Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологизация хозяйственной деятельности в регионе: влияние на социально-экономическое развитие

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненный в работе анализ методических подходов к оценки экологической ситуации в регионе (на примере федеральных округов) свидетельствует, что в настоящее время экологический фактор не оказывает существенного влияния на инвестиционную привлекательность региона. Это указывает на то, что в действующей экономической практике экологический риск не рассматривается как особо значимый. В то же время… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические положения экологизации хозяйственной деятельности
    • 1. 1. Экологизация хозяйственной деятельности как основа устойчивого развития
    • 1. 2. Основные принципы и факторы экологизации хозяйственной деятельности в регионе
    • 1. 3. Государственное и рыночное регулирование экологизации хозяйственной деятельности
  • Глава 2. Региональные аспекты экологизации хозяйственной деятельности
    • 2. 1. Анализ региональной системы регулирования экологизации хозяйственной деятельности
    • 2. 2. Разработка механизма экологизации хозяйственной деятельности в регионе: основные составляющие и их характеристика
    • 2. 3. Инвестиционный аспект экологизации хозяйственной деятельности в регионе
    • 2. 4. Основные направления влияния экологизации хозяйственной деятельности на социально-экономическое развитие региона
  • Глава 3. Экологизация хозяйственной деятельности предприятий как фактор регионального развития
    • 3. 1. Экологизация хозяйственной деятельности и внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях как факторы регионального развития
    • 3. 2. Критерии оценки экологизации хозяйственной деятельности предприятий региона: методические подходы
    • 3. 3. Пути совершенствования экологизации хозяйственной деятельности в регионе

Экологизация хозяйственной деятельности в регионе: влияние на социально-экономическое развитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отличительной особенностью современного этапа экономического развития является тот факт, что оно осуществляется в условиях глобального экологического кризиса. В процессе социально-экономического развития общество существенно усилило давление на природную среду. В результате этого природно-ресурсный капитал, в отличие от человеческого и производственного капиталов, трансформировался из избыточного в лимитирующий фактор материального производства, что предопределило необходимость усиления экологического регулирования и экологизации хозяйственной деятельности на всех уровнях управления. Кроме того, для реализации концепции устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992), разработанной мировым сообществом и одобренной правительством РФ, необходим переход к качественно новому способу управления хозяйственной деятельностью, позволяющему сбалансировать возможности природной среды и потребности человеческого общества.

Особенно актуален этот процесс на региональном уровне, поскольку концентрация загрязнений в результате хозяйственной деятельности и их влияние на социально-экономическое развитие проявляется, прежде всего, на конкретной территории, где расположены объекты хозяйствования. Все виды хозяйственной деятельности, осуществляемые на территории, обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов, но и непреднамеренными (внешними) последствиями как положительными, так и отрицательными. Такие экстернальные издержки возникают в связи с ограниченностью ресурса, в качестве которого выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов (ассимиляционный потенциал). Поэтому цель политики, направленной на экологизацию хозяйственной деятельности и устойчивое развитие, состоит в поиске путей превращения внешних издержек загрязнения во внутренние.

Стратегия экологически устойчивого развития предполагает паритет экономических и экологических ценностей. Этот паритет предусматривает пересмотр традиционных представлений об учете экологического фактора в социально-экономическом развитии региона. Экономическая оценка не отражает все последствия принимаемых решений, поэтому необходимо использовать комплексную эколого-экономическую оценку, позволяющую прогнозировать результаты воздействия на общество и окружающую среду.

Потребность в экологизации хозяйственной деятельности формируется также и под воздействием рыночных механизмов. Экологическая ответственность производителя и экологические характеристики производства в течение последнего десятилетия стали важнейшими факторами конкурентоспособности на наиболее экономически выгодных, но и в то же время наиболее экологически чувствительных рынках развитых стран.

Для формирования экологически ориентированного мышления и поведения, для экологического образования, а также для обоснования процессов регулирования и управления процессом экологизации хозяйственной деятельности, в том числе для обоснования стратегических целей в этой области, большое значение, кроме теории устойчивого развития, имеют также теории человеческого капитала, межсекторного взаимодействия, инновационного развития.

Проблемы эколого-экономического регулирования, теоретических аспектов устойчивого развития, экологизации экономики исследовались в работах таких специалистов как: Арский Ю. М, Акимова Т. А., Бобылев С. Н., Голуб А. А., Гофман К. Г., Данилов-Данильян В.И., Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л, Папенов К. В., Потравный И. М., Реймерс Н. Ф., Хаскин В. В. и др.

Исследованию экологических проблем региональной экономики и научно-технологического развития посвящены работы Замятиной М. Ф., Литовки О. П., Розенберга Г. С., Рохчина В. И., Румянцева А. А., Сигова И. И., Федорова М. М., Федорова М. П и др.

Вопросы теории и практики экологического менеджмента нашли отражение в исследованиях зарубежных и российских ученых R. Welford, Norman L., J. Vig, Michel E. Kraft, Норта К., Рихтера К., Эндреса А., Пахомовой Н. В., Макарова С. В., Гусевой Т. В., Блама И. Ю., Сергиенко О. И. и др.

В то же время в силу многоаспектности эколого-экономических проблем и их междисциплинарного характера, малоизученными остаются проблемы экологизации хозяйственной деятельности, разработки механизма экологизации хозяйственной деятельности на региональном уровне, влияния экологизации на социально-экономическое развитие региона, что и определяет актуальность темы диссертации.

Для России эта проблема особенно актуальна, поскольку в ряде регионов индустриального освоения ассимиляционный потенциал территории практически исчерпан. Экологическое регулирование, которое осуществляется региональными органами, направлено, главным образом, на устранение (утилизацию) загрязнений, накопленных в предшествующие периоды. Недостаточная эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, высокий износ основных фондов, низкий технологический уровень системы жилищно-коммунального хозяйства, неэффективная реорганизация управления в области охраны окружающей среды, проведенная на федеральном уровне в 2001 г., а также ускорение темпов экономического развития на базе устаревших технологий делают проблему экологизации особенно актуальной. В отличие от действующей системы экологического регулирования, процесс экологизации связан прежде всего с добровольным откликом хозяйствующих субъектов на решение экологических проблем территории, но механизмы мотивации и стимулирования этого процесса в значительной степени зависят от регионального уровня управления.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность в научном обосновании экологизации хозяйственной деятельности в регионе определили цель и задачи настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является обоснование механизма экологизации хозяйственной деятельности в регионе и направлений влияния этого процесса на социально-экономическое развитие.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

• исследовать существующие подходы к сущности экологизации хозяйственной деятельности на региональном уровне;

• проанализировать роль и место государственного, регионального и рыночного регулирования экологизации хозяйственной деятельности;

• разработать механизм экологизации хозяйственной деятельности в регионе;

• определить основные направления воздействия экологизации хозяйственной деятельности на социально-экономическое региональное развитие;

• исследовать влияние экологической составляющей на инвестиционную привлекательность региона;

• выполнить анализ методических подходов к оценке экологизации хозяйственной деятельности на уровне региона и предприятия;

• разработать критерии оценки и анализа экологизации хозяйственной деятельности.

Предмет исследования — регулирование экологизации хозяйственной деятельности в регионе и ее влияние на социально-экономическое региональное развитие.

Объект исследования — экологизация хозяйственной деятельности на региональном уровне.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и российских ученых в таких областях знаний как региональная экономика, экономика природопользования, социальная экология, экономика предприятия, экологический менеджмент.

Эмпирической и аналитической базой исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области экологического регулирования и экологизации хозяйственной деятельности, статистические материалы по субъектам и федеральным округам РФ, отечественная и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической печати, информация глобальной сети Internet.

В ходе исследования применялись общенаучные методы исследования — системный подход, функциональный подход, метод анализа и синтеза, методы логического моделирования, программно-целевой подход, экспертные оценки.

Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

В результате проведенного в диссертационной работе исследования можно сделать следующие выводы:

1. Анализ сущности теории устойчивого развития, ее основных положений и противоречий, проблемы перехода России к устойчивому развитию свидетельствует, что основой этого перехода является экологическое регулирование охраны окружающей среды на уровне страны и региона и экологизация хозяйственной деятельности как два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса, каждый из которых имеет свою специфику. Экологическое регулирование, осуществляемое региональными органами, концентрирует внимание, главным образом, на устранение загрязнений («конец трубы»), процесс экологизации — на решение экологических проблем территории путем переноса центра тяжести на «начало трубы». Функцию устойчивого развития можно рассматривать как факторную модель экологизации хозяйственной деятельности не только на макроуровне, но и применительно к региональной экономике.

2. Экологизация хозяйственной деятельности в регионе рассматривается как процесс, предусматривающий комплекс мероприятий в многоуровневой системе (федеральный, региональный уровень, уровень самостоятельно хозяйствующих субъектов), имеющей целью повышение конкурентоспособности региональной экономики и обеспечение экологической безопасности населения. Эти мероприятия включают совершенствование федерального и регионального законодательства, развитие экологического бизнеса и экологической инфраструктуры, а также повышение уровня экологического сознания и изменения мотивации хозяйственной деятельности. Базой экологизации хозяйственной деятельности на региональном уровне является переход к экологически ориентированной деятельности каждого отдельного субъекта хозяйствования.

3. К основным принципам экологизации хозяйственной деятельности в регионе следует отнести:

• принцип сочетания административных и рыночных механизмов управления процессом экологизации хозяйственной деятельности в регионе;

• принцип экологической целенаправленности;

• принцип неухудшения экологической обстановки в регионе в результате развития производства и повышения валового внутреннего продукта;

• принципы приоритетности и комплексности при обосновании приоритетных направлений инвестирования в экологизацию хозяйственной деятельности;

• принцип соблюдения баланса текущих (тактических) и перспективных (стратегических) интересов в эколого-экономической деятельности.

Отмеченные принципы экологизации хозяйственной деятельности реализуются в процессе разработки и практического применения инструментов и механизмов привлечения инвестиций, главным образом, в экоинновации и развитие экологической инфраструктуры.

4. На основе систематизации условий и факторов экологизации можно выделить на региональном уровне шесть основных групп: правовые (федеральное и региональное природоохранное законодательствоэкологизация хозяйственного законодательстванормативная база устойчивого развития РФ, регионов и МСУ), экономические (экологические инвестициисредства Экологического фондаэкологические платежи и штрафыценообразование с учетом экофактора), экологические (экологическая обстановка в регионеэкологические нормы и нормативыналичие и развитость инструментов экологического регулирования), организационно-технологические (экологическая инфраструктурапотенциал экоинновацийэкологическое предпринимательствоналичие и развитость систем экологического менеджментастратегия региона на принципах устойчивого развитияМестная повестка на XX век), социальные (экологическое сознание и мотивация, социальная ответственность, экологическая культура представительной, законодательной, исполнительной власти, НКО и бизнеса) и международные (глобализациямеждународная концепция устойчивого развитиямеждународное сотрудничество).

5. Основой государственного экологического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются законодательные и нормативные акты, административное регулирование хозяйственной деятельности. Из многообразия инструментов рыночного экологического регулирования основным экономическим инструментом в России является плата за загрязнение, механизм действия которой как стимулирующей функции до сих пор еще полностью не отработан. Основной метод воздействия на процесс экологизации в регионе — это предоставление определенных налоговых льгот, в частности, в части налогов, которые зачисляются в региональный бюджет. Для усиления позитивного влияния необходим переход к косвенным налогам на продукцию, наносящую вред окружающей среде в процессе ее производства, потребления или эксплуатации, что создаст условия для решения проблемы экологизации хозяйственной деятельности путем технологических преобразований и разработки экоинноваций. Если плата за загрязнение будет выше ежегодных затрат на внедрение и содержание технологий «в конце трубы», то это будет стимулом для экологизации производства путем перехода к технологиям «начала трубы».

Важно отметить, что государственное и рыночное экологическое регулирование является только одной составляющей процесса экологизации. Вторым важным аспектом регулирования экологизации хозяйственной деятельности является добровольный вклад бизнеса в решение проблем экологизации. Экологизация хозяйственной деятельности может быть эффективной лишь на основе создания новой этики бизнеса и развитием корпоративной культуры, связанной с изменениями в системе ценностных ориентаций управленцев, собственников, менеджеров и работников.

6. Механизм экологизации хозяйственной деятельности в регионе представляет собой совокупность методов, инструментов, рычагов воздействия на процессы экологизации. Его главная цель — обеспечение социальноэкономического развития с учетом экологической составляющей. Переход региона к устойчивому развитию невозможен без разработки региональной политики экологизации, как составной части экологической политики, нацеленной на обеспечение высокого уровня качества жизни населения при достижении стабильной социально-экономической и экологической ситуации.

Под региональной политикой экологизации понимается совокупность мероприятий региональных органов власти по обоснованию целей и задач, путей их достижения в области экологизации хозяйственной деятельности. В числе основных направлений региональной политики экологизации следует выделить: содействие разработке и внедрению экоинноваций, снижение экологического риска для улучшения инвестиционного климата, совершенствование экологической инфраструктуры, переход к экологически ориентированному предпринимательству, взаимодействие с НКО экологической направленности. Региональная политика экологизации должна быть направлена на достижение главных целей социально-экономического развития: обеспечение экологической безопасности населения как составляющей качества жизни и повышение конкурентоспособности региональной экономики. Эти цели взаимосвязаны, и поэтому обеспечение требуемого уровня экологической чистоты производства и продукта должно стать стратегической целью хозяйствующих субъектов и региональных органов управления. При этом наиболее современным решением проблем экологизации хозяйственной деятельности российских компаний является внедрение программы «Чистое Производство» .

7. Под экологизацией хозяйственной деятельности на микроуровне мы понимаем совокупность управленческих, технологических и финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение вредного воздействия предприятия на окружающую среду при достижении основных целей хозяйственной деятельности.

В условиях насыщенного рынка экологизация производства все чаще начинает активнее осуществляться тогда, когда традиционные варианты получения прибыли не дают достаточно высокой отдачи и появляется необходимость в поиске новых направлений развития. Таким образом, главная цель экологизации хозяйственной деятельности на уровне хозяйствующего субъекта заключается в применении стратегии «двойного выигрыша»: мероприятия по экологизации хозяйственной деятельности на предприятии должны давать двойной дивиденд в виде экономических и экологических выгод. Здесь основным инструментом может быть интегрирование экологического менеджмента в систему внутрифирменного менеджмента и сертификация по международным стандартам (ISO 9000, ISO 14 000, OHSAS и др.), что делает охрану окружающей среды привлекательной для предприятий с коммерческой точки зрения, причем не только с позиций долгосрочных интересов, но и с учетом текущей выгоды. Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию будет способствовать экологизации хозяйственной деятельности в этом направлении, поскольку необходимо кардинальное реформирование отечественной системы стандартизации и внедрение международных стандартов.

8. Выполненный в работе анализ методических подходов к оценки экологической ситуации в регионе (на примере федеральных округов) свидетельствует, что в настоящее время экологический фактор не оказывает существенного влияния на инвестиционную привлекательность региона. Это указывает на то, что в действующей экономической практике экологический риск не рассматривается как особо значимый. В то же время в регионах индустриального освоения складывается неблагоприятная экологическая ситуация и объем вложений в природоохранную деятельность не соответствует глубине и масштабности экологических проблем в регионах. 9. Для совершенствования регулирования процессов экологизации хозяйственной деятельности важное значение имеет разработка критериев оценки и анализа. Экономические оценки не отражают все последствия принимаемых решений, поэтому следует использовать комплексную эколого-экономическую оценку, взаимоувязанную с экономическим развитием, и для этого необходимо новое единое параметрическое пространство.

Предлагается использовать такие показатели как «природоемкость» и «природоотдача» регионального промышленного производства. Соотношение их с показателями региональной инвестиционной деятельности (объем региональных инвестиций в основной капитал) позволяет оценить эффективность региональной инвестиционной политики в области экологизации хозяйственной деятельности в промышленности. Обосновывается перспективность использования MIPS-индикатора, однако для его применения необходимы серьезные научно-прикладные разработки по определению М1-индекса для каждого конкретного вида ресурса с учетом специфики российских регионов. А для оценки экологизации на уровне хозяйствующего субъекта может быть использована предложенная в работе система эколого-эк'ономических показателей.

10. В настоящее время в России внимание к проблемам экологизации хозяйственной деятельности формируется прежде всего в компаниях, ориентированных на мировой рынок или на привлечение иностранных инвестиций. Доля таких компаний в экономике страны растет, поэтому, несмотря на то, что в практике российских компаний экологизация хозяйственной деятельности находится на начальном этапе, отдельные компании уже достигли существенных успехов. В этой связи реализация рекомендаций, предложенных диссертантом могла бы способствовать интенсификации экологизации хозяйственной деятельности в регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Соответствие государственных документов РФ Концепции устойчивого развития: эколого-экономический анализ. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 1999, № 1, С.97−107.
  2. А.Т. Эколого-экономические проблемы мира и республики Казахстан. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, № 1, 2000, С. 53−63
  3. Т.А., Хаскин В. В. Экология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.-455с.
  4. Ю.М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?-М., 1997, С. 14−15
  5. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. Г. и др. «Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?». Уч. пособие под ред. В. И Данилова-Данильяна. М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. — 332с.
  6. Ю.В., Сидорова И. С. Сравнительная оценка уровня природоохранных инвестиций и оснащенности предприятий основными фондами природоохранного назначения в Российской Федерации // Вестник Московского Университета, сер.6, 2001, № 3. С. 91 -106.
  7. Л.Е. Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды. // Экологическое право, 2003, № 4, С.31−34.
  8. А. Деньги мусор. // Русский Newsweek, 2004, № 21, с. 41 -44.
  9. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980. — 263с.
  10. И.Ю., Сергиенко О. И. «Основы экологического менеджмента и учета». -Новосибирск-СПб.: СПбГУНиПТ, 2001.- 167 с.
  11. Бобров A. JL Состояние и динамика социальной и эколого-экономической устойчивости России и ее регионов. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 1997, № 5, С.3−10
  12. А.Л., Папенов К. В. Экономическое развитие России и рациональное природопользование. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2004, № 2, С. 3−20
  13. С.Н., Стеценко А. В. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг// Вестник МУ. Серия 6. Экономика, № 1, 2000, С. 108−118 (табл. 1.2)
  14. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экологизация экономики и конечные результаты // Вестник Московского Университета, серия 6, экономика, 2001, № 4, С. 96−107.
  15. Э. Лолинс Э. Ловинс X. Фактор Четыре. М., 2000.
  16. И.В. Экологический менеджмент: Учеб. Пособие. М.: Изд-во РИОР, 2004.-81с.
  17. В.А. «Экология и экономика: проблемы и поиски путей устойчивого развития». Новосибирск, 1995. — 129с.
  18. О., Оганесян Т. «Большие зеленые деньги». // Эксперт, 2003,
  19. Х.А., Винтер В. Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 3. С. 29.
  20. А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 — 239с.
  21. Н.Ф., Гафиятов И. З. «Человек экологический»: к вопросу о новой методологии государственного управления развитием России // Проблемы современной экономики. 2002. № 1.
  22. Гапоненко A. JL, Полянский В. Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 1999. — С. 15−16.
  23. Т.П. Человеческий капитал в экологическом измерении// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2003. № 3−4.
  24. Главивская Л. Т. Экологическая составляющая менеджмента малого и среднего бизнеса. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика.2002., № 6, с.
  25. В.Г., Макар С. В. Экономика природопользования: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2003. — 448с.
  26. М.Т., Миндзаев М. А. Тенденции развития природоохранительного законодательства. // Экологическое право, 2003, № 2. С. 9−16.
  27. ГОСТ 17.0.0.04−90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Типовые формы. М.: Госстандарт России, 1990.
  28. ГОСТ Р ИСО 9001−2001 «Системы менеджмента качества. Требования». Типовые формы. М.: Госстандарт России, 2001.
  29. ГОСТ Р 17.0.0.06−2000 Охрана природы. Экологический паспорт приро-допользователя. Основные положения. Типовые формы. М.: Госстандарт России, 2000.
  30. Государственное регулирование рыночной экономики. Под ред.В. И. Кушлина. М.: Изд-во РАТС. 2002. С. 647.
  31. Государственное регулирование региональных рыночных процессов. Под ред. Татаркина А. И. Екатеринбург. Уральское отд. ИЭ РАН. 2002. С. 158.
  32. К.Г. Экономика природопользования (из научного наследия). -М., 1998, С. 170
  33. А.Г. Основы региональной экономики. Учебник для вузов, М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  34. А.С., Орехов Н. А., Новиков В. Н. Математическое моделирование в экологии: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 269 с.
  35. Т. В., Хачатуров А. Е., Макаров С. В., Заика Е. А., Хотулева М. В. Добровольная экологическая деятельность: неиспользуемые возможности. М.: «Эколайн», 2001 г.
  36. Данилов-Данильян В. И. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. М.: «Знание», 1999. -704 с.
  37. Данилов-Данильян В. И. Безопасность России. Правовые, социальноэкономические и научно-технические аспекты. М.: МГФ «Знание», 1999.С. 406−407.
  38. Документ ИСО 14 000 как инструмент улучшения экологического менеджмента и предотвращения загрязнения окружающей среды. Материалы к семинару. — М.: Экология, 1998.
  39. А.Д., Рябушкин Б. Т. Экологическая статистика и национальное счетоводство // Вопросы статистики. 2003. № 2, С. 23.
  40. Д.Г. Экологизация промышленности Северо-Запада: достижения и возможности. Региональная экология, 2000. № 3−4. С.7−12.
  41. М.Р., Бычкова С. Г. Социальная статистика: Учеб. Пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. 560с.
  42. Закон РФ «Об экологической безопасности». М., 1995.
  43. Закон Санкт-Петербурга «Об Экологическом фонде Санкт-Петербурга» от 26 июня 1998 г. № 166−22
  44. М.Ф. и др. Структурная перестройка предприятий: экологические аспекты. // Методы структурной перестройки предприятий. Под ред. А. А. Румянцева. СПб.: ИРЭ РАН, 2000, с.64−90
  45. М.Ф. Межсекторное взаимодействие в бюджетном процессе как инструмент решения экологических проблем города. В сб.: Санкт-Петербург: прикладной бюджетный анализ. Аналитические доклады экспертов. СПб.: Стратегия, 2002.
  46. М.Ф. Экологизация научно-технологического развития: методологические и организационно-экономические основы.- СПб.: ИСЭП, 1997.-360с.
  47. М.Ф., Разумовская О. Н. Бюджет и общественность. Создание механизма общественного участия в формировании экологических расходов бюджета Санкт-Петербурга. СПб.: Стратегия, 2001. -62 с.
  48. М.Ф., Разумовская О. Н. Экологические расходы бюджета -2000 Санкт-Петербурга // Бюджет Санкт-Петербурга 2000 глазами экспертов: экономистов, юристов, социологов, менеджеров. СПб., 2000. С. 17−25.
  49. М.Ф., Шабунина Т. В., Щелкина С. П. Экологические предпосылки и направления структурной перестройки предприятий. // Структурная перестройка научных и производственных предприятий. Под ред. А. А. Румянцева.- СПб. ИСЭП РАН. 1999, с. 56−72.
  50. М.Ф., Яковлева Д. Г. и др. Экологизация экономического и технологического развития в регионе: инновационные и инвестиционные аспекты. Раздел 4. // Инновации и инвестиции в регионе. Под ред. М.А. Гусако-ва. СПб.: ИРЭ РАН, 2004.
  51. Е.И., Заславская Т. А. Устойчивое развитие и рынок научно-технической продукции экологической направленности. М. ФЦГС «Экология». 1998. С. 21.
  52. В. Г., Кокин А. В. Экологический маркетинг. / Электронное издание, 1997 г. www.kazsu.kz
  53. СЛ. «Концепция общества устойчивого развития: синергетиче-ская интерпретация». Официальный сайт журнала «Устойчивое развитие.
  54. Наука и практика». 2003. № 2.
  55. В.П. Сырьевая составляющая устойчивого развития мирового сообщества/ ВМУ экономика, № 2, 2002, с. 23−40.
  56. А. Политический размен. // Эксперт, 2004, № 38. С. 19−26.
  57. Н.Н., Воробьев О .Г. Экологическая паспортизация муниципальных образований урбанизированных территорий. // Региональная экология, 2004, № 1−2, с.84−92.
  58. Н.Н. Экологическая составляющая «Паблик Рилейшнз». Часть 1. Функции и задачи в системе производственного менеджмента. // Инженерная экология, 2003, № 2. С. 3−14.
  59. С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. -Иркуртск, 2003.
  60. О.П., Дедов JI.A., Павлов К. В., Федоров М. М. Экологизация экономики региона. Часть 1. Уч. Пособие. СПб-Екатеринбург.: УрОРАН, 2003.- 108 с.
  61. О.П., Дедов Л. А., Павлов К. В., Федоров М. М. Экологизация экономики региона. Часть 2. Уч. Пособие. СПб-Мурманск.: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2004. 195 с.
  62. Ю.М., Семина К. Е., Федашко М. Я. Система обращения с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге./ Региональная экология, 2001, № 3−4, с.68−73.
  63. С. В., Гусева Т. В. Экологический менеджмент/ В кн.: Современные механизмы экологического регулирования: оценка экологического воздействия и экологическая экспертиза. Экологический менеджмент. М.: Эколайн, 1998.
  64. С.В. Экологический менеджмент: неиспользуемые возможности. www.ecoline.ru
  65. А. Принципы экономической науки. Т. З / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.-С.210.
  66. Д.Х., Медоуз Д. Л. и др. За пределами роста. М. Пангея. 1994.
  67. О.А. Роль налогов и субсидий в экономическом механизме охраны окружающей среды. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 1999, № 5.- С.81−94.
  68. На пути к устойчивому развитию России // Бюллетень центра экологической политики России, № 2, декабрь, 1997.
  69. О проекте государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Парфенов В. Ф. //На пути к устойчивому развитию, 1997.-№ 2.-С -4−6.)
  70. Об охране окружающей среды. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ
  71. К. «Экологические риски в предпринимательской деятельности». М. «Анкил». 2002 г. С. 139.
  72. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Утверждены указом президента РФ от 3.06.1996. № 803.- М., 1996
  73. М.Н., Ляменков А. К. Устойчивое развитие человеческой цивилизации: новые проблемы и вызовы на рубеже 20−21 вв. / ВМУ, № 3, 2001, с. 58−72
  74. Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге за 2000−2002 годы. Администрация СПб. Управление по охране окружающей среды. СПб. 2003.
  75. О.В. Международный опыт развития экологического предпринимательства // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. 2003. № 5. С. 43.
  76. К.В. Возможные экологические последствия экономического развития.//ВестникМосковского Университета. Серия 6. Экономика, 1997, № 5, С. 26−33.
  77. К.В. Устойчивое развитие: теоретический аспект // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 1995, № 5, С. 3−10.
  78. К.В. Экономика и природопользование. М.: Изд-во МГУ, 1997.-240с. ^
  79. Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программы установки. СПб. 2002.
  80. Н. В., Рихтер К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб: СПбГУ, 1999 488с.
  81. Н. В., Рихтер К., Вяльцев А. Экологический менеджмент -стратегия для предпринимателей (зарубежный опыт и ориентиры для России). СПб: «Вестник СПбГУ», вып. 2 (№ 12), 1998 г.
  82. Н.В., А. Эндрюс, Рихтер К. К. Экологический менеджмент: практикум. СПб.: Питер, 2003. С. 158−173.
  83. Н.В., А. Эндрюс, Рихтер К. К. Экологический менеджмент: уч. для вузов. СПб.: Питер, 2003. -544 с.
  84. А.О. Экономическая оценка социально-экологического развития региона. // автореферат на диссертацию к.э.н., 2004.
  85. Перспективы развития программы «Чистое Производство» в Российской Федерации и странах СНГ. Сценарий.М.: Промиздат, 2000. 8 с.
  86. Т.В. Система правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды // Экологическое право, № 3, 2001, С. 12−16.
  87. Повышение эффективности использования энергии в жилищном секторе Дании. Под ред. A.M. Мастепанова и Ю. М. Когана: М., 1999. — С.3−8
  88. Постановление Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 333-ст.
  89. Постановление правительства Санкт-Петербурга № 49 от 09.10.97 «Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга».
  90. Практическое руководство для программ более чистого производства в Центральной и Восточной Европе. ОЕСД. Париж. 1997. С.38−144.
  91. Региональные проблемы переходной экономики. Вопросы теории и практики. Под редакцией Алиева В. Г. М.: Экономика. 2002, с.230−241.
  92. Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.- 637с.
  93. Рейтинг инвестиционного потенциала и риска регионов. 1999−2000 годы. // Эксперт. 2000. № 41. С.69−94.
  94. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003−2004 годы. // Эксперт. 2004. № 45. С.91−114.
  95. Г. С., Гелашвили Д. Б., Краснощеков Г. П. Крутые ступени перехода к устойчивому развитию. // Вестник Российской Академии Наук.-1996.- Т.66, № 5. С.436−440.
  96. Г. С., Краснощеков Г. П., Гелашвили Д. Б. Опыт достижения устойчивого развития на территории Волжского бассейна. // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2003. № 1.
  97. Г. С., Крылов Ю. М., Краснощеков Г. П. и др. Устойчивое развитие: мифы и реальность. Тольятти, ИЭВБ РАН, 1998.- 191с.
  98. Российско-Норвежская Программа «Чистое Производство" — история успешного развития Проспект.- Промиздат, 1997. 21 с.
  99. Ф.Ф., Асадулаев А. Б. Федеральные округа переходная форма нового территориального устройства России // Мост, 2002, № 50. С. 13 -16.
  100. Санкт-Петербургские ведомости. 23 марта 2004 г. С. 5.
  101. О.И., Аутио С. Предварительный аудит компаний на соот-ветвие требованиям международного стандарта ИСО 14 001: Пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. — 69с.
  102. Г. П. Экологическая безопасность населения и территорий РФ (правовые основы, экологическое страхование и аудит). М.:Наука, 1998, 84с.
  103. Л.Д., Кравченко К. В., Бахмутская А. В. Инвестиционный климат региона// Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2002, № 1.С. 41−45.
  104. Современные механизмы экологического регулирования: Оценка экологического воздействия и экологическая экспертиза. Экологический менеджмент. М.: Эколайн, 1998.
  105. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. / Под ред. В. А. Гневко, В. Е. Рохчина.- СПб.: IME, 2004. 285с.
  106. Т. Маглакелидзе. Экологическая и экономическая безопасность: взаимосвязь и влияние на экономический рост. // Экономист, 2002, № 6, С. 86−90.
  107. Н.П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: Учеб. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 350 с.
  108. Д.Д., Сукова Е. С. Новый природный ресурс: квоты на выбросы парниковых газов. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2003, № 4, С.84−98.
  109. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  110. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник 4-е изд. М.: Дело, 2001.-448с.
  111. Е.И. Альянс экологии и менеджмента // Экология и жизнь, 2000, № 4, с. 18−25.
  112. Н.В. Методические вопросы реформирования системы платности за загрязнения окружающей природной среды. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2003, № 1. С.86−95.
  113. Хироми Есида. Тенденции в развитии экологического бизнеса в Японии. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, № 3, с. 82 -90.
  114. И.Ю. Экологические факторы формирования бензинового рынка России. // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2004, № 2, С. 59−74.
  115. Т., Безбородов А. А. Основы экологического менеджмента. / «Проблемы теории и практики управления», № 5. М. 1998 г
  116. Цыганков A. New Possibilities of the Barents Region Cooperation on Eco-Efficiency / Доклад на семинаре, посвященном вопросам чистого производства. Декабрь 5, 2001, Oslo.
  117. А. Протокол раздора. // Коммерсантъ, № 68 от 15.42 004
  118. Е.А. Беречь природу выгодно, www.gazeta.priroda.ru
  119. Экобизнёс Канкио кэнкю. Токио. 1990. № 78. С.7
  120. Экологический учет для предприятий/ Конференция ООН по торговле и развитию: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1997.- 250с.
  121. Экология. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: Изд-во НОРМА, 2001.- 448с.
  122. Эколого-экономическое обоснование сбалансированных форм регионального развития в системе «общество-природа» / Под ред. О. П. Литовки, М. П. Федорова. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 368 с.
  123. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды: Сборник аналитических материалов, нормативно-правовых актов и ведомственных документов / Под общ. ред. В.И. Данилов-Данильян. М.: Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1999, С. 95−100.
  124. Экономические проблемы перехода Карелии к устойчивому развитию. КарНЦ РАН. Ин-т экономики. Под ред. Ш. Ш. Байбусинова. Петрозаводск, ИД «Карелия», 2001. — 160с.
  125. Е.П. Статистические показатели экономического развития с учетом экологического фактора. //Вопросы статистики. 2003. № 2, С. 34.
  126. А.В. Состояние и охрана окружающей среды. Большая Российская Энциклопедия, т. «Россия». [email protected]
  127. A Green plan for industry. 16 steps to environmental excellence. David J. Schell. -Goverment Institutes, Inc., 1998, 20pp.
  128. Alfsen, Knut H., Byeet L. Lorentson, Natural Resource Accounting and Analysis: The Norwegian Experience 1978−1986, Oslo.
  129. Amundsen A. Joint Management of Energy and Environment in Industry. Ph.D. thesis Fredrikstad: ORF, 1999.
  130. Annual Report 1998.. The Vattenfall Group. Stockholm, 1998. — 81pp.
  131. Collier John. The corporate environment.- Preutice HaH, 1995.
  132. Ecological impact assessment and ecological expertise. Ref.: Modern mechanisms of environmental regulation. Moscow: Ecoline, 1998. p. 130
  133. Environmental Report 1997. The Silja Line. Helsinki, 1997. — 25pp.
  134. Environmental report 1998. Astra.- Stockholm, 1999. 42pp.
  135. Environmental Report 1998. Kemira Group. Helsinki, 1999. — 42pp.
  136. Environmental training / SA / 2000.
  137. G. Tyler Miller, «Living in the environment», 9th edition, Wadsworth Publishing Company, 1996. 800pp.138.. Gray R. With Jan Bebbington and Diane Walters Accounting for the Environment. London: ACCA, 1993.
  138. Hummel J. Strategisches Oko-kontrolling. Wiesbaden, 1996
  139. ISO 14 001 Environmental management systems Specification with guidance for use (1996).
  140. ISO 14 001. Environmental management systems. Specification with guidance for use (ISO 14 001: 1996). CEN, 1996
  141. Nations Unities, SNA Handbook on Integrated Environmental and Economic Accounting, series P, NQ 61, New York, 1993.
  142. Ning Duan, Improving Cleaner Production in China / OECD proceedings. Cleaner Production and Waste Minimization in OECD and Dynamic Non-Member Economies. OECD. 1997.
  143. Norman L., J. Vig, Michel E. Kraft. Environmental Policy in the 1990s. 3d edition. Washington, D.C., 1997 540pp .
  144. OECD Proceedings. Assessing the cost-effectiveness of cleaner production Harvey. Ya Kowitz. Environmental Directorate. OECD. 1997. P.8−12
  145. Porter M. Competitive Advantage. New York, 1985.
  146. Rache Steel Works. Environmental Statement 1998. Rautaruuki.-Rautaruukintie, 1998.-39pp.
  147. Responsible Care. Progress Report 1992−1998. Union Carbide Corporation. Danbery, 1992−1998. 14pp.
  148. The eco-management and audit scheme: a practical guide/ by Ruth Hillary (1993). Technical Communications Publishing.
  149. Wei ford R. Corporate Environmental Management. London. 1996.
  150. Welford R.J. Corporate environmental management, technology and sustainable development: Postmodern perspectives and the need for a critical research agenda- in: Business strategy and environment, Vol.7, New York, 1998.
  151. Zachary A. Smith, «The Environmental Policy Paradox», New Jersey, 1992. 123pp.
Заполнить форму текущей работой