Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предметная форма духовной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предметные формы духовной культуры — сложный философский объект, который является предметным выражением духовной культуры и проявляется духовным началом в материальной культуре, а также играет огромную роль в цивилиза-циобразующем историко-культурном процессе. Понятие предметная форма духовной культуры может варьироваться от достаточно «узкого», до предельно «широкого». Мы придерживаемся… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. Духовная культура и её предметная форма
  • I. Содержание и структура предметных форм духовной культуры
    • 1. 1. Понятие предметной формы духовной культуры
    • 1. 2. Компоненты и способы выражения предметной формы духовной культуры
    • 1. 3. Сущностные свойства и специфика предметной формы духовной культуры
  • II. Культурные универсалии, нормы и ценности предметной формы духовной культуры
    • 2. 1. Структурные элементы предметной формы духовной культуры
    • 2. 2. Типология функций предметной формы духовной культуры
    • 2. 3. Взаимосвязь предметной формы духовной культуры со сферами общественной жизни

Предметная форма духовной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом исследования в диссертации является предметная форма духовной культуры — одно из основополагающих понятий философии. Актуальность понятия предметной формы духовной культуры обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарного познания, что делает эту проблему исследования очень важной и поэтому необходимо не только определить место и совокупность предметной формы духовной культуры, но и выявить специфику функций данной категории. Исследование данной темы помогает расширить представление о предметных формах духовной культуры, о процессах, происходящих в ней в настоящее время. Сделанные в ходе исследования выводы о том, что предметные формы духовной культуры помогают человечеству освоить сферы общественной жизни, неповторимую сущность, особенности мировоззрения, мировосприятия, мирочувствования духовной культуры имеют теоретическое и практическое значение для понимания и осознания процесса познания предметных форм духовной культуры с позиции современной истории и культурологи. Предметные формы духовной культуры включают в себя признаки, как результата (культурного продукта), так и технологии достижения, при этом социально отбираются те формы, которые ведут к удовлетворению тех или иных человеческих интересов, потребностей и необходимостей.

Предметом исследования в диссертации является духовная культура как неотъемлемый компонент одной из сторон человеческой культуры. Исключительное воздействие духовной культуры на различные сферы общественной жизни вызывает потребность в философском осмыслении предметных форм духовной культуры. Неоднозначность развития современной цивилизации, трансформация сущности духовной культуры — все это ставит перед исследователем задачи, требующие своего решения.

Тема исследования актуальна, что обусловлено не изученностью проблемы. Выбранная тема находится на стыке философии, социологии, психологии и других наук и каждая из наук представляет свою точку зрения", на процесс рассмотрения предметной формы духовной культуры, которая интегрирует важнейшие процессы современного общества и, культуры на данном, этапе. Комплексное изучение-проблемы-позволяет выявить суть мировоззрения человекам взглядов .на философскую категорию предметной формы духовной культуры. В. настоящее время темп и масштабность происходящих гуманитарных изменений в жизни человечества, ставит перед научным обществом потребность создания адекватной теоретической концепции предметной формы духовной культуры, а неоднозначность развития современной цивилизации, трансформация сущности духовной культуры — выдвигает перед исследователем новые задачи.

Рассмотрение предметных форм духовной культуры началось со времени античности, однако, каждая эпоха вносила в это понятие черты своего мировоззрения.

Для философов античности понятие предметной формы духовной культуры определялось как «вещь», котораянаходится в гармонии материальных образований, звуков и слов [195]. Европейское средневековье особое внимание уделяет понятию прекрасного в искусстве как деятельности человека, который должен проникнуться божественным озарением, а предметные формы духовной культуры понимаются, прежде всего, как творение Бога, при этом не противопоставляется материя и идея (форма), материализм и идеализм [62]. Заложенный смысл в понятие предметная форма духовной культуры византийская эстетика рассматривает как объект отражения, который выстраивается в закономерные процессы художественного освоения мира человеком [14]. Для средневекового Китая-практики искусства осмысливались как закономерности художественного освоения, природы и художественного творчества, которое должно адекватно отражать красоту природных явлений [37]. В Индии предметные формы духовной культуры не обязательно должны, соответствовать действительности, но< должны, доставлять наслаждение прямым и косвенным образом [167]. В. России ХН-ХУИ вв. предметные формы духовной культуры должны художественно отражать действительность [32, 95]. Европейское возрождение воспринимает предметные формы духовной культуры как результат анализа закономерностей художественного творчества [140]. Период Нового времени дает субъективную характеристику предметных форм духовной культуры как художественное освоение мира человеком [56, 138]. В конце XIXн. XX вв. предметные формы духовной культуры понимались как предметы, о которых можно мыслить, или высказывать [57]. Экзистенциалисты XX века понимали предметные формы духовной культуры, прежде всего как «предметы», противостоящие субъекту в его переживаниях и выступающие из обыденности вещей. Позднее мир понимается как «мир», который необходимо понимать как коррелят сознания [42, 138]. Теоретико-познавательный реализм воспринимает мир вещей как существующий независимо от познающего субъекта. Наивный реализм полагает, что мир вещей точно1 или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем. Трансцендентальный реализм кантианского толка объявляет наш пространственный и временной мир явлений действительностью, существующей независимо от нашей чувственности [138].

Исторический материализмнеореализм, неотомизм и новая онтология предполагает, что предметные формы духовной культуры даны нам в реальности, которая может быть познана. В настоящее время культурология изучает предметные формы духовной культуры в контексте изучения парадигмы, смена которой, есть смена отношений к объекту исследования [167]. Однако, исследователи, часто рассматривая предметные формы духовной культуры, изучают лишь их отдельные особенности.

Понятие предметной формы духовной культуры включает не только духовную составную часть материального предметного мира — вещей, сооружений, окультуренных территорий, но и продуктов духовного производства — идей, знаний, текстов, художественных произведений, оценочных категорий, видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — социумов, этносов, концессий, государств, функциональных коллективов, общин, семей, языков и технических средств передачи, а также других результатов целеориентированной человеческой деятельности. Понятие предметной формы духовной культуры также распространяется на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых осуществляется всякая" социальная практика людей — их производственная, регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие людей, любые социально1 обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия.

Целью диссертационной работы является культурологический анализ и. раскрытие содержания, структуры и функций предметной формы духовной культуры.

В диссертационной работе впервые делается попытка осмысления1 сущностных свойств предметных форм духовной культуры. Так, начиная с эпохи становления первых городских цивилизаций особое значение, приобретает фактор взаимодействия человека со своим социальным окружением, поэтому можно говорить о социальной сущности предметных форм духовной культуры [184]. Эволюция предметных форм духовной культуры прошла несколько исторических стадий, поэтому еще одной сущностной особенностью предметных форм духовной культуры является их историчность [110, 175, 177, 185]. В процессе постижения и освоения универсума выявляет не только потребности и способности индивида, но и реализуются деятельностные потенции человека, что является сущностной особенностью предметных форм духовной культуры [70, 175]. Структурированность также является важной сущностной особенностью предметных форм духовной культуры, что позволяет выделить в них традиционный блок: цель-средства-результат [74, с. 130]. Предметные формы духовной культуры обладают и специфическими особенностями, такими как актуальность, иллюзорность, виртуальность, идеальность. Атрибутными свойствами предметных форм духовной культуры являются свобода и несвобода [127], изменчивость [32], познаваемость [76], интеллектуальность [85], нерациональность [129], персонализированность [157], коммуникативность [216], ценностная и творческая характеристика [127, 137].

В диссертационной работе сделана попытка определения структуры и компонентов предметных форм духовной культуры. Компоненты предметной формы духовной культуры имеют зависимость от процесса их возникновения, которые связаны с потребностью в адаптации каких-либо природных, социальных или исторических обстоятельств существования сообщества посредством создания необходимого знания организационной структуры и обусловлена логикой развития определения технологий в специализированных областях жизнедеятельности. Предметные формы духовной культуры находят свое: выражениев различных сферах общественной жизни: экономической^ экологическойполитической-, физической! культуры, медицинскойпедагогической, художественной культуры, научной. Предметные формы, духовной! культуры-включают в, себя признаки, как результата, (культурногопродукта), так, и технологии его достижения, при этом социально отбираютсяте, формы, которые ведут к удовлетворению’тех или иных человеческих интересовпотребностей и необходимостей.-Основным компонентом предметной формы духовной культуры являются исходные формы, выраженные в предмете или процессе в виде как духовной* составной части материальных, так и нематериальных элементов культуры, состоящие из универсальных и этнокультурных архетипов, которые формируются: в, сложном действительном и виртуальном мире. Они нашли свое выражение в, двух группах: «вещественные» и невещественные формы, принимающие вариативный и невариативный (авторское произведение) вид. Предметные формы духовной культуры включают всебя природный, социальный и личностный компонент, формирующий знания, умения и навыки, соответствующие этим элементам, а также включающие познавательныйценностно-нормативный, практико-ориентированный и организационный компонент.

В исследовании определены культурные универсалии, нормы и ценности предметных форм духовной культуры. Культурные универсалии предметной формы духовной культуры можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую, по роли, которую они выполняют. В мировоззренческих культурных универсалиях предметные формы духовной культуры, выступают как теория, обосновывающая^ решение мировоззренческих вопросов. Культурные униI версалии предметной, формы. духовной культуры основаны, на осмыслении человеком себяокружающего мира и закрепления своих знаний в: абстракции, в устойчивом образе, наделенном отдельными чертами и, наличие тех или. иных универсалий, что может говорить о степени развитости общества. Методологическая группа культурных универсалий предметной формы, духовной культуры включает в себя комплекс универсалий, позволяющих не только познавать, но и преобразовывать мир. К ней относятся консервационная,. аксиологическая, интегрирующая^ организационная, потребительская и семиотическая. Мировоззренческая группа включает в себя комплекс культурных универсалий: преображающую, социологическую, духовную, коммуникативную, воспитательно-просветительскую, адаптационную. Сегодня типология* культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др. Действие любой нормы не абсолютнонорма переживает период зарождения, утверждения, разрушения. Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Нормотворчество — такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т. е. разрушение норм. Ценности предметных форм духовной культуры — наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические). Бывают приходящие и непреходящие ценности. Ценность — центральное аксиологическое понятие, которое индивидуально и социально значимо в определении материальных и духовных объектов окружающего мира, выявляющее их положительную или отрицательную потребность человека, социальной группы или общества в целом.

В работе выявлена типология функций предметной формы духовной культуры. Функции предметной формы духовной культуры — это совокупность ролей, которые она выполняет по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересахсовокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов осуществления коллективной жизнедеятельности людей. Функции предметных форм духовной культуры можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую, по роли, которую они выполняют. В своих мировоззренческих функциях (преображающая, отражательная, социологическая, духовная, коммуникативная, когнитивная, воспитательно-просветительская) предметные формы духовной культуры выступают как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции (аксиологическая, организационная, консервационная, семиотическая) предметной формы духовной культуры индивид складывает концепцию бытия, человека, общества.

Вдиссертационном' исследовании определена специфика реализации ираскрыта взаимосвязь предметных форм духовной. культуры со сферами общественной жизни. Изначально духовная культура тесно связана с историей человечества. Постепенно духовная культура стала оказывать все большее влияние на все сферы общественной жизни: экономику, экологию, политическое управление, физическую культуру, медицину, педагогику, художественную культуру и науку. Опредмечивание духовной культуры происходит совместно с развитием общественной жизни человечества [63, с. 85]. Все сферы взаимообусловлены, и не только происхождением, но и системно-структурными связями: причинно-следственными, функциональными и пр. Взаимно дополняя друг друга, черпая импульсы развития друг в друге, они обеспечивают прогресс общества как целостной системы, производящей предметные формы духовной культуры [15].

Объектом исследования в диссертации является предметная форма духовной культуры — одно из основополагающих понятий философии. Разработка этой темы позволила сделать попытку создания целостного и комплексного представления о предметной форме духовной культуры и выявления ее особенностей. Предпринята попытка обобщения всего накопленного материала в отношении сущности предметной формы духовной культуры и структурных компонентов. .

Диссертационная работа раскрывает значение предметных форм духовной культуры, где намечены основные тенденции развития современной предметной формы духовной культуры, направленных на решение проблем, выявлена роль предметных форм духовной культуры как цивилизообразующем факторе в историко-культурном процессе. На базе проведенной систематизации исторической фактографии и понятийного аппарата, выявлен процесс формирования и развития понятия предметных форм духовной культуры от первобытной и архаической стадии развития общества к доиндустриальной и индустриальной стадии. Эволюция развития предметных форм позволила выделить три различных типа предметных форм духовной культуры: природные, социальные и личностные, т. е. индивидуальные, а также еще один тип предметных форм духовной культуры — меготип, который удовлетворяет потребностям процесса глобализации. В исследовании раскрыта роль предметных форм духовной культуры как фактора социального и личностного освоения культурного пространства.

Особое место в работе посвящено систематизации появления видов предметных форм духовной культуры, имеющей три модальности: человеческую, выстуv пающую как творец культуры и творенийпроцессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности — в деятельности распредмечивания [183, 175]- предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений и создаваемой человеком искусственных объектов: «мир вещей», «мир идей», «мир образов"[71, 145, 132]. Предметные формы духовной культуры могут принимать вариативные, невариативные (авторское произведение) и виртуальные формы. Предметные формы можно разделить на природные, социальные и личностные, т. е. индивидуальные.

В диссертации выявлены и раскрыты характерные черты и этапы развития производства предметных форм духовной культуры и социальные предпосылки их интенсификации. Процесс генезиса предметной формы духовной культуры включает ряд этапов. Возникновение и осознание новой потребности, затем артикулирование параметров заказываемой новации и реализация идеи, как правило, в нескольких вариантах. Следующими этапами возникновения и развития предметных форм духовной культуры является отбор функционально лучшего варианта и интеграция предметной формы духовной культуры в социальную практику. Символическое освоение предметной формы и превращение (возможно) в принятую в данном сообществе норму, стандарт по удовлетворению соответствующей потребности или интереса — это заключительный этап. При этом заимствованные варианты предметных форм духовной культуры начинают свою историю с фазы отбора.

В диссертации выявлен ряд объективных и субъективных факторов мотивации и раскрыто мотивационное различие в обосновании потребностей в разных видах проявления предметных форм духовной культуры. Всякая предметная форма духовной культуры, как образец решения задачи по удовлетворению какой-либо групповой или индивидуальной потребности людей, может быть реализована в результате «продукте), в том числе интеллектуальном, образном и т. п. В созданном продукте с целью удовлетворения соответствующей потребности в качестве духовной культуры выступают те явления, которые связаны с сознанием и интеллектуальностью, а также с эмоционально-психологической деятельностью человека — язык, обычаи, нравы, верования, знания, искусство и т. д.

В исследовании обосновано, что в настоящее время при формировании единого информационного пространства возрастает роль предметных форм духовной культуры как проводника информационных инноваций в формировании нравственно-этической и культурно-познавательной деятельности. Это способствует разработке мировоззрения, соответствующей современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека [209, 211].

Формирование знаний о предметных формах духовной культуры позволяет осваивать общечеловеческий и личностный универсум. Предметные формы духовной культуры в определенные исторические эпохи влияли на восприятие и структурирование жизненного пространства человека, а также способствовали возникновению и формированию культурной, экономической, социальной, информационной, научной, религиозной, политической и правовой пространственных моделей.

Единой научно-философской методологии для исследования предметных форм духовной культуры нет. Методология диссертации связана с комплексным подходом к изучению этого понятия, что обусловило совмещение различных областей научного знания. В процессе осмысления изучаемого предмета сформировался метод, соединяющий в себе не только философский, социологический подход, но и культурологический, что позволило применить комплексный междисциплинарный подход, связанный с принципами взаимосвязи и взаимозависимости форм социогу-манитарного знания.

Применение метода исторического синтеза позволило оценить суть процессов, происходящих в современной духовной культуре. В работе были использованы также структурно-функциональные, типологические методы.

Определение компонентов предметной формы духовной культуры предполагает ориентацию на широкий круг работ по философии культуры, социологии, психологии. Анализ осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-философского, сравнительно-исторического и историко-генетического подходов.

Особенностями системного анализа является то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга. Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эв-ристичностью. Именно системный подход позволил понять предметные формы духовной культуры как специфическую форму в системе жизнедеятельности людей.

Г Содержание и структура предметных форм духовной культуры.

Заключение

.

В результате проведенного исследования в диссертации были сформулированы основные выводы, полученные в ходе разработки поставленной проблемы — рассмотрение предметной формы духовной культуры не только в историческом аспекте, но и в условиях современного мира.

Предметные формы духовной культуры — сложный философский объект, который является предметным выражением духовной культуры и проявляется духовным началом в материальной культуре, а также играет огромную роль в цивилиза-циобразующем историко-культурном процессе. Понятие предметная форма духовной культуры может варьироваться от достаточно «узкого», до предельно «широкого». Мы придерживаемся принятого в культурологии более широкого понятия. Предметная форма духовной культуры находит свое выражение так называемую «вторую природу» и создаваемые человеком искусственные объекты: «мир вещей», «мир идей», «мир образов» и, постепенно изменяет соотношение различных слоев — материального и духовного. В диссертации выявлен процесс формирования и развития понятия предметной формы духовной культуры. В диссертации выполнен системный анализ отечественных и зарубежных работ о генезисе понятия философской категории предметная форма духовной культуры. Обоснован вывод о том, что предметные формы духовной культуры, проявляются духовным началом в творимом предмете или процессе духовной культуры. Процесс генезиса предметной формы духовной культуры включает несколько этапов: возникновение и осознание новой потребностиопределение параметров новой потребностиотбор функционально лучшего из нихинтеграция предметной формы духовной культуры в социальную практикупревращение в принятую обществом нормуосознание стандарта по удовлетворению соответствующей потребности. В результате исследования понятия предметной формы духовной культуры мы можем определить, что распространенная в духовной практике исходная форма, выраженная в составной части понятия о предмете или процессе благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает какограниченная и в себе завершенная, может быть выражена в виде нематериальных элементов культуры. В понятии предметной формы духовной культуры исследуется совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификациями атрибуция. Понятие предметной формы духовной культуры касается не только материальных продуктов человеческой деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий, но и продуктов духовного производства — идей, знаний, текстов, художественных произведений, оценочных категорий, видов коллективной самоорганизации и* разделения функций людей — социумов, этносов, концессий, государств, функциональных коллективов, общин, семей, языков и технических средств передачи, а также других результатов целеориентированной человеческой деятельности. Понятие предметной формы духовной культуры также распространяется на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых осуществляется всякая социальная практика людейих производственная, регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие людей, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия.

В работе не только осмысленна структура предметных форм духовной культуры, но и установлено строение ее составных частей. Одной из основных частей предметной формы духовной культуры являются исходные культурные формы, функционирующие в двух слоях — это реальный мир и виртуальный мир. На этой базе формируются реально действующие предметные формы духовной культуры. Мы считаем, что возможно разделение предметных форм духовной культуры на две группы: вещественный и невещественный мир духовной культуры. Если одна из этих групп закреплена в духовной составной части материальной, вещественной, т. е. осязаемой форме, то другая оформлена в виде идей, норм, правил и т. п., то есть, невещественная. При этом накапливаемый человеком опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечиваются в вещах, произведениях науки и искусства, философии, религии. В этих произведениях аккумулируются и передаются из поколения в поколение, наследуются человеком его опыт. Предметные формы духовной культуры подразделяются на две модальности: вариативная и невариативная форма. Вариативная предметная форма духовной культуры осуществляется вформе нового, модернизации или повторении образа уже существующего предмета. Невариативная форма представляется авторским произведением, которое может принимать вербальный, невербальный или иной вариант текста и запечатлевать общий характер культуры, в котором оно создается, принадлежит и представлен целостно. Предметные формы духовной культуры включают в себя природный, социальный и личностный компонент, формирующий знания, умения и навыки, соответствующие этим элементам, а также включающие деятельностный, коммуникативный, познавательный, ценностно-нормативный и организационный компонент.

Предметная деятельность человека имеет целесообразный характер, включая как само материальное преобразование окружающего мира, так и его духовное освоение через проекцию на мир своих потребностей, мотивов деятельности, целей и поиск средств их достижения. В современных условиях предметные формы духовной культуры приобретают ряд сущностных свойств предметных форм духовной культуры: историчность, структуированность, изменчивость, познаваемость, дея-тельностность, социальность. Среди специфических особенностей предметной формы духовной культуры мы можем перечислить: актуальность, потенциальность, идеальность, иллюзорность, виртуальность, качество свободы и несвободы, безличность, нерациональность, персонализированность, ситуативность, все они обеспечивают формирование знаний о мире и человеке, а также специфических особенностей.

В исследовании определены культурные универсалии, нормы и ценности предметных форм духовной культуры. Культурные универсалии предметной формы духовной культуры можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую, по роли, которую они выполняют. В мировоззренческих культурных универсалиях предметные формы духовной культуры выступают как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов. Культурные уни.

Ъ> ' -: версалии предметной формы духовной культуры основаны на осмыслении человеком себя, окружающегомира и закреплении своих знаний в абстракции, в устойчивом образе, наделенном отдельными чертами, а наличие тех или иных универсалий, может говорить о степени развитости общества. Методологическая группа культурных универсалий предметной формы духовной культуры включает в себя комплекс универсалий, позволяющих не только познавать, но и преобразовывать мир. К ней относятся: консервационные, аксиологические, интегрирующие, организационные, потребительския и семиотические. Мировоззренческая группа включает в себя комплекс культурных универсалий: преображающую, социологическую, духовную, коммуникативную, воспитательно-просветительскую, адаптационную: Сегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др. Действие любой нормы не абсолютнонорма переживает период зарождения, утверждения, разрушения: Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых. Нормотворчество — такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т. е. разрушение норм. Ценности предметных форм духовной культуры — наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийсяв результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические).

В исследовании создана классификация типов функций предметной формы духовной культуры, которые можно подразделить на две основные группы: мировоззренческую и методологическую, по роли, которую они выполняют. В, своих мировоззренческих функциях (преображающая, отражательная, социологическая, духовная, адаптивная, коммуникативная, воспитательно-просветительская, разграничительно-объединительная) предметные формы духовной культуры выступают как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации методологические функции (консервационная, аксиологическая, эвристическая, интегративная, логико-гносеологическая, организационная, потребительская, семиотическая) предметной формы духовной культуры индивид складывает концепцию бытия, человека, общества.

Предметные формы духовной культуры — это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур — одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на земле, прогрессивного развития человечества. Раскрыт тезис, что функции предметной формы духовной культуры представляют собой отражение духовного строения мира и фиксации процессов, происходящих в ней. Совпадение и пересечение свойств функций предметной формы духовной культуры стало основой для формирования философского представления человечества о бытие, что позволило группировать функции в сложные комплексы, которые соответствуют сферам общественной жизни, а также выделяются общие, единые для всего комплекса предметной формы духовной культуры.

В работе разработано понятие о духовном освоении универсума естествознанием, технознанием и обществознанием, что приводит к становлению мира культуры, мира техники и мира социума, а предметная форма духовной культуры помогает человечеству освоить сферы общественной жизни. Это относится не только к материальным продуктам человеческой деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий, но и продуктов духовного производства — идей, знаний, текстов, художественных произведений, оценочных категорий, видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — социумов, этносов, конфесий, государств, функциональных коллективов, общин, семей, языков и технических средств передачи, а также других результатов целеориентированной человеческой деятельности, технологии, способы, методы и нормы, посредством которых осуществляется всякая социальная практика людей — их производственная, регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие людей, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия. Все сферы взаимообусловлены, и не только происхождением, но и системно-структурными связями: причинно-следственными, функциональными и пр. Взаимно дополняя друг друга, черпая импульсы развития друг в друге, они обеспечивают прогресс общества как целостной системы,.производящей предметные формы духовной культуры.

Диссертационная работа, позволила пополнить знания о предметных формах духовной культуры, что позволяет более успешно осваивать общечеловеческий и личностный универсум. Предметные формы духовной культуры в определенные исторические эпохи влияли на восприятие и структурирование жизненного пространства человека, а также способствовали возникновению и формированию культурной, экономической, социальной, информационной, научной, религиозной, политической и правовой пространственных моделей.

Научнаяновизна диссертации определяется совокупностью поставленных задач и полученных результатов исследования. Автором предпринята попытка создания целостного и комплексного представления о предметной форме духовной культуры, ее компонентах, выявлены существенные и специфические особенности, культурологические универсалии, нормы, ценности, а таюке взаимосвязь предметной формы духовной культуры со сферами общественной жизни. Выявлена роль предметных форм духовной культуры как цивилизациобразующем факторе в историко-культурном процессе. Проведена систематизация исторического фактора и процесса формирования, развития понятия предметных форм духовной культуры. Системно проанализированы функции предметных форм духовной культуры и раскрыты проявления преображающей, отражательной, социологической, духовной, коммуникативной, когнитивной, воспитательно-просветительской, адаптационной, эвристической, интегрирующей, логико-гносеологической, консервационной, психологической, потребительской, моделирующей, организационной и духовной функции предметных форм духовной культуры. Раскрыта, роль предметных форм духовной культуры как фактора социального и личностного освоения культурного пространства, ведущая к глобализации культурного «освоения» мирового пространства. В диссертационной работе установлено, что предметные формы духовной культуры как социальная форма движения есть важный фактор, способствую.

— щий многоплановым коммуникационным связям, результатом которых является обмен ментальными и материальными ценностями, опытом на межличностном, этническом, государственном и общецивилизационном уровне.

Исследование выявило и раскрыло характерные черты и этапы развития производства предметных форм духовной культуры и социальные предпосылки интенсификации, а также раскрыло мотивационное различие в обосновании потребностей в разных видах проявления предметных форм духовной культуры.

В диссертации обосновано, что предметные формы духовной культуры является одним из важнейших видов межкультурной коммуникации и в настоящее время при формировании единого информационного пространства возрастает роль предметных форм духовной культуры не только как проводника информационных инноваций, но и его нравственно-этической и культурно-познавательной составляющих.

Предпринятое исследование вносит определенный вклад в систематизацию знаний о предметных формах духовной культуры взятых в исторической ретроспективе, что позволяет анализировать предметную форму духовной культуры как фактор социокультурной динамики.

Материал данной диссертации, а также ее выводы могут быть использованы в лекциях по философии культуры, истории культуры. Некоторые научные положения и результаты исследования диссертации могут стать основой в процессе дальнейших исследований при разработке этой темы.

Апробация работы основных положений диссертационного исследования и его результаты представлены автором в научных статьях, и материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, в выступлениях на научных конференциях, используются в преподавательской и учебно-методической работе.

• Материалы 11-й международной Нижегородской ярмарки идей, 36 Академический симпозиум. Н. Новгород, 2008.

• Материалы 12-й международной Нижегородской ярмарки идей, 37 Академический симпозиум. Н. Новгород, 2009.

• Материалы научно-практической конференции по духовно-нравственному воспитанию детей из опыта работы педагогов города Тольятти. Тольятти, 2009.

• Материалы научно-методических и творческих работ преподавателей образовательных учреждений искусств и культуры регионов России и Самарской области. Самара, 2006.

Структура диссертационной работы последовательно раскрывает сущность и генезис предметных форм духовной культуры, ее компоненты и способы выражения, и сущностные свойства, а также определена типология функций и взаимосвязь предметных форм духовной культуры со сферами общественной жизни. Это позволяет определить не только место и совокупность предметной формы духовной культуры, но и выявить специфику функций данной категории.

Мы рассмотрели предметные формы духовной культуры с точки зрения их содержания и структуры, функциональности и взаимодействия со сферами общественной жизни. Однако остались проблемы, требующие своего решения. Необходимо изучить природу, динамику, способы восприятия, принципы функционирования и взаимодействия функций предметных форм духовной культуры, исследовать процессы межпоколенной трансляции, воспроизводства и отмирания уже существующих и интегрированных в культурную практику, а также продолжить разработку разных аспектов содержания и генезиса, компонентов и типологии предметных форм духовной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. И. Проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991.-112 с.
  2. , Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. М.: Сов. радио, 1970. — 152 с.
  3. , К. 3. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) / К. З. Акопян // Человек. 1995. — № 6. — С. 39−44.
  4. , Е. Я. Апология культурологи: опыт рефлексии становления научной дисциплины / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская // Общественные науки и современность. 1997. — № 3. — С. 40−49.
  5. , Е. Я. Культурологические опыты / Е. Я. Александрова, И. М. Быховская. М.: М-во культуры РФ, 1996. — 115 с.
  6. , К. Л. Человек и техника: Современные проблемы / К. Л. Анисимов. -М.: Наука и техника, 1995 .-241 с.
  7. , С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
  8. , А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке / А. Н. Антонов. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. 171 с.
  9. , А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1992.-343 с.
  10. Ю.Артановский, С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур / С. Н. Артановский. Л.: Наука, 1967. — 394 с.
  11. П.Байкова, Р. И. Роль воображения в научном познании: дис.. канд. филос. наук / Р. И. Байкова. Уфа, 1968.
  12. , В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физического знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 7. — С. 37−41.
  13. , В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. -М: ФИС, 1988.-208 с.
  14. , Н. А. Философия искусства / Н. А. Банфи. М.: Искусство, 1898. — 384 с.
  15. , В. С. Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма / В. С. Барулин. Барнаул, 1970.
  16. , Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М: Республика, 1993. — 383 с.
  17. , Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1989. -276 с.
  18. , Н. А. Человек и машина / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. 1989. -№ 2.-С. 35−41.
  19. , JI. Г. Введение в историю русской культуры / JI. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. М.: Владос, 2002. — 429 с.
  20. , В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. -М.: Изд-во политич. лит., 1991. — 382 с.
  21. , Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. -М.: Рудомино, 1999. 222 с.
  22. , Э. Рождение новой идеи / Э. Боно. -М.: Прогресс, 1976. 325 с.
  23. , В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Бореев, A.B. Коваленко. -М.: Наука, 1986. 385 с.
  24. , М. Мир после смерти вещей (культура непримиримой толерантности) / М. Блюменкранц // Вопросы философии. 2003. — № 2. — С. 22−30.
  25. , Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. — 418 с.
  26. , JI. П. Человек: деятельность и общение / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978. -376 с.
  27. , А. А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки: учеб. пособие / А. А. Бутаков. М.: Высш. шк., 1974. — 264 с.
  28. , О. Красота. Природа. Сущность. Формы / О. Буткевич. Л.: Художник РСФСР, 1983.-407 с.
  29. , И. М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиция и современность / И. М. Быховская. М: РИО ГЦОЛИФК, 1993. — 168с.
  30. , А. X. Духовные предпосылки самоопределения экологической культуры человека: автореферат / А. X. Валиахметова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. -347 с.
  31. Великие философские учения: Мыслители- Концепции- Даты / под ред. А. А. Алексеевскою. М.: Искусство XXI в., 2005. — 448 с.
  32. , В. В. Карл Маркс о взаимосвязи духовного и материального производства / В. В. Вершинин // Вопросы философии и социологии. JL, 1971. — Вып. III.-С. 158−173.
  33. Вещь в искусстве: материалы научной конференции. 1984 // Випперовские чтения / под ред. И. Е. Даниловой. М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1986. — С. 6−14.
  34. , Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. М.: ВЛАДОС, 1998.-Вып. 17.-505 с.
  35. , М. Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: докт. дис. в виде научного доклада / М. Я. Виленский. М., 1990. — 84 с.
  36. , Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волкова. М.: Искусство, 1988. — 240 с.
  37. , Г. Г. Язык и понимание / Г. Г. Гадамер // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — С. 266−323.
  38. , П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы / П. Гани-чев // Вопросы философии. 2007. — № 8. — С. 44−51.
  39. , Ю. Д. «Глобализация» или «вестернизация»? / Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. 2008. — № 2. — С. 28−36.
  40. , В. И. Наука и техника в контексте культуры: монография / В. И. Григорьев. -М.: Изд-во УДН, 1989. 160 с.
  41. , Д. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности / Д. Гудинг, Дж. Леоннокс- пер. с англ. Т. В. Барчуновой. Т. 2, кн.1. Ярославль: Норд, 2004. -384 с.
  42. , П. С. Культурология / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ, 2008. — 327 с.
  43. , П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. M.: NOTA BENE, 2001. -352 с.
  44. , А. А. «Золотое правило» нравственности / А. А. Гусейнов // Вест. моек, ун-та. Сер. 7, Философия. 1972. — № 4. — С. 29−37.
  45. , В. Сущность философии / В. Дельтей. М.: Интрада, 2001. — 160 с.
  46. , М. В. Проблема ценности и ценностного отношения / М. В. Демин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1974. — № 2. — С. 45−49.
  47. , М. В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности / М. В. Демин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1983. — № 1. — С.52−29.
  48. Деятельность: теории, методология, проблемы / сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. 366 с.
  49. Диалектика процесса познания / под ред. M. Н. Алексеев, А. М. Алексеев, В. А. Вазюлин и др. М.: Изд-во МГУ, 1985.-367 с.
  50. , В. Ценность и смысл труда: вклад психоанализа в понимание субъективи-зации производственной деятельности / В. Доре // Вопросы философии. 1993. — № 12. — С.42−48.
  51. , О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия / О. Г. Дробницкий. М.: Политиздат, 1967. — 428 с.
  52. , Ю. С. Техника и социологи / Ю. С. Епископосов. М.: Политиздат, 1967.-428 с.
  53. , Б. С. Социальная культурология. В 2 ч. 4.1 / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1994.-458 с.
  54. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Академия наук СССР. Институт философии. М.: Наука, 1981.-352с.
  55. , М. В. Критика гносеологии современного неотомизма / М. В. Желнов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 359 с.
  56. , Л. А. Сумма методологии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород: Гладков О. В., 2007. — 147 с.
  57. , Л. А. Система эстетики: учебное пособие / Л. А. Зеленов. М.: Российская академия образования, 2005. — 418 с.
  58. , Л. А. Система философии / Л. А. Зеленов. Н. Новгород: Гладков О. В., 1991.-334 с.
  59. , И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Ильин И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. — 431 с.
  60. Ильин- В. В. Философия в схемах и комментариях / И. А. Ильин, А. В. Машен-цев. СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  61. Ионин, Л: Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996. — 418 с.
  62. В. К. Свобода и, несвобода бытия: монография / В. К. Иошкин. СПб.: Питер Принт, 2007. — 271 с.
  63. , Э. В. Природа науки / Э. В. Ильенков, А. Т. Калинкин. М.: Высшая школа, 1985.-294 с.
  64. , В. Н. В мире научной интуиции / В. Н. Ирина, А. А. Новиков. М.: Наука, 1978.-172 с.
  65. Искусство и идеология: Современный"художественный процесс как идеалогиче-ская проблема / Российский институт искусствознания Министерства культуры РФ- Отв. ред. А. А. Карягин.- М.: Эстетика и теория, 1992. 247 с.
  66. Исследование проблем психологии творчества: сборник статей / под ред. Я: А. Пономарев. -М.: Наука, 1983. 335 с.
  67. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. — 410 с.
  68. , М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа7 М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  69. , И. Т. Познание’в мире традиций / И. Т. Касавин. М.: Наука, 1990. -238"с.
  70. , Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Э. Кассирер Избранное / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. — С. 3— 921
  71. , А. В. Научность: эталоны, идеалы, критерии / А. В. Кезин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 128 с.
  72. , В. Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры / В. Ж. Келле // Вопросы философии. 2005. — № 10. — С. 47−58.
  73. , Н. С. Глобализация и мультикультурализм Келле / Н. С. Кирабаев. -М.:РУДН, 2005. -206 с.
  74. , А. И. Духовная, культура средневековой Руси / А. И. Клибанов. М.: Аспект Пресс, 1994. — 368 с.
  75. , Г. Внутренние формы культуры / Г. Кнабе // Декоративное искусство СССР. 1981. — № 5. — С. 37−41.
  76. , М. Я. Философский анализ человеческой деятельности / М. Я. Ко-вальзон // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1978. — № 2. — С. 55−63.
  77. Коган, Л: Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург: Деловая книга, 1993. -288 с.
  78. , Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган: Екатеринбург: Деловая книга, 1992.-180 с.
  79. , В. П. Методологические основы культурологи: учебное пособие / В. П. Кожевников. М.: Нижкнига, 1999. — 225 с.
  80. , В. П. Модель русской культуры: курс лекций / В. П. Кожевников. -М.: Нижкнига, 1996. 244 с.
  81. , В. П. Этногенез великороссов: проблемный курс / В. П. Кожевников. -М.: Нижкнига, 1997. 192 с.
  82. , А. Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках: автореф. дис.. канд. философ*, наук / А. Н. Комарова. Н. Новгород: Нижегород. гос. арх.-строит. ун-т, 2008. — 32 с.
  83. , Н. Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. -172 с.
  84. , Л. А. Эволюция представлений о культуре в культурологи / Л. А. Коробейникова // Социс. 1996. — № 7. — С. 49−53.
  85. , Б. М. Предмет и взаимосвязь естественных наук / Б. М. Кедров. М: Наука, 1967. — 269 с.
  86. , А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко. М.: Академический проект, 2000: — 468 с.
  87. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. П. Блаватской. М.: Прогресс, 1994.-576 с.
  88. , Б. Г. Идеалы современной науки / Б. Г. Кузнецов. М.: Наука, 1983. — 260 с.
  89. Культура: теории и проблемы / под ред: Т. Ф. Кузнецовой. М.: Наука, 1995. -440 с.
  90. Культура, человек и картина мира / под ред. А. И Арнольдова, В. А. Крутикова. М.: Наука, 1987. — 365 с.
  91. Культурология XX век. Антология / состав. С. Левит. М.: Юрист, 1995. — 704 с. — (Лики культуры).
  92. Культурология энциклопедия / под ред. С. Я: Левит. М.: РОССПЭН, 2007. -552 с.
  93. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. — 298 с.
  94. , В. И. О культуре / В. И. Ленин. М.: Политиздат, 1980. — 336 с.
  95. , Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 4449.
  96. , Д. С. Письма о добром и прекрасном / Л. Д. Лихачев- сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. М.: Дет. лит., 1988. — 238 с.
  97. , А. Ф. Бытие. Имя. Космос / А. Ф. Лосев- сост. и ред. А. А. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993.-958 с.
  98. , П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д. Норманн. -М.: Наука, 1974.-238 с.
  99. , Ю. Культура и взрыв / Ю. Лотман. М.: Гнозис, 1972. — 193 с.
  100. Л. М: Первое знакомство с математической логикой / Л. М. Лих-тарников. СПб.: Лань, 1997. — 112 с.
  101. , А. С. Процесс научного творчества / А. С. Майданов. М.: Наука, 1983.-207 с.
  102. , М. Наука и социология знания / М. Малкей. М.: Прогресс, 1983. -246 с.
  103. , М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили.
  104. М.: Прогресс, 1992.-215 с.
  105. , Э. С. Культура как система / Э. С. Маркарян // Вопросы философии. 1984. — № 1. — С. 49−55.
  106. , Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры / Э. С. Маркарян. Ереван: Изд-во АН АССР, 1973. — 311 с.
  107. , Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян. -М.: Мысль, 1983. 285 с.
  108. , JI. А. Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности / JI. А. Микешина. М.: РОСПЭН, 1997. — 240 с.
  109. , JI. А. Философия науки / JI. А. Микешина. М.: Флинта, 2005. -464 с.
  110. , А. Я. Язык культуры / А. Я. Михайлов. М.: Яз. рус. культуры, 1997.-909 с.
  111. Модернизация России и конфликт ценностей / А. С. Ахиезер, Н. Н. Козлова, С. Я. Матвеева и др.- отв. ред. С. Я. Матвеева. М.: РАН. Ин-т философии, 1995. -247 с.
  112. , Н. Н. Человек, среда, общество / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1982. -240 с.
  113. , А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Высшая школа, 1973. -349 с.
  114. Морфология культуры. Структура и динамика / под ред. Э. А. Орловой. М.: Наука, 1994.-413 с.
  115. , В. М. Культура как философская проблема / В. М. Межуев // Вопросы философии. 1982. — № 10. — С. 37−43.
  116. , Ю. С. Техника и закономерности ее развития / Ю. С. Мелещенко. Л.: Лениздат, 1970.-248 с.
  117. , А. Ин-се искусства и творчество / А. Менегетти. Екатеринбург: Слав, ассоц. онтопсихологии, 1997. -235 с.
  118. , П. Н. Очерки по истории русской культуры. В. 3 т. Т. 3. / П. Н. Милюков. -М.: Эксмо, 1994. 273 с.
  119. , К. Что такое философия техники? / К. Митчем. М.: Аспект Пресс, 1995.-244 с.
  120. , А. Г. Человек как предмет философского познания / А. Г. Мыс-ливченко. -М.: Наука, 1972. 136 с.
  121. , А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика социального прогресса) / А. П. Назаретян. М.: Наследие, 1995. — 163 с.
  122. , А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) / А. А. Налчаджян. -М.: Мысль, 1972.-272 с.
  123. Наука и ее место в культуре: сб. науч. статей / под ред. А. Н. Кочергина. Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1990. — 272 с.
  124. Наука и искусство как формы «культуры // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1.-М., 1991.
  125. Научное творчество. Особенности и актуальные проблемы: сб. науч. статей / под ред. Б. М. Кедрова. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1984. — 428 с.
  126. , С. А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии / С. А. Нижников. М.: Изд-во РУДН, 1995. — 34 с.
  127. , Л. Структуры человеческой деятельности / Л. Николов. М.: Прогресс, 1984.-176 с.
  128. , А. П. Философия науки эпохи Просвещения / А. П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 1993.-215 с.
  129. Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.-376 с.
  130. , В. В. Глобалистика на пороге XXI века / В. В. Оленьев, А. П. Федотов // Вопросы философии. 2003. — № 4. — С. 9−15.
  131. , А. М. Техника и человек / А-. П. Омаров. М.: Экономика, 1965. — 286 с.
  132. Панарин- А. С. Философия политики- / А. С. Панарин. М.: Новая школа- 1994.- 352 с.
  133. , Э. А. Роль фантазии в научном, познании / Э. А. Пармон. — Минск: Изд-во Университетское, 1984. 176 с.149: Петров- Ю. А. Культура-мышления:.методол. проблемы.науч.-пед. работы / Ю. А. Петрова-Mi: Изд-гво Моск. гос. ун-та, 1990: 118 с.
  134. Петров- Ю. А. Азбука логического мышления / Ю. А. Петров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 38 с.
  135. , Ю. А. Общая методология мышления / Ю. А. Петров, А. А. Захаров. -. М.: Московский философский фонд, 2004. 56 с.152: Петров, Ю. А. Практическая методология / Ю. А. Петров, А. А. Захаров. М.: Диалог-МГУ, 1999. — 107 с. :
  136. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. М.: Наука, 1957. — 464 с.
  137. , М. Личностное знание / М. Полани. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  138. , К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. -М.: Прогресс, 1983- -288 с.
  139. , И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986.-432 с. •
  140. Принс, Д. Вера как образ жизни:/ Д. Принс. М.: Русский Духовный центр, 1995.-32 с.
  141. Проблемы философии, культуры: Опыт историко-материалистического анализа / под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984. — 325 с.
  142. , А. О науке / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1983. — 158 с.
  143. , А. А. Философия: курс лекций / А. А. Радугин. М.: Центр. — 272 с.
  144. , Б. В». Геометрия* картины и зрительное восприятие / Б. В. Раушен-бах. М.: Азбука-классика, 2001. — 422 с.
  145. , Дж. Западная философия-от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д? Антисери. СПб: Петрополис, 1994'. — 336 с.
  146. , Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания* историй / Д. Родари. М.: Прогресс, 1990. — 207 с.
  147. , В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. М.: Едиториал УРСС, 2006. — 272 с.
  148. , В. М. Техника и социальность / В. М. Розин // Вопросы философии. -2005.-№ 5.-С. 27−36.
  149. , В. М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей: учебник для вузов / В. Mi Розин. M.: NOTA BENE, 2001. — 456 с.
  150. Рождественский, Ю: В. Введение в культуроведение / Ю. В. Рождественский. -М.: ЧеРо, 1996.-286 с.
  151. , Г. И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов / Г. И. ' Рузавин.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-287 с.
  152. , В. Ф. Наш духовный мир / В. Ф. Рябов. Л.: Лениздат, 1987. — 158 с.
  153. , В. Н. Деятельность как философская категория / В: Н. Сагатовский // Философские науки. 1978. — № 2. — С. 55−62.•р175*. Сиземская, И. Н. Диалектика материального и духовного производства / И. Н.
  154. Сиземская. M.: Знание, 1978. — 73 с.
  155. , В. В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. -М.: Наука, 1990. 163 с.
  156. , П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1978. -122 с.
  157. , О. Н. Философское обоснование теории и истории культуры / О. Н. Соболь. -М.: Наука, 1990. 199 с.
  158. , Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры Текст. / Э. В. Соколов. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989. — 251 с.
  159. , А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. М.: Молодая гвардия, 1995.-243 с.
  160. , Е. Ф. Соотношение форм движения и видов материи в природе / Е. Ф. Солопов // Вопросы философии. 1963. — № 8. — С. 28−35.
  161. , П. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  162. Социология вещей: сб. статей / под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. — 392 с.
  163. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 с.
  164. Стиль и традиция в развитии культуры: сб. научн. ст. Л.: ЛГИК, 1989. — 547 с.
  165. Структура и развитие науки: сб. научн. ст. М.: Наука, 1976. — 612 с.
  166. Структура культуры и человека в современном обществе / под ред. Э. А. Орлова, А. И. Арнольдов. М.: Искусство, 1987. — 488 с.
  167. , И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 216 с.
  168. , Г. М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века / Г. М. Тавризян. М.: Наука, 1986.-200 с.
  169. , Г. М. Техника в ее историческом развитии: От появления ручныхорудий труда до становления техники машинно-фабричного5 производства1/ F. М. Тавризян. М.: Наука, 1979. — 412 с.
  170. , Г. С. Проблема духовной потребности / Г. С. Тарасов. М: Наука, 1979. — 171'с:1921 Тараткевич, М. В. Человек и его потребности / М. В. Тараткевич: — Мн.: Беларусь, 1989. 207 с.
  171. Творческая природа научного познания: сб. статей. — М.: Наука, 1984. 493 с.
  172. Тит Лукреций Кар. О природе вещей: поэма / Тит Лукреций Кар- пер. с лат. Ф. Петровского. М.: Мир книги, 2006. — 336 с. — (Великие мыслители).
  173. , С. А. Разграничительные и объединительные функции культуры / С. А. Токарев. -М.: Наука, 1973t 174 с.
  174. А. К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1990 -336 с.
  175. , А. К. Структура общественного сознания / А. К. Уледов. М.: Мысль, 1968. — 154 с.
  176. , Ю. А. О формах постижения бытия / Ю. А. Урманцев // Вопросы философии. 1993. — № 4. — С. 11−19.
  177. , И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман. М.: ИФ-РАН, 1994.-215 с.
  178. , Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. М.: Век 2,1992. — 288 с.
  179. Философия культуры: межвуз. сб. науч. ст. Самара: СамГУ, 1993. — 380 с:
  180. Философия и культура: проблемы и перспективы // Вестник Ленингр. Ун-та.-Серия 6.- 1991.- № 3. с.15−17.
  181. Философская энциклопедия: в 5 т / гл. ред. Ф. В. Константинов: М.: Сов. энциклопедия, 1960−1970. — ТЛ-5.
  182. , А. Я. Культурогенез7 А. Я. Флиер'. М.: РИК, 1995. — 128 с.
  183. , А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 47−55.
  184. , Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида.-М.: Классика-XXI, 2007. 400 с.
  185. , С. Л. Духовные основы общества / С. А. Франк. М.: Республика, 1992.-381 с.
  186. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. М.: Прогресс, 1997.-366 с.
  187. , О. В. В соотношении логического и интуитивного в творческом процессе / О. В. Фурманова // Вопросы философии. 1984. — № 7. — С. 13−17.
  188. , Н. Язык и мышление / Н. Хомский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -172 с.
  189. , Б. Философия искусства / Б. Христиансен. СПб.: Шиповник, 1911.-452 с.
  190. Хроника мировой культуры / сост. и гл. ред С. В. Стахорский. М.: Белый город, 2001. — 750 с.
  191. Художественная культура и гуманизация образования: межвуз. сб. науч. тр. -Л.: Образование, 1992. 617 с.
  192. Художественная культура и народное творчество: сб. статей / отв. ред. А. А. Дубровин. М.: МХПИ им. С. Г. Строганова, 1994. — 107 с.
  193. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: сб. статей / под ред. Д. Благого, Б. Егорова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — 433 с.
  194. , Н. 3. Внешние и внутренние факторы развития культуры / Н. З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1979. — 212 с.
  195. , Н. 3. Культура и ценности / Н. 3. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1984.-292 с.
  196. , А. Н. Философия глобальных проблем / А. Н. Чумаков. М.: Знание, 1994.-159 с.
  197. Человек и его ценности: сб. тез. советских философов. В. 3 ч. 4.1. М., 1988. -370 с.
  198. , Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс, 1990. — 456 с.
  199. , Б. И. Духовное производство и его своеобразие / Б. И. Шенкман // Вопросы философии. 1966. — № 12. — С. 34−42.
  200. , Л. К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. Проблемы художественного творчества / Л. К. Шепетис. М.: Советский художник, 1978. — 163 с.
  201. , В. А. Диалектика творческого процесса в науке / В. А. Яковлев. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 128 с.
  202. , М. Г. Психология в XX столетии / М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1974. — 445 с. 1. Цепь бытияио 2 Я о и re X H trMta-вО•a S И-j 00
  203. Свойства предметной формы духовной культурыдеятельностностьизменчивостьисторичностьпознаваемостьа предметных фоРмвещность атрибуты свободы и несвободы ценностность безличность атрибут творчества нерациональность интеллектуальность коммуникативность
  204. Культурные универсалии предметной формы духовной культуры
  205. Культурные универсалии предметной формы духовной культурык
Заполнить форму текущей работой