Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пушкинские музеи в культуре России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить особую социальную роль литературных музеев в системе музеев России. Исключительное место художественной литературы и ее творца («поэт в России больше, чем поэт») в российском самосознании, создали уникальную ситуацию повышенной значимости литературного текста, примера героя литературного произведения и его автора в формировании системы этико-социальных ценностей. В этом смысле… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
    • A. C. Пушкин в общественном сознании России XX века
      • 1. 1. Пушкинский юбилей 1899 года в системе культурных связей начала XX века
      • 1. 2. A.C. Пушкин в культурной жизни СССР и русского 14 зарубежья
      • 1. 3. Эволюция образа A.C. Пушкина в русском общественном 26 сознании второй половины XX века
  • Глава вторая.
  • История создания пушкинских музеев в России. П879−1999У
    • 2. 1. Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея -первый музей поэта в России
    • 2. 2. Становление системы пушкинских музеев
    • 2. 3. Музеи A.C. Пушкина в эпоху «музейного бума»
    • 2. 4. Основные направления деятельности пушкинских музеев в канун 107 200-летия A.C. Пушкина
  • Глава третья.
  • Пушкинские музеи России в контексте современной культуры
    • 3. 1. Расширение сферы влияния пушкинских музеев в культуре 2-ой половины XX века
    • 3. 2. Музеи A.C. Пушкина в системе культурной коммуникации
    • 3. 3. Особенности функционирования пушкинских музеев России в 194 системе современной культуры

Пушкинские музеи в культуре России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина уже более полутора столетий являются предметом пристального изучения многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. В силу традиций отечественной культуры, персонифицирующей этапы духовного развития, облик поэта и мыслителя давно перерос обычные биобиблиографические рамки и требует изучения как масштабное социальное явление. Как личность А. С. Пушкина, так и его творчество стали объектом сложной интерпретационно-мифологической деятельности и даже идеологической активности. При этом, несмотря на смену идеологических установок, осмысление наследия А. С. Пушкина сохраняло свои позитивные коннотации. Роль и значение А. С. Пушкина в российском общественном сознании находятся за пределами обычных мерок, применяемых к историческому персонажу, национальному герою, выдающемуся писателю и т. п., поэтому важно зафиксировать и проанализировать механизмы, формирующие такое отношение.

Важную роль в осмыслении феномена A.C. Пушкина и пропаганде его творческого наследия играют пушкинские музеи, функционирующие в России с 1879 года. Если жизнь и творчество поэта исследованы весьма основательно (достаточно сказать, что за последнее столетие сложилась особая отрасль филологической наукипушкиноведение), то изучение деятельности пушкинских музеев и их роли в отечественной культуре только начинается.

Следует отметить особую социальную роль литературных музеев в системе музеев России. Исключительное место художественной литературы и ее творца («поэт в России больше, чем поэт») в российском самосознании, создали уникальную ситуацию повышенной значимости литературного текста, примера героя литературного произведения и его автора в формировании системы этико-социальных ценностей. В этом смысле литературный музей сам представляет собой особый вид текста, являясь как бы продолжением, или определенной визуализацией текста литературного произведения. В этом ряду особое место занимают пушкинские тексты, а, следовательно, и музеи А. С. Пушкина.

Система музеев, посвященных A.C. Пушкину, складывалась на протяжение XX столетия. За это время определились ее основные центры (Санкт-Петербург, Михайловское, Болдино, Москва). Сегодня возможности создания пушкинских музеев в стране почти полностью реализованы, и это дает основание для подведения определенных итогов и анализа пушкинских музеев как феномена культуры. Исключительная роль A.C. Пушкина в развитии русской культуры и национального самосознания определяет все возрастающее значение музеев поэта в современной культуре, специфику их развития на рубеже XXI века.

Особую актуальность теме исследования придает необходимость осмысления основных программ, осуществленных в период подготовки к 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина (1999 год), в ходе которых была проведена большая работа по реэкспозиции существующих и созданию новых пушкинских музеев.

Степень научной разработанности проблемы. История создания музеев A.C. Пушкина в России еще не стала предметом специального комплексного исследования. Не изучался и феномен пушкинского музея в контексте современной культуры и культурной коммуникации. Кроме того, традиционный подход в пушкинском музееведении ограничивался описанием истории музейного пространства и экспозиции, не подвергая анализу сложный комплекс исторических, идеологических, социальных и философских пластов, лежащих в основании концепций и прочитываемых в «музейных текстах». Масштабная фигура А. С. Пушкина предполагала безусловную аксиоматичность любого исследования на эту тему, что создавало своеобразную ситуацию не столько «теоретического», сколько «панегирического анализа».

Сложность исследуемого феномена, предполагает необходимость междисциплинарного подхода, использование достижений в области филологии и ее особого раздела пушкиноведения (исследования М. П. Алексеева, С. М. Бонди, Н. В. Измайлова, В. И. Кулешова, Н. Н. Скатова, Б. В. Томашевского, С. А. Фомичева, М. А. Цявловского, Т. Г. Цявловской и др.). Теоретическую основу составляют достижения культурологии как интегральной науки, важнейший вклад в развитие которой внесли М. М. Бахтин, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, В. М. Межуев. Важную роль в развитии культурологии и определении ее места в системе наук сыграли исследования М. А. Ариарского, А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, А. П. Маркова, А. И. Новикова, Э. В. Соколова, Ю.У.Фохт-Бабушкина.

Огромное значение для понимания закономерностей музейного воплощения творческой биографии A.C. Пушкина и создания пушкинских музейных экспозиций имеет опыт практической деятельности (отразившийся в исследованиях, монографиях, путеводителях, каталогах и методических пособиях), таких видных музейных работников, как А. И. Аксенова, И. А. Антонова, Г. П. Бутиков, И. В. Дубов, А. С. Мыльников, Б. Б. Пиотровский, М. Б. Пиотровский, И. А. Родимцева, В. И. Ревякин, Н. В. Шахалова.

Большой вклад в осмысление роли отдельных пушкинских музеев в культуре нашего общества внесли такие видные музейщики-пушкинисты, как С. С. Гейченко, А. З. Крейн, Н. И. Михайлова. В их работах, содержащих анализ основных принципов организации и методики функционирования пушкинских музеев, обобщен опыт практической деятельности Государственного музея A.C. Пушкина в Москве и Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское».

Деятельность музеев A.C. Пушкина наряду с деятельностью других литературных музеев нашла отражение в работах, посвященных общим проблемам развития музеев в нашей стране. Особое место среди них занимают работы по истории Пушкинского Дома и созданного в нем Литературного музея (Д.С. Бабкин, А. И. Хватов, В.Н. Баскаков). Многие важные аспекты и проблемы деятельности литературных музеев рассматривались в диссертационных исследованиях Б. В. Шапошникова, Е. Г. Вансловой, В. П. Арзамасцева, З. А. Бонами, А. И. Голышева, Е. К. Дмитриевой, Е. Н. Мастеницы, Т. П. Полякова.

В 1960;1990;е годы шло углубленное изучение основных направлений деятельности литературных музеев, находившее отражение на страницах периодических изданий, в сборниках научных трудов сектора литературных музеев НИИ культуры и Государственного литературного музея.

Большое внимание проблемам развития литературных музеев, в том числе музеев A.C. Пушкина, уделялось и в деятельности созданного в 1977 году в рамках Международного Совета музеев (ИКОМ) Комитета литературных музеев (ИКЛМ), что в значительной степени предопределялось активной ролью российских музеев, прежде всего Государственного Литературного музея, Государственного музея А. С. Пушкина (Москва) и Всероссийского музея А. С. Пушкина (Петербург) в организации и дальнейшей деятельности этого Комитета.

Обзор отмеченных публикаций показывает, что для решения заявленных в настоящем исследовании проблем сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время, очевидно, что отсутствуют исследования, связанные с комплексным и всесторонним анализом пушкинских музеев, как феномена культуры, определением важнейших вех и узловых этапов истории музеев А. С. Пушкина в России. Все это и стало содержанием данной работы.

Методология исследования. Исследование имеет комплексный характер и строится на основе изучения данных истории, философии, филологии, музееведения и ряда других наук, основанных на представлениях о культуре, как целостной и многообразной системе взаимообусловленных явлений. Принципиальное значение имеют подходы, разработанные современной школой российских культурологов, прежде всего метод комплексного культурологического анализа и метод историзма. Это позволяет воссоздать во всей конкретности и хронологической последовательности генезис и развитие системы пушкинских музеев, определить их роль и место в российской культуре.

Учитывая значимость и масштаб личности А. С. Пушкина, его роль в российском общественном сознании, эволюцию образа поэта используется антрополого-персонологический подход. Взгляд на проблему через «магический кристалл» субъективных особенностей поэта придают ей новые социо-психологические измерения и акценты, необходимые при анализе такого явления как «литературный», а тем более «пушкинский музей».

Осмысление музея как эстетической ценности требует применения методов художественного анализа. Пушкинские музеи рассматриваются как явление культуры, интегрирующее произведения различных видов искусства с целью усиления образной выразительности и эмоционального воздействия на посетителя и представляющее собой не только синтез искусств, но и особый тип художественного творчества.

Исследование основывается на принципах ценностного и комплексного подходов к анализу роли и значения пушкинских музеев в истории отечественной культуры и на современном этапе ее развития.

Однако, для того, чтобы исследовать данный феномен во всей его многогранности, необходимо было охарактеризовать роль A.C. Пушкина в русском общественном сознании XX века, имея в виду, в частности, эволюцию образа поэта в культурной жизни СССР и русского зарубежья, особенно в период между двумя мировыми войнамипоказать процесс становления и развития системы пушкинских музеев в России.

Осуществленный в диссертационном исследовании метод комплексного культурологического анализа в целях воссоздания во всей конкретности и хронологической последовательности генезиса и развития системы пушкинских музеев, позволяет определить их роль и место в российской культуре, что неразрывно связано с логическим анализом музея А. С. Пушкина как феномена культуры. Специфика исследования проявилась в том, что в нем органично соединились исследовательская функция с конкретным внедрением в практику материалов и результатов исследования.

Источниковедческую базу исследования составили документы и материалы:

Архива Всероссийского музея A.C. Пушкина;

Отдела рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки;

Архива Российской Академии наук;

Российского Государственного исторического архива Российской Федерации;

Архива Королевского Музея Армии в г. Брюсселе- - Материалы подготовки к 200-летию A.C. Пушкина за 1992;1999 годы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства России, материалы Ученых Советов Всероссийского музея A.C. Пушкина, Государственного музея A.C. Пушкина, Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское» по вопросам реконструкции и развития данных музеев в канун пушкинского юбилея.

База основного исследования:

Всероссийский музей A.C. Пушкина, в состав которого входят: основная литературно-монографическая экспозиция «А. С. Пушкин. Личность. Жизнь и творчество" — мемориальный музей-Лицеймузей-дача A.C. Пушкина в доме А. Китаевоймузей-квартира A.C. Пушкина на Мойке, 12.

База сравнительного исследования-.

Государственный музей A.C. Пушкина в МосквеГосударственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник A.C. Пушкина «Михайловское»;

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина в Болдино;

Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук в Санкт-ПетербургеГосударственный литературный музей в МосквеДом-музей станционного смотрителя в Выре.

Цели и задачи исследования:

Целью исследования является выявление роли и значения музеев А. С. Пушкина в культуре России, анализ их креативных и аксиологических функций.

Для достижения поставленной цели в диссертации ставятся и решаются основные задачи:

— обосновать специфическую роль музеев А. С. Пушкина в музейной системе и культурной жизни России;

— выявить закономерности генезиса, функциональные особенности пушкинских музеев, тенденции их эволюции и особенности существования в постсоветском обществе;

— проанализировать значение и эволюцию образа A.C. Пушкина в российском общественном сознании, включая русское зарубежье;

— проанализировать деятельность Музейно-исторической комиссии при Объединении бывших выпускников Императорского Александровского Лицея и охарактеризовать их участие в памятных пушкинских акциях 1937 года в условиях эмиграции;

— выявить субъективный вклад и объективное значение коллекционеров и их коллекций в создании собраний крупнейших пушкинских музеев России;

— раскрыть основные тенденции, пути и средства превращения пушкинских музеев в современные культурные пушкинские центры.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

— музеи А. С. Пушкина рассматриваются как особый социокультурный, просветительский и художественно-эстетический феномен. Выявлены закономерности и установлены этапы их развития;

— личность A.C. Пушкина и его творчество исследованы как символы национальной культуры и объекты музейного воплощения;

— введены в научный оборот новые документальные материалы, позволяющие проанализировать особенности восприятия образа А. С. Пушкина в России и русском зарубежье;

— экспозиции пушкинских музеев рассмотрены как особый «язык культуры» и специфический вид художественного творчества, имеющий самостоятельную эстетическую ценность;

— разработаны основы концепции сохранения, реконструкции и развития музейных объектов Всероссийского музея A.C. Пушкина до 2011 года.

Практическая значимость диссертации. По своему содержанию и полученным результатам диссертация способствует решению фундаментальных и насущных проблем музееведения, в частности вопросов, связанных с литературными музеями. Материалы диссертации могут быть использованы для выработки концепций литературных музеев, музеев А. С. Пушкина, организации их экспозиций.

Ее содержание и выводы составили основу разрабатываемой ныне концепции сохранения, реконструкции и развития музейных объектов Всероссийского музея A.C. Пушкина до 2011 года.

Материалы диссертации могут быть использованы при изучении истории русской культуры. На их основе представляется возможным выработать рекомендации не только по проблемам музееведения, но и филологии, истории отечественной культуры и исторической персонологии.

Основные положения диссертации имеют не только теоретическое, но и практическое применение. Ее результаты могут быть использованы для учебно-методической работы, при чтении лекций, формированию учебных планов и программ по курсам истории философии, истории культуры и культурологии, истории России, разработке спецкурсов для студентов и аспирантов филологических и исторических факультетов.

Исходная гипотеза настоящего исследования состоит в предположении, что музеи A.C. Пушкина, представляют собой особый культурный феномен, объединяющий академическое пушкиноведение и демонстрацию художественных ценностей. Ценнейшие реликвии поэта и его современников, уникальные произведения искусства XVIII—XX вв.еков, объединены в пушкинских музеях эстетически и логически. Их каузальная связь и эстетическая целостность детерминированы обращением к жизни поэта и его эпохи и продемонстрированы через призму осмысления творческой личности. Это единство задает одновременно эстетический, этический и теоретический векторы воздействия, что предполагает значительные возможности развития этого комплекса и расширение сферы влияния в системе российской культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музеи A.C. Пушкина явились определенным результатом социально-политических событий, происходивших в стране на протяжении XX века. Они создавались по инициативе государственных и академических структур, но при активном участии общественных организаций и собирателей частных коллекций. Это привело к созданию уникального для России объекта культуры, позитивно принятого как государственной идеологией, так и народным сознанием.

2. Образ A.C. Пушкина оказался универсальным семантическим кодом, маркирующим национальную идентичность. Поэтому как символ русской культуры он был воспринят и в равной мере востребован в послереволюционный период, как в СССР, так и в русском зарубежье. Особенно ярко это проявилось в юбилейном 1937 году, о чем свидетельствуют, в частности, документы и материалы, впервые введенные автором в научный оборот.

3. Формирование системы пушкинских музеев, было определено закономерностями общественного развития. При этом юбилейные пушкинские даты (1899, 1937, 1949, 1987, 1999 гг.) могли быть использованы в качестве дополнительных идеологических доминант. В свою очередь, Пушкинские юбилеи переросли рамки идеологических мероприятий, став важными культурными событиями в жизни страны.

4. Культуросозидающая продуктивная функция пушкинских музеев состоит в способности интегрировать элементы различных видов художественного творчества, используя их как средство идейного и эмоционального воздействия на посетителя.

5. Пушкинские музеи оказали сильное влияние на русскую культуру XX века. Особыми каналами такого влияния были возможности радио, телевидения и других средств массовой информации и коммуникации. Новый этап научно-просветительской деятельности пушкинских музеев связан с развитием сети Интернет и созданием «виртуальных двойников» существующих музеев.

6. Дальнейшее развитие пушкинских музеев выражается как в создании новых музейных объектов, посвященных ближайшему окружению.

А.С.Пушкина и его эпохи, так и в усилении концептуализации историко-культурного контекста пушкинской биографии.

Апробация материалов исследования. Апробация материалов исследования состоялась на научных конференциях во Всероссийском музее A.C. Пушкина (1989, 1993, 1996, 1997, 1998, 1999 гг.) — Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры (1994, 1996 гг.) — международных симпозиумах (Бонн, 1990 г.- Париж, 1993, 1999 гг.- Сан-Франциско, 1999 г.) — а также на ежегодных конференциях Комитета литературных музеев (ИКЛМ) Международного Совета музеев (ИКОМ), проходивших в Копенгагене, Оденсе, Ставангере, Праге, Варшаве, Санкт-Петербурге.

Апробация основных материалов исследования состоялась также в просветительских выступлениях автора в передачах петербургского телевидения, в текстах и комментариях телефильмов, посвященных реализации пушкинской программы в канун 200-летия поэта.

Основные публикации по теме диссертации. В общей сложности автором опубликовано 30 работ общим объемом 55,4 п.л.

Структура работы. Диссертационное исследование включает введение, три главы, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование, проведенное на основе материалов, отражающих деятельность пушкинских музеев России, показало, что музеи A.C. Пушкина представляют собой особый культурный феномен, составляющий единство академического пушкиноведения и демонстрацию художественных ценностей и реликвий, эстетически и логически объединенных в экспозициях пушкинских музеев.

Системный характер исторически и структурно подвижному, непрерывно развивающемуся и совершенствующемуся музейному образованию придает наличие общего и главного объекта для всех музеев, составляющих такое образование, каковым является феномен А. С. Пушкина, его многогранная личность и творческое наследие, отразившееся как в общественном сознании, так и в культуре XIX—XX вв.еков.

Исследование пушкинских музеев как феномена культуры во всей его многранности определило необходимость осмысления роли А. С. Пушкина в русском общественном сознании XX века, имея в виду, в частности, эволюцию образа поэта в культурной жизни СССР и русского зарубежья, особенно в период между двумя мировыми войнами.

Обнаруженные и введенные диссертантом в научный оборот неизвестные ранее документы и материалы позволили охарактеризовать деятельность музейно-исторической комиссии при Объединении лицейских выпускников, а также уточнить участие выпускников Императорского Александровского Лицея в памятных пушкинских акциях русской эмиграции 1937 года,. Знакомство с этими материалами еще раз убеждает в том, что образ A.C. Пушкина оказался универсальным семантическим кодом, маркирующем национальную идентичность. И потому, как показано в диссертации, был воспринят и равно востребован в послереволюционный период и в СССР, и в Русском зарубежье.

Музеи A.C. Пушкина проанализированы диссертантом как особый социокультурный, просветительский и художественно-эстетический феномен. Выявлены закономерности генезиса пушкинских музеев и установлены этапы их развития. Впервые проанализированы особенности деятельности пушкинских музеев в рамках каждого из этих периодов на протяжении 120 лет с 1879 по 1999 год. Важнейшими событиями этого времени явились:

1879 год — Открытие Пушкинского музея.

Императорского Александровского Лицея.

1880 год — Открытие памятника A.C. Пушкину в Москве.

— Открытие мемориальной доски на доме Волконских по набережной реки Мойки в Петербурге, где жил и умер A.C. Пушкин.

1899 год — Открытие пушкинских выставок в Петербурге в Академии Наук и в Москве в Румянцевской библиотеке.

— Выход в свет первого каталога «Описание пушкинского музея Императорского Александровского Лицея».

— Приобретение в государственную собственность у потомков поэта села Михайловское.

1905 год.

— Основание Пушкинского Дома при Российской Академии Наук.

1906 год — Приобретение Пушкинским Домом библиотеки А. С. Пушкина у внука поэта.

1911 год — Первое факсимильное издание рукописей.

А.С.Пушкина, хранившихся в Пушкинском музее Императорского Александровского Лицея.

— Открытие первой экспозиции в селе Михайловском.

— Приобретение в государственную собственность у потомков поэта имения Болдино.

1917 год — Объединение фондов Пушкинского музея.

Императорского Александровского Лицея и Пушкинского Дома.

1918 год — Крестьянский сход села Большое Болдино принял решение взять пушкинскую усадьбу «на предохранительный учет».

1922 год — Постановление Совнаркома об объявлении государственным заповедником усадьбы Михайловское, Тригорское и могилы А. С. Пушкина. — Открытие Первой Отчетной Выставки Пушкинского Дома при Российской Академии Наук «Пушкин и его современники».

1925 год.

— Пушкинскому Дому переданы помещения последней квартиры, А С. Пушкина на набережной Мойки 12 в Ленинграде.

1927 год — Открытие первой экспозиции в музее-квартире.

А.С.Пушкина на Мойке 12.

1928 год Получение Пушкинским Домом парижской коллекции А.Ф.Отто-Онегина.

1934 год — Вхождение Пушкинского заповедника в состав Пушкинского Дома, открытие пушкинской экспозиции в Михайловском.

1937 год Открытие Всесоюзной Пушкинской выставки в Москве, в залах Государственного Исторического музея.

1938 год — Постановление Совнаркома о создании музея.

A.C. Пушкина на основе материалов Всесоюзной Пушкинской выставки.

1949 год — Открытие Пушкинской экспозиции в.

Александровском дворце и Царскосельском Лицее.

Открытие Пушкинской экспозиции в Болдино и Михайловском.

1953 год — Постановление Правительства СССР о выделении из состава Пушкинского Дома музейного пушкинского комплекса в самостоятельное объединение — Всесоюзный музей A.C. Пушкина.

1958 год — Открытие музея-дачи A.C. Пушкина в доме.

А.Китаевой (филиал Всесоюзного музея А.С.Пушкина).

1961 год — Открытие Государственного музея.

А.С.Пушкина в Москве.

1962 год — - Открытие музейной экспозиции в.

Тригорском.

1963 год — Открытие экспозиции в восстановленном господском доме" в Болдино.

1967 год — Открытие основной литературномонографической экспозиции Всесоюзного музея A.C. Пушкина «Пушкин. Личность. Жизнь и творчество» в Церковном флигеле Екатерининского дворца (г. Пушкин).

1972 год — Открытие пушкинских музеев в Тверском краю (Берново, Торжок).

— Открытие музея «Домик станционного смотрителя» в селе Выра (Ленинградская область).

1977 год — Открытие музейной экспозиции в Петровском.

1981 год — Открытие музея-квартиры A.C. Пушкина в.

Москве, на Арбате, 52.

1983;1987 годы — Реконструкция музейного комплекса на.

Мойке, 12, в Ленинграде. Открытие новой экспозиции музея-квартиры А. С. Пушкина после восстановления исторического архитектурного объема помещений.

1995;1997 годы — Реконструкция музейного комплекса.

Государственного музея A.C. Пушкина на Пречистенке, 12, в Москве. Открытие новой экспозиции «Пушкин и его эпоха».

1999 год — Открытие после реэкспозиции музейных объектов Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственного музея А. С. Пушкина (Москва), Государственных музеев-заповедников «Михайловское» и «Болдино», а также других пушкинских объектов в соответствии с государственной юбилейной программой подготовки к 200-летию A.C. Пушкина «Пушкин и современность».

Особое внимание в своей работе диссертант уделил Всероссийскому музею, А С. Пушкина, избранному в качестве базы основного исследования, так как деятельность старейшего пушкинского музея страны является модельной в целом для пушкинских музеев России. Именно поэтому в диссертационном исследовании подробно проанализированы основные экспозиции Всероссийского музея А. С. Пушкина, а также рассмотрена структура его фондов и намечены основные направления деятельности музея в канун 300-летия Санкт-Петербурга.

Исследование в основном подтвердило исходную гипотезу. Доказало возможности саморазвития пушкинских музеев, их диалектическое взаимодействие с другими видами художественной культуры. Их превращение в современных условиях в культурные центры, обеспечивает своеобразное расширение функций музеев, которые могут повысить эффективность своей деятельности, органично соединяя традиции и новаторство и сохраняя при этом такие непреходящие ценности как наследие A.C. Пушкина, воплощенное в богатстве многочисленных интерпретаций пушкинских музеев.

Логика исследования заставила несколько скорректировать исходную гипотезу и выйти на новый уровень единой концепции функционирования современных пушкинских музеев, которая не ограничивается традиционными требованиями к отбору, хранению и показу экспонатов, но и включает в себя актуальные организационно-правовые и информационно-методологические аспекты.

Проведенное исследование выявило роль и значение музеев А. С. Пушкина в культуре России, показало реальность расширения сферы влияния пушкинских музеев в современной культуре на основе анализа их креативных и аксиологических функций. На материале деятельности музеев A.C. Пушкина на рубеже XXI века в диссертационном исследовании проанализированы основные тенденции, пути и средства превращения пушкинских музеев в современные культурные центры.

Координируя свою деятельность с другими литературными музеями России, а также литературными музеями мира в рамках Комитета литературных музеев (ICLM), Международного Совета музеев (ИКОМ) ведущие пушкинские музеи России утвердили себя, как музейные культурные центры мирового уровня.

Исследование подтвердило важность включения пушкинских музеев и отдельных их реликвий в единую отечественную и мировую информационную систему, в компьютерную сеть и другие средства хранения и распространения музейных ценностей. Новый этап научно-просветительской деятельности пушкинских музеев связан с развитием.

235 сети Интернет и созданием «виртуальных двойников» существующих пушкинских музеев.

Богатейшие возможности пушкинских музеев России во многом были успешно реализованы в ходе подготовки к 200-летию А. С. Пушкина. И это еще раз подтверждает, что музеи A.C. Пушкина, обладая ценнейшими реликвиями поэта и его современников, уникальными произведениями искусства XVIII—XX вв.еков, функционирующие в постоянном и тесном контакте с академической пушкиноведческой наукой, обладают неисчерпаемыми возможностями к саморазвитию и периодическому обновлению, тем самым расширяя сферу своего влияния в системе российской культуры.

В ходе исследования были решены заявленные в нем цели и задачи, однако дальнейшее совершенствование работы пушкинских музеев требует новых исследований, прежде всего посвященных истории пушкинских музеев, проблемам создания литературных и мемориальных экспозиций, а также их перспективному развитию в контексте отечественной и мировой культуры XXI века.

Осуществление данного теоретико-эмпирического исследованияэто только начало разнообразной научно-практической деятельности по изучению пушкинских музеев и определению их роли и значения в системе современной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Пушкин. 1799−1949. Материалы юбилейных торжеств. — M.-J1., 1951.
  2. A.C. Пушкин и его современники: Указатель Первой Отчетной выставки Пушкинского Дома при Российской Академии наук. -Петроград, 1922.
  3. А.С.Пушкин в Царском Селе: 1831 /Под ред.Э. С. Лебедевой, А. Н. Маркова. СПб., 1999. — (Христианская культура: Пушкинская эпоха- Вып. XX).
  4. С.Л., Голлер Н. И. 250 лет жизни дома на Мойке //Памятники культуры. Находки и открытия. Л., 1977. — С.349 -356.
  5. В.А. О восстановлении и реконструкции парка в усадьбе Тригорское музея-заповедника А.С.Пушкина «Михайловское» // Русская усадьба: Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып.5 (21).- М., 1999.
  6. Л., Лавров В. Хранитель. Л., 1990. — С.210.
  7. М. Роль музея в распространении знаний // Museum. 1984. -№ 141. — С. 14−18.
  8. Актуальные проблемы музейного строительства: Сб.науч.тр. /НИИ культуры. М., 1981.
  9. Актуальные проблемы фондовой работы музеев. М., 1978. -(Тр./НИИ культуры- Т.63: Вып.1).
  10. П.Алексеев М. П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. -Л., 1984.
  11. М.Х. Некоторые приемы активизации восприятия экскурсантов //Вопросы экскурсионной работы /НИИ культуры. -Т.10.-М., 1973.-С.177- 185.
  12. Альбом Пушкинской выставки 1880 года. М., 1887. — C.V. — (Издание Общества Любителей Российской Словесности).
  13. М.Альмединген Б. А., Широкий В. Ф. Последняя квартира Пушкина //Временник Пушкинской комиссии. М.-Л., 1936. — Т.2. — С.475 -479.
  14. П.В. Материалы для биографии Л.С.Пушкина. М., 1984.
  15. A.A. Отражение личности A.C. Пушкина в народном сознании // Пушкин и современная культура. М., 1996.
  16. В.П. О семантической структуре музейной экспозиции на пути к музею XXI века. М., 1989. — С.35 -49.
  17. М.А. Прикладная культурология в системе гуманитарного знания. СПб., 1996.
  18. Э.Г. Стихотворения и поэмы. М., 1984.
  19. Э.Г. Стихотворения.-М., 1956.
  20. И.М. Обоснование проекта культурного центра «Государственная Третьяковская галерея» //Социальное проектирование в сфере культуры: Центры досуга. (Тр./НИИ культуры- Т. 155). — М., 1987. С.74−84.
  21. А. Этнографические фильмы и музеи: история и перспективы //Museum. 1985. — № 145. — С. 15−23.
  22. Э.А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты //Проблемы теории культуры: Сб.науч.тр. /НИИ культуры- Т.55. -М., 1977.
  23. Э.С. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.
  24. В.Н. Пушкинский Дом. Л., 1980.
  25. М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М., 1986.
  26. М.Д. Квартира, где умер Пушкин. Л., 1930.
  27. М.Д., Платонов A.A. Последняя квартира Пушкина в ее прошлом и настоящем. 1837−1927. Л., 1927.
  28. П.Н. Из материалов Пушкинского юбилея 1899 года //Временник Пушкинской Комиссии. М.-Л., 1937. — № 3. — С.401−417.
  29. Бестужев-Лада И., Озерная М. Музей в системе культуры //Декоративное искусство СССР. 1976. — № 9. — С.7 -12.
  30. Биржевые ведомости, 1905, № 8822, 14 мая.
  31. А.Г. Пушкинский Дом. СПб., 1999.
  32. Болдино: Осень 1830. -М., 1989.
  33. Ю.Б. Средства массовой коммуникации и культура //Вопросы социального функционирования художественной культуры. М., 1984.
  34. Г. П. Историко-мемориальные музеи в духовной жизни России (на материалах музеев Санкт-Петербурга). В 2 т. Дис.. д-ра культурологических наук. — СПб., 1997.
  35. Д. Музейная педагогика и опыт популяризации живописи: Реферат. М., 1985. — (Культура и искусство за рубежом. Сер.: Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ /Гос.б-ка СССР им. В.И.Ленина- Вып.4).
  36. А.П. Музей в пространстве культуры //Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999. — С.30 — 33. -(Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы /Ассоциация музеев России: Сб.науч.тр.- Вып.5)
  37. Ванден Бранден Ж.-П. Мой опыт работы с посетителями //Museum. -1984.-№ 144,-С.62−63.
  38. Возрождение. Париж, 1937.-6 февр.
  39. A.A. Музей как креативное пространство культуры /Философские исследования. 1994. — № 1. — С.69−84.
  40. Временник Пушкинской Комиссии. № 3. М.-Л., 1937.
  41. Все еще в Болдине. А. С. Пушкин. Три осени. М. 1999.
  42. Всесоюзный музей A.C. Пушкина. Памятка для посетителей / Сост. Г. И. Назарова. Л., 1956.
  43. В краю чужом. Зарубежная Россия и Пушкин. Рыбинское подворье, 1998.
  44. с. Михайловского в 1899 году: (По переписке родственников) //Лукоморье. Рига, 1995. — Вып. 1.
  45. С.С. Пушкиногорье. М., 1981.
  46. М.Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело. Музей -культура общество: Сб. науч. тр. -М., 1992. — Вып. 21. -С. 7−19.
  47. М.Б., Колганов В. М., Суринов В. М. О направлениях разработки программ музееведческих исследований //Музей и современная социокультурная ситуация. Музейное дело и охрана памятников: Обзорная информация. М., 1989. — Вып.2.
  48. Э.Ф. Апология музея: (Роль музейного строительства по учению Н.Ф. Федорова) //Казанский музейный вестник. 1922. — № 2.- С.188−193.61.Голос, 1880, май.
  49. Н.И. Всесоюзный музей А.С.Пушкина. Л., 1985.
  50. К.Я. Пушкинский лицей. СПб., 1998.
  51. О.Э. Паблик рилейшнз в музее: техника успеха //Музей и новые технологии: На пути к музею XXI века. М., 1999.
  52. Е.К. Проблема интерпретации историко-культурного наследия в экспозиции мемориального музея: Автореф. дис.. канд.ист.наук. -М., 1989.
  53. Н. Русь Васнецовская. М., 1994. — С. 122−126.
  54. В.Д. В поисках музейной концепции истории //Музейная экспозиция: На путях к музею XXI века: Сб.науч.тр. -М., 1997.
  55. А. Рецензия. //Временник Пушкинской Комиссии. 1937. -№ 3. — С.530. — Рец. на кн.: Кирпотин В. Наследие Пушкина и коммунизм.
  56. Н.М. Уникальное и тиражированное: Средства массовой информации и редуцированное искусство. М., 1981.
  57. И в Просвещении стать с веком наравне. СПб., 1992.
  58. Иду вдоль книжных полок. СПб., 1996.
  59. Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989.
  60. Р.В., Левкович Я. Л. Пушкин и Петербург. СПб, 1999.
  61. Известия. 1937. — 11 февр.77.Известия. 1998. — 6 июн.
  62. С.Н. Методологические аспекты теории культуры как науки //Методология и методы исследования культуры: Тр./ЛГИК. -Вып.89. -Л., 1984.-С. 3−17.
  63. Э.В. Философия и культура. М., 1991.
  64. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. М., 1984.
  65. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев. -М., 1986. (Тр./НИИ культуры- Т.39).
  66. Искусство музейной экспозиции. М., 1977. — (Тр./НИИ культуры- Т.46).
  67. Искусство музейной экспозиции: Современные тенденции архитектурно-художественных решений. М., 1982. — (Тр./НИИ культуры- Т. 112).
  68. Итоги работы Всесоюзной Пушкинской выставки // Временник Пушкинской Комиссии. 1939. — № 4−5, — С.570−571.
  69. М.С. Музей в системе культуры // Вопр. искусствознания. М., 1994.-С. 445−460.
  70. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  71. М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.
  72. Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея //Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. -С.68−83.
  73. Д. Музеи современному человеку //Курьер ЮНЕСКО. -1970. -№ 10.
  74. Д.Ф. Музей: храм или форум //Музейное дело: Музей -культура общество: Сб. науч. тр. -М., 1992. — Вып. 21. -С.259−275.
  75. А.А. Музей русской культуры //Русская жизнь. 1993. — № 1254. — С.6−7.
  76. Карнавал. Царское Село, 1998. — июнь.
  77. Карнавал. Царское село, 1998. — май.
  78. Каталог Пушкинской выставки. СПб., 1880-
  79. Катал or Пушкинской Юбилейной выставки в Императорской Академии наук. СПб., 1899.
  80. Ф. Коммуникация и музей. Интервью с доктором Х. Хелленкемпером, директором Римско-Германского музея в Кельне // Museum. 1984. № 141. — С.8−13.
  81. Коллекции Государственного музея A.C. Пушкина. М., 1999.
  82. Н.К. Остафьево. М., 1990. — С.140.
  83. КезинаТ.Н. Болдино. Горький, 1989.
  84. Л.С. «Человек дождя»: коллекционирование и природа человека //Музей в современной культуре: Сб.науч.тр. СПб., 1997.
  85. Г. С. Вещь как феномен культуры // Музееведение: Музеи мира. М., 1991.-С.11−141'
  86. Л. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. -М., 1997.
  87. В.Н. Сто лет назад //Иллюстрированная Россия. 1937.- № ю.
  88. Н., Чепкунов В. Пушкинский календарь. М., 1999.
  89. Концепция. Проект. Государственный музей А. С. Пушкина. 1999 -2005. М., 1999.
  90. Концепция развития музея-усадьбы Остафьево «Русский Парнас». -Остафьево, 1999.
  91. E.H. Взаимодействие и синтез искусств в социально-педагогической деятельности учреждений музейного типа //Российская культура глазами молодых ученых /СПбГАК. Спб., 1997. — Вып.5. — С.109−115.
  92. Т.И. Хранитель // «Тень Пушкина меня усыновила.» Рукописи, книги, изобразительные материалы, памятные вещи из музея А. Ф. Онегина. Каталог выставки. СПб,-Болонья-Кэмбридж, 1997, с.9−21.
  93. А.З. Жизнь музея, — М., 1979.
  94. А.З. Рождение музея. М., 1969.
  95. М.А. «Теперича Пушкин в моде.» Дома у Пушкина. //Российский журнал искусств. Тематич. вып. (№ 1). — СПб., 1994. -С.91−95.
  96. В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М., 1987.
  97. Культура и средства массовой информации: Социально-экономические проблемы. М., 1986.
  98. Культура на перепутье /Сост.: Сорочкин Ю. Б., Зайцева JIM. М., 1994.
  99. Культурная политика России: История и современность. М., 1997.
  100. Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 1. СПб., 1995.
  101. А. «Иные, лучшие мне дороги права.» // Новый мир-1987. -№ 1.-С. 225−236.
  102. В.Я., Туганова О. Э. Трансформация образа Пушкина в тайниках современного массового сознания //Пушкин и современная культура. М., 1996. — С. 199−207.
  103. С.С. «Я вижу некий свет.» СПб., 1999, с. 277.
  104. Ю.И. Пушкинское Болдино: Экскурсионный очерк. -Горький, 1979.
  105. Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994.
  106. М.И. «Тебя ж, как первую любовь России сердце не забудет': Из опыта работы по организации Пушкинских праздников в Ленинградской области, — СПб., 1998.
  107. Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799−1826 /Сост.М. А. Цявловский. 2-е изд., испр. и доп. — Л., 1991.
  108. В.Г. Собр. соч. В 3-х т. Т. 3. М., 1974.
  109. С.М. Наш Пушкин Париж, 1949.
  110. С.М. Третий праздник Пушкина. Париж, 1937.
  111. Д.С. В памяти народной // Солнце нашей поэзии. М., 1989.
  112. Д.С. Слово об А.Ф. Онегине// „Тень Пушкина меня усыновила.“ Рукописи, книги, изобразительные материалы, памятные вещи из музея А. Ф. Онегина. Каталог выставки. СПб.-Болонья-Кэмбридж, 1997
  113. А.К. Идейно-воспитательная и научно-просветительная деятельность музейных объединений: Метод, пособие для аспирантов /НИИ культуры. М., 1986.
  114. Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.
  115. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1982.
  116. Ю.М. Роман А.С.Пушкина „Евгений Онегин“: Комментарий. Л., 1980.
  117. Ю.М. Художественный ансамбль как бытовое пространство //Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. -Т.З. — С.316−322.
  118. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры //Лотман Ю. М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. — Т.З. -С.326−344.
  119. Е.А. Пушкин: Жизнь и творчество. М., 1981.
  120. М.Т. Музейный образ поиски и находки: (Экспозиционное искусство 90-х годов) //Музейная экспозиция: На пути к музею XXI века: Сб.науч.тр, — М., 1997. — С. 338−357.
  121. Э.С. теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М., 1983.
  122. С.Т. Язык искусства в системе культуры. СПб., 1995.
  123. Н.П. История Музея русской культуры в Сан-Франциско: 1937−1964. Сан-Франциско, 1964.
  124. В.В. Собрание сочинений. В 13 т. Т.6. -М., 1957.
  125. М. Коммуникация при помощи звука в музеях и на выставках //Сообщения информационной службы в области музееведения: Информ. бюллетень /Сов. комитет ИКОМ. М., 1991. -С.8−12.
  126. B.C. Пушкин и его эпоха. М., 1958.
  127. .С. Пушкин в восприятии дореволюционного крестьянства //А.С.Пушкин и русская культура. Л., 1967. — С. 61 113.
  128. .С. Талисман: Книга о Пушкине. М., 1975.
  129. Д.С. Праздник Пушкина. //Мир искусства, 1899. -№ 13−14.
  130. Л. Писатель, телевизор, зритель //40 мнений о телевидении: (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978.
  131. Миниатюра из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина. -М., 1996.
  132. Мир музея: Ил. ист. и худож. журн. М-ва культ. Рос. Федер. и РЖ „Культура“.- М., 1993.161. Мир Пушкина. М., 1990.
  133. Л., Готтесдинер X., Даваллон Ж. Франция: успехи в изучении посетителей // Museum. 1993. — № 178. — С.13−19.
  134. Михайлова Н.И."Витийства грозный дар.»: А. С. Пушкин и русская ораторская культура его времени. М, 1999.
  135. Михайловские чтения. В 4 ч. 4.1−4. М., 1998.
  136. Б. Л. Библиотека A.C. Пушкина. Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1910 г. М., 1988.
  137. В.М., Сидоренко К. П. Словарь крылатых выражений Пушкина. — СПб., 1999.
  138. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. М., 1973.
  139. Музееведение и охрана памятников: Обзорная информация /Информ. центр по пробл. культ, и искусства. -М., 1982.
  140. Музееведение: Музеи мира: Сб. науч. тр. /НИИ культуры М., 1991.
  141. Музееведение: Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. /НИИ культуры М., 1989.
  142. Музеи в период перемен: Материалы российско-британского семинара «Музеи Санкт-Петербурга в условиях рыночной экономики» СПб., 1997.
  143. Музеи России: Науч.-попул. ил. журн. Ассоц. музеев России -СПб., 1992.
  144. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. /Ассоц. музеев России СПб., 1995.
  145. Музей «Последняя квартира A.C. Пушкина» //Временник Пушкинской Комиссии. 1937. — № 3.
  146. Музей в современной культуре /Санкт-Петербургская Гос. Акад. культуры СПб., 1995.
  147. Музей и современность: Проблемы экспозиционной работы музеев на современном этапе. М., 1984.
  148. Музей и школа: Сб.науч.тр. /ГЛМ. М., 1986.
  149. Музей революции СССР: Москва: Сб. науч. тр. М., 1966.
  150. Музейная пропаганда 1920−1930-х гг. в зеркале прессы: Пособие для аспирантов /АН СССР- НИИ культуры М., 1991.
  151. Музейное дело в СССР: Сб. науч. тр. /ЦМР. М., 1986.
  152. Музейные термины //Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. Центрального музея революции СССР М., 1986. -С.36−135.
  153. О.С. Образ поэта: Исторические метаморфозы -«Дома у Пушкина» //Российский журнал искусств: Тематич.вып. (№ 1). СПб., 1994.
  154. О.С. Образ Пушкина: исторические метаморфозы //Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1994. — С.109−128.
  155. A.C. «Польза государству впредь»: Кунсткамера как Академический музей особо ценный объект культуры //Курьер Петровской Кунсткамеры. — 1995. — Вып. 2−3. — С.16−25.
  156. В.В. Пушкин, или Правда и правдоподобие //Набоков В. Романы: Рассказы: Эссе. СПб., 1993.
  157. Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности (на материалах государственного музея-заповедника «Царское Село»). Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1999.
  158. Наш путь Харбин. — 1937. — 11 февр.
  159. С.М. Лицей после Лицея. М., 1997.
  160. С.М. Музей поэта. СПб., 1999.
  161. С.М. Пушкинские музеи России как явление культуры. -СПб., 1998.
  162. С.М. Российская Академия. М., 1984.
  163. С.М. Три эпохи музея. СПб., 2000.
  164. Некрасов С.М. TV в гостях у Пушкина //Дома у Пушкина. Российский журнал искусств. Тематич. вып. (№ 1). СПб., 1994.
  165. B.C. О пушкинском музее России. Теоретическая концепция // Христианская культура. СПб., 1997, с.3−19.
  166. Олссон Марин. Новые технологии. Музеум, — 1997. № 194 (№ 4).
  167. Онегинская Энциклопедия. Т.1 (А К). — М., 1999.
  168. Описание Пушкинского музея Императорского Александровского Лицея. СПб., 1899.
  169. От Императорского Александровского Лицея. СПб., 1899.
  170. Очерки истории музейного дела в СССР. Вып.5. М., 1963.
  171. C.B. Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея //Страницы истории пушкиноведения: Сб.науч.ст. СПб., 1994.
  172. C.B. Царскосельский Лицей. СПб., 1999.
  173. Памятка для посетителей /Всесоюзный музей А.С.Пушкина- Сост.Г. И. Назарова. Л., 1956.
  174. Панорама культурной жизни зарубежных стран: Экспресс-информ. -М., 1990.
  175. А.И., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998.
  176. М.Н. С документальной достоверностью //Ленинградская панорама. 1987. — № 2. — С.28 -31.
  177. О. Рекламная фотография вчера и сегодня //cDoToZoom. 1998. — № 5. — С.11−12.
  178. Л.В. Массовая коммуникация и искусство. Л., 1976.
  179. Э. Лирика А.С.Пушкина 1830-х годов. Поэтика: темы, мотивы, жанры поздней лирики. -Ювяскюля, 1978.
  180. И.С. Аксакова о Московских праздниках по поводу открытия памятника A.C. Пушкину // Русский архив. Кн.2. 1899. -№ 5.
  181. С.Ф. Далекое прошлое Пушкинского уголка: Исторический очерк. Репринт, воспроизведение с изд. 1927 г. -СПб., 1999. — (Тр. /АН СССР. Пушкинский Дом).
  182. Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции: Автореф.дис.. канд. ист. наук. М., 1988.
  183. Н.И. Квартира Пушкина на Мойке, 12: Рассказ о музее //Панорама искусств. М., 1988. — T. l 1. — С.266 — 281.
  184. Д. Роль музея как средства коммуникации //Музеум. -1983.-№ 2(138).
  185. Портретная миниатюра из собрания Государственного музея А. С. Пушкина. -М., 1997.
  186. В.В. Музы и музеи. СПб., 1997.
  187. Посетители Всесоюзной Пушкинской выставки: (Хроника) //Временник Пушкинской Комиссии. M.-JI., 1939. — № 4−5.
  188. О.В. Общественно-политическая теория Н.Лумана: Методологический аспект. Ижевск, 1997.
  189. Постановление Совета Народных Комиссаров от 3 марта 1938 года.
  190. Постановление Совнаркома ССР от 30.XII. 1936, разд. 1, пунктУ.221. Правда. 1937. — 10 февр.
  191. Преданья русского семейства. Сокровища петербургской пушкинианы. СПб., 1999.
  192. А.С.Пушкина (к вопросу о сохранении уникальной территории) // Лукоморье. Рига, 1995.
  193. Приют, сияньем муз одетый. М., 1989
  194. Протокол заседания Ленинградской Комиссии по увековечиванию памяти Пушкина A.C. от 26 августа 1924 года //Архив Всероссийского музея А. С. Пушкина (ВМП).
  195. Пушкин //Однодневная газета. Париж., 1937.
  196. A.C. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.-Л., 1937 — 1949.
  197. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т.-М., 1985.
  198. Пушкин в портретах. М., 1983.
  199. Пушкин для новых поколений //Мир музея. 1997. — № 3.
  200. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники /Статьи и материалы Я.Грота. СПб., 1899.
  201. Пушкин: Исслед. и материалы (Пушкин и русская культура). Л., 1967. Т.5.
  202. Пушкин на Нижегородской земле. Нижний Новгород, 1999.
  203. H.A. Об одной неизвестной находке пушкинских рукописей //Благонамеренный, Брюссель., 1926. — № 1.
  204. Пушкинская Москва. М., 1996.
  205. Пушкинская премьера. A.C. Пушкин в прижизненной критике. -СПб., 1997.
  206. Пушкинские места: Путеводитель. М., 1999.
  207. Пушкинский край. 1997. — 14 март.
  208. Пушкинский музеум. СПб., 1999.
  209. И.И. Записки о Пушкине. Письма. М., 1956.242. Пятница. 1998. — № 5.
  210. Пятьдесят лет назад.: Беседа Е. Г. Эткинда (Париж) и Р. Кембала (Лозанна) с С. М. Лифарем //Revue des etudes slaves. Tome cinquante-neuvieme. Fascicule 1−2. Alexandre Puskin. 1799−1837. Paris, 1987. -P.14−15.
  211. Пятьдесят лет Пушкинского Дома. М.-Л., 1956
  212. М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции: 1919−1939. -М., 1994.
  213. С. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. М., 1984.
  214. В.И. Музеи мира. М., 1993. (Архитектура).
  215. В., Шемякин М. Возвращение пушкинской Русалки. -СПб., 1998.
  216. К.И. Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.
  217. Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции // Музейная экспозиция: На пути к музею XXI века: Сб.науч.тр. М., 1997. -С.177−197.
  218. И.Г. Музейное дело. Л., 1983.
  219. С.К. В поисках пушкинской Москвы. М., 2000.
  220. А.А., Селиванов В. В. Музейная экспозиция и контекст современной культуры: социологический анализ проблемы //Музей исовременный художественный процесс: Тезисы науч. конф. музейных работников. Красноярск, 1989. — С.26 -41.
  221. Русская мысль. 1997. — Июнь
  222. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. -М., 1979.
  223. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. В 20 т. Т. 19. М.-Л., 1975.
  224. Г. М., Солдатова Л. М. Особняк на Мойке, 12. СПб., 1999.
  225. Е. Модернизация музейных экспозиций. Методические рекомендации. -М., 1997.
  226. H.H. «Пушкин сам за себя постоит» //Жизнь национальностей. 1999. — № 2−3.
  227. H.H. Русский гений. М., 1987.
  228. А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой. -М., 1998.
  229. Симбирский венок Пушкину и выдающиеся памятники истории и культуры города. Ульяновск, 1999.
  230. B.C. Из истории академических музеев (1917−1927). Л., 1989.
  231. Смирнова Т.Н. A.C. Пушкин и Остафьево. Музей-усадьба «Остафьево-Русский Парнас». М., 1999.
  232. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: Теория и практика. М., 1986. — С.5. -(Сер.: Музейное дело и охрана памятников- Вып.1).
  233. Э.В. Культурология: Очерки теории культуры. М., 1994.
  234. А. Эстетическая роль зрительской привычки //Телевидение вчера, сегодня, завтра: Сб. трудов. Вып. 5. М., 1985.
  235. Сокровища ленинградской пушкинианы. JL, 1988.
  236. JI.M. Взаимодействие пространства и сюжета экспозиции: (К вопросу о новом воплощении монографической экспозиции, посвященной жизни и творчеству A.C. Пушкина // Музей в современной культуре: Сб. науч. ст. СПб., 1997. — С.22−49.
  237. Ф. К Всероссийскому торжеству //Мир искусства. 1899.- № 13−14.
  238. Сообщения информационной службы в области музееведения: Информ. Бюллетень /Сов.комитет ИКОМ. М., 1989.
  239. Социальные функции музея: Споры о будущем: Материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры // Музееведение. На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. /НИИ культуры М., 1989. («.186−20!
  240. Страницы истории пушкиноведения. СПб., 1994.
  241. Р. Музей и коммуникация //Museum. 1983. — № 2 (138). -С.3−9.
  242. И. Пушкин как религиозная проблема //Новый мир. 1994.- № 1. С.207−223.
  243. И.Н. Пушкин все удаляется от нас. Пушкин к нам все приближается //Дома у Пушкина: Российский журнал искусств. Тематич. Вып.(№ 1). 1994.
  244. М.И. История Российской Академии. Т. 6. СПб., 1867.
  245. М. Отдел просвещения Галереи Уффици, Флоренция // Museum. 1982. — № 3. — С. 16−27.
  246. .В. Пушкин. В 2 кн. Кн.2.(1824−1837). М.-Л., 1961.
  247. Триумф великого Пушкина //Известия. 1937. — 6 февр.
  248. Г. Архитектурный памятник как сценическая площадка телепредставления //Поэтика телевизионного театра. М., 1979.
  249. Труды первой и второй Всесоюзных пушкинских конференций: 25−27 апреля 1949 года и 6−8 июня 1950 года. М.-Л., 1952.
  250. Л.П. Портреты и судьбы. Из ленинградской пушкинианы. Изд. 2-ое, доп. Л., 1990
  251. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение. М., 1992. -(Культура и искусство. Сер. «Музейное дело и охрана памятников»: Экспресс-информ /Гос.б-ка СССР им .В.И. Ленина- Вып. 3−4).
  252. Н. Ф. Сочинения М., 1982.
  253. H.H. Лицей. Париж, 1936.
  254. П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский музей. 1989. — № 4. — С.65−69.
  255. С.А. Лирика Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
  256. С.А. Каждое время выдвигает свою модель Пушкина //Жизнь национальностей. 1999. — № 2−3.
  257. Формы и методы научно-просветительской работы музеев: Сб.науч.тр. /ЦМР. М., 1986.
  258. H.A. Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1992.
  259. Т.Г. Рисунки Пушкина. 4-е изд. — М., 1987.
  260. М.А. Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина. -М., 1999.
  261. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: Процесс и управление М., 1982.
  262. Е.П. Пушкиноведение. Итоги и перспективы. К 200-летию со дня рождения поэта //Пушкин и современная культура. -М., 1996.-C.3−31.
  263. Л.А. Пушкин и его окружэение. 2-е изд. доп. и перераб. — Л., 1989.
  264. З.А. В поисках Набокова. Париж, 1979.
  265. И. Биография юности. Париж, 1977.
  266. Шкловский В Б. Встречи. М., 1944.
  267. Л.М. Пути повышения эффективности культурно-просветительской деятельности музеев: Дис.. канд. пед. Наук. Л., 1982.
  268. С.О. Памятники в системе развития науки и общественного сознания //Музееведение: Музеи мира. М., 1991. -С.98−110.
  269. Шутки и остроты А. С. Пушкина //Полн.собр. анекдотов, острот, шуток, экспромтов и эпиграмм /Сост. М. С. Козман. СПб., 1992.
  270. О.А. Последняя квартира Пушкина: судьба музея и его основателя //Музей в современной культуре. Сб. науч. ст. СПб., 1991. — С.120−127.
  271. Alexander Е.Р. Museums in motion: an introduction to the history and functions of museums. Nashville, 1978.
  272. Fache C. Educational games // Museums and education. Copenhagen, 1982. — P.57−60.
  273. Hudson K. Museums for the 1980s a survey of world trends. -London, 1975.
  274. Nabokoff V. Pouchkine on le vrai et le vraisemblable. Nouvelle. Revue Francaise. T.48. — Paris, 1937. — P.362−378.
  275. Osborne H. Museums and their functions // Journal of aesthetic education. 1985,-N2,-P.41−51.
  276. Архив Всероссийского музея А. С. Пушкина (ВМП), on. 1.
  277. Архив Всероссийского музея А. С. Пушкина (ВМП), оп.З.321. Архив РАН, ф.8.322. Архив РАН, ф. 150.323. Г АРФ, ф.660 324. ИРЛИ (ПД)РО, ф.292.325. ИРЛИ (ПД) РО, ф. 244.326. РГИА, ф. И327. РГИА, ф. 792 328. РГАЛИ, ф. 962 259
  278. РНБОР, ф.247, Державина, № 39.
  279. Archives de Lycee Alexandre //Musee Royal de l’Armee. Bruxelles Материал не систематизирован.
Заполнить форму текущей работой