Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Литературное краеведение как культурологическая проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое значение приобретает сегодня литературно-краеведческая работа в средней школе, которая должна отвечать новым парадигмальным требованиям. Важнейшие из них: создание в школах собственных фондов литературно-краеведческой и соответствующей исторической и методической литературысоздание школ литературных экскурсоводовсоздание школьных литературных музеев. Очень важна при этом интеграция… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
    • 1. 1. Литературное краеведение: теоретические основания и социокультурные функции ^
    • 1. 2. Развитие литературного краеведения в культуре мордовского края
    • 1. 3. Литературное образование в процессе воспроизводства культуры: краеведческий аспект
  • ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ МОРДОВСКОГО КРАЯ
    • 2. 1. Новая парадигма литературного краеведения в учебном заведении
    • 2. 2. Освоение культурно-образовательного потенциала литературного краеведения в Республике Мордовия ^^
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Литературное краеведение как культурологическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Существует тонкая и сложная связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [144, с. 52 -59]. Местное и мировое, индивидуальное и общечеловеческое в классических произведениях художественной литературы находятся в состоянии взаимопроникновения, составляют гармоническое целое, ведут к одной целивоплощению духовных ценностей и культурных идеалов в живых и конкретных образах. Особая роль в установлении взаимосвязи литературы и культуры принадлежит литературному краеведению.

Литературное краеведение — специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения» [240, с. 57]. Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений те, которые имеют отношение к литературному наследию края. Повседневная жизнь людей, история, природа, перенесенные в художественный контекст, обретают при этом эстетическую значимость и становятся «носителями сюжетного развития» (Ю. М. Лотман) культуры в крае. Таким образом, литературное творчество предстает в особой проекции — одновременно как производное и культуроформирующее основание повседневной жизни.

Мордовский край имеет богатую литературную историю, связанную с именами А. С. Пушкина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. П. Огарева, А. Н. Полежаева, Л. Н. Толстого, А. М. Горького, С. А. Есенина, многих других выдающихся русских писателей, включая активных участников современного литературного процесса. Изучая особенности литературного процесса в мордовском крае, литературное краеведение способно активизировать в нем моделирующие возможности отечественной культуры.

Понятие «мордовский край» (семантически соотносящееся с общим понятием «краеведение»), включает в себя исторически складывавшиеся, зафиксированные в художественных текстах и документах территории проживания мордвы, выходящие за пределы нынешних административных границ Республики Мордовия. Так, в литературно-краеведческом аспекте культура мордовского края предполагает «выходы» в Пензенскую, Нижегородскую, Ульяновскую области. Культурным центром края при этом, конечно же, остаются Республика Мордовия и Саранск — ее столичный город.

Литературная история края постоянно привлекает к себе внимание гуманитариев различного профиля, но обобщающих работ, посвященных литературному процессу в мордовском крае в его исторической динамике, до сих пор нет. На сегодняшний день накоплен большой массив литературно-краеведческих изысканий, но сами они не были еще предметом исследования. В Республике Мордовия сегодня активно идет литературный процесс, формы и направления которого также требуют комплексного культурологического изучения. Литературное краеведение, рассмотренное в контексте культурологии, способно выявить механизмы взаимовлияния литературы и культуры через обнаружение связей между литературной историей края (включая новейший литературный процесс) и культуротворчеством в нем.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена также общим состоянием культуры в России, отмеченным снижением духовных запросов общества, ослаблением интереса к чтению и книге, особенно в молодежной среде. Между тем именно традиция «серьезного чтения» формировала культурную атмосферу нашей страны и определяла вектор ее исторического развития. Восстановление культурного потенциала страны возможно через активизацию внимания общества к содержанию и форме литературного образования. Необходимо изучить возможности литературного краеведения и его способности к организации местного культурного пространства в условиях глобализации.

Литературное краеведение может сыграть особую роль в воспроизводстве лучших традиций русской классической литературы, накопившей огромный опыт одновременно экстрагирования и культурной концентрации, сосредоточенности на лучших чертах народа, его исторической целеустремленности к «правде жизни», сохранении высших духовных ценностей. Включенное в стратегический план развития культуры в мордовском крае, литературное краеведение способно активизировать интерес к классической литературе, серьезному чтению и тем самым составить альтернативу массовой культуре, заполнить «пробелы» в процессе воспитания и формирования высокодуховной личности — основного носителя и творца культуры, в программе возвращения России статуса «самой читающей страны».

Степень теоретической разработанности проблемы.

Междисциплинарный характер исследования потребовал привлечения широкого круга источников.

Концептуально-методологический характер имеют труды по актуальным проблемам философии, теории и истории культуры, литературы-С. С. Аверинцева, А. И. Арнольдова, Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Н. Я. Данилевского, М. С. Кагана, К. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, П. А. Сорокина, П. А. Флоренского, О. Шпенглера и др.

Концептуально-теоретическую основу исследования определили труды по краеведению и литературному краеведению. Об использовании местного материала в процессе обучения и воспитания писали еще в XVII в. Я. А. Коменский, в ХУШ-Х1Х вв. — А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо.

В России эту идею развивали Н. X. Вессель, Е. А. Звягинцев, Н. И. Новиков, Д. Д. Семенов, К. Д. Ушинский и др. В отдельных аспектах литературное краеведение рассматривалось в трудах выдающихся методистов второй половины XIX века В. И. Водовозова, В. П. Острогорского и В. Я. Стоюнина. Практическому внедрению краеведческого подхода в обучение, в частности, введение в систему образования специального предмета «отечествоведение», посвящена работа А. Карповой. В начале XX в. Б. Ф. Адлер высказывает идеи о внедрении этнографии в литературные программы средней школы. Особое значение имеют научно-теоретические труды по проблемам краеведения основателей «петербурговедения» Н. П. Анциферова, И. М. Гревса.

Педагогические основы советского краеведения разработаны в трудах П. П. Блонского, Г. Ф. Гудкова, П. В. Иванова, Н. К. Крупской, Р. Р. Мунирова, Л. П. Пинкевича, М. Н. Покровского, И. В. Соколовской, К. В. Строева.

Вопросы организации краеведческой работы в процессе изучения литературы в школе достаточно полно освещены в исследованиях П. С. Бейсова, Э. Г. Беккера, Л. М. Белоруссова, Н. X. Весселя, М. Г. Качурина,.

A. И. Княжицкого, П. В. Куприяновского, Н. А. Милонова, И. И. Пашининой, Л. П. Прессмана, А. Г. Прокофьевой, Л. С. Скепнер, Л. А. Соловьева, Н. П. Терентьевой, Ю. С. Широковского, М. Д. Янко и др.

Роль литературных экскурсий в культурном воспитании подчеркивали известные ученые: Н. П. Анциферов (1922; 1924; 1926; 1929) — Н. С. Ашукин (1924) — Д. Д. Благой (1926) — М. В. Веселовский (1921) — М. О. Гершензон (1914) — И. М. ГревсН. К. Пиксанов (1928) — Н. Н. Фатов и др.- начиная с М. А. Рыбниковой, методисты советского времени Г. Л. Ачкасова, П. А. Бурдейный, В. С. Габо, В. П. Герасимов, Я. С. Духан, Н. П. Лощинин,.

B. Я. Лящук, А. Е. Ставровский проанализировали методику экскурсионной работы в системе преподавания литературывклад в разработку методики походов, организации кружков, музеев, клубов по литературному краеведению внесли: М. Бороздинов, Ю. Б. Верольский, В. П. Ершов, П. В. Иванов, Н. Л. Касимов, 3. А. Огризко, Р. П. Осипчук, В. Г. Смирнов, И. Е. Солодовников, М. А. Успенский, В. П. Финкельштейн, Н. П. Фокеева, Г. Ю. Элькинвозможность использования краеведческого материала на уроках внеклассного чтения и на факультативных занятиях, а также приемов включения материалов по литературному краеведению на уроках рассматривали.

Л. Г. Басырова, А. Б. Богоявленский, Н. И. Ганнусенко, Т. Д. Зеушева, В. Г. Маранцман, Л. М. Остераг, Я. А. Роткович, А. В. Рыжеволова.

В 80−90-е годы XX в. выходят работы В. В. Аристова, В. С. Баниге, И. В. Берельковского, В. Д. Васильевой, Н. И. Ганнусенко, И. И. Кочеткова, Т. А. Кругаевской, М. А. Никоновой, В. Н. Патрушева, Р. Н. Порман, 3. И. Рабецкой, К. В. Стародуба, В. А. Сушицкого, Е. Флейман о Вологодском, Московском краеведении, литературном краеведении в школах Севера, Петербурга, Центрального района, Западной Сибири, Брестчины, Оренбургского края, Поволжья и т. д.

Ученые все чаще говорят о путях включения литературно-краеведческого материала в широкое литературное образование.

Начало литературно-краеведческим исследованиям в мордовском крае в XX веке положил труд выдающегося ученого-краеведа И. Д. Воронина «Литературные деятели и литературные места в Мордовии». Позже появились исследования мордовских филологов Н. И. Черапкина, пензенского писателя О. М. Савина. Большой вклад в историю литературы и культуры мордовского края сегодня вносят труды Н. И. Ворониной.

Различным аспектам истории и культуры мордовского края посвящены работы С. Б. Бахмустова, Н. Л. Васильева, Н. М. Инюшкина, И. В. Клюевой, А. А. Котлова, В. Н. Куклина, В. И. Лаптуна А. С. Лузгина, Н. Ф. Мокшина, А. Б. Танасейчука, Л. Н. Францевой, В. А. Юрченкова и др.

Объект исследования — литературное краеведение как самостоятельная область культурологического знания.

Предмет исследования — литературное краеведение как культурологическая проблема (на примере мордовского края).

Цель исследования — выявление культуроформирующих возможностей литературного краеведения в мордовском крае.

Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

— Выявление теоретических оснований литературного краеведения и его современных социокультурных функций.

— Рассмотрение особенностей развития литературного краеведения в культуре мордовского края.

— Анализ содержательной связи между литературным образованием и воспроизводством культуры в мордовском крае.

— Изучение форм включения литературного краеведения в практику учебных заведений Республики Мордовия.

— Описание основных направлений развития и разработка актуальных форм литературного краеведения в современной культуре мордовского края, выявляющих его просветительский и культуроформирующий потенциал.

Рабочая гипотеза исследования.

Диссертант исходит из утверждения о том, что литература является моделирующим фактором культуры, формирующим направление развития общества. Литературное краеведение связывает семантику русской литературной традиции (поиск истины, смысла жизни, обостренная этикоцентричность) с запросами современных носителей культуры на определенной территории, в частности, в Республике Мордовия. Литературное краеведение здесь имеет тенденцию к культурному расширению: от конкретно-образовательной специфики (в школе) в XX в. — к системе широкого литературного просвещения (в социальной практике и виртуальном пространстве) в XXI в. Внедренное в стратегический проект развития культуры, оно может сыграть особую роль в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и активно влиять на процесс воспроизводства культуры в мордовском крае, активизировать интерес к литературе и чтению и тем самым составить альтернативу массово-информационной культуре.

Эмпирическую базу исследования составили:

— краеведческие исследования мордовского края, включая изыскания в области его литературной истории;

— публикации в периодических изданиях России и Республики Мордовия по частным аспектам литературной жизни в мордовском крае;

— материалы литературных сайтов в сети Интернет, раскрывающие содержание современного литературного процесса;

— материалы официальных сайтов библиотек Республики Мордовия, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование оказалось возможным благодаря комплексному анализу специфических явлений духовной сферы (литературное творчество, художественные концепты, терраи хронотопика) на основе междисциплинарного подхода. Он позволил объединить в целостную систему знания данные таких гуманитарных дисциплин, как краеведение, литературоведение, история, психология, педагогика. При этом исследование имеет выраженную культурологическую направленность: ее обеспечивает опора на теорию культуры, рассматривающую последнюю как специфическую социальную деятельность по формированию генеральных смыслов бытия, «программы» развития общества.

Ведущим для данной работы является принцип системности, который определил соответствующие методы исследования и их иерархию:

— интегративный метод позволил применить данные различных областей гуманитарного знания к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

— сравнительно-исторический метод позволил выявить особенности современного этапа эволюции литературного краеведения в мордовском крае;

— аналитико-интерпретативный метод позволил обнаружить формы сопряженности литературного краеведения и многоаспектной культурной деятельности (сфера образования, туризм, музейное дело, средства массовой информации);

— метод психолого-педагогического анализа позволил выявить насущную потребность современного общества в «воспитании литературой» с применением регионального компонента в условиях образовательных учреждений среднего уровня, в повседневной культурной практике, в виртуальном пространстве;

— историко-литературный метод позволил выделить краеведческий компонент в системе школьного литературного образования и сформулировать концепцию преподавания литературного краеведения в школах Республики Мордовии.

— системно-функциональный метод дал возможность обнаружить общую культурологическую основу разнообразных форм современной литературной деятельности и выявить культурные функции литературного краеведения в крае.

Научная новизна работы. Впервые проведено комплексное культурологическое исследование литературного краеведения на материале мордовского края: с момента становления данного направления культурологического знания до этапа его современного существования. В ходе исследования получены следующие результаты:

— в систематизированном виде представлена история развития литературного краеведения в России, выявлены его теоретические основания и социокультурные функции;

— показаны направления и особенности развития литературного краеведения в культуре мордовского края;

— рассмотрена проблема воспроизводства отечественной культуры через внедрение литературного краеведения в программу литературного образования в мордовском крае;

— представлена парадигма литературного краеведения в современном учебном заведении (на примере средних школ Республики Мордовия);

— показаны просветительские и культуромоделирующие возможности литературного краеведения в культуре мордовского края.

Результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Литературное краеведение — специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем — выделившись в самостоятельную исследовательскую область в 20-е годы XX в. из общего краеведческого контекста, сформировано поэтапным междисциплинарным взаимодействием истории литературы, краеведения, педагогики. Теоретические основы литературного краеведения составили идеология просвещения, обоснование краеведческого компонента в образовании, моделирование культурного процесса. Расширение теоретического фундамента обеспечивают литературоведение, история, культурология, позволяющие выявить социокультурные функции литературного краеведения: литературное образование, передача культурных традиций, патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание населения.

2. Литературная история мордовского края позволяет говорить об уникальности его культурного ландшафта, о его огромном духовном потенциале. Литературное краеведение через соотнесенность литературы и истории края позволяет читательской аудитории осознать себя хранителем и передатчиком отечественных культурных ценностей, что очень важно в условиях засилья массовой культуры. Литературное краеведение, включенное в стратегический план развития культуры в республике, заполняет духовные пустоты и пробелы в воспитании современной личности. Научные основы литературного краеведения в мордовском крае связаны с культурологической деятельностью Ю. Ф. Басихина, И. Д. Воронина, Н. И. Ворониной, литературоведческими исследованиями Л. Г. Васильева, С. С. Конкина, современных филологов, культурологов и историков С. Б. Бахмустова, Н. Л. Васильева, И. В. Клюевой, В. И. Лаптуна, А. Б. Танасейчука, В. В. Юрченкова и др., восстанавливающих культурно-исторический и литературный ландшафт края.

3. Культуротворческий потенциал литературного краеведения в мордовском крае выявляется на двух уровнях. Первый — начальное литературно-краеведческое образование в рамках учебных заведений Республики Мордовия — предполагает включение литературно-краеведческого комплекса. Второй — широкое литературное просвещение — предполагает организацию многоплановых форм приобщения к «серьезному чтению» населения края через литературно-краеведческую деятельность библиотек, музеев, читательских кружков, клубов библиофилов, литературных кафе и т. п. Особое значение приобретает виртуализация литературного образования через создание виртуального литературного пространства (литературные интернет-сайты, виртуальные литературные клубы, карты и ландшафты, экскурсии).

4. Новая парадигма литературного краеведения в учебных заведениях Республики Мордовия вовлекает обучающихся в углубленное изучение литературной истории мордовского края на занятиях по литературе, через создание собственного фонда литературно-краеведческой и соответствующей методической литературы, музейной практики, через изучение периодики, работу школы юного экскурсовода, через привлечение обучающихся к сетевой организации литературного краеведения на основе широкого распространения информационных технологий. Экспериментальные данные показали, что благодаря литературному краеведению происходит осмысление духовных исканий, отраженных в литературе, восстанавливается культурная связь между поколениями, формируется патриотическое отношение к своему краю.

5. Литературное краеведение в современной культуре Республики Мордовия эволюционирует в сторону широкого литературного просвещения, что предполагает осмысление определенной его модели. Во-первых, организация собственно литературной жизни в крае через писательские объединения, литературные периодические издания, деятельность книжных издательств, литературные студии, различные формы непосредственного общения с читателями (литературные вечера, читательские конференции, диспуты и т. д.). Во-вторых, формирование литературного ландшафта края через деятельность по распространению художественной литературы в крае, выявление содержания литературного наследия, увековечивание памяти выдающихся писателей. В-третьих, формирование виртуального литературного пространства края с координирующим центром — «Литературный сайт Республики Мордовия», на который будет стекаться вся информация о литературном процессе республики. В-четвертых, активизация института местной литературной интеллигенции и создание литературоцентричной среды в крае через возможность участия в реальном литературном процессе или его обсуждении, через создание структур, объединяющих досуговое общение и занятия литературой. В-пятых, развитие литературного туризма через создание литературных туристических маршрутов по Саранску и краю в целом, ландшафтных и виртуальных литературных карт. Литературное краеведение в его современных формах может быть включено в стратегический план развития культуры в мордовском крае. Автор является разработчиком сайта «Литературная карта мордовского края».

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена комплексным подходом к проблеме сохранения и воспроизводства русской культуры, культуры мордовского края, научным обоснованием важной роли в этом процессе литературного краеведения. Практическая значимость исследования связана с возможностью применения полученных результатов в курсах лекций по культурологии, истории литературыв повседневной культурной деятельности — в разработке программ развития литературного туризма на территории Республики Мордовия, создании виртуальной литературной карты мордовского края, мест литературного просвещения. Теоретическая часть исследования стала научной основой для предложенной автором актуальной концепции развития современного литературного краеведения на территории Республики Мордовия.

Апробация исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: Международных «Национальные российские традиции и их роль в воспитании» (Саранск, 2007), «Четвертые Цветаевские чтения» (Елабуга, ЕГПУ, 2008) — 2-х Всероссийских «Язык и литература в контексте культуры» (Саранск, 2004), «Державинские чтения в Республике Мордовия» (Саранск, 2005;2009) — городском педагогическом марафоне учителей «Образование. Творчество. Развитие» (Саранск, 2006);

XV Краеведческих чтениях (Саранск, 2008) — заседаниях аспирантского объединения и кафедры литературы МГПИ им. М. Е. Евсевьева (Саранск, 2001— 2004).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, поставленными задачами, логикой исследования. Работа излагается на 165 страницах, включает введение, две главы (пять параграфов), заключение. Список источников -263 наименования.

Выводы ко 2-ой главе.

Культуротворческий потенциал литературного краеведения в мордовском крае раскрывается при двухуровневом подходе — начальное литературно-краеведческое образование в рамках учебных заведений Республики Мордовия и широкое литературное просвещение.

На первом уровне осваивается начальное литературно-краеведческое образование в рамках учебных заведений Республики Мордовия, где предусмотрено формирование программы организации литературно-краеведческой работы в средней школе и использование ее результатов в широком культурном пространстве региона. Экспериментальные данные показали, что благодаря литературному краеведению происходит осмысление духовных исканий, отраженных в литературе, восстанавливается культурная связь между поколениями, формируется патриотическое отношение к своему краю.

Второй уровень, на котором литературное краеведение переходит в широкое литературное просвещение, предполагает организацию многоплановых форм приобщения к «серьезному чтению» населения края через литературно-краеведческую деятельность библиотек, музеев, читательских кружков, клубов библиофилов, литературных кафе и т. п. Особое значение приобретает виртуализация литературного образования через создание виртуального литературного пространства (литературные интернет-сайты, виртуальные литературные клубы, карты и ландшафты, экскурсии).

Отражение литературной истории края, включая объекты литературной жизни (библиотеки, издательства, периодику, памятные места, «культурные гнезда», например, усадьба Н. П. Огарева в Старом Акщине, дом-музей А. И. Полежаева в Рузаевке) представлено на «Литературной карте мордовского края». Включение литературного краеведения в программу развития культуры в Республике Мордовия обеспечит структурирование литературного пространства края и формирование его литературного ландшафта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Литературное краеведение — достаточно молодая, но активно осваиваемая современной культурологией область знания и социально-духовной практики. Литературное краеведение обнаруживает тонкую метафизическую взаимосвязь между художественным произведением и местом, где оно было написано.

Литература

экстрагируя народный опыт духовного обустройства своей земли, возвращает его ей в виде образцов повседневного культурного поведения, конкретизируя содержание культурного контекста. Тем самым литературное краеведение позволяет рассматривать литературное творчество в особой проекции — как производное и одновременно моделирующее основание культуры.

Традиционно на протяжении почти всего XX в. литературное краеведение воспринималось как «родиноведческий» (в 80-е гг. — региональный) компонент в системе образования. Но уже последнее десятилетие показало, что содержание данной дисциплины имеет выраженную тенденцию к расширению собственного потенциала. Не ограничиваясь узкоспециальной школьной и музейной практикой, литературное краеведение развивается в сторону широкого культурного движения с собственной научной базой и общественной поддержкой. Литературное краеведение в таком виде актуализирует традиции и ценности русской классической литературы, выводя их в моделирующую область культуры, в область культурного творчества. Таким образом, литературная история края, воспроизводимая в литературном краеведении, выполняет своеобразные пропедевтические функции по отношению к культуре края, вводя широкую читательскую аудиторию в ее уникальный контекст, формируя уникальную систему знаний о своеобразии родного края.

Особое значение приобретает сегодня литературно-краеведческая работа в средней школе, которая должна отвечать новым парадигмальным требованиям. Важнейшие из них: создание в школах собственных фондов литературно-краеведческой и соответствующей исторической и методической литературысоздание школ литературных экскурсоводовсоздание школьных литературных музеев. Очень важна при этом интеграция с Национальной библиотекой им. A.C. Пушкина, краеведческим музеем им. Д. И. Воронина, районными краеведческими музеями и библиотеками. Наш собственный педагогический и литературно-краеведческий опыт показывает, что конкретное знакомство учащихся с литературными памятниками города и края и составление паспортов литературных памятников является не просто интересным, но очень действенным способом приобщения молодой аудитории к духовным традициям отечественной культуры.

Литературное краеведение, включенное в стратегию культурного развития в мордовском крае, позволяет сформировать и поддерживать непрерывный процесс литературного образования. Это очень важно для отечественной культуры, которая всегда отличалась литературоцентричностью и повышенным интересом к книге. Развитие широкой сети библиотек как публичных, так и личных, возможности интернет-технологий позволяют сегодня создавать новые (внешкольные) образовательные структуры как реального, так и виртуального характера. К первым мы относим просветительскую деятельность библиотек, музеев, читательских кружков, клубов библиофилов, литературных кафе и т. п. Ко вторым — создание виртуального литературного пространства (литературных интернет-сайтов, виртуальных литературных клубов, литературных карт, культурных ландшафтов, проведение виртуальных литературных экскурсий).

Актуальная концепция литературного краеведения в культуре Мордовии предполагает следующие направления.

Первое — исследование истории взаимоотношений писателя и края и на этой основе — сохранение литературного наследия края (деятельность по распространению произведений писателя в крае, изучение его наследия, увековечивание его памяти).

Второе — исследование особенностей края, исходя из представленности его в художественной литературе, запечатлевшей жизнь края в ее пространственной и культурной характеристиках.

Третье — исследование современного литературного процесса в крае (писательские объединения, литературная периодика, деятельность издательств, литературные студии, различные формы непосредственного общения с читателями — литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи с аудиторией и т. д.). Координирующий центр -«Литературный сайт Мордовии», на который будет стекаться вся информация о литературной жизни республики.

Четвертое — активизация института местной литературной интеллигенции и формирование литературоцентричной культурной среды, инициирующим центром которой может выступить кафедра культурологии Мордовского госуниверситета, которую возглавляет Заслуженный деятель науки РФ доктор философских наук Н. И. Воронина. Н. И. Воронина — дочь известного краеведа И. Д. Воронина, блестяще продолжившая гуманистическую деятельность своего отца и открывшая много новых страниц в литературной и культурной истории мордовского края.

Пятое — развитие литературного туризма через создание литературных туристических маршрутов по Саранску и мордовскому краю в целом, ландшафтных и виртуальных литературных карт. Проект «Литературная карта мордовского края» предполагает отражение литературной истории края, включая объекты литературной жизни (библиотеки, издательства, периодику, памятные места, «культурные гнезда», например, усадьба Н. П. Огарева в Старом Акщине, дом-музей А. И. Полежаева в Рузаевке).

Активизация литературно-краеведческой работы в данных направлениях обеспечит структурирование литературного пространства края и формирование его литературного ландшафта.

Поставив проблему рассмотрения литературного краеведения в контексте культурологической теории, диссертант доказывает ее важность для развития культуры в Республике Мордовия. Приобщая к исторической памяти, литературное краеведение обеспечивает преемственность духовных традиций, зафиксированных в лучших образцах отечественной литературы. Литературная история мордовского края, воспроизводимая в литературном краеведении, вводит широкую читательскую аудиторию в уникальный культурный контекст, формируя систему знаний о духовном богатстве родного края. Литературное краеведение, включенное в стратегию культурного развития в мордовском крае, позволяет поддерживать традиции высокого литературного образования, обеспечивать эстетическое и нравственное воспитание населения. 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. К. Мордовский народ (1897−1939) / В. К. Абрамов. -Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 1996. 412 с.
  2. , В. К. По следу времени: очерки об извест. ист. деятелях / В. К. Абрамов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 324 с.
  3. , Б. Ф. Современное состояние науки о человеке в СССР / Б. Ф. Адлер // Человек. -2008. № 4. — С. 11−20- № 5. — С. 5−14.
  4. , Л. С. Уроки гуманизма и гуманизм уроков / Л. С. Айзерман// Лит. в шк. 1989. — № 4. — С. 177−182.
  5. Андреев-Кривич, С. А. Жизнь и деятельность М. Ю. Лермонтова в Тарханах / С. А. Андреев-Кривич Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1981 — 272 с.
  6. , Н. П. Непостижимый город / Н. П. Анциферов. Л.: Лениздат, 1991.-333 с.
  7. , В. В. Все началось с путеводителя.: поиски лит. и ист. /
  8. B. В. Аристов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 222 с.
  9. , Б. В. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова / Б. В. Артоболевский // Краеведение. СПб., 1926. — №. 31. C. 55−67.
  10. , А. Ф. Экскурсия по родному краю / А. Ф. Ахматов // Лит. в шк.- 1960.-№ 6.-С. 90.
  11. , В. Вологда / В. Баниге, Н. Перцев. М.: Искусство, 1970. -168 с.
  12. , А. С. Вопросы методики и истории географии /
  13. A. С. Барков. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-263 с.
  14. , С. Б. Из истории духовной культуры мордовского края: краеведческие очерки / С. Б. Бахмустов Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. -174 с.
  15. , С. Б. Разорванное ожерелье / С. Б. Бахмустов,
  16. B. И. Лаптун Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 325 с.
  17. , С. Б. Староакшинские помещики: из истории родового гнезда Огаревых и Сатиных / С. Б. Бахмустов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004.- 152 с.
  18. , В. Г. Полн. собр. соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. — М.: Худож. лит. 1976. — Т. 5. — 654 с.
  19. , Н. А. Судьба России. Самосознание / Н. А. Бердяев. -Ростов н/Д.: Феникс, 1994. 544 с.
  20. М. Т. Григорий Карпович Ульянов / М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский // Просветители и педагоги мордовского края. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 197 с.
  21. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1930. — Т. 3. -726 с.
  22. , А. И. Писатели Мордовии : биобиблиографический указатель / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 592 с.
  23. , Е. Г. Мемуарные источники : учеб. пособие к спецкурсу / Е. Г. Бушканец. Казань: Тат. кн. изд-во, 1975. — 57 с.
  24. , Н. Л. А. И. Полежаев: проблемы мировоззрения, эстетики, стиля и языка / Н. Л. Васильев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 232 с.
  25. , Ю. Б. На пушкинских тропах / Ю. Б. Верольский. -Тамбов, 1999.-49 с.
  26. , Н. X. Местный элемент в обучении / Н. X. Вессель // Учитель. 1862. — № 17. — С.839 — 846- № 18. — С.893 -901- - № 19. -С. 949−957.
  27. B. И. Водовозов // Словесность в образах и разборах. М.: Педагогика, 1986.1. C. 167- 183 с.
  28. , Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1987. -376 с.
  29. , И. Д. А. И. Полежаев. Жизнь и творчество / И. Д. Воронин. -Саранск: Мордкиз, 1941. -198 с.
  30. , И. Д. Достопримечательности Мордовии : Природ., ист., культур. / И. Д. Воронин. Саранск: Мордов кн. изд-во, 1982.-331 с.
  31. , И. Д. Избранное / И. Д. Воронин- НИИ гуманит. наук при Правительстве РМ- редкол.: В. А. Юрченков (председатель) [и др. Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2005. — 430 с.
  32. , И. Д. Очерки и статьи / И. Д. Воронин // Саранск: Мордкиз, 1954.-240 е.
  33. , И. Д. Саранск: историко-документ очерки / И. Д. Воронин. -Саранск: Мордкиз, 1961. 268 с.
  34. , И. Д. Саранская живописная школа / И. Д. Воронин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 243 с.
  35. , Н. И. Лики провинциальной культуры / Н. И. Воронина. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. 232 с.
  36. , Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2006. 228 с.
  37. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1987. 576 с.
  38. , В. П. Краеведческие музеи и школа / В. П. Герасимов, 3. А. Огризко- НИИ музееведения. -М., 1965. 183 с.
  39. , С. А. Региональные аспекты развития системы образования // Интеграция региональных систем образования: тез. Всерос. конф. Саранск, 1995. — С. 301 — 307.
  40. Jl. 3. Гималетдинова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 20 042 005. Электронный ресурс. URL: http://festival. 1 september.ru/articles (дата обращения: 05.10.2009).
  41. , В. В. Поэзия душа народа: о становлении, развитии и современном состоянии мордовской поэзии / В. В. Горбунов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. — 296 с.
  42. Города и села Мордовии / сост. А. Н. Поршаков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. — 152 с.
  43. , М. А. Детство. В людях. Мои университеты / М. А. Горький-М.: Худож. лит., 1975. 559 с.
  44. , М. А. Рассказы / М. А. Горький. М.: Правда, 1944, — 640 с.
  45. , М. А. Рассказы. Пьесы / М. А. Горький. -М.: Правда, 1 946 217 с.
  46. , М. А. Собр. соч.: в 16 т. / сост. и общ. ред. Н. Н. Жегалова. -М.: Правда. 1979. — Т. 4. — 397 с.
  47. , И. М. История в краеведении / Под ред. С. Ф. Ольдербурга, Н. Я. Марра // Краеведение М.: 1926. -Том 3. — № 4. — С.493−497.
  48. , А. В. Региональный компонент содержания образования / А. В. Даринский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 54 -58.
  49. Дмитрий Мертваго. Пугачевщина / вступ. слово А. Танасейчука // Странник. 2008. — № 4. — С. 192.
  50. Добро пожаловать: сайт Лобасковской сред, общеобразоват. школы Ичалков. муницип. р-на Респ. Мордовия. Электронный ресурс. URL: http://lobaski.edurm.ru/school%20museum.html (дата обращения: 05.09.09).
  51. , Г. Память жива : 160 лет со дня смерти поэта-демократа А. И. Полежаева / Г. Евстигнеева // Изв. Мордовии. 1998. — 25 марта.
  52. , С. Собр. соч.: в 2 т. / С. Есенин. М.: Совет. Россия, 1990. -Т. 1.-680 с.
  53. , А. И. Национально-культурное развитие мордовского народа (конец XIX середина 30-х годов XX века): дис.. канд. ист. наук /
  54. A. И. Ефимова. Саранск, 1995. — 244 с.
  55. Записки о Саранске. XVIII XX веке / сост. вступ. ст. и коммент.
  56. B. А. Юрченкова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 272 с.
  57. , А. Е. Ардатов : ист. очерк / А. Е. Захаркина,
  58. C. С. Колесников, Д. А. Ишунин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 151 с.
  59. Зубова Поляна: историко-этногр. сайт Электронный ресурс. URL: http://www.zubova-poliana.ru/ (дата обращения: 05.09.09).
  60. , И. К. Кто же он Оцюш кайбас? / И. К. Инжеватов // Лит. Россия. — 1979. — № 4. — С. 24 — 46.
  61. , И. К. Пушкин в Мордовии /И. К. Инжеватов // Страницыбольшой дружбы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. — 202 с.
  62. , Н. М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены / Н. М. Инюшкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 472 с.
  63. , Н. М. Региональный компонент в культурологическом образовании / Н. М. Инюшкин. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. — С. 33.
  64. , JI. Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: учеб. пособие для вузов / JI. Г. Ионин. М.: Логос, 2000. — 115 с.
  65. Историческое краеведение / Н. П. Милонов и др. // Основные источники изучения родного края. -М., 1969. С. 147 — 156.
  66. История Мордовии: С древнейших времен до середины XIX века / под ред. Н. М. Арсентьева и В. А. Юрченкова. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2001.-344 с.
  67. История Мордовии в лицах: Биогр. сб. / Сост.: П. Д. Грузнов, В. А. Чугунов. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1997. — 592 с.
  68. , Н. А. Региональный компонент в учебной и воспитательной работе Электронный ресурс. — URL: http://mich.edurm.ru/ (дата обращения: 15.10.2009).
  69. , Г. Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся : дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Ищук. СПб.: Наука, 2000. — 215 с.
  70. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Наука, 1996.— 269 с.
  71. , И. В. Грани скульптурной вселенной: произведения Степана
  72. Эрьзи в музеях Саранска / И. В. Клюева, Н. Ю. Лысова // монография. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. 292 с.
  73. , А. И. Путешествие в Пушкинскую Москву : учеб. материалы / А. Княжицкий- А. Невский, Е. Усова. М.: МИРОС, 1993. — 96 с.
  74. Л. Н. Цель и смысл жизни человека /Л. Н. Коган. Москва: Мысль, 1984.-252 с.
  75. , Я. А. Избр. пед. соч.: в 2 т., Т.1.: Великая дидактика / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  76. , С. С. Декабристы Веденяпины / С. С. Конкин. 2-е изд. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 295 с.
  77. , С. С. Михаил Бахтин : Страницы жизни и творчества / С. С. Конкин, Л. С. Конкина. 2-е изд. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. -398 с.
  78. , С. С. Николай Огарев: жизнь, идейно-творческие искания, борьба / С. С. Конкин. 2-е изд., испр. и доп. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. -504 с.
  79. , Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М.: ACT, 2003. — 512 с.
  80. , В. Г. Собр. соч.: в 10 т. / В. Г. Короленко. М.: 1956. -Т. 10.-146 с.
  81. , И. М. Рузаевка : ист. очерк / И. М. Корсаков, А. А. Чернышов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 234 с.
  82. , И. И. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.
  83. Архитектурные памятники. / И. И. Кочетков и др. М.: Теза, 1994 г. — 64с.
  84. Краеведение: пособие для учителей / А. В. Даринский, JI. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Лукренкова. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.
  85. Краеведение Мордовии: материалы 1-й Мордов. краевед, конф. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. 280 с.
  86. , Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. / Н. К. Крупская. М.: Издательство АПН РСФСР. — Т. 2. — 735 с.
  87. , С. Г. M. Е. Салтыков-Щедрин в Пензе / С. Г. Кузнецов // Краеведческие записки. Пенза, 1963. — С.78 — 94.
  88. , В. Н. Биографии саранских улиц / В. Н. Куклин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. — 157 с.
  89. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1997. — № 2. — С. 49 — 50.
  90. Культурный ландшафт города Саранска: геоэкологические проблемы и ландшафтное планирование. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. -64 с.
  91. , А. И. Собр. соч. / А. И. Куприн. М.: Совет. Россия, 1990. -Т. 8 — С. 412−413.
  92. , В. И. ". Неусыпно заботясь об учреждении народных училищ" / В. И. Лаптун // Странник. 2009. — № 2. — С. 196 -199.
  93. , В. И. Деятельность M. М. Бахтина по «перестройке» кафедры в конце 40-х начале 50-х годов / В. И. Лаптун // Странник. — 2005. — № 5. -С. 167−170.
  94. , В. И. Первый приезд M. М. Бахтина в Саранск (1936−1937 гг.) / В. И. Лаптун // Невельские сборники: к столетию M. М. Бахтина. СПб.: «Акрополь», 1996. — Вып. 1. — С. 61 -74.
  95. , В. И. Саранский уездный врач Григорий Павлович Петерсон / В. И. Лаптун // Странник. 2005. — № 4. — С. 185 -189.
  96. , В. Н. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе краеведческой работы : дис.. канд. пед. наук / В. Н. Липник. Л., 1968.-234с.
  97. , Д. С. Краеведение как наука и как деятельность / Д. С. Лихачев // Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. Киев, 1991. — С. 52 — 59.
  98. , Д. С. Прошлое будущему / Д. С. Лихачев. — Л.: Кн. изд-во Ленингр. отд-ние, 1985. -50 с.
  99. , Д. С. Экология культуры / Д. С. Лихачев // Памятники Отечества. М., Наука, 1980. -№> 2. — С. 10 — 16.
  100. , Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции рус. дворянства (XVIII нач. XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство-СПб, 2001.-412 с.
  101. , Ю. М. Избр. ст. в 3 т.: Т.1: статьи по семиотике и типологии культуры / Лотман Ю. М. Таллинн: Александра, 1992. — 479 с.
  102. , Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман СПб., Искусство-СПб, 2000. -704 с.
  103. , Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия Электронный ресурс. URL: http://philologos.narod.ru/lotman/ (дата обращения: 15.03.2009).
  104. , Ю. М. Об искусстве / Лотман Ю. М. Спб.: Искусство-СПБ, 2005.-704 с.
  105. , А. С. Промыслы Мордовии /А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. — 143 с.
  106. , А. С. Торбеево /А. С. Лузгин, Ю. Ф. Юшкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. — 159 с.
  107. , В. Я. Краеведческие материалы на уроках в школах Брестчины / В. Я. Ляшук // Лит. в шк. 1991. — № 3 — С. 15−18.
  108. , В. Г. Школьные факультативные курсы как процесс общения учеников с искусством / В. Г. Маранцман // Поиск новых путей: из опыта работы. М., 1990. — С 106 -134.
  109. , Т. Б. Библиотека в контексте культуры: философско-культурологический анализ: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Т. Б. Маркова, — Спб., 2008. 40 с.
  110. , Е. Н. Национально-региональный компонент в образовательных учреждениях / Е. Н. Миганова, А. А. Горбунова // Нар. образование Респ. Мордовия. 2002. — № 5. — С. 15−23.
  111. , А. Память о Полежаеве / А. Мокроусов // Время и жизнь— Зубова Поляна. 2004. — № 9. — С. 6 -7.
  112. , Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 157 с.
  113. , С. Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: дис.. канд. ист. наук /
  114. С. Г. Мордасова. Саранск, 2004. — 265 с.
  115. Мордва: Историко-культур. очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-624 с.
  116. Мордва юга Сибири / JI. И. Никонова и др. — НИИ гуманитар, наук при Правительстве Републики Мордовия. Саранск, 2007. — 312 с.
  117. Мордовия: энцикл.: в 2 т. / гл. редкол.: А. И. Сухарев (гл. ред.), В. А. Юрченков (зам. гл. ред.), П. П. Кузнецов (отв. секретарь) и др. — НИИГН при Правительстве РМ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — Т. 1. — 576 е.- 2004. — Т.2. — 704 с.
  118. Муниципальные библиотеки Республики Мордовия в 2005 году: (Цифры, факты, коммент.) / Нац. б-ка им. А. С. Пушкина Респ. Мордовия — сост. Н. В. Манёрова — ред. С. Н. Архипова, С. А. Грибова, Н. В. Манёрова. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. 52с.
  119. , И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: автореф. дис.. канд. Культурологи / И. Я. Мурзина. -Екатеринбург. 2003. — 24 с.
  120. Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия: информационно-библиографический отдел Центральной районной библиотеки г. Ардатова Электронный ресурс. URL: http://ardlib.narod.ru/ (дата обращения: 05.09.09).
  121. Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия Электронный ресурс. URL: http://www.library.saransk.ru/article (дата обращения: 05.09.09).
  122. Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751: Постановление Правительства Рос. Федерации от 4 октября 2000 г. М., 2000−46 с.
  123. , А. Память нашей истории : Из дневника район, краеведа / А. Николаев // Время и жизнь. Саранск, 1999. — № 6. — С. 8−14.
  124. , JI. И. Этнокультурный мир Республики Мордовия : историко-культур. исслед. региона: анкета / JI. И. Никонова, А. Ф. Мельник — НИИГН при Правительстве РМ. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2005. — 40 с.
  125. , М. А. Краеведение : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. А. Никонова. — М.: Академия, 2009. 192 с.
  126. , Н. И. О воспитании и наставлении детей / Н. И. Новиков // Избр. пед. соч.- М.: Учпедгиз, 1959. Т.З. — С. 56 -69.
  127. , IT. JI. Повседневность как феномен культуры / Н. Л. Новикова. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 2003. — 120 с.
  128. , А. И. Запись А. С. Пушкина на мордовском языке /
  129. A. И. Носков // Временник Пушкинской комиссии. 1975. Л., 1979. -С. 117−119.
  130. Об образовании: закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 № 3266 1. -СПб: АО «Гиппократ», 1996. — 64 с.
  131. , Н. П. Избр. произв.: в 2 т. / Н. П. Огарев. М.: Гослитиздат, 1956.-Т. 1.-431 е.- Т. 2.-540 с.
  132. , Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  133. , Б. И. Туризм и пропаганда памятников истории и культуры / Б. И. Осауленко. М.: Просвещение, 1984. — 261 с.
  134. , Е. Г. Земля моя, Мордовия / Е. Г. Осовский, Л. Г. Филатов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 32 с.
  135. В. П. Беседы о преподавании словесности /
  136. B. П. Острогорский. СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1913. — 111 с.
  137. , A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождениясобственников от социальных и национальных обязательств / А. С. Панарин // Вопр. философии. М., 2003. — № 5. — С. 16 — 36.
  138. , В. Н. Из опыта средней школы № 16 г. Кирова / В. Н. Патрушев // Изучаем свой край / сост. В. Ф. Сахаров, В. Н. Патрушев. — Киров, 1979.-С. 17−77.
  139. Педагогическая энциклопедия: в 4 т.- М.: Совет, энцикл., 1965. -Т. 2.-912 с.
  140. , И. Г. Избр. пед. соч.: в 2 т. / И. Г. Песталоцци. М.: Просвещение, 1981. — Т. 1. — 336 с.
  141. Г. П. Странички старины / Г. П. Петерсон — Вступ.ст.
  142. B. Юрченкова.-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1993. -285 с.
  143. , Н. К. Областные культурные гнезда : историко-краевед. семинар / Н. К. Пиксанов. М. — Л., 1928. — 148 с.
  144. , Л. А. Средства массовой информации в культуре переходного периода / Л. А. Поелуева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 132 с.
  145. Психология и культура: пер. с англ. / под ред. Д. Мацумото. СПб.: Дрофа, 2003.-425 с.
  146. Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах в Интернет Электронный ресурс. URL: http://www.nlr.ru/res/inv/ (дата обращения: 05.09.09).
  147. , А. С. Письма / А. С. Пушкин. М. — Л., 1935. — Т.З. — 689 с.
  148. Рабецкая, 3. И. Иркутское краеведение: учеб. пособие / 3. И. Рабецкая. Иркутск: Символ, 2004. — 116 с.
  149. Рукою Пушкина: несобр. и неопубликов. тексты. М., 1935. — 567 с.
  150. Русские методисты-словесники в воспоминаниях / сост. В. С. Баевский. -М.: Просвещение, 1969. С. 240−254.
  151. Русские писатели о мордовском народе. Саранск, 1957. — 165 с.
  152. , Ж. Ж. Пед. соч.: в 2 т. / Ж. Ж. Руссо. М.: Худож. лит., 1 981 768 с.
  153. , А. Город Темников (470 лет) / А. Рыжиков // Живописная Россия.-2006.-№ 2.-С. 12−16.
  154. , О. М. Времен связующая нить: Ист.-лит. док. очерки / Авт. вступ. ст. Н. Черапкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 416 с.
  155. Салтыков-Щедрин, М. Е. Испорченные дети / М. Е. Салтыков-Щедрин // Собр. соч.: в 10 т.- М.: Правда, 1988. Т. 3. — 267 с.
  156. Саранск столичный. XX век начало XXI века: альбом. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 103 с.
  157. Саранск уездный. Конец XIX начало XX века: фотоальбом. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 93 с.
  158. Саранск: история и образ города-провинциала: материалы III Воронин, науч. чтений. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
  159. Саранск: история и современность: кн.-альбом /сост.: Е. М. Голубчик, С. С. Маркова- фот.: А. Селезнев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. -256 с.
  160. , А. 3. Педагогические основы школьного краеведения: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 144с.
  161. , Д. О. М. В. Ломоносов и краеведение / Д. О. Святский // Краеведение. 1923−1924. Т. l.-№ 1−4.-С. 32−63.
  162. , А. Ф. Биографии. / А. Ф. Селиванов. Пенза, 1889. — 126.
  163. , К. А. Русские писатели в Среднем Поволжье: Элементы краеведения в преподавании лит. / К. А. Селиванов. Куйбышев: ОГИЗ, 1941. -94с.
  164. , И. Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции: от XIX к XXI веку / И. Л. Сиротина. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 2002. — 109 с.
  165. Саратов, гос. пед. ин-та. Саратов, 1938. — Вып. 3. — С. 17 -24.
  166. , В. Г. Художественное краеведение в школе /В. Г. Смирнов // Из опыта работы учителя-словесника. М., 1987. — 39 с.
  167. , М. А. Развитие краеведения в отечественной школе и педагогике 50 80-х годов XX века Текст. / М. А. Солонович // Вестн. КГУ-Кострома, 2008. — Т. 14. — С. 262−267.
  168. , А. Е. Краеведческая работа в школе / А. Е. Ставровский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1954. — 287 с.
  169. , К. Ф. Краеведение / К. Ф. Строев. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1974. — 136 с.
  170. , А. Б. Провинциальный магнат / А. Б. Танасейчук // Странник.-2004.-№ 4.-С. 169−171.
  171. , Л. Лирические стихи / Л. Татьяничева. М., 1964 — С. 3.
  172. Темников сайт города Электронный ресурс. URL: http://tmnl3.narod.ru/ (дата обращения: 26.09.09).
  173. , А. Ф. Достопримечательности Мордовии / А. Ф. Терехин, И. С. Терешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. — 214 с.
  174. , О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
  175. , А. Ю. Уникальность региональной культуры Среднего Поволжья в культурологическом измерении : дис. д-ра культурологии / А. Ю. Тихонова. Ульяновск, 2008. — 348 с.
  176. , А. К. Собр. соч.: в 4 т. / А. К. Толстой. М.: Худож. лит., 1964. — Т. 2.-599 с.
  177. Поволжья. Астрахань, 1967. — С. 57.
  178. , Н. В. Изучение культурного наследия мордовского народа / Н. В. Тюрьмина / Нар. образование Респ. Мордовия. 2001. — № 5. — С. 58 -64.
  179. , М. О школьном краеведении / М. Успенский // Изв. Центр, бюро краеведения. 1926. — № 5.- С. 331−333.
  180. , К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский // Избран, пед. произведения М.: Просвещение, 1968. -С.345−368.
  181. , К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский. М. — Л.: Изд-во АПН, 1948.-Т. 3.-285 с.
  182. , С. Г. Я живу в Мордовии / С. Г. Фетисов. Саранск: Морд, книжн. изд-во, 1983. — 115 с.
  183. Филатов, Л Г. Из истории Мордовской АССР: пособие по краеведению для 1Х-Х классов средней школы / Л. Г. Филатов, И. А. Яшкин -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. 176 с.
  184. , С. М. К вопросу об истории и философии национального образования / С. М. Флегонтова // Философская культура. СПб., 2005, — № 1. С. 193−224.
  185. Формирование русской культуры мордовского края / Н. И. Воронина и др. // История Мордовии с древнейших времен до середины XIX века. -Саранск, 2001.-С. 312−336.
  186. , Л. Н. Мордовский край в изображении М. Горького и С. Есенина / Л. Н. Францева. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 368 с.
  187. , М. И. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. И. Холодная. Томск: БАРС, 1997. — 392 с.
  188. , И. В. Российская провинция как социокультурный феномен: дис. канд. филос. наук / И. В. Чванов. Саранск, 1995. — 151с.
  189. , Н. И. Горячее сердце большого друга / Н. И. Черапкин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. 227 с.
  190. , А. Книга, которую ждали / А. Чернухин. Молодой ленинец, 1968. — 9 янв.
  191. , И. Я. Вас приглашает Мордовия / И. Я. Шебалкин. -Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1979. 127 с.
  192. , С. О. От краеведения к краелюбию : Роль историко-культур. краеведения в школ, воспитании / С. О. Шмидт // Учит. газ. — 1996. — № 19.
  193. , С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения / С. О. Шмидт // Отечество: Краевед, альм. М., 1990. — Вып. 1. — С. 55 — 66.
  194. Этногенез мордовского народа: сб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965.- 186 с.
  195. , В. А. Мордва и Русь : истоки единства / В. А. Юрченков // Странник. 2006. — № 6. — С. 59 -63.
  196. , В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории : очерки, рассказы / В. А. Юрченков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.-368 с.
Заполнить форму текущей работой