Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурологический анализ музкальных традиций Западной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Описанию и исследованию традиций посвящена разнообразная литература. Проблемы традиции привлекают внимание к себе представителей в философии (М. Полани, Т. Кун, П. П. Гайденко, Н. И. Кузнецова, Н. В. Агафонова, И. Т. Касавин и др.), социально-психологического направления в позитивистской социологии (Э. Дюркгейм и его последователи), культуроведческой социологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
    • I. Традиции культуры и музыкальные традиции
    • 1. Культурная традиция как механизм преемственности в культурном развитии
    • 2. Новаторство как свойство оригинальности музыкальной культуры и джаз Примечания к главе I
  • Глава.
    • II. Особенности формирования музыкальных традиций в Западной Сибири
    • 1. Этноисторические корни музыкальной культуры Западной Сибири
    • 2. Джаз в музыкальной жизни Западной Сибири Примечания к главе II

Культурологический анализ музкальных традиций Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время наблюдается усиление общественного интереса к традициям. Это обстоятельство связано с решением целого ряда актуальных теоретических и практических социальных проблем. Так, уяснение природы традиций, их места и роли в общественной жизни имеет существенное значение для изучения механизма исторической детерминации общественных процессов, организации социального управления и человеческих отношений, закономерностей индивидуального и группового поведения.

Исследование традиций непосредственно касается таких важных и острых вопросов современности как отношение к наследию прошлого, причинам сохранения социальных пережитков и др. Трудно понять природу и сущность новаторства в искусстве, науке, технике и правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Философское осмысление традиции как сложного, многопланового социального образования дает возможность с новой стороны осветить широкий ряд явлений общественной жизни, изучаемых частными науками: этнографией, фольклористикой, науковедением, искусствознанием и т. д. Традиция изучается многими науками, однако каждая чаще всего накапливает этот опыт совершенно самостоятельно, не пользуясь достижениями других наук, но все они имеют один и тот же механизм. Этот механизм и есть традиция как особая форма социальной памяти. Исходя из понимания мира с позиций материалистической диалектики, главное значение придается обобщению исторического развития общества, культуры в единстве, взаимодействии ее форм, проявлений. Положение о том, что культура может развиваться как за счет «трансферта» достижения других обществ, так и за счет внутренних ресурсов данного общества, является общепризнанным, следовательно, одно из решений проблемы — обращение к собственному культурному наследию. На фоне указанных причин актуализируется проблема изучения музыкальных традиций Западной Сибири. Такое изучение расширяет представление о богатстве культуры народов, населяющих этот регион, помогает лучше понять истоки традиций, их сегодняшние особенности, пути органического вписывания традиций в общую культуру и ее обогащения, а также может способствовать сохранению многих ценных элементов традиций и использованию их в практической деятельности.

Степень разработанности проблемы. Описанию и исследованию традиций посвящена разнообразная литература. Проблемы традиции привлекают внимание к себе представителей в философии (М. Полани, Т. Кун, П. П. Гайденко, Н. И. Кузнецова, Н. В. Агафонова, И. Т. Касавин и др.), социально-психологического направления в позитивистской социологии (Э. Дюркгейм и его последователи), культуроведческой социологии (К. Клакхон, А. Кребер), религиоведении (У. Робертсон-Смит), антропологической и этнической социологии (Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун). Конкретные традиции рассматривали также Т. Парсонс, К. Леви-Стросс, Г. Гадамер, А. С. Спиркин, В. Б. Власова, И. А. Быченкова, В. Н. Суханов, В. Д. Плахов, А. Я. Гуревич, Н. С. Сарсенбаев, Д. М. Уледов, Д. М. Угринович, Д. Станков, Д. Балаж, А. Хенинга, Р. Вейман и др.

При рассмотрении традиции в культуре как механизма преемственности привлечены труды Э. А. Баллера, JI.E. Антоненко, Г. Н. Исаенко, М. П. Завьяловой, С. Б. Максюковой. Вопрос о роли традиций, об их значимости возникает и при исследовании науки. Неоценимый вклад в исследование этой проблемы внесен М. А. Розовым в работе «Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания». В указанной работе М. А. Розова получен новый и принципиально важный для исследований традиций опыт их изучения — новое онтологическое представление традиции как особого механизма социальной памяти.

При изучении вопроса о музыкальных традициях были проанализированы работы И. И. Земцовского, JI.B. Фибих, А. П. Мохонько,.

К.К. Розеншильда, А. И. Чудоякова, Д. А. Клеменца, Н. М. Скворцовой, Н. В. Леоновой и др. Исследование музыкальной культуры православия было проведено на основе работ музыковедов: Б. А. Шиндина, И. П. Овсянниковой, И. В. Ефимовой, Е. Г. Викуловой, Т. П. Федоренко, Н. С. Мурашовой, О. В. Шелудяковой, A.M. Лесовиченко, И. Г. Умновой и др.

Изучение механизмов, которые лежат за феноменами изменения и сохранения культуры, роли и места традиции и инноваций в культуре вообще и музыкальной культуре в частности осуществлялось на основе исследований Т. В. Чередниченко, Т. Левой, В. Н. Холоповой, А. Н. Сохора, А. Клюева. Анализу происхождения, становления, развития джаза и его истории посвящены труды Д. Коллиера, У. Сарджента, Ю. Панасье и др. Среди отечественных авторов большой вклад в разработку вопросов истории и природы джаза внесла В. Д. Конен. Развитие джаза в советский период нашло отражение в трудах А. Н. Баташева, А. Е. Петрова, Б. Г. Гнилова, А. Медведева, Д. Т. Ухова, B.C. Мысовского, В. Б. Фейертага, К. А. Ушакова и др.

Актуальность данной темы, ее недостаточная разработанность обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании. Такой проблемой является интерпретация музыкальных традиций в контексте теории социальных эстафет.

Объектом исследования является развитие системы музыкальной культуры Западной Сибири.

Предмет исследования — музыкальная традиция Западной Сибири.

Цель диссертационной работы состоит в культурологическом анализе музыкальных традиций Западной Сибири как региона с большим этническим разнообразием и специфическим развитием форм и жанров музыкальной культуры, которые определяются социальными, конфессиональными и другими обстоятельствами.

Сформулированная таким образом цель исследования задает следующие задачи:

Проанализировать определения понятия «традиция» и близких к нему понятий «обычай», «обряд», «ритуал», «канон» .

Исследовать традиции в музыкальной культуре в контексте теории социальных эстафет.

Эксплицировать социокультурные основы процессов ассимиляции музыкальных традиций в истории общества.

Зафиксировать особенности формирования музыкальных традиций в Западной Сибири.

Исследовать джазовую традицию с позиций каноничности, эвристичности и оригинальности.

Выявить особенности функционирования джаза в Западной Сибири.

Методологическая основа исследования ориентирована на философские традиции, которые связаны с пониманием деятельностной, практической, социокультурной природы человеческого познания. В исследовании используется методология теории социальных эстафет как главного методологического средства описания и анализа музыкальных традиций. Важными методами настоящего исследования явились такие методы, как сравнительно-исторический, герменевтический. Необходимыми элементами методологии данного исследования явились методы анализа, синтеза, моделирования, которые позволили произвести теоретическую интерпретацию эмпирического материала по истории и современности музыкальных традиций.

Общим методологическим основанием явилась концепция культуры как способа бытия человека в мире, культурологические и исторические экспликации социально-исторического бытия музыкальной культуры как важной части общечеловеческой культуры.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Музыкальные традиции рассмотрены в контексте теории социальных эстафет и представляют собой реализацию совокупности программ деятельности.

Проанализированы процессы ассимиляции музыкальных традиций в различных жанрах и, конкретно, в джазе как дивергентный процесс культурного взаимодействия.

Выявлены социокультурные условия формирования музыкальных традиций в Западной Сибири, выражающиеся в привлечении квалифицированных кадров в связи с интенсивным промышленным освоением данного региона, эвакуации в Новосибирск известных деятелей культуры и искусств, художественных коллективов в годы Великой Отечественной войны, гастролях приезжих артистов, строительстве культурных центров, открытии музыкальных учебных заведений, а также интенсивности миграционных процессов.

Джазовая музыкальная традиция представляет собой интеграцию канона, эвристики и оригинальности и утвердила себя в культуре как априорно инновационное искусство, интерпретируемое как сложный социальный куматоид.

Специфика функционирования джаза в Западной Сибири обусловлена местным регионализмом, влиянием классической музыки, сжатостью хронологизма, повышением уровня субъектности.

На защиту выносятся следующие положения.

Музыкальная традиция представлена как некоторая совокупность социальных программ или эстафет.

Музыкальная культура в целом, а джаз, в частности, представляют собой сложно ассимилированный процесс. Его распространение в новом культурном ареале в качестве куматоида выражает взаимодействие с новым объектным полем. Пересечение нескольких традиций приводит к новациям, оригинальности и самобытности. Интеграция академической, фольклорной, культовой музыкальных традиций, ассимиляция национальностей и рас составляют основу джаза и являются до настоящего времени питательной средой его развития.

Самобытность музыкальных традиций Западной Сибири заключается в сплаве культур коренных народов и переселенцев, а также в сочетании традиционного и нового, появившегося вследствие интенсивного промышленного освоения данного региона.

Рассмотрение музыкальных традиций с позиции «канона» и «эвристики» позволило определить джаз как априорно инновационное искусство, что выражается в особенностях музыкального языка джаза, характеризующегося специфической ритмикой и новым методом музыкального мышленияджазовой импровизацией.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описание традиций в культуре и музыкальных традиций на едином языке — языке теории социальных эстафет, позволяет расширить представление о феномене традиции и механизмах ее функционирования, а это в некоторой степени компенсирует отсутствие теории традиции. Тем самым вносится определенный вклад в корпус философских, культурологических, исторических, педагогических знаний. Это позволяет глубже понимать историю культуры, в том числе и историю музыкальной культуры, механизмы культурной трансляции, а также адекватно интерпретировать музыкальное искусство, его функционирование в разнообразных социально-исторических условиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные идеи, положения и выводы могут быть использованы при преподавании философии, культурологии, мировой художественной культуры, музыкально-теоретических дисциплин в вузах, гимназиях, средних образовательных школах, музыкальных колледжах и школах.

Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в материалах выступлений автора на Международной научно-практической конференции «Социальная политика и местное развитие» (Кемерово, 2001 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири» (Тюмень, 1998 г.), региональной научно-практической конференции 9.

Профессиональное самоопределение молодежи и рынок труда" (Абакан, 1998 г.), региональной научно-практической конференции «Региональные аспекты в системе непрерывного образования» (Новокузнецк, 1998 г.).

Материалы, вошедшие в диссертацию, использовались автором в процессе проведения лекций по курсу «Культурология» и «Теория и методика музыкального воспитания» в Новокузнецком государственном педагогическом институте.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровской государственной академии культуры и искусств, а также на кафедре теории и методики начального образования Новокузнецкого государственного педагогического института.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Применение нового взгляда на традицию как на совокупность социальных эстафет, разработанного в науке М. А. Розовым и его последователями, позволило сделать следующие выводы.

1. Музыкальная традиция — сложный социальный куматоид, представляющий собой реализацию совокупности программ деятельности. Традиции в музыке существуют: как непосредственные эстафеты, в виде вербализованных эстафет и как образцы продукта. Они бывают простыми и сложными, естественно и искусственно создававшимися в культуре, долгои короткоживущими, обладающие эвристическим потенциалом или разрушающимися от появления новаций.

2. Как музыкальная культура в целом, так и джаз, в частности, представляют собой сложно ассимилированный процесс. Рассмотрение джаза как сложного социального куматоида позволило представить его как интеграцию академической, фольклорной и культовой музыкальных традиций.

3. Процесс ассимиляции культур коренных народов и переселенцев, большое этническое разнообразие Западно-Сибирского региона, разновозрастностъ и неоднородность традиций, многообразие форм, видов и жанров в музыке подтверждают положение об уникальности музыкальной культуры Западной Сибири.

4. Рассмотрение джазовой традиции с позиции канона, эвристики и оригинальности позволило определить джаз как априорно инновационное искусство. Это выражается в особенностях музыкального языка джаза, который характеризуется специфической ритмикой и новым методом музыкального мышления — джазовой импровизацией.

5. Выявленные особенности функционирования джаза в Западной Сибири свидетельствуют о его развитии на территории данного региона. Это демонстрирует творческий альянс традиционного джаза и авангарда на одной сцене. Поиски нового, проявляющегося в последнее десятилетие — слияние джаза с музыкой сибирских этносов — позволяет говорить о самобытности и оригинальности джаза Сибири.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. — Ереван. 1978. — 125с.
  2. Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент: Фан, 1988. -126 с.
  3. В.А., Липинская В. А. Трудовые традиции и современность // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. — с.65−70.
  4. К.И. Психология и теория социальных эстафет // Теория социальных эстафет: История Идеи — Перспективы. — Новосибирск: НГУ, 1997.-C.146−16U
  5. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о сущШЩЩ/ФШ^^песни / ВНИИ искусствоведения М.: Советский композитор, 1988.- 236 с.
  6. Л. Вариации для французской валторны. Новая Сибирь. -1996. — 7 марта.
  7. Л. Двенадцать джазменов для юбилея барабанщика. Новая Сибирь. — 1997. — № 10. — 14 марта.
  8. Э. Беседы о музыке: Пер. с франц. В. Александровой, Е. Бронфин.- 2-е изд. Л.: Музыка, 1985. — 104 с.
  9. Л.Е. Преемственность как принцип познания // Современная наука и закономерности ее развития. Вып. 3. / Под ред. Чешева В. В. Томск: Издательство Томского университета, 1986. — с. 194−201.
  10. С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981.- № 2. С.97−98.
  11. Е. «Четвертак» Бориса Подлипьяна. Комсомолец Кузбасса. -1990.- 13 декабря.
  12. В.И. Новые источники по организации и идеологии урало-сибирского старообрядчества в конце ХУП первой половине XIX в //
  13. Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980. -С.93−109.
  14. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. -294 с.
  15. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.- 159 с.
  16. Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сб. статей. М.: Сов. композитор, 1987. — С.96−113.
  17. И.А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2. — С. 102−103.
  18. А., Косолобенков И. «Восточный джаз» Вагифа Мустафы-заде // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский%|мпозитор, 1987. — с.290−295.
  19. А.Н. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. -М.: Советский композитор, 1987. с.80−95.
  20. А.Н. Клуб, студия, джаз. Советская культура. — 1978. -18 августа.
  21. А.Н. Музыка жизни: о джазе. // Огонек 1993. — № 30/31 -С. 18−24.
  22. А.Н. Обманчивая простота: Джаз-клуб // Советская эстрада и цирк. 1987. — № 7. — С.14−15.
  23. А.Н. Советский джаз. Исторический очерк / Под редакцией
  24. A.В. Медведева. -М.: Музыка, 1972. 175 с.
  25. А.Н. Трехглавый сфинкс современного джаза: Заметки о трио
  26. B. Ганелина. // Дружба. 1986. — № 3. — С.125−131.
  27. B.C. Проблема преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. Алма-Ата, 1981. — 19 с.
  28. С.Д. Природа искусства. М.: Политиздат, 1982. — 166 с.
  29. Л. Мир джаза // Бернстайн Л. Музыка всем. М.: Советский композитор, 1978. — с.153−173.
  30. С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. 1977. -№ 3 — С.113−117.
  31. Ф.Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1985. — 143 с.
  32. В.М. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. -423 с.
  33. Бромлей Ю. В% Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
  34. Е.Л., Плигузов А. И. Наблюдения над современными исполнительскими традициями в знаменном распеве // Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: Тезисы зональной научной конференции. Новосибирск, 1983. — С.47−51.
  35. И.А. Анализ традиции в гуманитарном познании // Летняя философская школа «Бурмистрово 97». — Новосибирск: НГУ, 1997. -С.32−35.
  36. И.А. Новации и традиции и их взаимосвязь // Материалы ХХХШ международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Новосибирск: НГУ, 1995. — С.20−21.
  37. И.А. Подражание и традиции как феномены гуманитарного познания // Проблемы гуманитарного и прикладного науковедения. -Красноярск: Издательство Красноярского Отделения МАИ, 1998. С.43−45.
  38. И.А. Традиции в культуре // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. Новосибирск:Издательство СО РАН, 1995. -С.21−22.
  39. И.А. Традиции как объект гуманитарного познания: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. -Новосибирск, 2000. 31 с.
  40. А.Ю. Национальный состав населения Кузбасса // Экобюллетень. 1996. — № 9 (апр.) — С.4−5.
  41. Т.Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. М.: Музыка, 1976. — Вып. 2. — С.40−62.
  42. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. — № 4. — С.30−40.
  43. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. -334 с.
  44. Н.Н. О включении современного понятия «музыкальная • культура» в программы высшей школы // Традиции: культура, образование (Материалы научно-методической конференции). Тюмень, 1995. — Т.2.с.3−6.
  45. .Г. Фортепианное джазовое исполнительство как вид музыкального творчества. 1940−50-е годы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1991. — с.211.
  46. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. -М.: Мысль, 1977.-c.359.
  47. М. «Джаз у Старой крепости»: на одном дыхании. Кузнецкий край. — 1997. — 26 апреля.
  48. Д. Музыка, адресованная сердцу. Кузбасс. — 1996. — 21 декабря.
  49. П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1995. — 287 с.
  50. Н.Г. Традиции пения «по напевке» у старообрядцев (вопросы репертуара) // Русская музыка X XX веков в контексте традиций Запад -Восток: Тезисы Всесоюзной конференции. — Новосибирск, 1991. — С.75−78.
  51. Н.Г. Традиции пения старообрядцев юго-западной части России и Верхнего Поволжья (по материалам экспедиций конца 70-х начала 80-х годов) // Музыкальная культура средневековья. — М., 1992. — Вып. 2. -С. 169−210.
  52. Э.В. Джаз и новая музыка // Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М: Советский композитор, 1986. — С.163−165.
  53. Н.П. Взаимосвязь социалистической традиции и коммунистического идеала // Философия и культура. Тезисы к XVII Всемирному философскому конгрессу. (Монреаль, 1983). М., 1983. -С.111−113.
  54. К. Хоры, а капелла В. Шебалина в свете традиций русской хоровой классики // Музыка и современность. Сборник статей. Вып. 7. -М.: Музыка, 1971. — с.88−121.
  55. Н. Звезды и полосы Московского джазового фестиваля // Дружба. 1991. — № 1. — С.138−148.: ил.
  56. А. Западносибирский джаз // Мелодия. 1989. — № 3. — С.30−31.
  57. И.В. «Божественное пение» в художественном ансамбле православного богослужения // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции / Адм. КО,
  58. Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Кем. ГИИК. Кемерово, 1996. -С.228−232.
  59. М.П., Максюкова С. Б. Преемственность в развитии исторического знания. // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. — с.135−150.
  60. В.А., Зуев А. С., Кузнецова Ф. С. История Сибири. 4.II. Сибирь в составе Российской империи. — Новосибирск: Инфолио-пресс, 1999. — 376 с.
  61. И.И. Введение в вероятностный мир фольклора // Методы изучения фольклора. Сборник научных трудов. JL: Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии, 1983. -С.15−30.
  62. И.И. Песня как исторический феномен // Народная песня. Проблемы изучения. Сборник научных трудов. Л.: ЛГИ театра, музыки и кинематографии, 1983.-с.4−21.
  63. Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С.76−105.
  64. Г. Н. Категория преемственности в марксистско-ленинской философии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1970. — 18 с.
  65. В. Новосибирск // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. — с.462−469.
  66. В., Шиндин Б. Проблемы музыкальной культуры Сибири // Музыка России. Вып. 6. М.: Советский композитор, 1986. — с.328−339.
  67. П.П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М.: Мысль, 1967.-256 с.
  68. Т. Школа литовского джаза // Советская эстрада и цирк. 1986. -№ 9. — С.8−11.
  69. И.Т. Традиции познания и познание традиций // Вопросы философии. 1985. — № 11. — С.51−60.
  70. А. Джаз Балтики // Мелодия. 1990. — № 4. — С.27−28.
  71. А.А. Народное музыкальное творчество хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1955. — 143 с.
  72. В.М. Народы Кузбасса за 30 лет: этнографический справочник. -Кемерово: КГУ, 1994. 100 с.
  73. В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. — 189 с.
  74. Д.А. Несколько образцов бубнов минусинских инородцев // Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. Т. П. Иркутск, 1890. -Вып. 2. — с.25−35.
  75. А.К. вопросу о буржуазных интерпретациях оригинальности и новаторства в искусстве. // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сборник статей. Л.: Музыка, 1983. — Вып. 5. — с. 113−127.
  76. Дж. Л. Дюк Эллингтон: Перевод с английского. / Вступительная статья А. Медведева. М.: Радуга, 1991. -349 с.
  77. Дж. Л. Становление джаза: Популярный ист. очерк: Перевод с английского. Предисл. А. В. Медведева. М.: Радуга, 1984. -390 с.
  78. А.В. Анохин. Сказание об Алтае / Сост. В. Ф. Хохолков. -Горно-Алтайск: Горноалтайское отд-ние. Алт. кн. изд-во, 1989. 120 с.
  79. В.Д. Блюз и XX век М.: Музыка, 1980. — 80 с. — (Вопросы истории, теории, методики).
  80. В.Д. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1977. -446 с.
  81. В.Д. Рэгтайм и его истоки // Советская музыка. 1982. — № 1. -С.91−98.
  82. И. Закружило, зашумело «Бабье лето». Наша газета. — 1995. -31 августа.
  83. Л. «Орлан»: Джазовый ансамбль из Башкирии // Советская музыка. 1990. — № 12. — С.58−60: ил.
  84. Ф.С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России. -Новосибирск: Инфолио-пресс, 1997. 256 с.
  85. Культурные традиции народов Сибири. JL: Наука, 1986. — 261 с.
  86. Культурология. Под редакцией доктора филос. наук, профессора Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  87. А.Б. Преемственность закономерность развития художественной культуры: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филос. наук. — Минск, 1974. — 39 с.
  88. В.А. Русская крестьянская музыкальная традиция и город // Традиции музыкальной науки. Сборник исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. — с.70−87.
  89. Ю. Лосиный джаз на флейте трансформере. — Новая Сибирь. -2001. — 21 апреля.
  90. Т. Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России М.: Советский композитор, 1986. -Вып. 6. — с.156−187.
  91. И. А джаз живет. Кузбасс. — 1986. — 2 ноября.
  92. И. Играй, Сергей! Кузбасс. — 1992. — 5 июня.
  93. И. Музыка, звучащая в сердце. Кузбасс. — 1991. — 25 мая.
  94. И. Уроки на завтра. Кузбасс. — 1989. — 22 июня.
  95. Мансийская лирическая песня // Учен. зап. ЛГПИ. Л., 1960. — т. 167. -С.295−320.
  96. Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1977. — 230 с.
  97. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2. — С.78−96.
  98. А. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. — с. 114−142.
  99. В.М. Культура и история (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма). -М.: Политиздат, 1977. 199 с.
  100. А.П. «Встреча» в пасху. Левый берег. — 1992. — 19 июля.
  101. А.П. Джазовый марафон (эстрадные, джазовые коллективы) // Кузбасс музыкальный: Очерки по музыкальной культуре Кузбасса. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. с.115−126.
  102. А.П. Замысловатые узоры. Информация (Всероссийское Музыкальное Общество). 1994. — № 3(27). — с.26−27.
  103. А.П. Играем Джаз. Комсомолец Кузбасса. — 1985. — 4 июня.
  104. Музыкальная культура Кузбасса. Кемерово: КОИУУ, 1993. — 60 с.
  105. B.C., Фейертаг В. Б. Джаз: Краткий очерк. Л.: Музиздат, 1960. -49 е.: 8 л. ил.
  106. Народы Кузбасса за 30 лет (Этнодемографический справочник) -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1990. 100 с.
  107. Т. Сибирский джаз на CD. Кузбасс. — 1997. — 11 января.
  108. Никольская-Береговская К. Ф. Развитие школы хорового пения в России. -М.: Сов. Россия, 1974. 77 с.
  109. С. Портрет на рижском джазовом фестивале // Музыкальная жизнь. 1988. — № 22. — С.28−29.
  110. Л.Ю. Системы с рефлексией и проблемы рекреационной географии // Теория социальных эстафет: История Идеи — Перспективы. -Новосибирск: НГУ, 1997,-с.119−145-
  111. В. Понятие «Советский джаз» и проблемы формирования национального стиля // Проблемы музыкальной культуры: Сборник статей / Составитель И. Н. Кодкин. Киев, 1983. — Вып. 2. -С.65−76.
  112. Л. Так сладко пел саксофон. Наша газета. — 1996. -20 декабря.
  113. С.К. О народных песнях шорцев // Этнография народов Сибири: Сборник статей. / Институт истории, филологии и философии. -Новосибирск: Наука, 1984. с. 135−148.
  114. Ю. История подлинного джаза с 1890 по 1960: Пер. с франц. -Л.: Музыка, 1978. 128 с.
  115. А.Е. «Чикаго-90»: фестиваль-пикник: Международный джазовый фестиваль в Чикаго (США) // Музыкальная жизнь. 1991. — № 4. — С.30−31.
  116. А.Е. Аванс прошлому и. будущему: О джазовом дуэте В. Волкова и В. Гайворонского. // Советская эстрада и цирк. -1990. № 11. — С.21−23.
  117. А.Е. Джазовые силуэты. -М.: Музыка, 1996. -238 с.
  118. А.Е. ЛКВН, или абсолют красоты: О джазовом музыканте Германе Лукьянове. // Музыкальная жизнь. 1990. — № 1. — С.28−29.
  119. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  120. Г. А. Традиция как диалог культур // Советская этнография. -1981. -№ 3.-С.54−56.
  121. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Советский композитор, 1982. — 232 с.
  122. Е.Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М., Л, 1961. — с.435−490.
  123. А.В. Кемеровская область с древних времен до конца XVIII века. -Кемерово: ОблИУУ, 1996. 62 с.
  124. L Розеншильд К. К. Арабская музыка // История зарубежной музыки. Изд. 4-е. -М.: Музыка, 1978. -Вып.1. с.44−53.
  125. М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История Идея — Перспективы. — Новосибирск: НГУ, 1997.-c.9−68.
  126. С.М. Меметика и процессы эволюции культуры // Теория социальных эстафет: История Идея — Перспективы. — Новосибирск: НГУ, 1997. — с.291−315.
  127. В. Константин Орбелян // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. М.: Советский композитор, 1987. -с.378−382.
  128. У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика: Пер. с английского / Общая редакция и комментарии В.Ю. Озерова- Вступительная статья В. А. Ерохина. М.: Музыка, 1987. — 294 с.
  129. Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата: Казахстан, 1974. — 225 с.
  130. Л. Татарские песни звучат . Наша жизнь. — 1990. — 5 декабря.
  131. Л.А. Русское население Притомья: взаимодействие культурных традиций старожилов и переселенцев: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. С-П., 1995. -20. с.
  132. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей. / Составитель А. Медведева. -М.: Советский композитор, 1987. 592 е., ил.
  133. А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, 1964. — 87 с.
  134. А.Н. Социология и музыкальная культура. Советский композитор, 1975. -201 с.
  135. А.Г. Традиция в истории культуры. -М.: Наука, 1978. 297 с.
  136. Стиль и традиция в развитии культуры / Редколегия: Е. Я. Зазерский (отв. ред.) и др. Л.: ЛГИК, 1989. — 172 с.
  137. Р.А. Музыка и культура. М.: Знание, 1986. — 64 с. (сер. «Эстетика», № 11).
  138. Теория социальных эстафет: История Идеи — Перспективы. (Составитель и ответственный редактор доктор философских наук, профессор С.С. Розова). — Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1997.-316 с.
  139. С.А. Аксиологический подход к культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2. — С.104.
  140. И.К. Магия шорских песен. Горная Шория. — 1993. — 13 марта.
  141. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов / АН СССР, редакторы JI.M. Дробижева, М. С. Канцеба. М.: Наука, 1990. — 246 с.
  142. Традиции музыкальной науки. Сборник исследовательских статей. Л.: Советский композитор, 1989. — 206 с.
  143. Традиционные верования и быт народов Сибири XIX начала XX века. -Новосибирск: Наука, 1987. — 204 с.
  144. Н. А. Кузнецов плюс сибиряки. Явь. — 1992. — 8 — 14 февраля.
  145. В.Н. Музыка как феномен культуры: Диссертация кандидата культурологических наук М.: Министерство культуры Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1998. -139 с.
  146. П.Д. Аналогии и ассоциации (к проблеме «Джаз и европейская музыкальная традиция») // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сборник статей, М.: Советский композитор, 1987. — с. 114−142.
  147. К.А. Особенности эволюции джаза и его влияния на процесс инноваций в Российской музыкальной кулыуре: Диссертация на соискание ученой степени канд. культурологии. Кемерово: Кемеровская Государственная Академия культуры и искусств, 2000. — 187 с.
  148. JI.B. Песенные традиции юга Западной Сибири // Теория и практика народно-певческого искусства: Сборник статей / КемГИК. Кемерово, 1993. — с.69−80.
  149. JI.B. Развитие народного песенного творчества в Кузбассе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995. — 15 с.
  150. В. Традиционная культура в современной социалистической культуре Народной Республики Болгарии // Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. — с.52−57.
  151. М.Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104 с.
  152. В.Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 320 с.
  153. Ю.С. К вопросу о кыргызах в Кузнецкой котловине // Кузнецкая старина. Вып.2. — Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1994. — с.97−106.
  154. Н.Н. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. — 271 с.
  155. Т.В. Музыка в истории культуры: В 2 вып. Вып.1. -Долгопрудный: Аллегро Пресс: Мособлупрполиграфиздат, 1994. — 215 с.
  156. Г. П. Проблема преемственности в искусстве: Автореферат на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 1971. — 17 с.
  157. А.И. Традиции шорского эпоса и сказания Павла Кыдыякова // Шорские героические сказания: «Кан Перген», «Алтын Сырык». -Новосибирск: Наука, 1997. с. 11−32.
  158. П. Преемственность и ее роль в развитии культурных традиций: Диссертация на соискание ученой степени канд. философских наук. -Ташкент, 1989. 149 с.
  159. А. Культура и этика: Перевод с немецкого Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. Общая редакция и предисловие профессора В. А. Карпушина. -М.: Прогресс, 1973. 343 с.
  160. В. Песни кайчи среди гор. Кузбасс. — 1991. — 25 июня.
  161. Шермухамедов Сайр Ш. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. -М.: Музыка, 1973. 374 с.
  162. А. Полистилистические тенденции в современной музыке. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М.: Музыка, 1973.-374 с.
  163. Шорский фольклор / Записи, пер., вст. ст., прим. Н. П. Дыренковой. М., Л.: Издательство АН СССР, 1940. — c. X-XI.
  164. В.А. Теория социальных эстафет и эволюция расселения // Теория социальных эстафет: История Идеи — Перспективы. — Новосибирск: НГУ, 1997.-с.168−180.
  165. Эвальд 3., Косованов В., Абаянцев С. Музыка и музыкальные инструменты народностей Сибири // Сибирская Советская Энциклопедия. Т.З. -Новосибирск, 1932. — с.577−596.
  166. Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. -Минусинск, 1900. -212с.
Заполнить форму текущей работой