Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание готовности личности к принятию здорового образа жизни как основной, так и специфической цели образования исследуют Л. И. Алешина, М. Я. Виленский, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова и др. Необходимость разработки данной проблемы также обуславливается снижением уровня здоровья современной молодежи, что становится сегодня одним из наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 1. 1. Сущность и структура самоопределения личности в мире ценностей
    • 1. 2. Здоровый образ жизни и его отражение в теории и практике высшего педагогического образования
    • 1. 3. Самоопределение студентов в культуре здорового образа жизни как педагогическая проблема
  • ГЛАВА II. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Анализ опыта организации самоопределения студентов в культуре здорового образа жизни в педагогическом вузе
    • 2. 2. Педагогические условия самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни
    • 2. 3. Реализация педагогических условий самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни

Педагогические условия самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Образование — одно из важнейших звеньев в цепочке, соединяющей столетия: на его основе происходят социальное и профессиональное становление человека, целенаправленное формирование его личности. Современная ситуация в отечественном высшем педагогическом образовании характеризуется глубоким реформированием всех звеньев образовательной системы (структурных, содержательных, технологических, результативных), протекающим в условиях изменения целей и ценностных ориентиров образования. Важной задачей вузовского обучения становится обеспечение условий для освоения будущими педагогами профессионально-педагогической деятельности, стимулирующих процесс самоопределения в ней студентов. На необходимость стимулирования потребностей и способностей к самоопределению в педагогической деятельности указывают многие исследователи (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Н. В. Чекалева, Е. Н. Шиянов и др.). Одним из условий реформирования высшего педагогического образования является его индивидуализация, направленная на развитие потенциальных способностей и формирование личностных свойств будущего педагога с высоким уровнем самоопределения. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет педагог, каково его отношение к профессии, социальный статус, внутреннее состояние, личностное развитие. Постоянное расширение сферы образовательных услуг, все ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от современного специалиста в области педагогического образования высокой мобильности в сфере познания, обучения и воспитания, субъективной готовности к непрерывному самообразованию и приобретению специальности, способности адаптироваться к быстроменяющейся ситуации в социальной среде, развития творческой активности, рационального отношения к своему здоровью как высшей ценности, обеспечивающей самореализацию и самоактуализацию индивида в общественной и личностной сферах жизнедеятельности.

В последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. По мнению ученых А. А. Алексеева, Ю. П. Лисицына, О. А. Милыитейна, В. П. Петленко, Н. В. Полуниной и др., образ жизни влияет на состояние здоровья людей и общества в целом. Образ жизни человека отражает одну из наиболее значительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Интерес к данной проблеме со стороны ученых вызван не только озабоченностью научного сообщества по поводу ухудшения физического, психического и нравственного здоровья молодежи, но и необходимостью приоритетного решения национальных задач, практической реализации идеи возрождения России путем развития человеческих ресурсов и человеческого 1 капитала (приоритетные национальные проекты «Образование», «Здоровье»). Выражением взаимосвязи и положительного взаимовлияния образа жизни и здоровья общества в современных концепциях является понятие «здоровый образ жизни», которое в научной литературе трактуется по-разному. Различные аспекты проблемы здорового образа жизни и его формирования отражены в работах Р. И. Айзмана, И. А. Аршавского, М. Я. Виленского, Ю. П. Лисицына, Э. М. Казина, Л. И. Лубышевой, В. П. Петленко, Л. Г. Татарниковой, А. Г. Щедриной и др.

Воспитание готовности личности к принятию здорового образа жизни как основной, так и специфической цели образования исследуют Л. И. Алешина, М. Я. Виленский, Э. Н. Вайнер, И. Ю. Глинянова, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова и др. Необходимость разработки данной проблемы также обуславливается снижением уровня здоровья современной молодежи, что становится сегодня одним из наиболее отрицательных факторов современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на четвертом месте в мире по распространению курения среди подростков (33,4%). Эта ситуация обусловлена, с одной стороны, законами физиологии: в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей, как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека. А с другой стороны, отсутствием, особенно в молодом возрасте, положительной мотивации на здоровый образ жизни.

Следовательно, здоровье, а значит, и здоровый образ жизни должны быть первейшей потребностью человека. Однако удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Так, в научных исследованиях И. И. Брехмана, Э. Н. Вайнера, Э. М. Казина, Л. Г. Татарниковой, Е. А. Шульгина и многих других авторов отмечается, что до сих пор в образовательных учреждениях педагоги не готовы к формированию здорового образа жизни у учащихся. Следовательно, требуется организация специальной подготовки будущего учителя к работе по воспитанию здоровья, здорового образа жизни у подрастающего поколения. Исследование, проводимое нами свидетельствует, что в практике работы вуза не достаточно учитываются возможности целенаправленного управления резервами организма студентов, в частности: его сопротивляемостью болезням, умственным, эмоциональным и другим нагрузкам, что, безусловно, актуализирует разработку и внедрение в практику работы вузов эффективных физкультурно-оздоровительных технологий, применение широкого круга средств физической культуры с учетом индивидуальных особенностей и функциональных способностей каждого студента.

По мнению М. Я. Виленского, предпосылкой социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил, продуктивного долголетия является целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья, что основано на воспитании сознательного, активного, ответственного отношения к здоровью своему и окружающих.

Проблему формирования ценностного отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни отражают труды ученых, определивших общие закономерности развития высшего педагогического образования (М.Н. Берулава, Л. Г. Борисов, М. Я. Виленский, И. Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Л. Ф. Колесников, М. М. Левина, А. И. Мищенко, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандоров, В. Н. Турченко, Е. Н. Шиянов и др.), обосновавших прямую зависимость сохранения и воспроизводства здоровья от уровня культуры (И.И. Брехман, М. Я. Виленский, В. Ф. Попов, B.C. Семенов, Ю. В. Шиленко и др.).

Культурные ценности, которые опосредуются в процессе обучения, становятся достоянием личности, когда они активно перерабатываются не отдельным индивидом, а становятся содержанием общения и деятельности коллектива, если эти ценности интегрируются в совокупности всей информации, которой располагает коллектив. Взаимодействие человека с миром и людьми актуализирует его внутренние потенциалы, что выступает основой его самопознания, саморегуляции, самореализации, обеспечивая тем самым его личностное самоопределение в культуре здорового образа жизни.

Человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом ее условий, опираясь на собственный уровень культуры, который отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. Однако, как показывает практика исследований в этой области, формирование такого отношения имеет противоречивый и проблемный характер.

Актуальность исследования определяется необходимостью решения существующих противоречий между:

— практическими запросами современного общества, нуждающегося в активных, инициативных специалистах в области образования, способных самоопределяться в культуре здорового образа жизни, и низким уровнем решения данной проблемы в реальных условиях социума;

— реальными возможностями в самоопределении студентов в культуре здорового образа жизни в педагогическом вузе и недостаточностью разработанных условий для его развития.

Следовательно, проблема исследования заключается в разработке педагогических условий обеспечения этого сложного процесса.

Необходимость разрешения указанных противоречий, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Педагогические условия самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни».

Объектом исследования является образовательный процесс, ориентированный на самоопределение студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий, способствующий самоопределению студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Цель исследования — разработать и апробировать комплекс педагогических условий, способствующий эффективному самоопределению студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: самоопределение студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни будет эффективно, если:

— студенты привлекаются не только к воспроизводящей, но и к творческой деятельности в рамках специально организованного процесса по сохранению своего здоровья;

— культура здоровья принимается студентами педагогического вуза как личностное качество, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья благодаря знаниям и творческому осмыслению принципов здорового образа жизни, раскрытию потенциальных способностей и возможностей студентов в организованной ими жизнедеятельности;

— ориентация будущих учителей на здоровый образ жизни выстраивается в процессе формирования профессиональной «Я-концепции».

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние проблемы самоопределения студентов в культуре здорового образа жизни в педагогической теории и практике, определить возможные подходы к ее решению.

2. Рассмотреть категории «самоопределение личности», «культура здоровья», «самоопределение студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни» и определить их содержательные аспекты.

3. Разработать и апробировать специализированный курс «Основы здорового образа жизни» для проверки комплекса педагогических условий, способствующего активизации самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Методологическая основа исследования строится на идеях гуманистической философии, педагогики и психологии о человеке как субъекте деятельности (А.Г. Асеев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, М. В. Матюхина, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская) — на идеях природосообразности и культуросообразности развития человека, антропологическом и гуманистическом подходах.

Теоретическую основу исследования составляют научные взгляды и подходы к проблеме здоровья (Н.А. Агаджанян, Н. М. Амосов, P.M. Баевский,.

A.П. Берсенева, И. И. Брехман, В. П. Войтенко, Л. Б. Кофман, Ю. П. Лисицын,.

B.И. Лях, А. Л. Максимов, Г. Б. Мейксон, В. Ф. Попов, Б. Б. Прохоров, В. И. Торшин, О. М. Филатов, Ю. В. Шиленко, А. С. Щедрин, А. Г. Щедрина и др.) — системно-целостный подход к личности и процессу ее формирования (B.C. Ильин, Н. М. Конжиев, В. В. Краевский, Н.К. Сергеев) — концепция формирования культуры личности и развития личности в культуре (А.В. Большаков, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, В. Н. Добрынина, И. Ф. Исаев, Н. Б. Крылов, М. М. Левина, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, Е. С. Сухарева, Е. Н. Шиянов, Д. С. Яковлева, и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение содержания философской, медико-биологической и психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых актов по проблеме исследованияизучение и анализ педагогического опытакомплексная диагностика по определению уровня самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни (включенное наблюдение, беседы, проблемные ситуации) — педагогический эксперименткачественный и количественный анализ, обобщение экспериментальных данных.

Базой исследования является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельский государственный педагогический университет».

Этапы исследования:

Первый этап (2003;2005 гг.) был посвящен анализу литературы по проблеме исследования, определению ее актуальности в теоретическом и аспекте и практике, обоснованию исходных теоретических установок, а также разработке методической базы для проведения констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2005;2006 гг.) проводились констатирующий, диагностирующий эксперименты, уточнялись основные направления формирующего эксперимента, была составлена программа специализированного курса «Основы здорового образа жизни», способствующего эффективному самоопределению студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Третий этап (2006—2008 гг.) был направлен на проведение формирующего эксперимента, анализ и уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение и систематизацию полученных результатов, окончательное оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем дано обоснование феномена «культура здорового образа жизни» на междисциплинарной основе, исследована ориентация будущего учителя на здоровый образ жизни с позиции ценности его профессиональной деятельности, выявлена специфика самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что в нем раскрыты сущность, содержание и структура самоопределения личности: определены и обоснованы педагогические условия реализации данного процесса у студентов педагогического вузавыявлены особенности самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни как ценностной составляющей их профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации содержания специализированного курса, способствующего развитию у студентов педагогического вуза самоопределения в культуре здорового образа жизнив представлении критериев и показателей самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизнив подборе комплекса диагностических методик для определения уровня самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни как ценностной составляющей его профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура здорового образа жизни — определенная сфера жизни общества, в которой протекают процессы воспроизводства, распространения и присвоения системы ценностей (физическое, психическое, духовное, социальное благополучие), способствующих развитию форм жизнедеятельности человека, направленных на сохранение его здоровья.

2. Самоопределение студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни определяется как осознаваемое ими отношение к физическому, психическому, духовному и социальному благополучию, являющемуся высшим принципом, на основе которого происходит наполняемое единым смыслом развитие форм жизнедеятельности, направленных на сохранение своего здоровья как компонента профессиональной «Я-концепции» будущего учителя.

3. Процесс самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни имеет профессионально-ориентированный поэтапный характер. Его целью и результатом является формирование целостного личностного образования, профессиональной «Я-концепции», в которой неразрывно связаны субъективно-личностные элементы, выражающие внутренний план отношения человека к культуре здорового образа жизни, и объективно-практические действия.

4. Комплекс педагогических условий, реализованных в рамках специализированного курса, обеспечивает развитие самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни. Вовлечение студентов педагогического вуза не только в воспроизводящую, но и в творческую деятельность по сохранению своего здоровья выступает ведущим педагогическим условием для развития комплекса условий, обеспечивающих эффективность самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием тенденциям передового педагогического опыта, использованием адекватной системы методов исследования, внешними экспертными оценками хода и результатов опытно-экспериментальной работы, полученных в ходе исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на заседаниях кафедр физической культуры, теории и методики физического воспитания, педагогики ГОУ ВПО «КГПУ». Материалы диссертации апробировались и внедрялись на всех этапах исследовательской работы, обсуждались на конференциях различного уровня: всероссийской научно-практической конференции «Проблемы физической культуры, спорта и туризма Северо-Запада России» (Петрозаводск, 2003 г.), «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России» (Петрозаводск 2005 г.), в ходе работы международной конференции «Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России» (Петрозаводск, 2003 г., 2006 г.), в проведении мастер-класса на международном Конгрессе учителей физической культуры и специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни (Петрозаводск, 2008 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось через практическую деятельность автора как преподавателя факультета физической культуры ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что на первом курсе готовы изменить ведущий ими образ жизни 26,2%, на пятом курсе 71,9% опрошенных желают изменить ведущий ими образ жизни Экспериментальная группа Положительно ответили 72,2%.

1 курс 5курс Э. Г. До Экс.г.после.

Рис. 7 Готовность студентов к изменению своего образа жизни.

Проведенное нами исследование со студентами экспериментальной группы (тестирование, наблюдение, опрос, беседы, анализ дневников рефлексии дня) в процессе их деятельности в рамках специализированного курса и по завершению его убеждает нас в том, что участники не только показывают глубокое осознание понятий, но и способны применить их в своей практической деятельности по пропаганде здорового образа жизни.

В анализируемых нами по окончании формирующего эксперимента дневниках рефлексии дня студенты отмечали, что за время эксперимента они получили не только комплекс определенных знаний в области культуры здорового образа жизни, но и смогли себя полноценно реализовать как организаторы многих мероприятий, направленных на агитацию, пропаганду здоровья и здорового образа жизни.

С целью проверки данного факта на завершающем этапе формирующего эксперимента студенты участвовали в разработке и защите собственных проектов, связанных с ориентацией на здоровый образ жизни как среди взрослого населения, так и среди учащихся образовательных учреждений. Данный вид деятельности являлся показателем уровня сформированности самоопределения их в культуре здорового образа жизни, характеризующегося синтезом знаний о здоровом образе жизни, о путях самоопределения в нем, о присвоенных ценностях относительно здорового образа жизни и об умении реализовывать творческий потенциал, позволяющий ему решать профессиональные задачи в измененных условиях.

Проведенный анализ экспериментальной работы позволяет сделать вывод о том, что в результате включения студентов в непосредственную среду пропаганды здорового образ жизни и их активное творческое участие в этом процессе способствуют:

1. Появлению четкой жизненной позиции студентов по отношению к собственному образу жизни;

2. Появлению позитивной точки зрения к организации образа жизни- ¦".

3. Значительному позитивному и результативному прогрессу самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Опыт показывает, что каждое занятие, встреча со специалистами в области здорового образа жизни и иные формы получения знаний дают студентам не только какую-то часть информации о ценностях, культуре, здоровье, а формируют целостную картину востребованности здорового образа жизни. В этой связи содержание образования становится уже не целью обучения с позиции усвоения определенной системы знаний и приобретения навыков и умений, а средством для определения студентом собственных уникальных резервов развития организма, что, безусловно, важно в процессе формирования самоопределения студентов в культуре здорового образа жизни. Меняется личностная концепция студента со «здоровье на всю жизнь» на «здоровье через всю жизнь».

Результаты проведенного исследования доказали положительное влияние целенаправленной работы по организации самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема укрепления здоровья и продолжительности жизни населения в современных условиях является важным предметом внимания не только специалистов, общественности, но и государства. Решение этой проблемы в наше время приобрело особую актуальность, поскольку сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация привела к существенному ухудшению показателей здоровья всех групп и категорий населения России.

На современном этапе развития общества образование и здоровье личности неразрывно связаны. Следовательно, образование в вузе выступает не только как средство самоориентации, но и как процесс формирования социального опыта и осмысления образа жизни, в том числе и относительно здоровья.

Установлено, что процесс самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни является составной частью целостной системы формирования личности будущего учителя и должен быть развернут в логике пролонгированного процесса.. .

Исследование обнаружило, что при самоопределении в культуре здорового образа жизни студенты ориентируются на формирование своей целостности, способности и готовности полноценно реализовывать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном образе жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой для нее социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемой частью образовательного пространства вуза.

Наблюдения за студентами экспериментальной группы, анализ студенческих дневников рефлексии дня свидетельствуют, что самоопределение в культуре здорового образа жизни студента предполагает наличие двух моделей самореализации.

Прогрессивный вариант, характеризующий процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе деятельности студентов педагогического вуза. Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности. Неполнота самовыражения в деятельности порождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности.

Проведенное исследование психолого-педагогической литературы (Н.М. Конжиев, А. И. Кочетов, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, И. И. Чеснокова, Е. Н. Федорова и др.) обнаруживает, что проблему самоопределения необходимо рассматривать как поиск смысла. Это то, что принято называть ценностно-смысловым аспектом проблемы, при котором самоопределение предстает новообразованием, позволяющим определить смысл собственного существования. Личностное самоопределение отражает потребность в формировании смысловой системы. Эта система — своеобразный конструкт представлений о себе и мире с ощущением содержания своего жизненного поля. Готовность и способность находить личностно значимые смыслы в процессе становления личности предполагает сложные изменения познавательных и мотивационных структур, в процессе которых индивид приобретает целевой характер организуемой им деятельности.

Выявлено, что процесс самоопределения студента в культуре здорового образа жизни является сложным ценностно-смысловым динамическим образованием личности будущего учителя, представляющим собой синтез мышления, сознания и деятельности. Тогда как культура здорового образа жизни понимается нами как отдельная сфера жизни общества, в которой протекают процессы воспроизводства, распространения и присвоение системы ценностей (физическое, психическое, духовное, социальное благополучие), способствующих реализации развития форм жизнедеятельности, направленных на сохранение своего здоровья.

Подводя итог осуществленному анализу, мы рассматриваем самоопределение личности как осознаваемое отношение субъекта в системе принимаемых ею ценностей жизни и культуры, являющихся высшими принципами, своеобразными точками опоры, на основе которых достигается согласие с самим собой, наполняемое единым смыслом духовно-практическую деятельность.

Таким образом, самоопределение студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни может быть представлено как осознаваемое отношение студентов к физическому, психическому, духовному, социальному благополучию, являющихся высшими принципами, на основе которых происходит, наполняемая единым смыслом реализация развития форм жизнедеятельности, направленных на сохранение своего здоровья как компонента профессиональной «Я-концепции» будущего учителя.

Исследуя сущность самоопределения личности, нами были выделены следующие ее структурные компоненты: система знаний — осознание объективной ценности (когнитивный) — самооценка, переживание этой ценности как потребности (рефлексивно-оценочный) — смыслообразующая мотивация поведения (мотивационный) — прогнозирование будущего поведения в их целостности и взаимной связи (действенно-практический).

Каждый из компонентов обладает специфичным только для него содержанием и выполняет свои функции.

В контексте нашего исследования, самоопределение рассмотрено как составная часть профессиональной «Я-концепции» и жизненных перспектив личности, основанных на ценностно-смысловых установках. Определенно, что, занимая такое значимое положение в структуре личности, самоопределение влияет не только на процесс развития личности. Осознание и переживание себя в пространстве культуры — предельно широкая синтезирующая сторона самосознания, обращение к которой будущего учителя подразумевает раскодирование им своего мировоззрения и стереотипа поведения. Данный ракурс самосознания приводит к образованию собирательного образа «Я — осуществляющееся», который позволяет судить о степени личностной сопричастности к педагогической работе и уникальности существования в ней.

Обнаружено, что сущность культуры здоровья студента определяется как личностное качество, обеспечивающее формирование, сохранение и укрепление здоровья благодаря знаниям и творческому осмыслению принципов здорового образа жизни, раскрытию его потенциальных способностей и возможностей. Опыт показывает, что каждое занятие, встреча со специалистами в области здорового образа жизни и иные формы получения знаний, дают студентам не только часть информации о ценностях, культуре, здоровье, а способствуют формированию целостной картины востребованности здорового образа жизни. В этой связи содержание образования становится уже не целью обучения с позиции усвоения определенной системы знаний и приобретения навыков и умений, а средством для определения студентом собственных уникальных резервов развития организма, что, безусловно, важно в процессе самоопределения студентов в культуре здорового образа жизни. Тем самым меняется личностная концепция студента со «здоровье на всю жизнь» на «здоровье через всю жизнь».

Результаты проведенного исследования также доказали положительное влияние целенаправленной работы по организации самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Доказана эффективность разработанной автором и апробированной в реальном образовательном процессе возможной технологии формирования самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

В ходе формирующего эксперимента установлено, что в результате включения студентов в непосредственную среду пропаганды здорового образ жизни и их активное участие, где существенным фактом является проявление их самостоятельности в этом процессе, произошли следующие изменения:

1. Появление четкой жизненной позиции студентов педагогического вуза по отношению к собственному образу жизни.

2. Обнаруживается позитивная точка зрения к организации образа жизни.

3. Значительно в позитивную и результативную сторону происходят изменения в самоопределении студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Предпринятый теоретический анализ самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни и опытно-экспериментальная работа позволили выделить четыре уровня самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни, каждого из ее компонентов.

Сопоставление результатов диагностик, проведенных по завершению опытно-экспериментальной работы, доказало результативность предложенной совокупности специальных условий, способствующих эффективности самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни.

Подводя общие итоги исследования, можно констатировать обоснованность выдвинутых в гипотезе предположений.

В то же время мы понимаем, что проведенное диссертационное исследование не претендует на полное освещение всех аспектов самоопределения студентов педагогического вуза в культуре здорового образа жизни, но дает импульс к дальнейшим поискам ее решения. Формирование культуры здоровья является важной частью в решении данной проблемы. В современной теории физической культуры всё чётче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма её формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека.

Ч <1 tI.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни /К.А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1977.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности /К.А. Абульханова-Славская// Проблемы психологии личности. -М., 1982.-240 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни/ К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.
  4. Агаджанян Н. А Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин. — М., 1994.-С. 183−201.
  5. Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования /Р.И. Айзман. Новосибирск., 1996. 26 с.
  6. Р.И. Основные задачи и проблемы подготовки педагогов-валеологов / Р. И. Айзман, А.Д. Герасев// Валеология. Ростов-на-Дону., 1,997. -№ 1.- С. 43−49.
  7. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук /Л.И. Алешина- Волгоградский пед. ун-т. Волгоград, 1998.
  8. Н.М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 63 с.
  9. .Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев// Избранные психологические труды. -М., 1980.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психогигиенические и психопрофилактические основы ЗОЖ / Б.Г. Ананьев// Сб. науч. тр. Ленингр. ин-та усов, врачей. -Л., 1988. С. 85−112.
  11. Ананьев’Б. Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1969. — 300 с.
  12. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности /Л.И. Анцыферова// Психол. журн. 1991.- Т.2. — № 2. -С. 8.
  13. Г. Л. Здоровье: методология и методика комплексной оценки /Г.Л. Апанасенко// Здоровье и функциональные возможности человека.-М., 1985.-С. 18−26.
  14. Г. Л. Охрана здоровья здоровых: Некоторые проблемы теории и практики /Г.Л. Апанасенко// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб.: Наука, 1993, — С. 49−59.
  15. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков /Г.Л. Апанасенко. Киев: Здоровье, 1985.- 80 с.
  16. И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития /И.А.Аршавский. — М.: Наука, 1982.- 270 с.
  17. С.Н. Об абсолютной ценности личности /С.Н. Артановский/ Вестник ЛГУ. Сер. 6. — 1988. Вып. 3. — № 20. — С. 23−31.
  18. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г. Асеев. -М., 1976.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследования /А.Г. Асмолов. -М., 1984.-310 с.
  20. Т.К. Ориентация и деятельность школьников / Т. К. Ахаян, А. В. Кирьякова. — М.: Прометей, 1991. 160 с.
  21. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997. -236 с.
  22. В. Главная опасность для цивилизации /В. Базарный. М.: Народное образование, 1998.- № 9. — 157 с.
  23. В.К. Физическая культура для всех и каждого /В.К. Бальсевич. М.: ФиС, 1988, — 208 с.
  24. Г. С. Деятельность и ценность. Критика деятельностного подхода и теории интериоризации / Г. С.Батищев// Вопросы философии. — 1985. № 2 — С. 41
  25. И.С. Формирование коллективизма как ценностной ориентации в жизнедеятельности классного коллектива старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук /И.С. Батракова. — JL, 1980. — 31 с.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
  27. С.В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: автореф. дис. канд. пед. наук/С.В. Белова.- Волгоград, 1995. — 163 с.
  28. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки /Е.П. Белозерцев. М., 1989.
  29. А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание /А.С. Богомолов// Социологические исследования. 1975.- № 2. — С.53−61.
  30. А. А. О потребности и способности личности к саморазвитию / А. А. Бодалев// Социально-психологические проблемы личности и коллектива. — Краснодар, 1987.
  31. Бодал ев А. А. Психология личности /А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте /Л.И. Божович. -М.: Просвещение, 1978.
  33. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол.- 1979.- № 4.- С. 23—34.
  34. Л. И. Проблемы формирования личности /Л.И.Божович.- М.: 1995.
  35. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д. РГПИ, 1994. — 30 с.
  36. Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК /Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов-н/Д, 1999, — 560 с.
  37. Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2000.
  38. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания /Е.В. Бондаревская // Педагогика. — 2001. № 1. — С. 17−24.
  39. М.М. Психолого-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи / М. М. Борисов, М. Я. Виленский //Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа //: = курс лекций. М., 1990. — С. 30−42.
  40. М.М. Формирование здорового образа жизни в процессе профессиональной подготовки учителя /М.М.Борисов, М.Я. Виленский// Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Госкомспорт СССР, 1990. -С. 109−111.
  41. Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания /Н. М. Борытко. Волгоград -, 2001. — 214 с.
  42. .С. К проблеме человека в психологии/Б.С. Братусь // Вопросы психологии. 1997 — № 5.
  43. И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И. И. Брехман. JL: Наука Ленинградское отделение, 1987. — 125 с.
  44. И.И. Валеология наука о здоровье /И.И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 62 с.
  45. А.П. Образ жизни: содержание, проблемы и нерешенные вопросы /А.П. Бутенко // Вопросы философии. 1978. — № 11. — С. 41 -56.
  46. А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения /А.ПБутенко. М.: Наука, 1978. — 364 с.
  47. .И. Новое о понимании здоровья /Б.И. Бутенко// Теория и практика физической культуры. 1988. — № 7. — С. 19−22.
  48. Э.Н. К вопросу о методологии валеологии /Э.Н. Вайнер, JI.M. Бекетова, О. Ю. Грезнева //Сб. научн. трудов. — Л.: J11'НИ, 1996. — С. 25−30.
  49. Э. Н. Валеологическое образование /Э. Н. Вайнер// Высшее образование в России. — 1999. № 4. — С.70−72.
  50. Э.Н. Создание валеологического пространства России как насущная задача обеспечения здоровья его граждан /Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская// Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Новосибирск, 1999. С. 60−62.
  51. З.И. Воспитание убеждений в процессе обучения: учеб. пособие к спецкурсу/ Васильева З. И. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1981. — 82 с.
  52. Л.А. Понятийно-терминологический словарь по физкультурно-оздоровительной и реабилитационной работе: учеб. пособие /Л.А. Вахрушева. -Барнаул, 2003.- 312 с.
  53. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис. д-р. пед. наук /Г.И. Вергелес. Л., 1990.
  54. М.Я. Общая, педагогическая и физическая культура в структуре личности учителя /М.Я. Виленский// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 6. — С. 18−20.
  55. М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов в процессе их формирования: методология и теория /М.Я. Виленский// Теория и практика физической культуры. — 1991. № 11. — С. 87−90.
  56. М.Я. Физическая культура учителя / М.Я. Виленский// Формирование профессиональной культуры учителя / = Под ред. В.А.
  57. Сластенина. М. Д993.-С. 116−159.
  58. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза /М.Я. Виленский// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С.27−32.
  59. М.Я. Студент как субъект физической культуры /М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. — 1999. № 9. — С. 9−11
  60. М.Я. Личность студента в гуманитарном, образовательно-развивающем пространстве физической культуры /М.Я. Виленский// Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы докладов. М., 2003. Ч. 1. С. 10−18.
  61. П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни /П.А.Виноградов. М.: Мысль, 1990.- 287 с.
  62. И.М. К обоснованию некоторых общеметодических и частных подходов при формировании валеологических концепций в педиатрии и психологии /И.М.Воронцов// = Сб. научных трудов. — СПб. 1991. -С. 5−27.
  63. .З. Педагогика рефлексии /Б.З.Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1999.-112 с.
  64. Л.С. Вопросы детской психологии /Выготский Л.С. СПб.: Союз, 1997.- 224 с.
  65. Г. П. Аксиология культуры /Т.П. Выжлецова. СПб.: СПбГУ, 1996. — 152 с.
  66. Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производства: автореф. дис. д-ра пед. наук /Ю.П. Галкин- СПб., 1997.
  67. Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе /Н. Гартман // Культурология. 20 век. М., 1995.
  68. Р. Конец нового времени /Р. Гвардини//Вопросы философии.-1990.-№ 4.-С. 127−163.
  69. . С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М., 1997.
  70. М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема /М.И. Гинзбург. М., 1987. — С. 19−22.
  71. М.С. Творчество как диалог /М.С. Глазман// Научное творчество. М.: Наука, 1989. — С. 221−233.
  72. И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к валеологической работе со школьниками: автореф. дис. канд. пед. наук/И.Ю. Глинянова. — Волгоград, 1995.
  73. Н.К. Роль физической культуры в трудовом и духовном воспитании личности /Н.К.Глотов// известия Воронежского педагогического института: Вопросы коммунистического воспитания. Вып.2 — Воронеж, 1966. — С. 78−89.
  74. Н.Ю. Отношение студентов-первокурсников к физической культуре / Н.Ю. Глухова// Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры. М., 2003. Ч. 1. — 253 с.
  75. П.С. Культурология /П.С. Гуревич. М.: Гардарики, 2002. — 280 с.
  76. В.В. Теория деятельности и социальная практика /В.В. Давыдов// Вопросы философии. 1996 № 5. — 52−57.
  77. ДикановаЕ.Г. Подготовка будущего учителя к формирвоанию культуры здоровья младших школьников в условиях педколледжа: = дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2004. 182. 59- 102).
  78. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей /О.Г. Дробницкий//Проблема ценностей в философии. М., Л. 1966.
  79. О.Г. Мир оживших предметов /О.Г. Дробницкий// Проблема ценности и марксисткая философия. -М.: Политиздат, 1967.
  80. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии: материалы второй Всероссийской науч.-практ. конф. 25−26 марта 1997 / под ред. В. В. Колбанова. СПб.: СПб ГУМП, 1997. — С. 13.
  81. А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентации человека /А.Я. Иванюшкин// Вестник АМН СССР. 1982.- Т.45.- № 4.- С. 29−33.
  82. B.C. О структуре педагогической теории /B.C. Ильин// Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1979. — С. 3−16.
  83. B.C. Теоретико-методологические основы процесса формирования всесторонне развитой гармоничной личности (проблема целостного подхода) /В.С.Ильин. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 58−74.
  84. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) / B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  85. И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы /И. Ф.Исаев. -М.: Белгород, 1999.
  86. Ц. Диалог в общении и обучении /Ц. Йотов. — София: Народна просвета, 1979. 128 с.
  87. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974.
  88. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988.
  89. М.С. Философия культуры /М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1996.
  90. М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе: учеб. пособие к спецкурсу /М. Г. Казакина. Л.: Ленингр. гос. пед. ин-т, 1989. -85 с.
  91. Э.М. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования Кузбасса /Образование. Личность. Здоровье/ под ред. М. Н. Лазутовой /Э.М. Казина. -Кемерово: ОблИУУ, 1996.-С. 28−45.
  92. Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  93. В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. М.: Наука, 1983. — 260 с.
  94. В.П. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств /В.П.Казначеев, Е.А. Спирин// Вопросы философии. 1988.- № 7. — С.29−36.
  95. В.П. Введение в проблемы общей валеологии / В.П. Казначеев// Валеология. 1996. — № 3−4. — С. 70−104.
  96. ЮО.Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество /В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
  97. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса /В.А.Караковский. — М., 1993.-80 с.
  98. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей /А.В. Кирьякова.- Оренбург, 1996.
  99. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения /В.В. Колбанов. СПб., 1998.-232 с.
  100. И. А. Воспитание человеческих качеств /И. А. Колесникова// Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 56−62.
  101. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии /И. А.Колесникова. СПб.: СПб ГУПМ, 1999. — 242 с.
  102. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя /И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  103. Н.М. Актуальные вопросы нового воспитания. Целостный подход к формированию личности ребенка /Н.М. Конжиев — Петрозаводск, 1993. С. 3−5.
  104. Н.М. Реализация ценностно-смыслового подхода в практике школы и вуза /Н.М. Конжиев, Е. Н. Федорова, Г. М. Янюшкина. Петрозаводск: изд. «КГПУ», 2006. — 256 с.
  105. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: автореф. дис. д-ра пед. наук /Т.Е. Конникова. — JL, 1970.
  106. О.Коршунова H.JI. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании: автореф. дис.. канд. пед. наук /H.JI. Коршунова.- М., 1990. 205 с.
  107. А. И. Педагогические основы самовоспитания / А. И. Кочетов. М., 1997. — 64 с.
  108. В.В. Методология педагогического исследования /В.В.Краевский. Самара, 1994. — 244 с.
  109. Краткий словарь по социологии /Под общей ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина- сост.: Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. -М.: Политиздат, 1989. 479 с.
  110. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация /Е.А.Крюкова. — Волгоград: Перемена, 1999.- 196 с.
  111. В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни /В.А. Крючкова, М. В. Сандлер. М.: Знание, 1985. — 37 с.
  112. Н.В. Профессионализм личности преподавателя /Н.В. Кузьмина. М., 1990.
  113. Г. М. Диалог и мышление /Г.М.Кучинский. Минск, 1983. — 190 с.
  114. А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н.Леонтьев. — М., 1975.
  115. А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981.-584 с.
  116. Д.А. Психология смысла /Д.А. Леонтьев — М., 2003— 487 с.
  117. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Д.А.Леонтьев. — М., 2004.-215 с.
  118. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции /Д.А. Леонтьев// Вопросы философии. — 1996. — № 4.-С. 15−26.
  119. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  120. Ю.П. Образ жизни и здоровье населения /Ю.П.Лисицин. -М.: Знание, 1982.- 40 с.
  121. Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка /Ю.П.Лисицын, Н. В. Полунина. М.: Знание, 1984.-32 с.
  122. Ю.П. Слово о здоровье /Ю.П.Лисицин. М: Советская Россия, 1986. — 192 с.
  123. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б.Ф. Ломов.-М., 1984.
  124. Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни /Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич// Современные исследования в областиспортивной науки. СПб.: НИИФК, 1984.-С. 124−125.
  125. Лях В. И. Ориентиры физического воспитания /В.И. Лях, Г. Б. Мейксон // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 33−39.
  126. Лях В. И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков /В.И.Лях, Г. Б. Мейксон, Л.БЛСофман. М., 1992. — 24 с.
  127. А.С. Сочинения: в 7 т. М., 1958. Т.5- 269 с.
  128. М.К. Сознание как философская проблема /М.К. Мамардашвили//Вопросы философии.- 1990.-№ 10.
  129. М.К. Проблема человека в философии /М.К. Мамардашвили// О Человеческом в человеке.- М.:Политиздат, 1991.
  130. М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М. В. Матюхина.- Волгоград: ВГПИ, 1983. 72 с.
  131. О.А. Актуальные медико-социальные аспекты пропаганды ЗОЖ/О.А. Мильпггейн, А. А. Алексеев. Ивановец, 1986. — 127 с.
  132. А.Н. Психолого-педагогические условия становления валеологической культуры младших подростков: дис. канд. пед. наук. Орел, 1999.-209 с.
  133. С.В. Зависимость здоровья студентов от уровня физической культуры и социального статуса /С.В. Мореченко// Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры: тезисы докладов. М., 2003.- Ч. 1. — 144 с.
  134. А.В. Общение как фактор воспитания школьников /А.В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984.
  135. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение: книга для старшеклассников /А.В. Мудрик//. М., 1986.
  136. В. Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев// Избранные психологические труды. — М., 1995.
  137. В.Н. Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека /В.Н. Мясищев// Ученые записки ЛГУ.- вып. 8, Психология.- Л., 1955.
  138. И.С. Ценность и полезность /И.С. Нарский// Философские науки. 1969. — № 3. — С. 11−28.
  139. Г. Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания: автореф. дис. д-ра пед. наук /Г.Г. Наталов. Краснодар, 1998. — 105 с.
  140. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания /Н.Д. Никандров// Педагогика. 1998. — № 3. — С.3−10.
  141. К. М. Понятие культуры //сб.науч. ст. под ред. К. М. Никонова, Л. В. Щегловой.- Волгоград: Перемена, 1994.- 98 с.
  142. A.M. Введение в методологию игровой деятельности http://www.anovikov.ru/books/igrd.pdf/A.M. НОВИКОВ. М.: «Эгвес», 2006. — 48 С.
  143. .Д. Научно-теоретическая революция и личность /Б.Д. Парыгин// Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
  144. В.П. Интегративная медицина XXI века /В.П.Петленко// Валеологические проблемы: тезисы докладов на III национальном конгрессе по профилактической медицине и валеологии. — СПб., 1996. С.6−9.
  145. В.П. Валеология человека: Здоровье Любовь — Красота /В.П.Петленко.-СПб.: Петрок, 1997.- С. 134−136.
  146. А. В. Психология о каждом и каждому о психологии /А. В. Петровский.- М.: Изд-во РОУ, 1986. 270 с.
  147. А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности //А. В. Петровский// Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.17−24.
  148. А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации /А. В. Петровский// Психология развивающейся личности /под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — С.8−18.
  149. B.C. Теоретические основы управления. Школоведческий аспект /В.С.Пикельная.- М.: Высшая школа, 1990. -173с.
  150. К. К. Структура и развитие личности /К. К.Платонов. — М.: Наука, 1986.- 174 с.
  151. B.C. Альтернативные подходы к здоровому образу жизни /B.C. Полунин. М., 1998. — 240 с.
  152. С.В. Валеология в школе и дома: (О физическом благополучии школьников) /С.В. Попов. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 256 с.
  153. О.Н. Уроки здоровья /О.Н. Пономарева// Начальная школа. 1994. -№ Ю. — С. 35−39.
  154. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для рук. образов, учрежд. /М.М. Поташник. М.: Новая школа, 1996.- 317с.
  155. М.М. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования: пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования /М.М.Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1998.- 176с.
  156. Проблемы повышения качества подготовки преподавателя физической культуры: сб. науч-практ тр. /под ред. Н. С. Козлова.- Барнаул, 1995.- 146 с.
  157. Н.В. Молодежь двух Карелий на рубеже веков /Н.В. Предтеченская. Петрозаводск, 2001.
  158. Н.В. Молодежь Карелии в начале XXI века /Н.В.Предтеченская, Л. П. Швец. — Петрозаводск, 2004.
  159. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 239 с.
  160. РадионоваИ.Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании / И. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Известия Волгоградского государственного педагогического университета: Сер. Педагогические науки. -2004. № 1(6).-С.45−49.
  161. Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования /Л.П. Разбегаева.-Волгоград: Перемена, 2001.
  162. Г. Науки о природе и науки о культуре /Г. Риккерт. СПб.: — 128 с.
  163. В.Ю. О языковых контактах /В.Ю. Розенцвейг// Вопросы языкознания.- 1963. № 1.- С. 57−66.
  164. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории /С.Л. Рубинштейн// Вопросы психологии. — М, 1969.
  165. С. Л. Проблемы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. М., — 1973.-423 с.
  166. С.Л. Избранное. Философско-психологические труды /С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 461 с.
  167. М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич// Избранное (1965 2002). — М.: Гардарики, 2002.
  168. В.Н. Категория деятельности и ее структура /В.Н. Сагатовский // Вопросы философии. 1985. — № 2. — С. 44−45.
  169. М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ /М.Сабольчи // Перспективы. 1990.- № 2. — С. 10−18.
  170. В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности /В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психол. журн. 1984.- Т. 5. № 4.- С. 65—73.
  171. B.C. Культура и развитие человека /B.C. Семенов// Вопросы философии. 1982. — № 4. — С.15 — 29.
  172. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: (Вопросы теории) /Н.К. Сергеев. — СПб.- Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.
  173. Г. Н. Гигиенические проблемы здоровья подрастающего поколения /Т.Н. Сердюковская// Гигиена и санитария. — 1992.-№ 4. — С. 24−28.
  174. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994.
  175. В.В. Личностно-ориентированное образование /В.В. Сериков// Педагогика. — 1994. — № 5. 11 с.
  176. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В.Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.
  177. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций /П.В. Симонов. М.: Наука, 1970. — 141 с.
  178. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки /В. А. Сластенин. М., 1976.
  179. В. А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В. А. Сластенин, А.И. Мищенко// Сов. педагогика. 1991.-№ 10.- С. 79−84.
  180. В. А. Педагогика. Инновационная деятельность /В. А. Сластенин, Л. С. Подымова// Педагогика. М., 1997. — 224 с.
  181. В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 217 с.
  182. В.А. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов /под ред. В. А. Сластенина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Ч 1. — 228 с.
  183. В.А. О современных подходах к подготовке учителя /В.А.Сластенина//Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной деятельности. Барнаул, 1996.
  184. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1985. —1600 с.
  185. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учебное пособие для студ. пед. учеб. зав. 2-е изд /И.И. Соковня-Семенова. — М.: Академия, 1997. 205 с.
  186. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений (на материале подготовки студентов педвузов к воспитательной работе): автореф. дис. д-ра пед. наук/Л.Ф.Спирин. М., 1981. — 30 с.
  187. Л.Ф. Пути формирования активного отношения различных социально-демографических групп населения к физической культуре /Л.Ф. Спирин.- Челябинск, 1983. 100 с.
  188. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе / В. А. Сухомлинский. -2-е изд. М., 1979. — 393 с.
  189. В.А. Избранные педагогические сочинения /В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1981. — Т.-1.- 640 с.
  190. Л.Г. Я и мое здоровье: учебное пособие по валеологии /Л.Г.Татарникова, И. Ю. Глинянова. Волгоград: Перемена, 1995. — 4.1. — 144 с.
  191. Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: PETROC, 1997. — 352 с.
  192. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» /Н.Н. Трубников. М.: Высшая школа, 1968. — 148 с.
  193. В.П. Теория ценностей в марксизме / В. П. Тугаринов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  194. Л.Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: автореф дис. канд. пед. наук /Л.Г. Устинова. Волгоград, 2000.
  195. Фельдштейн Д-И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности /Д.И. Фельдштейн. М.: Флинта, 1999. — 670 с.
  196. Философский словарь. — М: Политиздат, 1975. 495 с.
  197. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) /под ред. А. В. Мартыненко, Ю. В. Валентин и др. — М.: Медицина, 1988.- 192 с.
  198. В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем /В. Франкл/ под. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева, — М.: Прогресс, 1990. — 356 с.
  199. А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61−74.
  200. А.Г. Возрастная физиология /А.Г.Хрипкова. М.: Просвещение, 1978.
  201. Н.З. Культура и ценности /Н.З.Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1988. — 54 с.
  202. Е.Е. Детские организации: шаг в будущее /Е.Е.Чепурных, М.И. Рожков// Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С.29−31.
  203. И.И. Проблема самопознания в психологии /И.И. Чеснокова. М., 1978. — 164 с.
  204. В.Э. Смысл жизни и судьба человека /В.Э. Чудновский// Общественные науки и современность.- 1998.- № 1, — С. 175−183.
  205. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы /Е.Н. Шиянов. М.- -Ставрополь, 1991.
  206. В.А. Человек как субъект познания /В.А.Штофф// Методологические проблемы изучения человека. — JT., 1979. — С.69−70.
  207. В. Методическая работа в инновационной школе: системный подход /В.Шувалова// Народное образование. 1998 — № 4.- С. 112 118.
  208. А.Г. Понятие индивидуального здоровья центральная проблема валеологии / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 1996. — 47 с.
  209. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение. 2003.- 137 с.
  210. Э. Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки /Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978.-391 с.
  211. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность /Э. Г. Юдин. -М.: Эдиториал УРСС, 1997.- С. 44.
  212. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /В.А. Ядов. М.: Наука, 1982. — 239 с.
  213. И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе /И.С.Якиманская. М.: «Сентябрь», 1996.-96 с.
  214. Sheldon W. The varieties of temperament. A psychology of constitutional differences /W.Sheldon.- N. Y, 1992.- 620 p.
Заполнить форму текущей работой