Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках теории музейного дела (музеологии) достаточно подробно разработана проблематика, охватывающая теоретические и практические аспекты деятельности музея как феномена культуры. Ряд работ посвящен функциям музея, а также роли музеев в жизни общества в процессе их исторического развития (Е.Г. Артемов, А. Б. Закс, Ю. В. Зиновьева, А. Хаттон и др.). В публикациях К. Хадсона, Е. М. Акулича, Л. И… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к исследованию феномена музея Российской академии наук
    • 1. 2. Структура и функции академического музея
  • ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
    • 2. 1. История академических музеев России
    • 2. 2. Классификация музеев Российской академии наук
  • ГЛАВА 3. МУЗЕИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
    • 3. 1. Музейная сеть Сибирского отделения Российской академии наук
    • 3. 2. Академические музеи в современной региональной культуре

Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В современной культуре музей является полифункциональным социокультурным институтом, одним из основных компонентов сферы культурного наследия. Механизмы культурной памяти реализуются в музее посредством коммуникации между представителями различных культур и эпох. Научное сообщество является культурной компонентой, традиционно участвующей в процессах музейной коммуникации. В наиболее широком смысле музей позволяет научному сообществу транслировать, распространять, делиться с другими культурами своим мировосприятием, определяемым научным видением мира. Именно музеи стали одной из наиболее эффективных форм коммуникации научной культуры.

Музеи Российской академии наук составляют одну из самых крупных музейных сетей в нашей стране. Научные музеи являются важной составляющей научной культуры, занимают определенное место в ее структуре, выполняют функции по обеспечению жизнедеятельности этой культуры как самовоспроизводящейся и саморазвивающейся. Основной из их социальных функций определяется документирование процесса развития науки и отдельных ее отраслей [49].

Важным отличием музеев РАН от иных музейных форм является то, что такие виды деятельности как обучение, просвещение, популяризация знаний, выступают как второстепенные, дополнительные функции музея, хотя именно они обычно находятся на виду и определяют оценку музея сторонним наблюдателем. Реальные акценты определяться ходом развития науки, а обучение и просвещение выступают как производные этого процесса.

В Российской академии наук более 100 музеев и музейных объектов. Музеев в наиболее узком смысле — самостоятельных учреждений, в которых музейная деятельность является основной, всего три — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Минералогический музей им. Ферсмана, Геологический музей им. Вернадского. Остальные музеи, даже имеющие мировое имя, собрания, исчисляемые сотнями тысяч предметов, действуют на правах подразделений учреждений Академии. Среди них есть музеи без экспозиций или без фондов, музеи без персонала либо посетителей — «квазимузеи», с точки зрения институционального подхода в музееведении. Культурологический подход позволяет рассматривать академический музей в качестве явления культуры во всем многообразии форм, выявляя его сущностные характеристики, главные культурные функции, место в культуре [28].

На современном этапе, когда статус музея начинает обуславливаться не формальными признаками подчиненности, а его деловыми качествами, способностями действительно оставаться уникальной средой, где на свидетельствах материальной культуры восстанавливаются разноплановые грани истории, необходима разработка теоретико-методической базы развития музеев РАН. Настоящее исследование является попыткой обобщения опыта рс. бо1ы музеев, входящих в систему РАН, и их анализа с позиций современной культурологии.

Степень разработанности проблемы.

В рамках теории музейного дела (музеологии) достаточно подробно разработана проблематика, охватывающая теоретические и практические аспекты деятельности музея как феномена культуры. Ряд работ посвящен функциям музея, а также роли музеев в жизни общества в процессе их исторического развития (Е.Г. Артемов, А. Б. Закс, Ю. В. Зиновьева, А. Хаттон и др.) [18, 76, 79, 193]. В публикациях К. Хадсона, Е. М. Акулича, Л. И. Скрипкиной, Т. П. Калугиной, Г. В. Вдовина, анализируются феномен музея на современном этапе развития [9, 42, 89, 169, 192]. Проблема взаимодействия музея и общества разрабатывается в контексте концепции музейной коммуникации (М.Б. Гнедовский, В. Ю. Дукельский, И. В. Иксанова. Т. П. Калугина, С. В. Пшеничная, Д. Камерон, 3. Странский и др.) [56, 83, 177].

Научные музеи, как тип музейного строительства, рассматриваются в работах Е. А. Воронцовой [49]. В публикациях Н. А. Томилова и О. Н. Труевцевой концентрируется внимание на региональных особенностях сибирских музеев, а также музеев, не входящих в систему Минкультуры [182, 183, 184].

В существующих диссертационных исследованиях в рамках культурологического музееведения достаточно подробно разработана методология изучения музейных феноменов культуры, однако академический музей в качестве объекта этих работ не рассматривается1.

Отдельного упоминания заслуживают работы Л. П. Брюшковой, посвященные научным геологическим музеям [32, 33, 37]. Многие положения аз-тора могут быть транслированы на все музеи научного типа. В том числе, предложенная ей периодизация истории научных музеев, проблемы взаимоотношения научных музеев с системой науки и музейным сообществом страны.

Среди зарубежных публикаций близкими по предмету исследованияпосвященными отдельным группам музеев — также являются исследования экомузеев А. Хеншильд [3], естественнонаучных музеев А. Е. Пара [5], научных музеев Дж. Вагенсберга [43] и др.

Большинство публикаций, посвященных академическим музеям, носит описательный (музеографический) характер. Среди них тематические справочники, сборники статей, авторами которых являются сотрудники отдельных музеев. Значительное число статей опубликовано в сборниках конференций и периодических изданиях профильных по отношению к конкретному музею наук (геологии, химии, археологии и т. д.).

В специальном издании Научного совета по музеям при Президиуме РАН — Альманах «Музеи Российской академии наук» (выходит с 1998 г.) -статьи также посвящены преимущественно деятельности отдельных акаде.

1 Прим. Зиновьева Ю. В. Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема. — Спб, 2000. Цыденова С. Э. Художественный музей как музеефикатор советской культуры (на материале Художественного музея им. Ц. Сампилова). — Улан-Удэ, 2006 и др.

2 Прим. Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга. — СПб., 2003. — 450 с. Музеи Российской академии наук / под ред. И. Е. Зайцевой. — М.: МАИК «Нау-ка/Инерпериодика», 1999. — 144 с. Музеи Академии наук СССР и академий наук союзных республик / под ред. Б. А. Рыбакова. — М.: Наука, 1983. — 128 с. Геологический музей / под ред. В. В. Тихомирова — М., 1994. — 149 с. и др. мических музеев. В том числе, их истории, описанию музейных собраний и экспозиции, основным направлениям работы. По аналогичному принципу строятся официальные сайты [116, 124, 126] и страницы музеев РАН в Интернете, размещенные на серверах подразделений РАН и портале «Музеи России» [122, 158,166].

История музейной сети Российской академии наук рассматривается в работах Т. И. Алексеевой, Э. И. Колчинского, Б. В. Левшина, Ю. А. Петросяна, Т. Ф. Юреневой Т.В. Чумаковой и др. [11, 97, 195, 204]. Статьи О. Г. Байковой, JI.B. Лбовой, О. Н. Шелегиной и др. характеризуют деятельность отдельных музеев и музейной сети СО РАН [21, 107, 200].

Как видно из приведенного обзора, работы, посвященные музеям РАН, ограничиваются главным образом отдельными вопросами истории, теории и функционирования академических музеев, тогда как исследований, объектом которых является академический музей как самостоятельный феномен культуры, значимый не только в научной культуре, но и в российской культуре в целом, на сегодня недостаточно.

Целью диссертационного исследования является анализ академического музея как феномена культуры, на становление и развитие которого влияют культуры научного и музейного сообщества. Исходя из цели исследования, сформулированы и решаются следующие задачи:

1. Изучение разнообразия музейных типов и форм в контексте культуры России;

2. Структурно-функциональный анализ академического музея как феномена культуры;

3. Становление и развитие академического музея в контексте музейного строительства в России;

4. Анализ музейной сети РАН и СО РАН и сопоставление их с другими музейными сетями;

5. Определение места и роли музеев Российской академии наук в развитии российской культуры;

6. Анализ роли академических музеев в региональной культуре.

Объектом исследования определен академический музей как современный культурный феномен. Предметом исследования являются процессы музейного строительства в научной культуре России.

Территориальные и хронологические границы исследования охватывают территорию России в период с начала XVIII по начало XXI векавремя существования Российской академии наук и ее музейной сети.

Теоретико-эмпирическая база исследования включает в себя материалы о более 100 музеях и музейных объектах Российской академии наук. В том числе опубликованные материалы: справочники «Музеи Академии наук СССР» и «Музеи Российской академии наук», альманахи «Музеи Российской академии наук», статьи в различных сборникахпутеводители, каталоги, буклеты. Нормативно-правовые документы в области музейного дела: Законы РФ и подзаконные акты, регламентирующие музейную деятельность на территории Российской Федерациипостановления и решения Президиума РАН и музейных советов академии наук за последние 50 лет.

Значительный объем информации представляют Интернет-ресурсы: музееведческие сайты, среди которых наиболее крупным является портал «Музеи России», сайты Академии наук и ее подразделений, электронные научные издания. Материалы деятельности Музея БНЦ СО РАН, на базе которого получили апробацию отдельные положения настоящего исследования, «так же определены нами в качестве источника, в частности, при разработке концептуальных основ фондовой, экспозиционной работы, определении стратегии развития академического музея.

Методология и методы исследования. Методологическую базу работы составили труды философов и культурологов М. С. Кагана, Э.С. Маркаря-на, Т. Парсонса и др., отражающие системный подход к характеристике сложных развивающихся объектов: явлений общества и культуры. Задача рассмотрения генезиса и развития объекта исследования реализуется в рамках историко-культурологического подхода. Существенную роль в изучении данной проблематики по отношению к музею как одному из явлений культуры играло обращение к концепции культурной коммуникации и специфической музейной коммуникации (исследования М. Б. Гнедовского, Д.Б. Донду-рей, В. Ю. Дукельского, И. В. Иксановой, Д. Камерона и др.). Осмысляя особенности музейного освоения действительности, автор обращался к работам А. Грегоровой, В. Глузинского, В. Ю. Дукельского, 3. Странского и других музеологов. Культурологический подход, разработанный в трудах С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, позволяет анализировать академический музей в качестве феномена культуры.

Методы исследования включают разностороннее изучение истории и теории вопроса, анализ нормативной документации, научных печатных и электронных публикаций, периодической литературы, методических материалов. При изучении всего многообразия музеев РАН и форм их работы, составляющих базу исследования, были использованы методы наблюдения и сравнения, ознакомления с практикой работы музеев и музейной документацией. Определение характерных черт и индивидуальных особенностей академических музеев потребовало обращения к методам системного анализа и классификации.

Научная новизна работы определяется инновационным характером исследования, в котором предлагается комплексная характеристика музеев Российской академии наук на современном этапе их развития с позиций культурологического анализа. Проанализирован потенциал академического музея для развития отечественной культуры в целом, и научной культуры в частности.

Представлена структурно-функциональная характеристика музейной сети РАН и региональных отделений РАН. В структуре академического музея и музейной сети РАН характеризуются уникальные элементы — музейные советы — внешние органы, осуществляющие научно-консультативные, координационные и информационные функции.

Рассматривается история развития музейной сети РАН, в том числе период 30−90-х гг. XX в., наименее представленный в литературе. Предлагается классификация академических музеев не только по профильному и административно-территориальному признакам, но и по принципу представления, уровню значимости материалов, в сопоставлении с общероссийской музейной сетью.

Раскрывается значение музеев РАН для региональной культуры России не только с позиций охраны и использования культурного наследия, но и роли музеев в коммуникации «наука-общество».

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении культурологического анализа к академическому музею как части российской культурыприложении методов коммуникационного подхода к научным музеям, музееведческий анализ феномена.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке концепций и программ развития музейного дела в Российской академии наук и ее отделениях, положения о работе музеев РАН, а также научных концепций отдельных академических музеев. Ряд положений и разработок, предложенных в диссертации, могут использоваться при подготовке кадров по специальности «музеология», «музейное дело и охрана памятников».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музеи Российской академии наук являются одним из типов музейных учреждений в нашей стране. Главные задачи, которые ставит перед ними Академия наук, является обеспечение исследовательского процесса через работу с научными коллекциями и сохранение научного наследия.

2. Структура и функции академического музея в России, в отличие от музеев «массового» типа, выстраивалась в соответствии с системой организации, принятой для всей Академии наук, а не задачами музейного строительства, возникающими в процессе собственно музейной деятельности.

3. История академических музеев характеризуется неравномерностью развития, обусловленного социально-экономическим развитием страны и.

Академии наук. Музейная сеть оформилась во второй половине XX века, с образованием региональных филиалов Академии наук, в том числе Сибирского отделения.

4. В основу классификации научных музеев положены принципы коллекционирования, представления, принадлежности, масштаба деятельности, административно-территориального подчинения. По этим характеристикам музейная сеть РАН заметно отличается от общероссийской сети музеевнаиболее близкими ей оказываются университетские музеи.

5. Музейная сеть Сибирского отделения РАН сегодня — наиболее динамично развивающийся сегмент академической сети музеев. Она характеризуется разнообразием профилей музеев, форм представления музейных материалов, развитием компьютерных технологий в музейном деле.

6. Влияние академических музеев на культуру страны складывается по внутреннему (в рамках научной субкультуры) и внешнему (относительно иных культурных групп) направлениям. Особенности развития музеев РАН в регионах заключаются в поддержании традиций научной культуры и обогащения их инновационными методиками в области музейного дела.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены автором в докладах и выступлениях на III международном научном симпозиуме «Эволюция жизни на Земле» (Томск, 2005) — V международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале XXI века („Байкальские встречи — V“)» (Улан-Удэ, 2005) — III Международном симпозиуме «Культурное пространство Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2006) — Всероссийской конференции с международным участием «Проблемы региональной геологии: музейный ракурс» (Москва, 2004) — II Международной научно-практической конференции «Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии» (Улан-Удэ, 2004) — I (XLV) Российской с международным участием археологической и этнографической конференции студентов и молодых ученых (РАЭСКXLV) (Иркутск, 2005) — Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные музеи: настоящее и будущее» (Улан-Удэ, 2003) — Межвузовской научно-методической конференции «Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях вуза» (Улан-Удэ, 2004). Результаты исследования отражены в 9 научных публикациях по теме исследования общим объемом 3,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленный в настоящем исследовании анализ феномена музея Российской академии наук с позиций историко-культурологического подхода дает основание для некоторых выводов.

1. В системе науки музейная форма преимущественно играет роль научно-вспомогательного подразделения, деятельность и развитие которого зависит от ведомственных задач научных организаций, а не сущностных характеристик самого музея. Наиболее значимыми социальными функциями академического музея являются формирование, сохранение, изучение и популяризация научных коллекций. Сложившиеся на протяжении всего его исторического развития, именно эти функции определяют смысловое ядро деятельности музея. Их реализация определяет соцокультурную миссию академического музея как средства самосохранения и саморазвития научной культуры.

Функциональная целостность академического музея — условие сохранения им сущностных характеристик музея как феномена культуры, поэтому для ряда подразделений Российской академии наук, находящихся в ведении Научного совета по музеям при президиуме РАН, более применим термин ЮНЕСКО «учреждение музейного типа» — в своей деятельности реализующих сходные с музеем цели и пользующееся аналогичными методами. В основном функции академического музея совпадают с функциями других музеев, различия проявляются в их ранжировании, расстановке приоритетов.

2. Структура академического научного музея соответствует системе организации науки: по научным направлениям, представленным в музее. Тогда как в «массовых» музеях подразделения выстраиваются, в первую очередь, в зависимости от задач музейной работы, включая научно-фондовый, научно-экспозиционный, научно-просветительский отделы. Основные элементы музейной структуры — коллекционные фонды, экспозиция, сотрудники и коммуникация с посетителями, также имеют в музеях РАН свои особенности. Музейный предмет в академическом музее — в первую очередь, научный источник и результат научного процесса. Музей предлагает специфические методы его исследования, позволяющие раскрыть потенциал предмета с новых ракурсов. Внимание к фондовой (коллекционной) работе в музеях Академии наук заметно превалирует над коммуникационной (экспозиционной) деятельностью. Однако не решенной проблемой в этой сфере остается юридический статус коллекций музеев РАН, без чего их юридическая защищенность остается не вполне определенной. Музей в научной субкультуре позиционируется как научно-вспомогательное учреждение, что можно рассматривать как более низкий статус, чем музей в общероссийской культуре и практике организации науки за рубежом.

Функциональный анализ демонстрирует как наиболее естественное потенциальное направления роста участие академического музея в образовательных программах (в первую очередь, вузовских), в отличие от развлекательных аттракционов, активно эксплуатируемых в наше время «популярными» музеями. Актуализация транслирующей функции академического музея, позволяющей представлять научную (академическую) культуру перед другими культурными группами в настоящее время — одно из наиболее перспективных направлений развития академического музея.

3. В своем историческом развитии музеи РАН переживали периоды подъема и упадка. «Пассионарный» всплеск первых десятилетий организации Кунсткамеры и Академии наук (20−40-е гг. XVIII в.) сменялся застоем во второй половине столетия. Структурные реформы 1818−1836 гг. — самоуглубленным ограничением и нереализованностью новаторских проектов в 60−80-е гг. XIX в. Мощный расцвет первой трети XX века, вплотную подошедший к оформлению теории музейного дела, заканчивается в 30−40-х годах самоизоляцией и превращением научных музеев во вспомогательные подразделения академических институтов.

Музейная сеть стала складываться во второй половине XX века, с формированием региональных филиалов Академии наук, в том числе Сибирского отделения. Филиалы Академии наук, созданные по всей территории страны, принесли в регионы традиции научной культуры, среди которых прочно укоренилось и музейное отношение к действительности. Музеи в филиалах АН, повторяя в целом тематику центральных академических музеев, обращались к нетрадиционным, новаторским формам работы. Они были в большей мере нацелены на коммуникацию с местным сообществом, открыты для сотрудничества с другими учреждениями культуры, науки, образования. К XXI в. академические музеи начали возвращать себе полноту функций, которые были заложены в них изначально, но сокращались и исчезали в определенные периоды их исторического развития.

4. Музейная сеть РАН формировалась на протяжении XX в. и продолжает развиваться в XXI в. Этот процесс не был целенаправленным и организованным. Музеи появлялись под воздействием творческой инициативы конкретных сотрудников научных институтов в соответствии с их потребностями и представлениями. Прямым следствием этого является географическая и профильная несбалансированность сети.

По своим основным характеристикам музейная сеть РАН заметно отличается от общероссийской сети музеев. Здесь значительно выше доля музеев естественнонаучного и мемориального профиля. Характерной чертой сети также является монографический характер собраний: число комплексных академических музеев незначительно. Более близкой по структуре музейной сети РАН оказываются сети университетских музеев, как в России, так и за рубежом.

Сеть музеев подчинена структуре распределения научных центров и отделений РАН, однако не повторяет ее. Анализ территориального распределения академических музеев демонстрирует большее разнообразие, как тематическое, так и организационное, методическое в региональных отделениях РАН по сравнению с центральными музеями. В региональных отделениях наряду с традиционными направлениями получают развитие новые формы работы.

5. Музейная сеть Сибирского отделения РАН сегодня — наиболее динамично развивающийся сегмент академической сети музеев. Она является крупнейшей из региональных музейных сетейбольшая часть музеев СО РАН появилось после 1990 года.

Характерной чертой музейной сети Сибирского отделения РАН стало внимание к истории науки, достижениям отдельных институтов. Причем профиль истории науки представлен не только в мемориальной форме, ставшей традиционной для академической культуры, но и в форме музеев истории научных институтов, Музея СО РАН, музеев истории исследовательской техники.

Музеи Сибирского отделения РАН более свободно обращаются к нетрадиционным для академических музеев технологиям: экспозициям под открытым небом, демонстрацией живой природы, работой со школьниками по волонтерским программам. Активное развитие компьютерных технологий в музейном деле выразилась в ряде проектов виртуальных музеев, программах по каталогизации музейных коллекций (в первую очередь, археологических и этнографических).

Сеть музеев Сибирского отделения РАН как определенная целостность закрепляется Научным советом по музеям СО РАН — организационным и методическим центром, курирующим целевую Программу развития музейного дела в СО РАН. Стратегический подход к развитию музейного дела в отделении — уникальный и положительный опыт для академии наук.

6. На современном этапе роль научных музеев в формировании региональной культуры Сибири заключается, прежде всего, в коммуникативных связях между научным сообществом подразделений СО РАН как определенной научной культуры и широкими культурными кругами. Просматриваются два основных коммуникативных вектора.

Во-первых, внутренний, служащий формированию чувства идентичности у научных сотрудников институтов, научных центров как отдельных субкультурных групп и членов научного сообщества России и мира. Этим целям подчинены задачи развития Интернет-технологий в музеях, мемориальная тематика в их деятельности, выездные выставки (в центральных городах России и за рубежом), развитие научного туризма.

Во-вторых, внешний, транслирующий ценности, нормы и миропонимание научной субкультуры на местное сообщество. В границы этого вектора укладываются образовательная и просветительная функции академического музея. Ближайшими партнерами его оказываются образовательные учреждения высшей школы. Причем интенсивность коммуникативных процессов, реализуемых Академией наук через свои музеи, ныне значительно возросла по сравнению с советским периодом и продолжает расти.

На основании изложенного можно наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования и развития феномена музея Российской академии наук. Одной из главных исследовательских проблем в отношении музея РАН является недостаточная концептуальная проработанность образа академического музея, не решающихся в результате неразвитости музейной науки в научных музеях. Исследователям музеев Академии наук стоит более глубоко осветить сущностные характеристики феномена, исходя из которых, можно определить методологию его функционирования.

В практическом плане Российской академии наук необходима стратегия развития музейной сети, в которой на современном этапе необходимо решить ряд вопросов:

— несбалансированность сети. Для представления всего разнообразия исследований академии наук необходимо увеличить сегмент музеев технического и точного профиля. При сравнительно небольшом числе музеев такого профиля в целом по стране, можно прогнозировать значительный интерес к подобным проектам.

— недостаточная проработанность нормативно-правовой документации в отношении академических музеев. Юридически не вполне определенный статус академических музейных коллекций сказывается и на их сохранности, и на возможности их использования. Поэтому детальная разработка РАН внутренних нормативных положений, а также урегулирование отношений с Музейным фондом России являются необходимым условием развития музейной деятельности в академии наук, особенно во взаимодействии с другими ведомствами в нашей стране и за рубежом.

— маркетинговый подход к работе с посетителями. Исследование мнения потребителей музейных услуг (в том числе ученых), придание конкурентоспособного облика музейному продукту — необходимое условие привлечения внимания к музею, а через это — решения задачи максимально широкой популяризации достижений фундаментальной академической науки.

Отдельным сюжетом является поиск адекватных форм и методов музейной работы в представлении научной культуры, поскольку негативный опыт чрезмерного увлечения развлекательной (коммерческой) деятельностью в ущерб информационной составляющей известен в практике отечественных музеев просветительского типа.

— кадровый вопрос, традиционно стоящий перед всеми музеями. В существующей сегодня системе подготовки музейных специалистов (специальность «музейное дело и охрана памятников», «музеология»), возможно введение спецкурса «научные музеи». Однако при сложившейся практике, когда в академических музеях работают преимущественно сотрудники, специализирующиеся на профильных по отношению к музею дисциплинах, более эффективным можно признать повышение их квалификации на уровне последипломного и послемагистерского образования на базе музееведческих факультетов вузов либо методических центров Минкультуры.

Реализация академическими музеями функции «визитной карточки» Российской академии наук требует решения проблемы финансового менеджмента. Финансовая обеспеченность работы даже крупнейших музеев РАН по сравнению с другими музеями аналогичного масштаба в нашей стране неравноценна. Обязательства государства в отношении сохранения культурного наследия в научных музеях выполняются не в полной мере.

Богатство собраний музеев РАН, их традиции обуславливают тот значительный потенциал для развития отечественной культуры, которым обладают академические музеи. Реализация этого потенциала — теоретическая и практическая задача современного этапа музейного строительства в научной культуре. Активизация музейной деятельности в Российской академии наук вызывает необходимость формирования стратегического похода к академическим музеям, как в исследовательском плане, так и в плане управления этими элементами системы науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Donghai S. Museums and Museum Philosophy in China Текст. / S. Donghai // Nordisk Museologi. 1995. № 2. — C. 61−80.
  2. Gjestrum J. A. Museology and Research The Present Situation in a Norwegian Perspective Текст. / J. A. Gjestrum // Nordisk Museologi. 1995. № 2. — C. 5−22.
  3. Hauenschild A. Claims and Reality of New Museology: Case Studies in Canada, the United States and Mexico Текст. / A. Hauenschild: дисс. p.d. 161 c.
  4. Montviloff V. Ethical challenges of the digitalization of the cultural heritage Текст. / V. Montviloff // Музеи и информационное пространство. Проблемы информатизации в культуре. / Мат-лы 2-й ежегод. конф. АДИТ98. -Иваново, 1998.-С. 7−11.
  5. Parr А.Е. Classic: the natural-historical museum Текст. / A.E. Parr //Nordisk Museologi. 1995 № 2. C.203−215.
  6. H. Pedersen Beauty Truth — Goodness- The Complex and Ambiguous Role of the Museum Текст. / H. Pedersen // Nordisk Museologi. 1995. № 2. -C. 131−146.
  7. Silven-Garnert E. Objects in the World and Objects in Museums Текст. / E. Silven-Garnert // Nordisk Museologi. 1995. № 2. -C. 123−130.
  8. Академия наук Союза советских социалистических республик за двести лет Текст.: Речь Непременного секретаря С. Ф. Ольденбурга читанная в торжественном заседании Конференции Академии 6 Сентября 1925 года. -Л., 1925.-32 с.
  9. Е.М. Музей как социальный институт // Социс, 2004, № 10.-М., 2004.
  10. Т.И. Музеи РАН Текст. / Т. И. Алексеева // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 3−7.
  11. Т.И. Музеи Российской Академии наук: история и современность Текст. / Т. И. Алексеева, Б. В. Левшин // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С .3−46.
  12. Т.И. Музей антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности Текст. / Т. И. Алексеева, С. Г. Ефимова // Альма-нах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 289−318.
  13. Алимов А. Ф. Разнообразие мировой фауны в коллекциях Зоологического института РАН Текст. / А. Ф. Алимов, В. Н. Танасийчук, С.Д. Сте-паньянц // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: сб. статей. -СПб., 2003.-С. 239−300.
  14. К.В. Современный музей как гипертекстуальное пространство Текст. / К. В. Алякина // История философии и история культуры. Материалы конференции молодых ученых М., 2001. — С. 73−76.
  15. Е.Д. Рудно-петрографический музей Текст. / Е. Д. Андреева // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 36−39.
  16. В.П. Музееведческие размышления о мемориальных объектах Текст. / В. П. Арзамасцев // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции. М., 1997. С. 9−12.
  17. Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию Текст. / Э. Аронсон / Пер. с англ. М.А. Ковальчука- поп, ред. B.C. Магуна-М.: Аспект Пресс, 1998.-517 с.
  18. Е. Г. Социальные функции современного музея исторического профиля Текст. / Е.Г. Артемов// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. — М., 2001. С. 99 105.
  19. Г. Сильные и слабые стороны музеев Текст. / Г. Артс // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: Практическое пособие. Составитель В. Ю. Дукельский. М., 2002. — С. 20−24.
  20. О.Г. О музеях Новосибирского научного центра Текст. /
  21. О.Г. Байкова // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002.-С. 18−29.
  22. С.Г. Из опыта создания музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Текст. / С. Г. Батырева // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук. М., 2004. — С. 165−172.
  23. В.К. Об организации и перспективах деятельности Музея СО РАН по теме «История сибирской науки в лицах» Текст. / В. К. Бахтин, Г. М. Запорожченко, О. Н. Шелегина // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 277−288.
  24. О.В. Артефакт в системе антропологии и этнографии Текст. / О. В. Беззубова // Философский век. Науки о человеке в современном мире. Вып.22. Часть 2. СПб., 2001. — С. 184−187.
  25. О.В. Беззубова Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры Текст. / О. В. Беззубова // Триумф музея?: Сб. статей. СПб.: «Осипов», 2005. — С. 6−27.
  26. Ботанический музей РАН. Бумажный проект. Режим доступа: www.paperproject.narod.ru, свободный.
  27. А.П. Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН Текст. / A.M. Бородовский //Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2001.-С. 70−82.
  28. Л.П. Коллекции геологических музеев как часть культурного наследия Текст. /Л.П. Брюшкова. М.: «Наука», 1993. — 96 с.
  29. Л.П. Эволюция геологических музеев как формы организации научного труда Текст. / Л. П. Брюшкова // Геологический музей: Сб.ст.-М., 1994.-С. 20−39.
  30. Л.П. Пропавшие коллекции геологического музея им. А. П. Карпинского Текст. / Л. П. Брюшкова // Геологический музей. Сб.ст. -М., 1994. С. 40−49.
  31. Л.П. Музеи геологического профиля и научно-исследовательская работа Текст. / Л. П. Брюшкова // Труды Государственного Дарвиновского музея. Вып. IV. -М., 2001. -С.41−61.
  32. Л.П. Ведомственные геологические музеи: кризис или трудности роста? Текст. / Л. П. Брюшкова // Труды Государственного Дарвиновского музея. Вып. VI. М., 2003. — С.30−46.
  33. Л.Ю. От аптекарского огорода до Ботанического института Российской академии наук сокровищницы ботанических коллекций Текст. / Л. Ю. Буданцев // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: сб. статей. — СПб., 2003. — С. 171−238.
  34. . В. Британские научные музеи в Интернете Текст. / Б. В. Булюбаш // Вопросы истории естествознания и техники № 4, 2000 г. -стр. 8−13.
  35. Л. П. Музей A.M. Горького ИМЛИ РАН Текст. / Л. П. Быковцева // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001.-С. 118−141.
  36. Г. В. Кризис музея как мировоззрения Текст. / Г. В. Вдо-вин // 60 параллель, 2003, № 3. Сургут: Изд-во «Центр культурных инициатив Сургута», 2003 г. — С. 20 — 39.
  37. Дж. Основные принципы современного научного музееведения Текст. / Дж. Вагенсберг // Cultivate-Russia Web Magazine, вып. 2, февраль 2003.
  38. Л.Д. Мемориальный кабинет-музей академика А.П. Виноградова Текст. / Л.Д. Виноградова// Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 192−203.
  39. JI.Д. Мемориальный кабинет-музей академика А.П. Виноградова в поисках родословной семьи Виноградовых Текст. / Л. Д. Виноградова // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. — С. 242−254.
  40. Виртуальный музей науки и техники СО РАН Режим доступа: www.hum.sbras.ru/muz, свободный.
  41. A.B. Опыт разработки информационной системы для музейной работы (Музей геологии и минералогии ГИ КНЦ РАН) Текст. / A.B. Волошин, В. В. Борисова // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 249−251.
  42. A.B. Новый аспект деятельности музея геологии и минералогии образовательный Текст. / A.B. Волошин, В. В. Борисова // Аль-манах-2000. Музеи Российской академии наук. — М.: Научный мир, 2001. — С. 176−182.
  43. Е.А. Музеи в системе науки Текст. / Е.А. Воронцова// Культурные миры: Материалы науч. конф. «Типология и типы культур: разнообразие подходов"/ Рос. ин-т культурологии- отв. ред. В. А. Гуркин. -М., 2001.-С. 210−218.
  44. K.M. Музей как социальный институт в России XX столетия Текст. / K.M. Газалова // Проблемы теории, истории и методики музейной работы: сб. статей. -М., 1995. -С.10−12.
  45. Н.М. Мемориальный дом-музей академиков Арбузовых Текст. / Н. М. Гайдукова // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2001. С. 142−146.
  46. Н.М. Дом-музей академиков А.Е. и Б. А. Арбузовых в Казани Текст. / Н. М. Гайдукова, Н. С. Кореева // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. — С. 200−220.
  47. Ю.В. Кунсткамера и трансформация представлений о сакральном в петровскую эпоху // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12−14 июня 2000 г. Серия
  48. Symposium», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.86−89.
  49. Ю.В. Музей-аквариум Текст. / Ю. В. Герасимов // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. -С. 152−156.
  50. Л.И. Музеи в современном мире Текст. / Л. И. Годунова //Музей-город-регион: история и современность (По материалам конференции музейных работников, состоявшихся в гг. Москве и Орле в 1997 году).-М., 1998.-С. 13−23.
  51. В.И. Музей естественной истории в СВКНИИ ДВО РАН Текст. / В. И. Гончаров, Ю. А. Колясников // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 72−84.
  52. Государственный Геологический Музей им. В. И. Вернадского -Режим доступа: www.sgm.ru, свободный.
  53. А. К основным проблемам музееведения Текст. / А. Грегорова // Музеи мира. М., 1991. С. 27 — 38.
  54. В. П. История музейного дела до конца XVIII век Текст. / В. П. Грицкевич. В 2 ч.: Ч. I. СПб.: СПбГУКИ, 2001.- 164 с.
  55. В. П. История музейного дела до конца XVIII век Текст. / В. П. Грицкевич. В 2 ч.: Ч. II. СПб.: СПбГУКИ, 2001. — 244 с.
  56. В.П. История музеев мира Текст. / В. П. Грицкевич, A.A. Гужаловский. Минск, 2003. — 239 с.
  57. О.М. Первый академический археолого-этнографический музей в Дагестане Текст. / О. М. Давуров // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001. — С. 83−92.
  58. А.П. Академическая наука и перспективы научного туризма в Сибири Текст. / А. П. Деревянко // Квартальновские чтения: тез. докл. М., Комиссия Совета Федерации по делам молодёжи и спорта, 2004. С. 6−8.
  59. A.B. О систематических палеонтолого-стратиграфических коллекциях Текст. / A.B. Дронов // Проблемы региональной геологии: музейный ракурс: сборник мат-лов конференции. М.: Акрополь, 2004. — С. 102−103.
  60. А.Н. Социальные функции музея: споры о будущем Текст. / А. Н. Дьячков // Музееведение. На пути к музею XXI века./ Сб. научных трудов. М.: НИИ культуры, 1989. — С.96 — 103.
  61. Г. Н. Жизнь в делах продолжается Текст. / Г. Н. Езерова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 204−212.
  62. Дж. Реальная наука Текст. / Дж. Займан // Социология науки. Статьи и рефераты / Под ред. С. А. Кугеля. СПб., 2000.
  63. И.Е. Новые музеи в системе Российской академии наук Текст. / И. Е. Зайцева // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2001. С. 3−7.
  64. А.Б. Научные основы экскурсионной работы в музее Текст. / А. Б. Закс // Актуальные проблемы музейного дела в РСФСР. М., 1987. — С. 37−43.
  65. А. Б. Динамика социальных функций музеев СССР Текст. / А. Б. Закс // Музеи мира. М., 1991. С. 51 -62.
  66. Т.Г. Мемориальный дом-музей H.A. Морозова Текст. / Т. Г. Захарова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 157−165.
  67. Т.Г. Пятый музей в Борке Текст. / Т. Г. Захарова // Аль-манах-2002. Музеи Российской академии наук / отв. ред. Т. И. Алексеева. -М., 2004.-С. 118−125.
  68. Ю.В. О функциях музея Текст. / Ю. В. Зиновьева // Музей в современной культуре- Сборник научных трудов. СПб.: СПб ГАЮ 1997.-С. 259−269.
  69. A.B. «Идеальный музей» Н.Ф. Федорова и современное музееведение / A.B. Зыков // «Наука и музей»: мат-лы науч.-практ. семинара, поев. 25-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Кемерово, 2002. — С. 51 — 56.
  70. Иванова Е. В. Музей антропологии и этнографии имени Петра
  71. Великого в Санкт-Петербурге (Кунсткамера) Текст. / Е. В. Иванова, A.C. Мыльникова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 97−119.
  72. И.Н. Мемориальный кабинет-музей академика В.И. Вернадского Текст. / И. Н. Ивановская, B.C. Неаполитанская // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 177 191.
  73. И.В. Музейный работник и музеевед: проблемы взаимодействия Текст. / И. В. Иксанова // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции. М., 1997.-С. 12−15.
  74. История Академии наук СССР Текст. / в 3-х т. Т. 1. M.-JL, 1958.-483 с.
  75. Йокар J1.H. О научной работе музея A.M. Горького Текст. / J1.H. Йокар // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000.-С. 201−212.
  76. Е.М. Минералогический музей Геологического института Кольского научного центра РАН Текст. / Е. М. Калинина, A.B. Волошин // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 17−24.
  77. К.П. Возрождение музейной этнографии в Москве Текст. / К. П. Калиновская // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук.-М.: Научный мир, 2000.-С. 138−150.
  78. К.П. Юбилей Этнографического кабинета-музея Института этнологии и антропологии РАН Текст. / К. П. Калиновская, Х. М. Турьинская // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук / отв. ред. Т. И. Алексеева. М., 2004. — С. 50−69.
  79. О. Ф. Музей И.Д. Папанина Текст. / О. Ф. Камшилова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998.-С. 166−176.
  80. Э. П. Музей М.В. Ломоносова Текст. / Э. П. Карпеев // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. -С. 221−231.
  81. Г. С. Вещь как феномен культуры Текст. / Г. С. Кнабе //Музеи мира. М., 1989. — С. 111−140.
  82. В. Е. Основные проблемы музейного менеджмента в России Текст. / В. Е. Ковригина // ИКОМ. Информационный бюллетень № 1,2001 г. с.74−78.
  83. Л.Р. Совершенствование нормативно-методической базы формирования и использования музейных коллекций каменного материала Текст. / Л. Р. Колбанцев, И. И. Куприянова, Н. В. Скоробогатова, В. И. Кузьмин // Разведка и охрана недр, 2005, № 4. с. 54−58.
  84. Э.И. История науки история умножения человеческой мощи Текст. / Э. И. Колчинский // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: альбом. — СПб., 2003. — С. 449−468.
  85. Э.И. Академическая наука в Санкт-Петербурге и мировая культура Текст. / Э. И. Колчинский, Ю. А. Петросян // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: альбом. СПб., 2003. — С. 9−50.
  86. Т.А. Пушкинский Дом Текст. / Т. А. Комарова // Аль-манах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. — С. 145−156.
  87. С.Е. Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской Академии наук музей живой природы Текст. / С. Е. Коровин, З. Е. Кузьмин // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. — М.: Научный мир, 1998.-С. 56−75.
  88. Э.А. О некоторых новых поступлениях в Мемориальный музей-квартиру академика И.П. Павлова Текст. / Э. А. Космачевская, Л. И. Громова // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001.-С. 163−169.
  89. М. Культурно-историческая психология Текст. / М. Коул. -М., 1997.-432 с.
  90. С.И. Археологический музей Текст. / С.И. Кочкур-кина // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002.-С. 98−102.
  91. Культурная политика России: История и современность: Два взгляда на одну проблему Текст. / Отв. ред. И. А. Бутенко, К. Э. Разлогов. -М.: Либерия, 1998.-296 с.
  92. Н.К. Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова Текст. / Н. К. Куприянова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 213−220.
  93. В.А. О программе развития музейного дела Текст. / В. А. Ламин // газ. «Наука в Сибири». 2002, № 19. — С.5.
  94. Л.В. Музей Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук Текст. / Л. В. Лбова // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 111−119.
  95. Л.В. О роли академического музея в области естествен-ноисторического образования и просвещения: научные исследования и музейные коммуникации Текст. / Л. В. Лбова // Труды Музея Природы Бурятии. Улан-Удэ, 2003. С. 19 — 24.
  96. Л.М. Кабинет-музей этноархеологии им. С. П. Толстова Текст. / Л. М. Левина, 10.А. Раппопорт // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2000. С. 167−180.
  97. Летопись Российской академии наук Текст. / отв. ред. Н. И. Невская. СПб., 2000.-994 с.
  98. . Менеджмент в музейном деле Текст. /Б. Лорд, Г. Д. Лорд. М.: «Логос», 2002. — 256 с.
  99. Ю. М. Память в культурологическом освещении Текст. / Ю. М. Лотман. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. — С. 200−202.
  100. К.А. Музей Института биологии моря ДВО РАН новый музей естественной истории на Дальнем Востоке России Текст. / К. А. Лутаенко // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. — М.: Научный мир, 1998.-С. 90−96.
  101. Макаров И. М. Выставочная деятельность Российской Академии наук Текст. / И. М. Макаров, В. А. Рукавишников // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. — С. 271−280.
  102. А.И. Вузовский музей. Особенности и традиции Текст. / А. И. Мартынов // «Наука и музей»: мат-лы науч.-практ. семинара, пов. 25-летию музея «Археология, этнография и экология Сибири» КГУ. -Кемерово, 2002. С.5−8.
  103. Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана РАН. Режим доступа: http://www.fmm.ru, свободный.
  104. В.Г. Сибирский зоологический музей Текст. / В. Г. Мордкович // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 85−94.
  105. Музееведение. Музеи исторического профиля Текст. / И. Аве, K.M. Газалова, Я. Н. Грачев, А. Б. Закс и др. М., 1988. — 431 с.
  106. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности Текст.: Сб. науч. тр. НИИ культуры / отв. ред. В.Ю. Дукель-ский-М., 1989.-218 с.
  107. Музеи Академии наук СССР и академий наук союзных республик Текст.: Справочник / Отв.ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1983. — 128 с.
  108. Музеи Академии наук СССР и академий наук союзных республик Текст.: Справочник / Отв.ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1989. — 160 с.
  109. Музеи России. Режим доступа: http:// www.museum.ru, свободный.
  110. Музеи Российской академии наук Текст.: Справочник / Сост. И. Е. Зайцева. М: МАИК «Наука/Инерпериодика», 1999. — 144 с.
  111. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера» РАН. Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru, свободный.
  112. Музей и новые технологии Текст.: На пути к музею XXI века / Сост. Н. А. Никишин. М.: Прогресс-Традиция, 1999. — 216 с.
  113. Музей Института биологии моря ДВО РАН. Режим доступа: http:// www.mimb.dvo.ru, свободный.
  114. Музейная группа Института биологии внутренних вод в поселке Борок Режим доступа: www.borok.ru/museums, свободный.
  115. Музейная деятельность на современном этапе Текст. /Сб.науч.тр. СПб гос. Ун-та. СПб, 1996. — 215 с.
  116. А.Е. Палеонтологическое собрание музея Бурятского НЦ СО РАН Текст. / А. Е. Мурзинцева // Эволюция жизни на Земле: Материалы III междунар. симпозиума. Томск: ТГУ, 2005. — С. 407−408.
  117. А.Е. Специфика и проблемы деятельности академических музеев Сибири археолого-этнографического профиля Текст. /' А. Е. Мурзинцева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия история, филология. Вып. 4, 2006. С. 20−28.
  118. На пути к музею XXI века Текст.: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М, 1989.-С. 186−204.
  119. Г. Б. Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского. Концепция Текст. / Г. Б. Наумов // Геологический музей. М., 1994. С. 4−19.
  120. JI.A. Мемориальный кабинет академика С.С. Наметкина Текст. / JI.A. Нехаева, О. П. Паренаго // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001. — С. 147−162.
  121. М.И. Современные тенденции в развитии музейного дела. Текст. / М. И. Новгородова // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 231−236.
  122. H.A. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности Текст. / H.A. Никишин // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч.тр. НИИ культуры. М., 1989. — С.7−15.
  123. М.И. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана
  124. Текст. / М. И. Новгородова // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 8−16.
  125. E.H. «Древние достопамятности» Отечества и народов, его населявших, в коллекциях Института истории материальной культуры РАН Текст. / E.H. Носов // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: сб. статей. СПб., 2003. — С. 375−410.
  126. Е.А. Кунсткамера: Концепция развития и Служба связей с общественностью в музее Текст. / Е. А. Окладникова // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы научной конференции. М., 1997. — С. 51−52.
  127. Е.А. Музейный предмет и его семиотический дискурс Текст. / Е. А. Окладникова, С. Т. Махлина //Триумф музея?: сб. статей науч. конф. СПб., 2005. — С. 61−72.
  128. Очир-Горяева М. А. Первый музей в Калмыцкой степи Текст. / М.А. Очир-Горяева // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2000.-С. 181−186.
  129. И.Я. Научные коллекции как феномен культуры Текст. / И. Я. Павлинов // Природа, 1990, № 4. С. 3−9.
  130. Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова Палеонтологического института РАН Режим доступа: www.paleo.ru/museum, свободный.
  131. H.H. Международное академическое агенство «Наука» (МААН) Текст. / H.H. Парин // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 302−304.
  132. И.Г. Музею археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН 25 лет Текст. / И. Г. Петров, Р. И. Якупов // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. — М.: Научный мир, 2002. — С. 70−84.
  133. Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) Текст. / Т. П. Поляков. М., 1997. — 174 с.
  134. И.П. Мемориальный кабинет академика В.В. Парина Текст. / И.П. Пономарева// Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М: Научный мир, 2002. — С. 266−270.
  135. P.JI. Зоологический музей ЗИН РАН на пороге третьего тысячелетия Текст. / P.JI. Потапов // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001. — С. 8−26.
  136. Проблемы региональной геологии: музейный ракурс Текст.: сб. мат-лов конференции. М.: Акрополь, 2004. — 200 с.
  137. Российская академия наук. Режим доступа: http:// www.ras.ru, свободный.
  138. Российская культура в законодательных и нормативных актах Текст. Музейное дело и охрана памятников. 1996−2000. М., ГИМ, 2001. -412 с.
  139. Российская музейная энциклопедия Текст. / A.A. Сундиева, Е. А. Воронцова, Т. Н. Кадаурова и др.: В 2 т. Т.1. М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.-436 с.
  140. Российская музейная энциклопедия Текст. / A.A. Сундиева, Е. А. Воронцова, Т. Н. Кадаурова и др.: В 2 т. Т 2. М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.-416 с.
  141. П.Е. Мемориальный музей П.Л. Капицы. Как он создавался Текст. / П. Е. Рубинин // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 213−230.
  142. Д.В. Музей истории Земли. Государственный геологи-ческй музей им. Вернадского Текст. / Д. В. Рундквист, Г. Б. Наумов, В. В Черненко., М. Н. Кандинов // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 25−35.
  143. Ю.Б. Социологическое исследование в музее Текст. / Ю. Б. Самсонов // Актуальные проблемы музейного дела в РСФСР. М., 1987. — С. 44−65.
  144. H.JI. Субъективный взгляд на музей из виртуальной реальности Текст. / Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы науч. конф. 25−26 ноября 1997 г. М.: РГГУ, 1997. — С.35−38.
  145. Сибирское отделение РАН. Режим доступа: http:// www.nsc.ru, свободный.
  146. Е.К. Экспозиция «Тибетская медицина: история и современность» в Музее БНЦ СО РАН Текст. / Е. К. Синицына // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2001. — С. 52−57.
  147. H.H. «Имя Пушкинского дома.» Текст. / H.H. Скатов // Сокровища академических собраний Санкт-Петербурга: сб. статей. СПб., 2003.-С. 301−330.
  148. Л.И. Музей в системе постмодернистской парадигмы научного знания Текст. / Л. И. Скрипкина // Музеи в период перемен. -СПб.: Контрфорс, 1997. С.65−69.
  149. Л.И. Музей как пересечение интересов науки и массового потребления Текст. / Л. И. Скрипкина //Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. — № 4. — С. 73 — 79.
  150. В.А. Музей ДВГИ. Монографические петрографические коллекции как способ накопления и систематизации фондов Текст. / В. А. Соляник // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000.-С. 63−71.
  151. A.A. Музей природы (создание, состояние и перспективы) Текст. / A.A. Сорин // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук.
  152. М.: Научный мир, 1998.-С. 144−151.
  153. И.А. Опыт выставочной деятельности Института археологии РАН Текст. / И. А. Сорокина // Альманах-2000. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2001. С. 208−227.
  154. И.А. Археология и геология археологические коллекции в выставочной деятельности геологического музея Текст. / И. А. Сорокина, ЕЛ. Минина // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. -М.: Научный мир, 2002. — С. 281.
  155. С. И. Естественно-исторический музей: от фактологии науки к формированию основ экологической культуры (исторический экскурс) / С. И. Сотникова // Музеи Москвы и музеология XX века: Тезисы науч. конф.-М., 1997.-С. 20−22.
  156. Странский 3. Понимание музееведения Текст. / 3. Странский // Музеи мира: сб. науч. статей. -М., 1991. С. 6−14.
  157. Н.П. Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова Текст. / Н. П. Счастливцева // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 40−55.
  158. Н.П. О развитии экспозиции Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова Текст. / Н. П. Счастливцева // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук / отв. ред. Т. И. Алексеева. М., 2004. — С. 5−17.
  159. В.В. Проблемы эффективности работы музеев России в современных условиях Текст. / В. В. Тихонов: автореф. дисс. Иркутск, 2002. — 32 с.
  160. H.A. История музейного дела Сибири: проблема периодизации Текст. / H.A. Томилов // Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX веке. Новосибирск, 2000. — С. 139−141.
  161. О.Н. Экспертная оценка состояния фондов сибирских музеев Текст. / О. Н. Труевцева // Музей и общество на пороге XXI века: мат-лы науч. конф.-Омск, 1997.-С. 161−162.
  162. О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический опыт и перспективы Текст. /О.Н. Труевцева. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета, 1998. — 130с.
  163. Уилл J1. Музеи как информационные центры Текст. / J1. Уилл// Museum. 1994, № 181. — С. 20−25.
  164. Уставы РАН Текст. / И. Я. Алексеева. М., 2005. — 500 с.
  165. А.Е. Музейное, выставочное и лекционное дело Текст. / А. Е. Ферсман // Академия наук Союза советских социалистических республик за десять лет 1917−1927. Л.: Изд-во АН СССР, 1927, — С.178−187.
  166. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение Текст. / Н. Ф. Федоров // Собр.соч.: В 4 т. Т.2. М., 1995. — С. 372 — 388.
  167. В.А. Наука и музей на Байкале Текст. / В. А. Фиалков,
  168. B.И. Галкина // Альманах-1998. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 1998. — С. 76−89.
  169. Л.В. Гельминтологический музей Института паразитологии РАН Текст. / Л. В. Филимонова, Н. И. Суменкова // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 120−127.
  170. Н.П. Фондовые коллекции в музее Текст. / Н.П. Фи-нягина // Вопросы музейной работы. Труды 11. М.: Министерство культуры РСФСР. НИИ культуры, 1974. — С. 104−118.
  171. К. Влиятельные музеи Текст. / К. Хадсон. Новосибирск, 2001.-196 с.
  172. А. Музеи и наследие: есть ли между ними реальное противоречие Текст. / А. Хаттон // Памятники в изменяющемся мире. М., 1993.1. C. 72−97.
  173. В.В. Современные информационные технологии в музее. (Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского) Текст. /
  174. B.В. Черненко // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 237−248.
  175. Т.В. Музеи в системе Академии Наук (XVIII первая треть XX вв.) Текст. / Т. В. Чумакова //Триумф музея?: сб. статей науч. конф. -СПб, 2005.-С. 172−175.
  176. О.В. Материалы Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера МЦНКО КНЦ РАН как источник по истории науки Текст. / О. В. Шабалина // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 187−200.
  177. Шахнович М. М. Музеи истории религии Академии Наук СССР: страницы прошлого (1932−1961) Текст. / М. М. Шахнович //Триумф музея?: сб. статей науч. конф. СПб, 2005. — С. 175−179.
  178. О.Н. О музейной сети Сибирского отделения РАН Текст. / О. Н. Шелегина, О. Г. Байкова // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. — С. 3−17.
  179. М.П. О музее института океанологии РАН Текст. / М. П. Ширшова // Альманах-1999. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2000. — С. 104−110.
  180. Н.М. «История сибирской науки в лицах» продолжается Текст. / Н. М. Щербин, О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожченко, О. Г. Байкова, З. Г. Лапшина // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. М.: Научный мир, 2002. С. 255−265.
  181. Щербин Н. М. Концепция виртуального Музея СО РАН Текст. / Н. М. Щербин, О. Н. Шелегина, Г. М. Запорожниченко, В. Г. Казаков, О.Г. Бай-кова // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук. М., 2004. — С. 150−164.
  182. Т.Ф. Музей в мировой культуре Текст. / Т. Ф. Юренева. М.: «Русское слово — РС», 2003. — 536 стр.
  183. Л.И. Музею Географического общества 15 лет Текст. / Л. И. Ярукова // Альманах-2001. Музеи Российской академии наук. — М.: Научный мир, 2002. — С. 95−97.
Заполнить форму текущей работой