Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные тенденции развития современной якутской поэзии: 1980-2000 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается заметный интерес отечественных литературоведов к современному литературному процессу как отдельной значимой проблеме, что связано со следующими, последовательно вытекающими один за другим неамаловажными фактами. Прежде всего, на художественных произведениях современных писателей отразились колоссальные изменения социально-политического… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА I. Идейно-тематические искания современных якутских поэтов
    • 1. 1. Гражданская лирика
    • 1. 2. Пейзажная лирика
    • 1. 3. Любовная лирика
  • ГЛАВА II. Поиски жанровых форм современной якутской поэзии. Малая и средняя формы
    • II. 1. Переосмысление фольклорных жанров
    • 11. 2. Формы, заимствованные из классических европейских жанров
    • 11. 3. Формы, заимствованные из восточной поэзии
  • ГЛАВА III. Поэтика современной якутской женской лирики (опыт тендерного исследования)
    • III. 1. Проблема тендерного исследования женского литературного творчества
    • III. 2. Особенности якутской женской лирики
      • 111. 2. 1. Субъектные формы выражения авторского сознания в современной якутской женской лирике
      • 111. 2. 2. Архетипы в современной якутской женской лирике
      • 111. 2. 3. Особенности поэтической фонетики В. Петровой-Венеры

Основные тенденции развития современной якутской поэзии: 1980-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается заметный интерес отечественных литературоведов к современному литературному процессу как отдельной значимой проблеме, что связано со следующими, последовательно вытекающими один за другим неамаловажными фактами. Прежде всего, на художественных произведениях современных писателей отразились колоссальные изменения социально-политического характера, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, освобождены от идеологической регламентации общественное сознание и духовная жизнь, благодаря чему в настоящее время в России наблюдаем процесс возвращения к творчеству репрессированных писателей и к ранее запрещенным произведениям отдельных авторов. Кроме того, в современной литературе, как и литературе каждого исторического периода, присущи своя система жанров, свои художественные и эстетические поиски, — которые требуют пристального внимания со стороны литературоведов. Особый интерес в данном направлении представляет лирика как наиболее мобильный, оперативный, чутко реагирующий на социальные перемены род литературы.

В отечественном литературоведении написано немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом, и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX в.: типология и эволюция" В. Н. Баракова, «Русская советская лирика конца 1970;80-х годов (Художетсвенные искания. Полемика)» Н. Н. Гашева, «Современная советская поэзия» В. А. Зайцева, «Современная философская поэзия» А. Павловского, учебные пособия «Русская постмодернистская» И. С. Скоропановой, «Современная русская литература в конце века (1986;1990;е годы)» Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, «История русской литературы. 90-е годы XX» Ю. И. Минералова и др.

В национальных литературах осмыслению текущего литературного процесса и особенно поэзии, тоже уделяется большое внимание. Известны монографические исследования «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х. И. Бакова, «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития колмыцкой поэзии XX в.» В. Д. Пюрвеева, «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р. Т. Бикбаева, «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С. Ж. Балданова, «Становление, развитие и спад Бурятской литературы (1917;1995)» В. Ц. Найдакова, «Хакасская поэзия 1920;1990;х годов: типология и закономерности развития» А. Л. Кошелевой, «Развитие хакасской поэзии 19 401 990;х гг.: традиции и новаторство» Н. Н. Таскараковой и др.

В центре внимания данного исследования — кардинальные вопросы обогащения поэтической тематики, жанрового разнообразия и развития женской лирики. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной якутской лирики. Отдельные аспекты нашей темы исследованы в монографиях и статьях Н. Н. Тобурокова, Н. З. Копырина, П. В. Максимовой, В. Б. Окороковой, М. Н. Дьячковской, J1.H. Романовой и др. В их работах через принципы сравнительного стиховедения исследована советская поэзия тюркоязычных народов Сибири, в том числе и якутская поэзия 1980;х годов [146]- освещена проблематика современной якутской поэзии[65]- в ракурсе системного освещения жанровой типологии якутской поэзии рассмотрены основные жанры, жанровые формы[79]- выявлены творческие индивидуальности в женской поэзии[101]- проанализирована звуковая организация якутского стиха 1980;90-х гг. [42]- рассмотрены проблемы стиля и поэтики современных авторов [121]. Однако нужно заметить, что в якутском литературоведении нет специальной работы, посвященной комплексному исследованию современной якутской поэзии. Основываясь на достижениях предыдущих поэтов в области жанра, поэтики, современная якутская поэзия ищет новые пути преобразования. На данном этапе в изобразительной системе поэзии видим отражение нового образного мышления, сочетающегося с переосмыслением средств выражения устного творчества народа саха. Кроме этого, якутская женская лирика, отличающаяся своеобразным видением мира, внесла значительный вклад в развитие современной поэзии. Современная якутская поэзия, охватывающая два последних десятилетия XX века и начало XXI века, интересна и многообразна обновленным «возвращением» к вековым традициям фольклора в области формы, обращением к жанровой системе мировой литературы, отражением современного уклада жизни.

Актуальность темы

диссертации обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной якутской поэзии. Для этого предпринята попытка исследовать продолжение традиций и новаторских поисков в творчестве якутских поэтов, идейно-тематическое, образное обогащение, развитие жанровой системы национальной литературы. А также рассмотрена поэтика современной женской лирики в тендерном аспекте.

Объект исследования. Современный литературный процесс, отраженный в поэтических произведениях малой и средней формы 1980;2000;х годов.

Предметом исследования являются лирические стихотворения известных якутских поэтов В. Новикова-Кюннюк Урастырова (1917;1990), П. Тобурокова (1917;2001), И. Гоголева-Кындыла (1930;1998), С. Тарасова, М. Ефимова, Р. Багатайского, Н. Харлампьевой, и тех молодых поэтов, чье творчество интересно в силу оригинальности изложения авторского мировосприятия на родном языке (А.Старостин-Сиэн Кынат, О. Корякина-Умсуура, А. Парникова-Сабарай Илгэ, Н. Михалева-Сайа, С. Капитонов, В. Петрова-Венера и др.

Цель исследования заключается в выявлении основных тенденций современной якутской поэзии. В соответствии с этой целью определены следующие задачи:

— проследить идейно-тематические искания современных якутских поэтов;

— проанализировать жанровые формы, композиционно-строфические особенности современной якутской поэзии;

— доказать теоретическую необходимость тендерного подхода к исследованию литературывыявить субъектные формы выражения авторского сознания и трансформацию архетипов в современной якутской женской лирике.

В ходе исследования поставленных задач применяются следующие методы:

1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

— методы теоретического исследования (сравнительно — исторический, теоретический анализы).

Методологической и теоретической основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов В. М. Жирмунского, Г. Н. Поспелова, И. В. Стеблевой, М. Н. Эпштейна, В. Е. Хализева, Г. А. Гуляева,.

A.Б.Есина, С. Н. Бройтмана и исследования в области поэзии якутских ученых Н. Н. Тобурокова, А. А. Бурцева, Н. З. Копырина, П. В. Максимовой,.

B.Б. Окороковой, З. К. Башариной, М. Н. Дьячковской, В. Г. Семеновой, Л. Н. Романовой и т. д. Для исследования якутской лирики в тендерном аспекте нами использованы труды «Антология тендерной теории», «Пол, тендер, культура» в двух томах западных и русских исследователей, монография «Гендер: лингвистические аспекты» А. В. Кирилиной, докторская диссертация «Поэзия К. М. Фофанова и тенденции в русской лирике конца XIX века» (1999) Е. З. Тарланова, где отдельной главой рассмотрена русская женская поэзия XIX века, статьи по женской литературе в феминистическом журнале «Преображение» (выходит с 1993 г.), для выявления архетипов в женской лирике труды К. Г. Юнга, Е. М. Мелетинского. Кроме этого, для выявления фольклорных форм в лирических жанрах якутской поэзии опирались на исследования якутских фольклористов Г. У. Эргиса, И. В. Пухова, Г. М. Васильева, С. Д. Мухоплевой, А. С. Ларионовой и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дается историко-типологическое описание основных тенденций развития современной якутской поэзии. Также рассмотрено жанровое своеобразие поэзии изучаемого периода, на конкретных примерах раскрыто влияние фольклора на возникновение новых жанров в якутской поэзии и на эволюцию ее поэтики. Женская лирика впервые изучается как явление тендерных особенностей художественного творчества: прослежены основные изменения архетипов под влиянием современных социально-культурных условий, показана специфика изобразительных средств произведений, созданных современными авторами-женщинами, доказано, что начальная рифма аллитерация в истории якутской версификации стала более заметным явлением в творчестве современных поэтов.

Практическая значимость. Материалы диссертации, результаты исследования могут быть полезны для изучения истории якутской литературы', теоретические выводы по современной якутской поэзии могут быть использованы в виде лекционных материалов в высших и средних специальных учебных заведениях. Также тендерное исследование женской лирики может представить особый интерес как новое направление в якутском литературоведении.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на международной научной конференции «Олонхо в контексте эпического наследия народов мира» (Якутск, 7−8 сентября 2000), на научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. Я. Уваровского и 100-летию якутской художественной литературы «Якутская литература от истоков до наших дней» (Якутск, 2000, 17 ноября) — на научно — методической конференции молодых преподавателей и аспирантов, посвященной Дню науки и Дню родного языка (Якутск, 2001, 15 февраля) — на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 45-летию ЯГУ (Якутск, 27−28 ноября 2001), на первой республиканской научнопрактической конференции «Духовность — веление Времени» (30 ноября 2001), на научной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения классика якутской литературы А. И. Софронова — Алампа (Якутск, 7 декабря 2001) и в статьях, опубликованных в разных изданиях.

Структура диссертации. Исследование, посвященное выявлению новаторских тенденций современной якутской поэзии, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающих 177 наименований. Основная часть работы изложена на 133 стр. машинописного текста. В первой главе в ракурсе идейно-тематических исканий якутских поэтов устанавливается проблематика современной якутской лирикиво второй рассмотрены более значимые в современной якутской поэзии малые и средние формы, имеющие новаторский характер. Третья глава посвящена тендерному исследованию современной женской лирики.

Заключение

.

Якутская поэзия 1980;2000;х гг., воплотившая многие художественные традиции и новации, развивается в тесной связи с социальным и культурным развитием нашего общества. Прослеживаются тенденции постоянного обогащения новым содержанием и образными формами всей поэтической системы, включение различных жанров, композиционных построений. Это объясняется, прежде всего, тем, что каждое новое поколение поэтов, опираясь на сложившиеся традиции и достижения предшественников, вносит свое в процесс развития поэтического искусства.

По проблемно-тематическим, стилевым направлениям, общему жанровому уровню, современная якутская поэзия развивается в одном русле со всей многонациональной российской литературой. Так, например, в современных национальных литературах среди тематических комплексов поэзии ведущее место занимает гражданская лирика. Также и мордовские, и карачаевские, и якутские поэты, независимо от тематики, в своих стихотворениях тяготеют к философским раздумьям, углубляются в человеческую психологию, в его подсознание. В плане жанровых форм, якутские поэты наряду с бурятскими, мордовскими и даргинскими собратьями по перу стремятся расширить жанровый диапазон лирики на основе развития таких литературных форм, как сонет, венок сонетов, баллада, а также возрождения фольклорных жанров [7- 12- 89].

Тем не менее, в осмыслении современного литературного процесса в национальных литературах мнения литературоведов несколько расходятся. Так, Х. И. Баков с грустью отмечает, что многие адыгские «.поэты в своем творчестве не имеют твердой национальной почвы, строки из стихов повисают в воздухе, т.к. они подражают инонациональным стихам и образам» [9, 167]. В. Ц. Найдаков подчеркивает кризисное положение современной бурятской литературы. А другие исследователи, в частности А. Л. Кошелева,.

П.В.Максимова, в своих монографиях отмечают перспективы развития хакасских и якутских литератур: хакасская поэзия наряду с российской многонациональной литературой «.непрерывно обновляется в своих специфических формах познания деятельности и человека, оказывая воздействие на строительные начала стилей., на формирование новых стилевых тенденций» [68, 313], в современной якутской поэзии «наблюдается устойчивая тенденция обращения к традиционным образам, отражающим этнографические особенности быта, социально-исторического развития общества. В последние десятилетия XX в. обогащается образная система фольклорной этимологии, усиливается тяготение к поэтике национального стихосложения» [79, 222].

Если взять отдельно и расссмотреть современную русскую литературу, то при необычайном многообразии творческих исканий, при всей сложности художественного развития, в ней просматриваются несколько стержневых тенденций: во-первых, постепенно расширяется кризис соцреалистического эстетического сознания, и в связи с этим поиски путей трансформации направления социалистического реализмаво-вторых, возрождаются и развиваются неклассические тенденции, в том числе формирование и постмодернизмав-третьих, оживление процесса взаимодействия классических и неклассических художественных систем и вызревание постреализма как литературного направления [73, 151 ].

В данной диссертации нами исследован современный литературный процесс, отраженный в поэтических произведениях малой и средней формы 1980;2000;х годов. Большое внимание уделено поэтическим сборникам старшего поколения поэтов — И. Гоголева-Кындыла, П. Тобурокова, С. Тарасовасреднего поколения поэтов — Н. Харлампьевой, Н. Винокурова — Урсунаи молодых поэтов — А. Старостина-Сиэн Кыната, О. Корякиной-Умсууры, А. Парниковой-сабарай Илгэ, В. Петровой-Венеры. Таким образом, нами исследовано творчество трех поколений якутских поэтов, внесших весомый вклад в развитие современного литературного процесса.

В ходе изучения их творчества предпринята попытка выявить индивидуальные особенности в их поэтическом восприятии окружающей действительности, национальную самобытность творчества, своеобразие духовного мира и образной системы, составляющих в целом менталитет якутской литературы. Также в ходе анализа жанровых форм современной поэзии мы установили, что наряду с новыми, приобретенными из сокровищницы мировой литературы жанрами, успешно функционируют переосмысленные традиционные фольклорные формы. При этом методологической основой осмысления данных проблем послужили теоретические работы отечественных, национальных и якутских литературоведов. Опираясь на научные достижения литературоведения предшествующего периода, мы предприняли попытку представить целостную картину состояния современной якутской поэзии. Так, в данной диссертации впервые в систематизированном виде дано историко-типологическое описание основных тенденций развития современной якутской поэзии. Отмечены особенности жанрового своеобразия поэзии изучаемого периода. По мере возможности, основываясь на примерах, доказали влияние фольклора на возникновение новых жанров в якутской поэзии и на эволюцию ее поэтики. Кроме того, поэтику женской лирики рассмотрели в тендерном аспекте: проследили особенности субъектных форм выражения авторского сознания в женской лирике, выявили отдельные архетипы, присутствие которых характерно только ей. Также отметили, что поэтическая фонетика в творчестве отдельных поэтесс может быть применена как способ самовыражения.

Не претендуя на теоретическое исследование тематических групп лирики, в диссертации уделено внимание гражданской, пейзажной, любовной лирике. При этом уточнено, что философские мотивы в современной якутской поэзии, независимо от тематики, постоянно присутствуют. Так, в якутской поэзии последних десятилетий находят свое отражение все происходящие политические, экономические изменения как в творчестве известных, так и начинающих поэтов. За последнее десятилетие усиливается выражение лирического «я» поэта, его гражданской позиции, четче вырисовывается его индивидуальность, которая не всегда проявлялась в произведениях, выражающих обобщенное мнение советского народа. Если якутская поэзия 1980;х годов имела более описательный характер и продолжала романтический пафос предшествующей литературы, то в лирику 1990;х годов в основном входит мотив тревожности, неуверенности в «счастливом будущем». Так рождаются стихи современных поэтов — раздумья о бренности человеческой жизни, о смысле жизни и происходит переоценка многих жизненно важных принципов. В гражданской лирике именно поэтому тема патриотизма, тема человека и долга перед Родиной, народом выступила на передний план. Эта тема раскрывается поэтами в философских обобщениях, которые, в свою очередь, находят свое выражение в новых художественных образах, деталях. В современных якутских поэтических сборниках образ необъятной Родины начинает приобретать камерность, переходит в образ малой Родины — Якутию, родной алас. Актуальной проблемой в гражданской поэзии становится образ народа саха, судьба которого находится под угрозой постепенного исчезновения в «смутное» время.

Стихотворения старшего поколения поэтов на военную тему, благодаря своей автобиографичности, представляют суровую реальную картину той якутской действительности, что не смогли в полной мере сделать многие поэты-фронтовики предшествующих лет.

Другой тематический узел составляет пейзажная лирика, которая в якутской поэзии глубоко национальна. Функциональная роль пейзажа в литературе, особенно в поэзии, многообразна. В пейзаже художник слова может не только запечатлеть внешний облик природы, но и раскрыть ее жизнь, выразить волнующие человека думы и чувства, помочь ощутить дыхание исторической эпохи [110, 8]. Для определения значения вклада современных поэтов в систему общенародного художественного мышления о природе, мы в нашей работе руководствовались теоретической концепцией М. Н. Эпштейна. Из выделенных ученым типов пейзажей в современной якутской поэзии доминирует идеальный, в котором человек восхищается красотой природы. А образные мотивы, в частности древесные мотивы, созданные современными поэтами, выражают поэтические воззрения на природу целого народа.

В современную любовную лирику неоценимый вклад внесли творческие женщины-поэты. Они раскрыли микромир женщины, через оригинальную образную систему передали ее переживания, отличные от мужской поэзии, соответственно внесли новую лепту в выражение субъектно-объектных отношений в лирике.

Проблема традиции и новаторства является основополагающей в создании жанров малой и средней формы современной якутской поэзии.

Художественные искания якутской поэзии в области жанра, композиционной структуры сосредоточились вокруг трех основных направлений: во-первых, обращение к традиционной жанровой системе родного фольклораво-вторых, следование классической европейской поэзиив-третьих, стремление поэтической стилизации восточных жанров. Таким образом, современные якутские поэты стараются возродить жанровые формы фольклора в качестве литературных, обогатить современную жанровую систему из сокровищницы мировой литературы.

Основные тенденции развития современной якутской поэзии нашли наиболее яркое воплощение в женской лирике. Она рассмотрена в тендерном аспекте, что является попыткой ввести понятие гендер в научный обиход якутского литературоведения. С этой целью кратко описана история возникновения понятия гендер, принципы его применения в исследовании литературных произведений. Разделение творчества на «мужское» и «женское» иногда объясняется как ненаучный подход к предмету исследования, но творчество человека в большей степени является продуктом его социального пола (гендер). Жизненный опыт, мировосприятие, дух времени отражаются по-разному в произведениях творческой личности. Женщина как творческая личность — неотделимая часть общества, народа, эпохи и в своих произведениях отражает наболевшие в душе проблемы общечеловеческого характера. Все это подтверждается нашими материалами о якутских женщинах поэтессах. Изменения в поэтике якутской лирики мы продемонстрировали на примере развития субъектно-объектных отношений автора в поэзии А. Парниковой-Сабарай Илгэ, О. Корякиной-Умсууры, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа. В произведениях В. Петровой-Венеры видно, что появились интересные изменения и в структуре якутского стиха. Все это говорит о том, что якутская поэзия находится на переломном этапе развития, характеризующегося поиском новых путей, и вносит весомый вклад в духовное формирование нового художественнного мышления своего народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Жанровая система поэзии Беллы Ахмадулиной: Дис. .канд. филол. наук. Тверь, 1999.-223 с.
  2. Е.Е. Оксокулээх влексей. О жизни и творчестве (1877−1926) —•Якутск: Якуткнигоиздат, 1966. 292с. (на якут. яз.).
  3. Антология тендерной теории. Минск: ПРОПИЛЕИ, 2000. — 383 с.
  4. Е.А. Поэзия Ивана Арбиты (Творческий путь и поэтика): Автореф. дис. .канд. филол. наук. Якутск, 2001. — 21 с.
  5. Р. Поющие птицы наших полян // Саха сирэ. 1998. -октябрь, ноябрь. — № 191, 192, 205, 206. (на якут. яз.).
  6. Р. Р. Тенденции развития современной даргинской поэзии (жанрово-стилевые, композиционно-строфические и ритмико-интонационные новации): Афтореф. дис. .канд. филол. наук. — Махачкала, 1998. 25 с.
  7. Р.Н. Судьба жанра: (взаимодействие и развитие жанровых форм башкирской прозы) Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984. — 320 с.
  8. Х.И. Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника: Дис. .д-ра филол. наук. -Карачаевск, 1995. 333 с.
  9. В.Н. «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX в.: типология и эволюция: Дис. .д-ра филол. наук. — М., 1998.-470 с.
  10. Е.В. Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе (1980−90-е годы): Афтореф. дис. .канд. филол. наук. -Саранск, 2000.-17 с.
  11. З.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -422 с.
  12. З.К., Максимова П. В., Семенова В. Г. Пуночка моя белая.(Стихи о любви и адресаты любовной лирики якутских поэтов).- Якутск: Бичик, 2001. 95 с. (на якут. яз.).
  13. В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13 т. — М.: АН СССР, 1953−1959. — Т. 5.- С.15−16.
  14. Р.Т. Современная башкирская поэзия (проблемы эволюции): Автореф. дис. .д-ра филол. наук. Уфа, 1996. — 75 с.
  15. Н. Будь всегда привлекательна, Умсуура // Кыым. 1993. — 14 февр. (на якут. яз.).
  16. Н.И. Национальное своеобразие поэтического творчества (на примере якутской поэзии). Дис.. канд. филол. наук. Якутск, 2000 -150 с.
  17. А.А. Неусырная совесть поэта // Бурцев А. А., Максимова П. В. На крылатом коне. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1995. — С. 210.
  18. Г. М. Живой родник. Якутск: Кн. изд-во, 1973. — 648 с.
  19. Г. М. Якутское стихосложение. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1965.- 125 с.
  20. Д. Наши творческие девушки // Васильева Д. Е. Умнуллубат ааттар. Якутск: Бичик, 2000. — С. 173−185. (на якут. яз.).
  21. . О. Пол и характер. М.: ТЕРРА, 1992. — 480 с.
  22. Е. «Женская поэзия начала века» и «Интонация и конкретность». //Аргументы. М., 1984. -С.168−169.
  23. .В. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1972.
  24. Н.Н. Русская советская лирика конца 1970−80-х годов (художественные искания. Полемика): Дис. .канд. филол. наук. -Свердловск, 1990.-188 с.
  25. Л.Я. О лирике. Л.: Совет. Писатель, 1974. — 408 с.
  26. Л.Я. «Смысл жизни в жизни, в ней самой.» // Юность. -1986.- № 12.- С. 95.
  27. И.Л. Три грани лирики: Современная баллада: ода и элегия. М.: Худож. лит., 1985. 397 с.
  28. JI. «Серапионова сестра» Елизавета Полонская и критическое восприятие женской лирики // Преображение. Русский феминистический журнал. 1996. — № 4. — С. 46 — 53.
  29. М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии (проблемы эволюции и классификации). Новосибирск: СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998.- 152 с.
  30. Е.А. Точка опоры. М.: Молодая гвардия, 1981. 302 с.
  31. А.И. Внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха: Автореф. дис.. кад. Филол. наук. -Иркутск, 1997.- 19 с.
  32. А.Б. Стихотворная миниатюра в системе жанров русской лирики // Филол. науки.- 1995.- № 4. С. 22−23.
  33. И.М. Фуко: Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. — № 4. — С. 20 — 27.
  34. В.М. Английская народная баллада// Английские и шотландские баллады. М., 1973.
  35. А.С. Архетипы в ненецкой поэзии// Хальархад. Альманах. — 2000. № 1. ~ с. 198- 206.
  36. В.А. О новых тенденциях в русской поэзии 1980−1990-х годов // Вестн. МГУ. Сер. 9, Филология. 1996 — № 4. — С.9−10.
  37. С.Н. Пять веков узбекской газели// В красе нетленной предстает. Узбекская классическая лирика XV—XX вв. М.: 1977.
  38. А.А. Идейно-эстетическая эволюция проблемы феминизма в творчестве Гаяза Исхаки: Автореф. дис. .канд. филол. наук. — Казань, 2000. 27 с.
  39. А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999. 189 с.
  40. Л.Г. Проблемы творчества Анны Ахматовой. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 1998.-98 с.
  41. С.С. Современная тывинская поэзия: система жанров: Автореф. дис.. канд.филол. наук. Москва, 1999. -29 с.
  42. Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Бичик, 1997. — 174 с.
  43. Н. Тяжелое испытание. Якутская поэзия периода Великой отечественной войны и послевоенного десятилетия. Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1994. — 84 с.
  44. А.Л. Эволюция национального художественного мышления. Русская и хакасская поэзия конца XX века // Кошелева А. Л. Хакасская поэзия 1920−1990-х годов: типология и закономерности развития. Абакан: Изд-во ХГУ, 2001. С. 180 -3 13.
  45. А.Е. Правила якутского стихосложения // Кулаковский А. Е. научные труды. Якутск: кн. изд-во, 1979. — С. 452−455.
  46. З.А. Феномен мифопоэтического у Кайсына Кулиева // Способность к диалогу. М.: «Наследие" — 1993. — 4.2. — С. 234 — 252.
  47. Кыайыгыйап (А.И. Софронов) Чабырдах // Чолбон. 1926. — № 2. — С. 29−30. (на якут. яз.).
  48. А.С. Дэгэрэн ырыа (песенная лирика якутов). Новосибирск: Наука, 2000.- 151 с.
  49. Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. -1991.-№ 1-С. 7.
  50. Н. А. Баллады А.К. Толстого: Автореф. дис.. канд. Филол. наук. Ленинград, 1970. — 13.
  51. В. Песни женщин. Анна Ахматова и Марина Цветаева в зеркале русской поэзии XX века. Париж-Москва: 1999.
  52. Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. — 270 с.
  53. П.В. Жанровая типология якутской поэзии. Вопросы эволюции и классификации форм. Н.: Наука, 2002. — 252 с.
  54. П.В. Творчество Петра Тобурокова. Якутск: Кудук, 146 с. (на якут. яз.).
  55. П.В. Якутская поэма: история и типология жанра. Якутск: Изд-воЯГУ, 1993.- 150 с.
  56. П.В. Вера, Надежда, Любовь.о лирике Сайи // Утро Лены. -1997. — 8 июня, (на якут. яз.).
  57. В.В. Архетип Арахны: Мифологема и прблемы текстообразования: Дис. .канд. филол. наук. — Новосибирск, 1995. -200 с.
  58. С.Д. Якутские народные обрядовые песни. Новосибирск: ВО Наука, 1993.- 110 с.
  59. А.Н. Человек и природа в современной якутской прозе. -Якутск: Бичик, 2001. 103 с.
  60. Н.В. Анна Ахматова// Найман А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой. М.: 1989. С. 237 — 258. (Приложение).
  61. С.А. Во имя просвещения родного народа. Якутск: Якут, кн. изд-во, 1991. — 232 с. (на якут. яз.).
  62. В.А. Проявления элементов скороговорки в стихотворениях А.Кулаковского // А. Кулаковский: начало двадцать первого века. -Якутск: Бичик, 2002. — С. 66−70. (на якут. яз.).
  63. В.А. Детская скороговорка. Якутск: ДНиСПО МО PC (Я), 2002. — 30 с. (на якут. яз.).
  64. В.Б. Песни, идущие от сердца. Якутск: Бичик, 2002. — 140 с. (на якут. яз.).
  65. Н.Е. Алгысы. Благопожелания. Тойуки. — Якутск: Полиграфиздат, 1995.-35с.
  66. Н.Е. Тойук и обучение тойуку. Якутск: Полиграфиздат, 1998. -97 с.
  67. Петрова 3., Окорокова В. Значение образа дерева в якутской поэзии. -Якутск: Полиграфист, 1999. 55 с. (на якут. яз.).
  68. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.: Изд-во РГГУ, 1999.-Ч. 1.-215 с.
  69. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования. М.: Изд-во РГГУ, 2000.-4.2.-261.
  70. З.Попов Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлоеи настоящее. Якутск: 1993.
  71. .Н. Украденное счастье // Утро Лены. 1999. — 9 октября.
  72. В.Н. Творчество Алтан Сарына // Баишев Г. В. — Алтан Сарын Песнь девяти небес. Якутск: Бичик. — С. 116−120. (на якут. яз.).
  73. В.Д. Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренней закономерности развития калмыцкой поэзии XX в.: Дис. .д-ра филол. наук. Элиста, 1999. — 376 с.
  74. JI.H. А.Е. Кулаковский и его современники. Новосибирск: Наука, 2002.- 118 с.
  75. Свиток столетий. Тюркская классическая поэзия XIII—XX вв.еков. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-709.
  76. В. Г. Поэзия А. Софронова-Алампа. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2002.
  77. В.Г. Поэтиеческий мир Анемподиста Софронова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Якутск, 1999. — 23 с.
  78. В. Белый цвет требует черного // Утро Лены. 1995. — 27 июля.
  79. В.И. Русская поэзия 80−90-х гг. XX в.: Тенденции развития, поэтика. М.: Изд-во Лит. Инст-та им. Горького, 1998. — 184 с.
  80. И.В. Семантика газелей Бабура. М.: Наука, 1982. — 327.
  81. Н.М. Опыт использования тендерных квот в странах Западной Европы // Общественные науки и современность. 1999. -№ 4.-С. 185- 192.
  82. Сто одна поэтесса серебряного века. Антология. / Сост. И биогр. Статьи M. J1. Гаспаров, О. Б. Кушлина, Т. Л. Никольская. СПб.: Изд-во ДЕАН, 2000.-235.
  83. И.Н. Поэтический образ как архетип // Онтология стиха. С-П.: Изд-во СПГУ, 2000.-С. 261 -265.
  84. МО.Тарланов Е. З. Поэзия К. М. Фофанова и тенденции в русской лирике конце XIX века:
  85. Дис. .д-ра филол. наук. Петрозаводск, 1999. — 300 с. 141. Таскаракова Н. Н. Развитие хакасской поэзии 1940−1990-х гг.: Традиции и новаторство: дис. .канд. филол. наук.- Казань, 1996. — 196 с.
  86. Н.Н. Вечный поиск волшебства. — Якутск: Яку. кн. изд-во, 1981.- 135 с.
  87. Н.Н. О поэзии // Утро Лены. 2001. — 26 дек. (на якут. яз.).
  88. Н.Н. Помогает ли поэзия перестройке? // Полярная звезда. — 1989.-№ 4.- С. 120- 124.
  89. Мб.Тобуроков Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения. М.: Наука- Якутск, 1991.- 177 с.
  90. Н.Н. Якутская поэзия сегодняшнего дня // Утро Лены 1996 -12 дек. (на якут яз.).
  91. Н.Н. Якутский стих. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1985. — 160 с.
  92. Е.И. Русский постмодернизм: аксиология поэзии Нины Искренко // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. — № 4.- С. 68 74.
  93. Урастыров Кюннюк Тойон Дьагарыма. -Якутск: Кн. изд-во, 1959.—331с.
  94. К.Д. Культура народа саха. Якутск: Бичик, 1998.
  95. Е.В. Описание животных и деревьев в якутской поэзии // Хотугу сулус. 1987. — № 4. — С. 100−104.
  96. Г. Г. Русская советская философская поэзия. -JL: Изд-во ЛГУ, 1984.-207 С.
  97. И.В. О поэтике лирического цикла Калинин: Изд-во КГУ, 1984.
  98. Философия пола // Философия. М.: 1992. — С. 388−407.
  99. Фомин С.А.-ЧыамаЬыйа Камлание // Шаман. Камлания. Якутск: Якутполиграфиздат, 1993. — С.5 5−63. (на якут. яз.).
  100. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1995. — 455 с.
  101. Н.В. Прозрачное письмо. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2001.- 108 с. (на якут. яз.).
  102. В.Е. Принципы анализа образно-тематической композиции лирического стихотворения // Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л.: 1991. С. 172.
  103. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы.-С-П: Дмитрий Буланин, 2000.-303с.
  104. В.К. Жанрово-стилевые тенденции в современной русской советской лирике (к теории малых лирических жанров): Дис. .канд. филол. наук.-М., 1987.-С. 141.
  105. М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. -М., 1990.
  106. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974. 402 с.
  107. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. Киев: 1994.
  108. Юнг К. Г. Структура души.// Проблемы души нашего времени. М.: 1993.
  109. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Киев, 1995.
  110. А. Женщина в маскулинной культуре: возможен ли диалог? // Преображение. Русский феминистский журнал. 1994. № 2. — С. 3 — 12.
Заполнить форму текущей работой