Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационных предпочтений учащихся системы НПО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из новых целей и в соответствии с законом «Об образовании» меняются способы организации учебно-воспитательного процесса: получает развитие вариативность образования, развивающие педагогические технологии, деидеологизация воспитания и т. п. Используя данные приемы и технологии профессионального образования, педагог должен найти возможность коррекции личности учащихся, изменяя… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исследование ценностных ориентаций как мотива поведения учащихся
    • 1. 1. Научные основы формирования ценностных ориентаций
    • 1. 2. Нормативно-правовые основы воспитания учащихся
    • 1. 3. Содержание мотивационных предпочтений учащихся
    • 1. 4. Оценочные характеристики учащимися своих товарищей
  • Глава II. Использование мотивационных предпочтений учащихся в оптимизации учебно-воспитательном процесса
    • 2. 1. Сравнительная диагностика личностных качеств
    • 2. 2. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса
    • 2. 3. Психолого-педагогическая поддержка позитивной мотивации «трудных» учащихся

Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационных предпочтений учащихся системы НПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реформы и процессы модернизации, которые переживает сегодня российское общество, имеют широкую палитру оценок: одни определяют его состояние как упадок, другие — как возрождение. Противоречия мотивационных предпочтений привели к проявлению следующих морально-нравственных тенденций в общественном сознании: переоценке ранее существующих нравственных ценностей и неоднозначному восприятию новыхсмещению акцентов с интересов государства и общества на интересы личностипоиску прочных жизненных ориентиров в качестве личностной системы нравственных ценностей.

За последнее десятилетие существенно изменился облик учащихся системы НПО, а также цели и способы образовательного и, особенно, воспитательного процесса. Вместо формирования молодого поколения по заранее заданному идеологическому образцу, в настоящее время ставится цель формирования свободной в своем жизненном выборе личности на основе ее ознакомления с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития.

Исходя из новых целей и в соответствии с законом «Об образовании» меняются способы организации учебно-воспитательного процесса: получает развитие вариативность образования, развивающие педагогические технологии, деидеологизация воспитания и т. п. Используя данные приемы и технологии профессионального образования, педагог должен найти возможность коррекции личности учащихся, изменяя и трансформируя тем самым их профессиональный и нравственный облик с учетом задач и потребностей социума. Это достигается выявлением множества мотивов учащегося, построения иерархии их мотивационных предпочтений и использования деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Вместе с тем, практика показывает, что система образования оказалась не подготовленной к таким радикальным изменениям. Учреждения образования, педагогические коллективы оказались без четких ориентиров воспитательной работы, используют старые способы, часто уходят от решения задач формирования личности. Необходимо измерение новых ценностных ориентаций учащейся молодежи, причин и тенденций их изменений, эффективности современных способов организации учебно-воспитательного процесса и роли педагога в новых условиях образовательной и социальной реальности. Проведение таких исследований и определило цель настоящего проекта.

В педагогической, философской, психологической и социологической литературе общим вопросам мотивации поведения учащейся молодежи посвящены работы Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. Г. Гостева, О. Г. Грохольской, А. А. Деркача, Е. А. Климова, В. С. Леднева, А. А. Реана, Н. К. Сергеева, В. А. Тихиловой, А. П. Тряпициной, Д. И. Фельдштейна, М. Г. Ярошевского и других.

Однако, проблемы изучения мотивационных предпочтений учащихся в системе начального профессионального образования и их использование в оптимизации учебно-воспитательного процесса исследованы недостаточно. В последние годы они получили отражение в немногих публикациях (И.П.Смирнов, В. С. Собкин, Е.В.Ткаченко).

Ввиду недостаточной научной базы исследования в сфере начального профессионального образования, при разработке указанной проблемы нам пришлось опираться в основном на работы ученых, изучавших методологические проблемы профессионального образования (А.Т.Глазунов, Г. Л. Луканкин, А. Н. Лейбович, Г. В. Мухаметзянова, М. В. Никитин, А. Е. Рыкова, М. С. Савина, Л.Д.Федотова). Широко привлекались работы по вопросам развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы (Е.Я.Бутко,.

Н.М.Кравченко, К. Г. Кязимов, В. В. Кузнецов, В. М. Кузнецов, П.Н.Новиков), а также другие теоретические исследования в области профессионального образования (В.А.Малышева, Т. М. Туркина, О. Б. Читаева, Н. В. Шаронова и др.).

Аналитический обзор исследований показал, что из-за недостаточной теоретической разработанности условий оптимизации учебно-воспитательной деятельности личности учащихся с учетом их мотивационных предпочтений возникают противоречия:

— между активным проникновением во внутренний мир учащихся новых, вновь провозглашенных ценностей и их недостаточной научно-педагогической и практической оценкой, необходимой для успешной организации учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении;

— между установкой педагога на приобщение учащихся к нравственным ценностям и отсутствием реальных механизмов ее реализации;

— между меняющейся системой мотивационных предпочтений учащихся и неподготовленностью педагогических кадров к работе по их воспитанию в новых условиях;

— между растущей потребностью педагогической практики в научном обосновании важнейших условий обновления системы воспитания и слабо развитой воспитательной функции системы образования.

Цель настоящего исследования: обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики анализа мотивационных предпочтений учащихся и их использование в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Объектом исследования является система мотивационных предпочтений учащихся.

Предмет исследования — оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе мотивационных предпочтений учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены задачи исследования: выявить и обосновать основные составляющие мотивационных предпочтений учащихсяразработать методику анализа системы мотивационных предпочтенийразработать методическое обеспечение анализа мотивационных предпочтений и их использование в оптимизации учебно-воспитательного процессаэкспериментально подтвердить эффективность разработанной методики анализа мотивационных предпочтений и возможность ее использования для оптимизации учебно-воспитательного процесса в учреждениях НПО.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: учебно-воспитательный процесс будет более эффективным, если на различных этапах процесса обучения анализируются мотивационные предпочтения учащихся в профессиональном образовании, а результаты используются для коррекции процесса обучения и целенаправленного формирования мотивационных предпочтений обучаемого путем изменения комплекта методических средств и новых педагогических технологий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные положения о всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, а также развитие этих положений в системном анализе сложных социальных организационно-технических структур, теория модели и основы моделирования и конструирования сложных систем, теория профессиональной деятельности, мотивационный программно-целевой подход.

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы используются следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, философской, социологической, психологической литературы по проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, создание и опытно-экспериментальная проверка методики анализа системы мотивационных предпочтений и ее программного обеспечения, экспертная оценка, сравнительный системный анализ, методы статистической и графической обработки полученных данных, исследование мотивационных предпочтений различных возрастных и социально-профессиональных групп обучаемых.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон «Об образовании», Концепция реформирования начального профессионального образования, принятая Правительством РФ (1997 г.), Национальная доктрина образования, одобренная Всероссийским совещанием работников образования и принятая Правительством РФ (2000 г.), законодательные и нормативные материалы Собрания и Администрации Краснодарского края.

Доказательной базой исследований послужили данные Госстатуправления Российской Федерации, краевого органа статистики, материалы департамента занятости по Краснодарскому краю, позволяющие проследить показатели состояния рынка труда за последние годы, а также данные специально проведенных социологических исследований и педагогического эксперимента в ряде учреждений НПО.

Настоящее исследование проводилось в три этапа:

1. Первый подготовительный этап (1997;1999 гг.) — включал теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, выявление сущности понятия «мотивационные предпочтения», разработку системы делового сотрудничества и определение задач созидающего эксперимента.

2. Второй этап (1999;2000 гг.) был направлен на разработку методики анализа иерархий мотивационных предпочтений и на подготовку ее к опытно-экспериментальной проверке в рамках педагогического исследования. Была осуществлена практическая организация опытно-экспериментальной работы по анализу мотивационных предпочтений субъектов обучения традиционными методами педагогического исследования и с применением анкетного опроса.

3. Третий этап (2000;2002 гг.) — завершающий, в ходе которого уточнялись и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, с целью окончательного формирования системы исследования мотивационных предпочтений. На основе полученных теоретических выводов и результатов экспериментов по исследуемой проблеме разработаны практические рекомендации по использованию мотивации как способа оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором через публикации, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на межлабораторных заседаниях Института развития профессионального образования Министерства образования России в г. Москвена научно-практических конференциях по вопросам совершенствования профессионального образования в г. Краснодаре, г. Славянск, г. Абинске, г. Анапе, п. Ильский, заседаниях совета директоров учреждений НПО Краснодарского края.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мотивационные предпочтения учащихся — эффективный инструмент оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Анализ мотивационных предпочтений учащихся — необходимое условие конструирования эффективных образовательных стратегий начального профессионального образования.

3. Комплекс педагогических условий, применение которых обеспечивает формирование позитивных мотивационных предпочтений обучаемых.

4. Мотивационные предпочтения изменяются при взаимодействии со средой образовательного учреждения. На мировосприятие учащихся, их отношение к образовательной среде могут влиять другие условия и факторы жизнедеятельности (семейное воспитание, личностно-значимое общение вне учреждения НПО, а также тенденции развития культуры, средства массовой коммуникации и т. д.).

5. Образовательная среда определяет образ жизни, под влиянием которого могут формироваться многие установки, ценности, стереотипы. Вместе с тем, по мере становления мировосприятия, происходит и обратное влияние структур мировосприятия на ценности и культуру среды.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Теоретически обосновано положение о том, что выявление и учет мотивационных предпочтений учащихся является эффективным методом для разработки педагогических средств оптимизации учебно-воспитательного процесса.

2. Научно обоснована взаимосвязь и обусловленность мотивации обучаемого и эффективности профессионального образования.

3. Проведена систематизация мотивационных предпочтений как единства и взаимосвязи самоопределения, самореализации, самоорганизации учащихся.

4. Определены и научно обоснованы организационно-педагогические формы анализа мотивационных предпочтений учащихся в учреждениях начального профессионального образования и их использования для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Практическая значимость состоит в том, что.

• Разработаны критерии результативности деятельности основных категорий педагогических работников учреждения НПО (зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-воспитателя), а также положение о социальной службе учащихся.

• Разработаны исследовательские методики, с помощью которых педагог (психолог, социолог, валеолог, социальный педагог и др.) получает возможность изучения особенностей отношения к образовательной среде учащихся в учреждениях НПО.

• Разработана и внедрена в практику система экспресс-анализа и диагностики молодежи, поступающей в учреждения развития начального профессионального образования.

• Разработана методика анализа мотивационных предпочтений и составлены рекомендации по ее использованию для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, использованием апробированных, взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету, задачам и логике, сочетанием качественного и количественного анализа, целенаправленной опытноэкспериментальной проверкой гипотезы, корректным применением методов математической и статистической обработки данных.

Выводы по Главе II.

Анализ проведенных научных работ и исследований, результатов педагогических экспериментов, количественная и качественная статистическая их обработка позволили сформулировать следующие выводы.

1. Представленные в данной работе теоретические исследования и эмпирические материалы доказывают, что современная педагогика получила новую перспективу развития, вытекающую из необходимости исследования мотивационных предпочтений учащихся и оптимизации на их основе учебно-воспитательного процесса. Отношение ученика к учителю зависит от того, как он оценивает отношение к нему учителя, а отношение учителя к ученику является в определенной степени реакцией на отношение к нему со стороны ученика.

2. Собранный материал показывает, что на форму и содержалие контактов между учителями и учащимися решающее влияние оказывает компетентность педагога, которая закрепляет позитивные мотивационные предпочтения обучаемых. Это создает ситуацию, в которой не может возникнуть новая, субъектная модель данного процесса. Появляющиеся в результате неровности в интерперсональных отношениях неблагоприятно воздействует на мотивировку учащихся к учебе и на отношение к учителю. Это служит причиной особенной чувствительности учащихся к направленным в их адрес корректировочным действиям учителя (оценкам, критическим замечаниям, выговорам) и проявляется в виде страха и неохотного отношения к школе или отрешенности и пассивности во время занятий. В дидактическом процессе, организованном по традиционным принципам, часто нет места для двухсторонней интерперсональной коммуникации.

3. В ходе исследования установлено, что в контактах учителей с учениками имеют место нарушения различного происхождения и с разной степенью и сферой деструктивных воздействий. Чаще всего они проявляются в виде внезапных вербальных или невербальных реакций учителя, вызванных сильным возмущением, направленным на учащихся. Нарушения могут быть результатом неправильной интерпретации учащимися поведения учителя, направленного на достижение определенной педагогической цели. Избежать таких ситуаций в современной школе, естественной чертой которой является предметное отношение к учащемуся, невозможно. Поэтому введение новой модели интерперсональных отношений в дидактическом процессе, построенной на теоретических принципах гуманистической парадигмы, создает шанс превращения школы в среду, благоприятную для ученика и учителя, в которой они могут удовлетворять свои индивидуальные потребности, развивать интересы и достигать поставленных целей.

5. Реализация данной модели связана с формированием таких форм взаимоотношений учителей и учащихся, которые приведут к их гармоничному участию в образовательном процессе. Его основой должно быть взаимное познание и понимание. В исследовании показано, что учитель может достичь этой цели в том случае, если обеспечит себе получение от учащихся обратную информацию оценочного характера, касающуюся своей учебно-воспитательной работы, ее результатов. Условием педагогического успеха учителя является возникновение такой формы индивидуального контакта с учениками, которая будет наиболее полно выражать взаимное понимание и доброжелательность на основе внимания к их мотивационным предпочтениям.

Предлагаемая нами система позволяет:

— Организовывать педагогическое управление развитием мотивационных предпочтений учащихся на основе учёта ведущих психологических закономерностей и механизмов становления ученика как субъекта деятельности и общения.

Сделать учебный процесс индивидуально направленным, не ломая его хорошо отработанные общественные формы, а принципиально дополняя и расширяя их планируемой и управляемой индивидуальной работой самих обучаемых.

Снабжает коллектив некоторой совокупностью педагогических приемов совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе использования мотивационных предпочтений учащихся. Позволяет педагогам учитывать психологические условия повышения качества обученности и воспитанности учащихся и строить на этой основе свои системы педагогических действийопределяет возможность психологически адекватно выбирать и эффективно использовать соответствующие методы и средства.

Заключение

.

Итоги диссертационного исследования позволяют рассматривать мотивационные предпочтения в качестве важнейшего компонента структуры личности, своеобразной «оси сознания», вокруг которой концентрирую гея чувства, интересы, потребности человека. Это сложное социальное образование, выступающее в качестве ведущего фактора, регулирующего и детерминирующего мотивацию и поведение личности воспитуемого.

Ценностные ориентации являются компонентом общей структуры отношений личности и соотносятся с социальной позицией личности и деятельностным проявлением этой позиции. Общей категорией, раскрывающей единство ценностных ориентаций и позиций, выступают отношения.

Ценностные ориентации проявляются в предпочтительном — оценочном отношении индивида к ценностямв объектах его интересов и потребностей, мировоззренческих взглядах, нравственных оценках и мотивировках действий. Именно оценочные отношения способствуют выработке предпочтительного отношения человека к ценностям. Мотивационные предпочтения диалектическое образование как по структуре, так и по динамике развития. Они заключают в себе взаимосвязи, обусловленные системой общественного воспитания индивида и индивидуальные характеристики, аккумулирующие его конкретный жизненный опыт. В мотивационных предпочтениях слиты когнитивные и эмоциональные компоненты, характеризующие развитие личности.

Педагогический аспект мотивационных предпочтений проявляется в изучении учащихся, их интересов, оценочных суждений, мнений, способов посредством которых они осуществляют тот или иной поступок или действие. В формировании ценностных ориентаций учащихся для педагога существенна та позиция, которую занимает учащийся в системе коллективных отношений и особенности его взаимодействия с людьми, составляющими среду ближайшего окружения.

Формирование личности учащегося в диалектическом единстве всех особенностей его развития выступает условием и результатом обогащения всей системы его мотивационных предпочтений.

При современной тенденции расширения связей между учреждениями НПО и рынком труда, работодателями у учащихся значительно расширяется круг социальных функций. Благодаря этому будущие рабочие соприкасаются с разнообразными ценностями, многие из которых при умелой ориентировке учащихся со стороны преподавателей, мастеров производственного обучения становятся для них личностно значимыми.

В учебно-воспитательном процессе учреждений НПО процесс формования мотивационных предпочтений у молодежи имеет все предпосылки для более успешного осуществления. Тот факт, что сегодняшний контингент учащихся профтехучилищ составлен из числа воспитанников школы, относимых к категории трудных, позволяет говорить о различной направленности, содержании и структуре их ценностных ориентаций. Значительная часть обучающихся в системе НПО юношей и девушек имеют отрицательный опыт школьного обучения, несформированные ценностные ориентации в сфере труда, образования, морали, культуры, в системе человеческих отношений (в семье, в среде товарищей и друзей и др. объединений). Именно поэтому со всей остротой встает задача переориентации молодых людей на социально значимые ценности, вооружение их социально ценными способами, нравственными установками в сфере общения.

Социально-педагогический анализ мотивировок учащихся, изученных посредством самих различных методик (анкетного опроса, бесед, содержательного анализа сочинений, наблюдения за учащимися в процессе учебно-производственной работы, тезисов и мнений по ним) показал, что оценочные отношения учащихся приобретают устойчивые проявления в сфере их основной — учебно-производственной деятельности. В этой деятельности проявляются усвоенные учащимися знания, приобретенные умения и навыки, и, главное, тот социальный опыт, возникающий как следствие единства мотивационных предпочтений и поступка — действия.

Анализ оценочных суждений учащихся в сфере их учебно-производственной деятельности показал, что общая удовлетворенность учебной работой выражена у большинства из них при низких качественных оценках этой деятельности. Позитивное отношение к учению тех, кто его обнаруживает, связано лишь с профессиональной подготовкой. Для многих молодых людей, особенно юношей, существенным фактором является экономическая самостоятельность при минимальных сроках обучения и довольно высокий реальный заработок. С позиций учащихся их отношение к учению осложняют два обстоятельства: плохая (с их точки зрения) организация учебного процесса: большие учебные нагрузки, плохо организованное обучение профессии, неуспех в учении и конфликтность отношений с преподавателями и учителями.

Существующая у учащихся заинтересованность в спецпредметах и отсутствие ее при изучении предметов общеобразовательного цикла, диктует необходимость более целенаправленной работы педагогических коллективов по преодолению негативного отношения к учению, возникшего у учащихся в общеобразовательной школе. Преодоление этого барьера и повышение интереса к учению, освоение научных знаний неразрывно связано с актуализацией содержания научных предметов, тесной связи обязательного программного материала с современными научно-техническими достижениями.

Как показало исследование, существенным стимулом в развитии у учащихся ценностных ориентаций на учебную и учебно-производственную деятельность, выступает единство воспитательных воздействий педагогов и родителей на учащихся, обеспечивающих преодоление ими психологического барьера при переходе со статуса школьников к статусу учащегося учреждения НПО. Создание условий для социального обогащения этого статуса осуществляется путем соединения учебной и учебно-производственной деятельности с другими видами деятельности, значимой для учащихся.

Основными путями формирования позитивных мотивационных предпочтений у учащихся явилось совершенствование работы педагогических коллективов по усилению мотивов обучения, актуализации содержания изучаемых предметов, вооружение учащихся продуктивными методами учебно-воспитательной деятельности.

Наше исследование показало, что прежде, чем выбирать тот или иной метод воспитания, важно хорошо представлять, на что нацелен этот метод, каков тот человек, применительно к которому затрачиваются педагогами специальные усилия. Не зная ценностей человека, сложившихся у него установок на жизнь, отношения с людьми, его потребностей и желаний к способов их осуществления, недопустимо применять какие бы то ни было методы и приемы воздействия (поскольку они становятся, при таком подходе, способами усреднения личности.

Данные исследования показывают, сколь велика конфликтность с членами семьи, с педагогами, со сверстниками у преобладающего числа 9 учащихся, поступающих в учреждения НПО. Именно поэтому изучение мотивационных предпочтений учащихся следует рассматривать лишь как начальный, но крайне необходимый этап работы с ними, требующий впоследствии значительного обогащения представления о своих гражданских обязанностях и правах, о традициях того народа, к которому принадлежит молодой человек. В данном вопросе проблема выходит за рамки учебно-воспитательного процесса, но тем более она заслуживает пристального внимания в вопросах формирования самосознания юношества всей системой культурных и нравственных ценностей.

Анализ данных подтверждает вывод о низком уровне культуры межличностного общения, о значительных сложностях его содержательного обогащения, о повышении роли педагогов в его развитии. Налицо тенденция социально-психологического отчуждения учащихся как от сферы учебно-производственной деятельности, так и друг от друга.

Названные явления свидетельствуют о проявлении низкого статуса учащихся в системе деловых и межличностных отношений, что создает неблагоприятные условия для их личностного развития, а следовательно и недостаточной эффективности процесса социального становления учащихся в условиях их общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Оценочные отношения, проявляемые учащимися в условиях сотрудничества и взаимодействия друг с другом и с преподавателями, как показало их исследование, позволяют выявлять как положительный, та. с и отрицательный социальный опыт учащихся, и, соответственно, определить стратегию и тактику педагогического действия.

Социально-педагогический анализ ценностных ориентаций учащихся, проявляемых ими в отношении к другому человеку — товарищам и преподавателям, вскрыл ряд противоречий в этой сфере отношений: между устремленностью к нравственным нормам и заниженностью нравственных требований к окружающим людямпонимание антигуманной сущности безнравственных действий и неумение противодействовать поступкам товарищей, которые осуждаются молодыми людьмипонимание необходимости преодоления недостатков в образовании и неумение преодолеть возникшие затруднения совместно с преподавателем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белая книга Российского образования. М., 2000. — 246 с. и
  2. Глоссарий терминов профессионального образования. Турин, 1998. — 26 с.
  3. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  6. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. — М., 2000.
  7. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений //Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г., № 27.
  8. Официальные документы в образовании 2000. — № 14.
  9. Официальные документы в образовании. 1999. — №№ 22, 23.
  10. Профессиональное образование в XXI веке. Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999 г.
  11. .Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебно-методическое пособие. Москва, 1991.
  12. З.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 — М.: Педагогика, 1986.
  13. Н.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1986.
  14. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. — М.:1. Педагогика, 1997. 284 с.
  15. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  16. В.И. Образовательный стандарт. М., 1999.
  17. С. Я. Производственная педагогика. М., 1999. — 672 с.
  18. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  19. Л. Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  20. М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. — 172 с.
  21. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-334 с.
  22. А.А. Психология общения. М.: 1997. 364 с.
  23. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1.М., 1999. О, 9 п.л.
  24. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. -Издательский центр АПО. М., 1999. 162 с.
  25. Дж. Женщина и стресс. С-П.: «Питер», 1997. — 320 с.
  26. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999 г. — 208 с.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.
  28. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М., 2002. — 192 с.
  29. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  30. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. -Женева Москва, 2000. — 386 с.
  31. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  32. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. -381 с.
  33. А.Т. Британская профшкола. -М., 1999. 86 с.
  34. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М., 1999.-6 п.л.
  35. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 104 стр.
  36. Л. И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. — 204 с.
  37. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  38. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. Книга 2. -М.: РАГС, 2000. 536 с.
  39. И.В., Круглое B.C. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. В кн.: Ценностные ориентации и интересы школьников. М., 1983.
  40. А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: «Дом педагогики» — 1996.
  41. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. — М.: РГАТиЗ, 1999.-80 с.
  42. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте// Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
  43. Каким должен быть образовательный стандарт. Теоретические подходы к разработке стандарта общего образования. /Под ред. Л. П. Кезиной, В. Д. Шадрикова. М., 2002. — 176 с.
  44. В. А., Шишов С. Е. Мониторичг качества образования. М.: Вологда, 1998.-204 с.
  45. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. Н. А. Селезневой. — М., 1999. — 583 с.
  46. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  47. А.Г., Радзиховский JI.A. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии, 1995, № 1.
  48. Я. А. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  49. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение. 1989. — 461 с.
  50. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
  51. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-воСАМГПИ, 1994.- 164 с.
  52. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.
  53. Д. Психолого-педагогические аспекты совершенствования профессионально-технической подготовки молодежи. Ж-л «Професша освита» № 1, Киев, 1999.
  54. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183 с.
  55. Куликова J1.H. Взаимосвязь саморазвития и общения личности в воспитательной системе образовательного учреждения. Хабаровск. 199с>. -84 с.
  56. К. Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М, 2001. — 216 с.
  57. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995. — 282 с.
  58. В. С. Научное образование. М., 2001. — 120 с.
  59. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  60. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  61. А.С. Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе. // Избр. пед. соч. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1977.
  62. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно-программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  63. Р. Соц. теория и социальная структура. //Социальные исследования, № 2,3,4, 1992.
  64. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  65. Н.Н., Гайворонский. Технология моделирования содержания образования. М., 2001. — 128 с.
  66. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. М., 1999. — 86 с.
  67. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  68. В.Н. Психология отношений. М., 1984
  69. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993.-213 с.
  70. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. -М., 2001. -221 с.
  71. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования. М., 1999. — 138 с.
  72. A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  73. П.Н. Опережающее образование. — М., 1997. 341 с.
  74. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  75. Образование в документах. 1998. — № 22.
  76. Образование в документах. 1999. — №№ 14, 15.
  77. С.И. Словарь русского языка. -М., 1981. t
  78. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992. — 64 с.
  79. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  80. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984.
  81. В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Материалы научно-практической конференции, Кемерово, 1995, с. 13−16.
  82. Профессиональное образование в коммерческой сфере. (Под науч. ред. Л.Д.Федотовой). М., 1999. — 145 с.
  83. Профориентация и проблемы занятости. (Под ред. Е. Ткаченко). М., 1994. -362 с.
  84. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научнойред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — I том — 424 е., II том — 816 с.
  85. Психология человека от рождения до смерти. (Под общей ред. А.А.Реана). -СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 656 с.
  86. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1998.
  87. Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999. -62 с.
  88. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: «Владос», 1995−529 с.
  89. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  90. В.В. Основы социально-генетической психологии. М.: 1998. — 381 с.
  91. Румпф Иоахим, в ст. Г. Ренельт «Социально педагогическая работа с детьми с отклоняющимся поведением» — М., 1993.
  92. Е. А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. (Учебное пособие). М., 2000. — 137 с.
  93. М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998. 7,5 п.л. (в соавторстве).
  94. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  95. М.С. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: ЦИПК ПО, 1998. — 354 с.
  96. В. А. Методика производственного обучения. М., 1992. — 164 с.
  97. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. (Всероссийское социологическое исследование). М., 2002. — 46 с.
  98. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  99. И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. -Монография. М., 2002. — 450 с.
  100. B.C., Писарский П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ. -М., 1992.-42 с.
  101. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений: региональный опыт. М.: Институт социальной работы, 1996.
  102. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение. 1979.
  103. В.А. Социально-педагогический анализ ценностных ориентаций учащихся протехучилищ. Канд. диссертация. — М., 1985.
  104. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л. 1996, Вып. 2−21,3 п.л.
  105. Е. В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994.-232 с.
  106. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. Нальчик, 1997.-461 с.
  107. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  108. Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. — М., 2001. — 224 с.
  109. Л.Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М., 1995. 7 п.л.
  110. Д. И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. (Избранные труды). М., 1999. — 672 с.
  111. Философский энциклопедический словарь. — М., 1999.
  112. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждениях НПО. М., 1999.
  113. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998. -249 с.
  114. С.Ю. Теоретические основы современного трудового воспитания. Логико-дидактический аспект, М: Высш.ШК., 1997.
  115. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4. I-II. М., 1995. 9,7 и 8 п.л.
  116. О.Б. Новые профессии коммерческой сферы: методология содержания стандарта. М., 2002. — 309 с.
  117. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.-64 с.
  118. Н.В. Авторские программы учебных курсов в современной школе //Наука и школа. 1997. № 1, 0,3 п.л. (в соавторстве).
  119. Н.В. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. 4.1. Таллин, 1995. 10 п.л. (в соавторстве).
  120. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. Т. 1, АПН РСФСР, 1962.
  121. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. Т. 2, АПН РСФСР, 1952.
  122. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  123. Т. Психологические проблемы социальной регуляции поведения — М.: Наука, 1996.
  124. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  125. Sarason, I Empirikal Findinqs and Theoretikal problems in the use of Anxiety Scales. Contemp Research in Personality N. Y. 1962
  126. Перечень диссертационных работ
  127. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998.-21 с.
  128. А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 23 с.
  129. Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения в службе занятости населения. Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук в виде научного доклада. Москва. 1998. 45 с.
  130. В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -21с.г
  131. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. -28с.
  132. А.А. Особенности функционирования профессионального лицея в условиях формирования муниципального рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 22 с.
  133. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИКП РАО. 1996.
  134. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед.наук. Москва. 2000. 24 с.
  135. З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИТОиП РАО. 1998.
  136. А.С. Педагогические основы проектировалия общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении. Автореф. диссертации на соискание уч. степени пед. филос. наук. С.-Петербург. 2000.
  137. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1999. 45 с.
  138. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (Общедидактический аспект). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург: СПбГУ. 1997.
  139. В.А. Государственная система профессионального образования: анализ, прогнозирование, организация. Автореф. диссертации на соискание уч. степени док. экон. наук. СПб, 1992. 41 с.
  140. Ф.Т. Теоретические основы развития этнических знаний профессионально-педагогических работников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 39 с.
  141. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -22с.
  142. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1995. — 26 с.
  143. Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. Москва. 2000. -22 с.
Заполнить форму текущей работой