Результаты и их обсуждение
Исследование сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6-го традиционного класса выявило изменения АМо и ИН. В частности, к концу учебного года средние значения АМо и ИН достоверно увеличиваются. Эти данные свидетельствуют о включении в регуляцию сердечного ритма более высоких уровней регуляции СР и напряжении адаптивных процессов. У девочек этого же возраста в течение года в показателях сердечного… Читать ещё >
Результаты и их обсуждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Изучение возрастно-половых особенностей адаптации школьников 5-х-6-х классов к умственным нагрузкам при учете экзои эндогенных факторов, обуславливающих этот процесс, позволяет дать объективную оценку функционального состояния организма.
Исследования, проведенные в 5-х классах с дифференцированным обучением, показывают, что физиологические системы организма учащихся в процессе учебной деятельности испытывают значительное напряжение.
Анализ полученных нами данных позволяет заключить, что мальчики и девочки 5-го математического класса выполняют учебную нагрузку при высокой активности центрального контура регуляции сердечного ритма. Такая динамика изменений их параметров свидетельствует о напряженном состоянии регуляторных механизмов сердечного ритма (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1. Изменение показателей сердечного ритма у школьников 5-х — 6-х классов в течение учебного года.
класс. | режим. | пол. | масса. | n. | ±m. | Д Х (сек). | Мо (сек). | АМо (%). | ИН (отн. ед). |
Т. | М. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | М. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | Д. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | Д. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | М. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | М. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | Д. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | Д. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | М. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | М. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | Д. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
М. | Д. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | М. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | М. | А. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | Д. | О. | ±. |
|
|
|
| ||
Т. | Д. | А. | ±. |
|
|
|
|
При обучении в гимназии в математическом классе усвоение учащимися большого объема информации характеризуется высокой «физиологической ценой» — напряжением центральной нервной системы и систем вегетативного обеспечения. Подтверждением этого является увеличение числа школьников — симпатоников. При этом известно, что чем выше активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, тем выше уровень возбудимости системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников, которая обеспечивает адаптивную реакцию организма, на что указывают другие исследователи [11].
Можно отметить, что на начало учебного года у школьников отмечаются половые различия в поведении регуляторных механизмов, заключающиеся в относительно более благоприятном функциональном состоянии сердца у девочек, нежели у мальчиков. Это проявляется в разной степени напряжения систем регуляции.
Исследование функционального состояния ССС у школьников традиционных классов выявляет относительное снижение адаптационных резервов: снижается реакция ССС, о чем свидетельствует централизация управления регуляцией сердечного ритма. Показано, что у 12-летних школьников в состоянии относительного покоя между показателями ССС достоверных связей значительно меньше. Эти данные свидетельствуют о напряженном функционировании вегетативных систем в эти возрастные периоды.
Изучение состояния центрального контура регуляции сердечного ритма показало, что среди школьников 6-го класса, обучающихся по традиционной программе, в начале учебного года выявлено 33,33% нормотоников и 66,67% ваготоников. В конце учебного года количество нормотоников составляет 40,74%, а ваготоников не выявлено. Однако, при этом выявлены симпатоники и гиперсимпатоники, на долю которых приходится соответственно 37,04% и 22,22% (рис. 2).
Исследование сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6-го традиционного класса выявило изменения АМо и ИН. В частности, к концу учебного года средние значения АМо и ИН достоверно увеличиваются. Эти данные свидетельствуют о включении в регуляцию сердечного ритма более высоких уровней регуляции СР и напряжении адаптивных процессов. У девочек этого же возраста в течение года в показателях сердечного ритма существенные изменения касаются АМо и ИН, средние значения которых к концу учебного года значительно уменьшаются. Эти данные указывают на преобладание у девочек 6-го традиционного класса к концу учебного года парасимпатических влияний на сердечный ритм и усиление гуморального канала регуляции.
Изучение состояния центрального контура регуляции сердечного ритма показало, что среди школьников 6-го математического класса в начале учебного года выявлено 45,33% нормотоников, 45,8% ваготоников и 8,4% гиперсимпатоников. У учащихся в конце учебного года количество нормотоников составляет 44,44%, ваготоников — 51,85%, гиперсимпатоников — 3,71%.
Таким образом, у мальчиков к концу учебного года отмечается значительное утомление, в то время как у девочек сохраняется высокий уровень адаптивных возможностей.
На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития. Но в то же время школьные факторы риска (условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников) негативно влияют на здоровье школьников. Исследователи связывают с этими факторами от 20% до 40% развития различных заболеваний [4]. Поэтому в процессе учебных занятий создаются достаточные предпосылки для утомления обучающихся и напряжения механизмов адаптации, что в последующем, несомненно, приведет к нарушению состояния здоровья подрастающего поколения. На этом фоне существенное значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения работоспособности и адаптационных резервов детского организма. Это достаточно сложная проблема, связанная с внедрением в инфраструктуру процесса школьного обучения здоровьесберегающих технологий, особенно с учетом статистических фактов, свидетельствующих об обвальном характере падения здоровья нации на популяционном уровне, на что указывают и другие исследователи [12, 13].
Изменения образовательных стратегий и технологий в современной школе, как правило, проводятся без соответствующего физиологического мониторинга, без учета функциональных и адаптивных возможностей учащихся, тогда как у детей существует своя специфика адаптации — наряду с непрерывными ростовыми процессами организм должен приспосабливаться к достаточно большим по объему и интенсивности учебным нагрузкам в условиях новых альтернативных форм обучения — гимназий, лицеев, профилированных школ и классов, обучение в которых проводится по экспериментальным учебным программам развивающего обучения. В связи с этим содержание и методики образовательных программ должны быть приведены в соответствие с морфофункциональными возрастными особенностями организма школьников, чтобы добиться эффективности и избежать утомления в процессе обучения.
Данные исследования расширят теоретические и прикладные аспекты онтогенеза, создадут современные физиологические технологии формирования морфофункционального развития школьника, позволят с физиологических позиций обосновать вопросы охраны и укрепления здоровья, физического воспитания детей и подростков.
адаптация нагрузка школьник учебный.