Составляющие семейного воспитания
Оптимальное и гармоничное развитие ребенка в семье, считает П. Ф. Лесгафт, ПРОЯВЛЕНИЕ ВСЕХ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ обеспечивается в процессе слушания сказок, музыки, домашнего пения. Эти занятия сменяются физическими упражнениями, играми, работой в огороде и саду. В систему семейного воспитания П. Ф. Лесгафт включает занятия сборными игрушками и чтение стихов, игру в шахматы, рисование и лепку. Ведь… Читать ещё >
Составляющие семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассмотрим составляющие целесообразного семейного воспитания. Еще П. Ф. Лесгафт считал, что нормальное физическое и нравственное развитие детей, обеспечивающее идеальное органичное развитие человеческого организма, возможно только в условиях целесообразного семейного воспитания. Оно должно протекать в атмосфере любви. Ребенок должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви, и все его детство должно пройти в атмосфере любви и взаимного уважения с родственниками и окружающими людьми. П. Ф. Лесгафт предупреждал, что слепая неразумная родительская любовь «забивает ребенка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем или честолюбивым карьеристом. Он считает необходимым исключение из семейных будней так называемых дополнительных раздражителей: роскоши и нищеты, чрезмерных лакомств и беспорядочной еды, табака и алкоголя, азартных игр и пустого времяпрепровождения. У ребенка, привыкшего испытывать удовлетворение от воздействия на его мозг «прибавочных раздражений», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это значит, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже проявиться.
Оптимальное и гармоничное развитие ребенка в семье, считает П. Ф. Лесгафт, ПРОЯВЛЕНИЕ ВСЕХ ЕГО СПОСОБНОСТЕЙ обеспечивается в процессе слушания сказок, музыки, домашнего пения. Эти занятия сменяются физическими упражнениями, играми, работой в огороде и саду. В систему семейного воспитания П. Ф. Лесгафт включает занятия сборными игрушками и чтение стихов, игру в шахматы, рисование и лепку. Ведь никто не знает, в какой области человеческой деятельности может позднее проявляться талант ребенка, данный ему природой. Значит, он должен соприкасаться с различными занятиями, чтобы затем определить свое призвание, нельзя заранее программировать жизненный путь ребенка, «привязывая» его к какому-либо одному направлению деятельности.
В педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта много и других ценных мыслей, которые не утратили своего значения в наши дни. Например, воспитатель постоянно должен следить за тем, чтобы ребенок брался за те дела, которые и данное время для него ПОСИЛЬНЫ. Иначе он потеряет интерес к занятиям, появится и разовьется леность. Только по мере роста и развития ребенка занятия должны становиться все более сложными и трудными.
Особенно актуальна мысль П. Ф. Лесгафта о том, что необходимо ОГРАЖДАТЬ РЕБЕНКА ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ КОНТАКТОВ с безнравственными людьми как сверстниками, так и взрослыми (ЗАЧЕМ?), ибо важнейшим методом знакомства с окружающим миром, овладения знаниями и жизненным опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Дело в том, что для детей воспроизведение означает овладение. Воспроизвел — значит, освоил. Поэтому родители, которые любят своих детей и желают им добра, должны не только оберегать их от опасных контактов, но и сами КОНТРОЛИРОВАТЬ КАЖДЫЙ СВОЙ ПОСТУПОК и каждое свое слово, чтобы не послужить примером безнравственного поведения. П. Ф. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка и его значение.—М., 1991.—с. 170—175.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
Семейное воспитание — это педагогика будней, педагогика каждого дня, которая в повседневной жизни совершает великое таинство — формирование личности человека. Семейная педагогика нуждается в философском осмыслении закономерностей образа жизни в семье, стиля общения и условий жизни.
В настоящее время необходимы глубокие научные исследования по проблемам современной семьи, которым пристальное внимание уделяет Российская Академия Образования (РАО) и которыми занимаются Центр семьи и детства, Институт развития личности, Центр эстетического воспитания, Институт коррекционной педагогики, а также многие педагогические институты и университеты. Составлена комплексная программа «Семейное воспитание», которой предусмотрена разработка моделей семейного воспитания на основе современной гуманистической психологии. Исследуется вопрос семейного воспитания с учетом различных религиозных традиций; предполагается обоснование принципов использования народной педагогики в семейном воспитании.