Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Результаты и их обсуждение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6-го традиционного класса выявило изменения АМо и ИН. В частности, к концу учебного года средние значения АМо и ИН достоверно увеличиваются. Эти данные свидетельствуют о включении в регуляцию сердечного ритма более высоких уровней регуляции СР и напряжении адаптивных процессов. У девочек этого же возраста в течение года в показателях сердечного… Читать ещё >

Результаты и их обсуждение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение возрастно-половых особенностей адаптации школьников 5-х-6-х классов к умственным нагрузкам при учете экзои эндогенных факторов, обуславливающих этот процесс, позволяет дать объективную оценку функционального состояния организма.

Исследования, проведенные в 5-х классах с дифференцированным обучением, показывают, что физиологические системы организма учащихся в процессе учебной деятельности испытывают значительное напряжение.

Анализ полученных нами данных позволяет заключить, что мальчики и девочки 5-го математического класса выполняют учебную нагрузку при высокой активности центрального контура регуляции сердечного ритма. Такая динамика изменений их параметров свидетельствует о напряженном состоянии регуляторных механизмов сердечного ритма (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1. Изменение показателей сердечного ритма у школьников 5-х — 6-х классов в течение учебного года.

класс.

режим.

пол.

масса.

n.

±m.

Д Х (сек).

Мо (сек).

АМо (%).

ИН (отн. ед).

Т.

М.

О.

±.

  • 0,20
  • 0,01
  • 0,67
  • 0,01
  • 40,91
  • 3,30
  • 102,10
  • 10,04

Т.

М.

А.

±.

  • 0,22
  • 0,01
  • 0,66 Н
  • 0,01
  • 33,98
  • 2,04
  • 103,25
  • 12,07

Т.

Д.

О.

±.

  • 0,19
  • 0,01
  • 0,61Х
  • 0,01
  • 32,59Х
  • 1,41
  • 110,39
  • 8,69

Т.

Д.

А.

±.

  • 0,21
  • 0,01
  • 0,71НХ
  • 0,02
  • 34,93
  • 0,92
  • 99,83
  • 8,42

М.

М.

О.

±.

  • 0,15
  • 0,05
  • 0,64
  • 0,03
  • 40,80
  • 5,30
  • 260,50Ж
  • 73,80

М.

М.

А.

±.

  • 0,18
  • 0,02
  • 0,64
  • 0,01
  • 44,90
  • 5,87
  • 218,70
  • 85,30

М.

Д.

О.

±.

  • 0,26
  • 0,02
  • 0,76ХЖ
  • 0,03
  • 27,80Х
  • 2,55
  • 77,70Х
  • 16,30

М.

Д.

А.

±.

  • 0,16Н
  • 0,02
  • 0,70
  • 0,36
  • 43,90Х
  • 6,45
  • 230,50
  • 88,30

М.

М.

О.

±.

  • 0,23
  • 0,02
  • 0,72ЖП
  • 0,02
  • 45,95
  • 5,43
  • 110,30ЖП
  • 9,56

М.

М.

А.

±.

  • 0,22
  • 0,02
  • 0,73ЖП
  • 0,02
  • 69,22НЖ
  • 4,75
  • 136,55
  • 16,94

М.

Д.

О.

±.

  • 0,22Х
  • 0,02
  • 0,73
  • 0,02
  • 69,22ЖП
  • 4,75
  • 136,55ЖП
  • 16,94

М.

Д.

А.

±.

  • 0,23НЖ
  • 0,01
  • 0,67ХЖ
  • 0,01
  • 39,75ХН
  • 2,29
  • 64,18Х
  • 5,64

Т.

М.

О.

±.

  • 0,25
  • 0,02
  • 0,64
  • 0,01
  • 48,05
  • 4,86
  • 59,95 П
  • 5,90

Т.

М.

А.

±.

  • 0,22
  • 0,01
  • 0,64
  • 0,01
  • 35,09Н
  • 1,39
  • 140,59Н
  • 15,29

Т.

Д.

О.

±.

  • 0,25 П
  • 0,01
  • 0,72 Х П
  • 0,03
  • 44,70 П
  • 2,85
  • 91,29 Х
  • 8,37

Т.

Д.

А.

±.

  • 0,28 Х П
  • 0,02
  • 0,72 Х
  • 0,01
  • 38,72
  • 2,17
  • 80,40 Х
  • 8,16

При обучении в гимназии в математическом классе усвоение учащимися большого объема информации характеризуется высокой «физиологической ценой» — напряжением центральной нервной системы и систем вегетативного обеспечения. Подтверждением этого является увеличение числа школьников — симпатоников. При этом известно, что чем выше активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, тем выше уровень возбудимости системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников, которая обеспечивает адаптивную реакцию организма, на что указывают другие исследователи [11].

Можно отметить, что на начало учебного года у школьников отмечаются половые различия в поведении регуляторных механизмов, заключающиеся в относительно более благоприятном функциональном состоянии сердца у девочек, нежели у мальчиков. Это проявляется в разной степени напряжения систем регуляции.

Исследование функционального состояния ССС у школьников традиционных классов выявляет относительное снижение адаптационных резервов: снижается реакция ССС, о чем свидетельствует централизация управления регуляцией сердечного ритма. Показано, что у 12-летних школьников в состоянии относительного покоя между показателями ССС достоверных связей значительно меньше. Эти данные свидетельствуют о напряженном функционировании вегетативных систем в эти возрастные периоды.

Изучение состояния центрального контура регуляции сердечного ритма показало, что среди школьников 6-го класса, обучающихся по традиционной программе, в начале учебного года выявлено 33,33% нормотоников и 66,67% ваготоников. В конце учебного года количество нормотоников составляет 40,74%, а ваготоников не выявлено. Однако, при этом выявлены симпатоники и гиперсимпатоники, на долю которых приходится соответственно 37,04% и 22,22% (рис. 2).

Исследование сердечно-сосудистой системы у мальчиков 6-го традиционного класса выявило изменения АМо и ИН. В частности, к концу учебного года средние значения АМо и ИН достоверно увеличиваются. Эти данные свидетельствуют о включении в регуляцию сердечного ритма более высоких уровней регуляции СР и напряжении адаптивных процессов. У девочек этого же возраста в течение года в показателях сердечного ритма существенные изменения касаются АМо и ИН, средние значения которых к концу учебного года значительно уменьшаются. Эти данные указывают на преобладание у девочек 6-го традиционного класса к концу учебного года парасимпатических влияний на сердечный ритм и усиление гуморального канала регуляции.

Изучение состояния центрального контура регуляции сердечного ритма показало, что среди школьников 6-го математического класса в начале учебного года выявлено 45,33% нормотоников, 45,8% ваготоников и 8,4% гиперсимпатоников. У учащихся в конце учебного года количество нормотоников составляет 44,44%, ваготоников — 51,85%, гиперсимпатоников — 3,71%.

Таким образом, у мальчиков к концу учебного года отмечается значительное утомление, в то время как у девочек сохраняется высокий уровень адаптивных возможностей.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития. Но в то же время школьные факторы риска (условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников) негативно влияют на здоровье школьников. Исследователи связывают с этими факторами от 20% до 40% развития различных заболеваний [4]. Поэтому в процессе учебных занятий создаются достаточные предпосылки для утомления обучающихся и напряжения механизмов адаптации, что в последующем, несомненно, приведет к нарушению состояния здоровья подрастающего поколения. На этом фоне существенное значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья и повышения работоспособности и адаптационных резервов детского организма. Это достаточно сложная проблема, связанная с внедрением в инфраструктуру процесса школьного обучения здоровьесберегающих технологий, особенно с учетом статистических фактов, свидетельствующих об обвальном характере падения здоровья нации на популяционном уровне, на что указывают и другие исследователи [12, 13].

Изменения образовательных стратегий и технологий в современной школе, как правило, проводятся без соответствующего физиологического мониторинга, без учета функциональных и адаптивных возможностей учащихся, тогда как у детей существует своя специфика адаптации — наряду с непрерывными ростовыми процессами организм должен приспосабливаться к достаточно большим по объему и интенсивности учебным нагрузкам в условиях новых альтернативных форм обучения — гимназий, лицеев, профилированных школ и классов, обучение в которых проводится по экспериментальным учебным программам развивающего обучения. В связи с этим содержание и методики образовательных программ должны быть приведены в соответствие с морфофункциональными возрастными особенностями организма школьников, чтобы добиться эффективности и избежать утомления в процессе обучения.

Данные исследования расширят теоретические и прикладные аспекты онтогенеза, создадут современные физиологические технологии формирования морфофункционального развития школьника, позволят с физиологических позиций обосновать вопросы охраны и укрепления здоровья, физического воспитания детей и подростков.

адаптация нагрузка школьник учебный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой