Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая культура России: Традиции и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не вызывает сомнений необходимость трансформации прежней экономической культуры, однако характер и содержательные аспекты этого процесса мало способствуют разрешению тех социально-экономических проблем и противоречий, которые и выступили факторами реформирования российского общества. Прежде всего процесс становления новой экономической культуры проходит под знаком неравноправного участия в нем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая культура как культурно-исторический феномен
    • 1. Экономическая культура: сущность, структура, генезис традиций
    • 2. Основные детерминанты современной экономической культуры
  • Глава 2. Процесс формирования современной российской экономической культуры
    • 1. Проблемы развития новой экономической культуры современной России
    • 2. Теоретическая экономическая культура в современной России: взаимодействие отечественных и зарубежных традиций
    • 3. Тенденции развития современной российской практической экономической культуры

Экономическая культура России: Традиции и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Вопрос модернизации постсоциалистической экономики носит ключевой характер в процессе социокультурной трансформации современного российского общества. Без решения этого вопроса невозможно удовлетворительное решение многочисленных социально-экономических, политических, геополитических и экологических проблем и противоречий, как возникших еще в советский период отечественной истории, так и появившихся в настоящее время.

Нынешняя модернизация не является первой в отечественной истории, однако далекие от позитивных ее промежуточные итоги и неудачи предыдущих (петровские реформы, реформы конца XIX — начала XX вв.) актуализируют исследовательский поиск причин этих неудач. По справедливому мнению Панарина А. С., провал экономической политики сегодняшних реформаторов заключается в ее экономикоцентризме, которая, как и техноцентричная советская экономическая политика, не отвечает требованиям современной экономики и идет вразрез с отечественными культурными традициями1. Очевидно, что указанные интенции коренятся прежде всего в элиминации внеэкономических факторов экономической культуры. Последнее обстоятельство привело к тому, что сегодня «мы с трудом можем представить, как воздействуют культура, мораль, религиозные верования, образование и иные этические факторы на. экономическое сознание и поведение"2 людей.

Развитие современного российского хозяйства невозможно без формирования новой экономической культуры, которое происходит в условиях интенсивного взаимодействия различных традиций экономической культуры (отечественных и зарубежных). В этой связи важнейшей проблемой стано.

1 См.: Панарин А. С.

Введение

в политологию. М., 1994. С. 34.

2 Романовский Н. Экономика — этика — религия: воззрения Фридриха Карренберга // Во просы экономики. 1994. № 7. С. 122. вится определение условий, благоприятствующих и мешающих позитивным изменениям в нуждающихся в них экономической культуре. Данная задача осложняется тем обстоятельством, что лишь недавно начинает вызывать интерес российских исследователей, а также европоцентризмом современной мировой (и значительной части отечественной) экономической мысли, недостаточным знанием традиции дореволюционной экономической мысли и практики.

Вышеизложенное позволяет нам утверждать о крайней важности выяснения культурных детерминант экономической деятельности в современной России, а также границ возможных изменений в экономической культуре постсоветского общества.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы наблюдается резкое увеличение числа работ философов, экономистов, социологов, культурологов, посвященных различным аспектам формирования новой экономической культуры в современной России. Однако проблема взаимодействия различных традиций экономической культуры в данном процессе пока находится на периферии интересов исследователей. Вместе с тем можно говорить о рассмотрении отдельных аспектов этой проблематики (например, исследовательский проект «Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения») и отсутствии системного подхода, рассматривающего трансформирующуюся российскую экономическую культуру как целостное и многомерное явление (проблема взаимодействия теоретического и практического уровней, трудовой и потребительской культуры и т. п.).

Вопросы сущности, структуры и основные характеристики экономической культуры были рассмотрены ЯМ. Кузьминовым, О. Леоновой, А. Н. Пономаревым, В. Д. Поповым, Р. В. Рыбкиной, В. И. Чичкаловым.

Влияние культурных факторов на экономическую деятельность рассматривается в работах таких авторов, как Аванесова Г. А., Балабанова Е, С., А. В. Барышева, JI. Горичева, JI.C. Гребнев, В. Е. Давидович Г. Г. Дилигенский, Г. В. Драч, А. Г. Дугин, Ю. А. Жданов, Н. Н. Зарубина, В. Е. Золотухин, В. Иваницкий, К. Касьянова, В. Н. Коновалов, В. К. Королев, Н. Ксенофонтова, Ю. П. Лисовский, С. Логиновский, Н. И. Лычагина, Е. Майминас, Н. А. Макашова, В. А. Марьяновский, А. А. Московская, М. Олсон, Е. Я. Режабек, А. П. Семитко, А. Сен, B.C. Степин, Л. Суперфин, П. Н. Шихирев и др.

Выяснению роли конкретных конфессий в процессе формирования экономической культуры посвящены исследования М. Вебера, М.О. Мнаца-каняна, Н. Романовского и др. (протестантизм), С. Н. Айзенштадта и А. Ви-ленского (синтоизм), А. Ионовой (ислам), М. Лапицкого (иудаизм), Е. Таня (конфуцианство). Вопросам влияния православия (и старообрядчества) на отечественную экономическую культуру посвящены работы таких исследователей, как Э. Афанасьев, А. Глаголев, Ю. Егоров, Н. Калхоун, К. Касьянова, Т. Коваль, Р. П. Новикова, Д. Н. Платонов, М. Я. Рощин, В.П., Рябупшн-ский, В. В. Холодков.

В рамках своих исследований цившшзационные аспекты экономической культуры рассмотрели Г. Гловели, Ж. Гофф Ле, А. Г. Дутин, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтон, Б. П. Шулындин, Ю. В. Яковец.

Ряд оригинальных идей относительно национальных аспектов экономической культуры предложили в своих в работах: В. Й. Верховин, Н. Горин, Л. Горичева, И. В. Грошев, С. Э. Зорабян, К. Касьянова, Н. Ксенофонтова, Е. Майминас, Ю. Ольсевич, А. А. Соболевская.

Культурные аспекты проблемы формирования современного российского предпринимательства изучаются в работах В. А. Давыденко, Н. И. Дряхлов, Н. Н. Зарубина, В. Зульфикарова, Ю. Ю. Петрунин, В. В. Радаев, Л. А. Резниченко, О. В. Токаренко, Н. И. Толмачевым, О. И. Шкаратан, И.Н. Юрчен-ко, И. Г. Яковенко и др.

Анализ различных сторон генезиса новой отечественной экономической культуры проводили в разное время Л. И. Абалкин, М. Воейков, О. И. Карачаровский, Я. И. Кузьминов, Ю. Латов, B.C. Магун, В. А. Марьяновский,.

JI. Мясникова, Р. Нуреев, Ю. Ольсевич, E. JL Пантелеева, JI.C. Перепелкин, Л. Полищук, А. И. Пригожин, А. Селезнев.

Дореволюционную экономическую мысль отражают работы русских экономистов (С.Ю. Витте, Г. З. Елисеев, Н. С. Мордвинов, И. Т. Посошков, П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов) и религиозных философов (Н.А. Бердяев, С. Н. Булгаков, B.C. Соловьев, Л. И. Тихомиров, П.А. Флоренский). Их творчество анализируется в исследованиях Л. И. Абалкина, А. Аникина, А. Глаголева, А. Мозойро, О. Платонова, Д. Сорокина, К. Улих.

Гетеродоксальная традиция западной экономической мысли представлена работами М. Вебера, Д. Гелбрейта, В. Зомбарта, Дж. Кейнса, Ф. Листа, Ф. Перру, Ж. Прудона, Ж. Сисмонди, Й. Шумпетера.

Объектом исследования является процесс формирования новой экономической культуры в современной России.

Предметом исследования выступает экономическая культура России как целостное образование в единстве традиций и современных тенденций.

Цель исследования состоит в рассмотрении базовых принципов и проблем формирования новой экономической культуры в современной России. Достижение указанной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

• рассмотреть сущность, структуру, развитие и взаимодействие традиций в экономической культуре;

• выделить основные детерминанты современной экономической культуры;

• выявить проблемы развития современной экономической культуры в постсоветской России;

• проанализировать процесс формирования новой теоретической экономической культуры в современной России в контексте взаимодействия отечественных и зарубежных традиций;

• рассмотреть тенденции развития современной российской практической экономической культуры.

Теоретико-методологической основой исследования являются работы О. Леоновой, Р. В. Рыбкиной, Н. Н. Зарубиной, В. К. Королева посвященные исследованию сущности и структуры экономической (хозяйственной) культуры. Большую ценность представляет методология анализа факторов успеха японской экономической модернизации, проведенного А. Виленским и С. Н. Айзенштадтом. Кроме того, были использованы исследования А. Г. Дугина, направленные на формулирование системы принципов формирования новой отечественной экономической культуры, учитывающей одновременно евразийскую специфику российской цивилизации и теоретические наработки неортодоксальных экономистов в области поиска «третьего пути» в экономикеконцепты «экономическая культура» (Я.И. Кузьминов) «социально-экономический генотип» (Е. Майминас), «национальное экономическое мышление» (Ю. Ольсевич).

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

• определены характер и направление взаимодействия исторических традиций в современной экономической культуре;

• проанализированы основные факторы, влияющие на формирование и развитие современной экономической культуры;

• установлена специфика проблем, свойственных современному этапу развития российской экономической культуры;

• проведен анализ влияния отечественных и зарубежных традиций на процесс формирования экономической культуры в современной России;

• предложена система принципов построения новой российской экономической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап развития экономической культуры характеризуется существованием трех традиций: двух ортодоксальных (либеральной и марксистской) и гетеродоксальной. В рамках ортодоксальных традиций в современной экономической культуре наблюдается ослабление ее инновационно-преобразовательной функции, о чем свидетельствуют срывы модернизации в незападных обществах. Поэтому их взаимодействие, принимающее различные формы, уже не несет в себе креативного начала. Развитие современной экономической культуры направлено на преодоление неразрешимых в условиях этих традиций глобальных социально-экономических и культурно-исторических проблем. Искомый путь должен проходить по линии активного взаимодействия гетеродоксальной традиции с ними. Это связано с объективной потребностью в переходе к «социологизации и психологизации экономики», преобладанию этических начал в экономической жизни.

2. Основными факторами формирования и развития современной экономической культуры выступают религиозные, психологические, цивилиза-ционные и национальные. Доминирующая в обществе религия в явной или скрытой форме дает санкцию на изменения в экономической культуре, точнее говоря, очерчивает границы этих изменений, «зайти» за которые будет либо невозможно, либо возможно с огромным ущербом для общества. Вместе с тем проведение границ (получение определенной санкции) не означает автоматического перехода к современной экономической культуре, так как в этом процессе существует еще минимум два ограничения — тип цивилизации (принадлежность к пограничному типу цивилизаций затрудняет «усвоение» рыночных ценностей) и специфика национальной истории, которые определяют характер взаимодействия своих и чужих традиций, возможность успешной адаптации последних.

3. Негативное отношение со стороны православия к автономной личности, пограничный тип российской цивилизации, особенности национальной истории и географии (огромная территория, суровые климатические условия, общинный характер труда, примат политики над экономикой и т. д.), неправовой характер отечественной культуры в целом, особенность российского социально-экономического генотипа (неприятие либеральных ценностей) затрудняют формирование рыночной экономической культуры в России. Решение указанной проблемы невозможно без должного учета отечественных религиозных и национальных традиций, а также специфики российской цивилизации.

4. Российскому обществу в целом свойственно некритическое восприятие зарубежных инноваций и принижение отечественных традиций с сфере экономической культуры.

Данный факт затрудняет формирование адекватной современным условиям российской экономической культуры. Вместе с тем, можно отметить принципиальное сходство основных принципов западных гетеродоксальных теорий и концепций отечественной дореволюционной экономической и религиозно-философской мысли — контекстуализм, социологизм экономической системы, культуроцентрический плюрализм хозяйственных форм, экологизм. Одновременно эти теории наилучшим образом отвечают требованиям, предъявляемым к современной экономической культуре (поиск нового «коллективизма», ответы на вызовы глобализации, необходимость решения глобальных социально-экономических проблем).

5. В основание новой российской экономической культуры следует положить принципы, предлагаемые концепциями «третьего пути» (традиция дореволюционной экономической мысли, экономические концепции русских религиозных философов и гетеродоксальные теории западных авторов) и основоположниками современного японского и западного менеджмента, а именно: обязательный учет исторической, культурной, этнической, географической, религиозной и государственной специфики российской цивилизациинахождение разумного баланса между принципом экономической свободы отдельных субъектов и инструментами социального регулированиясоздание реальной возможности выбора россиянами более подходящей к ним экономической подсистемы — рыночной или нерыночнойприоритет насущ.

10 ных потребностейнестрогая прибыльность обменасоборностьнеантагонистический характер конкурентной борьбыуважение к личности каждого работникаразвитая система социального партнерстваидеологема «деньги решают не все».

Научно-практическая значимость исследования. Материалы, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной, преподавательской и лекционной работе, а также при разработке программ экономического развития и мониторинга экономических проблем, учебных пособий, базовых курсов и спецкурсов по культурологии, экономике и социальной философии.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования докладывались на трех научных конференциях. Основные положения исследования изложены в 6 публикациях общим объемом 2,2 пл., две из них являются авторскими научными изданиями. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии РГСУ, одобрена и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы, включающего 248 источников. Общий объем работы составляет 148 машинописных страниц.

Заключение

.

Формирование новой экономической культуры в современной России сталкивается с рядом серьезных проблем, вызванных в том числе и противоречивым характером процесса взаимодействия отечественных и зарубежных традиций и отсутствием релевантной экономической теории.

Не вызывает сомнений необходимость трансформации прежней экономической культуры, однако характер и содержательные аспекты этого процесса мало способствуют разрешению тех социально-экономических проблем и противоречий, которые и выступили факторами реформирования российского общества. Прежде всего процесс становления новой экономической культуры проходит под знаком неравноправного участия в нем отечественных и зарубежных традиций экономической культуры, что, к сожалению, обусловлено устойчивой национальной традицией пренебрежительного отношения к достижениям своей культуры и идолопоклонства перед успехами западной культуры. Однако главными причинами появления глобальных социально-экономических проблем являются «производственное безумие», неуклонный рост материальных потребностей, бурное развитие науки и техники, нарушившее равновесие в системе «человек-природа», которые могли возникнуть только в лоне либеральной экономической культуры. Но это означает невозможность копирования процесса генезиса западной рыночной экономики, с одной стороны, и необходимость поиска выхода из глобального тупика, в который завела человечество агрессивная к внешней природной и социальной среде цивилизация Запада.

Кроме того, как показал успешный опыт японской экономической модернизации, трансформация экономической культуры должна протекать при непременном учете религиозных, исторических и других культурных традиций, что позволяет поддерживать собственную идентичность. В контексте формирования новой экономической культуры в современной России это означает, по нашему мнению, 1) необходимость опоры на православную традицию- 2) признание специфики российской цивилизации, наилучшим образом пока отраженной в концепциях неоевразийства- 3) необходимость следования коллективистской традиции организации экономической жизни- 4) отход от традиции некритического заимствования любого западного опыта.

Главной тенденцией развития мировой социально-экономической мысли можно считать востребованность гетеродоксальных теорий, занятых поиском «третьего пути» в экономике. Это стало возможным в связи с крахом социализма (и закатом марксизма), с одной стороны, и с неспособностью неоклассической либеральной теории объяснить экономическую эволюцию бывших социалистических стран (и оказать им соответствующую помощь), с другой стороны, что обусловило теоретическую несостоятельность и тесно связанной с этими традициями теории конвергенции. Если ортодоксальные экономические теории базируются на принципе «экономизации общества», то гетеродоксальные концепции — на принципе «социологизации экономики» и вытекающим отсюда принципе преобладания этики над экономикой. Проведенный нами сравнительный анализ традиции гетеродоксальной западной мысли и традиции русской дореволюционной экономической и философско-экономической мысли указывает на сходство главных принципов, что позволяет сделать вывод о необходимости серьезного знакомства с этими малоизвестными вследствие длительного и безраздельного господства ортодоксальных теорий традициями.

Мы считаем, что новая экономическая теория, адекватная нынешним изменениям в российском обществе, должна создаваться, во-первых, на релятивистской, а не универсалистской основево-вторых, на базе принципов нового «коллективизма», а не «индивидуализма" — в-третьих, на результатах анализа национальной экономической традиции, проведенного с использованием не универсальной, а отвечающей ее сущности методологиив-четвертых, на учете теоретического задела традиции гетеродоксальной за.

132 падной мысли, ориентированной на поиск «третьего пути» в экономикев-пятых, на учете действия нового мощного фактора — глобализациив-шестых, на учете необходимости разрешения глобальных социально-экономических проблем.

Особую важность представляет актуализация традиции русской дореволюционной экономической мысли и экономических концепций религиозной философии, содержащая, как показывают публикации последних лет, подлинное богатство оригинальных подходов, идей и мыслей. Трудно переоценить содержащиеся в работах отечественных мыслителей исходные принципы национального мышления, которое позволяет, с одной стороны, опираться на положительный опыт прошлых поколений, а, с другой стороны, ограждает нынешнее поколение от неразумных инноваций, защищая тем самым интересы будущих поколений нации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  2. Л.И. Система ценностей в российской экономической мысли (о книге «Русские экономисты XIX начало XX века») // Вопросы экономики. 1998. № 9.
  3. Н.Т. Традиция как феномен культуры // Философские науки. 1999. № 3.
  4. Г. А. Роль социокультурного подхода в анализе хозяйствования и предпринимательства // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2.
  5. В. История экономической мысли и экономического анализа: место России // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  6. С.Н. Японский исторический опыт: парадокс «смещенной цивилизации» // Международный журнал социальных наук. 1997.
  7. М.М. Культура экономической организации // Социально-политический журнал. 1995. №№ 1,2.
  8. О. Может ли быть наука руководством к действию? // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  9. А.П., Селиванов А. И. Западный индивидуализм и русская традиция // Философия и общество. 2001. № 4.
  10. А. Российская экономическая наука: просветительство и первые школы // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  11. М. Этика живого христианства: Проблемы философии хозяйства в трудах С. Н. Булгакова // Наш современник. 1990. № 12.
  12. А.Ю. Экономическое мышление. Ростов н/Д., 1995.
  13. Э. О некоторых православных принципах рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  14. Э., Калхоун Н., Трофимова И. Христианская этика и православные христиане в деловой жизни России // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  15. А.С. Культурно-исторические основания хозяйственных решений в России // Проблемы прогнозирования. 1998. № 4.
  16. Е.С. Особенности российской экономической ментальности // Мир России. 2001. № 3.
  17. В.А., Макаров J1.B. Корпоративная культура организации в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.
  18. А.В. Экономика и культура. М., 1992.
  19. Т. Д., Шерешева М. Ю. Истоки и особенности развития хозяйственных традиций в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1993. № 4.
  20. О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск, 1997.
  21. Е. Деловая этика русской элиты: П. М. Третьяков, С. Т. Морозов, С. И. Мамонтов // Управление персоналом. 2000. № 11.
  22. Булгаков" C. CUsotomz хозяйст&а. м., 4942.
  23. М. Этика и методология экономической науки // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
  24. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  25. М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  26. В.И. Модели экономического поведения и их вербализация в русском народном фольклоре // Мир России. 2001. № 1.
  27. В.И. Экономические стереотипы в русском фольклоре // Социологические исследования. 1998. № 6.
  28. А. Японские парадоксы // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  29. В. Избранное: Духи история. М., 1995.
  30. М. О концепции «Российской школы экономической мысли» // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  31. Ю.Г. Идеология для России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2.
  32. П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  33. Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  34. Г., Куншенко В. Новая система оплаты труда в АО «Электросила» // Человек и труд. 1998. № 7.
  35. А. Христианская экономия в свете насущных задач экономической реформы в России // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  36. А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX начала XX вв. // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  37. Г. Цивилизационный опыт России: необходимость уточнения // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  38. В.В. В поисках совершенства управления. М., 1994.
  39. Н. Особенности психологического склада жителей России // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  40. JI. К вопросу о целостности национального хозяйства (постановка проблемы) // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  41. Горичева JL Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  42. Гофф JTe Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  43. JI.C. Философия экономики. М., 1991.
  44. JI. Мы как участники рыночных отношений // Вопросы экономики. 2000. № 8.
  45. И.В. Экономические реформы России через призму русской ментальности Н Социально-гуманитарные знания. 2000. № 6.
  46. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  47. В. Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д., 1979.
  48. А.Н. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс // Социологические исследования. 1998. № 9.
  49. Деловая культура российского общества («круглый стол») // Общественные науки и современность. 1994. №№ 3,4.
  50. М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  51. Г. Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе // Pro et Contra. 1997. Осень.
  52. Домострой: Сборник / Сост. В. В. Колесов. М: Худ. лит., 1991.
  53. Г. В. У истоков европейской культуры. Ростов н/Д, 1991.
  54. Г. В. Античная культура и европейская цивилизация. Ростов н/Д, 1991.
  55. Н.И. Традиции и модернизация в современной России // Социологические исследования. 1992. № 10.
  56. Н.И., Давыденко В. А., Юрченко И. Н. Эстетико-этические принципы в развитии современного предпринимательства: теоретико-методологические аспекты // Социологические исследования. 1997. № 11.
  57. А.Г. Абсолютная Родина. М., 1999.
  58. А.Г. Теоретические источники нового социализма // Евразийство: теория и практика (сборник статей). М., 2001.
  59. А.Г. Экономика против экономики // Евразийство: теория и практика (сборник статей). М., 2001.
  60. А.Г. Экономика: четвертая зона // Евразийство: теория и практика (сборник статей). М., 2001.
  61. А.Г. Экономические аспекты неоевразийства // Евразийство: теория и практика (сборник статей). М., 2001.
  62. Дюмон JI. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. Пер. с фр. М., 2000.
  63. JI. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997.
  64. Евстигнеева JL, Евстигнеев Р. Второе дыхание теории конвергенции // Вопросы экономики. 1999. № 4.
  65. Евстигнеева JL, Евстигнеев Р. От стандартной экономической теории к экономической синергетике // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  66. Ю. Возродятся ли христианские начала в экономической науке? // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  67. . Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982.
  68. А.Н. Восток Запад — Россия. Ростов н/Д., 1993.
  69. Жид LLL, Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.
  70. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.
  71. Н.Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социологические исследования. 1997. № 4.
  72. Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. М., 1997.
  73. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социальные исследования. 2001. № 8.
  74. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991.
  75. И. К характеристике труда в современной России (очерк социально-трудовой политики) // Вопросы экономики. 1997. № 2.
  76. В.Е. Противоречия труда. Философско-социологический анализ. Киев, 1989.
  77. Золотухина-Аболина Е.В., Золотухин В. Е. Социализм: проблемы деформации. Ростов н/Д., 1989.
  78. В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.
  79. С.Э. Экономическая культура Ближнего Востока. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1999.
  80. В. Культура бизнеса и развитие предпринимательства в России // Бизнес и политика. 1995. № 1.
  81. В. Архетипы успеха и русская сказка // Знание-сила. 1997. №№ 8, 10, И.
  82. В. Эксплуатация: объективная данность и феномен сознания // Коммунист. 1991. № 10.
  83. А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики. 1993. № 8.
  84. Ислам и общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 12.
  85. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб. ст. / Отв. ред. А. И. Ионов. М., 1985.
  86. Как работают японские предприятия / Сокращ. пер. с англ. М., 1989.
  87. К.М. Путь к цивилизации каков он? // Вопросы философии. 1992. № 11.
  88. Капитализм как проблема теоретической социологии («круглый стол») // Социологические исследования. 1998. № 2.
  89. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  90. В.М. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях // Управление персоналом. 1998. № 10.
  91. Ю. Российская сберегательная мысль: дореволюционная эволюция // Вопросы экономики. 2001. № 4.
  92. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  93. О.А., Кудюкин П. М. Первые шаги социального партнерство в России//1993. № 1.
  94. С.Г., Дунаевский J1.B. Новые предприниматели и старая культура // Социологические исследования. 1993. № 5.
  95. И.Н. История экономики и экономических учений. Ростов н/Д, 1999.
  96. Т. Этика труда православия // Общественные науки и современность. 1994. № 6.
  97. П. Этика капитализма. Эволюция и общество. СПб., 1996.
  98. В. Особенности профсоюзов как общественного института // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2.
  99. В.Н. Экономика и политика. Ростов н/Д., 1996.100. Коран. Казань, 1997.
  100. Н., Кормин С., Турлак Е. Культурный контекст предпринимательства // Вопросы экономики. 1995. № 7.
  101. В.К. Экономика в контексте культуры (Запад и Россия). Авто-реф. дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д., 2000.
  102. В.К. Экономика как феномен культуры. Ростов н/Д., 1999.
  103. В.К. Экономическая культура. Ростов н/Д., 1996.
  104. Э.М. Концепция менеджмента. М., 1996.
  105. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  106. Г. Б. Управленческая культура: российский и американский аспекты // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 4.
  107. М.И. Стратегическое управление компанией. М., 1998.
  108. Н. Культурные традиции африканских народов в сфере трудовой деятельности // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  109. Кузмецоа, Мйогоуйо&йё&^и•• характср РЫНОЧНОМ экономик*//
  110. МиФА-цструктчрА Ры+жД: проблемы и аерспектие>ы ^>ьи~1' ^ ')tocTofc н/Д, -199Т
  111. Я.И. Переход к рынку и проблемы изменения экономической культуры. М., 1991.
  112. Я.И. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации // Вопросы экономики. 1992. № 3.
  113. Я.И. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5.
  114. В.А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. № 6.
  115. М. «Нет хлеба — нет Торы» (трудовая этика иудаизма) // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  116. Ю.В. Российская экономическая этика и дух криминального капитализма // Преступность и культура /Под ред. А. И. Долговой. М., 1999.
  117. А. Неформальная сфера и блат: гражданское общество или (пост)советская корпоративность? И Pro et Contra. 1997. Осень.
  118. О. Феномен хозяйственной культуры // Российский экономический журнал. 1993. № 9.
  119. Л.В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 1.
  120. . Постсовременное состояние // Культурология. Ростов н/Д., 1998.
  121. С. Нравственность в экономике и экономической теории //Вопросы экономики. 1994. № 7.
  122. Н.И., Чамкин А. С. Влияние культурных традиций Востока на хозяйственную деятельность // Социологические исследования. 1989. № 4.
  123. Д. Третий путь для России // Предпринимательство. 2001. № 6.
  124. B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. 1998. № 4.
  125. B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития. М., 1994.
  126. Е. Российский социально-экономический генотип // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  127. Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
  128. Н.А. Этические основы экономической теории. М., 1993.
  129. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46.
  130. В.А. Российский экономический менталитет // Государство и право. 1999. № 6.
  131. В. Российский экономический менталитет: истоки и противоречия // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  132. Т.П. Общественные науки и общественное сознание. М., 1987.
  133. Менталитет и культура предпринимателей России в XVII—XIX вв.еках. М., 1996.
  134. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира /Пер. с англ. М., 1991.
  135. М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера// Социологические исследования. 1998. № 7.
  136. Модернизация в традиционных укладах: опыт Италии и его значение для России (независимый теоретический семинар) //Рубежи. 1997.№ 7.
  137. Модернизация и национальная культура. М., 1995.
  138. А. Частное предпринимательство и общественное служение в русской экономической мысли второй половины 19 века // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  139. А.А. Взаимодействие экономики и культуры: опыт анализа // Общество и экономика. 1994. №№ 3,4.
  140. Л. Российский менталитет и управление // Вопросы экономики. 2000. № 8.
  141. Р.П. Религиозно-философские основы экономической науки // Юридический вестник РГЭУ. Ростов н/Д, 2001. № 3 (19).
  142. Р., Латов Ю. «Плоды просвещения» (новая экономическая наука на пороге III тысячелетия) // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  143. Д.А. Управленческая культура в современной России (фило-софско-антропологический аспект). Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1999.
  144. X. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986.
  145. А.Н. Механизмы возникновения новых институциональных структур в переходный период // Социологические исследования. 1994. № 2.
  146. М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  147. Ю. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  148. Ю. О специфике национальной школы экономической мысли в России // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  149. Ю. Хозяйственная система и этнос // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  150. Ю. Хозяйственная трансформация и трансформация теории // Вопросы экономики. 1998. № 5.
  151. О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.
  152. Ю.М. Философия хозяйства. М., 2000.
  153. Е.Л. Рыночная психология в контексте русской ментальности (социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.
  154. Л.С. Русские рабочие и современное промышленное производство // Экономика и организация промышленного производства. 1994. № 3.
  155. Т.В. Феномен экономической культуры: аксиологический и рационалистический аспекты: (соц.-филос. анализ). Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. Ставрополь, 1999.
  156. Ю.Ю. Этика бизнеса: современные концепции // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
  157. Д.Н. Православие в его хозяйственных возможностях (заметки историка-экономиста) // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  158. О. Экономика русской цивилизации // Наш современник. 1994. №№ 4, 6, 7, 11,12.
  159. JI. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики. 2002. № 7.
  160. А.Н., Попов В. Д., Чичкалов В. И. Экономическая культура (сущность, направления развития). М., 1987.
  161. А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. № 9.
  162. В.И. Проектная культура Америки. Образование // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 6.
  163. В.В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности //Вопросы экономики. 1994. № 7.
  164. В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  165. В.В. Экономическая философия и психологический аспект предпринимательства//Российский экономический журнал. 1995. № 10.
  166. Е.Б. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.
  167. Е.Я. Капитализм: проблема самореализации. Ростов н/Д, 1993.
  168. JI.A. Культура бизнеса (заметки с международной конференции)//Общество и экономика. 1995. № 1.
  169. Н., Бирдцелл Jl. Е. Как Запад стал богатым. Экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск, 1995.
  170. Н. Экономика этика — религия: воззрения Фридриха Карренберга // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  171. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., 1998.
  172. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994. № 1.
  173. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 7.
  174. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М., 2000.
  175. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1992. № 6.
  176. Россия и Латинская Америка: цивилизации пограничного типа и модернизация (независимый теоретический семинар) // Рубежи. 1997. №№ 8,9.
  177. М.Я. Старообрядчество и труд // Генезис кризисов природы и общества в России. Вып. 2. М., 1994.
  178. Русские экономисты (XIX начало XX века). Ред.- сост. J1. Зубченко, Л. Зайцева. М., 1998.
  179. Русский путь в развитии экономики. М., 1993.
  180. Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., 1994.
  181. Р.В. Переходное экономическое сознание в российском обществе // Вопросы экономики. 1997. № 5.
  182. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  183. В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Русский хозяин. Статьи об иконе. М., Иерусалим, 1994.
  184. Е. Идеология компании и изменения в организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6.
  185. Е. Идеология управления в организации // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
  186. В.А. Средний слой в России: история и современность. Ростов н/Д, 1998.
  187. А. Традиции в экономической политике и современность // Экономист. 1994. № 4.
  188. Л.И. Феномен Востока // Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.
  189. А.П. Русская правовая культура: мифологические и социально-экономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
  190. Сен А. Об этике и экономике. М., 1996.
  191. А. Почему социальное партнерство действует на Западе и остается на бумаге в России // Человек и труд. 1994. № 12.
  192. В. Экономические проблемы в Новом Завете // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  193. А. Духовные основы русского предпринимательства XIX—XX вв..//Предпринимательство. 1997. № 6.
  194. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  195. В.Г. Модели социального партнерства // Социально-политический журнал. 1998. № 5.
  196. А.А. Духовные истоки российского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  197. А.А. Типология национальных систем материального стимулирования // Труд за рубежом. 1997. № 3.
  198. А.А. Трудовая мотивация в механизме управления трудом на зарубежных предприятиях // Труд за рубежом. 1998. № 1.
  199. Д. Российская политико-экономическая мысль: основные черты и традиции // Вопросы экономики. 2001. № 2.
  200. Социальная работа. Ростов н/Д., 1999.
  201. B.C. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики. 1995. № 7.
  202. Л. Религия в индустриальном и постиндустриальном Мире (Тенденции западного опыта) // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  203. Е. Китайская традиционная культура и модернизация // Вопросы экономики. 1994. № 7.
  204. Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  205. А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
  206. О.В. Русские как предприниматели (исторические корни установок и поведения) // Мир России. 1996. № 1.
  207. В.В. Традиция как феномен культуры: философский анализ. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ставрополь, 1999.
  208. Н.И. Культурный менталитет предпринимателя. Ростов н/Д., 1997.
  209. Н.И. Культурный менталитет предпринимателя. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1997.
  210. Н.И. Менталитет потребителя. Ростов н/Д., 2001.
  211. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 1.
  212. К. «Экономический человек» глазами С. Булгакова // Общественные науки и современность. 1996. № 2.
  213. М.Л. Возможности трансформации организационной культуры // Личность. Культура. Общество. М., 2001.
  214. В. Российское предпринимательство с позиций христианской морали // Вопросы экономики. 2000. № 8.
  215. В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. № 5.
  216. В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. № 12.
  217. Д. Деловая этика. М., 1992.
  218. Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М., 1983.
  219. И. Деловая этика предпринимательства конца XIX начала XX века // Предпринимательство. 2000. № 1.
  220. С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.
  221. О. «Проект Достоевского» // Pro et Contra. 1997. Осень.
  222. В.В. Православные традиции в российском землевладении // Вопросы экономики. 1993. № 8.
  223. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. М., 1993.
  224. В.Н. Модернизация исламских обществ: социально-философский аспект. Ростов н/Д., 1996.
  225. П.Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. 1997. № 6.
  226. О.И., Карачаровский В. В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России. 2002. № 1.
  227. X. Экономическая антропология. СПб., 1999.
  228. О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов н/Д., 1999.
  229. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М., 1996.
  230. .П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. 1999. № 12.
  231. Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  232. Й. Теория экономического развития. М., 1983.
  233. Экономическая культура, технологическая культура, организационная культура (материалы к интерпретации экономической истории России и СССР) И Истоки. Вып. 3. М., 1998.
  234. Экономическая наука, образование и практика в России в 90-е годы // Вопросы экономики. 2001. № 1.
  235. Экономическая психология: социокультурный подход / Под ред. И. В. Андреевой. СПб, 2000.
  236. М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении- Образы и символы- Священное и мирское. М., 2000.
  237. Этика и организация труда в странах Европы и Америки. Древность, средние века, современность. М., 1997.
  238. И.Г. Предпринимательские ценности в маргинальной среде // Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
  239. Ю.В. История цивилизации. М., 1997.
  240. В.П. Русская и европейская философия: различия и пути сближения // Инновационные подходы в науке. Ростов н/Д., 1995.
  241. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1976.
  242. Grossman G., Helpman E. Innovation and Growth in the Global Economy. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.
  243. Thaler R. Quasi Rational Economics. New York: Russell Sage, 1991.
  244. The disintegration of the world economy between the world wars / Ed. By Mark Thomas. Vol. II. Cheltenham, UK- Brookfield, US, 1996.
  245. Toffler A. The Third Wave. New York, 1980.
  246. Towse R. Cultural Economics: The Arts, the Heritage and the Media Industries. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1997.
Заполнить форму текущей работой