Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей пяти лет есть предпосылки к осознанному выполнению общеразвивающими упражнениями. Часть детей даже без специального обучения осознавали элементы структуры упражнений, последовательность их выполнения. Однако большинство детей шестого года жизни испытывали трудности: не владели пространственной терминологиейне знали структуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Психофизиологические механизмы осознанности движений детьми шестого года жизни
    • 1. 2. Предпосылки и особенности развития осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Общеразвивающие упражнения как средство физического воспитания
  • Глава II. Педагогические условия формирования осознанности общеразвивающих упражнений у детей старшего дошкольного возраста
    • 11. 1. Анализ изучения осознанности выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
    • 11. 2. Содержание и методика экспериментального обучения детей
    • 11. 3. Динамика развития осознанности выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни
  • Выводы

Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Демократические перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в образовании и культуре, в том числе в физическом воспитании дошкольников.

Крепкое здоровье и физическая подготовленность детейважнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Формирование физической культуры дошкольников является реальной возможностью для выявления и мобилизации резервов развития различных ее видов и форм.

В последние годы повышению физической культуры населения уделяется особое внимание со стороны государства, о чем свидетельствует принятие ряда основополагающих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» (1989), указов Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (1998), «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (2000), «О повышении роли здорового образа жизни россиян» (2002), «Об усилении роли физической культуры и спорта» (2002).

Физическая культура является одним из компонентов здоровья.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% контингента детей, поступающих в школу [135]. Исследования показывают, что более чем 70% детей имеются функциональные отклонения, связанные главным образом с нарушением функций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата и др. [ 25, 26].

Ухудшение здоровья детей обусловлено в основном падением уровня жизни, неблагоприятной экологической обстановкой в России, ухудшением состояния здоровья матерей и т. д.

В физической культуре опыт предшествующих поколений представлен в виде разнообразных физических упражнений, выработанных понятий, закономерностей. Приобщение дошкольников к физической культуре предполагает овладение не только конкретными двигательными действиями, но и осознание параметров движения, вариативности его выполнения и использования для решения двигательных задач в игровой и жизненной ситуации. Осознание связано с усвоением определенного круга знаний, спектр которых постепенно расширяется и углубляется. Процесс овладения движениями происходит быстрее, если ребенок понимает суть изучаемого [24, 106].

Следует отметить, что в программах физического воспитания дошкольников до сих пор определяется только круг умений и физических упражнений, но отсутствует объем знаний, общих положений, представлений и понятий, усвоение которых должно осуществляется через овладение конкретными двигательными действиями. В связи с этим затруднена реализация принципа осознанности в обучении.

Приобщение ребенка к физической культуре, формирование у него осознания ее оздоровительной направленности способствует раскрытию заложенных в нем потенциальных психофизических способностей, повышению общей работоспособности, творческому отношению к совершенствованию своих движений и укреплению здоровья.

Как показывают исследования, укрепление и оздоровление ребенка средствами физической культуры возможны лишь при формировании активной позиции и осознанного отношения к своему здоровью, понимании им оздоровительной значимости физических упражнений и осознании правильности их выполнения (Е.А. Аркин, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, Э. Я. Степаненкова, Е. А. Тимофеева и др.).

Значительным вкладом в понимание важности формирования осознанности движений явились работы таких ученых, как В. К. Бальсевич, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Понамарева и др.

В отечественной теории и методике физического воспитания огромный интерес представляет проблема осознания выполняемых ребенком дошкольного возраста упражнений. Это связано с тем, что до сих пор не разрешено противоречие в подходе к обучению движениям. Традиционно обучение детей движениям проходило двумя путями. Первый путь — механическое выполнение движений, при котором разучивание и выполнение всех движений происходит по подражанию и под счет, что приводит к механическому выполнению.

Второй путь, предложенный основателем системы физического образования в России П. Ф. Лесгафтом, сочетает в себе ряд таких методов и приемов, как показ, слово, практическое выполнение и т. д., направленных на создание у ребенка представления о движениях, последовательности их выполненияна овладение пространственной терминологией, то есть методов формирования у детей осознанного усвоения движений.

Именно П. Ф. Лесгафт обосновал необходимость такого подхода к разучиванию движений, основанного на глубоко осмысленном обучении: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю» [109, С. 24]. Он указывал на необходимость с самого раннего детства учить детей владению собственными движениями и умению рационально использовать свои силы [107].

Осмысление структуры движения создает базу для развития самостоятельности при решении однотипных двигательных задач, а затем для проявления творческой инициативы в преобразовании движений. Это значительно повышает интерес детей к двигательной деятельности.

Без точных представлений и понятий о параметрах двигательного действия, без сознательного проникновения в значимость структурных компонентов невозможно овладение сложнокоординированными движениями и целесообразное использование разученных физических упражнений в различных ситуациях.

Осознанное овладение параметрами двигательного действия позволяет развить у дошкольников самооценку и самоконтроль, что дает возможность ослабить контроль взрослого и добиться правильного выполнения физических упражнений. Это содействует увеличению двигательной активности детей, достижению желаемого результата. Ребенок становится способным внести коррективы, исправить ошибки в выполнении движения без подсказки взрослых.

Сознательное отношение к выполнению двигательного действия обеспечивает предвидение результата, что приводит к задержке нежелательных действий, отрицательно влияющих на здоровье или не дающих нужного результата.

До настоящего времени проблема формирования осознанности движений остается неразрешенной.

Как показал анализ исследований в области физиологии и детской психологии в старшем дошкольном возрасте, морфофункциональное созревание систем управления движениями, формирующиеся мотивы познания их, участие речи в двигательных действиях, способность ребенка к оценке и самооценке качества выполняемых упражнений, развитие многих психических процессов, мышления, памяти, внимания, связанных с осознанием двигательных действий, находится в этот период на достаточно высоком уровне, что создает предпосылки и возможности для развития осознанности двигательных действий (JI.A. Бадалян, Л. С. Выготский, JI.A. Венгер, А. Н. Запорожец, М. И. Лисина, Н. Н. Поддъяков И.М. Сеченов и др.).

Психологические аспекты проблемы формирования осознанности движений нашли свое отражение в работах JI.C. Выготского, Т. В. Ендовицкой, А. В. Запорожца, Г. А. Кислюк, А. Н. Леонтьева,.

А.Р. Лурия, JI.C. Рубинштейна и др., рассматривающих психологическую природу осознания движений, механизмы и процесс его становления.

В педагогической литературе на необходимость формирования осознания выполняемых движений в дошкольном возрасте указывали Е. А. Аркин, А. В. Кенеман и др. Значимости и важности этой работы также посвящен ряд исследований, в которых разработана поэтапная методика обучения движениям, направленная на формирование осознанного, автоматизированного навыкараскрыты вопросы формирования умения сознательно ориентироваться в пространстве, осознавать характер и качество движения в прыжкахразвития осознанного выбора способа действия в подвижной игре (А.В. Кенеман, Г. А. Лескова, Т. И. Осокина, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова и др.). Вместе с тем методика формирования осознанности движений остается недостаточно разработанной. В частности, мало исследованы научно-методические аспекты проблемы использования общеразвивающих упражнений для формирования осознанности движений. Между тем общеразвивающие упражнения являются одним из самых распространенных средств физического воспитания в дошкольном учреждении. Они различны по структуре, сложности выполнения, нагрузке, воздействию. Общеразвивающие упражнения играют важную роль в развитии и оздоровлении ребенка, формируют психофизические качества, способствуют развитию двигательного анализатора, нервных центров, управляющих работой тела. Но успешное решение поставленных задач возможно только при правильном их осуществлении. Поэтому разучивание этой группы физических упражнений занимает в работе с детьми дошкольного возраста значительное место.

Сложные общеразвивающие упражнения базируются на элементарных, а отсюда создается предпосылка для включения разученных элементов в новые двигательные действия, но такой перенос возможет только при осознанном овладении общеразвивающими упражнениями. Построение обучения общеразвивающим упражнениям на осознанном уровне овладения позволит детям в дальнейшем с хода усваивать новые движения, а педагогу добиваться точности передачи структуры и правильности выполнения общеразвивающих упражнений за небольшое количество повторений, что приведет к значительной экономии времени при их разучивании.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность разработки проблемы обеспечения педагогических условий для осознанного овладения движениями, важность поднятых вопросов как для физического развития дошкольников и их двигательных способностей, так и для становления личностных качеств.

Таким образом, наблюдается противоречие между признанием значимости и необходимости формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений, наличием предпосылок развития осознания движений у детей, с одной стороны, и недостаточной научно-практической разработкой проблемы — с другой. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни».

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является развитие осознанности движений у детей шестого года жизни.

Предмет исследования составляет процесс формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.

В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование осознания выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6 года жизни происходит при следующих педагогических условиях:

— разработке системы методов и приемов, направленных на осознание структуры и последовательности выполнения общеразвивающего упражнения;

— освоении детьми исходных положений рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений, их варьирование;

— подведении детей к анализу и самоанализу правильности выполнения общеразвивающих упражнений;

— стимулировании переноса выполнения упражнений в различные формы двигательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.

2. Разработать критерии оценки осознанности выполнения общеразвивающих упражнений детьми старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, физиологической литературыпедагогическое наблюдениеанализ документации дошкольных учреждений базовых дошкольных учрежденийбеседы с педагогами, детьми, родителямианкетирование педагогов, родителей дошкольных учрежденийпедагогический экспериментколичественный и качественный анализ результатов диагностикиобобщение и анализ экспериментальных данных.

Методологической основой исследования явились философские положения о человеке как высшей ценности и самоценности общественного развитиякультурно-исторический и деятельностный подходы к изучению движенийтруды отечественных и зарубежных физиологов, психологов и педагогов о взаимосвязи и взаимозависимости психического и физического развития ребенка, необходимости осознания детьми двигательных действий- (Е.А. Аркин, В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, Н. Е. Введенский, JI.C. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, П. Ф. Лесгафт, А. В. Кенеман, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Ухтомский, F.M. Alexander, М. Feldenkrais, A. Lowen и др.).

База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в дошкольных образовательных учреждениях № 153 и 675 г. Москвы. В исследовании участвовало 50 детей старшего дошкольного возраста: в экспериментальной группе — 25, в контрольной — 25 детей шестого года жизнибыло проанкетировано 40 педагогов и 50 родителей.

Этапы исследования. Поставленные задачи определили ход экспериментально-теоретического исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1998 по 2002 год.

На первом этапе — теоретическом (1998;1999) — осуществлялся анализ физиологической, психолого-педагогической, медицинской и специальной физкультурной литературы, диссертационных работопределялись методологические и теоретические основы исследования. Разрабатывались задачи и методика экспериментальной работы.

На втором этапе — экспериментальном (1999;2001) — проводилось изучение и анализ состояния работы в дошкольных образовательных учреждениях по формированию осознанности общеразвивающих упражнений детьми старшего дошкольного возраста.

Проводился обучающий эксперимент, направленный на осознание выполнения общеразвивающих упражнений.

В ходе исследования были осуществлены коррекция и уточнение научного аппарата, анализ и первичное обобщение собранного экспериментального материала.

На третьем — заключительно-обобщающем (2001;2002) -проводился сравнительный анализсистематизировались и обобщались данные экспериментальной работы, формулировались выводы.

Научная новизна исследования:

— получены новые данные об особенностях осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни;

— выявлено влияние осознания общеразвивающих упражнений на качество их выполнения и оздоровлениеопределен круг знаний о параметрах общеразвивающих упражнений для старших дошкольников;

— обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования осознанности общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни: комплексное применение методов и приемов, направленных на понимание структуры и последовательности выполнения общеразвивающих упражненийиспользование методики, расширяющей знания детей об исходных положениях рук, ног, туловища при выполнении общеразвивающих упражнений и их варьированииподведение детей к анализу и самоанализу правильности выполнения общеразвивающих упражненийстимулирование сознательного переноса выполнения упражнений в игровую деятельность и повседневную жизнь.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: — уточнено определение осознанности выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни;

— подтверждена необходимость и возможность формирования осознания выполнения общеразвивающих упражнений у детей старшего дошкольного возраста;

— разработаны критерии и выявлены уровни сформированности осознанности общеразвивающих упражнений детьми пяти лет.

Практическая значимость исследования обуславливается тем, что:

— разработана методика формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений, позволяющая повысить качество физического воспитания и влияние физических упражнений на оздоровление ребенка;

— определено содержание работы по формированию осознания общеразвивающих упражнений;

— материалы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах и колледжах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования, методологическим подходом, основанным на философских положениях о самоценности личностиисследованиями отечественных и зарубежных физиологов, психологов о необходимости осознания детьми движенийрепрезентативностью выборки испытуемыхсочетанием качественного и количественного анализа данных экспериментального исследованияопытно-экспериментальной проверкой выводов.

Апробация материалов. Основные положения, ход и результаты исследования обсуждались на кафедре методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ (1998;2001 гг.) — докладывались на научно-практических конференциях факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (1999;2000 гг.), студенческих и аспирантских конференциях МПГУ (19 982 002 гг.), Москвы. Материалы исследования используются в практике работы дошкольного учреждения № 675 и в процессе преподавания курса теории и методики физического воспитания и развития ребенка МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под влиянием комплексного использования методов и приемов обучения дети шестого года жизни способны осознавать выполнение общеразвивающих упражнений.

2. Формирование осознания общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни осуществляется на всех этапах обучения двигательным действиям при следующих условиях: активизации мышления, направленного на осознание последовательности выполнения общеразвивающего упражнения и положения частей тела в пространстве при его выполненииподведении к анализу и самоанализу, возможности варьирования физических упражнений.

3. Эффективность обучения обеспечивается созданием условий для переноса общеразвивающих упражнений в различные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь ребенка.

Выводы:

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. В современной теории и методике физического воспитания дошкольников признается важность и необходимость осознанности движений. Осознание активизирует мыслительную деятельность, создает базу для развития самостоятельности при решении двигательных задач, самоконтроля, самооценки у дошкольников, проявления творческой инициативы в преобразованиях самих движений. Имеющиеся в этой области исследования затрагивают вопросы обучения сознательному ориентированию в пространстве, осознанию характера и качества движений в прыжках, подвижной игре. Недостаточно изучены особенности формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений, которые совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем, позволяют подводить детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием.

2. На основе теоретического анализа литературы было дополнено содержание понятия осознанности общеразвивающих упражнений. Осознанное выполнение характеризуется следующими показателями: знание структуры общеразвивающих упражнений, понимание последовательности выполнения двигательного действия от принятия исходного положения до достижения конечного результатаумение рассказать о выполняемых движениях, используя пространственную терминологиюанализировать и сравнивать собственные движения и движения других детейпереход от усвоения движения и осознанного его выполнения к овладению возможностями варьирования движенийсознательный перенос полученных знаний, умений, навыков в разнообразные формы организованной двигательной деятельности и повседневную жизнь.

3. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей пяти лет есть предпосылки к осознанному выполнению общеразвивающими упражнениями. Часть детей даже без специального обучения осознавали элементы структуры упражнений, последовательность их выполнения. Однако большинство детей шестого года жизни испытывали трудности: не владели пространственной терминологиейне знали структуры, последовательности выполнения общеразвивающих упражненийне могли назвать исходных положений рук, ног, туловищадать оценку выполнению движения, придумать варианты физических упражнений. Детские высказывания об общеразвивающих упражнениях характеризовались фрагментарностью, непоследовательностью, отсутствием четкого представления об их выполнении.

4. В исследовании подтверждена гипотеза о необходимых педагогических условиях формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми 6 года жизни. Значительную роль в формировании осознанности общеразвивающих упражнений играют: комплексное использование методов и приемов, направленных на осознание структуры и последовательности выполнения общеразвивающего упражненияосвоение детьми исходных положений рук, ног, туловища при выполнении упражнений, их варьированияподведение детей к анализу и самоанализу правильности выполнения общеразвивающих упражненийсамостоятельное и творческое использование накопленного двигательного опыта в повседневной жизни и игровой деятельности.

5. В результате исследования выявлено, что важную роль в осознании детьми выполняемых ими общеразвивающих упражнений играет широкое использование словесных методов обучения наряду с наглядными и практическими. Доказано, что формирование осознания происходит во взаимосвязи с развитием мышления и речи, обогащением двигательного опыта и овладением обобщенными способами выполнения упражнений.

6. Поэтапная методика разучивания общеразвивающих упражнений обеспечила формирование осознания структуры упражнений, их последовательностирасширение знаний об оздоровительной роли физических упражнений и их влиянии на укрепление здоровьясознательный перенос разученных движений в повседневную жизнь и игровую деятельность.

7. Эффективности полученных результатов способствовало объединение усилий педагогического коллектива дошкольного учреждения и родителей, направленных на осознание важности формирования у ребенка осознанности движений, творческого подхода к их выполнению, как средства их совершенствования и оздоровления, приобщение всех членов семьи к участию в физическом воспитании ребенка.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования осознанности движений у детей дошкольного возраста. Перспективы дальнейшей разработки этой проблемы состоят в изучении возможностей формирования осознанности движений в разных возрастных группах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Н. Мысль и движение// Физкультура и спорт. — 1980. -№ 1.-С. 15−21
  2. М.Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад:, 1984. -180 с.
  3. Н.Е. Особенности осознания умений у детей 5−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1959. — 12 с.
  4. П.К. Физиология и кибернетика// Вопросы философии. -1957. -№ 4- С. 142−158.
  5. П.К. Опережающее отражение действительности// Вопросы философии. 1962. — № 7. — С. 36−42
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447 с.
  7. М.В., Кольцова М. М., Семенова Л. К. Морфофункциональные особенности детей 6 лет и гигиенические рекомендации по режиму их обучения// Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1976 — Выпуск 1. — С. 5 — 8.
  8. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. -335 с.
  9. Е.А. Дошкольный возраст М.: Просвещение, 1948. — 334 с.
  10. Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания М.: АПН РСФСР, 1950. — 145 с.
  11. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М.: Просвещение, 1958. -124 с.
  12. И.А. Особенности детского возраста М.: Просвещение, 1953.- 190 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Г. Д., Бобровский В. А., Муравьев Ю. Б., Толмачев С.М.
  15. Психология физического воспитания: Учебно-методическое пособие Омск.: Юридический ин-т МВД России, 1997. — 168 с.
  16. JI.A., Миронов А. Н. Двигательные функции ребенка// Дошкольное воспитание. 1975. — № 8. — С. 26−34- № 9. — С. 22−28.
  17. В.К., Запороженов В. А. Физическая активность человека Киев: Здоровье, 1987. — 224 с.
  18. В.Г. Имитационно-игровые упражнения как средство развития двигательной деятельности дошкольников. Автореф. дис. кан. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 18 с.
  19. В.В. Обучение в физическом воспитании М.: ФЛС, 1958.-262 с.
  20. А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) -Екатеринбург: Сократ, 1995. 152 с.
  21. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. М.:, 1982. -183 с.
  22. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Наука, 1966. — 348 с.
  23. Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.-228 с.
  24. В.М. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. -528 с.
  25. М.М. Обучение двигательным действиям М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  26. Т.Л. Определение комплекса показателей физического развития и состояния здоровья детей 4−7 лет// Физическая подготовленность дошкольников. М.: АПН СССР, 1988. — С. 4−21.
  27. Т.Л., Усова А. А. Укрепляйте здоровье ослабленных и часто болеющих детей// Дошкольное воспитание. 1994. — С. 9−12.
  28. Д.Я. Осознавание движений в процессе овладения двигательным навыком. Автореф. дис .канд. пед. наук. Л., 1956. — 17 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  30. Е.А. О психическом развитии ребенка (дошкольный возраст). М.: Нар. асвета, 1974. — 124 с.
  31. А.И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям. -М.: Просвещение, 1961. — 151 с.
  32. Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М.: АПН СССР № 1,1978. — С. 32 — 36
  33. Г. Г., Васюкова В. И., Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  34. Т.Н. О некоторых приемах повышения сознательности занимающихся при обучении легкоатлетическим упражнениям// Принципы обучения физическим упражнениям: Сборник трудов под ред. Шахвердова Г. Г. Л.: Политиздат, 1959. — С. 13−30.
  35. Л.А., Мухина В. Основные закономерности психического развития ребенка // Дошкольное воспитание 1973. — № 5. -С. 36−39.
  36. Л.А. Особенности выполнения детьми действий по правилу// Экспериментальное исследование по проблеме педагогической психологии. М.: Учпедгиз, 1976. — С. 49−57.
  37. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. Под ред. А. В. Петровского 2-е изд., испр. и допл. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  38. Возрастные особенности психического развития детей/ Под ред. Н. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1988. — 166 с.
  39. Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII международном конгрессе психологов/ Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1969. 256 с.
  40. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 138 с.
  41. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 179 с.
  42. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. — 516 с.
  43. Л.С. Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. — 324 с.
  44. Л.С. Овладение собственным поведением// Собрание сочинений. В 6 т. М.: АПН РСФСР, 1983. — Т. 3. — С. 386−398.
  45. Г. М. Роль слова в процессе формирования двигательных навыков в спорте// Психология спорта. Сборник работ/ Под ред. П. А. Рудика. М.: ФИС, 1989. — С. 233 — 249.
  46. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. М., 1959. -Т. 1. — С. 441−469.
  47. П.Я. Психологическое мышление и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В. ИГороховой. М.: Учпедгиз, 1966.-С. 236−277.
  48. Ш. И. Проблема сознательного усвоения знаний в процессе обучения. М.: Известия АПН РСФСР, 1954. — № 59. — С. 5−26.
  49. Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Программа и программные требования. — М.: Владос, 1999. — 142 с.
  50. М.П. Активизация умственной деятельности на занятиях по физической культуре// Дошкольное воспитание 1973. — № 4 — С. 81−87.
  51. Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Просвещение, 1996.-135 с.
  52. Г. И. Особенности подражания у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. кан. пед. наук. М., 1955. — 16 с.
  53. В.В. Культура тела. Двигательные средства физической культуры. М.: Издательство Наркомздрава СССР, 1927.-312 с.
  54. Е.А. Роль словесных инструкций и наглядногопоказа в выполнении двигательных упражнений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1952. — 24 с.
  55. К.Д., Рысс М. Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. -М.: Просвещение, 1981. 127 с.
  56. Ш. З. Общеразвивающие гимнастические упражнения. М.: ФИС, 1961.- 166 с.
  57. Р. Бегай, ползай, прыгай (пер. с немецкого). М.: Физкультура и спорт, 1972. 39 с.
  58. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. 3-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001. — 244 с.
  59. И.Г. Выполнение гимнастических движений детьми дошкольного возраста при наглядной и словесной инструкции. М.: АПН РСФСР, 1950.-25 с.
  60. А.Е. Вопросы активизации познавательной деятельности *школьников. -М.: МПГУ, 1979. 126 с.
  61. А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс. степ, доктора пед. наук-М., 1979.-27 с.
  62. Дошкольная педагогика// Ученые записки ЛГПИ им. Герцена Д.: ЛГПИ, 1972. — № 48. — 184 с.
  63. Т.Н., Сильвестру A.M. Учет психофизиологических особенностей 6-летних детей в процессе обучения. Кишинев: Штисица, 1986.-40 с.
  64. Т.Н. Роль слова в выполнении простых действий детьми дошкольного возраста: Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. Труды института психологии. М.: Известия АПН РСФСР, — 1955. — Вып. 64. — С. 48−84.
  65. Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего возраста. М.: Л инка-Пресс, 1999. -250 с.
  66. Л.В. О внедрении физиологического учения И.П. Павлова в педагогику //Современная педагогика. 1951. — № 10. — С. 9 -16.
  67. А.В. Изменение моторики ребенка дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности// Известия АПН РСФСР.-М., 1948.-Вып. 14.-С. 125−166
  68. А.В. Происхождение и развитие сознательного управления движения у человека// Вопросы психологии. 1958. -№ 1 — С. 24−36.
  69. А.В. Развитие произвольных движений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 429 с.
  70. А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1969. — 26 с.
  71. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т.
  72. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 228 с.
  73. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. -Развитие произвольных движений М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. -296 с.
  74. В.П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и глаза и их роль в формировании двигательных навыков// Вопросы психологии 1956. — № 6. — С. 43−51
  75. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Издательство МГУ, 1983. — 164 с.
  76. В. П. Интуиция Н.А. Бернштейна: движение это живое существо// Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 135−138
  77. Игры обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994. — 366 с.
  78. Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  79. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т. И. Алиева, Т. В. Антонова и др.- Науч. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
  80. З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А.В. Запорожца- М: Учпедгиз, 1995. С. 90−105.
  81. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека.- Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1991. 302 с.
  82. И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста (осознание собственных действий). Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1985. 17 с.
  83. С.Н. Осознание словесного состава речи ребенка. М.: МГУ,-1967.-329 с.
  84. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: Издательство Московского университета, 1978. — 166 с.
  85. .А. Исследование эффективности различных форм сочетания слова и наглядности при обучении физическим упражнениям учащихся средних школ: Автореф. дис. канд. пед. наук-Л., 1970.-26 с.
  86. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. -271 с.
  87. П.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста И Вопросы психологии. 1956. — № 6. -С. 111−123.
  88. Л.И. Индивидуальный подход в формировании поведения детей на занятиях в старшей группе детского сада: Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1962 — 19 с.
  89. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. -143 с.
  90. М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. М.: Педагогика, 1980. — 164 с.
  91. Н.И. Труды по изучению ВНД человека и животных. -М.: Медгиз, 1954. 172 с.
  92. А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. — 529 с.
  93. Дж. Психология в современном спорте. М: Физкультура и спорт, 1978.-224 с.
  94. Т.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Кишинев: Картя Молдовяняскэ, 1981.-31 с.
  95. В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4−7 лет. М.: Линка-пресс, 1998. -108 с.
  96. В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 7. — С. 3−9
  97. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: РОУ, 1996. — 180 с.
  98. Леви-Гориневская Е. Г. Физическое воспитание детей дошкольного возраста М.: АПН РСФСР, 1955.-166 с.
  99. А.А. Слово в речевой деятельности. М.: Просвещение, 1965.-243 с.
  100. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения// Известия АПН РСФСР. М., 1947. — Выпуск 7. — С. 3−41.
  101. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка. Вопросы детской психологии. Дошкольный возраст. Труды института психологии// Известия АПН РСФСР. М., 1948. — Выпуск 4.-С. 3−11.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  103. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. М: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 391 с.
  104. А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольномвозрасте: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сборник статей./ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Международный образовательный психологический колледж, 1995. — 144 с.
  105. Н.Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 287 с.
  106. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Знание. Серия «Педагогика и психология». № 3/80. — 96 с.
  107. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2. 2-е изд. — СПБ, 1909. — 415 с.
  108. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1. 3-е изд. — СПБ, 1912. — 384 с.
  109. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. В 2-х т. М.: Физкультура и спорт, 1951. — Т. 2. — 334 с.
  110. Г. П. Дети осознанно овладевают движениями// Дошкольное воспитание. 1965. — № 10. — С. 25−27.
  111. Г. П. Осознанность, быстрота, прочность// Дошкольное воспитание. 1966. — № 2. — С. 27−33
  112. Г. П. Осознавание детьми 6−7 лет характера и качества своих движений в процессе обучения прыжкам// Дошкольная педагогика. Ученые записки Ленинградского гос. университета. -Л.: ЛГУ, 1967. Т. 319. — С. 70 — 88.
  113. Академия пед. наук СССР, Институт дошкольного воспитания, 1970.-Т. 1.- С. 55−56.
  114. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников/ Ответ, ред. А. Г. Рузская. Кишинев: Штисица, 1983.- 109 с.
  115. А. Язык тела. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 384 с.
  116. А. Физическая динамика структуры характера/ Пер. с англ. Е.В. Поля- Под ред. A.M. Боковикова. М.: Издательская фирма, Компания ПАНИ, 1996. — 320 с.
  117. А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. М., 1958. — № 5. — С. 3−18.
  118. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Нейропсихологическое исследование. М.: АПН РСФСР, 1963. -479 с.
  119. Л.Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков/ Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
  120. А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971. -415 с.
  121. А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. — 256 с.
  122. В. Двигательные навыки в гимнастике. М.: ФиС, 1959.- 68 с.
  123. С.В. Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста// Начальная школа: плюс- минус. -2000.-№ 7.-С. 13−20.
  124. И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. —1. Омск, 1988.-206 с.
  125. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Наука, 1974. -223 с.
  126. Н.А. Утренняя гимнастика в детском саду. М.: Учпедгиз, 1954.-88 с.
  127. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 1985.- 18 с.
  128. Н.Г. Развитие отношения детей дошкольного возраста к словесному заданию.// Известия АПН РСФСР. М., 1948. — Выпуск 4.-С. 31−49.
  129. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста/ Под ред. Н. В. Антроповой, Н.М. Кольцовой- НИИ физиологии и подростков АПН РСФСР М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  130. Я.З. Овладение предметными движениями в преддошкольном и дошкольном возрасте// Известия АПН РСФСР. -М., 1949. Выпуск 14. — С. 65−78.
  131. Ю.Б. Учитесь наслаждаться движениями. М.: Советский спорт, 1989. — 46 с.
  132. Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). М.: Московский университет, 1972. — 150 с.
  133. Общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста:
  134. Учебно-методическое пособие для студентов специализации «Инструктор по физической культуре детских дошкольных учреждений». Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 74 с.
  135. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук- Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 1998. 944 с.
  136. Т.И. Физическая культура в детском саду. — 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — С. 228−301.
  137. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н. А. Ноткина, Н. Н. Бойнович. -СПб.: Акциндент, 1999. 32 с.
  138. И.П. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1951.-583 с.
  139. И.П. Полное собрание сочинений: В 5 т. 2-е изд. доп. — М.-Л.: Академия пед. наук СССР, 1951. — Т. 3 — 439 с.
  140. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.- М.: Изд-во АМН СССР, 1952. 288 с.
  141. И., Гейл И. Деннисон Гимнастика для мозга (элементарные упражнения по целостному развитию мозга). Калифорния, 2000. -89 с.
  142. Л.И. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 201 с.
  143. Л.И. Анатомо-физиологические особенности развитиядетей в годы жизни М.: Просвещение, 1981. — 28 с.
  144. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет, их подготовка к школе/ Под ред. A.M. Леушиной. Минск: Высшая школа, 1975. — 208 с.
  145. Пограничные проблемы психологии и физиологии/ Ответ, редактор Е. И. Бойко. М: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. -212 с.
  146. Н.Н. Формирование и автоматизация двигательных реакций у детей дошкольного возраста в условиях переменной сигнализации. Доклады академии педагогических наук РСФСР. -М.: Педагогика, 1958. С. 73−76.
  147. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977. — 272 с.
  148. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. -48 с.
  149. Н.В. Обучение основным движениям на этапе их совершенствования // Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. М.: Просвещение, 1980. — С. 32 — 47
  150. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. Васильевой М. А. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1984. -174 с.
  151. М.А. Влияние физических упражнений на организмчеловека / Под ред. член-корр. АМН СССР проф. В. Н. Машкова -М.: Физкультура и спорт, 1972. 87 с.
  152. Психофизиология: Учебник для вузов/ Под ред. Ю. И. Александрова. СПб: Здоровье, 2001. — 496 с.
  153. А.Ц. К вопросу о формировании представлений о движении// Вопросы психологии. 1960. — № 5. — С. 18−28
  154. А.Ц. Роль слова в обучении технике физических упражнений// Физическая культура в школе. 1960. — № 1. — С. И — 20
  155. А.Ц. Проблема произвольной регуляции двигательной деятельности в спорте// Теория и практика физической культуры. -1966. -№ 1.-С. 34−39
  156. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания / Под ред. В. Т. Кудрявцева, Н. А. Смирновой. Дубна, 1995. — 231 с.
  157. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников// Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Просвещение, 1965. -418с.
  158. Н.И. Особенности выполнения речевой инструкции ребенком дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1955. — № 3.- С. 63−70
  159. И.Н. Принцип сознательности и активности в обучении лыжному спорту// Принципы обучения физическим упражнениям. -Л.: Политиздат, 1959. С. 44−60
  160. Ю.И. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Автореф. дис. кан. пед. наук. -Тула, 1999. 20 с.
  161. С.Л. Бытие и сознание. М.: Педагогика, 1957. — 328 с.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  163. П.А. Психология спорта// Психологическая наука в СССР АПН РСФСР. М.: АПН, 1960. — Т. 2. — С. 388 — 408.
  164. А.Ф. Кольцевой ритм возбуждения// Избранные статьи и речи. М.: Педагика, 1946. — 314 с.
  165. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АН СССР, 1942. -232 с.
  166. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 435 с.
  167. И.М. Избранные философские и психологические сочинения. М.: Госполитиздат, 1961. — 100 с.
  168. Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 384 с.
  169. Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО, МОДЭК, 1998. — 256 с.
  170. Л.Б. Физическая культура детей дошкольного возраста. Лекция. Омск: ОТИФК, 1990. — 24 с.
  171. А.Н. Роль осознания движений в выработке двигательного навыка// Ученые записки гос. научно-исследовательского института психологии. М.: НИИ психологии, Т. 2. — 1941. — 321 с.
  172. В.Д. Растем сильными, здоровыми. М.: Знание, 1987.96 с.
  173. М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  174. Э.Я. Пространственная ориентировка детей в подвижных играх// Физическая подготовка детей 5−6 лет к занятиям в школе. М.: Просвещение, — 1980. — С. 48−64
  175. Э.Я. Творческая направленность деятельности детей при обучении физическим упражнениям// Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов. М.: Просвещение, 1984. — С. 113−124
  176. Э.Я. Воспитание выразительности движений у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх// Совершенствование педагогического процесса посредством игры в детском саду: Межвуз. сборник научных трудов. М.: Прометей, 1993.-С. 84−93
  177. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 368 с.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-344 с.
  179. И.Н. Информационные технологии на уроках технологии в школе: Учебно-методическое пособие. Киров: ВГГТУ, 2000. — 50 с.
  180. Т.Э. Педагогические условия воспитания самостоятельности детей 4−5 лет (на материале физических упражнений): Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 1994. — 21 с.
  181. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 96 с.
  182. Торндайк Процесс учения у человека. М.: Педагогика, 1935. -160 с.
  183. А.Д. Определение координации движений у детей старшего дошкольного возраста// Физическая подготовленность дошкольников: Сборник научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. -С. 54−68
  184. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
  185. Д.Б. Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста.// Известия АПН РСФСР- Труды института психологии М.: АПН, 1955. — Вып. 64. -С. 27−47
  186. Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  187. Г. К. Общеразвивающие упражнения. Методическая разработка. Владимир: Модэк, 1984. — 23 с.
  188. B.C. Управление движения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1975.-208 с.
  189. М. Осознавание через движение. М.: Институт Общегуманитарных технологий, 2000. — 160 с.
  190. Физиология мышечной деятельности/ Под ред. Я. М. Коца. М.: Педагогика, 1982. — 447 с.
  191. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими/ Пер. с англ.- Общ. ред. и перевод М. С. Маковецкого. М.: Мозаика-синтез, 1993. — 511 с.
  192. Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательнойдеятельности М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  193. И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс для студентов унв-в и пед. инс-тов. Минск: Университетское, 2001. -271 с.
  194. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике/ Сост. В. Ю. Баскаков. М.: Колос, 1993. — 143 с.
  195. А.Г. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей педагогических институтов. М.: Просвещение, 1978. — 287 с.
  196. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии// Психологическая наука в СССР АПН РСФС. М.: АПН, 1969.- Т. 2.-С. 91−108
  197. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. -126 с.
  198. Н.И. О локальных изменениях возбудимости зрительного анализаторов под влиянием словесных раздражителей. Пограничные проблемы психологии и физиологии/ Ответ, ред. Е. И. Бойко. М.: АПН СССР, 1961. — С. 63−74
  199. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. — 307 с.
  200. Н.И. Умственное развитие и обучение./ Психофизиологические основы развивающего обучения. М.: Аркти, 1995.-192 с.
  201. Г. Г. О принципах дидактики// Принципы обучения физическим упражнениям. JL: Политиздат, 1959. — С. 6−13
  202. Т.А. Комплексы утренней и ритмической гимнастики. -Абакан: 1992.-105 с.
  203. В.А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику М.: Академия, 1999. — 78 с.
  204. А.И. Рост и развитие детей и подростков. М.: Педагогика, 1989. — Т. 3. — 218 с.
  205. С.В. Об осознаваемом и автоматизированном в умениях и навыках./ЛЗопросы психологии. 1957. — № 1. — С. 144−148.
  206. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: ИПЛ, 1971. — 447 с.
  207. Alexander F.M. The use of the body. New York: Dutton, 1932. — 270 p.
  208. Brown M. The new body psychotherapies.// Psychotherapy: Theory Research and Practice, 1973. 98−116 p.
  209. Feldenkrais M. Awareness through movement. New York: Harper and Row, 1972−327 p.
  210. Lowen A. Physical dynamics of character structure New York: Cirune and stratton, 1958−330.
  211. Lowen A. The betrayal of the body New York: Macmillan, 1967 -250 p.
  212. Sheldon W.H. The varietits of human physique New York: Harper, 1950 420 p.
  213. Mark K. Singley, John R. Anderson. The transfer of cognitive skill. -London: Harvard univ. Press., 1989. p. 300.1. Анкета для родителей
  214. Довольны ли Вы физической подготовленностью, физическимразвитием Вашего ребенка?
  215. Очень доволен Доволен Не доволен Затрудняюсь ответить
  216. Назовите любимые виды деятельности вашего ребенка в свободноевремя
  217. Игры с игрушками Просмотр книг Рисование Пение
  218. Игры на воздухе Пение Музыка Игры с мячом
  219. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть увашего ребенка дома (подчеркните)спортивный уголок- шведская стенка- лыжи- коньки- санки- роликовые коньки- велосипед- самокат- мячи- кегли- скакалки другое (напишите какое)
  220. Как вы проводите выходные дни с ребенком?
  221. Занятия физическими упражнениями Прогулки в парк- Совместные игры Читаете-
  222. Просмотр телепередач Другое (напишите)
  223. Кто в Вашей семье занимается сейчас физической культурой и спортом? Чем?
  224. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции, кружки?
  225. Секция по спорту да, нет (укажите какую)
  226. Занятия по лечебной физкультуре да, нет
  227. Занимаетесь ли вы дома физическим воспитанием вашего ребенка?
  228. Систематически В выходные дни Во время отпуска
  229. Что мешает вам активно заниматься физическим воспитанием вашего ребенка?
  230. Состояние здоровья Недостаток времени Продолжительный рабочий день Недостаток воли Недостаток знаний и умений Усталость на работе Забота о семье Просто лень
  231. Другие факторы (напишите какие)
  232. Считаете ли вы необходимым формировать осознанное отношениеребенка к физическим упражнениям?1. Да Нет
  233. Что такое осознанность движений? (напишите)
  234. Кто из членов семьи делает утреннюю гимнастику?1. Отец Мать
  235. Оба родителя Сестры, братья Бабушка, дедушка Никто
  236. Как в домашних условиях ваш ребенок относится к выполнениюутренней гимнастики, физкультурных упражнений?
  237. Охотно С неохотой Не выполняет
  238. Назовите, пожалуйста, источники ваших знаний о физическомвоспитании: (укажите несколько)
  239. Статьи в газетах Беседы, лекции
  240. Детские врачи Родственники
  241. Работники дошкольных учреждений Знакомые
  242. Как Вы оцениваете постановку физического воспитания вдошкольном учреждении?1. Отлично Хорошо1. Удовлетворительно Плохо
  243. По какому вопросу организации физического воспитания в семье Вы хотели бы получить консультацию?
  244. Кто, по вашему, в большей степени влияет на физическое развитиеребенка? (можно указать несколько в порядке значимости)
  245. Отец, мать Оба родителя Воспитатели Братья и сестры Никто
  246. Кто-то другой (укажите кто)
  247. Благодарим за проделанную работу!
  248. Комплексы общеразвивающих упражнений1
  249. И.п.: ноги слегка расставлены.- наклонить голову вправо-- прямо-- влево-- прямо.2. «Наклоны вперед»
  250. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх- пружинящие наклоны вперед -- и.п.3. «Махи ногой» И.п.: о.с. руки на пояс.- поднять прямую ногу вперед-- махом отвести назад-- снова вперед-- и.п.4. «Наклоны в правую и левую стороны»
  251. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой.- наклон вправо одновременно поднять руки вверх-- и.п.-- то же в другую сторону.5. «Приседания»
  252. И.п.: о.с., руки на поясе-- присесть, разводя широко колени, отрывая пятки от пола-- и.п.6. И.п.: о.с.- правая рука вперед-- левая вперед-- правая вверх-- левая вверх.
  253. Обратное движение в том же порядке.7. Прыгаем как воробей
  254. Прыжки на двух ногах, руки в стороны.2
  255. И.п.: ноги слегка расставлены.- повернуть голову вправо-- прямо-- влево-- прямо.2. «Наклоны вперед»
  256. Прыжки на одной ноге, вторую ногу согнуть в колене и взяться за щиколотку рукой.3
  257. И.п.: ноги слегка расставлены.- повернуть голову вправо-- влево-- поднять вверх-- опустить вниз до касания подбородком груди.2. «Мельница»
  258. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.- правую руку вверх, выполнять круговые движения вперед назад-- и.п.-- то же левой рукой-- и.п.3. «Наклоны вперед»
  259. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх.- наклон вперед с одновременным отведением рук назад-- и.п.4. «Шаловливый котенок» И.п. стоя на четвереньках.- Сесть на пятки, прижаться туловищем к рукам, согнутым в локтях-- И.П.5. «Дозорный»
  260. И.п. лежа на животе, руки вдоль туловища.- приподнять голову, руки положить на спину-- повернуть голову влево, вправо.- и.п.7. «Цирковая лошадка»
  261. Прыжки с высоким подниманием колена.4
  262. И.п.: неги слегка расставлены- вращение головой вправо, затем влево2. «Мельница»
  263. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.- руки вверх, выполнять круговые движения руками вперед назад-- и.п.-
  264. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.- наклон вперед с поворотом к правой ноге и хлопком между ног-- и.п.-- то же к левой ноге
  265. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс.- сесть на пол с правой стороны, руки в стороны-- и.п.- то же влево.5. «Впередсмотрящий»
  266. И.п. лежа на животе с упором на руки, согнутые в локтях.- локти упираются в пол, выгибается позвоночник в грудном отдел, таз от пола не отрывать. Внимательно посмотреть вперед.6. «Ноги за голову»
  267. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.- Поднимая прямые ноги вверх коснуться носками ног пола за головой-- и.п.7. «Марионетка» И.п.: упор присев.- выпрыгнуть вверх, расставив руки и ноги в стороны-- и.п.51. «Бокс»
  268. И.п.: ноги врозь, правая нога вперед, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулак.- с силой поочередно выпрямлять руки-- и.п.2. «Мельница»
  269. И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе. руки вверх, выполнять круговые движения руками вперед назад-3. «Достань носом колено»
  270. И.п.: сидя, ноги в стороны, руки на поясе.- наклон вперед к правой ноге, взяться рукой за щиколотку, носом коснуться колена-- и.п.-- то же к левой ноге.4. «Сесть по турецки»
  271. И.п.: ноги скрестно, руки на пояс.- сесть, руки в стороны-- и.п.5. «Рыба»
  272. И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед.- поднять руки и грудь-- и.п.-- взмах ногами, делать перекаты от головы к ногам и обратно.6. «Воздушный велосипед»
  273. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.- поднять ноги вверх-- выполнять поочередные движения ногами, «крутим педали велосипеда"-- и.п.7. И.п.: о.с.- правую руку вперед, правую ногу назад-- и.п.-- левую руку вперед, левую ногу назад-- и.п.61. «Ножницы»
  274. И.п.: о.с., руки за головой.- руки вперед-- делать руками движения вверх-вниз, руки прямые-- и.п.
  275. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе.- прогибаясь в спине, откинув голову назад, дотянуться руками до пяток ног-- и.п.3. «Дровокол»
  276. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в «замок» внизу.- поднять руки вверх-- резко опустить вниз-- рывком поднять вверх-- вниз.4. «Сесть по турецки»
  277. И.п.: ноги скрестно, руки за голову.- сесть не меняя положение ног-- встать не помогая руками.5. «Воздушная лестница»
  278. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища.- поднимать поочередно прямые ноги вверх «шаги по лестнице"-- так же опускать вниз.6. «Пресс-папье»
  279. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища.- согнуть ноги в коленях, руки отвести назад и обхватыватить щиколотки ног-- выгнуть грудь, бедра вверх и начать перекатываться-- и.п.7. «Стойкий оловянный солдатик»
  280. И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.- поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать ее руками к груди.- и.п.
  281. Прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов.7 (с обручем)1. «Обруч вверх»
  282. И.п.: ноги слегка расставлены, обруч опущен.- обруч вверх над головой-- посмотреть в обруч, потянуться-- и.п.
  283. И.п.: ноги на ширине плеч, обруч перед грудью.- наклон вперед, руки с обручем вперед-- и.п.
  284. И.п.: стоя на коленях, обруч вверх.- сесть на пол справа, обруч к плечам-- и.п.-- то же слева6. «Достань обруч»
  285. И.п.: лежа на спине, обруч за головой.- ноги вверх, коснуться обруча-- плавно вниз.7. Прыжки
  286. И.п.: ноги вместе, обруч на полу перед ногами. девять прыжков на двух ногах у обруча на десятый впрыгнуть вобруч.8 (с гимнастической палкой)1. «Силач»
  287. И.п.: ноги на ширине плеч, палка внизу.- с усилием резко поднять палку вверх-- вниз.
  288. И.п.: ноги на ширине ступни, палка внизу.- наклон вперед, одновременно поднимать руки вперед, смотреть на руки-- и.п.
  289. И.п.: стоя на коленях, палка в прямых руках сзади.- прогнуться назад, коснуться пяток ног палкой-- и.п.5. «Музыкальная шкатулка»
  290. И.п. сидя, ноги вместе, руки с палкой на коленях.- поднять руки с палкой вверх, «шкатулка"открыта-- наклониться вперед, прямыми руками с палкой коснуться носков ног, «шкатулка» закрыта-- и.п.
  291. И.п.: сидя, ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки упор сзади.- ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение.
  292. И.п.: лежа на спине, палка в прямых руках за головой.- поднимая прямые ноги, завести их за голову коснуться палки-- и.п.
  293. Прыжки на двух ногах вдоль палки, расположенной на полу.9 (с мячом)
  294. И.п.: ноги на ширине ступни, мяч внизу.- мяч вверх, посмотреть на него-- опустить мяч на лопатки-- вверх-- и.п.
  295. И.п.: ноги врозь, мяч внизу.- поворот вправо, одновременно ударить мячом об пол у аятки правой ноги, поймать мяч-- и.п.-- то же в другую сторону.
  296. И.п.: сидя упор сзади, мяч зажат между ступнями ног.- поднять мяч прямыми ногами вверх-- и.п.
  297. И.п.: сидя, ноги врозь, мяч вверху.- пружинящий наклон вперед, ударить мячом о пол у ступней ног-- и.п.
  298. И.п.: лежа на спине, ноги прямые вместе, мяч в прямых руках за головой.- поднять прямые ноги вверх, одновременно опуская руки, коснуться мячом колен-- и.п.
  299. И.п.: лежа на животе, прямые руки с мячом около подбородка.- поднять прямые руки с мячом вверх- (ноги от пола не отрывать) — и.п.
  300. И.п.: ноги на ширине ступни, руки с мячом внизу.- подбросить мяч вверх-- поймать мяч.
Заполнить форму текущей работой