Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение конкурентоспособности организаций сферы услуг на основе методов управления качеством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако управление конкурентоспособностью не сводится лишь только к формированию конкурентных преимуществ, наиболее подходящих для выбранного сегмента рынка и реализации конкурентной стратегии. Данное управление, как и любое целенаправленное воздействие на субъект управления, требует прохождения определенных этапов управления, формирующих логику и процесс управления конкурентоспособностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 1. 1. Управление конкурентоспособ! юстью в условиях кризиса
    • 1. 2. Конкурентные преимущества: классификация и подходы
    • 1. 3. Методы управления качеством в обеспечении конкурентоспособности организации
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 2. 1. Системный подход в реализации механизма управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг
    • 2. 2. Развертывание функции качес тва концепции услуги
    • 2. 3. Проблематика и особенности оценки конкурентоспособности услуг
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
    • 3. 1. Особенности функционирования и тенденции развития рынка медицинских услуг
    • 3. 2. Анализ конкурентной среды па рынке услуг клинической лабораторной диагностики
    • 3. 2. Оценка конкурентоспособности услуг клинической лабораторной диагностики
    • 3. 4. Обеспечение конкурентоспособности организации на основе развертывания функции качества услуги клинической лабораторной диагностики

Обеспечение конкурентоспособности организаций сферы услуг на основе методов управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной чертой функционирования мирового хозяйства сегодня становится глобализация всей системы международных отношений, выражающаяся не просто в увеличении объемов мировой торговли, но в появлении глобального рынка, воздействующего на национальные рынки отдельных стран и ужесточающего конкурентную борьбу. При этом международная торговля была бы невозможна без услуг. В этой связи, одним из центральных вопросов теории и практики управления организациями сферы услуг становится обеспечение такой конкурентной позиции как па национальном, так и на глобальном рынке, которая позволит обеспечить устойчивые темпы роста и долгосрочное функционирование и развитие.

Задача достижения желаемой конкурентной позиции, по нашему мнению, сводится к выработке организационного механизма управления конкурентоспособностью в рамках общей системы управления организацией. В рамках данного механизма особую роль играют процессы обеспечения конкурентоспособности организации с позиции методов управления качеством.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена, главным образом, новизной ее постановки именно для сферы услуг, что пока не имеет достаточных методических инструментов, подтвержденных отечественной практикой управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг.

Степень разработанности научной проблемы. Теоретические основы управления конкурентоспособностью нашли свое отражение в научных работах многих отечественных ученых: Адлер Ю. П., Азоев Г. Л., Горбашко Е. А., Голубков Е. П., Гличев A.B., Еленева Ю. Я., Завьялов П. С., Лапидус В. А., Липсиц И. В., Окрепилов В. В., Фатхутдинов Р. А, а так же зарубежных авторов: Ансофф И., У. Шухарт, Э. Деминг, Г. Тагути, Дж. Джуран, Ф.

Кросби, Л. Фейгенбаум, К. Исикава, М. Портер, Ф. Котлер, К. Лавлок, Дж. Траут, Ж.-Ж. Ламбен и другие.

Однако необходимо отметить дискуссиониость и недостаточность освещения проблемы обеспечения конкурентоспособности, в частности применительно к сфере услуг. Несмотря на то, что отечественная и зарубежная научная литература освещает серьезную теоретическую и методическую основу исследования проблемы конкурентоспособности, сохраняется потребность ее детализации до уровня рекомендаций, пригодных для практического применения организациями сферы услуг различных отраслей народного хозяйства. К числу нерешенных вопросов можно отнести концептуальные и методические аспекты обеспечения конкурентоспособности на основе методов управления качеством.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методических основ обеспечения конкурентоспособности организаций на основе методов управления качеством. В соответствии с поставленной целью исследования в диссертации решаются следующие задачи:

1) исследовать проблемы обеспечения конкурентоспособности организации с позиции различных факторов влияния и источников формирования;

2) проанализировать механизм управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг;

3) обосновать целесообразность обеспечения конкурентоспособности организаций на основе методов управления качеством;

4) выявить практические направления применения методов управления качеством для целей обеспечения конкурентоспособности;

5) проанализировать теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности услуг;

6) выявить направления совершенствования и адаптации существующих моделей оценки конкурентоспособности услуг;

7) произвести оценку конкурентоспособности услуг и выявить направления для совершенствования деятельности организаций сферы медицинских услуг;

8) разработать практические рекомендации и предложения по обеспечению конкурентоспособности организаций на основе методов управления качеством для организации сферы услуг.

Объектом исследования являются организации сферы услуг, принадлежащие к медицинской отрасли.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические основы обеспечения конкурентоспособности организаций сферы услуг на основе методов управления качеством.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения фундаментальных и прикладных исследований в области экономической теории, управления качеством и конкурентоспособностью, маркетинга, менеджмента и организационного моделирования как зарубежных, так и российских ученых и специалистов. Решение поставленных задач основывается на применении общей теории систем, приемов системного анализа и экспертных оценок.

Информационная база исследования. В качестве информационной базы исследования использовались статистические данные федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования, данные исследований, проводимых Ассоциацией, объединяющей крупнейшие коммерческие медицинские организации Санкт-Петербурга, маркетинговые исследования организаций, работающих на рынке медицинских услуг, материалы международных и отечественных конференции по тематике исследования, аналитические материалы периодической печати и сети Интернет.

Для получения достоверных научных результатов применялись следующие методы исследования: логический и системный анализ, методы экономического моделирования, SWOT-анализ.

Научная новизна диссертационной работы состоит в развитии теоретических основ управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг на основе методов управления качеством и разработке методических и практических рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности организаций с учетом особенностей, присущих услугам. К числу основных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

1) уточнена классификация конкурентных преимуществ, предполагаемая для организаций сферы услуг, включающая обоснование введения трех типов конкурентных преимуществ (ресурсный, операционный, стратегический), отражающих их источники формирования;

2) предложен механизм управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг, ориентированный на достижение устойчивой конкурентной позиции па рынке и обеспечение удовлетворенности потребителя по предъявляемым требованиям;

3) уточнена классификация услуг, в части выделения классификационного признака, обусловленного технологией производственного процесса и определяющего характер производства услуги и ориентированного на проектирование системы предоставления услуги;

4) предложена и адаптирована для сферы услуг технология развертывания функции качества (Quality Function Deployment), адаптированная для сферы услуг и сформулированы предложения по ее использованию для организаций сферы медицинских услуг;

5) разработан алгоритм оценки конкурентоспособности услуг и определены согласованные с ним направления по совершенствованию деятельности организаций сферы медицинских услуг, направленные на обеспечение качества медицинских услуг снижение их ценовых параметров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработаны методические рекомендации по обеспечению конкурентоспособности медицинских услуг на основе развертывания функции качества, сформулированные по результатам оценки конкурентоспособности услуг. Результаты, полученные в ходе исследования, легли в основу мероприятий по совершенствованию управления конкурентоспособностью и апробированы в деятельности группы компаний «Хеликс».

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации опубликованы в отраслевых и научных журналах, а также докладывались на научно-практических конференциях Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Результаты исследования конкурентоспособности медицинских услуг представлены в таблице 16. Интегральный показатель конкурентоспособности Ку, рассчитанный как сумма комплексных индексов конкурентоспособности атрибутов, равный 0,80, что позволяет сделать вывод о приемлемом для потребителя уровне конкурентоспособности и о необходимости мер, направленных на повышение уровня конкурентоспособности.

Опробованный на практике алгоритм оценки конкурентоспособности может быть использован в любой отрасли нематериального производства, для любого вида услуг путем идентификации атрибутов, подлежащих оценке. Данный алгоритм позволяет оценивать не только удовлетворенность потребителей, но и совместный анализ применяемых в оценке конкурентоспособности услуги единичных индексов конкурентоспособности атрибута по параметру важности и по параметру удовлетворенности позволит выявить те атрибуты, на которых на данном этапе развития руководству необходимо сосредоточить свои управленческие усилия. Очевидно, что использование таких индексов особенно актуально в условиях, когда услуга проектировалась без применения технологии С^О.

9с.

4^ оо — о чо ОО о (VI 4^ ОО — № п/п.

Информационное обеспечение (информационные буклеты) Удобство ожидания своей очереди Время ожидания своей очереди Возможность оплаты банковской картой Цена Приветливость и отзывчивость администратора процедурного кабинета Интерьер процедурного кабинета Оформление внешнего фасада (за.метность и привлекательность вывески) Время работы процедурного кабинета Транспортные расходы Удобство парковки Доступность процедурного кабинета Приветливость и отзывчивость оператора са11-центра Оформление и удобство сайта Атрибут он он 4^ 4^ из IV! оо ОН он оо ОО Оценка по шкале важности о о о «о он о «о он о о (Л О О 4^- О О 4^ О О 4^ о о оо О О он р о оо О о ОН о о он р о ОО р о ОО Коэффициент весомости атрибута ю 4^ (л он ОН он он он Оценка по шкале удовлетворенности о о о Ъо о о О О Ъо о р Ъо О ъ> о О О о о р Ъо О Ъэ о О о о <о о о о о Единичный индекс конкурентоспособности атрибута по параметру удовлетворенности о о о о о о N0 о о О О ОО о о о о о с> оо р о р о р О он р о он р «о ОО р о ОО Групповой индекс конкурентоспособности он ОН 4^ оо 4^ оо оо 4^ 4^ 4^ Экспертная важность атрибута ю он о о о Ъо о О Ъо сэ О он О О О О «о о р ОО о СЭ О О Ъо о р Ъо о ОО ОО ОО оо Единичный индекс конкурентоспособности по параметру важности р о 4^ о о о о ю о о ОО о о ю р «о 4^ О о 4^ р о оо р о оо О о р о р о 4^ р «о оо о о ОО Комплексный индекс конкурентоспособности о оо ^ н Са Н Е о к а> к я к я о к я п> я н о о я о о о с я о о н к ?

О) 1=1 к с к к о я к.

X ^ о Й X о й к я о н о> й к с.

15 Сохранность личного имущества (запирающиеся шкафчики для одежды) 4 0,04 5 1,00 0,04 4 1,00 0,04.

16 Приветливость и отзывчивость медицинской сестры 5 0,05 5 1,00 0,05 5 1,00 0,05.

17 Безопасность забора крови (использование одноразовых инструментов) 5 0,05 5 1,00 0,05 5 1,00 0,05.

18 Профессионализм медицинской сестры 5 0,05 5 1,00 0,05 5 1,00 0,05.

19 Время ожидания получения результата 5 0,05 3 0,60 0,03 4 0,80 0,02.

20 Возможность получения результата различными способами (лично, по e-mail, по факсу, курьером) 5 0,05 5 1,00 0,05 5 1,00 0,05.

21 Информативность и оформление результата (бланк с результатами проведенного исследования) 4 0,04 5 1,00 0,04 4 1,00 0,04.

22 Возможность бесплатной консультация врача по результатам проведенного исследования 3 0,03 4 0,80 0,02 4 1,33 0,02.

23 Наличие услуг инструментальной диагностики (УЗИ, кардиограмма) 5 0,05 5 1,00 0,05 4 0,80 0,04.

24 Широта представленных медицинских услуг 5 0,05 4 0,80 0,04 4 0,80 0,03.

104 1,00 0,87 99 0,80 bJ.

3.4. Обеспечение конкурентоспособности организации на основе развертывания функции качества услуги клинической лабораторной диагностики.

В основе удовлетворенности потребителей лежат ожидания перед покупкой, сформированные под воздействием личных, социальных, ситуационных и коммуникативных факторов, и воспринятого качества услуг. Разрыв между ожиданиями потребителей и их восприятием полученных услуг, являющийся причиной снижения удовлетворенности потребителя или его полной неудовлетворенности предоставляемыми услугами, может возникнуть по двум основным причинам:

1) несоответствие сервисной стратегии предоставляемых услуг целевому сегменту;

2) неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг, т. е. несоответствие требованиям потребителей.

Принцип «ориентации на потребителя» в его реальном, а не надуманном воплощении позволит разрыв между ожиданиями потребителей и их восприятием полученных услуг.

Совместный анализ применяемых в оценке конкурентоспособности услуги единичных индексов конкурентоспособности атрибута по параметру важности и по параметру удовлетворенности позволит выявить те атрибуты, на которых на данном этапе развития руководству необходимо сосредоточить свои управленческие усилия. Очевидно, что использование таких индексов особенно актуально в условиях, когда услуга проектировалась без применения технологии.

Использование единичных индексов конкурентоспособности по параметру важности (в^), позволяет в процессе оценки конкурентоспособности услуг выявить атрибуты — характеристики услуги, ранжирование которых для данного целевого сегмента выполнено ошибочно, как следствие, сформирована неадекватная сервисная стратегия, сформированная не для «тех» клиентов. Однако понимание ожиданий потребителя и корректное ранжирование атрибутов услуг по степени важности для целевого сегмента не является залогом успеха, т.к. на неудовлетворенность клиента могут оказывать влияние непосредственно факторы качества. Для оценки удовлетворенности потребителей качеством предлагается использовать индекс конкурентоспособности по параметру удовлетворенности (Sj), рассчитываемый как отношение потребителя по конкретному атрибуту услуги в сравнении со сформированными ожиданиями или с базой.

Отметим, что для каждого потребителя характерно собственное ранжирование неценовых издержек и атрибутов услуги по степени важности, поэтому представляется важным рассчитывать коэффициент конкордации для оценки согласованности мнений респондентов.

По результатам оценки уровня конкурентоспособности услуг клинической лабораторной диагностики, предоставляемых Лабораторной службой «Хеликс», подробно рассмотренной выше, был сделан вывод о наличии расхождения между требованиями потребителей и их восприятием услуги, что свидетельствует об объективной необходимости проведения корректирующих мероприятий, направленных на пересмотр сервисной стратегии по целевому сегменту либо проведение мероприятий по анализу стандартов качества, регламентов и процедур (особенно в «видимой» потребителю части) и уровня их соблюдения. Особо подчеркнем, что результаты оценки необходимо интерпретировать менеджеру по качеству совместно со специалистом по маркетингу с учетом базы данных CRM и опросов контактного персонала.

Совместный анализ индексов конкурентоспособности (графы 3 и 4 таблицы 17) позволил выявить атрибуты, требующие принятия управленческих решений для совершенствования конкурентоспособности (графа 5 таблицы 17).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе развития глобального рынка международная торговля была бы невозможна без услуг. Это верно как для услуг, предоставляемых как на внутреннем рынке, так и на международной арене.

В условиях жесткой конкурентной борьбы все большее значение приобретает осознанное и целенаправленное воздействие на факторы, формирующие конкурентоспособность национальных рынков, отраслей, организаций сферы услуг и самих услуг.

Факторы, формирующие и обеспечивающие конкурентоспособность объекта управления, характеризуют тип конкурентных преимуществ.

Успешное функционирование и развитие организации в рыночной экономике требует пристального внимания к формированию его конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия организации ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение организации, а также завоевание прочных позиций на выбранном конкурентном рынке. Вместе с тем, разрабатывать и реализовывагь конкурентную стратегию необходимо с учетом собственным характеристик предлагаемой услуги и только после проведения маркетингового исследования, следуя логике самой современной концепции управленияориентации на потребителя.

В сфере услуг проблема обеспечения конкурентоспособности усиливается в связи с особенностями услуг, прежде всего в связи с одновременностью производства и потребления услуги, обусловливающей оценку ее качества не только по результату, но и по процессу выполнения услуги. Специфика производства услуг, а именно соучастие потребителя в процессе производства обусловливают новую задачу, возникающую в процессе управления конкурентоспособностью в сфере услуг: необходимость изучать, формировать и контролировать процесс взаимодействия между теми, кто производит, и теми, кто потребляет услугу. С учетом этого, при проектировании системы предоставления услуги необходимо использовать теоретические, методологические и методические аспекты маркетинга.

Однако управление конкурентоспособностью не сводится лишь только к формированию конкурентных преимуществ, наиболее подходящих для выбранного сегмента рынка и реализации конкурентной стратегии. Данное управление, как и любое целенаправленное воздействие на субъект управления, требует прохождения определенных этапов управления, формирующих логику и процесс управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг. Помимо этого, любое управление, особенно управление сложными динамическими системами, которой и является организация, требует применения системного, комплексного и процессного подходов к управлению. В этом случае главная задача управления системой сводится к установлению заданного состояния функционирования системы. Сложность управления будет зависеть от количества изменений, закономерных и случайных, в системе и ее окружении.

Одной из самых спорных и дискуссионных задач управления конкурентоспособностью остается оценка результатов этого управления, т. е. оценка конкурентоспособности услуг. В виду их большого видового разнообразия и особенностей услуг, обусловленных их природой, концептуализация и измерение уровня конкурентоспособности услуг на сегодняшний день самая противоречивая тема в научной литературе, посвященной управлению в сфере услуг. Очевидно, что в виду большого числа дифференцирующих услуги факторов как объективного, так и субъективного свойства, достаточно трудно адаптировать существующие модели оценки конкурентоспособности товаров для нужд непроизводственного сектора экономики.

Вместе с тем, существует острая необходимость в контроле деятельности, направленной на обеспечение и улучшение конкурентоспособности услуг, и оценке достигнутых результатов. Анализ литературы по теме исследования выявил существенную проблему. Она заключается в отсутствии общепринятой модели оценки конкурентоспособности услуг, которую можно было бы адаптировать под любую сферу нематериального производства, с учетом особенностей, присущих тем или иным отраслям. Фактически, отсутствует не только сама модель, но и общепризнанный методологический механизм оценки конкурентоспособности услуг. Многие модели являются устаревшими, разработанными для конкретных областей народного хозяйства или являются попытками адаптации моделей, пригодных для оценки конкурентоспособности товаров.

Автором была разработан и опробован на практике алгоритм оценки конкурентоспособности услуг, который может быть адаптирован для различных отраслей. По мнению автора, данный алгоритм при оценке конкурентоспособности услуг позволяет учитывать все разнообразие услуг, а также учитывать удовлетворенность потребителя и рейтинг Важности потребительских требований. Анализ удовлетворенности потребителя по исследуемым атрибутам безотносительно рейтинга важности атрибутов содержит в себе системную ошибку в связи с тем, что нельзя создать продукт, отвечающий всем требованиям: в большинстве случаев это экономически неоправданно, а иногда и технологически недостижимо.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 (ред. 02.08.2009) № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) № 135-ФЭ «О защите конкуренции».
  3. ГОСТ Р ИСО 9004−2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  4. ГОСТ Р ИСО 9001−2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
  5. ГОСТ Р ИСО 9004−2008 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
  6. ГОСТ Р ИСО 15 189−2006 «Медицинские лаборатории. Дополнительные требования к качеству и компетентности».
  7. С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг: Учебное пособие. М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.
  8. Н.М., Данько Т. П., Ильдеменов C.B., Киселев А. Д. Реижини-ринг бизнес-процессов. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2007.
  9. В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем// Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. № 5.
  10. Ю.П. Методы Тагути — новое направление в статистическом контроле качества. — М.: Знание, 1988.
  11. Ю.П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? (Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций)// Методы менеджмента качества. — 1999. — № 1.
  12. Ю.П., Аронов И. З., Шпер В. Л. Что век грядущий нам готовит? (Менеджмент XXI века краткий обзор основных тенденций)// Методы менеджмента качества. — 2004. — № 1.
  13. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  14. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999.
  15. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1990.
  16. Г. А. Управление качеством продукции: Учебник в 3-х книгах. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  17. Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения// Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 2.
  18. М.К., Лихолетов В. В. Эффективная ценовая политика как фактор успеха в конкурентной борьбе// Проблемы современной экономики. — 2009.-№ 1.
  19. Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. № 4.
  20. Л.В. Сокращение времени обслуживания туристов в гостинице // Методы менеджмента качества. — 2009. — № 9.
  21. Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг/ Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  22. Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция// Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 6.
  23. Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция// Экономический анализ: теория и практика. — 2008. —№ 11.
  24. Ю.В., Корольков В. Ф. Путь СЯЮ: проектирование и производство продукции исходя из ожиданий потребителей. Ярославль: ННОУ «Центр качества», 2003.
  25. Р. Виртуальное лицо реального бизнеса// Деловое совершенство. -2009.- № 8.
  26. А.Н. Метод классификаций в ассортиментной политике// Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 1.
  27. Л.Б. Формирование конкурентоспособного персонала организации и рост нематериальных активов// Проблемы современной экономики. 2009. — № 1.
  28. A.A. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия// Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 4.
  29. Т.А. Маркетинговое управление. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2008.-512 с.
  30. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. -М.: Финпресс, 1998.
  31. Е.П. Еще раз о понятии «Бренд»// Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 2.
  32. Е.П. Использование Интернета в маркетинге// Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 3.
  33. Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 1.
  34. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 2000.
  35. Е.П. О некоторых понятиях и терминологии маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5.
  36. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. № 4.
  37. E.H., Михайлов О. З. Внутренний маркетинг и управление персоналом инструменты повышения эффективности управления// Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — № 3.
  38. E.H., Михайлов О. З. Управление внутренним маркетингом// Маркетинг в России и за рубежом. 2009. — № 1.
  39. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  40. Е.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  41. Е.А. Управление качеством. — СПб: Питер, 2008.
  42. Е.А., Леонова Т. И., Кузьмина С. Н. Определение затрат на качество при выполнении инновационных проектов: Методические рекомендации / Министерство образования Российской Федерации. — СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002.
  43. Е.А., Розанова С. К., Стефанова Т. Г., Курочкина А. Ю., Куга-нов В.Г. Управление качеством услуг: Учебное пособие. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  44. В.Э., Сущинская М. Д. Менеджмент в сфере услуг: Учебник. — СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2007.
  45. Гордон Ян X. Маркетинг партнерских отношений/ Пер. с англ. — СПб: Питер, 2001.
  46. O.A., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. — СПб: Питер, 2002.
  47. И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. — М.: Пресс-сервис, 1997.
  48. Н.В. Интегрированный подход к менеджменту услуг// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2008. — № 2.
  49. Н.В., Клюев А. Д. Совершенствование процесса постпродажного обслуживания как инструмент повышения удовлетворенности потребителей// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. -2008.-№ 4.
  50. JI. Майкл. «Бережливое производство + шесть сигм» в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шесть сигм помогают совершенствованию бизнеса/ Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
  51. М.Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. -М.: Экономика, 1999.
  52. С., Галмен М., Роберте С. Зажигай! Внутренний маркетинг для воодушевления сотрудников и привлечения клиентов/ Пер. с англ. — М.: Вершина, 2006.
  53. П. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.
  54. К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 1994.
  55. В.М. Формирование системы методов оценки качества работы персонала на предприятиях сферы услуг// Проблемы современной экономики. 2008. — № 4.
  56. С.Ф., Новиков Е. С., Поспелов В. Я. Статистические методы в современном менеджменте качества — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 2001.
  57. E.JI. Управление конкурентоспособностью// Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 8.
  58. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. -М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997.
  59. H.H. Управление сферой услуг: инфраструктурный подход. -СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  60. И. Как продавать дорогие и очень дорогие товары. СПб: Питер, 2006.
  61. Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. — М.: Финансы и статистика, 2006.
  62. Ю.Б. Клиентоориентирование// Методы менеджмента качества. 2007. -№ 11.
  63. . Деловая стратегия/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  64. Качалина J1.H. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.
  65. A.C. Проектирование и исследование бизнес—процессов: Учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2006. 272 с.
  66. К. Нас много — потребитель один: ориентируемся на потребителя/ Пер. с англ. М.: РИА «Стандарты и качество», 2009.
  67. Т. Самооценка в организациях. — М.: Стандарты и качество, 2000.
  68. И.Н. Методика контроля и оценки качества обслуживания потребителей// Методы менеджмента качества. — 2009. — № 5.
  69. Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок. М.: ACT, 2000.
  70. Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. СПб: Питер, 1998.
  71. Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  72. А.Ю. Измерение и оценка качества услуг: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  73. П.В., Мишурова И. В. Технология реинжиниринга бизнеса: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. 176 с.
  74. К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005.
  75. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг/ Пер. с франц. СПб: Питер, 2007.
  76. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг/ Пер. с франц. — СПб: Наука, 1996.
  77. Т.И. Управление затратами на качество продукции: монография. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  78. Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. — М.: ДМК пресс, Компания АйТи, 2003.
  79. И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. — М.: Юрайт-М, 2001.
  80. A.B., Лукин A.A. Создание конкурентного преимущества на основе дифференциации. — 2007. № 3.
  81. Мак—Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2000.
  82. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  83. Д.В., Белокоровин Э. А. Удовлетворение потребителей по-японски// Методы менеджмента качества. 2005. — № 2.
  84. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.
  85. М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Альфа-пресс, 2004.
  86. Н.В. Маркетинг различных типов услуг// Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 4.
  87. Модели управления экономикой предприятия: Учебное пособие/ Е. А. Горбашко, И. Г. Окрепилова, Е. М. Рогова, Е.А. Ткаченко- Под ред. Е.А. Гор-башко. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  88. В.Н. Развитие принципов маркетинга взаимодействия для управления каналами сбыта// Проблемы современной экономики. — 2008. — № 2.
  89. Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. -СПб: Питер, 2005.
  90. Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение»// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 1.
  91. Э.В. Международные модели маркетинга услуг// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. № 3.
  92. Э.В. Особенности стратегии сбыта и дистрибъюции услуг// Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4.
  93. Э.В. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. -№ 4.
  94. Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг// Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 2.
  95. А. Официальное копирование, или Свое дело под чужим именем// Деловое совершенство. — 2009. — № 9.
  96. В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник в 4-х книгах. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  97. В.В. Менеджмент качества: учебник— СПб: Изд-во «Наука», 2003.
  98. В.В., Бабичева О. Ю. Самооценка деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  99. И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. -СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  100. А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества — основа эффетивного менеджмента. — М.: Стандарты и качество, 2003.
  101. В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке// Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. № 2.
  102. Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. СПб: Питер, 2000.
  103. A.C. Как проверить, довольны ли клиенты (для В2В)// Методы менеджмента качества. 2009. — № 7.
  104. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. — М.: Прогресс, 1986.
  105. Т.А., Супрягина М. С. Качество услуг: качественные параметры оценки// Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1.
  106. Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  107. М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993.
  108. A.JI. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. М.: Вершина, 2006.
  109. В.Е., Куприянова Т. М. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места: Практическое пособие. — М.: РИЛ «Стандарты и качество», 2009.
  110. Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли / Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2007.
  111. Н.Р., Нежданов И. Ю. Конкурентная разведка. — М.: Ось-89, 2007.
  112. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы. — М.: Знание, 1990.
  113. Л.П. Структурирование функции качества// Курс на качество. 1992. -№ 3,4.
  114. А.Д. Теория организации (структурный подход). СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  115. Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М.: Ось-89, 2001.
  116. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.
  117. Стандартизация и сертификация в сфере услуг/ Под. ред. А.Ракова. -М., 2002.
  118. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг. — М.: ПРИОР, 2001.
  119. П., Гебхардт Дж. Качество делает деньги. Как вовлечь персонал в процесс обеспечения качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2009.
  120. П., Тротт М. Роман с покупателем/ Пер. с англ. — СПб: Питер, 2002.
  121. Д., Шукер Т. Бережливый офис. Управление потоками создания ценности / Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2009.
  122. И.Н., Рыжова H.A. Классификация средств и методов управления качеством// Сервис plus. -2008. — № 4.
  123. A.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент/ Пер. с англ. М.: Банки и биржи, 1998.
  124. A.A., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. М.: Банки и Биржи, 1998.
  125. Дж. Большие бренды — большие проблемы/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.
  126. Дж. Новое позиционирование/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.
  127. Управление качеством услуг: Учебное пособие/ Под ред. Е. А. Горбашко. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
  128. P.A. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2009.
  129. P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002.
  130. P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
  131. P.A. Стратегический маркетинг. СПб: Питер, 2006.
  132. P.A. Стратегический менеджмент — СПб: Дело, 2001.
  133. P.A. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2005.
  134. Л.Ю. Методические подходы к оценке конкурентоспособности и предпринимательского риска в малом предпринимательстве// Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 5.
  135. Н.В., Кашинцева Е. В. Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации// Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 20.
  136. Т. Все об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков/ Пер. с англ. — СПб: Азбука-Терра, 1997.
  137. К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг/ Пер. с англ. — СПб: Питер, 2002.
  138. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
  139. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2002.
  140. B.C., Комлев Е. Б. Стратегический анализ конкурентоспособности инкассационных услуг (на примере московского управления инкассации)// Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4.
  141. Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы. СПб: Питер, 1999.
  142. Ю.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  143. Н.Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: Учебное пособие. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
  144. Н.Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия: Учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  145. А.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: ФГУП «НТЦ Информтехника», 2006.
  146. А.А., Иванов А. С. Эффективная ценовая политика как фактор успеха в конкурентной борьбе// Проблемы современной экономики. 2009. -№ 1.
  147. Ю.И. Организационный дизайн фирмы как экономическая категория// Проблемы современной экономики. 2007. — № 3.
  148. Д.Н. Комплексная характеристика понятия «услуга» как начальный этап построения системы стратегического управления профессиональными сервисными организациями// Проблемы современной экономики. 2007. — № 3.
  149. M., Раупе A., Ballantyne D. Relationship Marketing: Bringing quality, customer service and marketing together. Butterworth Heinemann, 1991.
  150. Schroeder Roger G. Operations management. McGraw Hill, 1989.153. www.cfin.ru154. www.expert.ru155. www.marketing.spb.ru156. www.quality.eup.ru157. www.servicemarketing.ru158. www.leanschool.ru159. www.klubok.net
Заполнить форму текущей работой