Воспитание как педагогический процесс
Е. В. Бондаревская, определяет цель воспитания следующим образом: «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией». Организатором… Читать ещё >
Воспитание как педагогический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организатором воспитательного процесса как специально организованного педагогического взаимодействия выступает педагог-воспитатель, профессиональная компетентность которого определяется степенью владения педагогической наукой, воплощенной в соответствующих теориях, концепциях, и наличием специальных умений по управлению педагогическим процессом.
Воспитательный процесс как специально организованное взаимодействие его субъектов включает в себя следующие компоненты: цель, содержание, методы, формы и результат.
Применительно к школе процесс воспитания — это специально организованная деятельность его субъектов (воспитателей и воспитанников) по созиданию и поддержанию культурной среды, обеспечивающей свободное, в соответствии с заложенными в человеке потенциальными возможностями, саморазвитие субъектов посредством разнообразных форм нравственной, интеллектуальной, эстетической, правовой, гражданской, творческой активности.
В этих условиях учащиеся оказываются включенными в деятельность и общение, в которых формируется то или иное отношение к себе как субъекту и объекту собственных усилий, а через это и другие отношения — к людям, к миру, к обществу, к труду.
Воспитательный процесс отличается от непедагогического, т. е. стихийного, наличием педагогической цели. Несовпадение между целями воспитания и его результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.
Проблема цели воспитания — одна из самых дискуссионных в педагогике, так как цели имеют конкретно-исторический характер.
В различных отечественных и зарубежных концепциях воспитания цели определяются по-разному:
как воспитание гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство;
как приобщение человека к культуре, формирование у него социальной направленности и развитие творческой индивидуальности;
как воспитание социально компетентной личности;
как воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению себя и жизни;
эмансипация, свободное развитие личности;
как развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении.
Цели воспитания связаны с представлением об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к целенаправленной деятельности, представляет цели, содержание и способы воспитания.
Важной проблемой целеполагания в воспитании является соотношение общих и частных целей воспитания. Не все частные могут способствовать достижению конечной цели. Более серьезное противоречие возникает при переоценивании частной цели. Поэтому, по мнению Б. Битинаса, частная цель должна рассматриваться только в качестве этапа в достижении более общей цели. Педагог-воспитатель должен освоить иерархическую систему целей. Можно выделить ряд этапов конкретизации конечной цели:
Конкретизация по возрастным особенностям.
Конкретизация по социальным условиям. Предполагает учет условий конкретного воспитательно-образовательного учреждения, особенности окружающей среды, возможностей педагогического коллектива и других обстоятельств.
Конкретизация по реализованным целям. Предполагает учет целей, достигнутых на предыдущих этапах воспитательного процесса.
В гуманистической парадигме воспитание — цель воспитательного процесса определяется исходя из его сущности. Если его сущность в создании условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации, то его цель — ориентация школьника на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
Е.В. Бондаревская, определяет цель воспитания следующим образом: «найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы саморазвития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» .
Таким образом, воспитатель, организуя воспитательный процесс, исходит в своей деятельности из характеристик личности воспитанника, его способностей, потребностей, интересов, социального опыта, самосознания, воли. Все эти характеристики он учитывает, проектирует, развивает, включая механизмы самосовершенствования. Следует отметить, что организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития, осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.
В совместном поиске, в сотрудничестве вырисовываются контуры как педагогической цели, так и цели самовоспитания. Цель педагогического процесса в самом общем виде выглядит так: сориентировать воспитанника на саморазвитие, самосозидание с учетом его задатков, помочь ему соответствующими методиками, технологиями работы над собой.
Цель воспитания как самовоспитания определяет воспитанник себе сам в процессе совместной с воспитателем работы. Она может выглядеть так: реализовать себя в деятельности, в сферах культуры.
Следующий компонент, процесса воспитания — содержание воспитания, которое определяется объективными потребностями человека, интересом его выживания на земле, потребностями производства, экологии, общества, государства, родителей. Есть попытки определить базовый компонент содержания воспитания.
Такую попытку делает Е. В. Бондаревская, выделяя важнейшие компоненты содержания воспитания, входящие в его базовую основу:
понимание и принятие детьми универсальных общечеловеческих, нравственных ценностей, что означает осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;
сохранение совокупного духовного опыта человечества;
способность к диалогу между различными народами и культурами;
уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности;
осознание ответственности за свою деятельность перед будущими поколениями;
овладение всеми сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;
освоение ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
формирование опыта гражданского поведения: участие в общественно-полезных делах, проявление гражданских чувств;
накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций, гуманного поведения, организация актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких людях и т. д.;
овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, принятия решений свободного выбора поступков, способов самореализации поведения во всех сферах жизнедеятельности;
самовоспитание и самооценка, осуществление самоанализа проектирования поведения, способами самосовершенствования, саморазвития.
Некоторые исследователи выдвигают на первый план приоритетные, определяющие компоненты содержания воспитания, актуальные для нынешней социально-экономической, политической ситуации, периода эмоциональной нестабильности.
Это прежде всего развитие коммуникативной культуры, для которой первоочередным является искусство взаимопонимания, как наиболее важное в человеческих взаимоотношениях, наиболее необходимое в интересах народа. На наш взгляд, искусство взаимопонимания связано с уровнем нравственного развития человека, степенью сформированности его нравственной позиции. Воспитание потребности свободы, осознание достоинства человека являются ведущими задачами в нравственном развитии школьника.
Важнейшими компонентом содержание воспитания должна стать ориентация воспитания молодого поколения на овладение здоровым образом жизни, осознание здоровья как высшей общечеловеческой ценности.
Включение детей в реальную экологическую деятельность — важнейшее условие воспитания экологической культуры современного школьника.
Содержание воспитания должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения различных проблем, открыть рефлексивный мир собственного и научиться управлять им.
Сравнительный анализ основных концепций воспитания.
№ п/п. | Название концепции. | Авторы. | Определение объекта воспитания. | Определение понятия воспитания. | Цель воспитания. | Основной механизм воспитания. | Суть концепции. | Теоретическая основа. | |
1. | Социальное воспитание учащихся (основные теоретические положения). | Коллектив авторов под рук. Б. П. Битинаса, В. Г. Бочароаой. | учащиеся. | Важнейшая функция любого общества, социальный процесс, складывающийся из направленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействие среды (кака необходимое условие становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. | Содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе. | Взаимодействие в системе личность — семья-общество, где должны быть приведены в соответствие все стороны взаимодействия. | Передача социального опыта детям и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для их полноценной самореализации — создание воспитывающей среды в семье и ее ближайшем окружении. | Исходит из теоретического представления, согласно которому наибольшим воспитательным эффектом обладает «ведущий тип деятельности» . | |
2. | Воспитание как возрождение Гражданина, Человека Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию). | Е.В. Бондаревская. | Школьники, учащаяся молодежь. | Необходимое условие социализации личности являющееся экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции. | Возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству. | Гуманизация — основа новой идеологии воспитания. | Восстановление образования как человеко-образующего процесса. Возвращение образования и воспитания в контекст культуры. Личностно-деятельностный подход к воспитанию. Регионализация воспитания. Саморазвитие системы воспитания. Воспитание Человека Культуры — свободной, гуманной, духовной, творческой, практической личности. | Философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного начал, создателе и хранителе жизни и разума нв земле. | |
3. | Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. | Творческий коллектив под рук.О. С. Газмана. | Школьники: ребенок, подросток, молодой человек. | Развитие личности путем приобщения к культуре, образованию с учетом интересов как самой личности, так и общества. | Дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности. | Гуманистическая школа осуществляющая решительный поворот к личности школьника, к развитию его базовой культуры. | Культура отношения человека к самому себе, к другим людям, к природе и обществу — это новый человечный гуманистический взгляд на воспитание. | Перестройка отношений между детьми и взрослыми — от отношений субординации — к отношениям сотрудничества. | |
4. | Структура целостной системы воспитания. | И.П. Иванов. | учащиеся. | Многосторонний процесс целенаправленного развития воспитанников и самих воспитателей в общей творческой гражданской работе. | Развитие гражданского, сознательного, эмоционально-волевого, действенного отношения каждого человека к жизни, к ее важнейшим сторонам, к самому себе; преодоление потребительского отношения к жизни. | Комплексная система воспитания. | Целостная система воспитания подрастающего поколения представляет единство четырех составляющих: общей дифференцированной системы, конкретной дифференцированной системы, общей комплексной системы и конкретной комплексной системы. | Комплексный подход ко всему делу воспитания. | |
5. | Актуальные вопросы концепции воспитания в современных условиях. | А.П. Сидельковский. | Школьники. | Педагогизация общественных отношений, в которых формируются люди, улучшение подготовки подрастающего поколения к жизни в новых условиях. | Целенаправленно формируемые отношения воспитанника и воспитателя, воспитанника и группы (коллектива), в которой он формируется, воспитанника и предметной среды, с которой он взаимодействует. | Изменение структуры отношений, определяющих будущее лицо нашего общества. | Формирование в процессе воспитания совокупности предметных отношений школьника: отношений с окружающими людьми, отношений между воспитателями и воспитанниками и т. д. | Гомоцентрическая стратегия воспитания и человековедческая тактика. | |
6. | Базисная концепция воспитательного процесса в школе. | Н.М. Таланчук. | Школьники. | Синергетический процесс системного ориентированного человековедения. | Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. | Реализация системно-ролевого подхода. | Педагогическое регулирование освоения и выполнения личностью объективной системы социальнвх ролей, овладения ею системной культурой человековедения. | Понимание социальной роли как объективной миссии человека в жизни, как его предназначения; вскрытие системно-ролевой динамики развития личности. | |
7. | Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений. | И.М. Ильинский, П. И. Бабочкин, Б. А. Ручкин. | Молодое, новое поколение россиян. | Формирование нового социокультурного типа личности, в котором гармонически сочетаются ценности европейской культуры и российские традиции. | Формирование жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой. | Выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров в замен тоталитаристских установок. | Концепция воспитания человека состоит из двух уровней: — формирование качеств, обусловливающих жизнеспособность; формирование специальных способностей, личностных качеств. | Представление об идеале гражданина России, его жизненном кредо и жизненной позиции. | |
8. | Воспитание? Воспитание… Воспитание! | В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. | Школьники. | Система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. | Формирование личности развивающегося человека, включенного в воспитательную систему. | Единство взаимодополнения и взаимоизменения. | Формирование ценностной картины мира, гражданского самосознания, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование креативности. | Общечеловеческие ценности и отношение к ним. | |
Основные понятия.
Теория воспитания, педагогическая парадигма, воспитание, социализация, воспитательный процесс, взаимодействие воспитателей и воспитанников, субъекты воспитания, цель воспитания, содержание воспитания.
Вопросы для самопроверки Что изучает теория воспитания?
Чем можно объяснить сосуществование множества концепций воспитания в современной педагогике?
В чем суть гуманистической парадигмы воспитания?
Какое определение воспитания, на ваш взгляд, наиболее глубоко и полно отражает сущность гуманистической парадигмы воспитания?
В чем цели и содержание воспитательного процесса, осуществляемого в рамках этой парадигмы?
Задания для самостоятельной работы Выпишите из учебников педагогики разных времен определения воспитания. Сравните их с современными определениями. В чем вы видите существенную разницу?
Дайте краткую характеристику ведущих современных концепций воспитания.
Возможные темы рефератов, курсовых работ Сравнительный анализ основных концепций воспитания.
Проблема воспитания в контексте социальных перемен современной России.
Проблема воспитания в современной зарубежной школе.
Воспитание и социализация: проблема взаимосвязи.
Литература
Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. — Ярославль, 1998.
Битинас Б. Процесс воспитания. — М., 1994.
Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика 1997, № 4, с.11−17.
Зимняя И.А., Бондаренко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание — проблема современного образования в России. — М., 1998.
Козлова О.Н.
Введение
в теорию воспитания. — М., 1994.
Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, № 3−4.
Лихачев Б. Т. Основные категории педагогики // Педагогика, 1998, № 1, с.10−19.
Музина Л. М. Лекции по теории воспитания. — Псков, 1995.
Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. — М., 1999.
Противоречия школьного воспитание. / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М., 1988.
Шепель В. М. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика, 1991, № 7, с. 55.
Щуркова Н. Е. Воспитание детей в современной школ. — М., 1998.