Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговая система России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения — это экономические отношения, которые связаны с установлением и взиманием налогов, в то время как финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств различных… Читать ещё >

Налоговая система России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

" Горский государственный аграрный университет"

Факультет «Налоги и налогообложение»

Кафедра «Налоги и налогообложение»

Курсовая работа Налоговая система России Выполнила студентка Заочной формы обучения Направление подготовки:

80 100.62 «Экономика» ;

Профиль:

" Налоги и налогообложение"

3 курса З. А. Чибиева Руководитель работы Т. А. Хубаев Оглавление налог государственный российский политика Введение Глава 1. Налоги: понятие и функции

1.1 Понятие налога

1.2 Функции налога Глава 2. Этапы развития и принципы построения налоговой системы Российской Федерации

2.1 Принципы построения российской налоговой системы

2.2 Развитие налоговой системы Российской Федерации Глава 3. Налоговая политика Российской Федерации

3.1 Понятие и сущность налоговой политики Российской Федерации

3.2 Проблемы и перспективы развития налоговой политики Заключение Список использованных источников и литературы Введение Налоги и налоговая система — это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

В течение ряда нескольких последних лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.

В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

Цель данной работы — дать понятие налога, охарактеризовать функции, принципы налогообложения и этапы формирования и тенденции развития налоговой системы Российской Федерации.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

Дать определение понятию налоги, описать их функции, принципы налогообложения, Рассмотреть налоги как инструмент государственного регулирования, Описать формирование налоговой системы Российской Федерации, Раскрыть основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Глава 1. Налоги: понятие и функции

1.1 Понятие налога Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» .

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога — это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся:

— налогоплательщик;

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— единица обложения;

— налоговые льготы;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления;

— налоговый оклад;

— источник налога;

— налоговый период;

— порядок уплаты;

— срок уплаты налога.

Согласно статье 9 пункту 1 НК РФ, налогоплательщики — это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Объектами налогообложения являются:

— прибыль (доход);

— стоимость определенных товаров;

— добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

— имущество юридических и физических лиц;

— дарение, наследование имущества;

— операции с ценными бумагами;

— отдельные виды деятельности;

— другие объекты, установленные законом.

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количественного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база — это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения — единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы — предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога — это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.

Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.

Срок уплаты налога — это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налоги подразделяются на: прямые и косвенные. К числу прямых относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость (НДС), таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы:

— налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

— налоги с имущества (предприятий и граждан);

— налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).

В соответствии с действующим законодательством все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные (налоги субъектов РФ) и местные. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

1.2 Функции налога Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций. Из всего многообразия выделяемых в литературе функций налогов наибольшей популярностью и аргументированностью дифференциации обладают следующие четыре: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Большинство экономистов считают, что основной функцией налогов является фискальная.

Фискальная функция, будучи основной для всех экономических систем, в процессе естественного развития закономерно порождает возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Вышеобозначенные доводы дают почву для появления регулирующей функции, направленной на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Налоговое регулирование зачастую подразделяют на три подфункции:

стимулирующая подфункция, выделяемая отдельными авторами, как самостоятельная поощрительная функция налогов, направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций;

дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Однако, эксплуатация данного направления регулирования проводится с особым вниманием, потому как нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги, как правило, имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределения и перераспределения национального дохода, что позволяет создать условия для эффективного государственного управления. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную (от богатых — к бедным, от работающих — к неработающим), осуществляет финансирование крупных межотраслевых и социальных целевых программ, имеющих общегосударственное значение, в силу чего данная функция иногда называется социальной.

Однако ряд авторов высказывает сомнение в корректности выделения данной функции, утверждая, что происходит подмена понятий «налоги» и «финансы». Налоговые отношения — это экономические отношения, которые связаны с установлением и взиманием налогов, в то время как финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств различных экономических субъектов. Именно финансы, а не налоги выполняют распределительную функцию. Чтобы налоги выполняли эту функцию, должны осуществляться два взаимосвязанных процесса: поступление и расходование денежных средств. А действие налогов ограничивается только мобилизацией денежных средств на разных уровнях бюджета. Что касается распределения денежных средств, то это сфера действия бюджетного планирования. Расходование или предоставление кому-либо денежных средств из бюджета осуществляются уже с помощью других инструментов, например субсидий и дотаций, а не налогов.

С распределительной и фискальной функциями тесно связана контрольная функция. Механизм выполнения этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. В условиях острой конкуренции налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может рассчитаться с государством. Одновременно нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений в налоговую, социальную или бюджетную политику. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

В качестве итога необходимо привести следующий вывод: разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим. Функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое.

Глава 2. Этапы развития и принципы построения налоговой системы Российской Федерации

2.1 Принципы построения российской налоговой системы Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Принципы построения налоговой системы — основные исходные положения системы налогообложения. Шотландский экономист Адам Смит в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице 1:

Таблица 1

Система принципов налогообложения А. Вагнера

Финансовые принципы организации налогообложения

Достаточность налогообложения.

Эластичность (подвижность) налогообложения

Народнохозяйственные принципы

Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопросадолжен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом).

Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения

Этические принципы (принципы справедливости)

Всеобщность налогообложения.

Равномерность налогообложения

Административно-технические правила (принципы налогового управления)

Определенность налогообложения.

Удобство уплаты налога.

Максимальное уменьшение издержек взимания

Базис действующей сегодня налоговой системы РФ заложен в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.

Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации формулирует:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Единая налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных НК РФ:

1. Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.

3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т. е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета; развития экономики; налогоплательщика.

6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

9. Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

10. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

11. Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.

12. Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.

13. Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.

13 ст. НК РФ водит трехуровневую систему налогообложения.

Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень — налоги субъектов Российской Федерации, региональные налоги. Устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Третий уровень — местные налоги, налоги, право регламентации которых отводится представительным органам муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее источники доходов агрегируются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, налог на доходы физических лиц и пр.

Бюджетообразующим для регионов становится налог на имущество юридических лиц.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

2.2 Развитие налоговой системы Российской Федерации Основополагающую роль в формировании благоприятной экономической атмосферы играют налоги, им отводится важное место среди экономических рычагов, посредством которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях кризиса резко возрастает роль и значение налогов как регулятора экономической, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить активную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Процесс становления современной налоговой политики Российской Федерации принято делить на три этапа:

1 этап (1991;1993) — принятие закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Фактической датой рождения налоговой системы Российской Федерации можно считать декабрь 1990 г., когда был принят свод законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

С одной стороны, нужно ослаблять налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создавать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем.

С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений. Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

2 этап (1994;1998) — можно отнести к периоду дестабилизации налогового положения страны. Вносится большое число дополнений к существующему своду законов.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис позволил выявить масштабные пробелы в системе существующего налогового законодательства, к явно выраженной противоречивости и фрагментарной двоякости законодательной базы, допускающей возможность ухода от налогообложения, прибавилась необходимость пересмотра ряда законов и инструкций в виду их чрезмерной жестокости в отношении даже незначительных нарушений. Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы.

3 этап (1998;наше время) — этап введения в действие единого документа по налогам.

Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 № 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

Окончательно первая часть кодекса была принята Думой уже в период правления кабинета Сергея Кириенко. Одновременно с рассмотрением антикризисного налогового пакета в Думе состоялось второе и третье чтение кодекса.3 июля 1998 года кодекс был принят во втором чтении, уже 16 июля — в третьем чтении. Сразу на следующий день в Совете Федерации состоялось номинальное голосование (Постановление № 370-СФ) и 17 июля 1998 года документ ушел на подпись Президенту РФ. Президент РФ подписал документ 31 июля 1998 года за номером 146-ФЗ.6 августа вышел сдвоенный выпуск «Российской газеты» — официального издания, в котором и была впервые официально опубликована Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.

21 июля 1998 года документ был направлен Государственной налоговой службой России для ознакомления и использования в работе во все инспекции.

1 января 1999 года первая часть НК РФ вступила в силу.

Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.

Последние изменения в действующий НК РФ были внесены 29 декабря 2009 го Глава 3. Налоговая политика Российской Федерации

3.1 Понятие и сущность налоговой политики Российской Федерации Налоговая политика представляет систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества.

Налоговая политика государства должна быть направлена на перераспределение национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, изменения уровня доходности населения.

В качестве задач налоговой политики выделяют: обеспечение государства финансовыми ресурсами; создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживание возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения. Согласно общепринятой системе дифференциации выделяют три типа налоговой политики.

Первый тип — политика максимальных налогов. Повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. Несмотря на видимую привлекательность данного типа политики, необходимо учесть возрастающее налоговое бремя, а как следствие, уход значительного сектора экономики в «тень». А это повлечет обратную связь — снижение налоговых поступлений.

Второй тип — политика разумных налогов, способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения и бизнеса. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Отмечается, что такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Как известно для России характерна эклектичность налоговой политики, сочетание использования первого и третий тип.

Достаточно высокое налоговое бремя, правовая незащищенность честного налогоплательщика в отношениях с государством, а также отсутствие информации о расходовании денежных средств для наших соотечественников является причинами уклонения от уплаты налогов. Именно на устранении этих причин и следовало бы сосредоточиться в настоящее время.

Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговый механизм соединяет в себе:

— планирование, т. е. регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

— стихийно-рыночная конкуренция, что определяет необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. С учетом прогнозов в обществе разрабатывается налоговая стратегия, при ее разработке государство руководствуется следующими задачами:

— экономическими — обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

— социальными — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

— фискальными — повышение доходов государства;

— международными — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны. Цель такого регулирования — создание эффективного налогового климата для деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективная налоговая политика является одним из основных условий динамичного развития экономики России. Посредством воздействия на хозяйственную деятельность и частные финансовые ресурсы, а также через бюджетно-распределительные процессы формируется инвестиционный климат в стране, создаются условия для реализации политических, экономических и социальных функций государства. Налоговая политика не только оказывает прямое влияние на данные сферы, но и формирует правовую сознательность граждан.

Особую актуальность проблемы формирования и функционирования эффективной налоговой политики приобретают в условиях нестабильности финансово-экономической обстановки. Это вызвано не текущей политической ситуацией сложившейся в стране, а реальной необходимостью определения критериев экономической и социальной значимости налогов и разработки на их основе конкретных эффективных мер и механизмов налоговой политики, способных оказывать прямое влияние на экономическую ситуацию в стране, на решение обострившихся в настоящее время социальных вопросов.

3.2 Проблемы и перспективы развития налоговой политики К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов, обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000;х годов или налоговой реформой начала 1990;х годов.

Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы — повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики.

Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Заключение

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.

В этой связи особое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала регионов Российской Федерации, определения перспектив совершенствования стратегии развития налоговой политики страны.

Несмотря на предпринимаемые в рамках налоговой реформы действия, выраженные в снижении налоговой нагрузки на экономику, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование налоговой политики страны на долгосрочный период еще не закончено. В системе налоговых отношений существуют значительные проблемы, многие из которых не решены. К ним относятся и многочисленные проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Нет единой позиции по вопросу целесообразности дальнейшего снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в стране, по налогообложению недвижимости. При осуществлении попыток стимулирования российских налогоплательщиков нет четко определенной системы. Проводимые мероприятия разрознены и не позволяют добиваться существенного изменения сложившегося положения в инновационном развитии экономики. Нет четкой позиции в решении важнейшего для страны вопроса налогообложения малого и среднего бизнеса.

Практика применения налогового законодательства серьезно осложняется недостаточной нормативно правовой базой, приводящей к решению проблем недоработки налогового законодательства на уровне прецедентного судебного права.

Приведенные проблемы налоговой политики страны серьезно влияют на налоговый климат, нарушают систему формирования доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной задачей становится создание простой, стабильной и прозрачной налоговой системы. Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу должны быть основаны на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и с другой — отвечает потребностям расширения доходной базы для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Список использованных источников

и литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ в ред. федер. закона от 29.12. 2009 г. № 383-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823; Российская газета. — 2009. — № 255.

2. Горский И. В. Налоговая политика России: проблемы и перспективы.- М.: Финансы и статистика, 2003. — 288 с.

3. Дмитриева Н. Г., Дмитриев Д. Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — Ростов Н/Д Феникс, 2004. — С. 486.

4. Иванова Н. Г Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. — СПб.: Питер, 2004. — 368 с.

5. Ильин А. В. Налоговая нагрузка в России. — М.: Финансы, 2007. — С. 185;

6. Капкаева Н. З. Региональные и местные налоги и сборы.- Казань: Таглимат, 2004. — 116 с.

7. Карасёв, М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. — М.: Вершина, 2004. — 224 с.

8. Крохина Ю. А Налоговое право России. — М.: Норма, 2005. — 720 с.

9. Кузнецова Н. Г. Налоговое право России.- Ростов Н/Д: Март, 2003. — 256с.

10. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 304с.

11. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 320с.

12. Миренга Л. Б. Основы налогообложения. — М.: Инфра-М, 2009. — 365 с.

13. Мурзаев А. И. Налоги. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 495 с.

14. Патрин В. В. Налоговая политика РФ. — М.: Бизнес, 2008. — 320 с.

15. Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. — М.: Юрайт-М, 2005. — 555 с.

16. Романовский М. В. Налоги и налогообложение. — СПб.: Питер, 2003. — 576 с.

17. Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. — М.: Академия, 2003. — 240с.

18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Москва, 1935. — С. 341.

19. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. — М-ИНФРА-М, 2003. — 576с.

20. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 429с.

21. Шувалова Е. Б. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 364.

22. Шувалова Е. Б. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 304

23. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2010;2011 год. [Электронный ресурс] // Сайт www.1.minfin.ru. Режим доступа к ресурсу: http://www.1.minfin.ru/budget/taxpoltend.PDF

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой