Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы оценки экономической деятельности руководителя предприятия: На примере предприятий промышленности республики Хакасия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этапе перехода к рыночным отношениям множество разработанных методов по оценке эффективности труда не применяется. Более того, все ранее существующие методики разработаны для оценки специалистов, без выделения при этом руководителя. Но факты таковы, что оценка руководителя имеет свои особенности, которые требуют разработки отдельной методики. В этом отношении, по нашему мнению, большого… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теория и исходные позиции решения проблемы
    • 1. 1. Корпоративное управление в условиях рыночной экономики и экономики переходного периода
    • 1. 2. Необходимость и особенности оценки труда руководителя как эффективного механизма корпоративного управления
    • 1. 3. Воздействие внешней и внутренней среды на способность руководителя влиять на оцениваемые показатели
    • 1. 4. Исходные методологические позиции решения исследуемого вопроса
  • Глава 2. Характеристика и анализ существующих методик оценки эффективности труда
    • 2. 1. Особенности оценки труда руководителя в условиях административно-командной и рыночной экономик
    • 2. 2. Характеристика существующих методик оценки труда руководителя
    • 2. 3. Характеристика и анализ объекта исследования
  • Глава 3. Предлагаемая методика оценки труда руководителя
    • 3. 1. Методика оценки труда руководителя по экономическим показателям
      • 3. 1. 1. Корректировка оценочных показателей эффективности труда руководителя на факторы воздействия внешней среды
    • 3. 2. Метод определения экономических показателей для оценки труда руководителя
    • 3. 3. Методология расчета нормативов оценочных показателей
    • 3. 4. Применение методики расчета оценки труда руководителя на объекте исследования

Методы оценки экономической деятельности руководителя предприятия: На примере предприятий промышленности республики Хакасия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стратегия развития России до 2010 г. предусматривает реализацию политики экономического роста. Одним из главных направлений стратегии является «исправление накопленных структурных деформаций — реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребованных налоговых недоимок». Ведущие российские экономисты на основе анализа налоговых недоимок и роста убыточных предприятий, считают причиной такой ситуации низкую эффективность предприятий в результате отсутствия защиты прав внешних инвесторов. Подобную ситуацию — «низкая эффективность предприятий — неплатежи — недоимки — нехватка средств в бюджете — завышенные налоговые ставки — «расцвет теневой экономики» -Правительство России пыталось решить неоднократно. Так, 31 марта 1997 г. Правительством РФ была утверждена программа реформ предприятий «Структурная перестройка и экономический рост в 1997;2000 гг.», предусматривающая главной целью обеспечение успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики. В числе основных задач этой программы по реформированию предприятий — создание эффективного механизма управления. В контексте правительственной программы в качестве основной задачи экономической политики на 1999 г. были определены остановка и преодоление финансового кризиса, ослабление его негативного влияния на реальный сектор народного хозяйства и уровень жизни населения. Однако за 1997;2000 гг. не удалось создать соответствующую рынку систему управления экономикой, в результате чего не решены поставленные правительством задачи реформы.

Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, выполнение программы развития России до 2010 г. зависит от того, насколько удастся реализовать механизмы корпоративных отношений. Рост частных предприятий в процессе приватизации поставил страну перед необходимостью найти такие способы управления акционерными обществами, которые обеспечили бы экономический успех. Так как роль корпораций будет актуальна, и в переходный период, и в период развитого рынка, необходимо уделять им особое внимание, используя опыт корпоративного управления западных стран.

Основная задача корпоративного управления — защита прав инвесторов на основе отчетности и ответственности наемного руководителя за результаты управления организацией. Оценка эффективности управления организацией служит внутренним механизмом корпоративного управления, основной задачей которого является недоведение предприятий до банкротства.

Проблема банкротства на данном этапе настолько значима и актуальна, что правительство России предложило целую систему антикризисных мероприятий. Анализ различных источников показал, что главной причиной банкротства оказалось неумелое управление предприятияминизкая квалификация большинства руководителей, поэтому важны контроль и оценка работы управляющего. Необходимо принимать меры, при которых руководителей оценивают в интересах акционеров, а совет директоров должен это обеспечить.

Для решения поставленной задачи — реализации контроля за деятельностью управляющего как эффективного способа управления корпорацией, -необходимо разработать методику оценки. Известные отечественные научные подходы и методики по оценке труда потеряли свою значимость и актуальность, в результате того, что не отвечают требованиям и принципам управления персоналом в рыночных условиях, так как в большинстве своем были разработаны в период командно-административного управления, и их применение представляется нецелесообразным. Новый порядок оценки труда руководителя должен стать одним из важных методов совершенствования управления для обеспечения эффективной работы предприятий в рыночных условиях.

Настоящая диссертация посвящена разработке нового подхода к формированию показателей оценки труда руководителей, служит решению поставленной перед экономической наукой важной проблемы, что и определяет актуальность темы исследования.

Предмет исследования. Предметом исследования является процесс оценки экономической деятельности руководителя предприятия в рыночных условиях.

Объект исследования. Принципиальные положения диссертации, разработанные на примере промышленных предприятий Республики Хакасия: ОАО «Абаканский экспериментально-механический завод» (АЭМЗ), ОАО «Абаканский опытно-механический завод» (АОМЗ), ОАО «Абаканский ре-монтно-механический завод» (АРМЗ) применимы для акционерных обществ независимо от отраслевой принадлежности.

Материалы, на основе которых выполнена работа. Для обоснования выводов и предложений, а также расчетного апробирования предлагаемого метода оценки труда руководителя предприятия, автором использованы статистические данные о работе промышленности России и методах оценки труда на данных предприятиях за период времени с 1986 по 1999 гг.

В диссертации также использованы другие данные, факты, опыт работы по оценке труда в годы перехода к рыночной экономике.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения опыта оценки труда кадров управления на предприятии и современных задач развития экономики разработать механизм оценки труда руководителя, отвечающий требованиям рыночной экономики.

Данная цель предопределила постановку следующих конкретных задач:

— обобщить теоретико-методологические основы оценки труда руководителя;

— проанализировать существующие зарубежные и отечественные методики оценки труда кадров управления и их применение в практических целях;

— рассмотреть особенности оценки труда руководителя в рыночных условиях как эффективного механизма корпоративного управления;

— выявить основные направления и принципы формирования оценочных показателей труда руководителя;

— разработать методику оценки труда руководителя предприятия.

Структура и логика главных разделов. Диссертация включает введение, три главы и заключение, 31 таблицу и 9 рисунков.

Основные выводы и предложения.

В результате исследования получены следующие выводы и предложения.

1. Проведенный анализ обширного круга работ, посвященных эффективной системе управления рыночной экономикой, позволил сделать вывод о том, что экономика любой развитой страны опирается на деятельность мощных корпораций. Анализ государственной статистической отчетности показывает, что организационная структура российской промышленности довольно близка к корпоративной. Образование корпораций является основным фактором выживания многих российских организаций. В России наиболее распространены такие формы корпоративных объединений, как холдинги, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества, ФПГ, где руководитель предприятия представляет интересы большого круга заинтересованных лиц и несет ответственность перед акционерами, капитал которых создает работу предприятия, работниками организации и государством. Методы обеспечения контроля за деятельностью руководителя в целях защиты интересов акционеров и инвесторов в странах с рыночной экономикой широко известны и получили название механизмов корпоративного управления. К ним можно отнести нормы корпоративного права, определяющие роль, полномочия и ответственность руководителей корпорации.

В странах с рыночной экономикой существует несколько способов корпоративного управления. Прежде всего в качестве внешнего механизма контроля выступают товарные рынки, которые таят в себе постоянную угрозу банкротства для плохо работающих компаний. Теоретический анализ исследуемой проблемы для переходных экономик показал, что в том числе и длительность переходного периода зависит от степени развития корпоративных норм.

Анализ современной научной литературы подтвердил наши выводы о том, что проводимые экономические реформы в России не способствовали развитию новой системы управления экономикой. По нашему мнению, на это в большой степени повлияли отсутствие собственной корпоративной культуры и недостаточное применение опыта корпоративных отношений стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, для стран с переходной экономикой, какой является и Россия, корпоративное управление приобретает дополнительные проблемы в виде дефицита собственной корпоративной культуры, неясных законов и способов их реализации, что говорит о необходимости создания механизмов управления деятельностью корпораций как одной из главных задач экономики.

Результаты анализа. экономической литературы внушают в данном отношении осторожный оптимизм, подтверждая вывод о том, что без активизации элементов системы корпоративного управления (защиты прав внешних инвесторов) в российской экономике еще долгое время будет невозможно повысить эффективность предприятий — непременного условия экономического подъема.

2. На основании анализа работ, посвященных вопросам корпоративного управления, можно утверждать, что внешние механизмы корпоративного управления требуют организации внутреннего контроля за эффективностью управления предприятием наемным руководителем — оценки эффективности его труда. Изучение исследуемой проблемы показало, что страны с развитыми рыночными отношениями имеют четко сформулированные процедуры оценки деятельности управленцев. Они не зафиксированы законодательно и являются приоритетом каждой отдельной компании. Все процедуры оценки вводятся самими компаниями и изменяются в зависимости от конкретных условий и потребностей фирмы. Для выработки эффективных рычагов контроля за деятельностью менеджеров необходимо отталкиваться от ключевых особенностей поставленного вопроса:

• оценка труда руководителя — это внутренний механизм корпоративного управления с целью недоведения предприятия до процедуры банкротства — внешнего механизма корпоративного управления;

• государство устанавливает «правила игры» — законы, по которым должны действовать предприятия, и следит за их соблюдением, а следовательно, влияет на все аспекты деятельности предприятия, в том числе создает нормативную базу для механизмов корпоративного управления.

• оценка труда руководителя позволяет увязать оплату труда руководителя с результатами деятельности организации, что позволяет сделать ее более рисковой.

3. Обращение к уже существующим точкам зрения, их изучение и обобщение показали, что при анализе влияния внешних и внутренних факторов на деятельность руководителя для оценки эффективности его управления необходимо исходить из того, что полномочия менеджера заключаются в стратегическом планировании, куда входят учет влияния внешних факторов и изменение под них внутренних. Это и есть область его компетенции, эффективность выполнения которой является обеспечением гарантии выполнения всех обязательств предприятия, что и подлежит контролю и оценке со стороны владельца предприятия.

Однако российский бизнес окружает гипертурбулентная среда, следствием которой он имеет определенные особенности, несомненно, оказывающие влияние на деятельность руководителя организации. Падение платежеспособного спроса, характерное для кризиса России, не только ведет к росту неплатежей, но и обостряет конкурентную борьбу, что естественно отражается на снижении финансовой устойчивости предприятия. Нельзя не отметить, что значительно ухудшает финансовое положение предприятий в России такой внешний фактор, как инфляция. Следствие этого — сокращение производства, рост неплатежей, потребности в кредитных ресурсах, что делает их труднодоступными. В такой ситуации крайне сложно планировать деятельность управления предприятием.

Поэтому мы предложили при оценке труда руководителя учитывать влияние внешних факторов. Анализ зарубежной и отечественной литературы позволил сделать заключение, что независимо от того, какие бы изменения ни происходили в макроокружении организации (общественно-политическая ситуация, таможенная политика, структурная политика, налоговая политика, кредитная политика Центробанка, платежеспособный спрос населения, механизм организации расчетов между предприятиями, изменение курса рубля и т. д.), в конечном счете эти изменения через агентов микроокружения (фирм-поставщиков, фирм-потребителей, банков-кредиторов организации, общественного мнения, местных инспекций) влияют на такие экономические показатели предприятия, как себестоимость, цена, прибыль балансовая, рентабельность, платежеспособность.

Финансовые коэффициенты, характеризующие платежеспособность, позволяют элиминировать влияние инфляции и в корректировке не нуждаются. Показатели, которые можно представить только в стоимостном измерении, и расчетные от них величины для анализа в динамике необходимо привести в сопоставимый вид путем корректировки на индекс изменения влияющего фактора.

Практика показывает, что многие российские предприятия находились (или находятся) в глубоком кризисе, и понятно, что за короткое время их невозможно из убыточных сделать прибыльными. Естественно, что для реализации финансового оздоровления необходимо какое-то время. Вследствие этого нельзя однозначно делать оценку труда, не анализируя причины негативных результатов деятельности управления. В таком случае целесообразно рассматривать результаты деятельности руководства в динамике и наличие в этой деятельности положительных сдвигов.

4. Использование современных методов оценки труда руководителя в условиях рынка и переходного периода приобретает особо важное значение.

В практике же работы отечественных предприятий проблема адекватной и точной оценки труда до сих пор считается не решенной. В процессе исследования выяснено, что предлагается несколько подходов к оценке труда руководителя:

• по личностным и деловым качествам, но, как показала практика деятельности в управлении, не существует прямой зависимости между этими качествами и успешной деятельностью предприятия. И в зарубежной практике специалисты уже отказались от такого подхода к оценке руководителя (в связи с отсутствием корреляционной зависимости между набором определенных качеств и эффективностью деятельности);

• по критериальным экономическим показателям, что наиболее актуально, так как они ориентированы на конечные результаты производства.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что многие западные компании осуществляют оценку деятельности именно по экономическим показателям, более того, изучение отечественного опыта показало, что российские специалисты также придерживаются данной оценки деятельности управленцев. При анализе зарубежного и отечественного опыта можно заметить, что этот вопрос решается каждым автором по-своему, что свидетельствует о различных подходах к поднятой проблеме и разных ценностных ориентирах. Однако имеют место и общие требования к единице измерения деятельности руководителя — это такие показатели, как прибыль, объем продаж, рентабельность. Прибыль — это главный мотив и источник накопления, однако, по мнению отечественных специалистов РАН и экономистов зарубежных стран, для задействования данного мотива необходимо обеспечить жесткое финансовое ограничение для предприятий в виде нормативов платежеспособности.

В данном контексте нами предлагается, в дополнение к существующим подходам к подбору критериальных показателей, новый подход для определения номенклатуры оценочных показателей. Этот подход решает проблему корпоративного управления — недоведение организации до банкротства в целях защиты интересов акционеров, инвесторов и других участников корпоративных отношений. Система критериев для оценки платежеспособности предприятий определена в Постановлении Правительства России № 498 от 20 мая 1994 г., принятом на основании Указа Президента РФ № 2264 от 22 декабря 1993 г.

Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение фирмы. Их достоинством является и то, что они позволяют элиминировать влияние инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Финансовые коэффициенты являются базой для оценки деятельности управляющего акционерами и заимодателями, поэтому, принимая любое решение, руководитель должен просчитать его влияние на наиболее важные финансовые коэффициенты, так как их величина — это условие для осуществления собственником мониторинга эффективности управления и окончательного принятия решения о платежеспособности организации в соответствии со ст. 62 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

5. В экономике Советского Союза долгие годы господствовала административно-командная система, и ликвидировать ее последствия довольно сложно. Если сломать старые методы управления и перейти к принципиально новым, то это может привести к перегибам и неудачам. Поэтому сегодня, по нашему мнению, может быть целесообразнее соединить старый механизм управления с рыночным. Но здесь надо четко понимать, что рыночные отношения — это принципиально новый высокоэффективный механизм. Поэтому при разработке оригинальной методики оценки труда руководителя автор исходил из имеющегося опыта существующих методик.

6. На этапе перехода к рыночным отношениям множество разработанных методов по оценке эффективности труда не применяется. Более того, все ранее существующие методики разработаны для оценки специалистов, без выделения при этом руководителя. Но факты таковы, что оценка руководителя имеет свои особенности, которые требуют разработки отдельной методики. В этом отношении, по нашему мнению, большого внимания заслуживает методика комплексной оценки кадров управления АПК, основные положения которой рекомендованы для применения и в других отраслях народного хозяйства России. Данная методика комплексной оценки кадров управления разработана Федеральным центром оценки кадрового потенциала АПК под руководством д-ра экон. наук, проф., академика Н. Г. Рака в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1137 «Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики». Комплексная оценка руководителей и специалистов разработана для решения как традиционных, так и новых кадровых задач. Ее анализ позволяет сделать вывод о том, что данная методика разработана в соответствии с принципами оценки труда в рыночных условиях, но не в достаточной степени отвечает требованиям задач совершенствования системы управления персоналом. Однако принципиальные положения методики могут быть использованы в качестве положительного опыта при разработке новых методик оценки труда руководителя.

7. Предлагаемая нами методика оценки труда руководителя предназначена для определения вклада труда руководителя в конечные результаты деятельности организации для обеспечения ее стабильности. Объектом оценки данной методики является способность руководителя осуществлять оперативное и стратегическое управление предприятием таким образом, чтобы оно получало прибыль и отвечало финансовым ограничителямнормативам платежеспособности.

В результате этого методика оценки решает следующие задачи:

— соотношение между величинами конечного труда наемного руководителя и его заработной платой;

— повышение эффективности работы;

— повышение ответственности за принятие решений по управлению предприятием;

— защита интересов акционеров и кредиторов.

Основу методики составляют показатели, перечень которых определен исходя из тех задач, которые они должны решить в процессе оценки эффективности труда руководителя в рыночных условиях.

1. Показатели деловой активности:

— прибыль балансовая;

— рентабельность производства;

— объем продаж.

2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:

— текущей ликвидности;

— обеспеченности собственными оборотными средствами;

— независимости.

3. Показатели рентабельности:

— рентабельность собственного капитала;

— доля прибыли на уставной капитал.

Базой для оценки показателей используются нормативы и уровень показателя, достигнутый в предшествующем периоде. Теоретический опыт свидетельствует о том, что для оценки количественных показателей наиболее целесообразно использовать балльный метод. Оценка выполнения показателей выражается в процентах путем отношения скорректированного фактического показателя отчетного года к фактической величине базисного года и для сопоставимости показателей переводится в баллы по 5- балльной шкале. После этого определяют комплексный показатель эффективности путем суммирования набранных баллов по каждому оценочному показателю. По результатам оценки собственник предприятия может принимать решения о стимулировании руководителя за эффективную работу или о финансовом оздоровлении предприятия.

8. Предложенные нами в качестве оценочных показателей финансовые коэффициенты отражает структуру активов и размещение капитала с учетом стоимости на дату составления баланса в относительных величинах, следовательно, финансовые коэффициенты сопоставимы при анализе финансового состояния и оценки труда руководителя в динамике.

Для сопоставимости остальных предлагаемых нами показателей оценки определяется скорректированная величина каждого показателя отчетного года путем пересчета его фактической величины на индекс изменения внешних факторов, оказывающих влияние на показатель.

Щ = Л1 ± АХ, ± АХ2. ± АХп, где.

ПСб — скорректированный показатель на влияние внешних факторов;

П1 — фактический показатель отчетного периода;

ДХ1Д.П — прирост (снижение) составной части фактического показателя отчетного периода за счет индекса изменения влияющего фактора.

9. Основной особенностью предложенных нами для оценки труда финансовых коэффициентов является то, что они должны соответствовать нормативу. Очень важно правильное установление норматива, так как от этого зависит объективность оценок показателя и труда руководителя. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 для признания структуры баланса удовлетворительной были установлены минимальные уровни коэффициентов. Эти нормативы поддерживали А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин [186]. Но нестабильность в экономике вносит коррективы в позицию применения в установленных уровнях платежеспособности. И в настоящее время подвергаются критике, как со стороны практиков, так и со стороны авторов работ по финансовому анализу JI.B. Донцовой, Н. А. Никифоровой, М. Н. Крейниной. Мы разделяем мнение авторов этих работ о несостоятельности ранее установленных нормативов для российских предприятий на этапе переходного периода к рыночным отношениям.

Существующая структура баланса как на объекте исследования, так и на многих российских предприятиях отображает функционирование предприятия в нестабильной экономике, в период роста неплатежей, высокого ссудного процента, и достичь в таких условиях установленных минимальных критериев в оценке платежеспособности практически нереально. Проведенными исследованиями различных типов структуры баланса и реструктуризации балансов объекта установлено: для оценки выполнения финансовых коэффициентов базой сравнения для коэффициента независимости может быть принят установленный норматив, а для коэффициента текущей ликвидности нами определена величина норматива, отличная от установленной, — это 1.

9. Наш анализ показал новизну проблемы оценки труда руководителя. Несмотря на большое количество работ отечественных и зарубежных ученых в области оценки труда, некоторые научные категории остаются неразработанными, а изучению вопросов оценки труда руководителя, несмотря на актуальность в свете рыночных перемен, ученые и практики уделяют незаслуженно мало внимания. Наша же методика оценки труда руководителя позволит решить важные задачи корпоративного управления в целях повышения эффективности предприятий: во-первых, защитить права акционеров через стимулирование руководителя максимизации прибыли, доходов и капитала акционеровво-вторых, повысить ответственность руководителя за конечные результаты хозяйственной деятельности предприятияв-третьих, увязать оплату труда руководителя с конечными показателями производства- • в-четвертых, производить смену руководителя экономическими методами до процедуры банкротства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) с изменениями от 9 июня 1999 г. № 154 ФЗ. -М.: Совр. экономика и право, 1999. — 208с.
  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» в редакции федеральных законов от 13 июня 1996 г. № 65 ФЗ, от 24 мая 1999 г. № 101 — ФЗ.
  5. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929−1.
  6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января1998 г. № 6 ФЗ.
  7. Сборник законов Российской Федерации, 74, ст. 5078, 1997.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства „О несостоятельности (банкротстве) предприятий“» с дополнениями от 27 августа1999 г.
  9. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ».
  10. Комментарий к гражданскому законодательству РФ о хозяйственных обществах / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1999. — 462с.
  11. Е.А., БазаровТ.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы. М.: ИПК государственной службы, 1997. — 224с.
  12. Акционерные общества. Образцы документов. Комментарии. М.: Приор, 1999.-192с.
  13. Н.Алавердов А. Р. Управление персоналом в коммерческом банке. М.:
  14. П.И., Культа В. В. Управление в условиях чрезвычайных ситуаций. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.- 196с.
  15. А.А. Управленческая деятельность. М.: Экономика, 1988. — 251с.
  16. В.Н. Математическая теория конструирования систем управления. М.: Высшая школа, 1998. — 574с. ф 20.Айви А. Лицом к лицу. Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск: «ЭКОР», 1995. — 96с.
  17. Ю.В. Деловой человек. СПб., 1999. — 128с.
  18. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России// РЭЖ. 1997. — № 10. — С. 3−12.
  19. Ф. Вчера неудачник сегодня преуспевающий коммерсант. -М.: Агенство «Фаир», 1995. — 224с.
  20. И.В. Кадры. Подбор и оценка. М.: Московский рабочий, 1984.- 160с.
  21. Н.П. Эффективное управление фирмой. СПб.: Бизнесс-пресса, 1999.-416 с.
  22. БоЙделл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя. М.: ИНФРА-М, 1995. — 204с.
  23. Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя. М.: Асиана, 1996. — 204с. ф 28. Вайнштейн С. Ю. Основы управления в малом бизнесе. Новосибирск:
  24. НГАЭиУ, 1995.- 158с. 29. Валовой Д. В. История менеджмента. -М.: ИНФРА-М, 1997. 256с.
  25. Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 1998. — 256с.
  26. В.Р. Менеджмент для предпринимателей. Ч. 1. М.: Антиква, 1993.-144 с.
  27. В.Р. Менеджмент для предпринимателей. Ч. 2. М.: Антиква, 1993.-208 с.
  28. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995. -252с.
  29. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 416с.
  30. О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент» М.: Гардарика, 1998. — 288с.
  31. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. -М.: Гардарика, 1998. 528с.
  32. Власова Н.. И проснешься БОССОМ: Справочник по психологии управления. Ч. 1. Новосибирск: «Экор», 1994. — 214 с.
  33. Власова Н.. И проснешься БОССОМ: Справочник по психологии управления. Ч. 2. Новосибирск: «Экор», 1994. — 200 с.
  34. ВласоваН.. и проснешься БОССОМ: Справочник по психологии управления, Ч. 3. Новосибирск: Экор, 1994. — 240 с.
  35. А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики: опыт ФРГ. М.: Дело, 1992. — 256с.
  36. И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум. JI: Лениздат, 1989. — 222с.
  37. А.К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. — 323с.
  38. Д.М. Организация и управление. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998.-332с.
  39. .М. Основы управления персоналом. М.: Высшая школа, 1996. -383с.
  40. .М. Экономика и социология труда: учебник для ВУЗов. СПб.: УЭФ, 1995.-216с.
  41. А. Менеджмент в организациях. М: Экономика, 1995. — 335с.
  42. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1994. — 685 с.
  43. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -480с.
  44. С. Антикризисна ли «антикризисная программа»?// РЭЖ. 1998. -№ 6.-С. 3−11.
  45. В.В., Глушенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — М.: ТОО НЦП «Крылья», 1997. — 400 с.
  46. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: Сувенир, 1993. — 487с.
  47. В.В. Специфика управления важнейшими ресурсами. М.: МНИИПУ, 1998.- 176 с.
  48. В.В. Создание и функционирование акционерных компаний. -М.:-МНИИПУ, 1998.- 112 с.
  49. В.В. Опыт управления на примере фирм «Мацусита», «ИБМ», «Сименс». М.: МНИИПУ, 1998 — 176 с.
  50. В.В. Важнейшие критерии результативности управления. М.: МНИИПУ, 1998.-304с.
  51. В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. М.: МНИИПУ, 1998. — 192с.
  52. А. Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП)// Управление персоналом. 1998. — № 8. — С. 8−11.
  53. В.Д. Теория менеджмента. Ч. I. Уфа: Восточный университет. 1997.-115 с.
  54. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993. — 208с.
  55. Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами. М.: Интел-Синтез, 1997.-128с.
  56. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989. -318с.
  57. И.Б. Адаптация промышленной фирмы. Теория и практика. М.: Высшая школа экономики, 1997. — 234 с.
  58. Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием. -М.: Экмос, 1998.-336с.
  59. Г. Управление персоналом. М.: БИКОМ, 1997. — 431 с.
  60. П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. -М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993. 272с.
  61. JI.B., Никифорова Н. А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и сервис, 1999. — 304с.
  62. П.Ф. Управление нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200с.
  63. Дьордь Сцелл. Участие, контроль работников и самоуправление. М.: МНЭПУ, 1993.-204с.
  64. В .Я., Кибанов А. Я. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998. -512 с.
  65. А. Ю. Никулин Л.Ф. Пульсирующий менеджмент. М.: Российская экономическая академия, 1998. — 236 с.
  66. А.П. Аппарат управления социалистического предприятия. -Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. 312с.
  67. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: МИМБ, 1997. — 607с.
  68. И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование. М.: Юристъ, 1999. — 397с.
  69. О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1996. — 208с.
  70. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.:
  71. ИВЦ Маркетинг, 1997.- 195с.
  72. П.В. Основы корпоративного управления концернами. М.: ПРИОР, 1998.-176с.77.3удина Л. Н. Организация управленческого труда. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256с.
  73. С.А. Экономические модели и методы в управлении. М.: Дело и Сервис, 1998.- 176с.
  74. П.В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Деловая книга, 1998. — 232с.
  75. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.-304 с.
  76. История менеджмента /Под ред. Д. В. Валового. М.: ИНФРА-М, 1997. -256 с.
  77. Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности //Вопросы экономики. 2000. — № 1. С.99−119.
  78. М.И. Основы менеджмента. Минск: ЗАО «Экономпресс», 1997.-284 с.
  79. Т. В. Сударькова Е.А. Акционерное право: практический курс. -М.: ИНФРА, 1997.-350с.
  80. Кох. Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб: Питер, 1999. — 496с.
  81. А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 1997.-512с.
  82. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России// РЭЖ. 1999.- № 8. С. 3−22.
  83. А.П. Диагностика банкротства. М.: АО «Финстатинформ», 1995.-96 с.
  84. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995. — 432с.
  85. Д. Основные концептуальные подходы к управлению персоналом// Управление персоналом. 1999.- № 5. — С. 33−42.
  86. Е., Комаров Н. Кризисные и антикризисные менеджеры// Управление персоналом. 1999.- № 2. — С. 7−11
  87. Е. Японский стиль управления// Управление персоналом. 1999.- № 10. С. 16−22.
  88. В. Возрастающая ответственность государств. Приватизация. Кор-порирование. Инвестиции// РЭЖ. 1998. — № 3. — С. 3−8.
  89. А.К., Подлесных В. И., Серова JI.C. Практический менеджмент. -М.: ИНФРА-М. 1999. — 367 с.
  90. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя //Вопросы экономики. 2000. № 5. С.62−74.
  91. Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. -М.: ИНФРА-М, 1997.-368с.
  92. Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999. -472с.
  93. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: АО «ДИС», 1994. — 256с.
  94. М.Н. Финансовое состояние предприятий. Факторы оценки.- М.: АО «ДИС», 1997. 224с.
  95. Ю.В. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 1998. — 192с.
  96. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-416 с.
  97. И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М.: Дело, 1992. — 191с.
  98. А.Л. Деловые игры в управлении. Л.: Лениздат, 1989. — 172с.
  99. И.В. «Кроссворды» для руководителя. М.: Дело, 1992. — 191с.
  100. .Г. Экспертные оценки и принятия решений. М.: Патент, 1996.-271с.
  101. .Г. Управленческие решения. М.: ЭКМОС, 1998. — 248с.
  102. К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность //Вопросы экономики. 2000. — № 1. С.120−136.
  103. Н.Ф., Галан М. В. Развитие эффективных деловых коммуникаций. М.: Институт повышения квалификаций государственных служащих, 1997. -64с.
  104. В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой. Новосибирск, 1995.- 110с.
  105. В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: НГАЭИУ, 1997.-356с.
  106. К. Управленческий консалтинг М: Дело и Сервис, 1999. -288с.
  107. Мартин Чарльз Л. Как стать собственным боссом: оцените свои силы: Учебное пособие. -М.: КОНСЭКО, 1994. 128с.
  108. И.П. Какой руководитель нам нужен. М.: Экономика, 1993. -175с.
  109. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА — М, 1996. — 256с.
  110. Менеджмент предприятий электросвязи /Под ред. Е. В. Демина, 1997. -464 с.
  111. Менеджмент (Современный российский менеджмент) /Под ред. Ф. М. Русинова, М. Л. Разу. М.: ФБК — Пресс, 1998. — 504с.
  112. Менеджмент в строительстве./ Под ред. И. С. Степанова М.: Юрайт, 1999.-540с.
  113. Менеджмент (конспект лекций в схемах). М.: Приор, 1999. — 192с.
  114. С.Д. Акционерные общества. Серия «Коммерческие организации». М.: Дело, 1998. — 536с.
  115. Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
  116. Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. М.: Фолиум, 1995.-368с.
  117. Нельсон Боб и Эконом Питер. Умение управлять для «чайников». -Киев: Диалектика, 1997. 336с.
  118. А. Российский кризис и рационализация экономической стратегии// РЭЖ. 1999. — № 1. — С. 2−16.
  119. Дж.Ц., Сканнел Е. Эд. Деловые игры и современный бизнес. -М.: Бином, 1997.- 144с.
  120. Обер-Крие Дж. Управление предприятием. М.: Сирин, 1997. — 256с.
  121. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса /Под ред. А. К. Казанцева.- М.: ИНФРА М, 1999. — 252с.
  122. Ю.Г., Журавлёв П. В. Управление персоналом. М.: Финста-тинформ, 1997. — 878с.
  123. Организационно-правовые формы коммерческой деятельности в России/ Под ред. В. Кумекова. М.: ИНФРА, 1995. — 160с.
  124. Основы менеджмента /Науч. ред. JI.A. Радугин. М.: Центр, 1997. -432 с.
  125. Основы менеджмента /Под ред. С. Г. Лопатиной. М.: Юрайт, 1999. -295 с.
  126. А. Технологии оздоровления предприятий// Человек и труд.-1999.-№ 7.-С. 15−17
  127. А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ, 1997.-352с.
  128. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ (Акционерное право) //Под ред. Т. П. Губина. М.: Зерцало, 1999. — 256с.
  129. Ю.А. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики// РЭЖ. 1999. — № 4. — С. 35−53.
  130. Ю.А. Российская экономика в «XIII XII пятилетиях». От трансформационного шока к воспроизводственному коллапсу// РЭЖ. -1999. -№ 7. -С. 3−5.
  131. Ю.А. Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного хозяйства //РЭЖ. 2000. -№ 4. — С.58−75.
  132. Рак Н. Г. Методика комплексной оценки кадрового управления// Управление персоналом. 1997. — № 10. — С. 14−21.
  133. Регионы России: статистический сборник: В.2 т. Т.2// Госкомстат России.-М., 1998.-797 с.
  134. Т. Два подхода к оценке персонала// Управление персоналом. 1999.-№ 4.-С. 31−39.
  135. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Интел-Синтез, 1997. — 144с.
  136. В.А. Психология управления. М.: Интел-Синтез, 1997. -176с.
  137. Н. Как запад стал богатым. Новосибирск: «Экор», 1995. -352 с.
  138. З.П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 1995.-432 с.
  139. Ф.М., Разу M.JI. Менеджмент. М.: ФБК-Пресс, 1999. — 504 с.
  140. О. Основные тенденции социально-экономического развития в первой половине 1999 г. //Экономист. 1999. — № 8. — С. 10−21.
  141. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 512с.
  142. Т. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993. -320 с.
  143. В.П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в управлении. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 430с.
  144. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. М.: Машиностроение, 1975. — 311с.
  145. В.В., Лукина З. П. Менеджер по операциям с недвижимостью. М.: Издательский дом «Аудитор», 1999. — 136с.
  146. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ)// РЭЖ. 1997 — № 1. — С. 70−77.
  147. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Интел-Синтез, 1995.-240с. ¦
  148. Е.А. Юридический справочник акционера. М.: Норма, 1996.-256с.
  149. Г. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995. — 335с.
  150. П.С. Управление без тайн. Симферополь: Таврида, 1993. -480с.
  151. В.В., Дятлов А. А. Менеджмент персонала предприятия. М.: ф Дело, 1998.-272с.
  152. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 174с.
  153. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996. — 516с.
  154. Э.А. Управление компанией. М.: «ЭКМОС», 1997. — 304с.
  155. Э.А. Финансовое управление. М.: «ЭКМОС», 1997. — 208с.
  156. Э.А. История менеджмента. М.: «ЭКМОС», 1997. — 224с.
  157. Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 1998. — 498с.
  158. Э.А., Мырынюк И. Р. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999. — 272с.
  159. Управление персоналом организации. Практикум. М.: ИНФРА-М, 1999.-296с.
  160. А.А. Особенности национальной карьеры. М.: «Интел-Синтез», 1999.-240с.
  161. А. Общее и промышленное управление. М.: Журнал «Контроллинг», 1992. — 112с. ф 170. Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 1. Основыуправления. Планирование как функция управления. М.: ВИПК энерго 1992.-168с.
  162. P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 2. Организация как функция управления. М.: ВИПК энерго, 1992. — 144с.
  163. P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 3. Выполнение как функция управления. М.: ВИПК энерго, 1992. — 184с.
  164. P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 4. Контроль как функция управления. -М.: ВИПК энерго, 1992. 148с.
  165. P.M. Энциклопедия современного управления. Т. 5. Специальные вопросы теории управления. М.: ВИПК энерго, 1992. — 120с.
  166. П.А. Стратегический менеджмент. М.: «Интел-Синтез», 1997.-304с.
  167. Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: практикум делового общения. Ростов на Дону: Феникс, 1997. — 448с.
  168. Л.Р. Проблемы работы. М.: Нью эра, 1994. — 264с.
  169. Р. Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 2. М.: Прогресс, 1992. — 256 с.
  170. Д. Стань первым! М.: Вече-Персей-Аст, 1996. — 448с.
  171. Т. Умение продавать для «чайников». Киев: Диалектика, 1997.-256 с.
  172. Р. Действуй и найдёшь работу! — М.: Филин, 1996. — 216с.
  173. В.И., Жуплев А. В., Володин А. А. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. М.: Государственный университет управления, 2000.-277 с.
  174. С.В. Управление персоналом современной организации. М.: «Интел-Синтез», 1996.-300с.
  175. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. Минск.: Амалфея, 1996.-384с.
  176. В. Стимулирование труда «архимедов рычаг» в работе с пер-соналом//Управление персоналом. — 1999. — № 5. — С. 25−29.
  177. А.Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996.-176с.
  178. В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. -М.: Высшая школа, 1996. 271с.
  179. И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — 256с.
  180. В.И. Настольная книга менеджера по кадрам М- ИНФРА -М, 1998.-572с.
  181. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлёвой. М.: ИНФРА- М, 1997. — 560с.
  182. Корректировка себестоимости реализованной продукции отчетного года науровень роста цен и тарифов
  183. Фактические Фактические за-
  184. Затраты на производство и реа- Индекс траты па производство н реализа- Приростлизацию продук- роста цен цию продукцию с (сниже
  185. Показатели Годы ции (тыс. руб.) J (u) учетом корректи- ние) ровки на нндекс цеппо ОАО «АОМЗ»
  186. Фонд оплаты труда 1997 5596 55 961 998 5393 5393 1999 15 349 15 349
  187. Отчисления на соци- 1997 2154 2154альные нужды 1998 2076 2076 1999 5910 5910
  188. Материальные затра- 1997 14 455 1,074 13 459 -996ты и прочие расходы 1998 11 257 1,232 9137 -21 201 999 29 417 1,673 17 583 -11 834
  189. Всего 1997 22 205 21 209 -9 961 998 18 726 16 606 -21 201 999 50 676 38 842 -11 834по ОАО «АЭМЗ»
  190. Фонд оплаты труда 1997 1245 12 451 998 999 999 1999 1733 1733
  191. Отчисления на соци- 1997 479 479альные нужды 1998 385 385 1999 667 667
  192. Материальные затра- 1997 4474 1,074 4165 -309ты и прочие расходы 1998 4134 1,232 3356 -7 781 999 6749 1,673 4034 -27 151 997 6198 5889 -309
  193. Всего 1998 5518 4740 -7 781 999 9149 6434 -2715по ОАО «АРМЗ»
  194. Фонд оплаты труда 1997 1754 17 541 998 2093 2093 1999 2793 2793
  195. Отчисления на соци- 1997 675 675альные нужды 1998 806 806 1999 1075 1075
  196. Материальные затра- 1997 3352 1,074 3121 -231ты и прочие расходы 1998 2871 1,232 2330 -5 411 999 2759 1,673 1649 -1110
  197. Всего 1997 5781 5550 -2 311 998 5770 5229 -5 411 999 6627 5517 -11 104
Заполнить форму текущей работой