Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования нашли свое применение в концепции постановки социально-гуманитарного образования в МГТУ им. Н. Э. Баумана и практической ее реализации автором в качестве зав. кафедрой социологии и культурологии и декана факультета социальных и гуманитарных наук. Результаты работы в разные годы докладывались на Ученых Советах и методологических семинарах в МГТУ им. Н… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Структура и динамика профессиональной инженерной культуры: историко-культурологический анализ
    • 1. 1. Смена требований к содержанию и результатам инженерно-технической деятельности
    • 1. 2. Качественные изменения инженерной профессиональной культуры в техногенной среде
    • 1. 3. Социокультурные критерии оценки современной инженерной компетентности, их динамика
  • Глава 2. Роль социальнонаучной и гуманитарной компонент в динамике профессиональной культуры инженера
    • 2. 1. Сравнительный анализ основных характеристик естественнонаучного, социально-научного и гуманитарного знания
    • 2. 2. Место социально-научного и гуманитарного знания в инженерной деятельности
    • 2. 3. Язык науки и проблема понимания в научном и гуманитарном дискурсе
  • Глава 3. Статус социально-научного и гуманитарного знания в техническом образовании
    • 3. 1. Динамика становления новой образовательной парадигмы
    • 3. 2. Социокультурная функция университетского образования
    • 3. 3. Нормативная модель и принципы организации блока социально-научных и гуманитарных дисциплин в образовательном пространстве технического университета

Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XX века мировое сообщество столкнулось с проблемами, обусловлеными ускорением социокультурных процессов, ростом многообразия искусственного мира человека, интенсификацией социокультурных коммуникаций. Это сопровождается социальной нестабильностью и напряженностью. Как кризисное оценивается и состояние таких областей культуры, как техника и технология, а также структура и содержание технического образования.

Множество фактов свидетельствует о необходимости нового подхода к оценке места и роли техноструктур в организации и упорядочении социокультурной жизни. Анализ лих фактов обеспечивает данные для обоснованных выводов по теме настоящей работы. Локализация темы профессиональной технической культуры и инженерного образования в рамках России имеет особую актуальность. Во-первых, переориентация социально-экономических процессов в стране в направлении модернизации предполагает соответствующие изменения структуры производства, в том числе повышение уровня квалификации рабочей силы. Это означает необходимость изменений в профессиональной инженерно-технической культуре. Во-вторых, необходимо специально изучить спектр проблем, связанных с динамикой техносферы и особым местом в этой динамике инженерного корпуса.

Проблемы, возникшие в природе и обществе в результате развития науки и техники, в настоящее время носят устойчивый характер. Их содержание можно вывести из неспособности людей выработать стратегию адекватного контроля над современным сложным и динамичным искусственным и природным окружением. В этой ситуации профессиональная инженерная культура занимает одно из центральных мест при разработке методологии и технологии разрешения социально значимых проблем. Однако для реализации ее позитивного, социально полезного потенциала необходимо отрефлексировать ее «предельные основания», возможности и механизмы ее актуализации в более широком социокультурном контексте.

Основная научная проблема исследования.

Узкотехнические подходы к решению технологических задач, обусловленные необходимостью все большей дифференциации и специализации профессиональной деятельности в современной ситуации общественного разделения труда, привели к лавинообразному накоплению деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Расхождение между таким накоплением и уменьшением степени контроля людей над этим процессом позволяет ставить вопрос о необходимости учета социокультурных факторов как в процессе освоения профессиональной инженерной культуры, так и в практическом использовании специальных знаний и навыков.

Состояние и степень научной разработанности темы исследования.

Различные ракурсы темы инженерной профессиональной культуры получили освещение в истории и философии техники, социологии, психологии, культурологии, эргономике, информатике. В рамках дисциплин, подчас далеко отстоящих друг от друга, накоплены разнородные данные, позволяющие, однако, осветить тему профессиональной культуры инженера с точки зрения ключевой, социокультурной ее характеристики. И хотя учеными, которые касались интересующей нас темы, решались другие научные задачи, многие из разработанных ими положений могут выступать в качестве отправных позиций для нашего собственного исследования и системы аргументации. Так, важную роль в исследовании автора играли работы, анализирующие динамику формирования инженерной деятельности, взаимосвязи развития общества и техники (работы В. Г. Горохова, Л. Р. Грэхема, В. М. Розина, В. П. Рыжова, В. П. Булатова, X. Ленка, К. Митчема, Е. А. Шаповалова, А. Хунинга, П. К. Энгельмейера [90- 98- 99- 272- 276- 272- 47- 180- 181- 375- 203- 345- 359]), инженерного творчества (работы Г. С. Альтшуллера, JL Половинкина, А. Б. Попова, А. Т. Шумилина, А. Ф. Эсаулова [6- 7- 240- 246−251- 353- 360- 361]).

Особое значение придавалось автором работам, исследующим глобальные процессы, характерные для современного состояния техносферы и изменяющие требования к профессиональной культуре как с точки зрения отбора технологий, так и с позиций инженерной этики (работы В. И. Вернадского, H.H. Моисеева, Ш. Тейяр-де-Шардена, А. Печчеи [59- 60- 205- 206- 207- 208- 311]).

Важное методологическое значение для структурировании процессов освоения профессиональной культуры имели работы, посвященные анализу способов научного познания, смене научной картины мира, проблеме понимания, специфике языка научного и гуманитарного дискурса (работы П. П. Гайденко, В. В. Ильина, А. П. Огурцова, Ю. С. Степанова, B.C. Степина, Б. А. Парахонского, B.C. Швырева [74- 138- 225- 226- 304- 305- 306- 307- 232- 346- 347]). Существенные для нашего исследования данные содержатся также в работах по психологии профессиональной деятельности (работы H.H. Грачева, Е. А. Климова, А. К. Марковой [95- 150- 196]).

В последние годы появилось немало работ, посвященных состоянию и перспективам такого важного с точки зрения трансляции профессиональной культуры общественного института, как высшее образование. Это, в основном, работы общего характера, анализирующие проблему с философских позиций, где рефлексия современного состояния образования приводит к обоснованию необходимости новой образовательной парадигмы (О.В. Должен ко, В. М. Рошн, II.С. Розой [I 16;

270−275- ]) а также работы историко-культурного содержания. Что же касается специфики высшей технической школы, то монографических работ, посвященных ей, немного, хотя в конце 1980;х-начале 1990;х гг. интерес к проблеме гуманитаризации технического образования активизировался (чему и автор настоящей работы отдала дань)[22- 23- 169].

Ценным источником для анализа современного состояния системы высшего технического образования, проблем социальной и психологической готовности студентов к инженерной деятельности, их ценностных ориентаций являются социологические исследования, опросы общественного мнения, проведенные в студенческой среде [17- 20- 67- 237].

Специальные работы, где в комплексе рассматривались бы проблемы профессиональной культуры, пока отсутствуют, за исключением глубокого диссертационного исследования В. И. Козлачкова [153]. Наиболее удачно, на наш взгляд, освещены им проблемы, связанные с характеристиками профессионального мастерства как элементами профессиональной культуры, выделением и анализом нового элемента профессиональной культуры 1 — алгоритмизации деятельности, закономерностями усвоения профессионально значимой информации. В работе, по-сути, впервые был поставлен вопрос об освоении профессиональной культуры на личностном уровне, а не только с точки зрения условий, средств и методов обучения.

Однако ни в одной из работ не рассматриваются проблемы профессиональной инженерно-технической культуры как таковой с учетом новых парадигм науки и культуры, механизмов и способов овладения ею в рамках современных социокультурных институтов, а также новых задач, которые в этой связи должны решаться в рамках высшей технической школы. Между тем, именно ее выпускники являются не только пользователями продуктов техносферы, но и непосредственными создателями искусственной среды обитания людей. И от того, насколько они окажутся социокультурно компетентными, зависят негативные или позитивные последствия разработки и функционирования технических новшеств.

Гипотеза исследования.

Одним из значимых факторов кризиса современного техногенного пласта культуры является сама инженерно-техническая деятельность, которая деструктивно воздействует на биосферу и на человека. Понимание факторов и механизмов динамики профессиональной инженерной культуры, составляющих ее элементов, рефлексия к основаниям и социокультурным смыслам инженерной культуры, выявление способов и механизмов ее освоения позволит минимизировать негативные последствия инженерно-технического труда, в том числе, за счет изменений в процессах профессиональной подготовки и рамках системы высшего технического образования.

Целью исследования является обоснование концептуальной модели освоения профессиональной инженерной культуры, механизмов ее трансляции в рамках высшего технического образования, роли в этом процессе социальнонаучного и гуманитарного знания.

Основные задачи исследования.

Можно выделить три группы задач:

1. Анализ факторов смены культурной, в том числе научной, парадигмы, непосредственно связанных с интенсивным развитием техносферы в современном мире, глобализацией этого процесса, возрастанием его опасности и непредсказуемости его последствий.

2. Определение динамики инженерной профессиональной культуры в историко-культурном контексте, выявление факторов, влияющих на ее составляющие:

— разработка концептуальных основ модели профессиональной инженерной культуры;

— характеристики профессиональной культуры и их измерения;

— анализ смены эталона инженерной элиты в связи с динамикой техногенной цивилизации;

3. Обоснование места системы высшего технического образования в формировании профессиональной инженерной культуры и особой роли в этом процессе социальнонаучного и гуманитарного знания. рассмотрение специфики статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в инженерной культуреразработка нормативной модели социальнонаучного и гуманитарного образования студентов в техническом вузе, его содержания, методов и средств преподавания.

Предмет исследования — специфика профессиональной инженерной культуры и процессов ее освоения в сложной, динамически неравновесной социокультурной среде, в условиях нарастания неконтролируемых последствий развития техносферы.

Объект исследования — культура инженерной деятельности, в системе университетского технического образования.

Методологические основания исследования.

Исследование носит междисциплинарный характер. Для анализа использованы данные как из естественных и технических наук, так и из сфер социальнонаучного и гуманитарного знания. Избранный подход можно назвать социокультурным, так как профессиональная инженерная культура рассматривается нами в широком контексте современных социальных и культурных процессов, составляющих социокультурное пространство. Социокультурное пространство многомерно и построено по принципам дифференциации и распределения. В отличие от понятия поля, пространство конституируется как по «горизонтали», так и по «вертикали». Можно, на наш взгляд, выделить три группы оснований для его измерения: концептуальное (или методологическое), позволяющее соотносить элементы этого пространства между собой, выявляя как закономерности их взаимодействия, так и флуктуациикультурно-историческое, с помощью которого «замеряется» степень укорененности инженерной профессиональной деятельности в культурной традициии, наконец, нормативно-правовое, которое позволяет анализировать материальные и законодательно закрепленные условия функционирования структур, связанных с процессами освоения профессиональной инженерной культуры, конструируя на этой основе модели должного, или нормативные модели, представляющие четко фиксированные связи элементов и предполагающие определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности. Агенты социокультурного пространства (то есть носители социальных отношений) и его институты обладают активными свойствами, влияющими на ситуацию и профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональная культура оказывает существенное (хотя и опосредованное, а потому не всегда обнаруживаемое «невооруженным» глазом) воздействие на другие «ядра» социокультурного пространства. Задача социокультурного анализа — получить достоверное знание о тех связях между различными составляющими социокультурного пространства, включая позиции, взгляды, точки зрения относительно этого пространства, контроль над которыми представляется приоритетным в связи с технической угрозой социальной безопасности. Такой подход позволяет проследить динамику профессиональной инженерно-технической культуры во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими сферами культуры. В первых двух главах акцент сделан на историко-культурологическом и аналитическом обосновании концепции профессиональной инженерой культуры, в третьей предпринята попытка показать, как этот междисциплинарный подход может применяться для изучения сложных, многоплановых процессов развития университетского технического образования с выходом на создание нормативной образовательной модели.

Теоретическую основу работы составили идеи специфики современного состояния техносферы, влияющей на фундаментальные характеристики профессиональной инженерной культуры, (В.Г. Горохов, Гэлбрейт, Ленк, Мамфорд, H.H. Моисеев, А. Печчеи, В. М. Розин, B.C. Степин, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль, П.К. Энгельмейер) и социокультурной роли университетского образования в целом (М. Вебер, Л. С. Выготский, О. В. Долженко, Э. Дюркгейм, Ф. Майор, П. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет, Н. С. Розов, В. В. Сильвестров, М. Б. Туровский, А. Н. Уайтхед, К. Ясперс) и др., а также культурологические и междисциплинарные исследования динамики социокультурных процессов (Э.А. Орлова, A.C. Ахиезер, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, А. Я. Флиер, А.П. Назаретян).

В работе использовались следующие методы:

— общенаучные методы теоретического исследования: анализ, систематическое описание, классификация и объяснение на основе теоретических обобщений и научных доказательств, что позволило в систематической форме представить концепцию инженерной культуры и определить ее место в более широком социокультурном пространстве;

— системно-структурное моделирование социокультурных процессов, позволившее построить нормативную модель освоения этой культурыметоды эмпирического исследования с использованием социологических методик: включенное наблюдение, измерение, контролируемое изменение (квазиэксперимент), опросы, интервью, обеспечившие информацию для анализа и обобщений, относящихся к концепции инженерной культуры и ее освоения.

Научная новизна исследования.

В работе рассматривается малоизученная в отечественных социальных науках тема динамики профессиональной инженерной культуры в условиях интенсификации и усложнения процессов развития техносферы.

В исследовании разработан ряд новых для современного социальнонаучного знания вопросов:

1. Выделены основные критерии определения и оценки состояния профессиональной инженерной культуры, технологии освоения профессионального опыта.

2. Проанализированы концепции и измерения, связанные с оценкой социокультурных последствий использования и развития техники.

3. Разработаны концептуальные основы статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в освоении профессиональной инженерной культуры.

4. Разработана нормативная модель блока социалыюпаучпых и гуманитарных дисциплин в системе университетского технического образования.

В рамках проблемного поля, очерченного выше, основной рабочей гипотезы, целей и задач, предмета и объекта, методологии и методов исследования, представляется возможным определить основные положения, выносимые на защиту.

1. Одна из существенных причин кризиса техногенной цивилизации в том, что инженерно-техническая деятельность недостаточно контролируется с точки зрения ее социальной эффективности.

2. Процессы динамики инженерной профессиональной культуры, связанные с интересами и направлениями профессиональной деятельности, детерминируются высокими напряжениями в системе «природа-человек-общество». В этих условиях эволюционная трансформация или модернизация существующих форм освоения профессиональной культуры пока в обществе не обеспечивается. Позитивная стратегия динамики этой системы предполагает разработку качественно новых принципов и технологий профессиональной подготовки, предусматривающих включенность инженерного профессионального сообщества в более широкий социокультурный контекст.

3. Важнейшей составляющей в механизмах освоения профессиональной инженерной культуры является технический университет, в рамках которого аккумулируется опыт освоения и трансляции специализированной информации. При этом происходит интенсификация встречных процессов: требования специализации и углубления инженерной компетентности наталкиваются на требования включения в эту сферу компетентности в области социокультурных процессов, понимание которых становится профессионально значимым фактором.

4. Достижение сочетания инструментально-технологической и социокультурной компетентности специалиста возможно, если в алгоритмах освоения профессиональной культуры в рамках университетского технического образования будет заложен принцип дополнительности естественнонаучного, инженерно-технического и социальнонаучного знания. Он реализуется посредством.

— актуализации проблемы культурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социальнонаучных и гуманитарных дисциплин (что должно найти отражение в программах базовых и специальных курсов),.

— актуализации социокультурного потенциала общенаучных и общетехнических дисциплин, преодоления узко-техницистских подходов, что позволит оценить место и возможные последствия технического развития в более широком социокультурном контексте,.

— разработки междисциплинарных подходов в обучении.

5. Статус социальнонаучного и гуманитарного образования в технической высшей школе обусловлен необходимостью сопряжения этих типов знания с навыками будущей профессиональной деятельности студентов. Задача формирования профессиональной инженерной культуры может быть решена в рамках идеально-типической нормативной модели организации блока соцнальнонаучных и гуманитарных дисциплин в университетском техническом образовании, основанной на международном и отечественном опыте (в том числе и личном).

Теоретическое значение работы состоит в том, что выделены основные измерения профессиональной инженерной культуры, которые дают возможность рассматривать техническую деятельность в широком культурном контексте и выявлять в ее рамках изменения, ведущие к негативным социокультурным последствиям с целью поиска возможностей их ослабления.

Эти измерения актуализуются через:

— выявление социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности и их современное отражение в представлениях профессиональных инженеров и в программах базовых и специальных курсов высшего инженерного образования;

— осмысление социокультурного и гуманитарного знания как структурного элемента профессиональной инженерной культуры и подготовки будущих инженеров, обеспечивающего преодоление узкотехницистских ориентаций и позволяющего специалистам оценивать место и возможные последствия технического развития в более широком социокультурном контексте;

— применение методов обучения, основанных на принципе дополнительности естественнонаучного, технического и социальнонаучного знания, что обеспечивает инструментарий для анализа и оценки соответствующих изменений в профессиональной практике.

Практическое значение исследования.

1. Теоретические положения, разработанные в исследовании, могут быть использованы для анализа и оценки современного состояния, а также прогнозирования динамики определенных процессов в рамках профессиональной инженерной культуры в целях минимизации деструктивных последствий неконтролируемой инженерной деятельности.

2. На основе определения места и роли социальнонаучного и гуманитарного знания в формировании инженерной культуры могут быть разработаны варианты нормативной модели социальнонаучного и гуманитарного образования в технических вузах с учетом их профиля.

3. Теоретико-методологические результаты работы могут быть использованы при разработке системы переподготовки инженерных кадров, повышения квалификации преподавателей социальных и гуманитарных дисциплин для ¿-истемы высших технических учебных заведений, а также в работе с аспирантами как инженерного, так и социальнонаучного профиля.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования нашли свое применение в концепции постановки социально-гуманитарного образования в МГТУ им. Н. Э. Баумана и практической ее реализации автором в качестве зав. кафедрой социологии и культурологии и декана факультета социальных и гуманитарных наук. Результаты работы в разные годы докладывались на Ученых Советах и методологических семинарах в МГТУ им. Н. Э. Баумана, ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, НИИ Культурологии, МГАТУ им. К. Э. Циолковского и других вузов Россиина совещаниях, проводимых Министерством общего и профессионального образования РФна многочисленных Всероссийских и Международных семинарах, конференциях и симпозиумах в Москве, Таганроге, Санкт-Петербурге, Орле, Ереване, Цинциннати (США), Амритсаре (Индия), а также в лекциях в Университете Кентакки, Университете Колорадо, Университете Сан-Франциско (США), в учебном центре «Менеджмент-тренинг» в Штутгарте (Германия). Материалы исследования легли в основу курса «Актуальные проблемы развития высшей технической школы», читаемого аспирантам МГТУ им. Н. Э. Баумана. Результаты работы нашли отражение как в теоретических изданиях и публикациях, так и в серии учебно-методических пособий.

Выводы по главе.

Наша задача заключалась в многоаспектном компаративном анализе ситуации в высшей школе в целом и технической — в частности, выделении ее типологических характеристик. Была сделана попытка рассмотрения процессов в их динамике, прослеживая тенденции развития образования в социокультурном контексте и выявление на этой основе статуса социальнонаучного и гуманитарного знания в техническом образовании.

1. Доминирующую роль в овладении профессиональной инженерной культурой играет высшее техническое образование, в рамках которого аккумулируется опыт освоения и трансляции специализированной информации. При этом происходит интенсификация встречных процессов: требования специализации и углубления инженерной компетентности наталкиваются на требования включения в эту сферу компетентность в области социокультурных процессов, понимание которых становится профессионально значимым фактором.

2. Механизм образования реализуется в рамках национальных границ, на основе социокультурных традиций той или иной страны. Структура образования — это часть национальной культуры. Опыт других необходимо знать и использовать, так как собственно научное знание, психолого-педагогические принципы его трансляции — универсальны, но система образования должна иметь собственный облик, иначе она не будет отвечать своему историческому и национально-культурному предназначению.

3. Существующая система образования, деятельность которой осуществляется в рамках ограничений социально-экономического характера, снижения уровня ее приоритетности в обществе, не выполняет в полной мере функции университетского инженерного образования, зачастую подменяя образование — обучением, систему научного знания — учебными предметами, обучение методам добывания и овладения знаниями — конъюнктурным натаскиванием. В стенах технического университета не формируется целостный образ профессиональной инженерной деятельности. Эту проблему образования формулировали многие — от Коменского, критиковавшего большинство школ за то, что они слишком уклонились от своей цели и занимаются только тем, что играют науками, или, скорее, тоскливо мучаются над ними и не делают ничего, что соответствовало бы нуждам всей жизни, занимая умы лишь отдельными крохами наук, вещами, совершенно посторонними для действительной жизни («они не знают необходимого, потому что изучают не необходимое»)[ 161, 129−130] - до Уайтхеда, писавшего, что его собственная критика традиционных методов обучения состоит в том, что они слишком заняты интеллектуальным анализом и приобретением рецептурной информации: «Мы пренебрегаем тем, чтобы усиливать навыки конкретной оценки индивидуальных фактов в их широком взаимодействии с заново возникающими ценностями, мы делаем излишний акцент на абстрактных формулировках, которые игнорируют этот аспект взаимодействия разных ценностей» [319, 260].

4. К числу «необходимого» для профессиональной деятельности в современной, динамично меняющейся социокультурной ситуации, относится блок социальнонаучного и гуманитарного знания. Его статус обеспечивается системой норм, закрепленных в директивных документах Министерства образования РФ. Однако в целях упорядочения образовательного процесса необходима нормативная модель, которая задает, с одной стороны, универсальные требования и нормы, являющиеся необходимыми константами для осуществления в профессиональном образовании целей преподавания социальнонаучных и гуманитарных дисциплин, а, с другой — обеспечивает свободу в учете региональных социокультурных особенностей ее практической реализации.

Заключение

.

Приближаясь к рубежу третьего тысячелетия, человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Среди этих проблем и необходимость выработки нового понимания процессов развития техники и инженерной деятельности, что обусловлено интенсивным разрастанием техносферы и сужением контролирующих возможностей человека по отношению к ней.

Современная техносфера, представляющая собой конгломерат технических артефактов, фрагментов природы, преобразованных с помощью техники, и результатов технической деятельности, используемых в обществе, оказывает детерминирующее воздействие на человека и его среду обитания, как позитивное, так и деструктивное. Одна из главных задач современного этапа осмысления феномена техники и инженерной деятельности состоит в рациональном использовании накопленных человеческим сообществом знаний о структуре и функционировании технических искусственных систем, в обеспечении их нормального функционирования. Обращение к истории профессионального образования и его современному состоянию дает нам основания сделать вывод о том, что уже обозначилась тенденция к преодолению узконаправленных, замкнутых на себе подходов к инженерной деятельности. Однако современные критерии оценки технических систем, включающие спектр возможных экологических и социокультурных последствий находятся еще только в состоянии обсуждения и разработки, и лишь частично получили нормативно-правовой статус.

Структура, динамика, механизмы освоения инженерной профессиональной культуры были исследованы в следующих аспектах:

— системно-компонентный аспект, в рамках которого выявлялись элементы или компоненты системы освоения инженерной профессиональной культуры, их функциональное значение;

— системно-структурный аспект, т. е. рассмотрение межэлементных взаимосвязей, отношений между элементами, из которых складывается система профессиональной инженерной культуры, а также между нею и более широким социокультурным пространством, элементом которого она, в свою очередь, является;

— системно-интегративный аспект, т. е. исследование тех качественных характеристик инженерной профессиональной культуры, которые служат увеличению степени контроля над техническими системами в структурах современного общества;

— системно-функциональный аспект — взаимодействие сферы инженерной деятельности с другими подсистемами (наука, образование и т. п.) в процессе функционирования;

— системно-коммуникативный аспект, предполагающий исследование каналов и процессов коммуникации в освоении профессиональной культуры посредством овладения специальными языками обмена информационными сигналами между системой инженерной деятельности и окружающей ее средой.

Полученные нами выводы позволяют говорить о наличии причинно-следственных связей между господствующим в обществе типом инженерной деятельности, с одной стороны, и характером культуры, способов познания и профессионального мировоззрения, сформированных в системе инженерного образования, — с другой.

1. Новое видение проблемы, связанной с преодолением несоответствия инженерной подготовки социальной необходимости обусловлено сменой культурной парадигмы. Ее важнейшими характеристиками являются: интенсивное развитие техносферы в современном мире, глобализация этого процесса, возрастание опасности и непредсказуемости функционирования техники. В целях минимизации деструктивных последствий дальнейшего развития техносферы необходима смена ее социокультурных ориентаций, пересмотр приоритетов в шкале культурных универсалий на которые опирается использование самой техники, инженерно-технического знания и деятельности, а также на формирование научно-технической политики.

2. Ключевым в современной культуре становится понятие социально-культурной включенности инженера: именно ею определяется качество инженерной профессиональной культуры. Все более очевидным фактом становится то, что социокультурная включенность является необходимым условием любого вида инженерной деятельности — от этапа зарождения и конструирования проекта до его технологического исполнения. В ситуации глобального воздействия техносферы на жизнь членов общества от специалиста-инженера требуется не просто профессионализм, даже самого высокого уровняа (он является необходимым, но недостаточным условием социальной полезности его деятельности), но отвечающая современным требованиям профессиональная культурная компетентность.

3. Профессиональная инженерная компетентность, предполагающая понимание социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности, формируется в контексте современной инженерной культуры. Структура и содержание последней определяются совокупностью элементов социокультурной системы в ее историко-культурных, этико-правовых и образовательных нормативно-ценностных аспектах. На процессы ее освоения влияют такие факторы, как специфика современного этапа динамики техносферыуглубление несоответствий между искусственной и естественной средой, окружающей человекасистема приоритетов в шкале социокультурных ценностей и нормсостояние социальных институтов, в первую очередь таких, как наука и образование.

4. Университетское техническое образование является важнейшим институциональным механизмом освоения профессиональной культуры. Чтобы социокультурный аспект инженерной деятельности не оставался лишь внешним условием профессионального опыта, а превратился бы в его важнейший структурообразующий элемент, необходимо решение двойной задачи в образовательном процессе: актуализация социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах блока социальнонаучных и гуманитарных дисциплин (что выходит пока за пределы образовательных стандартов), и преодоление узко-техницистских подходов и стереотипов обучения в общенаучных и специальных инженерных дисциплинах.

Методом решения этой задачи может стать целенаправленное установление дополнительности в соотношении естественнонаучной методологической традициисодержания технического и социальнонаучного знаниягуманитарных способов познания в ситуации неопределенности. Это способствует актуализации понятия профессиональной ответственности, являющейся ключевой позицией инженерной этики, за последствия создания и использования техники и технологии.

5. Перспективным направлением дальнейшей разработки проблем профессиональной инженерной культуры представляется активное использование актуальных направлений междисциплинарного знания, способствующего пониманию механизмов динамики техносферы, а соответственно и возможности находить способы минимизации деструктивных последствий инженерно-технической деятельности. Методологические достижения современной синергетики, их использование в социологических, культурологических, экологических исследованиях, а также новые исследования в естественных и инженерных науках могут явиться серьезным шагом на пути к выработке эффективных алгоритмов в процессах становления и освоения профессиональной инженерной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 325 с.
  2. А.Е., Тарасенко В. Л. Модели поляризационных состояний физического вакуума и торсионные поля. Препринт № 7, МНТЦ ВЕНТ, М., 1991.
  3. А.Е., Бинги В. Н. О физике и психофизике. Сознание и физический мир. Вып.1. М., 1995. С.104−125.
  4. Акты Генеральной конференции ЮНЕСКО. Восемнадцатая сессия. Париж, 17 октября-23 ноября 1974 г. Том. 1. Резолюции. Париж, 1975. 450 с.
  5. И.Ю. Американская философия техники в конце XX века // Вопросы истории естествознания и техники. 1997. № 1. С. 139−150.
  6. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  7. Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара: как решать изобретательские задачи. Петрозаводск, 1980. 223 с.
  8. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 486 с.
  9. Г. М. Социальная психология. Учебник. М., 1994. 324 с.
  10. А.Л. Место искусства в познании мира. М., 1980. 255 с.
  11. П.Анциферова Л. И. О закономерностях элементарной познавательнойдеятельности. М., 1961. 151 с.
  12. Ц., Горохов В. Философия техники как новая область знания // Вестник высшей школы. 1990. № 5. С. 58−64.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 391 с.
  14. В.И., Свирский Я. И. Проблема языка в постнеклассической науке// Физика в системе культуры. М., 1996. С. 175−184.
  15. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963. -296 с.
  16. A.C. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М., 1974. 310 с.
  17. Н.Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры (социология и философия проблемы). М., 1996. 81 с.
  18. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М., 1998.
  19. Н.Г., Гихая-Тищенко И.Г. Этический императив профессиональной культуры инженера // Тезисы XI международной конференции «Логика, методология, философия науки». IX. М. -Обнинск, 1995. С. 30−35.
  20. Н.Г. Социокультурный портрет студента-бауманца (динамика ценностных ориентаций). М., 1997. 35 с.
  21. Н.Г., Литвинцева A.B. Мир человека как культура // Мир через культуру. Вып. 5. М. (в печати).
  22. Н.Г. Проблемы гуманитаризации высшего технического образования // Методика преподавания философии: проблемы перестройки. М., 1991. с. 37−49.
  23. Н.Г. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего технического образования // Материалы международной конференции «Инженерное образование на рубеже XXI века», Алушта, 1991. С. 43.
  24. Н.Г. Язык культуры // Социально-политический журнал. 1994. № 1.С. 38−55.
  25. Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.- 250 с.
  26. С .Я. Производственная педагогика. М., 1984. 671 с.
  27. К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976. 395 с. '
  28. Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980. -318 с.
  29. Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С.114−163.
  30. Р. Семиотика как приключение // Мировое древо. 1993. № 2. с.79−92.
  31. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984−1985. М., 1996. С.80−160.
  32. БенвенистЭ. Общая лингвистика. М., 1974, — 445 с. С. 87.
  33. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.- 250 с.
  34. М.И. Социальные корни и регуляция поведения. М., 1978. -311 с.
  35. . Система вещей. М., 1995.- 137 с.
  36. У. Графическое представление информации. М., Мир, 1971. -225 с.
  37. Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 173−179.
  38. Г. Интересное открытие японского экспериментатора. Курьер ЮНЕСКО. 1982. № 3. С. 7−12.
  39. Э.М., Мучник И. Ю. Структурные методы обработки эмпирических данных. М., 1983. 464 с.
  40. A.A. Семантика языка и психология человека. Фрунзе, 1972. -315с.
  41. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. 412 с.
  42. Дж. Процесс обучения. М., 1962. 378 с.
  43. A.B. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968. 218 с.
  44. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 267 с.
  45. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996. 288 с. С. 88.
  46. В.П., Шаповалов Е. А. Наука и инженерная деятельность. Л., 1987.- 240 с.
  47. М.П. Основы психотерапии. Л., 1974. 310 с.
  48. М. Интуиция и наука. М., 1967. 167 с.
  49. Д. Американцы: Демократический опыт. М., 1993. 832 с.
  50. Буш Г. О. Основы эвристики для изобретателей. Часть 1. Рига, 1977. -164 с.
  51. И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993, — 167 с.
  52. О. Интервью с Жаком Деррида // Мировое древо. 1992. № 1. С.73−80.
  53. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.- 176 с.
  54. М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.
  55. A.A. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968. 264 с.
  56. В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М., 1975. 398 с.
  57. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. 243 с.
  58. В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.- 359 с.
  59. Н. Творец и робот. М., 1966. 270 с.
  60. Н. Кибернетика и общество. М., 1958. 177 с.
  61. Н. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее. М., 1969. 24 с.
  62. JT.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. -138 с.
  63. Л.С. Мышление и речь / Собр соч. в 6 томах. М., 1982. 'Г.2. С. 5 361.
  64. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.-179 с.
  65. Высшая школа в зеркале общественного мнения. (Обзор социологических исследований 1987−1988 гг.) М., 1989. 149 с.
  66. Высшая школа в 1994 году. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М., 1995. 287 с.
  67. Военная инженерная психология. М., 1970. 397 с.
  68. Т.П. Перспективы образования в информационном обществе // Философия образования. М., 1996. С. 194−201.
  69. А. Изменения сверху донизу// Социс. 1993. № 3. С. 100 108.
  70. Г. Истина и метод. М., 1988. 270 с.
  71. П.П. Человек и история в свете «философии коммуникации» К. Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии: Критич. анализ некоторых буржуазных концепций. М., 1978. С.97−134.
  72. П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. 567 с.
  73. В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989. 352 с.
  74. Р.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. 87 с.
  75. Г. В. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. СПб., 1992.- 607 с.
  76. З.Е. Узкоспециальным бывает только невежество // Высшее об-разованиев России. 1994. № 3. С. 90 -97 .
  77. М.О. Кризис современной культуры // Минувшее. Исторический альманах. №> 11. М.-С.Пб. 1992. 608 с.
  78. Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992, — 317 с.
  79. Дж. Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. 495 с.
  80. В.М. Математизация научного знания и теория решений // Философия, естествознание, современность. М., 1981, с. 113−127.
  81. В.М. Человек и вычислительная техника. Киев, 1971. 370 с.
  82. В.Д., Пуккерман И. И. Информация и зрение. М.-Л., 1961.-165 с.
  83. А.А. Экология наука — моделирование. М., 1985. — 207 с.
  84. В.Г., Розин В. М. Техническое знание в современной культуре. М., 1987.- 40 с.
  85. В.Г., Розин В. М. Философско-методологические исследования технических наук // Вопросы философии. 1982. № 10. С. 27−37.
  86. В.Г. Философско-методологические исследования инженерной деятельности // Философские науки. 1992. № 6. С. 45−57.
  87. В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М., 1984. 104 с.
  88. В.Г. Методологический анализ системотехники. М., 1982.-98 с.
  89. В.Н. Физические и биологические основы устойчивости жизни. ВИНИТИ. М., 1995.- 77 с.
  90. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. 383 с.
  91. ГОСТ 1.0−18.ГСС//Основные положения. М., 1975.- 377 с.
  92. Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998.
  93. В.И. Наука и техника в контексте культуры. М., 1989. 158 с.
  94. Е.С. Художественное творчество. М., 1970. 197 с.
  95. Грехэм Лорен Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. 480 с.
  96. Грэхем Лорен Р. Призрак казненного инженера. Техника и падение Советского Союза. Harvard University Press. Cambridg, 1993. 139 с. Рукопись.
  97. А.Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштей-нианства. М., 1991.- 142 с.
  98. В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 1987. 85 с.
  99. А.И. Качество и надежность функционирования эргатиче-ских систем. М., 1982. 213 с.
  100. Гуманитарные науки в системе высшего технического образования. Тезисы докладов международной конференции 1−3 октября 1996 г., СПб., 1996. 347 с.
  101. А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1973.- 319 с.
  102. А.Я. Традиционное и новое в историческом знании. Тезисы доклада межвузовской конференции «Современные проблемы философии истории» (Тарту — Кяэрику, 16−18 апр. 1979). Тарту, 1979. С. 78−83.
  103. С.С. Наука и метафора. Л., 1984. -152 с.
  104. Э. Кризис европейского человечества и философии // Культурология XX век: антология. М., 1994. С. 4−45.
  105. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.-234 с.
  106. Двенадцатый съезд РКП (б). Стенографический отчет. М., 1968.- 277 с.
  107. Ю.Д. Социальная лингвистика. К основам общей теории. М&bdquo- 1977. 382 с.
  108. Р. Избр. произведения. М. 1950. 272 с.
  109. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/Д., 1983.- 240 с.
  110. Динамика техносферы: социокультурный контекст. «Круглый стол» в МГТУ им. Н. Э. Баумана II Aima mater. 1997. № 2. С.26−31.
  111. Доблаев Л.11. Логико-психологический анализ текста. Саратов, 1969. -217 с.
  112. Е.Я. Техника как проблема гуманитарного знания и социального идеала II Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). М., 1993. С. 27−38.
  113. О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.- 240 с.
  114. О.В. Философия образования: дань моде или условие выживания? // Философия образования. М., 1996. С. 22−37.
  115. О.В. Идея университета // Aima mater. 1991. № 9. С. 85−90.
  116. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.- 269 с.
  117. Т.М. Организация и методы лингво-психологического исследования массовой коммуникации. М., 1979. 281 с.
  118. Т.М., Орлова Э. А. Ситуационный анализ образа жизни при прогнозировании и проектировании социокультурных процессов. Пущино, 1986. 53 с.
  119. Д., Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлению знаний в информатике. М., 1990.- 288 с.
  120. Э. Социология. М., 1995. 352 с.
  121. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1964. № 4. С. 17−24.
  122. Ю.М. Процессы принятия решений на сенсорно-перцептивном уровне//Проблемы принятия решения. М., 1976. С.33−56.
  123. В.Г. Некоторые вопросы инженерно-психологического проектирования//Психологический журнал, т.2. 1981. № 1. С. 56−62.
  124. В.А. К стратегии построения систем класса «искусственный интеллект». Уч. зап., Тартусский государственный ун-т, вып. III. Труды по искусственному интеллекту IV. Тарту, 1981. 187 с.
  125. Г. Экскурс по проблеме: как возможно общество? // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 16−27.
  126. Т.П. О морали информационного поиска // Вопросы психологии. 1970. № 2. С. 151−154.
  127. В.П., Мунипов В. М., Смолян Г. Л. Эргономические основы организации труда. М., 1974. 350 с.
  128. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. 304 с.
  129. А.Ф. Наука, технология, культура: К вопросу о принципах методологического анализа // Разум и культура. М., 1983. С. 61−68.
  130. Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе. 1972. -187 с.
  131. A.A. Основы теории графов. М., 1987. 384 с.
  132. .И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.- 185 с.
  133. Иванов Вяч.Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978. 184 с.
  134. A.C. Об интеллигентной молодежи / Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 87−101.
  135. В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1974. 136 с.
  136. В.В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса//Философия образования. М., 1996. С. 120−135.
  137. Инженерная психология. М., 1964. 396 с.
  138. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. 336 с.
  139. История крылатого С и его последующего развития. Н. Й. Рукопись. 1967.- 217 с.
  140. M.С. О месте науки в системе культуры // Наука и культура. М., 1984. С.17−35.
  141. В.П. Экология человека и проблемы социально-трудового потенциала населения // Проблемы экологии человека. М. 1986. С.5−15.
  142. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск. 1980,190 с.
  143. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 24 -27.
  144. Н.В. Синтез гуманитарного и естественнонаучного // Высшее образование в России. 1992. № 3. С.52−57.
  145. Э. Опыт о человеке// Человек. 1990. № 3. С.90−107.
  146. Я. Текст и значение // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С.104−124.
  147. В., Ковальзон М. Идеология // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1982. С. 229.
  148. Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности. Автореф. дис.. докт. искусствоведения. М., 1997.- 36 с.
  149. Е.А. Психология профессионализма. М.-Воронеж, 1996.-400 с.
  150. В. И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях. Дисс. .докт. филос. наук. М., 1991, — 370 с.
  151. .И. Возникновение и развитие технических наук: опыт исто-рико-теоретического исследования. Л., 1968, — 217 с.
  152. .И. Развитие технических наук как социальная проблема // Развитие технических наук. Общетеоретические проблемы. М., 1979. С.7−27.
  153. Р.Д. Идея истории. Автобиография. М., 1973. 485 с.
  154. Г. В. Контекстная семантика. М., 1980. 149 с.
  155. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. 207 с.
  156. П. Идея // Философская энциклопедия. Т.2. М., 1982. С. 234.
  157. И.В. Логика научного познания // Вопросы философии. 1966. № 10. С.47−57.
  158. Я.А. М., 1996. 224 с.
  159. Конфуций и его школа. М., 1996. 176 с.
  160. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. М., 1994. 112 с.
  161. А.М., Мантатов В. В. Теория отражения, и эвристическая роль знаков. М., 1973. 214 с.
  162. ., Князев Е. Еще раз о концепции образования // Aima mater. 1991. № 4. С. 7−10.
  163. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе : философско-социологический анализ. М. 1980. 176 с.
  164. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.-187 с.
  165. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. Л., 1972.- 220 с.
  166. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990. 117 с.
  167. Е.И. Познание, язык, культура. Тбилиси, 1979. 177 с.
  168. Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. М., 1983. 151 с.
  169. Культура и информация: сфера сотрудничества или арена борьбы? М., 1985. 33 с.
  170. Культурный прогресс: философские проблемы. М., 1984. 326 с.
  171. Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1966. С. 37−52.
  172. H.H. Философия изобретения и изобретение в философии (Введение в историю философии). В двух томах, т. 1. Пг., 1922, — 187 с.
  173. С.Д. Социологический анализ мифотворческих тенденций в современном техническом знании. Белгород, 1996. 88 с.
  174. Д. Создавая картину Вселенной М., 1988.- 287 с.
  175. Ленинский сборник. T.XXXVI. М., 1959. 487 с.
  176. X. Размышления о современной технике. M., 1996, — 217 с
  177. X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 372−393.
  178. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
  179. П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. 550 с.
  180. Л.В. На пути к новой картине мира // Сознание и физическая реальность. Том Л, № 1−2, 1996. С. 50−57.
  181. A.B. Техника как феномен культуры // Мир через культуру. Вып. 1У. М., 1998. С. 4−20.
  182. . Уч. пособие. М., 199
  183. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 227 с.
  184. А.Р. Об истории развития познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. Л., 1974.- 172 с.
  185. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 с.
  186. Е.С. О категории «идеал» в историческом познании // Уч. записки Томского ун-та. 1969. № 79. С. 17−25.
  187. Ф. Новая страница. М., 1994.- 387 с.
  188. М.К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982. С.38−58.
  189. Е.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. М., 1997. 360 с.
  190. К. Идеология и утопия. 4.1. М., 1976. 247 с.
  191. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. 146 с.
  192. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 228 с.
  193. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  194. Г. Одномерный человек. М., 1994. 341с.
  195. В.А., Степанов Б. А. Исследовательское планирование развития техники // Вопросы философии. 1986. № 8. С.77−83.
  196. Мерло-Понти М. Философ и социология // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1. С.5−17.
  197. Р. Интеллектуальное мастерство // Социс. 1994. № 1. С.101−197.
  198. П. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.- 160 с.
  199. B.C., Мануйлов В. Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. М., 1995, — 237 с.
  200. К. Что такое философия техники? М., 1995, — 237 с.
  201. А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.
  202. H.H., Александров В. В., Тарко A.M. Человек и биосфера. М., 1985.- 272 с.
  203. H.H. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М., 1993. 192 с.
  204. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.- 351 с.
  205. Н. Экология человечества глазами математика. М., 1988. -254 с.
  206. М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М., 1986. 157 с.209а. Московский государственный технический университет. М., 1987. -319 с.
  207. Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968, 128 с.
  208. .С. Человек и текст. М., 1985. 252 с.
  209. А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1992. 222с.
  210. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса) М., 1996, — 184 с.
  211. В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков. М., 1979. 303 с.
  212. В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. 286 с.
  213. В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. М., 1994. 78 с.
  214. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972. 187 с.
  215. Н. Бремя перемен // Человек. 1990. № 5. С. 30−37.
  216. Научно-техническая революция и человек. М., 1977. 237 с.
  217. Научный прогресс: когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993. 197 с.
  218. В.Я. Социология образования. М., 1992. 217 с.
  219. Нововведения в организациях. Труды семинара. М., 1983. 161 с.
  220. И.Ф. Инженер XXI века // Изобретатель и рационалист. 1984. № 2. С. 6−7.
  221. А.П. Дисциплинарное знание и научные комуникации // Системные исследования: Ежегодник, 1979. М., 1980. С. 299−325.
  222. А.П. Понимание как философско-методологическая проблема. Материалы «Круглого стола». Часть вторая // Вопросы философии. 1996. № 8. С.3−17.
  223. Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987. -192 с.
  224. Э.А. Морфология культуры. М., 1996. 227 с.
  225. В.H. Культура и научно-технический прогресс. Л., 1974. 124 с.
  226. П., Будагов С. Указатель фабрик и заводов Европейской России. СПб., 1984. 337 с.
  227. Основы социологии. Курс лекций. 4.1. М., 1993. 150 е.- 4.2. М., 1994,160 с.
  228. .А. Язык культуры и генезис знания. Киев, 1988. 212 с.
  229. Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. П. С.50−121.
  230. Т. Система координат действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.448−463.
  231. М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. 328 с.
  232. М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-н/Д., 1992.272 с.
  233. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М., 1995, — 169 с.
  234. Г. Н. Границы искусственного интеллекта установит опыт // Вопросы философии. 1979. № 3. С.82−90.
  235. . Элита в сознании университетского культуролога //Alma mater. 1994. № 1. С. 24−26.
  236. А.Л. Основы инженерного творчества. М., 1988.- 187 с.
  237. И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании. Новосибирск, 1983. 193 с.
  238. K.P. Логика и рост научного знания. М., 1983. 605 с.
  239. К. Открытое общество и его враги. Т.2. М., 1992. 526 с.
  240. К. Отрывки из книги «Реализм и цель науки» / Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994. С. 58−68.
  241. К. Нищета историцизма. М., 1993. -197 с.
  242. А.Б. Мозговой штурм // Изобретатель и рационализатор. № 6. 1984. С.24−26.
  243. А.Б. Поиск аналогов // Изобретатель и рационализатор. № 6. 1986. С.26−28.
  244. А.Б. Выявление истинных потребностей // Изобретатель и рационализатор. 1985. № 12. С.26−27.
  245. А.Б. Морфологический анализ // Изобретатель и рационализатор. 1989. № 8. С. 26−27.
  246. А.Б. АРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач// Изобретатель и рационализатор. 1985. № 12. С.30−31.
  247. А.Б. Синектика // Изобретатель и рационализатор 1984. № 12. С.32−33.
  248. Постановление Совета народных комиссаров о срочном выпуске инженеров-специалистов // В. И. Ленин о науке и высшем образовании. М., 1967. С. 294−295.
  249. Постановление Совнаркома о плане организации факультетов общественных наук российских университетов// В. И. Ленин о науке и высшем образовании. М., 1967. С. 310.
  250. В.И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М., 1982. 222 с.
  251. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 431 с.
  252. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994.- 266 с.
  253. Проблемы психологической поддержки человека-оператора. Саратов, 1983. 231 с.
  254. Проблемы теории культуры. М., 1977. 258 с.
  255. Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск, 1986. 335 с.
  256. Проблемы становления современной личности // Россия на пороге XXI века. 1996. С. 205−217.261 262 263 264 265 277 347 070 983 798 784,272.273,274.275.
  257. Проблемы формирования личности инженера XX века. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции 26−27 января 1993 г. М., 1993. 246 с.
  258. В.А., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1996. 400 с. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр.ст. М., 1976. — 217 с. Пузан И. От редакционной коллегии // Вуз и рынок. М., 1992. T.l. С. З -13.
  259. Ф. Философия техники: обзор // Философия техники в ФРГ. М., 1989. 528 с.
  260. Ф. Многоаспектность современной техники //Вопросы философии. 1989. № 2. С. 160−171.
  261. Г. С., Фофанов В. И. Космизация науки и проблемы экзоэколо-гии человека // ')кологмя. 1988. № 8. CMI 15.
  262. М. Культура в современном мире. Проблемы и перспективы. Париж, ЮНЕСКО, 1973.- 33 с.
  263. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. 207 с.
  264. В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. М., 1996. С.7−22.
  265. В.М. От традиционной парадигмы образования к новой // Техническая эстетика. 1990. № 6. С.9−12.
  266. В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. 1984. № 10. С.35−43.
  267. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.
  268. Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  269. Г. Техника как противоположность природы // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 203−222.
  270. Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск. 1997., 320 с.
  271. В.П. Наука и искусство в инженерном деле. Таганрог, 1995. -119с.
  272. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шикин Е. В. Университетское образование: вызов времени и выбор университета // Философия образования. М., 1996. 288 с.
  273. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 279 с.
  274. .В. Проблема построения общей теории инновационных процессов // Инновационные процессы. Тр. Семинара ВНИИ системных исследований. М., 1982. С.19−28.
  275. . Смена парадигмы и инновационно организованная педагогика // Кентавр. 1996. № 1. С.43−49.
  276. Э.В. Город как особый организм и фактор социокультурного развития // Город как социокультурное явление исторического проце-са. М&bdquo- 1995. С.9−20.
  277. Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962. 504 с.
  278. В.И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979.- 272 с.
  279. А.Б., Селюгин Г. И. Вдохновение по заказу. Петрозаводск, 1977. 174 с.
  280. В.П., Приклонский В. И., Семененко Э. Г. Долгосрочные прогнозы мировой космической деятельности и прогрессивные научно-технические решения в космической технике // Космос и человек. М., 1996. С. 53−60.
  281. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. 435 с.
  282. Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981. 424 с.
  283. Семиотика и искусствометрия. М., 1972. 207 с.
  284. О.Д. Особенности строения «технических» наук // Проблемы исследования структуры науки. Новосибирск, 1967. С.34−60.
  285. О.Д. Методологические особенности теоретического технического знания // Вопросы философии. 1987. № 5. С. 35−48.
  286. . Технология поведения // Американская социологическая мысль. М&bdquo- 1994. С.30−45.
  287. A.B. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
  288. Советский энциклопедический словарь. М., 1986. 150 с.
  289. Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 227 с.
  290. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. 187 с.
  291. Н.М. Информационные семантические системы. М., 1989.127 с.
  292. Ю.С. Композиция в технике. М., 1987. 288 с.
  293. П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993. 195 с.
  294. Ф.де. Труды по языкознанию. М., 1977, — 695 с.
  295. Социология образования. Труды по социологии образования. Т.1. Вып. 1. М&bdquo- 1993-
  296. Социология труда. Учебник. М., 1993. 368 с.
  297. Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности //Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С.35−73.
  298. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995. 384 с.
  299. B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992, — 191 с.
  300. Р.Л. Теория информации. М., 1975. 423 с.
  301. Г. М. Техника, культура, человек. М., 1986. 217 с.
  302. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. 133 с.
  303. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. 240 с.
  304. А.Г. Мераб Мамардашвили и современная физика // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 16- 20.
  305. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969, — 187 с.
  306. Точные методы в исследованиях культуры и искусства // Материалы к симпозиуму. 4.1−3. М., 1971. 417 с.
  307. Э. Историзм и его проблемы. М., 1996.- 407 с.
  308. М., Туровская С. Культурная сущность образования // Культура-традиции-образование. Сб. статей. М., 1990. С. 93−110.
  309. Тэн И. Философия искусства. М., 1995. 160 с.
  310. Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 196−197.
  311. А. Избранные работы по философии. М., 1990. 717 с.
  312. ., Дюбо Р. Земля только одна. М., 1975. 319 с.
  313. С. И в частности о высшей школе // Знание — сила. 1991. Февраль. С.3−7.
  314. Ф.Р. Социология образования. М., 1980. 217 с.
  315. А.Ф. Наблюдатель империи // Вопросы социологии, 1992. Т. 1. № 1. С.89 121.
  316. Философия техники: история и современность. М,. 1997.- 283 с.
  317. Философская энциклопедия, т. 2. М., 1982.
  318. Философско-методологические проблемы технических наук: Сборник. М&bdquo- 1986. 264 с.
  319. Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1986−1987. М., 1987. 302 с.
  320. Философские вопросы технического знания. М., 1984, — 232 с.
  321. А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов. Дисс. докт. филос. наук. М., 1995. 279 с.
  322. А.Я. Культурогенез. М., 1995. 128 с.
  323. Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания // Культура и развитие научного знания. М., 1991. с. 17−37.
  324. М. Слова и вещи. Археология гуманитарного знания. С-Пб., 1994. 406 с.
  325. М. Вопрос о технике / Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993, — 447 с.
  326. М. Отрешенность // Aima mater: Вестник высшей школы. 1991. №Ц. с. 87−88.
  327. М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М&bdquo- 1988. С. 314 357.
  328. Г. Синергетика. M., 1980. 406 с.
  329. Д.Э. Средневековый мастер: индивидуальная позиция и личный выбор // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С. 291−302.
  330. И. Активная память. М., 1986. 312 с.
  331. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981, — 474 с.
  332. К.Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие / Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. С.65−87.
  333. П. Философические письма/ Россия глазами русского. С-Пб., 1991. С. 50−87.
  334. В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981, — 243 с.
  335. Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы. Т.5. Философия в мире знания, техники и веры. С-Пб. 1997, — 493 с.
  336. В. Понятие «природа» и «техника» у греков // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 90−104.
  337. Е.А. Общество и инженер. JI., 1984.- 187 с.
  338. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., Наука, 1978. 382 с.
  339. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988. 287 с.
  340. B.C. Понимание как философско-методологическая проблема. Материалы «Круглого стола». Часть вторая // Вопросы философии. 1996. № 8. С. 3−47.
  341. М. Формы знания и образования // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С.117−137.
  342. И.Е. Динамика культуры. Минск, 1980 110 с.
  343. В.А. Моделирование и философия. M.-J1., 1966.- 287 с.
  344. В.А. Роль моделей в познании. М., 1965. 160 с.
  345. А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989. 187 с.
  346. ШушанскиЯ. Методология рационализации. М., 1987. 248 с.
  347. A.C., Шушарина О. П. Диалектика традиций и новаций (философский аспект) // Традиции и инновации в духовной жизни общества. М., 1986. С.52−62.
  348. Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. 656 с.
  349. С.М. Выступление и заключительное слово на Всесоюзном творческом совещании работников советской кинематографии / Избр. произв. в шести томах, т.2 Искусство, 1964. С. 117−121.
  350. Экология человека. Словарь-справочник. М., 1997. 208 с.
  351. П.К. Философия техники. М., 1912. Вып.1. Общий обзор предмета. -118 с.
  352. П. Теория творчества. Эврология, или всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества, т.7. М., 1916. С.78−81.
  353. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. Л., 1979.178 с.
  354. .Г. Научное знание как культурный объект // Наука и культура. М., 1984. С. 82−97.
  355. И.И. Информациология. М., 1996. 215 с.
  356. Язык и структуры представления знаний. Сборник научно-аналитических обзоров. М., 1992.- 163 с.
  357. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 478 с.
  358. Cassirer Е. An essey on man: an introduction to a philosophy of human culture. New Haven: Halle UP, 1945.- 237 p.
  359. Charniak E., Wilke Y. Computational Semantics. Amsterdam New-York -Oxford, 1978, — 287 p.
  360. Goodman N. Languages of Art. Indianapolis N.Y., 1968, — 264 p.
  361. Frohock F.V.Normativ Political Theory. Englewood Cliffs, 1974.- 297 p.
  362. Hanson F.A., Hanson L. The cybernetic of cultural communication // Semiotic Themes. Lowrence: Kansas Un., 1981. P. 251−277.
  363. Hagai M. Higher Education in Japan: its take-off and crash. Tokio: Univ. of Tokio press, 1983. — 264 p.
  364. Hochschule Studium — Berufevoratellungen: eine empirirche Untersuchung sur Vielfalt von Hochechulen und deren Auswirkungen. -Bonn: Bundesminister fur Bildung und Wissenschaft, 1987. — 296 p.
  365. Kreckel M. Communication acts and shared knoledge in natural discours. London: Acad press. 1981.- 316 p.
  366. Law J. Technology a. culture. Chicago, 1987, — 287 p.
  367. Lenk H. Ecology and economics: remarks about some paradoxes and social traps regarding distributive and corporate responsibilities 33 Epistemoiogia XIY (1991), P. 333−364.
  368. Limits of scientific inquiry/ Ed. by Holton G. a. Morison R.S. N.Y., 1979. -378 p.
  369. Lions J. Semantics. London: CUP, 1977. Vol. 1.- 371 p.
  370. Marcus S. Semiotic of scientific language // Semiotic landscape. Hague: Mouton, 1979. P.29−40.
  371. Merthon R. Social Theory and Social Structure. N.Y. 1957. 645 p.
  372. Michel J. Women in engineering Education. Paris: Unesco, 1988. — 163 p.
  373. Minscy M.A. Framework lor representing knowledge // Frame conception and text understanding. New York: Grujter, 1980. P.1−43.
  374. Naisbitt I., Aburdene P. Megatrends 20 007 The New Directions for the 1990 N.Y., 1990.- 398 p.
  375. Parsons T. Action Theory and Human Condition. N.Y., 1978. 464 p.
  376. Pospelow D. Semiotyc models in psychology and artificial intelligence systems // Human and artifical intelligence.// Amsterdam: North-Holl. Publ. C., 1979. P. 45−57.
  377. Пред врататите на Алма матер: Социально-психологические измерения на кандидатсвуването във ВУЗ. София: Наука и искусство, 1986. -178 с.
  378. Ravetz J. R/ Knowledge and its Social Problems, Oxford, 1971, part 11.- 197 P
  379. Read H. The Forms of the Things Unknown. N.Y., 1960. 137 p.
  380. Richardson A. Modern Art and Scientific Thought. Urbana, 1971.- 297 p.
  381. Schumpeter J. The theory of Economic Development. Cambridge, 1934.255 p.
  382. Structures of technological education and contributing social factore. -Paris: UNESCO, 1987 231 p.
  383. Wilson E.O. Sociobiology: The New Sinthesis. Cambridge, 1975. 388 p.
  384. Wiiden An. Changing frames of order cybernetics and the machina mundi // Communication and control in society. New York, 1979. P.9−29.
Заполнить форму текущей работой