Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема саморазвития, как стихийного, так и сознательного, сравнительно недавно вошла в современное педагогическое сознание и стала одной из самых популярных идей, провозглашающих преимущество индивидуального над всеобщим содержанием образования (Б.З. Вульфов, А. В. Суворов и др.). Поэтому, когда говорится о становлении (зарождении) и развитии личности, осознается это или нет, говорится… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Сущностные характеристики понятия личностного роста подростков
    • 1. 2. Досуговая деятельность подростков как средство личностного роста
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПОДРОСТКОВ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Диагностика личностного роста подростков в досуговой деятельности как основание опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогическое обеспечение личностного роста подростков в досуговой деятельности
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сложившаяся в обществе экономическая и социально-политическая ситуация поставила педагогов перед необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания школьников. Существующие условия для реализации личностного роста человека на всех возрастных этапах его жизнедеятельности можно назвать недостаточными из-за отсутствия единой системы, теоретической базы их построения.

Надежды на то, что демократические преобразования приведут к быстрому «очеловечиванию» социума, к утверждению прав и достоинства индивидов, оказались, по-видимому, иллюзорными. Общество по-прежнему испытывает дефицит личностного начала во всех сферах, в том числе и в образовании.

Несмотря на кризисность социальной ситуации, в образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о переходе этой системы в новое качественное состояние. К таким тенденциям можно было бы отнести постепенный отказ от передачи подрастающему поколению проверенных «истин» и усиления культуросозидающей функции образования.

В силу этого современная образовательная ситуация, характеризующаяся особым вниманием к проблемам личностного развития учащихся, проявлением их субъективных функций, требует более полного целостного рассмотрения характера жизнедеятельности ребенка в социуме. При всеобщей тенденции перехода к личностно-ориентированному образовательному процессу особенно острой видится проблема становления подростка, его личности в современной школе. Ведь образование невозможно без обращения к личности, без опоры на личностный рост ребенка. Дело в том, какую роль играют личность и личностный рост в этом процессе — роль цели или средства образования.

Успешное становление возможно лишь при условии, что сама по себе личность будет востребована ситуацией жизнедеятельности индивида, найдет в ней свое приложение. Природа личностного развития обусловливает средства, обеспечивающие этот процесс. Средством в данном случае может выступать некоторая ситуация (пространственно-временная, жизненная, социальная, психологическая и т. п.), создающая внутреннюю коллизию, импульс к изменению, осознание себя в новой системе отношений (В.В. Сериков, 1999). Эти ситуации наполняют содержание различных сфер деятельности, которые влияют на развитие личности.

Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешевание двух начал императива и свободы (В.В. Зайцев, 1993). Императив для личности это, прежде всего общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается в собственных притязаниях личности на достижения, утверждающие образ «Я». Личность ищет гармонию этих инстанций, а ее ведущие жизненные смыслы — это субъективные переживания объективно существующих противоречий между внешней нормативностью и собственным жизнетворчеством.

Развитие понимается как разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями роста, происходящие на пространстве жизнедеятельности (И.А. Колесникова, 1999). Тогда как личностный рост заключается в актуализации «Я» (К. Роджерс, 1994).

Личностный рост понимается как обретение конкретного смысла жизни данной личности в данный момент (В. Франкл, 1990). Личностный рост — это способ организации психологического опыта, возникающий в процессе практической деятельности и целостно обеспечивающий процесс развития в будущее (В. А. Богданов, 1991). Целостность личности определяется единством «индивидуального стиля» направленности поведения к цели и «социального интереса» (А. Адлер, 1986).

Выделение того или иного влияния сфер деятельности человека на практике невозможно: личность формируется под воздействием многих факторов, глубоко диалектичных по своей природе. И вместе с тем, хорошие результаты в воспитании достигаются там, где воспитательная работа с детьми охватывает все стороны жизнедеятельности, отмечают Н. М. Борытко, А. Е. Коробков, в том числе и проведение ими свободного времени, качественной реализации досуговой деятельности.

Правильная организация их жизнедеятельности — важная предпосылка всестороннего развития личности, формирования характера, так как свободное время служит пространством личностного роста. Не будет преувеличением сказать, что потенциальные возможности свободного времени — это резервы совершенствования личности (личностных свойств и качеств) и общества в целом (С.А. Шмаков, О. С. Газман, Г. А. Евтеева, А. Е. Коробков и др.).

Успешность личностного развития подростка определяется обстоятельствами, в которых осуществляется процесс становления личности, они и составляют благоприятные условия и действенные средства для личностного роста.

Целенаправленная организация деятельности в свободное время является основой гармонического развития личности ребенка, так как досуговая деятельность служит актуальной сферой ее развития. Не будет преувеличением сказать, что имеющиеся в досуговой деятельности потенциальные возможности — это резервы умножения материального и духовного богатства персонально личности и общества (В.В. Зайцев, О. С. Газман, С. А. Шмаков, Г. А. Евтеева, М. М. Поплавский, и др.).

Как известно, подростков воспитывают — создают условия воспитанияучителя и родители, школьный и семейный уклад, внешкольные учреждения и средства массовой информации, окружающая среда в целом (Л.И. Маленкова, Н. Е. Щуркова, А. Е. Коробков и др.). Все же, нужно признать, личность формируется под воздействием многих факторов, глубоко диалектичных по своей природе. И вместе с тем, она не зеркало, репродуктивно отражающее влияние внешнего мира. Особое значение имеет фактор внутреннего мировоззрения подростка, который активно взаимодействует с окружающим миром и в значительной мере формирует себя сам.

Наблюдаемые явления говорят об усилении значимости досугового компонента подростков в образовательных учреждениях, создании условий для их самовыражения в системе внеурочной деятельности и досуговой организованной активности (Программа развития воспитания., 1999).

Для подростка значимой оказывается постоянная целенаправленно и сознательно осуществляемая деятельность самоизменения, состоящая прежде всего в ответственном отношении к собственному личностному, духовному росту (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.), в стремлении совершенствования своего свободного времени (О.С. Газман, С. А. Шмаков и др.), в совершенствовании деятельности определенного возрастного этапа, полноценной ее реализации (Б.Д. Эльконин, К. Н. Поливанова и др.). И здесь особое значение уделяется саморазвитию подростка, которое составляет основные принципы организации воспитания.

Проблема саморазвития, как стихийного, так и сознательного, сравнительно недавно вошла в современное педагогическое сознание и стала одной из самых популярных идей, провозглашающих преимущество индивидуального над всеобщим содержанием образования (Б.З. Вульфов, А. В. Суворов и др.). Поэтому, когда говорится о становлении (зарождении) и развитии личности, осознается это или нет, говорится о ее саморазвитии, кто бы и как бы в этом процессе помимо самой личности ни участвовал. «Все мы только участники саморазвития друг друга, не более, но и не менее, потому что без участников саморазвитие невозможно: нельзя стать человеком без участия в этом становлении других людей», — отмечает А. В. Суворов (1998).

Если говорить о потенциале досуга как одной из двух сфер жизнедеятельности школьника-подростка (другая — учебная сфера деятельности) в контексте саморазвития личности для наглядности приведем факты: результаты анкетирования подростков 11−15 лет средней школы N° 92 города Волгограда и некоторых детских объединений. Подростки следующим образом указывают приоритеты своей жизнедеятельности:

— досуговая сфера — 79%.

— учебная сфера — 21%.

С другой стороны, необходимо принимать во внимание сведения другого характера: что собой представляет досуговая деятельность, ее содержание для человека (увлечения, интересы, притязания .), мировоззренческую позицию, проявление собственного «Я»? Выяснилось, что тот же самый контингент подростков для себя определяет досуг как:

— беспредметная деятельность — 43,8%.

— средство развлечения — 37%.

— сферу самореализации — 19,2%.

Таким образом, в досуговой сфере подростки 5−9 классов увлечены реализацией беспредметной деятельности (деятельность, не имеющую своего практического приложения, не имеющую определенной цели), которая не связана с развитием способностей и самореализацией.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. В фундаментальных исследованиях С. А. Шмакова и О. С. Газмана рассматривается досуг как сфера реализации личности своих интересов и увлечений, как деятельность свободной личности, как феномен культуры. В контексте социально-педагогического определения досуга Б. А. Титов определил функции досуга на этапе реализации досуговой деятельности (1994), О. В. Крючек — условия эффективности досуговой деятельности подростков (1999), Э. В. Соколовспецифику формирования личности в подростковом возрасте (1997). Большое значение при изучении вопроса эффективности педагогических условий личностного роста подростка в досуговой деятельности имеют исследования, в которых анализируются особенности педагогических средств становления личности (Е.А. Крюкова, Н.М. Борытко).

Ряд исследователей (Е.В. Бондаревская, В. В. Зайцев, Н. К. Сергеев, В.В. Сериков) для эффективного личностного роста предлагают более полно реализовать личностный подход, позволяющий создавать условия для индивидуального характера развития и самореализации личности подростков, обеспечить им свободу выбора в досуговой деятельности, способствовать реализации каждым из них личностных притязаний.

В современных исследованиях по педагогике и психологии определены общие закономерности процесса развития и саморазвития личности (СЛ. Рубинштейн, В. В. Сериков, С. А. Суворов, К. Н. Поливанова и др.). В связи с этим, Н. М. Борытко (2000) признает саморазвитие подростка важнейшим элементом становления личности в бытии, вне которого последнее неэффективно.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения проблемы личностного роста подростков. К ним в первую очередь следует отнести нарастание инновационных процессов в образовании, появление множества детских общественных организаций и учреждений дополнительного образования, введение в образовательные учреждения высоко квалифицированных психологов, социальных педагогов, педагогов-воспитателей, педагогов-организаторов, способных целесообразно выстраивать широкий спектр педагогических условий.

Однако эти тенденции не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о сущности, структуре, условиях реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности. В результате социально-экономических преобразований в детской и молодежной политике России, а также в образовании все более остро обнаружились ряд существующих противоречий:

• между возросшими требованиями обновляющегося общества к образованию личности и отсутствием специфических педагогических средств личностного роста подростков в досуговой деятельности;

• между интеграцией воспитательных процессов образовательных учреждений и недостаточной возможностью реализовать компоненты учебно-воспитательного процесса на практике средствами досуговой деятельности в подростковом возрасте;

• между возможностями использования потенциала досуговой деятельности в целях сознательного саморазвития растущей личности и недостаточной готовностью педагогической среды к созданию оптимально эффективных условий личностного роста в досуговой деятельности;

• между индивидуально-творческим характером досуговой деятельности подростка и типовой системой организованного досуга детей подросткового возраста.

Эти противоречия объясняют актуальность проблемы разработки основ целостной системы образования, направленной на личностный рост подростков в досуговой деятельности.

Изучение научной и практической значимости проблемы, учет новых тенденций, связанных с развитием личностно ориентированного подхода, актуальными потребностями практики в разработке уникальных форм и моделей досуговой деятельности, способствующих активному сознательному саморазвитию подростков, а также потребность в целостном осмыслении этих проблем позволило определить проблему исследования.

Тема исследования: «Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности».

Объект исследования: досуговая деятельность подростков.

Предмет исследования: педагогические условия личностного роста детей подросткового возраста в досуговой деятельности.

Цель: создать модель досуговой деятельности подростка ориентированную на реализацию его личностного роста и на ее основе выявить педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Гипотеза исследования: личностный рост подростков в досуговой деятельности будет реализован наиболее эффективно по сравнению с массовой практикой в том случае, если:

1. Личностный рост подростка будет рассматриваться как цель его досуговой деятельности.

2. Досуговая деятельность подростков будет организована с позиции ребенка по принципу «Я — автор своей деятельности».

3. Досуговая деятельность будет направлена на осознание социальной значимости собственной деятельности и самовыражение как основу личностного роста.

4. При реализации личностного роста подростка структурообразующую роль будут выполнять педагогические условия, базирующиеся на принципах досуговой деятельности.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия личностного роста подростка, а так же определить функции, критерии и уровни реализации личностного роста.

2. Выявить основные подходы к пониманию досуга и досуговой деятельности, ее особенности в подростковом возрасте и определить модель досуговой деятельности подростка как средства личностного роста.

3. Апробировать модель досуговой деятельности подростков, проследить динамику и определить принципы построения педагогических условий личностного роста.

4. Определить педагогические условия, способствующие эффективной реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования:

Положения гуманистической философии и психологии (К.А. Альбуханова-Славская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.) — концепция целостного и системного подхода к рассмотрению педагогического процесса (B.C. Ильин, В. В. Краевский, A.M. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — теоретические основы концепции личностно ориентированного образования и проектирование педагогических условий и средств (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. В. Зайцев, Е. А. Крюкова, Н. М. Борытко и др.) — психологические теории деятельностного подхода к развитию и саморазвитию личности как единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Суворов, Д. Б. Эльконин, и др.) — исследования досуговой сферы деятельности человека как феномен культуры и вопросы, связанные с проблемами организации досуга и досуговой деятельности (С.А. Шмаков, О. С. Газман, О. В. Крючек, А. Е. Коробков и др.) — теоретические основы психологической и педагогической диагностики (Б.П. Битинас, К. Ингенкамп, К. М. Гуревич и др.) — социологические исследования в области свободного времени и досуга (Г.А. Евтеева, М. М. Поплавский, Э. В. Соколов и др.).

Эмпирическую базу исследования составили подростки (11−15 лет более 300), а также педагогические работники МОУ СОШ № 92 города Волгограда, руководители внутришкольных детских объединений и руководители детских объединений общественной организации «Волгоградская областная организация скаутов». Методы исследования:

— теоретические — теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эмпирическое обобщение, синтез знаний о взаимообусловленности личностного роста и досуговой деятельности подростков, моделирование, анализ педагогического опыта;

— эмпирические — анкетирование, экспертная оценка, наблюдения, обобщение опыта педагогов-организаторов, констатирующий и формирующий эксперименты по исследованию возможностей отдельных педагогических средств при реализации личностного роста- - математические — статистические методы обработки результатов, процентное соотношение, графическая интерпретация данных.

Этапы исследования:

Первый этап (1997 — 1999 г. г.) — поисково-теоретический — был направлен на изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проводился ее сравнительный анализвыполнялся констатирующий экспериментопределялись исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы, научный аппарат.

Второй этап (1999 — 2001 г. г.) — экспериментальный — разрабатывалась и экспериментально апробировалась на практике модель досуговой деятельности подростков и определялась эффективность различных педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — завершающий — был направлен на анализ, систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов исследования, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: теоретически представлена и уточнена сущность личностного роста подростков как показатель внутреннего потенциала (способности) личности к целостному становлениюопределены функции, критерии и уровни личностного ростаобоснованы возможности досуговой деятельности в реализации личностного роста подростковвпервые вводится понятие авторской деятельности и обосновывается ее модель как средство личностного роста подростковконкретизированы группы педагогических условий, способствующих эффективному личностному росту подростков в досуговой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в становление и развитие теории целостного учебно-воспитательного процесса, а также в развитие основ теории и практики личностно ориентированного образования. Выявляются возможности досуговой деятельности в реализации личностного роста подростков. Результаты работы могут служить теоретической основой исследований особенностей личностного роста в других сферах деятельности человека и на различных этапах онтогенеза в целях становления личности. Представленная модель авторской деятельности существенно развивает теоретические основы воспитания подростка.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и экспериментальной апробации модели досуговой деятельности ориентированной на обеспечение личностного роста подростков — модели авторской деятельности, — дающей возможность широкого использования ее в образовательной практике. Результаты исследования могут быть использованы широким кругом работников социальных, педагогических и психологических служб, как образовательных учреждений, так и общественных организаций в работе с детьми подросткового возраста. Особое значение принимает диагностическая методика по выявлению уровня реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности, которая может использоваться как научными работниками, так и педагогами-практиками.

Положения, выносимые на защиту.

1. Личностный рост — это движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. Понятие личностного роста включает в себя характеристики внутреннего мира человека и внешнего мира, взаимодействие которых позволяет говорить о реализации личностного роста.

Понятие личностного роста подростков очень тесно связано с понятием саморазвития в том смысле, что оба обусловлены мировоззренческой позицией с одной стороны и влиянием окружающим мира — с другой, а также степенью осознанности этих явлений. Показательной стороной личностного роста является самоопределение личности.

Таким образом, личностный рост объективно несет в себе функции саморазвития и самоопределения личности. Показателями функций являются осознанность действий и качество достижений соответственно. В этой связи критериями личностного роста являются интраперсональный и интерперсональный компоненты. Выделяются девять корневых уровней личностного роста подростков в зависимости от этапа осознанности действий и качества достижений. Они определяют три интегративных уровнянизкий, средний, высокий.

2. Понятие досуга сопряжено с понятиями свободное время и досуговая деятельность: досуг является частью свободного времени и содержит в себе досуговую деятельность. Досуг — это часть осознанного свободного времени, в которой осуществляются конкретные варианты его продуктивного использования, связанные с более или менее активным освоением культурных ценностейэмоциональной, коммуникативной, развлекательной деятельностью и физической активностью.

На основе авторского действия подростничества выстраивается авторская деятельность, содержащаяся в досуговой деятельности подростков. Авторская деятельность — значимая деятельность подростка, которая является целенаправленной в реализации действий (направлена на «встречу» замысла с результатом, на достижение), осуществляется автономно собственно подростком и несет личностный характер. Авторская деятельность обеспечивает реализацию личностного роста и может иметь три формы воплощения: игра, задача, диалог. Таким образом, авторская деятельность, как основа личностно развивающей ситуации, является эффективным средством личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Авторская деятельность, цель которой — реализация субъектом позиции «Я — автор», несет в себе три компонента: ориентировочный (возможность выбора) — исполнительный (включение волевых усилий) — контрольный (осуществление рефлексии). Структура авторской деятельности состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: мотивация, целеполагание, планирование, коррекция, реализация, последействие.

3. Диагностика уровня личностного роста подростков в досуговой деятельности проводится в форме анкетирования. Результаты представляются на двумерной порядковой шкале, при условии возможной градации выраженности функций личностного роста. Диагностическая методика личностного роста подростков в досуговой деятельности осуществляется в два этапа: первый — диагностика интегративного уровня личностного роставторой — подтверждение результатов диагностики первого этапа и диагностика корневого уровня личностного роста.

Выявляя динамику личностного роста подростка в опытно-экспериментальной работе, мы определили, что эффективным средством личностного роста ребенка является авторская деятельность, которая складывается из целесообразного сочетания компонентов личностного роста и реализуется по принципам авторской деятельности.

Обеспечение реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности строится на принципах, являющихся основой построения педагогических условий. Это принципы: авторской деятельностиединства сознания и деятельностидоступностиналичия смыслового контекста.

4. Выделяются три группы педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности ориентированные на эффективную его реализацию: функции саморазвития (переход от стихийности действий к осознанности), совершенствование интраперсонального компонента личностного ростафункции самоопределения (переход от достижения условного характера к опережающему), совершенствование интерперсонального компонента личностного ростаавторской деятельности, деятельности подростка с позиций «Яавтор своей деятельности» (воплощение трех ее компонентов).

В основе реализации педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности лежит механизм сопровождения развития. Метод «сопровождения развития» способствует эффективной реализации личностного роста детей подросткового возраста. В основе метода лежит единство следующих функций: диагностика существа возникшей проблемы, информация о существе проблемы и путях ее разрешения, консультация на этапе принятия решений и выработка плана решения конкретной проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиякорректной массовой организацией опытно-экспериментальной работы и ее продолжительностьюпрактическим подтверждением основных положений и научным обоснованием полученных в ходе эксперимента данныхприменением адекватных предмету изучения методов исследования и обработки результатов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования неоднократно докладывались и обсуждались на ежегодных психолого-педагогических чтениях Юга Росси и собраниях Южного отделения РАО (2000 — 2002 гг.), на городской научно-практической конференции работников У ДО (г. Волгоград, 1998), на Всероссийском молодежном форуме «Молодежь России — шаг в XXI век» (г. Москва, МГУ, 2000), на ежегодных студенческих конференциях и Региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (ВГПУ, 1996 — 2001 гг.), на конференциях молодых ученых в Волгоградском педагогическом колледже № 2 и межвузовских конкурсах «Социокультурные исследования» в ВолгГТУ (1997 — 2002 гг.).

Выводы и итоги исследования по результатам эксперимента представлялись на педагогических советах МОУ СОШ № 92 г. Волгограда и ОО «ВООС», обсуждались на аспирантских семинарах.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы через публикации и выступления на конференциях различного уровня, а также через научно-практическую организационно-педагогическую деятельность автора.

По результатам исследования издано 15 публикаций.

Структура и объем диссертации

Диссертация (200 с.) состоит из введения (15 е.), двух глав (68 е., 59 е.), заключения (6 е.), списка используемой литературы (221 наименование) и 5 приложений. В тексте диссертации содержатся 18 таблиц и 9 иллюстраций.

Выводы по 2 главе.

Педагогическая диагностика выступает как самостоятельный компонент педагогической деятельности, который как бы пронизывает педагогическую деятельность и присутствует на всех ее уровнях: целеполагания, оценки, выбора технологий, конструирования содержания и т. д.

Основанием опытно-экспериментальной работы является специальная диагностика, которая, как комплексная диагностическая методика, проводится в два этапа. На первом этапе диагностировался интегративный уровень личностного роста. На втором — подтверждались результаты первого этапа, и определялся корневой уровень личностного роста подростков. Достоверность предлагаемой диагностической методики является обоснованной по трем основным критериям: объективность, надежность, валидность.

Для определения уровня реализации личности подростков может быть использован комплекс психологических диагностических методик компонентов личности. Установлена связь: 1) с интраперсональным компонентом через самооценку, ригидность, потребностную сферу- 2) с интерперсональным компонентом через конформность, эмпатию, коммуникабельность, криативность.

Опытно-экспериментальная работа строилась на проведении основного и вспомогательного экспериментах. Основной эксперимент предполагал работу с долговременной системой средств личностного роста подростков, тогда как вспомогательный эксперимент давал возможность выборочной апробации конкретных форм авторской деятельности и средств личностного роста. Разработана программа экспериментальной работы (Приложение 3.).

Определены три этапа эксперимента: ориентировочный этап, исполнительный этап и контрольный этап.

Определены задачи ориентировочного этапа, цель которого: актуализация у детей и подростков возможностей досуговой деятельности и овладение педагогами проблематикой личностного роста. Средствоорганизация групповой деятельности.

Цель исполнительного этапа: обеспечить подростка возможностью реализовать собственный замысел при этом акцентировать внимание педагога-организатора на минимально «видимом» педагогической поддержке. Средство — индивидуальная работа, которая реализует принцип субъектности.

Цель контрольного этапа: обобщение и систематизация опыта, педагогическая коррекция результатов авторской деятельности определение педагогических условий личностного роста. Средства — формы проявления ф отношений, которые реализует принцип целостности.

Обеспечение реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности строилась на принципах: авторской деятельностиединства сознания и деятельностидоступностиналичие смыслового контекста.

Проводимая нами опытно-экспериментальная работа над выстраиванием педагогических условий авторской деятельности показала высокую эффективность в реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Педагогическое условие — это внешнее обстоятельство, фактор, т* оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса. Основными педагогическими условиями, способствующими социальной активности личности подростков, можно назвать ценностно-смысловые, организационные, дидактические и поведенческие.

Педагогическое условие опирается на такую категорию как ситуация. Воспитательная ситуация — это система педагогических (в т.ч. -* дидактических) условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в воспитательных целях. В структуре личностно развивающих ситуаций выделяются следующие объекты:

— педагог — носитель личностного опыта;

— ребенок, испытывающий потребность в личностном саморазвитии;

— личностно-значимая проблема, фрагмент жизнедеятельности, при исполнении которой востребуются личностные функциисмыслотворчество, рефлексия, ответственность, свобода выбора, автономность и пр. (В.В. Сериков).

При реализации подростком авторской деятельности, для удобства представлена схема-модель построения авторской деятельности. Она содержит компоненты авторской деятельности несущие ее этапы. Были поставлены цели реализации компонентов и задачи на этапах. В результате определены движущие силы личностного роста подростков в досуговой деятельности, которые соотнесены с каждым из этапов авторской деятельности.

В своем исследовании мы выделяем ряд общих педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности, которые ориентируют педагогов на аспекты личностно ориентированного образования. А так же выделяются три группы специфических педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности ориентированные на реализацию:

— функции саморазвития (переход от стихийности действий к осознанности) и совершенствование интраперсонального компонента личностного роста;

— функции самоопределения (переход от достижения условного характера к опережающему) и совершенствование интерперсонального компонента личностного роста;

— авторской деятельности, деятельности подростка с позиций «Я — автор своего досуга» (воплощение трех ее компонентов).

В основе реализации педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности лежит механизм сопровождения развития. Метод «сопровождения развития» способствует эффективной реализации личностного роста детей подросткового возраста.

Заключение

.

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания школьников. Сложились недостаточные условия для реализации личностного роста человека на всех и на каждом возрастном этапе его жизнедеятельности и в целом онтогенеза.

Изучение теоретического и эмпирического опыта развития личности и организации досуговой деятельности подростков позволило сформулировать проблему и тему нашего исследования: «Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности». Определиться с обозначенной темой помогло решение поставленных перед нами задач.

В ходе решения исследования были получены результаты.

Первая задача заключалась в раскрытии сущности понятия личностного роста подростка, а так же определить функции, критерии и уровни личностного роста.

Для определения сущности личностного роста проанализирована психологическая литература по трем направлениям исследования развития и саморазвития личности: 1) функциональное (каузальное, причинное), рассматривающее человека, прежде всего как сугубо функциональное существо во всех сферах его жизнедеятельности- 2) субъектно-целевое, делающее акцент на ценностно-смысловых характеристиках личности, ставя ее в центр культурных идеалов- 3) системологическое, объединяющее два предыдущих подхода на основе принципа системной детерминации любого события, таким образом, обеспечивая целостное видение изучаемого явления. Мы пришли к выводу, что понятие личностного роста включает в себя характеристики внутреннего мира человека и внешнего мира, взаимодействие которых позволяет говорить о реализации личностного роста. Личностный рост — это движение от центрированности на самом себе и целей личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию.

Особенности подросткового возраста таковы, что в этот период ребенок начинает все больше и больше обращать на себя внимание: свою внешность, свой характер, свои индивидуальные особенности, способности, оценивать свое поведение, его результаты. То есть, осознавать свое развитие. При этом формируются способности к самоопределению, происходит их совершенствование, пик которого приходится, как известно, на старший подростковый — младший юношеский возраст.

Таким образом, понятие личностного роста подростка тесно связано с понятием саморазвития в том смысле, что оба обусловлены мировоззренческой позицией с одной стороны и влиянием окружающим мира — с другой, а также степенью осознанности этих явлений. Показательной стороной личностного роста является самоопределение личности. Можно говорить о том, что личностный рост объективно несет в себе функции саморазвития и самоопределения личности. Показателями функций являются осознанность действий и качество достижений соответственно. В этой связи критериями личностного роста являются интраперсональный и интерперсональный компоненты.

Выделяются девять корневых уровней личностного роста подростков в зависимости от этапа саморазвития — осознанности действий (их три) и стадии самоопределения — качества достижений (их тоже три). Они определяют три интегративных уровня — низкий, средний, высокий.

Второй задачей нашего исследования было выявить основные подходы к пониманию досуга и досуговой деятельности, ее особенности в подростковом возрасте и определить модель досуговой деятельности подростка как средства личностного роста.

Для решения поставленной задачи были проанализированы и обобщены философские, социологические и педагогические взгляды на свободное время, досуг, досуговую деятельность, а так же особенности их организации и реализации. Понятие досуга сопряжено с понятиями свободное время и досуговая деятельность: досуг является частью свободного времени и содержит в себе досуговую деятельность. Досуг — это часть осознанного свободного времени, в которой осуществляются конкретные варианты его продуктивного использования, связанные с более или менее активным освоением культурных ценностей, эмоционально-коммуникативно-развлекательной деятельностью и физической активностью.

Обращаясь к содержанию подросткового возраста, обобщая накопленные знания психологов о проявлениях ведущей деятельности, мы придерживаемся мнения, что все они указывают на различные стороны авторского действия. На основе авторского действия подростничества выстраивается авторская деятельность, содержащаяся в досуговой деятельности подростков. Авторская деятельность — значимая деятельность подростка, которая является целенаправленной в реализации действий (направлена на «встречу» замысла с результатом, на достижение) и которая осуществляется автономно, собственно подростком и несет личностный характер. Авторская деятельность обеспечивает реализацию личностного роста и может иметь три формы воплощения: игра, задача, диалог. Таким образом, авторская деятельность как личностно развивающая ситуация является эффективным средством личностного роста подростков в досуговой деятельности.

В исследовании представлена модель авторской деятельности, цель которой — реализация субъектом позиции «Я — автор своего досуга», несет в себе три компонента: ориентировочный (возможность выбора) — исполнительный (включение волевых усилий) — контрольный (осуществление рефлексии). Структура авторской деятельности состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: мотивация, целеполагание, планирование, коррекция, реализация, последействие.

Третья задача нашего исследования состояла в апробации модели досуговой деятельности подростков, отслеживании динамики и определении принципов построения педагогических условий личностного роста.

В основе опытно-экспериментальной работы (внутри формирующего эксперимента) по внедрению и апробации модели авторской деятельности лежит диагностика уровня личностного роста подростков.

Диагностика уровня личностного роста подростков в досуговой деятельности представляет собой комплексную диагностическую методику, которая проводится в форме тестирования и анкетирования одновременно. Результаты представляются в виде двумерной порядковой шкалы, при условии возможной градации выраженности функций личностного роста.

Диагностическая методика личностного роста подростков в досуговой деятельности осуществляется в два этапа: первый — диагностика интегративного уровня личностного роставторой — подтверждение результатов диагностики первого этапа и диагностика корневого уровня личностного роста. Диагностическая методика удовлетворяет трем критериям качества диагностики: объективности, надежности, валидности.

Опытно-экспериментальная работа строилась на проведении основного и вспомогательного экспериментах. Основной эксперимент предполагал работу с долговременной системой средств личностного роста подростков, тогда как вспомогательный эксперимент давал возможность выборочной, ограниченной во времени апробации конкретных форм авторской деятельности и средств личностного роста.

Отслеживая динамику личностного роста подростка в опытно-экспериментальной работе, мы выяснили, что эффективным средством реализации личностного роста ребенка является авторская деятельность, которая складывается из целесообразного сочетания компонентов личностного роста и реализовывается по принципам авторской деятельности.

Обеспечение реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности строится на принципах, являющихся основой построения педагогических условий. Это принципы: авторской деятельностиединства сознания и деятельностидоступностиналичие смыслового контекста.

Четвертая задача нашего исследования заключалась в определении педагогических условий, способствующих эффективной реализации личностного роста подростков в досуговой деятельности.

Основанием построения педагогических условий личностного роста послужили выявленные теоретические положения его сущности, специфика досуговой деятельности и, в частности, авторской деятельности. При этом особое внимание уделяется предпочтению личностно ориентированным позициям педагога в образовании. Поэтому в первую очередь выделяются педагогические условия общего характера, ориентированные на закономерности создания личностно развивающих ситуаций.

Выделенные, соответствующие каждому этапу авторской деятельности, движущие силы личностного роста ложатся в основу создаваемых педагогических условий, используемых при этом педагогических и организационных приемов. Определяются три группы специфических педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности ориентированные на реализацию:

— функции саморазвития (переход от стихийности действий к осознанности), совершенствование интраперсонального компонента личностного роста;

— функции самоопределения (переход от достижения условного характера к опережающему), совершенствование интерперсонального компонента личностного роста.

Выделенные педагогические условия могут представлять собой незавершенный перечень и проявляться ситуативно в зависимости от педагогической необходимости с позиций педагога-организатора. Поэтому в работе говорится о создании целостной системы личностно развивающих ситуаций. Такая система ситуаций, в контексте нашего исследования, наиболее эффективно может быть основана на авторской деятельности подростков.

В связи с этим, возникла необходимость определить группу специфических педагогических условий личностного роста в досуговой деятельности ориентированные на реализацию авторской деятельности подростков (реализацию трех ее компонентов).

В основе реализации выстроенных педагогических условий личностного роста подростков в досуговой деятельности лежит механизм сопровождения развития. Метод «сопровождения развития» способствует эффективной реализации личностного роста детей подросткового возраста. В основе метода лежит единство следующих функций: диагностика существа возникшей проблемы, информация о существе проблемы и путях ее разрешения, консультация на этапе принятия решений и выработка плана решения конкретной проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Обзор полученных данных позволил сделать вывод о том, что цель диссертационного исследования достигнута, выдвинутая гипотеза всецело подтверждена.

В процессе работы над исследованием возникли новые идеи и актуализировались проблемы иного характера, требующие дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  3. А. Аналитическая психология // История зарубежной психологии: тексты.-М., 1986. С. 131−142.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  5. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. Радио, 1979. -175 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекопознания / Под ред. А. А. Бодалева —М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. 384 с.
  7. .Г. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. — 544 с.
  8. В.И. Диагностика воспитания и самовоспитания творческой личности. М., 1988.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  10. Ю.Андрусенко В. А. Формирование духовности. Оренбург, 1997. 46с.11 .Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.
  11. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992, № 5. С. 12−25.
  12. . К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3−19.
  13. В.Г. Личность и значимость побуждений. М: И! IF АН, 1993 -223с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: АПСН, 1996. — 766 с.
  15. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  16. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. // Советская педагогика 1989, № 3.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1976 69 с.
  18. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -272с.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  21. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: размышления социолога. — М.: Педагогика, 1988. 154 с.
  22. Бестужев-Л ада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993.-240 с.
  23. .П., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989. 187 с.
  24. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: аналитический обзор. М.: МПСИ «Флинта», Изд. 2, 1998 48 с.
  25. В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теории личности // Вопросы психологии. 1991, № 3. С. 45−53.
  26. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  27. А.А., Деркач А. А. Об основном вкладе Б.Г. Ананьева в психологическую науку // Известия АПСН. № 2. М., 1997.
  28. А.А., Деркач А. А. Об основном вкладе Б.Г. Ананьева в психологическую науку // Известия АПСН. № 2. М., 1997.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж: АПСН, 1996.-352 с.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. Психологии, 1979, № 2.
  31. В.Н. Твое свободное время. М., 1997. — 464 с.
  32. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000. Т
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма лчностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997, № 4. — с. 11.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //Педагогика, 1995, № 4, С. 29.
  35. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999.
  36. Г. Б. В мире подростка. М.: Медицина, 1980.41 38. Борисова Н. В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре. Дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  37. Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре. Дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  38. М.И. Психологические особенности саморазвития подростка. Киев, 1980.
  39. Н. М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного 4 процесса. // Педагогические проблемы становления субъектности.: Сб.науч. и метод, тр. Вып. 3 / Под ред. ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2001. 80 с.
  40. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография./ Науч. ред. Сергеев Н. К. Волгоград: Перемена, 2001 -181с.
  41. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография./ Науч. ред. Сергеев Н. К. Волгоград: Перемена, 2000. — 225с.
  42. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьников. Дисс. док. пед.наук. СПб., 1991.
  43. .С. Анатомия личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  44. Г. Свободное время: за и против подростков. // Воспитание школьников. 1996, № 1.
  45. Г. В., Обухова JI. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. М., 1986. — 128 с.
  46. В мире подростка. / Под.ред. А. А. Бодалева. М., 1982.
  47. В часы досуга. / Ред.-сост. Е. Д. Гончарова. М.: Педагогика, 1982 — 208 с.
  48. И.В. Организация работы в тренинговых группах. / Школьные технологии № 3, 1993. с. 254−268.
  49. Введение в практическую социальную психологию. / Под. Ред. Ю. М. Жукова, JI. A Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. — 225 с.
  50. Г. И. Дидактические условия формирования учебной деятельности младших школьников: Автореф. дисс. доктора пед.нак. -Ленинград, 1990.
  51. Возрастная педагогика и психология. -М., 1984. 256с.
  52. Воспитание школьников во внеурочное время. / Под. ред. А. К. Полясной. М., 1980.
  53. Воспитательная работа с учащимися вне школы. / Под.ред. Л. М. Николаевой. М., 1981.
  54. .З. Организатор внешкольной и внеклассной воспитательной работы. М., 1983. — 207с.
  55. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. -М., 1997.
  56. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  57. Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984. -432с.
  58. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS 1994. — 192 с.
  59. О.С., Зайцев В. В., Саранов A.M. Технология разработки программы развития инновационной школы. Волгоград: Перемена, 1997.- 108 с.
  60. В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы. //Педагогика, 1996, № 1, — с. 25.
  61. К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985.
  62. И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Дисс. .канд. пед.наук. СПб., 1997.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт, теория и экспериментальные психологические исследования. /АПН СССР. М.: Педагогика, 1986.
  64. Детское движение в Волгоградской области в 1994 году. Волгоградский Институт молодежи, ФДО- 1994.
  65. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. -Л., 1983.
  66. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976.
  67. И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самореализация. -Н. Новгород, 1995.
  68. Г. А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени. Диссертация. док.пед.наук. Л., 1980. — 421 с.
  69. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика. Псков, 1994- 280 с.
  70. Е.Е. Формирование конфликтной компетенции будущего учителя. Дисер.канд. пед.наук. Волгоград, 2001. — 177 с.
  71. Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., Просвещение, 1991.77.3айверт Л. Ваше время в Ваших руках: Перевод с нем. — М.: Интерэксперт, Инфра, 1995. — 267с.
  72. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во. МГУ. — 1986.
  73. В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М., 1984.- 144 с.
  74. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  75. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного исследования. -М.: 1974.-218 с.
  76. Е.И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века.). СПб.: «Петербург — XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.- 160 с.
  77. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М., 1980.
  78. Кан-Калак В. Право вести за собой. М.: Мол. Гвардия, 1987. — 191с.
  79. Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993. — 79 с.
  80. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. -Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. -144 с.
  81. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. — 27 с.
  82. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  83. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — с.91.
  84. А.Е. Досуг школьников: вопросы теории и методики. -Волгоград, 1996. 144 с.
  85. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. // Педагогика, 1997, № 5. с. 46.
  86. Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 192с.
  87. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск: Высшая школа, 1986.-256с.
  88. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, Изд.: СамГПИ, 1994. — 164 с.
  89. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. ВГПУ: Перемена, 1994.
  90. Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование: учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1998. — 106 с.
  91. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Волгоград: Перемена, 1999. -196с.
  92. О.В. Формирование умений и навыков самоорганизации досуга подростков. Дисс. канд.пед.наук. СПб, 1999. — 239с.
  93. С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: Учеб. пособие Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2001. — 160с.
  94. В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983.
  95. Лайф-лайн и другие. Новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. М.: Прогресс, 1993. — 230 с.
  96. А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М., Радикс, 1995. — 441 с.
  97. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  98. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Составители Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобовская. СПб., 1996. -175 с.
  99. О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1997.-256 с.
  100. В. С. Потребности и психология социальной деятельности. Л., 1983.
  101. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999. -300 с.
  102. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  103. К., Энгельс Ф. Собр. соч., Т.24, ч. Ш, с. 264.
  104. А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. A.M. Талдыдаевой- Науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб., 1997−430с.
  105. А. Самоактуализация // Психология личности: тексты. М., 1982.- 110с.
  106. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1996. — 190 с.
  107. Ф.С. Когда подростку интересно. Л., 1986. — 32 с.
  108. Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982. — 152 с.
  109. А. Психология жизни. 10 лекций по онтопсихологии. / Составители Е. В. Романова, Т. И. Сытько. СПб., 1992. — 84 с.
  110. Ю.А. Саморегуляция и активность в юношеском возрасте. -М., 1991.
  111. В.П. Мотивация деятельности и структура личности. // Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. -Новосибирск, 1986. 139 с.
  112. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1983.
  113. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
  114. О.Г. Классный руководитель организатор досуговой деятельности школьников. Будущему учителю. Курс лекций. — Волгоград: Перемена, 1996−210 с.
  115. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. — 170 с.
  116. .П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. изд. З, доп. — М.: Просвещение, 1991.-160 с.
  117. А.Л. Деятельность, поведение, творчество. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — с. 52−69.
  118. A.M. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. 2-е изд. М., 1996.
  119. Об организации свободного времени детей и подростков. / Сост. М. Е. Чулклва, А. С. Лапшина. Волгоград, 1981.
  120. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996. — 360с.
  121. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и словосочетаний. 1997.
  122. Ю.Л. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1989. — 218 с.
  123. Ю.Л. Свободное время и личность. М., 1982. — 176с.
  124. Педагогическая энциклопедия: в 4-х т.т. / Гл. ред.: И .Я. Капров. М.: Сов. энциклопедия, 1964.
  125. Ф. Вокруг и около помойного ведра. М., 1995.
  126. А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопр. философии. 1982, № 3.
  127. В.А. Быть личностью. М., 1990.
  128. В.А. Субъективность: новая парадигма в образовании. // Психологическая наука и образование. — 1996, № 3.
  129. В.М. Культура досуга. Киев, 1990. — 240с.
  130. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопр. Психологии, 1994, № 1.
  131. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста. // Вопр. Психологии, 1996, № 1.
  132. С.Д. Психодиагностика воспитания. М.: Новая школа, 1996. -с.160.
  133. М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи. Дисс. док. пед.наук. JL, 1990. — 428с.
  134. М.М. Стимулировать творчество учащихся. // Сов.пед., 1989, № 6.
  135. Е.В. Педагогические условия формирования у школьников теоретического отношения к окружающей действительности. Автореф. дисс. канд. пед.наук. Белгород: БГУ, 2000. — 21с.
  136. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учеб. пособие. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998. 672с.
  137. Проблемы эстетического воспитания подростков. / Под. ред. JI.B. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 96с.
  138. М.М. Семья как самоорганизирующая среда воспитания детей. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. Якутск, 1999. — 21 с.
  139. Психологический словарь. М., Изд.: Полит.литер., 1990. — 496 с.
  140. Психология современного подростка. / Под. ред. Фельдштейна Д. И. -М.: Педагогика, 1987.
  141. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. БД. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998. 742 с.
  142. Н.И. Психология личности. М., 1987.
  143. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс», Универс, 1994. — 480 с.
  144. В.М. Психическое и культурное развитие человека: Учебное пособие. М., Изд: Рос. откр. ун-та, 1994. — 144 с.
  145. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  146. C.JI. Творческая самодеятельность. // Вопр. философии. -1989, № 4.
  147. Л.И. Психология самоспитания. М., 1982.
  148. Е.М. Феномен детства в современной России. // Педагогика, 1996, № 6 с. 14.
  149. Е.М. Феномен детства в современной России. // Педагогика, 1996, № 6 с. 14.
  150. A.M. Инновационный поиск в современной развивающейся школе: учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1999. — 228с.
  151. Свободное время школьников. / Под.ред. Л. К. Петровой. М., 1969.
  152. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. // Школьные технологии: спец выпуск. 1999, № 6.
  153. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М.: Нар. Обр., 2000. 128 с.
  154. О.В. Корректировка нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-целостного стимулирования. Автореф. дисс.. канд. пед.н. (13.00.01). Киров, 2000. — 21 с.
  155. И. Н. Системный подход к изучению и организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 27 — 61.
  156. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопр. психологии. 1983, № 2.
  157. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб-Волгоград: Перемена, 1997.
  158. В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.
  159. В.В. Личностно-ориентированное образование: вопросы и ответы. // На пути к педагогике личности: сборник методич. материалов и документов. / Сост.: B.C. Литвин, О. П. Топченко, В. В. Зайцев и др. -Волгоград: Перемена, 1997.
  160. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 192 с.
  161. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности. // Вопросы психологии. № 2, 2000.
  162. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. //Вопросы психологии. № 2, 1991, с. 37.
  163. В.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресса, 1995. — 384 с.
  164. Н.И. Организация свободного времени учащихся как предмет педагогического руководства. Автореф. дисс.. канд. пед.наук. -М., 1991.- 17 с.
  165. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1989, № 2. С. 27−35
  166. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1997. — 208с.
  167. Э.В. Свободное время, досуг и культура общения. // Социалистический образ жизни и молодежь. -Л.: Лениздат, 1983.
  168. С. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1978. -96 с.
  169. Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. — 275 с.
  170. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  171. А. В. Вчувствоваться, вдуматься. // Психологический журнал.1995, № 2.
  172. А. В. Саморазвитие как категория гуманистического подхода к личностной реабилитации. // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. / Отв. Ред. М. А. Галагузова., Вып. З, Екатеринбург, Изд: «СВ-96», 1998. 352 с.
  173. О.В. Разум и феномен «Я». // Вопросы Философии. № 4, 2000. с. 130 -138.
  174. Р., Тайсон С. Психологические теории развития. -Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 528 с.
  175. .А. Досуговое объединение как фактор социализации детей, подростков и юношества. Автореф. дисс.. докт. пед.наук. СПб., 1994. -40 с.
  176. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сере досуга. СПб.: ГАК, 1997. — 276 с.
  177. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968.-86 с.
  178. Д.Н. Психология исследования. М.: Наука, 1966.
  179. Л.Г. Развитие творческого потенциала старшеклассников в условиях рейтинговой технологии обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.
  180. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Тома 1,2- М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1996.
  181. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуски 1, 2. / Перевод с англ. М.: Российский открытый университет, 1991. -116 с.
  182. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М.: МПСИ: Флинта, 1999.
  183. Д.И. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987.
  184. Философия и будущее. // Развитие личности. № 3−4, 1998 с. 16−20
  185. Философия самоопределения / Под ред. В. А. Андрусенко и др. Оренбург, 1996. 65 с.
  186. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова, 6-е изд. М.: Политиздат, 1991.
  187. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  188. JI.M. Опыт оценки воспитанности учащихся. // Педагогика, 1997, № 4−63 с.
  189. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Москва-Рига, 1997. — 278 с.
  190. В.Э. К вопросу о психологической сущности устойчивости личности. // Вопр. психологии. 1978, № 2
  191. В.Д., Старовойтенко Е. Б. Концепция индивидуализации воспитания. //Сов. Педагогика. 1987, № 10 С. 63.
  192. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  193. С.А. Досуг школьников как социально-педагогическая проблема. // Сов. Педагогика. 1980, № 3.
  194. С.А. Ее величество игра. — М.: NB Магистр, 1992. -160 с.
  195. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.- 240 с.
  196. С.А. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учеб. пособие. Новосибирск, 1995.
  197. С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.-336 с.
  198. С.А. Уроки детского досуга. М., 1992. — 88 с.
  199. Г. П. Избранные труды. М., Изд.: Школа Культура Политика, 1995.
  200. П.Г. Очерки о философии образования (статьи и лекции). М., 1993. — 48 с.
  201. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 222 с.
  202. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
  203. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского). -М.: Тривола, 1994.
  204. .Д. Введение в психологию развития. М.: Наука, 1994.
  205. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1979.
  206. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. // Вопр. Психологии. 1971, № 4.
  207. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  208. Юнг К. Г. Собрание сочинений: Конфликты детской души. М.: Прогресс, 1994. — 336 с.
  209. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Мир России, 1995 № 3−4.
  210. JI.C. Модели социализации и становления парадигмы социальной работы с молодежью в Российском обществе. Саратов: Сарат. гос. тех. университет, 1994. -198 с.
  211. Яковлева Е. J1. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. 224 с.
  212. Предпочитаемые виды деятельности подростка в свободное время
Заполнить форму текущей работой