Рассмотрение направления реформ в образовании
Также весьма ответственная работа предстоит по реализации нового механизма финансирования общеобразовательных школ в связи с переводом заработной платы и учебных расходов школ, с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне стоит задача усовершенствования разработанной Министерством Финансов и Министерством Образования России методики расчета нормативов… Читать ещё >
Рассмотрение направления реформ в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реформа среднего образования
Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ — это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
- 1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,
- 2) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы, засчитывающие результаты ЕГЭ. Для выпускников прошлых лет и жителей не экспериментальных регионов предусмотрена так называемая «июльская сессия», которая проводится по материалам ЕГЭ в вузах во второй половине июля.
Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей. Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа «В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами). Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный вуз) и взяточничество. Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Школьников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены — новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение — разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.
Несмотря на все положительные моменты новой системы, Правительство России понимает, что существуют и отрицательные моменты. В частности есть опасения, что школы вместо того, чтобы обучать школьников, начнут «натаскивать» их на решение тестов, что повлечет снижение уровня подготовки выпускников. Поэтому для окончательного решения полезности или бесполезности новой системы было решено провести эксперимент в некоторых регионах России, который был завершен в 2003/2004 учебном году. Эксперимент, несмотря на довольно большое количество откровенных недочетов со стороны устроителей, был признан удавшимся. Регионы, в большинстве своем, также поддержали экзамен (кроме столицы — московским абитуриентам совсем невыгодна конкуренция со стороны приезжих). Однако в марте 2004 года Правительство М. Касьянова было отправлено в отставку. Новый министр образования и науки Андрей Фурсенко не стал таким же ярым сторонником ЕГЭ, как его предшественник Владимир Филиппов. Кроме того, ошибки эксперимента были налицо. Таким образом, введение ЕГЭ на всей территории Российской Федерации откладывается до 2006;2008 годов.
В этом году к эксперименту присоединятся три региона: Чеченская Республика, Приморский край и Нижегородская область. В 64 субъектах страны будут проводить ЕГЭ практически по всем общеобразовательным предметам, а в регионах-дебютантах — пока по одной дисциплине.
Главные особенности ЕГЭ-2008 — это индивидуальные экзаменационные пакеты — каждый со своим особенным номером, что исключает возможность рассекречивания результатов до окончания экзамена. С этого года впервые свидетельства о результатах ЕГЭ действуют в течение двух лет — результаты 2008 года могут быть зачислены при поступлении в вуз и в 2009;м.
При Рособрнадзоре планируется создать Совет по качеству образования. Он будет обсуждать возможности альтернативных форм итоговой аттестации, в частности по тем предметам, которые не оцениваются в форме ЕГЭ — физкультура, изобразительное искусство и ОБЖ. Возможно, литература в виде сочинения может вернуться в список обязательных выпускных экзаменов, в то время как ЕГЭ по этому предмету выпускники могут сдавать по выбору. Например, в случае поступления в профильный вуз.
2. В этом году Россия сдает ЕГЭ по 12 дисциплинам. Не станет ли ненужным школьный аттестат с оценками, когда основным документом для приема в вузы будет свидетельство ЕГЭ? Нет, во всяком случае вопрос об упразднении аттестатов сейчас не стоит. Однако обсуждается другая проблема: возможный отказ от бумажных свидетельств с результатами ЕГЭ. Ведь уже давно существует и хорошо работает электронная федеральная база свидетельств о результатах Единого госэкзамена, по которой вузы сверяют баллы в бумажных сертификатах, принесенных абитуриентами. В 2007 году этой базой воспользовались более тысячи вузов, которые проверили свыше пяти миллионов свидетельств. И между тем — в этом году 41 миллиард рублей потрачен на обеспечение информационной безопасности проведения ЕГЭ, — говорит руководитель компании, выигравшей конкурс на обеспечение передачи данных, Игорь Чернин. — Вся система находится в «боеготовности», работают все точки передачи данных в российских школах. Каналы, по которым будет передаваться информация, полностью закрыты средствами, сертифицированными ФСБ. [9 Филиппов В. М. «О приоритетах развития системы образования в 2004;2005 годах и итогах первого этапа модернизации российского образования» // Доклад и.о. министра образования РФ на коллегии 25.02.2004 ] [10 «Содержание Единого Государственного Экзамена» // Интернет-портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена (http://ege.edu.ru) — Система Федеральных образовательных порталов «Российское образование» ].
Следующий этап реформы — введение двенадцатилетнего среднего образования. Это вызвано новыми учебными стандартами, заключающимися в уменьшении количества учебных часов из-за ухудшающегося с каждым годом здоровья учеников, а также равнением на зарубежный опыт. К сожалению, сегодня половина выпускников средней школы имеют проблемы со здоровьем. Реформа предполагает также введение профильной старшей школы, которая будет бесплатной, т. е. будет финансироваться государством. Профильная школа направлена на то, чтобы дать школьникам больший объем знаний. Поэтому сейчас идет реструктуризация образования, после которой первые десять лет будет преподаваться обязательный объем знаний по всем предметам, а в 11-м и 12-м классах школьники будут получать углубленные знания по предметам, которые им необходимы, что должно повысить качество школьного образования. Однако и у этого предложения есть недостатки. Противники реформы говорят, что ребенок в 5−6 лет еще не готов морально и физически для того, чтобы идти в школу. По словам разработчика одного из проектов реформирования школьного образования Анатолия Пинского, в настоящее время устроить обязательный «нулевой класс» невозможно ни в детском саду, ни в школе. В детском саду — потому что в отличие от школы, посещение детских дошкольных учреждений не является обязательным. В нынешней школе создать класс для детей дошкольного возраста также не удастся: их пребывание в любом образовательном учреждении возможно лишь при условии наличия там условий для дневного сна и особых условий для питания учеников. Но ни тому, ни другому требованию гигиенистов российские школы сейчас не соответствуют.
Возникает также много нареканий к самой школьной программе обучения и системе оценок знаний. Фактически на данный момент используется лишь трехбалльная система. «Двойки» и «единицы» учителями в школах практически не ставятся, в то же время одна и та же «четверка» может быть поставлена за совершенно разные, по сути, и содержанию ответы. Предлагаются самые разные варианты решения этой проблемы — от введения 20-бальной системы, как это сделано, к примеру, во Франции и на Украине, до введения 100-бальной системы оценок. Окончательного решения пока нет. Что касается школьной программы, то уже в течение нескольких лет, к примеру, поднимается вопрос о введении предмета «Основы православных религий». Возникало много споров по этому поводу. Ведь Россия — страна многонациональная, и ее жители исповедуют самые разные религии. А значит, изучение православия будет ущемлять права тех, кто исповедует, например, ислам. В итоге, в ноябре 2004 года министр образования и науки РФ А. Фурсенко подтвердил, что курс «Основы православных религий» не будет изучаться в школах отдельно, а войдет в состав курса по изучению истории религий. Предмет будет светским и (пока) факультативным. Однако в будущем, с точки зрения министра, его следует изучать на постоянной основе.
Также весьма ответственная работа предстоит по реализации нового механизма финансирования общеобразовательных школ в связи с переводом заработной платы и учебных расходов школ, с муниципального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне стоит задача усовершенствования разработанной Министерством Финансов и Министерством Образования России методики расчета нормативов финансирования школ. Следует подчеркнуть, что федеральная методика дает только формульный расчет норматива финансирования, но не определяет сами размеры норматива, даже минимальные. Принимать соответствующие конкретные нормативы финансирования предстоит на уровне субъектов Федерации и на местном уровне. Одновременно Министерством ведется разработка новой системы оплаты труда учителей, взамен ныне существующей, слишком жестко связанной с учебной (классно-урочной) нагрузкой учителя. Новая система позволит не только сохранить уровень заработной платы учителя, когда в условиях резкого снижения численности учащихся в школе снижается соответствующая учебная нагрузка учителя, но и позволит активизировать и экономически стимулировать внеучебную работу учителя. 11 Бордовский В. А., Корольков А. А. «Реформирование образования как созидание, а не как революция» // Научно-методический журнал «Физическая культура», Санкт-Петербург ].