Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование инвестиционной стратегии и механизм ее реализации в нефтегазовой отрасли топливно-энергетического комплекса России: Теория и методология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тарифы на электрическую и тепловую энергии, как цены естественной монополии, должны регулироваться федеральными и региональными энергетическими комиссиями, в основном ежеквартально, но не одновременно на «оптовом» и региональных рынках. На «оптовом рынке» действуют двухставочные тарифы (на установленную мощность и продаваемую электроэнергию) для тепловых электростанций и ГЭС и одноставочные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Инвестиционный рынок. Его особенности, проблемы, функции
    • 1. 1. Инвестиционный климат в России
    • 1. 2. Характеристика инвестиционного рынка и принципы его изучения
    • 1. 3. Фондовый рынок и его значение в капитализации отраслей
    • 1. 4. Выбор направлений финансовых вложений в условиях конъюнктуры рынка
    • 1. 5. Современный этап развития экономики рыночных отношений в странах зарубежья и России
  • Глава 2. Формирование концепции инвестиционной стратегии в нефтегазовых отраслях ТЭКа регионов РФ
    • 2. 1. Макроэкономическая ситуация инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли
    • 2. 2. Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности
    • 2. 3. Принципы разработки инвестиционной стратегии
    • 2. 4. Оценка инвестиционной приоритетности отдельных компаний
  • Глава 3. Особенности инвестиционного процесса и его механизма управления в нефтегазовой отрасли ТЭКа как объекта государственного реагирования
    • 3. 1. Проблемы государственного регулирования инвестиционным процессом
    • 3. 2. Проблемы реформирования налогообложения в ТЭКе
    • 3. 3. Финансовые и налоговые аспекты разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений
    • 3. 4. Проблемы ценообразования энергоносителей (теория и методология)
  • Глава 4. Методология оценки инвестиционных проектов нефтегазовой отрасли
    • 4. 1. Методы экономической оценки инвестиционных проектов
    • 4. 2. Экономическая оценка инвестиционного проекта
    • 4. 3. Финансовая оценка инвестиционного проекта
    • 4. 4. Оценка инвестиционных рисков, ликвидности инвестиций
  • Глава 5. Теоретические и методические обоснования экономических показателей инвестиционных проектов
    • 5. 1. Разработка показателей оценки эффективности инвестиционного проекта
    • 5. 2. Источники финансирования инвестиционных проектов
    • 5. 3. Схема финансирования и движения финансовых ресурсов (инвестиционный аспект)
    • 5. 4. Методические подходы банков к экономическому анализу инвестиционных проектов
    • 5. 5. Гарантии и компенсации иностранным инвесторам
  • Заключение
  • Приложение

Формирование инвестиционной стратегии и механизм ее реализации в нефтегазовой отрасли топливно-энергетического комплекса России: Теория и методология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспеченияжизнедеятельности страны. Он производит более четверти промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает более половины ее экспортного потенциала. Основные фонды ТЭК составляют примерно третью часть фондов промышленности.

Понятие ТЭК в определенной мере является условным в организационном и управленческом смысле. Он является составной частью народного хозяйства и представляет сббой совокупность энергетических отраслей (производств), находящихся в технологическом единстве, призванных обеспечить потребности страны в топливно-эйергетнческих ресурсах (ТЭР). Количественной характеристикой связи ТЭК с народным хозяйством является топливно-энергетический баланс. Между собой энергетические отрасли свяйаны взаимозаменяемостью энергоресурсов [97].

В ТЭК входят такие отрасли как нефтяная, газовая, угольная, электрои теплоэнергетика, геологоразведочные работы и транспорт ТЭР.

Предприятиями и организациями ТЭК проводится подготовка запасов ТЭР, их добыча, подготовка к транспортировке и переработке, обогащение, выработка электрои теплоэнергии, распределение между потребителями.

Крайне обострившийся в 1992;1995 гг. производственный и финансовый кризис в топливно-энергетическом комплексе привел к сокращению на 20% производства и на 12% потребления первичных энергоносителей по сравнению с 1990 г. [123].

Финансовый кризис обусловил обвальные неплатежи за топливо и энергию, размеры которых постоянно растут и на 01.12.1995 г. дебиторская задолженность энергетического комплекса составляла 104,4 трлн. руб. при кредиторской задолженности предприятий ТЭК 124,5 трлн. руб., в т. ч. поставщикам — 66,7 трлн. руб., бюджету — 31,2 трлн. руб. В результате в отраслях ТЭК возник опасный инвестиционный кризис: суммарные капитальные вложения в ТЭК в 1995;1996 гг. сократились по сравнению с инвестициями 1989;1990 гг. почти вдвое, причем бюджетные источники составляли менее 10% от этих сниженных инвестиций. Резкое снижение централизованных капитальных вложений на развитие ТЭК не удалось в полной мере возместить собственными средствами предприятий из-за неплатежей за поставленные энергоресурсы и крайне высокого налогового бремени в отраслях комплекса. На снижение капитальных вложений повлиял также общий неблагоприятный инвестиционный климат, при котором вложение средств в отрасли ТЭК в большинстве случаев было экономически невыгодным как для российских, так и для иностранных инвесторов.

— Отсутствие необходимых инвестиций не позволяет компенсировать естественноеЪыбытие производственных мощностей ТЭК. В нефтяной промышленности это привело ксокращению эксплуатационного бурения почти в два раза и уменьшению мощностей нефтедобычи более чем на 200 млн. т в год. В угольной промышленности утрачены мощности по добыче около 60 млн. т в год. Ежегодная выработка проектного ресурса мощностей в электроэнергетике в 5−7 раз опережает ввод новых мощностей электростанций.

Недостаточные объемы геологоразведочных работ привели к нарушению необходимых соотношений между приростом запасов и добычей — 1:1, вместо необходимых 2:1. Непринятие мер по воспроизводству минерально-сырьевой базы может привести уже к 2005 г. к ее кризису, т.к. минимальный срок на открытие, разведку и промышленное освоение одного месторождения нефти и газа составляет 6−8 лет. В то же время только для поддержания уровня добычи нефти ежегодно надо осваивать 25−30 новых месторождений.

Состояние и технический уровень действующих мощностей отраслей ТЭК становится критическим, исчерпали свой рабочий ресурс более половины оборудования угольной промышленности, 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% износа имеют более чем половина оборудования в нефтедобыче, более трети — в газовой промышленности. В нефтепереработке износ фондов превышает 80%, а в электроэнергетике в ближайшее пятилетие отработает свой ресурс половина мощностей электростанций страны. Такое положение ставит под реальную угрозу перспективу нормального энергоснабжения страны, тем более, что инвестиционные циклы в отраслях ТЭК очень длительны и капиталоемки.

Складывающееся критическое состояние отраслей ТЭК требует совершенствования его производственной структуры для повышения эффективности прямых топливно-энергетических функций, снижения нагрузки со стороны ТЭК на экономику и окружающую среду, разумного использования валютных поступлений от экспорта энергетических ресурсов. Очевидно, что если в кратчайшие сроки (не более 2-х лет) тенденция падения инвестиционной активности в ТЭКе и других жизнеобеспечивающих отраслях экономики России не будет преодолена, то наряду с необратимым развалом ее производственного потенциала резко ухудшится ситуация и на потребительском рынке, что еще более обострит социальную напряженность в стране. В этой связи роль государственного регулирования во всех звеньях развития и функционирования отраслей ТЭК для полного обеспечения внутренних и экспортных потребностей в ТЭК должна быть основополагающей. 1 1.

В принципиальной постановке, эффективная инвестиционная политика должна способствовать привлекательности всех видов инвестиций При этом одним из главных условий успешной инвестиционной деятельности является российское законодательство, которое должно бьггь не только достаточно полным, реализуемым" непротиворечивым, но и ^стабильным.

В сегодняшней ситуации инвестирование должно быть направлено, главным образом, в создание новых технологий, в реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и расширение действующих производств и, в существенно меньшей степени, — во вновь начинаемое строительство. То есть в то, что дает в максимальной степени быструю отдачу по возврату инвестиционного капитала. Здесь следует учитывать и то обстоятельство, что объекты незавершенного стоительства все более активно будут вовлекаться в процесс приватизации.

Экстренное вмешательство государства для изменения сложившийся кризисной ситуации в ТЭК должно касаться таких основных направлений, как безотлагательное решение проблемы неплатежейсовершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной политики для финансово-экономического стимулирования инвестиционной деятельности, стабилизации и последующего подъема производства и реализации продукции отраслей ТЭКреформирование системы налогообложения и ценовой политикизаконодательное закрепление норм и правил хозяйствования в ТЭК и взаимоотношений государства, внутренних и внешних производителей и потребителей.

Актуальность темы

Общее состояние российской экономики, как уже выше сказано, во многом определяется положением дел в ее топливно-энергетическом комплексе. Анализ текущего состояния отраслей ТЭКа показывает, что несмотря на возрастание доли прибыли в них, в 1996 году она составляла от общего объема прибыли в промышленности около 3133%, идет спад объемов производства топливной продукции, и прежде всего из-за острого дефицита инвестиций, который будет продолжаться и в 1997 году.

Вход отраслей ТЭК в рыночную экономику оказался весьма специфическим, что потребовало разработки специальных нормативно-законодательных актов и перестройки всей системы управления, создания вертикально-интегрированных производственных структур и акционерных обществ. Однако до сих пор нет выработанных правил и представлений о механизме функционирования и взаимодействия конкурентных и монопольных структур. Отсутствует структура инвестиций и стратегия инвестиционной направленности в энергетических отраслях.

Отрицательным моментом следует считать и тот факт, что монопольные структуры в отраслях ТЭК остались без должного независимого контроля со стороны общества (акционеров) и регулирования со стороны государства. В иных случаях, регулирование Федеральными и региональными органами деятельности предприятий ТЭК новой формации, налогами и ценами ведется таким образом, что их инвестиционная и амортизационная деятельность оказались парализованными.

В результате демонополизации отраслей ТЭК образовались монопольные структуры регионатьного значения, которые попали под диктат новых условий формирования рынка ТЭР (топливно-энергетических ресурсов), когда цены рынка стали ниже цен себестоимости топливной продукции.

Самой серьезной проблемой является налогообложение. Сегодня, в цене нефти в среднем около 35% составляют специальные налоги, а с учетом общих для всех отраслей налогов, доля суммарного налога достигает 60%, что приводит к необоснованному росту цен на ТЭР.

Динамику инвестиций в основной капитал (в % к соответствующему периоду предыдущего года) можно представить в виде следующей таблицы:

1991 1992 1993 1994 1995 середина 1996.

Инвестиции в основной капитал, всего в т. ч. по объектам 85 60 88 74 87 88 производственного назначения 82 56 81 67 83 85 непроизводственного назначения 91 69 101 89 93 93.

Источник: Данные ЦБ РФ за 1996 год.

Как видно из таблицы, объемы инвестиций в основной капитал снижаются хоть и уменьшающимися, но высокими темпами из года в год. Особенно это относится к вложениям в объекты производственной сферы. Причем в течение первых пяти месяцев 1996 года эта тенденция сохраняется: инвестиции уменьшились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 32%, в том числе в объекты производственной сферы на 15%.

В итоге многолетнего спада сумарные вложения в 1991;1995 гг. в основной капитал составили лишь порядка одной четверти от уровня 1990 года, в том числе в объекты производственной сферы — менее одной пятой, непроизводственной — менее половины.

По данным Центрального банка РФ эффективность инвестиций в реальном секторе экономики (количество дополнительной продукции на 1 рубль новых капитальных ^вложений) упала в 1995 году по сравнению с 1991 годом на 67% и продолжает снижаться в Л 997 году.

Процесс инвестиционного спада, как все явления переходной экономики, очень противоречив. С одной стороны, стране для создания эффективного производства не нужны искусственно раздутые объемы разорительных капитальных вложений, насаждавшиеся в советский период. Происходит постепенная болезненная реорганизация громоздких строительных организаций, появляются более мелкие, мобильные, эффективные. С другой стороны, катастрофическая глубина спада приводит к упадку, а местами и разорению строительной базы, что может явиться серьезным тормозом активизации инвестиционной деятельности в случае возникновении для этого благоприятных условий [138].

Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием осйовного капитала. Износ основных фондов достиг, как отмечалось, критического уровня. Более чем на 60% изношено свыше половины оборудования в нефтедобывающей промышленности, более трети — в газовой. Большая часть магистральных нефтепроводов и свыше трети газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более, что уже приводило к крупным авариям и их угроза нарастает [125].

Эти тяжелые последствия непреодолимы за короткие сроки. По расчетам независимых экспертов, даже при самом благоприятном развитии событий в области инвестиций не удастся остановить процесс устаревания основных фондов в целом по народному хозяйству еще в течение 5−7 лет.

При всей остроте современной ситуации в области капитальных вложений и основного капитала важно видеть и учитывать, что как назревшие потребности текущей ситуации, так и будущее страны определяются не просто переходом от спада к росту инвестиций. Проблема много сложнее. Суть ее состоит в переходе не просто к росту, а к росту эффективных инвестиций, создающих конкурентоспособное производство, что требует поистине революционных изменений в традиционном, доставшемся от прошлого, инвестиционном процессе, а также в массовой психологии и уровне деятельности предпринимательства.

Все это само собой не может не повлиять на инвестиционную политику как регионов, так и Федерации в целом.

При условии продолжения общей направленности реформ, развитие российской экономики в перспективе по-прежнему, в первую очередь, будет определяться такими факторами, как либерализация цен и совершенство налоговой системы.

В этом контексте представляется, что главная задача государственной экономической политики должна заключаться в том, чтобы постепенно тормозя инфляцию, одновременно содействовать процессу изменения относительных цен, а значит и формированию правильных управляющих сигналов производителям и инвесторам, которые позволили бы им определить основные направления вложения финансовых средств в ТЭК.

Инвестиционную политику не следует рассматривать в отрыве от общей идеологии, лежащей в основе по реформированию экономики в целом, и объективных экономических закономерностей, характерных для переходного периода. Иными словами, цели экономической политики не должны находиться в противоречии с объективными тенденциями экономического развития в переходный период, а инвестиционная политика, как один из инструментов, должна способствовать достижению этих целей.

В этой связи представляется крайне актуальным исследовать проблемы, связанные с развитием и совершенствованием региональной инвестиционной стратегии ТЭК России как основы всего народного хозяйства страны.

Под региональными аспектами и проблемами следует понимать такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении каждого региона и внутренние интересы самого региона методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, основанных на рыночных отношениях и федерализме, и, которая осуществляет все это преимущественно в структуре межи внутрирегиональных связей. Региональный интерес в данном случае должен пониматься как осознанная минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне каждого субъекта Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект РФ максимально использовал свой внутренний потенциал и все меньше прибегал к возможности использования государственной поддержки. Учитывая актуальность изложенного региональная инвестиционная стратегия ТЭК России в области теории, методологии и методики раскладывается по направлениям конкретных инвестиционных проектов, подход к которым должен определяться (и определяется сегодня) в общественно-личностном плане. Под последним следует понимать как государство, так и отдельные организации (банки, компании), в том числе и физических лиц, внутренних и внешних инвесторов.

В представленной диссертационной работе инвестиционные процессы в ТЭК рассматриваются, как того и требуют рыночные отношения, с точки зрения отдельных затрат и выгод на основе использования и изучения возможности каждого конкретного проекта и имеющихся ресурсов конкретного региона с учетом социально-экономических и экологических проблем. f В работе рассмотрены: общая методология проектного анализа эффективности инвестиционных проектов на уровне национальной экономики и хозяйствующих субъектов, используемая в международной практике современная технология подготовки отдельных разделов проектов, методы оценки финансовой рентабельности, возможности финансирования проекта из различных источников, способы оценки и анализа рисков, возникающих в процессе реализации проектных решений в нефтяной и газовой промышленности и другие вопросы.

Подобные проблемы в целом рассматриваются впервые, однако, отдельные вопросы исследовались рядом отечественных и зарубежных ученых-экономистов: Андреевым А. Ф., Дунаевым В. Ф., Газеевым М. Х., Швембергером Ю. Н., Холтом Р. Н., Баренсом С. Б. и др.

Необходимость рассмотрения поставленной проблемы обусловлена процессом перехода нашей экономики к рынку и актуальность, следовательно, заключается в возможности и своевременном рассмотрении комплекса всех проблем на основе требований законов рынка и с учетом специфики условий в Российской Федерации.

Цель и задачи исследований. Целью диссертационной работы является разработка основ теории, методологии и методики формирования инвестиционной стратегии нефтегазовой отрасли ТЭК, адаптация существующего мирового опыта в области инвестиций в рыночную экономику РФ.

Для достижения поставленной цели решены следующие конкретные задачи:

— исследованы проблемы и разработана концепция государственной инвестиционной стратегии в нефтегазовой отрасли ТЭК в условиях перехода к рыночной экономике с учетом вопросов налогообложения, ценообразования, кредитной политики, а также других аспектов государственных и региональных интересов;

— исследованы теоретические проблемы и разработана методология формирования инвестиционной стратегии ТЭК на основе закона стоимости, спроса и предложения с учетом показателей, определяемых требованиями мировой экономики при экономических и финансовых решениях конкретных задач;

— исследованы теоретические и методические основы и разработаны методические обоснования конкретных показателей инвестиционных проектов по срокам окупаемости, рискам, показателям доходности и рентабельности на основе требований международных банков и специфики российских региональных условий и т. д.

Объект исследования. Объектом исследования явились инвестиционные процессы, происходящие в нефтегазовой отрасли ТЭК, а также в народном хозяйстве и субъектах Российской Федерации.

Информационной базой исследования в диссертации явились данные Госкомстата РФ, Минтопэнерго РФ, Минэкономики РФ, материалы опубликованные в периодической печати.

Предмет исследования. Предметом исследования служит инвестиционная деятельность нефтяной и газовой отраслей ТЭК России. Современное состояние рыночной экономики, методы оценки и прогнозирования инвестиционного рынка и отдельных его сегментов.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили нормативно-правовые документы Российской Федерации, регламентирующие инвестиционную деятельность, рёзультаты теоретических исследований отечественных и зарубежных авторов, анализ многочисленных публикаций в областях системных исследований в отраслях ТЭК, проблемы по вопросам государственного регулирования, оценки инвестиционных процессов отечественного и зарубежного рынков, примеры практической работы отдельных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность в условиях нынешнего неблагоприятного инвестиционного климата. В результате исследования к защите представляются следующие основные положения:

— концепция государственной инвестиционной стратегии в нефтегазовой отрасли топливно-энергетического комплекса страны, ориентированной на создание благоприятного инвестиционного климата, базирующейся на формировании инвестиционного рынка и инвестиционного портфеля, экономических регуляторов и механизма реализации инвестиционных проектов;

— механизм управления инвестиционными процессами в нефтегазовой отрасли ТЭКа, комплексно использующий экономические рычаги: налогообложения, ценообразования и денежно-кредитной политики;

— методы и модели экономической и финансовой оценки инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, включая анализ рисков и ликвидности проектов;

— система показателей инвестиционной деятельности в нефтегазовой отрасли, позволяющая оценивать эффективность инвестиционных проектов, источники их финансирования, эффективность движения финансовых ресурсов и роль кредитных институтов в аначизе и реализации инвестиционных проектов.

Научная новизна. При исследовании проблемы соискателем получены следующие научные результаты методико-теоретического и прикладного характера.

1. Разработаны методологические основы и концепция государственной инвестиционной стратегии в нефтегазовой отрасли России в условиях формирования рыночных отношений, В работе обосновывается, что нефтегазовый комплекс как основа «развития всех отраслей народного хозяйства, должен иметь приоритет в части вложения в него инвестиций. Составными частями инвестиционной стратегии являются финансовая стабилизация, приостановление развития энергетического кризиса, продолжение формирования экономических отношений рыночного типа, проведение дальнейшего акционирования и приватизации, разработка законодательных и организационных механизмов для реформирования ТЭК. Эти принципиальные положения стратегии адаптированы в работе к таким специфическим особенностям рассматриваемых отраслей как зависимость проектных решений от природных условий, уровень использования разведданных и извлекаемых запасов, длительность периода реализации проектов, высокий уровень риска и др.

2. Предложен и обоснован механизм реализации государственной стратегии в нефтегазовых отрасляхон базируется на опыте стран с развитой рыночной экономикой, учитывает условия России и специфические особенности рассматриваемых отраслей. К основным элементам механизма и путям реализации стратегии следует отнести:

— систему налогообложения с одновременным ее реформированием по таким направлениям, как налоговые льготы предприятиям, снижающим себестоимость продукции и получающим прибыль за счет этого источникауменьшение уровня изъятия прибыли у предприятийусовершенствование структуры налога на добавленную стоимостьразграничение и регламентация налогов (федеральных, региональных и местных);

— ценообразование на энергетические ресурсы, реализуемые на внутреннем рынкеисходя из монопольного положения рассматриваемых отраслей, цены на энергетические ресурсы должны регулироваться государствомпри формировании их уровня следует учитывать качественные параметры энергоресурсов (содержание серы, теплота сгорания, расстояние от мест добычи до района потребления, категория потребителя и др.) и энергоэкономическую эффективность в сфере использования;

— расширение источников финансирования инвестиций за счет собственных и привлеченных средств с одновременным стимулированием за счет льготного налогообложения, рациональной кредитной политики и законодательных актов, учитывающих условия страны.

3. Предложены и обоснованы, с учетом опыта Всемирного банка и других международных организаций, методы экономической и финансовой оценки инвестиционных проектов, позволяющие объективно подходить к выбору источников финансирования, анализу риска и неопределенности при разработке нефтегазовых месторождений. Установлена последовательность процедур оценки проектов, включая статистический баланс, использование которых позволяет рационализировать процесс подготовки, обоснования и принятия решений.

4. Обоснован методический подход к выбору направлений финансовых вложений в условиях конъюнктуры рынка, основными критериями которого является минимизация затрат, величина прибыли на единицу продукции и уровень извлечения отрабатываемых запасов.

5. Сформирована система показателей инвестиционной деятельности в нефтегазовой отрасли, позволяющая оценивать эффективность инвестиционных проектов, движения финансовых ресурсов и роль кредитных институтов в реализации инвестиционных проектов.

Соискателем дан анализ причин возникновения кризиса неплатежей, предложены подходы к стимулированию инвестиционной деятельности в ТЭК, изысканию источников финансирования отраслей, к разработке рациональной кредитной политики, государственного регулирования цен естественных монополий, реформирования налоговой политики государства в нефтяном и газовом секторе.

Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что использование концептуальных положений через предложенных механизм позволит сделать инвестиционный процесс основным рычагом стабилизации и выхода нефтегазовой отрасли из кризисного состояния с одновременным вмешательством государства в решение проблем неплатежей, стимулирования инвестиционной и кредитной деятельности, реформирования налогообложения, регулирования ценовой политики на энергоносители и др.

Сформулированные в работе научные положения использованы в форме инвестиционных проектов, методических рекомендаций и концепции государственной инвестиционной политики.

Практическая значимость исследований заключается в том, что на основе анализа современного состояния инвестиционной деятельности в отраслях ТЭК выявлены нерешенные экономические проблемы, разработан крайне важный на современном этапе и принципиально новый системный подход к оценке инвестиционного рынка в энергетических отраслях на государственном и региональном уровнях, что позволит потенциальным инвесторам в экономику нефтегазовых отраслей сориентироваться по более эффективным направлениям диверсификации инвестиционной деятельности. Намечены и реализуются конкретные пути практического использования результатов проведенных исследований, часть из которых внедрена на различных уровнях управления отраслями ТЭКа.

Апробация работы и публикации: Сформулированные автором научные положения прошли апробацию в топливно-энергетических отраслях и внедрены в форме «инвестиционных проектов, методических рекомендаций и концепции государственной инвестиционной политики. Результаты исследований внедрены в программах комплексного развития топливно-энергетических отраслей Ростовской области, Восточной и Западной Сибири. Дальнего Востока и неоднократно докладывались на совещаниях Минтопэнерго РФ, Минэкономики РФ, заседаниях Ученых Советов, ИМЭ, ВНИИОЭНГ, СОПС и ЭС и др. и опубликованы в монографиях:

Ю.С. Кудинов «Экономические проблемы развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации». М. 1996 г. Изд. НУМЦ Минприроды России, часть I -13.5 п. л., часть II — 13.75 п. л.

Ю.С. Кудинов и др. «Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности». М. 1997 г. 21,25 п. л. (разд. 4.2 и 4.3) Изд. НУМЦ Минприроды России.

Отдельные положения инвестиционной стратегии докладывались на семинарах и симпозиумах в Японии, Германии, на Кипре.

В основу диссертации положены также результаты многолетних исследований, проведенные автором во Всесоюзном научно-исследовательском институте комплексных топливно-энергетических проблем при Госплане СССР, в дальнейшем при Министерстве Экономики СССР и Российской Федерации и в Институте микроэкономики при Минэкономике РФ как руководителя и ответственного исполнителя большого количества научных работ по проблемам развития региональных и отраслевых нефтегазовых комплексов и в целом ТЭКа России.

Основные положения диссертации также были изложены лично автором и в соавторстве в двадцати трех работах и статьях, опубликованных в сборниках трудов ВНИИКТЭП при Госплане СССР, Институте микроэкономики, журналах, периодической печати.

При написании работы неоценимую помощь и дружескую поддержку автору оказали коллеги и товарищи по работе, прежде всего доктора экономических наук Л. П. Гужновский, А. Н. Хрычев, Э. А. Азроянц, И. П. Крапчин, А. И. Кузовкин, доктора технических наук Н. Я. Репин, Н. К. Праведников, кандидаты наук O.K. Макаров, И. Г. Палыпин, И. О. Кондратенко, Б. М. Артемьев, а также весь коллектив руководимого автором отделения экономики региональных проблем ТЭКа Института микроэкономики.

Всем товарищам, оказавшим помощь и поддержку в работе, выражаю свою глубокую признательность.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав выводов и предложений, посвященных основам инвестиционной стратегии и механизму ее реализации. Объем диссертации составляет 328 страниц, приведено 32 таблицы, 10 рисунков, 4 схемы, 1-го приложения на 21 странице, а также списка использованной литературы, содержащего 190 источников.

Заключение

.

Кризисные явления в производственной и инвестиционных сферах ТЭК обострились и приняли характер глубокого кризиса вследствие развала финансово-кредитной системы и всеобщего кризиса неплатежей.

Несмотря на принимаемые меры, в истекшем году не удалось решить проблемы отраслей ТЭК и, прежде всего, в части стабилизации положения в финансовой и инвестиционных сферах и предотвращения дальнейшего падения производственного потенциала отраслей ТЭК.

В целях преодоления кризисного положения в топливно-энергетическом комплексе, надежного и качественного удовлетворения потребностей экономики России в энергоресурсах при коренном повышении эффективности производства и использования, поддержании экспортного потенциала и обеспечении экологически приемлемого воздействия предприятий комплекса на окружающую среду в условиях развития рыночных отношений и в связи с высокой инерционностью отраслей ТЭК необходимо принятие государственной инвестиционной стратегии для стабилизации положения в этой сфере. (См. на примере РАО «Газпром». Приложение стр. 296−316).

Реализация государственной инвестиционной стратегии должна происходить поэтапно. Первоочередными должны стать:

— Финансовая стабилизация отраслей ТЭК;

— преодоление сложившихся тенденций и приостановление развития энергетического кризиса;

— формирование новых экономических отношений рыночного типа;

— преобразование организационных структур и форм собственности, проведение дальнейшего акционирования и приватизации;

— разработка основных законодательных, экономических и организационных механизмов для реформирования комплекса.

Веж это позволит стабилизировать работу ТЭК и создаст условия для его возрождения.

Основные предложения автора следующие.

I. Одной из первоочередных задач государственной инвестиционной стратегии должна стать реформа системы налогообложения, поскольку налоговая система является одним из основных элементов государственной экономической политики, через которую определяются и реализуются направления экономического развития. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она носит исключительно фискальный характер, ориентирована на устранение дефицита бюджета путем изъятия доходов предприятий. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства при этом они заинтересованы в минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. В стимулировании сдерживания роста цен налоговая система играет существенную роль, но такие ее возможности, как налоговые льготы предприятиям, снижающим себестоимость продукции и получающим прибыль за счет этого источника, не используются.

Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования предприятий через получаемую прибыль. Существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. Средний уровень изъятия не должен превышать 3035%, в противном случае наступает стагнация производства, прекращается расширенный воспроизводственный цикл, возникает инфляция, и, как следствие, многократный рост цен.

В России налог на добавленную стоимость является налогом не только на прибыль и заработную плату (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и на амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной) стоимости не имеют. Необосновано и то, что одним налогом (налог на добавленную стоимость) облагается другой налоговый платеж — акциз. Вследствие всего налог на добавленную стоимость теряет свое действенное содержание и превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно или многократно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятия тоже перекладываются на потребителя, компенсирую оплату налогов ростом свободных цен. Это относится и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонд социального страхования и др.). Если из цены убрать ненужные налоговые составляющие, то ее величина сократится примерно в 3−5 раз. Особенно это относится к тем товарам, которые облагаются акцизом.

Мировой опыт свидетельствует, что государство имеет достаточно устойчивую базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, используя закономерность эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Следовательно, существует лишь один выход — сокращение, снижение налоговых ставок на дифференцированной основе (с учетом приоритетности отраслей и производств, сфер экономики) и расширение на этой базе инвестиционной активности предпринимателей с целью развития производства продукции, а следовательно, роста массы налоговых поступлений (развитие налоговой базы).

Для развития стимулирующей направленности налоговой системы на развитие производства целесообразно отказаться от налога на добавленную стоимость в том виде, в каком он сейчас существует. Если же налог на добавленную стоимость сохранится, необходимо его значительно уменьшить (до 8−12% по среднему уровню налоговых ставок), а также изменить методологию его поступления — из налоговой базы должны быть убраны элементы, не образующие добавленную стоимость.

Необходимо ввести специальный налог на превышение темпов роста фонда потребления на предприятиях над темпами роста производительности труда.

Еще одно направление — стимулирование налогами использования предприятиями функционирующего капитала. В связи с этим целесообразно значительно увеличить налогообложения имущества предприятий и, прежде всего, основного и оборотного капитала, с тем, чтобы развивалась предпринимательская активность в использовании накопленных средств.

Целесообразно пересмотреть подходы к налогообложению имущества физических лиц. Должны быть введены повышенные ставки рентных платежей с земельных участков, превышающих определенные пределы, а также рентные платежи со строений, превышающих по площади установленные нормы.

Налоговым законодательством России необходимо определить и выделить федеральные, региональные и местные налоги. Федеральные налоги должны быть сформулированы и расписаны досконально, а региональные и местные — рамочно, чтобы региональные и местные органы власти смогли реализовать гарантированные им Конституцией РФ полномочия по установлению налогов в соответствии с принципами, которые будут определены федеральным законодательством.

Число налогов должно быть сокращено до 30−25. Отменить «нерыночные» налоги (например, налог с выручки), а также отменить «дорогие» налоги, затраты на сбор которых превышают собранные суммы или сравнимые с ними. Еще один способ сокращения числа наименований платежей в бюджет — объединение налогов, имеющих сходные налоговые базы и сходных налогоплательщиков.

Увеличение бюджетных поступлений от сбора налогов можно получить за счет сокращений необоснованных налоговых льгот.

Реформирование налоговой политики государства в нефтегазовом комплексе должно отражать всю специфику отрасли.

2. В настоящее время в России цены на энергоресурсы не являются рыночными. Они отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и не учитывают динамику потребительского спроса. Текущие оптовые цены производителей энергоресурсов непрерывно растут. Необходимо введение государственного регулирования внутренних оптовых цен на энергоресурсы, превышающих сегодня мировой уровень. Оно должно предусматривать отчисление производителем в государственный бюджет прибыли, которая получается за счет этого превышения.

Внутренние оптовые цены должны быть связаны с качеством производимого топливасодержание серы в топочном мазуте, различных компонентов в природном газе, этилированного и неэтилированного бензина, зимнего и летнего дизельного топлива, аначогично топливам поставляемым на экспорт, цена которых зависит от их качественных характеристик.

Цена реализации газа (для горгазов, газосбытовых организаций и конечного потребителя) должна устанавливаться в зависимости от расстояния его транспортировки.

Тарифы на электрическую и тепловую энергии, как цены естественной монополии, должны регулироваться федеральными и региональными энергетическими комиссиями, в основном ежеквартально, но не одновременно на «оптовом» и региональных рынках. На «оптовом рынке» действуют двухставочные тарифы (на установленную мощность и продаваемую электроэнергию) для тепловых электростанций и ГЭС и одноставочные тарифы на электроэнергию, продаваемую АЭС и покупаемую дефицитными АО-энерго. На региональных рынках тарифы установлены в зависимости от категории потребителей. Их регулирование ведется с учетом индексов инфляции для обеспечения самофинансирования субъектов рынка электроэнергии. Из-за постоянно увеличивающейся просроченной задолженности потребителей за электроэнергих электроэнергетика в последние годы была финансовым донором экономики. В то же время рост тарифов на электроэнергию отстает от цен приобретения электроэнергетикой материально-технических ресурсов, что способствует повышению издержек производства.

Центральной проблемой на рынке электроэнергии являются диспропорции в тарифах по основным категориям потребителей.

Тариф для промышленности превысил средний тариф по России из-за непропорционального включения в него издержек электроэнергетической отрасли. Одновременно образовалась группа потребителей, тарифы для которых оказались ниже издержек производства электроэнергии. На их долю в 1995 году приходилось около 30% всей электроэнергии, потребляемой в России. Две трети этой группы составляют оптовые потребители-перепродавцы, находящиеся в собственности отдельных ведомств. В основном они обеспечивают электроэнергией непроизводственных потребителей.

Представляется целесообразным отказаться от промежуточных оптовых потребителей-перепродавцов и ввести прямые расчеты с конечными потребителями энергии. Услуги ведомств по трансформации и доставке электроэнергии конечным потребителям должны оплачиваться, исходя из реальных издержек и уровня рентабельности АО-энерго, которая снабжает электроэнергией оптового потребителя-перепродавца. Этот же принцип надо распространить на всех перепродавцов энергии (тепла, газа и др.).

До настоящего времени не сформирована политика розничных цен, обеспечивающая соблюдение сбалансированных социально-экономических интересов производителей и общества.

Необходима дифференциация тарифов на электроэнергию и тепло, на различные виды услуг в зависимости от расслоения населения по доходам, так как повышение цен на энергию, превышающее рост среднедушевого дохода, способствует росту социальной напряженности и сокращению платежей за услуги.

Целесообразно снизить тариф на энергоносители, использованные на отопительную нагрузку, так как она зависит только от климатического фактора.

Корректировка цен на газ и тарифов в электроэнергетике, главном потребителей газа в стране, должна производится по одной методике и одновременно.

3. Для развития отраслей ТЭК необходимо расширение источников и интенсификация финансирования инвестиций. Такими источниками могут быть:

— собственные средства предприятий, образуемые за счет амортизационных отчислений и части прибыли;

— средства из федерального бюджета для финансирования ограниченного числа важнейших объектов ТЭК общефедерального значения;

— льготные государственные кредиты;

— внебюджетные инвестиционные фонды финансового регулирования отраслей ТЭК;

— централизованный финансово-валютный фонд Минтопэнерго для обеспечения устойчивого социально-экономического развития отраслей комплекса, технического перевооружения его производственной базы и решения проблем межотраслевого характера.

Наряду с указанными источниками финансовых средств, широкое распространение для инвестиций должны получить:

— выручка от первичной и вторичной эмиссии акций предприятий ТЭК;

— направление на инвестиции в ТЭК дивидендов по пакету акций, находящемуся в федеральной собственности;

— средства местных бюджетов для финансирования объектов комплекса, имеющих региональное значение;

— средства заинтересованных потребителей энергоресурсов, привлекаемые в порядке долевого участия;

— отчисления в Федеральный экологический фонд РФ и его филиалы. За счет этого фонда должны финансироваться природоохранные мероприятия, осуществление которых выходит за пределы компетенции производственных предприятий, а приоритетность осуществления мероприятий определяется с учетом рекомендаций природоохранных ведомств и местной администрации.

— Привлечение частного отечественного и иностранного капитала и кредиторов на взаимовыгодных для инвестора условиях;

— Стимулирование инвестиционной политики льготным налогообложением. Для перехода от стимулирования мелких капиталовложений за счет собственных средств к стимулированию крупных долгосрочных инвестиций за счет привлечения средств сторонних инвесторов необходимо привлекать такие крупные инвестиционные институты, как банки, фонды, компании и т. п., которые имеют средства, но не всегда имеют стимулы для долгосрочного инвестирования.

Поэтому, по мнению автора, не имеет смысла стимулировать инвестиции с помощью налоговых льгот предприятиям, более целесообразно предоставлять их реальным инвесторам (банкам, фондам и другим инвестиционным институтам), которые получают стимул к долгосрочному финансированию инвестиционных проектов. При этом размеры льгот должны быть значительны, распространяться на текущие (а не будущие) налоговые платежи и поступления, в то же время условия получения таких льгот должны быть реальны для инвесторов.

4. Кризис неплатежей не позволяет поддерживать в нормальном рабочем состоянии весь комплекс предприятий и производств по отраслям ТЭК. Для быстрейшего преодоления всех причин неплатежей требуется комплексный подход и принятие предложенных в работе неотложных мер.

5. В условиях отсутствия собственных средств у предприятий для нормального функционирования отраслей топливно-энергетического комплекса в стране должна действовать предложенная в данной работе рациональная кредитная политика.

6. ТЭК не имеет четкой правовой базы. Должны быть приняты законы и подзаконные акты, отражающие совокупность мер государственного воздействия и регулирования для развития, надежного функционирования ТЭК и обеспечения энергоресурсами внутреннего и внешнего рынков в соответствии с их потребностями.

Автором сформулированы основные направления мер государственного регулирования необходимые для форимрования инвестиционной стратегии ТЭКа и преодоления кризисного положения в топливно-энергетическом комплексе, которые касаются экстренного вмешательства государства в такие сферы функционирования ТЭК, как немедленная ликвидация парализующих работу комплекса неплатежей, скорейшее реформирование системы налогообложения в России вообще и в специфических отраслях ТЭК в частностиреформирование и регулирование ценовой политики на топливо и энергиюрационализация инвестиционной и кредитной деятельностии главное — нормативное, правовое и законодательное закрепление всех мер государственного воздействия. На примере работы РАО «Газпром» разработана «Концепция формирования и использования финансовых ресурсов для повышения инвестиционного потенциала РАО «Газпром», являющаяся базой инвестиционной стратегии (Приложение). Предложенные направления государственного регулирования разносторонней деятельности в отраслях ТЭК могут быть в дальнейшем расширены и детализированы применительно к специфике каждой отрасли и возникающих взаимоотношений производителей и потребителей энергоресурсов и услуг на внутреннем и внешнем рынках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Конечные народно-хозяйственные результаты: сущность, показатели, пути повышения. М.: Мысль, 1972 г.
  2. К.А. Эффективность воспроизводства основных производственных фондов. Ереван.: 1983 г.
  3. И. Законы, банки, инвестиции: условия меняются, проблемы остаются. М., «Рынок ценных бумаг», 1996 г., № 11.
  4. А.Г., Шпинер Р. Н. Региональные комплексные программы (на примере Сибири). Програмно-целевое управление социалистическим производством. М.: Экономика, 1980 г.
  5. Автоматизированная система плановых расчетов топливно-энергетического комплекса. М.: ВНИИКТЭП, 1983 г.
  6. М.М. Проблемы оптимизации территориального планирования. Экономика и математические методы. т. 11, вып. 1, 1975 г., с. 147.
  7. А.Ф., Зубарева В. Д., Кудинов Ю. С., Артемьев Б. М. Разработка методологической базы формирования схем финансового обеспечения тематических инвестиционных проектов. М.: Институт микроэкономики, 1996 г.
  8. И., Стратегическое управление: Перевод с англ. М., Экономика, 1989 г.
  9. Г. А., Павлов А. С. Обновление основных производственных фондов: интенсификация, эффективность, стимулы. М.: Экономика, 1984 г.
  10. Анализ и прогноз формирования и использование производственных фондов и мощностей. М.: ЦЭМИ, 1983 г.
  11. А. С. Экономика разведки, добычи и переработки полезных ископаемых. М&bdquo- Недра, 1981 г.
  12. Н.Х. Управление эффективностью освоения нефтегазовых ресурсов в условиях ФПГ. М., Недра, 1995 г.
  13. Э.А., Пятненко В. М. Банки капиталистических стран и их операции. М.: Б. и, 1981 г., с. 100.
  14. М.К., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: «Финансы и статистика», 1981 г.
  15. Брагинский. 300 нефтегазовых компаний США + 100 в мире. Нефть и бизнес, № 1, 1996 г.
  16. У. Экономические теории и исследование операций. М.: «Прогресс», 1985 г.
  17. Л.С. Решение сложных оптимизационных задач в условиях неопределенности. Новосибирск, «Наука», 1978 г.
  18. Берроуз Компани Инк. Основные реформы деловых взаимоотношений в мировой нефтедобывающей промышленности. Нью-Йорк, 1990 г.
  19. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995 г., с. 528, ил.
  20. Е., Уринсон Я., Чарный В. Опыт построения динамической межотраслевой модели. Экономика и математические методы, 1973 г., № 3.
  21. И.М., Дьяков И. Н. Управление эффективностью использования производственных факторов. М.: 1983 г.
  22. В.Н. Прибыль. О рыночной экономике эффективности капитала. М., Финансы и статистика, 1993 г. 287 с.
  23. .М. Эффективность капиталистической экономики. Некоторые проблемы анализа и измерения. М.: «Наука», 1992 г., с. 127.
  24. В. Психология принятия инвестиционного решения на основе прогноза фондового рынка. М., «Рынок ценных бумаг», 1996 г. № 11.
  25. А.Д., Гендкин В. Л., Уринсон Г. С. Экономика газодобывающей промышленности. М.: «Недра», 1975 г., с. 248.
  26. В.Ю. Измерение производственных мощностей промышленности в США. Вестник статистики, 1965 г., № 2.
  27. О.В. Испания: стратегия экономического подъема. М.: «Наука», 1994 г., с. 154.
  28. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. М.: Ист-сервис, 1994 г., с. 86.
  29. В., Савин В., Кутовой Г. Экономические весы энергобаланса. М.: «Экономика и жизнь», 1991 г.,№ 10.
  30. К.К. Инвестиционный комплекс и интенсификация производства. -Экономика и организация промышленного производства, 1983 г., № 3.
  31. В. Перспективы инвестиций в государственные облигации на рынке. М: «Рынок ценных бумаг», 1996 г., № 1.
  32. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: изд-во МГУ, 1995 г.
  33. С.М. Экономические параметры. Введение в теорию показателей экономических систем и моделей. М.: ЦЭМИ, 1968 г.
  34. М.М., Валов В. М., Грайфер В. И., Джавадян А. Я. Научно-техническая политика развития нефтедобычи и механизм ее реализации. М.: ВНИИОЭНГ, 1992 г.
  35. Р.И. РАО Газпром и экономика России. М.: Газовая промышленность, 1996 г., № 1−2.
  36. М.Х., Смирнов А. П., Хрычев А. Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ, 1993 г.
  37. М.Х. Теоретические и методологические проблемы формирования рыночной экономики в отраслях топливно-энергетического комплекса. М.: ВНИИОЭНГ. часть II, 1990 г.
  38. М.Х., Кравцова Л. Ф. Эффективность топливно-энергетических систем. М.: ВНИИКТЭП, 1989 г.
  39. М. Система рынков и рыночное взаимодействие. М.: Российский экономический журнал, 1992 г., № 6, с. 136−143.
  40. Н.С. и др. Оборот капитальных вложений и эффективность воспроизводства основных фондов. Киев, «Наукова думна», 1980 г.
  41. И.И. Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: МО, 1992 г., с. 410.
  42. М.В. Инновационная деятельность в промышленности. Теория и практика в странах рыночной экономики. М.- ИМЭиМО, 1994 г., с. 56.
  43. М. ТЭК — неплатежи как зеркало ценового беспредела. М.: Деловой мир, 1994 г., 17 июня с. 7.
  44. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. М.: Наука, 1992 г. -208 с.
  45. Л.П., Казаков С. Е. Планирование добычи нефти и подготовка запасов. М.: «Недра», 1989 г.
  46. А.И. Газовая промышленность России. Стратегия развития и научные проблемы. М.: РАО «Газпром» ВНИИГАЗ, 1993 г.
  47. Глобальные нефтегазовые стратегии XXI века и их значение для стран бывшего СССР. Круглый стол CERA. М., 1997 г.
  48. B.C. Макроэкономические модели. М.: «Наука», 1983 г.
  49. Е.А. «Формы собственности. Зарубежный опыт» В кн. Иностранные инвестиции в России: проблемы и перспективы" (Аналитический доклад независымых экспертов) М., 1993 г.
  50. Е.Ф. Инновационный процесс в условиях рыночной экономики. Спб.: Изд-во СПбу экономики и финансов, 1993 г., с. 58.
  51. А. К осмыслению опыта экономического развития Японии. //Российский экономический журнал, 1992 г., № 10, с. 86−92.
  52. Дрисколл, Давид Д. Что такое Международный валютный фонд? Вашингтон: МВФ, 1992 г., с. 42.
  53. Динамика торговли и инвестиций в Северной Америке, Канаде, Мексике, США. -Ред. К. У. Рейнольде М.: ИНИОН, 1992 г., с. 19.
  54. .Н. Японская экономика 1970−1983 гг. Анализ эффективности. М.: «Наука», 1986 г., с. 204.
  55. Э.Г. Государственное регулирование цен: уроки американского опыта. М.: Экономика и организация промышленного производства, 1991 г., № 7.
  56. В.Ф. Капитальные вложения и начальные инвестиции. // Экономика и математические методы. Том XXVI, вып. 6, 1990 г.
  57. В.К. Анализ хозяйственной деятельности предприятий нефтяной и газовой промышленности. М.: «Недра», 1980 г.
  58. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983 г.
  59. Д., Густавсон Т. Россия: Двадцать лет спустя. Четыре сценария: Перевод с англ. М.: Международные отношения, 1995 г.
  60. А.Н. Макроэкономическое прогнозирование в США. Новосибирск, «Наука», Сиб. отд., 1987 г., с. 256.
  61. И.С. Методы и алгоритмы многомерного статистического анализа. М.: «Финансы и статистика», 1986 г.
  62. Н.Н., Барсученко Э. И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев.: Укр ИНТЭИ, 1992 г., с. 54.
  63. Ф. М. Семенов Е.К. Капиталистический рынок оборудования: проблема конкурентоспособности. М.: «Наука», 1991 г., с. 157.
  64. А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий развитых капиталистических стран. Екатеринбург: Камен. пояс, 1992 г., с. 222.
  65. Инвестиционная политика и развитие машиностроительного комплекса капиталистических стран. // Отв. ред. и сост. Силаев В. П. М.: ИНИОН, 1991 г., с. 142.
  66. Информационные материалы Правительства РФ, Минэкономики РФ, Минтопэнерго РФ, РАО ЕЭС РФ, РАО «Газпром», ОАО «ЛукОйл»
  67. М.А. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Нефтепереработка и нефтехимия, 1993 г., № 11.
  68. Л. Очерки макроэкономического моделирования. М.: «Прогресс», 1992 г.
  69. .В. Методы обоснования капитальных вложений в действующее производство (вопросы методологии перспективного планирования). -Киев: Виша школа, 1988 г.
  70. А.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. М.: Изд. АН СССР, 1959 г.
  71. Капитальные вложения и изменения в структуре хозяйства развитых капиталистических стран, /отв. ред. С. М. Никитин, Л.П. Ночевкина/ М.: ИНИОН, 1991 г., с. 142.
  72. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: «Экономика и статистика», 1978 г.
  73. Р. Фирма, рынок, право. М.: Репринт, 1993 г.
  74. Л.А. Моделирование структуры и процесса реализации комплексных региональных программ. Новосибирск: «Наука», 1984 г.
  75. А. Иностранные инвестиции в России: решают ли новые меры старые проблемы? М.: «Экономика и жизнь», 1995 г., № 9.
  76. В.А., Ятров С. Н. и др. Топливно-энергетический комплекс база развития народного хозяйства СССР. — М.: «Знание», 1980 г.
  77. B.C. Технический прогресс и воспроизводство основных фондов промышленности. Харьков: «Мысль», 1982 г.
  78. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: 1988 г.
  79. И.К., Торкановский B.C. Коммерческие банки США в системе ГМК. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1982 г., с. 192.
  80. Я. Путь к свободе в экономике (страстное слово в защиту экономических преобразований) Перевод с англ. Ред. Н. Я. Петракова. М.: Экономика, 1990 г.
  81. В.П. и др. Фактор времени в плановой экономике: инвестиционный аспект. М.: «Экономика», 1978 г.
  82. В.П. Инвестиционная политика и реконструкция. М.: «Экономика и организация промышленного производства», 1979 г., № 4.
  83. Ю.С. Экономические проблемы развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Изд. НУМЦ Минприроды России. М., 1996.
  84. Ю.С., Андреев А. Ф., Дунаев В. Ф. и др. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. Изд. НУМЦ Минприроды России. М., 1997.
  85. Ю.С. Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока. М.: «Правила игры», 1996 г., № 2, с. 63−74.
  86. Ю.С. Принципы экономической оценки и определение платы за природные ресурсы. М.: В сб. «Совершенствование хозяйственного механизма в отраслях ТЭК», ВНИИКТЭП, 1990 г., с. 43−50.
  87. Ю.С. О рациональной структуре ТЭК Ростовской области. Ростов: Известия вузов. Северо-Кавказкий регион, естественные науки. 1994 г., № 1−2.
  88. Ю.С., Колонии В. И. Рекомендации по формированию региональных хозяйственных ситем в среде освоения нефтегазовых ресурсов. М.: в сб. «Совершенствование хозяйственного механизма в отраслях ТЭК», ВНИИКТЭП, 1990 г., с. 32−41.
  89. Ю.С., Ибрагимов Д. Ю. Формирование и развитие региональных ТЭК в условиях экономических преобразований (на примере Ростовской области) М., 1993 г.
  90. Ю.С., Кузовкин А. И. О соотношении российских и мировых цен на ТЭР за годы реформы. М.: «Экономист», 1997 г.
  91. А.А. Комплексный подход к привлечению иностранных инвестиций в Российскую энергетику. Научн. док. на соискание ученой степени д.э.н. М., 1995 г.
  92. О.А., Лившиц В. Н. Структура капитала. Анализ методов ее учета при оценке инвестиционных проектов. М.: «Экономика и математические методы», том XXXI, вып. 4, 1995 г., с. 12−31.
  93. Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. М.: ИНЭИ РАН, 1992 г.
  94. Л. Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике. Лондон. Шиллеровский институт, 1992 г., с. 208.
  95. Е.М., Меньшиков С. М., Чижов Ю. А. Моделирование американской экономики. Новосибирск. «Наука», 1975 г., с. 228.
  96. Лукойл лидер инвестиционного портфеля МС. Securitiees Limited. Отчет Стивена О’Салливана, Сектор: Нефть и газ. 1995 г.
  97. А.А., Вигдорчик А. Г. Топливно-энергетический комплекс. М: «Наука», 1979 г.
  98. Л.Л. Экономика Тайваня: Итоги и перспективы развития. М.: «Наука», 1991 г., с. 198.
  99. O.K., Кудинов Ю. С., Газеев М. Х. и др. Формирование программы развития нефтегазового комплекса Российской Федерации. М.: «Экономика топливно-энергетического комплекса России», 1993 г., вып. 2, с. 4−18.
  100. Н.И. Проблемы прогнозирования развития отраслевых систем. В книге: Моделирование стохастических процессов развития отраслевых систем. -Новосибирск. «Наука», 1980 г.
  101. П. Критерии и методы оптимального определения капитальных вложений. -М.: «Наука». 1977 г.
  102. Э. Лекции по микроэкономическому анализу. М.: «Наука», 1985 г.
  103. Международные банковские операции: Сб. документов. С.-Петербург, техн. университет. Сост. Диденко Н. И. и др. Спб., 1992 г.
  104. P.M. Экономические проблемы сокращения продолжительности строительства. М.: «Экономика», 1978 г.
  105. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Теринвест, 1994 г.
  106. Методические рекомендации по планированию и анализу эффективности инвестиций. Анн-инвест. М., 1994 г.
  107. Материалы Международной конференции «Евразийский рынок энергоресурсов: новые стимулы и приоритеты развития» 23−24 ноября 1994 г. М.: МТЭА, 1995 г.
  108. Материалы 19-го международного газового конгресса. Милан, июнь. 1994 г.
  109. Методические положения оптимизации развития топливно-энергетического комплекса. АН СССР М.: «Наука», 1975 г.
  110. Менеджмент организации. Румянцева З. П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. -М.: ИНФРА-М, 1995 г., с. 432, ил.
  111. Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: Теринвест, 1994 г., с. 80.
  112. Л.Е. Статистические балансы и экономико-математические модели в планировании. М.: «Наука», 1976 г.
  113. Мир в цифрах. Статистический сборник. М.: Фин. инжиниринг, 1992 г., с. 455.
  114. К.Н. Определение экономической эффективности капиталовложений в нефтяной и газовой промышленности. С., 1985 г.
  115. С.Д. Как работают американские нефтяные компании./Нефтяное хозяйство. 1991 г., № 5.
  116. Н. Микроэкономика: Перевод с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994 г. 736 с.
  117. Научно-технический прогресс и интенсификация производства./ Под ред. проф. Б. М. Купрятова, проф. В .Я. Гффинкеля. М.: ВЗФЭН, 1991 г., с. 114.
  118. Научно-технический прогресс в газовой промышленности и рынок. Смирнов В. А., Бокеерман Ю. И., Седых А. Д., Вольский Э. Л. РАО «Газпром», ИНЭИ РАН, МТЭА, Энергоцентр, 1993 г.
  119. Научно-техническое развитие в условиях перестройки хозяйственного механизма. / Отв. ред. проф. Е. А. Олейников М: 1991 г., с. 172.
  120. Е.Г. Проблемы НТП в период перехода к рыночной экономике. Препр. док л ./РАН. Карел, научн. центр. Петрозаводск, 1991 г., с. 20.
  121. В.И. Экономические проблемы освоения ресурсов нефти и газа. М.: Недра, 1995 г.
  122. Новая энергетическая стратегия России. М.: «Атомиздат», 1995 г.
  123. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Ежеквартальный доклад. М.: Прогресс-академия, 1994 г., 1995 г.
  124. Организационно-экономические проблемы научно-технического прогресса. Учебник по ред. B.C. Бялковской, Е. М. Купрякова. М.: Высш. шк., 1990 г., с. 302.
  125. Основные проблемы нефтяного комплекса (Материалы II съезда Союза нефтепромышленников). Москва, март 1993 г.
  126. Офф-Шор компания и мировая практика снижения налогов. / Вып. 1 М.: «Экономика и Бизнес», 1992 г., с. 38.
  127. В.В., Ковалев В. В. Как читать баланс. М.: «Финансы и статистика», 1993 г., с. 256, ил.
  128. А.С. Эффективность реконструкции предприятий. М.: «Экономика», 1978 г.
  129. Я.Ш. Малоразмерные макроэкономические модели экономического роста и научно-технического прогресса. М.: «Наука», 1992 г., с. 194.
  130. Переход к рынку. Концепция и программа. М.: Министерство печати и информации РСФСР, 1990 г.
  131. Переодические издания за 1994−1997 гг. Проблемы прогнозирования, Экономист, Энергетическая политика. Нефть и капитал, Нефтегаз, Нефтяное хозяйство, Газовая промышленность. Энергетическое строительство, Мировая энергетика. Финансовые известия.
  132. А. Теория спроса, рента и суверенитет потребителя. М.: 1979 г.
  133. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка./ Газеев М. Х. и др. М.: Ин-т экономики, 1993 г., с. 19.
  134. Т., Уотермен В. В. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986 г.
  135. Принципы инвестирования М.: СП, Crocus intern., 1991 г., с. 126.
  136. Проблемы научно-технического развития в условиях экономической реформы. /Под научн. ред. Б. Н. Рудзинского. М.: ин-т экономики, 1992 г., с. 166.
  137. Проблемы повышения НТП в условиях рыночной экономики. Сб. науч. тр. / Ред. B.C. Тарасович Киев, НИЭИ, 1991 г., с. 166.
  138. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: «Наука», 1990 г.
  139. А.А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчеты и риск. М.: Перспектива, 1994 г. 192 с.
  140. A.M. Узловые вопросы энергосбережения. М.: «Плановое хозяйство», 1987 г., № 3.
  141. В.В. Совместные инвестиционные проекты. М.: Газовая промышленность, 1994 г., № 4.
  142. Рид Э. Коттер Р. и др. Коммерческие банки / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983 г., с. 501.
  143. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М: Прогресс, 1986 г.
  144. А.И., Максимцев М. М. и др. Маркетинг ЮНИТИ, М., 1995 г.
  145. А.В. Проблемы инвестиций нефтегазового комплекса. «Экономика топливно-энергетического комплекса России». М.: ВНИИОЭНГ, № 8, 1995 г.
  146. Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. М.: Финансы и статистика, 1986 г., с. 340.
  147. Роль малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран. Обзор инф. М.: ИНИОН, 1992 г., с. 78.
  148. Ю.Б. Особенности монополизма в советской экономике. Препр. докл. / -М.: РАН ин-т экономики, 1992 г., с. 535.
  149. Руководство по проектному анализу. / Итститут экономического развития Всемирного банка. 1994 г., с. 119.
  150. Ю.А. Организация технико-экономического исследования инвестиционного проекта. /Экономика строительства, 1993 г., № 3.
  151. П.С. и др. Экономико-математическое моделирование капитальных вложений в нефтяной промышленности. М.: Недра, 1978 г.
  152. И.Ф. Проблемы совершенствования регулирования нефтяного комплекса России в условиях рынка. М.: ЦНИИТЭНЕФТЕХИМ, 1995 г.
  153. Ю.В. Проблемы совершенствования системы макроэкономического анализа в переходный период. М: Вопросы экономики, 1993 г., № 10.
  154. Дж. Рыночная экономика в России. Перевод с англ. М.: Экономика, 1994 г. 268 с.
  155. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990 г.
  156. Стратегия развития газовой промышленности, М.: Атомиздат, 1997 г.
  157. Старреле Джон М. Поддержка реформ в Центральной и Восточной Европе. -Вашингтон, Международный валютный фонд, 1992 г., с. 21.
  158. Е.А. Инвестиционная деятельность корпорации в нефтегазовом комплексе. М.: ГАНГ им. Губкина, 1996 г.
  159. А.С. Как управлять предприятием нефтяной и газовой промышленности. М.: Недра, 1989 г.
  160. Управление нефтяными ресурсами. Материалы международной конференции. Москва, ноябрь, 1992 г.
  161. B.JI., Виниченко В. Ю. Проблемы разработки бизнес-планов и анализа эффективности инвестиционных проектов. М.: Минеральные ресурсы, 1996 г., № 7.
  162. Финансовое управление компанией. Смит Дж. В., Кузнецова Е. В., Курочкин С. К., Уолтере К. Дж. / Под ред. Е.В. Кузнецовой- М.: Фонд «Правовая культура», 1995 г., с. 384, ил.
  163. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы. -М.: «Бизнес», 1991 г.
  164. Л.В. «Как оценить стоимость акций нефтедобывающей компании». М.: «Нефть России», 1995 г., № 5.
  165. Л. Денежная теория. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990 г.
  166. Ю.И., Ковалев А. Г. Капитальные вложения в расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. М.: Стройиздат, 1984 г.
  167. В.Е., Корнеева И.В, Автухова Е. З. Современный маркетинг. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991 г. -256 с.
  168. Р.И., Баренс С. Б. Планирование инвестиций. М.: «Дело Лтд», 1994 г., с. 120.
  169. Хойер, Вольфганг. Как делать бизнес в Европе. М: Прогресс, 1990 г., с. 254.
  170. А.Н. Перспективы воспроизводства производственных мощностей нефтяной промышленности. М.: ВНИИКТЭП, 1989 г.
  171. Ценообразование и рынок: Перевод с англ. М.: Прогресс, 1992 г. — 320 с.
  172. B.C. Научно-техническая интеграция Западной Европы. М.: Наука, 1992 г. с. 148.
  173. И.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975 г.
  174. Е. М. Васильева Н.Е. Финансово-экономические расчеты. Справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 1990 г., с. 304.
  175. P.P. Интегрированные нефтегазовые компании. М.: Наука, 1996 г.
  176. B.C. Конъюнктура рынка ценных бумаг акционерных обществ нефтяного комплекса. М.: Экономика топливно-энергетического комплекса России, 1995 г., № 1, с. 26−32.
  177. Ю.Н. Система налогообложения в нефтегазовом комплексе России и проблемы привлечения иностранных инвестиций. М: Госинформарк, 1994 г.
  178. Ю.Н. Проблемы привлечения иностранных инвестиций. М.: Энергетическая политика, 1996 г., № 1.
  179. В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М.: Наука, 1993 г., с. 93.
  180. Brigham E.F., Gapenski L.C. Imtermediate Financial Management. Chicago, Dryden, 1990.-923 p.
  181. Duvigneau J.C., Prasad R.N. Guidiines for Economic Rates of DFC Prodects. World Bank Technical Paper, 33.
  182. Gittinger J.P. Economic analysis of agricultural Projects. Baltimor: EDI, 1982.
  183. Hansen J.R. Guide To Practical Project Appraise! New York, UN, 1978.
  184. Jean W.H. Capital Budgeting. Scranton: International Textbook, 1969.- 93 p.
  185. Manual for the Preparation of Industrial Feasbility Studies. New UN, 1978.
  186. Merrett A.J., Sykes A. Capital budgeting and company finance. London: Logmans, 1966. — 184 p.
  187. Teichroew D., Robochek A., Montablano M. An analysis of criteria for investment and financing decision under certainty/ Management Science. Vol. 12, № 3, P. 151−179, 1965
  188. Ward W.A. The Economics of Project Analysis. Washington: EDI, 1993. — 318 p., il.
  189. Van Home J.C. Financial management and Policy. Endlewood Cliff: Prentice-Hall, 974. — 750 p.
Заполнить форму текущей работой