Методика констатирующего эксперимента
Таким образом, для нашего эксперимента в целях комплексного исследования была использована методика обследования связной речи В. П. Глуховой, состоящая из серии заданий экспериментального характера. При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой и др. Проанализировав и сравнив… Читать ещё >
Методика констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Перед проведением первого этапа проводился сравнительный анализ методов обследования связной речи у дошкольников с ОНР. Мы взяли методики Т. А Фотековой, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, В. П. Глухова, Т. Б. Филичивой и Г. Б. Чиркиной.
Т.А. Фотекова предлагает методику исследования связной речи, состоящую из двух этапов:
- 1. Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок.
- 2. Пересказа текста.
На первом этапе дается инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Оценка связной речи производится по четырем критериям:
- • По смысловой адекватности и самостоятельности выполнения;
- • По возможности программирования текста;
- • По грамматическому оформлению;
- • По лексическому оформлению.
Ко второму этапу дана инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказать. Данная методика не имеет дидактического материала, нет схемы оценки уровня выполнения.
О.Е. Грибова предлагает методику, в которую входят следующие задания:
- • Составление описательного рассказа по впечатлению или по памяти.
- • Составление описательного рассказа с опорой на предмет или по картинке.
- • Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке.
- • Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок. [73].
В ходе обследования ребенку предлагается специальный материал, позволяющий не только выявлять специфику связной речи у данного ребенка, но и наметить направления, пути дальнейшего обследования и уровень сложности предлагаемого материала. Во время проведения обследования рекомендуется сначала предъявить ребенку более сложный материал, в дальнейшим корригируя уровень его сложности в ту или иную сторону. Оценивается самостоятельное выполнение задания.
Р.И. Лалаева предлагает свою методику исследования. [38].
Составление рассказа:
- • С опорой на наглядность после предварительной обработки содержания в процессе диалога.
- • С опорой на серию сюжетных картинок.
- • С опорой на сюжетную картинку.
- • Составление программы и рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной обработки.
- • Составление рассказа по сюжетной картинке. Исследование пересказа:
- • пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок;
- • пересказ длинного текста с опорой на серию сюженых картинок;
- • пересказ текста с опорой на сюжетную картинку;
- • пересказ текста без опоры на наглядность.
Данная методика состоит из 5 разделов, включает в себя разные виды заданий. Задания представлены от более простых, к более сложным. Рассказы детей оцениваются в баллах. Предложенные задания позволяют обследовать связную речь младших школьников более полно. Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний с речевой патологией различного генеза, имеющая как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность.
Т.Б. Филичева, Г. Б. Чиркина в своей методике предлагают следующее:
- • составление рассказа по картинке;
- • составление рассказа по серии картинок;
- • пересказ;
- • рассказ-описание или рассказ-предъявление. [73].
Методика обследования связной речи В. П. Глухова включает в себя исследование связной речи с помощью серии заданий:
- • Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- • Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
- • Пересказ рассказа (знакомой сказки или короткого рассказа);
- • Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
- • Сочинение рассказа на основе личностного опыта;
- • Составление рассказа-описания;
- • Составление рассказа по готовому началу. [23].
Данная методика представляет собой комплексное обследование, имеет дидактический материал, схему оценок уровня выполнения.
Проанализировав и сравнив методики обследования связной речи дошкольников с ОНР Т. А Фотековой, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, В. П. Глухова, Т. Б. Филичивой и Г. Б. Чиркиной мы считаем, что методика В. П. Глухова позволяет более качественно и глубоко оценить связную монологическую речь детей с ОНР.
Таким образом, для нашего эксперимента в целях комплексного исследования была использована методика обследования связной речи В. П. Глуховой, состоящая из серии заданий экспериментального характера. При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой, О. Н. Усановой и др.