Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современная структура региональных средств массовой информации: Краснодарский край как информационное пространство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ исследования состоит в том, чтобы анализируя историческое развитие СМИ Краснодарского края, современную их структуру и способы деятельности определить главную доминанту развития региональной системы журналистики и те тенденции развития, в которых она выражается. В связи с этим в ходе исследования были поставлены такие конкретные задачи: определение и фиксация основных условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие системы средств массовой информации
  • Краснодарского края: от истоков до 1991 года
    • 1. 1. Типологическая характеристика Кубани
    • 1. 2. Становление и развитие СМИ края
      • 1. 2. 1. Кубанская печать и цензура
      • 1. 2. 2. Печать Кубани с 1905 по 1917 годы
    • 1. 3. Средства массовой информации Краснодарского края с 1917 до 1991 годов
      • 1. 3. 1. СМИ края во время Великой Отечественной войны
      • 1. 3. 2. СМИ края в послевоенный период
  • Глава 2. Современная структура средств массовой информации Краснодарского края
    • 2. 1. Доминанты и тенденции 1990-х годов
    • 2. 2. Динамика информационного пространства региональных СМИ в общем объективном пространстве: структура СМИ Краснодарского края
      • 2. 2. 1. Местная пресса: структура газет и журналов Краснодарского края
      • 2. 2. 2. Свобода массовой информации
      • 2. 2. 3. Молодежные СМИ Кубани
    • 2. 3. Формирование и развитие кубанского телерадиовещания
      • 2. 3. 1. Телерадиовещание Кубани и его история
      • 2. 3. 2. Специфика современного российского телевидения
      • 2. 3. 3. Структура телевидения и радио Краснодарского края
      • 2. 3. 4. Телеэкран-телеаудитория: особенности взаимодействия
      • 2. 3. 5. Концентрация СМИ и региональное телевидение в системе выборов

Современная структура региональных средств массовой информации: Краснодарский край как информационное пространство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журналистика — исторический свидетель современности, аналитик, помогающий людям понять смысл жизни. Пресса, радио, телевидение всегда занимали важнейшее место в общественной жизни, являясь источниками оперативной информации, авторитетными средствами пропаганды, просвещения и обучения. Однако еще никогда печать, телеэкран и радиоэфир не приносили нам такого широкого спектра самых разнообразных мнений и многотемной информации, как в наше время.

Процессы, происходящие в отечественной журналистике в последние годы, имеют один весьма важный аспект — региональный. В региональной журналистике, как и в российской журналистике в целом, произошли за это время значительные изменения, касающиеся всех сторон ее жизнедеятельности. Особенно заметно усиление роли СМИ областей, республик, краев, городов и районов в информировании местной аудитории, формировании и выражении общественного мнения в регионах. Это связано во многом с происходящим в стране процессом реальной федерализации государственного устройства, основанном на Конституции РФ и ряде конституционных законов. Перераспределение важных властных полномочий и обязанностей в пользу регионов привело к возникновению самостоятельной, основанной на собственных решениях и действиях, значимой для населения в его конкретной жизни политической, управленческой, экономической, социальной и иного рода региональной деятельности. На этой основе происходят значимые изменения и в информационной деятельности внутри региона, в частности расширяется региональное информационное поле, увеличивается объем и усложняется структура местных информационных интересов аудитории. В результате повышается роль региональных СМИ в освещении и решении проблем местной жизни, растет количество изданий и их тираж, увеличивается объем теле-радиовещания, все разнообразнее становится содержание средств массовой информации, иными стали условия их работы. Можно говорить, по нашему мнению, о качественных изменениях в условиях и характеристиках деятельности региональных средств массовой информации. Что, естественно, требует анализа и осмысления исследователями российской журналистики.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Условия существования, организация и деятельность российской журналистики в постсоветский период, ее взаимодействие с властными, политическими, деловыми, общественными и иными структурами нашли отражение в целом ряде вышедших в последние годы исследований. Стоит только напомнить, в частности, о такой работе как учебное пособие «Система средств массовой информации России» (М., 2001) (С. 143), в котором проведен анализ СМИ России как системного объекта. Интересные характеристики российской журналистики, анализ процесса ее взаимодействия с властью, бизнесом и обществом, роли в политическом процессе содержатся в монографиях И. Засурского «Масс-медиа второй республики» (М., 1999) (С.56) и «Реконструкция России: масс-медиа и политика в 90-е» (С.57), работе екатеринбургского исследователя Б. Лозовского «Четвертая власть» и общество на тернистом пути к согласию" (Екатеринбург, 2001) (С. 84).

В них, как и в ряде других работ (в связи с этим стоит особо упомянуть работу М. В. Шкондина «Системная типологическая модель СМИ» (М., 2002) (С. 168), книгу Л. Реснянской и И. Фомичевой «Газета для всей России» (М., 2000) (С. 126) затрагиваются и некоторые стороны деятельности журналистики в регионах страны. Отдельные моменты этого процесса рассматриваются и в ряде научных публикаций в специальных изданиях, в частности, вышедших после проведенных в последние годы научно-практических конференций в Московском и ряде других университетов (смотри, например, сборник тезисов «Журналистика в 2001 году» (М., 2002). В последние годы появилось несколько диссертационных исследований, посвященных тем или иным аспектам деятельности СМИ в регионах (работы Е. Ахмадулина, Е. Корнилова, А. Смирнова).

Но если сравнивать с исследованием общефедеральных информационных процессов, российской журналистикой в целом, то следует признать, что современное развитие региональной журналистики нашло еще недостаточное отражение в работах ученых. Процессы, происходящие в ней, в частности, структура современной региональной журналистики, типы изданий, характер собственности, взаимоотношения с властными и другими структурами во многом не исследованы. Наиболее актуальным и практически не представленным сегодня в исследовательских работах представляется нам изучение в целом системы СМИ на региональном уровне, комплексное рассмотрение основных моментов ее функционирования. Поэтому всестороннее исследование информационного пространства Краснодарского края, имеющего самый высокий уровень медийной насыщенности среди регионов России, представляется актуальным и очень важным элементом изучения региональной журналистики в современных условиях. Такое исследование, следует подчеркнуть, естественно предполагает и исторический аспект, поскольку в современном функционировании российской журналистики присутствует и ее историческое прошлое, региональная же журналистика отражает, в частности, исторически складывавшиеся социально-экономические, политические, культурные, этнические и другие особенности того или иного региона.

Таким образом ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают в данной работе такие характеристики системы СМИ Краснодарского края, в которых выражаются закономерности развития и функционирования региональной журналистики, связанные как с общим развитием российской журналистики, так и с особенностями региональных социально-исторических условий ее деятельности. Особое внимание уделяется последнему обстоятельству. Благоприятные условия для устойчивого развития местных СМИ, высокий экономический потенциал, самобытность и высокая степень исторически оправданных претензий на лидирующие позиции на Юге страны, близость к границам и географическая удаленность от Центра — вот основные черты региона, которые отражались и отражаются на системе СМИ Краснодарского края.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем делается попытка на основе комплексного исследования СМИ Краснодарского края определить основные черты современной модели региональной журналистики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что впервые в научной практике рассмотрена проблема формирования в новых условиях региональной системы средств массовой информации и способов их деятельности. Кроме того, впервые рассмотрен вопрос о месте региональной журналистики в системе современных политических и властных отношений в регионе, ее взаимоотношениях с бизнесом, затронута проблема сосуществования и конкуренции государственных и частных средств массовой информации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что на его основе может быть подготовлен спецкурс по проблемам развития региональной журналистики, работе журналистов региональных СМИ в новых социально-экономических и политических условиях. Кроме того, комплексное изучение СМИ Краснодарского края, представленное в данной работе, может послужить основой для дальнейшей работы исследователей по изучению систем СМИ регионов страны.

Эмпирической базой исследования является система средств массовой информации Краснодарского края в историческом и современном аспектах функционирования. В рамках этого выбора были рассмотрены 2000 контекстов и 880 СМИ, функционировавших в крае в различные исторические периоды. В центре внимания — 38 кубанских изданий, вошедших в общероссийские каталоги 1998 — 1999 годов.

Автор использовал также в исследовании правовые документы, регулирующие деятельность журналистики, он анализирует текущие документы, отражающие отношения СМИ Краснодарского края с властными и другими институтами региона.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ исследования состоит в том, чтобы анализируя историческое развитие СМИ Краснодарского края, современную их структуру и способы деятельности определить главную доминанту развития региональной системы журналистики и те тенденции развития, в которых она выражается. В связи с этим в ходе исследования были поставлены такие конкретные задачи: определение и фиксация основных условий деятельности и характеристик деятельности региональной журналистики как составной части российской журналистики в целомисследование исторического развития Краснодарского края и влияния этого процесса на становление и дальнейшее развитие информационной структуры краяопределение характера современных социально-политических, экономических и иных процессов в крае и их отражения на формировании и функционировании системы СМИопределение важнейших характеристик организации информационного процесса в крае (формы собственности, виды и типы изданий, организационно-правовые формы деятельности и ряд других моментов) — исследование взаимодействия СМИ с властными, политическими, деловыми, общественными структурами краяисследование взаимовлияния и взаимодействия федеральных и региональных средств массовой информации. В решении этих задач автор работы прибегнул к использованию таких методов исследования как аналитический, описательный и статистический.

В ходе исследования были определены и выносятся на защиту следующие положения: 8.

1. Модель современной журналистики Краснодарского края является, прежде всего, отражением в конкретных условиях края закономерностей существования современной российской журналистики в целом.

2. Одновременно, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что история возникновения, развития и трансформации системы средств массовой информации Краснодарского края является неотъемлемой составной частью социально-исторической модели развития Кубани.

3. Современные социально-экономические, политические, географические, этноконфессиональные, культурные и другие особенности Краснодарского края оказывают сегодня (наряду с общими закономерностями развития российского общества в настоящее время) доминирующее влияние на развитие, характер, содержание и структуру средств массовой информации региона. Этому способствовало и способствует то обстоятельство, что с развитием федеративных отношений в стране возрастает самостоятельность и роль регионов в осуществлении экономической, политической, культурной деятельности в них. Это непосредственно затрагивает и сферу массовой информации.

4. Характерной особенностью современных средств массовой информации Кубани является разнообразие форм собственности, видов и типов изданий, организационно-правовых форм деятельности, способов взаимодействия с аудиторией, методов профессиональной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования характера, динамики становления и развития средств массовой информации Краснодарского края, их нынешних структурных характеристик, следует отметить следующие обстоятельства.

В истории провинциальной прессы на протяжении многих десятилетий (до революции и в советское время), прослеживалась одна ярко выраженная особенность: во всякой провинции была только одна «главная», читаемая всеми и адресованная всем газета, которая тиражировала политические установки власти, отражала общественные настроения, являлась каналом информации, политической пропаганды, средством коммуникации.

Бурный рост количества изданий, как правило, происходит в периоды политических переустройств, революционных потрясений, возможных «перестроек». Первым таким кубанским газетным взрывом была отмечена Первая русская революция, вторым — Великая Октябрьская, третьим — наше время.

В массовом порядке возникали новые периодические издания самой различной направленности: частные, ведомственные, партийные, коммерческие. Даже в уже сложившихся изданиях происходили изменения в структуре, тиражах, принадлежности, содержательности, целенаправленности. Многие издания не выдерживали конкуренции, экономических испытаний, не находили своего постоянного читателя.

В эти периоды (т.н. переходные периоды) отмечается политическая поляризация общества, вовлечение в социально-политическую жизнь самой широкой аудитории.

Для советского периода примерно с конца НЭПа до перестройки 1985 г. были характерны чрезмерная концентрация прессы, унификация информации, подавление индивидуальности журналиста.

Общественно-политические процессы в России начала 90-х г. г. XX века повлекли за собой переход от авторитарной журналистики социалистического типа к журналистике, основанной на принципах свободы печати. Этот переход к демократии и к рынку ознаменовался весьма существенными изменениями и сказался как на структуре, так и на особенностях функционирования средств массовой информации в новых условиях.

Явления, происходящие сегодня в российской журналистике, являются следствием сложных, противоречивых, порой болезненных процессов, происходящих в российском обществе. Не является исключением и журналистика Кубани, в которой отражаются не только проблемы отечественной журналистики, но и характер общественно-политических, экономических, национальных, культурных и др. процессов, происходящих в регионе.

Прежде всего следует подчеркнуть, что вертикальная структуры управления средствами массовой информации, которая была характерна для советской системы, уступила место иным структурам, которые ныне больше не имеют единого руководящего центра и действуют параллельно. Это обстоятельство существенно изменило картину средств массовой информации в России, привело к функциональным изменениям в их деятельности.

В период распада единого информационного пространства, уменьшения общественного влияния общероссийских средств массовой информации, с начала девяностых годов происходило видоизменение СМИ в соответствии со складывающимися условиями и возрастающими информационными запросами граждан, росло значение региональной печати, местного радиовещания и телевидения. Наметился явный сдвиг интересов аудитории с федерального на региональный уровень. Неизмеримо возросла роль местных средств массовой информации и власть в регионах, политическая и экономическая элита всячески стараются использовать местные СМИ как инструмент влияния и защиты собственных интересов.

Сегодня отдельные региональные газеты и журналы уже претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания. Все заметней становится тенденция «встречных потоков», но не из Центра в провинцию, а из провинции в Центр.

Исследователи политической жизни Краснодарского края со всей определенностью утверждают в качестве положительного момента, что в крае имеется значительное число печатных и электронных СМИ, и далеко не все из них контролируются краевой администрацией. В этом отношении Кубань представляется уникальным субъектом Федерации. Переход с вертикального на горизонтальный тип взаимоотношений СМИ в рамках региона, бережное сохранение лучших традиций и использование прежнего опыта, наличие конкурирующих региональных центров, групп влияния, самостоятельных в политическом, экономическом, этническом отношениях, национальная мозаикавсе это предопределило создание феномена, коим является информационное пространство Краснодарского края, которое продолжает эволюционировать и в настоящее время. Фактически каждый субрегион Кубани покрывается несколькими печатными изданиями. В крае существует феномен станичного телевидения, когда целый ряд станиц (населением от 5 тыс. жителей) имеют собственное кабельное телевидение, на котором чуть ли не в ежедневном режиме выходят локальные информационные выпуски. Вопреки расхожему мнению подобные минителестанции в ряде случаев неподконтрольны даже районным властям. Вместе с тем, во многих районах имеется собственное телевидение, конкурирующее с более крупными каналами (новороссийское, туапсинское и т. д.). Например, электронные и печатные СМИ района Большие Сочи живут практически автономной жизнью. При этом следует учитывать, что основную информацию телезритель получает по федеральным каналам, а региональному телевидению отведена функция передачи дополнительной, по сравнению с федеральным информации, удовлетворения специфических информационных потребностей жителей края. Таким образом, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, сформировавшееся информационное пространство края является единым и целостным для всех его жителей и обеспечивает постоянное информационное взаимодействие в общественной системе.

Изменились функции СМИ и та роль, которую они играли в обществе. Получили распространение издания, цель которых не политическое воспитание масс, а их широкое информационное обеспечение во всех сферах жизни. Эти газеты и журналы стараются осуществить право граждан на информацию, подают сообщения без идеологического нажима, без четко выраженной идеологической позиции. Тематика информационных программ телевидения стала сближаться с потребностями аудитории, резко возросло количество развлекательных изданий и передач.

Переход от единого партийного субъекта управления средствами массовой информации к многосубъектности расширил типологические характеристики прессы. Вместо однородной партийно-советской печати, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного сообщества.

В связи с возрастанием роли рекламного фактора, возникли и активно развиваются рекламные и рекламно-справочные издания, эфир заполняют многочисленные блоки рекламных передач. Увеличилось количество различного типа деловых изданий, элитарной прессы. В то же время сократилось число изданий и программ в образовательных, научных, культурно-просветительских коммуникациях.

Серьезные изменения претерпела в 90-е годы экономика СМИ. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными организациями, в крае СМИ стали владеть частные лица, структуры с разным организационно-правовым статусом. В связи с существенным сокращением государственных СМИ, уменьшилась доля их бюджетного финансирования. На место государственной монополии пришел конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации и концентрации в частных руках. Оказавшись вовлеченной в процессы концентрации и монополизации, большинство региональных изданий сразу начинали свою жизнь в составе медиа-холдингов, другие вынуждены были образовывать их под действием крайне неблагоприятных для информационного бизнеса обстоятельств. Стали появляться и укрепляться корпорации, издательские дома, финансово-издательские группы, большинство из которых активно осваивает смежные виды экономической деятельности. Вместе с тем значительное число СМИ существует не только как средство извлечения прибыли, но и как средство влияния в реализации корпоративных интересов финансовых групп, банков, иных структур. Это обстоятельство приводит к вынужденной зависимости «независимых» газет от властных структур, от коммерческих, а также общественных организаций, партий и теневого капитала. Несмотря на декларируемую «свободу слова» властные структуры, как и прежде осуществляют управление средствами массовой информации края. Местная пресса стала «рупором» местных властей, которые как правило, являются соучредителями издания, а фактически их владельцами, и не только выполняет их информационные заказы, но и открыто обслуживает местных руководящих лиц.

Проблемы коммерциализации СМИ прямо связаны с проблемами независимости прессы в России. Сегодня распространенным явлением становится нарушение журналистами этических норм, выражающихся в подготовке т.н. «заказных статей», созданий скрытой рекламы. Это дискредитирует журналистов и ведет к падению интереса к газетам, телеи радиоканалам и к средствам массовой информации в целом.

Переходный период в российской журналистике совпал с процессами трансформации коммуникационных структур. Поэтому, говоря о современной структуре СМИ Краснодарского края, учитывались такие факторы, как глобализация, возникновение новых технологий, создание местных коммуникационных сетей. Наряду со сложившейся системой средств массовой информации и известным взаимодействием в них, в крае возникли и активно развиваются новые структуры межличностной и индивидуальной коммуникации, публичного общения, включающие в себя мобильную телефонную связь, компьютеры, интернет, электронные сети, кабельное телевидение и др. нетрадиционные каналы доступа к информации.

Главным итогом проведенного исследования является вывод о функционировании на территории Краснодарского края организованной системы средств массовой информации, включающий в себя совокупность газет, журналов, телерадио программ, которые располагая соответствующими техническими, экономическими и др. компонентами, реализуют функции, удовлетворяющие информационные потребности жителей Кубани.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Еще одна молодежная газета // Кубань сегодня.7 сентября. Краснодар, 1999
  2. А. На Кубани пытаются поделить все СМИ на «свои» и «чужие» // Известия.2 апреля. М., 1997
  3. А.И. Периодические издания. Р-н-Д., 1995
  4. А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988−1997гг.) // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. № 1. 1999
  5. И.И. Репрессия на Кубани и Северном Кавказе в 30-ые годы XX века. Краснодар, 1993
  6. Атлас российского телевидения. Комиссия по политике ТВ и РВ. М., 1997
  7. Е.В. Историко-типологическая модель системы политической прессы России начала XX века // Филологический вестник Ростовского государственного университета, № 1. Ростов, 2000
  8. Е.В. Формирование системы легальной печати Кубани // Типологическое развитие журналистики. Ростов: РГУ, 1993
  9. Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозного до 1917 г. // Досье на цензуру.№ 1. 1997
  10. Ю.Берхин И. Б. История СССР в советский период. М., 1987
  11. Блокнот агитатора. Краснодар, 196 112."Большевик" и «Советская Кубань» в годы Великой Отечественной.// Вольная Кубань. 5мая. Краснодар, 1995
  12. Большой Энциклопедический Словарь. М., 1978
  13. БорецкийР. Телевидение на перепутье. М., 1998
  14. А. Большевистская печать на Кубани и Черноморье // Советская Кубань.21 ноября. Краснодар, 1975
  15. В. Телевидение и радио инструмент социальный /В.Булах // Телевидение и радиовещание. № 6. 2001
  16. Н.И. Методика анализа эффективности работы городских, районных и объединенных газет. Р-н-Д., 1984
  17. Н. И. Корнилов Е.А. Региональное телевидение: социологический аспект// Филологический вестник. Ростов: РТУ, 1998
  18. В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой. М., 1998
  19. В условиях неудобного причерноморского рельефа // Телевидение и радиовещание. № 6.2001
  20. Ю. Выпускникам журфака МГУ 2002 года, которые будут жить при. // ТЭФИ обозрение. № 3. М., 1997
  21. В. Из истории молодежной печати на Кубани // История журналистики Кубани. Краснодар, 2002
  22. М. Молодежь и СМИ // Кубань сегодня. 15 сентября. Краснодар, 1999
  23. Власти и пресса: что дальше? // Вольная Кубань. 22 апреля. Краснодар, 1997
  24. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. М., 1998
  25. П. В тылу врага: Из истории печати на Кубани периода Великой Отечественной войны // Советская Кубань. 6 мая. Краснодар, 1957
  26. В.В. Журналистика и бизнес: реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации. Спб., 1993
  27. В.В. Журналистика. Спб, 2001
  28. В.В. Типология журналистики. Спб., 199 931. Газеты СССР 1917−1969. М., 1976
  29. Д. Смотрит и слушает весь край //Советская Кубань. Краснодар, 1981
  30. И. Из истории печати Кубани в послевоенные годы // История журналистики Кубани. Краснодар, 2002
  31. Н. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996
  32. .М. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе. Екатеринодар, 1914
  33. .М. Периодика Кубано-Черноморского края 1863−1925. Краснодар, 1927
  34. А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001
  35. А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2000
  36. А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996
  37. И. Как краевая власть собирается поддерживать прессу? // Краснодарские новости. 15 марта. Краснодар, 1997
  38. И.Г. Пресса как системный объект. М., 1998
  39. С.М. газета и рынок: как добиться успеха. М., 1994
  40. Д. Государственное ТВ. Центр удлиняет поводок, но и миску с едой ставит дальше // Комсомолец Кубани. 6 июня. Краснодар, 1998
  41. .Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982
  42. А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. Спб., 1996
  43. В.В. Телевидение и власть. М., 1997
  44. А.Н. Из истории периодической печати дореволюционной Кубани // историко-археологический альманах. Вып.1. Москва-Армавир, 1995
  45. .И. История русской журналистики 19 века. М., 2000
  46. Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996
  47. В. «Своя» газета на Кубани: Первый редактор «Войсковых ведомостей» // Казачьи вести. № 43−45. 1998
  48. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. Материалы международной конференции. Москва. 23−25 октября 1997 г. М., 1998
  49. Закон Краснодарского края «О государственной поддержке СМИ Краснодарского края» от 25 февраля 1997 года
  50. История журналистики Кубани. Краснодар, 2002
  51. Э.А. Социология XX века. История и технологии. Р-н-Д., 1996
  52. А. Российские империи СМИ // Журналист, № 6. М., 1998
  53. Н. Новому телевидению Кубани 2 года // Московский комсомолец. 20−27 декабря. М., 2001
  54. О.В. Региональное телевидение в переходный период // Журналистика в переходный период.Ч.2. М., 1997
  55. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года
  56. Е.А. Советская печать Дона и Северного Кавказа: 1917−1925. Р-н-Д., 1984
  57. А.П. Местная печать: к характеристике понятия. Р-н-Д., 1983
  58. В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над языком современных масс-медиа. М., 1994
  59. Н.З. Неологизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1994
  60. Н.П. Телевидение моя стихия // Кубанские новости. Краснодар, 1997
  61. Н.П. Миграционная тематика в кубанских СМИ // Нравственная, юридическая и социальная ответственность СМИ в реформируемом обществе. Краснодар, 2000
  62. Краснодарский край. Административно-территориальное деление / Сост. Попов С. С., Борденников Д. И. Краснодар, 1976
  63. Краснодарский край. Законодательное Собрание «О краевом реестре средств массовой информации на 1999 год: Постановление № 155П от 26.05.99 г. //Кубанские новости. 16 июня. 1999
  64. Краснодарский край. Законодательное Собрание «О краевом реестре средств массовой информации на 1998 год: Постановление № 905П от 26.05.98 г. // Кубанские новости. 19 июня. 1998
  65. Краснодарский край. Законодательное Собрание о краевом реестре средств массовой информации на 2000 год: Постановление от 29.02.2000 г. № 425-П // Кубанские новости.21 марта. 2000
  66. В. «Прикубанская правда». Первая большевистская газета на Кубани // Путь к коммунизму. 4 мая. 1963
  67. В. Боевой помощник партии: Из истории Анапской печати // Советское Черноморье. 11 июля. 1975
  68. А.С. Творческие особенности и перспективы развития экранной информации регионального телевидения в условиях дальнейшего совершения центрального ТВ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук. М., 1975
  69. И.Л. Партизанские и подпольные газеты в годы Великой Отечественной войны 1941−1944.М., 1976
  70. К.Н. Византизм и славянство. М., 1986
  71. Летопись периодических изданий СССР. 1955−1960. М., 1963
  72. .Л. «Четвертая власть» и общество на тернистом пути к согласию. Екатеринбург, 2001
  73. А.Г. Русское окказиональное слово. Краснодар, 1993
  74. Люди года. № 3. Краснодар, 2002
  75. К. У истоков коммунистической печати Кубани // Советская Кубань. 2−8 мая. 2002
  76. К.М. Большевистская печать и Октябрь на Кубани и в Черноморье (март 1917-август 1918 г. г.) о партийной и советской печати. Сб. документов. М., 1954
  77. К.М. Кубанские «Известия» официальный орган советской власти // Вопросы исторической науки. Краснодар, 1969
  78. К.М. Начало кубанской прессы // История журналистики Кубани. Краснодар, 2002
  79. М. «Туапсинка»: выход из пике. // Кубанские новости. 29 марта. 2002
  80. А.Г. Проблемы повышения эффективности районных газет // Идейно-политическое воспитание тружеников села: Спец. выпуск «Блокнота агитатора». Краснодар, 1972
  81. О. Кубанские парадоксы // Россия. № 9. 1997
  82. Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М., 1999
  83. В.К. О лексическом составе современной прессы // Лексика и лексикография: Материалы и исследования. М., 1993
  84. Очерки истории советского радио и телевидения. 4.1 (1917−1941), М., 1972
  85. Партизанская и подпольная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941−1944гг.: Указатель / Сост. И. Я. Левин. М., 1976
  86. Н. Штрихи к портрету первой кубанской газеты // Кубань сегодня. 27 июля. 1999
  87. Н.Н. Великая Отечественная: публицистический аспект // Тезисы научно-практической конференции «Победа в Великой Отечественной войне и патриотические традиции России», 26−27 мая 2000 года. Адлер-Краснодар, 2002
  88. Н.Н. История журналистики Кубани. Краснодар, 1999
  89. Н.Н. Некоторые аспекты развития кубанской печати 19 века. // СМИ в постсоветском обществе. 4.V. М.: МГУ, 1997
  90. Н.Н. Первая кубанская газета: историко-публицистический и жанрово-стилистический аспекты // Акценты. № 3−4. Воронеж, 1998
  91. Н.Н. Первопроходцы частной прессы (о частных газетах Кубани н.19 века) // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. № 1−2. Краснодар, 2001
  92. Печатный двор Кубани: кто есть кто. Краснодар, 1998
  93. Печать Российской Федерации в 1997 году. М., 1999
  94. Печать РФ в 1997 году. Статистический сборник. М., 1999
  95. П.А. Кубань жемчужина России. Краснодар, 1998
  96. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края «О комиссии по подготовке предложений о внесении районных (городских) газет Краснодарского края в Федеральный реестр районных (городских) газет» 25.04.1996
  97. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 года «Вопросы ФСТР»
  98. Постановление Правительства РФ от 27.07.1998 «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных СМИ»
  99. Постановление Правительства РФ от 7 мая 1994 года «О Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию»
  100. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении деятельности районных и городских газет» 16.03.1984
Заполнить форму текущей работой