Регулирование собственности сми в странах западной европы
Законы, ограничивающие концентрацию собственности на предприятия СМИ в руках одной компании, одного владельца, существуют практически на всех информационно богатых рынках. Но несмотря на общую философию, лежащую в основе такого антимонопольного регулирования, реальная практика в разных странах имеет существенные различия. Для стран Западной Европы их можно вкратце суммировать следующим образом… Читать ещё >
Регулирование собственности сми в странах западной европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Законы, ограничивающие концентрацию собственности на предприятия СМИ в руках одной компании, одного владельца, существуют практически на всех информационно богатых рынках. Но несмотря на общую философию, лежащую в основе такого антимонопольного регулирования, реальная практика в разных странах имеет существенные различия. Для стран Западной Европы их можно вкратце суммировать следующим образом.
Великобритания. Существует специальное антимонопольное законодательство для СМИ; на рынке прессы все сделки компаний, издающих газеты тиражом более чем 500 000 экз., должны получать одобрение государственных органов; выдача новых вещательных лицензий аудиовизуальным компаниям, имеющим более 15% аудитории на своих географических рынках, требует специального рассмотрения антимонопольными органами; запрещается выдавать лицензии на общенациональное вещание газетным компаниям, охватывающим более 20% национальной аудитории.
Германия. Концентрация СМИ регулируется:
- — общим антимонопольным законодательством;
- — для общенационального ТВ установлено, что вещатель не может занимать доминирующего положения на рынке (доля аудитории не может превышать 30%);
- — вещатели, имеющие более 20% национальной аудитории, или программы, доля которых превышает 10%, обязаны предоставлять эфир независимым вещателям для изложения ими своих точек зрения.
Италия. На СМИ распространяется общее антимонопольное законодательство, для общенационального газетного рынка максимально допустимая доля суммарного тиража — 20%, на региональных рынках одна компания не должна владеть более чем 50% всех газет региона; на общенациональном рынке ТВ в одни руки нельзя выдавать более 20% всех возможных лицензий, при этом ни один вещатель не может сосредоточивать в своих руках более 30% оборота средств национального телевизионного рынка. Этот же предел установлен для кабельных операторов на местных рынках. Норвегия. Государственные органы могут запрещать:
- — сделки, которые приведут к сосредоточению в одних руках более трети национального рынка в любом СМИ-секторе;
- — крупные сделки на местных рынках должны проходить специальную экспертизу.
Франция. Юридическому лицу:
- — не может прямо или косвенно принадлежать более 45% акционерного капитала или голосующих акций национальных эфирных телеканалов;
- — владельцы газетных компаний не могут контролировать более 30% рынка изданий одного типа;
- — доля аудитории не должна превышать 150 млн. чел. для доминирующей радиостанции, 6 млн. чел., для местного эфирного телеканала, 8 млн. чел. для кабельной сети;
- — существуют ограничения на число ТВ-лицензий для одного юридического лица.
Подводя итог характеристики государственной информационной политики, необходимо подчеркнуть, что общность законов рыночной экономики «предопределяет сходство правовых моделей, используемых в разных странах для обеспечения добросовестной конкуренции и плюрализма, предупреждения концентрации и монополизации средств массовой информации».