Эволюция представлений о душе в культуре Древней Греции
Таким образом, именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из желания человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где ее существование будет доказано… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Дофилософские представления о душе
- 1. 1. Мифопоэтические константы понимания души в культуре Древней Греции
- 1. 2. Танатологические представления древних греков о душе
- 1. 3. Роль древнегреческих мистерий в формировании представлений о душе
- Глава II. Представления о душе у досократиков и Сократа
- 2. 1. Понимание души у досократиков
- 2. 2. Морально-нравственные представления о душе у Сократа
- Глава III. Учения о душе в классический и эллинистический период развития древнегреческой культуры
- 3. 1. Место души в Платоновском учении об «идеях»
- 3. 2. Учение Аристотеля о душе
- 3. 3. Взгляды стоиков и эпикурейцев на существование души человека
Эволюция представлений о душе в культуре Древней Греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как неисчерпаемо в поиске определений понятие души, так и неисчерпаемо развитие человека и его культуры".
К.Г. Юнг.
Актуальность данной темы заключается в ее фундаментальности, всеобъемлющей значимости для каждого человека в отдельности и всего человечества в целом. Именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из стремления человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где существование души будет доказано или опровергнуто, зародилось два ее понимания, которые позже оформились в виде идеализма и материализма.
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. В первобытном обществе, когда предметы и явления природы по аналогии с человеком и животными воспринимались как живые и одушевленные силы, еще не было четкой дифференциации материального и духовного, «души» и «тела». С возникновением анимизма каждая вещь начинает мыслиться как обладающая душой, в той или иной мере отделенной от вещи.
Самые первые представления о душе, направленные на объяснение души и ее функций, возникли в древней философии (основанной на религиозных воззрениях, мистических культах и подкрепленной произведениями искусства) и легли в основу учений о душе.
На проблеме души сегодня сошлись интересы теологии, психологии, этики, классической и неклассической философии. Теология вроде бы имеет здесь право первородства, но и ученые в лице психологов являются профессиональными «душеведами». И сложность ситуации состоит как раз в том, что в этом вопросе, как и во многих других, они являются антагонистами. Начиная с XVII века, естествознание боролось с представлением о самодостаточной бестелесной душе, добиваясь строго научного понимания человека. В итоге в психологии место «псюхе» или «анимы», занял «внутренний опыт», уступивший затем место «психической деятельности» и «психическому поведению». Но человек нечто большее, чем организм и ему свойственно иметь свои представления о душе, складывавшиеся на протяжении многих веков.
Понятие «душа» на данный момент напоминает историко-культурную сборную солянку, сплав религиозных, философских, психологических, обыденных представлений. По большому счету с душой дела обстоят так же, как с медициной, спортом и искусством. Знатоком во всех этих вопросах считает себя каждый. При этом мнению позитивной науки и церкви наиболее «просвещенные» граждане противопоставляют идеи, идущие с Древнего Востока, из эзотерических и других источников. Особый феномен — это низкопробная «душеведческая» и «душеспасительная» литература, заполонившая в последние годы книжные полки. В ней восточная эзотерика сплавлена с христианством, диетологией и лечебной физкультурой. И эта «гремучая смесь» сдобрена, как правило, наукообразной терминологией, чтобы создать эффект значительности в глазах всеядного обывателя.
Необходимость осмысления представлений о душе очевидна, и разбираться в этом вопросе нужно. Пытаться дать новое определение души, выработать новые трактовки, будет достаточно сложно, и во многом эта попытка будет напоминать создание «доктрины». В соответствии с научными традициями, наиболее правильным будет проследить эволюцию данного понятия, что позволит выявить некоторые ответы на один из самых главных вопросов человечества.
Выбор для детального исследования понятия души именно в древнегреческой культуре был не случаен, воззрения греков в этой области послужили фундаментом, базой для дальнейшего развития учения о душе в Средние века, Возрождение, Новое время и в современности, но уже в лоне либо психологии, либо религиозной философии.
Цель исследования состоит в выявлении и культурологическом осмыслении эволюции представлений о душе в различных сферах культуры Древней Греции.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
— определить мифопоэтические константы понимания души в культуре Древней Греции;
— описать дофилософские танатологические представления о душе древних греков;
— показать роль древнегреческих мистерий в формировании представлений о душе;
— проанализировать понимание души в учениях досократиков;
— выявить морально-нравственные представления о душе у Сократа;
— рассмотреть философские учения о душе в интерпретации систематизаторов древнегреческой философии — Платона и Аристотеля;
— показать особенности взглядов стоиков и эпикурейцев на существование души человека.
Объектом исследования выступает культура Древней Греции, представленная религией, искусством и философией.
Предметом исследования является эволюция представлений о душе в религии, философии и искусстве древнегреческого общества.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы, посвященной теме исследования, показывает, что представления о душе в контексте древнегреческой мифологии и религии раскрыты в работах А. Ю. Ашкерова, М. С. Бутиновой, Ф. Велишского, П. Гиро, М. Дворжака, В. Дюранта, В. Замаровского, Р. Ф. Итса, Ф. Х. Кессиди, К. Х. Клемена, К. Куманецкого, Т. Г. Мальчуковой, С. А. Токарева, М. Мюллера, Д. И. Тукмакова, М. Элиаде и др.
Ряд представлений о душе в учениях досократических философских школ отражен в работах А. Н. Чанышева, Б. Б. Виц, С. Я. Лурье, А. О. Маковельского и др. Этический рационализм Сократа представлен в работах Э. Целлера, А. Ф. Асмуса и др.
Истоки и анализ платоновского идеализма отражены в трудах А. Ф. Лосева, Ж. Делеза, Ю. А. Шичалина и др. Интерпретации аристотелевского учения о душе содержатся в работах В.ГГ. Зубова, П. П. Гайденко, С. Н. Трубецкого и др.
Содержание философских учений древнегреческих мыслителей и их систематизация изложены в работах философов, культурологов и историков культуры А. Х. Армстронга, Р. А. Басова, А. С. Богомолова, А. Боннара, Р. А. Гаязова, Т. В. Гончаровой, В. П. Горана, Ф. Ф. Зелинского, В. Т. Звиревича, Ю. В. Ларина, Е. В. Мареевой, В. И. Полищука, В. В. Соколова, В. Г. Черниговского, Л. И. Шестова и др.
Философские представления античных авторов о душе в контексте становления психологии как науки отражены В. М. Бехеревым, Б. С. Братусь, И. Л. Гушанским, А. Н. Жданом, В. А. Лефевром, А. В. Петровским, М. Г. Ярошевским и др.
Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал в осмыслении проблемы души человека, тем не менее, выявление и культурологическое осмысление эволюции представлений о душе в различных сферах культуры Древней Греции не проводилось.
Указанное обстоятельствоопределило: цель и задачи настоящего исследования- •-• • ¦¦¦ ¦ -.
Гипотеза исследования. Исследование и анализ античной культуры позволяет, предположить, что эволюция" понимания" души/человека находит свое отражение, прежде всего, в мифопоэтических, религиозно-мистических й философских представлениях/ Их анализ позволяет утверждать, что душа совпадает с устремленностью тела жить согласно человеческим, а не животным законамИ границу нужно проводить не между душой и телом,. а между телом, живущим, по природным, законами теломдействующим сообразно законам культуры. При этом на. уровне отдельного индивида: процесс самосозидания человека представляетсяименно борьбой* между, «телом» и «душой». ' ¦ V • ¦. '. , .
Источниковая база исследования. В качестве основных источников античных представлений о душе в диссертации, использовались труды: Гомера, Гесиода, Пифагора, Гераклита, Павсания, Пиндара, Геродота, Демокрита, — Платона, — Аристотеля, Диогена Лаэртского^ Секста Эмпирика, Эпикура и др. ¦ :
Методологическая основа работы. В ходе исследования использовались историко-философский подход (прианализе философских работ древнегреческих мыслителей), сравнительно-историческийметод (при-анализе и сравнении: религиозных и мифологических представлений о душе в культуре Древней Греции), культурно-исторический: метод (при анализе культуры. Древней Греции в контексте исторического развития), семиотический метод (при анализе символов и образов души в античном искусстве) и герменевтический: метод (при выявлении глубинного смысла слова «душа» в древнегреческом языке й произведениях античной литературы).'.
Научная новизнарезультатов исследования заключаетсяв том, что:
— впервые определены основные константы представлений о душе в древнегреческом языке, в античной литературе, искусстве и культуре в целом;
— проанализированы религиозные воззрения древних жителей Эллады и выявлена закономерность смены представлений о душе в процессе развития представлений о смерти, бессмертии и загробном мире;
— с помощью сравнительно-исторического и культурно-исторического методов выявлена принципиальная роль древнегреческих мистерий, сформировавших новый взгляд на душу и ее посмертное существование;
— проанализированы философские концепции досократиков, в связи с чем выявлено, что акцент на биологическом аспекте и чувственной стороне деятельности человека приводили философов к натуралистической трактовке души;
— в отличие от традиционного понимания, в философии Сократа, знание о «наилучшем» (арете) рассмотрено как синоним души;
— практически впервые прослежена целостная эволюция представлений о душе в учениях систематизаторов античной мысли, где душа представлена не простосоставной, а основополагающей частью идеалистической философии Платона и натуралистической Аристотеля;
— показаны особенности взглядов стоиков и эпикурейцев на существование души человека;
— при углублении в историю понимания души человека автором установлено, что отношение к ней как к научной категории претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут служить теоретической основой в формировании целостного представления об эволюции понимания души человека в истории культуры.
Выявление реального статуса души человека в античности открывает новые возможности для дальнейшего культурологического и философского ее осмысления в проекции на более поздние этапы развития европейской культуры, в том числе и на современные научные (культурологические) представления. Понимание души позволяет дать более основательное философское осмысление состояния общества на различных этапах его развития и понять самоощущение личности в социокультурной среде.
Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов по истории и философии культуры.
Апробация исследования. Материалы диссертации были отражены в публикациях и выступлениях автора на И—VI Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2004;2008 г.) — Ежегодной конференции-семинаре молодых ученых «Науки о культуре — Шаг в XXI век» (Москва, 2004 г.) — IV Международной научной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, май 2007 г.).
Положения, выносимые на защиту:
1. Круговорот представлений о душе характеризует не только античную культуру, но и мировую культуру в целом, то есть является культурной константой. Это означает, что понятие о душе человека постоянно эволюционирует, переходит из одной формы в другую, трансформируется под влиянием различных факторов, но это не мешает ему на другом уровне или в ином временном отрезке снова выйти на прежний понятийный уровень. Например, представления о душе, связанные с ее анатомической привязанностью к какому либо органу человека, зарождались в мифологии, затем нашли свое отражение в религиозных представлениях древних греков, а позднее и в учениях античных философов.
2. Осмысление роли мистерий философами доклассического периода античности является той отправной точкой, когда религиозные представления о душе становятся философскими понятиями. Некоторых представителей доклассического периода философии античности можно назвать адептами этих мистических культов.
3. Идеальность души впервые осознается в этическом рационализме Сократа, где ее бессмертие определяется не столько «составом» и формой (телесной или бестелесной), сколько содержанием (знание о добродетели). Душа в учении Сократа идеальна, поскольку добродетель (арете) как общее в качестве цели определяет тело как частное. В свете такой целевой детерминации в исследовании показано, что традиционная критика этического рационализма Сократа оказывается неправомерной. Ведь Сократ исходил в своем учении не из идей, а из идеалов, как целей, впервые обнаруживая их роль в становлении души.
4. Целевая детерминация, присущая только миру культуры, будучи спроецированной Платоном на природу, позволяет определить мир идей в качестве «родины» души. При этом движение души из мира идей в мир вещей и обратно в рамках платонизма имеет еще пространственные характеристики, поскольку бестелесной разумная душа человека оказывается лишь у Аристотеля через ее приобщение к божественному Нусу.
5. Оригинальность аристотелевского трактата «О душе» составляет понимание души как энтелехии тела. Но, выводя питающую и ощущающую душу из устройства тела растения и животного, Аристотель не находит в теле органа для разумной души человека. В результате главным противоречием аристотелевского трактата «О душе» становится соседство в нем представления о душе как энтелехии тела и представления о душе как бестелесной субстанции.
6. Особенность взглядов стоиков и эпикурейцев на существование души человека заключается в бескомпромиссности восприятия души первыми — как пневматического телаи вторыми — души как образа жизни, в ее неотъемлемости от понятий жизнь, дружба, счастье.
7. Углубление в историю понимания души человека свидетельствует о том, что отношение к ней как к научной категории претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа.
Структура и объем диссертации
определяются последовательностью решения поставленных задач. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертационного исследования — 130 страниц печатного текста.
Заключение
.
Словом «душа» называют совокупность побуждений живого существа, в особенности человека. В научном понимании душа — комплекс тесно связанных с организмом психических явлений, в частности, чувств и стремлений. Для религиозного понимания душа — это то, что создано творческим актом божества, нечто кардинально отличное от тела и плоти, это то в человеке, что нетленно и бессмертно, невещественно и неосязаемо. В сфере нравственно-моральных представлений общества наличие в отдельном человеке души является критерием его доброты, порядочности, честности, благоразумия, великодушия, щедрости, отзывчивости и других положительных качеств.
Душа — одно из немногих понятий, традиционно связанных с любой ступенью развития человеческого общества. В первобытной культуре, в недрах анимизма начали формироваться наши бытовые, традиционные представления о функциях и возможностях существования души человека. Душа как причина жизни, ее существование после смерти, уход в страну мертвых, существование душ животных, растений, предметов, теория временного отсутствия души у спящих духовидцев — все эти суждения в какой-то мере характерны как для человека прошлых эпох, так и для современного. Представление о душе переходило от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, приобретая характер где религиозного учения, где эстетического, а где и учения психологии или парапсихологии.
Религиозные представления могут приоткрыть завесу, показать и объяснить многие философские и обыденные представления о душе в Древней Греции, разъяснить ее изображения в произведениях искусства и литературы. Мистерии же претендовали на раскрытие секрета обретения блаженного бессмертия. Мистическое обретение залога бессмертия, будущего избавления от страданий, длительных очищений или перерождений преступает законы могущественной судьбы, побеждает фатализм, выходит за рамки причинно-следственных отношений. Магическое очищение происходит в одночасьесозерцание божества становится уподоблением божеству: завтра мы умрем и тут же станем богами. Наконец, адепт мистического культа, по большому счету, является лишь пассивным реципиентом даруемого ему спасенияот него требуется лишь покорность на время мистерии и строгое соблюдение правил — все остальное сделает божество. Чудо совершается на небесах.
Искусство, изображающее душу, характеризуется синкретичностью, т. е. оно неотделимо от религиозной сферы жизни человека. Наиболее характерно в этом отношении искусство первобытного общества и древних цивилизаций, с присущей ему’символикой души, ее изображения.
В основном образ души в Древней Греции связан с образами птицы, ауры, с видом крови, бабочки, дыхания, персонифицирован в образе Психеи, ее изображают и схематически (в виде уменьшенной копии человека).
Греки считали, что душа человека отлетает через его рот в тот момент, когда наступает смерть. Они изображали это символически на саркофагах в виде бабочки, вылетающей из личинки. Позже они использовали крылатую фигуру психеи, которую Апулей персонифицировал в своих «Метаморфозах». Аналогичным образом изображалось и «наделение» человека при его рождении живой душой, принимавшей облик маленькой крылатой человеческой фигурки.
Таким образом, представления о душе в античности питал гуманизм греческой культуры, с ее идей полноты жизни как гармонии телесности и духовности, культом живого, здорового, прекрасного тела, любви к земной жизни, тонкого интеллектуализма, высокой оценки разума.
Душа или дыхание, а также умственные и эмоциональные свойства локализуются, например, у гомеровского человека в каком-либо отдельном органе: в диафрагме — умственная деятельность, в сердце — эмоции, в кровидуша, в печени — жизнь.
На ранних ступенях развития философии, например, в системе пифагорейского миросозерцания душа понималась как бессмертное демоническое существо, падшее в земной мир и, в наказание, заключенное «под стражу» в «темницу» — тело.
У пифагорейцев и орфиков утвердилось учение о самостоятельной ценности души человека и ее вечности. Возникло учение о переселении и перевоплощении душ, совершающих круговорот рождений вместе с периодическим воспламенением вселенной. Гераклит трактовал душу (психею) как нечто огненное. Огонь — одухотворяющее, мудрое и благородное начало, а вода — низменное.
Согласно атомистическим воззрениям, душа состоит из мелких и крупных атомов. Душа есть то, что доставляет живым существам движение.
Демокрит видел в душе, во-первых, движущее начало, а во-вторыхорган ощущения и мышления. Душа, по Демокриту, состоит из шарообразных атомов. Он утверждал, что неделимые шарики, никогда не оставаясь в покое, двигаясь самостоятельно влекут за собой и приводят в движение все тело. Но античному материализму свойственна была и материализация души: душа не только рассматривалась в единстве с телом, но и сама обладала особой телесностью.
Человеческая личность как отдельный человек существует еще и телесно, воплощенно, то есть живет «во плоти». Это обстоятельство характеризует его природную основу. Человек рождается, выходя из материнского лона, он живет и растет, испытывая радости здоровья и горести болезней, он уходит из жизни, покидая свои бренные телесные останки, как бы возвращая их природе. В основе этого круговорота телесности многие мыслители усматривали душу и отводили ей одно из главных мест в своих трудах. Если рассматривать классически период развития древнегреческой философии, то мало кто из философов этого периода обходил тему души в своей концепции человека и мироздания.
Сократ был, вероятно, первым в Европе, у кого была ясная и связная концепция души, как понимаем ее мы, то есть души как разумной и моральной сущности, ответственного агента в правильном или неправильном знании и действии.
Платон развивал идеалистическое учение о душе в классической для всей последующей идеалистической философии форме. Душа для него — вечная «идея», бессмертная сущность, отделенная от тела. У Платона существует вполне отчетливая дифференциация внутри души различных ее частей — разумной, обращенной к идеям, аффективно-волевой, обращенной к вожделению. При этом каждая способность индивидуальной души есть ни что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Тело Платоном понималось не просто как обитель души, благодаря которой тело живет, но, скорее, как могильный склеп, или как тюрьма души.
Аристотель, как великий систематизатор античности, синтезировал воззрения на душу своих предшественников. Для него душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и материядуша — организующий принцип органической жизни. Каждая область или уровень органических функций имеет свою душу. Тело — это организм, поскольку оно совокупность органов или орудий душидуша — сущность тела. Поэтому учение о душе Аристотеля — это общее учение о жизни и ее функциях, включающее органические ее отправления, так же как и сознательная жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что в древнегреческой философии классического периода были рождены все основные идеи, по-разному объясняющие сущность и роль души. Последующие философские воззрения так или иначе возвращались к идеям древнегреческих мыслителей, наполняя их новым — современным — содержанием.
В философии стоиков учение о душе является частью физики. Человек состоит из тела и души. Душа — тоже тело, но тело «пневматическое», также душа состоит из пяти органов чувств, органа речи, органа воспроизведения и руководящей части, место нахождения которой — сердце. Оно — носитель духовных функций: представления, суждения и умозаключения, чувствования и хотения.
Эпикур же, являясь последователем атомизма Демокрита, утверждал, что душа, как и тело, состоит из тонких частиц, рассеянных по всему нашему телу, и «очень похожа на ветер». Когда разлагается тело, с ним вместе разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя мыслить, кроме пустоты. Отсюда по Эпикуру следует, что душа не может быть бестелесной.
Установленная направленность изменения представлений о душе в культуре Древней Греции имеет форму спирали, в которой понятие «душа», трансформируясь, под влиянием различных факторов, с каждым витком приобретает новые формы, но не теряет прежнего смысла, следовательно, отношение к душе претерпевает эволюцию вместе с эволюцией самого человека как социального существа.
Таким образом, именно благодаря стремлению человека объяснить существование души возникают религиозные верования и мистические культы, то и другое связано с чувственной стороной жизни человека и стереотипизируется в виде символов и образов души, представленных в искусстве. Из желания человека дать понятие, определение душе, создать систему философских взглядов, где ее существование будет доказано или опровергнуто, появляется философия как таковая. Естественно, мы можем говорить о древних мифологических представлениях, всевозможных религиозных и философских учениях о душе, но так же необходимо признаться, что хоть один раз в жизни каждый человек задумывался о существовании собственной. Эту идею человек впитывает с «молоком матери», как и ментальность своего народа, в детстве закрепляет сказками, а затем «отшлифовывает» ее религиозными и философскими учениями. Пока существуют такие понятия как жизнь, смерть, бог и т. д. идея души будет волновать людей и изображаться ими в художественных произведениях искусства, как это было в античной культуре.
Список литературы
- Александер, Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / Ф. Александер, Ш. Селесник. М.: Прогресс-Культура, 1995.-608 с.
- Антология кинизма. Антисфен, Диоген, Кратет, Керкид, Дион. Фрагменты сочинений кинических мыслителей / Изд-е подготовил И. М. Нахов. (Серия «Памятники философской мысли»). М.: Наука, 1984.-398 с.
- Аристотель. О душе / Аристотель. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Армстронг, А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античнуюфилософию /А. X. Армстронг, пер. с англ. В. А. Самойлова. Спб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. — 256 с.
- Асмус, В. Ф. Античная философия /В.Ф. Асмус. М.: Высш. шк., 2001. -400 с.
- Ашкеров, А.Ю. Античный город / А. Ю. Ашкеров // Человек. 2003. — № 4. — С.149−160.
- Басов, Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля / Р. А. Басов. М.: ЗАО «Издательский Дом «Летопись XXI», 2002.-415с.
- Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин, пер. с нем. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 504 с.
- Бессмертие души (научный взгляд православного мира) // Русь державная.1999. -№ 3. -С.5.
- Ю.Бехтерев, В. М. Психика и жизнь // В. М. Бехтерев // Избр. труды попсихологии личности в 2-х т.Т.1.-СПб.: Алетейя, 1999. 255 с. 11. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: United Bible Societies, 1991.-1371 с.
- Богомолов, А.С. Античная философия / А. С. Богомолов. М.: Изд-во МГУ, 1985.-368 с.
- Богословский, М.М. Душа человека. = Anima hominis: мифологические, религиозные и современные псевдонаучные представления / М. М. Богословский, И. В. Князькин. М.: ACT- СПб.: Сова, 2006. — 319 с.
- М.Боннар, А. Греческая цивилизация: От Илиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа. От Еврипида до Александрии / А. Боннар- пер. с фр. О. В. Волкова, Е. Н. Елеонской. М.: Искусство, 1995. — 671 с.
- Братусь, Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности (к 20-летию со дня смерти А.Н.Леонтьева) / Б. С. Братусь // Вопросы философии. 1999. -№ 11.- С.81−89.
- Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. С. 3−19.
- Братусь, Б.С. Психология наука о психике или учение о душе? / Б. С. Братусь // Человек. 2000. — № 4. — С.30−41.
- Бутинова, М.С. Как возникла религия /М.С. Бутинова. М.: Сов. Россия, 1977. — 144 с.
- Велишский, Ф. История цивилизации: Быт и нравы древних греков и римлян / Ф. Велишский. М.: Эксмо Пресс, 2000. — 704 с.
- Виндельбанд, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. М.: Юрист, 1995.-687 с.
- Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. Киев, Тандем, 1995.-368 с.
- Виц, Б. Б. Демокрит / Б. Б. Виц. М.: Мысль, 1979. — 212 с.
- Вовенарг, J1.K. Введение в познание человеческого разума / JT.K. Вовенарг // Мир и Эрос. М.: Политиздат, 1991. — С. 114.
- Войно-Ясенецкий, В.Ф. О духе, душе и теле / В.Ф. Войно-Ясенецкий //Философские науки. -1998. -№ 1. С. 145−146.
- Волков, Г. Н. У колыбели науки / Г. Н. Волков. М.: Молодая гвардия, 1971.-224 с.
- Гайденко, П.П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 319 с.
- Гантимуров, Е. Очерки бессмертия / Е. Гантимуров. М.: Ладога-100, 2002.-288 с.
- Гартман, Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе / Н. Гартман // Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
- Гаязов, Р.А. Культура это взаимосвязь творчества, духовности и души / Р. А. Гаязов // Гуманистический потенциал культуры и ее роль в модернизации Российского общества, матер, межвуз. науч.конф. — Казань: КГАКИ, 2002.-С.З7−40.
- Гаязов, Р.А. Душа как мера развития личности / Р. А. Гаязов // Культура. Творчество. Личность: труды науч.-практич.конф. Екатеринбург: Уральский государственный технический университет — УПИ, 2001 С. 148−150.
- Геродот. История /Геродот- предисл. Х.Л. Борхеса- пер. с древнегреч. Г. Стратановского. СПб.: Амфора, 1999. — 412 с.
- Гесиод. Полное собрание текстов. /Гесиод- пер. В. В. Вересаева, О.П. Цыбенко- вступ. Ст. В.Н. Ярхо- комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. М.: Лабиринт, 2001. — 256 с.
- Гете, И.В. Избранные произведения: В 2-х т. Т.2. Поэзия. Проза /И.В. Гете. пер. с нем. Б. Пастернака- примеч. А. Аникста. Спб.: ТОО «Респекс», 1997. — 560 с.
- Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. — СПб.: Алетейя, 1995.-474 с.
- Гомер. Илиада / Гомер- пер. с древнегреч. Н. Гнедича- примеч.
- М.Томашевской. — М.: Худож. лит, 1987. — 379 с.
- Гомер. Одиссея /Гомер- пер. с древнегреч. В. Жуковского- послесловие А. Тахо-Годи- примечания С. Ошерова. М.: Моск. рабочий, 1982 — 350 с.
- Гончарова, Т.В. Эпикур / Т. В. Гончарова. — М.: Молодая гвардия, 1998. -303 с.
- Горан, В.П. Древнегреческая мифологема судьбы / В. П. Горан. -Новосибирск: Наука, 1990. 331 с.
- Гроф, С. Духовный кризис: статьи и исследования / С. Гроф- пер. с англ. М.: МТМ, 1995.-256 с.
- Гроф, С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф- пер. с англ. А. Неклесса. -М.: ACT, 2002.-239 с.
- Гуревич, П.С. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / П. С. Гуревич М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Гушанский, И.Л. Дух, душа, психиатрия / И. Л. Гушанский // Человек. -2003.-№ 4. С. 136−149.
- Данилова, Е.И. Тайны жизни после смерти / Е. И. Данилова. М.: Рипол Классик, 2002.-384 с.
- Дворецкий, И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Ок. 70 000 слов (в обоих томах) / сост. И.Х. Дворецкий- под. ред. С.И. Соболевского- с прил. грамматики сост. С. И. Соболевским. Т. 1−2. М.: ГИС, 1958.
- Дворжак, М. История искусства как история духа / М. Дворжак, пер. с нем. А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. — 336 с.
- Делез, Ж. Платон и симулякр / Ж. Делез // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998.-С. 225−241.
- Делез, Ж. Лукреций и натурализм / Ж. Делез // Интенциональность итекстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998.-С. 241−253.
- Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / Под ред. И коммент. Г. К. Баммеля. М.: ОГИЗ, гос. соц.-эконом. изд-во, 1935. 380 с.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский- общ. ред. и вступит, ст. А. Ф. Лосева. -М.: Мысль, 1979.-620 с.
- Досократики. Доэлеатовский и элеатовский период. Минск: Харвест ACT, 1999.-784 с.
- Дубровский, Д.И. Проблема духа и тела: возможности решения / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. 2002. — № 10. — С. 3−16.
- Дюрант, В. Жизнь Греции /В. Дюрант. пер. с англ. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. — 704 с.
- Емельянов, Б.В. Энергийная антропология: история и современность / Б. В. Емельянов, О. Б. Ионайтис // Философская антропология: Теоретический анализ: Коллектив, моногр. / отв.ред. Р. А. Бурханов. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. 4.1. — С. 33−57.
- Ждан, А.Н. История психологии / А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
- Жизнь земная и последующая / Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. М.: Политиздат, 1991. — 415 с. 56.3амаровский, В. Боги и герои античных сказаний: Словарь /В.Замаровский- пер. с чеш. -М.: Республика, 1994. 399 с.
- Зубов, В.П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия / В. П. Зубов. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 368 с.
- Иванов, Е.М. Философия бессмертия / Е. М. Иванов. — Саратов: Науч.кн., 2001. 79 с.
- Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти / (Роуз) Иеромонах Серафим. — СПб.: Царское дело, 1995. 272 с.
- Ингерман, С. Возвращение души / С. Ингерман- пер. с англ. Н. Шпет. -М.: Гелиос, 2001.-256 с.
- Историки античности: в 2-х т. / пер. с лат- сост. и прим. М.Томашевской. -М.: Правда, 1989.
- История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С. Д. Серебряного. -М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. -427 с.
- Итс, Р. Ф. Шепот Земли и молчание неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях / Р. Ф. Итс. — М.: Политиздат, 1990. -318 с.
- Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии) / Ф. Х. Кессиди. М.: Мысль, 1972. — 310 с.
- Клемен, К.Х. Жизнь мертвых в религиях человечества / К. Х Клемен. -М.: Интрада, 2002. 223 с.
- Книга ада и рая / сост. Х. Л. Борхес, А. Бьой Касарес. — СПб.: Амфора, 2002.-271 с.
- Книга загробных видений: антология. / [сост., предисл. П. Берснева, А. Галата- коммент. Р. Светлова, А. Галата, П. Берстнева]. СПб.: ТИД Амфора, 2006. — 334 с.
- Книга оракулов. Пророчества Пифий и Сивилл. М.: Эксмо, 2002. — 448 с.
- Коган, Л.А. Жизнь как бессмертие / Л. А. Коган // Вопросы философии. 1994.-№ 12.-С. 39−49.
- Ксенофонт. Воспоминание о Сократе / Ксенофонт. М.: Наука, 1993. -384 с.
- Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий- пер. с пол. М.: Высш. шк., 1990. — 351 с.
- Ламетри, Ж.О. Сочинения /Ж.О. Ламетри- общ. ред., предисл. и примеч. В. М. Богуславского. М.: Мысль, 1976. — 552 с.
- Ламонт, К. Иллюзия бессмертия / К. Ламонт- пер. с англ. 2-е. изд. — М.: Политиздат, 1984. — 286 с.
- Ларин, Ю.В. Онто-логика культуры: монография / Ю. В. Ларин. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. 164 с.
- Липе, Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Ю. Липе- пер. с нем. В. Бахта. Смоленск: Русич, 2001. — 512 с.
- Лосев А. Ф. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев // История античной эстетики: в 8 т.-Т. 2. -М, 1994.
- Лосев А.Ф. Высокая классика / А. Ф. Лосев // История античной эстетики: в 8 т. Т. 3.-Харьков-Москва, 2000.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев- сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. -М.: Мысль, 2001. 558 с.
- Лосев А.Ф. Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев // История античной эстетики.- Харьков: Фолио- М: Изд-во ACT, 2000. 960 с.
- Лурье, С.Я. Демокрит: тексты, переводы, исследования / С. Я. Лурье. Л.: Наука, 1970.-663 с.
- Льюис, Д Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти / Джеймс Р. Льюис. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 544с.
- Маковельский, А.О. Древнегреческие атомисты / А. О. Маковельский. -Баку, 1946.-397 с.
- Маковельский, А.О. Из лекций по психологии (Понятие о душе. История вопроса и его современное состояние) / А. О. Маковельский. — Казань: Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1913. 50 с.
- Мальчукова, Т.Г. Гомеровские сравнения в истолковании А.Ф. Лосева / Т. Г. Мальчукова // Культурология: дайджест. -2003. — № 3(26). С. 9−11.
- Ман, А. Т. Реинкарнация /А.Т. Манн- пер. с англ. Харьков: Зодиак, 2000.- 160 с.
- Марданов, Р.К. Бог, бессмертие и парапсихология / Р. К. Марданов. -СПб.: ДИЛЯ, 2001. 448 с.
- Мареева, Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии / Е. В. Мареева. М.: Акад. проект, 2003.- 400 с.
- Материалисты Древней Греции М.: Госполитиздат, 1955. — С.42−49.
- Меденица, В. Тени забытых предков / В. Меденица //Вопросы философии. 2001. — № 3. — С. 151 -159.
- Меньчиков, Г. П. Душа человека и законы ее функционирования / Г. П. Меньчиков //Сознание в свете междисциплинарных исследований: тез.межвуз.конф. Казань: КГТУД997.- С.32−34.
- Токарев, С.А. Душа / С. А. Токарев // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т.2. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 414−415.
- Муслин, А. Учение Платона о душе / А. Муслин // Новый Акрополь.2002.-№ 5(30).-С.6−37.
- Мыслители Греции. От мифа к логике. Сочинения. М.:ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1999. — 832 с.
- Мюллер, М. От слова к вере. Миф и религия / М. Мюллер, В. Вундт. -М.: Изд-во Эксмо, СПб.:Тегга Fantastica, 2002. 864 с.
- Неретина, С.С. Смерть как условие бессмертия С.С. Неретина // Человек. 2002. № 4. — С 48−62.
- О происхождении богов / сост., вступ. ст. И. В. Шталь. М.: Сов. Россия, 1990.-320 с.
- О смерти и бессмертии. М.: Знание, 1991. — 64 с.
- Одисей. Человек в истории. 1989.: исследования по социальной истории и истории культуры / Академия наук СССР. М.: Наука, 1989. -198 с.
- Павсаний. Описание Эллады. Кн. I-V, V-X /Павсаний- пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева- под. ред. Е. В. Никитюк. СПб.: Алетейя, 1996.-538 с.
- Петров, Ю.В. Апология метафизики / Ю. В. Петров. Томск: Изд-во НТЛ, 2001.-300 с.
- Петровский, А.В., Туровский, М.Б. Душа // Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 2./ гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.- 1962. -С.86−90.
- Петровский, А.В. История и теория психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-н/Д: Феникс, 1996 — Т. 1. — 416 с.
- Пивоваров, Д.В. История и философия религии: Учеб. пособие / Д. В. Пивоваров, А. В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000 — 400 с.
- Пивоваров, Д.В. Религиозно-философские модели человека / Д. В. Пивоваров // Философская антропология: Теоретический анализ: коллектив, моногр. / отв.ред. Р. А. Бурханов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006. — Ч. 1. — С. 112−125.
- Пиндар. Острова блаженных / Пиндар // Хрестоматия по истории мировой культуры / пд ред. Г. В. Гриненко. М.: Юрайт, 1999. — С. 208 210.
- Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики / Пифагор. М.: Эксмо, 2003.-448 с.
- Платон. Апология Сократа, Критон, ион, Протагор / Платон- общ. ред.
- A.Ф.Лосева и др.- авт. вступит, ст. А.Ф. Лосев- примеч. А.А. Тахо-Годи- пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1999. 864 с.
- Платон. Диалоги / Платон- пер. с древнегреч.- сост., ред. и авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев- авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 2000. — 607 с.
- Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон- общ. ред. А. Ф. Лосева,
- B.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи- примеч. А. Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи- пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1999. 528 с.
- Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Платон- пер. с древнегреч.- общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи- авт. вступит, ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев- примеч. А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1999.-656 с.
- Плотин. Избранные трактаты / Плотин. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000.-320 с.
- Плотин. О бессмертии души / Плотин // Вопросы философии. 1994. -№ 3. — С 155−172.
- Плотин. О высшем благе и других благах. О нисхождении души и тела / Плотин // Человек. 2003. — № 5. — С 100−111.
- Плотин. О личном демоне человека / Плотин // Человек. 2003. — № 1. -С.100−106.
- Плутарх. Избранные жизнеописания, в 2-х т. томах. Т.1. / Плутарх- пер. с древнегреч.- сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1986.-592 с.
- Плутарх. Избранные жизнеописания, в 2-х т. томах. Т.1. / Плутарх- пер. с древнегреч.- сост., вступ. ст., прим. М. Томашевской. М.: Правда, 1987.-608 с.
- Полищук, В.И. Мировая и отечественная культура: Учеб. пособие в 2х ч. / В. И. Полищук. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та- Нижневартовск:
- Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993.
- Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Публий Овидий Назон- пер. с латинского С. Шервинского- примеч. Ф. Петровского. М., 1997. — 410 с.
- Рожанский, И.Д. Античная наука / И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1980. -200 с.
- Рязанцев, С. Философия смерти / С. Рязанцев. СПб.: СПИКС, 1994. -299 с.
- Секлитова, JI.A. Душа и тайны ее строения / JI.A. Секлитова, JI.JI. Стрельникова. М.: Амрита-Русь, 2003. — 304 с.
- Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.1. / Секст Эмпирик- вступит, ст. и пер. с древнегреч. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1976. — 399 с.
- Симонов, П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский и др.- под. ред. М. Г. Айрапетянца. М.: Наука, 1989.-352 с.
- Соколов, В.В. От философии античности к философии Нового времени. Субъект-объектная парадигма / В. В. Соколов. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-336 с.
- Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972. — 304 с.
- Тахо-Годи, А.А. О древнегреческом понимании личности наматериале термина «сома» / А.А. Тахо-Годи // Вопросы классической филологии. М., 1971. — Вып. III-IV.
- Торкачик, А. Мифы о бессмертии /А. Торкачик- пер. с польского JI.B. Васильева. -М.: Прогресс, 1992. -225 с.
- Трубецкой, С.Н. Курс истории древней философии / С. Н. Трубецкой. -Жуковский. М.: Кучково поле, 2005. — 480 с.
- Тугаринов, В.П. Философия сознания / В.П. Тугаринов-М.:Мысль, 1971.-199 с.
- Тукмаков, Д.И. Эллинистические представления о посмертном восхождении души / Д. И. Тукмаков // ВМУ. Серия 7. Философия. 1999. -№ 2.-С. 62−75.
- Уайтхед, А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед-: пер. с англ.- сост. И.Т. Касавин- общ. ред. и вступ. ст. М. А. Киселя М.: Прогресс, 1990.-708 с.
- Угрюмович, Д.М. Искусство и религия / Д. М. Угрюмович. М.: Политиздат, 1982. — 288 с.
- Федорова, О.Б. Четыре элемента Эмпедокла: текстологический анализ фрагментов / О. Б. Федорова // ВИЕТ.- 2005. № 2. — С18−65.
- Федотова, В.Г. Душевное и духовное / В. Г. Федотова //Философские науки.- 1988.- № 7. С.50−58.
- Фламмарион, К. Неведомое / К. Фламмарион- пер. с фр. яз. М.: Рипол Классик, 2001. — 256 с.
- Фрагменты ранних греческих философов / Сост.А. В. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. — 258 с.
- Фрагменты ранних стиков / пер. и комментарии А. А. Столярова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалича, 2002. — в двух томах.
- Фрагменты Эпикура и Эмпедокла / пер. С. И. Соболевского и Г. И. Якубаниса.Т.2. М.: Наука, 1969. — 310 с.
- Фракфорт, Г. В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. В. Фракфорт. М.: Наука, 1984. — 236 с.
- Франк C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию / СЛ. Франк. СПб.: Наука, 1995. — 655 с.
- Франкл, В. Доктор и душа /В. Франкл. СПб.: Ювента, 1997 — 287 с.
- Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
- Фромм, Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Э. Фромм //Философские науки. 1990. — № 8. — С.88−95.
- Фрэзер, Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии /Дж.Дж. Фрезер- пер. с англ. М.: Изд-во ACT, 1998. — 784 с.
- Хараев, Ф.А. Дух, душа и будущность / Ф. А. Хараев. Нальчик: Эльфа, 1996.-427 с.
- Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл- пер. с англ. А. Майкапара. М.: Крон-пресс, 1999. — 656 с.
- Холл, М.П. Перевоплощение / М.П. Холл- пер. с англ. М.: Сфера, 2001.-208 с.
- Хрестоматия по истории философии: Учеб. Пос. для вузов в 3-х частях. Ч. 1. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997. 448 с.
- Целлер, Э. Очерк истории греческой философии / Э. Целлер. М.: Канон, 1996.-336 с.
- Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии. / А. Н. Чанышев. -М.: Высш. школа, 1981. 374 с.
- Черниговский, В.Б. Античная демонология / В. Б. Черниговский // Человек. 2003. — № 1. — С.95−106.
- Черниговский, В.Б. Античная демонология // Человек. 2003. — № 5. -С.97−100.
- Шарипова, Л. Культура как возделывание души / Л. Щарипова
- Татарстан.- 1996. — № 7. — С. 15−18.
- Шестов, JI. Лекции по истории греческой философии / Л. Шестов- вступ. ст. и примеч. А. В. Ахутина. М.: Русский путь- Париж: YMCA-Press, 2001.-304 с.
- Шичалин, Ю.А. История античного платонизма / Ю. А. Шичалин. -М.:ГЛК, 2000.-439 с.
- Шишков, A.M. Проблема соединения души с телом в античной и средневековой антропологии / A.M. Шишков // Историко-философский ежегодник '98. М.: 2000. С. 59−65.
- Штайнер, Р. Метаморфозы душевной жизни. Путь внутреннего опыта. 4.1 / Р. Штайнер- пер с нем. П. Веселова. М.: Эвидентис, 2000. — 272 с.
- Штайнер, Р. Чудеса мира, испытания души и откровения духа / Р. Штайнер. М.: Новалис, 2005. — 224 с.
- Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Мирча Элиаде- пер. с англ. М.: Гелиос, 2002. — 224 с.
- Энциклопедия мистических терминов. М.: Локид- Миф., 1998. — 576с.
- Эрн, В. Ф. Сочинения / В. Ф. Эрн. М.: Правда, 1991. — 576с.
- Юм, Д. О бессмертии души / Д. Юм- соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1966-Т.2. — С.798−806.
- Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. М.: CoBepineHCTBO-«RostRoyal», 1997 — 384с.
- Юрин, В.К. В поисках души / В. К. Юрин. Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001.-440 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. М.: Мысль, 1985.-575 с.