Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Лингвометодические основы развития связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая в исследовании система работы по развитию связной русской речи включает целостную систему упражнений, выполняемую в следующей последовательности: рецептивные — репродуктивныепродуктивные. Она предусматривает широкое использование эффективных методических приемов, нацеленных на активизацию мыслительной и речевой деятельности школьников, способствующих интенсификации учебного процесса… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. Лингвистические основы развития связной русской речи учащихся национальной школы. 8−58 I. 1. Язык и речь, их соотношение. Формы существования речи. .8−25 I. 2. Сложное синтаксическое целое как минимальная единица монологического текста и связной речи.25

I.3. Некоторые вопросы сопоставительной характеристики сложного синтаксического целого в русском и адыгейском языках.52

Выводы.57

ГЛАВА II. Методические предпосылки развития связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы.59

II. 1. Психолого-педагогическое обоснование развития связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской национальной школы.59

II. 2. Анализ действующей программы и учебников в аспекте исследуемой проблемы.71

II. 3. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития связной русской речи учащихся.82

Выводы.93

ГЛАВА III. Методическая система развития связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы. 96−152 Ш. 1. Принципы построения методической системы развития связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы.96

Ш. 2. Система работы по развитию устной связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы.113

Ш. З. Результаты экспериментального обучения.142

Выводы.151

Лингвометодические основы развития связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе нашего общества наблюдается дальнейшее развитие паритетного национально-русского двуязычия, представляющего единственно верный путь к социально справедливому решению языковой политики в стране.

Действующим законом «О языках народов в Республике Адыгея» определена задача дальнейшего совершенствования национально-русского двуязычия и возрождения языков малочисленных народов, проживающих в республике. На основе указанного закона адыгейский язык в республике, наряду с русским, стал государственным языком, что значительно изменило соотношение социальных функций русского и родного языков. Если до последнего времени языком обучения с первого класса служил русский язык, то после принятия указанного закона языком обучения в начальных классах стал родной язык, а русский язык изучается как учебный предмет. Обучение на русском языке всем школьным предметам начинается с 5 класса.

В условиях новой языковой ситуации важно исходить из того, что изменение социальной функции родного языка не должно привести к ослаблению внимания к изучению русского языка. Каким бы путем ни шло развитие национальных культур республики, как бы ни менялась языковая политика в ней, роль и значение русского языка как средства межнационального общения будет возрастать, так как в условиях государственной самостоятельности республики сохраняется единое экономическое пространство, культурные и политические связи. В многонациональной России русский язык был и остается важным средством межнационального общения, языком обучения и образования, языком приобщения к русской и мировой науке и культуре. Поэтому основной задачей национальной школы является повышение эффективности обучения русскому языку, обеспечение практического владения русским языком и общения на нем. Спецификой обучения второму языку остается коммуникативная его направленность.

Современная лингводидактика под владением языком понимает способность обучаемых воспринимать связные речевые произведения — тексты и создавать на их основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения (Н.М. Шанский). Но к настоящему времени не разработана цельная система развития связной русской речи нерусских учащихся, многие ее аспекты недостаточно изучены. Данная проблема исследуется в работах многих лингвистов и методистов или в связи с использованием в речи отдельных языковых единиц, или относительно конкретной национальной щколы. Хотя в программах и учебниках для национальных школ Российской Федерации уделяется немало времени и места развитию речи учащихся, эффективность этой работы остается низкой, так как не установлены основополагающие категории и понятия развития речи, не в достаточной степени определены содержание, приемы и методы ее развития, не установлены критерии оценки речевого развития учащихся. В практике работы национальной школы чаще всего под развитием речи понимаются упражнения на построение словосочетаний и предложений, ответы на вопросы, озаглавливание текста, его частей. Все эти упражнения нацеливают учащихся на содержательный аспект связной речи, а закономерности и правила соединения предложений в составе связного высказывания (микротекста) остаются вне поля зрения. В данном случае сказывается и то, что долгое время основной коммуникативной единицей считалось предложение, развитие речи ограничивалось уровнем предложения. В результате не получала достаточного освещения основная лингвистическая единица связной речи — текст и его составляющий компонент — микротекст или сложное синтаксическое целое, не была отработана методика порождения связного текста, овладения механизмом построения связного высказывания (М.Х. Шхапацева).

Анализ лингвистической литературы показал, что в настоящее время вопросы синтаксиса текста разработаны достаточно полно в исследованиях многих языковедов (В.А. Аврорин, АА. Акишина, И. П. Гальперин, Н. Д. Зарубина, Г. А. Золотова, О. И. Москальская, Е. А. Реферовская, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев и др.) и могут послужить основой для описания синтаксиса текста в методических целях. Достигнуты определенные успехи и в поиске эффективных приемов развития связной русской речи учащихся как национальной школы (Н.З. Бакеева, Е. А. Быстрова, К.З. За-кирьянов, Л. Г. Саяхова, Р. Б. Сабаткоев, М. Х. Шхапацева и др.), так и русской школы в обучении русскому языку как родному (Г.Г. Городилова, Л. И. Величко, Т. А. Ладыженская, Л. М. Лосева, Н. А. Пленкин, Н. С. Поспелов, И. А. Фигуровский и др.), а также в обучении русскому языку как иностранному (Н.Д. Зарубина, И. Д. Изаренков и др.). В своем исследовании мы опирались на работы указанных и других авторов.

Вместе с тем к настоящему времени нет специального исследования, посвященного развитию связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы. А как известно, основы развития правильной, полноценной русской речи закладываются на начальном этапе обучения. Задача совершенствования связной речи учащихся требует детальной разработки теоретических и практических основ, упражнений, призванных сформировать у учащихся" адыгейцев умения и навыки грамотного построения (в содержательном, логико-композиционном, языковом планах) самостоятельного связного высказывания на определенную тему в соответствии с условиями и целью естественной коммуникации для обеспечения плавного, успешного перехода на русский язык обучения с 5 класса.

Актуальность темы

исследования определяется неразработанностью в лингвометодической литературе проблемы развития связной устной русской речи учащихся начальной адыгейской школы, а также необходимостью создания научно обоснованной методической системы эффективного развития связной устной речи, которая обеспечила бы повышение речевой подготовки учащихся — адыгейцев, что вытекает из социального заказа общества на формирование развитой личности, способной ориентироваться в разных условиях коммуникации, свободно порождать связное высказывание. и*.

Объектом исследования является процесс обучения связной устной русской речи учащихся начальных классов национальной (адыгейской) школы.

Предмет исследования — теория и методическая организация учебной •V деятельности учащихся начальной адыгейской школы в процессе обучения их связному высказыванию.

Цель исследования — научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему развития связной устной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы, направленную на формирование прочных навыков порождения и продуцирования связных устных высказываний в соответствии с конкретными условиями коммуникации.

Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении повышения эффективности овладения связной русской речью учащимися начальных классов адыгейской школы при условии, если:

— методическая система по развитию связной устной речи будет стро-^ иться на основе осознания учащимися на практическом уровне микротекста сложного синтаксического целого) как единства содержания, логико-композиционной структуры и синтаксической организации;

— в обучении связной речи будет соблюдаться поэтапность и комплексность в развитии видов речевой деятельности при опережающем развитии устной монологической речи;

— при развитии связной русской речи будет осуществляться опора на соответствующие умения и навыки, выработанные на уроках родного языка.

Для реализации цели исследования и проверки рабочей гипотезы в диссертации потребовалось решить следующие задачи• изучить и обобщить лингвометодическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования для определения теоретических основ развития устной связной речи учащихся начальной адыгейской школы;

— провести сопоставительный анализ организации микротекста (ССЦ) в русском и адыгейском языках в методических целях;

— проанализировать программы и учебники по русскому языку для адыгейской школы в аспекте исследуемой проблемы;

— изучить современное состояние речевого развития учащихся начальной адыгейской школы путем проведения констатирующего среза;

— определить принцйпы построения методической системы по развитию связной русской речи учащихся — адыгейцев;

— разработать научно обоснованную методическую систему развития связной речи учащихся начальных классов адыгейской школы;

— экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы по теме исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический (анализ лингвистической, методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования) — социально-педагогический (анкетирование, наблюдение, проведение бесед, обобщение передового педагогического опыта) — сопоставление (сопоставительный анализ микротекста (ССЦ) в русском и адыгейском языкахэкспериментальный (констатирующий срез, экспериментальное обучение, контрольный срез) — статистический (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Методологической основой данного исследования явились положения о диалектической связи языка и общества, языка и мышления, основополагающие государственные документы по вопросам национально-языкового строительства и образования на современном этапе социального развития нашего общества.

Базой исследования были средние школы Теучежского района (аулов Понежукай, Габукай, Гатлукай, Пчегатлукай), в которых в течение 1993;1998 годов проводились констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение и контрольная проверка эффективности предлагаемой системы работы по развитию связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы.

Цель и задачи исследования

определили объем и структуру диссертационной работы, которая включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Выводы.

1. Построение эффективной системы работы по развитию связной русской речи учащихся начальных классов национальной (адыгейской) школы обеспечивается благодаря соблюдению общедидактических и методических принципов, целенаправленным отбором учебных текстов, в процессе реализации основных требований к речи и построением научно обоснованной системы упражнений.

2. В отборе текстов для экспериментального обучения мы исходили из представления текста как единства содержательно-логического, языкового, речевого и коммуникативного уровней и учета особенностей повествовательных, описательных микротекстов и текстов — рассуждений.

3. На основе требований лингводидактики в развитии связной русской речи нерусских школьников соблюдалась следующая последовательность в выполнении заданий и упражнений: рецептивныерепродуктивные — продуктивные.

4. В построении предлагаемой системы работы соблюдается поэтапное комплексное развитие речевых умений и навыков (аудирование, говорение, чтение, письмо) при опережающем развитии связной устной речи.

5. Система работы, предложенная в исследовании, как свидетельствуют результаты экспериментального обучения, способствовала развитию связной русской речи учащихся, показала эффективность поэтапной и по-уровневой работы над развитием связной речи, создала условия для перехода на русский язык обучения с 5 класса учащихся начальной адыгейской школы.

Заключение

.

В овладении русским языком в национальной школе как средством коммуникации и межнационального общения определяющая роль принадлежит развитию речи учащихся, являющегося и целью обучения, и основой методической системы.

Изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, анализ программы и учебников в аспекте исследуемой проблемы, изучение уровня знаний учащихся, экспериментальное обучение, проведенное исследование показали необходимость выделения работы над развитием связной русской речи учащихся в качестве особого аспекта обучения, основы которого закладываются в начальных классах.

Результаты проведенного в диссертационной работе комплексного анализа поставленной проблемы и полученные результаты позволили сделать следующие основные выводы:

1. Одним из основополагающих принципов развития связной русской речи учащихся национальной школы является осознание сущности языка и речи, их соотношения, места каждого из них в учебном процессе. Существование языка и речи как тесно взаимосвязанных, но разноплановых явлений предполагает необходимость разграничения приемов и методов изучения языка и обучения речи. Существование и взаимодействие этих двух явлений делает актуальным разграничение видов речи по разным параметрам (внутренняя — внешняя, устная — письменная, монологическая — диалогическая), а также методов работы над каждым из этих видов.

2. Основной минимальной единицей текста и связной речи является ССЦ (микротекст). Исследование основных признаков микротекста, текста, абзаца, их соотношения с позиций современных достижений лингвистики текста дали возможность научно обоснованно определить содержание системы работы, по-новому подойти к решению проблемы развития и совершенствования связной русской речи учащихся-адыгейцев.

3. Сопоставительный анализ микротекста (ССЦ) в русском и адыгейском языках, проведенный в исследовании в методических целях, позволил установить сходства и различия на уровне данной синтаксической единицы в двух языках. Это дало возможность направить систему работы по развитию связной русской речи учащихся начальной адыгейской школы на преодоление явлений интерференции и создало условия для опоры на явления транспозиции, использование умений и навыков, приобретенных учащимися на уроках родного языка, для развития русской речи.

4. В построении предлагаемой методической системы мы исходили из того, чтоэффективность работы по развитию связной русской речи учащихся обеспечивается на основе учета психологии усвоения второго языка и опоры на общедидактические принципы. При этом на каждом этапе обучения решаются конкретные психологические и педагогические задачи. На начальном этапе обучения закладываются первоосновы выражения мысли на русском языке, решается важная психологическая проблема постепенного переключения мышления с родного языка на русский, развиваются в комплексе разные умения (слушать, читать, говорить, писать) адекватные речевой ситуации.

5. Анализ программы, учебников по русскому языку для адыгейских школ (школ народов абхазо-адыгской группы языков) показал, что недостаточно четко определены программные требования к развитию речи, в учебниках большинство упражнений репродуктивных. В них практически отсутствуют творческие упражнения над текстом, мало упражнений, основанных на микротекстах. Имеющиеся в учебниках микротексты (ССЦ) не всегда отвечают требованиям логико-композиционного и структурнограмматического построения, к ним даются в основном задания, связанные с изучаемым грамматическим материалом.

6. Проведенный в начальных классах адыгейских школ констатирующий срез показал, что недостаточно развита связная русская речь учащихся, они недостаточно владеют видами речевой деятельности, не умеют передать содержание микротекста в логической последовательности, давать развернутые ответы на вопросы по тексту, делить текст на части, озаглавливать их, строить небольшое связное высказывание на определенную тему, по ситуации, по серии картинок, по картине, по началу и т. д.

7. В определении принципов построения эффективной системы работы по развитию связной русской речи учащихся начальных классов национальной адыгейской школы мы опирались на общедидактические и методические принципы, а также исходили из основных правил отбора учебных текстов, представляющих собой единство содержательно-логического, языкового, речевого и коммуникативного уровней, а также дифференциации повествовательных, описательных текстов и текстов-рассуждений.

8. Предлагаемая в исследовании система работы по развитию связной русской речи включает целостную систему упражнений, выполняемую в следующей последовательности: рецептивные — репродуктивныепродуктивные. Она предусматривает широкое использование эффективных методических приемов, нацеленных на активизацию мыслительной и речевой деятельности школьников, способствующих интенсификации учебного процесса, направленных на выработку более прочных речевых и коммуникативных умений и навыков. В построении предлагаемой системы работы предусматривается поэтапное комплексное развитие речевых умений и навыков при опережающем развитии связной устной речи, а также опора на умения и навыки в родной речи.

9. Результаты контрольного среза подтвердили, что предложенная в диссертационной работе система развития связной устной речи учащихся национальной адыгейской школы является эффективной, способствовала реализации выдвинутой в исследовании рабочей гипотезы и создала благоприятные условия для перехода на русский язык обучения с 5 класса.

Данная диссертационная работа не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы. Дальнейшее исследование разных аспектов развития речи учащихся способствует комплексному решению этой важной и сложной для национальной школы проблемы. Наиболее актуальными из них нам представляются: развитие устной диалогической речи, развитие письменной связной речи в разных ее формах, взаимосвязанное развитие связной родной и русской речи в условиях конкретного двуязычия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. -Л.: Наука, 1975.-375с.
  2. У.Р., Чуяко А. Б. Адыгабзэ. 2 кл.- Мыекъуапэ, 1995.
  3. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -М.: Педагогика, 1978.-103с.
  4. А.А. Структура целого текста.- Вып. I и П. М., 1979.
  5. А.А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М.: Русский язык, 1982.-181с.
  6. Актуальные проблемы культуры речи /Под.ред. В. К. Костомарова и Л. И. Сиворцова М.: Наука, 1970.-403с.
  7. Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика взаимосвязного изучения устной речи на родном и русском языках. Ав-тореф. канд.пед.наук.-М., 1999−21с.
  8. Г. А. Функциональный подход к обучению русскому языку в национальной школе в условиях активного двуязычия //Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР.-М.: Наука, 1979. С.238−297.
  9. Аспекты общей и частной лингвистики теории текста /Под.ред. Н.А. Слюсаревой-М.: Наука, 1982.
  10. В.А. Психология обучения иностранным языкам.-М.:Просвещение, 1969.-279 с.
  11. Э.М. О разграничении интерференции и транспозиции в условиях языковых контактов//Вопросы языкознания.-1979. № 5.-С.72−82.
  12. В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация.-М. :Просвещение, 1979.-269с.
  13. В.В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Часть Ш. Синтаксис и пунктуация.-М.:Просвещение, 1981.-271с.
  14. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.:Просвещение, 1985.-208с.
  15. Н.З. Научные основы методики обучения грамматическому строю русского языка в национальной школе.-М.: Педагогика, 1983.-168с.
  16. Г. И. Изучение порядка слов в системе работы по развитию связной речи учащихся (7 класс).-Л., 1983−226с.
  17. М.Х., Экба Н. Б., Сукунов Х. Х. Азбука для I класса школ народов абхазо-адыгсйой группы. -СПб: Просвещение, 1994.-127с.
  18. М.Х., Экба Н. Б., Сукунов Х. Х. Русский язык. Учебник для 2 класса школ абхазо-адыгской группы. -СПб.: Просвещение, 1995 .-174с.
  19. М.Х., Экба Н. Б. Русский язык. Учебник для 3 класса.-СПб.:Просвещение, 1992.-236с.
  20. М.Х., Григорова Н. Д., Куготов Л. Т., Шхалахов А. Ш. Русский язык. Учебник для 4 класса школ народов абхазо-адыгской груп-пы.-СПб.:Просвещение, 1993.-205с.
  21. Е.А. Содержание и принципы построения курса методики русского языка//0 методической подготовке будущих учителей русского языка.-Л.:ЛГТИ, 1973.
  22. .В. О взаимоотношении мышления, языка и ре-чи//Вопросы психологии.-1958.-№ 3.-с. 17−25.
  23. .В. Психологические основы обучения русскому языку в национальной школе//РЯНШ, 1962,№ 3.
  24. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. -М.: Просвещение, 1964.-130с.
  25. .В. Очерки по психологии обучения иностранным язы-кам.-М. :Просвещение, 1966.-327с.
  26. .В. Новое в психологии обучения иностранным языкам//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. -М.: Изд-во МГУ, 1969.-145с.
  27. З.У. Типы ошибок в русской речи учащихся адыгейцев и их источники. Пособие для учителей русского языка.-Майкоп, 1987.-158с.
  28. З.У. Двуязычие и культура русской речи.-Майкоп, 1977.200с.
  29. З.У. Адыгейско-русское двуязычие.-Майкоп, 1982.-230с.
  30. В.В. С&мантико-синтаксическая организация предложения. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-203с.
  31. Е.А. Вводный фонетико-разговорный курс русского языка.-М.:Русский язык, 1982.-158с.
  32. . О связности в устных коммуникатах//Синтаксис текста. -М.:Наука, 1979.-С.248−261.
  33. Р.А. Введение в науку о языке. -М.: Просвещение, 1965.492с.
  34. Р.А. Как мы говорим и пишем. -М.: Изд-во Моск. Университета, 1988−220с.
  35. Н.Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы.-М.: Русский язык, 1988.-116с.
  36. Н.С. Синтаксис современного русского языка. -М.: Высшая школа, 1978.-439с.
  37. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. -М.: Просвещение, 1983 .-128с.
  38. В.В. Исследования по русской грамматике. Избранные труды. -М.: Наука, 1975.-558с.
  39. В.В. Проблемы русской стилистики. -М.: Высшая школа, 1981.-320с.
  40. Вопросы методики обучения русскому языку учащихся в национальной школе/Под ред.Н. З. Бакеевой -М.: Педагогика, 1976.-128с.
  41. Я.С. Мышление и речь. -М.-Л.: Соцэгиз, 1934.-324с.
  42. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.
  43. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. Синтаксис. -М.: Высшая школа, 1981.-174с.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/УИсследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-С.418−425.
  45. И.Р. О понятии «текст»//ВЯ, 1974, № 6.
  46. И.Р. Текст как объект лингвостилистического исследования. -М.: Наука, 1981 .-138с.
  47. .Н. Введение в языкознание. -М.: Высшая школа, 1966.-330с.
  48. .Н. Основы культуры речи. -М.: Высшая школа, 1988.319с.
  49. В.Е. Речь и этикет.-М., 1983.-260с.
  50. Г. Г. Формирование речевых умений/УВопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы/Под ред.Н. З. Бакеевой.-М.: Педагогика, 1976.-С.З6−44.
  51. Г. Г. Обучение речи и технические средства.-М.: Русский язык, 1979.-206с.
  52. И.М. Дискуссионные вопросы организации текста в чехословацкой лингвистике//Синтаксис текста.-М.:Наука, 1979.-С.341−359.
  53. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическое мышление.-М.:Педагогика, 1989.-С.64−89.
  54. Ю.Д., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия//Проблемы двуязычия и многоязычия.-М., 1972.-С.26−42.
  55. И.А. Формирование навыков русской монологической речи учащихся начальных классов азербайджанской шко-лы:Автореф.канд.пед.наук.-М., 1983 .-24с.
  56. Т.М. Интерпретационные характеристики и классификация текстов (с учетом специфики интерпретационных сдви-гов)//Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации).-М.:Наука, 1976.-С.324−345.
  57. Т.М. Язык и социальная психология/Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Высшая школа, 1980.-223с.
  58. А.П. Работа над развитием навыков анализа текста с IV по VIII класс// Преемственность и перспективность в обучении русскому языку.-М.: Просвещение, 1982.-С.120−127.
  59. .М. К вопросу о принципах классификации упражнений, используемых при обучении русскому языку как неродно-му//Русский язык студентам иностранцам.-М.: Высшая школа, 1972.-С.54−63.
  60. Н.И. Механизмы речи. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.370с.
  61. Н.И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова.-М., 1966.-С.5−25.
  62. Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII клас-сов//Известия АПН РСФСР, Ж78.-С.141−256.
  63. Н.И. Речь как проводник информации.-М.: Наука, 1982.-156с.
  64. К.З. Обучение русской речи в V-VII классах башкирской школы: Работа над связным текстом. Пособие для учителей.-Уфа, 1985.
  65. Н.Д. Методика обучения связной речи.-М.: Русский язык, 1977.
  66. Н.Д. К вопросу о лингвистических единицах тек-ста//Синтаксис текста.-М.: Наука, 1979.-С. 103−112.
  67. Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспек-ты.-М.: Русский язык, 1981.-113с.
  68. Н.Д. Методика обучения связной р’ечи.-М.: Русский язык, 1977.
  69. В.А. Язык и лингвистическая теория.-М.: Изд-во МГУ, 1973.
  70. У.С. Очерки по синтаксису адыгейского языка.-Майкоп, 1989.-295с.
  71. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей средней школы.-М., 1978.-160с.
  72. И.А. Мыслительные процессы для речевого высказыва-ния//Исследования речевого мышления в психолингвистике.-М.: Наука, 1985.-284с.
  73. И.А. Психология обучения неродному языку.-М.: Русский язык, 1989.-220с.
  74. Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М.: Наука, 1973.-349с.
  75. Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста/Синтаксис текста.-М.: Наука, 1979.-343с.
  76. Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса.-М.: Наука, 1982.-268с.
  77. Д.И. Обучение диалогической речи.-М.: Русский язык, 1981.-136с.
  78. С.Г. Актуальные проблемы развития ре-чи//Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие ре-чи».-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979, С. 40−80. «
  79. Исследование речевого мышления в психолингвистике/Под ред. Е. Ф. Тарасова.-М.: Наука, 1985.-239с.
  80. В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения.-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  81. С.Д. Типология языка и речевое мышление.-М.: Наука, 1972.-215с.
  82. А.Н. Функциональные типы русской речи.-М.: Высшая школа, 1982.-222с.
  83. Костомаров В. Г, Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам.-М., 1978.-194с.
  84. Е.В. Развитие русской речи учащихся начальных классов.-Л.: Просвещение, 1987.-236с.
  85. Т.С. Учебный текст как объект лингводидактического описания русского языка: функции, типология, принципы оценки: Автореф.канд.пед.наук.-М., 1985.-26с.
  86. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.: Педагогика, 1975.
  87. Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения.-М.:Просвещение, 1986.
  88. Т.А. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя.-М.: Педагогика, 1990.-336с.
  89. .А. Интенсификация обучения иноязычной устной речи (пути и приемы).-М.: Высшая школа, 1970.-128с.
  90. А.А. Слово в речевой деятельности//Некоторые проблемы теории речевой деятельности.-М., 1965.-24с.
  91. А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.: Просвещение, 1969.-214с.
  92. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.-М.: Наука, 1969.-271с.
  93. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психолигвистические очерки).-М.: Изд-во МГУ, 1970.-88с.
  94. Л.М. Как строится текст.-М.: Просвещение, 1980.-94с.
  95. А.Р. Язык и сознание.-М.: МГУ, 1979.-319с.
  96. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителей.-М.: МГПИ им. В. И. Ленина, вып. 1,1978.-79с. Вып.2−1979.-78с.
  97. А.К. Психология усвоения языка как средства обще-ния.-М. :Педагогика, 1974.-224с.
  98. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе/Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене.-Л.: Просвещение, 1981.-320с.
  99. Методика преподавания русского языка в национальной школе/Под ред. Л. З. Шакировой.-Л.: Просвещение, 1990.-415с.
  100. Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской.-М.: Просвещение, 1980.-240с.
  101. Методика обучения русскому языку в 4−10 классах школ народов абхазо-адыгской группы (Экба Н.Б., Суку нов Х.Х., Ашурова С. Д., Шабанова Н.А.).-Л., 1983.-359с.
  102. Методы обучения в современной школе: Сб.ст. (Душина И.В., Иванова Р. Т., Капинос В. И. и др.)/Под ред. Н.И. Кудряшова-М.: Просвещение, 1983.-192с.
  103. Н.А., Митрофанова О. Д., Одинцова Т. Б. Структура научного текста и обучение монологической речи.-М.:Русский язык, 1981.-142с.
  104. В.Н. Методика описания текстов в учебных целях: Учебное пособие-М.: МГПИ, 1984.-144с.
  105. В.Н. Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка с учетом методической типологии тек-стов.-Автореф.докт.пед.наук.-М., 1986.-31с.
  106. О.Д. О логико-психологической основе системы упражнений, направленных на развитие монологической ре-чи//Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком.-М., 1969.-С.27−36.
  107. О.И. Грамматика текста. -М.: Высшая школа, 1981.-183с.
  108. Н.М., Трахова А. Г. Адыгабзэ: 3 кл.- Майкоп, 1996.
  109. Р.Ю., Шхапацева М. Х. Дидактический материал по русскому языку.-Майкоп, 1988.-125с.
  110. ИЗ. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка: Пособие для учителей.-М., 1983.-111с.
  111. Национально-культурная специфика речевого поведения.-М.: Наука, 1977.
  112. Е.Н. Связный текст на уроках русского языка.-М.: Просвещение, 1966.-328с.
  113. Т.М. Актуальное членение категория грамматики текста// Вопросы языкознания.-1972.-2.-С.48−56.
  114. Новое педагогическое мышление/Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.-280с.
  115. .Ю. Синтаксис речевой деятельности.-Минск: Высшая школа, 1978.
  116. Общение. Текст. Высказывание/Отв.ред. Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов.-М.: Наука, 1989.-173с.
  117. В.В. Стилистика текста.-М.: Наука, 1980.-263с.
  118. Особенности детской речи и пути ее развития/Отв.ред. Ладыженская Т.А.-М.: МГУ, 1987.-125с.
  119. Основы культуры речи. Хрестоматия/Сост. Л. И. Скворцова.-М.: Высшая школа, 1984.-312с.
  120. Основы дидактики/Под ред. Е. П. Есипова.-М.:Просвеще-ние, 1967.-472с.
  121. Основы теории речевой деятельности/Отв.ред. А. А. Леонтьев.-М.: Наука, 1974.-332с.
  122. Основы методики обучения русскому языку в 4−10 классах национальной школы/Под ред. Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене.-М.: Просвещение, 1984.-279с.
  123. М.И. Синтаксис связного текста.-М., 1982.
  124. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. -М.: Учпедгиз, 1950.-264с.
  125. В.З. Взаимоотношение языка и мышления. -М.: Наука, 1971.-230с.
  126. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.-М.:Русский язык, 1989.-277с.
  127. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. -М.: Русский язык, 1977.
  128. A.M. Русский синтаксис в научном освещении.-М. :Учпедгиз, 1956.-511 с.
  129. Ю.С. Обучение сочинениям в 7−8 классах. -М.: Просвещение,! 986.
  130. Ю.С. Развитие связной речи.-М., 1991.
  131. Н.А. Вопросы преемственности и перспективности в работе над связной речью// Начальная школа. 1980. № 3.-С.62−68.
  132. Н.А. Уроки развития речи:5−9 классы. Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1995.-224с.
  133. Подготовка учителя для средней школы: Лингводидакт. аспект/ Под ред. М. Н. Шанского, Г. Г. Городиловой.-М.: Педагогика, 1989.- 200с.
  134. Н.Н. Дидактические принципы развития русской речи//Русский язык в национальной школе. 1984.- № 3.-С.29−32.
  135. Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры//Доклады и сообщения института русского языка АН СССР.-М.-Л., 1948.-вып.2.-С.43−68.
  136. Практическая методика обучения русскому языку в начальной школе/Под ред. Е. В. Котока. -Л.: Просвещение, 1987.-221с.
  137. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах/Под ред. Е. А. Быстровой. -Л.: Просвеще*ние, 1988.-272с.
  138. Программы средней школы. Русский язык. I-IV классы национальных школ. Абхазо-адыгская группа. -Л.: Просвещение, 1986.-87с.
  139. Программа по адыгейскому языку (I-IV классы).- Майкоп, 1997.
  140. Программа по адыгейскому языку (V-IX классы).- Майкоп, 1997.
  141. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. -М.: Русский язык, 1977.
  142. A.M. Русский синтаксис в научном освещении.-М.:Учпедгиз, 1956.-511с.
  143. Ю.С. Обучение сочинениям в 7−8 классах. -М.: Просвещение, 1986.
  144. Ю.С. Развитие связной оечи.-М., 1991.0 х 7
  145. Н.А. Вопросы преемственности и перспективности в работе над связной речью// Начальная школа. 1980. № 3.-С.62−68.
  146. Н.А. Уроки развития речи:5−9 классы. Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1995.-224с.
  147. Подготовка учителя для средней школы: Лингводидакт. аспект/ Под ред. М. Н. Шанского, Г. Г. Городиловой.-М.: Педагогика, 1989.- 200с.
  148. Н.Н. Дидактические принципы развития русской речи//Русский язык в национальной школе. 1984.- № 3.-С.29−32.
  149. Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры//Доклады и сообщения института русского языка АН СССР.-М.-Л., 1948.-вып.2.-С.43−68.
  150. Практическая методика обучения русскому языку в начальной школе/Под ред. Е. В. Котока. -JL: Просвещение, 1987.-221с.
  151. Практическая методика обучения русскому языку в средних и старших классах/Под ред. Е. А. Быстровой. -Л.: Просвещение, 1988.-272с.
  152. Программы средней школы. Русский язык. I-IV классы национальных школ. Абхазо-адыгская группа. -Л.: Просвещение, 1986.-87с.
  153. Программы национальных школ РФ.: Русский язык и литера-тура.-V-X (XI) классы. -Л.: Просвещение, 1996.
  154. Программа по адыгейскому языку (I-IV классы).- Майкоп, 1997.
  155. Программа по адыгейскому языку (V-IX классы).- Майкоп, 1997.
  156. М.Н. Проблемы современной дидактики.-М., 1979.65с.
  157. В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи.-М., 1981.-248с.
  158. Л.И. Теоретические основы культуры речи.-М., 1980.321с.
  159. А.П. Об одном виде повторной номинации со стилистической значимостью//Синтаксис текста.-М.: Наука, 1979.-С .182 196.
  160. Д., Грин Д. Ж. Психолингвистика.-М.: Прогресс, 1976.350с.
  161. Н.А. Проблемы функционального синтаксиса современного английского языка.-М.: Наука, 1981 .-206с.
  162. Смысловое восприятие речевого общения (в условиях массовой коммуникации).-М.: Наука, 1976.-263с.
  163. Г. Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое).-М.: Высшая школа, 1973.-211 с.
  164. А.Н. Внутренняя речь и мышление.-М.: Просвещение, 1969.
  165. Э.Ю. Коммуникативные подготовительные упражне-ния.-М.:Русский язык, 1979.-144с.
  166. Ф. Курс общей лингвистики.-М.:Соцэкгиз, 1933.-272с.
  167. Становление и развитие двуязычия в нерусских школах.-Л.: Просвещение, 1981.-136с.
  168. Д.М. Уроки по развитию речи учащихся в период обучения грамоте. Пособие для учителя/Под ред. А. Ф. Бойцовой.-Л.: Просвещение, 1983.-168с.
  169. Д.М. Тхыбзэ.1кл.- Майкоп, 1977.
  170. Теоретические основы социальной лингвистики.-М.: Наука, 1981.-363с.
  171. Т.З. и др. Сборник упражнений по развитию связной речи учащихся.-JI.: Просвещение, 1981.-255с.
  172. Торсуева (Леонтьева) И. Г. Интонация и смысл высказывания.-М.: Наука, 1979.
  173. Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс.-М., 1990.-144с.
  174. З.Я. Лингвистика текста: (Текст, структура и семанти-ка).-М.: Просвещение, 1986.-177с.
  175. Ю.А., Унарокова С. К., Чеучева Т. Д., Адыгабзэ.- Зкл.-Майкоп, 1977.
  176. Ю.А. Очерки по грамматической стилистике адыгейского языка.-Майкоп, 1990.
  177. М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения русскому языку в национальной школе.-М.: Педагогика, 1979.
  178. Д. Лингвистика текста в исследованиях ученых ГДР// Синтаксис текста.-М.: Наука, 1979.-С.314−324.
  179. И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы.-М.: Просвещение, 1961.-170с.
  180. Н.И. Русский речевой этикет и культура обще-ния.-М.: Высшая школа, 1989.-157с.
  181. Н.М. Русское языкознание и лингводидактика: Сборник статей.-М.: Русский язык, 1986.-239с.
  182. И.А. Речевая культура в школе Карачаево-Черкессии.-Черкесск: РИПКРО, 1993.-190с.
  183. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной ре-чи.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  184. А.Д. Современная социолингвистическая теория, проблемы и методы.-М.: Наука, 1976.-176с.
  185. П.А., Коровина В. Я. Развитие устной и письменной речи учащихся.-М., 1990.
  186. Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке.-М: Наука, 1976.-148с.
  187. М.Х. Лингводидактические основы обучения синтаксическому строю русского языка в адыгейской школе.-Автореф.дис.докт.пед.наук.-М., 1986.-39с.
  188. М.Х. Обучение синтаксическому строю русского языка.-Пособие для учителей общеобразовательных школ Республики Адыгея .-Майкоп, 1993 .-333с.
  189. М.Х. Развитие связной русской речи учащихся. Пособие для учителей V-XI классов общеобразовательных школ Республики Адыгея.-Майкоп, 1995.-132с.
  190. М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея//Вестник Адыгейского государственного университета.-Майкоп, 1988.-С. 108−110/
  191. Л.В. Избранные работы по русскому языку.-М.: Учпедгиз, 1957.-188с.
  192. Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики.-М.-Л.: Высшая школа, 1974.-112с.
  193. Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе.-СПБ.: Просвещение, 1993.
  194. Н.Б. Общие для школ абхазо-адыгской группы языков проблемы обучения русскому языку.-Автореф.дис.докт.пед.наук.-М., 1973 .-43с.
Заполнить форму текущей работой