Развитие учащихся на уроках литературы
Конечно, личность учащихся развивается не только на уроках литературы или во время домашнего чтения: этой цели подчинено все школьное образование. Специфика же литературы в том, что она воздействует на ребенка силой художественных образов (с точки зрения семиотики — знаков), неся ему не только информацию о мире, но и наслаждение от чтения, развивая его воображение, этические, нравственные… Читать ещё >
Развитие учащихся на уроках литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное понимание проблемы
Литература
как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для человеческого, личностного развития учащихся. Можно утверждать, что развитие личности учащихся — одна из стратегических задач литературного образования.
Конечно, личность учащихся развивается не только на уроках литературы или во время домашнего чтения: этой цели подчинено все школьное образование. Специфика же литературы в том, что она воздействует на ребенка силой художественных образов (с точки зрения семиотики — знаков), неся ему не только информацию о мире, но и наслаждение от чтения, развивая его воображение, этические, нравственные представления, одним словом, — развивая личность ребенка.
Но как развивать личность, не теряя при этом специфики литературного образования? Не сводить же все к нравственным проповедям, к воспитательным беседам на темы прочитанных книг! Как донести представление о поэтике художественного произведения, научить анализировать и при этом не «засушить» литературу, не разъять ее безвозвратно на составные поэтические слагаемые?
Борьба (в лучшем случае — заочные споры) между «формалистами» и «воспитателями» — это и есть «основной вопрос» методики преподавания литературы. Конечно, и «формалисты» воспитывали, и «воспитатели» изучали формальную сторону литературных произведений, но что сделать основным? Ответы на этот вопрос — для чего я преподаю литературу — продвигали вперед методику. Во фрагменте из работы В. И. Водовозова — один из подходов, который представлялся возможным еще 150 лет назад.
Обратите внимание на те критерии отбора произведений для изучения, которые предлагает классик отечественной методики.