Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание методики личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников базируется на общедидактических принципах (научностидоступности и посильностипоследовательности и систематичностипреемственностипрочностинаглядностисознательности и активности), частнометодических принципах (формирования чувства языка и опоры на негоединства развития речи и мышлениякоммуникативной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников
    • 1. 1. Личностно ориентированное обучение родному языку в парадигме современной лингвометодики
    • 1. 2. Лингвометодические основы обучения орфографической грамотности младших школьников в русле личностно ориентированного обучения
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников
    • 1. 4. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Методика личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников
    • 2. 1. Характер орфографических ошибок в письменной речи младших школьников (на материале констатирующего эксперимента)
    • 2. 2. Взаимосвязь принципов личностно ориентированного обучения с общедидактическими и частнометодическими принципами обучения орфографии
    • 2. 3. Методы и приемы экспериментального обучения
    • 2. 4. Система упражнений экспериментального обучения
    • 2. 5. Проверка эффективности экспериментальной методики личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников (материалы контрольного эксперимента)
  • ВЫВОДЫ

Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена проблеме овладения младшими школьниками орфографической грамотностью при личностно ориентированном обучении родному (русскому) языку.

Актуальность исследования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформирования общеобразовательной школы. В частности, подчеркивается, что главное предназначение школы — создание благоприятных условий для всестороннего развития и саморазвития каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей, психолого-педагогических и возрастных характеристик. Это ориентирует педагогов на формирование у школьников положительного отношения к обучению, в том числе и родному языку как языку познания и общения.

Многие отечественные и зарубежные ученые-методисты и психологи (П.Я. Гальперин, Д. Брунер, Т. К. Донская, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т. Г. Рамзаева и др.) считают, что человек овладевает знанием мира в том виде, в котором оно представлено родной речью. Русский язык находит свое выражение в фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе и в речи как продукте речевой деятельности говорящей / пишущей личности ребенка, изучающей родной язык в школе.

В процессе изучения родного языка в школе ребенок должен осознавать свою потребность в овладении грамотной речью как способом а) познания окружающего мираб) самовыражения и самоутверждения через родной язык.

На современном этапе развития лингвометодики одной из наиболее сложных и актуальных проблем остается проблема обучения орфографической грамотности младших школьников в процессе личностно ориентированного обучения родному языку (H.H. Алгазина, E.H. Быстрова, Т. К. Донская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, A.B. Текучев, Г. И. Пашкова и др.). Это объясняется трудоемкостью процесса овладения орфографическими умениями и навыками, требующего от учащихся а) высокого уровня абстрагирования и обобщения в процессе изучения правил орфографии родного языкаб) осознанного их использования в самостоятельных (письменных) высказываниях. Не случайно указанный аспект обучения постоянно находился и находится в поле зрения ученых и учителей-практиков (Л.И. Айдарова, H.H. Алгазина, Т. Д. Бочкарева, В. Ф. Иванова, Г. Н. Приступа, М. В. Ушаков, Т. Г. Рамзаева, В. В. Репкин, Н. С. Рождественский, Л. В. Савельева, A.B. Текучев, М. П. Томина и др.), в работах которых отмечается, что орфографическая грамотность — это не только важнейшее условие развития языковой личности школьника, его речевой (языковой) культуры, полноценного усвоения всех школьных дисциплин, но и условие, в значительной степени влияющее на его дальнейшую социальную активность.

Вместе с тем требования гуманизации и демократизации школьного образования, заявленные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», как основные принципы реформирования общеобразовательной школы, достижения психолого-педагогических наук в области исследования проблемы развития и саморазвития личности учащегося в процессе обучения и воспитания (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, М. Т. Баранов, П. П. Блонский, Т. К. Донская, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, A.B. Текучев, Л. П. Федоренко, A.B. Хуторской Т. В. Яковлева и др.), применение лингвометодических и психолингвистических подходов к изучению феномена «языковая личность» школьника (Г.И. Богин, Е. А. Быстрова, Е. С Бутакова, Т. К. Донская, И. Б. Игнатова, Ю. Н. Караулов, О. Н. Рукавицына, И. А. Устименко и др.), развитие коммуникативно-деятельностного направления в обучении русскому языку в начальной школе (М.Р. Львов, Т. Г. Рамзаева,.

М.М. Разумовская, Н. С. Рождественский и др.) позволяют по-новому рассмотреть некоторые вопросы обучения орфографической грамотности, а именно: поэтапное формирование орфографических умений и навыков учащихся в процессе осознанного усвоения орфографических правил при личностно ориентированном подходе к преподаванию русского языка в начальной школе.

Степень научной разработанности проблемы.

В настоящее время продолжается научно-теоретическая и экспериментальная разработка и апробация различных моделей и технологий обучения орфографической грамотности младших школьников, затрагивающих их организацию, содержание, структуру, принципы и методы обучения.

Не теряют актуальности лингвометодические научные работы, в которых а) анализируются основные принципы, методы и приемы обучения орфографии школьников (М.Т. Баранов, В. П. Беспалько, В. М. Блинов, Г. Л. Богданова, А. Б. Воронцов, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский и др.) — б) предлагаются различные лингвометодические технологии повышения эффективности обучения орфографической грамотности с позиций коммуникативно-деятельностного подхода (Е.А. Быстрова, Т. К. Донская, О. Н. Рукавицына и др.) — в) выявляются основные трудности овладения младшими школьниками орфографической грамотностью (H.H. Алгазина, Г. Н. Приступа, Г. И. Пашкова, Т. Г. Рамзаева, H.A. Щербакова и др.) — д) определяется содержание обучения орфографии в начальной школе (Л.И. Айдарова, H.H. Алгазина, М. Р. Львов, М. М. Разумовская и др.).

Существует целый ряд методических исследований, в которых.

1) сформулировано и определено содержание обучения орфографии в начальной школе (H.H. Алгазина, В. Ф. Иванова, М. Р. Львов и др.);

2) произведен отбор требований к орфографическому материалу (Г.Н. Приступа, А. Н. Гвоздев, М. В. Ушаков, A.B. Текучев и др.) — 3) выявлена логика представления учебного орфографического материала в программе, учебниках, методических рекомендациях. (Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Н. Ф. Виноградова, Л. Я. Желтовская, Л. М. Зеленина, Н. Б. Истомина, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, О. В. Пронина, Н. С. Рождественский Т.Е. Хохлова и др.).

В различных концепциях образования неоднократно подчеркивалась необходимость включения личностных элементов в содержание обучения родному языку (В.В. Виноградов, Е. А. Быстрова, Е. С Бутакова, Г. И. Богин, Т. К. Донская, Т. Г. Рамзаева и др.).

Применительно к обучению орфографической грамотности младших школьников личностно ориентированное обучение — это обучение, создающее условия для самореализации, саморазвития языковой личности школьника в ходе овладения языковой системой родного языка и правилами ее функционирования в речи. Данный подход требует учета совокупности индивидуальных способностей и возрастных характеристик ребенка для повышения качества усвоения им программного материала по русскому языку.

Личностно ориентированный подход к обучению орфографической грамотности младших школьников, как показало наше исследование, требует учета индивидуальных психолого-педагогических и возрастных характеристик ребенка в процессе формирования и развития совокупности языковых / речевых способностей ученика, повышению качества усвоения им образовательных стандартов по русскому языку в начальной школе.

Таким образом, выбор темы нашего диссертационного исследования обусловлен актуальностью проблемы личностно ориентированного обучения младших школьников орфографической грамотности в процессе изучения русского языка в начальной школе.

Целью исследования является разработка научно обоснованной и экспериментально проверенной лингвометодической модели личностно ориентированного обучения орфографической грамотности учащихся 3-го класса начальной школы.

Объект исследования — процесс обучения орфографии младших школьников с позиций личностно ориентированного обучения.

Предмет исследования — методическая организация процесса личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников.

Предпринятое исследование направлено на верификацию следующей гипотезы: обучение орфографической грамотности младших школьников будет более эффективным и продуктивным при соблюдении следующих условий: реализация личностно ориентированного подхода к формированию и развитию орфографических умений и навыков младших школьников в процессе изучения родного языка в начальной школе;

— обеспечение поэтапного формирования орфографических умений и навыков у младших школьников на основе сознательного усвоения правил русской орфографии, что будет способствовать развитию у них лингвистических способностейувеличение в процессе обучения орфографической грамотности творческих заданий, которые способствуют выстраиванию личностно значимой системы знаний;

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения ряда исследовательских задач: определить лингвометодические основы личностно ориентированного обучения орфографической грамотности учащихся начальных классовисследовать основные принципы личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников в их взаимосвязи с общедадиктическими и частнометодическимивыявить трудности овладения орфографическими умениями и навыками в зависимости от различных когнитивных характеристик младших школьников, а также установить причины появления и устойчивости орфографических ошибок в письменной речи учениковЗ класса;

— разработать, научно обосновать и экспериментально проверить лингвометодическую модель личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников;

Теоретической основой исследования послужили: идеи личностно ориентированного обучения (H.A. Алексеев, A.B. Петровский, A.B. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — концепция личностно ориентированного обучения русскому языку (Г.И. Богин, Е. С. Бутакова, Т. К. Донская, Н. В. Еременко, И. Б. Игнатова, Ю. Н. Караулов, О. Н. Рукавицына и др.) — исследования в области речевой деятельности (JT.C. Выготский, Н. И. Жинкнн, И. А. Зимняя, Т. А. Ладыженская, A.A. Леонтьев, Е. И. Пассов и др.). Важную роль сыграли работы по технологии обучения в целом (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Т. М. Давыденко и др.) и методике обучения родному языку в частности (Т.К. Донская, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, A.B. Текучев, Л. П. Федоренко и др.).

Методологической основой исследования является философское понимание неразрывности триединства «язык — мышление — речь», которое определяет творческий характер обучения родному языку (Т.А. Ладыженская, A.A. Потебня, В. М. Солнцев, Л. В. Щерба и др.).

Основополагающей для данного исследования является теория комплексного подхода к изучению индивидуальных особенностей учащихся и индивидуализации процесса обучения (Б.Г. Ананьев, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Б. П. Есипов, В. В. Краевский и др.), идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, П. П. Блонский В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), которые позволили раскрыть отдельные грани изучаемой проблемы.

Методологическим ориентиром исследования выбран личностно ориентированный подход к обучению орфографической грамотности учащихся начальной школы (Е.С. Бутакова, Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, М. М. Разумовская, Т. Г. Рамзаева и др.). Методология обусловила необходимость выделения ведущих идей, методов, их теоретическое обоснование, анализ и обобщение эмпирического материала, разработку методической модели обучения орфографической грамотности письменной речи младших школьников.

Для достижения поставленных задач и проверки исходных положений в программу исследования включена система методов: теоретические (анализ и обобщение теоретических данных из различных областей лингвистики, психологии, психолингвистики, дидактики, методики преподавания русского языка в начальной школе с целью разработки экспериментальной модели личностно ориентированного обучения орфографической грамотности) — экспериментальные (психолого-педагогическая диагностика, экспериментальное обучение, контрольный срез);

— статистические (количественная и качественная обработка данных, полученных в ходе констатирующего среза, обучающего эксперимента и контрольного среза).

Научная новизна исследования состоит в том, что проведенное исследование выполнено в русле личностно ориентированного обучения младших школьников в процессе обучения орфографии родного языка в начальных классахвыявлена специфика использования принципов, методов и приемов личностно ориентированного обучения младших школьников орфографической грамотности на основе учета возрастных, индивидуально-психологических особенностей и когнитивных характеристик учащихся начальной школы (доминирование полушарий головного мозга, сенсорные предпочтения, когнитивные типы);

— - обоснован процесс поэтапного формирования орфографических умений и навыков младших школьников на основе сознательного осмысления орфографических правил в процессе выполнения творческих заданий, способствующих повышению речемыслительной активности учащихся при овладении орфографией родного языка;

— разработана и экспериментально обоснована лингвометодическая модель личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников.

Теоретическая значимость определяется научной новизной и характером предпринятого исследования, обозначившего лингвистические, психологические, психолингвистические и методические' проблемы, связанные с дальнейшим развитием методики личностно ориентированного обучения младших школьников:

— дано теоретическое обоснование личностно ориентированного подхода к обучению орфографической грамотности младших школьников;

— уточнены основные закономерности и принципы личностно ориентированного обучения орфографической грамотности учащихся 3-го класса;

— выявлены критерии сформированное&tradeорфографических умений и навыков.

Практическая значимость работы состоит в том, что спроектирована лингвометодическая модель личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников, а также разработана система учебных заданий и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности учащихся с учетом их когнитивных характеристик, что способствует выстраиванию личностно значимой системы знаний.

Разработанная модель личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников является актуальной для современной теории и практики обучения родному (русскому) языку в начальной школе. Материалы исследования могут быть использованы методистами, учителями-практиками на уроках по русской орфографии в начальной школе, для создания учебных пособий, методических рекомендаций, разработки учебных программ по личностно ориентированному обучению, а также в курсе методики преподавания русского языка в начальной школе.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили МОУ МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. ¦ Белгорода», МОУ «Верхопенская Средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова» Белгородской области, МОУ «Средняя общеобразовательная школа ,№ 31 г. Белгорода», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 г. Белгорода».

Всего в эксперименте принял участие 461 учащийся 3 классов.

Этапы исследования:

Первый этап (2004 — 2005 гг.): изучение и анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы по проблеме исследованияразработка исходных позиций исследованияизучение и обобщение педагогического опыта, подготовка экспериментальной базы исследования.

Второй этап (2005 — 2007 гг.): проведение констатирующего и обучающего экспериментов, обработка и осмысление полученных данных, их психолого-педагогический анализ, апробация разработанной модели личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьниковобобщение, систематизация результатов экспериментально-опытной работывнедрение их в практику работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Белгорода» и МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова» Белгородской области.

Третий этап (2007 — 2008 гг.): обобщение и систематизация накопленных научно-теоретических сведенийподведение итогов формирующего этапа исследованияоформление исследовательских данных в виде диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены привлечением разнообразной научно-методической литературы по теме исследования, применением исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, гипотезе и задачам исследованиярациональным сочетанием теоретической и опытно-экспериментальной частей исследования. Объективность результатов подтверждена данными опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной модели личностно ориентированного обучения орфографической грамотности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 8 публикациях по теме диссертационного исследования, в докладах на научных российско-украинских семинарах «Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур» (Белгород, 2006 г., 2007 г.), международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте '2007» (Одесса, 2007 г.), психолого-педагогических чтениях «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современных условиях» (Белгород, 2008 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

I. Эффективность обучения орфографической грамотности младших школьников может быть достигнута в результате реализации на практике предлагаемой в исследовании лингвометодической модели, построенной на основе: учета психолого-педагогических и лингвометодических особенностей личностно ориентированного обучения орфографической грамотности учащихся начальных классовпоэтапного формирования орфографических умений и навыков у младших школьников в условиях личностно ориентированного обучения;

— учета возрастных, индивидуально-психологических особенностей и когнитивных характеристик учащихся начальной школы (доминирование полушарий головного мозга, сенсорные предпочтения, когнитивные типы).

2. В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения учет трехуровневой организации языковой личности способствует: сознательному овладению учащимися 3 класса теоретическими знаниями о системе орфографических правил русского языкаформированию и совершенствованию коммуникативных, орфографических умений и навыков языковой личности младших школьниковразвитию речи, мышления, лингвистических способностей учащихся.

3. Эффективность обучения орфографической грамотности существенно возрастает в условиях личностно ориентированного обучения, чему способствует: сочетание творческих приемов с нормативными, позволяющими ученикам эффективно усвоить программный материал на личностно значимом уровне, создающими условия для индивидуального «образовательного приращения» (A.B. Хуторской) школьника в процессе осознанного усвоения языковых единиц и правил их функционирования в речиувеличение доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, повышающих уровень речемыслительной деятельности и творческой результативности овладения орфографической грамотностью учащихся;

— создание системы упражнений с учетом когнитивных характеристик учащихся.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка по теме исследования и приложений.

выводы.

1. При создании методики обучения необходимо рассмотреть вопрос о классификации ошибок. Мы вслед за Н. С. Рождественским выделяем. ошибки графические, ошибки орфографические, ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов, ошибки против правил об употреблении больших и малых букв, ошибки против правил переноса слов.

Школьная практика показывает, что письменные работы учащихся начальных классов содержат довольно много орфографических ошибок. Среди причин орфографических ошибок мы выделили 4 группы: причины, связанные с организацией работы над ошибкамипричины, связанные с усвоением учащимися знаний, умений и навыков из различных разделов программы по русскому языкупричины, связанные с усвоением учащимися. правил правописанияпричины, связанные с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.

2. Создание методики личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников базируется на общедидактических принципах (научностидоступности и посильностипоследовательности и систематичностипреемственностипрочностинаглядностисознательности и активности), частнометодических принципах (формирования чувства языка и опоры на негоединства развития речи и мышлениякоммуникативной направленностиповышения языковой и. речевой мотивацииопоры на морфологический состав словасвязи занятий по орфографии со словарной работойопоры на звуко-буквенный состав слова) и принципах личностно ориентированного обучения (принцип самоценности индивидуумаопределения обучающегося как активного субъекта учебной деятельностиучета индивидуально-психологических особенностей обучающегосяопоры на субъектный опыт обучающегосявыбора индивидуальной образовательной траекторииметапредметных основ образовательного процессапродуктивности обученияситуативности обучения), которые рассматриваются в экспериментальном обучении в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

3. В связи с тем, что личностно ориентированное обучение предполагает создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы максимальный психологический комфорт для учащихся, необходимо учитывать: а) когнитивные типы памяти', контекстно-зависимый и контекстно-независимыйб) доминантность полушарий головного мозга: левополушарные и правополушарные учащиесяв) сенсорные предпочтения младших школьников в сборе и обработке информации в процессе личностно ориентированного обучения орфографической грамотности: визуалы, аудиалы, кинестетики.

4. Учитывая соответствие методов принципам и задачам личностно ориентированного обучения было установлено оптимальное соотношение методов для приобретения знаний и формирования орфографических умений и навыков. В экспериментальном обучении орфографической грамотности младших школьников использовались методы получения знаний (теоретико.

I 1 познавательные: объяснительно-иллюстративный: словесные, наглядные, ^ метод опережающего обучения) и методы формирования умений и навыков практические: частично-поисковый, исследовательский, метод микрооткрытий, метод погружения).

5. Методы обучения реализуются через приемы, представляющие собой конкретные операции, производимые обучаемым с учебным материалом.

В экспериментальном личностно ориентированном обучении орфографической грамотности младших школьников использовались такие приемы, как разъяснение понятий, сообщение терминов, показ иллюстраций, анализ, синтез, формулировка правил, иллюстрация правил, формулировка выводов, обобщений, составление алгоритма действий по правилу, подбор примеров к правилу, решение проблемных задач посредством диалога и т. п.

6. Главным условием личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников является создание комплекса упражнений, направленного на поэтапное формирование орфографических умений и навыков. При создании комплекса упражнений экспериментального обучения нами учитывались такие факторы, как лингвистический, психолингвистический и методический.

В экспериментальный комплекс были включены упражнения, отражающие поэтапность формирования орфографических умений и навыков (пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие), что позволило создать эффективную систему обучения орфографии. При этом учитывалось соответствие когнитивных характеристик учащихся.

7. Апробация методов и приемов, а также комплекса упражнений в процессе экспериментального обучения доказала высокую эффективность созданной лингвометодической модели личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников, о чем свидетельствует количественный анализ результатов контрольных срезовых работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе диссертационного исследования была проанализирована лингвистическая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Проведенный анализ позволил произвести отбор учебного материала, направленного на личностно ориентированное обучения орфографической грамотности младших школьников.

Результаты проведенного исследования, посвященного личностно ориентированному обучению орфографической грамотности младших школьников, подтверждают актуальность и практическую значимость проблемы.

Личностно ориентированное обучение создает условия для полноценного формирования и развития языковой личности младшего школьника, поскольку 1) определяет учащегося как активного субъекта учебной деятельности- 2) способствует становлению таких его личностных качеств, как способности к самообразованию, саморазвитию, формированию творческих способностей, познавательного интереса- 3) опирается на субъективный опыт обучающегося- 4) максимально учитывает индивидуальные особенности обучающегося. Именно такая организация обучения совершенствует процесс обучения орфографической грамотности младших школьников.

Итоги проведенного экспериментального обучения подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что эффективность личностно-ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников может быть достигнута в результате реализации на практике предлагаемой в исследовании методической системы, построенной на основе учета психолого-педагогических и лингвометодических особенностей работы по обучению орфографической грамотностипоэтапного формирования орфографических умений и навыковучета индивидуально-психологических особенностей учащихся (доминирование полушарий головного мозга, сенсорные предпочтения, когнитивные типы). Помимо этого необходимо учитывать трехуровневую организацию языковой личности, что в свете проблемы личностно ориентированного обучения способствует формированию и углублению теоретических знаний учащихся о системе орфографии современного русского языка, сознательному овладению орфографическими умениями, формированию орфографических навыков.

Увеличению эффективности обучения орфографической грамотности в условиях личностно ориентированного обучения способствует увеличение доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных ответов, повышающих творческую результативность овладения орфографической грамотностью, что в свою очередь, влияет на развитие языковой личности учащихсясоздание системы упражнений, предполагающей учет когнитивных характеристик учащихсявключение в учебный процесс по орфографии метапредметного содержания, что определяет целостность содержания и способствует саморазвитию младших школьников.

Введение

в научную парадигму нашего исследования понятия «языковой личности» позволяет определить уровни развития лингвистической и коммуникативной компетенции личности учащихся с ее жизненными доминантами, воспитанными семьей, социальной средой, национальными традициями и т. д., а также языковой средой, которая оказывает существенное влияние на становление и развитие языковой личности школьника.

Этапы формирования и развития языковой личности (структурно-семантический, тезаурусный, мотивационно-прагматический) предопределяют цели, содержание лингвометодической модели, направленной на личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников.

При личностно ориентированном обучении орфографической грамотности младших школьников использовались общедидактические принципы (научностидоступности и посильностипоследовательности и 1 систематичностипреемственностипрочностинаглядностисознательности и активности), частнометодические принципы (формирования чувства языка и опоры на негоединства развития речи и мышлениякоммуникативной направленностиповышения языковой и речевой мотивацииопоры на морфологический состав словасвязи занятий по орфографии со словарной работойопоры на звуко-буквенный состав слова) и принципы личностно ориентированного обучения (принцип самоценности индивидуумаопределения обучающегося как активного субъекта учебной деятельностиучета индивидуально-психологических особенностей обучающегосяопоры на субъектный опыт обучающегосявыбора индивидуальной образовательной траекторииметапредметных основ образовательного процессапродуктивности обученияситуативности обучения), которые рассматриваются в экспериментальном обучении в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

В соответствии с принципами экспериментального обучения и решением задач обучения орфографической грамотности младших школьников использовались следующие группы методов:

— методы получения знаний (теоретико-познавательные: объяснительно-иллюстративный: словесные, наглядные, метод опережающего обучения);

— методы формирования умений и навыков (практические: частично-поисковый, исследовательский, метод микрооткрытий, метод погружения).

Соотношение методов и приемов обучения младших школьников орфографической грамотности определяется а) целью обученияб) содержанием учебного материалав) уровнем знаний, навыков и умений. учащихсяг) характером познавательной деятельности младших школьниковд) уровнем развития языковой личности.

Классификация упражнений, обоснованная в соответствии с поэтапным формированием орфографических умений и навыков включает упражнения пропедевтические, иллюстративные, закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Методы и приемы обучения, система упражнений были. сориентированы на стимулирование творческой деятельности младших школьников, что повысило эффективность обучения орфографической грамотности, создав условия для прочного усвоения знаний и формирования орфографических умений и навыков.

Полученные в ходе исследовать выводы позволяют утверждать, что предложенная экспериментальная модель способствует повышению эффективности личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников.

Исследование показало необходимость дальнейшего изучения 4 рассматриваемой проблемы по следующим направлениям:

1) разработка научно-методических комплексов для учителей и учащихся;

2) разработка программы подготовки учителей начальных классов к реализации идеи личностно ориентированного обучения орфографической грамотности младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Психология усвоения языка (Построение экспериментального курса русского языка на начальном этапе обучения) Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук / Л. И. Айдарова. М., 1982. -37 с.
  2. , Г. Ю. Проверьте свои способности Текст.: пер. с англ / Г. Ю. Айзенк. СПб.: Лань: Союз, 1996. — 159 с.
  3. , H.H. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V — VII классов Текст.: пособие для учителя / H.H. Алгазина. М.: Просвещение, 1965, —280 с.
  4. , H.H. Формирование орфографических навыков учащихся Текст.: пособие для учителя / H.H. Алгазина. М.: Просвещение, 1987.- 158 с.
  5. , H.A. Понятие о личностно ориентированном обучении Текст. / H.A. Алексеев // Завуч, 1999. № 3. — С.113−127.
  6. , Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку Текст. / Е. В. Алтабаева // Начальная школа, 2005. № 10. — С. 34−37.
  7. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990.-560 с.
  8. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст.: избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев- ред. A.A. Бодалев- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М.- Воронеж: Инт практической психологии: МОДЭК, 1996. — 384 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах Текст. / Ю. К. Бабанский. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Рад.шк., 1984.-287 с.
  10. , А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников Текст. / А. К. Байметов // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1967. — С. 104−135.
  11. , С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно ориентированного обучения Текст. / С. А. Барамзина // «, Педагогика. 2006. — № 8. — С. 41−47.
  12. , М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков Текст. / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. — 1993. — № 3. -С. 39.
  13. , М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы Текст. / М. Н. Берулава // Педагогика, 1996. № 4. — С. 23−27.
  14. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы Текст. / ред. JI.E. Журова. М.: Вентана-Графф, 2002. — 320 с.
  15. Беседы с учителем: Третий класс четырёхлетней начальной школы ' •• Текст. / ред. JI.E. Журова.- М.: Вентана-Графф, 2000. 384 с.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  17. , В.М. Эффективность обучения Текст.: Методологический анализ определения этой категории в дидактике / В. М. Блинов. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  18. , П.П. Психология младшего школьника Текст.: Избранные психологические труды / П.П. Блонский- под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Маринковской. М.: Институт практической психологии, 1997. -574 с.
  19. , Г. А. Опрос на уроках русского языка Текст.: книга для учителя: из опыта работы / Г. А. Богданова- рец. П. Ф. Ивченков, З. П. Крылова. М.: Просвещение, 1989 — 144 с.
  20. , Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текста Текст.: Автореф. дисс. .д-ра филол. наук / Г. И. Богин. Л., 1984. — 25 с.
  21. , Д.Н. Психология обучения орфографии Текст. / Д. Н. Богоявленский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1966.-307 с.
  22. , Д.Н., Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе Текст. / Д. Н. Богоявленский, H.A. Менчинская, Академия педагогических наук РСФСР, Институт психологии. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 347 с.
  23. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-212 с.
  24. , Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок Текст. / Т. Д. Бочкарева // Начальная школа, 2001. № 3. — С. 17−20.
  25. , H.H., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека Текст. / H.H. Брагина, Т. А. Доброхотова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. — 239 с.
  26. , Дж. Психология познания Текст. = Beyond the Information Given: За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер- пер. с англ. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  27. , В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся Текст.: в свете теории речевой деятельности. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1993. — 184 с.
  28. , Н.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 4 кн. Кн. 4 / Н.Ф. Бунаков- сост. В.Д. Соловьева- Академия пед. наук РСФСР. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. — 412 с.
  29. , Ф.И. О преподавании отечественного языка Текст. / Ф.И. Буслаев- вступит, статья и коммент. Е. Н. Петровой. JL: Учпедгиз. Ленингр. отд-ние, 1941. — 248 с.
  30. , Г. Г. Методика блочного обучения как условие формирования орфографической грамотности учащихся Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 29 апреля, http: //www. eidos.ru/ journal/2005/0529−01 .htm.
  31. , E.A. Обеспечить свободное владение русским языком Текст. / Е. А. Быстрова // Русский язык в национальной школе. — 1986 — № 6.-С. 11−16.
  32. , Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? Текст. / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. 2001. — № 9. — С. 10−15.
  33. , Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» Текст. / Н. Ф. Виноградова. 2-е изд., перераб. — М.: Вентана Графф, 2003. — 48 с.
  34. Вопросы русской орфографии Текст.: сборник статей / отв. ред. В. В. Виноградов. М.: Наука, 1964. — 136 с.
  35. Выбор методов обучения в средней школе Текст. / А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харьковская и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. ' 4 М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  36. , JI.C. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
  37. , Ш. И. Урок и его значение для преемственной учебной работы Текст. / Ш. И. Ганелин // Известия АПН РСФСР. М. Вып.72, 1955.
  38. , Е.А. Система контрольно-диагностической деятельности учителя и учащихся в личностно ориентированном учебном процессе (на примере уроков русского языка) Текст.: Дисс. .канд.пед.наук / Е. А. Гаранина. — Тамбов, 2005. — 276 с. ' *
  39. , А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике Текст.: к 70-летию со дня рождения (1892−1959) / А.Н. Гвоздев- Академия педагогических наук РСФСР. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. — 283 с.
  40. , А.Н. Основы русской орфографии Текст. / А. Н. Гвоздев. 4-е изд. — М.: Учпедгиз, 1954. — 118 с.
  41. , H.A. Подготовка педагогов к работе по метапредметным программам // Сибирский учитель: научно-методтический журнал. Выпуск № 5 (47), сентябрь-октябрь 2006. http: //www.sibuch.ru/ ' 1 article. php?no=451 .htm.
  42. , Е.Я. Методы обучения в советской школеТекст. / Е. Я. Голант. -М.: Учпедгиз, 1957. 152 с.
  43. , Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека Текст.: психофизиологические исследования / Э. А. Голубева. — М.: Педагогика, 1980. 152 с.
  44. , Я.К. Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне Текст. / Я. К. Грот // Филологические разыскания. — СПб., 1873.-С. 459−668.
  45. , В. Язык и философия культурыТекст.: пер. с нем. / В. Гумбольдт- сост., общ.ред. и вступ. статьи A.B. Гулыш, Г. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1985. — 451 с.
  46. , Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма Текст. / Е. В. Гурьянов. М.: АПН • РСФСР, Ин-т психологии. — 264с.
  47. , Т.М. Проектирование учебного занятия Текст.: учебное пособие / Т. М. Давыденко, Е.В. Тонков- БелГУ. Белгород: БелГУ, 2002. — 91 с.
  48. , В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст.: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 288 с.
  49. Дидактика Текст. / под общ. ред. Б.П. Есипова- АПН РСФСР, Ин-т •, теории и истории педагогики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.
  50. Дидактика современной школы Текст.: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь- Научно-исследовательский институт педагогики Украинской ССР- под ред. В. А. Онищука. Киев: Радянська школа, 1987.-346 с.
  51. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег- сост. В.А. Ротенберг- вступ. ст. В. А. Ротенберг. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  52. , Т.К. Коммуникативная методика русского языка Текст.: ', Лекция / Т. К. Донская. — СПб.: Русская национальная школа, 2000. 50 с.
  53. , Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку в школеТекст. / Т. К. Донская. — СПб., 1989. -86 с.
  54. , Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку Текст. / Т. К. Донская. JL: Педагогика, 1985. — 80 с.
  55. , Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Г. М. Дульнев- под ред. Т.А. Власова- под ред. В. Г. Петрова. — М.: Просвещение, 1981. 176с. i
  56. , Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы Текст. / Н. В. Дьяченко // Инновации в образовании. 2007. — № 2. — С. 30−35.
  57. , Н.В. Личностно ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам с временным значением Текст.: Дисс. .канд.пед.наук / Н. В. Еременко. Белгород, 2000. — 241 с.
  58. , П.С., Репкин, В.В. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии Текст. / П. С. Жедек, В. В. Репкин // Обучение. орфографии в восьмилетней школе: пособие для учителя / ред.- сост. М. М. Разумовская.-М.: Просвещение, 1974. -С. 16−44.
  59. , Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе Текст. / Н. И. Жинкин // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в IV—VIII классах. -М, 1965. С. 104.
  60. , Н.И. Язык — речь творчество Текст.: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избранные труды / Н.И. Жинкин- сост., науч. ред. С. И. Гиндина. — М.: Лабиринт, 199. — 368 с.
  61. , С.Ф. К проблеме диагностики обучаемости школьников Текст. / С. Ф. Жуйков // Вопросы психологии. — 1971. — № 5.
  62. , С.Ф. Психологические основы оценки знаний по родному языку Текст. / С. Ф. Жуйков // Вопросы психологии. 1972. — № 3. -С. 71−85.
  63. , С.Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников) Текст. / С.Ф. Жуйков- Академия педагогических наук РСФСР. -М.: Просвещение, 1965. 355с.
  64. , A.B. Избранные психологические труды Текст.: В 2 т. Т.1. Психическое развитие ребенка / Запорожец A.B. М.: Педагогика. -1986. — 318 с
  65. , А.И. Материалы по занимательной грамматике русского языка Текст. / А. И. Зарецкий. М.: Гос. уч.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1961. — 60 с.
  66. , Э.Ф., Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика личности учащегося СПТУ Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова. -Свердловск, 1989. 88 с.
  67. , JI.M. Русский язык Текст.: учебник для 2 класса начальной школы: В 2ч. 4.1 / JI.M. Зеленина- Т. Е. Хохлова. М.: Просвещение, 2005. — 144 с.
  68. , JI.M. Русский язык Текст.: учебник для 2 класса начальной школы: В 2ч. 4.2 / JI.M. Зеленина- Т. Е. Хохлова. М.: Просвещение, 2005.- 143 с.
  69. , JI.M. Русский язык Текст.: учебник для 3 класса начальной школы: В 2ч. 4.1 / JI.M. Зеленина- Т. Е. Хохлова. М.: Просвещение, 2005.- 158 с.
  70. , JI.M. Русский язык Текст.: учебник для 3 класса начальной школы: В 2ч. 4.2 / JI.M. Зеленина- Т. Е. Хохлова. М.: Просвещение, 2004. — 173 с.
  71. , И.А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для вузов / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  72. , B.B. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем Текст. /В.В. Иванов. Москва: Советское радио, 1978. — 185 с.
  73. , В.Ф. Принципы русской орфографии Текст. /В.Ф. Иванова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 232с.
  74. , В.Ф. Трудные вопросы орфографии Текст.: пособие для учителей / В. Ф. Иванова. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982. ' 1- 175с.
  75. , М.В. Педагогические условия формирования орфографической зоркости в младшем школьном возрасте Текст.: Дисс.. канд.пед.наук / М. В. Игнатенко. Мурманск, 2006. — 153 с.
  76. , И.Б. Культура речевого общения как один из путей формирования языковой личности иностранного учителя-русиста Текст.: Монография / И. Б. Игнатова, Т.В. Самосенкова- БелГУ- БелГУ.- Белгород: БелГУ, 2001. 133 с.
  77. , И.Б. Личностно-ориентированное обучение англоговорящих студентов предложно-падежным формам с временным значением Текст.: Монография / И. Б. Игнатова, Н.В. Еременко- БелГУ. -Белгород: БелГУ, 2001. 219 с.
  78. Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа Текст.: На пути к совершенству // Т. В. Цирлина. М.: Сентябрь, 1977. — 83 с.
  79. , Д.И. Обучение диалогической речи Текст. / Д. И. Изаренков. -М.: Русский язык, 1986. 154 с.
  80. Избранные педагогические сочинения Текст. / Пер. с фр Селестен Френе- общ. ред., вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. М.: Прогресс, 1990. — 301 с.
  81. , И.Ф. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность Текст. / И. Ф. Исаев. Белгород: БелГУ, 2006 — 268 с.
  82. , Н.И. Профессиональная культура психолога образования Текст. / Н. И. Исаева. М. — Белгород: МГПУ- БелГУ, 2002 — 235 с.
  83. Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников Текст.: Проблема приемов умственной деятельности /
  84. E.H. Кабанова-Меллер- АПН РСФСР, Институт психологии. М.: АПН РСФСР, 1962.-376 с.
  85. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З.И. Калмыкова- НИИ общей и педагогической психологии * ^ АПН СССР.-М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  86. , Н.П., Щербакова, H.A. Методика преподавания русского языка в начальной школе Текст.: пособие для учителей нач. шк. / Н. П. Каноныкин, H.A. Щербакова. — Изд. 5-е, перераб. Л.: Учпедгиз, Ленинградское отделение, 1955. — 644с.
  87. , П.Ф. Детская и педагогическая психология Текст.: избранные психологические труды / П.Ф. Каптерев- Академия пед. и соц. наук- Моск. псих.-соц. ин-т. М.- Воронеж: Моск. психолого-социальный ин-т: МОДЭК, 1999. — 336 с.
  88. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. — Изд. 3-е, стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 263 с.
  89. , Ф.Д. Учет индивидуальных особенностей обучаемого как фактор повышения эффективности усвоения иностранного языка Текст.: Дисс.. канд.пед.наук. Владикавказ, 1999. — 158 с.
  90. , Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому ' «языку Текст. / Л.Л. Касаткин- под ред. П. А. Леканта. — М.: Высш. шк., 1991.-381 с.
  91. , Г. С. и др. Разработка требований к уровню подготовки выпускников 12-летней школы Текст. / Г. С. Ковалева // 12-летняя школа: проблемы и перспективы общего среднего образования / под • v ред. B.C. Леднева и др. М., 1999. — С. 227−253.
  92. , Г. С. Оценка знаний и умений Текст.: Международная программа PISA / Г. С. Ковалева // Школьные технологии, 2002. № 6. -С.203−217.
  93. , Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке Текст. / Г. В. Колшанский- Акад. наук СССР- Ин-т языкознания. М.: Наука, 1975. — 231 с.
  94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Учительская газета 2002. — № 31. — С. 26.
  95. , A.A. Психология Текст.: учебник / A.A. Крылов. М. 2001. -584с.
  96. , Н.Б. Подводные камни продуктивного образования Текст. /Н.Б. Крылова // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 109−118.
  97. , A.M. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы Текст.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Киев, 1970.
  98. , В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: ' «Методические рекомендации Текст. / В. В. Лаврентьев // Завуч. 2005.- № 1. — С. 83−88.
  99. , Т. А. Развитие речи учащихся Текст. / Т. А. Ладыженская. М.: Учпедгиз, 1960.
  100. , З.П. Изучение орфографии с применением ЭВМ Текст. / З. П. Ларских // Русский язык в школе. 1991. — № 5. — С. 22−27.
  101. , З.П. К грамотности ступеньки Текст.: вариативные дифференцированные задания по орфографии для учащихся начальныхклассов (с компьютерной поддержкой) / З. П. Ларских. в 3 ч.: 4.1. — 255с.- 4.2. — 275 е.- Ч.З. — 155 с. — М.: МПУ, 1998.
  102. , Н.Д. Детская и педагогическая психология Текст.: учебное пособие для педагогических ин-тов / Н. Д. Левитов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1964. — 479 с.
  103. , B.C. Содержание образования: сущность, структура,. перспективы Текст. / В. С. Леднев. 2-е дораб. изд. — М.: Высшая школа, 1991.-223 с.
  104. , A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. -М.-СПб.: Смысл- Лань, 2003. 288 с.
  105. , A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / A.A. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1969. -215 с.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 301 с.
  107. , И.Я. Система методов обучения Текст.: дидактический аспект • / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения русскому языку: Сборник статей: пос-е для учителей / сост. А. Ю. Купалова. М.: Просвещение, 1981.-С.14−27.
  108. , Б., Оксфорд, Р. Методы познания Текст.: руководство для учащихся / Б. Ливер, Р.Оксфорд. Салинас, Калифорния: АИГО (American Institute of Global Education), 1995.
  109. Личностно-ориентированный подход в работе педагога Текст.: разработка и использование / под ред. E.H. Степанова. — Москва: ТЦ Сфера, 2003.- 125 с.
  110. , В.И., Камышанченко, Е.В. Формирование познавательной активности школьников Текст.: Монография / В. И. Лозовая, Е. В. Камышанченко. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. — 232 с.
  111. , М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации Текст. / М. И. Лукьянова // Завуч. -2006. № 2. — С. 35−43.
  112. , М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока Текст. / М. И. Лукьянова // Завуч. — 2006.-№ 2. -С. 5−12.
  113. , С.Н. Методом опережающего обучения Текст.: кн. для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 193 с.
  114. , М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2004. — 463 с.
  115. , A.C. Проектировать лучшее в человеке. Текст. / A.C. Макаренко. — Минск: Университетское, 1989. 416 с.
  116. , М.И. Проблемное обучение Текст. / М. И. Махмутов. М. 1975.-367 с.
  117. , H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника Текст.: избранные психологические труды / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 221 с.
  118. Методика грамматики и орфографии в начальных классах Текст.: учебное пособие для педагогических ин-тов / В. А. Кустарева и др.- отв. ред. Н. С. Рождественский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
  119. Методика преподавания русского языка как иностранного Текст. / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров, М. Н. Вятютнев и др. М.: Русский язык, 1990.
  120. Методика родного языка, лингвистика, стилистика, поэтика Текст.: сборник статей / А. М. Пешковский. Ленинград- Москва: Госиздат, 1925.- 192 с.
  121. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов Текст. / Под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 112 с.
  122. , А.П. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография Текст.: пособие для учителей / А.И. Моисеев- М-во просвещения РСФСР. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 256 с.
  123. , Г. Б. Педагогические основания индивидуализации процесса обучения школьников грамотному письму Текст.: Дисс. .канд. пед. наук.-СПб, 2004.-187с.
  124. , Л.К. Индивидуальные различия первоклассников при овладении правописанием Текст. / Л. К. Назарова. М., 1960.
  125. , Л.К. Обучение грамоте на основе учета индивидуальных особенностей учащихся Текст.: пособие для учителя / Л. К. Назарова. -М.: Просвещение, 1965.-208 с. I
  126. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. -Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  127. , A.B. Основные вопросы методики правописания Текст.: пособие для учителей и студентов. — Белгород: Белгородское отд-е пед. общества РСФСР. Белгородский гос. пед. ин-т им. Ольминского, 1970. — 104 с.
  128. , В. Введение в общую дидактику Текст. / В. Оконь- предисл. ' * Т. А. Хмель. М.: Высшая школа, 1990. — 381 с.
  129. , Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам Текст. / под ред. Е. И. Пассова. -М.: Русский язык, 1977. 214 с.
  130. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед., ин-тов / 1 Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, H.A. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  131. , О.Н. Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения Текст.: Автореф. .канд.пед.наук /О.Н. Перелыгина. Улан-Удэ, 1999. — 23 с.
  132. , И.Г. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т.2 / под ред. В. А. Ротенбера, В. М. Клариной. -М.: Педагогика, 1981. -416 с.
  133. , A.B. Быть личностью Текст. / A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990. — 111 с.
  134. , Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология Текст. / Ж. Пиаже- пер. с фр. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  135. , K.K. Структура и развитие личности Текст. / K.K. Платонов- • ^ отв. ред. А.Д. Глоточкин- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1986.-255 с.
  136. , A.A. Личностно-ориентированное образование: история и практика Текст.: монография / A.A. Плигин. — М.: Профит Стайл, 2007.-431 с.
  137. , Л.И. Словотворчество как феномен языковой личности Текст.: Монография / Л.И. Плотникова- рец.: М. С. Зайченкова, Г. М. Шипицына- БелГУ. Белгород БелГУ, 2003. — 332 с.
  138. , A.A. Из записок по русской грамматике Текст. / • г A.A. Потебня. -М.: Просвещение, 1985. 287 с.
  139. , Г. Н. Основы методики орфографии в средней школе Текст. / Г. Н. Приступа. Рязань: РГПИ, 1973. — 215 с.
  140. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1980. — 224 с.
  141. Программа учебных заведений Российской Федерации: Начальные классы (1−4 классы) Текст.: программы. М.: Просвещение, 2004. -325 с.
  142. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. ' Текст.: программы. М.: Просвещение, 2002. — 213 с.
  143. Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» // Руководитель проф. Н. Ф. Виноградова Текст.: программы М.: Вентана-граф, 2002. — 125 с.
  144. , Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс Текст.: учебное пособие / Ю. Е. Прохоров. М.: Флинта: Наука, 2004. — 221 с.
  145. Психология и педагогика Текст.: учебное пособие / В. М. Николаенко, Г. М. Залесов, Т. В. Андрюшина и др.- отв. ред. В. М. Николаенко. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.
  146. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников Текст.: На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 182с.
  147. Развитие речи учащихся вспомогательной школы Текст. / .i
  148. B.Г. Петрова- НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977. — 200 с.
  149. , H.A. Технологические характеристики личностно ориентированного урока Текст. / H.A. Разина // Завуч. 2004. — № 3.1. C.125−127.
  150. , Т.Г. Русский язык. 2 класс Текст.: книга для учителя: планирование системы уроков / Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 128 с.
  151. , Т.Г. Русский язык. 2 класс. Текст.: учебник для 2 кл.. четырехлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева. — 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001.-208 с.
  152. , Т.Г. Русский язык: Зкласс. (1−4) Текст.: учебник / Т.Г. Рамзаева- МОРФ. 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
  153. , Т.Г. Русский язык. 4 класс Текст.: книга для учителя / Т. Г. Рамзаева. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
  154. , Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах Текст.: учебное пособие для педагогических институтов / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  155. , Н.П., Чернышева М. П. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека и психические процессы Текст. / Н. П. Реброва, М. П. Чернышева. СПб.: Речь, 2004. -96 с.
  156. , И.И. Личность. Индивидуальность. Общество Текст.: проблемы индивидуализации и ее социально-философский смысл / И. И. Резвицкий. -М.: Политиздат, 1984. 141 с.
  157. , B.B. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности Текст. / В. В. Репкин // Начальная школа. 1999. — № 7. — С.35−48.
  158. , В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия Текст. /В.В. Репкин // Вопросы психологии. -1960.-№ 2.-С. 31−35.
  159. , A.A. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии Текст. / A.A. Реформатский. М.: Наука, 1979. — 102 с.
  160. , Н.С. Обучение орфографии в начальной школе Текст.: пособие для учителей / Н. С. Рождественский. 2-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1960. — 295с.
  161. Рубинштейн, C. JL Основы общей психологии Текст.: В 2 т. Т.1 / C.JI. Рубинштейн- сост.: К. А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский- АПН СССР. М.: Педаг огика, 1989: — 485 с.
  162. Русский язык: Текст.: учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. 4.1 / C.B. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана Графф, 2004. — 160 с.
  163. Русский язык: Текст.: учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. 4.2 / C.B. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана Графф, 2004.- 158 с.
  164. Русский язык: Текст.: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. 4.1 / C.B. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана Графф, 2002.- 135 с.
  165. Русский язык: Текст.: учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы: В 2ч. 4.2. / C.B. Иванов, А. О. Евдокимова, М. Н. Кузнецова и др. М.: Вентана Графф, 2002.- 139 с.
  166. Русский язык. 3 кл. Текст.: книга для учителя: поурочное планирование / Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева. 5-е изд., стреотип. — М.: • Дрофа, 2002- 128 с.
  167. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т.2. / под ред. Г. Н. Джибладзе- сост. А. Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1981. 336 с.
  168. , JI.B. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографией Текст. / JI.B. Савельева // Начальная школа. 2003. — № 12. — С. 28−32.
  169. , Н.В. Методика преподавания педагогики Текст.: учебное пособие для фак. повышения квалификации / Н.В. Савин- рец. З.И. Равкин- М-во просвещения СССР. М.: Просвещение, 1987. — 207 с. • t
  170. , Ю.А. Очерки психологии ума: особенности умственных действий Текст. / Ю. А. Самарин. М.: АПН СССР, 1962. -504 с.
  171. , Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 287 с.
  172. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст.: Монография / В.В.Сериков- Волгоградский гос.пед.ун-т. — Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  173. , В.Н. Из истории русской фонетики Текст. / В. Н. Сидоров. ', М.: Наука, 1969.-110 с.
  174. , Е.С. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Теория интегрированного обучения Текст. / Е. С. Синицын. -Новосибирск: Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 2001. — 448 с.
  175. , А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии Текст.: практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 128 с.
  176. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / * - М.Н. Скаткин- АПН СССР. М.: Педагогика, 1971.-206 с.
  177. , В.В. Приемы повышения орфографической грамотности Текст. / В. В. Смирнова // Начальная школа: плюс До и После. — 2005. -№ 1. С. 52−54.
  178. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц Текст.: учебник для филологических факультетов / под ред. Е. И. Дибровой. -М.: Академия, 2001.-435 с.
  179. , В.М. Язык как системно-структурное образование Текст. / В.М. Солнцев- АН СССР, Институт востоковедения. М.: Наука, 1971 — 292 с.
  180. , М.С. Русский язык в начальных классах Текст.: учебно-методическое пособие / М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1999. — 236 с.
  181. , М.С., Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Лекции 1−4 Текст.: учебно-методической пособие / М. С. Соловейчик, О. О. Харченко. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 64 с.
  182. , И.Д. Учет особенностей восприятия детей при подготовке их к школе Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. — 25 июня, http://www.eidos.ru/journal/2008/0625−2.htm.
  183. , И.А. Проблемы анализа структуры значения слова Текст. / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979. — 156 с.
  184. , Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся Текст.: Дисс. .канд.пед.наук / Э. И. Сундукова. Оренбург, 1997. — 179 с.
  185. , В.А. Воспитание личности в советской школе Текст. / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа, 1965. -214 с.
  186. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с. 199 ¦ t
  187. , В.Н. Личностно ориентированное обучения младших школьников Текст. / В. Н. Тарасова // Начальная школа. — 2005. № 11. — С. 39−42.
  188. , М.П. Грамматическое домино» на уроках русского языка Текст. / М. П. Томина // Начальная школа. 1993. — № 1. — С. 31−32.
  189. , А.И. Общее языковедение Текст.: Лекции / А. И. Томсон. 2-е изд., перераб. и доп. — Одесса: Типография «Техник», 1910. — 448 с.
  190. , И.А. Русский язык в структурных схемах Текст.: учебное пособие для студентов педагогического фак-та. 4.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Лексикография. Лексикология. Фразеология / И. А. Устименко. Белгород: Политерра, 2005. — 42 с.
  191. , М.В. Методика правописания Текст.: пособие для учителя неполной средней и средней школы / М. В. Ушаков. 4-е изд, перераб. и доп. М.: Учпедгиз, 1959. — 254 с.
  192. , К.Д. Избранные произведения: Текст.: приложение к журналу «Советская педагогика». Вып. 1. Родной язык в начальной школе / К.Д. Ушинский- под ред. В. Я. Струминского. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1946.-188 с.
  193. , К.Д. Педагогические сочинения Текст.: В 6 т. Т.4 О первоначальном преподавании русского языка / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1989. 528 с.
  194. , К.Д. Полное собрание сочинений Текст.: В 11 т. Т.7. Родное слово: Год 3-й- руководство к преподаванию по «Родному слову» / К.Д. Ушинский- сост. В. Я. Струминский. — М. JL: [б. и.], 1949.-358 с.
  195. , Л.П. Закономерности усвоения родной речи Текст.: учеб. пособие по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  196. , Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку ' v Текст.: пособие для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1964. -255 с.
  197. , В.А. Наглядность письма в освещении современной психологии Текст.: Лекция, чит. в 1910 г. в г. Киеве на выставке «Детский труд» / В. А. Флеров. 2-е изд. — СПб.: М. Гутзац, 1912. -32 с.
  198. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий Текст. / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 134 с.
  199. , И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи ' * Текст. / И. И. Халеева. М.: Высшая школа, 1989. — 236 с.
  200. , И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов унтов и пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  201. , Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости Текст.: практическое пособие / Н. И. Хромов. — М.: Айрис-Пресс, 2007. 128 с.
  202. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С.58−64.
  203. , A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст.: пособие для учителя / A.B. Хуторской. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.
  204. , A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования Текст. / A.B. Хуторской // Педагогика. 1999. № 7.-С. 15−22.
  205. , С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся Текст. / С. Ф. Шатилов. JL: ЛГУ, 1985. — 56 с.
  206. , Е.Г. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Орфография Текст. / Е. Г. Шатова // Образование в современной школе / Под ред. Е. Г. Шатовой. М.: Изд-во МГПУ. — 2001 — № 5−6. — С. 23−26.
  207. , В.П. К вопросу о «единообразии» в орфографии по поводу академического руководства «Русское правописание» Текст. / В. П. Шереметевский. М., 1891.
  208. , Т.В. Сборник упражнений по русскому языку, 4 класс (1−4), 3 класс (1−3) Текст.: пособие для начальной и средней школы / Шклярова T.B. М: Грамотей, 2001. — 64 с.
  209. , П.Г. Очерки по философии образования Текст.: статьи и лекции / П. Г. Щедровицкий. М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. — 154 с.
  210. , Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики Текст. / Л.В. Щерба- ред. И. В. Рахманов, 2-е изд. М.: Высш. шк., 1974. — 112 с.
  211. , Л.В. Теория русского письма Текст. / Л.В. Щерба- отв. ред. и авт. предисл. Л. Р. Зиндер. Л.: Наука, 1983. -134 с.
  212. , М.В. Организация процесса усвоения иностранного языка на основе изучения индивидуально-личностных особенностей студентов Текст. / М. В. Щербакова // Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2005. — № 1. — С. 98−105.
  213. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. Москва: Педагогика, 1988. — 205 с.
  214. , Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников Текст.: Сборник статей / АПН РСФСР, Ин-т психологии- ред.Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. М.: АПН РСФСР, 1962. — 287с.
  215. Язык и личность. Текст. / Под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989. -216 с.
  216. , И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1995. -№ 2. С.31−42.
  217. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000 -176 с.
  218. , Т.В. Методика русского языка в средней школе Текст.: учебно-методическое пособие для студентов фак. педагогики • начального и дошкольного образования / Т.В. Яковлева- рец.: Т. Ф. Новикова, Л. М. Курганская. Белгород: БелГУ, 2002 — 44 с.
  219. , Т.В. Проблема использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов Текст.: учебное пособие / Т. В. Яковлева. Белгород: БелГУ, 1998. — 112 с.
  220. Bormann. Der orthografische Unterricht in seiner einfachsten Gestalt, 1840.
  221. Diestenveg A. Wegweiser zur Bildung fur deutsche Lehrer. PB. 1,1850.
Заполнить форму текущей работой