Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая характеристика предприятия

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По ремонтно-строительному цеху составляются плановые калькуляции товарного выпуска и материальные затраты включаются в смету затрат на производство. По цехам подготовки производства размер материальных затрат на изготовление спецоснастки и специнструмента устанавливается в виде лимита ОГТ и согласовывается с ППО на год с разбивкой по кварталам. В смету затрат энергетического комплекса включаются… Читать ещё >

Экономическая характеристика предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История завода

Начало истории Борисоглебского котельно-механического завода относится к 1932 году, когда в Борисоглебске были построены мастерские по ремонту механизмов для мукомольных мельниц Центрально-Черноземной области, находящихся в ведении Всесоюзного объединения «Союзхлеб».

Осенью 1932 года на базе этих мастерских в Борисоглебске был создан механический завод, приступивший к выпуску чугунного литья и запасных частей для сельского хозяйства. Тогда завод состоял из четырех цехов — литейного, механического, столярно-модельного и кузнечного, где работало всего 210 человек.

Специализироваться на производстве чугунных отопительных котлов завод начал с 1934 года, но официально был переименован в чугунолитейный лишь в 1937 году.

Оснащенность завода технологическим и другим оборудованием была крайне незначительной и состояла из одной вагранки производительностью 1,5 тонн в час и 5−6 станков по обработке металла и дерева. Источником энергии был трактор, установленный на стационаре, при этом передача энергии была механической, через трансмиссионные установки. В литейном цехе все работы производились вручную: формовка на плацу, просевка земли через ручные сита, выноска горелой земли носилками. Новые перспективы открылись в 1941 году, когда завод пополнился оборудованием, но… Началась Великая Отечественная война. Завод был переведен на выпуск оборонной продукции и вернулся к производству котлов только во второй половине 1945 года.

После окончания Великой Отечественной войны на заводе сразу же начались восстановительные работы. В это время была проведена частичная механизация трудоемких процессов литейного производства. К концу 1949 года мощности по производству котлов увеличились в 3 раза по сравнению с 1946 годом.

В период с 1950 по 1956 гг. был полностью решен вопрос автономного обеспечения завода электроэнергией, сжатым воздухом и водой, проводилась дальнейшая механизация трудоемких процессов.

В 1957;1963 гг. введены в эксплуатацию новые конвейеры, модернизированы с увеличением мощности две вагранки. Значительно увеличен парк оборудования. Морально устаревшее и физически изношенное оборудование заменено на новое. В результате произведенной реконструкции значительно повысилась рентабельность выпускаемой продукции.

В 1966 году был введен в эксплуатацию цех по переработке полимеров с изготовлением изделий сантехарматуры и вентиляторов промышленного типа. К концу 70-х годов завод вошел в десятку крупнейших в стране производителей отопительных котлов.

Расширялись существующие и строились новые цеха. В 80-х годах была произведена реконструкция пластмассового цеха: увеличение площади цеха и установка нового оборудования позволили поднять объемы производства на 30%

В 1987 г. началось строительство новой площадки, расположенной на выезде из города. В конце 80-х — начале 90-х гг. здесь был введен в эксплуатацию цех по производству промышленных котлов. Позднее — построен маслозавод. В начале 90-х гг. открылся новый цех по производству газовых горелок. Спустя несколько лет он был объединен с вентиляторным цехом и получил новое название — «Термотехника».

Продукция предприятия

Сегодня завод является единственным в России предприятием, которое проектирует и производит полный спектр современного отопительного оборудования: котлы, горелки и автоматику управления, использование которых в комплексе дает возможность автоматического контроля и регулирования тепловых процессов. Продукция завода представлена широкой гаммой отопительных котлов бытовых серии «Хопер» мощностью от 25 кВт до 100 кВт и промышленных от 0,25 МВт до 2,5 МВт, а так же различными модификациями автоматизированных горелок от 0,34 МВт до 2,7 МВт.

Промышленные и бытовые отопительные водогрейные котлы могут работать как автономно, так и в составе стационарных и транспортабельных котельных. Автоматика заводской разработки обеспечивает надежную и безопасную работу котельного оборудования в оптимальном режиме по заданному температурному графику, что позволяет полностью исключить влияние так называемого «человеческого фактора».

До 2005 года завод выпускал блочные котельные мощностью от 0,2 до 0,5 МВт. Начиная с середины 2005 года, учитывая потребности заказчиков в расширении мощностного ряда котельных, ОАО «БКМЗ» разработал техническую документацию на блочные котельные до 5 МВт, и приступил к их выпуску. Специалисты завода постоянно исследуют новейшие передовые технологии в котлостроении, потребительский спрос, работают над усовершенствованием выпускаемой продукции и разрабатывают новые модели отопительных приборов, соответствующие мировым тенденциям.

В 2005 году модернизирован участок для получения защитно-декоративных покрытий порошковыми полимерными красками методом напыления, что обеспечило покраску выпускаемой продукции, соответствующей современным требованиям к внешнему виду и качеству покрытий.

В 2005 году ОАО «БКМЗ» приступило к выпуску погодозависимых котлов мощностью до 100 кВт типа «Хопер А» с блоком управления и безопасности БУ22 с жидкокристаллическим дисплеем. Блок управляет теплопроизводительстью котла в зависимости от температуры наружного воздуха, либо поддерживает в помещении строго определенную температуру.

В целях дальнейшего совершенствования конструкции и, учитывая особенности эксплуатации в российских условиях завод приступил к выпуску «Хопров» с теплообменником, имеющим увеличенную ширину секций и эллиптическую форму торцов. В результате котел становится менее критичен к качеству сетевой воды.

В 2007 году запущен в производство котел стальной водогрейный автоматизированный КСВа-0,25 Гн. Особенностью котла является то, что передняя и задняя водяные камеры выполнены в виде водоохлаждаемых рам с прямоугольным сечением каналов. На базе этих котлов смонтирована котельная мощностью 0,75 МВт.

Вот уже 75 лет завод специализируется на выпуске изделий из чугуна. Год от года предприятие расширяет ассортимент и улучшает качество чугунолитейной продукции. Основным видом продукции является комплект запчастей для сборки и ремонта чугунного водогрейного котла на твердом топливе мощностью от 0,119 МВт до 0,329 МВт «Универсал-5», на базе этих запчастей создан чугунный автоматизированный котел КЧВа-0,25 Гн, работающий на газе. В 2003 спроектирован и освоен выпуск чугунного секционного котла КЧВа-0,1, мощностью до 100 кВт, работающего на всех видах топлива.

Необходимый запас прочности, и хорошее качество литья отличают канализационные люки и дожде приемники, которые завод поставляет во все регионы России и ближнего зарубежья. Предприятие, идя в ногу со временем, в конце 2004 г. приступил к изготовлению чугунных люков, соответствующих требованиям евростандарта. Существенно расширилась номенклатура дождеприемников различных форм и размеров. В настоящее время завод выпускает 20 типов люков и дождеприемников Литейный цех выполняет заказы на изготовление различных изделий из серого чугуна.

В 2001 успешно прошла аккредитация комиссии Госстандарта и Госгортехнадзора России по новой лаборатории, разработку и строительство которой ОАО «БКМЗ» осуществило собственными силами. Лаборатория обеспечена полным набором оборудования, необходимого для проведения всех видов государственных испытаний различных типов отопительной техники, работающей на любых видах топлива. По своим техническим возможностям наша испытательная лаборатория является одной из лучших в России. Создание собственной испытательной лаборатории дает возможность ОАО «БКМЗ» самостоятельно проводить сертификационные и приемочные испытания отопительного оборудования, выпускаемого нашим заводом, а так же отопительной техники других производителей.

В соответствии с требованиями «правил пользования газом и представления услуг по газоснабжению в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. 317, ОАО «БКМЗ» приступило к серийному выпуску автоматики управления и безопасности для автоматизированных котельных. Комплект средств управления и безопасности предназначен для управления работой группы из 2−7 котлов: — типа КЧМ мощностью до 100 кВт с дутьевой горелкой или типа «Хопёр» мощностью до 100 кВт с инжекционной горелкой, объединенных в модульную или стационарную котельную; - мощностью 0,63 — 3,15 МВт с блоком управления БУ-06, объединенных в стационарную котельную.

Миссия предприятия

Миссия предприятия официально не сформулирована, однако сделать это примерно следующим образом: «Производство бытовых котлов и сопутствующего оборудования, соответствующего мировым стандартам в данной области, по доступным ценам, способного полностью удовлетворить потребности нашего потребителя, а также предоставление полного спектра услуг по установке и обслуживанию нашей продукции» .

Организационная структура предприятия

Организационная структура предприятия представлена на рисунке.

Рисунок. — Организационная структура ОАО «БКМЗ»

Мы видим, что организационная структура построена по линейно-функциональному принципу. Генеральному директору подчиняются три функциональных директора — технический, коммерческий и помощник директора по персоналу и общим вопросам. Техническому директору подчиняются начальники цехов и отделов, непосредственно связанных с производством. Коммерческий директор руководит деятельностью отделов, занимающихся маркетингом и сбытом продукции. Вспомогательные подразделения и отделы подчиняются помощнику директора по кадрам и общим вопросам.

Основными особенностями линейно-функциональной структуры являются: четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности, иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Организация экономической работы

Экономическую работу на предприятии осуществляют несколько подразделений, в числе которых планово-экономический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы. Все эти отделы подчиняются непосредственно генеральному директору предприятия. Структура экономической службы приведена на рисунке.

Рисунок. — Организационная структура экономической службы Такая организация позволяет генеральному директору лично участвовать в принятии важных экономических решений, а отчеты начальников отделов позволяют следить за работой экономической службы, минуя посредников в лице, например, заместителя директора по экономике. Однако это требует от директора глубоких знаний в вопросах экономики, позволяющих адекватно оценивать работу соответствующих отделов. В виду небольшой численности работающих в каждом из отделов (обычно 5−6 человек), дальнейшее их деление на какие-либо группы нецелесообразно.

На начальника планово-экономического отдела возлагаются следующие функции:

1. Осуществление руководства работой по экономическому планированию на предприятии.

2. Организация работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности.

3. Учет по всем показателям работы предприятия, подготовку установленной отчетности.

4. Методическое обеспечение соответствующих вопросов.

5. Разработка унифицированной плановой документации, экономических стандартов.

6. Внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:

1. Главный бухгалтер формирует учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации.

2. Руководит формированием информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и управленческого учета, обеспечивает предоставление информации внутренним и внешним пользователям.

3. Организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, финансовых, расчетных и кредитных организаций, издержек производства и обращения, продажи продукции, выполнения работ (услуг), финансовых результатов деятельности организации.

4. Обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

5. Обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов.

6. Организует информационное обеспечение управленческого учета, учет затрат на производство, составление калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), учет по центрам ответственности и сегментам деятельности, формирование внутренней управленческой отчетности.

7. Возглавляет работу:

— по подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

— по подготовке и утверждению форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Госкомстата России;

— по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, документальному подтверждению их наличия, состояния и оценки;

— по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, технологии обработки учетной информации и ее защиты от несанкционированного доступа.

8. В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам.

9. Обеспечивает контроль за расходованием средств фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников.

10. Обеспечивает соблюдение финансовой и кассовой дисциплины.

11. Организует работу с Налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, Фондами социального страхования, обязательного медицинского страхования и т. д.

12. Участвует в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

13. Обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке.

14. Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов и сдачу их в архив в установленном порядке.

15. Оказывает методическую помощь руководителям подразделений и другим работникам организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

16. Руководит работниками бухгалтерии, организует работу по повышению их квалификации.

17. Принимает участие в проведении финансового анализа и формирования налоговой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, в организации внутреннего аудита; готовит предложения по улучшению деятельности организации, устранение потерь и непроизводственных затрат.

Начальник финансового отдела:

1. Организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

2. Обеспечивает разработку финансовой стратегии предприятия и его финансовую устойчивость.

3. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств.

4. Обеспечивает доведение утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия.

5. Участвует в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок, планировании себестоимости продукции и рентабельности производства, возглавляет работу по расчету прибыли и налога на прибыль.

6. Определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включающие бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств, проводит исследование и анализ финансовых рынков, оценивает возможный финансовый риск применительно к каждому источнику средств и разрабатывает предложения по его уменьшению.

7. Осуществляет инвестиционную политику и управление активами предприятия, определяет оптимальную их структуру, подготавливает предложения по замене, ликвидации активов, следит за портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений.

8. Организует разработку нормативов оборотных средств и мероприятий по ускорению их оборачиваемости.

9. Обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

10. Анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, участвует в разработке предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.

11. Осуществляет контроль за выполнением финансового плана и бюджета, плана реализации продукции, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта, правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств.

12. Обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации, контролирует правильность составления и оформления отчетной документации, своевременность ее предоставления внешним и внутренним пользователям.

13. Руководит работниками отдела.

В ходе прохождения практики была проведена оценка должности экономиста по труду. Результаты представлены ниже:

1. Наименование должности — экономист по труду

2. Отдел — Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ)

3. Непосредственный руководитель — начальник ОТиЗ

4. Общая цель работы — Планирование заработной платы, производительности труда и численности рабочих, расчет заработной платы и оформление соответствующих документов, совершенствование форм и систем оплаты труда.

5. Ежедневные обязанности: изучать эффективность применения действующих форм и систем оплаты труда, материального и морального стимулирования; составлять штатные расписания; вести учет показателей по труду и зарплате, анализировать их и составлять установленную отчетность; выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных по труду и зарплате.

6. Ежемесячные обязанности: доводить плановые показатели по труду до подразделений; рассчитывать размер зарплат и премий;

7. Ежегодные обязанности: разрабатывать проекты годовых планов по труду и зарплате, планов повышения производительности труда и совершенствования его организации; рассчитывать фонды заработной платы и численность работающих; участвовать в составлении планов социального развития.

8. Каких-либо должностей в непосредственном подчинении нет.

9. Контакты внутри организации: начальник ОТиЗ, генеральный директор, бухгалтерия, начальник ПЭО, экономисты ПЭО, юрист, начальники цехов, начальник отдела кадров.

10. Данная должность предполагает работу с конфиденциальной информацией такой, как фонд оплаты труда в целом по предприятию и по подразделениям, показатели эффективности труда, системы премирования.

11. На должность экономиста по труду I категории назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет.

Производственная структура предприятия

ОАО «БКМЗ» имеет в своем составе набор основных цехов, достаточных для осуществления производственного цикла, а также вспомогательные цеха для обеспечения бесперебойной работы основных цехов и предприятия в целом. Численность, стоимость основных фондов и количество установленного оборудования по каждому цеху представлены в таблице 1, организационная производственная структура представлена в Приложении 1.

Наименование цеха

Численность, чел

Основные фонды, млн. р.

Количество установленного оборудования, шт.

всего

% к итогу

всего

% к итогу

всего

% к итогу

Литейный цех

37,03

9,1

Пластмассовый цех

19,32

14,9

Котельно-сборочный цех № 1

24,15

19,5

Котельно-сборочный цех № 2

25,76

18,4

Котельно-сборочный цех № 3

20,93

19,5

Ремонтно-механический цех

12,88

10,3

Ремонтно-энергетический цех

16,1

3,4

Ремонтно-строительный цех

4,83

4,6

ИТОГО

Таблица 1. — Производственная структура ОАО «БКМЗ»

Производственные подразделения предприятия основного производства связаны и взаимодействуют с инструментальным, ремонтно-механическим, заготовительным и энергетическими подразделениями вспомогательного производства предприятия.

Работа производственных подразделений организована на основе соответствующей подготовки, которая выражается в обеспечении их чертежами, технологической обработки деталей, сборки изделий, инструментом, приспособлениями, специалистами. Извне цехи обеспечиваются сырьем, материалами, заготовительными, комплектующими изделиями, которые накапливаются и хранятся на соответствующих складах.

Порядок формирования ассортиментного плана

Ассортиментный план предприятия подготавливается специалистами из отдела маркетинга и сбыта, который направляется в производственный отдел. Затем этот план проверяют на степень адекватности текущим производственным условиям. В частности, проверяется, хватает ли производственных мощностей и персонала, не возникнет ли перебоев с материалами и т. д. Основным фактором для включения либо не включения товара в ассортиментный план является его рентабельность. Товары с низкой рентабельностью, как правило, исключаются из ассортиментного плана, который пополняется новыми товарами, имеющими потенциально большую рентабельность. Для этого проводятся различного рода маркетинговые исследования, такие как изучение потребностей покупателей, оценка аналогичной продукции конкурентов и т. п. Однако стоит отметить, что маркетинг на данном предприятии играет скорее вспомогательную роль, нежели основную и ведущую. Низка обратная связь с покупателем, предприятие медленно реагирует на изменения потребностей потребителей. Рекламная деятельность на предприятии включает в себя участие в специализированных выставках, публикации в журналах и каталогах продукции, а также рекламу в средствах СМИ. Однако проводится она скорее стихийно, без какого-то определенного долгосрочного плана.

Порядок формирования производственного плана

В конце года отдел маркетинга предоставляет в производственный отдел заявка на потребность в готовой продукции на будущий год. Здесь он обрабатывается, и формируется производственная программа. Производственным отделом и ПЭО формируется план производства по заводу с разбивкой по кварталам и цехам. Затем утверждается месячная производственная программа, на основании которой ПДО составляет программу запуска по цехам. Стоит отметить, что на каждом из этапов возможна корректировка планов в зависимости от происходящих изменений. Для этого на имя технического директора пишется служебная записка Для разработки и утверждения производственного плана в ПЭО представляют информацию:

— Отдел маркетинга и сбыта (ОМиС) — проект номенклатурного плана производства,

— Заместитель технического директора — проекты планов по реконструкции и техническому перевооружению, подготовке производства и освоению новых и модернизируемых видов изделий; техническому перевооружению и приобретению оборудования; охране окружающей среды; смете по расходу на энергоносители, водоотведению, услуги связи и ремонт оборудования,

— Отдел качества продукции (ОКП) — сметы расходов по лицензированию и сертификации продукции и системе качества,

— Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ), служба охраны и безопасности (СОиБ) — сметы расходов на техническое обучение и расходов по содержанию ВОХР,

— Ремонтно-строительный цех (РСЦ) — проект плана капительного строительства и ремонта.

Годовой и месячный план производства предоставляется:

— Генеральному директору,

— Техническому директору,

— Начальникам цехов,

— Отделу маркетинга и сбыта (ОМиС),

— Финансовому отделу (ФО).

В процессе разработки и утверждения производственного плана используется 13 форм документов, которые поставляют функциональные подразделения и службы, названные выше.

Документы, используемые при разработке плана производства:

— проект плана производства,

— план освоения новых и модернизированных изделий,

— план реконструкции, технического перевооружения и приобретения оборудования,

— справка о планировании затрат на охрану окружающей среды по,

— смета расходов на энергоносители, водоотведение, услуги связи, ремонт оборудования подрядными органами,

— план предполагаемых затрат на проведение сертификации работ,

— смета расходов по профессионально-техническому обучению кадров

— смета расходов на содержание ВОХР,

— проект плана капитального строительства и ремонта зданий и сооружений,

— план по основным технико-экономическим показателям,

— проект плана (месячный),

— цена на изделие заводов конкурентов.

Расчет себестоимости продукции

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на упаковку, транспортировку и т. д.)

Ниже будет приведена калькуляция себестоимости котла «Хопер-100» :

Наименование статьи

Сумма, р.

1. Сырье и материалы

2. Возвратные отходы

3. Покупные и полуфабрикаты

4. Вспомогательные

5. Топливо на тех. цели

6. Энергия на тех. цели

7. Основная з/плата произв. рабочих

8. Дополнит. з/плата произв. рабочих

9. Отчисл. на соц.страх. произв. рабочих

10. Резерв на отпуск

11. Вода

12.

13. Цеховые расходы

14.

15. Потери от брака

16. Прочие произв. расходы

17. Производственная себестоимость

18. Внепроизводственные расходы

19. Общезаводские расходы

20. Полная себестоимость

5128,74

0,00

1787,95

478,13

0,00

281,40

862,10

17,24

331,51

87,93

0,00

0,00

205,28

0,00

0,00

0,00

11 030,28

220,61

3309,08

14 559,97

Для выявления путей сокращения затрат производят сравнение плановой себестоимости с фактической и рассчитывают отклонение с тем, чтобы потом определить его причины. Ниже приведено сравнение себестоимости годового выпуска котла «Хопер-100»

Наименование статьи

План

Факт

Отклонение

1.Сырье и материалы

2.Возвратные отходы

3.Покупные и полуфабрикаты

4.Вспомогательные

5.Топливо на тех. цели

6.Энергия на тех. цели

7.Основная з/плата произв. рабочих

8.Дополнит. з/плата произв. рабочих

9.Отчисл. на соц.страх. произв. рабочих

10.Резерв на отпуск

11.Вода

12.

13.Цеховые расходы

15.Потери от брака

16.Прочие произв. расходы

17.Производственная себестоимость

18.Внепроизводственные расходы

19.Общезаводские расходы

20.Полная себестоимость

7 390 178,38

0,00

2 921 161,91

1 062 301,45

0,00

354 228,00

1 298 076,80

25 957,83

499 161,22

127 335,63

0,00

0,00

2 489 362,35

0,00

0,00

0,00

16 167 763,57

323 353,90

3 385 462,78

19 876 580,25

768 766,41

0,00

2 780 026,69

795 109,10

87 772,80

522 641,55

1 467 915,58

524,15

553 605,80

160 136,76

33 600,48

0,00

2 529 072,95

0,00

0,00

0,00

16 569 172,27

428 688,75

3 663 367,81

20 661 228,83

248 588,03

0,00

— 141 135,22

— 267 192,35

87 772,80

168 413,55

169 838,78

— 25 433,68

54 444,58

32 801,13

33 600,48

0,00

39 710,60

0,00

0,00

0,00

401 408,70

105 334,85

277 905,03

784 648,58

Смета затрат на производство по элементам затрат на котел «Хопер-100» приведена ниже:

1) Материальные затраты — 12 082 097,74 р.

2) Затраты на оплату труда — 2 451 370,26 р.

3) Расходы на социальные нужды — 1 892 616,90 р.

4) Амортизация — 2 760 396,28 р.

5) Прочие расходы — 690 099,07 р.

Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а также расходов на вспомогательное производство

В отдельных цехах вспомогательного производства, в которых затраты на содержание оборудования и цеха отражаются на балансовом счете 2600, составляется смета на содержание цеха, итоги этой сметы включаются в смету затрат на производство по строке «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» и «Цеховые расходы». Планирование основных материальных затрат ремонтно-механических цехов (комплекса) осуществляется на основе заказов отдела главного механика, программы, разработанной им по типовому положению о единой системе планово-предупредительного ремонта и эксплуатации оборудования и калькуляции себестоимости ремонтных работ на единицу ремонтной сложности оборудования. Нормы материальных затрат разрабатываются отделом главного механика. Затраты по модернизации оборудования определяются на основе ведомостей дефектов и рабочего проекта модернизации, по нестандартному оборудованию и монтажным работам на основе рабочего проекта и объема монтажных работ.

По ремонтно-строительному цеху составляются плановые калькуляции товарного выпуска и материальные затраты включаются в смету затрат на производство. По цехам подготовки производства размер материальных затрат на изготовление спецоснастки и специнструмента устанавливается в виде лимита ОГТ и согласовывается с ППО на год с разбивкой по кварталам. В смету затрат энергетического комплекса включаются стоимость покупной энергии и затраты на ее трансформацию. Исходя из общей суммы затрат определяется себестоимость данного вида энергии. Затраты на содержание и эксплуатацию заводских энергетических коммуникаций относятся на себестоимость соответствующего вида энергии. Планирование эксплуатационных затрат по автотранспорту производится по действующему «Положению о порядке планирования автотранспортного цеха». Затраты на производственно-хозяйственную деятельность хозяйственных цехов определяется на основе разработки частных смет по видам работ.

Для определения суммы плановых расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховых расходов составляются соответствующие сметы в разрезе статей и элементов затрат «План-отчета цеха по ТЭП». Исходными данными для составления смет по содержанию и эксплуатации оборудования и цеховых расходов являются:

штатные расписания цеха, отдела, система оплаты и Положения о планировании фонда заработной платы установленный процент отчислений на социальное страхование нормы амортизационных отчислений план оргтехмероприятий объединения лимиты и нормативы, доводимые до цехов и отделов планово-производственным отделом на год;

— по вспомогательным материалам (включая горюче-смазочные), на содержание оборудования, транспортных средств и зданий и сооружений данного подразделения;

— по услугам вспомогательных цехов (энергетических, транспортных инструментальных, ремонтных и т. п.);

— по прочим расходам на содержание цеха и оборудования (приобретение и списание пришедших в негодность инструментов, спецодежды, инвентаря). Лимиты и нормативы разрабатываются ППО совместно с соответствующей службой предприятия на основе данных анализа фактических затрат предшествующего года и плановых смет объединения по этим видам расходов на планируемый год.

Заработная плата аппарата управления цеха и прочего цехового персонала рассчитывается на основе утвержденной структуры управления цехом, нормативов управляемости, штатных расписаний, премиальных и других Положений по оплате труда, но в пределах выделенного подразделению ФЗП и распределяется по статьям расходов согласно расшифровки их в «Номенклатуре производственных затрат». При этом премия из ФЗП в смету затрат на производство продукции не включается.

На заработную плату аппарата управления цеха и прочего цехового персонала делается начисление на социальное страхование. Сумма отчислений распределяется по статьям расходов соответственно распределению фонда заработной платы. Затраты на текущий ремонт инструмента, оборудования, зданий, сооружений и инвентаря цеха рассчитываются на основе графиков ремонта, выполняемого силами цеха, а стоимость услуг вспомогательных цехов — из распределения услуг ремонтных цехов, представляемых ими в планово-производственный отдел. Расходы по текущему ремонту вентиляционных и защитных устройств, на профилактические медицинские мероприятия, на содержание санитарных объектов, на установку приспособлений, предупреждающих несчастные случаи, определяются в соответствии с планом оргтехмероприятий и относятся к элементу «услуги».

Стоит отметить, что цеховые расходы и общезаводские расходы списываются на себестоимость продукции пропорционально сумме затрат по 1−8 статьям калькуляции.

Изучение степени удовлетворенности сотрудников предприятия

Рисунок. — График удовлетворенности сотрудников Для изучения степени удовлетворения сотрудников планово-экономического отдела их попросили выставить оценки 11 факторам. При абсолютной удовлетворенности данным фактором тестируемый должен был поставить оценку 50, при абсолютной неудовлетворенности — минус 50. После обработки полученных данных мы получили средние результаты удовлетворенности сотрудников ПЭО, представленные на рисунке 9. Мы видим, что больше всего сотрудники удовлетворены климатом в коллективе, условиями работы, профессионализмом коллектива и взаимоотношениями с руководством. Сотрудники полностью безразличны к политике компании, что свидетельствует о малой осведомленности сотрудников и отсутствии работы по информированию сотрудников о курсе компании. Здесь заметна ошибка руководства компании — не используется резерв неэкономической мотивации сотрудников. Также из графика видно, что ответственность, связанная с работой, отрицательно влияет на удовлетворенность сотрудников. Они не хотят брать на себя слишком много ответственности. К тому же, перспективы карьерного роста в данном отделе весьма туманны, что также влияет на неудовлетворенность сотрудников. В целом же можно сказать, что сотрудники ПЭО удовлетворены своей работой.

Порядок ценооборазования

Так как продукция предприятия продается как непосредственно со склада, так и через посредников, то основными видами цен на продукцию предприятия будут являться отпускная цена предпрития и розничная цена. Рассмотрим их формирование на примере котла «Хопер-100». Отпускная цена предприятия состоит из трех элементов — себестоимости, прибыли предприятия и налога на добавленную стоимость. Прибыль предприятия определяется с учетом запланированной рентабельности. Таким образом

Отпускная цена предприятия = (15 149,70 + 15 149,70*0,67)*1,18 = 29 854 р.

Розничная цена будет дополнительно включать в себя наценка торговой организации.

Розничная цена = 29 854*1,15 = 34 332,10 р.

Формирование фонда заработной платы

Формирование фонда заработной платы на ОАО «БКМЗ» происходит согласно методу прямого счета. Поэлементный (прямого счета) метод планирования ФОТ предполагает детальный расчет каждой статьи планового фонда оплаты труда раздельно по рабочим, служащим и прочим категориям работающих. Первоначально планируется ФОТ рабочих, затем служащих и прочих категорий. Расчет ведется в следующей последовательности.

1) Расчет прямого сдельного фонда оплаты труда рабочих. В эту статью ФОТ входит заработная плата рабочих, начисленная по сдельной форме заработной платы. Расчет ведется по формуле:

ФОТсд = ОПi* Рсi,

где ОПi — объем производства i-х изделий, услуг в плановом периоде; n — количество наименований изделий, работ, услуг; Рсi — суммарная планируемая сдельная расценка на i-е изделие по данному подразделению, фирме, р.

При этом учитывается сумма доплат за произведенную продукцию сверх плана.

2) Расчет прямого тарифного фонда оплаты труда (ФОТт). В него входит планируемый фонд оплаты труда рабочих, оплачиваемых по повременной форме заработной платы. Расчет ведется по формуле:

ФОТт = ТСсчпрп, (8)

где Фп — планируемый фонд времени одного рабочего, ч; Чрп — численность рабочих, охваченных повременной формой заработной платы, чел.; ТСсч — среднечасовая тарифная ставка, р.

Фонд заработной платы рабочих, труд которых оплачивается на основе месячных окладов, определяется умножением их оклада на количество месяцев работы в плановом периоде.

3) Расчет премиального фонда (ФОТпр). В данную часть фонда оплаты труда входят планируемые суммы премий за производственные результаты, предусмотренные действующей на предприятии системой планирования. Разовые премии сюда не входят.

4) Расчет выплат компенсирующего характера (ФОТк), связанных с режимом работы и условиями труда. В данную часть входят следующие выплаты: доплата рабочим по тарифу за ночное время работы, доплаты за работу в праздничные дни, доплаты за сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение сфер обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда и т. д.

5) Рассчитываются суммы доплат неосовобожденным бригадирам за руководство бригадой, плановая сумма доплат за обучение учеников, сумма доплат резервным рабочим.

Все указанные виды оплат, включая прямой сдельный и тарифный фонд оплаты труда, премиальный фонд и различные виды доплат, составляют так называемый часовой фонд рабочих. В плановый дневной фонд оплаты труда включается часовой ФОТ рабочих, а также различные доплаты за время, не учитываемое как отработанное, но входящее в состав отработанных человеко-дней.

Месячный (годовой) фонд оплаты труда рабочих включает весь дневной фонд за отработанный период, а также все виды выплат, не учитываемых при расчете часового и дневного фондов. Дополнительные выплаты, включаемые в плановый и отчетный фонды, могут быть различными. Так, в оба фонда входит оплата основных и дополнительных отпусков; выплата выходных пособий, выдаваемых при увольнении с предприятия в связи с призывом в армию и т. д. В плановый месячный фонд не включаются, а в фактический входят компенсации за неиспользованный отпуск работникам, увольняющимся с предприятия по собственному желанию; оплата целодневных простоев, происходящих не по вине рабочих и т. д.

Общий фонд оплаты труда рабочих (ФОТр) рассчитывается как сумма всех вышеперечисленных фондов.

6) Фонд оплаты труда служащих (ФОТсл) на планируемый период рассчитывается исходя из установленных для i-ой категории работников месячных должностных окладов (ОДi), среднесписочной численности этих работников по штатному расписанию (Чссi) и числа месяцев работы в данном периоде (Пп):

ФОТсл = ОДi* Чссi* Пп,

Оплата отпусков, времени выполнения государственных обязанностей не планируется, поскольку в большинстве случаев при отсутствии работника его обязанности выполняют другие оставшиеся служащие.

7) Фонд оплаты труда учеников (ФОТуч) определяется исходя из потребности фирмы в подготовке кадров:

ФОТуч = ЗПууу,

где ЗПу — планируемая средняя месячная зарплата одного ученика, р.; Чу — число учеников, чел.; Пу — средний срок обучения одного ученика, мес.

8) Фонд оплаты труда прочих категорий персонала (ФОТпрч). Сюда входит ФОТ младшего обслуживающего персонала, работников охраны. Его величина определяется по методике планирования ФОТ служащих. Иногда в ФОТ прочих категорий включается оплата труда внештатного персонала, величина которого определяется на основе плановой сметы, составленной на работы, которые не могут быть выполнены штатным составом.

Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала (ФОТппп) равен:

ФОТппп = ФОТр + ФОТсл + ФОТуч + ФОТпрч

8) Фонд оплаты труда работников непромышленной группы (ФОТнпг) планируется аналогично ФОТ промышленно-производственного персонала.

9) Общий плановый фонд оплаты труда фирмы — сумма фондов оплаты труда промышленно-производственного персонала и работников непромышленной группы:

ФОТп = ФОТппп + ФОТнпг

При этом по каждому подразделению (цеху) фонд оплаты труда определяется отдельно с последующим суммированием. При этом не возникает никаких проблем с распределением фонда оплаты труда по подразделениям. По данным на 2006 год, фонд оплаты труда составлял 72 157 600 р. при фактической численности работающих — 826 человек.

Особенности мотивации персонала

Согласно положению о премировании, выплата премии производится из фонда заработной платы, размер средств на премирование рассчитывается исходя из размера премии 75% тарифной ставки (оклада) в расчете на месяц. Руководящие работники, специалисты, служащие премируются за образцовое выполнение своих обязанностей. Премирование работников производится ежемесячно при наличии средств на эти цели в размере не выше 40% должностного оклада. Премия начисляется на должностной оклад с учетом персональной надбавки, выплачиваемой за выполнение особо важной работы, высокую квалификацию, совмещение должностей, увеличение объема выполняемой работы.

В дополнение к системам оплаты труда устанавливается вознаграждение работникам по итогам работы за год из фонда, образованного за счет прибыли предприятия.

В ходе исследования были обнаружены следующие проблемы в области мотивации персонала:

o Отсутствие полноценной системы мотивации как таковой, наличие лишь отдельных мотивационных актов;

o Отсутствие должностного лица, непосредственно занимающегося построением системы мотивации персонала и отвечающего за результаты;

o На предприятии никогда не проводился анализ потребностей работников;

o Недостаточно полное использование возможностей нематериального стимулирования;

o Имеют место случаи давления авторитета начальника на подчиненных и невозможности применения прогрессивных методов работы;

o Фиксированный размер премий, отсутствие гибкой системы премий;

o Недостаточная степень автоматизации рабочих мест;

o Отсутствие ярко выраженной корпоративной культуры на предприятии, деятельности по направленному ее созданию;

o Отсутствие корпоративной газеты или какого-либо иного информационного органа.

Однако существуют и достоинства действующей системы мотивации:

o Отличный психологический климат в коллективах;

o Регулярное проведение корпоративных мероприятий;

o Применение различных систем оплаты труда сообразно характеру выполняемых работ;

o Отсутствие большого разрыва в уровнях зарплат различных руководителей;

o Применение системы премирования, стимулирующей коллективную работу, однако предусмотрены выплаты за индивидуальные результаты;

o Рабочие места в большинстве спроектированы и реализованы с учетом эргономических и психо-эстетических норм.

Планирование использования производственной мощности

Производственная программа на ОАО «БКМЗ» формируется на базе заявок о потребности в готовой продукции, предоставляемых отделом маркетинга и сбыта. Затем специалисты рассчитывают суммарную станкоемкость производственной программы и сравнивают ее с производственной мощностью предприятия. Суммарная станконмкость производственной программы рассчитается по формуле:

Тс = Аi пр * ti c,

где Аi пр — объем производства в натуральном измерении по всей номенклатуре обрабатываемых изделий (заложенный в расчет производственной программы);

ti c — станкоемкость единицы изделия;

В случае превышения суммарной станкоемкости производственной программы над производственной мощностью предприятия из производственной программы удаляют некоторые позиции, в случае же, когда часть производственной мощности предприятия остается не использованной, ищутся дополнительные заказы.

Планирование численности персонала

Расчет численности рабочих сдельщиков производится по формуле:

n

Чр.с. = Аi ti / Фэф. *Кв.н.,

i=1

где ti — трудоемкость (технологическая) единицы продукции; Фэф. — эффективный фонд рабочего времени.

Численность производственных рабочих-повременщиков и вспомогательных рабочих определяют по нормам обслуживания и рабочим местам.

Численность рабочих-повременщиков по нормам обслуживания рассчитывается по формуле:

N * Кс Чр.п. = ———— * Кпер.,

Ноб.

где N — количество обслуживаемых станков; Кс — количество смен; Ноб. — норма обслуживания; Кпер. — коэффициент перевода от явочной к списочной численности;

Численность рабочих повременщиков по рабочим местам (крановщики, комплектовальщики, стропольщики) рассчитывается по формуле Чр.п. = Чн * Кс * Кпер.,

где Чн — количество рабочих мест; Кс — количество смен в сутки.

Численность этой категории рабочих рассчитывается в соответствии со спецификой выполняемых работ.

Плановую численность ремонтных рабочих определяют на основе планируемого объема ремонтных работ и трудоемкости ремонта по видам.

Численность транспортных рабочих определяется на основе планируемого грузооборота, количества действующего транспортного оборудования, сменности его работы.

Численность рабочих-инструментальщиков рассчитывают на основе плана изготовления инструмента по отдельным службам, нормативу расхода инструмента.

Численность контролеров зависит от типа производства, норм обслуживания для контролеров-приемщиков деталей, количества рабочих смен в сутки и т. д.

Расчет численности ИТР и служащих определяется с учетом функций управления, действующей организационной структуры предприятия, принятых на предприятиях нормах управления (так, например, количество нормировщиков определяется с учетом числа рабочих-сдельщиков и т. д.)

Положение о хозяйственном расчете

1. Для практической реализации задач, стоящих перед Обществом и предусмотренных его Уставом, оно действует на основе следующих принципов:

а) хозяйственной самостоятельности:

являясь собственником имущества, переданного обществу учредителями и акционерами; продукции, произведенной им в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством, Общество само организует финансово-хозяйственную деятельность, ведет учет всех затрат и доходов, оплачивает труд работников, распоряжается всей своей собственностью, не допуская вмешательство каких бы то ни было государственных, или иных органов в свою хозяйственную деятельность;

б) самоокупаемости и рентабельности:

из выручки, получаемой Обществом в результате хозяйственной деятельности, не только возмещаются произведенные им затраты, но и образуется прибыль, достаточная для выполнения обязательств перед бюджетом, банками, работниками, акционерами и для увеличения Уставного капитала;

в) материальной заинтересованности работников;

г) материальной ответственности за конечные результаты хозяйствования.

Общество несет ответственность всем своим имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание, за выполнение принятых на себя обязательств и безубыточную работу.

2. При создании филиалов Общество руководствуется следующими принципами:

а) оценивает деятельность филиала на основе сопоставления предположительных (запланированных) и фактических результатов;

б) предоставляет филиалам оперативную самостоятельность в процессе выполнения закрепленных за ними функций;

в) предусматривает материальную ответственность филиалов перед Обществом, а также между собой за нанесение ущерба в процессе их взаимодействия;

г) материально заинтересовывает работников в конечных результатах деятельности Общества и филиалов.

3. В соответствии с принципами, перечисленными в п. 2 настоящего Положения, Общество наделяет филиалы основными фондами, оборотными средствами, трудовыми ресурсами, которыми они и распоряжаются в пределах прав, переданных им Обществом:

а) получают часть поощрительных фондов Общества и самостоятельно осуществляют ее распределение (выделение возможно в виде денежных сумм в рублях, или иностранной валюте, или акциями);

б) могут заключать с Обществом и между собой хозяйственные договоры;

в) не являются юридическими лицами, но могут участвовать в заключении от имени Общества договоров, ответственность по которым несет само Общество, но санкции отражаются на результатах хозяйственной деятельности соответствующих филиалов:

любой ущерб, нанесенный одним из филиалов другому или Обществу в целом, должен быть возмещен виновным.

4. Экономическая эффективность деятельности Общества и его филиалов определяется не только через фактически полученную экономию трудовых и материальных ресурсов, но и путем условной экономии, получаемой от пересмотра норм труда и расхода денежных, материальных ресурсов и т. д.

5. Хозяйственный расчет филиалов является частью хозяйственного расчета Общества и основывается на прямой зависимости между хозрасчетным доходом Общества и образуемым из него хозрасчетным доходом каждого филиала и его работников.

Планирование прибыли

Для планирования прибыли на предприятии используется аналитический метод. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т. д.

Учет денежных средств

Поступление средств и их расход учитывается в расходном и приходном кассовых ордерах. Эти документы регистрируются в бухгалтерии. Для их учета ведется кассовая книга (вручную и на компьютере). После заполнения и учета все документы сдаются в общий отдел. Затем через 1 месяц их сдают в архив.

В кассу от физических и юридических лиц могут поступать различные суммы денег (от юридических лиц менее 60 тысяч рублей, а от физических лиц любые суммы). При этом у кассы есть лимит.

Денежные средства относятся к разряду наиболее ликвидных активов Общества. По состоянию на начало отчетного периода общая сумма денежных средств Общества составила 3246 тыс. руб. На конец отчетного периода сумма денежных средств составила 5847 тыс. руб., в том числе:

— на рублевых расчетных счетах в банках 1987 тыс. руб.;

— на валютном счете в банке 3178 тыс. руб.;

— в кассе Общества 248 тыс. руб.;

— денежные документы 434 тыс. руб.

По состоянию на конец отчетного года денежные средства, которыми располагало Общество, составили 3,8% общей стоимости имущества Общества, что на 0,07% меньше, чем по показателям за предыдущий отчетный год. Состав и структура запасов Общества за отчетный год приведены в следующей таблице:

Наименование показателя

Стоимость, тыс. руб.

Удельный вес, %

на 01.01.2004

на 01.01.2005

изменения

на 01.01.2004

на 1.01.2005

Запасы, всего

+2306

100,00

100,00

в том числе

сырье, материалы, другие аналогичные ценности

+2050

15,88

25,16

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)

+516

79,03

71,85

готовая продукция и товары для перепродажи

— 236

4,34

2,49

расходы будущих периодов

— 17

0,65

0,47

Учет производственных запасов

Материально-производственные запасы на ОАО «БКМЗ» учитываются в отделе материально-технического снабжения.

Контроль за оприходованием товаров производится систематически на основании документов поставщиков и осуществляется бухгалтерией предприятия. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 34н, ПБУ 1/98 единицей бухгалтерского учета МПЗ признается номенклатурный номер.

При поступлении МПЗ на склад они приходуются по учетным ценам, в качестве которых выступают цены поставщиков, увеличенные на сумму таможенных сборов. Цены по которым МПЗ числятся на складе могут изменяться при необходимости ремонта — это обусловлено спецификой самолетостроительного производства. Другие расходы учитываются отдельно в составе ТЗР без отнесения их к отдельным видам или группам материальных ценностей. Проценты, причитающиеся по заемным средствам, привлеченных для приобретения ТМЦ, являются операционными расходами и на включаются в первоначальную стоимость данных активов. Фактические затраты на приобретение МПЗ определяют с учетом суммовых разниц.

Фактическая себестоимость: при их изготовлении самим обществом — определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством самих запасов; внесенных в счет вклада в уставный капитал — определяется исходя из денежной оценки; по договору дарения — исходя из текущей рыночной стоимости.

Для формирования себестоимости МЗ используют счета 15, 16. При фактическом поступлении счет 15 закрывают в дебет счета 10.

При отпуске МЦ в производство оценка производится следующим образом: готовые изделия и авиационные двигатели оцениваются по себестоимости каждой единицы; материалы — по средней себестоимости, рассчитанной по месту хранения. Оценка по средней себестоимости по каждой группе запасов осуществляется по варианту «взвешенная оценка», как частное от деления общей себестоимости вида запасов на их количество.

Списание ТЗР, относимых МЗ производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы оставшейся величины ТЗР за месяц к сумме оставшихся материалов на начало месяца и поступивших материалов в течении месяца по учетной стоимости.

По итогам хозяйственной деятельности Общества в отчетном году наблюдается тенденция к увеличению доли запасов в стоимости имущества и в стоимости оборотных активов. Увеличение запасов Общества за отчетный период обусловлено увеличением затрат в незавершенном производстве, запасов сырья, материалов, что, в свою очередь, связано с подписанием договоров о финансировании достройки самолетной продукции.

В розничной торговле оценка товаров, приобретенных Обществом, осуществляется по покупным ценам. Оценка товара осуществляется по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка» по объектам общественного питания. Коммерческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Готовая продукция оценивается по нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции. Учет выпуска готовой продукции осуществляется с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Учет основных фондов

На 1 января 2005 года первоначальная стоимость объектов основных средств Общества составляет 183 млн руб., коэффициент износа — 53,5%, коэффициент выбытия — 16,69%, коэффициент обновления — 6,23%.

В целом можно сказать, что экономическая работа на предприятии поставлена хорошо. С установленной периодичностью формируются необходимые планы, которые доводятся до исполнителей и выполняются в сроки. При этом обеспечиваются удовлетворительные финансовые показатели. Конечно, существуют и некоторые недостатки. Например, отсутствие бизнес-планирования, недостаточно эффективная деятельность маркетинговой службы, однако все это может быть исправлено в ближайшее время.

Выполнение заданий по цеху основного производства

Рассмотрим котельно-сборочный цех № 2 (КСЦ 2). Данный цех выпускает следующие виды продукции:

o горелки ГБ-0,34

o горелки ГБЖ-0,8

o горелки ГБ-0,85

o горелки ГБ-1,2

o горелки ГБ-2,7

o котлы «Хопер» .

Организационная структура цеха КСЦ 2 имеет следующий вид:

Рисунок. — Организационная структура КСЦ 2

Начальник цеха осуществляет:

руководство и организацию производственной деятельности цеха в соответствии с Положением о цехе;

общее руководство работой по охране труда и созданию безопасных условий труда на участках цеха;

права цеха, связанные с его деятельностью.

Несет всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач и функций, возложенных на цех.

Начальник цеха имеет двух заместителей: заместителя по производству и заместителя по подготовке производства. На время отсутствия начальника цеха его обязанности исполняет заместитель по производству, а в его отсутствие — зам. по подготовке производства, назначенный приказом по производству, со всеми его правами, обязанностями и ответственностью.

Заместитель начальника по производству по производству непосредственно подчиняется начальнику цеха. В его обязанности входит:

обеспечение выпуска закрепленной за цехом продукции высокого качества, в заданном количестве и номенклатуре в соответствии с планами производства;

обеспечение ритмичного выпуска продукции производственными участками цеха с соблюдением действующих норм и правил охраны труда;

совершенствование организации производства, учет произведенной продукции;

организация работы по поддержанию культуры производства цехе и закрепленной за цехом территории.

Заместитель начальника по подготовке производства непосредственно подчиняется начальнику цеха. Осуществляет руководство:

технической и организационной подготовкой производства;

своевременным освоением проектных мощностей цеха;

освоением выпуска новых видов продукции;

Технический отдел Основные функции:

1) Создание и внедрение прогрессивной технологии изготовления продукции и ее совершенствование; обеспечение внедрения новой техники (технологического оборудования, оснастки, средств механизации и автоматизации) в производстве.

2) Разработка и внедрение маршрутных технологических процессов, составление спецификаций по каждому заказу в отдельности, обеспечивающих установленного производству плана выпуска продукции в заданных объеме и номенклатуре.

3) Разработка норм расхода основных и вспомогательных материалов по существующим методикам для изготовления инструмента и технологической оснастки и утверждение их в установленном порядке.

4) Разработка конструкторской документации технологической оснастки 2-го порядка, необходимых для выполнения заказов, планируемых производству.

5) Работа по снижению себестоимости изготовления продукции.

6) Определение потребности производства в технологическом оборудовании,

7) Участие в разработке предложений по перспективному развитию и наращиванию производственных мощностей.

Отдел хозобслуживания Основные задачи отдела содержание в надлежащем состоянии бытовых помещений и производственных площадей;

Функции:

1) Организация ремонта производственных и бытовых помещений.

2) Озеленение и благоустройство территории, прилегающей к производству.

Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности:

1. Выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета на предприятии, анализу и контролю за состоянием и результатами хозяйственной деятельности.

2. Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции (выполнения работ и услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности.

3. Составляет отчетные калькуляции себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, услуг).

4. Следит за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях выявления внутрихозяйственных резервов, снижения себестоимости продукции, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

5. На основе данных бухгалтерского учета и отчетности проводит комплексный анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия и его подразделений, подготавливает предложения по устранению недостатков в расходовании средств, повышению эффективности производства, последовательному осуществлению режима экономии.

6. Участвует в разработке мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины, своевременную уплату налогов.

7. Подготавливает данные для составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств на производство продукции, об использовании бюджетных средств, прибыли.

8. Выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

9. Участвует:

9.1. В работе по подготовке рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

9.2. В работе по разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

9.3. В определении содержания основных приемов и методов ведения учета, технологии обработки бухгалтерской информации.

10. Проводит работу по:

10.1. Совершенствованию организации и внедрению прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и отчетности на основе применения современных средств вычислительной техники.

10.2. Упорядочению первичной учетной документации.

10.3. Применению типовых унифицированных форм.

11. Обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией о деятельности предприятия, его имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях, доходах и расходах.

12. Составляет в установленные сроки бухгалтерскую отчетность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

13. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия.

14. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных о хозяйственных операциях и финансовых результатах деятельности предприятия.

15. Вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

16. Участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки бухгалтерской информации.

17. Изучает передовой опыт организации бухгалтерского учета.

18. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного начальника.

Инженер по нормированию труда:

1. Разрабатывает и внедряет технически обоснованные нормы трудовых затрат применительно к конкретным производственно-техническим условиям по различным видам работ, выполняемых на предприятии, на основе использования межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, а также местные нормы, рассчитанные на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболее производительных приемов и методов труда.

2. Анализирует состояние нормирования, степень обоснованности и напряженности норм, проводит работу по улучшению их качества, обеспечению равной напряженности норм на однородных работах, выполняемых при одинаковых организационно-технических условиях.

3. Устанавливает нормы времени (выработки) на разовые и дополнительные работы, связанные с отступлением от технологических процессов.

4. Осуществляет контроль за соблюдением в устанавливаемых нормах требований рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства), определяет экономический эффект от внедрения технически обоснованных норм трудовых затрат.

5. Проверяет действующие нормы труда с целью выявления устаревших и ошибочно установленных норм, проводит работу по их своевременной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения организационно-технических мероприятий.

6. Определяет численность работников по функциям управления и структурным подразделениям в соответствии с отраслевыми нормативами численности, выявляет отклонения фактической численности от нормативной и причины таких отклонений, разрабатывает предложения по устранению сверхнормативной численности.

7. Составляет проекты календарных планов пересмотра норм на основе намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных заданий по росту производительности труда.

8. Участвует в подготовке проектов программ и годовых планов совершенствования организации труда на предприятии.

9. Определяет трудоемкость изделий в результате осуществления мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение качества продукции, а также новых видов изделий в связи с внедрением новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений, совершенствованием организации труда и производства, разрабатывает задания по снижению нормативной трудоемкости.

10. Изучает уровень выполнения норм, исследует непосредственно на рабочих местах степень и причины отклонений фактических затрат труда от нормативных, участвует в подготовке предложений по созданию необходимых условий для освоения всеми работниками норм трудовых затрат.

11. Осуществляет контроль за своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок, правильностью применения на предприятии нормативных материалов по труду.

12. Участвует в разработке мероприятий по снижению трудоемкости продукции, в выявлении резервов роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, расширения сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих, по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования, в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.

13. Осуществляет инструктаж по освоению вновь вводимых норм.

14. Проводит работу по изучению трудовых процессов и затрат рабочего времени на выполнение операций с помощью современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, анализирует полученные данные, выявляет наиболее эффективные приемы и методы труда, содействует их распространению.

15. Осуществляет контроль за правильностью применения в подразделениях предприятия нормативных материалов по труду (разрядов работ, расценок, тарифных сеток и ставок при оформлении первичных документов по учету выработки, простоев, доплат при наличии отклонений от нормальных условий труда и т. п.).

16. Составляет извещения об изменениях утвержденных норм трудовых затрат и расценок.

17. Участвует в определении взаимных обязательства администрации, рабочих и служащих, включаемых в коллективные договоры, по снижению трудоемкости изделий, повышению производительности труда, уровня его нормирования, в том числе обязательств по увеличению удельного веса технически обоснованных ном, а также по организации нормативно-исследовательских работ, способствующих повышению уровня нормирования труда, расширению сферы его применения, разработке межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду.

18. Организует проведение и осуществляет проверку в производственных условиях проектов межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда и их внедрение после утверждения.

19. Ведет учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат, выполнения заданий по снижению трудоемкости изделий, применению технически обоснованных норм, а также экономического эффекта от их внедрения.

20. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области организации, нормирования и оплаты труда и использует его в совей работе.

21. Обеспечивает составление отчетности о состоянии нормирования труда.

План производства цеху рассчитывает ПЭО на основании плана производства предприятия. Доведение планов до цеха осуществляется в следующие сроки:

· годовых планов с поквартальной разбивкой — за два месяца до начала года;

· поквартальных планов с помесячной разбивкой — за 15 дней до начала квартала.

По результатам работы цеха за месяц составляется отчет о выполнении плана производства за месяц по условленной форме и представляется в ПЭО 2-го числа следующего за отчетным месяца.

На рисунке 11 представлена примерная схема расположения производственных участков в цехе:

Р Состав оборудования, которым оснащен цех

Наименование оборудования

Количество

Возраст оборудования

До 5 лет

От 10 до 20

Свыше 20 лет

Токарный 6-ти шпиндельный полуавтомат 1Б240МП-6К

;

;

Токарный станок с ЧПУ 1В340Ф30

;

Вертикально-фрезерный станок ВМ127М

;

;

Шлифовальный станок 3М151В

;

Вертикально-сверлильный станок 2С132

;

;

ИТОГО

Удельный вес

17,6

70,6

11,8

Таблица 2. — Состав оборудования КСЦ 2

Мы видим, что оборудование в основном находится в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет. По сегодняшним меркам оно не старое. Хотя задумываться о техническом перевооружении цеха необходимо уже сейчас.

Под планово-предупредительным ремонтом следует понимать восстановление работоспособности машин (точности, мощности и производительности) путем рационального технического ухода, замены и ремонта изношенных деталей и узлов, проводимых по заранее составленному плану. Под системой ППР следует понимать совокупность различного вида работ по техническому уходу и ремонту оборудования, проводимых по заранее составленному плану.

Чередование и периодичность осмотров и плановых ремонтов оборудования определяется его особенностями, назначением, условиями эксплуатации. Плановый ремонт бывает капитальным, средним, малым.

Малый ремонт — вид планового ремонта, при котором заменой или восстановлением изношенных деталей и регулированием механизмов обеспечивается нормальная эксплуатация агрегата до очередного планового ремонта.

Средний ремонт — вид планового ремонта, при котором производится частичная разборка агрегата, капитальный ремонт отдельных узлов, замена и восстановление основных изношенных деталей и узлов, сборку, регулировку и испытание агрегата под нагрузкой.

К ремонтным работам относится и вспомогательный ремонт, вызванный аварией оборудования или не предусмотренный годовым планом ремонта.

Структура межремонтного цикла представляет собой перечень и последовательность выполнения ремонтных работ и работ по техническому уходу в период между капитальными ремонтами.

Ответственный за исправность и бесперебойную работу станков с ЧПУ — зам. гл. инженера — начальник МЭО. Ему подчиняется лаборатория ЧПУ, механико-энергетический отдел. Кроме того, в цехе — зам. нач. цеха по подготовке производства, которому подчиняются механик, энергетик цеха с соответствующими службами.

Рисунок 12 — График ППР оборудования Транспортное обслуживание оборудования — перемещение заготовок со склада материалов к рабочему месту, вывоз готовой продукции с рабочих мест к складу готовой продукции, а также удаление отходов производства осуществляется с помощью электрокаров для объектов, имеющих большой вес, и с помощью ручных тележек для малых объектов. Работами по транспортному обслуживанию цеха занимаются специальные вспомогательные рабочие. Транспортное обслуживание производится как по стандартным расписаниям, так и по заявкам.

Инструментальное обслуживание в цехе осуществляет инструментально-раздаточная кладовая.

Под производственной мощностью цеха подразумевают расчетный, максимально возможный объем выпуска продукции установленной номенклатуры в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования и производственных площадей при оптимальных режимах работы по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации производства. Производственная мощность цеха в приведенных единицах (условных горелках ГБ-0,34) на 2002 год составляла 350 штук. Суммарная трудоемкость производственной программы — 60 234 ч.

Средний коэффициент загрузки оборудования представляет собой отношение суммарной трудоемкости по программе к общему фонду рабочего времени оборудования:

Кзагр. = ,

В нашем случае средний коэффициент загрузки оборудования составит:

Кзагр. = 60 234/(17*3668) = 0,965

К числу наиболее важных показателей использования производственной мощности относится коэффициент сменности.

Ксм. = Тс / Фэф. ч

где Тс — суммарная станкоемкость всего планового производства; Фэф. ч — эффективный фонд времени всего установленного оборудования при работе в одну смену.

Ксм. = 60 324/(230*8) = 1,93.

В течение смены был проведен контроль за простоем оборудования.

Результаты представлены ниже:

Наименование оборудования

Причина простоя

Количество часов простоя

% простоя

Токарный станок с ЧПУ 1В340Ф30

Ремонт

Шлифовальный станок 3М151В

Ожидание наладчика

Таблица 3. — Результаты наблюдения за простоем оборудования В результате наблюдения было выяснено, что отсутствуют простои оборудования, связанные с ожиданием доставки материалов или инструмента, а также связанные с отсутствием на рабочем месте рабочего. Однако двухчасовой простой оборудования в результате ожидания наладчика является отрицательным фактом, требующим устранения причин.

Численный состав цеха представлен в следующей таблице:

Состав работающих по категориям

Количество

% к общему числу работающих

Основные рабочие

57,7

Вспомогательные рабочие

25,7

ИТР

16,6

ИТОГО

Таблица 4. — Численный состав цеха Цех полностью укомплектован необходимыми кадрами необходимой квалификации. Потребность в новых рабочих может возникнуть лишь как результат расширения производства. Все инженерно-технические работники цеха имеют высшее техническое либо высшее экономическое образование. Основные и вспомогательные рабочие в большинстве своем имеют средне-специальное образование, однако есть рабочие с высшим образованием.

Наименование продукции

Количество, шт

Цена, р.

Объем производства, т.р.

Горелки ГБ-0,34

Горелки ГБЖ-0,8

1856,5

Горелки ГБ-0,85

3392,2

Горелки ГБ-1,2

5203,2

Горелки ГБ-2,7

5473,5

Котлы «Хопер»

73 091,7

ИТОГО

89 713,1

Таблица 5. — Таблица объема производства за 2002 год Формирование фонда заработной платы в цехе происходит так же, как и формирование фонда зарплаты по предприятию в целом — поэлементным методом.

В цехе применяются сдельно-премиальная и повременно-премиальная, окладная системы оплаты труда. Сдельно-премиальная оплата труда — это такая система, когда рабочий получает не только заработок, но и премию. Премия устанавливается за выполнение плана производства продукции, заданий по качеству продукции или экономии в расходовании материальных ресурсов. При повременно-премиальной системе оплаты труда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определенный процент премии этому заработку. При повременно-премиальной системе оплаты труда учитывается количество и качество труда, усиливается ответственность исполнителей. Под премией понимается выплата работникам денежных средств сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых результатов в работе и стимулирования их роста. Премии выплачиваются в рамках оплаты труда и носят регулирующий характер. Эти премии начисляются повременщикам, как за личные, так и за коллективные успехи.

Пример расчета: Рабочий-повременщик с окладом 6000 р. в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 дней отработал 17. Положением о премировании предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25%.

Зарплата = 6000:20*17 = 5100 р.

Премия = 5100*0,25 = 1275 р.

Доход = 5100+1275 = 6375 р.

Специалисты и служащие получают зарплату по установленным месячным должностным окладам и в зависимости от количества отработанных дней. Премирование производится за производственные показатели.

Пример расчета: Технолог с окладом 10 000 р. в соответствии с табелем учета использования рабочего времени из 20 дней отработал 20. Положением о премировании предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 60%

Зарплата = 10 000:20*20 = 10 000 р.

Премия = 10 000*0,60 = 6000 р.

Доход = 1000+6000 = 16 000 р.

Рабочий-сдельщик выполнил норму в 40 деталей на 110%. Сдельная расценка за деталь составляет 100 р. В соответствии с Положением о премировании, за перевыполнение нормы выработки работнику полагается премия в размере 10%.

Зарплата = 40*100 = 4000 р.

Премия = 4000*0,1 = 400 р.

Доход = 4000+400=4400 р.

Рабочие несут экономическую ответственность в виде лишения премий за нарушения трудовой дисциплины, невыполнение плана, брак и т. п. Также им могут объявить выговор или перенести отпуск с летнего времена на зимнее.

Система технико-экономических показателей цеха приведены в таблице:

Показатель

Единица измерения

Годы

План по производству

Шт.

План по производству

Тыс. Руб.

89 713,1

План по производству

Нормоч

Основные фонды

Тыс. Руб.

Численность

Чел.

Себестоимость

Руб.

71 770,48

82 600,8

Таблица 6. — Динамика технико-экономических показателей цеха В целом можно сказать, что экономическая работа в цехе поставлена на достаточно высоком уровне. Планы по производству выполняются регулярно, вся документация ведется исправно, что позволяет всему предприятию успешно существовать.

В заключении можно отметить, что единственным существенным недостатком экономической работы на предприятии является маленькая роль маркетинговой службы, что не позволяет предприятию оперативно и успешно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. А ведь именно это является в сегодняшнем мире залогом успешной деятельности машиностроительного предприятия.

Также предприятие столкнулось с нехваткой квалифицированных кадров. Особенно это касается рабочих специальностей. При этом темпы расширения производства сокращаются. Однако грамотная политика в области персонала может способствовать решению данной проблемы.

Приложение 1. Производственная структура ОАО «БКМЗ»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой