Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов у дошкольников с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов осуществлялась в следующих направлениях: 1) развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию1 признаков и свойств окружающей действительности- 2) развитие зрительно-двигательной координации, навыков осязательного обследования- 3) формирование полноценных, обобщенных представлений о предмете… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Формирование образов предметов у детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Особенности формирования образов предметов у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Влияние изобразительной деятельности на формирование образов предметов в детском возрасте
    • 1. 4. Роль изобразительной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Цель, задачи и содержание констатирующей части исследования
    • 2. 2. Характеристика испытуемых
    • 2. 3. Результаты изучения образов предметов у старших дошкольников
  • Глава 3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
    • 3. 1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения
    • 3. 2. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию у детей образов предметов средствами изобразительной деятельности
    • 3. 3. Организация и методика контрольного эксперимента. Обсуждение результатов обучения и
  • выводы

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов у дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В дошкольный период развитие ребенка характеризуется активным познанием предметного мира, происходят значимые изменения в познавательной сфере. Понятие «образ» в современной психологии применяется для обозначения целостного отражения окружающей действительности в психике человека. Накопление и обобщение сферы образов предметов играет важную роль в развитии дошкольника, в познании им окружающего мира, в формировании его мыслительных процессов, воображения, в речевом развитии и т. д.

Достаточно полные и четкие образы предметов формируются на основе совершенного, всеохватывающего восприятия. «Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления» (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан).

В исследованиях ведущих ученых-тифлологов (В.П. Ермаков, М.И. Зем-цова, А. И. Зотов, Б. И. Коваленко, И. С. Костючек, Ю. А. Кулагин, А.Г. Лит-вак, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец, Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин, Б. К. Тупоногов, В. А. Феоктистова, М. Е. Хватцев и др.) отмечается, что нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии восприятия, церцептивных действий, формировании представлений и познавательных процессов в целом.

Дети с нарушениями зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства. Нарушение бинокулярного видения осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей предметов. У таких детей также наблюдаются сложности выделения объемности предметов, соотношения расстояния, определения местоположения и взаимоотношения между предметами.

Трудности восприятия вследствие нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения у детей дошкольного возраста приводят к бедности, фрагментарности, схематизму, вербализму, неточности представлений, особенностям вербально-логических процессов. Но поскольку зрительная система в дошкольном периоде находится в стадии доразвития, то возможно в процессе коррекционно-педагогического воздействия влиять на структурные компоненты формирования образов предметов.

Анализ специальной научно-методической литературы показал, что формирование адекватных представлений о предметах и явлениях окружающей жизни у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является важным для преодоления последствий нарушения дистантного восприятия действительности. Развитие познавательной деятельности у детей с нарушением зрения, обогащение их знаниями и умениями положительно сказывается на всем ходе психического развития.

Процессы компенсации формируются в условиях воздействия развивающей среды и зависят от содержания, методов и условий педагогической работы с детьми, а также от развития самостоятельной активной целенаправленной деятельности детей. В результате коррекционно-развивающего обучения появляются новые психические свойства и образования, способствующие развитию ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование образов предметов.

Изобразительная деятельность — одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходство и различие предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры, по памяти и по представлению. Следовательно, определение коррекционной направленности изобразительной деятельности помогает исправить недостаток в развитии сферы образов предметов у детей.

Актуальность исследования определяется важностью дошкольного возраста для психического развития детейнеобходимостью совершенствования специальных приемов и методов обучения детей с нарушением зренияограниченным количеством данных о формировании образов предметов как многоуровневого системного образования у дошкольников с нарушением зрениянеобходимостью научного обоснования методов формирования образов предметовотсутствием методических рекомендаций по формированию образов предметов в изобразительной деятельности.

Проблема исследования состояла в изучении особенностей образов предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и определении коррекционной направленности изобразительной деятельности на формирование у них адекватных и целостных образов предметов.

Цель исследования — выявление особенностей образов предметов у дошкольников с нарушением зрениятеоретическое обоснование, разработка, апробация и определение эффективности модели коррекционно-развивающей работы по формированию образов с использованием средств изобразительной деятельности у данной категории детей.

Объект исследования — особенности образов предметов у старших дошкольников с нарушением зрения.

Предмет исследования — коррекционная направленность изобразительной деятельности, способствующая формированию полноценных образов предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: учитывая многоуровневую структуру образов предметов, необходимо использовать средства изобразительной деятельности для коррекции особенностей образов предметов у дошкольников с нарушением зрения. Предполагается, что эффективность формирования и совершенствования полноценных образов предметов у детей с нарушением зрения может обеспечиваться в процессе реализации модели коррекционно-развивающей работы, направленной на активизацию потенциальных сохранных сенсо-моторных перцептивных возможностей детей, использование алгоритмов в процессе анализа, синтеза и сравнения строения объектов, с включением элементов традиционных и нетрадиционных изобразительных технологий в содержание коррекционных, общеобразовательных и комбинированных занятий.

Были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научные работы в сфере общей, возрастной и специальной психологии и педагогики по состоянию проблемы формирования образов предметов у детей дошкольного возраста для обоснования методологических подходов исследования.

2. Оценить состояние сферы образов предметов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением.

3. Разработать и апробировать модель коррекционно-развивающей работы по формированию адекватных образов предметов с использованием компонентов изобразительной деятельности у детей с нарушением зрения.

4. Определить эффективность коррекционной направленности изобразительной деятельности в процессе формирования образов предметов у дошкольников с нарушением зрения.

Методологической основой исследования стали положения общей, возрастной и специальной психологии и педагогики: о значении сензитивных периодов в развитии и, в частности, о значимости дошкольного возраста как важнейшего периода в развитии психических процессов ребенка (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин) — о соотношении зоны актуального и ближайшего развития (J1.C. Выготский) — о значимости деятельности в развитии психических процессов (П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. П. Рубинштейн и др.) — о соотношении первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта (J1.C. Выготский) — о синтезе биологических и социальных факторов компенсации (J1.C. Выготский) — о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения (М.И. Земцова, А. Г. Литвак, Г. В. Никулина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин, В. А. Фектистова и др.) — о роли изобразительной деятельности в гармонизации личности ребенка (Г.Г. Григорьева, С. К. Кожохина, Т. С. Комарова, B.C. Мухина) — о коррекционной значимости изобразительной деятельности в обучении детей с нарушением зрения (О.И. Егорова, В. П. Ермаков, Л. И. Плаксина, Н. А. Семевский и др.).

Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические — анализ медицинской, психолого-педагогической и методической литературы.

2. Эмпирические — изучение медико-педагогической документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный).

3. Статистические — качественная и количественная обработка результатов эксперимента, математический анализ полученных данных (угловое преобразование Фишера (критерий ср)).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— представлены новые научные данные об особенностях структурных компонентов и специфике формирования образов предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, которые позволяют индивидуализировать и дифференцировать коррекционно-развивающую работу по развитию и организации познавательной деятельности детей;

— научно обоснована принципиальная возможность формирования образов предметов у дошкольников с нарушением зрения с использованием средств изобразительной деятельности, имеющих коррекционную направленность;

— доказано, что представленная модель коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков формирования образов предметов средствами изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением зрения способствует, профилактике возникновения вторичных отклонений, коррекции уже имеющихся недостатков, положительному воздействию на развитие познавательной деятельности дошкольников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что.

— уточнены и конкретизированы теоретические положения специальной педагогики и психологии о соотношении первичных и вторичных дефектов у дошкольников с нарушением зрения;

— на основе выявления новых сведений об особенностях образов предметов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения обоснованы теоретические положения организации и технологии обучения этих детей умениям выделять и анализировать признаки предметов;

— теоретически обоснованы пути оптимизации формирования образов предметов в условиях специальной коррекционной направленности изобразительной деятельности.

Практическая значимость исследования:

— предложен комплекс диагностических заданий, позволяющих оценить уровень сформированности образов предметов у дошкольников;

— разработана модель коррекционно-развивающей работы по формированию образов предметов средствами изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

— представлена технология обучения детей умениям анализировать признаки предметов, которая может быть использована не только в изобразительной, но и в других видах деятельности детей;

— определены способы активизации родителей и их вовлечения в процесс развития у детей с нарушением зрения творческих способностей и обогащения сферы образов предметов;

— результаты экспериментального исследования включены в базовые курсы Специальной психологии (психологии детей с нарушениями зрения) и Специальной дошкольной педагогики, в спецкурсы и семинары для студентов ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» по специальности 50 717 — специальная дошкольная психология и педагогика, а также используются при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров для системы специального образования Вологодской области;

— разработаны и опубликованы учебные и учебно-методические пособия, в которых нашли отражение материалы диссертации.

Положения, выносимые на защиту: 1. Неполноценность зрительного восприятия у дошкольников отрицательно сказывается на формировании образов предметов как многоуровневом системном образовании, что проявляется в обеднении образов, нарушении их целостности, обобщенности, ограничивая познавательные возможности и социализацию этих детей.

2. Коррекционная направленность изобразительной деятельности, включая в себя общеразвивающие методы и нетрадиционные технологии, способствует обучению детей коррекционно-компенсаторным способам и приемам аналитико-синтетической деятельности, восприятию предметов на полисенсорной основе, расширению и обогащению образов предметов у старших дошкольников с нарушением зрения.

3. Модель коррекционно-развивающей работы по формированию образов предметов у детей с нарушением зрения с использованием средств изобразительной деятельности обеспечивает комплексность и оптимизацию педагогического процесса с учетом индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается научно-методологическими подходами, опирающимися на использование передовых технологий общей, специальной психологии и коррекционной педагогикииспользованием комплекса коррекционно-педагогических мероприятий, соответствующих целям, задачам и логике исследованияколичеством испытуемых и длительным временем проведения экспериментальной работыкомплексной качественно-количественной обработкой экспериментальных данных с использованием математической статистикипроверкой гипотезы и разработанными коррекционно-компенсаторными способами анализа и синтеза признаков предметов на практикереализацией результатов исследования в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками с нарушением зрения в условиях специального обучения в образовательном учреждении компенсирующего видаположительной оценкой результатов исследования практиками и специалистами, работающими в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе докладов на международных, межрегиональных, межвузовских, и городских научно-практических конференциях (Череповец, ЧТУ, 2002;2008 гг.- Москва, МПГУ, 2006 г.- Грязовец, 2006 г.- С.-Петербург, ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007;2008 г. г.- Минск, БГПУ им. Максима Танка, 2008 г.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии (дошкольной дефектологии) МПГУ (2003;2006 г. г.), использовались при чтении лекций и проведении семинаров со студентами ГОУ ВПО ЧТУ, обучающихся по специальности 50 717 (специальная дошкольная педагогика и психология) в учебных курсах «Дошкольная тифлопедагогика», «Психология детей с нарушениями зрения», «Методика обучения изобразительной деятельности» и в специальных методиках обучения детей с нарушением зрения (2002;2009 г. г.) — на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов, организованных Вологодским институтом развития образования и Центром повышения квалификации г. Череповца (2004;2009 г. г.), в ходе проведения научно-методических и научно-практических семинаров для тифлопедагогов СКОУ г. г. Череповца, Вологды, Грязовца.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения №№ 58, 77 (г. Череповец), 98 (г. Вологда), 5 (г. Сокол), а также массовых групп ДОУ №№ 77, 88 (г. Череповец) в период с 2003 по 2007 г. г.

На разных этапах в исследовании участвовало 100 детей старшего дошкольного (5−7-летнего) возраста: 50 детей с нарушением зрения и 50 нормально видящих детей.

Публикации. Основное содержание исследования отражено в 16 публикациях, общим объемом 4, 55 п.л. Две статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация изложена на 177 страницах и содержит 148 страниц основного текста работы, список литературы из 207 источников, три приложения. Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. Работа иллюстрирована 25 таблицами.

Результаты исследования подтвердили гипотезу и позволяют в перспективе подготовить рекомендации по формированию образов* предметов у дошкольников с нарушением зрения с использованием изобразительной деятельности для педагогов, воспитателей и родителей. i) 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема изучения особенностей образов предметов у детей с нарушением зрения как системного4 многоуровневого образования, а также разработка системы коррекционно-развивающей работы с участием изобразительной деятельности по их формированию является весьма актуальной и социально значимой.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена как ее неразработанностью, так и необходимостью комплексного коррекционно-педагогического вмешательства в процесс формирования образов предметов у детей с нарушением зрения, сензитивностью дошкольного возраста к изобразительной деятельности.

Научно-методической базой изучения сферы образов предметов и коррекционной направленности изобразительной деятельности на их формирование явились положения общей и специальной психологии о природе образов предметов, влиянии зрительного дефекта на развитие ребенкапедагогические положения о роли изобразительной деятельности в развитии дошкольников. Зрительные нарушения приводят к особенностям развития психических процессов ребенка, т.к. снижение качества зрительных ощущений влечет за собой понижение скорости и, точности зрительного восприятия, особенности формирования представлений, развития аналитико-синтетической деятельности, мнемических процессов, внимания, активного воображения, речи детей. '.

Анализ экспериментальных данных позволил выявить особенности образов предметов у детей с нарушением зрения в сравнении с их нормально видящими сверстниками. Дошкольники-с нарушением зрения при восприятии предметов опираются1 на неполноценное зрение, не используя остальные органы чувств. Это лишает образы целостности, предметности. Круг образов предметов дошкольников с нарушением зрения-оказался беднее в сравнении с показателями их нормально видящих сверстников. Дети с нарушенным зрением не дифференцируют обобщенные признаки предметов однойвидовой группы и характерные признаки конкретного объекта.

Для преодоления выявленных недостатков образов предметов была разработана модель коррекционно-развивающей работы, характеризующаяся, целостностью взаимодействующих между собой и окружающей средой участников педагогического процесса, направленная, на реализацию единой цели.

Разработка коррекционной направленности изобразительной деятельности на формирование образов предметов у детей с нарушением зрения осуществлялась с учетом, принципов обучения, сложившихся в общей педагогике, обучении изобразительной деятельности и тифлопедагогике:

Коррекционно-развивающий процесс был направлен на приобретение детьми практического опыта обследования предметов, на активизацию аналитико-синтетической деятельности, речи, моделирования и преобразования признаков-предметов и отношений между объектами в предметном и сюжет-но-тематическом изображении.

Важным моментом экспериментального обучения было использование традиционных и нетрадиционных технологий рисования и аппликации, позволяющие активизировать осязательное восприятие дошкольниковс нарушением зренияиспользование при построении изображения разработанных алгоритмов (словесных, графических и т. п.), позволяющих детям четко выделить все признаки предметов.

Следующим важным моментом в работе явилось то, что изобразительная деятельность использовалась на коррекционных, образовательных и разработанных в данном диссертационном исследовании комбинированных занятиях «Ознакомление с окружающим — Изобразительная* деятельность», в режимных моментах и в свободной деятельности детей-. Это способствовало формированию образов предметов как системного образования на всех уровнях.

Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов осуществлялась в следующих направлениях: 1) развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию1 признаков и свойств окружающей действительности- 2) развитие зрительно-двигательной координации, навыков осязательного обследования- 3) формирование полноценных, обобщенных представлений о предмете на основе восприятия его в разных модальностях, ситуациях, отношениях- 4) повышение речевой активности детей, расширение словаря детей за счет слов-названий предметов, их признаков, действий с ними, а также слов, отражающих пространственные отношения между объектами- 5) развитие аналитико-синтетической деятельности, формирование умений у детей анализировать предмет, сравнивать его с другими объектами, выделять особенности предмета, главные и второстепенные признаки, отличающие его от других подобных.

Многообразие игр, упражнений, наблюдений в изобразительной деятельности способствовало насыщению содержания образов, позволяло вовлекать детей в различные ситуации для обогащения чувственного, практического опыта и формированию прочных знаний и навыков.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволил судить об эффективности проведенного обучающего эксперимента. У детей ЭГ расширился круг образов предметов. Эти дети испытывали меньше затруднений в актуализации образов. Образы предметов наполнились содержанием, характеризовались целостностью, обобщенностью. В описании предметов указывались признаки, воспринимаемые всей системой сохранных анализаторов. Не было затруднений в словесном обозначении признаков предметов. У большинства испытуемых сформировалось понятие об иерархии? главных и второстепенных признаков объектов. Кроме того, у детей ЭГ было отмечено проявление творческих способностей в изображении (как словесном, так и графическом) предметов.

Условиями положительного результата работы являлись систематичность, дифференцированный подход в обучении детей с нарушением зрения, использование специальных методов обучения, включение знаний в практическую деятельность детей. При. соблюдении данных условий произошла не только коррекция образов предметов у детей с нарушением зрения, но и сама по себе сфера образов предметов стала мощным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие детей данной категории.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о положительном влиянии коррекционной направленности изобразительной деятельности на формирование образов предметов у старших дошкольников с нарушением зрения и подтверждают необходимость совершенствования учебного процесса в специализированных дошкольных учреждениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин.-С.-Пб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998.-379 с.
  2. Э.С. Бинокулярное зрение. Клинические методы исследования и восстановления / Э. С. Аветисов, Т. П. Кашенко // Клиническая физиология зрения.-М., 1993 .-С. 199−210.
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Уч. пособие / Под ред. Л. С. Цветковой.-М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-272 с.
  4. Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева.-М.: Академия, 2003.-60 с.
  5. Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников / Т.А. Басилова// Дефектология.-1995.-№ 6.-С. 38−47.
  6. В.А. Внеклассное изобразительное творчество в школе для слабовидящих детей / В. А. Бельмер. Эстетическое воспитание лицх глубоким нарушением зрения (из опыта работы в школе для слепых и слабовидящих детей: Сб. тр.-М.: Педагогика, 1989.-С. 23−30.
  7. В.А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I- IV кл.) / В. А. Бельмер // Дефектология.-1998.-№ 6.-С. 32−37.
  8. М.Э. Особенности зрительного восприятия младших школьников с нормальным и глубоко нарушенным зрением: Дис.. канд. псих, наук / М.Э. Вернадская-М., 1999.-179 с.
  9. И.С. Специфика понимания детьми с ЗПР графических изображений: Дис.. канд. пед. наук /И.С. Богачек.-С.Пб., 2002.-178 с.
  10. Ю.Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова М.: Издательский центр «Академия», 2002.-С. 51−60.
  11. П.Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание.-2002.-№ 2.-С. 2−6.
  12. Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком / Дж. Брунер. Психология мышления: Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова.-М., 1981.-С. 87−88.
  13. Д. Психология познания / Д. Брунер.-М.: Прогресс, 1977.—413 с.
  14. М.Брунер Д. Развитие процессов представлений у детей / Д. Брунер // Вопросы психологии.-1968.-№ 5.-С. 135−145.
  15. К. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А. А. Бюллер. -М.: Просвещение, 1972.-168 с. с ил.
  16. К. Очерк духовного развития ребенка/ К. Бюллер.-М., 1930.-222 с.
  17. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для-родителей / Под ред. В.А. Феоктистовой-М.: Логос, 1993.-90 с.
  18. Л.С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.-Т. З.-М.: Педагогика, 1983.-С. 5−328.
  19. Л.С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский.-СПб.: Изд. «Лань», 2003.-656 с. (С. 130−149).
  20. Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.-М.: Экс-мо, 2004.-507 с.
  21. П.Я. Лекции по психологии / Н. Я. Гальперин.-М.: «КДУ», 2005.-398 с.
  22. С.М. Особенности обучения слепых графике. Мет. пособие для пед. институтов и учителей школ слепых / С. М. Гибор.-М.: УЧПЕДГИЗ, 1935.48 с.
  23. Л.П. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения/ Л. П. Гладких, Л.И. Плак-сина // Дефектология -1988.-№ 2 -С. 66−69.
  24. Т.П. Психологические особенности формирования обобщенного способа умственной деятельности у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Головина.Л., 1970.-19 с.
  25. Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью/ Е. Л. Гончарова // Дефектология-1986.-№б.-С. 13−20.
  26. Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Г. Гре-гушова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2003 № 5.-С. 52−55.
  27. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Уч. пособие / Г. Г. Григорьева.-М.: Академия, 1998.-270 с.
  28. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева.-М.: Академия, 2000.-343 с.
  29. Л.П. Методики формирования зрительных образов на коррек-ционных занятиях в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения / Л. П. Григорьева, И. М. Муфлех // Дефектология-1992.-№ 4.-С. 3135.
  30. Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения: Уч.-метод. пособие / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский.-М.: НИИ Дефектологии, 1990.-78 с.
  31. Л.П. Особенности зрительного опознания изображений слабовидящими школьниками / Л. П. Григорьева // Дефектология.-1984.-№ 2.-С. 22−28.
  32. Л.П. Психофизиология зрительного восприятия слабовидящих школьников: Автореф. дис.. док. псих, наук / Л.П. Григорьева-М, 1985.-29 с.
  33. Л.А. Комплексное лечение-амблиопии и косоглазия в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированном детском саду: Автореф. дис. канд. мед. наук / Л. А. Григорян.-М., 1980.-17 с.
  34. И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе: Уч. пособие/ И. А. Грошенков.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.-223 с.
  35. И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности / И. А. Грошенков // Дефектология.-1980.-№ 6.-С. 45−53.
  36. В.П. Основы и перспективы социальной" адаптации лиц с пониженным зрением/ В. П. Гудонис.-М.-Воронеж: НПО «Модек», 1999.-277с.
  37. .Г. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности на занятиях с глухими детьми / Ж. Г. Давыдова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.—2005.-№ 6.-С. 22−25.
  38. Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г. Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян—М.: Советский спорт, 2000.-155 с.
  39. Дети с проблемами- в развитии / Под ред. Л. П. Григорьевой.-М.: ИКЦ «Академкнига», 2002.-415 с.
  40. Детская практическая психология / Под. ред. Т. Д. Марцинковской.-М.: Гардарики, 2004.-253 с.
  41. Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-96 с.
  42. Т.А. Пути оптимизации сенсорного воспитания детей младшего школьного-возраста с нарушением зрения: Дис.. канд. пед. наук / Т. А. Дорофеева.-М., 2002.-121 с.
  43. Дошкольное образование. Словарь терминов / Н. А. Виноградова и др.-М.: Айрис-пресс, 2005.-400 с.
  44. Дружинина J1.A. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием. иамблиопией: Дис.. канд. пед. наук / JI.A. Дружинина.-М., 2000.-160 с. с ил.
  45. И.В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М Прихожан-М.: Академия, 1999.-461 с.
  46. Дьяченко М.И.' Психология. Словарь-справочник / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович.-Минск: Хэлтон, 1998.-399 с.
  47. О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева.-М.: Педагогика, 1984.-128 с.
  48. Евлахова.Э. А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательных школ: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Э. А. Евлахова.-М., 1958.-16 с.
  49. Егорова 0: И. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми, имёющими нарушения зрения / О. И. Егорова. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. тр.-Вып. 2.-М., 2001.-С. 16−26.
  50. Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников-с разным уровнем умственной.недостаточности / Е.А. Ек-жанова.-С.-Пб.: Сотис, 2000.-255 с.
  51. Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: Дис.. док. пед. наук / Е. А. Екжанова.-М., 2003 .-372 с. с ил.
  52. В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. Учебное пособие/В.П. Ермаков.М.: ВОС, 1988.-48 с.
  53. В.П. Коррекционно-воспитательная работа в школе для слепых и слабовидящих детей / В. П. Ермаков, В. Ф. Мачихина // Дефектология:-1977.-№ 1.-С. 89−92.
  54. В.П. Научные основы обучения.слепых и слабовидящих учащихся специальной графике и ее роль в-подготовке к трудовой деятельности: Автореф. дис.. док. пед. наук/В.П. Ермаков.-М., 1986.-42 с.
  55. В.П. Разработка методов подбора и построения графической наглядности для слабовидящих в целях социально-трудовой адаптации. / В. П: Ермаков. Тезисы докладов VIF Всероссийских чтений: Сб. тр.- Ml, 1985.-С. 46.
  56. В.П. Таблицы для подбора и построения графических изображений при нарушении зрения / В. П. Ермаков.-М.: ВОС, 1988.-36 е., 32 табл.
  57. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения / Акопова А. Ф., Руденко Л. А., Сербина Л. Ф. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 1.-С.25−27.-№ 3.-С.25−29.-№ 4.-С. 13−18.
  58. B.C. Особенности представлений о неживой природе и интереса к ней у слепых дошкольников / B.C. Изотова // Дефектология.-1982.-№ 1—С. 46−50.
  59. В.З. Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедагогики: Дис.. док. пед. наук / В. З. Кантор.-СПб., 1997.-459 с. ил.
  60. Е.Б. Изучение формирования предметных представлений у детей с ослабленным зрением / Е. Б. Карпушина, И. В. Юганова // Дети с проблемами в развитии.-2004.-№ 1.-С. 13−15.
  61. Карпушина1 Е. Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Карпушина.-М., 2001—177 с.
  62. М.В. Исследование индивидуальных различий у детей с глубокими- нарушениями зрения / М: В. Коган // Дефектология.-1978.-№ 3.-С. 9−12.
  63. С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина.-М.: Творческий центр Сфера, 2002.-191 с.
  64. Коллективное творчество^ дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.
  65. Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: псиsхологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.'Л. Коломин-ский, Е. А. Панько, С.А. Игумнов- СПб.: Питер, 2004.-480 с.
  66. Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности / Т. С. Комарова. Психология дошкольника: Хрестоматия / Составитель Г. А. Урунтаева.-М., 2000.-С.47−54.
  67. Т.С. Преемственность, в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе / Т. С. Комарова, О.Ю. Зы-рянова.-М.: Педагогическое общество России, 2002—160 с.
  68. Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т. С. Комарова, А.В. Размыслова--М: Педагогическое общество России, 2002.-141 с.
  69. ИТ. Игра и творчество в развитии общения старших дошколь-. ников с нарушениями, зрения* (креативная игра-драматизация): Метод, пособие/И:Р.Корнилова.-М-.: Экзамен, 2004.-159 с.
  70. С.М. Уроки изобразительного искусства для детей 5−9 лет / С. Н. Корнилова, А. С. Галанов.-М: Рольф, 2000.-160 с.
  71. Н.С. Значение: предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника / Н! С. Костгочек // Дефектология-1988.-№ 3.-С.70−75.
  72. Н.С. Рисование слепых по методу Джорджа Уолли / Н.С. Кос-тючек //Специальная школа.-1967.-№ 6-С. 71−77.
  73. Кузнецова F. B- Коррекционно-развивающие занятия: по: обучению графическим навыкам детей 5−7 лет с проблемами в развитии средствами изо-деятельности. Пособие для родителей, воспитателей и дефектологов / Г. В.
  74. Кузнецова.-М-: Издательство «ГНОМшгД», 2002.-32 с.
  75. Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых / Ю. А. Кулагин.-М": Педагогика- 1969:-295 с:
  76. А.Н. Психология образа / A. Hi Леонтьев // Вестник МГУ-Сер. 14. Психология,. 1979.-№ 2.
  77. Леонтьев- А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. Избр: психол. труды в 2-х т.-М.: Педагогика, 1983-Т. 2-С. 94−231.
  78. А.Г. Пути развития отечественной тифлопсихологии: Автореф. дис.. докт. псих, наук / А. Г. Литвак.-Л., 1974.-43 с.
  79. А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие / А. Г. Литвак.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-270 с.
  80. В.И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей: Автореф. дис.. док. псих, наук / В. И. Лубовский.-М., 1975.-31 с.
  81. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. Из опыта работы / Н. Б. Лурье.-М.:Просвещение, 1979:-103 с.
  82. А.С. Мир эстетического восприятия незрячих / А.С. Майда-нов.-М., Рос. гос. библ. для слепых, 2003.-189 с.
  83. Л.К. Использование произведений изобразительного искусства в процессе обучения слабовидящих школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. К. Малштейн.-М., 1970.-19 с.
  84. Л.К. Особенности эстетического восприятия произведений изобразительного искусства слабовидящими детьми / Л.К. Малштейн<7/ Дефектология-1983.-№ 4 -С. 22−26.
  85. А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева—Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.-С. 48−131.
  86. Г. М. Сравнительное изучение формирования представлений у слабовидящих и нормально видящих учащихся 4 класса: Дис. канд. пед. наук / Г. М. Милаева.-Л., 1969.-161с.
  87. Н.Г. Плоскостное конструирование как средство развития пространственных представлений у дошкольников с косоглазием и амблиопией / Н. Г. Минаева // Дети с проблемами в развитии-2005.-№ 2-С. 12−15.
  88. С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях/С.А. Миронова.-М.: Просвещение, 1991.-С. 98−115.
  89. И.А. Практикум по психологии лиц с нарушением слуха / И. А. Михаленкова — Пб., Институт специальной педагогики и психологии, 2002.-С. 34−39.
  90. И.С. Теоретические основы коррекционно-воспитательного процесса в младших классах школы слепых: Автореф. дис.. док. пед. наук / И. С. Моргулис.-М., 1984.-31 с.
  91. B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина.-М.: Академия, 1999.-453 с.
  92. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина -М.: Педагогика, 1981.-240 с.
  93. Мясникова JLB. Развитие осязания и мелкой моторики* у младших школьников с нарушением зрения в процессе коррекционного обучения: Дис.. канд. пед. наук / JI.B. Мясникова.-Мц 2005.-185 с.
  94. О.Е. Система коррекционно-воспитательной работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием / О. Е. Незнамова. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. тр. / ЛГПИ.-Л., 1981.-С. 102−107.
  95. А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения: Дис.. канд. пед. наук / А. В. Никитина.-СПб., 2004.-224 с.
  96. Н.Н. Творчество-и мозг / Н. Н. Николаенко.-СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 2001.-344 с.
  97. Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Уч. пособие /
  98. Г. В. Никулина, JI.B. Фомичева, Е. В. Артюкевич — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.-86 с.
  99. Г. В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения: Дис. .док. пед. наук / Г. В. Никулина.-СПб., 2004.-499 с.
  100. И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И.В. Но-вичкова.-М., 1997.-16 с.
  101. Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-444 с.
  102. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова.-М.: Тривола, 1995.-360 с.
  103. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным. зрением: Методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной.-С.-Пб.: Образование, 1995.-131 с.
  104. Основы специальной психологии: Уч. пособие / Под ред. Л.В. Кузне-цовой.-М.: Академия, 2002.-С. 187−226.
  105. М.В. Психологическая природа детского рисования / М. В. Осорина, О.А. Некрасова-Каратаева // Искусство в школе.-1995.-№ 3.-С. 62−66.
  106. В.Г. Рельефная наглядность в системе обучения и эстетического воспитания лиц с нарушением зрения. Методическое пособие / В. Г. Першин.-М.: ВОС, 1985.-73 с.
  107. Ю.И. Особенности восприятия-рельефно-графических пособий незрячими / Ю. И. Петров, Е. Н. Руцкая.-М.: ВОС, 1993.-59 с.
  108. . Избранные психологические труды / Ж. Пиаже.-М., 1 969 659 с.
  109. . Теория Пиаже // История зарубежной психологии: 30−60 г. XX в. Тексты / Ред. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан.-М.: Изд-во МГУ, 1986.-С. 232−292.
  110. Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир / Л. И. Плаксина // Воспитание слабовидящего ребенка в семье.-М., 1986.-С. 39−46.
  111. Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах с нарушением зрения / Плаксина Л. И. Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения: Сб. тр.-М., 1980.-С. 39−46.
  112. Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей / Л. И. Плаксина // Дефектология—1983.-№ 6.-С. 69−74.
  113. Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Кн.-М., 1997.-С. 100−105.
  114. Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения: Дис. док. псих, наук / Л. И. Плаксина.-М., 1998.-299 с.
  115. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина.-М.: Город, 1998.-262.
  116. Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: Учеб-метод, пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Плаксина.-М.: Гуманитарный изд. центр Вла-дос, 2008.-87 е.: ил.
  117. Н.Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков.-М.: Педагогика, 1977.-272 с.
  118. Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки / Е.Н. Подколзина//Дефектология.-1994.-№ 3.-С. 74−77.
  119. Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3−4 лет с косоглазием и амблиопией: Дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Подколзина.-М., 1998.-132 с.
  120. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю. А. Полуянов.-М., Рига, 2000.-160 с.
  121. А.В. Занятия изобразительным творчеством в начальной школе слабовидящих. Методические рекомендации к урокам изобразительного искусства / А. В. Потемкина.-СПб.: Изд. РИТУ им. А. И: Герцена- 2003.-109 с.
  122. Потемкина8 А. В. Методика обучения’изобразительной деятельности и тифлографике. Учебно-методическое пособие / А. В. Потемкина.-СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.-90 с.
  123. А.В. Методическое сопровождение процесса обучения изобразительной творческой деятельности слабовидящих младших школьников: Дис.. канд. пед. наук/ А. В. Потемкина.-СПб., 2003.-249'с.
  124. Программа воспитания в детском саду / Под ред. М. А. Васильева.-М.: Просвещение, 1982.-С. 120−122, 145−147.
  125. Программа по графике для школ слепых.-М.: Учебно-педагогическое изд. Мин. Проев: РСФСР, 1954.-24 с. '
  126. Программы специальных (коррекционных)-образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа) / Под ред. Л. И. Плаксиной.-М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1997.-326 с.
  127. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.-М.: Педагогика, 1983.-448 с.
  128. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной.-М.: «Налоговый вестник», 2004.-320 с.
  129. Т.Д. Психолого-педагогические условия формирования целостных образов изучаемых объектов / Т. Д. Пускаева. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии: Кн. / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1991.-С. 15−17.
  130. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Педагогика, 1986—224 с.
  131. Рельефное рисование в I-V классах школ слепых детей. Разработка планов уроков.-М.: Просвещение, 1968.-64 с.
  132. Л.А. Коррекция недостатков развития конструктивной- деятельности у дошкольников с косоглазием и амблиопией: Дис.. канд. пед. наук / Л. А. Ремезова.-М., 1998.-184 с.
  133. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой-М.: ТЦ5 Сфера, 2005.-128 с.
  134. В.К. Виды и особенности творческой деятельности слепых детей / В. К. Рогушин. Тезисы докладов и сообщений VII международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и творчество»: Сб. тр.-СПб.: Изд. СПб ГТУ, 2000.-С. 91−94.
  135. С.П. Основы общей психологии / Рубинштейн С.П.-СПб.: Питер, 1999.-705 с.
  136. Л.В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников, с нарушением зрения в условиях специального детского сада: Дис.. канд. пед. наук / Л. В. Рудакова.-Л., 1987.-237 с.
  137. Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения / Л. В. Рудакова // Вопросыобучения и воспитания слепых и слабовидящих-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982.-С. 74−85.
  138. Н.П. Рисование в детском саду / Н. П. Сакулина.-М., 1 965 214 с.
  139. А.Ф. Сравнительное исследование процесса формирования представлений слепых младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектом: Дис.канд. пед. наук/ А. Ф. Самойлов.-Л., 1971- 179 с.'
  140. Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е. Е. Сапогова.-Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.-264 с.
  141. Сапогова' Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей шести -семилетнего возраста / Е. Е. Сапогова // Возрастная психология.-1986.-№ 4.-С. 36−43. •
  142. О.П. Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения / О. П. Сапронова // Воспитание и обучение детей с нарушениями разви-тия.-2003.-№ 5-С. 15−17.
  143. Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения/ Л.С. Се-ковец.гН.Новгород: Изд. Ю. А. Николаев, 2001.-168 с. илл.
  144. Л.С. Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с монокулярным зрением: Дис.. док. пед. наук / Л.С. Се-ковец.-М., 2002.-292 с. с ил.
  145. Е.В. Коррекционная направленность занятий по формированию представлений о себе у дошкольника с нарушением зрения: Дис.. канд. пед. наук/Е.В. Селезнева.-М., 1995.-151 с.
  146. Дж. Очерки по психологии детства / Селли Дж.-М., 1901.-456 с.
  147. Н.А. Обучение рисованию в школе слепых / Н.А. Семев-ский.-М.: УЧПЕДГИЗ, 1960.-214 с.
  148. Н.А. Обучение графике в школе слепых / Н. А. Семевский.-М.: УЧПЕДГИЗ, 1952.-205 с.
  149. И.А. Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушением зрения / И. А. Семченкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 4.-С. 18−19.
  150. С.К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития / С. К. Сиволапов // Дефектология.-1984.-№ 2.-С. 13−21.
  151. Е. Методы математической обработки в психологии / Е. Сидоренко -СПб.: ООО «Речь», 2003.-350 с.
  152. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин—Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  153. Е.О. Детская, психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова- М.: ВЛАДОС, 2003.-368 с.
  154. Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста / Л. И. Солнцева.-М.: Полиграф-сервис, 1997.-121 с.
  155. Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология.-1983.-№ 4:-С. 54−58.
  156. Л.И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология.-1995.-№ 6.-С. 21−25.
  157. Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях / Л. И. Солнцева // Дефекто-логия.-2000.-№ 4.-С. 3−8.
  158. Л.И. Развитие компенсаторных процессов, у слепых детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. док. псих, наук / Л.И. Солнцева-М., 1978.-43 с.
  159. Л.И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева.-М-.: Полиграф-сервис, 2000.-125 с.
  160. Теоретические и методические вопросы обучения слепых-^ слабовидящих: Межвузовский. сборник научных трудов'/ Под ред. А.Г. Литвака-Л.: ЛГПИим. А. И. Герцена, 1987.-162 с.
  161. .К. Тифлопедагогические основы коррекционноразвивающего обучения: Автореф. дис. док. пед. наук / Б.К. ТупоноroBi-M., 1996.-45 с.
  162. .К. Учет офтальмологических рекомендаций при организации учебно-воспитательной, работы с учащимися, имеющими зрительный дефект / Б. К. Тупоногов // Дефектология -1998.-№ 5.-С. 58−63.
  163. И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И. В. Тюфанова.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-80.С.
  164. К.К. Увлекательное, рисование, методом тычка с детьми 3−7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир / К.К. Утробина- Г. Ф. Утробин — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.-64 с.
  165. В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием / В. А. Феоктистова, Л. В. Егорова, Е.С. Незна-мова // Опыт изучения аномальных дошкольников-Л., 1978.-С. 123−126.
  166. В.А. Распознавание и понимание картин и рисунков учениками 1−3 классов школы.слабовидящих: Дис.. канд. пед. наук / В. А. Феоктистова.-Л., 1956.-555 с.
  167. Фильчикова’Л. И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения: Дис.. док. псих, наук / Л. И. Фильчикова.-М., 1999.-234 с.
  168. Н.С. Конкретизация представлений о живой природе у слепых детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. С. Царик.-М., 1966.-18 с.
  169. Л.С. Роль зрительного образа в формировании-речи у детей с. различными формами речевой патологии / Л. С. Цветкова, Т.М. Пирцха-лайшвили // Дефектология.-1975.-№ 5.-С. 11−18.
  170. Т. Об условиях проведения-коррекционной работы в тифлопедагогическом кабинете / Т. Шалыгина // Дошкольное воспитание-2004.-№ 12.-С. 69−72.
  171. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко-М.: Гардарики, 2004.-349 с. г
  172. С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении / С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 2.-С. 23−27.1
  173. Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н. Шматко // Дошкольное воспитание-1998.-№ 3.-С. 77−81.
  174. Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин-М.: Педагогика, 1989.-304 с.
  175. В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7−14 лет / В.В. Ячменёва-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-184 с.
  176. Brookes М. Drawing with children / М. Brookes-Los Angeles: Jeremi P. Tarcher, Inc., 1986 -211 p.
  177. Woodworth R.S. Experimental Psychology / R.S. Woodworth-London, Me-thuen, 1950.-365 p.
  178. Sachsenweger R. Stereoschubungen ein Bilderbuch fur Kinder von 4 bis 10 Jahren/R. Sachsenweger-Lripzig, 1977.-62 s.
Заполнить форму текущей работой