Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектура Шпейерского собора

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После пожара и обрушения сводов собор перестраивался в XII в., а также после разрушений причиненных в 1689 г., когда солдаты французского короля Людовика XIV разрушили его, оставив почти только стены. В 1689 году был разорен и склеп с могилами восьми германских императоров и королей, позже несколько раз перестроенный. В 1772—1784 годах собор был реставрирован вюрцбургским архитектором Нейманом… Читать ещё >

Архитектура Шпейерского собора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Градостроительное решение

2. Объемно-пространственная композиция собора

3. Архитектурно-художественные детали собора

4. Роль скульптуры в архитектуре Шпейерского собора Заключение Список литературы Приложения

Величественный Шпейерский собор был заложен около 1030 года (по некоторым источникам в 1027 году) по повелению императора Конрада II (1024—1039 гг.) как фамильная усыпальница императоров из династии салических франков (1024—1125 гг.), потомков Карла Великого, затем строительство продолжено сыном Конрада II — Генрихом III и закончено его внуком Генрихом IV. В то время в Шпейере жило всего около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.

Собор был заложен в бывшем имперском городе Шпейер в среднем течении Рейна, в области Пфальц.

Во времена кельтов здесь находилось святилище богини Нантосвелты; римляне, основавшие на месте будущего Шпейера свою колонию Цивитас Неметум, построили здесь традиционный Капитолий, а в 360 году его сменила первая христианская церковь города.

История строительства Шпейерского собора довольно запутанна. Он был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, когда и был освещен. Для истории архитектуры наиболее значительной была перестройка собора по инициативе Генриха IV (ок. 1080 — 1106 гг.). Во время этой перестройки были внесены значительные изменения в конструктивную систему собора. Возведение передовых по тем временам сводчатых конструкций над значительной площадью выдвинуло имперский собор на первое место в Европе, возвысило его над архаикой хирсауских храмов. Считается, что технику возведения сводов принесли в Шпейер итальянские мастера. Известно, что в строительстве собора в начале XII века принимали участие мастера из Ломбардии, и источники называют даже имя одного из них — Донатус. Возможно, что ломбардцы принесли в Шпейер технику сводов (вопрос о датировке и происхождении шпейерских крестовых сводов вызывает споры и разногласия).

После пожара и обрушения сводов собор перестраивался в XII в., а также после разрушений причиненных в 1689 г., когда солдаты французского короля Людовика XIV разрушили его, оставив почти только стены. В 1689 году был разорен и склеп с могилами восьми германских императоров и королей, позже несколько раз перестроенный. В 1772—1784 годах собор был реставрирован вюрцбургским архитектором Нейманом и дополнен вестибюлем и фасадом, однако вскоре собор постигла новая беда: в 1794 году в Шпейер вошли войска революционной Франции. Собор был снова варварски разграблен, алтари разрушены, в само здание обращено в конюшню. В полном запустении храм простоял несколько десятилетий.

После Венского конгресса в 1815 году вся область Пфальц отошла к Баварскому королевству, и с 1818 году Шпейер снова стал епископским городом. Собор постепенно начал восстанавливаться, а в 1846—1853 гг. по инициативе короля Людвига I был отстроен западный фасад архитектором Генрихом Хюбш, который придал ему неороманские черты. Также в середине XIX в живописцы Иоганн Шраудольф и Йозеф Шварцман заново расписали интерьеры собора. В 1854—1858 гг. сооружены башни высотой 73 метра и грандиозная императорская паперть.

Новая большая реставрация собора была проведена в конце 1950;х годов. Было удалено множество позднейших наслоений, исказивших монументальный облик храма, расчищен первоначальный уровень пола, благодаря чему внутреннее пространство приобрело прежнюю величественность и гармоничность.

В 1981 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно сотни тысяч посетителей входят под своды древнего храма.

Собор является одним из самых больших сохранившихся храмов в романском стиле. Особого внимания заслуживает крипта собора, сохранившаяся в первозданном виде и представляющая собой самый большой зал с колоннами, когда-либо построенный в романском стиле в Европе. В крипте захоронены императоры и короли Салической династии, династий Штауфенов и Габсбургов, а также их супруги.

1. Градостроительное решение

Расположение средневековых городов обуславливалось разными причинами, в большинстве случаев независимыми от воли градостроителей. Предпочтение отдавалось полуостровному или островному расположению, города также обосновывались на среднем или верхнем течении рек, на высоких холмах с обрывистыми скатами. Зачастую замки, монастырские комплексы и соборы являлись непременными опорными пунктами генеральных планов средневековых городов.

Градостроительная роль Шпейерского собора, построенного на высоком холме над рекой Рейн, очевидна. Шпейерский собор занимает центральное место в планировке города. Собор с четырьмя высокими башнями по углам имеет на редкость внушительный вид. Нагорное расположение сочеталось с равнинным расположением города (Шпайер расположен на Верхнерейнской низменности).

Однако следует отметить, что население средневековых городов было незначительным. В Шпейере на момент освещения собора проживало всего около полутысячи человек.

Перед собором — как во многих средневековых городах — расположена соборная площадь. На этой площади перед главным порталом находится огромная каменная чаша, вмещающая 1560 л. Эта купель отмечает пролегавшую здесь в эпоху Средневековья символическую границу между Шпейерской епископией и городом: за ней городская юрисдикция кончалась и начиналась власть епископов.

Рассматривая соборную площадь, следует отметить, что архитектурное значение площади и собора было неравнозначным — собор являлся доминантой городского ансамбля, а площадь лишь сопровождала его, являясь функциональной необходимостью, чем самодовлеющей творческой темой.

2. Объемно-пространственная композиция собора

Собор представляет собой традиционный базиликальный храм, с тремя нефами, трансептом, четырьмя башнями и большой криптой. Это массивное монументальное здание, сложенное из красноватого песчаника, с колоннами внутри, отделяющие друг от друга главный и боковые нефы.

В плане собор имеет форму латинского креста, который в те времена был символом власти церкви. Несмотря на все многочисленные перестройки план храма остался неизменным (см. приложение 1).

Собор впечатляет своей монументальностью. Он имеет две восьмигранные башни над средокрестиями и, кроме этого, четыре более стройные и высокие башни, переходящие в восьмиугольные каменные шпили. Его высокие башни, расположенные по две на западной и восточной сторонах, создают впечатление устремленности ввысь и напоминают ломбардские колокольникампанилы. Высота восточных башен составляет 71,2 м, западных — 65,6 м.

Центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглым выступом — апсидой. Начатый, предположительно, в 1027, первоначально центральный неф имел деревянные стропильные конструкции, но в конце XI века здание начали перестраивать. В результате строители увеличили высоту центрального нефа и заменили деревянные перекрытия каменными крестовыми сводами на нервюрах, не только в боковых нефах. Здесь был применен прием «связанной системы». Смысл его состоит в том, что каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. Размеры германской «связанной системы» берутся исходя не из протяженности главного и поперечного нефов, а из размера площади средокрестия. Он повторяется в крыльях поперечного здания, в секции хора и продольного здания, а также с делением сторон пополам — в боковых нефах.

Для того, чтобы боковые стены выдержали давление высокого каменного крестового свода, перекрывавшего теперь средний неф храма, строители должны были укрепить их дополнительными опорами, которые и поддержали ребра отдельных потолочных розеток, приняв на себя распирающую нагрузку.

Внешний облик собора определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания (см. приложение 2).

Храм имеет несколько увеличенную длину — 134 м, ширину — 37,6 м (длина поперечного нефа 56 м) и высоту центрального нефа — 33 м. В то время собор являлся крупнейшим в Европе, соперничать с ним по масштабам могла только третья церковь Клюни, но ее центральный неф перекрывал цилиндрический свод.

Особого внимания заслуживает крипта собора. Крипта представляет собой как бы уменьшенную копию храма, расположенную над святилищем, в центре ее саркофаг святого, а вокруг него проходит обходная галерея. Крипта собора в Шпейере сохранилась в первозданном виде и представляет собой самый большой зал с колоннами, когда-либо построенный в романском стиле в Европе. Одновременно она является и самой древней частью храма — именно с нее и началось строительство собора. Большая, расположенная под хором и поперечным нефом крипта имеет 26 колонн.

3. Архитектурно-художественные детали собора

Многие элементы храма подчеркивают его устремленность вверх. Например, высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах. В облике этого храма, в отличие от позднеримских и раннероманских церквей всячески подчеркиваются вертикальные, а не горизонтальные линии. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства.

Массивы стен прорезаны узкими окнами, а снаружи украшены легкими колоннадами и ломбардскими аркатурными поясками, которые, предположительно, имели итальянское происхождение. Надстроенные позже стены главного нефа с внешней стороны обрамлены в виде аркадной галереи, что было вполне характерно для архитектуры Германии. Открытые обходные галереи арок на втором уровне храма тянутся под окнами продольного корабля и трансепта и даже под двускатным фронтоном торцовых сторон продольного помещения.

Восточный фасад собора имеет мощную апсиду, расчлененную колонками и фронтоном, с фланкирующими прямоугольными башнями. Верхняя часть апсиды также украшена аркадной галереей, которая находится под карнизами. В этом немецком соборе аркады сильнее подчеркивают мощь стены, а стройные полуколонки — полуцилиндр апсиды.

Особенностью Шпейерского собора состоит в том, что галерея опоясывает его по всему периметру. В других немецких храмах она украшает лишь отдельные части, например, алтарную апсиду.

Несомненно, при строительстве Шпейерского собора были применено новаторское решение — собор стал первым крупным сооружением, которое было полностью перекрыто крестовым сводом.

Выдающимся достижением зодчих, строивших этот храм, считается создание гармоничной структуры и ритма внутреннего пространства с помощью архитектурных элементом романского стиля (см. приложение 3)

Мощные лизены (плоские вертикальные выступы в стене) были присоединены к выступам стен на каждом втором столбе, чтобы нести цилиндрические арки сводов. На эти лизены были положены широкие полуколонны с капителями коринфского ордера, от которых расходились поперечные арки, разделяющие отдельные сводчатые секции.

Впервые несущие элементы охватили все участки стены. Они разгрузили ее от приходившейся на нее нагрузки, а потому в самой стене можно было соорудить довольно большие оконные проемы. Кроме того, посредине каждого пролета расположились декоративные полуколонны, уже с кубовидным капителями, не несущие вообще никакой нагрузки; они лишь подчеркивали устремленность храма ввысь. Снаружи стены были расчленены пилястрами без капители и базы — вертикальными выступами, которые не несли опять же нагрузки.

Неф был разделен на шесть пролетов, причем каждому из пролетов центрального нефа приходилось по два малых пролета боковых нефов, которые были при этом существенно ниже и уже. К восточному окончанию нефа примыкал трансепт, травея перед хором, фланкированная башенками с винтовыми лестницами, и полукруглая апсида, а к западному — западный блок, построенный в духе салической архитектурной концепции.

Собор в Шпейере имеет необычайно массивные и тяжелые стены. Толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки выполняли одновременно оборонительную функцию.

Столбы, которые заканчиваются простым карнизом, несут аркады нефа, над которыми находится верхний ряд окон клирестория, освещающих храм. В Шпейерском соборе окна клирестория впервые выровнены точно в ряд и окна боковых нефов выполнены на одной оси. Такое согласованное членение ранее не встречалось в дороманской архитектуре Германии. Выравнивание окон клирестория и боковых нефов вдоль одной оси делало возможным перекрытие сводом всего центрального нефа.

Многие элементы подчеркивают устремленность храма вверх. Например, окна расположенные вдоль одной оси, о которых было сказано ранее. Также вертикальное членение усиливают и большие, неглубокие сводчатые ниши, окружающие аркады. Сводчатые ниши повторяются тринадцать раз в нефе. На столбах между отдельными травеями нефа находятся полукруглые выступы, которые поднимаются на плинтах аттических баз. Полукруглые пилястры заканчиваются капителями, из антаблементов которых расходятся круглые арки, обрамляющие ниши в стенах. Благодаря такой системе членения стены нефа приобретают вид размеренного и рельефного пространства. Слепые ниши подчеркивают высоту взмывающего вверх нефа.

Основным архитектурным элементом собора осталась полуциркульная арка, которая используется здесь удивительно разнообразно. Стрельчатая арка в рейнской архитектуре не применяется.

На западном фасаде расположен величественный перспективный с обеих сторон портал в три двери. Западный фасад также украшает круглое окно с изображением Христа в центре (см. приложение 4).

В архитектуре императорского собора в Шпейере четкая, рациональная эстетика соединяется с монументальной мощью. Шпейерский собор, с его четыремя стройными и высокими башнями, переходящие в восьмиуголные каменные шпили, снаружи строго соразмерен, правилен и благодаря своему положению очень живописен. То обстоятельство, что это огромное здание не имеет внутренних контрфорсов, чем оно отличается от других романских церквей с крестовыми сводами, составляет оригинальную и смелую черту немецкого зодчества.

4. Роль скульптуры в архитектуре Шпейерского собора

Рейнская архитектура допускает только строгие и суровые украшения, обычно заимствованные из византийских образцов: грубая модернатура и мало скульптуры. Фасады церквей почти не украшались и скульптура в основном размещалась в интерьере: резьба купелей, крестов, окладов. К числу таких зданий относится и Шпейерский собор.

Над порталом имеются скульптуры — фигуры святых покровителей собора (см. приложение 5).

На обрамлениях окон трансепта расположена богатая пышная орнаментальная резьба, которая, как и многие другие элементы храма, имеет итальянское происхождение.

Центр клуатра — внутреннего дворика собора — отмечает скульптурная группа «Елеонская гора», созданная уже в середине XIX столетия, так как его первоначальный вариант, относившийся к XV веку, был разрушен. Тогда же были заново расписаны интерьеры собора. Сейчас главным украшением храма являются фрески Шраудольфа. На королевском хоре (который высится на 12 ступеней выше среднего нефа) замечательны мраморная статуя Рудольфа Габсбургского, работы Шванталера, и статуя Адольфа Нассауского, работы Онмахта.

шпейерский собор градостроительный архитектура

Заключение

Собор в Шпейере — это самая большая из сохранившихся романских церквей.

Нельзя не сказать, что в соборе сохранилась также и крипта, в которой захоронены 8 немецких императоров и королей Салической династии. Таким образом, крипта и Шпейерский собор в целом является своеобразной усыпальницей средневековых немецких правителей.

В архитектуре Шпейерского собора романское искусство достигло своего высшего развития. Собор, наравне с соборами в Майнце и в Вормсе, является кульминацией романского стиля в Германии. В нем находят свою высшую ступень наиболее важные архитектурные формы и тенденции романского стиля в Рейнской области.

Необходимо отметить, что Шпейерский собор оказал значительное влияние на последующие постройки, благодаря новым конструктивным решениям. Примером может послужить «связанная система». Смягчилась суровость художественного образа, в архитектуре стали преобладать вертикальные, а не горизонтальные линии. Эта черта уже предвещает готическую устремленность к небу, характерную для более позднего церковного зодчества.

Также, согласно исследованиям С. В. Заграевского собор в Шпейере предопределил появление в Древней Руси белокаменного зодчества (например, на соборе в Шпейере, как и на суздальских храмах мы видим аркатуру, поребрики и резные валы).

В 1981 году собор в Шпейере включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

О. Шуази. Всеобщая история архитектуры. М.: Эксмо, 2012.

Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.4. Архитектура Западной Европы. Средние века. М.: Стройиздат, 1966.

А.Ю. Низовский. Величайшие храмы мира: Энциклопедический справочник. М.: Вече, 2006.

А.В. Бунин, Т. Ф Саваренская. История градостроительного искусства. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализм. Т. 1. М.: Строиздат, 1979.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

Н.А. Сидорова. Средневековая культура и идеология в странах западной Европы (V-XIII вв.). М., 1966.

В. Кох. Энциклопедия архитектурных стилей. М.: БММ АО, 2005.

В.Н. Тяжелов. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М.: Искусство, 1981.

Т.Ф. Саваренская. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М.: Стройиздат, 1984.

К. Верман. Европейское искусство средних веков (История искусства всех времен и народов, т.2). СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2000.

Электронный ресурс: http://www.dom-speyer.de/

В.П. Кисель. Памятники всемирного наследия. Минск: БелЭн, 1998.

Приложения

Приложение 1

План Шпейерского собора.

Приложение 2

Западный фасад Шпейерского собора.

Приложение 3

Собор в разрезе.

Приложение 4

Окно на западном фасаде.

Приложение 5

Скульптуры над главным порталом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой