современных мифах. М., 1994; Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного II.

Фрейда, Юнг в своих исследованиях исходил из понятия коллективных представлений и символической интерпретации мифа. Юнг обратил внимание на общность в различных видах человеческой фантазии, таких, как миф, поэзия, сны, и возвел эту общность к архетипам — коллективно-подсознательным психологическим мифообразующим символам. Они выступают у Юнга как некие структуры первичных образов. Недостатком теории Юнга была опасность растворения мифологии в психологии, а также крайнего расширения понятия мифа до продукта воображения вообще.

Теория Юнга оказала влияние на французского этнолога К. Леви-Стросса1, разработавшего структуралистскую теорию мифа. Леви-Стросс рассматривал мифотворчество как коллектив но-бессознательную деятельность. Исходя из признания своеобразия этого мышления, как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического, Леви-Стросс показал в то же время, что это мышление способно к обобщениям, классификации и логическому анализу. Основу структурного метода Леви-Стросса образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. То есть структура понимается не просто как устойчивый фундамент объекта, а как совокупность правил, по которым из одного объекта путем перестановки его элементов можно получить другой или даже несколько. Применив структурный метод к анализу мифов, Леви-Стросс сосредоточил внимание на описании логики первобытного мышления. Мифология для него является, прежде всего, полем бессознательных логических операций. Мифологическая логика достигает своих целей с помощью материалов, к.

Вопросы философии, № 9, 1998; Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон+, 1998; Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992.

1 Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика. Природа, 1978, № 1- Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Leach Е. Levi-Strauss. Fontana, 1970; Structural Study of Myth and Toteism, ed. by E. Leach, London, 1957; Levi-Strauss С. Mythologiques, 1−1V. Paris, 1964;1971 тому специально не предназначенных. Леви-Стросс видел в мифе логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредством медитации — прогрессивного посредничества, механизм которого заключается в том, что фундаментальная противоположность, например, жизни и смерти, подменяется менее резкой противоположностью, например, растительного и животного царства, а эта, в свою очередь, более узкой оппозицией. Так громоздятся все новые и новые мифологические системы и подсистемы как плоды своеобразной порождающей семантики, как следствие бесконечных трансформаций, создающих между мифами своеобразные иерархические отношения. При этом при переходе от мифа к мифу сохраняется их общая структура, но меняются сообщения или код. Это изменение при трансформации мифов большей частью имеет образно-метафорический характер, так что один миф показывается полностью или частично метафорой другого.

В противоположность Леви-Строссу французский структуралист Р. Барт1 связывает миф с языком и информацией, он рассматривает мифологию как часть семиотики, изучающей значения независимо от их содержания. Согласно его исследованиям миф — это некая форма, имеющая историческое основание, но не зависимая от природы вещей. Барт пытается уточнить соотношение мифа как вторичной семиотической системы или как метаязыка с языком. По его мнению, то, что является «знаком» в языке, в мифе превращается в означающее, что соответствует регрессии мифа от «смысла», к «форме», однако при этом обеднение смысла не доходит до полного-его уничтожения. В современной культуре, проводя аналогии с историческими событиями, мифы получают новое значение, что превращает миф в идеологию.

Основой' ритуально-мифологической или неомифологической теории стали исследования Дж. Фрэзера и его последователей. Представители.

1 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1994; Барт Р. Мифологии. М.: 1996 9 этого направления1 утверждали приоритет ритуала над мифом и обосновывали значение ритуала в происхождении литературы, искусства и философии. Большое значение в исследованиях этого направления имела теория архетипов Юнга, которая способствовала распространению ритуалистических подходов на всю историю искусства, включая современность.

Важное место в теории мифа занимают и обобщающие и обзорные труды по мифологии, принадлежащие М. Элиаде и Дж. Кэмпбеллу". Кэмпбелл трактует мифологию как поэтическую образность, порождаемую «супернормальными», или другими словами искусственными, знаковыми стимуляторами. Он считает, что мифология и ритуалы выступают функционально либо как ключ к универсально-постоянным началам в человеческой природе, либо как выражение культурно-исторического контекста. Первый, психологический, аспект ведет к трансформации личности в результате жизненного опыта, страдания, очищения и мудрости. Второй аспект — этнический, неисторический, и Кэмпбелл подчеркивает важность этой антиномии, так как ее забвение ведет к недоразумениям.

Если говорить об изучении мифа в русской науке, то необходимо упомянуть работы двух крупнейших ученых рубежа XIX—XX вв.еков A.A. Потебни3 и А.Н. Веселовского4, оказавших огромное влияние на изучение.

1 См., например, работы: Bodkin А/. Archetypal patterns in poetry, 3 ed. N.Y., 1963; Chase R, Quest for myth. Baton Rouge, 1949; Ftye N. Anatomy of criticism. Princeton, 1957; Myth and mythmaking, cd. by H.A. Murray. N.Y., 1960; Myth and symbol. Lincoln, 1963; Myth and literature, cd. by J. Vickery. Lincoln, 1966; Fontenrose G. The ritual theory of myth. Berk-Los Ang., 1966 Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Ваклер, Рефл-Бук, ACT, 1997 / Campbell J. The Hero with a thousand faces. Meridian Books, 1970; Campbell, Joseph The Masks of God, I-IV. New York, 1959;1968; Campbell J. The Mythic Image. Princeton Univ. Press, N.J., 1974; Campbell J. The Power of Myth. N.Y., 1988.

3 См.: Потсбня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. «Чтение в императорском Обществе истории и древностей российских», кн. 2−3, М., 1865- его же Из записок по теории словесности. Харьков, 1905; Лезин Б. Из черновых заметок Потебни о мифе. «Вопросы теории и психологии творчества», кн. 5, Харьков, 1914.

4 См.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика, под ред. В. М. Жирмунского. Л., 1940; Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства. «Ранние формы искусства», М., 1972, стр. 149−190- его же Поэтика мифа. М.: Наука, 1976 мифологии русскими учеными. В русской и советской науке можно выделить три основных направления работы. Этнографы исследовали миф в религиоведческом аспекте, это, прежде всего, работы таких ученых, как Д. К. Зеленин, В. Г. Богораз, Л. Я. Штернберг, С. А. Токорев, A.M. Золотарев, А. Ф. Анисимов, Ю. П. Францев, Б. И. Шаревская, М. И. Шахнович, В. Я. Пропп и некоторых других1. Главным объектом исследования в этих работах является соотношение мифологии и религии, религии и философии и особенно отражение в религиозных мифах производственной практики, социальной организации, различных обычаев и верований. В литературоведческих исследованиях рассматривалась роль мифов в развитии литературной поэтики, в основном на материале античности и европейского средневековья, сюда можно отнести работы А. Ф. Лосева, И. И. Толстого, И.Г. Франк-Каменецкого, О. М. Фрейденберг, Я. Э. Голосовкера, М. М. Бахтина, С. С. Авсринцева, А.Я. Гуревича". В лингвистических работах данные мифологии использовались для реконструкции семантических пластов языка и культуры, например, в работах В. Н. Топорова, В. В. Иванова, Н.И. Толстого3.

См., например: Анисимов А. Ф. Природа и общество в отражении сказки и мифа. «Ежегодник Музея истории религии и атеизма», I, Л., 1957, стр. 144−171- БогоразВ.Г. Религиозные идеи первобытного человека. «Землеведение», 1908, кн. 1- его же Миф об умирающем и воскресающем звере.

Художественный фольклор", 1926; Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; его э/се Что такое мифология? «Вопросы истории религии и атеизма», вып. 10, М., 1962; Пропп В.Я.

Морфология сказки, 2-е изд., М., 1969; его же Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946;

Франг/ев Ю.П. У истоков религии и свободомыслия. М.-Л., 1959; Шахнович М. И. Первобытная мифология и философия. Л., 1971; Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936 2.

См., например: Аверинцев С С. Мифы. «Краткая литературная энциклопедия», т.4, М., 1967; его же К истолкованию символики мифа об Эдипе, сб. «Античность и современность», М., 1972, стр. 90−102- Гояосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. Л., 1936; Фрейденберг О. М. Происхождение греческой лирики, ВЛ, 1973 з.

См., например: Иванов В. В. Заметки о типологическом п сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии. ТЗС, IV, 1969, стр. 44−75- его же Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых.». ТЗС, III, 1967; его же Категория времени в искусстве и культуре XX века. сб. «Ритм, пространство и время в литературе и искусстве». Л., 1974; Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце. ТЗС, III, 1967, стр. 81−99- его же К истории связей мифологической и научной традиции. Гераклит, «То Honor Roman Jakobson», vol. Ill, The Hague v Pans, 1967; его же О структуре некоторых архаических текстов соотносимых с концепцией мирового дерева. ТЗС, V, 1971, стр. 9−62- его же О космогонических источниках раннеисторических описаний. ТЗС, VI, 1973, стр. 106−150- его же К происхождению некоторых поэтических символов. «Ранние формы искусства», стр. 77−104.

Крупнейшим специалистом по античной мифологии и кругом связанных с ней научных проблем является А.Ф. Лосев1. Лосев считает, что миф вообще не имеет познавательной функции. Согласно его теории миф — это непосредственное вещественное совпадение общей идеи и чувственного образа. Он также говорит о неразделенности в мифе идеального и вещественного, вследствие чего в нем появляется стихия чудесного. Лосев подчеркивает, что миф не схема или аллегория, а символ, в котором «встречающиеся два плана бытия неразличимы и осуществляется не смысловое, а вещественное, реальное тождество идеи и вещи» (Мелетинский). Сравнивая миф и поэзию, он отмечает, что, несмотря на то, что и то и другое являются выразительными формами, в мифе он видит реальную действительность, а в поэзии — лишь созерцаемую. Поэзия, по его мнению, отвлечена от действительности, тогда как миф — от смысла повседневной жизни, ее обычного идейного содержания.

Во второй половине XX века большое развитие получили исследования художественного мифологизма в литературе. Существует несколько подходов к изучению этого вопроса (изучение мифологических элементов в произведении как одного из способов создания художественной условностифольклорные или мифологические элементы, использованные автором, рассматриваются и в своем первоначальном значении и с точки зрения их изменения в литературном контексте), однако, наиболее общим является подход, при котором художественный мифологизм рассматривается как относительно самостоятельное явление. В рамках этого подхода исследователи определяют специфику мифологического и.

1 Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Госучпедгиз, 1957; его же Введение в античную мифологию, «Ученые записки Пединститута. Филологическая серия», вып. 5, Сталинабад, 1954; его же Диалектика мифа. — М., 1930; его же История античной эстетики, тг. IIV, М., 1963;1975; его же Миф. Число. Сущность./ Сост. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994; его же Мифология греков и рнмлян./ Сост. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1996; его же Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. «Ученые записки МГПИ», т. 72, М., 1953; его же Очерки античною символизма и мифологии. — М., 1930 немифологического типов описания (например, работы Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского1), выделяют различные виды литературного мифологизирования (например, Е.М. Мелетинский2), а также ставят вопрос об имплицитном мифологизме художественного сознания (В.В. Иванов, В.Н. Топоров).

В мифологических исследованиях XX века миф о Минотавре рассматривался как часть критского цикла античных мифов и мифов о подвигах Тесея. Значение и символика мифа, а также его интерпретации в историческом и культурологическом контекстах освещались в работах А. Ф. Лосева, Р. Грейвса и Д. Лауэнштайна .

Несмотря на то, что миф о Минотавре занимает одно из важнейших мест в культуре XX века, выходя за рамки литературы и искусства, и проникая в такие области, как психология, социология, компьютерные технологии, интернет, необходимо отметить, что данный миф, в отличие от других античных мифов, мало исследован. Можно отметить лишь опубликованную в 2008 году монографию немецкого ученого Теодора Зиолковски «Минос и современники"4, посвященную циклу мифов о Миносе, частью которого является и миф о Минотавре, в современной культуре, в частности в литературе и искусстве XX века.

1 См., например: Лопшан Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура, T3C, VI, стр. 282 -305- Лотман.

Ю.М. Динамическая модель семиотической системы. М., 1974; его же Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. М., 1977; его же Структура художественного текста. М.,.

1970; его же Типология культуры. Статьи. Тарту, 1970 i Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976; его же Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., Наука. 1986; его же Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М., ИВЛ. 1958; его же Историческая поэтика новеллы. М., Наука. 1990; его же Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977, с. 23−41- его же О литературных архетипах. М., 1994; его же Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., ИВЛ. 1963; его же Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., Наука. 1983.

3 Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Госучпедгиз, 1957; Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992; его же Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. Серия «Bibliotheca mythological», Екатеринбург: У-Фактория, 2005; ЛауэнштаГш Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.

4 Ziolkowski, Theodore Minos and the Moderns: Cretan Myth in Twentieth-Century Literature and Art. Oxford University Press US, 2008.

Предметом настоящего исследования является миф о Минотавре и его интерпретации в литературе и искусстве XX века. Исследование основано на материале литературных произведений русских и зарубежных авторов XX — начала XXI веков и произведений визуальных искусств, таких как живопись, графика, скульптура, художественные инсталляции, театр и кинематограф того же периода.

Цель исследования — определение и рассмотрение основных интерпретаций мифа о Минотавре в литературе и искусстве XX века, а также выявление влияния этих интерпретаций на восприятие мифа в современной культуре. Поставленная цель предусматривает решение следующих исследовательских задач:

• рассмотрение основных теорий в изучении мифологии и их влияния на трактовку мифа о Минотавре;

• анализ литературных произведений авторов XX — начала XXI века и восприятия этими авторами мифа о Минотавре;

• анализ произведений визуальных искусств XX века и определение основных тенденций в интерпретации мифа их авторами;

• сопоставление различных интерпретаций мифа авторами XX века и определение взаимоотношений и взаимовлияния мифа и современной культуры.

Методологической основой исследования является комплексный анализ рассматриваемых в диссертации процессов и явлений, в частности культурологический, литературоведческий и искусствоведческий типы анализов. Анализ основывается на междисциплинарном подходе, включающем элементы описательного, формального, иконологического, ретроспективного, сопоставительного, сравнительного и аналитического методов, а также традиционные методы обобщения и классификации исследуемого материала. Формальный и иконологический методы искусствоведческого анализа1 позволяют идентифицировать формальные мотивы произведения, составить его первичное описание, сопоставить эти формальные мотивы со значениями образов и интерпретировать смысловое целое. Аналитический метод предполагает определение основных особенностей трактовки мифа разными авторами, а сравнительный и сопоставительный методы позволяют выявить общие тенденции и различные черты в этих трактовках.

Научная новизна исследования определяется тем, что настоящая диссертация — первое комплексное исследование мифа о Минотавре, его значения в литературе и искусстве XX века, рассматривающее миф в различных его проявлениях и систематизирующее основные его интерпретации. В исследовании также выявляется влияние интерпретаций мифа о Минотавре на восприятие этого образа в современном культурологическом контексте.

Интерес к мифу о Минотавре на протяжении XX века, особенно возросший в последние двадцать лет, вывел миф за границы литературы и искусства в более широкий культурный контекст. Следовательно, актуальность изучения мифа выражается необходимостью понимания значения и символики мифа и его образов в этом новом контексте.

1 Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999.

Выводы к Главе II.

В начале XX века в мировой культуре происходит процесс переоценки ценностей и исторического наследия, и многие писатели и художники обращаются к основам культуры, одной из которых, безусловно, является мифология. Сюжет мифа о Минотавре — один из самых распространенных в искусстве XX века. Однако миф переосмысливается не только как единое целое, переосмысливается каждый из образов, его отношения с другими персонажами и роль в развитии сюжета. Часто эти образы вырываются из контекста самого мифа.

В первой половине века большое влияние на восприятие мифа художниками и писателями оказывала прежде всего политическая и общественная ситуация в Европе. Миф о Минотавре в этот период является метафорой, воплощавшей ужасы нацизма, политической диктатуры, войны и холокоста. Минотавр становится символом насилия, жестокости и смерти.

В тоже время под влиянием философских и психоаналитических теорий для многих авторов миф о Минотавре символизирует блуждания человека в подсознании, его поиски собственного «я», борьбу со своими страхами и предрассудками. В подсознании каждого человека есть Минотавр, и каждому необходимо увидеть чудовище в себе, победить его или научиться жить с ним. В восприятии художников и писателей XX века человек на протяжении своей жизни пытается выбраться из лабиринта. С одной стороны, это лабиринт окружающего мира, с другой — лабиринт внутри самого человека, это и его тело, и его сознание и подсознание. Найти выход из лабиринта не возможно, так как человек и лабиринт взаимосвязаны, и одно не может существовать без другого.

На искусство второй половины XX века большое влияние оказало творчество Пабло Пикассо. Вслед за ним многие художники видят в Минотавре воплощение двойственности человеческой природы, присутствия в нем человеческого и животного начал.

В искусстве XX века изменяется трактовка мифа о Минотавре как символа победы цивилизации, культуры н человеческого разума над природной стихией и животными инстинктами. Эта победа уже не рассматривается как окончательная, так как Ариадна в итоге достается не Тесею, а Дионису, воплощавшему природное, стихийное начало. Таким образом, победу одерживает не Тесей, как носитель цивилизованного сознания, а Дионис, как воплощение природной стихии.

Изменяется и взгляд на персонажей мифа. Образ Тесея как мифологического героя теряет свою возвышенность и рассматривается как образ воина и наследника трона, умело воспользовавшегося ситуацией и получившего не только славу, но и власть. История героя становится не историей его деяний и подвигов в борьбе с обстоятельствами, а историей его приспособления к ним и использования их в своих целях.

Многих писателей и поэтов XX века интересует история любви Ариадны и Тесея. Существует два основных взгляда на эту историю. Одни считают, что Тесей действительно любил Ариадну, но, узнав, что ей суждено стать женой Диониса, пожертвовал своей любовью. Другие же предполагают, что Тесей лишь воспользовался влюбленностью в него критской царевны, чтобы одержать победу над Минотавром и найти выход из лабиринта. Надо отметить, что по-новому трактуется и образ самой Ариадны. Она не всегда предстает влюбленной в Тесея и готовой на все ради любви, в некоторых произведениях она помогает не ему, а Минотавру.

Наибольшему переосмыслению в XX веке подвергся образ Минотавра. Минотавр — уже не чудовище, он — изгой, существо, обреченное на вечное одиночество. Писатели и художники пытаются заглянуть в мир Минотавра и глубже раскрыть образ, который в древнегреческом мифе описывается лишь поверхностно. Минотавр часто предстает как существо разумное, способное философски размышлять и оценивать события, происходящие вокруг него. В некоторых произведениях Минотавр воплощает в себе в большей степени животные качества, однако, и в этом случае он осознает свое одиночество и отверженность. Минотавр из отрицательного персонажа превращается в трагический образ: несмотря на свое происхождение, он не принадлежит ни миру богов, ни миру людей, ни миру животных, и обречен на жизнь в лабиринте, который является для него одновременно и домом, и тюрьмой. Для жанра фэнтези характерно изображение Минотавра как отважного и благородного воина, часто в таком контексте он не является единственным в своем роде существом, а представителем расы минотавров.

Заключение

.

Мифология с момента своего зарождения и на протяжении всех последующих эпох оказывала большое влияние на развитие культуры человечества. В разные времена и в разных культурах мифологические образы и сюжеты воспринимались и трактовались по-своему, однако не потеряли своей актуальности и в современном мире.

Мифология проникает во все сферы человеческой жизни, но более заметно ее влияние на визуальные искусства и литературу. Образы и сюжеты мифологии использовались как символы и аллегории определенных событий. Эти образы переосмысливались и изменялись, их трактовали согласно преобладавшим в то время в обществе теориям и взглядам. Античная мифология не была исключением, ее сюжеты были источником вдохновения для многих писателей и художников. Однако со временем многие мифы, потеряв свое первоначальное значение, становились средством воплощения идей автора.

Рассмотренный в данной работе древнегреческий миф о Минотавре долгое время воспринимался как часть повествования о героических подвигах Тесея, и во многих произведениях визуальных искусств и литературы воплощалась именно героическая его часть: это сюжеты о победе Тесея над Минотавром, и его возвращении из лабиринта. Но миф о Минотавре привлекал внимание писателей, поэтов и художников и тем, что в нем кроме героической присутствовали и другие темы, такие, как тема непознанного, воплощенная в образе лабиринта и обитавшего в нем чудовища, тема побеждающей опасности, но, несмотря на это, несчастной любви, а также тема историко-политических отношений двух древнегреческих государств — Крита и Аттики.

На рубеже XIX — XX веков возникает большое количество новых течений как в искусстве и литературе, так и в философии и антропологии. Одним из первых новую трактовку образам мифа о Минотавре дал.

Фридрих Ницше, для которого Минотавр является проявлением хаотического, природного, неконтролируемого начала в человеке. Сходно трактуется миф согласно теории психоанализа Зигмунда Фрейда, где Минотавр воспринимается как воплощение скрытых в подсознании страхов, комплексов, а также животных инстинктов человека. Однако принципиальное отличие этих теорий состоит в том, что Ницше призывает человека принять хаотическое начало в себе, в то время как Фрейд считает, что с Минотавром в себе необходимо бороться и стремиться его победить. Теория архетипов Карла Густава Юнга объединила образы Минотавра, лабиринта, героя и нити Ариадны в архетип сюжетов о Лабиринте, что повлияло на интерпретацию мифа о Минотавре авторами XX века.

В искусстве XX века миф о Минотавре часто превращается в метафору, позволяющую автору более глубоко раскрыть ту или иную ситуацию или образ. Как метафора он может приобретать разные значения в зависимости от того, на какой из его образов сделан акцент. Лабиринт — это символ запутанности и сложности ситуации или же отношений героев. Лабиринт также выступает как метафора сознания человека, и метафора его жизненного пути. Тесей — герой, блуждающий в лабиринте, пытающийся распутать его, разобраться в ситуации, описываемой в произведении. Также Тесей — герой, побеждающий чудовище, следовательно, в произведении он будет символизировать борьбу со злом. Однако в контексте XX века победа Тесея не кажется окончательной и убийство чудовища не приносит долгожданной свободы. В искусстве XX века даже в тех произведениях, где есть лишь аллюзии к мифу о Минотавре, образ Ариадны меняет свое значение, символизируяуже обманутую и покинутую возлюбленную, а не. спасительницу героя. Также неоднозначен и образ Минотавра. Чаще всего он символизирует самые темные, подлые и низкие желания и чувства человека, все отрицательные черты характера, а также рефлексы и животные инстинкты, хранящиеся глубоко в подсознании. Однако не только метафора может раскрыть образ, но и само повествование, сам образ влияет на метафору, основанную на мифологическом образе. Так Минотавр в некоторых произведениях становится изгоем, человеком или существом, обладающим силой и властью, достойным стать частью общества, но отвергаемым им.

В искусстве XX века миф о Минотавре становится не только источником сюжетов и образов, но и пространством для экспериментов и исканий. Миф может отражать политическую ситуацию, события и настроения в современном для автора обществе. Так, Минотавр для многих художников становится символом политической диктатуры, олицетворением Гитлера, Муссолини или Франко, а сам миф показывает ужасы войны и холокоста. Для других миф о Минотавре — метафора поисков собственного «я», блужданий в подсознании и борьбы с собственными страхами, воплощенными соответственно в образах лабиринта и Минотавра.

Большое влияние на искусство второй половины XX — начала XXI веков оказал Пабло Пикассо. Его интерпретация образа Минотавра заставила многих художников увидеть в этом существе не только чудовище, но и его человеческую сторону. Они воспринимали Минотавра как состояние человека, проявление его внутреннего «я», и, соответственно, человек должен увидеть в себе чудовище и, либо победить его, либо смириться с ним. Часто Минотавр предстает не как злодей, а как жертва обстоятельств или же, как жертва действий других людей. Он обладает силой, но не способен освободить себя. Образ Тесея, героя теряет свою актуальность, так как человек — это и чудовище и герой в. одном лице.

Многие авторы рассматривали миф как единое целое, не изменяя его сюжета и героев. Однако, для всех произведений, основанных на классическом мифе, характерна нетрадиционная его трактовка. В этих произведениях авторы придают героям новые черты, пытаясь объяснить, каким на их взгляд был тот или иной мифологический персонаж, что позволяет совершенно по-другому взглянуть на события, описанные в мифе. Прежде всего, в большинстве произведений раскрывается образ самого Минотавра, о котором из классического мифа известно мало. Здесь можно выделить две основные тенденции: автор представляет Минотавра как чудовище, заслуживающее смерти, и автор видит Минотавра положительным героем, способным размышлять, понимать, чувствовать и вызывать любовь и сочувствие. Минотавр ощущает себя изгоем и понимает, что никогда не станет частью человеческого общества. По-другому авторы видят и лабиринт. Это уже не столько тюрьма, сколько дом Минотавра. Он охраняет не только внешний мир от чудовища, но и чудовище от внешнего мира. Изменяется и трактовка образа Тесея. Он лишается статуса сугубо положительного героя, он не идеален, и многие его поступки продиктованы не врожденным благородством, а обстоятельствами. Тесей борется не только за жизнь, но и за славу героя и власть царя, и ему важно победить любой ценой. И во многих произведениях он не сражается с Минотавром, а побеждает либо обманом, либо Минотавр сам дает себя убить. Ариадна из помощницы Тесея часто изображается верной сестрой, и помощь ее предназначена Минотавру, именно его она надеется увидеть победителем. И во всех произведениях тем или иным образом осуждается поступок Тесея, бросившего Ариадну.

Более свободно с мифом обращаютсяписатели, в произведениях которых древнегреческий миф перекликается с вымышленной, фантастической реальностью. Часто в таких произведениях, большинство из которых написано в жанре фэнтези, отдельные мифологические образы вырываются из классического контекста и помещаются в новый контекст, не имея никакой связи с сюжетом мифа. Для жанра фэнтези характерно представление Минотавра в образе сильного, отважного война. Он может выступать в роли как положительного, так и отрицательного героя. В тех произведениях, где присутствует образ Тесея, также происходит снижение его героического пафоса: не всегда Тесей убивает чудовище, в некоторых произведениях меч вкладывается в руки Ариадны.

Таким образом, в литературе XX века можно выделить несколько основных вариантов интерпретации мифа о Минотавре и проследить тенденции в изменении трактовок центральных образов.

Наибольшему переосмыслению в культуре XX века подвергается образ самого Минотавра. В культурном сознании он продолжает оставаться символом животной жестокости, кровожадности и агрессии. Минотавра нельзя изменить и нельзя оправдать, единственный выход — сразиться с ним и убить. В произведениях жанра фэнтези такой отрицательный персонаж как Минотавр становится идеальным врагом, воином, которого необходимо победить главному герою. Однако не все современные авторы видят в Минотавре отрицательного героя. Нежелание многих художников и писателей XX века следовать сложившейся традиции, попытки переосмыслить культурное и историческое наследие предыдущих поколений и взглянуть на привычные вещи с другой стороны приводит к тому, что традиционно отрицательные образы рассматриваются как положительные и наоборот. Минотавр становится положительным героем. Он либо философ, размышляющий об устройстве мира и своем месте в нем, понимающий и принимающий свою судьбу, либо сильный и справедливый воин, помогающий главному герою. Но наиболее популярным, в особенности в искусстве второй половины XX века, становится образ Минотавра — изгоя, жертвы человеческого общества. Астерий осознает свою уникальность, непохожесть на других, а также свое одиночество. Он не рожается чудовищем, им его делают люди. Минотавр — жертва интриг людей, использующих его для поддержания своей власти. Несмотря на то, каково соотношение животных и человеческих качеств в Минотавре: является ли он разумным существом, больше похожим на человека, запертого в теле чудовища, или же животным, неспособным справиться со своей человеческой частью, Минотавр бесконечно одинок. Такое восприятие образа мифологического чудовища привело к отождествлению его с образом современного человека, неспособного найти свое место в мире, в обществе, приспособиться к жизни с другими людьми. Для него и окружающий мир и мир внутренний — это лабиринт, единственным обитателем которого является он сам.

В культурном контексте XX века изменяется и восприятие образа античного героя Тесея. Несмотря на то, что в наиболее близких к традиционной версии мифа произведениях, Тесей — это классический мифологический герой, смелый, убежденный в своей правоте и способный пожертвовать собой ради других, постепенно этот образ теряет свой героический пафос. У Тесея появляется много недостатков и отрицательных качеств, изменяется мотивация его поступков: для него важны слава, деньги и власть. Он убивает Минотавра, чтобы получить славу героя и возможность стать царем. Он использует Ариадну, которая для него является лишь возможностью вернуться из лабиринта и покинуть Крит.

Кроме Тесея и Минотавра изменяется и образ Ариадны. Для многих авторов она перестает быть просто влюбленной царевной, предающей свою семью ради любимого. Ариадна помогает Тесею, так как верит, что тем самым она помогает и Минотавру, для которого смерть — это свобода, единственный путь из лабиринта, иногда она сама убивает Астерия. Во многих произведениях она помогает не Тесею, а самому Минотавру, однако спасти брата ей не удается.

Одним из самых важных и значимых в культурном контексте XX века становится образ лабиринта. От конкретного строения, дворца или храма, он расширяется, охватывая весь мир, он существует вне времени и пространства. Он также становится символом внутреннего мира героев. Схема лабиринта в XX веке все больше усложняется, делая поиск выхода из него практически невозможным.

Популярность мифа о Минотавре в культуре XX века можно объяснить его универсальностью. В мифе соединены образы героя и чудовища, лабиринта и поисков выхода из него, в нем также объединены темы подвига и предательства, уничтожения старого ради создания нового. Образ Минотавра близок человеку XX века, так Минотавр — не просто чудовище, он сочетает в себе божественное, человеческое и животное начала. В контексте культуры и истории XX века это позволяет ассоциировать его с современным человеком, с его поисками собственного «я» и своего места в мире, осознания исторического опыта двух мировых воин и попытками оправдать насилие и жестокость современного мира.

В XX веке взаимосвязь науки и искусства столь прочна, что под влиянием философии, истории и психологии, миф выходит за пределы мира визуальных искусств и литературы. Миф о Минотавре в культурном контексте XX века становится не столько универсальной моделью человеческих отношений, сколько символом существования человека и пути его самопознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АспетъяХ. Плач Минотавра. М.: «ИД «Флюид», 2007, «испанская линия»
  2. ХЛ. Алеф. СПб.: АЗБУКА, 2000
  3. X.JI. Книга вымышленных существ. СПб.: АЗБУКА, 2003
  4. X.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1989
  5. Браг/дер Ю.М., Чадович Н. Т. Охота на Минотавраю Трилогия об Олеге Наметкине. М.: Изд-во Эксмо, 2005 (Шедевры отечественной фантастики)
  6. И. Сочинения Иосифа Бродского. Том 1. Издание 2-е, СПб.: Пушкинский фонд, 1998
  7. И. Сочинения Иосифа Бродского. Том 3. Издание 2-е, СПб.: Пушкинский фонд, 1998
  8. А., Вайнер Г. Визит к Минотавру. М.: «Молодая Гвардия», 1972
  9. У. Убежище Минотавра. М.: ACT, 2006
  10. Ф. Избранное. М.: Радуга, 199 011. Джеллис Р. Бык из Моря, пер. с англ. H.A. Чертковой. М.: ООО «Издательство ACT», 2002
  11. Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата. М.: Прогресс, 1991
  12. Корнель 77. Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи. СПб.: АЗБУКА, 1999
  13. X. Прощай, Робинзон. СПб.: АМФОРА, 2001
  14. X. Шаги по следам. СПб.: КРИСТАЛЛ, 2001
  15. Д. Рождение Богов. Тутанкамон на Крите //Мифологи Серебряного века, Т.2, М.-СПб.: Летний сад, 2003
  16. Нин А. Соблазнение Минотавра IIНин А. Соблазнение Минотавра. Шпионка в доме любви: Романы, пер. с англ. А. Кабанова, 3. Джандосовой. СПб.: Амфора, 2002
  17. В. Шлем Ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре, М.: Открытый Мир, 2005
  18. Ф. Нить Ариадны: Фантастический роман. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 (Серия «Знак Единорога»)
  19. Т. Б. Вечный лес IIСван Т. Б. Зеленый Феникс: Сб. повестей и рассказов, М.: ACT, 2002
  20. Сван Т Б. День Минотавра IIСван Т. Б. Зеленый Феникс: Сб. повестей и рассказов, М.: ACT, 2002
  21. М. Слепой Минотавр // Сб.: Божье Око: Старая добрая фантастика. Новые имена. Мю: ACT, 2003
  22. М.И. Собрание сочинений в 7 т. Т. З. Поэмы. Драматические произведения. М.: Эллис Лак, 1994
  23. Р. Лабиринт Минотавра // Шекли Р. Лабиринт Минотавра: Фантастические произведения. М.: Изд-во Эксмо, 2004
  24. С. Минотавр вышел покурить. СПб.: Амфора, 2004
  25. Эко У. Имя Розы. СПб.: Симпозиум, 2001
  26. Aiken, Conrad Collected Poems. New York: Oxford University Press, 1970
  27. Auden, W. H. The Collected Poetry of W. H. Auden. New York: random House, 1966
  28. Ayrton, Michael The Maze Maker. London: Longmans, Green, 1967
  29. Ayrton, Michael The Testament of Daedalus. London: Methuen, 1962
  30. Cromn, Anthony the Minator and Other Poems. Dublin: New Island Books, 1999
  31. Durrenmatt F. Erzahlungen. Berlin: Volk und Welt, 1986
  32. Durrenmatt, Friedrich Labyrinth: Stoffe I-III. Zurich: Diogenes, 1990
  33. Eluar, Paul A Pablo Picasso. Geneva-Paris: Trais Collines, 1947
  34. Gemmell D. Dark Prince. Del Rey, Ballantine Books, New York, 2007
  35. Holub, Miroslav Notes of Clay Pigeon, trans. Jarmila and Ian Milner. London: Seeker & Warburg, 1977
  36. Kazantzakis, Nikos At the Places of Knossos, trans. Themi and Theodora Vasilis. Athens: Ohio University Press, 1988
  37. Kazantzakis, Nikos Tragedies Greques. Monaco: Rocher, 1953
  38. Knaak, Richard A. The Minotaur Wars. Wizards of the coast, 2004
  39. Lindsay, Jack Clue of Darkness. London: Andrew Dakers, 1949
  40. Muir, Edwin The Labyrinth. London: Faber, 1949
  41. Rukeyser, Muriel Beast in View. Garden City, N. Y.: Doubleday, 1944
  42. Swann T. B. Cry Silver Bells. Daw Books, Inc., N. Y., 1977
  43. Vine B. The Minotaur: a novel. First Vintage Crime/Black Lizard Edition, Vintage Books, A Division of Random House Inc., New York, 2007
  44. M. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь. М.: МИКИС, 1993
  45. М.Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1965
  46. Всеобщая история искусства: В 6 т. М., 1956−1966
  47. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х тт. СПб.: Университетская книга, 1998
  48. Мифологический словарь./ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Большая Российская энциклопедия, 1991
  49. Мифы народов мира: Энциклопедия./ Гл. ред. С. А. Токарев. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1991 Современное западное искусство. XX век. М., 1978
  50. Словарь мифов. The Hatchinson Dictionary of World Myth./ Под ред. Питера Бентли. М.: ФАИР-Пресс, 1999
  51. Театральная энциклопедия. В 5 тт. М., 1961−1967
  52. М. В. Анри Матисс. М., 1969
  53. Л. Сюрреализм. М., 1972
  54. Анри Матисс: Статьи об искусстве- переписка- записи бесед- суждения современников. М.: Искусство, 1993
  55. Античные мифы в мировом искусстве. СПб, Ростов н/Д: СЗКЭО: Кристалл: Феникс, 2003
  56. Р. Кино как искусство. М., 1960
  57. М. Западные концепции художественного творчества. М., 1990
  58. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989
  59. Р. Мифологии. М., 1996
  60. С. Искусство и миф. М.: Наука, 2002
  61. С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М.: Наука, 1996
  62. С. Природа искусства. М., 1982
  63. Н. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М, 1994
  64. Бернарда M.-JT., дю Буше 77. Пикассо. М.: Астрель, ACT, 2002
  65. М.Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1965
  66. А. Пабло Пикассо. Ростов на Дону, 1998
  67. А. В. Суд Париса. Сравнительная мифология в культуре и цивилизации. Москва, 2008
  68. М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976
  69. Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984
  70. JI. Психология искусства. М., 1986
  71. А. Миф и символ. М., 1993
  72. Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992
  73. Р. Белая Богиня: Историческая грамматика поэтической мифологии. Серия «Bibliotheca mythological», Екатеринбург: У-Фактория, 2005
  74. Дали, Сальвадор Дневник одного гения. М., 1991
  75. Дали, Сальвадор Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1992 / Dali, Salvador The Secret Life of Salvador Dali. Dial Press, New York, 1942
  76. Делекторская, Лидия Анри Матисс. Взгляд из Москвы. Художник и книга, 2002
  77. ДиллъГ. Макс Эрнст. М., 199 586. Дилль Г. Миро. М., 1995
  78. Н.А. Пикассо. М., 1971
  79. Д. Особенности взаимодействия художественной культуры и личности (Некоторые современные буржуазные концепции). М., 1978
  80. JI.А. Рассказывает Надя Леже. М., 1978
  81. Э. Замысел -фильм — зритель. М., 1987
  82. H. Античные мифы в мировом искусстве. М.: Слово/Slovo, 2001
  83. Е. Миф и культура. Ярославль, 2002
  84. Л. Язык живописного произведения. М., 1970
  85. ЗаксЛ. Художественное сознание. Свердловск, 1990
  86. Г. Философия культуры // Избранное. Т.1. М., 1996
  87. М.В. Пикассо: Актеры и клоуны. М., 1976
  88. Иванов Вяч. И. Дионис и прадионисийство, Баку, 1923
  89. Искусство в системе культуры. Социологические аспекты. JL, 1981
  90. А. М. Изобразительное искусство XX века. М., 1973
  91. Г. Лабиринты мира. СПб.: Азбука-классика, 2007 / Kern, Hermann Through the Labyrinth: Designs and Meanings over 5,000 Years. Munich: Prestel, 2000
  92. И. Сюрреализм в искусстве. М., 1970
  93. И. Философия и искусство модернизма. М., 1980
  94. Культурология. XX век. Антология. М., 1995
  95. Кун H.A. Мифы Древней Греции. М.: РИК Русанова, Астрель, ACT, 2003
  96. КэмпбеллДж. Тысячеликий герой. Ваклер, Рефл-Бук, ACT, 1997 / Campbell J. The Hero with a thousand faces. N. Y.: Meridian Books, 1970
  97. Д. Элевсинские мистерии. M.: Энигма, 1996
  98. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983
  99. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Госучпедгиз, 1957
  100. А. Ф. Диалектика мифа. М., 1930
  101. А.Ф. Миф. Число. Сущность./ Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994
  102. А.Ф. Мифология греков и римлян./ Сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1996
  103. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930
  104. Ю. Культура и взрыв. М., 1992
  105. Ю. Об искусстве. Спб., 1998
  106. Мал?уна Н. В. Зодиак мистерий. М.: Алетейя, 1998
  107. Матисс, Анри Записки живописца. Азбука, 2001
  108. Матисс. Живопись, скульптура, графика, письма. JL, 1969
  109. Матисс. Сборник статей о творчестве. М., 1958
  110. Матисс. Статьи об искусстве. Сост. Е. В. Георгиевская, М., 1993
  111. И. Проблемы художественной культуры XX века. М., 1969
  112. Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976
  113. Р. Мифология в древнем и современном искусстве. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000
  114. В.Б. Искусство и миф. Ньютон, Согласие, 1997
  115. Мифологии древнего мира. М., 1977
  116. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1 980 126. Модернизм. М., 1980
  117. Ф. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1990
  118. . Магритг. М., 1995
  119. Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999
  120. Р. Пикассо. М., 1999/ Penrose, Roland. Picasso: His life and work. California, 1982
  121. Пикассо. Отражения метаморфозы. ГМИИ им. A.C. Пушкина, изд-во СканРус, 2004
  122. М. Искусство XX века. М., 1991
  123. А.И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. М.: Республика, 1992
  124. К. Мифический и магический мир Пикассо. М.: Республика, 1999
  125. В. Словарь культуры XX века. М., 1995
  126. Ю. А. А. Матисс. Искусство книги. Каталог выставки из собрания Эрмитажа. JL, 1980
  127. Д. В. Стиль модерн. М., 1989
  128. Современное западное искусство. XX век. М., 1978
  129. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989
  130. Театр: о зрелищах, развлечениях и театре. М., 1998
  131. . Семиотика искусства. М., 1995
  132. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923
  133. Ф.В. Философия искусства. М., 1966
  134. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998
  135. Эссерс, Волъкмар Анри Матисс. Taschen/Арт-Родник, 2002
  136. Юнг КГ. Архетип и символ. М.: Наука, 1991
  137. Юнг КГ. Психология бессознательного. М.: Канон+, 1 998 151.' Юнг КГ. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992
  138. Н. Пабло Пикассо. М.: Изогиз, 1933
  139. Ades, Dawn Andre Masson. NY, Paris, Barcelona, 1994
  140. Ades, Dawn Dada and Surrealism. NY, Woodbury, 1978
  141. Ades, Dawn Salvador Dali. Folio, Barcelona, 1984
  142. Alexandrian, Sarane Surrealist art. London: Thames and Hudson, 1975
  143. Arnheim, Rudolf Picasso’s Guernica: The Genesis of a Painting. Berkley: University of California Press, 1962, 1973
  144. Arnheim, Rudolf Toward a Psycology of Art: Collected Essays. Berkeley: Univ. of California Press, 1967
  145. Ayrton, Michael Drawings and Sculpture by Michael Ayrton. London: Cory, Adams and McKay, 1962
  146. Ayrton, Michael A Meaning to the Maze. (The Seventh Jackson Knight Memorial Lecture). Abingdon-on-Thames: Abbey Press, 1974
  147. Ayrton, Michael The Rudiments of Paradise: Various Essay on Various Arts. London: Seeker and Warburg, 1971
  148. Balakian A. Andre Breton, Magus of Surrealism. NY, Oxford University Press, 1971
  149. Balakian A. Literary Origins of Surrealism. New York, 1947
  150. Balakian A. Surrealism: the Road to the Absolute. New York, 1959
  151. Barr A.H. Picasso: Fifty years of his art. New York, 1946
  152. Barr, AlfredH., Jr. Matisse: His Art and His Public. New York: Museum of Modern Art, 1951
  153. Belli, Angella Ancient Greek Myths and Modern Drama: A Study in Continuity. New York: New York Univ. Press, 1969
  154. Berger J. Success and failure of Picasso. London, 1965
  155. Bord, Janet Mazes and Labyrinths of the World. London: Latimer New Dimensions, 1976
  156. Breton, Andre Surrealism and Painting. NY, 1972
  157. Breton, Andre What is surrealism? London, 1936
  158. Brusberg, Dieter und Sprovieri, Paolo Andre Masson und die Metamorphose. Blatter und Bilder 1923 bis 1945. Hannover, 1985
  159. Buchholz, Kai, Wolbert Klaus Andre Masson. Bilder aus dem Labyrinth der Seele. Frankflirt a. M., 2003
  160. Campbell, Joseph The Masks of God: Creative Mythology. A Condor Book, Souvenir Press, 1968
  161. Chipp, Herschel B. Picasso’s Guernica: History, transformations, meaning. Berkley etc.: University of California Press, 1988
  162. Clebert, Jean-Paul Mythologie d’Andre Masson. Genf, 1971
  163. Dali, Salvador Fifty Secrets of Magic Craftsmanship. Dial Press, New York, 1948
  164. Descharnes, Robert Dali. Harry N. Abrams, New York, 1985
  165. Duncan D. D. The private world of Pablo Picasso. New York, 1957
  166. Durozoi, Gerard History of the Surrealist Movement. Chicago & London, The University of Chicago Press, 2002
  167. Elgar P., Maillar R. Picasso. New York, 1956
  168. Evans A. The Palace of Minos. Oxford, 1921
  169. Finn, David How to Look at Sculpture. New York: Hany N. Abrams, 1989
  170. Fisher, Adrian and Georg Gerster Labyrinth: Solving the Riddle of the Maze. New York: Harmony Books, 1990
  171. Gedo, Mary Mathews Picasso: Art as autobiography. Chicago- London: The University of Chicago Press, 1980
  172. Gershman H. S. The Surrealist Revolution in France. Ann Arbor, 1969
  173. Gilo, Francoise and Carlton Lake Life with Picasso. New York: McGraw-Hill, 1964
  174. Goepert, Sebastian and Herma C. Goepert-Frank Die Minotauromachie von Pablo Picasso. Geneva: Patrie Cramer, 1987
  175. Gowing, Lawrence Matisse. NY: Toronto: Oxford University Press, 1979
  176. Grant, Michael Myths of Greeks and Romans. Cleveland: World Publishing, 1962
  177. Hahn, Otto Masson. Stuttgart, 1965
  178. Harris, Stephen I. and Gloria Platzner Classical Mythology: Images and Insights. Mountain View, CA: Mayfield Publishing, 1995
  179. Herberger, Charles F. The Thread of Ariadne: The Labyrinth of the Calender of Minos. New York: Philosophical Library, 1972
  180. Hie P. The Surrealist Mode in Spanish Literature. Ann Arbor, 1968
  181. Hilton, Timothy Picasso. NY- Toronto: Oxford University Press, 1975
  182. Hopkins, Justine Michael Ayrton: A Biography. London: Andre Deutsch, 1994
  183. Jaffe, Irma B. The Sculpture of Leonard Baskin. New York: The Viking Press, 1980
  184. Janis S. Abstract and Surrealist Art in America. New York, 1944
  185. Jean M. History of Surrealist Painting. NY, 1967
  186. Jeffett W. ed. Andre Masson: the 1930s, St Petersburg Florida, Salvador Dali Museum, 1999
  187. Juin, Hubert Masson. Paris, 1963
  188. Klingsohr-Leroy, Cathrin Surrealism. Taschen, 2007
  189. Leiris, Michael Bacon, Picasso, Masson. Frankfurt am Main, Paris 1982
  190. Leiris, Michael undLimbour, George Andre Masson et son Univers. Genf, Paris 1947
  191. Matisse, Henri Drawing 1936. George Braziller, NY, 2005
  192. Matthews J.-H. An Introduction to Surrealism. Pensylvania, 1965
  193. Matthews J.-H. Surrealism and the Novel. Ann Arbor, 1966
  194. MaurKahin V. Salvador Dali. Stuttgart, 1989
  195. Mayerson, Philip Classical Mythology in Literature, Art and Music. Lexington, MA: Xerox College Publishing, 1971
  196. Morse, A. Reynolds Salvador Dali. A Collection. The Salvador Dali Museum, Cleveland, 1972
  197. Murray, Henry A., ed. Myth and Mythmaking. New York: George Braziller, 1960
  198. Myth and literature. Contemporary theory and practice./ Ed. by J. Vickery. Lincoln, 1966
  199. Myth and symbol, Lincoln, 1963
  200. Myths and motifs in literature./ Ed. by D.J. Burrows, F.R. Lapides, J.T. Shawcross. New York, 1973.
  201. Nadeau M. History of Surrealism. Riverside, 1967
  202. Norton D.S., Rushton P. Classical myths in English literature. New York, 1952
  203. Nyenhuis, Jacob E. Myth and the Creative Process: Michael Ayrton and the Myth of Daedalus, The Maze Maker. Detroit, Wayne State University Press, 2003
  204. O’Brien Justin Portrait of Andre Gide: A Critical Biography. New York: Knopf, 1953
  205. Passeron, Roger Andre Masson. Graphik. Stuttgart, 1973
  206. Pennick, Nigel Mazes and Labyrinths. London: Robert Hale, 1990
  207. Rahn, Dieter Raumdarstellung und Zeitbezug in der Malerei. Zur Kunst und Kunstgeschichte Andre Massons. Mittenwald, 1982
  208. Read H. The Philosophy of Modern Art. London, 1952
  209. Reis M. Picasso and the Myth of the Minotaur. Art Journal 32. 1972
  210. Reynal, M. Picasso. Geneva, 1953
  211. Richardson, John A Life of Picasso. NY: Random House, 1991
  212. Richter H. Dada-Kunst und Antikunst. Koln, 1964
  213. Riese-Hubert R. Magnifying Mirrors. University of Nebraska Press, 1994
  214. Rubin, William andLanchner, Carolyn Andre Masson. NY, 1976
  215. Rubin, William Dada and Surrealist Art. Thames and Hudson, 1985
  216. Sabartes J. Picasso: An intimate portrait. New York, 1948
  217. Sapphire L. M. Andre Masson. New York, 1973
  218. Schneede, Uwe M. Rene Magritte: Life and work. Woodbury (NY) etc.: Barron’s, 1972
  219. Schneede, Uwe M. Surrealism. NY, 1974
  220. Smith, Meredith Etherington The Persistence of Memory. Random, New York, 1993
  221. Stassinopoulos Huffington, Arianna Picasso: Creator and destroyer. London: Weidenfeld and Nicolson, 1988
  222. Stein G. Picasso. London, 1938
  223. Thomas, Denis Picasso and his art. London: Hamlyn, 1975
  224. UhdeW. Picasso and French tradition. New York, 1929
  225. Waldberg, Patrick The Initiators of Surrealism. London, 1970
  226. Ward, Anne G., ed. The Quest for Theseus. London: Pall Mall Press, 1970
  227. Watkins, Nicholas Matisse. Oxford: Phaidon, 1984
  228. M. О Борхесе-страннике./ В кн. Х. Л. Борхес. Круги руин. СПб.: АЗБУКА, 2000
  229. X. Борхес как «воля и воображение»./ В кн. Х. Л. Борхес. Алеф. СПб.: АЗБУКА, 2000
  230. А. Мы искали и нашли себя. М., 1984
  231. Н. Возвращение на остров Кортасара./ В кн. Хулио Кортасар. Прощай, Робинзон. СПб.: АМФОРА, 2001
  232. А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. М., 1987
  233. В.Н., Основам Л. С. Поиски и открытия Хулио Кортасара./ В кн. Новый латиноамериканский роман 50−70е годы. М.: Советский писатель, 1983
  234. В. Андре Жид: вехи творческого пути./ В кн. Андре Жид. Фальшивомонетчики. Тесные врата. М.: Прогресс, 1991
  235. Н.С. Фридрих Дюрренматт. М.: Высшая школа, 1967
  236. Современные прозаики Латинской Америки. М., 1972
  237. И. Человек, мир, культура в творчестве Х.Л. Борхеса./ В кн. Х. Л. Борхес. Проза разных лет. М.: Радуга, 1989
  238. И. Человек мифотворящий. М.: Советский писатель, 1988
  239. М. Хулио Кортасар. Другая сторона вещей. СПб, «Азбука-классика», 2005
  240. Bell-Villada, Gene H. Borges and his fiction. A guide to his mind and art. Chapel Hill: the Univ. of North Carolina Press, 1981
  241. Bien P. Nikos Kazantzakis. New York: Columbia UP, 1972
  242. Boeck W., Sabartes J. Picasso. New York, 1955
  243. Borges at eighty: Conversations./ Ed. by Willis Barnstone. Indiana Univ. Press, Bloomington, 1982
  244. Borges on writing / Ed. by Norman Thomas di Giovanni, Daniel Halpern and Frank MacShane. New York: E.P. Dutt & Co, 1973
  245. Burgin, Richard. Conversations with J.L. Borges. New York, 1969
  246. The cardinal points of Borges./ Ed. by Lowell Dunham and Ivar Ivask. Norman, Univ. of Oklahoma Press, 1971
  247. Christ, Ronald J. The narrow act. New York-London, 1969
  248. Cohen J. M. Jorge Luis Borges. Edinburg: Oliver & Boyd, 1973
  249. Durrenmatt F. Gesprach mit Heinz Ludwig Arnold. Zurich: die Arche, 1976
  250. Durrenmatt F. Versuche. Zurich: Diogenes, 1988
  251. Durrenmatt F. Die Welt als Labyrinth: Ein Gesprach mit Franz Kreuzer. Zurich: Diogenes, 1986
  252. Feder, Lillian Ancient Myth in Modern Poetry. Princeton: Princeton Univ. Press, 1971
  253. Fowlie, Wallace. Andre Gide: his life and art. New York, 1965
  254. Garfield, Evelyn Picon. Julio Cortazar. New York: Ungar, 1975
  255. Gide, Andre Reflections on Literature and Morality. New York: Dell, 1959
  256. Ireland, George William. Andre Gide. A study of his creative writings. Oxford: Clarendon Press, 1970
  257. Johnston, Martin. Games with infinity: the fiction of J.L. Borges./ in Cunning exiles: Study of modern Prose Writers./ Ed. by Don Anderson and Stephen Knight. Augus and Robertson Publishers, 1974
  258. Kazantzakis, Helen Nikos Kazantzakis: A Biography Based on his Letters. New York: Simon and Schuster, 1968
  259. Knight, G. Wilson Neglected Powers: Essays on Nineteenth and Twentieth Century Literature. N. Y.: Barnes and Noble, 1971
  260. Levitt M.P. The Cretan Glance, The World and Art of Nikos Kazantzakis. Columbus: Ohio State UP, 1980
  261. Magny, Claude-Edmonde. A propos de Thesee: l’ethique secrete d’Andre Gide./ Literature et critique. Paris, 1971
  262. Paulin, Tom Minotaur: Poetry and the Nation State. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992
  263. Perry, Kenneth I. The religious symbolism of Andre Gide, the Hague-Paris, Menton, 1969
  264. Reichhart H. Der griechische Mythos im modernen deutschen und osterreichischen Drama. Wien, 1951
  265. Rossi, Vinio. Andre Gide.-New York-London, 1968
  266. Tinsauen, Timo. Durrenmatt. A study in plays, prose, theory. Princeton Univ. Press, 1977
  267. Watson-Williams, Helen. Andre Gide and the Greek myth. A critical study. Oxford: Clarendon Press, 1967
  268. Wheelock, Carter. The mythmaker. A study of motif and symbol in the short stories of J. L. Borges. Austin-London, Univ. of Texas Press, 1969
  269. Wolfe, Peter Mary Renault. New York: Twaine, 19 691. Альбомы по искусству
  270. P. и H Сальвадор Дали, Лозанна: Эдита, М.: Спика, 1994
  271. , Г. Пикассо. М.: Слово, 1995
  272. Е.В. Дали. Живопись, скульптура, графика. М., 1992
  273. Матисс: Альбом. Сост. Апель К. О., Олма Медия Групп, 2007
  274. Пикассо в Барселоне: Живопись, графика: каталог выставки. М.: советский Художник, 1988
  275. Шевалье, Дели Пикассо. М.: Слово, 1995
  276. Bloch, George Pablo Picasso: Catalogue de L’oeuvre grave etlithographie, 1904−1969. 2 vols. Bern: Kornfeld and Klipstein, 1968−1971
  277. Hahnloser, Margrit Matisse. Zurich, Wiesbaden: Orell Fussli, 1988
  278. Henri Matisse. Аврора, 1990
  279. Henri Matisse: L’art du livre: Catalogue de l’exposition 4 juill. 30 sept. 1986, Nice: Musee Matisse, 1986
  280. Jacobus, John M. Henri Matisse. NY: Abrams, 1983
  281. Johnson, R. Stanley Pablo Picasso: Suite Vollard, A Selection. Chicago: R.S.Johnson-International Gallery, 1979
  282. Pablo Picasso 1881−1973. Part I: the works 1890−1936./ Ed. by Jugo F. Walther. Benedikt Taschen Verlag, 1997
  283. Salvador Dali. London: Thames and Hudson, 1985
  284. Salvador Dali. A Guide to his Work in Public Museums. The Salvador Dali Museum, Cleve land, 1974
  285. Salvador Dali. Ninety-three Oils, 1917−1970. The Salvador Dali Museum, Cleveland, 1974
  286. The Salvador Dali Museum Collection. Bulfinch Press, Boston-Toronto-«» London, 19 911. Источники по мифологии
  287. Аполлодор Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972
  288. Гигин Мифы. СПб.: Алетейя, 2000
  289. Диодор Историческая библиотека. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962
  290. Еврипид Тезей. М.: ACT, 2001
  291. Овидий Метаморфозы. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2000
  292. П. Минотавр Сдох www.rg.ru/2005/11/11/minotavr-pelevin.html
  293. Э., Белоуерковский Ю. Царская свобода и царская несвобода: Андре Жид и его «Тесей». -http://spintongues.msk.ru/GideIntro/GideIntro.htm
  294. А. Реквизит Минотавра -www.expert.ru/printissues/expert/2005/41/41ex-kniga4
  295. А. Змея вместо посоха. Да святиться имя твое -www.lechaim.ru/ARHIV/123/nT.html
  296. В. Главный писатель России — полковничья должность, а я лейтенант запаса — www.vokruginfo.ru/news/news
  297. С. Тема лабиринта в творчестве X.JI. Борхеса. -http://ra.site.kz/trak/sabitov.htm
  298. Macdonald М. Her Dark Materials -www.telegraT3h.co.uk/arts/main.ihtml?xml=/arts/2005/04/l 1/barendelll 1 .xml &sSheet=/arts/2005/04/l 1/ixartleft.html327. www.beserker.com328. http://www.jclfa.com/Avrton/ayrton.html http://sheckley.ru
Заполнить форму текущей работой