Художественное осмысление судьбы человека в отечественной литературе 30-50-х годов ХХ века
С годами, ближе к середине ХХ века, жизнь, боль и мука рядового трудового человека, чаще всего крестьянина, оказывающегося под прессом истории государства или роковых ситуаций, стали материалом «колхозно-производственной» прозы. Добродетель и храбрость крестьянина, способность в данных обстоятельствах сберечь верность самому себе, устоям трудящегося мира оказались центральным открытием… Читать ещё >
Художественное осмысление судьбы человека в отечественной литературе 30-50-х годов ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Художественное осмысление судьбы человека в отечественной литературе 30−50-х годов хх века
Нагапетова Анжела Герасимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук Армавирской государственной педагогической академии социалистический советский проза оттепель В русской литературе XX века большое место занимают произведения о судьбе человека. В 30−50-е годы ХХ века — довоенные и послевоенные десятилетия — все более активное отображение в советской литературе приобретает тип построения сюжета, при котором исторический период выявляется через производственные подробности социалистического строительства (предприятия или колхоза), а основное писательское внимание притягивают не человеческие судьбы, а судьбы трудового коллектива.
Таким образом, на первый план выходит не судьба одиночных героев, запертых в сфере безысходных семейно-бытовых конфликтов, а участь поколения бойцов и созидателей, деятельность крупных коллективов. Все раннесоветские авторы — порознь и сообща — писали один коллективный «учебник жизни», в котором учили жить по-советски, по-новому, отлично от того, как жили люди в России до революции или в эмиграции, и от того, как они живут в остальном «цивилизованном» мире.
Несмотря на то, что писатели испокон веков должны максимально проявлять в творчестве собственную индивидуальность, восприятие социалистического реализма как догмы лишило их этого права и стандартизировало искусство, вследствие чего автор текста оказывался деперсонализованным, художественный текст превращался в механическое сцепление высказываний, а произносимое отдельными людьми определялось шаблоном коллективной речи.
Здесь, как и во всей советской литературе данного периода, основным героем выступает народ (точнее, коллектив), вынужденный отойти от национальных корней и традиций к государственности. Однако достаточно часто авторы обращаются к богатому героическому прошлому национальной истории, а произведения порой отражают ностальгические мечты о свободе и независимости.
Необходимо было полно, на всех уровнях изучить конфликты, противоречия, наконец, закономерности новой действительности. Речь шла не только о том, чтобы писателям освободиться от подавляющей системы, но и о том, чтобы дать читателям возможность почувствовать свободу, вызвав у них представление о духовном раскрепощении.
С годами, ближе к середине ХХ века, жизнь, боль и мука рядового трудового человека, чаще всего крестьянина, оказывающегося под прессом истории государства или роковых ситуаций, стали материалом «колхозно-производственной» прозы. Добродетель и храбрость крестьянина, способность в данных обстоятельствах сберечь верность самому себе, устоям трудящегося мира оказались центральным открытием в литературе.
Значение появлявшейся к середине 50-х гг. «оппозиционной» литературы заключалось в последовательном, неизбежном расшатывании изнутри ключевых установок насаждаемого строя, в неспешном, но неотвратимом ослаблении идеологических позиций, идеалов тоталитаризма, в постепенной дискредитации веры в безукоризненность предпочтенной стези, назначенных целей социального изменения и применяемых для их достижения средств.
Все перечисленные факторы оказывали определенное влияние на развитие отечественной литературы и искусства, показывали истинный смысл «оттепели» 60-х годов в духовной жизни, создавали напряженную обстановку среди творческих работников, рождали недоверие к политике партии в области культуры.
В то же время положительный герой «оттепельных» произведений независимо, напористо и дерзко взвешивал и разрешал новые, непростые проблемы, выдвинутые действительностью. Новая литература уводила читателя в реальный мир, в котором нет внешней героики, патетики, но есть поэзия, народная мудрость, созидательный труд, любовь к родной земле.
Судьбоносным в развитии «колхозно-производственной» литературы можно считать ХХ съезд КПСС, несколько ослабивший идеологическое давление партийного руководства. Однако известное «равновесие» в подходе к достоинствам и недостаткам романа о современности, как их тогда понимали, продолжалось сравнительно недолго.
Несмотря на появление новых произведений, в которых отмечается некое свободомыслие, в целом политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы, тем не менее, сыграла свою роль в поступательном развитии литературы и искусства.
Подытоживая данный анализ, можно говорить о том, что на фоне литературы «колхозно-производственной» тематики назревает последовавшая в 60-е годы лиризация (психологизация) советской прозы, следовательно, назревает писательский интерес к индивидуализированному изображению отдельной личности, в отличие от типизированного человека-винтика в большой государственной машине", господствовавшего в отечественной литературе 30−50 годов ХХ века. Эти новые реалии литературы также были знаками, типологическими чертами изменяющегося характера литературного процесса, начинающегося преодоления соцреалистической одномерности литературы.