Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сконструирована и апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, разработанная на основе феноменологического, личностно-деятельностного и системного подходов, отражающая единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса соответственно этапам (ориентации, освоения, присвоения) и включающая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения
    • 1. 1. Содержание, сущность и структура понятия «познавательная активность студента» в условиях информатизации обучения
    • 1. 2. Педагогический потенциал информатизации обучения в развитии познавательной активности студента
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию познавательной активности студента в условиях информатизации обучения
    • 2. 1. Логика опытно-поисковой работы по развитию познавательной активности студента в условиях информатизации обучения
    • 2. 2. Опыт реализации структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения
    • 2. 3. Динамика развития познавательной активности студента
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями в жизни современного общества, определяющими новые требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений: обществу необходимы активные, инициативные, самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, опирающиеся на приобретенные ими знания, умения и навыки (А.А. Андреев, А. Борк, Б. С. Герпгунский, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Е. С. Полат и др.). Развитие познавательной активности студента во многом определяет успешность образования, стремление к самообразованию, что доказывает приоритетность проблемы развития познавательной активности студента. Освоение знаний, умений и навыков в современном образовательном процессе осуществляется в ходе проявления обучаемыми их познавательной активности с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Происходит изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, индивидуальный подход, самообразование и самообучение. Одним из важнейших нормативных документов, определяющих работу в данном направлении является разработанная федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 — 2010). Целью данного направления является распространение путем образования современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Следовательно, происходит переосмысление личностных образований современного выпускника, в том числе его познавательной активности, так как для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникации и других средств связи.

Наряду с традиционными в образовании стали широко использоваться информационно-коммуникационные технологии как источник информации и инструмент ее преобразования, поэтому возникла необходимость рассмотреть проблему развития познавательной активности обучаемых в условиях информатизации обучения.

В философии, психологии, педагогике накоплен определенный объем знаний, необходимых для постановки и решения проблемы развития познавательной активности в условиях информатизации обучения.

Степень разработанности проблемы. Основополагающее значение для нашего исследования имеют исследования, которые позволяют раскрыть сущность понятий: «познавательная активность личности» и «информатизация обучения».

Основные законы и категории познания, учение о человеке как активном субъекте познания обоснованы с позиции философии в фундаментальных работах Р. Декарта, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля.

В психологии проблема развития познавательной активности личности в различных аспектах исследована Б. Г. Ананьевым, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, П. И. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, Н. А. Менчинской и ДР.

Сущность и структура понятия «познавательная активность личности» с позиции педагогики рассмотрены Л. П. Аристовой, А. А. Вербицким, A.M. Матюшкиным, М. Н. Скаткиным, Н. Ф. Талызиной, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др.

Познавательную активность личности как интенсивную аналитико-син-тетическую мыслительную деятельность обучаемого в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний рассматривали Л. И. Божович, П. В. Борисова, В. И. Лозовая, В. Ф. Ломов, И. Ф. Харламовкак проявление в деятельности преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам — Л. П. Аристова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, X. Хекхаузенкак интегральное свойство личности, которое интенсивно формируется и оказывает влияние на весь учебный процесс, — А. А. Вербицкий, В. Н. Мясищев, Г. И. Шукина.

Вопросы организации учебного процесса на базе современных средств обучения находятся в центре внимания А. А. Андреева, В. Далингера,.

A.П. Ершова, Л. С. Зауэр, М. П. Лапчика, Н. В. Макаровой, Е. И. Машбица,.

B.М. Монахова и др., которые рассматривали использование компьютера и его программного обеспечения в аспекте предоставления новых возможностей для разностороннего развития обучаемых.

Универсальность компьютера и его программного обеспечения как средства, позволяющего реализовать деятельностный подход обучения, отмечается такими исследователями, как: С. А. Богданов, А. А. Кузнецов, Г. К. Селевко, Н. Д. Угринович и др.

В современной педагогической действительности под информатизацией обучения понимается процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера (Д.Ш. Матрос, А. В. Петров, И.В. Роберт).

Вопросы, посвященные теории и методике обучения информатике актуализированы в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, Н. В. Макаровой.

Направления обучения в компьютерной среде и использования информационно-коммуникационных технологий в образовании представлены в трудах Ю. С. Брановского, А. Борка, С. А. Богданова, Г. М. Будунова, Л. Д. Васильевой, В. Далингер, В. И. Данильчук, В. В. Моторина, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. К. Селевко и др.

Вопросы по созданию цифровых образовательных ресурсов, электронных учебников и виртуальных сред представлены в работах М. И. Башмакова, Т. Г. Везирова, А. В. Осина и др.

Следовательно, в современной педагогической теории и практике достаточно полно рассмотрена и изучена познавательная активность личности обучаемого, также накоплен значительный фонд исследований по информатизации обучения. Однако проблема развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения все еще остается недостаточно полно изучена. В то же время имеются объективные условия, позволяющие сформулировать теоретико-методологические позиции в определении модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований позволил выявить ряд противоречий, которые представляются актуальными на современном этапе развития системы образования:

— социально-педагогического уровня — между потребностью современного общества в личности, обладающей познавательной активностью и недостаточным обоснованием методологических основ организации и реализации образовательного процесса, направленного на развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения;

— научно-теоретического уровня — между педагогическим потенциалом информатизации обучения в развитии познавательной активности студента и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения информатизации обучения в развитии познавательной активности студента;

— научно-методического уровня — между потребностью практики в научно-методическом обеспечении развития познавательной активности студента и недостаточной разработанностью программно-содержательного обеспечения развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

Таким образом, проблема поиска и научного обоснования содержания, методов и способов развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения является актуальной в теоретическом и практическом планах.

С учетом актуальности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности поставленной проблемы определена тема диссертационного исследования: «Развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения».

Объект исследования: информатизация обучения.

Предмет исследования: процесс развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

В работе введено ограничение — исследование проведено на материале среднего профессионального образования.

Цель: обосновать структурно-функциональную модель развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности студента в условиях информатизации обучения как личностного свойства, проявляющегося в творческом объективном отношении к содержанию и процессу информатизации обучения, обеспечивающим продуктивное усвоение знаний и способов информатизации обучения, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение образовательной цели, как процесс личностных преобразований под влиянием внешних и внутренних условий отражает динамику целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов учебно-познавательной деятельности согласно поэтапности изменения компонентов познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, взаимосвязанности и взаимообусловленности содержания и технологического обеспечения, будет эффективным при:

— направленности образовательного процесса на формирование готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности;

— организации диалогичности обучения в системе Студент — Информационно-коммуникационные технологии — Педагог для активизации учебно-познавательной деятельности студента с использованием информационно-коммуникационных технологий;

— разработке содержания ситуационного обучения, обеспечивающего вариативность и разнообразие ситуаций по направленности и функциональному назначению, включение студента в активную учебно-познавательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Уточнить содержание и структуру понятия «познавательная активность студента».

2. Выявить педагогический потенциал информатизации обучения и средства его реализации для развития познавательной активности студента.

3. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в информатизации обучения.

4. Разработать научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в условиях информатизации обучения, направленного на развитие познавательной активности студента.

Методологической основой исследования являются положения о всеобщей связи, взаимодействии и взаимообусловленности явленийнаучные воззрения о человеке как важнейшей ценности и субъекте социальных отношений и развитиятеория информацииличностно-деятельностный, системный и феноменологический подходы, позволяющие увидеть феноменологическую сущность понятия «познавательная активность студента» с позиции информатизации обученияположения возрастной и педагогической психологии о закономерностях развития юношества.

Теоретической основой исследования выступили:

— на философском уровне: законы и категории познания, учение о человеке как активном субъекте познания (Р. Декарт, И. Кант, Г. В.Ф. Гегель) — идеи феноменологии и феноменологического подхода (Э. Гуссерль, Г. П. Звенигоро-дская, А. Маслоу, М. Хайдеггер, М. Шелер, Г. Г. Шпет) — концепция компьютеризации и информатизации в сфере образования (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Д.Ш. Матрос) — концепции философии и методологии образования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий) — теории информационного общества (Д. Белл, А. Д. Урсул, Ф. Уэбстер). на общенаучном уровне: социальные, психологические и педагогические основы теории познавательной активности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. П. Аристова, Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, Л. С. Выготский, П. И. Гальперин, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Н. А. Менчинская, Р. А. Низамов, Н. Ф. Талызина, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина) — идеи целостного подхода к исследованию учебно-воспитательного процесса (В.И. Данильчук, В. В. Краевский, В.В. Сериков) — теория деятельности и развития личности, положения о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (В.А. Беликов, Л. С. Выготский, П. И. Гальперин, А. Н. Ксенофонтова, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Рындак, Л. Б. Соколова, Н.Ф. Талызина) — вопросы методологии и методики использования информационных технологий в системе образования (Т.Г. Везиров, К. К. Колин, Е. И. Машбиц, Г. К. Селевко).

— на конкретно-научном уровне: идеи деятельностного подхода к организации образовательного процесса (В.В. Давыдов, А. Н. Ксенофонтова, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Г. И. Щукина, Д.Б. Эльконин) — исследования методологических и дидактических основ обучения на базе информационно-коммуникационных технологий (Г.А. Бордовский, Ю. С. Брановский, Я. А. Ваграменко, В. И. Данильчук, М. П. Лапчик, А. В. Могилев,.

В.М. Монахов, Е. Н. Пасхин, А. В. Петров, Е. С. Полат, И. В. Роберт,.

A.Д. Урсул) — исследования в области применения информационно-коммуникационных технологий в развитии личности, информационной компетентности обучаемого (Н.И. Гендина, М. П. Лапчик, А. В. Могилев,.

B.М. Монахов, А. В. Осин, Н.А. Сизинцева).

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе ГОУ СПО «Оренбургский педагогический колледж № 1 имени Н.К. Калугина», ГОУ СПО «Оренбургский педагогический колледж № 2», ГОУ СПО «Оренбургский государственный экономический колледж инвалидов». В исследовании принимали участие 455 студентов и 40 преподавателей.

Исследование проводилось в четыре этапа с 2001 по 2010 годы.

На первом — подготовительном этапе (2001 / 2003 уч. год) — определена тема исследованияпроведен анализ библиографических источников и опыта педагогов с целью изучения состояния проблемы развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения и выявления направления ее решениявыявлены теоретические аспекты развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучениясформулирована исходная гипотеза исследования.

На втором этапе (2003 / 2005 г.) проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого были определены цель и задачи эксперимента в целом, выявлены критерии и их показатели для разных уровней проявления познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, определены содержание структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения и педагогические условия ее реализации.

На третьем этапе (2005 / 2008 г.) проводился формирующий эксперимент, то есть осуществлялась опытно-поисковая работа по реализации структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обученияпроверялась эффективность педагогических условий развития исследуемого процесса.

На четвертом этапе (2008 / 2010 г.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты исследованияосуществлялась обработка полученных результатовоформлялся текст диссертации.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов научного исследования, объединенных в четыре группы: методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, методологической и психолого-педагогической литературыопределение, классификация, моделированиеэмпирические методы: беседа, наблюдение, анкетирование, тестированиеэкспериментальные методы, констатирующий и формирующий экспериментметодика обработки данных: качественный и количественный анализ.

Научная новизна исследования:

— уточнены структура и содержание понятия «познавательная активность студента» как личностного свойства, отражающегося в сформированности содержательно-процессуального, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов, отличительными признаками которых являются сформированность знаний, технологичность и самостоятельность решения задач средствами информатизации обучения, наличие познавательного интереса к учебно-познавательной деятельности и мотивов учения в условиях информатизации обучения, эмоциональное, осознанное и ценностное отношение к информатизации обучения;

— выявлен педагогический потенциал информатизации обучения в развитии познавательной активности студента, проявляющийся в построении обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме диалога, реализации индивидуального подхода в ходе решения проблемных ситуаций на базе информационно-коммуникационных технологий, применении в процессе обучения «метода проектов» для активизации учебно-познавательной деятельности студента;

— сконструирована и апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, разработанная на основе феноменологического, личностно-деятельностного и системного подходов, отражающая единство цели и результата, логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса соответственно этапам (ориентации, освоения, присвоения) и включающая в себя цель (развить познавательную активность студента в условиях информатизации обучения), компоненты (содержательно-процессуальный, мотивационный, эмоционально-волевой), подходы, критерии и уровни развития, результат (познавательная активность студента) — обеспечивающая целостность (прогностическо-целевой, содержательно-организационный, результативно-оценочный блоки), направленность процесса развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения и реализацию функций: преобразующей, синергетической, информативной и интерактивной;

— обоснованы педагогические условия, обеспечивающие реализацию структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения: формирование готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, организация диалогичности обучения в системе Студент — Информационно-коммуникационные технологии — Педагог, реализация ситуационного обучения.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Выявление содержательных компонентов понятия «познавательная активность студента» в условиях информатизации обучения (содержательно-процессуальный, мотивационный, эмоционально-волевой) и определение их сущностных характеристик с позиции феноменологического подхода позволяет расширить представление о познавательной активности личности в условиях информатизации обучения, что обогащает теорию развития личности.

Определен педагогический потенциал информатизации обучения для развития познавательной активности студента, что позволяет расширить основные положения теории обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— определено критериально-диагностическое обеспечение (критерии, показатели — содержание результативно-оценочного блока структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения) процесса контроля и оценки развитости познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, являющееся основой мониторинга развития изучаемого феномена;

— предложенное в работе дидактическое обеспечение процесса развития познавательной активности студента (задания для самостоятельной и групповой работы, тематика рефератов, контрольных работ, кейсы, разработки ситуаций, авторское учебно-методическое пособие) может служить ориентировочной основой при освоении содержания образования;

— разработанные спецкурс, практикум, методическое пособие и методические рекомендации (по реализации структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, по организации решения различных проблемных ситуаций, реализации практических занятий, направленных на развитие познавательной активности студента в учебно-познавательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий), способствующие успешному развитию познавательной активности студента в условиях информатизации обучения, могут найти применение в практике работы образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватной системы методов исследования, длительностью опытно-поисковой работы, репрезентативностью полученных результатов и возможностью воспроизведения материалов опытно-поисковой работы в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Познавательная активность студента в условиях информатизации обучения рассматривается как личностное свойство, отражающееся в сформированности содержательно-процессуального, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов, отличительными признаками которых являются сформированность знаний, технологичность и самостоятельность решения задач средствами информатизации обучения, наличие познавательного интереса к учебно-познавательной деятельности и мотивов учения в условиях информатизации обучения, эмоциональное, осознанное и ценностное отношение к информатизации обучения.

2. Педагогический потенциал информатизации обучения, направленный на развитие познавательной активности студента, проявляется в построении обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в режиме диалога, реализации индивидуального подхода в ходе решения проблемных ситуаций на базе информационно-коммуникационных технологий, применении в процессе обучения «метода проектов» для активизации учебно-познавательной деятельности студента.

3. Структурно-функциональная модель развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения отражает логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса, включает в себя цель (развить познавательную активность студента в условиях информатизации обучения), подходы, компоненты (содержательно-процессуальный, мотивационный, эмоционально-волевой), критерии и уровни их развития, результат (познавательная активность студента), характеризуется поэтапностью развития компонентов познавательной активности студента (этапы ориентации, освоения, присвоения), взаимосвязанностью и взаимообусловленностью содержания и технологического обеспечения исследуемого процесса, реализацией преобразующей, синергетической, информативной и интерактивной функций и позволяет наиболее эффективно управлять процессом развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения и прогнозировать его результат.

4. Эффективная реализация структурно-функциональной модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения обеспечивается педагогическими условиями: формирование готовности студента к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно-познавательной деятельности, организация диалогич-ности обучения в системе Студент — Информационно-коммуникационные технологии — Педагог, реализация ситуационного обучения.

Личный вклад автора заключается в осуществлении теоретического анализа процесса развития познавательной активности студента в условиях информатизации обученияпроведении опытно-поисковой работы и систематизации полученных результатовуточнении содержания понятия «познавательная активность студента» в условиях информатизации обученияразработке структурно-функциональной модели исследуемого процесса и ее экспериментальной апробациивыявлении педагогических условий, способствующих эффективной реализации модели развития познавательной активности студента в условиях информатизации обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (Оренбург, 2001;2007; Волгоград, 2006; Магнитогорск, 2006;

Москва, 2007; Челябинск, 2007; Новосибирск, 2009) — в докладах на заседаниях кафедры общей педагогики ОГПУ и кафедры информационных технологий ГОУ СПО «Оренбургский педагогический колледж № 1 им. Н.К. Калугина».

Реализация целевых установок диссертации и ее внутренняя логика определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1990. 335с.
  2. , B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аванесов. — М.: Из-во Центра тестирования Минобразования РФ, 2002. 239 С.
  3. , А.К., Информатика и теория развития / А. К. Айлмазян, Е. В. Стась. -М.: Наука, 1989. 174 с.
  4. , А.А., Поймите меня правильно / А. А. Алексеев, JI.A. Громова. СПб.: Эконом, шк., 1993. — 352 с.
  5. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина. // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24−33.
  6. , Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. — 272 с.
  7. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  8. , А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А. А. Андреев. // Шк. Технологии. — 2001. — № 2. -С. 154−169.
  9. , Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании : учеб.-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. СПб.: НИИХ, 2001.-81 с.
  10. , А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Филин, 2003. — 616 с.
  11. , М.И. Понятие информационной среды процесса обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. // Шк. Технологии. — 2000.-№ 2.-С. 153−182.
  12. , В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) В. А. Беликов — Челябинск: Факел, 1995. 141 с.
  13. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. — 231 с.
  14. , Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д. Е. Берлайн. // Вопр. психологии. 1996. — № 3. — С. 54 — 60.
  15. , В.Н. Педагогические и прогрессивные технологии обучения / В. Н. Беспалько. М.: Ин-т развития проф. образования, 1995. — 336с.
  16. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. — М: МПСИ, 2002. 352 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П: Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  18. , С.А. Моделирование и формализация / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. СПб.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. — 336 с.
  19. , С.А. Формализация и моделирование / С. А. Бешенков, В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. //Информатика и образование. 1999. -№ 6, 7 — С. 22−26.
  20. , B.C. От науконаучения — к логике культуры / B.C. Библер. — М.:Директмедиа Паблишинг, 2007. 412 с.
  21. , С.А. Формирование познавательного интереса у старшеклассников в дидактической компьютерной среде: автореф. дис. .канд. пед. наук / С. А. Богданов. Волгоград, 2002. — 21с.
  22. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983.- 173с.
  23. , Г. А., Новые информационные технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бодровский, В. А. Извозчиков. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  24. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. М.: Издательство «Ин—та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.
  25. , В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. // Педагогика. 2003. — № 10. -С. 8−14.
  26. Болыпая Российская энциклопедия (БРЭ) — 1−9 т. 2004
  27. Болыпой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвин. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 816 с.
  28. , П.В. Особенности познавательной активности старшеклассников в образовательном процессе: на примере различных типов образовательных учреждений: автореф. дис.канд. пед. наук / П. В. Борисова. — СПб, 2004. 26 с.
  29. , А. Компьютеры в обучении: чему учит история / А. Борк. //Информатика и образование.- 1990. № 5. — С. 110−119.
  30. , Ю.С. Основы Интернет-технологий: Учебно-методическое пособие (в помощь учителю-предметнику) / Ю. С. Брановский, И. В. Черногорова и др.- Под ред. Ю. С. Брановского. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 246 с.
  31. , Ю.С. Работа в информационной среде / Ю. С. Брановский.- Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 81−87.
  32. , Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против» / Г. М. Будунов. 2006. — 50 с.
  33. , Я. А. Анализ исследования разработок в области информатизации образования / Я. А. Ваграменко. М.: ИНИИНФО, 1994. — 164 с.
  34. , Я.А. Информационные технологии и модернизация образования / Я.А. Ваграменко// педагогическая информатика. — 2000.- № 2. С. 3−9.
  35. , А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора / А. П. Валицкая. // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 3 — 8.
  36. , Н.П. Информационная деятельность и мировоззрение / Н. П. Ващекин, Ю. Ф. Абрамов. Иркутск- 1990. — 58 с.
  37. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. -207 с.
  38. , А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе / А. А. Вербицкий. // Сов. педагогика. 1998. — № 6. — С. 73−82.
  39. , А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М., 1986. -258 с.
  40. , Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. Г. Везиров. Ставрополь: СГУ, 2001.-44 с.
  41. , Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский- Под ред. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 456 с.
  42. , А.Р. Информационные технологии в педагогическом вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Р. Танеева. — Волгоград, 2005. — 25 с.
  43. , П.И. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. И. Гальперин. М., 1985. — 45 с.
  44. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа Соч. / Г. В. Ф. Гегель. Т.4. М., 1959.
  45. , Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, и др. М.: Межрегиональный центр библ. Сотрудничество, 2006. — 512 с.
  46. , А. ИТ-образование: поиск путей выхода на рынок / А. Гиглавый // Открытые системы. 2004. — № 6. — С. 70 — 77.
  47. , В.Г. Технологическое обеспечение анализа в системе управления учреждением образования / В. Г. Гладких. Вестн. образования ОГУ. — Оренбург, 1999 — № 3. — С. 59−62
  48. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 50 202 Информатика, М. 2002. — 42 с.
  49. , А.С. Научить думать и действовать / А. С. Границкая. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  50. , М.Т. Модульное обучение на основе компетенций: учеб.-метод. пособие / М. Т. Громкова. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2009. — 96 с.
  51. Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Минет.: Харвест- М.: ACT, 2000. 752 с.
  52. , Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1: Общее введение в чистую феноменологию. А. В. Михайлов (пер. с нем.). М.: Дом интеллект, книги, 1999. 336 с.
  53. , В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  54. , В.В. Развитие мышления в школьном возрасте / В. В. Давыдов, А. К. Маркова. // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. — С. 295—316.
  55. , В. Диалоговые обучающие программы требования к ним / В. Далингер.// Информатика и образование. — 1988. № 6. — С. 35 — 40.
  56. Декарт, Р. Сочинения в 2 т.: Пер. с лат. и франц. Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М.: Мысль, 1989. — 654 с.
  57. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. До донов. М.: Политиздат, 1978.- С.127−134
  58. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Рос. 2000. 28 сент.
  59. , В.А. Развитие познавательной активности учащихся профессионального лицея на основе принципа индивидуализации обучения: автореф. дис.канд. пед. наук. / В. А Донец. Ставрополь. 28 с.
  60. , Т.О. Тенденции развития системы компьютеризации обучения в общеобразовательной школе / Т. О. Егорова. автореф. дис.канд. пед. наук. / Т. О. Егорова. — Н. Новгород, 1997. 20 с.
  61. , И.А. Психология: воспитание и обучение: учеб. пособие для ВУЗов./ И. А Зимняя., Е. А Климов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 367 с.
  62. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин СПб.: Питер, 2000. -253 с.
  63. Информатизация общего среднего образования / под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 384 с.
  64. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведний. / И. Ф Исаев. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  65. , Е.В. Педагогика дополнительного образования. / Е. В Калугина: в 2кн. Оренбург, 2001. Кн.2. 60 с.
  66. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. 141 с.
  67. , И. Критика чистого разума. / И Кант: Соч: в 6 т. М., 1964. -Т.З.
  68. , С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. / С. Д. Каракозов. // Педагогическая информатика.- М.: ИНИНФО, 2000. № 2 С. 41−55.
  69. , А.Н. Гуманизация информационной среды местного сообщества / А.Н. Кимберг- // Проекты КубГУ Электронный ресурс.- Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.kubsu.ru-/psiho isi.- 12.04.2002.
  70. , Г. А., Предметное содержание интенсивного обучения / Г. А. Китайгородская, Я. В. Голыптейн. // Активизация учебной деятельности: межвуз. Сб. — Куйбышев: КГУ, 1986. — С. 1424.
  71. , Т.Е. Педагогическая диагностика: учебное пособие. / Т. Е Климова-Магнитогорск: МаГУ, 2000. 124с.
  72. , Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Т. Е. Климова.- Оренбург: ОГПУ, 2001.-45 с.
  73. , Г. М. Педагогический словарь. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  74. , К.К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение / К. К. Колин. // Альма — матер: вестник высшей школы -2000. № 2-С. 16−23.
  75. , К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособ. для вузов / К. К. Колин. — М.: Академический проект, 2000. — 350 с.
  76. Компьютерное образование: Методология, теория, практика: монография / под ред. А. В. Петрова. Волгоград: Перемена, 2002. — 238 с.
  77. , Е.А. Активизация познавательной деятельности учащихся: (Вопросы теории и практики) / Е. А. Коротаева. Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т. 1995. 83с.
  78. , В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 576 с.
  79. , В.В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский. // Педагогика. 2001. — № 3. — С.3−10.
  80. , В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994.- 165с.
  81. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1997: — 264с.
  82. , Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: автореф. дис.канд. пед. наук. / Краснова. Е. В. Чебоксары, 1997 — 26 с. С. 10.
  83. , Н.Б. Культура учебной деятельности / Н. Б. Крылова. // Шк. технологии. 2002. — № 1 —. С.224−232.
  84. , А.Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников: Монография. / А. Н. Ксенофонтова. — С. Петербург, 1999. 166 с.
  85. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности./ Н. В. Кузьмина Л., 1970. — 168 с.
  86. , В.В. Использование автоматизированных обучающих программ в техническом колледже / В. В. Кузнецов, В. Т. Зайко, Г. В. Виноградова. // Компьютерные учебные программы. 2000. — № 4. — С. 16−22.
  87. , В.Г. Герменевтическая феноменология в контексте философских воззрений Г.Г. Шпета. / В. Г. Кузнецов. // Логос. 1991. -№ 2.-С. 199—214.
  88. Культура современного урока / под ред. Н. Е. Щурковой. М., 2000.- 112с.
  89. , Р.А. Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества). / Куренкова. Р. А Владимир: ВГПУ, — 1999.- 195 с. С. 138−193.
  90. , П.М. Методика преподавания информатики: уч. пособ./ П. М. Лапчик. М.: Академия, 2006. — 624 с.
  91. , B.C. Содержание образования: сущность, структура и перспектива. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 190 с.
  92. , А.А. Что такое деятельностный подход в образовании / А. А. Леонтьев. — Начальная школа: плюс, минус. 2001. — № 1.— С.4−9.
  93. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2004. — 431 с.
  94. , И .Я. Проблемное обучение. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64с.
  95. , В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук. / В. И. Лозовая. -Харьков,-1990.-27 с.
  96. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1989.-218с.
  97. , В. Повышается познавательная активность / В. Лупырь, Л. Киричек, Т. Гензий // Вестн. высш. шк. г № 7. — С. 42−47.
  98. , Е.М. Дифференцированное обучение студентов в условиях личностно-ориентированного образования: автореф. дис.канд. пед. наук. / Е. М. Лысенко. Саратов, 1998. — 21с.
  99. , Н.В. Информатика и ИКТ: метод, пособие для учителей. / Н. В. Макарова. СПб.: БИНОМ Лаборатория базовых знаний, 2008. — 300 с.
  100. , Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям / Н. В. Макарова. Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. — 135 с.
  101. , Н.В. Информатика в системе непрерывного образования / Н. В. Макарова и др. Спб.: Политехника, 2005. — 332 с.
  102. , А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса / А. К. Маркова. // Вопр. психологии. 1977. № 4 С.40−50.
  103. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  104. , А.К. Формирование мотивации учения. / Маркова, А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М., 1990. — 276 с.
  105. , Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях / Б. П. Мартиросян // М: Педагогика. — 2008. — N 7. — С. 25 — 27.
  106. , А. Мотивация и личность / перевод, с англ. A.M. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  107. , Д.Ш. Информатизация процесса обучения: как определить её результативность / Д. Ш. Матрос // Управление школой: Первое сентября. 2006 — № 9. — С.30−35
  108. , Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос // Педагогика. 2007. — № 6.-С. 11−18.
  109. , Г. У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний. / Г. У. Матушанский. // Информатика и образование. -2000. № 6.-С. 7−10.
  110. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. 392 с.
  111. , A.M. Психология мышления: мышление как разрешение проблемных ситуаций / A.M. Матюшкин. М.: КДУ, — 2009. — 190 с.
  112. , М.И. Проблемное обучение. / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. -368с.
  113. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц М. 1988. — 192 с.
  114. , Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская. М.: Ин-т практической психологии, — 1998. — 448 с.
  115. , Б.Г. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Спб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. — 672 с.
  116. , А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в пед. вузе в условиях информатизации образования: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. Воронеж, 1999. — 42 с.
  117. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов. // Шк. технологии. — 2001. — № 5. — С.75−89.
  118. , В.М. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя. / В. М. Монахов. — Волгоград- М- - Михайловка: Перемена, 1998. — 54 с.
  119. , В.М. Что такое новая информационная технология обучения / В. М. Монахов. // Математика в шк. 1990. — № 2. — С.47 -52.
  120. , В.М., Компьютерные информационные технологии в образовании. / В. М. Монахов, А. А. Поляков, В.Я. Цветков- М.: МАКС Пресс, 2004. 96 с.
  121. , В. В. Компьютерные технологии как фактор развития интеллекта и креативности ребенка/ В.В. Моторин- под ред. А.И.Савенкова- М.: Прометей, 2004. -135 с.
  122. , В.Н. Основы общей и медицинской психологии / В. Н. Мясищев. -М.: Прогресс, 1998.-340 с.
  123. , Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов.- 2-е изд. -М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. 576 с.
  124. , Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. / Р. С. Немов. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  125. , Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. / Р. С. Немов. — 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 506 с.
  126. , Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. / Р.А. Низамов-Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. 62 с.
  127. , Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности в вузе / Р. А. Низамов, Н. Н. Нечаев // Новые методы и средства обучения: межвуз. сб. науч. трудов. М.: МИЭРА, 1990. — С. 9−14.
  128. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. — М.: МЗ — Пресс, 2004. 67 с.
  129. , О. П. Дидактическая специфика открытого образования / О. П. Околелов. // М.: Педагогика. — 2001. — N 6. — С. 45−51
  130. , А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. — М: Агентство «Издательский сервис», 2004. 320 с.
  131. Отчет РАО о выполнении комплексной программы «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании». М. — 2003. — 248 с.
  132. , Е.Н. Введение в педагогическую информатику: учеб. пособие. / Е. Н. Пасхин. М.: РАГС, — 2001. — 217 с.
  133. , Е.Н. Информатика и устойчивое развитие (Методологические аспекты). / Е. Н. Пасхин. — М.: РАГС 1996. — 178 с
  134. , Е.Н. Педагогическая информатика и синергетика // Е. Н. Пасхин. //Синергетика и образование. — М., 1997.
  135. Першиков, В. И Толковый словарь по информатике. / В. И. Першиков, В. М. Савинков. М.: Финансы и статистика, 1995. — 544с.
  136. , А.В. Вопросы истории и теории психологии. / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1984 — 76 с.
  137. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. -М.: МИРОС, 1989. 126 с.
  138. Познавательная активность в системе процессов памяти. / под ред. Н. И. Чуприковой -М.: Педагогика, 1990. 321 с.
  139. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Е. С. Полат. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  140. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова. М.: Академия, 2004. — 272 с.
  141. Популярный педагогический словарь (для работников учреждений образования) 4.1. Образование, воспитание, развитие (рабочие материалы) / под ред. В. З. Вульфова. М.- Екатеринбург, 1993 — 630 с.
  142. , Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. — М.: Педагогика, 1989.- 152 с.
  143. , М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. / М. М. Поташник. М.: Новая шк. 1996. — 210 с.
  144. , М.М. Педагогическое творчество. / М. М. Поташник. -М.: Высш. шк. 1988. 189 с.
  145. , А.Ф. Активизация прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста: автореф. дис.кан.пед.наук -/ А. Ф. Присяжная. Челябинск, 1995. — 152 с.
  146. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  147. , И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах. / И. В. Роберт. // Информатика и образование 2001. — № 5. — С. 12−17.
  148. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. / И. В. Роберт. М.: ШколаПресс, 1994. — 205 с.
  149. , И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт // Информатика и образование 2004. — № 5. — С. 22−29.
  150. , К. Свобода учиться. / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, — 2002. — 528 с.
  151. Российская педагогическая энциклопедия/ в 2 т — М.: БРЭ, 1999. — Т.2. 670 с.
  152. , C.JI. Основы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. 300 с.
  153. , C.JI. Основы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн: в 2 т. Т. 2.- М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  154. , C.JI. Основы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  155. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): монография. / В. Г. Рындак -М.: Пед. вестн., 1997. 244 с.
  156. , В.Г. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография / под общ. ред. В. Г. Рындак. Уральское отделение РАО Екатеринбург, Оренбург: Орлит-А, 2002. — 352 с.
  157. В.Г. Творчество: Краткий педагогический словарь / В.Г. Рындак- РАО. Оренбург: ОГАУ, 2001.- 106 с.
  158. , Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие./ Г. К. Селевко М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  159. , Г. К. Учитель проектирует компьютерный урок. / Г. К. Селевко // Нар. образование. 2005. — № 8. — С. 136 — 141.
  160. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. / Г. К. Селевко — М.: Изд-во: НИИ шк. технологий, 2006. — Т. 1. — 816 с.
  161. , В.В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков. //Педагогика. 1994. № 5. — С. 16−21.
  162. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография./ В. В Сериков. — Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.
  163. , Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
  164. , Н.А. Информационно-обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущего учителя: авт. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. А. Сизинцева. — Оренбург, 1999. 19 с.
  165. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. / под ред. Сурмина Ю. П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
  166. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  167. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  168. , В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. Пед. учеб.заведений./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512с.
  169. , В.А. Формирование социальной активности личности учителя./ В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 158с.
  170. , Л.Б. Становление культуры педагогической деятельности учителя: монография./ Л. Б. Соколова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.-352с.
  171. , B.C. Сочинения: в 2. т/ В. С. Соловьев М.: Изд-во, 1989,
  172. , Т.Н. Об активизации человека. / Счастная Т. Н., В. М. Бехтерев. Научные труды Московского педагогического университета. М.: Прометей, 1998. — С. 94−102.
  173. , Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления. / Н. Ф. Талызина. // Сов. пед. 1967.-№ 1.-С. 28−32.
  174. , Н.Ф. Управление процессом усвоения./ Н. Ф. Талызина. — М.: Изд-во МГУ, 1975. 343 с.
  175. Теория познания, в 4 т. Т. 1. Социально-культурная природа познания / под ред. В. А. Лекторского, Т. Н. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.-428 с.
  176. , А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников, автореф. дис. д-ра. пед. наук / А. П. Тряпицина Л., 1991. — 60 с.
  177. , Н. Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса. / Н. Д. Угринович. М. Просвещение, 1987 .- 182 с
  178. , Н.Д. Информатика и информационные технологии. 1011 кл. / Н. Д. Угринович. М.: БИНОМ, 2003
  179. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. / Д. Н. Узнадзе. М. — 1949. — 120 с.
  180. А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития человечества. / А. Д. Урсул. — М.: Луч. — 1993. 275 с.
  181. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: автореф, дис. д-ра пед. наук / А. В. Усова -Л., 1970 17с.
  182. А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений./ А. В. Усова. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. — 23 с.
  183. , А.В. Формирование у учащихся учебных умений. / А. В. Усова, А. Л. Бобров. М.: Знание, 1987 г. — 80 с.
  184. , Ф. Теории информационного общества. / Ф. Уэбстер, -М., 2004. 400 с.
  185. , П.Н. Философия и интеграция знания. Взаимодействие общества и природы /П.Н. Федосеев. -М.: Наука, 1986. с. 6−20
  186. Философия образования для XXI века / под ред. Б. С. Гершунекого. -М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  187. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2002.576 с.
  188. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  189. , Э. Характер / Э. Фромм // Психология индивидуальных различий,-М., 2008. С. 645−679
  190. , М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. пер. А. Г. Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская шк., 2001.-442 с.
  191. , И.Ф. Как активизировать учение школьников. (Дидактические очерки.) / И. Ф. Харламов. 2-е, изд. доп. и перераб. — Минск: Народная асвета — 1975. — 207 с.
  192. , И.Ф. Педагогика. М.: Высш. школа, 2000. — 578 с.
  193. , X. Мотивация и деятельность: / X. Хекхаузен в 2 т. — М.: Педагогика, 1986.Т.1. 408 с.
  194. , X. Мотивация и деятельность: / X. Хекхаузен в 2 т. М.: Педагогика, 1986.Т.2. — 392 с.
  195. Хон, P.Jl. Педагогическая психология. Принципы обучения. / Р. Л Хон М.: Деловая книга, 2002. — 736 с.
  196. , М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие./ М. Б. Челышкова. — М.: Логос, 2002, 432 С.
  197. , Г. Познавательная активность студента / Г. Чирков. // Высшее, образование в России. 1995. № 1. — С. 117−119
  198. , Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982. — 209 с.
  199. Шел ер, М. Избранные произведения / М. Шелер. пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. — 413 с.
  200. , Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Г. Г. Шпет. Отв. ред.-составитель Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. 688с.
  201. , Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки / Из архива Г. П. Щедровицкого.— М., 2004 Т.7. 400с.
  202. , Г. П. Философия. Наука. Методология. / Г. П Щедровицкий. — М., 1996.— 641с.
  203. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  204. , Г. И. Активизация учебно-познавательной деятельности / Г. И. Щукина, А. С. Роботова, Е.С. Заир-Бек. М., 1998.
  205. , Г. И. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы-Л.: 1986.- 180 с.
  206. , Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  207. Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. М.: Большая Российская энциклопедия, ИНФРА-М, 2003. — 668 с.
  208. .Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин М.: Тривола, 1994. 168 с.
  209. В.А. Человек. История. Память. / В. А. Юдин. — М.: Современник, 1990. 253 с
  210. , И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000.- 176 с.
  211. Bork A. Learning with personal computers. Cambridge: Harper and Row, 1987.-238 p.
  212. Brood. C. Technostress: The human cost the computer revolution. Reading, MA: Addison-Wesley. 1984. — 16 p.
  213. Clark, R.E. Learning from Media. Greenwich, CT: Information Age Publishers, 2001.
  214. Easterbrook S.M., Arvanitis Th. N. Preparing Students for Software Engineering // 3-d Intern. Workshop on Software Engineering Education — Berlin, 1996. — P. 28 31.
  215. Education and Informatics in Ukraine: Policy and New Technologies National Report Ukraine at Second International Congress on Education and Informatics. Moscow, 1−5 July, 1996.
  216. Gimino, Amy. Factors that Influence Students' Investment of Is/Eental Effort in Academic Tasks: A Validation and Exploratory Study. Ph.D. diss., University of Southern California, 2000.
  217. Goh, Т.К., Getting Ready for Mobile Learning Adaptation Perspective Journal of Educational Multimedia and Hypermedia, 2006. P. 175−198.
  218. Soldatova L., Soga M., Preiser L. Japanese Educational Technology Versus American and Russian Educational Technology/ Conference on Problems of IT/ Hamamatsu, Japan, 2002. P. 168 171.
  219. Tymieniecka A.-T. Logos and Life. The passions of the Soul and Elements in the Onto-Poiesis of Culture. — Netherlands, Kluwer Academic Publishers, 1990. 141 p.
  220. Wilson, M. R., Wu, M. L., Adams, R. J. & Haldane, S. A. ACER ConQuest version 2.0: Generalised item response modelling software Computer software and manual. Camberwell, Australia: ACER Press, 2007.
  221. Используются ли вами компьютерные обучающие программы для изучения предметов?
  222. Работая за компьютером, узнаете ли вы о себе что-то новое?
  223. Узнаете ли вы что-то новое об окружающем мире при работе с компьютером? Развиваются ли ваши личные качества при работе с компьютерными программами (мышление, быстрота реакции и т. д.)?
  224. Можно ли изучить компьютер и различные программы без уроков информатики?
  225. Содержит ли компьютер информацию, без которой вам не обойтись?
  226. Как вы думаете, используют ли ваши преподаватели ПК при подготовке к урокам?
  227. Нужен ли вам компьютер для связи с внешним миром?
  228. Часто ли на различных уроках используется компьютерный тест для контроля знаний?
  229. Как часто в вашей жизни использовались компьютерные тесты для психологической диагностики?
  230. Проводились ли лабораторные занятия по разл. предметам (физика, химия) при помощи компьютерных программ? к
  231. Помогает ли вам компьютер при изучении различных предметных дисциплин?
  232. Можно ли при помощи компьютера получить образование?
  233. Помогает ли компьютер общаться различным людям?
  234. Используются ли вами компьютерные обучающие программы для изучения предметов?
  235. Работая за компьютером, узнаете ли вы о себе что-то новое?
  236. Содержит ли компьютер информацию, без которой вам не обойтись?7 • Как вы думаете, используют ли Ваши студенты ПК при подготовке к урокам?
  237. Нужен ли вам компьютер для связи с внешним миром?
  238. Часто ли на различных уроках используется Вами компьютерный тест для контроля знаний?
  239. Как часто в вашей жизни использовались компьютерные тесты для психологической диагностики?
  240. S3 ЯК 16 17 Использовался ли вами компьютер как инструмент для работы с текстом, графикой, звуком? Часто ли вы играете в компьютерные игры? Помогает ли вам компьютер при преподавании различных предметных дисциплин?
  241. Можно ли при помощи компьютера получить образование?5: 19 Помогает ли компьютер общаться различным людям?
  242. Способны ли Вы, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
  243. При работе за компьютером делаете ли Вы упражнения для глаз каждые 20−30 минут?
  244. Стремитесь ли Вы соблюдать режим работы за компьютером?
  245. Как бы Вам ни мешали, можете ли Вы на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
  246. Осуждаете ли Вы, хотя бы про себя тех, кто опаздывает или пропускает занятия, мешает на них другим?
  247. Всегда ли Вы выполняете домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
  248. Часто ли Вы находите дополнительно материал по сети Интернет, если это делать не обязательно?
  249. Выполняете ли поручение, которое Вам не совсем приятно?
  250. Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссорится, можете ли Вы этого не сделать?
  251. Способны ли без напоминаний соблюдать правильную осанку во время работы за компьютером?
  252. Есть ли у Вас дни или часы, в которые любите заниматься одним и тем же делом?
  253. Если Вы начали какой-то проект, но потом поняли, что это неинтересно, доведете ли начатое до конца?
  254. Можете ли отказаться от самой интересной компьютерной игры, если у Вас срочное и важное дело?
  255. Всегда ли выполняете свои обещания?
  256. Регулярно ли анализируете свое поведение, поступки и делаете из этого для себя определенные выводы? АНКЕТА1. Ф.И.О.2. Курс, группа
  257. Завершите фразу: Познавательная активность это .
  258. Укажите как проявляется познавательная активности личности в условиях информатизации обучения.
  259. Как Вы полагаете «познавательная активность» для личности' — это задаток, способность, свойство или качество? (Поясните ответ)
  260. Приведите пример использования информационно-коммуникационныхтехнологий преподавателем на занятии. По схеме: Предмет: Технологии:
  261. Ваше отношение к предметам:1. МАТЕМАТИКА 2. ЛОГИКАa. Положительное а. Положительноеb. Отрицательное Ь. Отрицательноеc. Избирательное с. Избирательное
Заполнить форму текущей работой