Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической, религиозной литературы по проблеме развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки
    • 1. 1. Определение сущности понятия «духовные ценности»
    • 1. 2. Духовная музыка как средство развития духовных ценностей
    • 1. 3. Технология развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки
  • Глава 2. Анализ хода и результатов эксперимента по внедрению технологии развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки
    • 2. 1. Анализ и результаты констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 2. Формирующий этап эксперимента, анализ его результатов

Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постсоветское общество переживает переходный период. Он характеризуется противоречивостью и сложностью социально-экономических, политических, культурных процессов. В этих условиях развитие духовных ценностей молодого поколения становится важным практическим условием решения проблем в системе педагогической подготовки будущего специалиста.

Признавая реальные трудности российской действительности, многие ученые и политики видят выход в изменении духовной культуры и нравственной жизни нашего общества. Духовная ситуация характеризуется нестабильностью общих установок, противоречивостью мнений, эклектичностью оценок. В настоящее время, когда разрушаются, утрачиваются ценности, которые раньше казались незыблемыми, происходит трансформация ценностных ориентаций индивидов, истинные ценности подменяются ложными.

Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их идеей, устойчивыми духовными ценностями. С. Б. Крымский подчеркивал, что «Кризисные процессы в духовно-идеологической сфере, подрыв нравственно-этических норм и идеалов и, как следствие — тяжелая ситуация в области экономики и экологии — все это заставляет людей обратиться к подтвержденным многовековой историей нетленным ценностям национальной культуры, самосознания, национальной психологии России». [126] Приблизить человечество к мировой гармониигармонии Духа, Человека и Природы возможно лишь при активном использовании духовных и культурных сил народапризнать наряду с материальной, полноценность идеальной субстанции духовного мира и души человека, личностного принятия высшего смысла человеческого бытия, как бытия духовного.

Путь в будущее лежит через духовное образование нашего общества, воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей, часть из которых была утрачена в годы коммунистических идеалов и норм. Как писал известный философ И. А. Ильин: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создаёт чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, вооружает противодуховные силы, развивает и поощряет в человеке «волка». [97] Поэтому истинную ценность мы должны видеть в воспитании духовно богатой и нравственной личности.

Приоритетной задачей современного высшего образования в демократических условиях становится подготовка учителя, владеющего не только определённым багажом знаний, умений и навыков, но и педагога, обладающего духовными ценностями, способного нестандартно мыслить, творчески работать.

Национальная доктрина образования в РФ указывает, что стратегические цели образования должны быть «тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая преодоления социально-экономического и духовного кризиса». [90] В создавшихся условиях проблема подготовки высококвалифицированных кадров через развитие у них истинных духовных ценностей, являющихся основой творческой личности будущего учителя приобретает особую актуальность. В связи с этим значительно возросла потребность в разработке специальных технологий, ориентирующих развитие студентов педагогического вуза духовных ценностей, служащих реальной основой социального общества, так как ход и направление его дальнейшего прогресса во многом детерминируется ими. Иными словами духовные ценности не только являются индикаторами характера общества, но и важнейшими факторами его развития, которое предполагает разностороннюю профессиональную подготовку, базу потенциального творчества в последующей, профессиональной деятельности.

Избранная тема исследования выражает внутреннюю тенденцию развития современной педагогической и философской мысли к возрождению и развитию тех тем образования, которым ранее не уделялось должного внимания. Первые философские работы по ценностной проблематике появились в начале 60-х годов. После выхода в свет книги В. П. Тугаринова «О ценностях жизни и культуры» [237] к этой проблеме было привлечено внимание многих ученых: А. В. Медведев, П. В. Симонов, Л. Н. Столович, В.Н. Щерда-ков. [173,212,223,270].

Проблема развития духовных ценностей у молодежи принадлежит к числу вечных проблем, интерес к которой проявляли философы, психологи, учёные, представители педагогической теории и практики (Б.В. Асафьев, А. Дистервег, Б. М. Теплов, П. Флоренский, В.Н. Шацкая). [15, 76, 232, 248, 266] В современных условиях общим вопросам воспитания и развития человека культуры, реализации потенциала личности, творчества посвящены работы В. И. Андреева, Л. Г. Вяткина, О. С. Гребнюка, Н. Б. Крыловой, Е. В. Квятковского, Л. А. Левштна, В. И. Писаренко. [6, 57, 67, 110, 124, 125, 133, 180].

Большое теоретическое и практическое значение для исследуемой проблемы имеют работы психологов Л. С. Выгодского, Е. А. Климова, Л. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова, И. В. Страхова, Б. М. Теплова, и других. [56, 114, 134,217, 224,232].

В своей работе мы обращались к трудам русских философов, где творческий потенциал постановки и решения вопросов философских проблем решён через аксиологическую интерпретацию. Это труды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева, Вл.С. Соловьёва, С. Л. Франка. 25, 38, 138, 221, 250, 251] Связь аксиологии с философией, несомненно, обнаруживается в идеях Х-Г. Гадамера, Э. Фромма, Ц. Франка, которые с различных методических позиций занимались разработкой теории ценностей. 60, 253, 252].

Важное место в развитии духовных ценностей студентов занимает искусство. Искусство позволяет человеку реализовать свои возможности, всесторонне развивает его, приобщает к накопленному человеческому опыту, устремлениям, идеалам, ценностям.

Наиболее интенсивные разработки проблемы развития личности средствами искусства начали вестись с конца 70-х годов, когда появились диссертационные исследования И. Г. Реверс, Г. А. Поличко, Л. В. Котенко, В. П. Анисимова, В. И. Кулова, М. О. Батиашвили и других.

В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и развития духовных качеств личности рассматриваются в работах, А. В. Панкратова, Ю. В. Петрова, Л. А. Попова, О. П. Рудницкой, И. А. Терентьевой. 175, 178, 187, 208, 234] Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь духовно-нравственных и эстетических аспектов развития и воспитания.

Серьезный идейный пласт, питывающий наше исследование составляют труды Л. Ю. Василевской, Л. Т. Вяткина, Г. И. Железовской, В. А. Караковский. 48, 58, 59, 87, 108, 109] В их работах рассматриваются разнообразные пути и средства развития творческой личности. К вопросам «духовности» в разные годы обращались психологи: Л. С. Выгодский, Л. Н. Леонтьев, И. В. Страхов, Б. М. Теплов.

Изучению всестороннего развития личности будущего учителя музыки, его духовных устремлений в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования отечественных учёных — Л. Г. Арчажниковой, Л. В. Овчинникова, Л. А. Рапацкой, Н. А. Терентьева, И. Н. Немыкиной. 11, 170, 198, 234].

В ряде научных работ, посвященных духовной культуре личности, рассматриваются особенности музыкально-ценностного развития будущих учителей. В исследованиях А. В. Елисеевой, Л. П. Илларионовой, М. С. Толмашовой [82, 95, 236], и других выявляются характерные черты социокультурной ситуации, ее влияние на развитие духовных ценностейТ.В. Лазорева, В. П. Матонис, В. В. Медушевский изучают формирование и развитие духовных ценностей в определённой музыкальной среде. 130, 141, 143].

В многочисленных работах Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Т. Е. Вендрова и И. В. Пигарьевой, Д. Б. Кабалевского и других, рассматривается проблема развития духовных ценностей через призму музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, композиция)^,^ 10,55, 103].

Изучению духовной деятельности в контексте развития духовных ценностей личности посвящены исследования Б. В. Асафьева, В. Кандинского, А. Д. Косичева, Г. В. Платонова, В. Ц. Розанова, Н. З. Чавчавадзе, Н. Е. Щурковой, Т. П. Шевченко. 14, 106, 181, 203, 262, 275, 268].

Анализ проведённых в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития духовных ценностей студентов (В.В. Алеева и И. В. Кошмина, Н.А. Терентьева) показывает что, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных методик, они отражают достаточно узкие аспекты проблемы, в основном связанные с разработкой конкретных средств обучения. 120, 234] Поэтому, как справедливо отмечают В. Г. Ражников, Н. И. Киященко, А. И. Конников, несмотря на широкий спектр методических разработок, педагогические вузы по-прежнему ориентируются на развитие отдельных компонентов духовной культуры студента (в основном внимание уделяется научному аспекту).

Н.А.Терентьева, М. С. Толмашова [236] считают, что одна из причин этого кроется в отсутствии теоретически разработанной и научно обоснованной технологии обеспечения развития духовных ценностей студентов и, прежде всего, средствами духовной музыки. Духовная музыка — сочинения «на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту» [155], несущие в себе ценностно-этические характеристики, в которых зафиксированы критерии социально-признанных ценностей.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований следует подчеркнуть, что в научных поисках ещё не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей, тем более средства, применяемые нами (введение изучения духовной музыки в учебный материал) лишь в последнее десятилетие рекомендованы официально для изучения, как часть учебного репертуара.

При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований следует подчеркнуть, что в них еще не накоплен достаточный материал, необходимый для решения проблемы развития духовных ценностей.

Таким образом, имеются противоречия между: потребностями школы в опытных педагогах, обладающих сформированными духовными ценностями и недостаточным вниманием педагогических вузов к этой проблемепотребностями в методологическом обосновании процесса развития духовных ценностей личности и слабой теоретической разработанностью исследуемой проблемыотсутствием соответствующих технологий и важностью технологического обеспечения процесса развития духовных ценностей студентов.

Актуальность исследования определяется рядом факторов, среди которых: социальный заказ современного общества на педагога-профессионала, обладающего целым комплексом духовных ценностей, способного в своей педагогической деятельности формировать и развивать их (ценности) у учениковпотребность в разработке и внедрении технологии, обеспечивающей достижения высокого уровня ценностных ориентаций студентов в период обучения в институте.

Вышеизложенное позволило сформулировать проблему настоящего исследования: научное обоснование теории и практики развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки».

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.

Предметом исследования является процесс развития духовных ценностей студентов педагогических вузов посредством духовной музыки.

Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки.

Гипотеза — развитие духовных ценностей студентов педагогического вуза будет более успешным, если: они, являясь одним из приоритетных направлений высшего педагогического образования, интерпретируются с аксиологических позиций и задействуют духовную музыку как одно из основных средств выработки значимых правил профессионального поведенияобоснована специфика духовных ценностей студентов в контексте личностно-ориентированного образования, уровень развития которых достигается в результате объединения умений профессионально-направленного характера (приобретать знания, самостоятельно применять их на практике, вносить элементы новизны в свою педагогическую деятельность) — разработанная технология направлена на гармонизацию учебно-воспитательного процесса в решении общих и частных задач профессионального становления студента, главной из которых является духовное обогащение будущего учителяобоснованы уровни развития духовных ценностей студента и методика их диагностики в соответствии с его иерархией ценностных ориен-таций в образовательной и будущей профессиональной деятельности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать сущность и содержание духовных ценностей, определить понятие «развитие духовных ценностей студентов" — определить возможности духовной музыки, ее роль в формировании духовных ценностей молодежиобосновать и экспериментально проверить эффективность технологии развития духовных ценностей посредством духовной музыкиопределить критерии и уровни развития духовных ценностей студентов педагогического вуза;

Теоретико-методологической основой исследования являются: положения отечественной философии о сущности духовности (Н.А.Бердяев, Н. А. Лосский, Вл. Соловьев, И. А. Ильин, П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, В. Г. Федотова, В.В.Селиванов) — концептуальные идеи духовно-ценностных отношений (В.П.Тугаринов, Л. Н. Столович, В. Н. Щердаков, Б. И. Додонов,.

A.Г.Здравомыслов, Г. В. Платонов, А.Д.Косичев) — теория высшего педагогического образования (О.А.Абдулина, Ю. К. Бабанский, В. И. Андреев, Б. С. Гершунский, Л. Г. Вяткин, В. В. Краевский,.

B.А.Сластенин) — концепция развития духовных ценностей (Е.Барабаш, В. В. Боброва, В. В. Весолова, Л. П. Илларионова, Т. Г. Исламшена, Ц. А. Караковский, Е. В. Квятковский, В. А. Захарчук, Е.В.Есликова) — теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдул-лин, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, Г. М.Цы-пин, В.Н.Шацкая) — концептуальные идеи христианского подхода к педагогическому процессу (Н.Н.Баркова, И. А. Гарднер, В. В. Зеньковский, Т.П.Гурина) — теория разработки педагогических систем и технологий (В.П.Беспалько, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, Г. К.Селевко).

В процессе исследования был использован комплекс методов для проверки гипотезы и решения поставленных задач. В теоретической части исследования применялись методы: теоретического анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической, религиозной литературы по проблеме развития духовных ценностей студентов педагогического вуза посредством духовной музыки и обобщения собственного педагогического опытасистемно-структурный анализ фундаментальных понятийанализ учебных программ, рабочих планов, методических пособийформирование выводов. Опытно-экспериментальная работа включала: опросы, анкетирования, тестированиепедагогическое моделирование технологии развития духовных ценностейстатистическую обработку материалов эксперимента.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на научный терминологический аппарат, использованием теоретических и экспериментальных методов соответствующих целям, задачам, предмету исследованиялогически выдержанной структурой эксперимента исследованиявсесторонним качественным и количественным анализом полученных данныхопорой на двадцатилетний опыт работы в качестве преподавателя дирижер-ско-хоровых дисциплин в вузерезультатами внедрения исследования в практику работы образовательных учреждений Саратовского региона.

Экспериментальной базой исследования явился музыкальный факультет педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа с 1994 по 2002 годы.

На первом этапе (1994;1998) определялось состояние разработанности проблемы в науке и практике, осуществлялось изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме исследования. На основе полученной информации создавался банк данных, что позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи и рабочую гипотезу, обосновать теоретическую модель технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки. При этом использовались методы, как теоретического анализа, так и эмпирические — наблюдение, анкетирование, беседы со студентами и преподавателями ВУЗов.

На втором этапе (1999;2001) осуществлялась опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению авторской технологии развития духовных ценностей студентов. Были выявлены уровни развития духовных ценностей.

На третьем этапе (2001;2002) проанализированы и обобщены итоги опытно-экспериментальной работы, сделаны выводы, подготовлены и внедрены в практику научно-методические рекомендации по результатам диссертационного исследования, выполнено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически углублены представления о сущности исследуемого понятия, уточнен и дополнен понятийно-терминологический аппарат, характеризующий развитие духовных ценностей студентов посредством духовной музыки как процесс, ведущий к накопления личностных достижений на основе принятия системы общечеловеческих ценностей.

2. Панорамно представлен исторический аспект проблемы становления духовной музыки, которая в силу особенностей социокультурной ситуации приобретает особое значение сегодня в развитии духовных ценностей студентов.

3. Научно обоснована и разработана технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки (на материале учебных дисциплин стандарта образования на музыкально-педагогическом факультете).

4. Обоснован критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов.

5. Экспериментально исследован процесс включения студентов в последовательные этапы работы, развивающие их духовные ценности на основе системы обобщенных знаний о духовной музыке, ее использования в педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку теории формирования ценностных ориентаций студентов, проблемы профессионально-личностного становления будущих специалистов, методов и средств развития их духовных ценностей. Совокупность полученных в исследовании результатов содержит решение научной проблемыразвитие духовных ценностей посредством духовной музыки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: апробирована технология развития духовных ценностей студентов средствами духовной музыки, комплекс методик по определению уровней развития духовных ценностейпредставлена авторская программа «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки», которая включена как специальный курс в программу музыкально-педагогического факультетаматериалы исследования используются преподавателями вузов, школ г. Саратова, в практике работы Саратовского институт повышения квалификации и переподготовки работников образованияразработанная технология позволяет не только эффективно развивать духовные ценности студентов, но и способствует повышению профессионально-педагогической направленности будущих учителейрезультаты предлагаемого исследования имеют практическую значимость при разработке учебных программ, учебных планов, учебников, методических пособий и рекомендаций для учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Авторское определение сущности развития духовных ценностей студентов предполагает устойчивую, духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования, способность личности к накапливанию изменений, самосозидание на основе высших гуманистических ценностей. Содержательная сторона процесса развития духовных ценностей заключается в единстве и взаимосвязи информационно-репродуктивного, мотивационного, моделирующего, действенно-практического, творческого периодов.

2. Технология развития духовных ценностей студентов, в основе которой лежит идея целенаправленного порождения в их внутреннем мире новых ценностных образований, представлена совокупностью способов и приемов, охватывающих исследуемый процесс от постановки цели до анализа его результатов.

3. Критериально-диагностический аппарат определения уровней развития духовных ценностей студентов, позволяющий проследить динамику их духовного роста на различных этапах становления будущего учителя, включает научно-обоснованные показатели и многообразные методы диагностики.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проходило на базе музыкально-педагогического факультета педагогического института СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Саратовского и Вольского педагогических колледжей, Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, теории и методики музыкального образования педагогического института СГУ, на межрегиональной научной конференции «Проблемы девальвации ценностей общества и системы образования» (Волгоград, 1995), межвузовской научно-практической конференции «Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества» (Саратов, 1999) всероссийских научных конференциях по музейной педагогики (Саратов, 1996, 1997, 1999), областной научно-практической конференции «Христианство и образование» (Саратов, 2000).

На основе результатов исследования подготовлены методические рекомендации, разработан спецкурс «Развитие духовных ценностей студентов средствами духовной музыки». Материалы исследования использованы при чтении лекций, проведении практических занятий и семинаров, в ходе руководства педагогической практикой студентов и дипломными работами. Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значения, содержатся в авторских публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Проведение опытно-экспериментальной работы по проверке технологии развития духовных ценностей студентов педвузов посредством духовной музыки позволило сделать следующие выводы:

1. Одной из центральных задач высшего педагогического заведения должно стать целенаправленное развитие духовных ценностей студентов.

2. Ведущим средством развития предложенной технологии явилась духовная музыка, выявление духовных ценностей заложенных в ней, составила основную часть проведенного эксперимента.

3. Для того, чтобы проследить динамику развития духовных ценностей, необходимо было выявить его качественные уровни. В основу их определения нами был положен компонентный состав исследуемой технологии, в соответствии с чем были выделены следующие уровни развития духовных ценностей: нормативный, внедейственный, технологический, творческий.

4. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех основных этапов:

— констатирующего, который был связан с изучением исходного уровня развития духовных ценностей студентов, а также определение коэффициента наличия аксиологических устремлений студентов в педагогической практике;

— формирующего, в ходе которого осуществлялись основные направления экспериментальной работы, составляющей технологию развития духовных ценностейкоррекция на индивидаульно-личностном уровнеинструктирование преподавателей, методистов;

— заключительного, на котором было проведено исследование корреляции развития духовных ценностей студентов и позитивного их отношения к предстоящей профессионально-педагогической деятельности.

5. Так как развитие духовных ценностей входит в учебно-воспитательный процесс педагогического института, следовательно, предложенная технология основных структурных компонентов соответствует технологии обучения в высшей школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренная проблема развития духовных ценностей студентов педвуза посредством духовной музыки позволяет подвести некоторые итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы и сделать выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы.

Приоритетным направлением в образовании является развитие человека высоких моральных, духовных и эстетических ценностей, где духовные ценности мы понимаем как нравственный императив социального поведения человека, как определенные, устойчиво усвоенные и ярко выраженные в поведении по отношению к людям и природе моральных и нравственных качеств, вырабатываемых в процессе исторического развития человечества.

Следует отметить, что на развитие духовных ценностей студентов в современных условиях в значительной степени влияет изменившаяся социокультурная ситуация. Это диктует необходимость учета ее особенностей в процессе развития духовных ценностей студентов в учебном процессе на музыкально-педагогическом факультете.

В исследовании доказано, что духовная музыка является частью общенациональной культуры, имеющей глубокие корни в истории развития нашей страны. На протяжении веков она являлась носительницей главных духовных ценностей всего населения России и лишь в течение XX столетия ее ориентиры были утеряны. Проводя курс на возвращение истинных ценностей мы тем самым приобщаем студенчество к истокам духовности.

Результаты проведенного исследования не дают окончательных ответов на вопросы развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки. Мы сделали попытку доказать, что важнейшее значение в разработки технологии развития духовных ценностей имеет поиск условий, путей, средств, обеспечивающих успешное функционирование разрабатываемой модели.

Необходимо отметить, что по отношению к духовным ценностям студентов правильным было использование термина «развитие», предполагающее устойчивую духовно-волевую готовность к оптимальной саморегуляции поведения, необратимые качественные и структурные преобразования личности и способности ее к «накапливанию» изменений.

На основе исследований, посвященных разработке концептуальных основ развития высшей школы нами была теоретически разработана и практически апробирована технология, приоритетной целью которой явилась достижение собственно творческого уровня развития, включающий обеспечение осознанного целеполагания развития потребностей духовных ценностейприобретение психолого-педагогических музыкальных знаний по духовной культуре, формирование рефлексии обеспечивающей адекватную оценку развития духовных ценностей посредством духовной музыки.

Содержательный компонент технологии включал пять основных стадий духовных ценностей: информационно-репродуктивную, предполагающую включение в учебно-познавательную деятельность, выбор и осмысление основных духовных ценностеймотивационную, включающую осознание значимости духовной музыки в развитии духовных ценностейрепро-дуктивно-моделирующую, анализирующей духовное сочинение с точки зрения выявления в них духовных ценностейдейственно-практическая, означающая осознание духовных ценностей в окружающей действительноститворческая, предполагающая осознание самими студентами себя — главными носителями духовных ценностей.

Формы, разрабатываемой технологии представляли традиционные и не традиционные лекции (лекции-беседы, лекции-дискуссии), семинарские занятия, которые были превращены в музыкальные ринги, где студенты имели возможность на практике отстаивать свою точку зрения. Хоровой практикум и педагогическая практика ставили задачи среди которых главной явилась передача знаний о духовных ценностях участникам хора и школьникам.

К методам предложенной технологии мы отнесли педагогическое наблюдение, стимулирование, педагогическое моделирование, художественный анализ, эмоциональное воздействие. Нами были обозначены средства, обеспечивающие развитие духовных ценностей студентов педвуза: вербальные и не вербальные, жанры духовной куль туры, учебно-вспомогательные и ауди-визуальные средства.

Результативный компонент предполагал достижения определенных уровней в развитии духовных ценностей, которые дали возможность оценить и скорректировать динамику развития как отдельного компонента, так и всего личностного образования в целом.

Предложенная система качественных показателей развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки не исчерпывает всего многообразия критериальных характеристик личности, но в контексте проблематики нашего исследования является наиболее значительным.

Мы выделили следующие уровни: внедейственный, нормативный, технологический и творческий. За основу выделение данных уровней нами были взяты две группы критериев:

— изменение в характере деятельности и профессиональном поведении будущего учителя;

— характер вносимых студентом преобразований в учебно-воспитательный процесс в период педагогической практики.

Полученные количественные результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что в традиционной системе развития духовных ценностей студентов педвузов не придавалось должного значения, что подтвердило необходимость внедрения разрабатываемой технологии, позволяющей обеспечить процесс развития духовных ценностей.

На втором этапе — формирующем, на основании принятых исходных положений была осуществлена реализация технологии развития духовных ценностей студентов посредством духовной музыки.

Задачей завершающего периода формирующего эксперимента явилась расширение и углубление достигнутых знаний на предшествующих этапах технологии. На завершающих уроках педагогической практики осуществлялось педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости духовных ценностей, осознание целей и задач по духовному воспитанию и образованию детей, доминирование самостоятельной творческой деятельности по освоению музыкально духовного наследства.

Сравнительный анализ экспериментального исследования динамики развития духовных ценностей студентов позволяет говорить об установлении прочных взаимосвязей и взаимодействия между основными компонентами технологии развития духовных ценностей экспериментальной группы. Опираясь на осознанную мотивацию, студенты получили глубокие теоретические знания о методах, формах и средствах развития духовных ценностей, реализовали их на хоровом практикуме, семинарских занятиях спецкурса, педагогической практике, обогатили собственный педагогический опыт комплексом музыкальных, организаторских, коммуникативных умений.

Проведенные исследования, направленные на развитие духовных ценностей студентов посредством духовной музыки может иметь общедидактическое значение и применяться не только в рамках учебно-воспитательной деятельности студентов старших курсов музыкально-педагогического факультета, но и на факультативных занятиях гуманитарных факультетов педагогического института. В ходе работы возникли новые направления, нуждающиеся в дальнейшей разработке: создание многоуровневой учебной программы по духовному наследию православной культуры (архитектура, иконопись, мозаика, скульптура и так далее), нацеленной на развитие духовных ценностей студентовразработка направлений совместной деятельности педагогических вузов, организаций культуры (музеев, театров, концертных организаций), направленных на комплексное развитие духовных ценностей педагогического вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983 — 112 с.
  2. О.А., Зарядкина Н. Н. Педагогическая практика студентов — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989 — 176 с.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1984 — 190 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Изд-во Казанского унив-та, 1988 — 239 с.
  5. В.И. Подготовка творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 Изд-во Казанского ун-та, 1996 — 568 с.
  6. О.А. Методика музыкального воспитания. Учеб. пособие М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1984 111 с.
  7. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Музыка и пение» М.: Просвещение, 1983 — 222 с.
  8. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983.-224с.
  9. Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. 111с.
  10. П.Р. Технология и современное образование //Педагогика — 1996-N 2-С. 11−14.
  11. И.С. Ценности и воспитание //Педагогика — 1999. N 4 -С.117−121.
  12. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании- JL, 1973. 144с.
  13. .В. О хоровом искусстве. Сборник статей. Составил и комментировал А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. 216с.
  14. П.Р. Технология и современное образование. //Педагогика. 1996. N2.-С.11−14.
  15. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентиры личности. М.: Из-во МГУ, 1986. 57с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192с.
  17. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1989. — 149с.
  18. Е.Ю. От творчества преподавателя к творчеству студента. //Специалист. 1999. — N6. — С.22−24.
  19. Н.Н. Духовное становление студентов в российских университетах XVIII- начале XX веков. //Школа духовности. 2000. — N6. — С.38−44.
  20. Е. Истоки духовности. II Правда. 1987. — 3 января.
  21. В.Ф. Педагогическая технология. Что это такое? //Специалист. 1993. — N3. — С.25−27.
  22. Н.А. Русская идея. //Вопросы философии. 1990. — N1. — С.87−154.
  23. Н.А. Самопознание. М., 1990. -318с.
  24. С.М. О природе научного творчества (зарубежный опыт). //Вопросы философии. 1966. — N3. — С. 131−142.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  26. B.C. Мышление как творчество. М.: Просвещение, 1990. — 271с.
  27. Библия детская. Волгоградское отделение Советского фонда культуры.- Малое предприятие Ведо, 1990. 271с.
  28. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское библейское общество. — М., 1999. 1217с.
  29. П.П. Современная философия. М.: Русский книжник, 1922.-52с.
  30. В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект): Дис. канд. филос. наук.- Новосибирск, 1994.-190с.
  31. В.И. Педагогическая технология. Эволюция познания. -//Педагогика. 1991. — N9. — С. 123−128.
  32. В.И. Педагогическая технология подготовки учителя. -//Учительская газета. 1993. — N5. — С.2.
  33. А. История педагогической технологии: Сб. науч. тр. М., 1990.-21с.
  34. Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 2001. — 214с.
  35. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. //Психологический журнал. 1999. — Т.20, N5. -С.38−44.
  36. С.Н. Свет вечерний. М., 1994. — 414с/
  37. Л.П. Духовность и проблема нравственной культуры. //Вопросы философии. 1996. — N2. — С.3−9.
  38. Ю.С., Фомин B.C. Краткий музыкальный словарь для учащихся. М.: Музыка, 1998. — 461с.
  39. В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура иобразование в XXI веке. //Высшее образование в России. 2000. — N2. -С.8−14.
  40. В.А. Алгоритмы педагогического творчества. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 96с.
  41. В.В. Эстетика в России XVII века. М.: Знание, 1989. — 46с.
  42. В.В. Эстетический лик бытия. Умозрения П. Флоренского. — М.: Знание, 1990.-63с.
  43. В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988.-61с.
  44. Г. К., Владышевская Т. Р. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255с.
  45. Л.Ю. Бытовые отношения в социалистическом образе жизни и формирование нового человека (социально-философский аспект). Саратов, 1980. — 20с.
  46. Л.Ю. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток. М.: Аз, 1997. — 352с.
  47. Вениамин Архиепископ Нижегородский и Архангельский. Новая Скрижаль. М.: Русский архивный центр, 1992. -Т.1. — 504с.
  48. В.В. Традиции и новые ценности в системе образования США. //Педагогика. 1996.- N3.- С.102−108.
  49. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. ст. /Сост. Ю. Усов. М.: Музыка. — 1997.-Вып. 10.- 176с.
  50. Вопросы полового воспитания. Научное издание. Саратов.: Изд-во Саратовского пед. ин-та. — 1996. — Т.2. — 58с.
  51. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. Иркутск, 1976.- 112с.
  52. В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект- пособие для студентов, педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 192с.
  53. Воспитание музыкой. Из опыта работы /Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарьева. М.: Просвещение, 1991. — 205с.
  54. JI.C. Психология искусства: Анализ эстетической реакции.-М.: Лабиринт, 1997. 413с.
  55. Л.Г. Общие основы педагогики. Саратов, 1990. — 155с.
  56. Л.Г., Корнюшкин Н. П. Основы педагогики. Саратов: Изд-во «Колледж», 1994.- 155с.
  57. Л.Г. Современное высшее образование. Проблемы и перспективы развития. (Концептуальные основы). Саратов, 1993.-49с.
  58. Гадамер Х.-Г. Актуаьлность прекрасного М., 1991. — 302с.
  59. И.А. Богословное пение русской православной церкви. -Издания Свято Троицкого монастыря. Джорданвиль. HI С.А.С.Ш. -Т.1.- 651с.
  60. Герасимова Персидская Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. — М.: Музыка, 1994. — 126с.
  61. . С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. -33с.
  62. .С. Педагогическая прогностика, методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. -79с.
  63. .С. Образование как религия третьего тысячелетия, гармония знания и веры. М.: Педагогическое общество России, 2001.— 128с.
  64. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции)-М.: Совершенство, 1998.- 60с.
  65. О.С. Общая педагогика: курс лекций. Изд-во Калинингр. унта, 1996.- 107с.
  66. Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся. //Специалист. -1999. N2. — С. 18−19.
  67. Н.Г. Творческая деятельность педагога и студента. //Специалист. 1998. -N12. — С. 14−15.
  68. В.П. Педагогическая практика студентов. Новые научные подходы. //Педагогика. 1996. — N5. — С.63−69.
  69. Ю. и др. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап). /Ю. Громыко, Ц. Давыдов, В. Зинченко, Н. Никандров, И Поляков, В.Шадриков. // Вестник Высшей школы. 1998. — N3. — С. 17−21.
  70. Т.П. Путь обретения духовных идеалов: религиозно-психологичеакий аспект. //M3giste. — 1996. N2. — С.58−67.
  71. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000. — 382с.
  72. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: Русский язык, 1989. — 699с.
  73. А.И. Отечественная музыка начала XX века к проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990.- 109с.
  74. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. -374с.
  75. Духовная сфера деятельности человека. Саратов: Изд-во Сарат. пед. инта, 1996. 108с.
  76. Духовная сфера деятельности человека. Межвуз. СПб. научн. трудов аспирантов. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997. — Вып. 2. — 108с.
  77. Духовность как реализация личностного смысла бытия. Интервью с зам. министра образования Российской Федерации Шадриковым В. Д. //Школа духовности. — 2000. N2. — С.9−13.
  78. А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников. Саратов, 1996. -178с.
  79. В. Обучение хормейстеров в дореволюционной России. Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ им Гнесиных. -М., 1975.- Вып. 13.-255с.
  80. К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники. В 2 кн. М.: Советский композитор, 1991.- Кн. 1 — 320с.- Кн.2 -280с.
  81. .С. Социальная культурология. В 2-х ч.- М.: АО Аспект-Пресс, 1994,4.1 — 384с.- 4.2- 240с.
  82. А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М.: Молодая гвардия, 1970. -272с.
  83. Г. И., Елисеева А. В. Педагогика развития творческой личности. Саратов.: Изд-во Лицей, 1997. 140с.88.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160с.
  84. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями /Сост. Проитерей Серафим Слободский. Издание Владимирской епархии, 1998.-724с.
  85. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207с.
  86. Л.П. Формирование духовно-нравственной культурысредствами народной музыке. //Школы духовности. 2001. — N3. — С.36−39.
  87. В. Очерки истории русской хоровой культуры. М.: Советский композитор, 1985. — 4.1. — 228с.
  88. И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. В 10-ти т. — М.: Русская книга, 1993. -Т.1 -400с.
  89. И.А. Родина. Русская философия. Православная культура /Сост. Е. С. Троцкий. М., 1992. — 228с.
  90. И.А. Спасение в цельности. //Школа духовности. 2001. — N2.— С.2−7.
  91. Инновационные технологии в учебно-педагогическом процессе школы и вуза: Сб. науч. статей. Волгоград: Перемена, 1993. — 196с.
  92. Исскуство в мире духовной культуры. Киев.: Наукова думка, 1988. -239с.
  93. Т.Г. и др. Дифференциация ценностных ориентации студентов. //СоцИс: Социол.исслед. — 1999. — N6. — С. 132−136.
  94. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 206с.
  95. B.C. Технология обучения в системе научно-технического образования. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор информации. /B.C. Кагерманьян, М. Г, Тарунов, Н. А. Маркова. НИИВО. — М., 1995. — Вып.З. — 52с.
  96. С. Символ веры. //Советская музыка. 1989. -N11. -С.54.
  97. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. —107с.
  98. В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса. //Воспитание школьников. — 1993. -N2. — С.5.
  99. В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности— основа ценностного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. —80с.
  100. А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М.:Терра, 1992.-Т.1 — 686с.- Т.2−568с.
  101. Е.В. Духовное развитие школьников. //Советская педагогика. — 1991.- N1.-C.21−26.
  102. Ш. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике. //Педагогика. — 1994. -N5. -С. 11−17.
  103. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-67с.
  104. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1991. — 77с.
  105. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: Модек, 1996.-400с.
  106. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. /Под. ред. Е. С. Кузьмина Д.: Лениздат, 1987. — 144с.
  107. Концепция программы «Инновации высшей школы и их реализация в 2001 -2002 годах». //Поиск. -2000. — N — С. 12−13.
  108. А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания. //Высш. образование в России. — 1988. -N1. — С. 124−128.
  109. А.К., Тарасов В. В. Критерии и методика оценки профессионального уровня учителя. — Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1993. — 54с.
  110. И. О курсе по духовной музыке в начальной школе. -//Искусство в школе. — 1995. -N1. 59−65.
  111. И. Духовная музыка: Россия и Запад. /И. Кошмина, В. Алеев М.: Просвещение, 1994. — 61с.
  112. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: Перемена, 1994. -31с.
  113. Н.Г. Создание социокультурных условий для развития образования и духовности. //Школа духовности. —2000. N2. — С.23−27.
  114. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1988. — 479с.
  115. Н.Б. В ожидании неодоктринерской доктрины: Размышления культуролога. //Народное образование. 2000. — N2. — С.267−274.
  116. Н.Б. Образовательные цели продуктивных школ. //Школьные технологии. 2000. — N4. -С.68−72.
  117. С.Б. Контуры духовности. — Вопросы философии. —1992. — N12. -С.21−28.
  118. Н.Я. Ценности образования. //Школа духовности. — 1998. — N3.-C. 47−48.
  119. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. -113с.
  120. В. В. Технология А.С. Макаренко и перестройка школы. — М.: Просвещение, 1994. 61с.
  121. Т.В. Красота спасет мир. Программа. Музыка и пение. 1−8 классы. М.: «СОБА», 1998. — 36с.
  122. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века. //Психологический журнал. 2000. — Т.21, N3. — С.73−87.
  123. В.А. Воспитание творчества. -М.: Знание, 1977. 61с.
  124. Л.А. Педагогика и современность. М.: Педагогика, 1964. -290с.
  125. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения в 2 т. М., 1983. — Т.1 -337с.
  126. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 68с.
  127. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. //Педагогика. 1996. — N2. — С.7−11.
  128. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. — 528с.
  129. А.Ф. Основной вопрос философии музыки. Философия, мифология, культура. — М.: Политиздат, 1991. -119с.
  130. А.Е. Музыкальный мир библейского человека. //Человек. — 1991.-N5.-С.128−140.
  131. Н.В. Хоровое пение. Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 1998. 287с.
  132. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. — Л.: Музыка, 1988.-87с.
  133. Методические записки по вопросам музыкального образования. /Ред.-сост. Н. Фишман. М., 1979. — Вып. 2. — 224с.
  134. В.В. Интонационная форма музыки: Исследования. —М.: Композитор, 1993.-262с.
  135. О., Яковлева А. Модель специалиста. //Высшее образование в России. -2000. N5. — С. 19−26.
  136. Методы системного педагогического исследования. Уч. пособие. /Н.В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, Ц. А. Якунин и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980 — 162с.
  137. Р.Е. Методологические вопросы ценностного подхода и проблема формирования личности. Автореферат. Саратов, 1986. —19с.
  138. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.-216с.
  139. А.В. Музыка в истории культуры. М.: Изд-во Моск. кон., 1998.-262с.
  140. Ц.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. -151с.
  141. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986−200с.
  142. Музейная педагогика: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1997. — Вып. 2. — 136с.
  143. Музейная педагогика: Музей в системе непрерывного образования. — Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. — Вып. 4. 152с.
  144. Музыка — детям: Сб. ст. J1.: Музыка, 1975. — Вып. 1. — 157с.
  145. Музыка — детям Вопросы музыкально-эстетического воспитания. — Д.: Музыка, 1976. Вып. 3. — 160с.
  146. Музыкальный энциклопедический словарь. /Гл. ред. Г. Ц. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672с.
  147. В.И. Кризис духа и его преодоление. //Школа духовности. -2000. -N2. — С.68−85.
  148. С. Педагогика духовного обустройства. //Воспитание школьников. — 2000. — N9. — С.2−7.
  149. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993.-280с.
  150. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. -//Педагогика. 1998. — N4. -С. 3−9.
  151. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. — М., 1994.- 147с.
  152. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика. 1998. — N3. — С. 3−11.
  153. Е.П. Духовный мир: организованный космос или разбегающаяся вселенная. //Вопросы философии. — 1998. — N8. — С.3−12.
  154. Л.Д. История русской музыки. М.: Академия, 2000. — 272с.
  155. Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя. //Педагогика.- 2000. N6. — С.65−70.
  156. Е.П. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М.: Прометей, 1998. — 136с.
  157. Новейший философский словарь /Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. — 896с.
  158. Новые технологии воспитательного процесса. — М., МП «Новая школа». 1994. — 11 Ос.
  159. Новые ценности образования: культурные модели школ. — М., 1997. — Вып. 6. 248с.
  160. О вере и нравственности по учению православной церкви. Издание Московской патриархии, 1991. — 368с.
  161. Овчинникова J1.B. Спецкурс «Христианская культура».- // Специалист.- 1998.-С.20.
  162. М.С., Безбородова J1.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. — 368с.
  163. М.С. и др. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Академия, 1999. — 224с.
  164. Осмысление духовной ценности: Сб. ст. Вып.З. — /Отв. ред. А. В. Медведев. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 304с.
  165. Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Сб. науч. тр. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1995. Вып. 2. — 106с.
  166. А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. //Педагогика. — 2000. — N7. — С.23−29.
  167. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое об-во Росссии, 1998. 640с.
  168. Пейкова 3. Молодежь, церковь, будущее. //Высшее образование в России. — 2000. — N4. — С.80−91.
  169. Ю.В. Духовные ценности социализма и художественная активность масс: в аспекте теории культуры. — Киев: Наукова думка, 1985.-198с.
  170. П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя. /П.И. Пидкасистый, М. Ц. Портнов. М.: Рос.пед.агенство, 1998. — 184с.
  171. В.И. Педагогическая этика. М., 1973. — 192с.
  172. Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь. М.: Моск. Обществ. Науч. фонд, Издательский центр научн. и учебн. программ, 1999.- 160с.
  173. Ю. Главное — творчество: из опыта подготовки преподавателей изобразительного искусства. //Искусство в школе. -1998. -N3. -С.3−7.
  174. И.П. Педагогика. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432с.
  175. И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. — Кн 1: Общие основы: Процесс обучения. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -573с.
  176. И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн.: Процесс воспитания. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001. -255с.
  177. Полный церковно-славянский словарь Протоирей Дьяченко. — М.:Изд-во «Отчий дом», 2001. 1120с.
  178. Л.А. Динамика изменения нравственных оценок студентов. //Педагогика. 1998. — N7. — С.66−69.
  179. К.П. Серьезная музыка в школе.- М.: Просвещение. —1980. 144с.
  180. Проблемы девальвации духовных ценностей общества и системы образования: тезисы доклада научной конференции 17−19 октября 1995. -Волгоград: Перемена, 1995. 168с.
  181. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. научн. трудов /Под ред. B.C. Мухиной. — М.: Изд-во Моск. Гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина, 1981. 150с.
  182. Программа и словарь педагогических понятий по проблемам воспитания. Петербургская концепция: Сп-б, 1994. 54с.
  183. Программа курса Е. А. Куликович. Искусство и религия. //Искусство в школе. N4. — С.58−64.
  184. Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. М.: Гос. Ком. Рос. Федерации по высшему образованию, 1996. — 464с.
  185. Протоирей Борис Николаев. По закону осмогласия. (К вопросу о знаменном распеве). //Журнал Московской патриархии. 1993. -N11.-С.104−112.
  186. Протоирей Василий Металлов. Очерки истории православного церковного пения в России. Репринтное издание. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. 150с.
  187. Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Меж. вуз.сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сар. пед. ин-та, 1982. — 129с.
  188. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1982. — 178с.
  189. Л.А. Художественная культура Древней Руси. М.: Изд-во Рождество, 1995.- 107с.
  190. Ринкявичус 3. Музыка в школе: поворот к ценностям. О новациях подготовки учителей музыки на Каунасском факультете Литовской музыкальной академии. //Искусство в школе. 2000. — N4. — С. 11−14.
  191. Рождественская елка. /Сост. Г. Е. Левкодимова. М.: АОЗТ РИФМЭ, 1996.-96с.
  192. Ю.В. Введение в культурологию. М.: ЧнРо, 1996. -288с.
  193. В.Ц. Цель человеческой жизни. Смысл жизни: Антология. /Ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Изд. группа «Пресс-Культура», 1994. — 529с.
  194. В.М. Обучение, образование, культура. //Воспитание школьников. 1987. — N2. — С.20−27.
  195. Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993. -193с.
  196. Н.В. Хоровой словарь. Л.: Музыка, 1980. — 144с.
  197. М.М. Эстетическое воспитание детей. М.: Практические знания, 1918.- 155с.
  198. О.П. Нравственное эстетическое воспитание студентов. //Советская педагогика. — 1991. N9. — С.85−89.
  199. В.О. Мораль в сравнительном измерении. / В. О. Рукавишников., Л. Халман, П. Эстер. //СоцИс: Социол. Исслед. — 1998. -N6. -С.88−101.
  200. А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее обр-ние в России. 1994. — N 2. — С. 29−38.
  201. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  202. П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1981. — 350с.
  203. Система образования для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России. //Воспитание в школе. — 2000. -N1. — С.3−15.
  204. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) М.: Педагогика, 1986. — N2. -С.152.
  205. В.И. Реальность субъективного духа. //Человек. 1994. -N5. — С.21−38.
  206. М.А. Эмоциональный мир музыки: исследование. -М.: Музыка, 1990.-320с.
  207. С.Д. Педагогика и психология высшего образования, от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 154с.
  208. Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества: материалы межвузовской научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. — 80с.
  209. Современное образование: проблемы психологии, педагогики и тволрчества. Сб науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. -Вып. 1.- 181с.
  210. Соколов В Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1983. — 191с.
  211. B.C. Критика отвлеченных начал. Соч. в 2-х т. М., 1988., Т.1.- 744 с.
  212. А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. — 202с.
  213. Столович J1.H. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464с.
  214. И.В. Психология творчества. Саратов. — 1968. — 78с.
  215. Л., Юрасова М. Современный российский кризис глазами студентов-старшекурсников. //ALMA MATER. — 1998. — Т.9. — С.7−13.
  216. Л. Плоть, душа, дух. //Воспитание школьников. — 2000. — N5 — С.48−52.
  217. Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических национальных и интернациональных чувств, правовой культуры. //Дошкольное воспитание. — 1999. — N1. С.82−91.
  218. В.А. Избран, пед. соч. в 3-х т. М., 1979, Т.1 560с.
  219. Таинственнее, чем мир. /Сост. В. М. Кларин. М.: Знания, 1991. — 80с.
  220. М.Г., Хамматова С. А. Духовная культура основа воспитания. //Школа духовности. — 2000. -N3. — С.41−45.
  221. Л.А. Реализация творческого потенциала преподавателей. //Специалист. 1998. — N6. — С. 10−12.
  222. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. — 334с.
  223. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. /Л.В. Шкляр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская М.: Флинта, 1999. — 336с.
  224. Н.А. Ценностный подход к музыкальному образованию и воспитанию. //Педагогика. — 1992. N1−2. — С.55−60.
  225. О. Ценности современного подростка. //Школьный психолог: Прилож. к газ. «Первое сент». 1999. — N13. — С. 10.
  226. М.С. Духовное возрождение через музыку. //Школа духовности. 2001. — N1. — С.47−48.
  227. В.П. О ценностях жизни и культуры. — JL: Ленингр. ун-т, 1960.- 156с.
  228. В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего педагога. //Высшее образование в России. 1995. — N4. — С.21−27.
  229. М. От творчества учителя к творчеству ученика. //Искусство в школе. — 2000. — N1. — С. 11 -12.
  230. Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. — Л.: Музыка, 1971.-355с.
  231. М. На пути к обучающему обществу (задачи и технологии). //Вестник высшей школы. 2000. — N4. — С.9−16.
  232. В.А. Духовное образование в русской православной церкви в XIX веке. //Педагогика. 2000. — N5. — С.25−83.
  233. В. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1991.-132с.
  234. В. Росийсская система образования на рубеже тысячилетий:обретение духовности. //Воспитание школьников. — 2000. — N4. С.5−8.
  235. Философский словарь. /Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980.-444с.
  236. П. Иконостас. Избранные труды по искусству. М.: Русская книга, 1993. — 300с.
  237. П.А. Столп и утверждения истины. — М., 1990. — Т. 1. -490с.
  238. З.В. Проблемы человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты: Дис. д-р. филос. наук. Саратов, 1997. — 319с.
  239. Франк C. J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
  240. СЛ. Смысл жизни. — Брюсель: Жизнь с богом, 1992. — 132с.
  241. Ц. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366с.
  242. Э. Душа человека. М., 1992. — 430с.
  243. П.В. и др. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990.- 175с.
  244. П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства. //Искусство в школе. 1999. — N5. — С.3−7.
  245. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа. — 1990. — 575с.
  246. Хоружая J1.JI. Педагогическая этика учителя и основные пути ее формирования вузе. //Начальная школа. — 1992. N3. — С.69−73.
  247. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пед. ин-в по спец. N2119 «Музыка». /Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. — 272с.
  248. Христианство и образование: Материалы областной научно-практической конференции. — Саратов: ЗАО Сигма-плюс, 2000. — 36с.
  249. Художественное образование: проблемы педагогики и методики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998. — Вып. 1.- 106с.
  250. Художественное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 2000. — Вып. 2. — 268с.
  251. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 177с.
  252. Человек и духовно-культурные основы возрождения. С-П.: Изд-во СП. ун-та, 1996.-288с.
  253. А.В., Баранова Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций. //Психологический журнал. 1999. — Т. 20, N3.-C. 28−47.
  254. В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. — Минск: Университетское, 1990. — 223с.
  255. В.Н. Музыка в школе. М., 1950. — 1 73с.
  256. А. Культура и эстетика. М.: Прогресс, 1973. — 343с.
  257. Т.П. Духовное развитие учащихся. //Советская педагогика-1989. -N8. С.26−30.
  258. В. Нравственным воспитанием должны заниматься все. //Народное образование. 2000. — N2. — С.28−79.
  259. З.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении к действительности. //Вопросы философии. 1996. — N2. — С.27−38.
  260. Р. Мистерии древности и христианство. — М.: СП. «Интербург», 1990. — 123с.
  261. Г. П. Избранные труды. SelecteWorks. М.: Шк. культ, политика, 1995.-759с.
  262. Щенникова J1.C. Духовные ориентиры псковских студентов. //СоцИс: Социол.исслед. 1999. — N8. — С.98−100.
  263. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина. //Педагогика. 1993. — N2. — С.66−70.
  264. Н.Е. Ценностные отношения: классному руководителю. //Воспитание школьников. 1999. -N3. — С. 17−22.
  265. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. — 367с.
  266. А.А. Сб. статей, материалов, воспоминаний /Сост. И. Марисова. -М.: Советский композитор, 1983. — 200с.
  267. Е.Г. Искусство и мировые религии: система искусств в структуре мировых религий. М.: Высшая школа, 1977. — 224с.
  268. Encyclopedia of tbe Bible by Lion Publishing, Oxford, England. 1989. -352c.177
Заполнить форму текущей работой