Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основные положения исследования оказали влияние работы, посвященные педагогике высшей школы (И.П. Подласый, В. А. Сластенин и др.) — ведущей роли учебной деятельности в развитии познавательных потребностей (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — организации учебно-воспитательного процесса с учетом целостного, системного, деятельностного и личностного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
    • 1. 1. Понятие «мировоззрение» как научный феномен
    • 1. 2. Сущность научного мировоззрения личности
    • 1. 3. Проблема формирования научного мировоззрения личности в научной литературе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 2. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов
    • 2. 2. Разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов
    • 2. 3. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения
    • 2. 4. Оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов
  • Выводы по второй главе

Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования научного мировоззрения в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в качестве одной из приоритетных задач совершенствования обучения названа задача «формирования у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения».

С точки зрения современной педагогической науки данная проблема должна решаться в направлении создания соответствующих условий, способствующих полноте осмысления личностью своего бытия в Мире. Поскольку, чем яснее и шире в мировоззрении индивида представлен внешний Мир, чем адекватнее его знание о Мире, тем четче осознание субъектом своего места в жизни, тем эффективнее его взаимодействие с Миром, тем глубже и богаче само «Я» личности по своему содержанию.

Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования научного мировоззрения, показал, что приобщение обучающихся к основам научного мировоззрения всегда являлось одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Однако предлагаемые для ее решения подходы были до недавнего времени направлены на формирование такого научного мировоззрения, которое понималось однозначно как марксистско-ленинское мировоззрение, считавшееся истинно научным и единственно верным.

Данной проблеме было посвящено большое количество публикаций, отражающих вопросы, связанные как с формированием социально-активной личности, так и с раскрытием диалектико-материалистического понимания природных явлений.

Методологические основы формирования научного мировоззрения активно разрабатывались советскими учеными П. В. Алексеевым, B.C. Буяновым,.

Е.К. Быстрицким, Н. К. Гончаровым, Б. М. Кедровым, П. В. Копниным, B.C. Овчинниковым, М. Э. Омельяновским, В. Г. Платоновым и др.

Важный вклад в теорию научного мировоззрения, в ее педагогическом аспекте внесли корифеи советской педагогики Н. К. Крупская,.

A.В. Луначарский, М. Н. Покровский, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий и др.

Особенности формирования научного мировоззрения на различных ступенях обучения были исследованы учеными-педагогами и психологами: Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Г. Е. Залесским, И. С. Коном, Н. А. Менчинской, Т. К. Мухиной, Э. И. Моносзоном и др.

Роли курса истории в формировании научного мировоззрения посвящены публикации Л. Н. Боголюбова, Г. М. Бунтовской, Н. Г. Огурцова и др.

Практика формирования научного мировоззрения в образовательном процессе средствами биологии освещена в публикациях А. Г. Воликова,.

B.М. Изуткина, Н. М. Леонова и др.

Мировоззренческая направленность в изучении географии прослеживается в работах Г. М. Александровой, B.C. Жекулина, В. Н. Серовой и др.

Мировоззренческий потенциал курса геологии выявлен К. К. Ворониным, Ю. С. Жуковским, Н. В. Мыциком и др.

Способы формирования научного мировоззрения при изучении химии отражены в исследованиях З. И. Беловой, Д. И. Ожерельева, Л. И. Третьякова и др.

Опыт формирования научного мировоззрения в процессе преподавания различных технических дисциплин представлен в публикациях Д. Д. Беньковского, Н. П. Васильева, И. С. Инютина, В. И. Сенько, С. В. Типикина и др.

Проблеме формирования экологических взглядов и убеждений посвятили свои исследования М. А. Кузнецов, Е. М. Кудрявцева, В. В. Молчанов, Э. С. Хохлова, B.C. Чесноков и др.

Мировоззренческие вопросы отдельных математических дисциплин были рассмотрены А. Н. Бекаревичем, Л. Д. Ворониной, Г. Х. Гайдаржи, И.В. Мя-тиевой, Н. В. Осадчих, Ю. Ф. Фоминых и др.

Вопросу о формировании научного мировоззрения при обучении физике посвящены работы В. К. Батурина, Г. М. Голина, В. Ф. Ефименко, В. В. Жешко, В. Г. Иванова, В. В. Корженко, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского,.

B.Г. Разумовского, Б. И. Спасского и Ю. А. Коварского,.

C.А. Чандаевой, Н. В. Шароновой и др.

В нынешней ситуации, когда пересматривается само понятие «научное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе.

Научные исследования последних десятилетий, учитывающие современные научные тенденции, выполнены М. С. Атепалихиным, С.Э. Берестовиц-кой, Е. В. Бондарчук, М. Н. Борисовой, А. Ф. Бортник, В. И. Грачевой, Е. В. Донсковой, JI.B. Ельниковой, A.JI. Жоховым, М. А. Захарян, И. Е. Карелиной, Н. В. Колковой, Л. И. Лапушкиной, А. П. Лешуковым, М. М. Ляу,.

A.И. Магомедовой, В. А. Малининым, А. А. Мелентьевой,.

B.П. Морозовой, М. И. Морозовой, Е. А. Паладянц, Г. В. Позизейко, П.В. Поле-щук, Н. В. Продановой, Е. В. Тягловой, Л. А. Чекаловой, М. А. Червонным,.

C.А. Черновой, Е. Б. Якимовой и др.

Вместе с тем, несмотря на то, что в имеющихся работах по проблеме формирования научного мировоззрения обучающихся накоплен ценный материал, многие вопросы остаются пока слабо изученными (использование возможностей образовательного процесса в формировании научного мировоззрения студентоввыявление педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентовиспользование современных педагогических технологий в рамках решения проблемы формирования научного мировоззрения студентовпостроение педагогических моделей формирования научного мировоззрения студентовсоздание целостной программы формирования научного мировоззрения студентовразработка научно-практических рекомендаций по диагностике компонентов научного мировоззрения и т. д.).

Подтверждает необходимость дальнейших исследований в направлении изучения проблемы формирования научного мировоззрения студентов и ряд объективно существующих противоречий между:

— потребностью общества в приобщении студентов к основам научного мировоззрения и неспособностью современной высшей школы удовлетворить эту потребность достаточно эффективно;

— наличием реальных возможностей воспитательно-образовательного процесса вуза в формировании научного мировоззрения будущих специалистов и неразработанностью педагогических условий их реализации.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная изученность, практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза».

Проблема исследования заключается в поиске педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Объект исследования — процесс формирования научного мировоззрения студентов.

Предмет исследования — педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие успешности формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза может быть эффективным, если:

— выявлена сущность понятий «научное мировоззрение» и «формирование научного мировоззрения студентов» на современном этапе развития общества;

— разработана и реализована программа формирования основ научного мировоззрения студентов;

— осуществляется организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения;

— проводится оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.

Задачи исследования:

1. Выявить современную сущность понятий «научное мировоззрение» и «формирование научного мировоззрения студентов» в философской и психолого-педагогической литературе;

2. Проанализировать теоретико-методологические основы и практический опыт формирования научного мировоззрения обучающихся;

3. Определить и реализовать в ходе эксперимента педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза;

4. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования научного мировоззрения студентов в вузе.

Методологической и теоретической основой исследования послужили идеи и концептуальные положения философов, педагогов, психологов, физиков, открывающие возможность для всестороннего исследования феномена «научное мировоззрение»: о взаимодействии человека и Мира (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), о современном ядре научного мировоззрения (В.А. Балханов, Э. Г. Винограй, А. И. Субетто, Ю. А. Урманцев, Е. В. Ушакова, Г. А. Югай др.), о синергетическом подходе к познанию явлений Мира (Г. Хакен, Г. Николис, И. Пригожин и др.).

На основные положения исследования оказали влияние работы, посвященные педагогике высшей школы (И.П. Подласый, В. А. Сластенин и др.) — ведущей роли учебной деятельности в развитии познавательных потребностей (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — организации учебно-воспитательного процесса с учетом целостного, системного, деятельностного и личностного подходов (Ю.К. Бабан-ский, Е. В. Бондаревская, П. Л. Гальперин, Л. Я. Зорина, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская и др.) — педагогическим технологиям (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. В. Сериков и др.) — построению педагогических моделей (С.И.Архангельский, А. С. Косогова и др.) — проблеме сознательного усвоения систематизированных знаний (С.П. Баранов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, В. В. Краевский и др.) — конгнитивному направлению в теории личности (Дж.А. Келли, А. Бандура, Дж. Роттер и др.).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы, нормативной документации и диссертационных исследований по изучаемой проблемеиндивидуальные беседы с преподавателями и обучающимисяанкетированиетестированиеэкспертная оценкапедагогический экспериментметоды математической статистики для обработки результатов эксперимента.

Экспериментальной базой исследования выступили Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) (ИВВА-ИУ (ВИ)) и ГОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» (ИрГТУ).

В исследовании на всех его этапах приняли участие 387 человек (31 преподаватель кафедры физики и механики ИВВАИУ (ВИ) и кафедры физики ИрГТУ и 356 курсантов ИВВАИУ (ВИ) и студентов авиационного отделения факультета транспортных систем ИрГТУ).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 2001 по 2007 годы и включало в себя несколько этапов.

Первый этап (2001;2002 гг.). Осуществлялся анализ отечественной и зарубежной научной литературы, диссертационных исследований, практического опыта образовательных учреждений по изучаемой теме. Накопленный материал послужил основой для уточнения проблемы исследования, определения цели, формулировки рабочей гипотезы, конкретизации задач и определения путей их решения. На данном этапе проходил отбор экспериментальных материалов для констатирующего и преобразующего этапов эксперимента. Разрабатывалась программа формирования основ научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Второй этап (2002;2005 гг.). Проводился констатирующий эксперимент и обобщались полученные эмпирические данные. Была организована работа по реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза. Апробировался оценочный инструментарий для определения развития научных взглядов студентов.

Третий этап (2005;2006 гг.). Анализировались и обобщались итоги проведенной работы, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление результатов исследования.

Четвертый этап (2006;2007 гг.). Был связан с переосмыслением проблемы исследования. Велась доработка текста диссертации и апробация полученных результатов.

Личное участие автора состоит в исследовании и анализе состояния изучаемой проблемыв выявлении комплекса педагогических условий, способствующих успешности формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вузав разработке методического и дидактического обеспеченияв организации и проведении экспериментальной работы по проверке выявленных педагогических условийв обобщении полученных результатов и формулировании выводовв анализе и обсуждении перспектив исследования.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие «формирование научного мировоззрения студентов» (уточнение заключается в рассмотрении формирования научного мировоззрения студентов как целостного интегративного процесса поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом современной социально-профессиональной позиции);

— определены педагогические условия, влияющие на успешность формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза: разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззренияорганизация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззренияоценка результативности формирования научного мировоззрения студентов;

— предложена программа формирования основ научного мировоззрения студентов, содержащая два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентоворганизация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «формирование научного мировоззрения студентов» на современном уровнев определении теоретических оснований процесса формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза (предпосылки, принципы, содержание, особенности, педагогические условия, критерии) — в выявлении и научном обосновании этапов развития научных взглядов студентов на мироустройство.

Практическая значимость проведенной работы заключается в разработке и реализации научно-практических рекомендаций по формированию научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вузав разработке и внедрению в практику вузов систематизированного пакета методических и наглядных дидактических материалов, адаптированной методики диагностики развития научных взглядов студентов, спецкурса «Формирование научного мировоззрения студентов».

Материалы диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, на факультетах повышения квалификации работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена глубоким теоретическим анализом проблемыопорой на фундаментальные философские, психологические, педагогические концепциилогикой исследованияадекватностью комплекса выбранных теоретических и эмпирических методов объекту, предмету, цели и задачам диссертациирепрезентативностью экспериментальных данныхреальной возможностью внедрения результатов исследования в образовательный процесс.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза рассматривается нами как целостный интегративный процесс поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом современной социально-профессиональной позиции.

2. Успешность процесса формирования научного мировоззрения студентов обеспечивается следующими педагогическими условиями: разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззренияорганизация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззренияоценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.

3. Программа формирования основ научного мировоззрения студентов содержит два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентоворганизация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в докладах, обсуждениях на научных конференциях различного ранга: III Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2004) — XIII Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (г. Пенза, 2004) — совещании заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» (г. Москва, 2006;2007);

XIII Всероссийской научно-технической конференции (г. Иркутск, 2003);

XIV Всероссийской научно-технической конференции (г. Иркутск, 2005) — XXI Межвузовской научно-методической конференции «Проблемы подготовки инженерных кадров для Военно-Воздушных Сил в условиях реформирования высшего образования России (г. Иркутск, 2003) — XXII Межвузовской научно-методической конференции «Практические и методологические проблемы повышения качества обучения в инженерных вузах (г. Иркутск, 2005) — XII научно-технической конференции ИВАИИ (г. Иркутск, 2003).

Результаты работы были также опубликованы в периодических сборниках и журналах «Вестник Иркутского педуниверситета» (г. Иркутск, 20 022 004 гг., вып. 3−5), «Научные труды ИВАИИ» (г. Иркутск, 2003 г., вып. IV), «Научные труды ИВВАИУ (ВИ)» (г. Иркутск, 2006 г., вып. VI), «Педагогические науки» (г. Москва, 2003 г., № 4), «Вестник Иркутского Государственного Технического Университета» (г. Иркутск, 2006 г., вып. 4(28), Т. 2), «Гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Ростов-на-Дону, 2006 г., № 7).

Результаты исследования внедрены в практику учебной работы кафедры физики и механики Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института).

Структура диссертации обусловлена логикой проведенного научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, 7 таблиц, 12 рисунков, 6 приложений.

Выводы по второй главе.

В первом параграфе дана общая характеристика педагогического эксперимента по формированию научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Программа проведения экспериментальной работы включает в себя три этапа: констатирующий, преобразующий, контрольный.

На диагностико-констатирующем этапе эксперимента была проанализирована практика формирования научного мировоззрения студентов и курсантов в период их обучения в вузе. Результаты входной диагностики позволили сделать вывод о том, что студенты и курсанты имеют низкий уровень знаний базового мировоззренческого материала, что не позволяет им достаточно свободно ориентироваться в мировоззренческих вопросах. При этом было установлено, что мировоззренческое значение курса физики, взаимная обусловленность явлений Мира, единство Мира испытуемыми не осознаются. Однако у учащихся есть потребность и стремление познать лучше окружающий их Мир, глубже проникнуть в его тайны.

Преобразующий этап был посвящен выявлению и реализации педагогических условий, влияющих на эффективность формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза:

В качестве педагогических условий нами выделены:

— разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов;

— организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения;

— оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.

Обучение студентов и курсантов было нацелено на полное усвоение ими базовых мировоззренческих понятий. В рамках организованной самостоятельной познавательной деятельности проводилось углубление их научного мировоззрения.

Контрольный этап выявил развитие научных взглядов студентов и курсантов в экспериментальных группах под воздействием педагогических условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ истории и современного состояния проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся позволил нам сделать вывод о том, что постановка данного вопроса является традиционной для системы образования. Однако, если еще совсем недавно, в социалистический период развития нашего государства, преимущество в процессе обучения отдавалось выполнению задачи по формированию марксистско-ленинского мировоззрения обучающихся, считавшегося единственно научным, то в нынешней ситуации такой подход претерпел существенную переоценку.

Произошедшие изменения в социальной и культурной жизни общества, накопление огромного массива научных знаний, потребовали новых подходов в разработке проблемы формирования научного мировоззрения обучающихся, соответствующих современному этапу развития общества.

Однако имеющиеся в научной литературе многочисленные трактовки термина «научное мировоззрение», отсутствие строгой концепции научного мировоззрения, затрудняют на сегодняшний день построение системы понятий, связанных с формированием научного мировоззрения обучающихся в образовательном процессе.

Проведенный теоретический анализ и обобщение многочисленных материалов по обозначенной проблеме позволяет нам под научным мировоззрением понимать сложное образование внутреннего мира личности, строящееся на базе обобщенных научных знаний в виде научной картины Мира.

Вместе с тем, следует учитывать, что нельзя отождествлять понятия «научная картина Мира» и «научное мировоззрение». Научная картина Мираэто научная модель Мира, соответствующая конкретному историческому уровню знаний общества о реальности. А научное мировоззрение — это комплексное образование внутреннего мира личности, строящееся на базе обобщенных научных знаний в виде научной картины Мира.

Применительно к нашей работе данное положение можно представить следующим образом: физическая картина Мира — свод знаний, научная физическая модель Мира, обеспечивает лишь познавательную функцию. Содержательно-целостный взгляд на Мир возникает как продукт когнитивно-аффективной «переработки» конкретным обучающимся содержания соответствующих физических картин Мира, с которыми он знакомиться в ходе своего обучения.

Исследование сущности ключевых понятий «мировоззрение», «научное мировоззрение» и анализа современных научных подходов к проблеме формирования научного мировоззрения студентов позволило нам определить «формирование научного мировоззрения студентов» в образовательном процессе вуза как целостный интегративный процесс поэтапного включения студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом современной социально-профессиональной позиции.

В качестве педагогических условий, влияющих на эффективность формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза, нами выделены:

— разработка и реализация программы формирования основ научного мировоззрения студентов;

— организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, направленной на углубление их научного мировоззрения;

— оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов.

Программа формирования основ научного мировоззрения студентов включает в себя два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентоворганизация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий.

Система научных мировоззренческих знаний — это определяющий элемент в формировании научного мировоззрения личности. Поэтому первостепенное внимание нами было уделено тому мировоззренческому материалу, который передавался курсантам и студентам.

На первом этапе работы нами была представлена схематическая интерпретация базовых мировоззренческих понятий, означающая, что некоторая часть мировоззренческого материала была подготовлена для обучающихся в обобщенной, упорядоченной и наглядной форме в виде схем. При этом интерпретация выступила в качестве пред-понимания, направленного на подготовку их сознания к дальнейшему обучению. Цель работы, которая здесь ставилась, заключалась в том, чтобы уже на вводных занятиях, испытуемые смогли не только глубже понять основные мировоззренческие понятия, но также и осознать суть единства, целостности, системности и гармонии Мира.

На втором этапе обучения была произведена систематизация учебного материала под новым, мировоззренческим, углом зрения в соответствии со структурой физических картин Мира.

При организации процесса обучения мы старались отойти от сужения наших действий только до передачи студентам и курсантам необходимой мировоззренческой информации. Наша работа заключалась так же в том, чтобы подвести обучающихся к осознанию личностного смысла предстоящей деятельности, стимулировать их самостоятельные размышления о Мире, а так же вовлечь в диалог о том, как устроен окружающий Мир.

При этом диалог рассматривался не только как общение конкретного обучающегося с преподавателем и своими товарищами (процессуальная сторона обучения), но и диалог культур разных эпох (содержательная сторона процесса обучения), а также диалог обучающегося с самим собой (внутренний диалог).

Обучение строилось по общедидактической системе обучения Дж. Блока и JI. Андерсона в направлении полного усвоения мировоззренческого материала на основе «погружения» (суггестопедии), где на специально организованных занятиях создавались условия для «вчуствования», переживания, самоосознания «Я» в Мире.

В качестве диагностирующего инструментария для оценки развития научных взглядов студентов и курсантов нами был взят репертуарный метод исследования (Реп-тест), базирующийся на теории персональных конструктов Дж.А. Келли.

Выделенные педагогические условия были реализованы в экспериментальной работе по формированию научного мировоззрения студентов и курсантов технических вузов г. Иркутска.

Итогом проведенного эксперимента работы стал высокий уровень усвоения научных мировоззренческих понятий большинства студентов и курсантов.

Поскольку поток новой поступающей информации, по Дж.А. Келли, приводит к преобразованию конструктивной системы субъекта, нами ожидались изменения научных взглядов испытуемых. Выполненная диагностика подтвердила развитие научных взглядов у большинства участников эксперимента.

Таким образом, полученные результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, процесс формирования научного мировоззрения студентов и курсантов оказался эффективным, поскольку:

— в своей деятельности в этом направлении мы опирались на современное научное осмысление понятий «мировоззрение» и «научное мировоззрение»;

— была разработана и реализована программа формирования основ научного мировоззрения студентов, включающая в себя два этапа: создание предпосылок формирования научного мировоззрения студентоворганизация учебного процесса, направленного на полное усвоение студентами базовых научных мировоззренческих понятий;

— углубление научного мировоззрения осуществлялось в рамках самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

— была выполнена оценка результативности формирования научного мировоззрения студентов и курсантов.

Вместе с тем мы далеки от мысли, что выполненное исследование может претендовать на исчерпывающее решение проблемы формирования научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза.

Поэтому последующая работа в этом направлении видится нам в изучении следующих вопросов: более полное использование возможностей образовательного процесса в формировании научного мировоззрения студентоввыявление новых педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентовиспользование современных педагогических технологий в рамках решения проблемы формирования научного мировоззрения студентовпостроение педагогических моделей формирования научного мировоззрения студентовсоздание целостной программы формирования научного мировоззрения студентовразработка научно-практических рекомендаций по диагностике компонентов научного мировоззрения и т. д.

Перечисленные вопросы практически не исследованы в современной педагогической науке и ждут своего решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.В. Мировоззрение и эстетическое развитие личности Текст. / А. В. Азархин. — Киев: Наук, думка, 1990. — 192 с.
  2. , Р. Проблемы образования в условиях мировоззренческого плюрализма Текст. / Р. Акимов // Вестник высшей школы. 2005. — № 1. — С. 14−16.
  3. , Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды Текст. / Н. М. Александрова, Д. Г. Колодан // Мир психологии. — 2005. -№ 1.-С. 210−220.
  4. , П.В. Наука и мировоззрение (союз марксисткой философии и естествознания) Текст. / П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1983. — 367 с.
  5. , П.В. Философия: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: Проспект, 1998. — 568 с.
  6. , А. Прогресс фундаментальных знаний и формирование научного мировоззрения Текст. / А. Алексеева // Диалог. 2000. — № 9. — С. 62−67.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1980.
  8. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  9. , Э.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие: Монография Текст. / Э. А. Арцишевский. Львов: Изд-во ЛГУ, 1986. — 200 с.
  10. , М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы Текст. / М. Арутюнян // Высшее образование в России. 2004. -№ 12.-С. 33−37.
  11. , В.Г. Проблема целостности в философии и биологии Текст. /В.Г. Афанасьев. М.: [б.и.], 1964. — 161 с.
  12. , Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия») Текст. / Г. М. Афонина. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.
  13. , А.И. Эволюция физической картины мира и ленинские философские идеи Текст. / А. И. Ахиезер. М.: Знание, 1970. — 75 с.
  14. , А.И. Современная физическая картина мира Текст. / А. И. Ахиезер, М. П. Рекало. М.: Знание, 1980. — 79 с.
  15. , Ю.К. Совершенствовать коммунистическое воспитание учащихся в процессе обучения Текст. / Ю. К. Бабанский // Воспитание школьников. 1980. — № 4.
  16. , П.И. Курс общей астрономии: Учебник. 4-е изд. исправл. и доп. Текст. / П. И. Бакулин, Э. В. Кононович, В. И. Мороз — М.: Наука, 1977. -544 с.
  17. , О.И. Некоторые пути формирования научного мировоззрения восьмиклассников Текст. / О. И. Балабекян // Физика в школе. 1984. -№ 4.
  18. , В.А. Современная наука в поисках мировоззренческих оснований Текст. / В. А. Балханов // Вестник Бурятского университета. Серия 5: Философия, социология, политология, культурология. Выпуск 1. У-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. — С.45−67.
  19. , В.К. Общая физика и мировоззрение: Монография Текст. / В. К. Батурин. Владивосток: Изд-во ДГУ, 1985. — 212 с.
  20. , В.К. Совершенствование методики формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физики в школе: дисс.. канд. пед. наук / В. К. Батурин. Владивосток, 1982. — 205 с.
  21. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогич. институтов и индустриально-педагогич. техникумов Текст. / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  22. , В.П. Научно-философские мировоззренческие знания накануне XXI века Текст. / В. П. Безручко // Новые идеи в философии: Межвуз. сб. науч. тр. Перм. ун-т. Пермь, 2000. — Вып. 9. — С.34−38.
  23. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики Текст. / Д. А. Белухин. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997.-304 с.
  24. , М.Е. Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения Текст. / М. Е. Бершадский, Е. А. Бершадская // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С.40−51.
  25. , В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.
  26. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения Текст. / В. П. Беспалько. Часть II. — М.: Знание, 1971. — 72 с.
  27. , Б. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений Текст. / Б. Битинас. // Советская педагогика. 1970. — № 6. — С.73−84.
  28. , JI.H. Идейное воспитание на уроках истории: Пособие для учителей Текст. / JI.H. Боголюбов. М.: [б.и.], 1981.
  29. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: [б.и.], 1968.
  30. , Г. Использование математических моделей в изучении педагогических процессов Текст. / Г. Бокарева, А. Подрейко // Альма матер. -2002.-№ 7.-С. 18−20.
  31. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 642 с.
  32. , Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография Текст. /- СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 359 с.
  33. , Г. Е., Зубец В. М. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения студентов Текст. / Г. Е. Борисов, А. А. Нестеров, С.Ю. Трапи-цын //Советская педагогика. 1987. — № 6. — С. 101−105.
  34. , А.Ф. Педагогические основы формирования научного мировоззрения учащихся старшего подросткового возраста: дисс. канд. пед. наук / А. Ф. Бортник. Якутск, 2002.
  35. , Е.Д. Генерализация физической картины мира как момент исторического движения познания Текст. / Е. Д. Бляхер, J1.M. Волынская // Вопросы философии. 1971. — № 12. — С. 103−113.
  36. , Л.И. Теоретико-педагогические основы формирования у младших школьников естественно-научной картины мира: дисс.. д-ра пед. наук / Л. И. Бурова. М., 1998. — 425 с.
  37. , B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект Текст. / B.C. Буянов. М.: Политиздат, 1987. — 208 с.
  38. , Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. АН УССР. Ин-т философии- Отв. ред. В. П. Иванов. Текст. / Е. К. Быстрицкий. Киев: Наук, думка, 1991. — 200 с.
  39. , Л.Н. Тестирование в системе оценки результатов обучения физике Текст. / Л. Н. Быстрова // Наука и школа. 2005. — № 2. — С. 11−15.
  40. , Н.Е. Рефлексия как элемент содержания физического образования Текст. / Н. Е. Важеевская // Наука и школа. 2000. — № 6. — С.23−26.
  41. , К.Ф. Физика и философия Текст. / К. Ф. Вайцзеккер // Вопросы философии. 1993. — № 1.
  42. , Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение Текст. /Н.П. Ващекин, Ю. Ф. Абрамов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1990. — 296 с.
  43. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  44. Воспитание нового человека и задачи педагогической науки Текст. // Коммунист. 1972. — № 10. — С. 3−12
  45. Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Справочный литератор, 2001. -1312 с.
  46. , С. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. Текст. / С. Гланц. М: Практика, 1998. — 459 с.
  47. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. Л. И. Хайрусовой Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. М.: Прогресс, 1976. -496 с.
  48. , Г. М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики Текст. / Г. М. Голин.- М.: [б.и.], 1986.
  49. , Н.К. В.И.Ленин о научном мировоззрении и идейно-воспитательные задачи школы Текст. / Н. К. Гончаров //Советская педагогика. 1965.-№ 2.-С.21−32.
  50. , B.C. Материальное единство мира и единство научного знания Текст. / B.C. Готт //Вопросы философии. 1977. — № 12. — С.24−33.
  51. , B.C. Философские вопросы современной физики: Учеб. пособие для вузов. -3-е изд. перераб. и доп. Текст. / B.C. Готт. М.: Высшая школа, 1988.-343 с.
  52. , М.И. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся Текст. / М. И. Грабарь, К.А. Крас-нянская. М.: Педагогика, 1973. — 47 с.
  53. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  54. , P.M. Элементы практической психологии Текст. / P.M. Грановская. Л.: ЛГУ, 1988. — 560 с.
  55. , В.И. Педагогические условия формирования экологических убеждений как компонента научного мировоззрения учащихся: дисс.. канд. пед. наук/В.И. Грачева. -М.: б.и., 2001. 157 с.
  56. , JI.И. Методика формирования знаний учащихся о физических величинах на теоретическом уровне обобщения: дисс.. канд. пед. наук / Л. И. Губернаторова. Владивосток: б.и., 1986. — 210 с.
  57. , Э.Н. Введение в философию образования Текст. / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2003. — 248 с.
  58. , Ю. Нелинейность Текст. / Ю. Данилов // Знание-сила. -1982.-№ 11. с. 34−36.
  59. , B.C. Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов Текст. / B.C. Данилова, Н. Н. Кожевников. М.: Аспект Пресс, 2001. — 256 с.
  60. , К.Х. Об отражении философско-мировозренческих проблем в курсах физики VI-X классов Текст. / К. Х. Делокаров //Физика в школе. 1974. — № 4. — С. 21−25.
  61. , А.А. Курс физики: Учеб. пособие для студ. втузов Текст. / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский. 4-е изд., испр. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 720 с.
  62. Диалектика в науках о природе и человеке: единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания Текст. / Ред. коллегия А. Д. Урсул, Н. Т. Абрамова, Л. Г. Антипенко и др. М.: Наука, 1983. — 400 с.
  63. , В.Ф. Основы физики: Учебное пособие для студентов вузов Текст. / В. Ф. Дмитриева, В. Л. Прокофьев. 3-е изд. испр. и доп. — М: Высш. шк., 2003. — 527 с.
  64. , В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции Текст. / В. И. Дрыгин. Саратов: Изд-во СГУ, 1981. — 53 с.
  65. , Ю.Е. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся Текст. / Ю. Е. Дурасевич // Физика в школе. -1961. -№ 1.
  66. , В.А. Механическая картина мира: Учеб. пособие Текст. /
  67. B.А. Егоров, Ф. Е. Калинович, Д. А. Серветник. Иркутск, 2000. — 102 с.
  68. Естествознание и мировоззрение Текст. / Межвуз.сб.науч.тр. Т.246. -Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1980. 167 с.
  69. , В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики Текст. / В. Ф. Ефименко. М.: Педагогика, 1976. — 225 с.
  70. , В.В. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении курса физики основной школы: дисс. канд. пед. наук / В.В. Жеш-ко.-М., 1994.- 161 с.
  71. , A.JI. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе: дисс. д-ра пед. наук / АЛ. Жохов. -М., 1999. 479 с.
  72. , П.М. Оценка эффективности обучения методами математической статистики Текст. / П. М. Жучок //Советская педагогика. 1965. — № 6.1. C.83−96.
  73. , Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности Текст. / Г. Е. Залесский. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  74. , М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ средствами обобщения знаний: На примере школьного курса физики: дисс.. канд. пед. наук / М. А. Захарян. -Владикавказ: б.и., 2005.- 179 с.
  75. , М.И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся Текст. / М. И. Зверева // Педагогика. 2005. — № 8. — С. 4550.
  76. , Н.М. Формирование естественнонаучного мышления школьников при обучении физике Текст. / Н. М. Зверева // Физика в школе. 1984. -№ 2. — С. 31−36.
  77. , JI.B. Образовательные технологии и технологическая культура учителя Текст. / JI.B. Зевина // Школьные технологии. 2002. — № 5. — С. 6267.
  78. , М.Р. Проблема антропоценризма в современной космологии и научном мировоззрении: дисс.. канд. филос. наук / М. Р. Зобова. СПб.: б.и., 1994.- 157 с.
  79. , Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования Текст. / Л.Я. Зорина//Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
  80. , Л.Я. Ценности естественнонаучного образования/ Л. Я. Зорина // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 29−33.
  81. , И.А. Взаимосвязь школьной и театральной педагогики в решении проблемы мастерства учителя. Основы педагогического мастерства Текст. / Под ред. И. А. Зязюна. Киев: Высш. школа, 1987, С. 82−96.
  82. , Е.М. Из истории одной педагогической идеи Текст. / Е. М. Ибрагимова, Г. И. Ибрагимов // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 85−89.
  83. , В.А. Педагогические аспекты синергетики Текст. / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 27−31.
  84. , В.Г. Физика и мировоззрение Текст. / В. Г. Иванов. Л.: Наука, 1975, — 119 с.
  85. , В.П. Мировоззренческая культура личности (философские проблемы формирования) Текст. / В. П. Иванов, Е. К. Быстрицкий, Н.Ф. Тара-сенко, В. П. Козловский. Киев.: Наук, думка, 1986. — 296 с.
  86. Идея гармонии в научной картине Мира: Сб. науч.тр. АН УССР. Ин-т философии. Текст. / Отв.ред. С. А. Васильев. Киев: Наук, думка, 1989. -140 с.
  87. , Б.В. Аксиологический и целевой аспекты военного образования Текст. / Б. В. Илькевич // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 31−39.
  88. , Л.Б. Об использовании математических и кибернических методов в педагогических исследованиях Текст. / Л. Б. Ительсон // Советская педагогика. 1962. — № 4. — С. 45−55.
  89. , В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя Текст. / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-86 с.
  90. , Ф. Дао физики Текст. / Ф. Каира. СПб.: «Орис» — «Яна-Принт». -1994. — 304 с.
  91. , Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия Текст. / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. М.: Интерпранс, 1995. -352 с.
  92. , А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография Текст. / А. А. Касьян. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1996. — 184 с.
  93. , А.А. Образование и встреча мировоззрений Текст. / А. А. Касьян // Вестник высшей школы. 2006. — № 4. — С. 26−30.
  94. , Б.М. Проблемы логики и методологии науки (избранные труды) Текст. / Б. М. Кедров. М.: Наука, 1990. — 350 с.
  95. , Ф.П. Реферат средство приобщения к творчеству Текст. / Ф. П. Кесаманлы // Вестник высшей школы. — 1982. — № 1. — С. 73−74.
  96. , М.В. Технологические модели обучения Текст. / М.В. Кла-рин // Школьные технологии. 2003. — № 6. — С. 3−22.
  97. , Т.И. Проблема сближения научного и религиозного мировоззрения: религиоведческий аспект: дисс.. канд. филос. наук / Т. И. Клементьева. Екатеринбург, 2001. — 175 с.
  98. , Н. Синергетика: лозунг или наука? Текст. / Н. Кли-монтович // Знание-сила. 1982. — № 9. — С. 37−38.
  99. , Е.Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 31−36.
  100. , А.Г. Личность воспитывает себя Текст. / А. Г. Ковалев. -М.: [б.и.], 1983.
  101. , Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. общеобразоват. учреждений сред. проф. образования Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  102. , Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -2-е изд., стер. М.: Изд. Центр «Академия», 2005. — 176 с.
  103. , К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение Текст. / К. К. Колин // Вестник высшей школы. 2000. -№ 2.-С. 16−22.
  104. , К.К. Стратегические приоритеты образования Текст. / К. К. Колин // Открытое образование. 2001. — № 5. — С. 6−12.
  105. , Н.В. Исследование сформированности естественнонаучного мировоззрения школьников (на материале пропедевтических курсов в 5−6 классах): Автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. В. Колкова. -Томск, 2003. 23 с.
  106. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: [б.и.], 1980.
  107. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов Текст. / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, Г. В. Баранов и др.- Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2001.-303 с.
  108. , П.В. Диалектика, логика, наука Текст. / П. В. Копнин. -М.: Наука, 1973. 464 с.
  109. , В.В. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения студентов вузов в процессе преподавания естественных наук (на примере курса общей физики): дисс. канд. филос. наук / В. В. Корженко. -Харьков, 1982.-200с.
  110. , В.В. Методологические функции фундаментальных постоянных в современной физической картине мира: дисс. канд. филос. наук /В.В. Корухов. Новосибирск, 1998. — 161 с.
  111. , А.С. Становление педагога: Монография Текст. / А. С. Косогова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 178 с.
  112. , JI.Д. Психологические особенности формирования некоторых сторон диалектического мышления Текст. / Л. Д. Костенко // Вопросы психологии. 1973. — № 1.
  113. , Н.В. Внепредметные знания как содержание и средство воспитания учащихся при обучении физике Текст. / Н. В. Кочергина // Наука и школа. 2002. — № 6. — С. 17−23.
  114. , А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд. испр. и доп. Текст. / А. И. Кочетов. — Мн: ред. журн. «Адукацыя i выхавание», 1996.-312 с.
  115. Краткая философская энциклопедия Текст. / М.: Сов. энциклопедия, 1993.-686 с.
  116. , В. Мир глазами современной физики. Пер. с чешек. Под ред. и с предисл. Ю. Г. Рудого. Текст. / В. Крейчи. М.: Мир, 1984. — 311 с.
  117. , Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Текст. / М.: Из-во АПН РСФСР, 1957- 1963.
  118. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. /В.А. Крутецкий. М.: [б.и.], 1976.
  119. , Е.М. Экологическое образование школьников Текст. / Е. М. Кудрявцева. М.: [б.и.], 1983.
  120. , Б.Г. Эволюция картины мира Текст. / Б. Г. Кузнецов. -М., Изд-во АН СССР, 1961.
  121. , И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников: дисс.. канд. пед. наук / И. Э. Куликовская. Ростов н/Д, 1998. — 213 с.
  122. , Ю.П. Мировоззрение и естественнонаучное познание Текст. / Ю. П. Кульков. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993. — С. 136−138.
  123. , С. Математические предвестники единства Текст. / С. Курдюмов // Знание сила. — 1988. — № 10. — С. 6−15.
  124. , Е.Н. Динамика образа физического мира будущего учителя (на материале студентов физического факультета педвуза): дисс. канд. пси-хол. наук / Е. Н. Кучер. М, 2001. — 204 с.
  125. , Л.Н. Опыт применения математической логики и теории информации к некоторым проблемам обучения Текст. / Л. Н. Ланда // Вопросы психологии. 1962. — № 2. — С. 19−40.
  126. , Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию Текст. / Г. А. Лебедева // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
  127. , В.И. Полн. собр. соч. Текст. / В. И. Ленин. Изд. 5-е. — М: Госполитиздат, 1963.
  128. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Высш. школа, 1981.
  129. , А.П. Концептуальные основы реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе: дисс.. д-ра. пед. наук / А. П. Лешуков. Вологда, 2003. -265 с.
  130. , А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение / А. И. Липкина // Вопросы психологии. 1983. — № 6.
  131. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  132. , Г. К. Основы суггестологии Текст. / Г. К. Лозанов // Проблемы суггестологии: М-лы 1-го Междунар. симпоузима по проблемам суггестологии. София: Наука и искусство, 1973. С. 55−70.
  133. , А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе Текст. / А. Р. Лопатин // Завуч. -2004. № 6. — С.24−29.
  134. , Н.Ф. Эволюция физической картины мира как отражение взглядов на структуру и свойства материи Текст. / Н. Ф. Лосева, А.А. Корни-лович, О. С. Шемелина // Философия науки и техники: итоги XX века. Новосибирск, 2000.-С. 29−31.
  135. , А.И. Формирование научного мировоззрения у выпускников основной общеобразовательной школы: дисс.. д-ра пед. наук/ А. И. Магомедова. Ставрополь, 2001.
  136. , Г. С. Основы мироздания. О природе поля и материи Текст. / Г. С. Малхасян. Ереван: Айстан, 1984. — 42 с.
  137. , Б.В. Знаки бытия Текст. / Б. В. Марков. СПб: Наука, 2001. — 567 с.
  138. , К. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. — М: Госполитиздат, 1961.
  139. , Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека: Науч. издание Текст. / Н. И. Мартишина. Омск: Изд-во Ом ГТУ, 1997.- 178 с.
  140. , Н.И. Научное мировоззрение и образование Текст. / Н. И. Мартишина // Омский научный вестник. 1998. — № 3. — С. 4−5.
  141. Материалы ХХУ съезда КПСС Текст. / М.: Политиздат, 1977. -256 с.
  142. , А.А. Реализация идей синергетики в содержании биологического образования как условие успешности формирования экологического мировоззрения старшеклассников: дисс.. канд. пед. наук / А. А. Мелентьева. Тюмень, 2000. — 148 с.
  143. , Н.А. Психологические проблемы формирования мировоззрения. В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения школьников. Под ред. Э. И. Моносзона. Текст. / Н. А. Менчинская, — М.: [б.и.], 1978.
  144. Методологические направления формирования научного мировоззрения: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1988. -132 с148. Методологические проблемы историко-научных исследований [Текст]/-М.: [б.и.], 1982.
  145. , JI.A. Философия познания. Полемические главы Текст. / JI.A. Микешина. М: Прогресс-Традиция, 2002. — 624 с.
  146. , Е.Я. Формирование материалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения физике Текст. / Е. Я. Минченков // Физика в школе. 1964. — № 3. — С.27−35.
  147. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования Текст. / Отв. ред. В. П. Иванов. Киев: Наук, думка, 1986. — 294 с.
  148. Мировоззренческие и методологические аспекты в преподавании общенаучных и специальных дисциплин: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Отв. ред. А. Г. Козачок. Новосибирск: Изд-во НЭТИ, 1987. — 156 с.
  149. , Б.П. Отношение мировоззрения и философии к научной картине мира: феноменолого-герменевтический анализ: Автореф. дисс.. канд. филос. наук / Б. П. Модин. Хабаровск, 2003. — 23 с.
  150. , Н.Н. Расставание с простотой Текст. / Н. Н. Моисеев. -М.: Аграф, 1998.-480 с.
  151. Э.И. Условия повышения эффективности формирования коммунистических взглядов, убеждений и идеалов. Методические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников Текст. / Э. И. Моносзон. М., 1984. — С. 235.
  152. , Е.А. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся Текст. / Е. А. Морозова // Физика в школе. 1975. -№ 1.
  153. , М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: дисс.. канд. пед. наук / -СПб., 2004. -159 с.
  154. , М.В. Философия и физическая теория Текст. / М. В. Мостепененко. Д.: Наука, 1969. — 240 с.
  155. , В.Н. Основные компоненты процесса формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике Текст. / В. Н. Мощанский // Физика в школе. 1980. — № 2. — С. 34−39.
  156. , В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. -3-е изд. перераб. к доп. Текст. / В. Н. Мощанский. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  157. , В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе: Пособие для учителей Текст. / В. В. Мултановский. -М.: Просвещение, 1977. 168 с.
  158. , Т.К. О критериях сформированности мировоззрения Текст. /Т.К. Мухина//Советская педагогика. 1983. — № 7.
  159. , Г. Я. Научное мировоззрение и его роль в системе культуры Текст. / Г. Я. Мякишев // Физика в системе культуры М.: ИФРАН, 1996. -С. 54−72.
  160. , Г. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. В. Ф. Пастушенко Текст. / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1979. -512 с.
  161. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Ин-т философии РАН, Нац. общ. науч. фонд Текст. / Научно-ред. совет: преде. В. С. Степин, заместители преде. А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч.секр. А. П. Огурцов. -М.: Мысль, 2001.
  162. , B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества Текст. / B.C. Овчинников. JL: Изд-во ЛГУ, 1978. — 100 с.
  163. О дальнейшем улучшении идеологической, политической и воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР Текст. / Правда. 1979. — 6 мая.
  164. , Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии: Метод. Пособие Текст. / Д. И. Ожерельев. М.: Высш. школа, 1982.- 168 с.
  165. , М.Э. Диалектика в современной физике Текст. / М. Э. Омельяновский. М.: Наука, 1973.
  166. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: постановление ЦК КПСС Текст. / М.: Политиздат, 1984.
  167. Основы методики преподавания физики в средней школе Текст. / / Под ред. А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского. Ф. А. Фабриканта. М.: [б.и.], 1984.
  168. , А.А. Теоретические основания моделирования технологии концентрированного обучения Текст. / А. А. Остапенко //Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 3−25.
  169. , А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии Текст. / А. А. Остапенко //Школьные технологии. 1999. — № 5. — С. 116−154.
  170. , Е.А. Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции: дисс. .канд. пед. наук/ Е. А. Паладянц. Армавир, 1999. — 167 с.
  171. , М.А. Знаково-символическое моделирование учебной информации в вузе Текст. / М. А. Панфилов // Педагогика. 2005. — № 9. -С. 51−56.
  172. , А.И. Природа физической реальности Текст. / А.И. Пан-ченко // Философские науки. 1990. — № 9.
  173. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 608 с.
  174. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов Текст. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под. ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  175. , Д.И. Научно-атеистическое воспитание при обучении физике Текст. / Д. И. Пеннер, Р. Г. Кротова. М: Просвещение, 1982.
  176. , В.М. Научное мировоззрение XXI века Текст. / В. М. Петров // Вестник РФФИ. 1999. — № 2. — С. 62−70.
  177. , А.Г. Философские взгляды В.И.Вернадского (о понятии «научное мировоззрение») Текст. / А. Г. Петрунин // Естествознание и философия.-Вып. 6.-М., 1994.
  178. , М. Единство физической картины мира Текст. / М.Планк. -М.: Наука, 1996. 288 с.
  179. , В.Г. Картина мира, мировоззрение и идеология Текст. / В. Г. Платонов. М., «Знание», 1972.
  180. , И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Текст. / И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  181. , О. Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования), дисс.. докт. пед. наук / О. Л. Подлиняев. Хабаровск, 1999. — 378 с.
  182. , Г. В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. В. Позизейко. Брянск, 2002. — 20 с.
  183. , В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512с.
  184. , С.И. Формирование мировоззрения школьников: психологический аспект Текст. / С. И. Попов // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 14−20.
  185. Природа мировоззрения и практические аспекты его формирования Текст. / Под ред. В. Т. Зонова, Р. О. Рыкун. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. -157 с.
  186. , И.Р. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках: Пер. с англ. Под ред. Ю. Л. Климонтовича. Текст. / И. Р. Пригожин. М.: Наука, Гл. ред. физ. мат. лит., 1985.
  187. , И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. -М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  188. , Н.В. Формирование научного мировоззрения у учащихся в инновационных образовательных учреждениях через внеурочные формы работы: дисс. .канд. пед. наук / Н. В. Проданова.-Саратов, 2003. -156 с.
  189. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников Текст. / Под. ред. Н. Менчинской. М. .'Просвещение, 1968.-240 с.
  190. Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М: Педагогика-Прессе, 1997. — 440 с.
  191. Психология. Словарь. -2-е изд., испр. и доп. Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990. — 497 с.
  192. , А.А. Философия. Курс лекций Текст. / А. А. Радугин. М.: Владос, 1995.-304 с.
  193. , Г. В. Картина мира и психологическая готовность к школьному обучению: дисс. канд. пед. наук / Г. В. Разумова.-М., 1996. -148 с.
  194. , В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике Текст. / В. Г. Разумовский // Педагогика. 2000. -№ 8. — С.12−15.
  195. , P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностные ориентации личности Текст. / P.M. Рогова. М.: Наука, 1996. — 144 с.
  196. , В.В. Сумерки просвещения Текст. / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. — 634 с.
  197. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Главн. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -608 с.
  198. , C.JI. Человек и мир Текст. / C.JI. Рубинштейн // Вопросы философии. 1969. — № 8. — С. 129−138.
  199. , Л.Б. Концепции современного естествознания: Учебно-методическое пособие и программа курса Текст. / Л. Б. Рыбалов, Т.Е. Россо-лимо. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 80 с.
  200. , И.В. Курс общей физики: В 5-и кн.: Учеб. пособие для втузов Текст. / И. В. Савельев. М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», 2003. — 336 с.
  201. , Н.П., Любичанковский В. А. Методологические вопросы в курсе физики средней школы: Пособие для учителей Текст. / Н. П. Семыкин, В. А. Любичанковский. М.: Просвещение, 1979. — 88 с.
  202. , Д.В. Общий курс физики. Учеб. пособие: Для вузов. В 5 т. Текст. / Д. В. Сивухин. 4-е изд., стереот. — М.: ФИЗМАТЛИТ- изд-во МФТИ, 2002. — 560 с.
  203. , А.А. Философия и физика в картине мира Текст. / А. А. Силин // Философские науки. 1997. — № 3−4. — С. 77−97.
  204. , А.А. Формирование элементов физической картины мира при изучении систематического курса физики основной школы Текст. / А. А. Синявина // Наука и школа. 2005. — № 6. — С. 51−55.
  205. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 376 с.
  206. Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, Ин-т рус. яз. Текст. / Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981.
  207. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. С. М. Ковалев. М.: «Советская энциклопедия», 1979. — 1600 с.
  208. Современный студент в поле информации и коммуникации: Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе» Текст. / СПб.: PETROC, 2000. — 84с.
  209. Современный философский словарь Текст. / Под общей ред. д.ф.н. профессора В. Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франк-фурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. -1064 с.
  210. , Б.И. О формировании научного мировоззрения учащихся в процессе обучения физике Текст. / Б. И. Спасский, Ю. А. Коварский // Физика в школе. 1975. — № 4.
  211. Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся: Сб. статей Текст. / Отв.ред. P.M. Рогова. М.: Педагогика, 1991. — 167 с.
  212. , А.Н. Понятие «Картина мира»: онтологический статус и методологическая функция в решении проблемы исходных предпосылок бытия Текст. / А. Н. Суворова. Самар. гос. ун-т. Самара, 1995. — 29 с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 51 171 от 12.02.96.
  213. Сысоенко, И. В. Формирование коммунистического мировоззрения учащихся старших классов Текст. / И. В. Сысоенко. М.: [б.и.], 1973.
  214. , З.А. Актуальные проблемы научного атеизма Текст. / З. А. Тажуризина. М.: [б.и.], 1979.
  215. , А.С. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции Текст. / А. С. Тонких. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1980. — 148 с.
  216. , Т.И. Курс физики: Учеб. пособие для вузов Текст. / Т. И. Трофимова. 7-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 2003. — 542 с.
  217. , А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения Текст. / А. В. Усова, В. В. Завьялов. -М.: [б.и.], 1984.
  218. , Е.В. Общая теория материи (Основы построения). Ч. 1−3 Текст. / Е. В. Ушакова. Барнаул: Алтайское отделение Философского общества РАН, Алтайский государственный аграрный университет.
  219. , Е.В. Системно-философское содержание современной научной картины Мира (мировоззренческо-методологический аспект): дисс.. д-ра филос. наук / Е. В. Ушакова. Иркутск, 1999. — 401 с.
  220. Физика.- 4.1. Вселенная Текст. / Пер. с англ. под ред. А. С. Ахматова. М.: Наука, 1973. — 432 с.
  221. Физика. Методология. Мировоззрение: Межвуз. тематический сборник Текст. / Владивосток: Изд-во ДГУ, 1985. — 172 с.
  222. Физика. Методология. Мировоззрение: Межвуз. тематический сборник Текст. / Владивосток: Изд-во ДГУ, 1985. — 172 с.
  223. Физика формированию мировоззрения инженера Текст. / //Вестник высшей школы. — 1977. — № 1.
  224. , Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма Текст. / Г. Н. Филонов. М.: [б.и.], 1978.
  225. Философская энциклопедия: в 4-х т. Текст. / М., 1964. Т. 3. — 368 с.
  226. Философский словарь Владимира Соловьева Текст. / Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. — 464 с.
  227. Философский энциклопедический словарь Текст. / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. -2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
  228. Философский энциклопедический словарь Текст. / М.: ИНФРА-М, 1998. — 576 с.
  229. , Ю.Ф. Теоретические основы развития научного мировоззрения учащихся средней школы в системе математического образования: дисс. д-ра пед. наук/Ю.Ф. Фоминых. М.: 1993. — 425 с.
  230. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения в процессе обучения математике: Сб.научн.трудов Текст. / Ашхабад: MHO ТССР.- 1988.- 144 с.
  231. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения в процессе преподавания естественных наук Текст. / Киев: Вища школа, 1985. — 220 с.
  232. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения студентов в процессе преподавания специальных дисциплин: М-лы науч.-методич. конференции преп-лей Текст. / Н. Новгород: Изд-во НГПИ, 1973. -131с.
  233. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения у студентов: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Кишенев: Штиинца, 1983. — 75 с.
  234. Формирование диалектико-материалистической направленности учителя физики: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1989.- 112 с.
  235. Формирование мировоззрения в процессе изучения общественных наук: Учебно-методич. сборник Текст. / Таллин: Изд-во ТПИ. — 1979. — 78с.
  236. Формирование мировоззрения старшеклассников: современные проблемы и тенденции: Сб.науч.тр. Текст. / Редкол.: P.M. Рогова (отв.ред.) и др. М.: изд. АПН СССР, 1989. — 160 с.
  237. Формирование мировоззрения студентов: Сб. статей Текст. / -Томск: Изд-во ТГУ, 1980. 150 с.
  238. Формирование научного мировоззрения в учебном процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Текст. / Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. — 133 с.
  239. Формирование научного мировоззрения студентов в ВУЗе Текст. / -М.: Наука, 1989.- 181 с.
  240. Формирование научного мировоззрения студентов в учебном процессе: Тезисы докладов межвуз. науч.-методич. конференции Текст. / Гомель: Изд-во Белорусского ин-та инж-ров ж-д транспорта, 1983. — 163 с.
  241. Формирование научного мировоззрения учащихся: Совм. изд. СССР и ЧССР Текст. / Под ред. Э. И. Моносзона, Р. Правдика, P.M. Роговой. М.: Педагогика, 1985. — 232 с.
  242. , Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с англ. Общ. ред. Ю. М. Забродина, В. И. Похилько Текст. / Ф. Франселла, Д. Баннистер. М.: Прогресс, 1987.-236с.
  243. Фундаментальная структура материи: Пер. с англ. Текст. / Под ред. и с предисл. А. Д. Суханова. М.: Мир, 1984. — 312 с.
  244. , Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Перевод с англ. Ю. А. Данилова Текст. / Г. Хакен. -М.: Мир, 1991.-240 с.
  245. , Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: Пер. с англ. Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1985. — 423 е., ил.
  246. , И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. Текст. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — 512 с.
  247. , В. Природа в научной картине мира: Пер. с немецкого И. А. Анчурина, Н. С. Архангельского, Д. Н. Мочалина Текст. / В. Холличер. -М.: Изд-во «Прогресс», 1966. 568 с.
  248. , А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов Текст. / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  249. Хьелл, JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Питер Ком, 1998. — 608 с.
  250. , С.А. Гуманитаризация физического образования как условие формирования научного мировоззрения: дисс.. канд. пед. наук / С. А. Чандаева. -М., 1994. 185 с.
  251. , JI.A. Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин: дисс. канд. пед. наук/ J1.A. Чекалова. -Карачаевск, 2003. -182 с.
  252. Человек и мир. Текст. / Сб. статей под ред. В. Н. Гасимена. Саратов: Изд-во СГУ, 1992. — 152 с.
  253. , М.А. Принцип историзма при формировании естественно-научного мировоззрения на уроках физики: дисс.. канд. пед. наук / М. А. Червонный. Томск, 1999. — 162 с.
  254. , С.А. Формирование научно-мировоззренческого мышления студентов гуманитарных специальностей: дисс.. канд. пед. наук / С. А. Чернова. Киров, 2002. — 261 с.
  255. , В.Ф. Мировоззрение и научное познание Текст. / В. Ф. Черноволенко. Киев: Изд-во КГУ, 1970. — 174 с.
  256. , М.В. Методические рекомендации для спецкурса «Исследовательская культура учителя физики» Текст. / М. В. Чистова. М.: «Аль-текс», 2001.-24 с.
  257. , В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование Текст. / В. Э. Чудновский. М.: [б.и.], 1981.
  258. , Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики: дисс.. д-ра пед. наук / Н. В. Шаронова. М., 1997. — 450 с.
  259. , О.В. О формировании новой физической картины мира на основе планкеонной гипотезы Текст. / О. В. Шарыпов // Философия науки. 1995.-№ 1.-С. 50−57.
  260. , А.Ф. Наука, мировоззрение и моральные ценности Текст. / А. Ф. Шишкин. М.: Знание, 1973.
  261. , Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям Текст. / Г. И. Школьник // Педагогика. 1994. — № 5.
  262. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.:[б.и.], 1988. — 203 с.
  263. , К.П. Мировоззрение и методы его формирования (концептуально-философский анализ) Текст. / К. П. Шуртаков. Казань: Изд-во КГУ, 1989.-216 с.
  264. , Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики: Монография Текст. / Р. Н. Щербаков. М.: Прометей, 1998.-267 с.
  265. , А., Инфельд JI. Эволюция физики: Пер. с анг. С. Г. Суворова Текст. / А. Эйнштейн, JI. Инфельд. М.: Молодая гвардия, 1966. — 272 с.
  266. , В.В. Современный словарь по психологии Текст. / В. В. Юрчук. Мн.: «Современное слово», 1998. — 768 с.
  267. , О.А. Физика. Курс лекций: Учеб. пособие для курсантов ИВАИИ Текст. / О. А. Якутина, В. Н. Шелковников. Иркутск: Изд-во ИВА-ИИ, 2001
  268. Block, J.H. Mastery learning in classroom instruction Текст. / J.H. Block, L.W. Anderson. N.Y. Lnd, 1975.
  269. Ellis, A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations/ Princeton fuction Текст. / A.K. Ellis, J.T. Fouts. 1993.
  270. Kelly, G. A theory of personality. The psychology of personal constructs Текст. / G. Kelly. N.Y.: Norton, 1963.
Заполнить форму текущей работой