Особенности формата работы радиостанции «Эхо Москвы»
Радиостанция «Эхо Москвы» пользуется хорошей репутацией. Несколько слов о том, какая эта репутация. Доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Болотова Людмила Демьянова, дала такую характеристику радиостанции: «Эфир «Эха Москвы» представляет собой насыщенное информационное поле актуальных, разнообразных по тематике и сверхоперативных сообщений. Традиционно сильная… Читать ещё >
Особенности формата работы радиостанции «Эхо Москвы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Карта СМИ. Рынок масс медиа сегодня» дает нам такое определение: «Радиостанция Эхо Москвы" — информационно-разговорная радиостанция. «Эхо Москвы» ориентировано на новостное вещание, основные программы-новости политики и культуры, обзоры прессы, беседы с гостями, интерактивное общение со слушателями, авторские программы на различную тематику. Но это самое малое, что можно сказать о радиостанции.
«Эхо Москвы» выполняет функции общественного радио. Свободно высказывает свое мнение для радиослушателей, отражает различные взгляды на происходящие события, уделяет внимание самым актуальным, злободневным проблемам современности. Это единственная негосударственная радиостанция, распространяющая оперативную, точную и полную информацию о политических и экономических событиях, о новостях культуры и спорта 24 часа в сутки. «Мы профессиональное, но банальное радио», — говорит Алексей Венедиктов. Можно сказать, что основной задачей «Эха» состоит в том, чтобы рассказать своей аудитории, что происходит, высказать свое мнение, привлечь к обсуждениям главных действующих лиц событий, дать высказаться им.
«Эхо Москвы» признана интеллигенцией и высоко ей ценится. И, как известно, в таких условиях можно заболеть звездной болезнью. Но у сотрудников «Эха» есть своеобразное лечение от самовлюбленности.
Снова я хочу обратиться к книге Матвея Ганапольского «Кисло-сладкая журналистика». Он рассказал один случай, связанный со страшными событиями «Норд-Остра». В зале находилось множество заложников, и среди них оказалась одна из сотрудниц «Эха Москвы», которая так же пришла посмотреть это популярное шоу. У нее был мобильник, и она регулярно звонила в студию, описывая ситуацию. Она просто не могла сделать иначе, и не звонить на свою родную радиостанцию, даже находясь под боком у террористов. Это бы противоречило основному правилу «эховцев».
«Эхо Москвы» относится к формату News/Talk, новости и/или разговорное радио, альтернатива музыкальному радио. Этот формат появился в 1960;х годах и характеризуется сочетанием звонков в студию, интервью в прямом эфире и большим количеством новостной информации. Это очень выгодный вариант для средних волн. Несмотря на популярность и надежность, он все же зависит от таланта его создателей и отчасти конъюнктуры рынка. В период относительного «затишья» в жизни страны рейтинги подобного радио падают.
Но, несмотря на уменьшение общего интереса слушателей к News/Talk радио, немалого успеха в последнее время добилось «Эхо»: за последние два года она увеличила долю своих слушателей почти в полтора раза. Не в последнюю очередь это связано с чрезвычайно удачными вечерними программами «Большая информационная программа Эха», «Персонально Ваш», «Ищем выход» и другими.
Радиостанция «Эхо Москвы» пользуется хорошей репутацией. Несколько слов о том, какая эта репутация. Доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Болотова Людмила Демьянова, дала такую характеристику радиостанции: «Эфир «Эха Москвы» представляет собой насыщенное информационное поле актуальных, разнообразных по тематике и сверхоперативных сообщений. Традиционно сильная сторона радиостанции — злободневная серьезная аналитика. В аналитических программах не только обсуждаются самые важные вопросы современной жизни, в них представлен весь спектр авторитетных взглядов и мнений по тем или иным проблемам. Широта проблематики радиопередач, отражение различных взглядов на происходящие события, возможность свободно высказывать свое мнение для любого радиослушателя, внимание к самым болезненным, ключевым моментам современной действительности. Все это позволяет говорить о том, что радио «Эхо Москвы» на деле выполняет функции общественного радио, которого в нашей стране не существует.
Среди гостей радиостанции были Борис Немцов, Евгения Альбац (редактор журнала «The New Times»), Валерия Новодворская, Виктор Шендерович (известный либерал), Гарри Каспаров (представитель Оппозиции), Владимир Гусинский («опальный» олигарх), Константин Ремчуков (главный редактор и директор «Независимой газеты»), Анатолий Чубайс и другие. Главное табу, наложенное главным редактором — не давать эфир фашистам.
Правда, это априори, делает востребованность радиостанции шаткой и неустойчивой: «Эхо» нужно до тех пор, пока меньшинство страдает от невозможности высказаться, а если такие деятели как Новодворская или Немцов с легкостью допускались к разговорам с массами, то и в радиостанции «Эхо Москвы» отпала бы всякая надобность. Однако, такое вряд ли произойдет скоро.
Можно сделать вывод о том, что радиостанция пользуется доверием не только слушателей, но и все аудитории в общем, ведь пик популярности «Эха» приходится на такие периоды, когда в стране происходили драматические события, тогда, когда люди нуждались в информации.
Радиостанция «Эхо Москвы» занимает прочное место ведущих позиций в своем сегменте и вызывает интерес среди пользователей Интернетом. Можно еще отметить, что у радиостанции все же есть конкурент — радио «Маяк».
Радио играет роль свободного СМИ, одного из немногих в нашей стране: «Очень профессионален в своей деятельности Алексей Венедиктов. Он представляет карманную оппозицию, которая всех устраивает. Человек блестяще справляется со своей ролью оппозиционера, получая при этом все необходимые награды» — Н. Мейнерт.
«Наша задача — показать не только слушателям, но и людям, которые принимают решения. «Вас дурят, там есть второй пласт, третий «. Мы усложняем решение проблемы. Это и есть влияние» -А. Венедиктов.
«Представляя свободную информацию и палитру мнений, журналисты «Эха» помогают своим слушателям делать осознанный выбор «воспитывают свободных людей». (C. Корзун).
Есть еще одна важная особенность радиостанции, о которой нужно рассказать. Это свобода каждого отдельного журналиста и коллектива в целом. «Я за десять лет ни показал своему руководству — по просьбе руководства — ни одного материала. Мой редактор узнает о том, что я скажу на ту или иную тему, включив приемник или прочитав комментарий на нашем сайте», произнес сотрудник «Эха» на одном из круглых столов, посвященных журналистике.
Можно сказать, что «Эхо Москвы» — это то место, куда ты приходишь по любви, а если ты пришел по любви, значит, ты не будешь врать. «Эхо» не лжет. «Есть такой критерий порядочности, от которого никогда никто не отступал», — считает Матвей Ганапольский.
Есть, конечно, и не очень хорошее свойство. Это касается нецензурной брани. Причем этим пороком страдают в основном эфиры Венедиктова и опять же Ганапольского, который ответил по этому поводу: «Отрицательно отношусь к грубости в прямом эфире. Ее не должно быть. Тот, кто грубит в эфире, должен быть немедленно из эфира уйти и больше не появляться… Это очень плохо, то, что происходит иногда в моем эфире, я очень сожалею об этом».
Что по этой теме сказал А. Венедиктов: «Что касается так называемого хамства. Слушатели часто звонят и не понимают, что в этот момент их слушает десятки тысяч людей. А человек звонит, и начинает долго что-то объяснять. Это не возможно. Мы на сцене. Или прочитай заранее, или научись говорить. Может быть, есть какие-то эксцессы формы, но я считаю, что жесткий подход — очень правильный, люди должны говорить по делу».
В книге «Кисло-сладкая журналистика» говорится и о принципе обязательного обновления программ, свежести и новизны, что позволяет слушателям не заскучать, а журналисту больше развиваться, может менять сферу деятельности.
Давайте посмотрим, что же все-таки за аудитория у нашей радиостанции. «Это люди, которым интересны не новости, не политика, а дискуссии и мнения. Конечно, «Эхо Москвы» меняется. Новости ушли на третий план. Потому что наши слушатели смотрят новости в интернете, зачем же мы будем читать то, что они уже знают" — А. Венедиктов.