Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

Иоганн Π€Ρ€ΠΈΠ΄Ρ€ΠΈΡ… Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ систСматичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ прСподавания ΠΈΠ· Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π΅Π³ΠΎ стадий: 1) ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ статичСскоС созСрцаниС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ; 2) ассоциация ΠΈΠ»ΠΈ динамичСскоС соСдинСниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… прСдставлСний со ΡΡ‚Π°Ρ€Ρ‹ΠΌΠΈ; 3) систСматизация ΠΈΠ»ΠΈ модификация Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ; 4) мСтодизация ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ сформулировал эту систСму… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Иоганн Π€Ρ€ΠΈΠ΄Ρ€ΠΈΡ… Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

НСмСцкий философ, психолог Иоганн Π€Ρ€ΠΈΠ΄Ρ€ΠΈΡ… Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ (1776—1841) — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ тСорСтичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Π§ΠΈΡ‚Π°Π» Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ Π² ΠšΠ΅Π½ΠΈΠ³ΡΠ±Π΅Ρ€Π³ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΈ Π“СттингСнском унивСрситСтах, ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π» ΡΠ΅ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ€ΠΈΡŽ для ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ. Автор Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ² «ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°, вывСдСнная ΠΈΠ· Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ воспитания» (1806), «Π£Ρ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ психологии» (1816), «ΠŸΡΠΈΡ…ология ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠ°, основанная Π½Π° ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅, ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅» Π² Π΄Π²ΡƒΡ… Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ… (1824—1825), «ΠžΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΏΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅» (1835). Полагая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ способности Π½Π΅ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅, Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Ρ‹, воспитаниС ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ основу для нравствСнного ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ Π²Ρ‹Π²Π΅Π» ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: внутрСнняя свобода, ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎ, благорасполоТСниС, правосудиС, ΡΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π΄Π°ΡΠ½ΠΈΠ΅[1].

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния, ΠΏΠΎ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚Ρƒ, развиваСтся ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ интСрСс, состоящий ΠΈΠ· ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²: эмпиричСский — ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°; спСкулятивный (ΡƒΠΌΠΎΠ·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ) — ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ явлСний; эстСтичСский — ΠΊ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Ρƒ; симпатичСский — сСмьС, Π΄Ρ€ΡƒΠ·ΡŒΡΠΌ; ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ — общСству; Ρ€Π΅Π»ΠΈΠ³ΠΈΠΎΠ·Π½Ρ‹ΠΉ. Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ заявлял, Ρ‡Ρ‚ΠΎ учитСля ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… ступСнСй: 1) ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ Ρ‚Π΅ΠΌΡƒ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½ΡƒΡŽ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ наглядных ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ²; 2) ΡΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ достигли Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ знания Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ; 3) Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ, ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ° со ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ заповСдями для повсСднСвной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹; 4) Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ для закрСплСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅.

Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ систСматичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ прСподавания ΠΈΠ· Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅Ρ… Π΅Π³ΠΎ стадий: 1) ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ статичСскоС созСрцаниС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ; 2) ассоциация ΠΈΠ»ΠΈ динамичСскоС соСдинСниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… прСдставлСний со ΡΡ‚Π°Ρ€Ρ‹ΠΌΠΈ; 3) систСматизация ΠΈΠ»ΠΈ модификация Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ; 4) мСтодизация ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ. Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ сформулировал эту систСму обучСния Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ…, Π½ΠΎ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΠ½ΠΈΠΊΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π²Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ это Π² ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΊΡƒΡŽ схСму, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ вСсти ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠΈ. Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ слСдуСт ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π², ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄ΡƒΠΌΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ…; Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡ‚ Π²ΠΏΠ°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π½ΠΈΡ… Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π² Π½ΠΈΡ… спасСниС.

ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ±Π»Π΅Π³Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ дСтям ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ основу ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния. Если ΠšΠ°Π½Ρ‚ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ происходит Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ изучСния Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ‚ΠΎ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ заявлял, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚, изучая Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ‹ Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ познания ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ. Π‘ΡΡ‹Π»Π°ΡΡΡŒ ΠΏΠ° ΡΠΌΠΏΠΈΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния Π›ΠΎΠΊΠΊΠ° ΠΎ tabula rasa, Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ Π²Π΅Ρ€ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΡƒΡˆΠ° Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ установлСнных ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π½ΠΎ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π» ΠΎΠ± ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ объСма восприятия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠžΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚ия Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ, ΠΎΠ½ Π΅Π΄Π²Π° Π²ΠΈΠ΄Π΅Π» ΠΌΠΈΡ€ Π·Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ своСго ΠΊΠ°Π±ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π°, Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€ — ΠΌΠΈΡ€ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ½ΠΈΠ³ΠΈ.

  • [1] ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Ρ‚ΠΎΠ² Π“. Π‘. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ Π·Π° Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠΎΠΌ с Π΄Ρ€Π΅Π²Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XXI Π².М.: АБОУ, 2013. Π‘. 289−301.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ